Золотая комната: Эрмитаж. Золотая кладовая | Санкт-Петербург Центр

Содержание

Эрмитаж. Золотая кладовая | Санкт-Петербург Центр

    Главная  \   Эрмитаж. Золотая кладовая

Аудиогид

Аудиогид: 

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Категория: 

Адрес: 

Дворцовая площадь, 2

Ближайшее метро: 

Гостиный двор, Невский проспект

Фотографии

Официальный сайт: 

http://www.hermitagemuseum.org/

Золотая кладовая является одной из двух экспозиций Галереи драгоценностей в Государственном Эрмитаже. Она включает в себя несколько собраний золотых изделий VII — XIX веков. Среди них Сибирская коллекция Петра I, предметы эллинского искусства, а также творения восточных мастеров.

Сибирская коллекция Петра I

Золотая кладовая включает в себя несколько ценных коллекций, среди которых центральное место по праву занимают экземпляры, собранные Петром I. Особый интерес они вызовут у ценителей ювелирного искусства, а также желающих ознакомиться с его историей.

В XVIII веке по приказу царя на территории Сибири начали проводиться раскопки. Их целью служило пополнить казну государства и изучить древнейшую историю российских земель. Предметом раскопок стали татарские могилы, называемые буграми. Особенно ценны были захоронения знатных особ. По религиозному обычаю в могилу племенной знати клали много золота и драгоценностей.

Руководил раскопками губернатор сибирской области князь Матвей Гагарин. Он был доверенным лицом Петра I и выкупал для него лучшие экземпляры. Но князь оказался нечист на руку и был повешен.

Благодаря проницательности Петра I и его стремления к изучению истории родных земель вышел указ о прекращении разрушения и расхищения могил. Это было первой предпосылкой для создания законов об охране исторических памятников. С тех пор государь лично выкупал найденные ценности.

Все экспонаты отправлялись в Летний дворец. К 1714 году коллекция насчитывала уже около 240 предметов. Специально для нее царь Петр открыл первый в истории России музей и назвал его Кунсткамерой, что в переводе означало «кабинет редкостей». Теперь галерея имеет название Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук.

Даже после смерти царя коллекция продолжала пополняться его последователями. Спустя полтора столетия, в 1859 году, приказом Александра II уникальные экспонаты были перемещены в Зимний дворец и получили название Сибирской коллекции Петра I.

Особенности и символика экспонатов

Среди экземпляров присутствуют украшения, оружие, парадное снаряжение для лошадей и ритуальный инвентарь. Большинство из них украшены звериными мотивами. Это связано с религиозными убеждениями древних племён — изображение головы животного служило защитой от злых сил. Также часто встречается сюжет борьбы между человеком и зверем, символизирующий силу.

Представления кочевых народов о мире также нашли отображение на ювелирных изделиях. Птицы были символом верхней небесной части мироздания. Люди и животные (чаще других изображались копытные) были представителями среднего смертного мира. Водоплавающие и рыбы из нижнего мира отображали смерть и рождение новой жизни в одном лице. Это хорошо видно в сценах борьбы животного и хищника — среднего и нижнего мира.

Мастера любили украшать свои творения драгоценными камнями. Иногда встречаются стеклянные или коралловые вставки. Реже использовали агат или сердолик.

Многие находки служили предметами для проведения ритуалов и были хранителями магической силы, в которую верили кочевники. Сегодня с их помощью мы можем иметь представление о мировоззрении и быте древних скифов.

Ювелирное искусство Древней Греции

В золотой кладовой можно ознакомиться с драгоценными экспонатами Древней Греции. Её жители были особыми почитателями золота, и наделяли его магической силой, способной защищать хозяев при жизни и после смерти. Именно поэтому все ювелирные изделия погребались вместе с покойным. Эллины не знали меры в количестве украшений. Поэтому в силу вступил закон, ограничивающий это пристрастие.

Греки были талантливыми мастерами и умели выполнять тончайшие узоры из золотых нитей. Они всегда использовали мелкие детали. Чаще других на изделиях встречается растительный узор в виде переплетения листьев и цветов. Также золотыми нитями украшалась одежда древних греков.

Носили золото женщины и мужчины в равной степени. Помимо украшений они использовали золотые аксессуары. Это были разнообразные веера, жезлы. Воображение эллинских ювелиров не знало границ и отражалось в причудливых формах и узорах.

Среди женских украшений большой популярностью пользовались предметы для волос. Это были диадемы, шпильки и сетки. На свадьбу голову невесты украшали короной с лиственным узором и изображением богини Ники.

Технологии изготовления

Большинство изделий выковывалось из цельного куска металла. Чтобы придать нужную форму использовали штампы. Для получения изящных линий и мелких деталей применялись методы резьбы или гравировки. Цепочки плели из тонкой проволоки.

Для соединения нескольких крупных частей использовали популярную в то время диффузионную пайку, сплавляющую детали под высокой температурой. В результате появлялась характерная зернистость, почитаемая греками. На ювелирное искусство эллинов повлияли многие страны. Это отразилось на стиле изделий и их сюжетах.

Восточная коллекция золотых изделий

Любителей восточных мотивов не оставит равнодушными ювелирная коллекция Древнего Востока. Многообразие народов, населявших Ближний Восток и Азию, породили огромное количество стилей и технологий изготовления драгоценных украшений и предметов быта. Но все они имеют общие черты, навеянные единой исламской религией.

Как и в европейских странах, на Востоке изделия из золота наделяли магическими свойствами и украшали камнями. Это были рубин, бирюза, коралл и янтарь. Также изделия декорировали цветной эмалью красного и синего цвета. Первый символизировал жизнь, а второй — небо и воду. Популярностью пользовались и другие цвета — зелёный, жёлтый и чёрный.

Особое значение имела форма предмета. Круг олицетворял солнце, фигура животного была символом плодородия. Многие изделия были украшены изображением глаза.

Этот символ должен был охранять хозяина от проклятий и сглазов. Таким же свойством обладала «хАмса» — ладонь с голубым камнем в центре.

Птица на Востоке считалась священным существом и приравнивалась к божеству. Её образ был неразделимо связан с плодородием и могуществом. Ирано-тюркские народы украшали изображением женщины-птицы Умай (богини-матери) предметы быта и ювелирные изделия.

Страны Ближнего Востока использовали изображения рыб и небесных светил. Известный символ ислама — полумесяц со звездой, пришёл из язычества. Он принадлежал богине Гекате и символизировал плодородие.

Оформление украшений у разных народов отличалось некоторыми чертами. Для Северной Африки характерны крупный размер и четкая геометрическая форма. Мастера Марокко, наоборот, стремились создавать причудливые фигуры и узоры. На территории Магриба широко использовалась филигрань, инкрустация и раскраска цветной эмалью. Египет же славился поклонением солнцу, символ которого присутствовал на большинстве изделий.

Посетителям Золотой кладовой откроются тайны ювелирного искусства, взявшего начало с античных времён. Будьте готовы оценить творения древних мастеров, вложивших магическую силу в каждую деталь своего произведения.

Автор: Виктория Трунева

События рядом

Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов