Японский сад в подмосковье: Сад душевного спокойствия. Как благоустроить участок в японском стиле | Сад | Дача

Содержание

Сад душевного спокойствия. Как благоустроить участок в японском стиле | Сад | Дача

Сад Ирины Андриановой располагается в Новой Москве. Вся площадь – 6 соток – сделана в японском стиле. Несколько лет назад сад стал победителем конкурса «Зелёная стрела – попади в десятку!».

Хозяйка сада, ландшафтный дизайнер Ирина Андрианова, поделилась с нами опытом.

Ксения Жук, «АиФ на Даче»: Ирина, а как давно приобрели сад и почему выбор пал именно на это место?

Ирина Андрианова: Шестнадцать лет назад этот участок находился возле леса, за пределами города, но в то же время довольно близко от нашей квартиры в Москве. Мы не думали, что цивилизация доберётся сюда так быстро и местность войдёт в черту Москвы. И если поначалу мы слегка огорчились, то вскоре оценили и преимущества: появление скоростного интернета, открытие в шаговой доступности магазинов.

Смелые решения

– Почему сад решили выполнить в японском стиле? Были когда-то в Японии или увлекались единобор­ствами?

– В Японии я работала, но давно, в молодости. В то время сады меня не интересовали, так что та поездка никаким образом на моё увлечение японскими садами не повлияла. Единоборствами не увлекалась, а вот мой муж – мастер спорта по дзюдо. Но, опять же, к нашему увлечению Японией это не имеет отношения.

Всё началось тогда, когда мы переехали в свой дом и начали благоустраивать участок. Вот тогда я впервые восхитилась необычной концептуальностью японского дизайна.

– Весь сад выполнен в одном стиле, где главен­ствует минимализм. Пышных, ярких цветов почти нет. Основной упор сделан на стриженые деревья и сочетание разных форм и оттенков листвы кустарников. Как вам удаётся спланировать такие естественные сообщества, словно они созданы природой, а не человеком?

– Использую в своих работах опыт японских дизайнеров. Не только тех, что разбивали сады в прошлом, но и современных. Кроме книг, интернета и посещений садов в Японии для меня немалую роль играют социальные сети. Там я познакомилась с японскими дизайнерами. Они с удовольствием делятся своим опытом. Не только показывают результат, но и рабочие моменты, что очень важно. В прошлом году, когда мы с мужем были в Японии, мы встретились с ними и даже немного поработали вместе. Вернее, больше смотрели, как они трудятся.

Пять зон

– Большую часть участка вы определили под строения: дом, баню, гараж и чайный домик. Как это всё грамотно спланировать и разместить?

– Дом и баня на участке уже были, поэтому пришлось отталкиваться от того, что есть. Мы построили только чайный домик, беседку (сото-косикакэ) и гараж. Сад разделён на пять зон. Каждая из них имеет своё предназначение. Например, часть сада возле бани стилизована под японский онсэн, используется она и для омовения после парилки, и для отдыха возле воды. А из чайного домика можно слушать журчание струи воды, выливающейся из бамбукового жёлоба водного устройства цукубаи.

садЕль колючую сорта Глаука формируют ярусами. Справа — чайный домик. садЕль колючую сорта Глаука формируют ярусами. Справа — чайный домик. Фото: семейный архив

– А чай пьёте вы тоже по-японски? Как вообще японцы пьют чай и можно ли что-то перенять у них полезного?

– Чайные церемонии мы не проводим. Что касается японцев, то в обычной жизни они пьют чай так же, как и мы. Но есть особые случаи. Это обширная и глубокая тема, которую в двух предложениях не перескажешь. Есть два типа чайных церемоний: маття и сэн­тя. Первые получили своё распространение в XVI веке. Главным в них было не наслаждение, а отрешение от мира, по­знание самого себя, достижение особого состояния. Для таких церемоний характерны небольшие простые чайные домики почти без окон, с входом-лазом, через который нужно было пролезать на четвереньках. Сад при таких домах служил одной-единственной цели – быть подготовкой к чайному действу. Чайные церемонии маття отражали традиции самурайской культуры. Но уже в XVII веке дзэнский чайный сад начинает постепенно уходить в прошлое, уступая место новой чайной культуре, основанной на листовом чае сэнтя. Употребление этого чая не связывалось ни с какими ритуалами, его можно было пить в любое время и в любой обстановке. Самым главным здесь считается получение удоволь­ствия и наслаждение природой. Именно поэтому чайные дома начали строить большие, просторные, не только с окнами, но и с верандами, откуда можно было любоваться прекрасным садом. На мой взгляд, чайные церемонии маття у нас в России не всегда хорошо смотрятся. Для этого нужно не только выучить ритуалы, но и внутренне соответствовать. И, скорее всего, это должно делаться не напоказ, а лично для себя или для таких же людей, если это нужно. Другое дело – сэнтя. Такие чаепития очень близки российским людям, они в какой-то мере даже соотносятся с нашими дачными чаепитиями на террасах или в саду.

– Если дальше пройти по саду, то можно увидеть баню. Её настил выходит на источник для купания, а скамейка расположена перед островами, между которыми разливается озеро. Но не обычное, а сухое. В чём преимущества сухого озера перед «мокрым»?

– Это особый приём дизайна, когда импровизированный ручей, озеро или даже водопад можно сделать из гальки. Никаких преимуществ перед «мокрым» нет. «Сухая вода» может быть там, где по каким-то причинам нельзя или не хочется использовать настоящую влагу. Например, когда сад создан для медитаций, где человек, глядя на гальку, представляет себе что-то своё. Мотивы могут быть разными.

садВ дождливую погоду сухой ручей превращается в мокрый.
В дождливую погоду сухой ручей превращается в мокрый. Фото: семейный архив

– И веранда у вас, примыкающая к дому, тоже в японском стиле – с раздвижными дверями. Здесь только по-японски можно отдыхать, сидя на подушках?

– Нет, конечно, можно и по нашим русским традициям – сидя за столом. Сделано всё для удобства наших дорогих гостей – чтобы всем комфортно было. Сад я назвала Аnshin, что означает «душевное спокойствие». Это то, что так необходимо нам, жителям большого города: вернувшись из пыльной, душной суеты, сбросить с себя усталость и раздражительность, закрыться в своём маленьком уютном мире, слушать пение птиц, журчание воды и набираться позитивной энергии, которую даёт нам наш маленький японский сад.

По ту сторону зла

– У вас есть и красивейшие сортовые самшиты. Их дикие родственники – самшиты колхидские (Buxus colchica) обычно растут на юге страны: в адлер­ской Тисо-самшитовой роще, в Сочи и Пицунде. А в нашем климате они как себя показали?

– Самшиты у нас вполне могут зимовать. На зиму я их закутываю плотным лутрасилом. Не от морозов, конечно, а от солнечных ожогов. Самшиты неплохо выдерживают осенние бесснежные морозы, но если почва глубоко промёрзнет, то в феврале-марте яркое солнце представляет для них опасность. Поэтому лутрасил – способ притенить растения в этот период. Растут они у нас шестнадцать лет.

В беседке для ожидания гости отдыхают, приводят мысли в порядок, чтобы подготовиться к чайной церемонии. В беседке для ожидания гости отдыхают, приводят мысли в порядок, чтобы подготовиться к чайной церемонии. Фото: семейный архив

– Иногда наслать негатив на семью может и обычный человек, не знающий или косвенно догадывающийся о своих способностях. Правда ли, что самшит надо обязательно посадить на участке, чтобы злые силы не могли навредить?

– Нет, я в приметы не верю! В древности у японцев были определённые правила, как создавать сад, откуда и куда должен течь ручей, где должен быть расположен дом, водоём, чтобы хозяева были здоровы и счастливы. Однако эти правила сейчас не применяются. Зато в японских садах часто можно встретить остров Черепахи или Журавля – оба они являются пожеланиями счастья и долголетия. Вот эти острова мне гораздо больше нравится использовать в своих работах. А самшит – это прекрасное растение, которое я очень люблю и которое радует меня практически кругло­годично.

Вместо водостока – цепь дождя, по ней красиво сбегает вода. Вместо водостока – цепь дождя, по ней красиво сбегает вода. Фото: семейный архив

– Японский садик немыслим без тиса, самшита и… бамбука?

– У меня растут две фаргезии – Murielae и Scabrida. Обе зимуют неплохо, но почему-то первая нарастает довольно слабо, а вторая, наоборот, достигла почти 2 м в высоту. На зиму я их пригибаю к земле, закрепляю дугами и укрываю деревянными брусками и плотным лутрасилом. Оба бамбука – достойные претенденты для озеленения сада.

– Два японских клёна с разной по цвету лист­вой тоже есть в саду. Какие существуют правила ухода за ними?

– Японские клёны далеко не все могут расти в Москве. Наи­более устойчивый – Atropurpureum, с красными листьями. Есть у меня ещё один, зелёнолистный, но названия его я не знаю. Мне его подарила подруга, которая привезла семена клёна, растущего в Германии. Но он тоже неплохо у меня зимует, проблем с ним пока не было. Оба дерева достаточно высокие. Первое – выше 2,5 м, второе – около 2 м. Оба клёна я формирую и прореживаю. Японские клёны лучше сажать в защищённых от ветра местах, желательно рядом с водоёмом, так как они страдают от сухости воздуха. Солнцепёк они не любят, но и тень им не подойдёт. Хорошо выбрать нечто среднее.

На центральном острове главное место занимает бонсай из горной сосны. В этом году начнётся формирование верхушки. На центральном острове главное место занимает бонсай из горной сосны. В этом году начнётся формирование верхушки. Фото: семейный архив

Грядки или красота?

– Нет, ну так совсем неинтересно: растишь, растишь что-то, а съесть сладкую помидорку и хрустящий огурчик не можешь. То есть из «еды» вообще ничего нет?

– Ну почему ничего? Мы очень любим голубику, и я считаю, что она отлично смотрится в японском саду. Кусты достигли таких размеров и так плодоносят, что легко заменяют и смородину, и крыжовник. Кроме того, у голубики есть неоспоримые преимущества: она не болеет, у неё красивые листья, которые осенью становятся пунцовыми, вкусные ягоды, созревающие не разом, а постепенно, что позволяет есть свежие витамины до самых заморозков. Также у нас есть небольшой холмик с ремонтантной садовой земляникой. Она тоже неприхотлива, вкусна, достаточно декоративна и плодоносит до самых заморозков. В позапрошлом году я посадила колонновидную яблоню, но она пока не плодоносила. Также я выращиваю рукколу, которую размещаю среди много­летников.

На центральном острове главное место занимает бонсай из горной сосны. В этом году начнётся формирование верхушки. – А всё-таки грядки вы вообще не любите, потому что много с ними возиться придётся?

– Что касается ухода, то работа на грядках – это ерунда по сравнению с японским садом. Работы в таком саду бесконечно много: стрижка кустарников (а практически каждое растение требует у меня той или иной стрижки, и далеко не одной за сезон), формирование сосен, поддержание сада в идеальном состоянии, без сорняков, и многое другое. Мне кажется, что работа на грядках – детский лепет по сравнению с японским садом.

Кусочек Страны восходящего солнца. Создаем садик в японском стиле | Стройка и дизайн | Дача

Путешествие в Японию

Знакомиться с классическими японскими садами лучше всего, разумеется, в самой Стране восходящего солнца. Давайте для начала рассмотрим пару характерных примеров, выполненных пусть в различные эпохи, но в традиционных для Японии стилях.

Фото: Фото автора

Классический образец

Сад камней храма Реандзи, расположенный на территории монастыря в городе Киото, — один из самых удивительных и загадочных образцов японского садовод­ства. Считается, что он был создан в XV веке извест­ным в то время мастером — дзен-буддистом Соами. Это место для медитации, предназначенное создавать у человека особый внутренний настрой. Сад выполнен в так называемой технике сухого ландшафта (каресансуи) и представляет собой прямоугольную площадку размером примерно 23 на 9 м, засыпанную белым гравием. На ней расположены 15 камней, образующих пять самостоятельных групп. По форме каждая из них больше всего похожа на разносторонний треугольник. В основу концепции сада легли идеи дзен-буддизма, главным образом ваби (аскетизм, отсутствие излишеств). Здесь царит атмосфера ненавязчивой простоты и покоя, полная таинственной недосказанности, лежащей в глубине всех вещей и позволяющей каждому найти в ней что-то свое.

И по сей день дзен-буддисты приходят в этот храм для медитации. Сад созерцают только с террасы дома настоятеля — спуститься вниз нельзя. Ходить по гравию дозволено только монаху, который регулярно подновляет граблями полоски на гравии и убирает занесенные сюда листья деревьев. Созерцание камней помогает сосредоточиться, обрести спокойст­вие и углубиться в себя, а их очертания рождают у каждого собственные ассоциации.

Фото: Фото автора

Источник вдохновения

Cады буддийского храмового комплекса Тофуку-дзи в Киото по японским меркам неприлично молоды: они созданы в 1939 г. выдающимся японским садовым дизайнером Мирэи Сигэмори (1896–1975 гг.).

Прежде чем стать садовым дизайнером, Сигэмори погрузился в историю японских садов, провел тщательные обмеры и сделал планы более 500 из них, а затем опубликовал результаты своих исследований в виде 26-томного труда. Он считал, что истинный путь – не слепое копирование идеальных образцов, не повторение того, что было сделано прежде великими мастерами, а создание собственного стиля. Для японцев – это необычайное новаторство, просто революция.

Четыре разных сада предстают перед зрителем один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный — состоит из четырех каменных групп, символизирующих острова блаженства, расположенных в море из гравия. Камни разных размеров — лежащие на боку, плоские и установленные вертикально в виде острых пиков — создают ощущение застывшего на миг движения. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзенские монастыри Киото. Они словно земля обетованная в суровом море житейских бурь, обещание покоя в черно-белой реальности повседневного бытия. Причем весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает, он словно пульсирует энергией.

Восточный сад — семь цилиндрических камней серого цвета разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных блоков в различных постройках храма.

Западный сад представляет собой стриженные в виде прямоугольных параллелепипедов кусты азалий, размещенные на гравийной отсыпке. Квадраты живой зелени и гравия чередуются, как клетки на шахматной доске.

Но особенно хорош Северный сад. Это прямоугольная площадка, на которой все в том же шахматном порядке перемежаются мох и каменные плитки, а по краям высажены невысокие подстриженные полусферами кустарники мелколистной азалии. Границы каменных квадратов постепенно расплываются во мху, который все плотнее смыкается и постепенно поглощает их.

Минимализм садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый их элемент проникнут глубокой символикой и философией, но даже для абсолютно далекого от всего этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто — и так выразительно!

Принципы

Если японские сады интересны вам настолько, что вы даже задумываетесь о создании собственного японского уголка на садовом участке, то нужно ознакомиться с основными идеями и принципами, которыми руководствуются мастера Страны восходящего солнца.

Фото: Фото автора

Мировосприятие японцев уникально: для жителей этой страны характерно умение наслаждаться изменчивостью природы и неизменностью мира. Широко известны японские сезонные традиции: любование первым снегом, считающимся не только символом холодного времени года, но и предчувствием новой жизни, луной, символизирующей вечность мира, цветами в их нескончаемом преображении — сакурами, азалиями, японскими ирисами, пионами, хризантемами.

Именно поэтому японский сад — понятие неоднозначное, собирательное, объединяющее различные стили и философские направления. Наиболее известны, пожалуй, три из них — сад для чайной церемонии, для медитации и для прогулок. Они существенно отличаются и по размерам: бывают как крошечными, так и раскинувшимися на площади в десятки гектаров. А, значит, приняв решение создать японский уголок, всегда можно подобрать вариант, идеально подходящий именно для вашего участка.

Как правило, японский сад содержит следующие основные элементы: это камень, вода и растения.

Фото: Фото автора

Один из классических японских садов с водоемом носит собственное название — «сад холма и пруда». Он может быть как большим, так и маленьким, но в центре его всегда пруд с островом, связанным с сушей мостиком.

Растений в японском саду обычно бывает немного (а иногда их и вовсе нет). Они должны гармонично вписываться в композицию, а, кроме того, могут служить естественным разделителем между японским уголком и его окружением. С этой целью можно высадить крупные растения по периметру или за оградой.

Фото: Фото автора

В больших садах для прогулок (каюсики-тейен) тщательно продумывались не только пешие маршруты, но и водные: катаясь на лодке, можно было наслаждаться красотой пейзажей, озаренных лунным светом, а для созерцания водной глади и изменчивых отражений строились помосты простой формы, чаще всего квадратной или прямоугольной.

Уголок Японии в вашем саду

Жаркие дискуссии о том, уместен ли сад в японском стиле за пределами исторической родины, периодически разгораются и в среде профессионалов, и среди садоводов‑любителей. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от категорического отрицания этой затеи до столь же яростного ее продвижения. Как правило, поколебать позицию сторонников создания таких садов не могут никакие аргументы. Кроме, пожалуй, здравого смысла.

При создании сада японцы опираются на три основополагающих понятия, постичь глубинный смысл которых представителю западной культуры удается далеко не всегда и не сразу. Ма, или «промежуток», – это расстояние между объек­тами. Оно не только разделяет элементы, но и связывает их воедино. У обозначающего его иер­оглифа есть и более философское значение – длительность паузы.
Оку, что означает «глубина», – относительное понятие. Оно определяется не единицами измерения, а скорее особым состоянием, ощущением чего-то невидимого, воображаемого. Чу-чо обозначается двумя иероглифами, которые можно перевести как «быть собранными вместе». Это понятие подразумевает сложную структуру пространства – так называемую многослойность. Человек, рассматривающий японский сад через призму этих понятий, словно оказывается вовлеченным в процесс его создания, хотя в действительности это происходило без его участия.

Противопоказания

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.

Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.

Фото: Фото автора

Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.

Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.

Показания

Вам хочется иметь собственный японский сад, импонирует такая стилистика, понятен язык символов и близка философия, лежащая в его основе? Вы (да и другие члены вашей семьи тоже) не ленивы и при этом предпочитаете неспешное медитативное времяпрепровождение, любите наблюдать за природой и не стремитесь окружить себя пышными цветами всех мыслимых и немыслимых оттенков? Возможно, японский сад — именно то, что вам нужно.

Фото: Фото автора

Если вы твердо решили, что японский уголок вам просто необходим, сначала определитесь с его расположением на участке. Наверняка, ваш дом, хозяйственные постройки и забор выполнены совсем в другом стиле, поэтому японский садик должен представлять собой отдельную композицию. Не стоит отводить ему всю территорию садового участка – пусть это будет особая зеленая комната, которая не бросается в глаза и откуда, в свою очередь, не видны строения. При этом не подходящий по стилю забор можно задекорировать лианами (виноградом, девичьим или амурским, гортензией черешковой, древогубцем, аристолохией) либо закрыть готовыми бамбуковыми ширмами.

Ассортимент растений

Фото: Фото автора

В силу климатических различий традиционно используемые в японских садах растения не всегда хорошо чувствуют себя в условиях средней полосы России.

В первую очередь это касается знаменитых японских кленов. Завораживающие осенние пейзажи тамошних садов во многом обязаны своим великолепием именно им. Они отличаются эффектной ажурной кроной и изящными листьями разнообразной формы и окраски. Самый популярный из них — клен дланевидный, или веерный (Acer palmatum). К сожалению, в нашей климатической зоне ему некомфортно: он подмерзает, плохо растет и требует тщательного выбора места посадки и ухода.

К счастью, в качестве альтернативы можно выбрать схожие по декоративным качествам, но неприхотливые и устойчивые в средней полосе России виды — клены маньчжурский (A. mandschuricum) и ложнозибольдов (A. pseudosieboldianum). Они представляют собой небольшие деревца или крупные кустарники с резными мелкими листьями, которые осенью окрашиваются в оранжевые или пурпурные тона.

Весну в японском саду невозможно представить себе без сакуры, которая, к сожалению, тоже плохо чувствует себя даже в Подмосковье, не говоря уж о более северных районах. Ее тоже можно заменить, например, вишней сахалинской, курильской или обыкновенной. В конце концов подойдут даже декоративные или плодовые яблони и сливы, а также боярышники. Любое пышное цветение, пусть и не­аутентичное, будет гораздо интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур. Кроме того, в Японии часто сажают устойчивую у нас спирею серую. Ее обильное цветение весной — фантастическое зрелище.

Среди классических «обитателей» японского сада и мелколистные азалии, стриженные в форме полусфер. У нас проще и гораздо дешевле заменить их спиреями Бумальда и японской.

Из цветущих травянистых многолетников можно использовать пионы, японские ирисы и хризантемы. При этом, подбирая сорта, следует иметь в виду, что сами японцы предпочитают цветки простой изящной формы, без излюбленной европейцами показной роскоши. Кроме того, цветущих растений в японском саду должно быть совсем немного, в идеале – единичные экземпляры.

В японских садах часто встречается бамбук, который быстро разрастается, образуя сплошные заросли. Он необычайно выразителен, но выживет далеко не на каждом российском участке. В качестве альтернативного варианта у нас можно высадить гречиху сахалинскую. Оборвав нижние листья, вы добьетесь нужной иллюзии. Надо лишь учесть, что она быстро разрастается: впоследствии ее придется жестко контролировать.

Нужны ли в японском садике каменные фонари и пагоды? Это совсем необязательно, а чересчур увлекаться ими и вовсе противопоказано. Но если уж вы непременно захотите их «завести», то не приобретайте дешевую имитацию. Вульгарная подделка не придаст «японистости» вашему творению, но легко разрушит спокойно-созерцательную атмосферу сада.

Планируя свой собственный японский сад, постарайтесь подобно настоящим творцам не копировать готовые образцы, созданные признанными мастерами, а рассматривать их как источник вдохновения, используя только особо понравившиеся элементы, а также применяя на практике принципы размещения камней и растений в композициях.

Если, осознав все трудности, вы только укрепились в своем желании создать на своих немногих сот­ках простоту и гармонию, умноженные на совершенство, ни за что не отказывайтесь от своей мечты. И пусть вам сопутствует удача!

Вариации на тему

Сады в японском стиле есть во многих странах мира.

Одним из самых известных в Европе считается Водный сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни. Хотя живописец никогда не был в Японии, он много читал о традициях этой страны, ее искусстве и философии, а увлечение японскими эстампами продлилось всю его жизнь.
Ощущение Востока в его саду создают только растения и вода. Здесь нет характерных мостиков и каменных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. Моне выписывал из Японии редкие сорта ирисов и нимфей, по берегам водоема посажены ивы. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — писал сам художник.
Японских садов немало в Великобритании, например Сад Киото. Он занимает отдельную часть Холланд-парка, расположенного в центре Лондона, и был создан командой профессиональных японских ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Это настоящий шедевр с водоемами и водопадом, привлекающий множество посетителей своей неповторимой волшебной атмосферой.

 Фото: Фото автора

Один из удачных вариантов японского сада можно увидеть в Голландии: и забор подходящим образом оформили, и место вдали от остального сада определили. Это отдельная зеленая комната со своим входом, большую часть которой занимает водоем с карпами кои.

Москвичи же и гости нашей столицы могут посетить японский уголок в Главном ботаническом саду. Он был создан профессионалами из Страны восходящего солнца и ничем не уступает лучшим европейским образцам.

Свой первый японский сад я увидела в Литве, и он поразил меня до глубины души. История его создания – лучший пример того, как красота спасает мир. В годы советской власти будущего владельца этого сада призвали в армию. Во время войны в Афганистане ему приходилось убивать, и это надломило его психику. После демобилизации он долго пытался выздороветь, но ничего не помогало. Приехав на лечение в очередной санаторий, он увидел на столике у входа журнал с фотографиями японского сада, забрал его, повернулся и… уехал домой, где вместо картофельного поля разбил свой японский сад, который и вылечил его. Наш герой женился, у него родились дети, но он не оставил свое увлечение и занялся искусством бонсай. Свой сад он назвал Садом утренней росы.

Какие растения подойдут для японского сада в Подмосковье

Всем известный образ японского сада — весеннее цветение сакуры. Но в наших широтах нет подходящих для нее условий. Заменить ее в Подмосковье способны цветущие вишня, слива, черемуха. По красоте они не уступают сакуре. Хорошей заменой станут: сахалинская и войлочная вишня, декоративные яблони, степной миндаль, магнолии для средней полосы России.

Клены украсят сад осенью. Выращивать именно японский клен в наших широтах — это риск, он не любит ветер и холод, на зиму его нужно укрывать лапником, особенно в молодом возрасте. Достойной заменой ему станет клен ложнозибольдов. Внешне они очень похожи. Форму клена ложнозибольдов корректируют грамотной обрезкой. Также хорошо подойдет клен маньчжурский с его красивой кроной. Еще один вариант — клен серебристый, который вырастает в достаточно больше дерево и если на участке мало места, лучше от него отказаться.

Бамбук, частый элемент в японском саду, не растет в средней полосе, есть лишь несколько невысоких видов. У них в зимнее время отмирает верхняя часть и весной надо ждать пока отрастут новые стебли. Аналог для Подмосковья — фаргезия. Она требует укрытия зимой в первые годы жизни, но при правильном уходе может вырасти высотой до 3 метров.

Хорошей альтернативой бамбуку также станет ива. Ее листья похожи на его листья, но с ним схожи только молодые побеги, поэтому каждый год придется все обрезать. Иногда как замену используют горец сахалинский из-за его сходства с бамбуком, если обрезать нижние листья. Правда, это растение можно сажать только там, где оно не помешает другим. Оно достаточно агрессивно растет.

Крушина ломкая издали напоминает бамбук и при этом хорошо переносит зиму Подмосковья, не требует укрытия. Она очень красиво смотрится осенью, т.к. становится желтой. Но ее особенность предъявляет особые требования к месту — она не любит открытое солнце и ее надо сажать в тени и защищать от ветра, обеспечить достаточное количество влаги.

Сад Андриановой Ирины – проект «Замечательные сады» / ПРОФСАД

Сад душевного спокойствия – Ансин

Если бы лет пятнадцать назад кто-нибудь сказал мне, что у меня будет свой сад, я бы ни за что не поверила. Никогда не понимала дачников (в их числе были и мои родители), которые весной загружают свои машины рассадой, везут все это на участки, перекапывают землю, сажают картошку, выращивают помидоры в теплицах. И никогда не хотела иметь дачу, считая себя городским жителем.

Но шло время, и жизнь в Москве становилась все более невыносимой. Сложности с парковкой во дворе, застройка тех мест, где можно было погулять, покататься на лыжах — все это привело нас с мужем к мысли о переезде в загородный дом. Нам повезло, в 2004 году мы нашли то, что хотели. Предыдущая хозяйка любила цветы, и земля там оказалась очень хорошей, а участок ухоженным. Можно сказать, что сад уже был, но, как я быстро поняла, не такой, какой нужен мне. Возможно потому, что моя работа была в то время связана с праздниками, дома совершенно не хотелось видеть яркость и насыщенность. Мне необходимо было место, где можно расслабиться, отдохнуть, подумать.

В первый год я просто наблюдала за тем, что растет на участке и формировала свои желания. Уже к концу лета осознала, что на меня особое впечатление производят японские сады, их спокойная красота и изысканность. Больше всего поражала способность этих садов вызывать сильные эмоции, несмотря на кажущуюся простоту. Захотелось иметь нечто похожее и у себя. Мой муж поддержал меня, он также оказался страстным поклонником Японии. Беседки, настилы, пристройки — все это его проекты.

Свой сад я создавала, скорее, избавляясь от лишнего. Раздавала цветы, многолетники, убирала старые плодовые деревья. Сделала небольшой прудик. Конечно, не избежала я и ошибок. Некоторые из них исправить было легко: не там проложена дорожка, не так повернут камень, лишний бамбуковый забор. Гораздо сложнее решать проблемы с большими и красивыми деревьями, которые просто не вписываются в концепцию сада.

К концу второго года я поняла, что, создавая сад в японском стиле, очень важно не переборщить с японскими деталями. Таким заманчивым казалось наставить фонарей, заборчиков и назвать свой сад японским. Но потом все это начинает бросаться в глаза, вызывая отторжение. Все свои идеи я проверяла временем: если в течение нескольких месяцев мне что-то нравилось все больше и больше, то оставляла. Если же начинало раздражать, значит — лишнее, и надо срочно убирать или менять.

Наш дом стоит почти посередине участка. Для кого-то это — минус, но для меня оказалось большим плюсом. Не надо было специально зонировать участок — четыре зоны образовались сами собой, а потом появилась и пятая. На третий год я оформила ту часть сада, что находится между домом и баней. Появилась мысль о создании «островов» на отсыпке, своего рода «сухое озеро» с берегами и центральным островом. Эта идея широко используется в японских садах. Часто центральный остров символизирует священную гору Хорай, на которой жили бессмертные. Конечно, в своем саду столь глубокий смысл я не закладывала, скорее, это было визуальным отображением моря или озера с островками. Однако с этого момента я решила глубже изучить японские сады и их символику, чтобы это не только нравилось, но я бы могла также понимать смысл всего, что делаю.

Дальнейшим шагом было создание небольшой беседки – сото-косикакэ. Расположена она около маленького водоема. В Японии такие беседки служат своеобразной остановкой на пути к чайному домику, где гости могут отдохнуть и привести свои мысли и дух в надлежащее состояние. Я очень люблю там сидеть с чашечкой утреннего кофе, наблюдая за жителями прудика, расположенного в тени плакучей ивы. И тоже привожу свои мысли и дух в надлежащее состояние ))

Спустя год мы решили сломать сарай, который занимал столь ценное для небольшого участка место перед баней. Стали думать, как его оформить. Муж очень любит париться в бане, и давно хотел сделать купель, в которой можно охладиться от пара. Но русская купель никак не подходила нашему саду. Наконец удалось найти решение: замаскировать ее под японский онсэн. Мы снесли сарай, убрали заросли малины, и сделали там небольшой бассейн, оформив его соответствующим образом. Изнутри муж выложил бассейн камнем, снаружи соорудил деревянный настил, вокруг — растения и камни. С двух сторон это место окружено забором, с третьей — беседкой, с четвертой — баней, и только неширокий проход между баней и беседкой позволяет заглянуть туда из основного сада. Получилось небольшое замкнутое пространство, где очень уютно посидеть, посмотреть на воду или полежать на настиле, глядя в небо. Так появилась пятая зона в нашем саду.

Следующий год был для нашего сада также продуктивным. Удалось решить сразу несколько задач. Первая из них была насущной необходимостью. Чтобы зимой избежать опасности схода снега и льда на проходящих вдоль дома людей, муж соорудил настил под крышей в виде энгавы (японские проходы-галереи) по всей длине стены. Однако в результате этого появилась опасность поломки деревьев и кустарников, т.к. теперь лед со снегом пролетали значительно дальше. Все растения необходимо было с этого места убирать. Я долго ломала голову, как оформить небольшой кусочек сада, не используя кустарников или деревьев. Газон или цветники по стилю не подходили. Сад камней? Для этого места маловато. И тогда я решила использовать то, что уже было: небольшой уклон. Я усилила его, создав идеальное место для сухого ручья в низине. А берега засадила очитком шестиугольным, бросив кое-где камни и многолетники. Таким образом была решена проблема. А чтобы связать эту часть с остальным садом, я сделала небольшие плоские возвышенности с очитками и с другой стороны дома, избавившись там от газона.

Последняя задача была самая интересная. На нашем участке изначально стояла шестиугольная беседка. Несколько раз мы ее переделывали, пытаясь подстроить под общий стиль сада, но идеальной она так и не стала. И тогда мы с мужем решили снести беседку, а на этом месте построить чайный домик. Идея понравилась нам не только из-за внешней привлекательности, но также и по практическим соображениям. В беседке можно было лишь сидеть за столом, тогда как чайный домик позволял развалиться на подушках и даже полежать, глядя на сад. Кроме того, благодаря скользящим окнам и дверям (сёдзи) мы теперь можем менять климат внутри. В жаркий день закрытые окна с солнечной стороны сохраняют прохладу. Если же день ненастный, мы открываем только южную сторону, впуская тепло и избегая сквозняка. Перед чайным домиком, в зарослях серой спиреи нашлось место для цукубай. Нам хотелось подыскать для него камень с натуральным углублением, а не ставить искусственно сделанную чашу. Такие натуральные камни очень ценятся в Японии, и даже стоят там намного дороже. У нас же цена ничем не отличается от камня любой другой формы, но найти его все равно довольно сложно. Наконец подходящий камень был найден, и теперь, сидя в чайном домике, можно слушать журчание струи из бамбука и наблюдать, как вода неторопливо течет по шероховатым неровностям камня.

На следующий год сад был почти готов. Мы еще кое-что меняли, добавляли или убирали растения, оформляли полоску земли за забором, но в целом сад сильно не менялся. Возможно, в будущем у нас появятся новые идеи, которые мы захотим воплотить в нашем саду, а может быть, мы посчитаем, что творческую энергию лучше направить на другие сады, а этот пусть теперь набирается сил. Время покажет. По крайней мере, мне кажется, что свою основную задачу здесь я выполнила. Мне очень комфортно и уютно в нашем саду. Он успокаивает, поднимает настроение, причем, в любую погоду и в любое время года. Наверное, поэтому я и назвала свой сад «садом душевного спокойствия», по-японски «Ансин».

 

Текст И. Андриановой

Японский сад в Москве. — мои записки — LiveJournal

Бабье лето в Японском саду Ботанического сада Первопрестольной.
(снимал 22 сентября 2012 года, комментарии собрал из интернета)

Японский сад был создан в 1983-1987 г.г. в качестве дара Японии Советскому Союзу. Открывал сад посол Японии в СССР Акира Сигемицу. Освещал синтоистский священник–каннуси.
Японский сад, правильнее – Буддийский сад – культовое сооружение, изображающее буддийский рай.
Сооружена она на площади 2,7 га по проекту ландшафтного архитектора Кена Накаджимы при участии архитектора Такео Адачи. Кена Накаджимы лично участвовал в земляных работах.

1.Каменная тринадцатиярусная пагода XVIII века, символизирующая здание буддийского храма, привезена из Японии. Ёе возраст — более 200 лет.

Японский сад 234


2. Сдвоенный домик на склоне горы — это «Адзумайя», чайный домик с возвышением для проведения чайных церемоний.

Японский сад 244

Японский сад 414

3. Каменистый Ручей с каскадами водопадов, верхний каскад.

Японский сад 370

Японский сад 366

Японский сад 187

4.Центральный пруд и деревянный мостик – яцухаси (яцу – «восемь», хаси – «мост»). Как следует из названия, он состоит из восьми полотен, причём полотна эти расположены зигзагообразно.

Японский сад 247

Японский сад 426

Японский сад 252

Японский сад 245

5.Нижний каскад Каменистого Ручья.

Японский сад 166

Японский сад 440

6. Каменный фонарь юки-ми-торо (Yukimi-dоrо (雪見燈籠)) на острове большого пруда. Юки-ми-торо предназначен для любования снегом. Поэтому у него очень широкая плоская крыша. Установлен возле воды, чтобы он мог отражаться.

Японский сад 420

Японский сад 421

7.Большой пруд.

Японский сад 406

Японский сад 404

Японский сад 335

Японский сад 209

Японский сад 210

Японский сад 212

8.Каменный фонарь – Tachidoro (立ち灯籠) типичный каменный светильник опирающийся на постамент. Установлен при входе в сад.

Японский сад 144

9.Каменный фонарь с каменной чашей цукубай ((蹲, 蹲い, 蹲踞, tsukubai)), из которой принято брать воду для приготовления чая для чайной церемонии.

Японский сад 390

Японский сад 392

10. Камни – неотъемлемая часть японского сада.

Японский сад 147

Японский сад 177

11.Растения сада.

Японский сад 171

Японский сад 174

Японский сад 199

Японский сад 203

Японский сад 222

12. Хвойные.

Японский сад 179

Японский сад 201

Японский сад 205

Японский сад 215

Японский сад 254

Японский сад 269

Японский сад 419

13. Клён маньчжурский осенью.

Японский сад 276

Японский сад 307

14. Мостик через большой пруд.

Японский сад 286

Японский сад 301

15. Великолепие красок.

Японский сад 290

Японский сад 300

Японский сад 347

Японский сад 388

Японский сад 412

16.Дорожка.

Японский сад 344

Японский сад 346

17. Ворота.

Японский сад 445

Дизайн сада в японском стиле: символика и основные принципы

Распечатать статью

Кто не мечтает о традиционном японском саде? Компактный, яркий и уютный, он способен придать любому уголку участка уникальность и передать традиции востока.

Японский стиль как ландшафтное направление возник в 8-18 веке, позаимствовав основы у Китая. Главные отличия в оформлении стилей — пространство. В Китае ландшафтный стиль — это всегда парки и обширная территория. В Японии же принято минимизировать пространство. Но всё же, величественные дворцы и храмы также нуждались в благоустройстве, поэтому на сегодняшний момент сад в японском стиле может быть:

— для дворцов

— для жилых помещений

— для храмов

— сады для чайных церемоний

Yaponskij-stil-kak-landshaftnoe-napravlenie

Дворцовые территории подразумевают под собой огромное пространство для восстановления сил и прогулок, поэтому часто на них можно увидеть пересечение множества дорожек и небольшие павильоны, которые помогают созерцать красоту вокруг. Храмовые же предназначены больше для медитаций и созерцания, поэтому ландшафт отличается умиротворенностью и изыском.

Сады для жилых домов всегда примечательны маленькими размерами (3-5 метров) и часто являются копиями ландшафтов. А вот территория для чайного домика представляет собой как бы проход от повседневности в духовный мир, поэтому он должен быть декоративен круглый год. По весне это плодовые деревья и кустарники, летом — самые красивоцветущие цветы, по осени территорию должен украшать клен, а зимой — красивое сплетение ветвей. И только где-то в глубине сада можно заметить тропку, которая ведет непосредственно к домику. Символика японского сада поражает воображение: тут и простор, и игра цвета, и традиции со своим смыслом, и гармония. Сам чайный домик небольших размеров с заниженным дверным проемом, который каждого гостя заставляет приклониться, тем самым намекая на равенство всех людей.

kategorii-yaponskogo-stilyaЕсть и другие категории японского стиля:

По типу рельефа:

— выпуклые

— плоские

По типу доминирования композиций:

— сад камней

— сад мхов

— сад воды

— сады папоротников

По сложности исполнения:

— «син». Сад, наполненный различными композициями: камни, вода, мох и т.д.

— «со» Неполная форма, при которой используются отдельные декоративные элементы, но они обязаны составлять гармоничную общую картину, а также быть целостностью по отдельности.

— «ге» В таком саду за основу берутся одиночные элементы, которые вместе создают целостную картину. Весь ландшафт вокруг как бы является частью главных акцентов.

Кокэдэра или «сад мхов». Считается самым древнейшим садом, возведенным еще в 14 веке. Основная цветовая палитра — зеленые оттенки — успокаивающие и умиротворенные. Посреди сада — озеро с небольшими островками, которые создают атмосферу покоя и уединения.

А вот самый знаменитый сад камней — Тэнрюдзи в Киото состоял преимущественно из кустарников и камней, которые располагались так, чтобы они сменяли друг друга цветением круглый год. Очень часто сад камней представляет собой территорию, засыпанную гравием, создающим геометрические поверхностные волны, напоминающие море.

Если сад камней находится на территории храма, служители каждый день по несколько раз выравнивают волны и дорожки, чтобы не нарушилась целостность линий. Каждый наблюдающий в разное время года и при уникальном освещении видит в этих композициях что-то индивидуальное и уходит в глубокие размышления.

Simvolika-yaponskogo-sada

Сад воды. Согласно древней религии Японии — синтоизму, всё вокруг: камни, растения, водоемы являются обитанием невидимых духов — ками. Сад воды, прежде всего, это умиротворение и покой: пруды, водоемы, журчание воды, шепот пересекающихся потоков. Считается, что вода отгоняет злых духов, помогает разгрузиться от повседневности и вносит в сознание просветление. На сегодняшний день в Японии сохранилось множество садов воды, таких как Сюгаку-ин, сад дворца Кацура, Кинкакудзи. Все они находятся под охраной и надзором.

Каковы же основные принципы и правила при создании сада в японском стиле?

Так как японские традиции складывались веками, дизайн японского сада представляет собой сложную систему, в которой любой отдельный элемент и композиция по-своему важен и несет в себе особый смысл. Главная цель — добиться максимальной гармонии и создать пространство для созерцания красоты.

dizajn-yaponskogo-sada

1. Принцип простоты и максимальной отдачи. Японцам нет равных в создании минималистичных садов, несущих необъятность мироздания. Увидев маленький японский сад, можно окунуться в атмосферу, наполненную легендами, традициями и духовностью.

2. Естественность на первом месте. В Японии природа и всё что ей создано считается идеальностью. Её можно довести до совершенства, внести индивидуальность, но нельзя создать. Так, например, вы никогда не увидите в японском стиле водоемы квадратной или прямоугольной формы.

3. Асимметрия. Композиции и элементы декора в пространстве располагаются ассиметрично. Даже при стрижке растений японские садовники держатся данного принципа, подстригая крону неравномерно.

4. Вода. В большинстве садов водоем — незаменимая часть ландшафта, так как вода символизирует жизнь и перемены. Это своеобразный «двигатель» сада, на котором основываются многие концепции.

Sadovye-dorozhki5. Нечетные числа. Всё, что в множественном количестве присутствует в саду должно быть нечетным. Это заимствовано, прежде всего, из религии японцев, которые к слову очень суеверны и верны религии.

6. Естественная цветовая палитра. В японском стиле зеленый цвет является доминирующим, вы не найдете в нем преобладание другой гаммы, поэтому основные акценты создаются благодаря экспериментам с текстурой хвои и листьев. Цветовые акценты часто используются только для подчеркивания сезонов года.

7. Больше свободного пространства. Чтобы самостоятельно добиться должного эффекта в создании японского сада, необходимо помнить о пространстве. Никакой пышности и шика — пространство должно олицетворять свободу.

8. Садовые дорожки. У многих садоводов возникают вопросы именно на данном этапе построения японского сада. В Японии дорожки часто являются не только элементами зонирования, но и произведением искусства. Часто это плавные волнообразные тропы, которые при каждом повороте открывают взору что-то новое.

9. Уединение. Как мы разобрали выше, японские сады часто используют для осмысления жизни, медитаций и уединения. Именно поэтому часто их скрывают от чужих глаз, чтобы подчеркнуть атмосферу.

10. Направленность. Психологически, так уж сложилось, что взгляд человека имеет направление: слева направо. Данное правило также работает при расположении элементов, не стоит о нем забывать. Например, правильно составленная композиция из камней, играющая со взглядом зрителя, способна внести глубину в любое пространство.

Самые главные принципы мы разобрали, но всегда стоит помнить, что наша цель не скопировать японский сад, а сотворить что-то особенное, уникальное и индивидуальное, не теряя традиции и духовность Японии, даже если элементы считаются не слишком характерными для стиля.

Celi-napravlenie-yaponskogo-sada

Цель и направление японского сада.

Японский сад — это уникальное произведение искусства в ландшафтном благоустройстве. Природа для японцев с древних времен символ красоты, умиротворения. Религии, философии и идеи плотно пересекаются с окружающим миром. Прежде всего, это скрытый от повседневности уголок, который помогает помедитировать, привести мысли в порядок, полюбоваться красотами и обрести покой. Всё, что скрыто в природе обладает магическими силами, которые направляют каждого человека на свой путь. Природа помогает познать себя, так как является фундаментом человечества. Сад — особое место для любого японца, что и пытаются интерпретировать архитекторы японского стиля.

МАФы японского сада.

Камни в японском саду. 

При создании любого сада основой является скелет, состоящий из основных элементов и второстепенных, которые служат дополнением. Камни — и есть скелет японского сада. Ещё с давних времен они символизируют мужское начало «янь». Разнообразие форм, размеров и текстуры камней помогают проявить самую смелую фантазию: и высокие вертикальные, и низкие вертикальные, арочные, лежачие, круглые, с углами — на любой вкус и цвет. Возвращаясь к принципам японского сада, напоминаем, что лучше использовать их в нечетном количестве: 3,7,9. И обязательно экспериментируйте с размерами: так получится изысканнее и интереснее.

Kamni-skelet-yaponskogo-sada

Камни подбирают по форме, цвету, структуре. Необходимо обратить внимание не на искусственные, обработанные камни, а на естественные формы, которые встречаются в природе. Идеально смотрятся необычные камни, имеющие отверстия, слегка покрытые естественной ржавчиной или мхом, а также подводные представители — из рек и озер. Для усиления эффекта их располагают с наклоном к земле или слегка присыпают грунтом.

Вода в японском дизайне. 

Как мы говорили ранее, водной глади японцы придают особое значение. Если камень характерен для мужского начала, то вода это женское «инь». Это символ жизни, движения и покоя одновременно. Вода в японском саду реализуется в качестве пруда, ручья или водопада. Также уместно использовать «сухой ручей», но не допускается оформление фонтанами неестественной формы.

Типы водоемов:

Пруд. В основном им оформляют большие сады. Форма — естественная, со своими закругленными краями и впадинами. Уровень водной глади должен совпадать с берегом, исключая применение облицовки. Берега декорируются в естественном стиле, создавая зеркальные картины на поверхности воды.

Ручей. Требует гораздо меньшей площади, может характеризоваться спокойным штилем, или бурным течением.

Водопад.

Считается самым популярным водоемом. Обратите внимание на предложения на рынке: есть водопады и переносные, и для маленьких садов — главное, чтобы присутствовал шум воды. Очень часто для его оформления применяется один основной камень, по которому течет струя воды и два более компактных камня, которые имитируют русло.

Сухой ручей в японском стиле.

Доступная альтернатива водоему. Он может быть как спокойным, так и раскрываться в бурный поток. Для этого нужно просто расчистить площадку и высыпать гравий или щебень, нанеся граблями рисунок.

Yaponskij-sad-rasteniya

Японский сад — растения, как переход от одного сезона к другому.

Как и во многих садах, растения несут в себе какую то смысловую нагрузку. Их подбирают не только с учетом микроклимата, но и для передачи решений и идей. Задача растений японского сада — передать смену времен года. При выборе саженцев помните, что японцы очень редко используют экзотические растения, выбирая преимущественно знакомых, местных представителей. Несмотря на то, что в средней полосе многие из этих растений не смогут комфортно произрастать и зимовать, всегда можно подобрать аналоги, которые прекрасно впишутся в композицию и не доставят особых хлопот.

Дорожки в японском стиле. 

Извилистые тропы также являются скелетом сада. Они уводят человека в самые удивительные уголки территории, направляя его взор и как бы управляя временем. Дорожки в японском саду могут быть из любого материала, различных форм и размеров для каждого участка. В основном это камни, но могут использоваться и спилы, бревна и доски. Независимо от того, какой формат вы выбрали, дорожки не должны быть с резкими поворотами и углами.

Yaponskij-sad-rasteniya Yaponskij-sad-rasteniya

Не менее важный декор японского сада — фонари.

Игра цвета, форм и оттенков… Как же приятно ходить вечером среди фонарей! Их используют в композициях с дорожками, растениями, камнями. Рынок на сегодняшний день предлагает огромный выбор освещения: и скрытые от глаз светильники, и величественные царские подсвечники, и открытые фонарики, напоминающие по форме домики — на любой вкус. При установке стоит обратить внимание на то, что японские фонари для сада применяются не только в качестве украшения, но и раскрывают вечерний сад, подчеркивая изящность и уникальность.

Ограждения в японском саду. 

Не менее важным в саду является зонирование. Разделить участок на зоны, чтобы не спеша гулять по нему и открывать новые границы — затруднительный, но увлекательный процесс. В японском саду часто используются бамбуковые заборы, изготовление которых в Японии считается особым искусством. Также стоит обратить внимание на заборы из плетеной ивы.

Арка на входе в японский сад. 

Будет намного интереснее, если вход в ваш японский сад будет украшать арка. Главное — грамотно подобрать для нее место. Беседки и другие сооружения для отдыха часто располагают на открытом пространстве, чтобы подчеркнуть их выразительность. Они могут реализоваться как из дерева, так и быть плетеными из бамбука. Очень ценится в оформлении зон отдыха — простота, без малейшего намека на излишество.

yaponskij-most-kak-element-dekora

Декоративный мостик в ландшафтном дизайне японского сада. 

Декоративный и функциональный мостик — очень изящный элемент декора, который притягивает к себе взгляды. Как только речь заходит о японском мостике, представляется изогнутый небольшой красный мост, но таковой можно отнести больше к китайскому. Для японского стиля больше характерны зигзагообразной формы или подвесные мосты из бамбука, камня или дерева.

Как мы говорили выше, для японского сада очень большую роль играет свободное пространство и чем его больше, тем гармоничнее выглядит окружение. Как правило, пустоты заполняются мхом, корой, или низкими, неброскими почвопокровными растениями.

Главные правила построения японского сада. 

Для создания настоящего японского сада нужно запомнить несколько особенностей размещения основных элементов. Если вы будете им следовать, то вы не ошибетесь.

1. Дизайн должен соответствовать и подчиняться саду, а не наоборот.

2. Необходимо найти единственно правильное место всем элементам сада: камням, деревьям, декоративным украшениям.

landshaftnyj-dizajn-yaponskij-stil

Пользуясь этими простыми правилами, вы с легкостью создадите на вашем участке ландшафтный дизайн, японский стиль которого будет многие годы вызывать восторг у вас и ваших гостей. И помните: красивый сад — это ухоженный сад. Как бы вы не разместили растения, композиции и элементы, следите за их внешним видом и ваш сад станет завистью соседей. Если у вас по каким либо причинам не получается спроектировать японский сад или не хватает времени, вы всегда можете обратиться к нам за помощью и наша команда профессионалов с удовольствием создаст атмосферу Японии на вашем участке. Подробнее об услуге «Ландшафтный дизайн»  https://romashkino.ru/landshaftnoe-proektirovanie/

выбор древесных и травянистых, символика

Обустраивать сад на загородном участке можно с разной целью. Кто-то создает его для созерцания, а кто-то продумывает место для отдыха с безупречно ровным газоном, плодоносными деревьями. На сегодняшний день большой популярностью пользуются традиции других стран, в частности культурные особенности Японии.

Выбор растений для японского сада

Создавая японский сад, нужно не забывать, что такой стиль предполагает применение максимального количества материалов природного происхождения. Кроме японской кухни, развлечений и киноискусства, Япония славится невероятными садами, выдержанность и гармоничность которых не перестает удивлять.

Если вы без ума от японского ландшафтного дизайна и хотите получать удовольствие от созерцания японского сада на своей загородной территории, вам нужно узнать об особенностях творения японского искусства, а также о растениях, которые идеально впишутся в него.

Как планировать японский сад на вашем участке?

Планировка японского сада и его дизайн не слишком отличаются от европейских традиций обустройства загородной территории. Тем не менее, стоит изучить этапы его создания более детально. Это позволит правильно расставить акценты на каждом из этапов обустройства участка.

При создании парка в японском стиле, вам в первую очередь нужно определиться с дизайном, предназначением, наполнением и местом, где он будет находиться.

Японский сад и его типы

В древней Японии сады выполняли исключительно пейзажную функцию. Со временем они стали местом, где можно было погрузиться в философско-религиозные размышления. Именно таким считается сад в стиле Дзедо, дизайн которых предполагает наличие озера с изломанной линией берега, острова и храма.

Выбор растений для японского садаСхема создания чаши для воды в японском саду.

Затем появился дизайн садов дзен, который считались монастырскими и храмовыми. В таких парках, как правило, отсутствовали растения, а их заменой выступали камни, песок, галька. Эти сады не отличались большими размерами. В них была предусмотрена скамья, дорожка, сосуд цукубаи (сосуд для омовения рук), фонарь из камня.

Обустройство сада в стиле «сухой пейзаж» осуществлялось по следующему принципу: на мелком гравии или на песке, которые считались символом воды, посредством граблей бороздили параллельные выемки, которые олицетворяли бег волн по воде.

Уже в 19 веке японское ландшафтное искусство было дополнено миниатюрными садами, которые носили название «Цубонива». Такие мини-парки создавались непосредственно вблизи жилых построек.

В этих садах обязательны цукубаи, орибе, дорожки, ступеньки из камня. Что касается растений, то с ними важно не переусердствовать – их должно быть минимум. Этот миниатюрный парк символизирует слияние человека с природой и показывает необъятность мироздания на скромной территории.

Как правильно выбирать растения для создания японского сада?

К выбору растений для японского сада нужен особый подход. Символом изменчивости вселенной в этом случае будут выступать цветущие, листопадные кусты и деревья, а символом постоянства – вечнозеленые растения.

Наполнением японского сада должны стать растения одинакового цвета с зелеными листьями. Большую роль играет фактура и форма последних. В парке, оформленном в японском стиле, не предусмотрены яркие цвета. Наиболее оригинальными в саду являются топиарные фигуры, формованные растения, бонсай. Довольно эффектно смотрятся зонтичные и плакучие формы растений. Стоит отметить, что увлекаться совмещением различных форм не следует, так как для японских садов характерны гармоничные композиции.

Выбор древесных растений

Выбор кустарниковых и древесных форм растений достаточно большой. Для японского сада идеально подойдут можжевельники, сосны, ели, вечнозеленые азалии, восточные разновидности клена. С наступление весны парк в японском стиле будет наполнен ароматом цветущих фруктовых деревьев (вишни, яблонь, абрикос). Кроме всех этих перечисленных деревьев, в саду высаживают также мелкоплодные яблони с зонтиковидной или плакучей формой кроны, деревья с малиновыми и розовыми цветками. В японских садах не принято, чтобы деревья росли свободно, без своевременного ухода. Важно, чтобы их периодических подстригали и придавали им красивую форму.

Выбор растений для японского садаПланировка японского сада.

Японский метод стрижки древесных и кустарниковых растений имеет значимые отличия от европейского. В садах странах Европы применяются кубические, пирамидальные, шаровидные и прочие затейливые формы. В садах японского типа растения формируются по иным принципам, которые максимально приближены к природному ландшафту.

В японском ландшафтном дизайне дерево считается обычным растением, которое будет расти в иной экологической обстановке. Недопустимо, чтобы в мини-садах присутствовали деревья внушительных размеров. Таким же правилом следует руководствоваться при выборе растений. Пропорции должны соблюдаться по следующему принципу: чем большую площадь занимает сад, тем скромнее должны быть размеры растений, произрастающих в нем.

Выбор растений для японского садаСоздание «острова Журавля» в японском саду.

Россия не может похвалиться огромным количеством растений, которые допустимы к формовке. Отлично поддаются стрижке мелколистные кустарники. Задавая форму кустарникам и кронам деревьев японского парка, следует придерживаться одного метода, который предполагает индуцированное искривление стволов, устранение мелких и слабых веток. Крону необходимо формировать таким образом, чтобы визуально дерево выглядело сбалансированным. Методы и способы формовки точно такие же, что и при формировании бонсай. Период формирования крон деревьев составляет 15-20 лет.

Как правильно подобрать растения для цветочного оформления?

Что касается оформления цветочной зоны в японском мини-саду, то в отличие от европейских традиций, цветочный декор выступает самостоятельным элементом оформления территории. В классическом японском саду цветы считаются дополнением чего-либо. Сады в стиле природного пейзажа имеют отношение к исторически-древнему типу. Как правило, они имеют большую площадь, на которой высаживаются по большей части кустарники и деревья. Именно в таком саду можно наблюдать японский многолетник с большими цветами.

Мини-сады способны вмещать в себя различные виды растений. В абстрактных садах камни берут на себя роль фона, что особенно гармонично сочетается с почвопокровными растениями.

В садах, предназначенных для чайных церемоний, важно подчеркнуть естественную красоту. Колористический эффект обусловлен растениями, которые на протяжении всего сезона меняют окрас листьев.

Дизайн парка в японском стиле предполагает высаживание травянистых растений. Это может быть папоротник, ревень, хосты. Одобряются в саду пионы и ирисы, хризантемы, купальница.

В форме лиан идеально подойдут ломоносы, амурский кирказон, девичий виноград.

Выбор растений для японского садаСхема создания альпинария.

Что символизируют растения в японских садах?

У каждого из растений, которое произрастает на территории японского сада, имеется символическое значение. Клен выступает символом мудрости, великодушия и величества. Это растение особенно почитается японцами. Клен чаще всего можно увидеть в садах пожилых людей, которым не занимать жизненной мудрости.

Сосна —  символ мужества, героизма и оптимизма. Такое дерево могут высадить в своем саду людям, которые сильны духом. Ива – символ женственности и покорности. Это дерево способно подарить парку умиротворение и уют.

Выбор растений для японского садаЦветник в японском саду: 1 — клен пальчатый, 2 — бамбук фаргезия Муриэль, 3 — рододендрон якушманский, 4 — папоротник блехнум колосистый, 5 — осока подорожниковая, 6 — хоста на ковре из азореллы трехвильчатой.

Наибольшее значение в японской флористике придается цветам. В Японии создана система их значений, которая популярна во всем мире. Эта трактовка учитывается также при обустройстве садов.

  • Роза – символ любви. Белая роза означается платоническую любовь, красная – страсть. Розы в розовых оттенках можно встретить в саду японцев, которые испытали тихую и застенчивую любовь.
  • Гортензия считается символом слабовольности, жадности, самолюбованием.
  • Георгин воплощает в себе отзывчивость, дружество.
  • Азалия – символ семейного благополучия. Этот цветов в японской флористике символизирует верность, любовь, преданность.
  • Нарцисс в саду Японии считается символом оптимизма и веселья.
  • Сакура – цветок, символизирующий любовь, дружбу, готовность всегда прийти на помощь в беде.

Если хозяин сада живет в грусти и печали, об этом могут свидетельствовать увядающие и засохшие листья растений. Полянки, сделанные из мха, могут выступать образом защиты от покровительства. При выборе растений для японского сада, большое значение нужно уделить форме кроны, оттенкам листьев.

Растения в парке, оформленном в японском стиле, нужно высаживать таким образом, чтобы они были единой группой, но при этом их можно было просмотреть отдельно с разных сторон.

: Достопримечательности :: Туризм :: Россия-Инфоцентр

Экспозиция «Японский сад», расположенная на территории Главного ботанического сада Академии наук в Москве, открылась для посетителей 10 июня 1987 года. Сад создан по проекту выдающегося японского ландшафтного архитектора Кена Накадзима при содействии фонда. архитектор Адачи Такео, спроектировавший все павильоны и мосты. Японский сад в Москве часто является местом проведения выставок и чайных церемоний, а также источником вдохновения для некоторых художников.

250 тонн камней разных размеров были привезены в Москву из Западной Украины, чтобы сформировать ландшафт сада — они стали органичным фоном, соединяющим все части сада. Валуны Подмосковья были непригодны, так как округлые формы гранитных камней маренового цвета были нетипичны для ландшафтов Японии. Согласно японской пословице, «сад начинается с того, что собирают похожие по характеру камни», поэтому Московский японский сад приобрел традиционный вид только тогда, когда все камни были размещены в правильном порядке.

Первым архитектурным сооружением сада были бамбуковые ворота, согласно главному правилу, предписывающим начинать создание сада с выбора священного места и устройства входа. Когда было закончено формирование рельефа и строительство павильонов, в саду была устроена 13-ступенчатая каменная пагода, привезенная из Японии; сейчас пагода является композиционным центром проекта и ей почти 200 лет.

Создание Японского сада в Москве превратилось в огромный научный и общественный эксперимент.Русские делали то, чего никогда раньше не делали, а японцы позже признались, что это был самый сложный проект в их практике и, следовательно, их любимый. В результате на территории 2,7 га был создан такой нетипичный для России чудесный пейзаж. Известно, что японские сады отличаются от всех остальных садов большим количеством символических элементов. Каскады небольших водопадов, пруды с мини-островками, павильоны в традиционном японском архитектурном стиле, каменная пагода и каменные фонари помогают посетителям поверить в существование гармонии между природой и деятельностью человека.

В экспозиции представлено более 100 видов растений, многие из которых привезены с острова Хоккайдо в Японии: сакура, вяз Давида, рододендрон японский, клен моно и многие другие. Как и было задумано, все времена года так или иначе делают сад очаровательным. Зимой он выглядит заброшенным и побеленным. Весной посетители могут полюбоваться цветением сакуры, которое длится 3-4 дня, как в Японии. Абрикосы и рододендроны также являются яровыми растениями.Цветок ириса вместе с серебристой лавандой и спиреей символизирует начало лета. Осень — невероятно красивая пора в Японском саду: посетители могут увидеть красные листья клена и темно-фиолетовые листья рододендронов.

Экспозиция открыта с мая до середины октября с 12:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника и четверга, и с 12:00 до 20:00 в субботу и воскресенье.

Источники: www.krasivoe.ru
www.botaner.ru

Наталья Лаврентьева

,

Японские сады

Дизайн сада — важный вид японского искусства, совершенствуемый более 1000 лет. Сады превратились в множество стилей с разными целями, включая прогулочные сады для отдыха лордов периода Эдо и сухие каменные сады для религиозного использования монахами дзэн. Великолепные сады можно найти по всей Японии, особенно много в бывшей столице Киото.

Ниже приведены лучшие сады Японии по версии japan-guide.com редакторов и пользователей:

1

Кенрокуэн, построенный в Канадзаве для удовольствия бывших феодалов, выглядит как собрание множества прекрасных садов, которые включают множество прудов, ручьев, холмов, рощ, цветников, а также несколько павильонов и чайных домиков.

2

Тщательно ухоженный относительно недавно созданный сад в Художественном музее Адачи недалеко от Мацуэ выглядит почти сюрреалистичным.Выдающаяся коллекция японской живописи.

3

Прогулочный сад Императорской виллы Кацура в западном Киото — один из первых и лучших в своем роде. Для осмотра сада необходимо предварительное бронирование.

4

Покрытый мхом сад Кокедера в Киото (Моховой храм) — один из самых знаменитых в стране.Чтобы увидеть сад, необходимо предварительное бронирование по почте и участие в сеансе копирования сутры.

5

Рекреационный сад бывших местных лордов Рицурин Коэн в Такамацу — один из самых красивых садов для прогулок в Японии с прудами, чайными беседками и пешеходными тропами.

6

Храм Рёандзи в Киото является домом для самого известного из всех каменных садов в Японии.Старайтесь приходить в будние дни рано утром или поздно вечером, чтобы не было толпы.

7

Коракуэн — еще один из лучших садов Японии для прогулок. Он стоит рядом с замком Окаяма, бывшие жители которого использовали его для развлечения гостей и самих себя.

8

Храм Дайтокудзи — идеальное место для тех, кто интересуется садами дзэн.Дайтокудзи, состоящий из почти двух десятков подхемов, предлагает большое количество и разнообразие прекрасных садов.

9

Sankeien в Йокогаме — лучший сад в районе Большого Токио, с центральным прудом и множеством исторических зданий, перенесенных туда со всей Японии.

10

Бёдоин — лучший из сохранившихся образцов Сада Чистой Земли.Знаменитый Зал Феникса изображен на монете достоинством 10 иен. Неподалеку находится уникальный музей храмовых сокровищ.

Вопросы? Задайте вопрос на нашем форуме.

,

Японские сады: типы садов

Сады строились на протяжении всей истории, как правило, ведущими классами — аристократами, монахами, воинами, политиками и промышленниками — для различных целей, таких как развлечения или религиозное исполнение. Эволюцию садов можно примерно согласовать с историческими периодами Японии, чьи современные культурные и религиозные характеристики отражены в различных типах садов. Хотя некоторые из этих типов садов со временем исчезли, другие живут сегодня.

Ранняя Япония (до 794 г.)

Одной из самых ранних форм садов в Японии были священные места посреди природы, которые люди отметили галькой. Еще до появления китайской культуры с материка, эту раннюю форму сада можно узнать в некоторых древних синтоистских святилищах, например в святилищах Исэ, здания которых окружены широкими галечными площадями.

Камни, используемые для обозначения священных земель (Храм Исэ)

Широкое распространение китайской культуры и буддизма 6-го века на дизайн японских садов, оказавших сильное влияние.В то время при императорских дворцах были построены сады для отдыха и развлечения императора и аристократов. Они представили пруды и ручьи как свои основные точки, содержали много буддийских и даосских элементов и попытались воспроизвести известные пейзажи.

К сожалению, ни один из этих ранних дворцовых садов не сохранился. Однако, основываясь на археологических находках в Нара, Восточный дворцовый сад во дворце Хейджо был тщательно реконструирован и открыт для публики в 1990-х годах и дает посетителям хорошее представление об этих ранних типах дворцовых садов.

Ранний аристократический сад с прудом (Сад Восточного дворца во дворце Хейджо в Наре)

Период Хэйан (794-1185)

В относительно мирный период Хэйан столица была перенесена в Киото, где аристократы уделяли много времени искусству. Они начали строить Shinden Gardens в своих дворцах и виллах, большие сады, которые использовались для изысканных вечеринок и развлекательных мероприятий, таких как катание на лодках, рыбалка и другие развлечения.

Сады Синдэн подробно описаны в классическом романе «Повесть о Гэндзи».Созданные по китайским концепциям, в садах были большие пруды и острова, соединенные арочными мостами, по которым могли проходить лодки. Покрытая гравием площадь перед зданием использовалась для развлечений, а один или несколько павильонов простирались над водой. Ни один сад Шинден не сохранился до наших дней, но некоторые из их больших прудов были включены в более поздние сады, например Пруд Осава в храме Дайкакудзи в Киото.

Остатки сада Синдэн (пруд Осава в храме Дайкакудзи в Киото)

В конце периода Хэйан буддизм Чистой Земли приобрел популярность, обещая своим приверженцам место в Западном раю Будды Амиды или Чистой Земли.Следовательно, сады были построены, чтобы напоминать этот буддийский рай. По дизайну они похожи на Shinden Gardens, в них есть большой пруд с цветами лотоса и островами, а также красивые павильоны.

Нет полной Сад Чистой Земли сохранился, однако храм Бёдоин Удзи и храм Моцудзи Хираидзуми сохранили многие основные элементы садового типа. Элементы сада чистой земли также сохранились в Сирамизу Амидадо в Иваки.

Сад Чистой Земли (Храм Моцудзи в Хираидзуми)

Периоды Камакура и Муромати (1192-1573)

В начале периода Камакура завершился переход власти от аристократического двора к военной элите.Военные правители приняли недавно представленный дзен-буддизм, который оказал сильное влияние на дизайн садов. Сады часто строились рядом с храмовыми зданиями, чтобы помочь монахам в медитации и религиозном продвижении, а не в развлекательных целях.

Сады также стали меньше, проще и минималистичнее, сохранив при этом многие из тех же элементов, что и раньше, такие как пруды, острова, мосты и водопады. Самым радикальным шагом вперед в направлении минимализма стал Karesansui Dry Garden , в котором для представления всех элементов садового ландшафта используются только камни, гравий и песок.

Многие сады этого периода до сих пор сохранились в Японии, особенно в ведущих храмах дзэн Киото, таких как Рёандзи, Дайтокудзи, Тэнрюдзи и Кокедера. Некоторые старые образцы также можно найти в Камакуре, в том числе ранние дзэн-сады Дзуисендзи и Кенчодзи.

Сухой сад Каресансуи (храм Рёандзи в Киото)

Период Адзути-Момояма (1573-1603)

Чайные сады (Чанива) уже появлялись в предыдущие периоды для проведения чайной церемонии, но достигли пика своего развития в период Адзути-Момояма, когда современные мастера чая усовершенствовали и усовершенствовали свой дизайн и наполнили его духом «ваби» или деревенской простоты, за что они известны сегодня.

Чайные сады просты и практичны. От входа в чайный домик ведет каменная дорожка. Каменные фонари обеспечивают освещение и являются декоративным элементом, а умывальник (цукубай) используется для ритуального очищения. Сегодня в Японии можно найти много чайных садов, хотя многие из них включены в более крупные садовые конструкции.

Чайный сад (храм Котоин в Киото)

Период Эдо (1603-1867)

В период Эдо дизайн садов отошел от минимализма периода Муромати, поскольку правящий класс заново открыл для себя склонность к экстравагантности и отдыху.Продуктом были большие сады для прогулок с прудами, островами и искусственными холмами, которыми можно было любоваться с различных точек зрения по круговой тропе. Многие прогулочные сады также включали элементы чайных садов.

Региональные феодалы построили прогулочные сады как в своих родных городах, так и на своих второстепенных виллах, которые они должны были поддерживать в Эдо (нынешний Токио). Поэтому сегодня прогулочные сады обычно можно найти в бывших замковых городах и разбросанных по Токио.Среди самых знаменитых садов для прогулок — Кэнрокуен Канадзавы, Коракуэн Окаямы, Рицурин Коэн Такамацу, Императорская вилла Кацура в Киото и Рикугиэн и Койсикава Коракуэн в Токио.

Прогулочный сад (парк Суйдзэндзи в Кумамото)

Напротив, Цубонива — это небольшие сады, которые стали популярными среди городского населения. Эти мини-сады (цубо — это площадь из двух циновок татами) заполняли небольшие внутренние дворики внутри или между таунхаусами и обеспечивали прикосновение к природе, а также свет и свежий воздух.Из-за своего размера они обычно имели небольшое количество декоративных элементов и не предназначались для размещения.

Цубонива можно увидеть в некоторых исторических торговых домах, открытых для публики. Они также остаются популярным типом сада сегодня среди людей, которые хотят включить в свой дом небольшой зеленый участок, но не могут позволить себе роскошь обильного пространства.

Цубонива (Торговый дом в Нарамачи)

Современные сады (с 1868 г. по настоящее время)

В период Мэйдзи Япония вступила в эпоху быстрой модернизации и вестернизации.Были построены городские парки в западном стиле, и многие из ранее частных прогулочных садов были открыты для публики. Политики и промышленники стояли за строительством новых частных прогулочных садов, которые часто содержали западные садовые элементы, такие как цветочные клумбы и открытые лужайки. Многие из этих садов были построены в новой столице Токио, например, Киёсуми Тейен.

Некоторые современные садовые дизайнеры также пробовали свои силы в создании более традиционных типов японских садов, хотя они часто включали в них некоторые новые идеи.Хорошими примерами являются дзен-сады храма Тофукудзи в Киото и каменный сад за храмом Конгобудзи на Коясане, датируемые 1930-ми годами, или даже более поздние сады Художественного музея Адачи возле Мацуэ.

Современные сады (Художественный музей Адачи близ Мацуэ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *