Какие стили бывают в искусстве: Лекция «Художественные стили и направления».
Стили живописи. Смотрим и знакомимся
Давайте сегодня поближе познакомимся с живописью, ведь данная тема весьма обширна и многообразна. Неподготовленный человек легко может запутаться во всех этих стилях, школах и направлениях. Поэтому, для начала предлагаю разобраться со стилями.
Стили живописи — тема очень широкая, можно сказать вечная. Люди часто используют термины которые не совсем правильно понимают, из-за этого бывают путаницы и неразберихи. Именно поэтому, хотелось коротко и доступно рассказать все что известно о направлениях в живописи. Чтобы не превращать статью в унылый урок истории, давайте поговорим про самые востребованные и актуальные направления на сегодняшний день. Стили живописи с иллюстрациями — удобный и быстрый способ ознакомиться с важнейшими течениями в изобразительном искусстве.
Ну, поехали!
Готика
Алтарь семьи Мероде
Робер Кампен. 1430-е годы.
Готика – это течение в искусстве, которое накрыло все страны Западной и Центральной Европы. Тогда готика была во всем – в скульптуре, живописи, витраже и т.п. она использовалась везде где только можно, произошел «культурный бум». Такая популярность обусловлена последним шагом эволюции из средневекового искусства. Центром и главным фигурантом готического стиля была архитектура — высокие арки, цветные витражи, множество деталей. Романская эпоха не выдержала такой натиск и осталась на обочине истории.
Годы: 1150 — 1450.
Бартоло ди Фреди , Джотто, Ян Полак, Ян ван Эйк.
Ренессанс (Возрождение)
Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. 1560-е годы.
Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.
Годы: 1400 — 1600.
Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Тициан.
Барокко
Юдифь и Олоферн
Караваджо. 1599 год.
Барокко — Европейское культурное наследие родом из Италии. Характеризует собой ироническую порочную красоту, неестественную элитность и вычурность. Свойственные черты таких картин — высокий контраст, напряженность сюжета, натянутая до предела динамика персонажей. Квинтэссенцией барокко принято считать церковь Санта-Мария-делла-Витториа, она находится в Риме.
Годы: 1600-1740.
Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер.
Классицизм
Милосердие Сципиона Африканского
Помпео Батони. 1772 год.
Классицизм сыграл громадную роль в искусстве, как фундаментальное течения в живописи 18-го века. Из самого названия все становится понятно (лат. classicus значит образцовый, примерный).
Художники ставили себе цель, приобщить зрителя к высокому, а их картины были путеводной звездой. Высокая мораль, сдержанная культура и традиционные античные ценности стали основой классицизма. В эпоху классицизма в Европе произошел культурный рост и переоценка ценностей, искусство вышло на совершенно другой уровень.
Годы: 1700 — 1800.
Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола.
Реализм
Бродячие акробаты
Гюстав Доре. 1874 год.
Реализм пытается с наибольшей достоверностью передать настроение момента, миг реальности на полотне. Но в свою очередь он не ограничен четкими рамками, единственные правила состоят в том, что в картине не должно быть места для вещей, которые исключают реалистичность. В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.
Годы: 1800 — 1880.
Вильям Бугро, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле.
Импрессионизм
Впечатление. Восходящее солнце.
Клод Моне. 1872 год.
Импрессионизм возник во Франции, это понятие ввел Луи Леруа. Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Но позже на этой почве среди импрессионистов начались разногласия, со временем появились мастера, которые могли впечатляться социальными проблемами, голодом, болезнями. Тем не менее, импрессионизм — добрый и позитивный стиль живописи, который показывает хорошие и яркие моменты.
Годы: 1860 — 1920.
Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега.
Постимпрессионизм
Автопортрет в серой шляпе
Винсент Ван Гог. 1887 год.
Постимпрессионизм вобрал в себя множество различных стилей и техник. Европейские мастера со свежими взглядами на живопись зарождали новые течения и активно пытались отойти от надоевшего тогда импрессионизма и реализма.
Годы: 1880 — 1920.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Родерик О’Конор.
Пуантилизм
Рио Сан Тровазо, Венеция.
Анри Эдмон Кросс. 1904 год.
Пуантилизм (point — точка) — Стилистическое направление в живописи, которое является тем же импрессионизмом, только в другой оболочке. Вместо рваных мазков, использовались точечные или прямоугольные формы. Так же, художники отказались от смешивания цветов на палитре, вместо этого, на полотно накладывались чистые цвета и смешивались уже непосредственно на самом полотне не соприкасаясь друг с другом.
Годы: 1885 — 1930.
Анри Эдмон Кросс, Жоржа Сёра, Поль Синьяк.
Модернизм
Бабочки вблизи.
Одилон Редон. 1910 год.
Модернизм — общая характеристика всех жанров и стилей в живописи 1850 — 1950 годов. Включает в себя такие направления в живописи — импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Существование этих стилей знаменует полный уход изобразительного искусства от академизма. После ухода от академизма, стало практически невозможно уследить за всеми течениями и стилями которые формировались и формуются до сих пор.
Годы: 1850 — 1950.
Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Огюст Ренуар и многие другие.
Академизм
Последний день Помпеи.
Карл Брюллов. 1833 год.
Академизм – направление в искусстве, которое следует правилам и обычаям античности и эпохи Возрождения. Академизм стремится навязать четкие устои и грани, исключает фантазию и творческий полет. Вместо этого, упор делается на совершенствование недостатков, «шероховатости» природы — скрывать либо устранять. Улучшать действительность в сторону красивого восприятия — вот суть академизма. Сюжеты зачастую берутся из античной мифологии, так же используются библейские и исторические мотивы.
Годы: 1500 — сегодня.
Карл Брюллов, Уильям Бугро, Фёдор Бруни.
Примитивизм
В кухне.
Эпифаний Дровняк. 1940~ год.
Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции. Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.
Годы: 1900 — сегодня.
Эпифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили.
Кубизм
Сидящая женщина в голубом платье.
Пабло Пикассо. 1939 год.
Кубизм является направлением модернизма, зачастую используется по отношению к живописи и изобразительному искусству. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.
Годы: 1906 — 1925.
Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне.
Сюрреализм
Постоянство памяти
Сальвадор Дали. 1931 год.
Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое. Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах. Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.
Годы: 1920 — сегодня.
Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
Абстракционизм
Желто красно голубое.
Василий Кандинский. 1925 год.
Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм. Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины. Родиной абстракционизма принято считать Россию и Америку.
Годы: 1910 — сегодня.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.
Экспрессионизм
Крик
Эдвард Мунк. 1893 год.
Экспрессионизм ставит перед собой одну единственную задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее написания. Художники в этом стиле хотят выразить себя и свои чувства, именно поэтому экспрессионизм является антиподом импрессионизма, в котором упор ставится на выражении сугубо внешней оболочки. Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.
Годы: 1890 — сегодня.
Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич.
Поп-арт
Зелёные бутылки Кока-Колы.
Энди Уорхол. 1962 год.
Поп-арт — Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления. Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы. Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.
Годы: 1950 — 1980.
Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.
Минимализм
Gran Cairo
Фрэнк Стелла. 1962 год.
Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду. Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля. Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.
Годы: 1960 — сегодня.
Фрэнк Стелла, Карл Андре, Сол Ле Витт.
Гиперреализм
Фрукты.
Жак Боден. 2016 год.
Гиперреализм появился в связи с популяризацией фотографии, деятелям искусства было интересно посоревноваться с фотографами. Гиперреалисты создают альтернативную реальность, реалистичную иллюзию.
Годы: 1970 — сегодня.
Гноли, Герхард Рихтер, Делкол.
Источник
Сразу вспомнил наш поход в Национальный музей Прадо в Мадриде.
СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ — Студопедия
Стиль (греч. stilos – стержень, палочка для письма) – устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности. Рождение наиболее крупных, так называемых «исторических художественных стилей», определяется внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов видения мира, осознания свойств пространства и времени, в котором живет и действует человек. Стили в искусстве не имеют четких границ, они переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии.
Романский стиль (X–XIII вв.). Слово «романский» произошло от латинского romanus – римский. Романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Романский стиль в архитектуре характеризуется использованием в зданиях сводчатых и арочных конструкций, массивных стен, узких окон, башен различных силуэтов. Стиль характеризуется простотой, целесообразностью, строгостью. В романском стиле строили храмы, монастырские комплексы, рыцарские замки.
Готический стиль (XII–XVI вв.). Слово «готика» произошло от названия германского племени готов. После романского стиля готика стала вторым каноном средневековья и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Основа стиля – архитектура. Технологическая необходимость облегчить свод породила новую конструкцию.
Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволили перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезались огромными окнами и витражами, создающими особую игру цвета и света. Вертикаль становится основной композиционной доминантой. Все эти технические приемы позволяли создавать художественный образ, отражающий иррациональную, мистическую устремленность человеческой души к небу. Самый известный готический собор – собор Парижской Богоматери во Франции.
Барокко (конец XVI – середина XVIII в.).Эпоха барокко ассоциируется с расцветом абсолютизма, а также с развитием театрального и оперного искусства. Возникло в Италии, затем распространилось и в других европейских странах после эпохи Возрождения. Само слово «барокко» – португальского происхождения и означает «жемчужину неправильной формы». Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, пристрастие к зрелищным эффектам, совмещению фантастического и реального, контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактуры. Основным средством выразительности искусства барокко является игра света и тени. Для барокко характерна живописная иллюзорность, т. е. желание обмануть глаз, выйти из пространства изображаемого в реальное пространство.
Классицизм (XVII – начало XIX в.).
Поэтому в большинстве случаев преобладание классического мышления означает ориентацию на формы античного искусства. Как метод мышления, классицизм нормативен и систематичен. Не случайно в классицизме существуют система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, высшим интересам общества. В литературе классицизма существовала строгая иерархия жанров: «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картины) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина).
Поздняя стадия классицизма – стиль ампир.
Рококо (первая половина XVIII в.). Слово «рококо» происходит от французского «рокайль», что значит «асимметричный», «украшенный витиеватыми завитушками». Широкое распространение получил во Франции при Людовике XV. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Рококо господствовал в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Направление – общественное, художественное течение; мироощущение стремительно меняющегося времени, раскрывающееся в искусстве.
Романтизм (конец XVIII – начало XIX в.). Романтизм отразил разочарование в идеях Великой Французской революции и мировоззрении Просвещения. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и социальной действительности. Резкое изменение обыденной, повседневной жизни в результате индустриализации заставило многих людей обратиться к миру чувств и душевных переживаний. В европейской литературе в этот период расцвела лирика, основным жанром стали поэмы, романы в стихах.
Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах. Вариант первый – романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Вариант второй – бегство в экзотические страны. Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.
Реализм (возник в эпоху Возрождения, выделился в самостоятельное направление в XIX–XX вв.). Термин, в широком смысле слова обозначающий стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. Тенденция реалистичности мышления проявляется в разных формах в различных видах искусства, художественных направлениях и стилях. Развитие реализма могло с наибольшей полнотой выразить противоречия социального развития.
Ведущие принципы реализма: объективное отображение жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций с их художественной индивидуализацией; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм повлек за собой расцвет такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература в свою очередь оказала влияние на реалистическую живопись. Гюстав Курбе (1819–1877) был первым, кто по отношению к своим картинам начал применять термин «реализм», что означает изображение действительности. Курбе изображал людей за работой, а не в радости и довольстве, как это зачастую показывали прежде.
Натурализм (последняя треть XIX в.). Слово «натурализм» произошло от латинского natura – природа. Направление в литературе и искусстве, стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Теоретиком и главой натурализма был Эмиль Золя. Представители натурализма исходили из положения о полной предопределенности судьбы человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.
Историзм, или эклектика (направление в архитектуре, 1820–1920 гг.). Сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. При строительстве различных сооружений архитекторы в большинстве случаев прибегали к копированию стилей прошлого. Эти различные строительные стили объединяет общее название «историзм». В использовании исторических стилей в архитектуре проявлялась гордость за технические достижения XIX столетия.
Символизм. В широком понимании символизм – неотъемлемое свойство искусства, поскольку художественное творчество по природе символично. Этотенденция художественного мышления, которая в разные эпохи находила свое выражение в религиозном искусстве, в романтизме, в период модерна. Символизм – существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений.
Как направление в европейском и русском искусстве на рубеже XIX–XX вв., символизм проникнут мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Выразить невыразимое – вот задача символизма. Символизм – это двоемирие: мир повседневной реальности и трансцендентный мир, т. е. мир, находящийся за пределами чувственного восприятия. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей.
Импрессионизм (последняя треть XIX – начало XX в.). Слово «импрессионизм» произошло от французского impression – впечатление. Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионисты явились новаторами, оказавшими наибольшее влияние на развитие искусства XX столетия. Импрессионисты передавали художественными средствами впечатления точно так, как краткие мгновения фиксировались фотоаппаратом.
Внешнее впечатление света, тени, рефлексов на поверхности предметов они передавали раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей среде. В основу живописного метода был положен принцип контрастного восприятия дополнительных цветов. Сюжет картин имел для художников второстепенное значение. Они пытались запечатлеть на картине движение и в то же время изобразить, поймать мимолетные нюансы этого движения. Особый интерес для художников представляли зыбкие, переходные состояния явлений природы (вода, облака, освещенность).
Постимпрессионизм (конец XIX – начало XX в.). Post – после + импрессионизм. Общее обозначение различных художественных течений в живописи XX в., возникших как реакция на метод импрессионизма: символизм, дивизионизм, экспрессионизм, фовизм, орфизм, кубизм. К постимпрессионистам относят Жоржа Сёра, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Тулуз-Лотрека, а также представителей неоимпрессионизма и группы «Наби». Каждый художник пошел своим путем, формируя свой творческий метод и индивидуальный художественный стиль.
Пуантилизм, или дивизионизм, или неоимпрессионизм (конец XIX в.). От франц. point – точка, от лат. division – разделение. Живописный метод и возникшее на его основе течение в живописи постимпрессионизма, при котором работа над картиной ведется мелкими раздельными мазками точечной или прямоугольной формы чистого цвета. Мазки краски разного цвета должны были смешиваться оптически при восприятии картины зрителем с некоторого расстояния, а не механически на палитре художника, как это было всегда.
Модерн (конец XIX – начало XX в.). Русское наименование стиля, соответственно по-французски «l’art nouveau» – новое искусство. Модерн представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. Представители модерна использовали новые технически конструктивные средства (металл, стекло, керамика), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуальных зданий (главным образом городских особняков), все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и своеобразно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор.
Декадентство, или декаданс (вторая половина XIX – начало XX в.). От французского слова decadence – разложение, упадок. Общее наименование кризисных явлений европейской культуры, для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Постоянными темами декадентства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, что связано с возрастанием роли интеллекта. Декадентство получило широкое распространение в России, особенно после революции 1905–1907 гг., в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».
Авангард (XX в.). Термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. Однако в XX в. авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, что связано с переломом в культурно-цивилизационных процессах, вызванным научно-техническим прогрессом XX в. Основная тенденция авангарда – отрицание традиций и экспериментальный поиск новых форм.
Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, авангард ищет различные способы прямого воздействия на читателей, слушателей, зрителей. Производить шок, скандал, эпатаж – без этого авангардное искусство невозможно. Главным становится действенность искусства – оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у человека со стороны. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста. Самое существенное в авангарде – его необычность, броскость.
Принципы авангарда восприняли кубизм, футуризм, дадаизм, абстрактное искусство, сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм и другие течения. К русскому авангарду в изобразительном искусстве относят М. Шагала, К. Малевича, В. Кандинского. Именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество. Этим авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 1960–70-е гг.
Модернизм (конец XIX – середина XX в.). Общее обозначение явлений искусства и литературы, утверждающих новый подход к изображению жизни. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (фовизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм). Становление модернизма как законной художественно-эстетической системы было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангард. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира – такой эмоциональный настрой произведений модернизма.
Постмодернизм (вторая половина XX в.). К середине XX в. под постмодернизмом понимали современную фазу развития европейской культуры. Ведущие западные политологи трактуют постмодернизм как символ постиндустриального общества. Постмодернизм – широкое культурное течение, в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки.
Стили в искусстве, их виды и особенности
На протяжении всего существования человечества его сопровождало искусство. За это время оно много раз меняло свое направление и течение, приобретая новые формы и стили. Какие же основные стили в искусстве выделяют?
Еще в Х веке на территории стран Восточной, Центральной и Западной Европы возник художественный стиль под названием романский. В этом стиле наблюдаются признаки архитектуры Рима, которые отличаются своей рациональностью и монументальностью конструкций, многофигурными скульптурами. Это создавало впечатление мощи и приземленности.
На смену романскому стилю в XIII веке пришел готический. Он продолжил развитие искусства в Западной и Центральной Европе. Отличался этот стиль своими вытянутыми формами, как бы стремившимися вверх. Многие католические храмы и костелы с элементами готического стиля можно увидеть и сейчас.
После готического стиля в Италии в XVI веке зародился стиль барокко. Он смог воплотить в себе совершенно новые представления о безграничности, единстве и многообразии мира. Главным его отличием являются декоративные композиции, изображающие сюжеты из мифологии и религии.
После барокко наступил классицизм. Зародился он во Франции в XVII веке. Особенно широкое применение этот стиль приобрел в живописи и литературе. Тогда же и появились такие жанры литературы, как оды, комедии, басни и трагедии. Появились и новые стили в живописи. Впервые стали разграничивать понятия портрета, натюрморта и пейзажа. Базировался классицизм на патриотизме и служении государству. Оставил свой отпечаток этот период и на развитии архитектуры. В постройках этого времени можно наблюдать логичные планировки, четкие геометрические формы и оригинальное сочетание гладких стен со сдержанным декором.
Одним из направлений классицизма в ХІІІ веке стало рококо. Искусство этого стиля основывалось на вымысле, декоративной театральности, утонченности, изысканности и интимных переживаниях. Никаких драм и трагедий, только легкие эмоции, светлые краски и много любви.
В XVII веке классицизм сменил стиль под названием сентиментализм. Отличался он раскрытием внутреннего мира и индивидуализацией образов.
После сентиментализма настало время правления романтизма. Сюжеты этого стиля были необычными и фантазийными. Подробно изучалась человеческая душа, которая приравнивалась к Вселенной и космосу.
После романтизма пришло время реализма. Появился он в 20-30 годы ХІХ века. Все полеты романтического стиля сошли на землю и стали более банальными и жизненными.
Потом следовал натурализм. Он отличался своим точным отображением окружающего. Всем непонятным явлениям приписывались свои законы, которые объясняли природу вещей. Исследовалась суть человеческой души.
С конца ХІХ века правление в свои руки взял модернизм. Этот стиль считался искусством неизведанного будущего. Гонясь за всем новым, он открыл множество новых направлений. Некоторые из них искусстве пользуются и сейчас большой популярностью.
В течение ХХ века появились многочисленные новые стили в искусстве. Основными из них были модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, дадаизм, абстракционизм, постмодернизм.
Помимо того, что существовали основные вышеперечисленные стили изобразительного искусства, были и другие подвиды, такие как пуантилизм, фовизм, примитивизм, сезанизм, академизм, вортицизм, фэнтези, трансавангард, неореализм, материализм, соц-авангардизм, соц-реализм. Появились также такие стили в искусстве, как концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, оп-арт, ташизм, неопластицизм, метафизическая живопись и много других.
Современное творчество не стоит на месте. Появляются новые стили в искусстве, новые направления и течения. Продолжают развиваться и уже существующие стили, приобретая новые оттенки и формы.
Самые популярные стили живописи
Автор: Нона Султанян, Art News
Существует просто огромнейшее разнообразие направлений и стилей в изобразительном искусстве. Зачастую они не имеют каких-либо выраженных границ и плавно могут переходить из одного в другой, при этом находясь в непрерывном развитии, противодействии и смешении. Большинство направлений в живописи сосуществуют одновременно именно по этой причине – «чистых стилей» практически не бывает. Представляем вам самые популярные стили живописи на сегодняшний день.
Импрессионизм
Клод Моне “Впечатление. Восходящее солнце”Получил свое название благодаря картине «Impression, soleil levant» Клода Моне. Импрессионизм – стиль живописи, который, как правило, направлен на работу на открытом воздухе. Живопись в данном направлении призвана передать световое ощущение мастера.
К ключевым характеристикам импрессионизма относятся: тонкие, относительно небольшие, еле видимые мазки; точно переданное изменение освещения; открытая композиция; присутствие какого-либо движения; необычное видение предметов.
Яркие представители импрессионизма: Пьер Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне.
Экспрессионизм
Эдвард Мунк “Крик”Одно из современных направлений искусства, которое зародилось в Германии примерно в первой половине XX века. Вначале экспрессионизм охватывал только поэзию и живопись.
Экспрессионисты обычно изображают окружающий мир лишь субъективно, полностью искажая реальность для еще большего эмоционального эффекта. Таким образом, они заставляют своего зрителя задуматься.
Среди его представителей: Амедео Модильяни, Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер и т. д.
Кубизм
Пабло Пикассо “Дора Маар”Кубизм – это авангардное направление искусства, которое зародилось в XX веке благодаря знаменитому Пабло Пикассо. Поэтому именно он и является самым ярким представителем этого стиля. Отметим, что данное направление произвело революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив также схожие направления в архитектуре, литературе и музыке.
Для произведений искусства в этом стиле характерны перекомбинированные, ломаные предметы в абстрактной форме.
Модернизм
Анри Матисс “Танцовщица в синем платье”Модернизм демонстрирует совокупность разных тенденций культуры, а также ряд объединенных направлений искусства, которые зародились в XIX и XX вв.
Живописцы называют модернизм «иным искусством», цель которого создать уникальные, ни на что не похожие картины, то есть они показывают особенное видение художника.
Известные представители: Анри Матисс и Пабло Пикассо.
Неоклассицизм
Николя Пуссен “Парнас”Неоклассицизм являлся главным направлением в Северной Европе примерно XVIII и XIX вв., для которого характерно искусство эпохи Возрождения, античности и даже классицизма.
Благодаря своим глубоким знаниям церковных законов, мастера неоклассицизма старались реконструировать, а также вводить каноны в свои работы.
Яркими представителями являются: Николя Пуссен, Франц Йозеф Гайдн, Рафаэль.
Поп-арт
Энди Уорхол “Доллар”Как стиль искусства он возник примерно в 1950-х в Великобритании и чуть позже в Америке. Говоря о поп-арте, просто нельзя не вспомнить Энди Уорхола, который является одним из наиболее популярных представителей данного направления.
Основной темой поп-арта выступают обычные предметы. Он акцентирует внимание на вульгарных и банальных элементах любой культуры, как правило, иронизируя их. Поп-арт довольно популярен в различных аспектах массового искусства: комиксах, рекламе и т. д.
Романтизм
Франсиско Гойя “Трибунал инквизиции”Романтизм как направление искусства зародился в XVIII веке в Европе. Истинным источником эстетического познания считались сильные эмоции. Больше всего ценились такие эмоции, как благоговение, страх, ужас и трепет.
Среди его представителей: Франсиско Гойя, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Уильям Тернер.
Реализм
Илья Репин “Мужичок из робких”Реализм возник как реакция на академизм и романтизм, впервые проявив себя в 1850-х во Франции. Художники-реалисты обычно старались изобразить различные предметы через призму мирских правил. Они были лишены каких-либо объяснений и приукрашиваний.
Реализм верил лишь в существование объективной реальности, поэтому протестовал против сильной эмоциональности романтизма. Точность и истина были главными целями в творчестве большинства представителей данного стиля.
Представители реализма: Илья Репин, Иван Шишкин, Жюль Бретон, Эдуард Мане.
Сюрреализм
Сальвадор Дали “Постоянство памяти”Возник в 1920-х годах.
Сюрреализм – это обнажение психологической истины с помощью отделения предметов от их обыденного значения с целью создать сильный образ, дабы вызвать сопереживание зрителя.
Известные представители этого стиля: Макс Эрнст, Рене Магритт и Сальвадор Дали.
Символизм
Михаил Врубель “Поверженный демон”Символизм – это некий протест в пользу духовности, мечтаний и воображения, развившийся в некоторых странах Европы в конце XIX века.
Художники-символисты произвели достаточно сильное влияние на сюрреализм и экспрессионизм в живописи. Эти два направления произошли непосредственно от символизма.
Среди представителей стиля: Михаил Врубель, Гюстав Моро, Хуго Симберг, Виктор Васнецов и т. д.
Предыдущая статьяНовая инсталляция в Музее стрит-арта: «Прорыв» Алены КоганСледующая статьяЯскравий та надихаючий мистецький проект «LUMEN»Методическая работа «Стили искусства»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
«Стили искусства»
Методическое пособие к уроку «История искусств»
Подготовила: Ларионова Н.Д.,
Преподаватель художественного отделения
г.Северобайкальск
2016 год
Пояснительная записка
Методическое пособие «Стили искусства» подготовлено в помощь преподавателям художественного отделения Северобайкальской детской школы искусств к уроку «История искусств» и рассмотрено на методическом заседании отделения.
Для полноценного усвоения материала учебной программы «Беседы об искусстве» предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий. Данная методическая работа и направлена на решение этой задачи.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:
• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
• знаний основных понятий изобразительного искусства;
• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
• умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
• навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Наиболее значимые АРХИТЕКТУРНЫЕ стили:
Стиль – это художественное выражение восприятия мира, свойственно людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Художественный стиль имеет как глобальное понимание, например классический, имеющий выражение в архитектуре, одежде, живописи, и т.д. так и понимание на уровне индивидуального творчества художника. Стилем может быть объединено многообразие форм, цвета (ампир, классицизм), а может и географией распространения (индийский, греческий).
СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО МИРА
Древнеегипетский стиль
Древнеегипетское искусство одно из самых древних монументальных искусств, сохранившихся до наших времен. Древнеегипетский стиль весьма условен, т.к. искусство Египта прошло много стадий развитий и достигло своего рассвета на период строительства пирамид.
Для живописи и скульптуры древнеегипетского стиля характерны канонические (установленные временем правила) изображения фигуры человека, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур, строгая ясность линии, четкий контур, предельно обобщенные объемы, знаковая выразительность силуэтов.
Древнегреческий и древнеримский стиль
VIIIв. до НЭ — Vв. НЭ
Греция, или как она звучит на греческом, Эллада, подарила миру великое античное искусство. К нему относятся искусство древней Греции, Рима и всех стран, развивающихся под влиянием древнегреческой традиции.
Рассвет древнегреческого искусства совпал с упадком древнеегипетского. Мироощущению греков присуще было симметрия, гармония и чувство меры. Изобразительное искусство было одним из видов почитаемого мастерства. Греческая мифология занимала большинство сюжетов древнегреческих творений и нашла отражение почти во всех направлениях от живописи до храмовых строений.
Подлинные произведения живописи и скульптуры до нас почти не дошли, но и по небольшому наследию подлинников можно сказать, что греки строго соблюдали пропорции предметов и фигур, подобранность цветовой гаммы, грациозность и строгость линий. Рим продолжил традиции греков, завоевав их, они пленили их искусство, и на основе развили его далее, придавая греческой грациозности имперских характер.
СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Индийский стиль
Яркое и самобытное индийское искусство возникло во времена древности. Оно основано на множестве легенд, преданий и глубоко религиозно. «Индийский стиль» — это условное название для обозначения созданного многими течениями религий и народов Индии искусства.
В индийской архитектуре органично соединились две противоположности: четкость геометрических объемов и орнаментность отделок с их пластичностью рельефов и резьбой. Важно заметить, что привычное представление о красоте индийского стиля, переданного нам кинофильмами и фотографиями, отражает, лишь богатый стиль, коего очень мало в стране. Огромная составляющая индийского стиля посвящена иудаизму и буддизму, с уродливыми изображением и кровавыми цветами.
Китайский стиль
Искусство древнего и средневекового Китая обусловило сложение зрелого национального стиля. Безошибочно узнаваемый, он повлиял на развитие мировой художественной культуры. Характерные черты «китайского стиля»: декоративность, пронизывающая все виды искусства, и осмысление художественного произведения, как части целого, окружающего пространства. Китайские мастера с особенным отношением занимались подборкой материалов для своих творений. Они занимались художественной обработкой кости, камня, бронзы, дерева, даже человеческое тело они воспринимали, как материал для своего творения, специально создавая и выращивая уродцев. Традиционные мотивы китайских орнаментов: драконы, птицы, цветы, клубящиеся облака. Китайцы славились расписными шелками и резными фигурками помещенные одна в одной, тонким расписным папирусом.
Японский стиль
Японское средневековое искусство подарило миру яркий самобытный национальный стиль. Он сформировался во многом под влиянием корейской и особенно китайской культур. Но это не помешало японцам по-своему переломить заимствованные идеи и создать оригинальные произведения искусства, отличившиеся не внешним великолепием, а изысканной простотой и утонченным изяществом.
Характерные черты «японского стиля»: любовь к асимметрии, свободное расположение декора, подчеркивание красоты материала, сдержанная цветовая гамма. В произведениях японской живописи часто встречается цветущая сакура с нежно розовыми лепестками, согнувшиеся под тяжестью снега бамбуковые листья, выраженные угловатыми линями.
СТИЛИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
Византийский стиль
Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило новыми образами.
Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.
Особенно важную роль в художественной жизни Византии сыграло христианство. Храмовое искусство, фрески, мозаики, христианская иконография — все это Боголепие, подаренное миру Византией. Отличительными чертами стало изображение библейских сюжетов. Одухотворенная чувственность наполнила великолепные купольные дворцы и храмы. Все подчеркивало нравственное совершенство, сложился новый художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты.
Романский стиль (X-XIII вв.)
Романский (от лат. Рома — Рим), стиль X-XIII вв, хотя и не оставил нам имен великих архитекторов, живописцев, скульпторов, был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое монументальную живопись скульптуру, архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Фрески покрывали стены храмов сплошь, длинными фризами, подобно узору на коврах. Скульптура декорировала не только интерьер, но и наружные поверхности архитектурных сооружений. Каменная резьба наружных стен состояла из растительного и зооморфного орнамента с изображением сказочных чудовищ.
Появившись в Средневековье, романский стиль восходил как к римскому зодчеству, так и византийскому. Замки, монастырские ансамбли, храмы имели толстые стены, глубокие порталы и башни для постоянной защиты от войн и набегов. Монументальность, рациональность конструкций, многофигурные скульптурные композиции, водный ров вокруг архитектурных сооружений, создавали тяжелое и мрачное мироощущение той эпохи.
Готический стиль
Его название произошло от того факта, что итальянские мастера эпохи Возрождения считали его низшим по сравнению с чистым классическим искусством; для них «готический» был синонимом варварского. Определение было принято также другими нациями. Этот стиль зародился на севере Франции в XII веке. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с ХII по XV век.
Его основные характеристики следующие: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные на несколько частей колонками отделанные в верхней части тонким кружевным декором.
Стиль эпохи возрождения
Эпоха возрождения или Ренессанс не считается одним конкретным стилем, это период, в котором художники, скульпторы, архитекторы нашли вдохновение в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени. Характерные признаки этого стиля: колонны, формируемые единым стержнем, полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы, орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений. Реалистичность и грациозность фигур, мифология и христианство в картинах, все это встречается в эпоху возрождения. Это эпоха новых открытий в архитектуре, композиции, живописи, философии и прочих наук.
Стиль Барокко
Художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIIIвв. Название происходит от португальского «Жемчужина неправильной формы», вычурный. Основные черты Барокко: парадность, торжественность, динамичность, преобладание криволинейных форм, пышность, использование архитектурных форм (витые колонны, архитектурный декор). Широкое использование лакировки, ценных материалов в отделке: золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаика, облицовка шпоном. Вместо кругов и овалов предыдущего стиля – сложные очертания спиралей. Вместо гладких поверхностей – вогнутые и выпуклые. Резьба вьющихся стеблей, венков, раковин, гирлянд. Впервые появляются полноценные кабинеты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью.
Стиль Рококо (начало XVIIIв.)
Рококо – стиль европейского искусства, сформировавшегося во Франции, получившего свое название от элемента орнамента рокайль, напоминавшего по форме морскую раковину. Утратив монументальность барокко, рококо обратилось к изяществу и удобству. Этим стилем стало обозначаться все изгибающееся, вычурное, необычной формы, утонченные линии фарфора, украшений и лепнин, стало присуще рококо, орнаменты на стенах и потолках, живописные панно, большие зеркала. В художественном стиле рококо подчеркивало изящество и красоту очертания предметов, изысканность и элегантность внешнего вида, легкость фигур. В архитектуре, вычурно-парадное барокко сменилось на чувственно-свободные формы рококо.
Классицизм и ампир
С XIIв. эпохи Людвига IV в Европе начался распространяться классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту. В классицизме главным образом стал мужественный человек, наделенный сознанием общественного долга. В искусстве в это время доминировала живопись. Классицизм изменялся, распадался на течения и имел свои направления. Многие искусствоведы в качестве высшей стадии классицизма выделяют Ампир (от французского империя). Начало XIXв. — oн возник во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта и явил ярко выраженный имперский характер мирового господства. Мягкую ясную гармонию стиля Людвига и демократическую строгость неоклассицизма сменили парадное великолепие, помпезность и напыщенность ампира. Для классицизма характерны разбеленые цвета, для ампира яркие насыщенные тона, контрастные сочетания, бронзовые элементы интерьера.
Романтизм
Романтизм (Romanticism) — идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века.
Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями. Их фантазия и особое отношение к чувственности подготовили пришествие импрессионистов.
Реализм
Романтизм сменился Реализмом, после фантазий и раскованности пришел период истинности. Новым идеалом искусства стала достоверность воспроизведенной действительности. Эпоха реализма стала новой эпохой просвещения. Особенный вклад с реализм сделали русские художники.
Импрессионизм
Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаза видят в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление».
Постимпрессионизм
В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.
Авангард
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала ХХ века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, сюрреализмом и т.д. Авангард — предельно противоречивое, даже в чем-то принципиально противоречащее самому себе явление. После падения культуры и нравов. Человечеству потребовались новые идеалы, которых оно не нашло и остановилось в полном противоречии и отрицании даже самых не оспоримых идей. Таким образом, напыщенное, пафосное противоречие в противоречии, туманность и неясность стали новым идеалом общества. Кои и объединил в себе авангард.
Модерн
Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой — искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй.
Сюрреализм
Художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Это был период духовного упадка общества. В Классическом произведении искусства предполагается узнавание изображенного предмета (стол, дверь, дом, человек). В сюрреализме наоборот, главное правило – ничего узнаваемого, рисуем то, чего не существует в реальности. В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы.
Поэтому нельзя сказать, что художник выражал какую-то идею, или художник что-то хотел нам сказать своим произведением. Архитектура этого стиля нарушает собственно установленные правила, т.к. невозможно начать строить, не зная что строишь, и для чего.
Древнерусский стиль
Это особенный стиль, который не распространялся на другие страны Европы, но всегда восхищал многих. Он состоял из неподражаемых стилей разных губерний, объединенных высоким мастерством и духовностью. Это стиль самобытный и связан с христианскими образами, сложившийся в периоды древней Руси, имел влияние византийского стиля, но все же остался неподражаемым и поныне. Древнерусские зодчие и мастера росписи, иконопись Андрея Рублева, вологодские кружева и хохломская роспись. Это огромное наследие высочайшей культуры и творение истинных мастеров.
Что такое искусство? Почему так важно искусство?
Facebook Twitter Электронная почта Pinterest linkedin- Магазин
- Журнал
- Art Wiki
- Инфографика
- О
- Автор: Афзал Ибрагим
08 янв.
Акции
-
65
-
35
-
43
Вызов 20 художественных стилей — BrushWarriors
Еще один арт-мем захватывает Интернет! 20 художественных стилей вызов — проверьте свои навыки рисования и нарисуйте своего собственного персонажа в 20 различных художественных стилях!
Пробовали ли вы когда-нибудь подражать стилю другого художника? Или — вам было интересно, есть ли у вас свой узнаваемый стиль рисования?
Я сделал. И я не считал себя человеком, обладающим собственным уникальным стилем рисования — мне нравится рисовать рисунки в стиле манга, а также гиперреалистичные портреты.
Пока я не опубликовал скетч в Instagram, и моя подруга не заметила, что она узнает мой старый стиль в скетче.
Держу пари, вы знаете такую ситуацию, когда вы смотрите на определенное произведение искусства и думаете: «О, это определенно * имя художника * рисунка. Это ее стиль ». И, может быть, вы, как и я, думаете, что ваш художественный стиль не уникален? Тогда у меня для вас есть подходящий вызов по искусству
Итак, вы хотите увидеть, чем ваш художественный стиль отличается от стиля других художников? Присоединяйтесь к испытанию 20 художественных стилей!
Что такое вызов 20 художественных стилей?
20 художественных стилей вызов — это художественный вызов, в котором ваша задача — нарисовать одного и того же персонажа / себя в 20 различных художественных стилях.
Это популярное художественное задание, размещенное в Instagram и других социальных сетях с хэштегами: # 20stylechallenge # 20styles и хэштегами художественных стилей, которые они использовали в этом челленге.
Пс. Если вы хотите принять участие в других художественных испытаниях, вам обязательно нужно ознакомиться с этим списком художественных испытаний !
Шаблон вызова 20 художественных стилей
Я создал шаблон для конкурса «20 художественных стилей». Это файл в формате PSD, который вы можете скачать бесплатно и при необходимости изменить.
Щелкните ссылку выше, чтобы загрузить шаблон PSD. Каждый логотип находится на отдельном слое, вы можете удалить их и добавить нужный логотип. В этом случае я собрал несколько наиболее часто используемых художественных стилей в этой задаче и поискал логотипы.
* Информация: если у вас нет Photoshop, вы можете открыть файл на Photopea.com
По сути, это простая онлайн-версия PS. Вы можете увидеть краткое объяснение того, как использовать аналогичный шаблон и Photopea в этой статье: Art vs Artist
Список вызовов 20 художественных стилей:
Я собрал наиболее часто используемые художественные стили в этом испытании.Ниже вы найдете список и логотипы. Я также включил изображения под каждым логотипом, чтобы вы могли посмотреть на художественный стиль без необходимости искать его в Google.
Если есть какой-то художественный стиль, который я не упомянул, дайте мне знать в комментариях!
Studio Ghibli style
Стиль Вселенной Стивена
Стиль «Время приключений»
Стиль Гравити Фолз
Звезда против сил зла стиль
Стиль Тима Бертона
Card Captor в стиле сакуры
Стиль Дисней
Dragon Ball Z стиль
Стиль One Punch Man
Гориллаз стиль
Стиль My Little Pony
Стиль Sweet Sins
Стиль Осомацу
Стиль крутых девчонок
Крутые девчонки в стиле Z
Стиль покемонов
Стиль Сейлор Мун
Стиль Пожирателя душ
Моб психо 100 стиль
Над садовой стеной
Стиль Юных Титанов
Гамбол стиль
В стиле Наруто
Стиль Boku no hero academia (Моя геройская академия)
Цельный
Скотт Пилигрим стиль
20 работ Art Styles Challenge
.
Art Advice Issue # 5 — Как найти свой собственный стиль, автор barananduen на DeviantArt
Самая распространенная проблема, которую я вижу, когда люди в DA упоминают: «Я бы хотел иметь свой собственный стиль / Как я могу получить свой собственный стиль?» Не проходит и недели, когда я не вижу, чтобы разные люди говорили это. Из-за этого я решил написать эту статью с некоторыми советами, которые люди могут найти полезными при поиске стиля, который можно назвать своим. Это то, что я сделал десять лет назад, когда пытался найти свой собственный стиль манги; и я упомянул этот метод другим людям, и они нашли его информативным и полезным, поэтому я делюсь им со всеми вами.
В первой части этой статьи будет рассказано о том, что входит в то, что мы называем «стилем» (знаете ли вы, что личный стиль также можно найти в реализме?), И о причинах распространенных стилизаций (как это обычно наблюдается в аниме и манге).
Во второй части рассказывается о том, как художник достигает своего стиля, и описывается метод, который вы можете использовать, если не хотите ждать, пока ваш стиль органично проявится … другими словами, если вы хотите ускориться. это вверх.
I. О стиле
* Эстетика
* Скорость
* Стиль в реализме
II.Как возникает стиль и что вы можете сделать, чтобы его найти
* Органическое развитие стиля
* Аналитическое развитие стиля
III. Заключительные примечания
* Изменения со временем
* Другие моменты, на которые следует обратить внимание
IV. Предыдущие статьи Art Advice
I. О СТИЛЕ
Во-первых, давайте поговорим о том, что такое «стиль». Чаще всего, когда кто-то думает о «стиле», приходят на ум изображения манги или мультфильмов, где рисунок нереалистичен, но имеет определенные черты, которые повторяются от одного рисунка к другому, выполненного одним и тем же художником; черты, которые, если они достаточно отчетливы, сделают любой новый рисунок этого художника сделанным им, прежде чем проверять, кто на самом деле его сделал.
В целом, мы можем определить стилизацию в искусстве как сознательное отклонение от реальности . (Хотя, как я объясню позже, даже работа в стиле реализма может иметь элементы стиля художника, которые сами по себе , а не , отклоняются от того, что реально возможно.) В этой статье я буду называть каждое такое отклонение в отдельности «стилизацией». , «даже если это неправильная грамматика, но она проста и передает суть. И я не хочу использовать термин «отклонение», потому что на этом сайте он имеет совершенно другое значение и может сбивать с толку. Стиль сам по себе будет набором стилизаций, а также общих характеристик, которые повторяются от одного произведения искусства к другому. Отдельная работа может содержать одноразовые стилизации по усмотрению художника.
Этот выбор может быть сделан из эстетических соображений или ради скорости.
ЭСТЕТИКА
Самыми распространенными примерами стилизации являются стили, выполненные в эстетических целях. Художник делает это просто потому, что думает, что это хорошо выглядит, и предпочитает это реалистичным стандартам.Это могут быть анатомические особенности, такие как более длинные, чем обычно, конечности, шеи или туловища, более крупные глаза или головы и другие. Но они также могут охватывать другие аспекты рисования и рисования, такие как выбор цветов и цветовой насыщенности, освещение, использование или отсутствие штрихового рисунка, а также улучшенное затенение по сравнению с видимыми мазками.
Например, колумбийский художник Фернандо Ботеро известен тем, что использует круглые формы в качестве основы для рисования людей и животных. Пример, в википедии
Даже аниме / манга имеют разные стили, а не только то, что вы видите в книгах «как рисовать мангу».
Как вы можете видеть здесь, существует большое разнообразие стилей в жанре сёнэн. Даже в жанре сёдзё, где акцент делается на эстетике, а не на действии, и в сериалах существует больше общего, если вы посмотрите на разные черты лица, вы увидите, что стиль варьируется от одного художника к другому. Поэтому нет единого «аниме-стиля», а их бесконечность.
Тем не менее, очень важно помнить, что стилизация никогда не должна использоваться в качестве оправдания невыученной анатомии.Вы всегда должны сначала изучить реалистичную анатомию, а после того, как вы это сделаете, вы можете решить, как согнуть ее. Мы поговорим об этом позже.
СКОРОСТЬ
Кто-то сказал Скорость?
Скорость и эффективность имеют первостепенное значение в последовательном искусстве (комиксы / мультфильмы, манга / аниме), потому что художник (или группа художников) должен создать много-много рисунков за короткий промежуток времени, и эти рисунки должны выглядят последовательными.Процессы, применяемые в индустрии комиксов Востока и Запада, различаются, но цель остается той же.
В восточных комиксах (манга) обычно один художник рисует всех персонажей в каждой главе и в каждом томе, а его / его помощники заботятся о фонах и скрининге. Это тяжелый и напряженный труд для мангаки (который, кроме того, является автором), а стиль — это то, что позволяет художнику уложиться в сроки. Обобщенный способ рисования человеческого тела (назовем его « базовая модель ») помогает художнику ускорить процесс рисования и уложиться в срок.Еще одна хорошо известная тактика, которую используют мангаки для повышения эффективности, — это использование знаменитых (возможно, печально известных) ярлыков манги. Очень распространенный метод — не рисовать дальний взгляд на некоторых панелях, возможно, заменяя его штриховкой. В конце концов, такие вещи, как рисование носов, таких как треугольники, упрощение взглядов до ключевых элементов и т. Д., Также являются ярлыками, которые помогают сэкономить время.
В западных комиксах команды обычно больше, а задачи более разделены, где персонаж, рисующий персонажей, не тот, кто пишет и развивает историю.Фактически, процесс разбит на множество разных заданий, и каждую отдельную работу выполняет другой человек. Например, один человек придумывает историю, другой пишет сценарий, похожий на пьесу, на основе этой истории, человек, который конкретизирует диалог, может быть другим человеком, другой набрасывает эскизы жестов и макет панели, другой их рисует, третий рисует их, еще один окрашивает их и т.д., так что эффективность достигается за счет специализации задачи. Учитывая размер команд, было бы разумно сказать, что нужно делать меньше сокращений по сравнению свосточный аналог. Тем не менее, человек, рисующий персонажей, будет рисовать их, используя определенные обобщения, такие как упомянутые в абзаце выше, чтобы ускорить процесс, а также чтобы рисунки выглядели так, как того хочет издательство (но это эстетическая, а не скорость, причина).
Здесь важно отметить, что некоторые стилистические решения исходят из потребности в эффективности.
СТИЛЬ В РЕАЛИЗМЕ
В реализме труднее обнаружить отклонения от реальности, но художественные решения (сочетание которых также формирует стиль художника) остаются.Примеры этого могут включать:
- Выбор предметов / тем (*)
- Предпочтительные формы, особенности или позы тела
- Выбор цвета / тональности
- Сила и направление освещения
- Композиция
- Движение кисти
(*) ПРИМЕЧАНИЕ : Я упоминал предметы / темы как элемент стиля, но многие люди неправильно это понимают.Я имею в виду, что некоторые люди склонны отдавать предпочтение определенным темам или предметам, повторяя их от части к части, но ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ. Взять, к примеру, Эдгара Дега. Он любил рисовать балерин. Однако, когда он не рисовал балерин, это не означало, что у него внезапно появился другой стиль для этой картины. Он этого не сделал; его стиль остался! Стиль проявляется во всех темах. Все упомянутые выше элементы — это то, что может определять стиль художника, но стиль не обязательно должен включать в себя все из них, и изменение одного или пары не означает смены стиля.Таким образом, вы можете рисовать, например, чибис и полуреализм в одном стиле (например: путем их одинакового затенения, с использованием одинаковых цветовых палитр и т. Д.).
Кто-то однажды связал меня с этим забавным постом о мастерах искусства: (отредактируйте 15 июля 2020 г .: срок действия исходного веб-сайта истек, и я делал ссылку на его версию в веб-архиве, но теперь я повторно загрузил изображения на Sta.sh ) sta.sh/26nsg5tu24z рекомендую; это забавно. Но это также актуально, потому что, по сути, указывает на все элементы стиля этих художников.
II. КАК СТИЛЬ И ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ
ОРГАНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТИЛЯ
Обычно «стиль» художника возникает без ведома самого художника. Как упоминалось в предыдущем разделе, посвященном реализму, это совокупность предметов, цвета, освещения и выбора композиции, среди прочего, а также отклонений от реалистичной анатомии, которые мы обычно называем «стилем». По мере того как вы рисуете и рисуете больше, вы начинаете развивать эти предпочтения, и это то, что составляет ваш стиль.Часто стиль легче воспринимается кем-то другим, чем самим художником.
Например, мне несколько раз говорили, что я использую много зеленого. Мне это не нравилось: «Ohoho Я собираюсь использовать много зеленого, и это будет частью моего стиля, который узнают другие!» Нет, мне просто нравится этот цвет, и я использую его, потому что у меня есть личные предпочтения. Точно так же я предпочитаю рисовать и фотографировать в более ярких тонах, а не в более ненасыщенных оттенках и пастели. Это всего лишь несколько примеров.У вас есть эти предпочтения, поэтому вы их повторяете, и иногда, прежде чем вы это узнаете, это становится чем-то вроде шаблона в вашей работе.
Так обычно развивается стиль; органически, а не целенаправленно.
С учетом всего сказанного, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы вынести эти подсознательные решения на поверхность и начать принимать их целенаправленно, ускоряя развитие вашего личного стиля, если это то, что вы хотите делать и не хотите. подождите, пока все это всплывет на поверхность в свое время.И я знаю, что это то, чего вы все ждали, так что давайте перейдем к этому …
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СТИЛЯ
Я нигде не читал этот метод; это то, что я придумал сам и для себя более десяти лет назад, и теперь я делюсь этим процессом с вами.
Примечание : вы должны иметь в виду, что любые элементы стиля, которые вы выбираете, должны быть потому, что они вам нравятся, а НЕ потому, что вы думаете, что они сделают вас или вашу работу более популярными / принятыми.
1.ШАГ ПЕРВЫЙ! МЫ БУДЕМ МНОГО ВЕСЕЛА! — ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛИЗМА
Первым шагом процесса является изучение и понимание реализма. Позвольте мне начать с того, что я рекомендую вам изучать реализм НЕ для того, чтобы вы придерживались его (даже частично), как некоего нерушимого закона — на самом деле я очень сторонник искусства, нарушающего сферу возможностей — хотя, конечно, , вы можете придерживаться его, если хотите. Скорее, я делаю это по другим причинам: 1) чтобы вы знали, как обстоят дела в действительности, и могли лучше различать стилизации в других и выбирать свои собственные , 2), чтобы при отклонении от реализма вы делайте это сознательно и 3), чтобы у вас был более широкий арсенал опций, из которых можно выбирать при построении базовой модели или выборе одноразовых стилизаций .
Это не должно быть скучно. Выберите предметы, которые вам интересны, и потренируйтесь над ними.
Используйте ссылки! И эти ссылки должны быть реальными или фотографиями, а не произведениями искусства. Причина, по которой вам не следует учиться на нарисованных / нарисованных отсылках, заключается в том, что вы, не осознавая этого, будете воспроизводить стилизацию и ошибки другого художника, не осознавая этого, и предполагая, что это правильно.
Обратите внимание и изучите:
- анатомия
- пропорции
- освещение
- цвета
Как только вы познакомитесь с тем, как работают настоящие люди (или животные и т. Д.), Вы можете взять части этого и встроить их в свою стилизованную работу и использовать их на персонажах.
2. ШАГ ВТОРОЙ — ПРИНИМАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ НАУЧИЛИ ИЗ РЕАЛИЗМА, И ИЗУЧИВАЙТЕ ЭТО … ДЕСЯТКИ РАЗ!
Лично я очень хорошо помню, когда я хотел придумать свой собственный стиль манги.Один или двое из вас, кто был здесь более десяти лет назад, помнят, когда я делал больше стилизованных работ / манга. Это история того, как это произошло: я раньше работал над реализмом, а затем, в более поздний момент, я познакомился с аниме и мангой, и мне действительно понравились художественные элементы некоторых художников этого жанра. вкладывают в свою работу. Итак, я решил, что хочу рисовать стилизованным образом, с намеком на аниме, но другим и своим.
Я взял лист бумаги, залил его рисунками глаз, каждый раз придумывая разные стили.Они не были скопированы ни с одного художника; просто их сделали с разными отклонениями от реальности. Что если я сделаю общую форму прямоугольной, а не овальной? Что, если я наклоню его вверх? Теперь наклонился вниз. Теперь по кругу. Теперь ирис побольше; теперь меньше. Теперь с менее заметным внутренним углом; теперь с ним полностью ушло; теперь только его часть. Различные способы рисования ресниц. И так далее, и так далее, и комбинации всего вышеперечисленного … пока я не построил тот, который мне действительно понравился.
Давайте посмотрим на некоторые исследования глаз (от реальных людей) и некоторые возможные стилизации.Изучение различных типов глаз дает вам больше вариантов, с которыми можно поиграть с вашими стилями.
Глаза реальных людей (в рамке) против нескольких стилизаций. Ваша страница (страницы) может выглядеть примерно так.
Обратите внимание на все, что вы можете изменить в глазу:
- форма
- угол
- форма и длина складки века
- пространство между глазом и бровью
- форма и размер внутреннего угла
- форма , вес и наклон брови
- тип и вес ресниц
- размер и форма радужки
- размер и форма зрачка
- размер и форма бликов
Потом я проделал то же самое с ртами. Вот как бы это выглядело. Опять же, те, что внутри коробки, взяты из реальных людей; справа — стилизации.
Попробуйте. Сколько разных ртов вы можете придумать?
Вот некоторые вещи, с которыми вы можете поиграть:
- толщина верхней губы
- толщина нижней губы
- ширина (горизонтальная длина) верхней и нижней губы
- общая ширина рта
- выступ «лука Купидона» «
- наличие или отсутствие линий складок (« морщин на губах »)
- нижняя граница нижней губы: округлая vs.более прямая по сравнению с обратной дугой
- форма кривой между двумя губами
- разделенная по сравнению с неразделенной нижней губой
- форма «крыльев» на верхней губе
Вы делаете это для каждой особенности, включая волосы (по-разному рисования такой же прически). Выберите из каждой особенности те, которые вам больше всего нравятся, и сузьте круг, пока у вас не будут все строительные блоки для создания того, что я называю вашей базовой моделью .
Примечание: Это упражнение также хорошо для создания персонажей, которые отличаются друг от друга, поскольку теперь у вас есть меню черт, из которых вы можете выбирать, смешивать и сочетать.
Затем вы обращаете внимание на то, какие цвета вам нравятся; какой стиль штриховки вам больше нравится; предпочитаете ли вы линейный рисунок или рисунок без линий (и если вы предпочитаете линейный рисунок, будет ли он состоять из черных или цветных линий) … все это путем пробования разных вещей.
В качестве альтернативы, вместо того, чтобы рисовать плавающие глаза и т. Д., Вы можете рисовать целые фигуры, изменяя способ рисования элементов на каждой. Затем посмотрите на каждый нарисованный вами рисунок и попытайтесь определить, что вам нравится, а что не нравится в каждом, и соберите воедино все, что вам нравится в рисунках, и постройте таким образом свою базовую модель.Например, вам нравится нос на одном, затенение волос на другом и т. Д.
3. ШАГ 3 — ЗАТЕМ ПРАКТИРУЙТЕ СВОЮ БАЗОВУЮ МОДЕЛЬ
Нарисуйте его несколько раз, пока не начнете получать стабильные результаты. Это не обязательно должен быть безликий манекен; Вы можете потренироваться со своим любимым персонажем, если хотите. Дело в том, что после того, как вы определите этот набор характеристик, все будет в порядке: чем больше вы его рисуете, тем более последовательным он становится.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ
.