Модернизм примеры: Что такое модернизм: кратко и понятно

Содержание

Что такое модернизм: кратко и понятно

На уроках литературы, в разговоре с интеллигентными людьми, на экскурсиях и лекциях мы можем слышать о романтизме, искусстве эпохи Возрождения, и ясно осознавать, о чем идет речь. Однако когда всплывает тема модернизма, волей-неволей возникают вопросы, ибо это одна из самых непростых и значительных эпох. Для того чтобы вы действительно смогли разобраться в этой теме, необходимо раскрыть понятие модернизма, что и делает команда «Литерагуру».

История возникновения

К концу XIX века, когда реализм уже прижился и даже успел наскучить, начинает дуть ветер перемен… и экспериментов. На красную ковровую дорожку с гордостью выходят модернисты, заявляющие о новой эпохе. Триумф модернизма приходится на начало ХХ века, именно тогда и начинается кардинально отличающаяся от прошедших времен литература, а вместе с ней и музыка, и изобразительное искусство.

Истоки модернизма вытекают из желания сделать по-новому, поэтому рассказывается история формы, а не содержания. Культура модернизма зарождается в 60-ых годах ХIX века. Тогда в живописи царствуют импрессионисты, а в литературе – немецкие романтики, воспевающие эскапизм и культ иррационального начала. Сюжет закончился еще в античности, не останавливаться же культуре? И благодаря модернизму, культура преображается и становится абсолютно неузнаваемой для тех времен.

Ни для кого не секрет, что все новое не сразу воспринимается с восторгом, модернизм – не исключение. Однако технику представители осваивали разную, ведь данное явление – это совокупность явлений авангардной культуры. Развитие модернизма было стремительным, захватывающим, казалось бы, все вокруг.

История данного культурного явления исходит из желания совершенствовать искусство, ведь мир не стоит на месте. В жизни происходят глобальные изменения: вместо цоканья копыт лошадей на улицах слышны моторы, что говорит о великом прогрессе. Кроме того, одним из главных истоков модернизма служит глобальная переоценка ценностей из-за Первой Мировой войны. Вы говорили о том, что человек прекрасен? Но химическое оружие и война доказывают, что жизнь одного ничего не значит. Вследствие этого и создается новое искусство. Оно априори не могло оставаться таким же, и стремительные перемены нагрянули в лице модернистов. Это и послужило началу развития такого культурного переворота – в жизни творились страшные, неописуемые вещи. Модернисты взялись за задачу не только описать все это, но и доказать, что искусство может быть абсолютно иным, поэтому для этого культурного направления типичен отказ от всех авторитетов.

Суть 

Наступление эпохи модернизма было настолько громким и ярким, что никто не мог не заметить таких перемен. Это выражалось в искусстве, в жизни и самом человеке. Переставая томить вас, расскажем об идеи модернизма, и почему так много внимания уделяется этой эпохе.

Идея модернизма состояла, как уже было сказано, в желании экспериментировать. Из-за глобальных перемен, происходящих в жизни, искусство так же подверглось серьезным изменениям, и если раньше люди зачитывались Шекспиром и верили его идеалам, то модернисты отворачиваются от ранее сказанного. Что-то делалось все же больше для эпатажа, однако заявления тех же футуристов были достаточно громкими. Главная идея модернизма – сделать не так, как было раньше, поэтому представители новой эры развивали форму произведения искусства.

Вся характеристика модернизма заключается в эстетическом бунте, это некое обновление искусства. Создать что-то такое, чего раньше не было, и что отражало бы ситуацию нового мира.

Человеку в модернизме уделяется гораздо больше внимания. И автор, и читатель становятся на новый уровень. Повторимся, если раньше человек в искусстве воспевался, говорилось, что он богоподобен, то отныне на фоне всех шокирующих событий – все иначе. Поэтому даже автор «умирает», как сказал Ролан Барт: это означало, что теперь в книге не видим комментариев автора, это право передается читателю. В моду входит интерактивная литература, где читатель воссоздается в своих правах.

Любая эпоха воспевала определенные позиции, если в средневековье это – церковь, в сентиментализме – чувства, то концепция модернизма состоит в эксперименте и проявлении таких же глобальных перемен.

Признаки

В литературе XIX века автор вас словно водил за ручку? Забудьте. Отныне вы погружаетесь в модернистский текст, где узнаете героев так, как в жизни. Да, интерес к такой книге может возникнуть не сразу, но, увы, к этому надо привыкнуть: нужно дать шанс раскрепощенному воображению, проявить терпение и толерантность, в таком случае текст вас полностью охватит.

Форма становится главной составляющей: важна не история, а как ее преподносят. Один из главных признаков модернизма – причудливая экспериментальная форма.

Так же немаловажным признаком эпохи модернизма является понятие «абсурд». Тот же театр абсурда – все это было сделано с целью разрушить традиционные представления об искусстве, и подготовить что-то новое. Не нужно воспринимать это с негативом, напротив, модернисты лишь кричат вам о том, что нужно не засиживаться на одном месте и не бояться перемен.

Принципы

Мало того, что нам важна форма, а не содержание, так еще и интерес проявляется не к событиям, а к чувствам. Нет, это не сентиментализм, в модернизме иной принцип: практически вскрыть внутренний мир героя. Становится интересно, что чувствует персонаж, оказавшийся в определенной ситуации.

Кроме того, в литературе модернизма вы не часто встретите нормальных героев. На сцену искусства выходят слабоумные, физически неполноценные герои, маньяки. Обостряется внимание к человеческой паталогии. Так же далеко не все модернистские произведения побалуют вас хэппи-эндом, это так же служит некой аллегорией трагедии современного человека.

Модернист – любитель экспериментов. Но также ждите недоговоренность, завуалированность, интеллектуальное чтение и принцип рассеянного смысла. Модернизм, безусловно, ярчайшая эпоха, которой есть, чем похвастаться.

Течения и направления

Модернизм состоит из множества течений, потому-то это такая разнообразная и глобальная эпоха. Основные направления – это футуризм, экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм, фовизм, дадаизм, кубизм, абстракционизм, и еще множество «измов», создающих портрет авангарда.

Не стоит забывать и о другом виде модернизма – символизме. Однако это течение не стоит относить к авангардной культуре, так как это обновление только искусства, а не взглядов потенциальной аудитории.

Каждое направление уникально и ярко, благодаря чему модернизм преображается и становится похож на новогоднюю разноцветную елку, где каждая игрушка – это шедевр эпохи.

Особенности

Если раньше искусство развивалось в определенном направлении, то с наступлением эпохи модернизма оно разошлось по разным тропинкам. В каждом течении свои правила и методы, однако общее все же находится – тяга к эксперименту. Данная особенность проявляется во всех видах искусства модернизма.

Отличительная особенность, к примеру, сюрреализма – это выявление бессознательного, а футуризма – привлечение внимания к новой жизни через эпатаж и отказ от старого. Все это демонстрирует, каково было искусство модернизма, но лучше всего, убедиться в этом на практике.

В литературе

Итак, как же выражается модернизм на страницах книг? Выше было сказано, что в сюрреализме – это выражение бессознательного. Получается, что автор должен выражать свою душу без участия головы, но разве в таком состоянии способен ли кто-то на то, чтобы хоть что-нибудь написать? Оказывается, да. Становится актуальным литературный прием «поток сознания», передающий течение мысли. В нашей голове настоящий хаос, и в реальной жизни мы не думаем так, как излагают великие писатели. Мы думаем без точек и запятых, с одной мысли перескакиваем на другую, и таким образом, выходит некое сцепление ассоциаций. Такая же была новая литература. Читать ее нелегко, зато это правдивое и настоящее чтиво. Писатели могли специально злоупотреблять алкоголем, чтобы в таком состоянии, когда разум уже не может быть над тобою властен, написать хоть несколько строк. Литература становится похожа на сон или чересчур богатое воображение, отчего она становится только еще интереснее. Не менее важный художественный прием – «автоматического письма» — диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума.

А как могли выражать литературу будущего в эпоху модернизма? Если вы думаете, что место действия всего лишь заменялось на современные города, то этого недостаточно. Футуристы старались максимально преобразить литературу, вводя визуальную поэзию – теперь стихи можно было скорее смотреть, чем читать. Самые смелые представители модернизма отказывались от всего того, что было нам привычно – рифмы, значения слов, союзов и предлогов. Книги преобразились до неузнаваемости и не переставали вызывать интерес, поэтому литературный модернизм выстрелил ярче всего.

Остановимся не на таком радикальном жанре модернизма – символизме. В данном течении ничего не воспринималось буквально, строчки были наполнены шифрованием и образами.

В живописи

На полотнах модернизм вылился в разные цвета – яркие и блеклые, а образы на картинах могли просто поражать. Художественный модернизм пользовался популярностью не меньше литературного. После появления фотографии художникам нужно было доказать, что их дело продолжает жить, поэтому копировать реальность – это не о модернизме.

В культурный мир врываются такие направления живописи, как импрессионизм, где суть картины выражалась во впечатлении художника. Но дальше – больше. Чего стоит только противоположное импрессионизму направление – экспрессионизм. Авторы буквально выливали на полотна все свои переживания и чувства, поэтому каждый цвет – это эмоция.

Модернистская живопись ярко воплощается в таких направлениях, как: кубизм, наполненной фигурами; фовизм, благодаря которому глаза зрителя сразу цепляются за ярчайшие краски; и сюрреализм, где отыскать логику представляется нереальной задачей.

В архитектуре

Для наиболее яркого представления зданий модернизма, вообразите сперва для сравнения образец классицизма – какой-нибудь Исаакиевский собор Петербурга или Большой театр в Москве, а после старайтесь вообразить противоположное творение.

Архитектурный модернизм так же не стесняется нарушать стандартные правила, поэтому отказывается от прямых линий и даже от некого удобства. Главное – необычно!

Именно поэтому, проходя мимо здания архитектуры модерна, вы сразу обратите на него внимание, возможно, даже не догадываясь, к какому стилю оно относится. Но определенно, вы не сможете упустить его из виду. К примеру, таковым является здание Казанского вокзала в Москве.

В музыке 

Искусство – необычайная сила, и если оно преображается, то во всех сферах. Музыка – не исключение. Интересно, что в модернизме форма превышается над содержанием, и если в литературе, в живописи можно искать сюжет, то музыка наполнена главной особенностью модернизма. Она не знала сюжета, ее нужно было слушать и уметь насладиться потоком нот, то взволнованно играющих, то плавно переходящих друг за дружкой.

Но и музыка не избегала экспериментов. Современный на тот момент город мог отражаться в мелодии модернизма, ведь композицию теперь можно создать из одного только звука.

Яркий пример – джаз, где основой стала импровизация, благодаря чему каждая мелодия была уникальна.

Основные черты

По сути, каждая эпоха в той или иной степени добивалась внимания в искусстве, но модернизм глядит дальше всех. Это не просто необычное искусство. Жизнь стремительно изменялась, а искусство не отстает. Приоритеты и ценности изменились, философы вот-вот прогремели об отсутствии смысла жизни, поэтому творческим людям ничего не остается, кроме как экспериментировать.

После Первой мировой войны люди читают литературу потерянного поколения, возмущаются спектаклями театра абсурда, ведь это очередное подтверждение того, что жизнь – сплошной хаос.

Впрочем, форма формой, но о чем же писали представители модернизма? Сюжет для них был, конечно, вторичен, однако большинство все-таки от него не отказываются. Лучше всего изучить отдельно актуальные темы эпохи модернизма.

Темы

Одна из актуальнейших тем модернизма – это, разумеется, война. Событие, шокирующее всех. Описывалось и психологическое состояние человека на войне, и его жизнь после. Человек вынужден убивать, и это не могло не отразиться на страницах книг. Читатель рассматривает героев как людей потерявшихся, не знающих, как им жить, сомневающихся в главных ценностях жизни – любви и вере.

Так же на контрасте с войной подчеркивался праздник жизни и разрушение американской мечты. Желание жить, потому что неизвестно, когда жизнь оборвется – это и помпезно, и страшно. В литературе понятие потерянного поколения стало ведущей темой модернизма.

Немаловажная проблема в любую эпоху – смысл жизни. Однако вот незадача, модернизм зарождает новую философию, заявляющую, что никакого смысла и вовсе нет. Искусство пытается найти ответы на эти вопросы, пока экзистенциалисты занимают пьедестал.

Эмоции и сумасшествие – еще одна тема модернизма, как для литературы, так и для живописи. В таких стремительных переменах потеряется любой человек, нормальные герои в прошлом. Поднимаются важные вопросы о том, кто есть кто в современном обществе, и о роли каждого человека.

И, конечно, модернизм заявляет и о силе искусства, что именно оно может помочь выжить в таком неординарном мире.

Стиль

У каждого автора свой метод, за счет чего мы и превозносим их творчество. Эстетика модернизма воплощается, прежде всего, в деталях, за которыми скрываются целые истории. Именно так писал, например, писатель-модернист Эрнест Хемингуэй.

Искусство выводит наружу несвязанный лихорадочный бред. Это выражается не только в сюрреалистической живописи, но и в литературе. Представьте, что пока вы спите и с головой погружены в необычный сон, ваша рука бессознательно что-то записывает. В этом и заключался стиль еще одних представителей модернизма.

Футуристы же, например, громко отказывались от предыдущих авторитетов и «сбрасывали классику с корабля современности». Их эпатажный крик сопровождался неординарными выходками: отсутствием знаков препинания, подчеркиванием главных слов, даже шрифтом. Однако, на самом деле, футуристы – те еще романтики, и могли говорить о любви не менее красиво, чем классики.

Представители

Наконец, после того, как мы разобрались, что же это за эпоха, лучше всего остановиться на представителях. В теории модернизм красив и необычен, но на практике он раскрывается гораздо ярче, поэтому, как говорится, этих героев надо знать в лицо.

В литературе

Начнем с писателей модернизма – представителей, которые выразили новую эпоху на страницах.

  • Джеймс Джойс. Ирландский писатель – один из самых ярких представителей модернистской культуры, подаривший нам весьма непростые произведения. Его эксперименты удались, и теперь его творчество может попробовать осилить каждый, желающий ощутить на себе влияние модернизма.
  • Поль Верлен – модернист, воплотившийся в символизме. Поэт, превознесший форму и музыкальность стиха.
  • Артюр Рембо – поэт-символист, чья поэзия покажется вам настолько необычной, будто и вовсе была написана не на земле.
  • Оскар Уайльд – кто не знает автора «Портрет Дориана Грея»? Даже в этом романе каждое слово не случайно. Еще один представитель, доказывающий, что «как» намного важнее «чего».
  • Гийом Аполлинер. Еще одна яркая личность, тонко реагирующая на окружающий мир, а главное, сумевшая выразить это в своей поэзии.
  • Марсель Пруст – человек, без которого этот список обойтись не может. Не простой, но довольно интересный писатель, также ярко выражавший эпоху модернизма.
  • Андре Бретон – представитель не только эпохи модернизма, но и конкретного направления – сюрреализма.
  • Филиппо Томмазо Маринетти – футурист, напомнивший об искусстве Италии и вводящий новые правила.
  • Эрнест Хемингуэй, скрывающий в деталях все свое мастерство писателя.
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд – еще один представитель, как литературы потерянного поколения, так и модернизма.
  • Эрих Мария Ремарк – человек, писавший о войне так, что читается с интересом даже представительницами женского пола.
  • Франц Кафка – человек непростой судьбы, выразивший все свои переживания в собственном модернистском творчестве.
  • Жан-Поль Сартр – писатель-модернист и философ-экзистенциалист.
  • Эжен Ионеско – драматург, подаривший нам театр абсурда.
  • Сэмюэл Беккет – писатель-драматург, ирландский писатель.
  • Альбер Камю – еще один представитель модернизма.

В живописи

Пробегаясь по основным направлениям эпохи, назовем главных художников модернизма.

  • Сальвадор Дали, записывающий свои сновидения на картинах.
  • Пабло Пикассо – художник, старавшийся проявить себя не в одном направлении.
  • Казимир Малевич – представитель абстрактного искусства.
  • Василий Кандинский – художник-абстракционист.
  • Ван Гог – художник постимпрессионизма, благодаря которому положено начало экспрессионизма
  • Поль Гоген – представитель постимпрессионизма, положивший начало фовизму.
  • Анри Матисс – представитель фовизма.
  • Эдвард Мунк – художник экспрессионизма.

В архитектуре

Модернизм проявил себя во всех направлениях искусства, поэтому настала очередь назвать имена архитекторов модернизма.

  • Вальтер Гропиус
  • Алвар Аалто
  • Гюстав Эйфель
  • Антонио Гауди
  • Ле Корбюзье

В музыке

Остановимся и на композиторах модернизма для наиболее яркой картины.

  • Клод Дебюсси
  • Дмитрий Шостакович
  • Рихард Штраус
  • Ферруччо Бузони
  • Джон Кейдж

Примеры

Наконец, разобравшись с представителями модернизма, мы можем перейти непосредственно к их произведениям, которые стали отражением той самой противоречивой эпохи.

В литературе

  • «Улисс», Джеймс Джойс
  • «В сторону Свана», Марсель Пруст
  • «Стихи без слов», Поль Верлен
  • «Магнитные поля», Андре Бретон
  • «Фиеста», Эрнест Хемингуэй
  • «Великий Гэтсби», Фицджеральд
  • «На западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк
  • «Тошнота», Жан-Поль Сартр
  • «Превращение», Франц Кафка

В живописи

  • «Музыка», Матисс
  • «Искушение святого Антония», Дали
  • «Крик», Мунк
  • «Девушка перед зеркалом», Пикассо
  • «Черный квадрат», Малевич
  • «Звездная ночь», ван Гог
  • «Поцелуй», Климт

В архитектуре

  • «Танцующий дом», Фрэнк Гери (Прага)
  • «Дом Бальо», Антонио Гауди (Барселона)
  • Архитектура города Чандигарх, Ле Корбюзье
  • Выставочный павильон Германии, Мис Ван дер Роэ (Барселона)
  • Музей Гуггенхайма, Фрэнк Ллойт Райт (Нью-Йорк)

В музыке

  • «Симфония №5», Шостакович
  • «Ромео и Джульетта», Прокофьев
  • «4:33», Кейдж – даже такой эксперимент имеет право быть в нашем списке
  • «Жар-птица», Стравинский

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Архитектурный модернизм — Википедия. Что такое Архитектурный модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн,

Архитектурный модернизм — Википедия. Что такое Архитектурный модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина XIX века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л. Салливэн. 1899—04 и другие).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.

Понятие модернизма и постмодернизма — Студопедия

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.


В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм – «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового. То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, – как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий.

Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, – по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.


Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно. Последующий за модернизмом стиль – постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей, к элементам иррационального. Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это – Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

Классические примеры модернизма в архитектуре:

Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;

Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;

Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;

Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;

Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.

Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;

Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;

Жилой комплекс «Хебитет» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.

Модернистские течения в искусстве

· Абстрактное искусство

· Абстрактный экспрессионизм

· Дадаизм

· Импрессионизм

· Кубизм

· Модерн

· Постимпрессионизм

· Символизм

· Сюрреализм

· Фовизм

· Футуризм

· Экспрессионизм

Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.

Постмодернизм явился результатом отрицания. Термин этот появляется в период Первой мировой войны. Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.

Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Возникнувший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы.

Архитектурный модернизм

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

— использование самых современных строительных материалов и конструкций,

— рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),

— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

— их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн , сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм , развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм , основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Постмодернизм и метамодернизм в искусстве и обществе

На чтение 11 мин. Просмотров 256 Опубликовано

Историю часто подразделяют на эпохи или периоды. Это деление базируется на многих факторах и происходит по-разному, однако основополагающим является направление художественного искусства и философские течения. Они обобщают все аспекты того или иного временного отрезка, так как искусство и философия отражают определяющие события своей эпохи и видоизменяются благодаря им.

Но в последнее время, начиная со второй половины двадцатого века, возникают спорные векторы общественного развития, к которым относят постмодернизм и пришедший ему на смену метамодернизм. Действительно ли они существуют или же являются культурологическим конструктом?

Что такое модерн: сущность модернизма

Постмодернизм пришёл на смену модернизма и следующих модернистских течений:

НазваниеХарактеристикаПример (живопись)
ИмпрессионизмИзображение красоты повседневности, конкретного момента; передача эмоций и впечатлений.В. А. Серов «Девочка с персиками»
НеоимпрессионизмИзображение с помощью достижений в области оптики: краска наносится на холст точечно и чистым цветом, на определённом расстоянии должна дать нужный оттенок.Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
ПостимпрессионизмИзображение закономерностей окружающего мира, основных чертВ. Ван Гог «Звёздная ночь»
МодернИзображение построено на асимметрии, орнаментальности (украшение узором) и декоративностиГ. Климт «Поцелуй»
  • В. А. Серов «Девочка с персиками»
  • Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
  • В. Ван Гог «Звёздная ночь»
  • Г. Климт «Поцелуй»

В целом модернизм означает «другое искусство» — что-то новое, избавившееся от старых методов и принципов, основанное на свободе мысли и самовыражения. Это художественное направление охватывает временной промежуток конца XIX — начала XX века. Однако данная периодизация не удовлетворяет философскому течению модернизма.

С точки зрения философии модернизм является идеологическим течением, направленным на преобразование и изменение. Он противопоставлен традиционным устоям общества: то есть против доминирования традиций над нововведениями и его оплотом в виде религиозных учений.

Философия модернизма также зиждется на избавлении от старых принципов и в историческом контексте рассматривается вместе с процессом модернизации.

Модернизация — процесс перехода от аграрного (традиционного) общества к индустриальному (капиталистическому).

Так, в своей статье «Модернизация и культура» Федотова В.Г. отмечает:

«В модернистской культуре Запада преобладающее значение имеет рациональность, индивидуализм и профессионализм. Так, целерациональность западного человека в отличие от его прежней и присущей другим народам ценностной рациональности ориентировала его на то, чтобы смотреть на свою жизнь как на путешествие, которое он тщательно спланировал.

Человек воспринимал свою автономию и ответственность как схему своей деятельности, заданную модернистской культурой. Индивидуализм явился совершенно новой чертой, подчёркивающей нежелание человека жить в заранее и не им сконструированных рамках, не имея автономии и цели».

Однако это не значит, что можно отождествлять понятия модернизации и модернизма. Несомненно, социально-экономические факторы развития общества оказывали влияние на философию того времени, но приравнивать модернизацию к модернизму некорректно.

Есть и другой взгляд на философское течение модернизма — мировоззрение, направленное на отрицание традиционных принципов. Здесь определить хронологические рамки становится невозможно, так как по своей сути каждый период в той или иной мере стремится к чему-то новому, к прогрессу и развитию.

Если подытожить всё вышесказанное, то можно сказать, что модернизм олицетворяет новаторство и движение вперёд, отказываясь от базиса прошлого или же подвергая его переосмыслению. Он был попыткой преодолеть метафизические основы философии и мировоззрения человека в целом, опираясь на поиск столпов рационализма:

  • Классовая идеология у Карла Маркса;
  • Подсознание у Зигмунда Фрейда;
  • Воля у Фридриха Ницше.

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», — писал Карл Маркс.

Постмодернизм и его сущность: переосмысление или разрушение?

На смену модернизма пришёл постмодернизм. В дословном переводе данное понятие означает «после материализма», «то, что пришло на смену материализма». Однако, несмотря на то, что постмодернизм многое унаследовал от своего предшественника, он пребывал в оппозиции в отношении него.

Картина Энди Уорхола «La Grande Passion» (1984). Типичный пример постмодернизма.

Новая идеология зародилась в 60-70 годах XX века и была противопоставлена старой. Считалось, что модернизм был явлением элитарной культуры (то есть доступен лишь немногим), в то время как постмодернизм был в основе массовой культуры и понятен всем. Однако я совершенно не согласен с этим утверждением, и на то есть веские причины.

Критика постмодернизма

Во-первых, несмотря на то, что постмодернизм противопоставлен модернизму, якобы уникальную специфику он получил именно от своего предшественника. В том числе маргинальность:

Маргинальное искусство — искусство, далекое от актуальных тем, художественных течений, направлений, идеологий. Зачастую под этим термином подразумевают деятельность дилетантов, полноправно считающих себя творцами и претендующих на получение официального статуса.

Жан Дюбюффе. «Автопортрет». Типичный пример маргинального искусства.

Во-вторых, как было упомянуто выше, постмодерн базируется на философии модернизма и не создает ничего нового, а лишь подвергает критике и отрицает старое. Об этом в своем труде «Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в.» высказался О.Ю. Цендровский:

«Содержание оформившегося постмодернистского мировоззрения является по преимуществу критическим и негативным, оно «не столько создаёт «новое знание», сколько сеет сомнения в правомочности «старого знания»…»

«Мыслители постструктуралисты, чья философия стала одновременно базой и выражением постмодернистского мировоззрения, постулируют невозможность объективного познания и отсутствие критериев достоверности; ими устанавливается «принцип «методологического сомнения» по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям».

«Легитимность идеалов модерна, его авторитеты и святыни обличаются в их внутренней иррациональности, беспочвенности и разрушительности».

В-третьих, данное направление не является естественно созданным течением, как это было с модерном и идеологиями, существовавшими до него, а выступает в роли культурологического конструкта. Об этом писал всё тот же О.Ю. Цендровский:

«Знание представляет собой конструкт, продукт властных отношений, изменчивого культурного бессознательного, принимающий обманчивую видимость неоспоримой объективности. Этим объясняется тенденция к построению иррациональной концепции человека, истории и мира в целом (ибо рациональность постмодерна есть иррационализм в традиционном, модернистском понимании)».

В-четвертых, постмодернизм открыто заявляет, что существование самостоятельного индивида невозможно, а творчество не создаёт ничего нового — лишь зациклено на самоповторах.

В-пятых, данное направление отрицает понятие «истина», предпочитая идеологию плюрализма (множества мнений), что и в теории, и на практике делает невозможным достижение компромисса. Множество истин способствуют восприятию мира как хаоса, неупорядоченной системы с отсутствием каких-либо причинно-следственных связей и торжеством иррациональности.

Музей Робера Татена — скульптора, творившего в направлении постмодернизма — ар брют (маргинальное искусство).

Кроме того, базисом постмодерна является эмпиризм (единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт), а не рационализм (наши знания могут быть получены только с помощью ума). Всё вышеперечисленное противоречит диалектическому материализму, в основах которого лежат первичность материального и вторичность идеального, взаимосвязь всего со всем и постоянное движение.

В целом постмодернизм уже представляет собой культурологический конструкт, за которым стоит — не побоюсь это сказать — деградация современного общества.

Культурологический конструкт — порождение конкретной культуры или общества, способное существовать лишь потому, что люди согласны подчиняться его правилам и принципам.

Что же может представить течение, являющееся прямым продолжением и последователем подобного историко-культурного конструкта?

Метамодернизм пришёл на смену постмодернизма в 1990-е годы. Именно в этот временной промежуток искусствоведы начали замечать, что не всё искусство подходит под понятие «постмодернизм». Обозначение словом «метамодернизм» выбрали лишь по причине благозвучности, так как изначальный вариант «постпостмодернизм» был совсем плох (недурственный аргумент, конечно). Новое направление призвано понять и проанализировать актуальную на сегодняшний день культурную действительность.

Работы известного метамодерниста — Рагнара Кьяртанссона.

В целом метамодерн был впервые описан в работе Тимотеуса Вермюлена и Робина Ван Дер Аккера «Заметки о метамодернизме». Однако первое теоретическое описание подверглось критике. Например, А. Кардаш в статье «Критика философских оснований метамодерна» писал:

«Центральным концептом метамодерна они (Вермюлен и Аккер) назначают диалектику и «борьбу и единство противоположностей», которые формально переименовываются в осцилляцию.

«Социологической или культурологической базы под этим термином не стоит, а философская база несостоятельна. Единственное, что получилось — это сделать ярлык для обозначения современного искусства, которое не является постмодернизмом».

«Метамодерн — это фантазия про культурную парадигму, которой соответствует такое искусство. В принципе, метамодернизм может быть только частью культурной ситуации постмодерна даже в рамках логики «Заметок о метамодернизме».

Аналогичную точку зрения высказывает в статье «Образы современности в XXI веке: метамодернизм» А. Павлов:

«Одна из ключевых проблем идеи метамодернизма состоит в том, что её авторы выбирают тактику уклонения от определения содержательного компонента. […] Одним словом, метамодернисты соглашаются продемонстрировать, насколько они некомпетентны в философии, лишь бы, хотя и уместно, процитировать какой-нибудь философский источник».

Метамодерн и metamodernizm.ru

Крупнейшим русскоязычным ресурсом, освещающим культуру метамодерна, является журнал «Metamodernizm.ru». В нём есть краткое введение в суть нового направления, и я предлагаю взглянуть на некоторые выдержки из из контента:

«В результате множественных кризисов последних двух десятилетий (изменений климата, финансовых спадов, а также обострений глобальных конфликтов) мы стали свидетелями возникновения явного и общего желания к изменениям, к тому, что преждевременно было провозглашено «Концом истории».

Направление постмодернизма является культурологическим конструктом. Таким является и метамодернизм — он не был порождением желания измениться: он был порождением общественной мимикрии и нежеланием общества изменяться. Если рассматривать эти течения с позиции культурологического конструкта, то, говоря совсем грубо, метамодернизм можно назвать высшей стадией развития постмодернизма.

«Таким образом, вместо ознаменования возврата к наивным идеологическим позициям модернизма, метамодернизм провозглашает, что наше время находится в состоянии колебания между аспектами культур модернизма и постмодернизма».

Очень странно, что основанный на главенстве  рационализма модернизм вдруг оказался наивным.

Заключение

Метамодернизм стал лишь более усугублённой версией культурологического конструкта, объясняемый элементарным упадком ценностей и общественной деградацией. Я действительно не понимаю, в чем заключается массовость данного течения, проповедующего искусство, якобы понятного каждому.

Для сравнения я дам два архитектурных сооружения: метамодернизма и классицизма. Выводы делайте самостоятельно.

Концертный зал Walt Disney. Лос-Анджелес, СШАГосударственный музей-заповедник «Петергоф» (Санкт-Петербург)

Что такое модернизм?

Модернизм — это художественное направление и философское течение конца XIX — начала XX века, опирающееся на новаторство и прогресс.

Почему возник модернизм?

На фоне социально-экономического развития, модернизации философия, основанная на онтологии (метафизическом учении о бытии) и идеализме, оплотом которой по большей части были установленные веками традиции и религиозные принципы, при новой экономической модели (капитализме) просто-напросто устарела. На первые места вышла рациональность, которая была столпом диалектического материализма. Требовалась новая идеология, отвечающая порядкам нового общества. Таковой и стал модернизм.

Что же такое постмодернизм?

Постмодернизм — это культурологический конструкт, сформировавшийся в 60-70 года XX века, отрицающий всё, созданное модернизмом, и не создающий ничего нового.

Почему возник постмодернизм?

В 60-70-е годы двадцатого столетия наблюдались нравственный упадок и социальный кризис. Люди стали терять веру в постулаты старого направления. Зрели глобальные перемены.

Общество переходило от индустриального к постиндустриальному. Сопровождавшие данный переход упадок ценностей и начало постепенного движения вниз определили новое течение, которым и стал постмодернизм. Если в случае зарождения модернизма наблюдалось естественное развитие идеологии, то в данном случае это было искусственным насаждением, с которым смирились.

Что же такое метамодернизм на самом деле?

Метамодернизм — это культурологический конструкт, сформировавшийся в 1990-е годы, демонстрирующий изменения в области культуры.

Почему возник метамодернизм на самом деле?

Можно сказать, что причины тождественны причинам появления постмодернизма: только теперь с новым антуражем и новым названием.

На титульном фото — картина Люсьен Фрейда «Спящая социальная работница».


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы получать свежие статьи своевременно!

Модернизм, его основные течения и представители — КиберПедия

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 13Следующая ⇒

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм в искусстве

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в архитектуре

Выражение «Модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 20-х годов и по 70-80 годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового («модерн» значит «новый»). То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.



Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно. Последующий за модернизмом стиль – постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей, к элементам иррационального. Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это — Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

Определение «модернистское» вполне уместно и по отношению к современному зданию, — если по своему виду и по намерениям автора оно соответствует традиционному представлению о модернизме.

Классические примеры модернизма в архитектуре:

  • Здание Баухауза в Дессау, арх. В.Гропиус;
  • Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б.Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А.Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П.Жаннере и др.
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л.Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф.Джонсон;
  • Жилой комплекс «Хебитет» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М.Сафди.
 
Модернизм — это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела. Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. Конвенции реализма, к примеру, были отвергнуты Францем Кафкой и другими романистами, в том числе и в экспрессионистической драме, а поэты отказывались от традиционной метрической системы в пользу верлибра. Модернистские писатели видели себя как авангард, окинувший буржуазные ценности, и заставляли читателя задуматься, применяя сложные новые литературные формы и стили. В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля «поток сознания». В поэзии Эзра Паунд и Т.С. Элиот вытеснили логическое представление мысли своими коллажами фрагментарных изображений и сложными аллюзиями. Луиджи Пиранделло и Бертольд Брехт открыли новые театральные формы абстракции вместо реалистических и натуралистических представлений. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде, подчиняясь новым антропологическим и физиологическим теориям. Самая любимая ее техника – наложение вместе с многогранной точкой восприятия, которая удивляет и шокирует читателя своей отличностью от доселе привычных плодов пера. В английской литературе основными вехами литературного модернизма являются «Улисс» Джоймса и «Бесплодная земля» Элиота (оба произведения написаны в 1922). В испанской литератере модернизм это, прежде всего, стиль поэзии с 1888 по 1910 год, на который очень сильно повлияли французские символисты и представители парнасской школы. В испаноязычном мире это течение представлено поэтом из Никарагуа Рубеном Дарио и мексиканским поэтом Мануэлем Гутиеррес Нахeра. Вообще-то у каждой страны был свой модернизм, неважно, вошел ли он в анналы мировой литературы или так и остался локальным явлением. Сама суть модернизма – культурного течения, зародившегося между мировыми войнами в обществе, истощенном идеями прошлого, является космополитичной. Писатели, работавшие в это время, экспериментировали с формами, способами, приемами, техниками, чтобы дать миру новое звучание, но темы их оставались вечными. Чаще всего это была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире, несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей действительности. Именно модернизм, в отличие от всех предыдущих течений будет акцентировать свое внимание на человеке, на его внутренней сущности, отбрасывая внешний антураж или видоизменяя его так, чтобы он только подчеркивал основную идею. Критики говорят о литературе модернизма, как о явлении довольно мрачном, но такое ощущение создается преимущественно из-за того, что читатель рассматривает мир, поданный автором, через призму восприятия последнего, окрашенную разочарованием и вечным поиском смысла бытия. С исторической точки зрения модернизм находится в тесной связи с появлением новых режимов. Чаще всего речь идет о становлении фашизма и коммунизма, и обращении к ним классиков литературы за новыми идеями, в ожидании, что свершится глобальное «чудо». По этой причине творчество писателей иногда можно разделить на два периода – увлечения политикой и разочарования нею, что очень хорошо прослеживается во временной канве произведений. И все же большинство модернистов аполитичны, единственный регламент для них – собственное воображение и мировосприятие.

 



 

 






modernism — Перевод на испанский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Эта абсурдность приводит модернизма в тупик.

Este absurdoide al modernismo a un callejón sin salida.

Одно определение характеризует метамодернизм как посредничество между аспектами модернизма и постмодернизма.

Una Definición que caracteriza al metamodernismo es entenderlo como una serie de mediaciones Entre Aspectos del Modernismo y el posmodernismo.

Модернизм был провокацией в Дессау 1920-х годов.

La modernidad era una provocación en Dessau en los años de 1920.

Вдали от зыбучих песков модернизма , Довидженко приближает зрителя к конкретному сюрреализму.

Lejos de las arenas moveizas de la modernidad , Dovidjenko lleva al espectador a un surrealismo concreto.

Четкая сдержанная форма делает этот консольный стул образцом дизайна в духе модернизма .

Su forma clara y discreta convierte esta silla cantilever en un disño ejemplar del espíritu modernista .

С бесплатными экскурсиями на выставку, мероприятиями для детей и туром модернизма .

Con visitas comentadas gratuitas a la Exposición, actividades infantiles y itinerario modernista .

Это крайний модернизм как в мысли, так и в методе.

Este es el modernismo extremo tanto en pensamiento como en método.

В музее экспонируется модернизма .

Итак, Полански покинул Польшу соцреалистами и забрал с собой свой модернизм .

Аси, Полански отказался от социальной полонии реального мира на modernismo a cuestas.

Это серьезная ошибка модернизма вчера и сегодня.

Он создал барселонскую эмаль, а каталонский модернизм присутствовал в украшениях, полных символизма.

Creó el esmalte Barcelona y el modernismo catalán estuvo presente en una joyería llena de simbolismo.

Возможна ли другая форма модернизма ?

Часовня классифицируется как уникальный образец модернизма Наварры.

La capilla está catalogada como una pieza única del modernismo de Navarra.

Аграрный модернизм имеет свою индивидуальность и выразителей; познакомьтесь с ними с помощью TripIdea.

El modernismo agrario tiene personalidad y exponentes propios, apúntate a conocerlos con esta TripIdea.

Следуя традициям бразильского модернизма и его павильонов, большие пандусы усиливают связь между различными пространствами.

Siguiendo la tradición del modernismo brasileño y sus pabellones, grandes rampas refuerzan las conexiones entre los diferentes espacios.

Барселона — это чудесная витрина для покупок: большой выбор брендов сочетает в себе модернизм и традиции.

Barcelona es un maravilloso escaparate, su ampia selección de marcas combina modernidad y tradición.

Что может быть романтичнее каталонского модернизма ?

¿Y qué hay más romántico que el modernismo catalán?

Уважаемый Дон Алессандро, ваша битва против модернизма более законна, чем когда-либо, необходима и уместна.

Estimado Don Alessandro, su batalla contra el modernismo es más legítimo que nunca, necesario y apropiado.

Сначала из-за обвинения в модернизме .

В этом произведении мелькал дух модернизма и работ Гауди.

En esta pieza se vislumbra el espíritu de las obras del modernismo de Gaudí.

Каковы ключевые различия между модернизмом и постмодернизмом как художественными движениями?

Привет,

Если вы все еще ищете четкий ответ на свой вопрос, я думаю, что смогу ответить на него более четко, чем многие источники на веб-сайтах.

Модернизм зародился в конце 19 века и находился под влиянием новых технологий и идеологий, которые пронизывали этот период (автомобиль, самолет, телефон, радио, телеграф, теория относительности, теория эволюции, марксизм и взгляды Фрейда на бессознательное). ). Результатом этих влияний стало то, что художники почувствовали, что им больше не нужно придерживаться строгих правил в отношении того, что необходимо для создания картин, скульптур, архитектуры, музыки и так далее.Другими словами, «традиция» больше не была священной коровой. В то время как традиционное искусство и все традиции, если на то пошло, подчеркивали важность преемственности, то есть одно поколение должно более или менее поддерживать те же стандарты и практики, что и предыдущие, модернизм предполагал, что искусство должно быть исследовательским, подобным новому. технологии и идеи были исследованиями, так что искусство и то, чем занимались художники, теперь могло быть значительно расширено — по сути, искусство стало тем, что вам сойдет с рук.’

Постмодернизм был ответом на десятилетия модернистского искусства. Постмодернизм утверждал (во второй половине 20-го века), что в искусстве нет новых идей или форм, поскольку 100 лет экспериментов было достаточно, чтобы исследовать новые формы, чтобы создать что-то «новое» или «современное». «было бы просто мягким и незначительным изменением того, что уже было исследовано или создано. Таким образом, постмодернистские критики утверждали, что новизна «исчерпана».Однако они утверждали, что следующим логическим шагом вперед в искусстве и деятельности художников будет заимствование, объединение, ссылка, имитация, комментирование и т. Д. Предыдущих произведений искусства. Таким образом, художники постмодерна больше не должны искать совершенно новые средства создания искусства, но теперь произведения искусства станут исследованием того, что уже было новым. Вторичная идея постмодернизма заключается / заключалась в том, что создателя или художника больше не следует рассматривать как «творца». Скорее, творчество было творчеством. естественный аспект бытия, так что художник, если он / она настроится на этот обширный пульс творчества, стал бы скорее средством передачи принципов искусства.

Во всяком случае, это короткая версия.

; <)

Модернизм и постмодернизм в изобразительном искусстве

Мы рады предложить новый курс истории искусства в нашем центре Лос-Анджелеса.

Модернизм и постмодернизм в изобразительном искусстве помогает студентам лучше понять две основные культурные парадигмы нашего времени: модернизм и постмодернизм. Курс будет исследовать способы, которыми они представляют преемственность, а также их крайние идеологические и эстетические расхождения.Учеба включает поездки в близлежащие музеи MOCA и Broad Museums.

Курс ведет Дан Хиуни. Мы поговорили с ним о его целях на курсе.

Ваш курс исследует модернизм и постмодернизм; Что в этих движениях вас интересует и чему студенты могут научиться на ваших лекциях?

ХХ век, безусловно, был захватывающим. Мне интересно, как культурные сдвиги отражаются в искусстве того времени. Переход от модернизма к постмодернизму весьма драматичен и заслуживает исследования.Поскольку это так недавно и все еще часть нашей эпохи, студенты могут найти полезным понять распространенные ссылки на эти термины. К концу курса студенты будут иметь четкое представление о различиях между двумя движениями.

Какие музеи вы планируете посетить и почему?

The Broad — прекрасное новое дополнение к арт-сцене Лос-Анджелеса. В нем есть прекрасные образцы современного и постмодернистского искусства, а само здание является прекрасным примером постмодернистской архитектуры.MOCA неизменно имеет прекрасные экспонаты современного искусства, что позволяет нам просматривать и обсуждать последние достижения в области культуры.

Что, на ваш взгляд, может предложить Лос-Анджелес любителям искусства уникальным?

Лос-Анджелес — столица искусства мирового уровня. Многие музеи и галереи поддерживают любое изучение искусства. Многие художники постоянно переезжают в Лос-Анджелес из других частей страны, что делает его самой яркой и динамичной арт-сценой.

Какими коллекциями или работами вы хотите поделиться со своими учениками?

Я особенно жду посещения музея Броуд.Не только за отличную коллекцию, но и за само здание.

Class собирается во вторник, 24 июля, в 19:00 в DTLA.

Чтобы получить дополнительную информацию и зарегистрироваться, щелкните здесь.

Факты о модернизме для детей

Модернист Эрика Гилла North Wind , 1928, для штаб-квартиры лондонского метрополитена, на Бродвее, 55. Ракета Эдварда Миддлтона Маниго. На нем изображен салют на реке Гудзон в 1909 году.Эдвард Миддлтон Маниго (1887–1922) был художником-модернистом, который за короткую жизнь (он умер в возрасте 35 лет) преуспел как художник, керамист и производитель мебели.

Модернизм был культурным движением конца XIX — середины XX века. Он изменил искусство, литературу, музыку, архитектуру и драму.

Модернизм отверг традиции. Его интересовали новые способы делать старые дела. Кроме того, существовало убеждение, что наука и технологии могут изменить мир к лучшему.Детали сильно различаются, и термин охватывает некоторые движения, которые несколько противоречат друг другу.

Арт

Современное искусство заменило классическое искусство. Он включал абстрактное искусство, кубизм, поп-арт, минимализм и дадаизм. Это сильно повлияло на скульптуру, хотя вначале такие скульпторы, как Роден и Эпштейн, создавали как традиционные, так и модернистские работы. Генри Мур — один из самых известных скульпторов-модернистов.

Типичными модернистскими художниками были Пикассо, Брак, Матисс, Кандинский и Мондриан.

Музыка

Композиторы, такие как Стравинский, Джордж Антейл и Шенберг, — модернисты. Произведение Стравинского Весна священная ( Le Sacre du Printemps ) является знаковым произведением.

Танец

Такие балеты, как The Rite of Spring и Les Noces ( The Wedding ) знаменуют собой приход модернизма в эту традиционную форму танца. Современный танец вне балета начался с Айседоры Дункан, Лой Фуллер и Рут Ст.Денис.

Литература

«Улисс » Джеймса Джойса — классический пример модернизма в романе. Ulysses (1922) был назван «демонстрацией и суммированием всего модернистского движения». Франца Кафки Метаморфоза (1915), Процесс (1925) и Т. Стихотворение Элиота The Waste Land (1922) также является ярким примером. Оглядываясь назад, становится ясно, что: « Преступление и наказание » Федора Достоевского (1866) оказали большое влияние на других писателей.

Появление магического реализма — часть модернизма. Примеры — романы и рассказы Михаила Булгакова, такие как Диаболидад и Мастер и Маргарита .

Архитектура

Модернизм в архитектуре можно найти в работах Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ. Знаменитая реплика Ле Корбюзье «Здание — это машина для жизни» показывает, насколько его мышление отличалось от мышления архитекторов XIX века.Небоскреб, такой как Сиграм-билдинг Мис ван дер Роэ в Нью-Йорке (1956–1958), стал типичным модернистским зданием.

Кресло «Василий» Марселя Брейера — образец модернизма.

Критика

Критика современного движения состоит в том, что оно не ценит традиции и стремится к изменениям ради изменений. Больше всего модернистам нужна свобода самовыражения или, возможно, свобода экспериментов. Вот почему многие современные картины избегают создания визуальных копий реальных вещей.В модернистской литературе автор может опускать сюжеты, повествования или характеристики в книгах.

Эти эксперименты не были случайными. Они опирались на идеи своего времени: средства массовой информации, науку и технологии, марксизм, фрейдистскую психологию и так далее. Был общий поиск новых материалов, новых методов и новых идей. Часто наблюдалось неприятие элитарности и любовь к популизму и массовой культуре.

Другая критика касалась связи модернизма и социализма.Конечно, многие модернисты тоже были социалистами. В первые дни социализма он, казалось, давал надежду на новое будущее без багажа прошлого. Это также объясняет их неприятие традиций.

Картинки для детей

  • Дворец Стокле (1905-1911), архитектор-модернист Йозеф Хоффманн

  • Пит Мондриан, Вид с дюн с пляжем и пирсами, Домбург, 1909, картон, масло и карандаш, Музей современного искусства, Нью-Йорк

  • Статуя Джеймса Джойса на Норт-Эрл-стрит, Дублин, автор Марджори Фицгиббон ​​

  • Сэмюэля Беккета Помощник Годо , ( В ожидании Годо ) Авиньонский фестиваль, 1978

  • Генри Мур, Лежащая фигура (1957).Перед Кунстхаусом Цюрих, Швейцария.

  • Smithson’s Spiral Jetty с вершины Розел-Пойнт, штат Юта, США, в середине апреля 2005 года. Созданный в 1970 году, он до сих пор существует, хотя часто был затоплен из-за колебаний уровня озера. Он состоит из примерно 6500 тонн базальта, земли и соли.

Модернизм и постмодернизм в бетоне

Мне кажется печальным, что так много статей о модернизме и постмодернизме в литературе скорее мистифицируют, чем демистифицируют эти термины.На просьбу объяснить, что такое постмодернизм, некоторые авторы вместо этого пытаются заглушить этот термин в академической терминологии, как если бы это было объяснением. Другие авторы хихикают: «Я не знаю, что это значит! Вы знаете, что это значит?» формулировки, подразумевая, что термин не имеет никакого реального значения.

Мы можем поискать ответы в других полях. В архитектуре «модернизм» и «постмодернизм» прекрасно понимаются, и оказалось, что определения, которые подходят для этих терминов в области архитектуры, довольно хорошо подходят для области литературы.

Недавно гуляя возле L’Enfant Plaza в Вашингтоне, округ Колумбия, я заметил любопытное здание, национальную штаб-квартиру Министерства образования, которое служило прекрасным примером разницы между модернизмом и постмодернизмом.

Основной корпус — образец классического модернизма — чистые линии, функциональный и доступный, лишенный декора. Подобные здания были в моде в середине 20-го века.

Но впереди есть «маленькая красная школа», очевидно, более поздняя пристройка, вероятно, призванная сделать этот центр политики в области образования менее суровым, холодным и бюрократическим.Маленькая красная школа — прекрасный пример постмодернизма. Он смягчает и очеловечивает суровую модернистскую чистоту стоящего за ним здания. Он полностью декоративный (не имеет функции) и откровенно ностальгический.

Важно подчеркнуть, что это маленькое здание на самом деле не маленькое красное здание школы. Если бы это было так, это не было бы постмодернистское здание — это было бы маленькое красное здание школы. Это здание не вещь , это сообщение . Постмодернизм всегда преднамерен.

Одна из причин, по которой сегодня иногда трудно говорить о постмодернизме, заключается в том, что модернизм — то, против чего восстает постмодернизм, — недостаточно изучен. Здесь тоже может помочь область архитектуры. Модернистское движение возникло в начале 20 века как смелая попытка вычистить человечество от его корней, заново изобрести знакомые формы в стилях, которые не имели отношения к прошлым традициям, этническим традициям или религиозным традициям. Следует отметить, что архитектурный модернизм и коммунизм (и коммунизм) часто шли рука об руку.Стиль модерн в архитектуре был также известен как «международный стиль».

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций на Манхэттене — прямой блок, монолит — прекрасный образец модернистского здания. Джеймс Джойс — классический пример модернистского писателя, потому что он попытался следовать строгому методу в своем сочинении, избавить свои слова от всех уловок, претензий и уловок, чтобы представить чистую мысль.

Модернизм сам по себе является реакцией, первичной реакцией против «природы», против консерватизма и традиционализма.Однако ясно, что однажды подвергнувшись суровой дисциплине модернизма, люди стремятся вернуть свои традиции. Вот почему постмодернистские архитекторы, такие как Филип Джонсон и Фрэнк Гери, смогли процветать после того, как мода на строгую модернистскую архитектуру начала исчезать во второй половине 20-го века.

То же самое и в литературе. Неприятные модернистские работы Гертруды Стайн, Уильяма Фолкнера и Эзры Паунда уступили место более свежим, менее идеологическим и более откровенно традиционным прозам: болтливому тону Курта Воннегута, игривым лингвистическим играм Томаса Пинчона, Уильяму С.Кивает Берроуза криминальным чтивом и нуаром.

И в архитектуре, и в литературе постмодернизм — это попытка примирить интеллектуальную мощь модернизма с приятными и значительными атрибутами традиционализма. Постмодернистское прикосновение сводится к принятию знакомых человеческих чувств, от которых модернизм пытался избавиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *