Язык архитектуры постмодернизма: 5 лучших проектов • Интерьер+Дизайн
5 лучших проектов • Интерьер+Дизайн
Дизайн
Чарльз Дженкс (Charles Alexander Jencks, 21.06.1939 — 13.10.2019) — архитектор, теоретик, художник, работавший в жанре лэнд-арта. Дженкса сперва называли ландшафтным дизайнером, однако фантастические парки, которые он выстраивал в самых неожиданных местах (к примеру, там, где были заводы), относятся к жанру лэнд-арта.
Популярна его книга «Язык архитектуры постмодернизма», вышедшей на русском языке в 1985). Он также известен как основатель благотворительного фонда Maggie’s, на средства из которого строятся бесплатные центры поддержки онкологических больных. Вспоминаем самые яркие проекты мастера.
Сад космических размышлений
Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)
Garden of Cosmic Speculation — самый известный проект Дженкса построен недалеко от его собственного дома на юге Шотландии в городе Дамфрис.
Нортумберландия
Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia)
Проект Northumberlandia — это изображение богини английского графства Нортумберленд — «Богини Севера» или, как ее называют местные жители в этой угольной области, Леди. Эта работа Дженкса считается крупнейшим рукотворным изображением человека на планете. Женскую фигуру формировали в течение двух лет огромными землеройными машинами.
Для ее создания потребовалось 1,5 млн тонн глины, почвы и камней, извлеченных из шахт. Все строительство велось под контролем Дженкса, иногда вносились изменения.Crawick Multiverse
Парк Crawick Multiverse на юге Шотландии на месте угольного карьера. 2015
Проект Crawick Multiverse — пример, как можно перевоплотить заброшенную шахту в объект паломничества туристов со всего мира. В этом заброшенном прежде месте он устроил парк, посвященный идее Вселенной. Обветшалые терриконы превратились в замысловатые зеленые курганы, олицетворяющие собой Млечный путь, а угольные котлованы — в искусственные водоемы
Клетки жизни
Чарльз Дженкс. Объект «Клетки жизни» в парке скульптур Jupiter Artland в Эдинбурге. 2003–2010
Проект Cells of Life (2003—2010) в парке скульптур Jupiter Artland неподалёку от Эдинбурга рассказывает о процессе клеточного деления: перетекающие друг в друга криволинейные формы земляных насыпей и прудов наглядно демонстрируют, как из одной цельной формы может родиться несколько новых.
Центры по борьбе с раком
Здание, разработанное Норманом Фостером для благотворительного центра по борьбе с раком, основанного Чарльзом Дженксом
Наравне с ландшафтными проектами, Дженкс разработал концепцию Maggie’s Centre – бесплатных центров, где лечат рак и реабилитируют людей после тяжелой терапии. «Люди с таким распространенным диагнозом как рак не должны терять радость жизни в страхе смерти», — убежден Чарльз Дженкс. Организация была основана и названа в честь его жены Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 году. Центры помощи онкологическим больным Мэгги строятся с 1996 года и функционируют на пожертвования благотворителей. Помощь оказывается на безвозмездной основе.
Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)
Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)
Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)
Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia)
Чарльз Дженкс. Объект «Клетки жизни» в парке скульптур Jupiter Artland в Эдинбурге. 2003–2010
Автор:
Ольга БожкоФото:
предоставлены пресс-службамиПоделиться:
FB TW OK
#ландшафт
#ландшафтная архитектура
#Чарльз Дженкс (Charles Jencks)
#Новости дизайна
#ландшафт
#ландшафтная архитектура
#Чарльз Дженкс (Charles Jencks)
#Новости дизайна
Далее
Дизайн
Glasstress: венецианское стекло и современное искусство
Design Now Design NowО чем рассказывает архитектура постмодернизма?
Новости
7 декабря в «Книжном клубе 12» Светлана Дождевых рассказала об архитектуре постмодернизма через творчество трех ключевых архитекторов и исследователей: Чарльза Дженкса, Роберта Вентури и Филипа Джонсона. Кратко рассказываем, что можно посмотреть и почитать, чтобы разбираться в постмодернистской архитектуре.
Как и эклектика, архитектура постмодернизма – переходное, а потому очень разнообразное явление. Она появилась во второй половине XX века с началом кризиса прежних традиций в культуре и искусстве. Приверженцы стиля стали обращаться к образам массовой культуры, играть с историческими формами и строить новую идеологию зодчества, включающую потребителя: архитектура постмодернизма стремилась учитывать сложную жизнь современного человека и его потребности, при этом не диктуя «правила пользования», а взаимодействуя с ним.
Филип Джонсон: от модернизма к постмодернизму
Американский архитектор Филип Джонсон считается одним из самых ярких представителей постмодернизма, хотя сначала он был известен как приверженец интернационального стиля. В 1946 году он спроектировал для себя «Стеклянный дом» без единой каменной стены, который до сих пор считается одной из лучших работ Джонсона.
В 1960-х, с падением популярности модернизма, Джонсон начал создавать проекты с аллюзиями на исторические стили. Например, крыша здания корпорации «Сони» (1984) с разорванным фронтоном отсылает к барокко, а башня «Хрустального Собора в Гарден Грув» (1980–1990) – к готике. В некоторых работах он использует узнаваемые образы: округлый небоскреб «Липстик-билдинг», построенный в 1986 году в Нью-Йорке, внешне напоминает губную помаду.
Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун: утки и декорированные сараи
Супруги Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун в книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972) разделили архитектуру на два типа с точки зрения коммуникации: «дома-утки» и «декорированные сараи». Тип «уток» определяется как здание, которое рассказывает своей формой, для чего оно построено. Показательным примером для архитекторов стал киоск птичьего мяса «Лонг-айлендкий утенок» в форме утки. «Сарай» же, в свою очередь, — это дом, декорированный табличками, плакатами и другими знаками о своем предназначении.
В этом забавном сравнении и раскрывается тайна форм архитектуры постмодернизма: ей хочется общаться.Интересный пример работы Вентури – «Дом Ванды Вентури» (1962), построенный архитектором для своей матери. В проекте он возвращает жилищу скатную крышу (модернизм предпочитал плоскости), все окна создает разной формы, а также выделяет печную трубу. «Дом Ванды» напоминает отрефлексированный образ домика с детского рисунка – самый «домный» дом, какой только можно представить. В общем, «дом-утка».
Чарльз Дженкс: здания должны разговаривать
В 1977 году Чарльз Дженкс написал фундаментальное исследование «Язык архитектуры постмодернизма», где тоже рассматривал стиль с точки зрения коммуникации. Так, он связывал трагедию жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» в США с «необщительностью» модернистских зданий. Построенный в 1954 году как проект, решающий проблемы социального жилья, «Пруитт-Айгоу» был снесен через 20 лет из-за множества бытовых проблем и стремительного роста преступности.
Метки «История искусства. Время-Стиль-Памятник», архитектура
Чарльз Дженкс и язык постмодернистской архитектуры – Jencks Foundation
В 1977 году в своем «Языке постмодернистской архитектуры» Дженкс объявил о смерти современной архитектуры. В течение многих последующих десятилетий в семи последующих изданиях этой основополагающей книги он продолжал уточнять, отображать и изображать на схемах свою теорию постмодернизма. Чтобы пересмотреть определения постмодернизма, данные Дженксом, и обсудить их актуальность для сегодняшней архитектурной и более широкой культуры, мы пригласили ряд авторов — ученых, архитекторов, кураторов и писателей — ответить на вопрос: «Что такое постмодернизм? Эссе Леа-Катрин Шацка прослеживает эволюцию термина в творчестве Дженкса и ставит вопрос о том, как его среда и метод работы могли оказать решающее влияние на его теории постмодернизма.
Чарльз Дженкс был исключительно плодовитым писателем. За свою карьеру, насчитывающую почти шесть десятилетий, он опубликовал более 40 книг и бесчисленное количество статей и статей. Тем не менее, « Язык постмодернистской архитектуры» , его призыв к плюралистическому и двойному кодированию дизайна, первоначально выпущенный в 1977 году, остается самой известной, доступной и широко распространенной книгой Дженкса. В основном благодаря этому нетрадиционному изданию — частично книге, частично глянцевому журналу, щедро иллюстрированному и, что наиболее важно, находящемуся в постоянном развитии, — архитектор, историк и полемист раскрывал и с годами уточнял свое определение оспариваемого и спорного. Термин «постмодерн» по отношению к архитектуре. Если средством является сообщение (или сообщение), может ли быть так, что слияние средства книги с средством дешевого переиздаваемого глянцевого журнала, постоянно переиздаваемого, даже помогло Дженксу укрепить его идею постмодернизма? слово, которое он всегда настаивал на переносе через дефис, подчеркивая тем самым гибридность термина – как постоянно развивающегося культурного феномена?
Опубликован Андреасом Пападакисом1, тогдашним главным редактором Academy Editions, Язык постмодернистской архитектуры официальные и неофициальные переводы. 2
С годами он стал международным справочником, ознаменовавшим начало эпохи глобализации и использующим возможную связь между языком и архитектурой. Не случайно, Язык постмодернистской архитектуры появился в радикально политическом контексте британских 1970-х, самого мрачного периода империи со времен Второй мировой войны. 1970-е были отмечены экономическим застоем, первым и вторым нефтяным кризисом, массовым отключением электроэнергии и беспрецедентными забастовками. Архитектурный, а также риторический и политический проект, книга Дженкса последовала за растущей критикой модернизма, которая уже стала очевидной в Великобритании в XIX веке.60-х гг., «когда стали очевидны социальные проблемы послевоенного жилищного строительства, особенно больших или системных усадеб». 3
Язык постмодернистской архитектуры Заслуживающая внимания история публикаций — как по форме, так и по содержанию — отражает критический метод работы Дженкса: постоянное написание и переписывание в быстрой последовательности по мере развития движения и в ответ на быстро меняющийся архитектурный, общественный и социально-экономический контексты. Книга стала «эволютотомом», посредством которого Дженкс усовершенствовал свое определение термина «постмодернистский», отражая его modus operandi как историк архитектуры и критик.
На пути к новой парадигме
После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра английской литературы в 1961 году и степенью магистра архитектуры в 1965 году Дженкс получил стипендию Фулбрайта и в 1966 году уехал в Лондон, чтобы получить докторскую степень в рамках под руководством известного критика и историка Рейнера Бэнхема в Школе архитектуры Бартлетта, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Во время работы над докторской диссертацией Дженкс также регулярно посещал АА, где преподавал (с 19 лет).68),5 читал лекции и принимал участие в бурной общественной жизни института. В 1975 году в собственном журнале, который в то время назывался Architectural Association Quarterly (AAQ), Дженкс опубликовал «Расцвет постмодернистской архитектуры»6, десятистраничную иллюстрированную статью, в которой он комментировал увиденное. как растущая тенденция в архитектуре: «серия фрагментированных альтернатив, каждая из которых претендует на первое место»7. «постмодерн», как тут же уточнил Дженкс, был уклончивым термином: «Если бы я знал, как это назвать, я бы не использовал отрицательную приставку «пост». Это скорее похоже на определение женщин как «не мужчин» — не полезное и не дополняющее определение […]»,9Дженкс писал, прежде чем прийти к выводу, что единственный способ «убить монстра», которым была современная архитектура, — это «найти зверя-заменителя, который займет его место, а «постмодерн» определенно не подойдет для этой работы»10. временный ярлык, этот термин должен был остаться и влиять на дисциплину на десятилетия вперед.
Если термин «постмодерн» по-прежнему ассоциируется с множеством концепций и реалий в архитектуре, он почти неизбежно относится к критике модернизма, воспринимаемого как догматичный и подчиненный ряду стандартов и жесткому набору норм. Принимая участие в этой ранней критике, Дженкс осудил (традиционное) видение, согласно которому на самом деле существовала единая теория и практика, называемая современной архитектурой. архитектура – сформулирована в середине 1950-е годы членами Team Ten. Он написал: «Вся сила Команды Десять была направлена на то, чтобы придать городу идентичность и человечность масштаба». сформулирован в середине 1950-х годов членами Team Ten. Он писал: «Вся сила Команды Десять была направлена на то, чтобы придать городу идентичность и человечность масштаба». Но если эти идеи были образцовыми, то «они оставались абстрактными, безличными и часто неуместными». заявления и здания, которые, по словам Дженкса, составляли самую большую проблему современной архитектуры: «Куда бы вы ни посмотрели, вы обнаружите необычайное несоответствие между намерениями обеспечить идентичность и фактической безличностью». все они не смогли обеспечить «поиск идентичности в пространстве» и остались приверженными «абстрактному языку идентичности в противоположность конкретному языку исторической условности»12. Следовательно, утверждал Дженкс, если у позднего модерниста были правильные намерения, потребовалось больше, прежде чем мог произойти настоящий сдвиг.
В 1975 году Дженкс писал, что постмодернистскую архитектуру трудно определить, поскольку она была плюралистической и представляла собой ряд фрагментированных альтернатив этим недостаткам современной архитектуры: «Есть много исторических движений, противостоящих тенденции к абстрактной и якобы универсальной архитектуре. ,’ он написал. «Каждый из них относительно незначителен, но в целом они представляют собой сильное движение, ожидающее формулировки в качестве новой парадигмы».13
(Доступный) язык
В 1977 году Дженкс опубликовал свою четвертую книгу, Язык постмодернистской архитектуры , публикацию, в которой, помимо объявления о смерти современной архитектуры, он защищал идею о том, что архитектура представляет собой язык, состоящий из компонентов, сравнимых с синтаксисом, семантика, метафоры и другие элементы, которые при последовательном использовании могли бы сделать архитектуру более читабельной, по крайней мере, на двух уровнях одновременно: для других архитекторов и заинтересованного меньшинства, которое заботилось о специфически архитектурных значениях, и для общественности в целом.
В этой книге Дженкс опирается на интерес к идеям семиотики и структурализма, возникшим в Лондоне в конце 1960-х и начале 1970-х годов, и применяет их к конкретным примерам зданий по всему миру. Дженкс также быстро уловил растущее значение неолиберальной экономики для архитектуры. По словам архитектурного критика Пола Голдберга, помимо языка, одной из главных тем книги Дженкса было понимание того, что архитектура представляет собой «воплощение политической и экономической власти» и что «застройщики, политики и банкиры принимают больше архитектурных решений, чем архитекторы» […] «истина, которую, — писал он, — как бы обескураживающую, приятно было признать».14
Чрезвычайно краткое введение к первому изданию Язык постмодернистской архитектуры не содержит подробностей относительно того, что на самом деле означает термин «постмодерн». После упоминания о том, что архитектура должна соответствовать разным культурам и что неудачей недавней архитектуры была ошибка коммуникации, Дженкс настаивал на визуальном значении зданий. Эта настойчивость в отношении силы изображений также отражается на содержании и оформлении книги: несмотря на то, что в названии есть слово «язык», книга гораздо больше связана с изображениями, чем со словами. Например, первое издание насчитывало около 160 изображений примерно на 110 страницах.
Во введении Дженкс также упомянул, что эта работа по постмодернистской архитектуре возникла «после того, как он поставил под сомнение теорию коммуникации, поддерживающую современную архитектуру», и с конца 1960-х до конца 1970-х он перешел от академического изучения семиотики. и его возможное применение в архитектуре,15 к форме написания и публикации, которая была бы более доступной и предназначалась для студентов и ученых, а также для практикующих архитекторов и даже для широкой публики.16
Взлет и падение
К 1984 году архитектурный ландшафт — по крайней мере, в США — начал меняться, поскольку постмодернистская архитектура медленно «триумфировала по всему миру». Пьяцца д’Италия в Новом Орлеане Чарльза Мура (которая появляется на обложке третьего издания) была открыта в 1978 году, муниципальное здание Портленда Майкла Грейвса (опубликовано на обложке четвертого издания) было завершено в 1982 году, а башня AT&T разработанный Филипом Джонсоном для участка, расположенного на Мэдисон-авеню, 550, был почти закончен. Эти ранние образцы культовой постмодернистской архитектуры означали, что движение набирало силу и легитимность. Но они также были коммерческими и успешными предвестниками конца движения как архитектурного стиля. Внимательно следя за всеми этими изменениями и писая «с поля боя», Дженкс стеснялся своего modus operandi : «Действительно, — заметил он, — книга тоже странная, и не только из-за длинного названия. Это необычно, потому что она писалась и переписывалась в течение семи лет, пока формировалось архитектурное движение». подзаголовок «Парадоксальный мир постмодернизма». По словам Дженкса, последствиями для архитектуры мира, в котором новые коммуникационные технологии соединяли города в глобальную «мировую деревню», были «мгновенная коммуникация, мгновенная эклектика слов и общее взаимное влияние». «Новая технология, основанная на компьютере, сделала возможным новое средство производства» — более ориентированное на изменение и индивидуальность и более близкое к ручному труду девятнадцатого века, чем модернистские суперблоки. Именно этот «высокоразвитый вкус к парадоксам»18, по мнению Дженкса, лучше всего характеризует архитектуру середины 19-го века.80-е годы.
Во введении к шестому изданию (1991 г.) книги «Язык постмодернистской архитектуры » — «Смерть ради возрождения» — Дженкс стремился доказать, что постмодернизм далеко не умер. Тот же самый Дженкс, который полемически отнес смерть модернизма к 15 июля 1972 года, когда взорвался жилой комплекс Прюитт-Айгоу, теперь парадоксальным образом заявил, что «если когда-либо и существовали доказательства сохраняющейся жизнеспособности движения, так это некрологи и нападки на тех, кто собираешься тратить время на порку мертвого стиля?’19
Если начало 1990-х годов соответствовало началу конца первого периода славы постмодернизма (как архитектурного стиля, а не культурного движения), Дженкс, скорее всего, почувствовал себя под ударом и, более чем когда-либо, должен был определить и защищать постмодернизм. К тому времени Дженкс заявил, что «если что-то и правит, так это плюрализм», и, напомнив нам об успехе Strada Novissima 1980 года на Венецианской биеннале — выставке, которая, как он писал, состояла из системы различий, он напомнил читателям, что « плюрализм — это постмодернистская идеология превыше всех остальных20». По мнению Дженкса, радикальный эклектизм постмодернизма пересекает «спектр вкусов21».
Визуализации и предсказания
В Современные движения в архитектуре Дженкс писал, что «как историк может либо смотреть на выдающиеся отдельные здания эпохи, либо смотреть на общие темы и «соединительные ткани», чтобы искать для эволюции мысли, которую представляют здания». Именно этот более поздний подход использовал Дженкс, чтобы выработать свое постоянно меняющееся определение термина «постмодерн». И, в дополнение к предоставлению письменных определений через множество различных вступлений к Язык постмодернистской архитектуры и другие тексты, Дженкс на протяжении многих лет создавал визуальное объяснение движения в виде диаграмм. Названные «эволюционными деревьями», эти визуальные устройства развивали мировоззрение Дженкса и наносили на карту здания и архитекторов, которые он открывал по всему миру, воплощая при этом его критическую методологию, основанную на постоянных пересмотрах.23
Эволюционные деревья, опубликованные в The Language of Post -Современная архитектура составляет основной элемент мышления Дженкса, наглядно демонстрируя постепенное объединение разрозненных классификаторов постмодернизма — историзм, прямое возрождение, неонародный язык, урбанистический ad hoc, метафора / метафизика, постмодернистское пространство — показывая множество повествований за хронологический период, начинающийся где-то в 1950-х или 1960-х годов, и осмысление истории и периода времени самым инклюзивным образом.
Помимо сбивающего с толку количества данных, эти эволюционные деревья в конечном итоге демонстрируют постоянную одержимость Дженкса картированием, присвоением имен и классификацией. Диаграмма послужила для Дженкса инструментом, средством, которое помогло объединить и осмыслить разрозненные традиции, характерные для постмодернистского плюрализма. И именно это действие картирования, наименования и классификации постепенно и неуклонно формировало его меняющееся определение постмодернистской архитектуры.
Еще одним увлечением Дженкса были предсказания. В 2002 году, более чем через десять лет после выхода шестого издания книги «Язык постмодернистской архитектуры » и через год после обрушения башен-близнецов в Нью-Йорке, Дженкс опубликовал последнюю версию книги, хотя и под другим названием Новая парадигма в архитектуре .24 В этой публикации Дженкс объявил об еще одном сдвиге парадигмы: «Мой аргумент состоит в том, что мы находимся в начале нового способа построения архитектуры и осмысления городов, выросшего из движения постмодернизма. в науках и в других местах, но что он еще не вырос». 25
К началу 2000-х теория сложности и наука о сложности были доминирующими нитями в тексте Дженкса: «Новой парадигме способствовали компьютерный дизайн и производство», — пишет Дженкс. И он продолжает: «Я призывал к этому в первых изданиях «Язык постмодернистской архитектуры» в 1977 году: «компьютерное моделирование, автоматизированное производство и сложные методы исследования рынка и прогнозирования, которые позволяют нам массово производить разнообразия стилей и почти персонализированных продуктов»26, подразумевая, что постмодернизм характеризовался новыми формами индивидуального производства. Новая архитектура была, по словам Дженкса, «привержена плюрализму, неоднородности наших городов и глобальной культуры, и она признает разнообразие вкусовых культур и визуальных кодов пользователей»27.В 80-х постмодернизм столкнулся с обычными проблемами успеха: он стал массовым, штампованным и слишком масштабным. По словам Дженкса, проблема заключалась в сведении постмодернизма к историзму, коммерциализированному клише и поверхностному фасадизму «гигантских коммерческих комиссий и корпорации Дисней».
В 1971 году Дженкс опубликовал Архитектура 2000: прогнозы и методы , небольшую книгу, предназначенную как форма прогнозирования и предсказания для искусственной среды. В эту книгу он включил коллаж, который иллюстрировал «телефон, компьютер с световым пером и экран телевизора, подключенные к информационному бюро, содержащему продукты общества».28
В 2002 году Дженкс переиздал этот коллаж, но с заголовком «Предсказание будущего «Интернета», сделанное для Архитектура 2000 в 1969 году» и написал: «Эта ироничная критика министерства обороны случайно наткнулась на правду, и Пентагон несколько лет спустя случайно создал Всемирную паутину»29. Можно утверждать, что Язык постмодернистской архитектуры был столь же пророческим, как и этот ранний коллаж — постоянно развивающийся, основанный на визуальном языке и продвигающий (в произвольном порядке ) идеи идентичности, плюрализма, организованной сложности, фрагментации, коммуникации и индивидуализированного производства.
Естественный отбор?
Как мы видели, эволюция идей лежала в основе определения постмодернизма, данного Дженксом. Будучи студентом Гарвардского университета в 1960-х годах, Дженкс подружился с физиком и историком науки Джеральдом Холтоном30. Разумно предположить, что идеи Холтона об эволюции научной мысли оказали на Дженкса большое влияние. Постоянно переписываемый и визуально переоцениваемый в течение двадцати пяти лет, «по мере того, как постмодернизм нарастал и ослабевал во всех искусствах и науках и менял форму»31 9.0003 Язык постмодернистской архитектуры можно рассматривать как эволюцию или развивающийся трактат. Визуально и материально ближе к журналу, чем к книге — по крайней мере, для первых нескольких выпусков его размер, формат и графическая идентичность были очень похожи на выпуски журнала Architectural Design ( AD ), который тогда также издавался Пападакисом: это подразумевало определенное ощущение непосредственности и отсутствие исторической проницательности, оно было написано «с поля битвы», в реальном времени и по мере того, как разворачивалась история постмодернизма. Критический метод был для Дженкса способом оттачивать свои мысли и провоцировать утончение архитектуры и архитектурной культуры в целом. Подобно виду, эволюционировавшему в результате естественного отбора, каждая итерация книги реагировала на критическую атаку и показывала эволюцию мыслей. Но если определение движения Дженкса адаптировалось и изменилось в лучшую сторону, оно также становилось все более и более инклюзивным, а не избирательным.
Во введении к Новая парадигма в архитектуре (2002) Дженкс ретроспективно смотрит на различные обложки Язык постмодернистской архитектуры, , которые с годами раскрывают изменяющиеся модели движения. Он писал: «Каждое из этих зданий и изданий книги есть модификация предыдущей позиции и в этом смысле непрекращающийся критический диалог с непосредственным прошлым»32. Эта идея «непрерывного критического диалога» с непосредственным прошлое, но также и с критиками, публикой, архитекторами, социально-политическими контекстами, текущими интеллектуальными дискурсами — и, в конечном счете, с самим собой — вот что лучше всего характеризует определение постмодернистской архитектуры, данное Чарльзом Дженксом.
Язык постмодернистской архитектуры 6 Чарльза Дженкса
Чарльза Дженкса
Оценить эту книгу
Сочетая теоретическое рассмотрение архитектурного языка с записью постмодернистского движения на шести различных этапах его истории, эта книга определяет постмодернизм в архитектуре. Среди прочих представлены здания Роберта Вентури и Майкла Грейвса.
204 страницы, Твердый переплет
Впервые опубликовано 1 июня 19 г.77
Об авторе
Чарльз Александр Дженкс (родился 21 июня 1939 г.) — американский теоретик архитектуры и критик, ландшафтный архитектор и дизайнер. Его книги по истории и критике модернизма и постмодернизма широко читаются в архитектурных кругах. Он учился у влиятельных историков архитектуры Зигфрида Гидиона и Рейнера Бэнхама. Сейчас Дженкс живет в Шотландии, где занимается дизайном ландшафтной скульптуры.
Что делать вы думаете?
Оцените эту книгу
Поиск по тексту отзыва
Показано 1–14 из 14 отзывов
6 мая 2021 г.Парик! Это так здорово, что Дженкс привносит свою собственную теорию архитектурного языка, четкое определение постмодернизма и великую историю, сосредоточенную именно вокруг этой работы. Хороший формальный анализ, написанный на доступном уровне без ущерба для сложности.
10 июля 2020 г.
Я не совсем согласен с некоторыми из его аргументов и не люблю его архитектурные работы/стили, но книга, по крайней мере, дала мне больше ясности в понимании движения постмодернизма в деталях.
18 января 2020 г.
14 апреля 2022 г.
Дженкс пытается конкретизируйте известное утверждение Вентури в «Сложностях и противоречиях в архитектуре»: «Богатство смысла превосходит ясность смысла; меньше скучно. Архитектура — прекрасная среда для иллюстрации этого. Как и его литературный эквивалент, архитектурный постмодернизм был реакцией на (различное понимание) модернизма. Следовательно, по определению, оба вида постмодернизма трудно определить — так же, как определение женщин как не-мужчин. Таким образом, тактика Дженкса здесь состоит в том, чтобы историзировать переход в архитектуре от модернизма к постмодернизму в надежде, что при этом мы сможем более ярко увидеть эпохальный переход.
Модернизм, говорит нам Дженкс, хотя и набирал обороты в предвоенные (2-е) годы — с Корбюзье, Баухаусом, различными венскими школами (например, сецессионистами Климта и Werkstätte Гофмана), ар-деко и т. д. — пережил свой самый славный период. годы послевоенные. Ведущими фигурами были Мис Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Гордон Баншафт (из Skidmore, Owens и Merrill) и И. М. Пей. Офисное здание из стекла и стали, этот доминирующий знак триумфа капитализма, было самым значительным продуктом этой эпохи.
Но модернизм, будучи слишком универсальным, слишком заботился о чистоте, слишком зацикливался на функциональности, а не на форме, и, будучи таковым, пренебрегал вопросами стиля, тем самым увеличивая вездесущий разрыв между элитарными и популярными архитектурными кодами. Например, брутализм, который архитектурная элита находила (и до сих пор считает) очаровательным, был (и остается) злонамеренно оклеветанным в глазах обычных людей — как образец господства восточного бюрократического государства. Нам говорят, что смерть модернизма не была медленной: она наступила ровно в 15 часов 16 марта 19 года.72, когда здание Pruitt Igoe Минору Ямасаки в Сент-Луисе было разрушено в результате взрыва. (Здесь Дженкс приступает к ужасному, несколько расистскому анализу государственного жилья — некоторые из них просто опровергаются фактами, например, фактом, что многие чернокожие жители Прюитт-Айгоу объединились и стали жить вместе в различных пригодных для жилья частях бывшего здания. )
С другой стороны появились такие архитекторы, как Люсьен Кролл (с его проектами, в которых участвовали будущие жители его зданий в процессе проектирования), Леон Криер, Роберт А.М. Стерн, Рем Колхас, Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, Сантьяго Калатрава и т. д. и т. д. — и, что наиболее важно, Вентури и Скотт-Браун (хотя они, конечно, уже достигли значительной известности до Прюитта-Айго). Отказавшись от интенсивного рационализма модернизма, эти архитекторы обратились к эклектике. В духе Дж. К. Лаудона эта новая архитектура обращалась как к архитектурным инсайдерам, которые были обеспокоены главным образом архитектурным значением, так и к различным местным жителям, которые были обеспокоены комфортом из-за народного характера новых проектов, сохранения традиции и т. д. с помощью программного обеспечения для компьютерного дизайна, такого как CATIA (которое Гери, как известно, впервые применил в своем дизайне в Бильбао), жесткие линии модернизма ушли в прошлое. Утверждение Вентури о том, что Мейн-стрит (или Хай-стрит, если вы британец) с ее чувственной смесью высоких и низких бровей является воплощением постмодерна, оказалось верным.
- эстетика-аффект-и-эмоции все виды критики архитектура
11 ноября 2007 г.
Эта книга представляет собой отличное введение в то, что происходило в архитектуре за последние 50 или 60 лет. Не только отличное введение в постмодернистскую архитектуру, но и хорошее дополнение к изучению самого постмодернизма. Каким-то образом постмодернизм как движение был для меня более понятен, когда я смотрел на что-то (возможно, в буквальном смысле) конкретное, например, на здание, чем на что-то более абстрактное, например, на картину или произведение. Больше всего мне понравилась обширная коллекция фотографий постмодернистских зданий по всему миру.
Майкл
312 отзывов21 подписчик
6 января 2008 г.Включая его чрезвычайно конкретную (и совершенно искусственную) датировку кончины Современной Архитектуры, это классический Дженкс (и Андрей до сих пор съеживается).
21 июля 2010 г.