Какие бывают стили архитектуры: Все архитектурные стили от А до Я, список с фото – Rehouz

Содержание

Таблица «Классификация архитектурных стилей»

Классификация архитектурных стилей

название стиля

характеристика стиля

план

изображение

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

hello_html_4aa175b4.pnghello_html_m2a7d8bf4.png

Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

(Афинский акрополь, римский колизей)

hello_html_m42020f1d.pnghello_html_3c093dc7.png

Романский

11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции —

донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. 

(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)

hello_html_4f462f83.png

hello_html_m719882c1.pnghello_html_m7869aa17.png

Готический

13 — 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери,

собор в Реймсе, в Кёльне)

hello_html_55163756.png

hello_html_m21b1cdc0.png

hello_html_m7b7477e.pnghello_html_m5feb24bb.pnghello_html_52ff07ce.png

Древне — русский

9 — 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли,

Дмитриевский собор во Владимире)

hello_html_4e231bff.png

hello_html_63d275d2.pnghello_html_m2c39139c.pnghello_html_m1cba1630.png

Ренессанс

13 — 17 в.в.

Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы — этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад — как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

(храм Санта — Мария дель Фьоре, Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим

)

hello_html_m5f06ea3f.png

hello_html_79594199.png

hello_html_44e72920.png

hello_html_m408d3c0c.pnghello_html_65f18afa.pnghello_html_49e6a5eb.png

Барокко

17 век

Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.

(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим)

hello_html_347b0398.png

hello_html_3f984a0b.pnghello_html_b0c36d.png

hello_html_m5bf45a0a.pnghello_html_dcc55c6.png

Классицизм

17 — 19 в.в.

«Классиус» — образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений

(дворцовый ансамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор)

hello_html_5ec4ee97.png

hello_html_4a8ba3d2.png

hello_html_23e6210.pnghello_html_47b86b5b.png

hello_html_60d61e2a.png

Рококо

18век

«Рокайль» — раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. (Овальный зал отеля Субиз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)

hello_html_m41495ac8.png

hello_html_m2857727.pnghello_html_m177b69c4.png

hello_html_2a11e31a.pnghello_html_m210b8957.png

Ампир

18век

Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов

(Шальгрен. Арка Звезды в Париже, здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.)

hello_html_m40ad094e.pnghello_html_m488cf1f7.png

hello_html_12e3af70.pnghello_html_m291115ab.png

Модерн

19 век

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле

(Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983),

дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902

Модерн – к. XIX — начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.( в архитектуре Москвы — Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь)

hello_html_ma1b0eee.jpg hello_html_396cba0a.jpg hello_html_m757138b9.png

hello_html_10873849.pnghello_html_6a2c3775.pnghello_html_682d3ff9.png

hello_html_m52680378.png

Современный

(контруктивизм,

органика,

ретро)
20 век

Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций.

Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня

Г. Эйфель

Франция)

«органическая архитектура»- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон,

Австралия, Сидней )

Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы.

«хай-тек» («хайтек») — максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники»

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 )

hello_html_mceac382.pnghello_html_74a960b0.png

hello_html_m2afd878f.png

hello_html_m13037bd9.png

hello_html_661b281f.png

http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=376&id_cat=1565

Учебные наглядные пособия и презентации по курсу

«История архитектуры» (диск, плакаты, слайды)

Как легко и просто разбираться в архитектурных стилях

Большинство из нас не слишком разбирается в архитектурных стилях, хотя все понимают, что именно они определяют облик любого города. Между тем, запомнить названия самых основных архитектурных стилей и их приметы совсем несложно. Узнавать те или иные образы и идеи, воплощенные в элементах зданий – вполне посильная задача, если знать, на что обращать внимание.

Мы подготовили для вас советы, с помощью которых вы сможете легко прослыть знатоком архитектуры, невзначай определяя, к какому стилю принадлежит то или иное здание или сооружение в любом из городов мира.

Романский стиль

В этом стиле было построено множество крепостей, массивных замков, а также похожих на крепости соборов и аббатств из строгого серого камня. Это самый первый из выраженных архитектурных стилей со времен античности, господствовавший практически на всей территории Западной и Восточной Европы с X по XII век.

Как узнать

Характерные черты романского стиля – мощные стены с узкими окнами, почти лишенные украшений, массивные башни с шатровыми вершинами, полукруглые арки. Простота и строгость линий подчеркивает устремленность вверх.

Внутренний интерьер романских храмов и замков мрачный, с шероховатыми плоскостями стен и однообразными рядами колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. Из украшений – только растительные орнаменты, отраженные в барельефах, настенных росписях и в скульптурном декоре. Везде простые массивные формы, мощь и устойчивость. Романский храм всегда рождает ощущение торжественного и сурового спокойствия.

Где посмотреть

Представителями этого стиля являются почти все сохранившиеся до наших дней замки и соборы Европы, построенные в XI–XII веках. Например, Лиссабонский собор (Португалия), Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция), собор в Клонферте (Ирландия), собор Модены (Италия), замок Данноттар, Абердиншир (Шотландия).

Готика

Готика заменила собой романский стиль и властвовала в Европе с конца XII по XVI век. Здания стали легче, выше и сложнее. Многие из самых известных соборов, аббатств и административных зданий Европы выстроены именно в готическом стиле.

Как узнать

Готику вы без труда распознаете по устремленности ввысь и великому множеству стрельчатых арок и каменного декора, о который, кажется, можно поцарапаться. Человек кажется сам себе ничтожным рядом с величием этих сооружений.

Этот стиль потрясает воображение благодаря изобилию витражей, стрельчатых окон, тысячам скульптур, статуй, лепнине. Стены готических зданий украшают фигуры библейских царей, апостолов, святых, пророков, ангелов. А также в противовес им – изображениями горгулий, грифонов и прочих страшилок, и барельефами со сценами мук грешников, терзаемых в аду.

Где посмотреть

Классикой готической архитектуры является, к примеру, собор Парижской Богоматери (Франция), собор Святого Стефана (Австрия), собор Антверпенской Богоматери (Бельгия), Кельнский собор (Германия), собор Святого Вита (Чехия), Вестминстерское аббатство (Англия).

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Усадьба Быково: готическая церковь и дворец-диспансер в ближайшем Подмосковье (ФОТО)

Классицизм

Этот стиль господствовал с XVII по начало XIX века. Подобных зданий очень много в Западной Европе и в России. Это имперский стиль: все новорожденные империи, которые хотели обставить свое величие должным образом, ориентировались на него.

Как узнать

Строгость, симметричность, монументальность – вот его признаки. Если вы видите множество круглых колонн, строгую геометричность планировки и симметрию, при этом никаких завитков, «взбитых сливок», складок и прочих архитектурных излишеств, то это классицизм.

Где посмотреть

Наиболее яркие представители – садово-парковый ансамбль Версаля, собор Святого Павла в Лондоне, а в Москве – дом Пашкова на Воздвиженке. Санкт–Петербург и вовсе считается подлинным музеем классицизма под открытым небом, взять хотя бы Адмиралтейство, здание Главного штаба и Казанский собор.

Барокко

Название этого художественного и архитектурного стиля дословно переводится как «жемчужина с пороком». И действительно – что-то роскошное и порочное в нем есть. Он развивался в противовес классицизму и почти одновременно с ним. Центром этого направления стала Италия.

Барокко все приукрашивает, делает пышнее и манернее. Для него характерна текучесть криволинейных форм, помпезность и избыточность декора. Торт со взбитыми сливками – вот что напоминают наиболее яркие архитектурные представители этого стиля.

Как узнать

Характерные детали барокко – это обильная лепнина, вычурные украшения, балкончики и эркеры. А еще большое число раскреповок (это когда отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху до низу). Плюс изобилие атлантов, кариатид и вообще многообразие скульптурных украшений на фасаде и в интерьерах. Приметами барокко также является богатая цветовая палитра (от изумрудного до бордо), хотя все же самым популярным сочетанием является белый с золотом.

Где посмотреть

Самые характерные представители этого стиля – дворцовый комплекс в Петергофе, собор Святого Петра в Риме (Италия). кафедральный собор в Берлине (Германия), королевский дворец в Мадриде (Испания).


Фото: A.Savin, Wikimedia Commons

Модерн

Этот стиль возник в западной культуре в конце XIX века. В каждой стране он имел свое наименование: его называли «ар нуво» во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, «югендштилем» в Германии, «либерти» в Италии, «модерном» в России.

Модерн – это стремление изменить взгляд на архитектурную эстетику, поэтизация обыденных вещей.

Как узнать

Определить его можно по тому, что углы и прямые линии в модерне практически отсутствуют – они заменены на чуть изогнутые плавные очертания фасадов, окон, конструктивных элементов.

Арочные оконные конструкции часто напоминают своей формой и размахом витрины. Большое внимание уделяется деталям: двери часто декорируются мозаичным узором, лестницы и столбы представляют собой дизайнерские произведения. В интерьере используется эмаль, медь и латунь.

Один из важных признаков стиля модерн – приглушенность цвета и их изысканность. Самые любимые цвета модерна — жумчужно-серый, цвет увядшей розы, серо-голубой, табачный и темно-сиреневый.

Где посмотреть

Примеров этого стиля по всей Европе и в России множество. Самыми яркими считаются Каса Мила и Каса Батло в Барселоне (Испания), особняк Сольве в Брюсселе (Бельгия). А в Москве – доходный дом Тарховой в Подсосенском переулке, особняк Рябушинского на Малой Никитской, особняк Листа в Глазовском переулке.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам

Ар-деко

Это также стиль первой половины ХХ века, активно развивавшийся в США и менее активно – в Европе. Ар-деко – стиль, выражавший откровенное наслаждение намеренно дорогими и солидными вещами, проповедовавший уверенность в завтрашнем дне. Стиль благополучной респектабельной жизни – вот что это такое.

Для этого стиля важны размах и эклектика, любовь к неожиданным геометрическим формам, ломаным линиям, многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, выпуклым кривым.

Как узнать

Для ар-деко характерно использование дорогих добротных материалов, особенно сочетание изысканной фактуры редких пород камня или дерева со сверкающим полированным металлом. Цвета – насыщенные, контрастные: белый с черным, золотой с коричневым. В декоре особенно любимы яркие вкрапления ярко-красного, -зеленого, -синего. Да такие, чтобы сверкали, как драгоценности. Но это не выглядит дешевой подделкой, а усиливает общее впечатление.

Среди украшений используются стилизованные изображения животных и новейшей техники: машин или аэропланов. А также исторические темы, восточная экзотика и элементы современного искусства, особенно кубизма.

Где посмотреть

Звезды Голливуда и в жизни и в кино жили в окружении этого стиля. Множество развлекательных заведений и казино по всему миру созданы под его влиянием. Символом ар-деко считается Крайслер билдинг в Нью-Йорке. У нас в этом стиле выполнена станция «Маяковская» Московского метрополитена.

Деконструктивизм

Это молодой архитектурный стиль, сформировавшийся в самом конце прошлого века. Это попытка «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс.

Как узнать

Его легко определить по полному нарушению всего привычного в архитектуре. Если мы видим изломанные формы, как будто какой-то гигант взял и смял здание, выкрутил его или поиграл в огромные кубики, то такое здание, скорее всего, окажется представителем деконструктивизма. Часто ощущение от него остается как от чего-то непрочного, сломавшегося или готового развалиться на части.

Где посмотреть

Яркие представители этого стиля – Танцующий дом в Праге (Чехия) и здание музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Хай-тек

Этот архитектурный стиль возник в 80-х годах ХХ века и продолжает развиваться в наши дни. Этот стиль любит серебристый цвет, зеркальные поверхности и современные материалы: металл, пластик, бетон, разнообразные полимерные покрытия. Здания нарочито простых форм, часто с элементами кубизма, просторные и хорошо освещенные.

Как узнать

Если все, что раньше пряталось (коммуникации и технические детали здания, такие, как лифты, лестницы, вентиляционные шахты, трубопроводы) нарочито выставлено напоказ, да еще и превращено в элементы дизайна, например, выкрашено в контрастные цвета, то вы, скорее всего имеете дело с хай-теком.

Где посмотреть

В качестве примеров этого стиля можно вспомнить здание Fuji TV в Японии, Пацифик дизайн центр в США, центр Помпиду во Франции.

Био-тек

Био-тек развивается параллельно с хай-теком и тоже использует стекло, металл и бетон, зеркальные поверхности и часто – игру отражений. Архитектура этого направления экспериментирует с экологичными материалами и энергоэффективностью, пытается создать новейшее пространство для проживания человека: экодома, в которых есть автономные системы жизнеобеспечения и озелененные террасы, используются естественное освещение, солнечные батареи, накопители влаги и прочие достижения цивилизации.

Как узнать

Био-тек чаще всего лишен углов и симметричности, имеет замысловатые формы, навеянные живой и неживой природой. Здания, построенные в стиле био-тек, напоминают то паутину, то соты, то раковины, то живых обитателей моря или суши.

Если вы видите нечто невообразимых обтекаемых форм, которые переливаются друг в друга, блестят и отражают окружающий мир, то перед вами представитель стиля био-тек. К нему относятся также здания более лаконичных форм, например, похожие на бутон, но всегда мягких округлых линий.

Где посмотреть

Яркие представители био-тека – город искусств и наук в Валенсии, Фред Олсен Центр в Лондоне. А в Москве – гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.

Татьяна Рублева

Стили современной архитектуры / Блог архитектора

Модернизм в архитектуре

Движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину архитектурный модернизм соответствуют английские термины modern architecture, modern movement или же modern, употребляемые в том же контексте. Выражение модернизм употребляется иногда как синоним понятия современная архитектура; или же как название стиля (в англоязычной литературе modern).

Читать статью о модернизме

_________________________________________________________________________________________

Функционализм в архитектуре

Функционализм направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа Баухауз) и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд) в начале XX века как один из основных элементов более общего понятия «модернизм», иначе «современная архитектура», ставшей наиболее радикальным и принципиальным поворотом на путях развития не только искусства, но и материального мира. Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, строчная застройка кварталов торцами зданий к улице)…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Хай-тек в архитектуре

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в среде позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х, актуальный и сегодня.

Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Био-тек в архитектуре

Био-тек (bio-tech) направление вархитектуре, которое, впротивоположность хай-теку, обращается некэлементам конструктивизма и кубизма, акприродным биоморфным формам. Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Последователи этогостиля стремятся воплотить внеобычном дизайне принципы зеленого строительства…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Барнхаус (barn house)

Барнхаус стиль архитектуры, который зародился в Америке и Европе. Название его происходит от английского слова «Barn», что означает амбар, сарай. Как понятно из названия, суть стиля заключается в переделке старых амбаров и сараев в жилые дома. По своей концепции это схоже со стилем Лофт, в котором для жилых целей переделываются производственные и складские помещения в городе. Таким образом Барнхаус — это сельский лофт…

Читать статью о барнхаусе

_________________________________________________________________________________________

Лофт в архитектуре и дизайне

Лофт (или промышленный стиль) — это современный городской стиль в архитектуре и дизайне. Он появился в США в 40-х годах 20 века. Вместе с быстрым ростом цен на землю в центре Нью-Йорка и других американских мегаполисов, промышленные предприятия были вынуждены перенести производство в пригороды. Их опустевшие промышленные здания начали продавать в качестве жилья за небольшие деньги. Представители нью-йоркской богемы этим воспользовались и превратили бывшие пром. здания в стильные квартиры.

Читать статью о стиле лофт

_________________________________________________________________________________________

Органическая архитектура

Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг. Органика (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий) — это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Постмодернизм в архитектуре

 

Постмодернизм вернул в архитектуру утраченную образность, которая и делала из различных структур произведения искусства. Постмодернисты пытались внести в архитектурные произведения и фантазию, и различные образные ассоциации, и выдумку. Постмодернизм, в отличии от общепринятого интернационального стиля, обратился к уникальности окружающего мира, индивидуальным особенностям пейзажей, используя при этом последние успехи строительной индустрии…

Читать статью о постмодернизме

 

Похожие статьи:

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в  зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса

. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима…

Русское деревянное зодчество. Памятники архитектуры русского севера.

Древние греческие, арабские и скандинавские письменные источники сообщают о существовании на территории славянских земель многочисленных укреплённых городов и сложных деревянных сооружений. По свидетельству Геродота (5 век до н.э.) на обширных землях восточной Европы, покрытых густым разнородным лесом, в краях с суровым климатом жили народы, умевшие возводить из дерева большие города с высокими крепостными стенами, жилыми домами и храмами (Геродот. «История в 9 книгах», том 4, М., 1888).

______________________________________________________________________________________________________

Мои группа ВКонтакте и канал на YouTube

Заказать индивидуальный архитектурный проект частного дома ►

______________________________________________________________________________________________

◄ 

К списку статей  ◄                 В начало страницы            ► Главная страница ►

Архитектурные стили таблица. Стили и направления в мировой архитектуре

Классификация архитектурных стилей

название стиля

характеристика стиля

план

изображение

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

Театр был построен во времена Поликетты Млодза, около 300 лет назад. Самые известные здания древней Греции, в дополнение к вышесказанному. Афины, Акрополя, Парфенона, Храм Артемиды, Пророков, храма Ники, Эрехионона и статуи Афины. Парфенон или храм Афин Парфенон — один из самых известных памятников в Древней Греции, построенный самым известным художником греческой эпохи Фидии. Храм построен из белого мрамора и имеет 12 метров статуи Афин, сделанные Фидиасом. На протяжении веков это здание служило церковью, мечетью и даже боеприпасами, но все еще остается символом древней Греции.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)


Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

Многие скульптуры из интерьера этого здания теперь можно увидеть в Британском музее в Лондоне. Эрехтейон — второй по величине храм, посвященный Афине после Акрополя. Он был построен в стиле иония, с колоннами, характерными для фасадов — статуи женщин, называемых кариатидами. Афина Полиас и Посейдон, который был богом моря, был вторым защитником Афин.

Объективность, характерная для научных областей, основана на сборе и систематизации различных реалий построенной среды. Ограничением этого процесса является теория о том, что достаточная проектная предпосылка, а также только полевые данные и потребности клиентов. «Домашний автомобиль» был, возможно, слишком близок к этому пределу. Не случайно два края указанного интервала являются квази-современными в 20-х годах века. Возможно, это максимум поляризации архитектуры, феномен, характерный для современного периода.

(Афинский акрополь, римский колизей)


Классические архитектурные стили / Блог архитектора

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций, световые проемы, походившие на бойницы эти черты присущи постройкам романского периода…

Подробнее о Романской архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в  зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима…

Подробнее о Готической архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество золотого века — античности. Искусство Ренессанса не просто заимствовало архитектурные формы античности, но применяло их в новых композициях. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной…

Примеры архитектуры Ренессанса ►

_________________________________________________________________________________________

Один из главных архитектрных стилей в европейских странах в ХVI середине ХVIII веков. Основатель эпохи барокко великий Микеланджело Буонарроти. Барокко потрясает богатством, необычностью. Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Здания обязательно украшались причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Представителем барокко в России был зодчий В.В.Растрелли…

 Примеры архитектуры Барокко

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль очень близок к Ренессансу и является его продолжением. Классицизм продолжает античные традиции. Архитектурные формы подчеркнуто правильные, композиции обязательно симметричные. Строгий порядок, ясность и организованность вот дух классицизма.  Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург…

Примеры архитектуры Классицизма ►

_________________________________________________________________________________________

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire империя). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном…

Примеры стиля ампир в архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Викторианская архитектура (англ. Victorian architecture) стиль в архитектуре и интерьере, распространенный в Великобритании и английских колониях (в США и Австралии преимущественно). Термином викторианский стиль обозначают архитектуру Викторианской эпохи (1830-1910), которая характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности…

Примеры Викторианской архитектуры ►

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль получил распространение в Европе в 1890-е1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, использование новых технологий (металл, стекло). Для модерна характерны плавные изгибы стен, криволинейные очертания окон и дверей, отсутствие симметрии, живописность цветовых решений. В стиле модерн строились в основном городские особняки и загородные виллы. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Здания в стиле модерн, не похожи ни на какие классические образцы, они рождены ничем не скованной фантазией зодчего. Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко…

Примеры архитектуры в стиле Модерн ►

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль в архитектуре и интерьере получил свое название от гор, которые находятся на северо-востоке штата Нью-Йорк (США), где он и возник в середине 19 века. Для Адирондака характерно использование подчеркнуто натуральных строительных материалов: грубых тесаных бревен,  балок, покрытых корой, необработанного камня и т.п. Цельные линии, естественные формы, а главное максимальная приближенность к традиционным жилищам предков. Это и высокие своды потолков, и тяжелая мебель из дерева, не прошедшего предварительной обработки, и внушительные камины, несколько этажей, просторные холлы и сравнительно небольшие уютные комнаты вот основные архитектурные составляющие домов, выполненных в этом стиле.

     Интерьер в стиле Адирондак является отражением величественных горных красот и человеческого мастерства. Все в нем крепко, добротно и вместе с тем невероятно красиво. Цветовая палитра стиля Адирондак отражает цвета горной пустыни. Оттенки бежевого и коричневого, насыщенный зеленый, охра и глубокий серый цвета в текстиле прочно ассоциируются с адирондакским дизайном. Яркими акцентами интерьера могут быть подушки, ковры, а также произведения искусства, использованные в оформлении…

Примеры архитектуры в стиле Адирондак ►

Источник — http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

Архитектурные стили Википедия

Основная статья: Стиль (искусство).

Архитектурный стиль — целостная совокупность характерных черт и признаков произведения архитектуры определённого времени и места. Стиль контаминирует характерные черты, проявляющиеся в особенностях творческого метода архитектора, способах формообразования, приёмах композиции, функциональной, конструктивной и художественной сторон. Развитие архитектурных стилей зависит от историко-культурных, климатических, технических, религиозных и многих других факторов.

В истории искусства архитектурные стили зарождались и развивались не только последовательно, один за другим, но и почти параллельно, взаимодействуя между собой. Известно одновременное сосуществование стилей в качестве альтернативы друг другу. Например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко[1].

Понятие архитектурного стиля[ | ]

Понятие стиля, в частности, в середине XVIII века использовал немецкий историк искусства, «отец искусствознания» Иоганн Иоахим Винкельман. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля[2].

Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В региональном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В историко-временном аспекте указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного я

Древние китайские архитектурные стили, категории зданий

Forbidden City, Imperial Architecture
Запретный город, имперская архитектура
В этой части вы найдете подробную информацию о различных видах китайской архитектуры, включая соответствующую культуру и базовые знания. Древняя китайская архитектура имеет свой уникальный стиль в мировой архитектуре. Он использует различные конструкционные материалы, включая гражданское строительство, кирпичную кладку, деревянную конструкцию и строительство из бамбука.Существуют различные архитектурные стили, такие как дворец, башня, храм, сад и мавзолей, которые обычно можно сгруппировать в имперскую архитектуру, религиозную архитектуру, садовую архитектуру и общую архитектуру.

Forbidden City, Imperial Architecture Императорская архитектура:
Здесь вы познакомитесь с китайской имперской архитектурой, включая императорские дворцы, сады и мавзолеи. Чтобы воплотить верховенство имперской власти, имперская архитектура часто принимает планировку осевой симметрии: здания на центральной оси высокие и великолепные, а остальные довольно маленькие и простые.

Forbidden City, Imperial Architecture Традиционные китайские резиденции

Lingering Garden, Suzhou
Затяжной сад, Сучжоу
В этой части вы познакомитесь с общей информацией об архитектуре, в которой живут простые люди. 56 этнических группы соткали красочную картину гражданской резиденции. У пекинских жителей есть свои особняки в традиционных двориках (Сихэюань). В северной части провинции Шэньси люди предпочитают жить в Фермерских пещерах (Яодун).В провинции Юньнань местные жители строят подобный тюленю комплекс (Yikeyin), чтобы жить в нем, а на западе провинции Фуцзянь хакки создают земляные здания (Tulou), которые, как считается, построены в чудесном архитектурном стиле.

Forbidden City, Imperial Architecture Архитектура сада
Китайские сады славятся своим разнообразием и тонкой ручной работой. Эта часть не только представит вам различные виды красивых садов, но вы также будете впечатлены уникальной конструкционной идеей и методами китайских рабочих.

Big Wild Goose Pagoda, Buddhist Architecture
Большая пагода диких гусей, буддийская архитектура

Forbidden City, Imperial Architecture Религиозная архитектура
Религиозная архитектура в Китае имеет добавленный китайский привкус. У разных религий есть свои уникальные архитектурные стили.
Forbidden City, Imperial Architecture Буддийская архитектура
Forbidden City, Imperial Architecture Даосская архитектура
Forbidden City, Imperial Architecture Китайские храмы
Forbidden City, Imperial Architecture Буддийские храмы
Forbidden City, Imperial Architecture Даосские храмы
Forbidden City, Imperial Architecture Исламские мечети
Forbidden City, Imperial Architecture Храмы Конфуция

— Последнее изменение сен.19, 2018 —

.

Что такое современная архитектура? (с иллюстрациями)

Современная архитектура — это термин, используемый для описания упрощенных, незамеченных архитектурных стилей конца 19-го и 20-го веков. Эти стили строительства также известны под другими названиями, такими как International Style, Neue Sachlichkeit или New Objectivity и Functionalism. Они возникли как реакция на дизайнерские излишества викторианской и эдвардианской эпох.

A comparison between the modernist IBM Building and the contemporary Trump Tower in Chicago reveals the modernist emphasis on straight lines. Сравнение модернистского здания IBM и современной башни Трампа в Чикаго показывает модернистский упор на прямые линии.

Сторонники современного стиля хотели, чтобы дизайн в большей степени соответствовал социальным и политическим тенденциям нового времени. Реализовать эти новые дизайнерские идеи также стало возможным в результате новых технологических и инженерных разработок. В строительстве стали широко использоваться такие материалы, как стекло, сталь, железо и бетон.

The Bauhaus School was a branch of modern architecture that spread from Germany to the US. Школа Баухаус была ответвлением современной архитектуры, распространившейся от Германии до США.

Архитекторы, работавшие в этом стиле, в основном вдохновлялись машинной эстетикой. Они определили форму здания в соответствии с его функциональными требованиями и материалами, которые будут использоваться. Упрощенные формы были предпочтительны, а все ненужные детали были удалены.

The interior of Mies van der Rohe Интерьер Сиграм-билдинг Мис ван дер Роэ в Нью-Йорке.

Некоторыми выдающимися современными архитекторами были Луи Салливан и Фрэнк Ллойд Райт в США, Отто Вагнер в Вене, Виктор Орта в Брюсселе, Ле Корбюзье во Франции и Антони Гауди в Барселоне. Немецкие архитекторы Людвиг Мис Ван дер Роэ и Вальтер Гропиус руководили знаменитой школой Баухаус, которая оказала большое влияние на современное движение. С началом Первой мировой войны многие ведущие деятели Баушауса бежали в Соединенные Штаты из Европы и унесли свои дизайнерские идеи с собой.

Famed architect Frank Lloyd Wright redesigned Tokyo Знаменитый архитектор Фрэнк Ллойд Райт реконструировал отель Imperial в Токио, который позже был перестроен.

Модернизм оказался очень популярным в США, и долгое время — почти 50 лет — это был определяющий стиль, используемый при строительстве коммерческих, институциональных и общественных зданий.Однако этот стиль не так хорошо прижился с отдельными жилыми домами. Известными зданиями в современном стиле являются Дом страхования Уильяма Ле Барона Дженни в Чикаго и здание Сиграмм Людвига Мис ван дер Роэ в Нью-Йорке. Современные архитекторы также были озабочены городским планированием: Ле Корбюзье проектировал город Чандигарх в Индии и участвовал в проектировании Бразилиа в Бразилии.

So-called modern architects usually design commercial buildings and towers. Так называемые современные архитекторы обычно проектируют коммерческие здания и башни.

Основная проблема современной архитектуры — бескомпромиссная ориентация на функциональность и прямолинейность форм. Не было желания придавать дизайну более человечные штрихи и не было уступок местным стилям. Это сделало здания в современном стиле довольно суровыми и стерильными. Критики стиля утверждали, что эстетика и доступность так же важны, как и функциональность, и что настаивание на прямолинейных формах душит творчество. Разочаровавшись в стилях модерна, многие архитекторы начали переходить к более органичным проектам постмодернизма.

The United Nations Headquarters in New York, which was designed by a team that included Le Corbusier and Oscar Niemeyer, is an example of the "Internationalist" school of modern architecture. Штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, спроектированная группой, в которую входили Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, является примером «интернационалистской» школы современной архитектуры. ,

BBC — История — История британской архитектуры

Средние века — 1066 и все такое

Архитектура — это эволюция, а не революция. Раньше считалось, что после того, как римляне покинули Британию в V веке, их элегантные виллы, тщательно спланированные города и чудеса инженерной мысли, такие как стена Адриана, просто пришли в упадок, когда британская культура погрузилась в темные века. Чтобы вернуть свет, потребовалось нормандское завоевание 1066 года, а средневековые готические строители соборов сыграли важную роль в возрождении британской культуры.

Великие соборы и приходские церкви, вознесшие свои башни к небу, были каменными актами набожности …

Однако правда не так проста. Романо-британская культура — включая архитектуру, язык, религию, политическую организацию и искусство — выжила еще долго после ухода римлян. И хотя у англосаксов был свой собственный сложный строительный стиль, мало что сохранилось, чтобы засвидетельствовать их достижения, поскольку подавляющее большинство англосаксонских зданий были деревянными.

Тем не менее, период между высадкой норманнов в Певенси в 1066 году и днем ​​в 1485 году, когда Ричард III потерял лошадь и голову в Босворте, что положило начало эпохе Тюдоров и раннего Нового времени, знаменует собой редкий расцвет британского строительства. И это тем более примечательно, что основной идеей средневековой архитектуры был «соответствие цели». Великие соборы и приходские церкви, возносившие свои башни к небу, были не только каменными актами благочестия; они также были очень функциональными зданиями.Замки служили своей цели, а их зубчатые стены и башни служили скорее для использования, чем для украшения. Однако беспорядочные особняки позднего средневековья были в первую очередь домами, и их владельцы добивались уважения и сохранения статуса благодаря своему гостеприимству и благородству, а не величию своих построек.

Целенаправленная пригодность также характерна для домов бедных слоев населения. Такие люди не имели большого значения для правящей элиты, как и их дома.Это были темные примитивные постройки из одной или двух комнат, обычно с грубыми деревянными каркасами, низкими стенами и соломенными крышами. Они не были рассчитаны на длительный срок. И они этого не сделали.

Здания средневековья

Белая Башня , в самом сердце Лондонского Тауэра, была заложена епископом Гундульфом в 1078 году по приказу Вильгельма Завоевателя. Постройка была завершена в 1097 году и стала колониальной цитаделью и мощным символом норманнского господства.

Interior of Durham Cathedral Собор Дарема был начат епископом Вильгельмом де Сент-Карилефом в 1093 году и завершился примерно в 1175 году. Хор был расширен в готическом стиле между 1242 и 1280 годами. Мускулистые колонны и круглые арки делают Дарем одним из самых внушительных нормандских зданий в Англии. ,

Photgraph showing Haddon Hall Хэддон-Холл , Дербишир, вероятно, было начато в 12 веке, но в разное время вплоть до 16 века его перестраивали и перестраивали.Затем он был тщательно восстановлен в начале 20 века. Хэддон демонстрирует качество, которое характеризует великий средневековый дом, в котором функция определяет форму.

Photgraph showing King Часовня Королевского колледжа , Кембридж, охватывает переходный период между Средневековьем и Тюдорами. Его фундамент был заложен в 1446 году Генрихом VI, а сооружение с кружевными перпендикулярными веерными сводами было завершено к 1515 году во время правления Генриха VIII. Окна установили в 1546-7 гг.

Тюдоры — величественная и любопытная работа

В каком-то смысле здания 16 века также соответствовали назначению — только теперь назначение было совсем другим. В частности, в отечественной архитектуре здания использовались для демонстрации статуса и богатства, как отметил Уильям Харрисон в своем Описание Англии (1577):

.

Каждый желает поставить свой дом на холме, чтобы его видели издалека, и бросать лучи своей величественной и необычной работы во все уголки страны.

Это величавое и любопытное мастерство проявило себя по-разному. Повышенное чувство безопасности привело к появлению более внешних зданий, в отличие от средневекового устройства, где потребность в защите создавала дома, обращенные внутрь во двор или ряд дворов. Это позволило значительно расширить возможности внешнего орнамента. Сами комнаты, как правило, были больше и светлее — как дорогой товар, использование больших пространств стекла само по себе было признаком богатства.Также было общее движение к сбалансированным и симметричным фасадам с центральными входами.

Несмотря на строительный бум, Ренессанс, как правило, медленно приходил в Англию …

Кроме того, наблюдается прогресс в создании более стабильных и сложных домов для тех, кто ниже по социальной лестнице. Камень, а позже и кирпич, начали заменять дерево в качестве стандартного строительного материала для домов фермеров, торговцев и ремесленников.Еще раз процитируем Харрисона:

Почти каждый человек является строителем, и тот, кто купил какой-нибудь небольшой участок земли, пусть он никогда не был таким маленьким, не успокоится, пока не снесет старый дом (если он там стоял) и не построит новый. по собственному устройству.

Несмотря на строительный бум, эпоха Возрождения, как правило, медленно приходила в Англию, в основном потому, что сложные отношения Елизаветы с католической Европой затрудняли свободный обмен идеями.Ремесленники и выкройки действительно приехали из протестантских Нидерландов, но в целом наша относительная изоляция от европейского культурного мейнстрима привела к национальному стилю, который представлял собой причудливую, но привлекательную смесь готического и классического стилей.

Тюдоровские дворцы и дома

Photograph showing Hampton Court Palace Дворец Хэмптон-Корт (с 1515 г.). Большой дом, который основал кардинал Вулси, а затем подарил Генриху VIII в 1525 году в отчаянной попытке остаться в благосклонности короля, с 16 века претерпел множество изменений.Кристофер Рен перестроил южный и восточный хребты для Уильяма и Марии в период с 1689 по 1694 год, и во дворце есть некоторые замечательные работы Тюдоров, в частности Большой зал Генриха VIII с деревянными балками.

Photograph showing Longleat House Longleat House , Уилтшир, строительство которого было завершено в 1580 году, демонстрирует уверенность мастеров эпохи Тюдоров в обществе, более стабильном, чем у их средневековых предков. Он смотрит вовне, а не сам по себе, в то время как классические детали, такие как пилястры, обрамляющие стеклянные просторы, и круглые узлы, украшенные бюстами римских императоров, показывают, что идеи Возрождения медленно проникали в Британию в середине 16 века.

Photograph showing Hardwick Hall Хардвик Холл , Дербишир (1591-97). Это архетипичный дом поздней елизаветии: высокий, компактный и красивый. Он был разработан, вероятно, Робертом Смитсоном для Элизабет, графини Шрусбери, более известной как Бесс Хардвик. Ее потомки, герцоги Девонширские, сделали Чатсуорт своим главным престолом и оставили Хардвик более или менее невредимым. Замечательное выживание.

Photograph showing a Elizabethan house В то время как домов елизаветинской эпохи, домов в Англии были сконцентрированы на демонстрации богатства, в Шотландии строительство замков и укрепленных домов продолжалось вплоть до семнадцатого века.Фактически, фортификация стала самостоятельным стилем, а башни и строго вертикальные акценты шотландских баронских домов отмечают один из самых ярких вкладов Шотландии в британскую архитектуру.

Стили 17 века — мир, перевернутый с ног на голову

За исключением Иниго Джонса (1573–1652), чье уверенное владение классическими деталями и пропорциями выделяло его среди всех других архитекторов того периода, большинство зданий начала 17 века, как правило, продвигали на шаг вперед невинное изобилие поздних тюдоровских работ. ,Традиционная планировка была скрыта за великолепно раздутым орнаментом — такого рода детали описывались в то время как «куча безумных украшений … очень противно смотреть».

Но в течение 1640-х и 50-х годов Гражданская война и ее последствия отправили на континент множество джентльменов и дворян, чтобы либо избежать боевых действий, либо, когда война была проиграна, последовать за Карлом II в изгнание. Там они познакомились с французской, голландской и итальянской архитектурой, а после реставрации Карла в 1660 году начался всплеск строительной активности, поскольку роялисты вернули себе свою собственность и построили себе дома, отражающие последние европейские тенденции.

Стиль тяжелый и богатый, иногда преувеличенный и мелодраматичный.

По прошествии столетия это привело к страсти к величию барокко, которое Людовик XIV превратил в орудие государственного управления в Версале. Формальное, геометрическое и симметричное планирование означало, что великий лорд мог сидеть в своей столовой, как в физическом, так и в метафорическом центре своего мира, с наборами комнат, расходящимися прямыми линиями в обе стороны.Его сады будут отражать эти линии в длинных прямых дорожках и проспектах.

Британское барокко было подтверждением авторитета, выражением абсолютистской идеологии людьми, которые помнили мир, перевернутый с ног на голову во время гражданской войны. Стиль тяжелый и богатый, иногда преувеличенный и мелодраматичный. Политика, лежащая в ее основе, сомнительна, но ее продукты захватывают дух.

Здания 17 века

Photograph showing The Queens House Дом королевы , Гринвич, был начат для королевы Анны между 1616 и 1619 годами и завершен для Генриетты Марии между 1630 и 1635 годами.Гринвичская больница строилась с 1696 года. Королевский дом принадлежит Иниго Джонсу, а больница в основном принадлежит Кристоферу Рену.

Photograph showing St Paul Собор Святого Павла , Лондон (1675-1710) — это не только одно из самых совершенных проявлений английского барокко, но и одно из величайших зданий в Англии. Он был спроектирован Реном для замены старого собора, который был разрушен во время лондонского пожара в 1666 году.

Photograph showing Blenheim Palace Несмотря на то, что он был построен в 18 веке, идеология Blenheim Palace в Оксфордшире лежит в основе 17 века.Задуманный как монументальная дань уважения герцогу Мальборо, победа которого над армией Людовика XIV в Бленхейме в Баварии дала дворцу его имя, он был спроектирован Джоном Ванбру и является ближайшим к Британии версальским дворцом

.

Стили XVIII века — правила корча гения

Для вигов, пришедших к власти с приходом на престол Георга I в 1714 году, барокко было неразрывно связано с авторитарным правлением Стюартов. Новый стиль был необходим для новой эпохи, и новый правящий класс, стремившийся построить цивилизацию, которая могла бы соперничать с цивилизацией Древнего Рима, искал решение проблемы в древности.

По крайней мере, так думали. Фактически, решение было найдено в древности, которую в значительной степени переосмыслил итальянский архитектор 16 века Андреа Палладио (1508-80). Четыре книги архитектуры Палладио методично исследовали и реконструировали здания Древнего Рима. Они также представили иллюстрации в виде собственных авторских проектов вилл, дворцов и церквей того, как ранние грузины могли адаптировать эти правила для создания архитектуры классической традиции — критерия, которым измерялась вся цивилизованная деятельность. ,

К концу 18 века идея единого национального архитектурного стиля утвердилась.

Но архитекторы вскоре обнаружили, что поиск Палладио идеальной архитектуры бессмысленно ограничивает. В то время как постройки древних должны были «служить образцами, которым мы должны подражать, и стандартами, по которым мы должны судить», требовался более эклектичный подход. По словам величайшего архитектора конца XVIII века Роберта Адама, «правила часто ограничивают гения и ограничивают идею мастера».

К концу 18 века идея единого национального архитектурного стиля утвердилась. Шедевры строгого неоклассицизма все еще создавались; но также были и огромные имитирующие аббатства, замки с зубчатыми стенами, живописные коттеджи с шестнадцатью спальнями и даже, на заре XIX века, восточные дворцы, такие как Королевский павильон Джона Нэша в Брайтоне. Пришел Культ стилей.

Здания 18 века

Photograph showing Chiswick House Построенный по образцу виллы Капра Палладио, дом Chiswick House лорда Берлингтона был одним из первых выстрелов в войне, которую вели грузины против барокко.На случай, если кто-то не сразу поймет, в чем заключается архитектурная приверженность Берлингтона, он попросил Майкла Рисбрэка спроектировать две статуи по бокам входной лестницы с Палладио слева и его первым английским учеником Иниго Джонсом справа.

Photograph showing Kedleston Hall Кедлстон-холл , Дербишир (1758–1777 гг.), Является высшей точкой британского неоклассицизма. Планировка Палладио уже была разработана, когда в 1760 году подающий надежды шотландский архитектор Роберт Адам попросил принять проект на себя владелец, сэр Натаниэль Керзон.Строгие, изящные интерьеры с их удивительно унифицированным декором показывают Адама на пике его возможностей. Кедлстон, Слава Дербишира, был одним из самых почитаемых из всех грузинских домов.

Photograph showing Strawberry Hill and house «Я собираюсь построить небольшой готический замок на Strawberry Hill », — объявил Гораций Уолпол в 1750 году. В течение следующих трех десятилетий Уолпол превратил неинтересную виллу, которую он купил у Темзы в Твикенхеме, в одну из достопримечательностей готического возрождения. в Британии.Strawberry Hill вызвал огромный интерес — Уолпол должен был выпустить билеты, чтобы ограничить количество посетителей, приходящих на него, — и продемонстрировал, что местная средневековая архитектура может быть столь же актуальной, как и классицизм.

Викторианские времена — Веселая Англия

В начале 19 века Французская революция произошла достаточно недавно, чтобы дать ужасный пример того, что может произойти, если высшие классы потеряют контроль, в то время как Петерлоо и демонстрации против Шести актов в 1819 году были напоминанием о том, что это может произойти здесь.Строительные классы нашли убежище в вымышленном прошлом, таком как средневековье Вальтера Скотта Ivanhoe (1819) или романтический елизаветинский стиль Kenilworth (1821). Миф о «Веселой Англии» с ее строго упорядоченным обществом и рыцарским кодексом ценностей был очень привлекателен для правящей элиты, которая чувствовала себя под угрозой социальных и политических волнений внутри страны и за рубежом.

… реформаторы, такие как Джон Раскин и Уильям Моррис, предприняли согласованные усилия, чтобы вернуться к доиндустриальным методам производства ручной работы.

Огромный Хрустальный дворец из стекла и железа, спроектированный Джозефом Пакстоном для проведения Великой выставки 1851 года, демонстрирует еще одну черту архитектуры XIX века, которая охватывала новые промышленные процессы. Но вскоре даже к этой уверенности в прогрессе начали относиться с подозрением. В результате массового производства здания и обстановка были слишком совершенными, так как отдельные мастера больше не играли главную роль в их создании.

Противодействуя бесчеловечному воздействию индустриализации, реформаторы, такие как Джон Раскин и Уильям Моррис, предприняли согласованные усилия, чтобы вернуться к доиндустриальным технологиям производства ручной работы.Влияние Морриса росло от производства мебели и текстиля, пока к 1880-м годам поколение принципиальных молодых архитекторов не последовало его призыву к хорошему и честному строительству.

Викторианские постройки

Photograph showing The Houses of Parliament Здание Парламента (Чарльз Барри и А. Н. Пугин, 1840-60) заменило здание, разрушенное пожаром в 1834 году. Хороший пример запутанной любовной связи того периода с прошлым, он был назван ранее в этом столетии классическим по вдохновению. , Готика в деталях, выполненная с скрупулезным соблюдением архитектурных деталей периода Тюдоров.

Photograph showing Red House at Bexleyheath Дом Филипа Уэбба Red House в Бекслихите (1859-60), с его тихой и скромной любовью к языкам Кента и Сассекса и отказом от викторианской помпезности, положил начало движению искусств и ремесел. Изначально он был разработан для молодоженов Уильяма и Джейни Моррис.

Photograph showing Castell Coch, near Cardiff Castell Coch , недалеко от Кардиффа (1872-79), представляет собой образец вдохновенного безумия Уильяма Берджеса, известного прежде всего восстановлением Кардиффского замка, пристрастием к опиуму и тем фактом, что он раньше отдыхал дома с домашним попугаем. на плече его средневековой мантии с капюшоном.Эта реконструкция цитадели вождя 13 века — вплоть до действующей решетки — носит научный характер, по крайней мере, в том, что касается внешнего вида. Интерьер выглядит совершенно странно, в нем сочетается высокий викторианский романтизм с собственными эклектичными рисунками Берджеса из древней британской истории, мавританского дизайна и классической мифологии.

Photograph showing Glasgow School of Art Школа искусств Глазго (1896-99, 1907-9) Чарльза Ренни Макинтоша доказывает, что было несколько несогласных с викторианской тенденцией к возвращению в прошлое.Макинтош был бескомпромиссным в своем отказе от историзма, и его здания имеют больше общего с вертикальной геометрией и извилистыми кривыми работ в стиле модерн во Франции, Бельгии и Австрии. Но его декадентский подход к дизайну встретил в Британии враждебность, и через несколько лет после завершения Школы искусств в 1909 году он отказался от архитектуры.

Стили ХХ века — консерватизм и перемены

Самые важные тенденции в архитектуре начала 20 века просто обошли Британию.Пока Гропиус работал над холодными твердыми стеклянными пространствами, а Ле Корбюзье экспериментировал с использованием железобетонных рам, у нас были солидные архитекторы-истеблишменты, такие как Эдвин Лютьенс, которые строили загородные дома в неогородинском и ренессансном стилях для устаревшего землевладения. Кроме того, были слегка придурковатые архитекторы-мастера, наследники Уильяма Морриса, которые все еще пытались повернуть время вспять до промышленной революции, производя стулья и отвергая новые технологии. В течение 1920-х и 1930-х годов здесь было построено лишь несколько действительно достойных зданий современного движения, и большинство из них были работой иностранных архитекторов, таких как Серж Чермаев, Бертольд Любеткин и Эрно Голдфингер, которые обосновались в этой стране.

Местные власти, которым было поручено восстановить центры городов, стали важными покровителями архитектуры.

После Второй мировой войны ситуация стала меняться. Вера современного движения в прогресс и будущее находила отклик в настроении послевоенной Британии, и, поскольку в 1945 году при лейбористском правительстве Эттли началась реконструкция, возникла острая потребность в дешевом жилье, которое можно было бы быстро построить. Использование сборных элементов, металлических каркасов, бетонной облицовки и отсутствие отделки — все это было воспринято модернистами за границей и с подозрением относилось к британцам — в той или иной степени были приняты для жилищного строительства и школ.Местные власти, которым была поручена задача восстановления городских центров, стали важными покровителями архитектуры. Это означало отход от частных лиц, которые веками доминировали на архитектурной сцене.

После войны в британской архитектуре преобладали такие корпоративные структуры, как эти местные органы власти, а также национальные и транснациональные компании и крупные образовательные учреждения. К концу 1980-х современное движение, несправедливо обвиняемое в социальных экспериментах, присущих многоэтажному жилью, проиграло иронии и зрелищности в форме постмодернизма с его жизнерадостными заимствованиями из любого места и любого периода.Но теперь, в новом тысячелетии, даже постмодернизм подает признаки старения. Что будет дальше? Пост-постмодернизм?

Здания ХХ века

Photograph showing Cardiff Внушительный Civic Center Кардиффа представляет собой обширный комплекс, включающий мэрию и суды Lanchester & Richards, а также Университетский колледж WD Caroë. Он был провозглашен одним из самых великолепных примеров гражданского планирования в Британии, но, оглядываясь назад, можно сказать, что его глубоко консервативная архитектура также кажется высокомерной и странным образом оторванной от современного строительства в остальной Европе.

Photograph showing The De le Warr Pavilion Павильон Де ле Варр в Бексхилл-он-Си, Сассекс, является превосходным выражением всего лучшего, что есть в современном движении. По заказу лорда Де Ла Варра, мэра Бексхилла, и построенный Эриком Мендельсоном и Сержем Чермаевым в период с 1933 по 1936 год, он был попыткой сделать Бексхилл столь же привлекательным, как экзотические французские и итальянские курорты. Само собой разумеется, что это не удалось, но недавняя реставрация чистых широких линий павильона — повод для национального праздника.

Photograph showing the Royal Fesitival Hall Королевский фестивальный зал (сэр Лесли Мартин и Департамент архитектуры Совета лондонского графства, 1951 г.) — это все, что сохранилось от комплекса, построенного на Южном берегу Лондона для Фестиваля Британии 1951 года. Фестивальные здания были важны тем, что они предоставили возможность продемонстрировать хорошую современную архитектуру, а концертный зал Мартина, хотя и не совсем потрясающий, является своевременным напоминанием о том, как выглядит хорошая фестивальная архитектура.

Об авторе

Адриан Тиннисвуд — писатель, лектор и телеведущий. Его книги включают Его изобретение, такое плодородное: жизнь Кристофера Рена , Видения власти: архитектура и амбиции от Древнего Рима до современного Парижа и несколько книг для Национального фонда.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *