Идегэй кем ул: ЭПОСЫ МИРА. Идегей | Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл
Образ Золотой Орды и «зарвавшиеся татары»
Дамир Исхаков о том, как история великой империи вновь «обреталась» в общественном сознании татарской нации. Часть 1-я
В октябре столица Казахстана Нур-Султан приняла международный круглый стол «Золотая Орда: история и историческая память», вызвавший большой интерес местных СМИ. По мнению единственного участника форума из Казани, известного историка Дамира Исхакова, сравнение празднования 750-летия Золотой Орды позволяет увидеть различия между народами – наследниками той великой империи — казахами и татарами. Причем, считает автор «БИЗНЕС Online», серьезного разговора на эту тему в Татарстане так и не случилось.
«Образ Золотой Орды и ее история из памяти татарского народа никогда не исчезали» Фото: «БИЗНЕС Online»
750-летие Золотой Орды: взгляд на татар и Татарстан из Казахстана
17 октября 2019 года в столице Республики Казахстан Нур-Султане прошел организованный Институтом мировой экономики и политики при фонде первого президента РК — елбасы международный круглый стол на тему «Золотая Орда: история и историческая память». Данное мероприятие, основным ядром которого было обсуждение круга вопросов, связанных с проблематикой роли золотоордынского периода в формировании национального исторического сознания, привлекло значительное внимание казахстанских средств массовой информации, что не было случайным. Сравнение празднования в этом году указанной юбилейной даты, отмеченной прежде всего в Татарстане и Казахстане, позволяет отчетливо увидеть различия между прямыми наследниками великой империи — Улуса Джучи в лице казахов, являющихся суверенной нацией, и татарами, переживающими не лучшие времена с позиции развития национальной общности.
Вот об этом круге проблем как участнику (единственному из Татарстана) отмеченного мероприятия и хотелось бы поговорить детальнее, ибо в Российской Федерации сколько-нибудь серьезного разговора на данную тему еще не было. В нашей республике, кстати, тоже, что весьма и весьма странно. Почему же?
ЗАПРЕТ «ФЕОДАЛЬНО-ХАНСКОГО» ЭПОСА «ИДЕГЕЙ»
Дело в том, что «обретение» Золотой Орды в общественном сознании татар, национальной историографии Татарстана после длительного перерыва, начавшегося в 1944 году, случилось по историческим меркам совсем недавно — в конце 1980-х – начале 1990-х. Вся эта историко-культурная инновация, прямым участником формирования которой мне пришлось быть, началась в результате горбачевской перестройки, хотя ее предпосылки имелись и раньше. Но для того, чтобы можно было понять все нюансы случившихся вокруг Золотой Орды в исторической науке Татарстана и в татарском обществе на рубеже XX–XXI веков изменений, нам надо заглянуть в прошлое.
Образ Золотой Орды и ее история из памяти татарского народа никогда не исчезали. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на содержание «Җәмигыт-тәварих» Кадыйр-Али бека (1602) и «Дәфтәре Чыңгыз–намә» (анонимное сочинение конца XVII века). Кроме того, Золотая Орда, ее правители и другие известные политические деятели (Идегей, Кара-Ходжа из клана аргын и т. д.) присутствуют также в дастанах и исторических преданиях татар. В этой связи особого внимания заслуживает эпос «Идегәй», тексты которого (до 20 версий) записаны в Волго-Уральском регионе, у крымских и сибирских татар.
По мере формирования в XIX — начале XX вв. национальной историографии, история Золотой Орды заняла видное место в трудах Ш. Марджани, Р. Фахретдина, М. Рамзи и др. татарских исследователей. Но надо иметь ввиду, что в дореволюционной историографии у татар были представлены две линии исторический мысли — с бóльшим упором на булгар, Волжскую Булгарию и с особым вниманием на золотоордынских тюрко-татар (татаро-монгол) и Золотую Орду (Улус Джучи). Эти два течения, дополняя друг друга, тогда мирно сосуществовали. Следует подчеркнуть, что представители так называемой «буржуазной» историографии — «татаристы», никогда не игнорировали булгарский период истории народа, ее золотоордынский этап рассматривая как продолжение более раннего исторического отрезка (см., например, весьма качественную работу М. Рамзи «Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаи’ Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» / «Нанизывание вестей и оживление преданий о событиях, произошедших в Казани и Булгаре, а также о татарских царях», 1908. Имеется частичное переиздание 2017 года на русском языке).
Однако, в советский период ситуация изменилась, правда, далеко не сразу. Скажем, в 1940-м в журнале «Совет әдәбияты» был опубликован сводный вариант дастана «Идегәй», к которому известным татарским писателем и фольклористом Наки Исанбетом были написаны обширные комментарии, воссоздающие историю и образ Золотой Орды. Текст дастана в 1941 году был даже сдан в печать. Эта работа скорее всего велась в рамках подготовки к проведению в Москве «Декады татарского искусства» (август 1941-го). Решение Политбюро ЦК ВКП (б) об этом состоялось 26 августа 1940 года, т. е. за год до намеченного мероприятия. Однако, Великая Отечественная война помешала как проведению форума, так и изданию этой книги, затем во внутренней политике СССР произошли фундаментальные изменения, в татарском случае ознаменовавшиеся известным постановлением ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической работы в Татарской партийной организации», приведшем к фактическому запрету «феодально-ханского» эпоса «Идегей», кадровым и идеологическим репрессиям, в конечном счете, к полному свертыванию изучения Золотой Орды в Татарстане.
Составной частью этого массированного давления Москвы на татар было уничтожение в 1944 году подготовленной к печати рукописи «Очерков истории ТАССР» (объем — 13 а. л.), писавшейся при участии московских историков с февраля 1941-го по июль 1944 года. Таким же образом в 1951-м был ликвидирован весь тираж уже изданной работы по «Истории ТАССР». Лишь после этих акций давления и устрашения были написаны «канонические» для советского периода «Истории ТАССР», в неизменном виде по проблемам Золотой Орды печатавшиеся до 1980-х.
«МНЯТ О СЕБЕ… С НИХ И НАДО НАЧАТЬ…»
Что вменялось авторам этих запрещенных трудов? Как видно из публикации в ноябрьском номере журнала «Совет әдәбияты» за 1944 год, направленном против Н. Исанбета, последний обвинялся в «искажении исторического пути татарского народа», когда «народы Казани и Болгара считаются народом Золотой Орды», а Золотая Орда «рассматривается как татарское государство», между тем там «не было народа», а «были только племена». Все это, по мнению составителей данной публикации, сопровождалось еще и «отрывом истории татар от общерусской истории».
Как сейчас известно, Сталина и его окружение тогда серьезно беспокоили «восточный национализм» и отдельно «непокорность татар». Вот что писал об этом, реконструируя ход мыслей И. Сталина, поэт и переводчик С. Липкин, в свое время переводивший эпос «Идегәй» на русский язык и контактировавший в начале 1940-х с работниками аппарата ЦК ВКП (б): «… опасность исходит [думал Сталин] от недобитых восточных буржуазных националистов. Возвеличивая свои национальные эпосы, своих древних классиков, султанов и полководцев, они становятся рассадниками панисламизма, по сути — агентами мусульманских стран. Их надо уничтожить. Хуже всех татары. Он с ними боролся, когда еще был наркомнацем. Мнят о себе… С них и надо начать…» (Липкин С. «Бухарин, Сталин и «Манас»//Огонек. 1989. № 9. — с. 24). Поэтому было решено подрубить историю татар так, чтобы там было меньше элементов самостоятельного государственного существования, независимого развития и т. д. Не будем забывать, что события 1944 года разворачивались накануне полного отказа коммунистических верхов СССР от старой идеологии интернационализма, когда произошел поворот в сторону усиления в стране русско-советского национализма как основы идеологии советского государства.
После таких репрессивных мер, подкрепленных и сугубо идеологическими мероприятиями (скажем, проведением в 1946 г. в Москве с приглашением представителей ИЯЛИ КФ АН СССР на отделении истории и философии АН СССР обсуждения проблемы происхождения «казанских» татар, когда те были объявлены потомками булгар), история татар начала выводиться напрямую из Волжской Булгарии, а Казанское ханство представало как бы ее непосредственное продолжение. В итоге в Татарстане надолго закрепилась такая традиция исторических исследований, когда основное внимание уделялось булгарам, Волжской Булгарии, а Золотая Орда, если и упоминалась, то со знаком минус и без всякого конкретного анализа.
Не все татарские историки с таким подходом соглашались, но очень жесткий партийный контроль над наукой диктовал свои условия. Поэтому, как вспоминал уже покойный профессор М. А. Усманов, в ходе защиты им в 1979 году докторской диссертации, посвященной абсолютно безобидной теме — жалованным актам Улуса Джучи, в партийные органы пошли сигналы о том, что «у Усманова есть своя Золотая Орда… а наш священный и великий Булгар он не изучает». Да и я сам, вернувшись в 1981-м после защиты кандидатской диссертации из Москвы в Казань, застал эту весьма специфическую ситуацию. Запреты и контроль были настолько плотными, что в 12-томный свод татарского фольклора, издававшийся в 1976–1988 годах, дастан «Идегәй», несмотря на существование его отредактированного текста, так и не был включен. Его первое после 1940 года издание под давлением татарской общественности появилось в свет лишь в 1988-м после начавшейся горбачевской «перестройки».
«Возникает вопрос: понимали ли татарские историки нарушение трактовки средневековой истории своего народа, приводившее к прямой деформации национального самосознания?»
СДВИГ В РАМКАХ ГОРБАЧЕВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Сложившееся положение, когда наблюдалось не только грубое искажение национальной истории, но и подрывалось этническое самосознание татар (попробуйте логически стройно обосновать переход от «булгарской» к «татарской» идентичности!), было совершенно ненормальным. Тем более, что в ходе переписей и в официальных документах (паспортах, свидетельствах о рождении и т. д.), фигурировала принадлежность представителей нашего народа к татарам. На это еще накладывались особые запреты, связанные с нерешенностью проблемы крымских татар (про них вообще нельзя было писать сколько-нибудь подробно), по которым имелись многочисленные документы, доказывающие связь этой этнической группы с Золотой Ордой.
Возникает вопрос: понимали ли татарские историки и в целом наши интеллектуалы указанное выше фундаментальное нарушение трактовки средневековой истории своего народа, приводившее, как было отмечено, к прямой деформации национального самосознания? Безусловно, понимали, хотя и не в полной мере. Можно отметить, в частности, одну раннюю дискуссию, которая происходила еще в 1951 году между двумя татарскими историками (Х. Гимади и М. Сафаргалиевым) на страницах журнала «Вопросы истории», из которой видно, что один из дискутантов (Сафаргалиев) отстаивал позицию, подчеркивающую значимость золотоордынского этапа в истории татар, но другой (Гимади, тогда зав. сектором истории ИЯЛИ) это отрицал.
В целом сдвиг по золотоордынской проблематике в общественном сознании, а также в академическом сообществе Татарстана, произошел лишь в результате начавшихся в стране в рамках горбачевской перестройки политических изменений. Именно в ходе этих процессов в татарском обществе сложилось движение за новое «обретение» истории Золотой Орды как части собственной истории. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в начале 1980-х в рамках ИЯЛИ (там была предпринята попытка создать новый целостный труд по истории татарского народа, включающий и золотоордынский период; его проспект был составлен в 1984 году Р.А. Фахрутдиновым). Но в этом учреждении позиции «булгаристов» оказались очень крепкими.
Позже этот сдвиг был поддержан участниками национального движения, в 1989-м, в ходе учредительного съезда ТОЦ, заявивших в предложениях в адрес пленума ЦК КПСС о необходимости отмены как «несправедливого» и «оскорбительного для татарского народа» указанного выше постановления ЦК ВКП (б), «вычеркнувшего из истории татарского народа целую эпоху — период Золотой Орды и национальный эпос „Идегей“». Там же было сказано, что в учебники всех типов (школьные, для вузов и др.) надо внести изменения в разделах, имеющих отношение к истории Золотой Орды и Казанского ханства. При этом подчеркивалось, что истории Волжской Булгарии также необходимо уделить должное внимание при освещении проблемы этногенеза татар.
«КТО МЫ — БУЛГАРЫ ИЛИ ТАТАРЫ?»
Понятно, что в 1980-х национальные идеологи предлагали вернуться к такому пониманию истории нашего народа, какое существовало до Октябрьской революции 1917-го в татарской «буржуазной» историографии. Несмотря на такие заявления, первая специальная научная конференция по теме «Золотая Орда: история и культура», в Казани состоялась лишь 9–10 августа 1993 го, но, благодаря отрицательной позиции дирекции ИЯЛИ, стоявшей на булгаристских позициях, материалы форума так и не были изданы.
Тем не менее, в средствах массовой информации между 1987–1990 годами годами проходили дискуссии под шапкой «Кто мы — булгары или татары?», а также печатались научно-популярные и сугубо научные статьи, брошюры по золотоордынскому периоду истории татар. А с начала 1990-х в Татарстане дискуссии между «булгаристами» и «татаристами» усилились, в 1993–1995 годах приобретя характер «битвы историков» двух направлений (Детальнее об этом см.: Исхаков Д. М. «Битва историков» в Республике Татарстан в 1990-х годах и создание Института истории им. Ш. Марджани АН РТ // Этнологические исследования в Татарстане. Вып. IV. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. С. 287-311.).
Из этого «сражения» победителями вышли «татаристы», точнее, «тюрко-татаристы», занявшие основные позиции в созданном указом президента РТ М. Ш. Шаймиевым в 1996 году Институте истории АН РТ (вскоре названном именем Шигабутдина Марджани). Это привело к тому, что в опубликованном данным учреждением в 2002–2013 годах 7-томном компендиуме — «История татар с древнейших времен», золотоордынский этап истории народа занял подобающее почетное место (ему отведен весь III том) как ключевой период формирования татарского этноса.
Именно в рамках этого института затем был создан специальный Центр исследований Золотой Орды (позже с добавлением «и изучения татарских ханств»), начавший систематические и весьма плодотворные изыскания по источниковедению и истории названной державы мирового уровня. Там же были проведены крупные научные форумы и осуществлены целый ряд издательских проектов, во многом закрывших прежние лакуны по истории Золотой Орды, существовавшие в национальной историографии (и не только в ней). Параллельно теме Золотой Орды начали уделять серьезное внимание и фольклористы из ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ. Ими были изданы такие труды, как «Народный эпос „Идегей“» (1999, автор — Ф.Урманче), «Эпическое творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы» (2011, автор — И.Г. Закирова). После этих фундаментальных изменений в академической сфере, а также в общественном сознании, прежняя школа булгаристов потеряла значение, заняв в республике маргинальное, периферийное положение (Время от времени «булгаристами» делаются попытки сломать новую парадигму исторического сознания татар — См.: Хамидуллин И. И. Сличение разных имен и о деле газиев Булгара. Эчке Булгар. 1430 ел. (2009 год). Казань: Изд-во МО и НРТ, 2010. Особенно см. с. 4-15. Правда, они оказываются безуспешными).
«Исследователям Золотой Орды следует больше координировать свою деятельность для усиления изысканий по золотоордынской проблематике»
ТАТАРСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕЙЧАС ВПОЛНЕ АДЕКВАТНО ВОСПРИНИМАЕТ ИСТОРИЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Вследствие того, что татарское общество, за небольшим исключением, сейчас вполне адекватно воспринимает историю Золотой Орды и в основном осознает ее место в национальном развитии, прежняя проблема подрыва этнической идентичности из-за неправильной трактовки средневековой истории татар, уже не актуальна. Тем не менее историческое значение этой громадной державы в формировании татарского этноса и его средневековой культуры все еще понимается не до конца. Тому есть ряд причин, о которых нужен отдельный разговор.
Изменения в исторической науке Татарстана через научные контакты оказали влияние и на российскую историографию в целом. Скажем, в результате консенсуса федеральной стороны и татарстанских ученых, при подготовке научно-методических оснований школьных учебников по «Истории России»/«Отечественной истории» из них удалось изъять понятие «иго» и некоторые другие отрицательные маркеры, применявшиеся по отношению к истории Золотой Орды. Правда, в ходе этих изменений произошли и некоторые отрицательные новшества. Скажем, вместо традиционного обозначения государствообрузующего народа Золотой Орды как «татар» или «монголо-татар», в учебниках появился термин «ордынцы», за которым отсутствует этническое содержание.
К сожалению последние события, связанные с попытками определенных федеральных кругов обозначить в РФ так называемое «Стояние на Угре» (1480 год) как юбилейную дату великой победы русского оружия над ордынцами и конец «ордынского ига», отчетливо продемонстрировали, что у этнического большинства страны в лице части его политиков и идеологов прежние парадигмы мышления еще живы и могут быть искусственно реанимированы в интересах шовинистических сил, опирающихся на старые имперские традиции изучения и трактовки средневековой истории России, к сожалению, содержащих антитатарские, антизолотоордынские коннотации. И такие элементы общественного сознания, похоже, быстро изжить не получится, так как они являются частью мировоззрения, внедренного в предшествующие периоды в историческое сознание. В ходе последних дискуссий в России вокруг проблемы «Стояния на Угре» обнаружились целые «залежи» таких вненаучных, мифологизированных представлений о Золотой Орде (см. публикацию Е. Холмогорова). Но отрадно, что в федеральном научном поле вполне ясно вырисовалось и присутствие других — объективно мыслящих, российских ученых, многие из которых в научных исследованиях тесно связаны с татарстанскими учеными.
На самом деле этот последний пример воочию показал, что всем исследователям Золотой Орды следует больше координировать свою деятельность для усиления изысканий по золотоордынской проблематике, в том числе и привлекая больше российских ученых к ним. Это требует целенаправленной деятельности. В основном, как мне представляется, главная тяжесть научных исследований по золотоордынской тематике сейчас ложится на плечи татарских и казахских ученых (если в большей мере начнут осознавать значимость золотоордынского этапа своей истории, то и узбекских ученых). Совместные же исследования по данному направлению способны привлечь исследователей из многих стран. Такая деятельность, вне всякого сомнения, важна для общеевразийского взаимодействия государств и народов, учитывая значение сплочения народов на основе выработки общего взгляда на наше совместное средневековое прошлое на Евразийском пространстве.
Окончание следует.
Страница не найдена | Всемирный конгресс татар
Не найдено
Извиняемся, но запрашиваемая Вами страница не может быть найдена. Возможно, Вам поможет поиск .
Страницы
- ЗАЯВКА участника V Международного литературного конкурса чтецов «Джалиловские чтения»
- Туган җир — Төбәк тарихы буенча басма
- Эзләү нәтиҗәләре
- “Саумы, халкым…” радиотапшыру
- Анкета-заявка на обучение
- Конгресс турында
- БТК каршындагы иҗтимагый оешмалар
- “Россиянең татар авыллары” Бөтенроссия иҗтимагый оешмасы
- “Ак калфак” татар хатын-кызлары республика иҗтимагый оешмасы
- “Татар гаиләсе” Бөтенроссия иҗтимагый фонды
- “Татарча көрәш” милли спорт федерациясе” Бөтенроссия иҗтимагый оешмасы
- «Ауропа татарлары альянсы» халыкара иҗтимагый оешмасы
- Бөтендөнья татар эшмәкәрләренә ярдәм итү ассоциациясе
- Бөтендөнья татар яшьләре форумы
- Гомумтатар төбәк тарихын өйрәнүчеләр җәмгыяте
- Гомуми мәгълүмат
- Структура
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты җитәкчесе урынбасары Халиков Илгиз Илдар улы
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты җитәкчесе урынбасары – Аппарат җитәкчесе Латыйпов Фәрһад Флорит улы
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитетының татар яшьләре белән эшләү буенча комитеты җитәкчесе, Бөтендөнья татар яшьләре форумы рәисе Мөслимова Ленария Радик кызы
- Таһиров Индус Ризак улы — Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитетының 1992-2002 еллардагы рәисе, Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура әгъзасы.
- БӨТЕНДӨНЬЯ ТАТАР КОНГРЕССЫ МИЛЛИ ШУРАСЫ
- ШӘЙХРАЗЫЕВ ВАСИЛ ГАБТЕЛГАЯЗ УЛЫ – Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура рәисе
- ӘБЛӘЗОВ КАМИЛ АЛИМ УЛЫ – Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура рәисе урынбасары
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитетының 2002-2017 еллардагы рәисе, Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура әгъзасы ЗАКИРОВ РИНАТ ЗИННУР УЛЫ
- ГЫЙЛЬМЕТДИНОВ ИЛДАР ИРЕК УЛЫ – Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура рәисе урынбасары
- ЗАҺИДУЛЛИНА ДАНИЯ ФАТЫЙХ КЫЗЫ – Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура рәисе урынбасары
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты җитәкчесенең татар яшьләре иҗтимагый оешмалары белән эшләү буенча урынбасары Тәбрис Мөдәрис улы Яруллин
- КӘРИМОВ ТӘҮФИКЪ ӘКРАМ УЛЫ – Бөтендөнья татар конгрессының Милли Шура рәисе урынбасары
- ШАКИРОВ ДАНИС ФӘНИС УЛЫ – Бөтендөнья татар конгрессы Милли Шура рәисенең беренче урынбасары – Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты җитәкчесе
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты җитәкчесенең Россия Федерациясе төбәкләрендәге татар иҗтимагый берләшмәләре белән эшләү буенча беренче урынбасары Тукаев Марс Рифкать улы
- Бөтендөнья татар конгрессының Республика иҗтимагый Фонды директоры Сабиров Артур Валерьевич
- Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитетының якын һәм ерак чит илләрдәге татар иҗтимагый оешмалары белән эшләү бүлеге җитәкчесе Кутеева Ленара Раиф кызы
- Бөтендөнья татар конгрессының Мәгълүмати хезмәт һәм массакүләм мәгълүмат чаралары белән эшләү идарәсе җитәкчесе Шәйхиева Гөлназ Фирдинат кызы (Гөлназ Шәйхи)
- “Ак калфак” татар хатын-кызлары республика иҗтимагый оешмасы җитәкчесе Идрисова Кадрия Раес кызы
- Бөтендөнья татар конгрессының Татар эшмәкәрләре белән эшләү бүлеге җитәкчесе Уразаев Фәрит Яскәр улы
- БӨТЕНДӨНЬЯ ТАТАР КОНГРЕССЫ БАШКАРМА КОМИТЕТЫНЫҢ КОНТРОЛЬ-РЕВИЗИЯ КОМИССИЯСЕ
- Рәсми басма
- Бәйгеләр, фестивальләр, күргәзмәләр
- “Авыл кызы” Бөтенроссия татар милли бәйгесе
- “Ак хисләр” төбәкара иҗат фестивале
- “Әйлән-бәйлән” регионара татар милли бию фестивале
- “Идел йорт” регионара театрлар фестивале
- “Көзге Иртыш моңнары” халыкара татар сәнгате фестиваль-бәйгесе
- “Себер йолдызы – Звезда Сибири” өлкә бәйгесе
- “Сөйкемле Шүрәле” Бөтенроссия иҗади эшләр бәйгесе
- “Татар җәмгыятендә һәм гаиләдә хатын–кызның урыны” бәйгесе
- “Татар моңы” Яшь башкаручыларның Халыкара телевизион конкурсы
- “Халкым минем” төбәкара иҗат фестивале
- «Киев сандугачы» халыкара төрек-татар фестивале
- «ХАЛКЫМ МИНЕМ– 2014» Иҗат фестивале
- Бөтенроссия «Бәхетле балачак» балалар иҗаты интернет-бәйгесе
- Журналистлар һәм ММЧ арасында “Татар рухы һәм каләм” Бөтенроссия бәйгесе
- Татар җырын башкаручыларның регионара “Урал сандугачы” фестиваль-бәйгесе
- Төрек дөньясының «ZALIDA» Бөтенроссия этник биюләре бәйгесе
- Конгресс проектлары
- “Милли тормыш һәм дин” Бөтенроссия татар дин әһелләре форумы
- “Татарстанның эшлекле хезмәттәшәләре” форумы
- Татар оешмалары (Татарстанда, илдә, дөньяда)
- Россия төбәкләрендәге иҗтимагый оешмалар
- Ерак һәм якын чит илләрдәге татар мили-мәдәни оешмалары
- Җыеннар, фәнни-гамәли конференцияләр
- «Искер җыен» Халыкара тарихи-мәдәни мирас фестивале(Тобольск, Төмән өлкәсе)
- «Кулаткы укулары» исемендәге укулар (Иске Кулаткы районы, Ульяновск өлкәсе)
- Галим Д.
Г.Тумашева исемендәге укулар (Казан)
- Себер татар шагыйре Б.В.Сөләйманов исемендәге укулар (Төмән шәһәре)
- Хөсәен Фәезханов исемендәге укулар (Түбән Новгород)
- Шагыйрь, галим, җәмәгать эшлеклесе Рәшит Ягъфаров исемендәге укулар (Барда авылы, Пермь крае)
- Шыгырдан укулары (Чувашия Республикасы)
- Якуб Зәнкиев исемендәге укулар (Тобольск шәһәре, Төмән өлкәсе)
- БТК каршындагы иҗтимагый оешмалар
- Контакты
- Милли тормыш
- Татар дөньясы (белешмә)
- Иҗат коллективлары
- “Идел” жыр театры
- Руслан һәм Рөстәм Мәмәтовлар
- “Барбарис” инструменталь ансамбле
- “Дуслык” иҗади оешмасы
- “Ләйсән” татар эстрада ансамбле
- “Миләшләр” вокаль дуэты
- “Шытыр –шатыр” балалар фольклор – этнографик коллективы
- «Ахтямушки» халык вокаль ансамбле
- «Йолдыз» татар халык вокал – хореография ансамбле
- «Күңелле Янтык» бию коллективы
- «Кыңгыраулар» татар җыры ансамбле
- «Мишәр» фольклор-эстрада ансамбле
- «Сандугач» татар халык –фольклор коллективы
- «СафНур» вокал-инструменталь яшьләр ансамбле
- «Тамаша» фольклор коллективы
- «Хыял тамчылары» ансамбле
- Милли белем бирү учаклары
- Милли (татар) компонентлы 22нче гомуми белем бирүче мәктәп (Димитровград)
- Муса Җәлил исемендәге 1186 нчы номерлы татар этнокультуралы гомуми белем бирүче дәүләт оешмасы
- Самара округының аерым фәннәрне тирәнтен өйрәнү буенча “Яктылык” муниципаль белем бирү учреждениесе
- Русия төбәкләре
- Татарстан Республикасының Россия һәм чит илләрдәге вәкиллекләре
- Төбәкләрдәге ММЧ
- “Авылым хәбәрләре” Кызыл октябрь районы гәзите (Түбән Новгород өлкәсе)
- “Бердәмлек” Самара өлкәсе татарларының иҗтимагый–сәяси гәзите
- “Дуслык” Киров өлкә атналык гәзите
- “Идел” гәзите редакциясе (Әстерхән)
- “Кызыл таң” Башкортстан Республикасының иҗтимагый-сәяси һәм мәдәни басмасы
- “Өмет” Башкортстан яшьләре гәзите
- “Таң” Барда районы иҗтимагый–сәяси газетасы (Пермь крае)
- “Татар дөньясы” Омски татарлары газетасы
- “Туган як” Түбән Новгород өлкәсе сәяси–иќтимагый газетасы.
- “Юлдаш–Спутник” Мордовия Республикасы татарларының иҗтимагый-сәяси гәзите
- “Яңарыш” Төмән өлкәсе татарларының иҗтимагый газетасы
- «Новосибирск татарлары»
- «Тол буйлары» («Притулвье») җирле телерадио тапшырулары муниципаль бюджет учреждениесе
- «Халык сүзе» газетасы
- Яңарыш» Удмуртиядә яшәүче татар һәм башкорт халкының атналык гаилә газетасы
- Иҗат коллективлары
Забронировать или провести вакцинацию против коронавируса (COVID-19)
Воспользуйтесь этой услугой, чтобы заказать 1-ю, 2-ю, 3-ю или бустерную дозу вакцины против коронавируса (COVID-19) или записаться на прием.
Кто может бронировать онлайн?
Вы можете заказать вакцину онлайн, если вы зарегистрированы в хирургическом отделении общей практики в Англии. Вы можете зарегистрироваться у врача общей практики, если у вас его нет.
Вы можете забронировать их онлайн:
1-я и 2-я дозы для лиц в возрасте 5 лет и старше, которым исполнилось 5 лет 31 августа 2022 г.
или ранее
1-я и 2-я дозы для лиц в возрасте 5 лет и старше, которые подвергаются высокому риску заражения COVID-19 или имеют (или живут с кем-то, у кого есть) ослабленную иммунную систему
дополнительных первичных доз лицам в возрасте 5 лет и старше, имеющим (или проживающим с лицами, имеющими) сильно ослабленную иммунную систему
1-я бустерная программа для всех лиц в возрасте 16 лет и старше, а также детей из групп риска в возрасте от 12 до 15 лет
сезонный бустер (осенний бустер) для некоторых людей, в том числе людей старше 50 лет и некоторых групп повышенного риска (см. 1-й бустер и сезонный бустер , чтобы узнать, кто может получить сезонные бустеры)
Как это работает
Мы зададим вам несколько вопросов и предложим встречу на основе ваших предыдущих прививок и ответов, которые вы нам дали.
Вы можете забронировать для кого-то еще, например, для вашего ребенка или кого-то, о ком вы заботитесь, если у вас есть их согласие. Вам нужно будет ввести их данные при бронировании.
1-я или 2-я дозыВы можете получить 1-ю и 2-ю дозу вакцины против COVID-19 в пункте самообслуживания, если вам исполнилось 5 лет и старше, и вам исполнилось 5 лет 31 августа 2022 года или ранее.
Дети, которым исполнилось 5 лет или позже 1 сентября 2022 года можно получить только 1-ю и 2-ю дозу COVID-19.вакцину, если они:
- относятся к группе высокого риска из-за состояния здоровья или из-за ослабленной иммунной системы
- живут с человеком с ослабленной иммунной системой
Когда вы можете заказать вторую дозу
Вам следует иметь возможность заказать 2-ю дозу на следующий день после 1-й дозы. Если вы или ваш ребенок:
- 18 лет и старше — вам будет предложен прием второй дозы через 8 недель (56 дней) после приема первой дозы
- младше 18 лет — вам будет предложен прием второй дозы через 12 недель (84 дня) после первой дозы.
Как получить вторую дозу раньше, если вы моложе 18 лет и находитесь в группе риска
- Если вам или вашему ребенку меньше 18 лет и вы подвержены высокому риску заражения 2-я доза через 8 недель после 1-й дозы.
Однако эта служба предложит вам записаться на прием только через 12 недель после первой дозы.
Чтобы получить вторую дозу через 8 недель, выполните одно из следующих действий:
- обратитесь к своему участковому врачу общей практики ваша первая доза
Консультации для детей в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей или опекунов
На сайте GOV.

Эти ресурсы предназначены для того, чтобы помочь детям, молодежи и их родителям или опекунам принять решение о вакцинации:
- GOV.UK: ресурсы по вакцинации против COVID-19 для детей в возрасте от 5 до 11 лет
- GOV.UK : Ресурсы по вакцинации против COVID-19 для детей и молодежи в возрасте от 12 до 17 лет
Согласие на лечение является важной частью процесса, и персонал центра вакцинации попросит дать согласие перед введением вакцины.
1-й бустер и сезонный бустер1-я ревакцинация
1-я ревакцинация может быть заказана онлайн, если вы или ваш ребенок прошли курс первичной вакцинации против COVID-19 (1-я и 2-я дозы плюс дополнительная первичная доза, если у вас сильно ослаблена иммунная система) и:
- в возрасте 16 лет и старше 9 лет0014
- в возрасте от 12 до 15 лет с состоянием, которое означает, что они подвергаются высокому риску заражения COVID-19.
Сезонные бустеры
Сезонный бустер (осенний бустер) можно забронировать онлайн для всех, кто:
- в возрасте 50 лет и старше
- беременные
- в возрасте 5 лет и старше и в группе высокого риска по состоянию здоровья
- в возрасте 5 лет и старше и с высоким риском из-за ослабленной иммунной системы
- в возрасте 16 лет и старше, проживающий с кем-то с ослабленной иммунной системой
- в возрасте 16 лет и старше, осуществляющий уход, оплачиваемый или неоплачиваемый предлагаемый начнется через 3 месяца (91 день) после вашей предыдущей дозы.
Дети в возрасте от 5 до 15 лет
Для некоторых детей в возрасте от 5 до 15 лет, в том числе для тех, кто живет с человеком с ослабленной иммунной системой, нельзя записаться на прием к сезонной ревакцинации (осенней ревакцинации).
Вам необходимо посетить пункт вакцинации без предварительной записи или записаться на прием к врачу общей практики.
Консультации для детей в возрасте от 12 до 15 лет и их родителей или опекунов
Набор ресурсов по вакцинации против COVID-19 для детей и молодежи доступен на сайте GOV.UK на разных языках, шрифтом Брайля и шрифтом Easy Read. Эти ресурсы предназначены для того, чтобы помочь детям, молодежи и их родителям или опекунам принять решение о вакцинации.
На сайте GOV.UK также есть список вопросов для предварительной проверки, которые помогут вам и вашему ребенку обдумать, какие вопросы могут задать на приеме. Вам не нужно завершать это, прежде чем идти.
Согласие на лечение является важной частью процесса. Форма согласия доступна на GOV.UK, чтобы помочь вам и вашему ребенку обсудить это решение, но вам не нужно распечатывать или брать форму с собой.
Дополнительные первичные дозы для людей с сильно ослабленным иммунитетомПерсонал в пункте вакцинации попросит дать согласие перед введением вакцины.
Кому нужна эта доза?
Людям с сильно ослабленной иммунной системой на момент введения 1-й или 2-й дозы будет предложена дополнительная первичная доза (3-я доза) перед ревакцинацией.
Вы можете воспользоваться этой услугой, чтобы заказать дополнительную первичную дозу для людей с сильно ослабленной иммунной системой в возрасте 5 лет и старше.
Узнайте больше о вакцине против COVID-19 для людей с ослабленным иммунитетом.
Вещи, которые вам необходимо взять с собой
Кто-то в центре поговорит с вами и проверит ваши доказательства, чтобы убедиться, что вы или ваш ребенок имеете право на участие в программе.
Примеры вещей, которые вы можете принести, чтобы показать, что вы имеете право, включают:
- письмо от вашего врача общей практики или специалиста больницы, приглашающее вас получить 3-ю дозу для людей с сильно ослабленной иммунной системой
- больничное письмо с описанием состояния или лечения, которое привело к сильному ослаблению иммунной системы во время приема 1-й или 2-й дозы
- рецепт или аптечка с указанием вашего имени и даты, когда было назначено лекарство — это должно показать, что у вас была сильно ослабленная иммунная система во время вашей 1-й или 2-й дозы
Информация:
Если вы считаете, что имеете право на участие в программе, но у вас нет подходящего письма, рецепта или аптечки, вы все равно можете пройти вакцинацию.
Когда вы сможете заказать дополнительную первичную дозу (3-ю дозу)
Вы сможете заказать дополнительную первичную дозу (3-ю дозу), когда пройдет 26 дней с момента вашей второй дозы.
Даты приема, которые вам будут предложены, начнутся через 8 недель (56 дней) после приема второй дозы.
Консультации для детей в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей или опекунов
Набор ресурсов доступен на GOV.UK на разных языках, шрифтом Брайля и удобным для чтения.
Эти ресурсы должны помочь детям, молодежи и их родителям или опекунам принять решение о вакцинации:
- GOV.UK: Ресурсы по вакцинации против COVID-19 для детей в возрасте от 5 до 11 лет
- GOV.UK: Ресурсы по вакцинации против COVID-19 для детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет
Согласие на лечение является важная часть процесса, и персонал в пункте вакцинации будет запрашивать согласие, прежде чем делать вакцину.
Если у вас или вашего ребенка положительный тест на COVID-19 или симптомы COVID-19Если вы или ваш ребенок получили положительный результат на COVID-19, вам нужно подождать несколько недель, прежде чем делать прививку. Вам нужно подождать:
- 4 недели (28 дней), если вам 18 лет и старше
- 12 недель (84 дня), если вам или вашему ребенку от 5 до 17 лет
- 4 недели (28 дней), если вы или ваш ребенок в возрасте от 5 до 17 лет и подвергаетесь высокому риску заражения COVID-19 или живете с человеком с ослабленной иммунной системой
Начинается с даты появления симптомов или с даты положительный результат теста, в зависимости от того, что было раньше.
Если у вас или вашего ребенка есть симптомы COVID-19, но вы не проходили тест, подождите, пока симптомы не улучшатся, чтобы получить вакцину против COVID-19.
Забронируйте сейчасВы можете поговорить об этом с медицинским работником на сайте.
Управление записью на прием
Если вы уже забронировали прием, вы можете:
- просмотреть запись на прием
- отменить или изменить запись на прием
Сначала мы зададим вам несколько вопросов, чтобы мы могли найти ваш заказ.
Управлять моей встречейОб использовании этой службы
Используя эту службу, вы соглашаетесь с нашими условиями использования и политикой конфиденциальности.
Вы можете использовать эту услугу для кого-то другого, если он даст вам разрешение.
Если вы введете чьи-либо данные без их согласия:
- , вы нарушите условия использования этого сервиса
- , вы можете совершить уголовное преступление
Последняя проверка страницы: 14 октября 2022 г.
Дата следующего рассмотрения: 22 ноября 2022 г.Диджей Химик | AccessAble
Расположение
- Автобусная остановка находится в 150 метрах от места проведения.
- Ближайшая станция национальной железной дороги — Талс-Хилл.
- Ближайшая станция метро: Clapham South.
Часы работы
- Понедельник 09:00 — 18:30.
- Вторник 09:00 — 18:30.
- Среда 09:00 — 18:30.
- Четверг 09:00 — 18:30.
- Пятница 09:00 — 18:30.
- Суббота 09:00 — 13:00.
- Воскресенье Выходной.
Стоянка
Фото
12- У объекта нет собственной парковки.
- Общественные парковки
Вид
- В радиусе 200 м (примерно) нет общественной парковки.
- В радиусе 200 м (примерно) нет общественной парковки.
- Парковка на улице Blue Badge
Вид
- На улице с пометкой Blue Badge доступны отсеки.
- Размеры отмеченных Blue Badge отсеков составляют 250 см x 1100 см (8 футов 2 дюйма x 36 футов 1 дюйм).
- На улице Blue Badge парковка расположена на Tulse Hill.
- Стандартная парковка на улице
Вид
- Четко обозначенные и/или стандартно обозначенные парковочные места недоступны.
- Четко обозначенные и/или стандартно обозначенные парковочные места недоступны.
- Пункт выдачи
Вид
- Пункт выдачи не назначен.
Внешний доступ (главный вход)
Фото
1- Информация для входа, расположенного в передней части здания.
- Вход на площадку неровный.
- Главные двери открываются автоматически (от вас).
- Двери одинарной ширины.
- Дверь(и) тяжелая(ые).
- Дверной проем имеет ширину 95 см (3 фута 1 дюйм).
Смена уровня (главный вход)
Фото
1- Существует несколько шагов для доступа к этой области / услуге.
- Ступени расположены перед входом.
- Есть/есть 1 шаг(а) до зоны/услуги.
- Вверху и внизу ступенек отсутствует тактильное покрытие.
- Шаг(и) четко обозначен(ы).
- Шаг(и) средний.
- На ступеньках нет поручней.
Прилавок
Фото
1- Стойка находится в 5 метрах от главного входа.
- Доступ к прилавку со стороны входа осуществляется по уровню.
- Нет звонка для привлечения внимания.
- На прилавке достаточно места для написания или подписания документов.
- Нет пониженной секции.
- Высота стойки средняя (77см — 109см).
- Есть система помощи слуху.
- Система помощи слуху недоступна только по запросу.
- Тип системы — фиксированная петля.
- Уровни освещения яркие.
Внутренний доступ
Фото
123- Уровень доступа к услуге есть.
- Отсутствует система помощи слуху.
- В этом зале играет фоновая музыка.
- В зале играет музыка.
- Уровни освещения яркие.
- Комментарии
Вид
- Комната для консультаций находится позади химика.
- Доступ осуществляется через одинарную ширину (78 см) ручную дверь, которая открывается на вас (потяните).
Доступный туалет
- В этом объекте нет туалетов, предназначенных для общественного пользования.
Стандартный туалет(ы)
- Наличие и расположение стандартных туалетов
Вид
- Стандартные туалеты недоступны.
Дополнительная информация
- Персонал проходит обучение по вопросам инвалидности/равенства.
- Документы можно запрашивать шрифтом Брайля.
- Документы недоступны для печати крупным шрифтом.