Постмодернизм что такое: Что такое постмодернизм или почему «Симпсоны» устарели — T&P
Что такое постмодернизм или почему «Симпсоны» устарели — T&P
Завершив два сезона рубрики «Просто о сложном», «Теории и практики» решили перейти от понятий эмпирических к вещам более теоретическим. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» — толкование термина «постмодернизм», без которого невозможно объяснить, почему можно одновременно обожать Ницше и ходить в церковь, как возникает усталость от идеалов и почему коммунистические идеи переживают ренессанс.
Несмотря на то, что встретить слово постмодернизм нам удается только в словарях и философских текстах, с явлениями, которые можно охарактеризовать как постмодернистские, мы сталкиваемся постоянно. Термин «постмодернизм» применяют как правило для описания определенных явлений в культуре. Он характеризует собой не какие-то внешние черты, а типы культурного производства, а подчас даже условия культурного производства — то есть контекст. В философии мы можем отнести к постмодернизму Деррида, Фуко, Делеза, Бодрийяра, Лиотара и других. В искусстве можно отнести целые направления: поп-арт, минимализм, концептуализм. В литературе нам даже не надо искать примеры среди западных авторов, так как мы богаты своими: Виктор Ерофеев, Саша Соколов, Владимир Сорокин. Виктор Пелевин о трактовке термина писал так:
— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Степа.
— Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.
Состояние культуры, называемое постмодернизмом, характеризуется концом истории, идеологии, политики, искусства, социальных классов — время конца всего. Все уже было и сегодня ничто из этого не работает, мы все преодолели и живем в некую пост-эпоху, так воспринималось это в девяностых. Автор умер, персональный стиль невозможен и не нужен, ведь в распоряжении множество стилей и форм прошлого, которые можно использовать и интерпретировать. Ни автор, ни произведение не претендуют на уникальность и тем более новизну. Возможно, самым существенным признаком постмодернизма является отсутствие каких-либо позиций. Вера в идеалы, свойственная довоенной эпохе, испарилась. В эпоху постмодернизма самые распространенная позиция — отстраненный взгляд критика, иронизирующего и пародирующего современность и прошлое.
Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России».
Можно сказать, что в определенный момент постмодернизм из особого типа культурного производства превратился в парадигму, которая порождает различные явления в культуре и социуме, возможные только в этой парадигме. То есть постмодернизм стал тотальным состоянием всей культуры, порождающей за собой не только произведения искусства, но и форму мысли как таковую.
С помощью концепта «постмодернизм» теоретики объясняют не только культурные явления, но и социальные. Постмодернизм предполагает потерю веры в некие коллективные интересы, в движение истории, в прогресс. После развала Советского Союза во всем мире произошел крах веры в большие идеи. Коммунизм как идея стал синонимом разочарования. Вместе с этим пришло разочарование в политике и вообще в построении идеалов. Крах СССР стал причиной установления на долгие годы парадигмы восприятия мира как безальтернативного. В 1990-х и начале 2000-х идея, что западная модель либеральной демократии является финальной точкой общественного развития была единственной призмой восприятия мира. Расцвет общества потребления как нельзя кстати соответствовал культурной парадигме постмодернизма. Ведь если больше нет никаких вопросов ни относительно жизненных ценностей, ни относительно форм общественного устройства, ни относительно религии (так как либеральная демократия предполагает плюрализм), то все о чем нужно думать, это как провести выходные и какой телевизор купить.
Евгения Онегина
Американца Джефа Кунса, чьи работы входят в число самых дорогих произведений современных художников, можно отнести к постмодернистам.Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России», работать в рекламном агентстве и критиковать капитализм — примеров множество. Состояние культуры становится состоянием человеческого сознания. Людям становится свойственна усталость от любых идеалов, и говоря языком интернета, любые идеалы служат лишь поводом для троллинга. Сознание большого числа людей является продуктом постмодернизма, так же как им является сериал «Симпсоны» или «Южный Парк».
И если можно сказать, что «Симпсоны» устарели, так же можно сказать и про людей, сознание которых остается продуктом эпохи постмодерна. Сегодня мы можем наблюдать признаки преодоления этой парадигмы. Огромное количество людей усомнилось в безальтернативности мира. Во всем мире громко зазвучало, что система не совершенна и не может быть финальной точкой общественного развития, а все случаи насаждения Западом демократии в других странах являются проявлениями империалистических амбиций. Слова ушедшей эпохи вновь реабилитированы и мы читаем в медиа рассуждения о кризисе капитализма и вновь возникающем на горизонте коммунизме.
Как говорить
Неправильно «В моем фейсбуке постмодернизм мнений неуместен». Правильно — плюрализм.
Правильно «Давайте выкинем телевизор: еще Рената Литвинова говорила, что телевидение эпохи постмодерна — это гной и шлачина».
Правильно «Василий, вы не сделаетесь умнее, если будете называть постмодернистским сознанием свою неспособность прочитать ни одну книгу».
Артем Темиров
Теги
#постмодернизм
#словарный запас
78 393
Постмодернизм | это… Что такое Постмодернизм?
У этого термина существуют и другие значения, см. Постмодернизм (значения).
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи[3][4].
Содержание
|
История термина
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре[5].
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Основные трактовки понятия
Постмодернизм в философии
Жан Франсуа Лиотар
Жан Бодрийяр
Юлия Кристева
В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:
- Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
- В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).
- Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
- Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
- По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
- Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану; перевод приводится (выборочно) по: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. — М.: Академический проект, 2004. — С. 394-395. (англ.)русск. | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
Форма (конъюнктивная, закрытая) | Антиформа (дизъюнктивная, открытая) |
Цель, намерение | Игра |
План | Случай |
Иерархия | Анархия |
Мастерство/логос | Исчерпанность/молчание |
Произведение искусства/завершенная работа | Процесс/перфоманс/хэппенинг |
Дистанция | Участие |
Созидание/порождение целостности/синтез | Деструкция/деконструкция/антисинтез |
Присутствие | Отсутствие |
Центрирование | Дисперсия |
Жанр/границы | Текст/интертекст |
Семантика | Риторика |
Парадигма | синтагма |
Метафора | метонимия |
Отбор | Комбинация |
Корни/глубина | Ризома/поверхность |
Интерпретация/прочитывание | Контринтерпретация/неверное прочтение |
Обозначаемое | Обозначающий (субъект) |
Читаемое | Написуемое |
Нарратив/большая история | Антинарратив/малая история |
Код мастерства | Индивидуальные особенности |
Симптом | Желание |
Тип | Мутация |
Генитальность/фалличность | Полиморфизм/андрогенность |
Паранойя | Шизофрения |
Порождение/причина | Отличие-различие/след |
Бог-Отец | Святой дух |
Метафизика | Ирония |
Определённость | Неопределённость |
Трансцендентность | Имманентность |
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку[9] | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
Скандальность | Конформизм |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчётливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством |
Постмодернизм в философии
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.
Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм в искусстве
«Щенок» Джеффа Кунса
«The Painter Prince» (художник — Paul Salvator Goldengreen)
Умберто Эко — яркий представитель постмодернизма в литературе
Роберт Раушенберг, «Велосипеды», Берлин, Германия, 1998
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.
По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).
При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.
Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.
Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.
Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).
Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.
Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).
Примечания
- ↑ http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/ce/1010713.htm?text=&stpar1=1.1.1
- ↑ Новый философский словарь. Постмодернизм. — Мн.: Современный литератор, 2007. — С. 425.
- ↑ Постмодернизм. Энциклопедия
- ↑ 1 2 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — С.132
- ↑ Усовская Э. А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов. — Минск, 2003. — С. 4-5.
- ↑ Эко У. Заметки на полях «Имени розы».
- ↑ Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература; Флинта; 2002. — 608 с.; 5-89349-108-4
- ↑ В.Брайнин-Пассек. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике. // Новый мир искусства. — Санкт-Петербург, ноябрь 2002.
- ↑ Брайсон В. Политическая теория феминизма. — М.: Идея-пресс, 2001. — С. 12
См. также
- Постмодернизм в литературе
- Постмодернизм в музыке
- Пост-постмодернизм
Литература
- Работы классиков постмодернизма
- Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. — СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с. — (Gallicinium). — 2000 экз. — ISBN 5-89329-107-7
- Изучение постмодернизма
- На русском языке
- Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. — М.: ИФ РАН, 2006. — с. 199—214.
- Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб., 2007.
- Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). — Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
- Ильин, И. П.
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с. — (Gallicinium). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-237-5
- Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск, 1999.
- Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.
- Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. — Москва: Флинта, 1999.
- Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы — М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 248 с.
- На иностранных языках
- Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. — Westport-London., 1985.
- Энциклопедии
- Постмодернизм: Энциклопедия / Грицанов А.А., Можейко М.А.. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом; Яндекс, 2001; 2006. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).
Ссылки
- Архитектура постмодернизма на Здания. ру
- Бизеев А. Ю. Переход и переходность в культуре постмодерна. Философствование постмодернизма и современная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология.
- Болдачев А. В. Дряхлый папик постмодерна — Философский памфлет
- Воронцова Т. И.
- Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца XX века
- Хазин М. Л. Постмодерн — реальность или фантазия? — Постмодерн в экономике
Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика
Сократ
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Пьер Шаррон Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Агриппа Джордж Сантаяна Саломон Маймон
- Похожие темы:
- философия пирронизм Академический скептицизм атараксия
См. все связанное содержание →
скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомневающихся в знаниях изложено в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0025 skeptikos был «исследователем», кем-то, кто был неудовлетворен и все еще искал истину.
С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.
Чувства и приложения
Скептицизм, развитый в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.
Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.
Древний скептицизм
На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.
Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Apology он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает. Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был истолкован как подразумевающий разновидность скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.
В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и получившая поэтому название «академический» скептицизм. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, было задумано как ответ на взгляды Цицерона. )
Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I в. до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали затруднения при определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.
Секст сказал, что его аргументы были направлены на то, чтобы привести людей в состояние атараксии (невозмутимости). Люди, которые думали, что могут познать реальность, постоянно беспокоились и разочаровывались. Однако если бы их можно было убедить отложить вынесение приговора, они бы обрели душевный покой. В этом состоянии приостановки они не будут ни подтверждать, ни отрицать возможность познания, а будут оставаться мирными, все еще ожидая, что может развиться. Пирронист не бездействовал в этом состоянии неизвестности, а жил недогматически в соответствии с внешностью, обычаями и природными наклонностями.
Постмодернизм: определение и характеристики | StudySmarter
Если бы вы сказали кому-то 50 лет назад, что с помощью нескольких нажатий на экран мы можем заказать все, что захотим, прямо к нашей двери, вам, вероятно, пришлось бы много объяснять и задавать много вопросов. отвечать.
Человечеству не чужды быстрые социальные изменения, но особенно за последние несколько десятилетий мы как общество прошли долгий путь. Но почему и как? Как мы изменились и развились? Каковы последствия этого?
Постмодернизм может помочь с некоторыми из этих вопросов!
- Мы представим ключевые вопросы социологического исследования постмодернизма.
- Пройдемся по основным характеристикам постмодерна.
- Затем мы оценим сильные и слабые стороны концепции.
Постмодернизм определение
Постмодернизм , также известный как постмодерн, является социологической теорией и интеллектуальным движением, возникшим после периода модерна.
Теоретики постмодерна считают, что эпоха, в которой мы живем, может быть классифицирована как постмодернистская из-за ее фундаментальных отличий от эпохи модерна. Это монументальное изменение заставляет социологов утверждать, что теперь общество также должно изучаться по-другому.
Модернизм против постмодернизма
Это также может помочь освежить наши знания о модернизме или современности, чтобы понять постмодернизм.
Современность относится к периоду времени или эпохе человечества, которая определялась научными, технологическими и социально-экономическими изменениями, начавшимися в Европе примерно в 1650 году и закончившимися примерно в 1950.
Хотя окончательной отправной точки не существует, многие считают, что постмодернизм зародился после современности. Давайте теперь начнем рассматривать то, что составляет постмодернистское общество.
Характеристики постмодернизма в социологии
Характеристики постмодернизма могут указывать на то, что мы переживаем эпоху постмодернизма. Эти характеристики уникальны для эпохи постмодерна, и хотя их много, ниже мы рассмотрим некоторые из ключевых особенностей .
Каковы основные черты постмодернизма в социологии?
Мы рассмотрим следующие ключевые черты постмодернизма в социологии:
- Глобализация
- Консьюмеризм
- Фрагментация
- Культурное разнообразие
- Снижение актуальности метанарративов 9008 0
- Гиперреальность
А также определение каждого из этих условия, мы рассмотрим примеры.
Глобализация в постмодернизме
Как вы, возможно, знаете, глобализация относится к взаимосвязанности общества из-за развития телекоммуникационных сетей. Это сблизило людей из-за уменьшения важности географических барьеров и часовых поясов. Глобализация изменила то, как люди взаимодействуют во всем мире, как в профессиональной, так и в социальной среде.
В результате этого процесса становится намного больше движения; людей, денег, информации и идей. Ниже приведены примеры этих движений, некоторые из которых вы, возможно, уже испытали.
У нас есть бесконечные возможности для международных поездок.
Можно работать удаленно в компании, расположенной за границей, без необходимости путешествовать.
Заказать товар в другой стране можно, имея только доступ в Интернет.
Можно сотрудничать с людьми в Интернете, чтобы публиковать работы или проекты, например. для журнальной статьи.
Рис. 1 – Глобализация – ключевая черта постмодернизма.
Глобализация принесла огромные преимущества организациям , таким как правительства, компании и благотворительные организации. Это также затронуло многочисленные процессы , такие как помощь и торговля, цепочки поставок, занятость и фондовые биржи, и это лишь некоторые из них.
По словам социолога Ульриха Бека , благодаря глобализации систем мы живем в информационном обществе; однако мы также находимся в обществе риска . Бек утверждал, что способность глобализации сближать людей сопряжена со многими антропогенными рисками, в первую очередь с возросшей угрозой терроризма, киберпреступности, слежки и ущерба окружающей среде.
О достижениях в области глобализации, технологий и науки, Жан Франсуа Лиотар (1979) утверждает, что научные достижения сегодня не используются для тех же целей, что и в эпоху модерна. Следующая цитата, взятая из его эссе «Состояние постмодерна» , , весьма проницательна.
У… сегодняшних финансовых покровителей исследований единственной реальной целью является власть. Ученых, техников и инструменты покупают не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы увеличить силу».0003
Потребительство в постмодернизме
Постмодернисты утверждают, что сегодняшнее общество является обществом потребления . Они утверждают, что мы можем строить свою жизнь и идентичность с помощью тех же процессов, которые используются, когда мы ходим по магазинам. Мы можем «выбирать и смешивать» части нашей идентичности в соответствии с тем, что нам нравится и чего мы хотим.
Это не было нормой в период модерна, так как было меньше возможностей изменить свой образ жизни таким же образом. Например, ожидалось, что ребенок фермера останется в той же профессии, что и его семья.
Вероятно, это было связано с безопасностью профессии и общепринятым мнением, что средства к существованию должны быть важнее роскоши выбора. В результате люди часто оставались на одной работе «на всю жизнь».
Однако в постмодернистские времена мы привыкли к множеству вариантов и возможностей для того, что мы хотим делать в жизни. Например:
В 21 год человек получает диплом по маркетингу и работает в отделе маркетинга в крупной компании. Через год они решают, что вместо этого хотели бы перейти в отдел продаж и перейти на уровень управления в этом отделе. Наряду с этой ролью этот человек является энтузиастом моды, стремящимся создать свою собственную линию экологически чистой одежды для развития в нерабочее время.
Приведенный выше пример показывает фундаментальные различия между современными и постмодернистскими обществами. Мы можем делать выбор, соответствующий нашим интересам, предпочтениям и любопытству, а не просто функциональный/традиционный.
Рис. 2. Постмодернисты считают, что мы можем построить свою жизнь, «покупая» то, что нам нравится.
Фрагментация в постмодернизме
Можно утверждать, что постмодернистское общество очень фрагментировано.
Фрагментация относится к разрушению общих норм и ценностей, что приводит к тому, что люди принимают более индивидуализированную и сложную идентичность и образ жизни.
Постмодернисты утверждают, что сегодняшнее общество гораздо более динамично, быстро меняется и изменчиво, потому что мы можем делать разные выборы. Некоторые утверждают, что в результате постмодернистское общество менее стабильно и структурировано.
Связанный с концепцией общества потребления, в фрагментированном обществе мы можем «выбирать и смешивать» разные части нашей жизни. Каждая часть или фрагмент не обязательно связаны с другими, но в целом они составляют нашу жизнь и выбор.
Если мы рассмотрим приведенный выше пример человека со степенью в области маркетинга, мы можем проследить его выбор карьеры и увидеть, что каждая часть его карьеры является «фрагментом»; а именно, их карьера состоит не только из их повседневной работы, но и из их бизнеса. У них есть опыт как в маркетинге, так и в продажах. Их карьера не является одним сплошным элементом, а состоит из более мелких частей, которые определяют их карьеру в целом.
Точно так же наша личность может состоять из многих фрагментов, некоторые из которых мы могли выбрать сами, а с другими мы могли родиться.
Гражданин Великобритании, говорящий по-английски, едет в Италию в поисках работы, изучает итальянский язык и приобщается к итальянской культуре. Они выходят замуж за гражданина Сингапура, говорящего по-английски и по-малайски, который также работает в Италии. Через несколько лет пара переезжает в Сингапур, и у них появляются дети, которые говорят на английском, малайском и итальянском языках и соблюдают традиции каждой культуры.
Постмодернисты утверждают, что у нас гораздо больше выбора, какие фрагменты мы можем выбрать для себя во всех аспектах нашей жизни. Из-за этого структурные факторы, такие как социально-экономическое происхождение, раса и пол, имеют меньшее влияние на нас, чем раньше, и с меньшей вероятностью будут определять наши жизненные результаты и выбор.
Рис. 3 — Постмодернистское общество фрагментировано, по мнению постмодернистов.
Культурное разнообразие в постмодернизмеВ результате глобализации и фрагментации постмодернизм привел к увеличению культурного разнообразия. Многие западные общества очень разнообразны в культурном отношении и представляют собой плавильные котлы разных национальностей, языков, еды и музыки. Нередко можно найти популяризированные иностранные культуры как часть культуры другой страны. Благодаря этому разнообразию люди могут идентифицировать себя и принимать аспекты других культур в свою собственную идентичность.
Глобальная популярность K-pop (корейской поп-музыки) в последние годы является хорошо известным примером культурного разнообразия. Поклонники по всему миру идентифицируют себя как поклонники K-pop, следят за корейскими СМИ и наслаждаются кухней и языком независимо от своей национальности или идентичности.
Уменьшение актуальности метанарративов в постмодернизме
Еще одной ключевой особенностью постмодернизма является снижение актуальности метанарративов — широких идей и обобщений о том, как устроено общество. Примерами хорошо известных метанарративов являются функционализм, марксизм, феминизм и социализм. Постмодернистские теоретики утверждают, что они менее актуальны в сегодняшнем обществе, потому что оно слишком Комплекс следует полностью объяснять метанарративами, претендующими на то, что содержат все объективные истины.
Фактически, Лиотар утверждает, что истины не существует и что все знания и реальности относительны. Метанарративы могут отражать чью-то реальность, но это не значит, что это объективная реальность; это просто личное.
Это связано с социальными конструкционистскими теориями. Социальный конструкционизм предполагает, что все значения социально конструируются в свете социального контекста. Это означает, что любые концепции, которые мы считаем объективными, основаны на общих предположениях и ценностях. Представления о расе, культуре, гендере и т. д. социально сконструированы и на самом деле не отражают реальность, хотя могут казаться нам реальными.
Гиперреальность в постмодернизме
Слияние медиа и реальности известно как гиперреальность . Это ключевая черта постмодернизма, потому что в последние годы грань между медиа и реальностью стирается, поскольку мы проводим больше времени онлайн. Виртуальная реальность — прекрасный пример того, как виртуальный мир встречается с физическим миром.
Во многих отношениях пандемия COVID-19 еще больше стерла это различие, поскольку миллиарды людей во всем мире перенесли свою работу и общение в онлайн.
Жан Бодрийяр ввел термин гиперреальность для обозначения слияния реальности и представления в средствах массовой информации. Он утверждает, что средства массовой информации, такие как новостные каналы, представляют нам проблемы или события, которые мы обычно считаем реальностью. Однако в определенной степени представление заменяет реальность и становится важнее самой реальности. Бодрийяр использует пример военных кадров, а именно то, что мы принимаем отснятые, отредактированные военные кадры за реальность, хотя на самом деле это не так.
Оценим теорию постмодернизма.
Постмодернизм в социологии: сильные стороны
Каковы сильные стороны постмодернизма?
Постмодернизм в социологии: критика
Каковы критические замечания постмодернизма?
Некоторые социологи утверждают, что мы живем не в эпоху постмодерна, а просто в продолжении современности. Энтони Гидденс , в частности, утверждает, что мы находимся в периоде позднего модерна и что основные социальные структуры и силы, существовавшие в модернистском обществе, продолжают формировать нынешнее общество. Единственное предостережение заключается в том, что некоторые «проблемы», такие как географические барьеры, имеют меньше внимания, чем раньше.
Ульрих Бек утверждал, что мы находимся в периоде второй современности, а не постмодерна. Он утверждает, что современность была индустриальным обществом, и что вторая современность заменила его «информационным обществом».
Постмодернизм трудно критиковать, потому что это фрагментарное движение, не представленное в определенном методе.
Утверждение Лиотара о том, что метанарративы не имеют смысла, само по себе является метанарративом; это саморазрушение.
Неверно утверждать, что социальные структуры не определяют наш жизненный выбор; многие люди по-прежнему ограничены социально-экономическим статусом, полом и расой. Люди не так свободны в конструировании собственной идентичности, как считают теоретики постмодернизма.
Марксистские теоретики, такие как Грег Фило и Дэвид Миллер утверждают, что постмодернизм игнорирует тот факт, что средства массовой информации контролируются буржуазией (правящим капиталистическим классом) и поэтому не отделены от реальности.
Постмодернизм. Ключевые выводы
- Постмодернизм, также известный как постмодернизм, — это теория и интеллектуальное движение, возникшие после современности. Постмодернисты считают, что мы находимся в постмодернистской эпохе из-за принципиальных отличий от периода модерна.
- Глобализация является ключевой особенностью. Это относится к взаимосвязанности общества из-за телекоммуникационных сетей. Социологи утверждают, что глобализация несет определенные риски в постмодернистском обществе.
- Постмодернистское общество более фрагментировано, что является нарушением общих норм и ценностей.