Женя жданова дизайнер муж: как его проводит дизайнер Женя Жданова? — INMYROOM
В гостях у Жени Ждановой: Как создать новогоднее настроение
Дизайнер Женя Жданова признаётся, что новогоднее настроение приходит к ней не раньше 20-х чисел декабря, когда дело доходит до покупки подарков. Но специально для Houzz Женя согласилась отрепетировать подготовку к празднику, а заодно рассказала о любимых арт-объектах и дала несколько новогодних советов, которые пригодятся каждому.
О проекте
Место: Москва, Хорошевский район
Кто здесь живёт: семья дизайнера Жени Ждановой
Автор проекта: хозяйка квартиры
Фото: Юрий Гришко
О квартире
Сюда семья переехала восемь лет назад, прежняя квартира в сталинском доме была маловата, в новой же для каждого удалось выделить собственную спальню. Центром притяжения стала кухня-гостиная со столовой группой, на которую приходится два больших окна: из них открывается отличный вид на город, а в хорошую погоду пространство заливает свет. Впрочем, и в межсезонье здесь светло и уютно благодаря зеркалам и жёлтым диванам, которые создают солнечное настроение.
«Создавая этот интерьер в 2010 году, я хотела, чтобы он был светлым и легким. И главное, чтобы его легко было трансформировать. Мне нужна была основа, которую можно преобразить средствами декора. Этой базой стала белая гамма. За восемь лет здесь даже ничего не пришлось перекрашивать, повезло с качеством строительства. Я меняю только текстиль и декор камина: раньше стену над порталом украшала бирюзовая камерунская шляпа, которая рифмовалась с другими акцентами того же оттенка», — рассказывает Женя.
Единственное, что хозяйка заказала для гостиной-столовой — диваны и обеденную группу. Остальное привезли из путешествий или создавали по авторскому замыслу Жени. Кое-что декоратор получила в подарок, в том числе ценные аксессуары: например, серебристую голову на консоли под телевизором. Это работа Пьеро Форназетти 1950-х, обрамлённая лаконичным современным каркасом.
Ещё одна голова, на этот раз из хрусталя — арт-объект Карима Рашида (на самом деле это держатель для книг). Третья, будто оклеенная газетами, — находка с итальянского блошиного рынка. «Так получилось, что я собрала целую коллекцию», — отмечает Женя.
Евгения Назарова
Посуда — сеть магазинов «Дом фарфора»
Огромный металлический сундук Женя купила на выставке в Голландии, причём упаковала в него личные вещи и сдала в багаж в аэропорту. А вот зелёную скульптуру из муранского стекла ждали целый месяц: это одна из последних работ знаменитого скульптора Пино Синьоретто, одна из самых ценных интерьерных находок. «Я вообще очень нежно отношусь к муранскому стеклу, — поясняет Женя. — Эту девушку мы увидели на одной из венецианских фабрик, и муж заказал её мне в подарок».
Пуф возле дивана создан в соавторстве с Марианной Могилевской: на него можно и положить ноги, чтобы расслабиться, и поставить поднос с чашкой кофе. Сами подносы — ещё одна разработка Жени: они сделаны из обычного багета и плитки Fornasetti, купленной на распродаже.
Абажур и подушки тоже придумали вместе с Марианной Могилевской: в ход пошли остатки ярких тканей, а основание привезли из Марокко. «Я до сих пор часто использую этот приём в своих проектах, особенно в детских: мамам очень нравятся такие абажуры и торшеры», — рассказывает Женя.
Женя Жданова
О досуге
По словам Жени, в кухне-гостиной удобно готовить и параллельно общаться с семьёй, и чаще всего близкие собираются за барной стойкой: у всех разный график, и поужинать вместе удаётся не каждый вечер. Стол накрывают по особым случаям, например, если семья не уезжает праздновать Новый год на дачу: такое бывает, если на 1 января запланирован авиаперелёт. На этот случай стол можно увеличить и принести из кладовки дополнительные стулья.
«Мы любим собираться большими компаниями, чтобы приехали все бабушки, дедушки, друзья и много детей. Вызываем Деда Мороза со Снегурочкой, но по мере того, как дети растут, необходимости в таких мероприятиях все меньше. Зато всегда красиво упаковываем подарки и разворачиваем их после боя курантов: вся красота сразу превращается в тонны упаковочной бумаги, зато радости детей нет предела — и это бесценно», — рассказывает Женя.
О праздничном декоре
Колорит интерьера построен на белой базе и акцентных цветах: такого же подхода Женя придерживалась и в новогоднем оформлении. Хедлайнером палитры стал зелёный: несколько оттенков в комплексе с декором цвета бирюзы и фуксии помогли создать настроение. Присутствуют и золотые акценты, одинаково органичные как для этого интерьера, так и в целом для праздничного оформления.
В этой квартире, по словам Жени, трудно представить традиционную ёлку. Да и не так уж много свободного места для пышной лесной красавицы. Поэтому ёлку выбрали альтернативную: это ветви, покрашенные золотой краской, которые хозяйка украсила маленькими игрушками из прозрачного и золотого стекла, а затем дополнила парой лёгких, почти невесомых перьев.
Камин — часть системы отопления: туда перенести радиатор и скрыли за белым стеклом. А чтобы декорировать портал к Новому году, в «топке»разместили композицию из свечей в подсвечниках и стеклянных фигурок.
«Стекло — идеальный материал, позволяющий добиться ощущения лёгкости. Прозрачный декор соотносится с элементами, которые присутствуют в интерьере постоянно. Например, люстрой из муранского стекла», — объясняет выбор Женя Жданова.
Золотые акценты для этого интерьера не в новинку: они особенно заметны на поверхности большой картины, украшающей каминный портал. Это работа Маши Кононовой — российской художницы, живущей в Бельгии. Камин окружают открытые стеллажи, и со временем книги вытесняют с полок декор. Здесь собраны издания про дизайн, искусство и путешествия; каталоги, которыми Женя пользуется в работе; журналы с публикациями дизайнера.
Декор стола
Доминанта сервировки — подсвечник с декоративной композицией, настоящей жар-птицей: Женя очень любит перья и часто использует их в интерьере. Основные тарелки — белые, они служат фоном для декоративных блюд, украшенных позолотой.
С узором рифмуются золотые ножки бокалов, а держатели для салфеток напоминают льдинки. Чтобы уравновесить холодную по тону композицию с большим количеством стекла, Женя добавила вместо скатерти льняные перекиды.
Советы по декору от Жени Ждановой
- Главное, чтобы концепция декора ложилась в пространство. В основе праздничного оформления в этой квартире всегда будет бело-золотая гамма, а вот с акцентами можно играть. В этом году такая роль досталась зелёному. «На даче, где у нас бревенчатый дом, хочется другого настроения. Там мы ставим лохматую ёлку и декорируем дом, используя более плотные и традиционные оттенки, например, красный», — поясняет Женя.
- Чтобы создать интересный декор, миксуйте то, что можно купить в магазине, с находками «с улицы». Например, Женя использовала в качестве альтернативы ёлке готовые прутья, но этот элемент можно повторить и своими силами. Отправляемся в лес или парк, находим длинные прутья, затем красим их из баллончика — и готово. После Нового года игрушки можно снять, а ветви останутся украшением интерьера.
- Еда и предметы быта тоже можно вписать в концепцию декора. Например, Женя сознательно выбирала конфеты в ярко-зелёной и в золотой упаковке, белые пряники — всё это тоже помогает сформировать настроение. А ещё красивые конфеты можно положить в вазу и перемешать с новогодними шарами.
Евгения Назарова
- Необычный подсвечник можно сделать за две минуты. Переворачиваем бокал, вниз кладём конфету в золотой обёртке, наверх — обычную плавающую свечу, завёрнутую в фольгу (можно воспользоваться обёрткой от такой же конфеты).
«В общем, всё, что вам нужно для новогоднего настроения — два бокала: один для подсвечника, второй — для шампанского. А чтобы вы его наверняка почувствовали, можно добавить мандарины, орехи и плейлист из новогодних треков», — смеётся Женя Жданова.
Женя Жданова: «Каждый проект – удивительная история конкретной семьи»
Дизайнер, декоратор, финалист международной премии International Design Awards 2017 в Лондоне входит в ТОП-100 дизайнеров по версии редакции AD. В Уфе она прочла лекцию о том, как эффективно использовать соцсети в работе дизайнера.
Как получилось, что вы связали свою карьеру с интерьерами?
У меня два высших образования, и оба никак не связаны с дизайном. Сначала я окончила фармацевтический факультет Московской медицинской академии, потом пошла в МГИМО изучать экономику. Вся моя карьера развивалась в области фармацевтического маркетинга. Развивалась быстро, успешно: в 2008 году я возглавляла департамент маркетинга одной из крупнейших аптечных сетей страны. Но, как это часто бывает, жизнь сама нас направляет в нужную сторону. Однажды я столкнулась с ситуацией, когда мне пришлось самой обустроить достаточно большую площадь своей квартиры. Изначально мне помогал архитектор, но наши отношения не сложились. И я поняла – если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Это время совпало с рождением моего младшего ребенка, я решила взять настоящий декретный отпуск, чего раньше никогда не делала, и воспользоваться возможностью изменить свою жизнь.
Итог своего первого проекта я отправила на конкурс «Дизайн-дебют» и стала одним из победителей в номинации по реализованным проектам. Такой результат меня очень вдохновил, и я занялась тем, что начала получать знания, которых мне не хватало. Проходила разные курсы и слушала лекции по колористике, истории стиля и интерьеров, ездила на выставки, ходила в музеи. И через какое-то время это сложилось в инструментарий, которым я сейчас пользуюсь и бесконечно наращиваю каждый день.
Какими интерьерами вы больше любите заниматься и почему?
Я люблю частные интерьеры. Каждый такой проект – это удивительная история конкретной семьи, которая состоит из определенных участников, а мне в процессе работы всегда интересно понять потребности каждого из этих людей. Я пытаюсь получить информацию о привычках, пристрастиях, тайных желаниях и мечтах всех обитателей жилья. Если в семье есть дети, я обязательно стараюсь поговорить и с ними и узнать, что их увлекает, какие цвета им нравятся, как они представляют себе идеальную комнату. Планировочное решение – едва ли не самый важный этап работы, ведь если не учесть все нюансы, дальше будет поздно что-то менять.
Что самое сложное в вашей работе?
Одним из самых трудоемких в последние годы стал проект реконструкции здания XV века в Италии. Пришлось разобраться с жесткими итальянскими нормами регулирования, научиться работать с местными архитекторами, инженерами, конструкторами и специалистами по безопасности, выстроить систему взаимодействия с подрядчиками. Многие из них – небольшие семейные производства, где принято работать совсем в другом ритме, чем мы привыкли в Москве. Но в итоге мы получили потрясающий по красоте проект, который опубликовали несколько итальянских и немецких изданий. Плюс мы получили очень много комментариев от местных жителей: они высоко оценили те изменения, которые нам удалось произвести. Из старой фермы мы сделали потрясающей красоты дом, наполненный всеми инженерными решениями, функционально продуманный с точки зрения планировки и максимально сохранивший все исторические материалы.
Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в вашей профессии?
Самое главное качество, о котором я говорю – любознательность. Очень многие вещи перед дизайнером или декоратором раскрываются не сами по себе, а в тот момент, когда он ищет встречи с ними. Безусловно, нужно уметь работать с пространством, цветом и формой. А еще каждый дизайнер или декоратор иногда выполняет роль психолога. Бывают ситуации, когда люди внутри семьи не могут договориться, как им оформить помещение, и дизайнеру приходится аккуратно и тактично приводить всех к финальному решению.
Расскажите о своей книге «Дом мечты».
Она ориентирована на тех, кто создает дом мечты без помощи дизайнера, и в нашей стране таких людей пока большинство. Для тех, кто в одиночку занимается своим интерьером, эта книга будет большой помощью и практическим руководством: она четко структурирована, объясняет функционал каждой комнаты и то, как можно настроить все под конкретные задачи, рассказывает, какие материалы стоит использовать, показывает их плюсы и минусы.
Каждый проект – это удивительная история конкретной семьи
Где и в чем вы находите источники силы для себя?
Источником вдохновения может быть все, что угодно: даже в магазине «Все для танцев» можно обнаружить интересную идею. А иногда я чувствую, что мне надо срочно подпитать свои творческие ресурсы, и тогда сознательно «иду за вдохновением» – в музеи, на антикварные блошиные рынки.
Есть ли у вас творческая мечта?
Я очень люблю море, солнце и ветер. И мне бы очень хотелось оформить большую красивую яхту, которая будет плавать по морям. Это была бы прекрасная локация для исполнения моей мечты.
Женя Жданова – Член Российской ассоциации декораторов и дизайнеров интерьера, ее работы регулярно публикуются в журналах Elle Decoration и AD Russia, а также на порталах Home Space, Ideal Home, Casa Shic. Основатель интерьерного онлайн-бутика Divadecor.ru. Лектор интенсивов Британской высшей школы дизайна и Elle Decoration Design Days. В 2018 году стала «Дизайнером года» по версии Inmyroom.
Текст: Наиля Валиева
Автор:
ufasobakaru,
Материал из номера:
Январь 2019
«А теперь война…» Евгений Лансере и Великая Отечественная война
Павел Павлинов
Артикул:
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Выпуск журнала:
№2 2015 (47)
ЕВГЕНИЙ (ЕВГЕНИЙ) ЛАНСЕРЕ — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, КТО НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕЖИЛ, НО И ЗАПИСАЛ В СВОЕМ творчестве МНОГИЕ СОБЫТИЯ КАК ПЕРВОЙ, ТАК И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ЗИМОЙ 1914-1915 ГОДА ОН ПОЕЗЖАЛ НА ТУРЕЦКИЙ ФРОН, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, КАЗАКОВ И СОБЫТИЯ НА ПОЛЕ БОЯ 1 . ЭТА ВОЙНА НАЗЫВАЛАСЬ «НАСТОЯЩЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ», И ЗА НЕЕ ПОСЛЕДИЛИ БОЛЬШЕВИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. НО НЕМНОГИЕ МОГЛИ ПРЕДЛОЖИТЬ, ЧТО НОВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА НАЧНЕТСЯ ТАК СКОРО. 4 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА ХУДОЖНИК НАПИСАЛ В ЕГО ДНЕВНИКЕ 2 : «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА! ОПЯТЬ ВСЕ РАЗРУШАЕТСЯ! НО ПОКА ВЛАДЕТ ИНЕРЦИЯ, ПОКА И Я, И ВСЕ ДРУГИЕ ГОВОРИМ И ЗАБОТИМСЯ О ТОНКОСТЯХ ПРОПОРЦИЙ И ОТТЕНКАХ ЦВЕТА!.. Я ДУМАЮ О ПАРИЖАНЦАХ И КОЛЯХ 3 .» 9 СЕНТЯБРЯ: «ОЛЁК 4 ЧУВСТВУЕТ ПЛОХУ, ПОТОМУ ЧТО ВОЙНА ПРИБЛИЖАЕТСЯ. ЛЮДИ СКУПАЮТ ПРОДУКТЫ. ВЕЗДЕ ОЧЕРЕДИ. ОГРОМНЫЕ ТОЛПЫ В СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ КАССАХ». 24 СЕНТЯБРЯ: «ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ СЛЕДУЮТ ОДНО ЗА ДРУГИМ ВО ВСПЫШКЕ: 17-ОЕ – В ПОЛЬШУ ВХОДЯТ СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА. ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОРОД ПОЛЬШИ, А ВЧЕРА — ЕЕ РАЗДЕЛ; ВСЕ ДУМАЮТ, КТО ЗАХВАТИТ ВАРШАВУ, КОТОРАЯ ПЕРЕДЕРЖАЕТ РАЗДЕЛ». НО ВОЙНА ДОЛЖНА ДО РОССИИ ТОЛЬКО В ИЮНЕ 1941 ГОДА.
В довоенные годы Лансере был занят и востребован как художник. Оформил иллюстрированную книгу «Эскизы Александра Головина к декорациям лермонтовского «Маскарада» (Москва-Ленинград, 1941), монографию Алексея Лебедева о Федоре Рокотове (Москва, 1941) и мемуары Михаила Нестерова «Давно минувшие дни» (Москва, 1941). ), и все эти работы были опубликованы. Однако по разным причинам многие из затеянных им росписей так и не были реализованы: это эскизы панно для парадного зала и плафонов над лестницей в Государственной библиотеке СССР имени Ленина (19).35-40), эскизы инкрустированного фриза зала искусств Всемирной выставки в Нью-Йорке (проекты 1938 г.), росписи плафона зрительного зала Большого театра (1940 г.; комитет по делам искусств отложил проект в апреле 1941 г. ).
Члены комиссии часто отмечали отсутствие «глубокой социалистической» идеи, что было справедливо, поскольку Лансере был склонен к использованию универсальных символов и аллегорий. К тому же композиции, отличавшиеся скорее аккуратной лепкой, чем декоративными пятнами, казались многим устаревшими Многие проекты, такие как оформление интерьера Большого зала Дворца Советов (1938-41) и работа в театре, были отменены из-за невзгод предвоенного и военного времени.
В августе 1942 года издательство Худфонд (Художественный фонд) по политическим мотивам отказалось печатать книгу о Сванетии с иллюстрациями Лансере. 13 июня 1941 года Лансере привез в Театр Станиславского свои окончательные эскизы и макеты декораций к опере Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре», но проект не был реализован из-за войны 5 . И всего за два дня до этого начало войны 20 июня 1941 Управлением железных дорог были утверждены эскизы двух панно, которые должны были украсить интерьер Казанского вокзала («Штурм Зимнего дворца» и «Торжество на Красной площади по случаю принятия Конституции СССР в 1936 году»). Реализация этих проектов была приостановлена с началом войны, а к 1943 году художник и вовсе отказался от них.Когда началась война, Лансере был в Москве, работал над эскизами росписи Казанского вокзала 6 . «Теперь война… Около часа позвонила Ида Федоровна и сказала — мы на войне, обстрелы в Киеве, Кишиневе, Каунасе, Севастополе, Житомире. Трудно было поверить», — писал он на вечер 22 июня. 27-28 июня художник работал в комиссии по оценке студенческих дипломных работ и проводил экзамен в Академии Архитектуры 7 . Только после этого он уехал к семье на дачу в селе Пески под Коломной. Дом был построен в 1939-40 годах, технические чертежи для него выполнил сын Лансере Евгений. Летом 1941 года Лансере хотели пристроить к дому новые постройки, но война помешала их планам.
Несмотря на обстрелы и предложения об эвакуации 8 , к концу августа семья приняла решение остаться. Во время сильнейших артобстрелов в октябре-ноябре 1941 их соседи предложили им «спрятаться в лесу». Слухи лишь подогрели существующие опасения. 18 октября Лансере писал: «Слухи очень туманны; ясно, что в Москве большая паника; поезда — вагоны с беглецами… Слухи о взятии Каширы. Но мы [им] не верим». В начале ноября, когда опасались наступления немцев из Каширы, на опушках леса были вырыты окопы. Но уже в декабре, когда немцы начали отступать, Лансере возобновил свои художественные проекты. 5 декабря его сын Женя повез в Москву эскизы к опере «Суворов». Но здоровье художника ухудшалось, и 28 декабря он посетил врача в Москве, который «проверил меня на общее состояние здоровья — поставил диагноз: похудание, истощение — отсюда грыжа». Однако с наступлением Нового 19 года42, отмечали на даче и в хорошем настроении: «елка, люстры со свечами; очень тепло, несмотря на трескучий мороз. Колобовы, Куприн, «Амировы» и я с Таней = 8 .»
В Песках Лансере жил с женой и ее племянницей Татьяной Арцебушевой; его сын Евгений и дочь Наталья, которым пришлось работать в колхозе за хлеб и картошку; и муж Натальи, архитектор Георгий Волошинов, и их дети Андрей и Мария. Для того, чтобы добыть пропитание, им приходилось проезжать или идти пешком 12 километров до Коломны, где они продавали свои вещи или обменивали их на продукты. 24 февраля 1942: «Свои золотые часики Олек обменяла на 2 пудов [около 33 килограммов] черной [ржаной] муки и мешок картошки». Семья держала козочек, а в 1943 году удалось купить корову и развести пчел.
В письме от 15 февраля 1944 г. Вениамину и Владимиру Белкиным в недавно освобожденный Ленинград Лансере так рассказывал о событиях 1941-1943 гг.: «Мы все провели первую военную осень и начало зимы на даче, и это было ужасное время: мы рыли окопы перед дачей, насыпали земли в валы, бомбили станцию - примерно в километре от дачи, мимо нас гнали скот, люди бежали, грохот орудий доносился до ближе, и тем не менее, немцы остановились в 40-50 километрах от нас и были оттеснены, а мы смогли удержаться там и тем самым сохранили нашу дачу и имущество.Конечно, время было трудное и в плане еды и денег … но это все равно несравнимо с тем, что вы перенесли». Их поселок назывался «Советский художник», и очень помогли их контакты с другими жителями, в том числе с Александром Куприным, Петром Кончаловским, Юрием Пименовым, Федоровыми, Колобовыми, Фомиными и другими. В то же время пребывание на даче подтолкнуло художника к написанию картин: он создал автопортрет (1942), виды Пески, триптих «Озеро Гейгель» (1943-44) 9 и натюрморты («Тыквы», 1943; «Охотничий натюрморт», 1944), в которых он развил принципы реалистическое искусство.
Интерес художника к военной тематике неуклонно возрастал с 1942 года, так как ему приходилось все больше времени проводить в Москве, работая над заказной графикой. С января по март оформлял обложку альбома «Картины московских художников для армии» и работал над издательским макетом книги «Великая Отечественная война», а чуть позже автолитографией «На Патруль». 29 январяВ 1942 году Лансере писал: «Я так хочу писать с натуры (на полях сражений)». Там он не оказался, но и в глубь страны, вдали от линии фронта, тоже не хотел. Когда пришло известие о погибших в блокадном Ленинграде 10 , предложения об эвакуации участились: Александр Герасимов, Сергей Меркуров и Борис лофан предложили переехать в Свердловск 11 .
Лансере стремился к точности в работе с мелкими деталями в своих работах. Когда он написал «Разгром немецкой артиллерийской части» 19 февраля42 года он пришел в Дом Красной Армии посмотреть немецкие орудия. В июне, готовя композицию (так и не законченную) «Концерт в госпитале», он зарисовал народных артисток СССР Надежду Обухову и Елену Степанову, как они пели в солдатском госпитале на Хавско-Шаболовском переулке в Москве, 21 сентября. -25 вместе с сыном и Алексеем Щусевым исследовал разрушение города Истры. Позднее, в 1944 г., он создал обложку, фронтиспис, заставки и форзацы для книги Щусева «Проект восстановления города Истры» (Москва, 1946). Тем временем перед Пасхой в апреле 1942 года Лансере приступил к работе над своей последней серией картин «Русские военные трофеи», выполненной по заказу Худфонда и состоящей из пяти исторических композиций: «После битвы на Чудском озере» («После битвы на Лед»), «Солдаты с трофейными ружьями» («Под Москвой, 1941»), «Вечер после Бородино» («Вечер после Бородинской битвы»), «На Куликовом поле», «Петр I после Полтавы» (« Полтавская Победа»). Завершенная к октябрю серия была представлена на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее 9.0014 12 от 7 ноября 1942 года, где он заменил эвакуированные произведения искусства Галереи. 19 марта 1943 года за эту серию художнику была присуждена Государственная премия СССР 2-й степени. В своей автобиографии он писал: «Когда я получил Сталинскую премию, мое мышление и образ мыслей изменились — теперь у меня появилась уверенность в себе и надежды на будущее». 13 Когда в конце 1943 года выставка закрылась, серия осталась в Третьяковской галерее.
Лансере всегда увлекался историей, и это сильно отличало его искусство. 19 февраля43 г. он встретился с историками Евгением Тарле и Алексеем Яковлевым, которые утверждали, что Сталинградская битва была поворотным моментом в войне, и сравнивали ее с битвой при Туре в 732 г. Через день после капитуляции Третьего рейха 6-я армия Лансере подошла к Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР с предложением написать триптих «Война и мир». Он подготовил эскизы только к двум разделам сочинения («Мобилизация» и «Артиллерийский бой в лесу»). Правая часть, с которой в годы войны было трудно справиться, осталась лишь в виде эскизов, как и весь триптих. Но сюжет правой части композиции — «Мир» — будет использован в росписи, после того как Лансере получил письмо начальника Казанского вокзала А. Попова от 7 февраля 1919 г.45 с требованием изготовить к ноябрю два панно для башни станции Сююмбика, сданной в эксплуатацию еще в 1939 году. «С обеда вытачивал замену предыдущим эскизам. Кажется, у меня есть идея. Фигурки Мира и Победы беру из эскиза в работах, кажется, из них получится то, о чем я давно мечтал», — написал художник в тот же день.
Фрески созданы только в 1946 году. Выполнены 19 мая.46, «Мир» изображает женщину в плаще, держащую ребенка и лавровую ветвь; на панно «Победа», работа над которым была начата только 3 августа и которую закончил сын академика уже после его смерти, по первоначальному замыслу должна была быть изображена Афина, но в мае 1945 года в эскизах к произведению фигурировал уже воин в кольчуге, шлеме и плаще, с мечом и копьем (но, вопреки просьбе, без ружья). Женщину в «Мире» окружают монохромные композиции на темы мирной жизни («Наука», «Искусство», «Семья», «Досуг», «Работа у станка», «Работа в поле»), в то время как воин обрамлен названиями десяти городов, в которых Советская армия одержала победу, каждое имя написано золотыми буквами. В письме Иосифу Карлу Великому от 7 ноября 19 г. 45, художник писал: «[Я] беспокоился, что моя трактовка сюжетов оттолкнет их — и они скажут: «Смотрите, это Богородица с младенцем Иисусом и святой Георгий с копьем» — но все прошло гладко».
Прежде чем пришла победа, Лансере провел два года, усердно работая над различными творческими проектами. 10 мая 1943 года в Третьяковской галерее открылась выставка семи художников старшего поколения, в которой, наряду с Лансере, участвовали Василий Бакшеев, Витольд Бялыницкий-Бируля, Игорь Грабарь, Василий Мешков, Иван Павлов и Константин Юон. 15 июля все художники, кроме Игоря Грабаря, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Это была последняя крупная выставка, на которой было представлено искусство Лансере при его жизни: каталог, напечатанный осенью 1944 перечислено более 100 картин, рисунков, эскизов к росписям и декораций, созданных им с 1907 г., но только семь работ, созданных во время войны (1941-42).
Тем не менее, было бы неправильно рассматривать эту выставку как завершающее событие в творчестве художника. Опыт Лансере имел большое значение в разных сферах художественной жизни: в ноябре-декабре 1943 года он был командирован Комитетом по делам искусств и Русским национальным театральным обществом в Тбилиси для изучения творчества местных художников, участия в консультациях по художественному воспитанию, предложить создать отделение прикладного искусства в Тбилисской академии художеств. Пригодился бы и талант Лансере к настенной росписи: 7 марта 1944 в Московском обществе советских художников он прочитал лекцию «Моя работа художника-монументалиста», а 19 апреля 1945 года в газете «Советское искусство» была опубликована его статья «О росписи». С 1943 года художник работал над реконструкцией Вахтанговского театра, пострадавшего от бомбы в 1941 году; в 1944 году, приняв предложение архитектора Дмитрия Чечулина, создал проект росписи потолка вестибюля и центрального плафона Театра имени Моссовета (ни один проект не был реализован). О широком спектре его таланта свидетельствуют консультации, которые он давал по поводу оформления станций метро (метро «ЗИС») и новых боевых наград (в том числе женских), о новой постановке Грибоедова «Горе от ума» в Малом театре, и его посещением встреч, на которых обсуждались этикетки для гиганта пищевой промышленности «Пищепром». Признание вклада Лансере в развитие различных направлений русской культуры завершилось решением о присуждении 69-й-летний художник, 26 февраля 1945 г. — звание Народного артиста РСФСР, 4 сентября 1945 г. — второй орден Трудового Красного Знамени.
После окончания войны, 18 мая 1945 г., Лансере писал сестре в Париж о кончине их брата Николая, умершего в 1942 г., но заканчивал письмо нотой надежды: «Теперь, когда это ужасная война закончилась победой, мы все верим, что установим связь со всеми вами, такими далекими и такими близкими, и, может быть, увидимся». Им не суждено было встретиться. Значительно раньше, 19 ноября.В 1942 году Лансере писал: «Все хотят знать, будут ли изменения после войны; большинство [думает], что нет, если мы победим, ситуация ухудшится. Обычно я единственный, на кого можно надеяться. эволюции, и что все может стать немного проще».
- См. Павлинов, П. ‘Евгений Лансере на Кавказском фронте. Его рисунки и заметки // «Собрание». 2005. № 2. С. 16-23.
- В дальнейшем именуемый семейным архивом Лансере.
- Сестра Евгения Лансере Зинаида Серебрякова переехала в Париж в 1924 году. Ее дети Александр и Екатерина присоединились к ней там в 1925 и 1928 годах соответственно. Во время войны они остались в Париже. Брат Евгения Лансере, архитектор Николай Лансере, был вторично арестован по обвинению в шпионаже в 1938 году. Евгений писал письма Жданову, Кагановичу и прокурорам, но Николай был приговорен к пяти годам лагерей. 18 июля 1939 года, не дав свидания с семьей, Николай был отправлен в Котлас, а осенью того же года в село Кочмес Усть-Усинского района Республики Коми. 19 августа40 года был отправлен в тюрьму в Москве, а летом 1941 года в тюрьму в Саратове, где и умер в мае 1942 года.
- Жена Лансере — Ольга Константиновна (урожденная Арцубышева).
- Эжен Лансере работал над эскизами к «Обручению в монастыре» вместе со своим сыном Евгением (1907–1988), живописцем, архитектором и книжным иллюстратором. Неосуществленными остались и два театральных проекта: эскизы к постановке Малого театра по пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», выполненные художником в 1941, и эскизы к декорациям оперы Сергея Василенко «Суворов» в Театре Станиславского, над которыми художник работал в 1941-1943 гг.
- Подробнее о жизни и творчестве Лансере в июле-декабре 1941 г. см. статью В. Бялика «Свидетель войны» // «Русское искусство». Москва: 2005. № 4. С. 136-139.
- Вскоре Академию архитектуры эвакуируют в Шымкент, и Лансере, непрерывно преподававший там с 1922 года, оставит свою наставникскую работу.
- Эвакуация поездом в Нальчик была предложена 8 августа 1941 года. Воспользовались случаем Игорь Грабарь, Виктор Веснин, Михаил Яковлев и многие другие.
- Триптих «Озеро Гёйгёль» экспонировался на выставке пейзажной живописи, организованной Московским союзом советских художников в помещении Московского товарищества художников.
- Из дневниковой записи от 15 февраля 1942 г.: «Ужасные вести из Петербурга — голод. Разорение Петергофа, Царского Села, Ораниенбаума, Гатчины». 2 марта: «Ужасная новость: смерти Владимира Фролова, Ивана Билибина, Петрова, Наумова, Карева… Всего, говорят, 47 художников». Записи, сделанные позже, тоже трудно читать, не морщась. 16 апреля 1944: «У нас в гостях Фроловы; Андрей рассказывает о Ленинграде. Сестры Зарудные теряют продуктовые талоны в феврале 1942 года, их смерть от голода».
- Племянница Лансере Татьяна Серебрякова с мужем Валентином Николаевым уехали в Свердловск в январе 1942 года. Брат Татьяны Евгений Серебряков жил с женой в эвакуации во Фрунзе до лета 1945 года.
- В шоу приняли участие 255 артистов. Среди экспонатов – картина Аркадия Пластова «Пролетел фашистский самолет» и триптих Павла Корина «Александр Невский».
- Лансере, Эжен. «Автобиографический очерк» // Василий Бакшеев, Витольд Бялыницкий-Бируля, Игорь Грабарь, Евгений Лансере, Василий Мешков, Иван Павлов, Константин Юон. (Каталог выставки). Москва: 1944. С. 46. .
Назад
Теги:
Битва за Донецкий аэропорт: история одного российского бойца | Украина
Сведения о конфликте на востоке Украины настолько разнятся, что зачастую трудно разглядеть пропаганду и докопаться до истины. Власти Киева предполагают, что на востоке Украины нет злых или недовольных местных жителей, а есть только «российские террористы». В Москве Кремль и МИД настаивают на том, что храбрые жители просто отстаивают свои права против украинского «фашизма».
Реальность, как это часто бывает, лежит между этими двумя крайностями. В то время как в Донецкой и Луганской областях воюет много местных жителей, есть также много «добровольцев», приехавших из России. Как эти люди прибыли, что ими движет и имеют ли они какую-либо официальную поддержку России, по большей части остается загадкой.
Но корреспондент независимого новостного сайта «Новая газета» Елена Костюченко, разыскивая вдову одного россиянина, погибшего во время боев в Донецком аэропорту, проливает свет на мутные структуры, организующие переброску боевиков в Украину. Она также рисует трогательный портрет потери и разочарования от общения с российскими властями, которые, по-видимому, так стремятся скрыть все следы тех, кто сражался за границей:
Пограничный переход
Водитель грузовика-рефрижератора пересек границу России на пограничном посту Успенка рано утром 30 мая. Черный «лендкрузер» встретил грузовик; водитель последовал за ним. Он выгрузил свой груз около 4:30 утра. Он не был уверен, где именно. Морг, возможно, на военной базе на окраине Ростова-на-Дону.
Пограничники, дежурившие в ту ночь на Успенке, говорят, что приехали три человека в камуфляжной форме, отключили видеонаблюдение, потребовали от пограничников выключить мобильные телефоны и изъяли телефоны, пока грузовик пересекал границу. Никаких документов на груз охранники не видели; они не проверяли внутри транспортного средства и не регистрировали его пересечение.
В морозильном отделении находились тела 31 российского бойца, погибших в бою под Донецким аэропортом 26 мая. По предупреждению властей Донецкой Народной Республики, журналисты проследовали за грузовиком до границы. Журналисты узнали два имени: Сергей Жданович и Юрий Абросимов. Позже в соцсетях всплыли еще два имени — Алексей Юрин и Александр Ефремов, которые проходили срочную военную службу в 45-м полку спецназа ВВС России. Вот и все.
Безымянный морг, куда были выгружены тела, похоже, является 1602-м окружным военным госпиталем в отдаленном районе Ростова под названием Военвед. Это обширный офицерский городок с воинскими частями, заправочными станциями и аэропортом. В госпитале есть пункт приема и отправки умерших, разведка и огромное хранилище тел на 400 человек, напоминание о чеченской войне.
Однако, когда я иду на разведку, мне говорят, что в Воэнведе нет трупов. В военкомате начальник отдела управления Елена Волкова говорит: «Трупов у нас нет. Мы принимаем тела по решению суда. Я бы знал, если бы у нас был кто-нибудь здесь.
В пресс-службе Северо-Кавказского военного округа мне сообщили, что в военных моргах лежат только военнослужащие. Поскольку я ищу гражданских лиц, я должен искать их в другом месте.
Две женщины и трое мужчин стоят у входа в военный госпиталь в Военведе. Они в узкой тени часовни, построенной из строительного вагончика, листают фотографии на айфоне, пытаясь выбрать что-нибудь подходящее для надгробия. Один из мужчин — он выглядит явно неуместным в их компании — седой, высокий, с солдатской выправкой, отходит в сторону, чтобы позвонить по гигантской телефонной трубке.
Я спрашиваю, здесь ли они, чтобы забрать тело. Они кивают: да. И да, он погиб возле донецкого аэропорта.
«Кто ты?» они спрашивают меня. Когда я говорю, что я журналист, меня тут же просят отойти в сторону или вообще уйти.
«Если у вас есть хоть какая-то совесть, вы не будете фотографировать», — говорит усталая молодая женщина в длинном бирюзовом платье. Ее лицо выглядит странно. Только потом я понимаю, что на ее лице я увидел не горе, а острый страх.
Примерно через 40 минут появляется группа загорелых мужчин в растянутых и перепачканных жилетах. Один из мужчин подходит ко мне и спрашивает: «Откуда вы знаете, что тела здесь?» Затем он говорит курящим рядом солдатам: «Она журналист. Не разговаривай с ней».
Час спустя один из вооруженных людей кричит членам семьи, проезжая на джипе: «Идите пообедайте. Вопрос еще решается». Члены семьи уходят.
Позже я узнаю, что им удалось вернуть тело. Все решалось телефонными разговорами между Донбассом и Ростовом. Тело было возвращено неофициально.
На следующий день тоже тайно забрали тело Сергея Ждановича из Электрогорска. Для этого в Ростов лично поехал глава исполнительного органа «Единой России» — главной прокремлевской политической партии страны, а также председатель местного отделения «Боевого братства» Роман Тикунов.
По моей просьбе ветеранские организации встречаются с руководством Северо-Кавказского военного округа. Начальство отвечает со всей искренностью: в Ростове трупов нет; там нечего искать.
Пророссийские ополченцы возле донецкого аэропорта на востоке Украины. Фото: Макс Ветров/AP Фото: Макс Ветров/APПропал муж
Возле торгового центра стоит молодая женщина. Она полуобнимает меня, ведет вверх по эскалатору, а затем в кладовую обувного магазина «Центробувь». Молодой человек собирается съесть свой бутерброд, но быстро уходит.
Женщину зовут Ляна Ельчанинова. По совету коллег она разместила объявление в социальной сети «Вконтакте» (российская версия Facebook) с именем пропавшего мужа — Евгений (Женя) Короленко, 1967 г.р. люди, погибшие в боях.
Донецкие власти подтвердили, что Короленко погиб и что его тело было отправлено в Ростов на этом же грузовике.
У Ляны больше нет слез.
«Я просто рад, что он не валяется в какой-то куче. Там осталось много тел. Мне сказали, что тела разлагаются. И что украинские солдаты хотели их сжечь».
Ляна восемь дней ищет мужа. Вкратце она передает этот адский опыт: «Женя ушел, ничего мне не сказав. Я пришел с работы поздно вечером, я работаю до 10 вечера, и там была эта записка. Он написал: «Машина у Андрика».
«Я узнал 30 мая, что этот Андрик служил с ним в Афганистане. Он своего рода друг. Этот Андрик увидел фамилию Жени в списке погибших, поэтому я позвонил ему. Он сказал: «Да, все кончено. Он мертв, хотя я не видел тела, я позвоню тебе позже и скажу, где и когда ты сможешь его забрать». 0003
«Я дождался 23:00 и снова позвонил ему. «Я не знаю, где они, перестаньте задавать мне эти глупые вопросы». Потом он мне позвонил: «Его нет в Ростове. Он в одном списке, а в другом нет». Потом он мне сказал, что невозможно никого опознать, все как в Чечне, начинает рассказывать мне все эти ужасы.
«Но потом моя голова снова заработала. Я мог опознать его по рукам или ногам. По зубам тоже — с зубами ничего не сделаешь, у него были какие-то протезы. Я даже могу привести его дантиста и попросить его посмотреть.
«Я пошла на работу, но девушки видели в каком я состоянии. Они также начали расспрашивать знакомых людей – кто в милиции, кто в ФСБ, но никто не слышал о таком количестве трупов перевезен в Ростов. Директор знала девушку, которая работала в Ростовской горбольнице № 2. Она подтвердила, что машина приехала, но в морге не было мест, и тела перенаправили в Военвед.
«Я позвонил им. Я по глупости сказал, что речь идет о трупе из Донецка. В тот момент, когда они услышали о Донецке, Украина, они все сказали: «Нет, нет, нет…»
«Если я не могу его забрать, то хочу хотя бы увидеть его тело. Или фотографии тела.
Окровавленная икона Иисуса среди битого стекла на крыше разбитого грузовика возле Донецкого аэропорта 27 мая. Фото: Яннис Бехракис/Reuters Фото: Яннис Бехракис/ReutersБоевое братство
Звоню члену партии «Единая Россия» Тикунову. Я знаю, что в этот момент он сопровождает доставку тела Ждановича в Электрогорск, и объясняю ему, что рядом со мной находится жена человека, погибшего вместе со Ждановичем. Тикунов говорит мне, что я ошибаюсь и что наша газета публикует ложь и непроверенные факты.
«Хотите поговорить с вдовой, которая уже восемь дней ходит по моргам?» Он говорит: «Не смей мне больше звонить» и выключает телефон.
Обзваниваем Боевое братство, афганских ветеранов, военнослужащих. Обещают помощь, но просят не надеяться.
‘Я ненадолго отлучусь’
Это записка из Жениного блокнота:
Милая, я не могла сказать тебе это вчера — я не хотела тебя расстраивать, потому что мне не все равно о вас.
Видишь, как все запуталось.
Мне здесь очень тяжело, без работы. Я на самом деле не живу, это похоже на тупик. Итак, я поехал на Донбасс. Они ждут меня там. Там есть будущее. Я расскажу тебе все об этом, если мне удастся вернуться живым.
Я люблю тебя.
Вот и все.
Меня ненадолго не будет, дорогая.
Они были вместе два с половиной года, но официально в браке не зарегистрированы. Во время майских праздников они обсуждали, как и когда им следует подавать заявление о заключении брака.
«Это было абсолютное счастье. Мы ни разу не поспорили».
Ветеран Афганистана
С мая 1985 по май 1987 года, до знакомства, Евгений служил в Афганистане в мотострелковой части стрелком. Он мало говорил с Ляной об Афганистане.
«Он пытался забыть все, что мог, — говорит она. Однажды он попал в горящий бронетранспортер и провел время в больнице. «Пока он был на службе, его мать получила два уведомления о смерти, и после каждого у нее случился сердечный приступ». Его родителей уже нет в живых. Его оставшиеся родственники — Ляна и шестилетняя дочь от первого брака.
По профессии он был слесарем, и его военные документы показывают, что он ранее был судим за что-то. Он много читал, в основном фантастику.
Евгений Короленко в российской социальной сети Вконтакте. Фото: /Вконтакте Фото: ВконтактеИграл на компьютере в World of Tanks, War Thunder, Stalker и World of Warplanes. Танки, самолеты, перестрелки. Совсем недавно он работал в фирме по ремонту компьютеров и оргтехники своих друзей — забирал и доставлял заказы. Потом его друзья перестали платить ему зарплату. Ему нужны были деньги, чтобы тратить их на дочь, ему нужны были деньги, чтобы жить.
Ляна интересуется, не подстегнула ли его финансовая ситуация.
«На интернет-форумах люди говорили, что им платят. Им платили? Зачем он пошел туда?»
«Если бы он сказал: «Я обязательно пойду», я бы забеспокоился, но тогда мой мозг включился бы. Мы бы сели и обсудили, что мне делать, если бы это действительно произошло. Но он сделал все, не сказав ни слова».
Не волнуйтесь, я здесь, на границе с Ростовом. Мы занимаемся спортом, ходим на пробежки. Все будет хорошо
Ляна рассказала, что переписывалась с людьми и обсуждала его уход в сети Вконтакте.
Переписка длится всего несколько часов 19 мая. Для своего логина Евгений выбрал Шиву Шиву. Его коллега — Толстяк Епифан, один из волонтеров группы «Русские волонтеры/Донбасс». Епифан просит его заполнить анкету: его позывной, дата рождения, прошлый боевой опыт, специализация, размер, город, экипировка, телефон.
Еще интересуется, когда Женя сможет добраться до пункта дислокации в Ростове. Адрес не указан. «Если у тебя есть мундир, принеси его», — инструктирует Епифан. «Мы предпочитаем горскую форму. Ботинки оливковые кобры. Если у вас есть сапоги, больше не покупайте. Не стоит брать с собой и российскую номерную камуфляжную форму».
Ляна вспоминает, что произошло, когда она прочитала разговор: «Я написала Епифану, и тут Женя лично позвонил мне 23 мая. Я начала орать на него: «Ты где? Почему ты меня так бросил?
«Не волнуйся, я здесь, на границе с Ростовом. Мы занимаемся спортом, ходим на пробежки. Все будет хорошо». тебя. И если я тебе не позвоню, значит, нам нельзя».
Затем телефон был выключен. Затем, 26 мая, они попали под обстрел.
Группа ВКонтакте «Русские волонтеры/Донбасс» имеет 10 000 подписчиков и отличные настройки безопасности. Менеджеры групп анонимны.
Призывной щит в Народную милицию Донбасса в Донецке. Он гласит: Мужчины! Все на защиту родной земли! Не допустить фильтрационных лагерей нацистов на Донбассе! Фото: Александр Худотеплый/AFP/Getty Images Фото: Александр Худотеплый/AFP/Getty ImagesТребования к волонтерам строгие: подать заявку могут только те, кто имеет боевой опыт. Они должны быть старше 26 лет, только определенных специальностей, без судимостей. Сейчас ищут членов экипажа БТР, операторов переносных противотанковых ракетных установок, операторов зенитно-ракетных комплексов, операторов автоматических гранатометов АГС-17, гранатометчиков, огнеметчиков. Также требуются условно-гражданские специалисты: механики, водители, сотрудники командного пункта, специалисты по логистике, врачи и фельдшеры.
Помимо онлайн-мобилизации, поиск добровольцев в Ростове-на-Дону велся напрямую через призывные пункты. Ветераны рассказывают, что за несколько дней до майских праздников им звонили из этих центров с приглашением прийти поболтать – но приглашали только офицеров и прапорщиков с боевым опытом.
На встрече им сказали, что люди были необходимы для предотвращения диверсионных действий, подобных тем, что были в Одессе. Только что произошли события в Одессе. Все строго на добровольной основе. Военкомат выдавал заинтересованным телефон контактного лица. Иными словами, военкоматы занимались набором кадров.
Ростовская область – отличное место для набора волонтеров; Здесь живут 68 тысяч ветеранов различных конфликтов — от Афганистана до Грузии. Практически каждый местный казак был вовлечен в Приднестровский конфликт.
Почти все здесь невосприимчивы к неизбежному злу любой войны.
Ростовчане знают, что неофициальные войны бывают и их тоже можно называть по-разному: контртеррористической операцией, вводом ограниченных контингентов, миротворческой миссией, а можно просто никак.
Изображения мертвых
Многие люди видели эту коллекцию фотографий. Он назывался «Изображения мертвых пророссийских активистов для лиц старше 18 лет». Мертвые лица на плитке.
Снимки были опубликованы 31 мая украинским блогером с предисловием о «отвратительном зрелище». Я быстро пролистываю текст, но Ляне все равно. Она находит Женю под номером 16. Она досматривает остальные фотографии и требует их пересчитать. Есть 56 лиц.
«Здесь фотографии тех, чьи тела не убраны. Кто-то до сих пор не знает, что кто-то из близких умер».
Она возвращается к фото Жени.
«Это не похоже на него. Цепочка, да, думаю, у него была эта цепочка. Уши не торчат. Голова или лицо не похожи на него. Но татуировки похожи. Смотри, эти очень хорошо очерчены, но его старые и смазанные. Нет, у Жени брови не совсем такие… Волосы отросли очень. Это наверное он. Это может быть он. Цепь.
У него была похожая цепочка. Ноздри, нос. Это он. Вот и все. Это он.»
Пророссийский ополченец укрывается во время боя за Донецкий аэропорт. Фото: Петр Шеломовский/Demotix/Corbis Фото: Петр Шеломовский/ Петр Шеломовский/Demotix/CorbisПохороны
Жара. Мы стоим у бетонной плиты недалеко от того места, где когда-то стояла другая семья. Утром один из ветеранов дозвонился до хирурга больницы № 1602, который пообещал выдать нам пропуск.
Через ресепшн пройти невозможно – доступ в морг только по разрешению заведующего больницей. Начальник больницы никого не пускает в морг.
Ваш муж добровольно вышел на улицу, где раздавались выстрелы.
В конце концов охранник говорит: «Вам дадут номер телефона ФСБ. Позвоните им и решите вопрос. Потому что нам сказали вас не пускать. Позвоните им… Я хотел бы помочь вам от всего сердца, но не могу. Мне сказали не впускать тебя.
Четыре цифры внутреннего номера телефона на листе бумаги. Имя на нем Станислав Александрович Кузнецов. Пытаемся успокоить Лиану.
Она перестает плакать. Спокойным голосом она говорит в трубку. Она говорит, что ее муж пропал, что у нее есть информация, что тела здесь и что ей нужно похоронить мужа. Или просто повидаться с ним, но начальник госпиталя приказал не пускать ее. Я слышу голос в телефонной трубке: «Я даже не военный, так что вы хотите от меня? До свидания.»
Через три часа после прибытия в Военвед и через 10 минут после звонка Кузнецову Ляне звонят на мобильный.
Мужчина представляется Сергеем.
«Ваш муж умер. Его тело спрятано в определенном месте…»
«Это в Военведе?» — быстро говорит Ляна. «Сейчас я здесь.»
«Да, он здесь. Но тебя не пустят, Ляна. Они сделали это военной тайной, понимаете? Но мы убираем тело завтра. Ваш тоже удалим. Кто-нибудь позвонит вам по поводу похорон. Мы поможем вам во всем. Но шкатулка будет закрыта.
«Я хочу его опознать».
«Это будет закрытый гроб. Но это точно он. Мы проверили изображения татуировок, которые вы прислали».
Евгений (Женя) Короленко. Фото: Новая Газета/Mashable Фото: Новая Газета/MashableЧерез два часа «Сергей» перезванивает и говорит, что сегодня может вынести тело. Ляна хочет немедленно забрать тело и оставить его в морге в Ростове на хранение, пока она занимается организацией похорон. Ляна тоже хочет открыть шкатулку и опознать своего мужа.
Вскоре после этого Ляне звонит некто, который представляется «комиссаром».
«У нас есть тела, которые лежат возле аэропорта с 26 мая, и мы не можем их забрать. Но нам удалось его вытащить и доставить в Россию. И после всего этого ты хочешь открыть шкатулку?
«Будет ли это этично по отношению к вашему мужу? Думаю, что нет», — говорит он. «Там применяли тяжелые боеприпасы. Вы понимаете, о чем я говорю? Но вы можете получить красный бархатный гроб, все будет красиво упаковано. У нас есть свидетельство о смерти. это во время военных действий, но его опознали.0003
«Вы взрослый. Россия не ведет организованных военных действий.
«Ваш муж добровольно вышел на улицу, где раздавались выстрелы.
«Мы поможем вам чем сможем с местом захоронения и телом. У нас есть спонсоры в России, которые помогают. Вы должны понимать что мы не получаем государственной поддержки, но мы позаботимся о похоронах».
(Здесь комиссар делает паузу, видимо ожидая услышать в ответ слова благодарности. Ляна ничего не сказала.)
«До свидания», — говорит комиссар. «Мне жаль, что все так вышло».
«Конечно, я хочу все это», — кричит Ляна своей подруге. «Я хочу медицинское освидетельствование. Я хочу опознать его. Я хочу убедиться, что это он. Но как?»
В Ростове не могут найти морг для тела. Им негде взять. Нет места, чтобы открыть гроб. Температура в Ростове +35С. Они получат тело только непосредственно перед похоронами.
Похороны должны были состояться в понедельник.