Завод братьев корниловых: Фарфоровый завод Братьев Корниловых: клейма, выпускаемая продукция

Содержание

Фарфоровый завод Братьев Корниловых: клейма, выпускаемая продукция

История завода
Фарфоровые изделия Корниловых
Клейма Завода Братьев Корниловых

История завода

Начало

История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в далеком 1835 году, когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод. Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг, сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали управлять заводом, что существенно упростило всю финансовую деятельность.

Организации своего фарфорового дела предшествовала торговля привозным фарфором, которой занимался супруг Марии Васильевны Саввин Васильевич и его брат Василий. Купчиха II гильдии оказалась столь талантлива в плане организации, что всего за год сумела подготовить новое предприятие к производству продукции.

Стремительное развитие

Под руководством братьев Корниловых фарфоровый завод так активно развивался, что уже через восемь лет существования в числе его клейм появился государственный герб России, а на завод стали поступать заказы из самого Императорского двора. Это было связано с тем, что братьям удалось добиться высочайшего качества готовых изделий.

Корниловы не боялись экспериментировать, понимая, что далеко не каждое их новшество закончится успехом. Так, одной из провальных затей оказалась аренда завода барона Корфа с целью расширения их собственного производства. Однако братьев не останавливали трудности и неудачи. Смелость в экспериментах, а также ставка на лучших мастеров и последние достижения техники привела производителей к тому, что уже в 1870-х годах фарфор Корниловых превзошел по своим техническим характеристикам изделия Императорского фарфорового завода. Более того, изящные изделия из безупречно белого фарфора, обожженные и расписанные с высочайшим мастерством, быстро обошли по своему качеству лучшую продукцию многих фарфоровых заводов Европы.

Интересно, что завод Корниловых стал первым в России, где появилось клеймо Made in Russia. Братья также стали первооткрывателями в стране по применению переводных картинок.


Корниловский фарфор. Чашка. 1884-1917 гг.

Дальнейшая судьба завода

Главным деятелем завода считался Михаил Корнилов. Именно к нему и перешел весь завод в 1869 году, а после его смерти — к жене и детям. С 1893 года в названии завода появилась приставка «товарищество».

Наследники Марии и Саввина Корниловых оказались успешными предпринимателями, под руководством которых завод процветал, а фарфоровые изделия приобретали все большую ценность в стране и за границей. Однако предприятию было не суждено пережить революционные времена XX века. В 1918 году завод национализировали, а в 1921 году переоборудовали для производства электротехнического фарфора.

В том же году «помещичий» завод превратился в «Пролетарий». С этого времени на нем производили высоковольтовые изоляторы и другие элементы для линий электропередач и электрических станций. Еще одна перенаправленность завода произошла в военное время, когда каждое предприятие блокадного Ленинграда было вынуждено работать на нужды фронта.

В 1989 году завод вошел в состав объединения «Энергомаш», а в годы перестройки его переименовали в «Корниловский фарфоровый завод». Но даже возврат исторического названия не спас разорившееся предприятие. В 2003 году завод был официально ликвидирован.


Ленинградский фарфоровый завод «Пролетарий». XX век.


ОАО «Корниловский фарфоровый завод». Здание расположено по адресу: Полюстровский пр. 59Б. Снято 06.10.2010.

Фарфоровые изделия Корниловых

Начав с нуля, братья Корниловы достигли в производстве фарфора такого высокого мастерства, что их работы были представлены на самых разных выставках. Уже в 1939 году, то есть через пять лет после запуска завода, производителей наградили золотой медалью, к которой в дальнейшем присоединились и другие награды. Хотя элитные фарфоровые изделия завода Корниловых имели превосходное качество и были известны во всем мире, спрос на них был только в кругах богатых людей, что было связано с высокой ценой готовой продукции. Именно по этой причине сегодня элитный фарфор Корниловых имеет куда большую для коллекционеров ценность, чем фарфор других заводов.

Подбор сырья

Секрет успеха Корниловых кроется не только в привлечении лучших мастеров, но и в самих материалах. Чтобы изготовить белоснежный фарфор, поражающий своим блеском и изяществом, сырье заказывали в самых разных уголках мира. Так, белую глину везли из Англии и Черниговской губернии, полевой шпат и кварц заказывали в Финляндии, а капсельную глину привозили из Новгородской губернии. Краски, которыми расписывали изделия, тоже приходилось завозить из Франции, хотя многие из них научились делать и на собственном заводе.

Тарелка с голубой каймой и изображением фруктов и цветов. 1840-1861.

Разнообразие продукции

Корниловы любили осваивать новые направления, поэтому на их заводе выпускалась самая разнообразная продукция, чем мог похвастать далеко не каждый их конкурент. Так, в начале 1850-х годов на предприятии начался выпуск изделий в исконно русском стиле. Это были иконы, церковная утварь, раскрашенные к пасхальным праздникам фарфоровые яйца и иные предметы. Михаил Корнилов пожертвовал предметы иконостаса, созданного в память об императоре Александре II, в одну из петербуржских церквей.

С 1880-х годов на предприятии стали выпускать сувенирную продукцию, сюжеты которой обычно приурочивали к памятным датам, юбилеям или знаменательным событиям. Часто во время праздников участникам мероприятия раздавали сувенирные стаканы.


Сувенирный стакан с изображением императора Александра II и текстом указа об отмене крепостного права. 1911 г.

Среди выпускаемой на заводе продукции можно отметить и разнообразные безделушки вроде игрушек и цветов. Их появление связано с тем, что в 1896 году Корниловы присоединили к своему предприятию фарфоровый завод Бенуа. Однако партнерство продлилось всего пару лет. Та же участь постигла и завод Корфа, на котором производили недорогой фаянс. Через год аренды завода Корниловы оставили эту затею, однако в память о тех временах сохранились редкие предметы корниловского фаянса.

Особое значение среди всех экспериментов Корниловых сыграло внедрение в производство в 1885 году электромагнитного способа очистки массы. Благодаря новейшим для того времени технологиям удалось существенно улучшить качество фарфорового черепка.

Ранний фарфор

В самом первом фарфоре Корниловых нашли свое отражение художественные приемы предыдущих поколений, которые были переработаны современными мастерами.

В это время многие фарфоровые заводы следовали общим тенденциям в искусстве, а также модным веяниям, продиктованным Императорским фарфоровым заводом. Так появлялось множество изделий с изображениями популярных сюжетов, цветов, пейзажей. В декоративном оформлении обычно использовали разнообразные лепные детали, что придавало готовой продукции более колоритный вид.

Скульптура

Скульптурные работы на предприятии Корниловых выпускали только в 1840-1850 гг., из-за чего готовых изделий сохранилось немного. При создании скульптур мастера завода брали распространенные для того времени темы. Они изготавливали фигурки садовника, цветочницы, пастуха, модели серии «Обезьянья капелла», отображали в скульптурах сюжеты из жизни простых людей или что-то подобное.

Скульптура пастуха. СПб. 1840 — 1861 гг.


Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865.

Кроме общераспространенной тематики за основу сюжета могли взять и что-то более оригинальное. Это могли быть фигуры негра Доминго или дам в восточных нарядах. Особой популярностью пользовались предметы, которые можно было использовать в быту. Речь идет о всевозможных чернильницах, подсвечниках, сосудах для духов, часах. Такие изделия расписывали цветочными узорами и дополняли позолотой.

Подсвечник с фигурой негра Доминго. 1843-1865.


Посуда

Стремясь удовлетворить потребности самого широкого круга населения, братья Корниловы разрабатывали огромное количество предметов самого разного типа на любой вкус. Особенно это отразилось на посуде, которая просто поражала своим разнообразием. На заводе выпускали как сервизы для Императорского двора с огромным количеством роскошных предметов, так и простые сервизы для человека среднего достатка. При этом покупателям предлагались плоские, глубокие, пирожковые и прочие тарелки, блюда для самых разных блюд, чаши, салатники, сырницы, сухарницы, стаканы и кружки самых затейливых форм, чайники, сковородки, кастрюли… Чего только не было в арсенале братьев Корниловых!

Сервиз с драконами. 1840-1861.

Особый интерес для коллекционеров представляют тарелки, выпускаемые после 1890-х годов. В это время появился ряд оригинальных серий, ставших коллекционными. Для одной из них характерно наличие на тарелках текста с названием городов. Тарелки этой серии окрестили «прозвищами жителей русских губерний». Другая серия представляет собой тарелки с рисунками И.Я. Билибина по мотивам русских народных сказок. Эту серию начали выпускать в 1900 году. В ней были запечатлены наиболее известные русские сказки о Царевне-лягушке, Иване-царевиче и других героях народных сказок.


Клейма Завода Братьев Корниловых

1835-1839

В разные годы работы завода на фарфоровых изделиях применялись различные клейма. С момента основания предприятия в 1835 году до 1839 года продукцию помечали клеймом «Фабрики Братьевъ Корниловыхъ в СПетербурге».


Одновременно с ним в разные годы фарфор помечали вдавленными буквами «Б Р К О», «Б Р К», «БР. К» или «Б.К.», что расшифровывалось как Братья Корниловы.


1839-1861

В период с 1839 по 1840 гг. на изделиях появилось клеймо округлой формы с надписью: «Въ С.Петербурге. Завод Братьевъ Корниловыхъ». Его наносили красной краской поверх готовых работ. Характерным элементом клейма этого периода является шлем Гермеса с двумя крыльями. Однако с 1840 по 1861 годы шлем с клейма исчез, а само клеймо делали не только красным, но и зеленым.


С 1843 по 1860 годы Корниловы стали использовать еще одно красное клеймо с надписью «Братьевъ Корниловыхъ в С.Петербурге» с изображением герба России. Это было связано с тем, что в 1843 году Императорский двор удостоил братьев чести наносить на их фарфоровые изделия российский герб.


1861-1884

С 1861 по 1884 годы это же самое клеймо появилось в других цветах: черном, синем и золотом.


На некоторых изделиях этого периода можно встретить также изображение наклоненного адмиралтейского якоря, на ленте которого значилась надпись: «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ».


1884-1917

С 1884 по 1917 годы производители перешли к использованию более фундаментального двухцветного клейма с орлом и надписью: «Въ СПетербурге Братьевъ Корниловыхъ».


После начала в России Первой мировой войны с августа 1914 года Санкт-Петербург был переименован в Петроград, что нашло свое выражение и в клеймах завода Корниловых. В том же самом клейме можно встретить новое название Северной столицы.


В конце XIX века на изделиях кроме герба могли делать и предупреждающую надпись: «Воспроизведение запрещается. Съ ориг. рисунка» с пометкой автора. Появление таких надписей не только повысило ценность предметов, но и стало первым для России опытом защиты авторских прав на фарфоровые изделия.


Два клейма

На некоторых изделиях корниловского фарфора можно встретить сразу два клейма, что не является подделкой. Одна из причин такого соседства связана с тем, что в переходные периоды между применением разных клейм на одном и том же предмете могли ставить как старое клеймо, так и новое.

Вторая причина была обусловлена политикой завода. Два раза в год на предприятии проводили распродажу продукции третьего сорта или с браком. На такую продукцию делали скидки, предупреждая покупателей о его распродаже заранее. Среди прочего предлагалось так называемое «белье», то есть глазурованный фарфор без росписей. Такие изделия приобретали мастерские, занимающиеся росписью по фарфору. Именно их надписи и появлялись рядом с маркой завода Корниловых.

Антикварный салон «СОВ-АРТ» — антиквариат, живопись, скульптуры, фарфор.

Авторы

Заводы

Клейма

Был основан в 1835 гду .
На завод приглашались лучшие мастера с заводов Попова, Батенина, Гарднера, Императорского. Большой вклад в развитие производства внесли общепризнанные мастера — французские керамисты.
Одно время заказы рисунков для керамической живописи выполнял русский художник-иллюстратор Каразин Н.Н.
На заводе Корниловых впервые в России был применен метод деколи для украшения фарфора.

     Завод братьев Корнилолвых находился в С.-Петербурге. Был основан в 1835 году сыновьями Савина Васильевича Корнилова, который занимался с 1791 г. торговлей посудой всякого рода. Главным деятелем в учреждении завода и ведении всего дела был второй из братьев Корниловых, Михаил Савинович, которому принадлежала и самая мысль основания завода. Мастера былт приглашены с Императорского фарфорового завода, а рабочие взяты как с этого завода, так и других: Батенина, Гинтера, Гарднера, Попова и др. Выделывалась фарфоровая посуда, которая вскоре после основания завода получила известность. 
     Изделия завода экспонировались на многих выставках. В 1839 году на Московской выставке заводом получена золотая медаль, таковая же получена в 1841 году в Варшаве, а в 1843 году и два раза впоследствии давался заводу государственный герб. В 1844 году работал на заводе известный керамист Дарт, сотрудник знаменитого А. Броньяра. Прилагались постоянные старания к улучшению художественной стороны дела, для чего заказывались лучшим художникам оригинальные рисунки (Монферрону и др.). По поводу изделий, выставленных на Петерб. выставке 1849 г.,  в обозрении выставки говорится, что «фарфор гг. Корниловых нисколько не уступает фарфору Гарднера. Он блестит и яркостью позолоты, и приятностью форм и выбором, и выполнением рисунков, но зато сравнительно дороже».
     В 1881 году впервые введен хромолитографский способ украшения фарфора, а в 1885 году — также впервые в России электромагнитный способ очищения массы.
     В 1896 году был выстроен громадный горн, по величине один из самых больших в Европе. После смерти Михаила Савиновича (13 дек. 1886 г.) дело перешло в руки двух сыновей и четырех дочерей его, образовавших «Товарищество Братьев Корниловых». Устав его был утвержден в 1892 году, а с 1 января 1893 года товарищество начало свою деятельность. 
 С 1835 по 1839 г. на изделиях ставилось клеймо с надписью: «Фабрики Братьевъ Корниловыхъ в С.-Петербургъ». С 1839 по 1840 г. клеймо имело надпись: «Въ С.-Петербургъ. Заводъ Братьевъ Корниловыхъ» в круглом ободке с подобием крыльев у верхнего края. Независимо от этих клейм встречаются на изделиях первоначальной эпохи до 1843 г. вдавленные клейма в виде букв: «Б Р К О» (т.е. Братья Корниловы) или «Б Р К». С 1840 по 1861 г. клеймо делалось красного цвета с надписью «Въ С.-Петербургъ. Завод Братьев Корниловых», но без крыльев у ободка. С 1843 по 1861 ставилось клеймо красной краской с надписью: «Братьевъ Корниловыхъ въ С.-Петербургъ» под государственным гербом. Но с 1861 г. по 1884 г. клеймо было такое же, но делалось синего цвета. С 1884 г. до последнего времени ставится клеймо в виде государственного герба с надписью сверху: «Въ С.-Петербургъ» и снизу «Братьевъ Корниловхъ».

Источник: Частные фарфоровые заводы Российской Империи 1756-1917 гг. // Под. ред. В.В. Знаменова. СПб, 2011.

Клейма завода


1835-1839гг. Надглозурная печатная. 1835-1843гг. Тисненная в массе. 1835-1843гг. Тисненная в массе. 1839-1840гг.Надглозурная печатная. 1840-1861гг. Надглозурная печатная. 1840-1861гг. Надглозурная печатная. 1843-1861гг. Надглозурная печатная. 1861-1884гг. Надглозурная печатная. 1861-1884гг. Надглозурная печатная. 1884-1900гг. Надглозурная печатная. 1900-е гг. Надглозурная печатная. 1884-1917гг. Надглозурная печатная. 1900-1917гг. Надглозурная печатная. 1891-1917гг. Надглозурная печатная. 1914-1917гг. Надглозурная печатная.

Предметы завода


Россия
1884-1917 гг. продано
отличное №3842Чайная пара «Цветы» Россия
1861-1884 гг продано
отличное №4738Кофейник с крышкой Россия
1843-1860-е гг цена по запросу
требует реставрации №9210Скульптура «Музыкант» Россия
Нач 20 века 10 000 ₽
отличное №12650Соусник с ложкой «Шиповник» Россия
конец 19 века продано
отличное №12715Чайная пара с орнаментом. Братья Корниловы Россия
конец 19 века продано
отличное №12714Чайная пара с орнаментом в «русском стиле». Братья Корниловы Россия
конец 19 в. продано
отличное №317Сервиз «Маки» Билибин И.Я.
Россия
продано
отличное №1002Тарелка»Русские сказки» Россия
1900-е гг продано
отличное №5093Пара чайная «Цветы» Россия
конец 19 в продано
отличное №6811Конфетница Завод бр. Корниловых Россия
середина XIX века. продано
отличное №1145Скульптура»Странник» Россия
конец 19 — начало 20 вв 40 000 ₽
хорошее №7743Чайная пара «Цветы» завода Бр. Корниловых Россия
от 1900г. до 1917г. 20 000 ₽
отличное №12651Блюда фарфоровые «Шиповник» Россия
на 20 в продано
хорошее №6420Доска сырная Россия
конец 19 — начало 20 вв продано
хорошее №7740Чайная пара «Букет на синем» завода Бр. Корниловых Россия
Конец XIX в. отложен
хорошее №1246Скульптура «Юноша в шляпе» Россия
1884-1917 гг. продано
отличное №10447Молочник завода Бр. Корниловых Россия
1840-1861 гг продано
отличное №7150Сервиз чайный «Тет-а- тет» З-д Бр. Корниловых Россия
1840 — 1861 гг продано
отличное №9452Чайная пара «Розочки» завода Корниловых Россия
нач 20 в продано
отличное №11447Гуляшница «Шиповник»

Братья Корниловы,1861-1884 гг.,Фиалки, 29/35 см | Festima.Ru

Товары для дома

Таблица Список Лента

Блюдo завoда бpатьев Корниловых ,19 вeк полиxромнaя шелкoтpaфаpeтнaя пeчaть, pельеф Размеp 29 на 35 см. Heбольшoй cкoл «Фaбpикa братьев Kopниловых», c мoмeнтa cвоeго oснoвания в 1835 году, явилacь сoвeршeнной мoдeлью русcкого эконoмичecкого чуда и, снискaв гpoмкую cлаву лучшего частного фарфорового предприятия России, уже в 1843 году была удостоена чести включить в свое клеймо государственный герб России, став поставщиком Императорского двора. С 1870-х годов фарфор братьев Корниловых по своим техническим качествам значительно превосходил Императорский фарфоровый завод, а по совершенству формовки и обжига, безупречной белизне фарфора, прозрачности и блеску глазури и многие европейские частные заводы. Обозреватели керамического производства в конце ХIХ века единодушно признавали лидерство корниловского завода, сравнивая качество изделий, разнообразие форм, изящество живописи и оригинальность украшений с лучшим французским фарфором. За свои высокие художественные и технические качества фарфор Корниловых получил мировую известность, неоднократно на мануфактурных выставках был отмечен золотыми медалями и другими поощрениями и с 1886 года широко экспортировал свою продукцию за границу. Сегодня Корниловский фарфор представляет большую коллекционную редкость и стоимость отдельных экземпляров на международных аукционах доходит до нескольких тысяч долларов.

Мы нашли это объявление 3 года назад
Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений

Перейти к объявлению

Тип жалобы ДругоеНарушение авторских правЗапрещенная информацияОбъявление неактульноПорнографияСпам

Комментарий

Показать оригинал

Адрес (Кликните по адресу для показа карты)

Москва, Филёвская линия, метро Пионерская

Внимание! Festima.Ru является поисковиком по объявлениям с популярных площадок. Мы не производим реализацию товара, не храним изображения и персональные данные. Все изображения принадлежат их авторам Отказ от ответственности

антикварное блюдо Братьев Корниловых 1861-1884 клееное

2 года назад Источник

Фруктoвницa на нoжке с изображением цвeтов. Зoлочениe, pоcпиcь. Братья Kopнилoвы. 1861-1884 гг. Фaрфор, pocпись надглaзуpнaя, рeльeф, золoчение. Высoта – 14 см, диaметр тарелки – 22 см. Пpeкраcный oбpaзец. Без pecтавpaций. Всё нa фото. Истopия oдногo из сaмых успeшных фapфоpовых заводов России началась в 1835 году. Уже в 1870-х годах фарфор Корниловых превзошел по своим техническим характеристикам изделия Императорского фарфорового завода. Под руководством братьев Корниловых фарфоровый завод так активно развивался, что уже через восемь лет существования в числе его клейм появился государственный герб России, а на завод стали поступать заказы из самого Императорского двора. Это было связано с тем, что братьям удалось добиться высочайшего качества готовых изделий.

11 месяцев назад Источник

Бoльшая cтаpинная тарелка — антикваpноe блюдо дореволюционной — цapcкoй Pocсии. Данноe клeймо cтавилось нa поcуду в пepиод с 1861 по 1884 год. Opигинал, Poссийскaя Импеpия, aнтикваpиат, pедкость, пocудa, тяжелый фaрфoр. B oтличном coстoянии (без cкoлов и трeщин, незначительныe пoтеpтости позолоты с края) Братья Корниловы.

2 года назад Источник

тарелка завод братьев Корниловых, 1861-1884-ые годы, диаметр 19.5 см. отличное состояние.

2 года назад Источник

Чайная пара, Завод братьев Корниловых, 1861-1884 гг. Состояние отличное, без сколов и трещин, лишь на ручке чашки немного потёрто золото.

год назад Источник

В отличном коллекционном состоянии, без сколов, трещин и реставраций. Ручная роспись

3 месяца назад Источник

Заварочный чайник «Братья Корниловы». 1861 — 1884 гг. Полностью ручная роспись, включая золотые колосья. Снизу идет сквозная трещина (последние фото), на внешний вид никак не влияет. Прекрасный образец в любую коллекцию!

2 года назад Источник

Заварочный чайник «Братья Корниловы». 1861 — 1884 гг. Полностью ручная роспись, включая золотые колосья. Снизу идет трещина (последние фото), на внешний вид никак не влияет. Прекрасный образец в любую коллекцию!

2 года назад Источник

Кофейная пара фабрики братьев Корниловых,1861-1884 гг.Материал фарфор,высота чашки 5.5 см.,диаметр блюдца 12.1 см.Золотое клеймо ставилось только на высокохудожественные изделия фабрики.В отличном состоянии(стоимость за одну пару).

год назад Источник

Сирень и розы! Доска для сыра с маркой братьев Корниловых периода 1861-1884 годов. Деколь. Размер и вес внушителен 18х29 см. Качественный белый фарфор. Состояние коллекционное. Антиквариат. Русский дореволюционный фарфор. 19 век. Коллекционирование. Период Кузнецова и Гарднера, крепка как императорский ИФЗ

Товары для кухни

12 дней назад Источник

Блюдо, фарфор: «Цветы клевера». Размер: 27 см х 15 см. Надглазурное золотое клеймо завода братьев Корниловых в С. -Петербурге, периода 1861 — 1884 годов. Состояние отличное.

Товары для кухни

2 года назад Источник

Блюдо большое, длина 60 см, ширина 30 см, высота 5 см, 1861-1884

Товары для кухни

2 года назад Источник

Набор тарелок завода Братьев Корниловых: 6 плоских и 4 глубоких. Год изготовления примерно 1861—1884.

Товары для кухни

2 года назад Источник

Блюдце/Икорница. ⠀⠀ Фабрика Братьев Корниловых Период: 1861/64-1884-е года. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Материал: фарфор Размер: 11,5*7,5 . ⠀ 🔸Стоимость: 2000₽

Товары для кухни

год назад Источник

Тарелка производства Братьев Корниловых. 20,5 см в диаметре. Антиквариат. Производство периода 1861-1884 гг. Идеальное состояние.

2 года назад Источник

Тарелка. Фарфор. Братьев Корниловых в С.Петербурге. диаметр 24 см. без трещин и сколов. Печать синяя надглазурная. 1861-1884. Оригинал.

2 года назад Источник

Продам блюдо завода Братьев Корниловых, Российская империя, 1861 – 1884 гг. Блюдо с декором в «Китайском стиле». Фарфор, надглазурная, полихромная печать. Синее надглазурное клеймо – двуглавый имперский орел, под ним в картуше надпись: «Братьевъ Корниловыхъ въ СПетербургъ». Размеры блюда – диаметр 28 см, высота 5 см. Блюдо в идеальном состоянии, без сколов, трещин, реставраций. Корниловский фарфор выполнялся в русских и европейских художественных традициях и не уступал знаменитому марочному фарфору. Произведения завода сохраняли изысканность и выразительность форм, нарядность росписи и благородство позолоты. В ХVIII веке в России становится популярным «Китайский стиль» или по-французски – «шинуазри». Русские мастера изучали технические приемы китайских специалистов по фарфору, использовали отдельные персонажи восточной культуры, внося свое прочтение и понимание. В 1843 году фарфоровый завод братьев Корниловых был удостоен звания «Поставщика Императорского двора» и с той поры выполнял и государственные заказы. К 1860 годам завод братьев Корниловых вошел в число знаменитых фарфоровых предприятий России по производству фарфора высшего качества. Фарфор фабрики братьев Корниловых имеет статус высокохудожественного, элитного, коллекционного.

Товары для кухни

5 месяцев назад Источник

Продаю блюдо антикварное завода Братьев Корниловых, Российская империя, 1861 – 1884 гг. Блюдо с декором в «Китайском стиле». Фарфор, надглазурная, полихромная печать. Синее надглазурное клеймо – двуглавый имперский орел, под ним в картуше надпись: «Братьевъ Корниловыхъ въ СПетербургъ». Размеры блюда – диаметр 28 см, высота 5 см. Блюдо в идеальном коллекционном состоянии, без сколов, трещин, реставраций. Корниловский фарфор выполнялся в русских и европейских художественных традициях и не уступал знаменитому марочному фарфору. Произведения завода сохраняли изысканность и выразительность форм, нарядность росписи и благородство позолоты. В ХVIII веке в России становится популярным «Китайский стиль» или по-французски – «шинуазри». Русские мастера изучали технические приемы китайских специалистов по фарфору, использовали отдельные персонажи восточной культуры, внося свое прочтение и понимание. В 1843 году фарфоровый завод братьев Корниловых был удостоен звания «Поставщика Императорского двора» и с той поры выполнял и государственные заказы. К 1860 годам завод братьев Корниловых вошел в число знаменитых фарфоровых предприятий России по производству фарфора высшего качества. Фарфор фабрики братьев Корниловых имеет статус высокохудожественного, элитного, коллекционного.

месяц назад Источник

Фарфоровые тарелки Птицы фарфор, деколь. Завод Братьев Корниловых диаметр 17.5см Ориентировочно 1861-1884 годы Без реставрации, оригинальное состояние. Состояние 4.+ 5шт Цена указана за одну тарелку. Продажа всего набора. По одной не продаётся.

Товары для кухни

10 месяцев назад Источник

Большое овальное блюдо производства завода братьев Корниловых с клеймом 1861-1884 годов 48*33,5 см. Завод основан купчихой Марией Васильевной Корниловой, которая овдовев, решила развить и углубить бизнес мужа, который торговал привозным фарфором, и основать собственное производство в 1835 году. Корнилова оборудовала фабрику новейшим оборудованием, привлекла французского керамиста Дарте для настройки и адаптации муфельных печей, была, судя по всему, гением логистки: белую глину везли из Англии и Черниговской губернии, полевой шпат и кварц заказывали в Финляндии, а капсельную глину привозили из Новгородской губернии. Краски, которыми расписывали изделия, тоже приходилось завозить из Франции, хотя многие из них научились делать и на собственном заводе. Она не только привлекала уже признанных художников, но и заключила договор с воспитательными домами на обучение специалистов по фарфору. Фабрика активно экспериментировала с технологиями, в частности, они одни из первых начали использовать деколь. В 1843 году завод получает звание «Поставщик императорского двора». В 1869 году завод возглавил Михаил Корнилов, один из детей Марии Васильевны, а после его смерти в 1886 году – его жене и детям. После прихода советской власти завод был национализирован и стал выпускать электротехнический фарфор (тьфу). Состояние — есть скол, по большей части на тыльной стороне блюда и от него идет короткая трещинка по краю, не влияющая на эксплуатацию. Дружу со встроенной доставкой, упаковывать умею, лично – по договоренности во встроенном же чате.

Товары для кухни

7 месяцев назад Источник

Войти

Все сервисы становятся доступными без ограничений

Сможете пользоваться сервисом Festima.Ru на разных устройствах.

Это удобно и бесплатно

Тарелки десертные, завод братьев Корниловых, 1884-1917.

На встрече борисоглебцев в клубе «Яблочный пирог» в доме крестьянина Елкина Борисоглебского филиала Ростовского музея 21 октября 2016 г. научный сотрудник филиала Ольга Залыгалова представила комплекс музейных предметов – десертные фарфоровые тарелки, изготовленные на заводе братьев Корниловых. Россия, Санкт-Петербург. 1884-1917. Фарфор, деколь (полихромная, надглазурная), золочение, формовка. 1,1х20,5х20,2. Тарелки поступили в Борисоглебский музей от Анны Сергеевны Корниловой в 1977 г.


Тарелка круглая, на кольцевом поддоне, с прямым отогнутым бортом. Белая, с голубым бортом с золотым цветочным орнаментом и золотыми отводками по краям. На белом фоне зеркала полихромное изображение ветки черной смородины с ягодами. Под изображением, внизу слева, надпись золотом: «По ориг. Н. Фонъ-Бооля».

История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в далеком 1835 г., когда купчиха из Санкт-Петербурга М. В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод. Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг, сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали управлять заводом, что существенно упростило всю финансовую деятельность.

Со дня основания завода большое внимание уделялось техническому оснащению предприятия, внедрялись новейшие достижения науки и техники в области керамического производства. В то же время большое внимание уделялось художественной стороне изделий.

Сырье на предприятие поставлялось из Финляндии (кварц и полевой шпат), белая глина из Глухова Черниговской губернии и из Англии, капсельная глина – из Тихвина и Боровичей Новгородской губернии. Краски для росписи фарфора изготавливались на заводе и частично поставлялись из Франции.

В 1843 г. корниловский завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и право изображать на своем заводском клейме государственный герб «за значительное производство фарфора красивых форм, изящной живописи и хорошей позолоты». В 1867 г. завод принимал участие во Всемирной выставке в Париже. С середины XIX в. предприятие вело торговлю в Персии, Дании, Болгарии, Франции, экспортировало фарфор в США и Канаду.

В 1869 г., когда владельцем завода стал Михаил Саввинович Корнилов, завод был одним из крупнейших предприятий художественной промышленности в России.  К тому времени на мануфактуре уже трудилось 270 мастеровых и рабочих. В 1886 г. его наследники образовали «Товарищество братьев Корниловых» (официально существовало с

1893 г

).

В 1870-1880-е гг. значительно расширилась тематика декорирования корниловского фарфора, появились мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок и сцены из русской народной жизни. Одним из технологических достижений Корниловых явилась разработка механических способов украшения фарфора. Некоторые из них впервые в России были внедрены именно на корниловском заводе. С 1881 г. здесь стали широко использовать деколь (переводные картины).

В конце XIX в. Корниловы внедрили черно-белую фотопечать, или фотокерамику. Сухую механическую печать оживляло творчество привлеченных к работе известных художников. В 1900-е гг. Корниловы выпустили коллекции, которые условно можно назвать «Рыбы», «Птицы» и «Ягоды». На таких изделиях ставилась подпись автора-исполнителя эскизов – «ИГ», то есть Иван Гольнбек.

Николай Константинович фон Бооль (1860–1938) в 1903 г. получает должность управляющего Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ. В своих воспоминаниях директор императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский характеризует фон Бооля, как «настоящего чиновника, со всеми хорошими и дурными качествами, званию этому присущими». Фон Бооль числился почетным членом Совета детских приютов, членом Санкт-Петербургского общества поощрения художников, Общества ознакомления с историческими событиями России, членом Московского столичного попечительства о народной трезвости и Общества призрения престарелых артистов.

В августе

1917 г.

корниловский завод был закрыт. Попытка возобновить производство и выпускать на заводе дешевую посуду и изоляторов не увенчалась успехом. Братья С.М. и Н.М. Корниловы вошли в штат сотрудников ГФЗ (бывшего ИФЗ). Бывший директор правления «Товарищества братьев Корниловых» С.М.Корнилов стал в 1919 г. консультантом ГФЗ по вопросам экономического развития. В январе 1919 г. оборудование, белье и сырье с корниловского завода было перевезено на ГФЗ. Последний владелец мануфактуры — Николай Михайлович Корнилов (1850-1928) до 1927 г. оставался главным инженером предприятия.

Автор публикации: Ольга Залыгалова

Познай свой край родной: Турбиностроительный завод братьев Тиме