Стилистика и стиль: Стилистика. Функциональные стили — урок. Русский язык, 11 класс.
Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики
Библиографическое описание:Матенов, Р. Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики / Р. Б. Матенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 663-665. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13582/ (дата обращения: 22.12.2022).
Последние десятилетия отмечены бурным развитием всех отраслей языкознания. Не является исключением и такая сравнительно молодая наука, как стилистика. Молодой ее можно назвать потому, что, несмотря на весьма давнюю традицию употребления этого термина, стилистика долгое время развивалась в рамках то риторики, то поэтики, то филологии вообще и как самостоятельная дисциплина не выделялась. Между тем труды А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура и других ученых показали, что под термином «стилистика» недифференцированно объединяются по крайней мере три самостоятельных «стилистики», каждая из которых имеет свой особый предмет изучения.
Рассмотрим определение стилистики, которое дается О. А. Крыловой в книге «Основы функциональной стилистики русского языка»:
Стилистикой называется наука о языке и речи, изучающая языковые средства всех уровней с точки зрения наиболее целесообразного и общественно принятого их использования в зависимости от цели и обстоятельств общения. [Крылова, с.23]
Перед стилистикой стоят следующие задачи:
1. Анализ языковых единиц со стороны их значения и экспрессивных возможностей одновременно.
2. Изучение функциональных стилей языка. Раздел стилистики, изучающий эту задачу, носит название функциональной стилистики — науки, изучающей закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности, а также речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей, нормы отбора и сочетания в них языковых средств.
[Кожина, с.25]Стилистика, решающая обе названные задачи, — это стилистика языка (структурная стилистика).
3. Третья задача стилистики состоит в том, чтобы изучить и описать семантические и экспрессивно-стилистические особенности различных жанров устной и письменной речи.
Эту задачу призвана решить стилистика речи. Следовательно, стилистика речи изучает те особенности, которые связаны с различными жанрами и видами речи (публичная — непубличная речь, официальная — неофициальная и т. д.)
И стилистика языка, и стилистика речи — это две области стилистики как лингвистической науки.
Стилистика языка художественной литературы, или литературоведческая стилистика, изучает все элементы стиля литературного произведения, а также такие идейно-художественные особенности произведений художественной литературы, которые, повторяясь в различных произведениях одного писателя, создают его индивидуальный стиль (идиолект, стиль писателя).
До недавнего времени считалось, что изучение стиля отдельного писателя является предметом только лишь литературоведческой стилистики. Однако следует учесть, что уже давно ощущается потребность лингвистики в исследовании творческого отношения писателя, носителя языка, к тем конвенциональным средствам коммуникации, которые он использует вместе с другими членами общества, но использует нестандартно, а в ряде случаев, — например, реализуя свои художественные потенции, преобразовывает в специфическую систему писательского идиолекта и словесного стиля высоких эстетических качеств.
Проблемы развития и взаимодействия таких идиолектов, соотношения в их множестве общенародного и индивидуального, нормы и обоснованных отступлений от нее», лингвистического и эстетического, «сложного» и «простого», структурного и функционального и т. д. ждут своего разрешения. Уже сформулированы задачи достаточно строгого и полного описания соответствующей языковой системы, которую филологи по-разному называют («язык художественной литературы», «поэтический язык» и т. д.), представляют и определяют, и уже давно стремятся описывать. Эти проблемы и задачи требуют особого внимания, специальных методов исследования, разработанной теории и т. д. Прежде всего здесь необходимо объединение усилий всех заинтересованных ученых, все равно, являются они лингвистами или литературоведами по своей основной профессиональной принадлежности.
Согласен с этим мнением и В. В. Виноградов. По его мнению, наука о стилях языка художественной литературы представляет собой историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии, и прежде всего вопрос о том, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить нужды слагающегося стилистического направления литературы. К этому же направлению относится стилистика индивидуальной речи, или стиля писателя и отдельного художественного произведения.
Стиль художественной литературы выделяется далеко не всеми лингвистами. По вопросу о том, является ли язык художественной литературы отдельным функциональным стилем русского языка, оживленные споры ведутся до настоящего времени.
Определим сначала, что современная лингвистическая наука понимает под термином «функциональный стиль».
Функциональный стиль — это исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определенной сфере общественной деятельности.
В соответствии с определением можно выделить следующие функциональные стили современного русского языка:
— научный,
— официально-деловой,
— газетно-публицистический,
— разговорно-бытовой,
— стиль художественной литературы.
Вернемся к вопросу о стиле художественной литературы.
Противники выделения этого стиля обращают внимание на принципиальную «разностильность» языка художественной литературы, на то, что он не образует явно замкнутой системы, так как в языке художественной литературы находят место абсолютно все средства общенационального языка, вплоть до просторечия, жаргонизмов и диалектизмов.
Сторонники этого взгляда вполне обоснованно указывают на то обстоятельство, что язык художественной литературы регулярно функционирует в определенной сфере общественной деятельности — в сфере литературы и искусства. К тому же стиль языка художественной литературы выполняет свою специфическую функцию — эстетическую, не свойственную ни одному другому стилю.
Конечно, художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. Однако при этом в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции- в эстетической, образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, заимствуется собственно не стиль, а отдельные языковые его средства, хотя и имеющие окраску этого стиля.
Художественный стиль в целом отличается от других функциональных стилей и тем, что если те, как правило, характеризуются общей стилевой окраской, то в художественном — многообразная гамма стилевых окрасок используемых языковых средств. Однако это, «не «смешение стилей», поскольку каждое слово в художественном произведении мотивировано содержательно и стилистически, все вместе они объединяются одной общей, присущей им эстетической функцией». [Кожина, с.198]
Отличие художественной речи также в том, что она обращается к использованию не только литературных, но и внелитературных средств языка– просторечия, жаргонов, диалектов и т. д. однако и эти средства используются не в их первичной функции, а в эстетической.
Все лингвостилистические ресурсы, описанные языковедами, известны художественной речи. Таким образом, с лингвистической точки зрения художественный стиль характеризуется использованием всех стилистических ресурсов русского языка.
В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимии, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника.
В каждом конкретном случае из всего арсенала языково-стилистических средств уместным, единственно необходимым в данном контексте оказывается лишь одно, избранное средство. Причем в понятие высоких качеств художественной речи и непременных ее свойств входит неповторимость и свежесть выражения при создании образов, образов-символов (особенно частых в поэзии), яркая их индивидуальность. Кроме того, художественная речь отличается не только образностью, но и явной эмоциональностью, в целом же — эстетически направленной экспрессивностью.
Художественная речь, во многом принципиально отличаясь от научной и официально-деловой, сближается при этом по ряду признаков с публицистической (эмоциональность, а в собственно лингвистическом плане — использование многообразия языковых единиц, возможность столкновения разностильных средств в тех или иных стилистических целях). Кроме того, художественная речь, обычно осуществляемая в письменной форме, вместе с тем близка по некоторым своим чертам устной разговорно-бытовой и широко использует ее средства. Близость этих последних функциональных стилей проявляется в высокой степени эмоциональности, многообразии модальных оттенков у языковых единиц и в отношении к литературной норме, а именно в возможности использования внелитературных средств (хотя в каждом из этих стилей — в разном объеме и составе этих средств и с разными целями). Художественная речь широко вбирает в себя не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи, отражая последний и в известной мере олитературивая его. Устная живая речь попадает в художественное произведение, подвергаясь определенному отбору и обработке, а главное, подчиняясь эстетической функции.
Наука о стилях языка художественной литературы представляет собой историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии, и прежде всего вопрос о том, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить нужды слагающегося стилистического направления литературы. К этому же направлению относится стилистика индивидуальной речи, или стиля писателя и отдельного художественного произведения.
В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимии, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника.
В понятие высоких качеств художественной речи и непременных ее свойств входит неповторимость и свежесть выражения при создании образов, образов-символов (особенно частых в поэзии), яркая их индивидуальность. В стилях художественной литературы широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Все современные ученые сходятся во мнении, что усиление выразительности речи достигается в первую очередь использованием тропов и стилистических (риторических) фигур.
Наиболее часто используемые виды тропов и фигур: эпитет, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, оксюморон, градация, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, полисидентон, асидентон, инверсия, эллипсис, метафора, сравнение.
Литература:
1. Виноградов В. В. Стилистика. Поэтика. М., 1963
2. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1971
3. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983
4. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. М., 1979
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, художественная речь, стиль, литературный язык, средство, стилистика языка, стилистика речи, стиль писателя, стиль языка, художественное произведение.
Стилистика в русском языке
Стилистика — это раздел языкознания, который изучает языковые средства, характерные признаки и особенности функциональных разновидностей литературного языка.
Узнаем, что такое стилистика в системе науки о языке, если определим предмет изучения этого раздела языкознания.
Что такое стилистика?
Чтобы понять, что такое стилистика в русском языке, выясним, что в зависимости от конкретной речевой ситуации, сформировавшейся в общественной или бытовой сфере, говорящий выбирает те слова и обороты речи, которые наиболее полно выражают его стремление к сообщению или контакту.
В течение длительного времени практическое использование языка привело к его расслоению на функциональные разновидности, которые в языкознании называют стилями речи.
Определение
Стиль — это функциональная разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и характеризуется особенностями языковых средств и жанров.
В соответствии со сферой применения, задачами и условиями общения, особенностями языковых средств и жанров в русском литературном языке различают основные стили речи:
- публицистический
- научный
- официально-деловой
- художественный
- разговорный.
Каждому стилю речи присуща своя сфера применения в связи с его задачей, характерные признаки (стилевые черты) и особенности, целенаправленный выбор языковых средств, которые реализуются в жанрах этого стиля.
Стиль | Сфера использования | Жанры | Языковые средства |
Научный | Наука, техника, образование | Научная статья, монография, учебник, реферат, доклад и др. | Абстрактные существительные, термины, усложненный синтаксис и др. |
Публицистический | Средства массовой информации | Очерк, статья, заметка, интервью, эссе, репортаж, фельетон | Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика |
Официально-деловой | Законодательство, делопроизводство | Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др. ) | Официальная и канцелярская лексика, стандартные выражения, безличные предложения |
Художественный | Художественная литература | Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса и др. | Широкое применение образных средств, восклицательные, вопросительные предложения |
Разговорный | Повседневное общение | Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент и др. | Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочные слова, побудительные предложения, обращения, прямая речь |
Стили речи являются предметом изучения языковедческой науки — стилистики.
Википедия так описывает, что такое стилистика:
Определение
Стили́стика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.
Стилистика анализирует речевую жизнь общества с практической точки зрения строгого отбора языковых средств и целесообразности их употребления в определенной сфере: науке, политике, публицистике, деловых и бытовых отношениях, словесно-художественном творчестве.
С другой стороны, стилистика определяет правомерность использования разновидностей литературного языка на всех его уровнях, начиная с фонетики и заканчивая построением предложений.
Стилистика и нормы языка
Как уже выяснено, функциональный стиль обслуживает какую-либо одну сторону общественной жизни: обыденное или деловое общение, науку или политику, словесное творчество.
Стилистику считают разделом науки о средствах выразительности и закономерностях функционирования языка в наиболее целесообразных формах. Эта наука требует соблюдения единства стиля высказывания или сообщения.
Для каждого книжного стиля речи характерен предварительный отбор языковых средств. Если в изложение научного или публицистического материала вклиниваются просторечия, жаргонные слова и обороты речи, то это свидетельствует о нарушении стиля. С этой точки зрения в официально-деловой или научной речи недопустимо употреблять слова и обороты, свойственные разговорному стилю.
В то же время канцеляризмы, шаблоны официально-делового стиля замусоривают язык науки или художественного произведения.
Языковые средства, уместные в публицистике или научной речи, могут стать нелепыми и создать комический эффект в разговорной речи.
Смешение языковых средств стилей, употребление слов разной стилистической окраски являются признаками нарушения стиля.
Стилистика рекомендует, как правильно употреблять языковые средства именно в этой функциональной разновидности литературного языка.
Этот раздел науки тесно соприкасается с культурой речи, которая рекомендует фонетические, лексические, морфологические и синтаксические нормы использования языковых единиц. Нормативность — это важный признак русского литературного языка в любом его функциональном проявлении. Наряду с орфоэпическими и акцентологическими, лексическим и морфологическими нормами, синтаксическими и пунктуационными существуют стилистические нормы литературного языка.
С позиции функционирования стилистика устанавливает нормы использования языковых средств:
- целесообразность употребления лексики в определенном стиле;
- соблюдение морфологических норм литературного языка;
- синтаксическое построение фраз и предложений, характерных для определенного стиля.
Каждое слово и оборот речи следует использовать в тексте, не нарушая гармонии стиля, чтобы изображаемое явление полностью соответствовало способу его выражения.
Вывод
Итак, стилистика — это наука о функционировании языка, раздел лингвистики, который изучает эффективность и целесообразность выбора и употребления языковых средств в зависимости от сферы их использования и задач, который ставит перед собой говорящий или пишущий на русском литературном языке.
Стиль — The New York Times
Основные моменты
- ФотоДжейсон Генри для The New York Times
Для некоторых из самых активных пользователей Twitter платформа часто была «адом». Теперь они обдумывают жизнь без него.
Джозеф Бернстайн
- PhotoCreditMark Elzey для The New York Times
глубокая кожа
Тринни Вудалл, эксперт по обновлению гардероба, хочет, чтобы вы использовали меньше косметики.
Мариса Мельцер
- PhotoCreditAndrew Yee
Венчурные капиталисты, бывшие редакторы журналов и Goop сошлись на новом рубеже женского здоровья.
Автор: Эми Ларокка.
- Фото: Нина Вестервельт для The New York Times.
Хлоя Анелло
Быстрый вопрос
ФотоКредитДолли Файбышев для The New York TimesАктеры также говорили о беретах и важных жизненных решениях на просмотре и приеме в Генеральном консульстве Франции по случаю празднования третьего сезона. Picture Palace Pictures
В «Outfitumentary» художница и режиссер К8 Харди документирует более десяти лет своей повседневной одежды, начиная с 2001 года. В результате получается капсула времени, которая намного опережает свое время.
Софи Хейни
Самые нарядные
PhotoCreditRebecca Smeyne для The New York TimesВеликолепные наряды из Музея Метрополитена, MoMA и гала-концертов Creative Time.
Автор: Денни Ли
- Фото: Мишель Густафсон для The New York Times
Окончив лихорадочный избирательный цикл, бывшему продюсеру кампании Феттермана в социальных сетях и преданной Свифти нужно время, чтобы избавиться от него.
Джудит Ньюман
- PhotoCreditDaniele Castellano
Почему все так разозлились и как это исправить.
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
More in Love ›- ФотоКредит Джейми Гершен Бич, Флорида
Робби Спенсер
- PhotoCreditHolly Stapleton
Потеря любимого человека является одним из самых травмирующих событий в жизни. Но последующее горе может быть еще более выраженным, если вы планируете свадьбу.
Эбби Эллин
- PhotoCreditChase Castor для The New York Times
После спада пандемии количество супружеских пар, «живущих раздельно вместе», снова начало расти. И женщины, ищущие свое собственное пространство, способствуют росту.
Келли Койн
- ФотоСара Райс для The New York Times
Когда у Эмили Тодебуш был диагностирован рассеянный склероз, ее страсть к доступному медицинскому обслуживанию привела ее к Гаррету Арва.
Тэмми Ла Горс
- PhotoCreditGetty Images
С некоторыми яркими аксессуарами и несколькими другими изменениями некоторые невесты участвуют в одобренной Кэрри Брэдшоу тенденции переделывать свои свадебные наряды в стильные новые наряды.
Рианнон Пиктон-Джеймс
Social Q’s
Моя мать не одобряет мою девушку-еврейку. Как мы можем починить заборы?
Читатель задается вопросом, что он может сделать, чтобы восстановить свои отношения с матерью перед лицом ее предрассудков.
Филип Галанес
Худшие тенденции года по версии журнала Men’s Fashion Obsessives Лос-Анджелес.
Макс Берлингер
Самая захватывающая часть ужина вне дома — это… ванная?
Дискотека, храм Долли Партон, ода иранским фильмам: это лишь некоторые из сногсшибательных, эксцентричных туалетов ресторана, которые дарят посетителям новые ощущения.
Прия Кришна
День 21: Восхваление граната
В самую длинную ночь в году плод олицетворяет торжество света над тьмой и возвещает впереди более яркие дни.
By Setareh Baig
Modern Love
Tiny Love Stories: «Встреть меня под мостом в 5 утра».
Дома с
Почему Королева Рождества отказывается покидать Бэттери-Парк-Сити
Дом важен для Элизабет Чан: «Каждая рождественская песня, которую я написала, была написана здесь».
Джоанн Кауфман
Cómo hacer un buen regalo, según la psicología
Para triunfar en el arte del obsequio hay que prestar atención de, mostrar empatín.
Кейт Мерфи
Читать по-английски
День 20. Лучшие (и худшие) подарки из всех
Когда дело доходит до подарков, контекст решает все.
Дженнифер Харлан
Читать по-испански
Непотопляемые мемы «Титаника»
Как фильм, выпущенный до появления iMac, стал опорой интернет-культуры.
Калли Холтерманн
Ответственная мода
FreshDirect, но сделай это модно
Когда во время пандемии компания по доставке продуктов перестала забирать свои сумки, некоторые люди использовали свои заначки для изготовления кошельков, журналов и произведений искусства.
от Adriane Quinlan
Стиль и советы по моде
Пропустить до контента
Праздничная коллекция Pioneer ниже
9— Продолжить чтение ниже
90006Платье, чтобы произвести впечатление на
22 милые осенние платья для ношения в этом сезоне
20 лучших стеганых курток для женщин
38 Модные идеи для обстановки для осени
-Up in Style
Почувствуйте себя уютно в этих симпатичных фланелевых рубашках для женщин
15 способов носить джинсовую куртку с любым нарядом
Наденьте эти лучшие водолазки для женщин
Лучшие джинсы для пышных женщин
Шаг в стиль
12 Лучшие туфли для женщин, чтобы носить везде
Купить сейчас
15 милых женских ковбойских сапог, которые можно носить круглый год
Купить Alex’s Faves
Купить Alex’s Cute and Sporty Workout Outfit
Попробуйте тенденцию к шкату Бирюзовые украшения полностью одобрены Ree
Последние
Эти семейные пижамы ко Дню святого Валентина слишком милые
21 Симпатичные и уютные пуховики для женщин
Держите ноги в тепле в этих лучших зимних штанах
14 стильных джоггеров, которые можно носить весь день
12 пар теплых и уютных зимних перчаток для женщин
Chillys for the Day 900 шерстяных носков
12 Основы зимней беговой экипировки
15 зимних курток, чтобы согреться в любое время года
20 милых зимних комплектов, чтобы согреться в холода
Лучшие зимние сапоги для женщин этой зимой
Как почистить белые туфли, чтобы они выглядели совершенно новыми
Найдите идеальный зимний шарф для любого наряда для женщин
Лучшие шелковые пижамы для женщин 2022 года
10 Лучшие перчатки с подогревом для уютных рук этой зимой
14 Праздничные серьги на День Благодарения
Магазин эти рождественские платья для праздников
20 великолепные зимние свадебные платья для гостей
25 платье Укутайтесь в эти теплые зимние пальто
30 милых рождественских свитеров для праздничного настроения
Лучшие и самые уютные женские халаты
Лучшие ботинки для верховой езды, которые вы можете носить со всеми
Лучшие уродливые рождественские свитеры, которые можно носить в этом году
Лучшие черные джинсы для женщин
Носите серьги Хэллоуина все октябрь
с этими эффектными серьгами
20 лучших блейзеров, которые украсят любой наряд
Эти пуховые жилеты идеально подходят для многослойности
15 лучших моделей, обеспечивающих максимальный комфорт
Возьмите сумку, вы идете в спортзал
Лучшие рубашки на пуговицах для всех ваших модных потребностей
15 милых и удобных комплектов для бега для женщин
Cozy Осенью