Википедия постмодернизм: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов
Постмодернизм — Википедия — Тысячи капель за распахнутым настежь окном. — LiveJournal
Музей Гуггенхайма в Бильбао — пример архитектуры постмодернизма.[источник?]
Постмодернизм (лат. post — «после», фр. moderne — «новейший», «современный»), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических[источник?] художественных направлений конца XX века[источник?]. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей[источник?]. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования[источник?].
Содержание
[убрать]
* 1 История возникновения
* 2 Характерные особенности
o 2.1 Отличие постмодернизма от модернизма
* 3 Постмодернизм в философии
* 4 Постмодернизм в кинематографе
* 5 Постмодернизм в литературе
* 6 Постмодернизм в изобразительном искусстве
* 7 Критика постмодернизма
* 8 Примечания
* 9 Литература
* 10 Цитаты
* 11 См. также
* 12 Ссылки
[править] История возникновения
Постмодернизм явился результатом отрицания. Термин этот появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин этот не приживается. В 1947 году А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Американский теолог X.Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неовангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.
Возникнув как художественное явление в 1914 году в США (сначала в визуальных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, а позже в дизайне, видеоклипах), постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке. [источник?] Его теоретическое осмысление несколько запоздало, однако с фундаментированием постмодернизма на философии французских постфрейдистов и деконструктивистов справедливость[источник?] была восстановлена.
[править] Характерные особенности
Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.
Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались.[источник?] Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.
Ценностью в п. представляется не всякое многообразие, а только такое, где, как в помойном ведре, всё равноправно и равноценно: «что воля, что неволя; что правда, что неправда; что добро, что зло — всё одно».
[править] Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы. Согласно классификации Ихаба Хасана отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
модернизм постмодернизм
закрытая замкнутая форма открытая разомкнутая антиформа
цель игра
замысел случай
иерархия анархия
мастерство/логос исчерпывание/молчание
предмет искусства/законченное произведение процесс/перфоманс/хеппенинг
дистанция участие
творчество/тотальность/синтез деконструкция/антисинтез
присутствие отсутствие
центрирование рассеивание
жанр/границы текст/интертекст
семантика риторика
парадигма синтагма
метафора метонимия
селекция комбинация
корни/глубина ризома/поверхность
интерпретация/толкование противоинтерпретация/неверное толкование
означаемое означающее
чтение письмо
повествование/большая история антиповествование/малая история
основной код идиолект
симптом желание
тип мутант
фаллоцентризм полиморфность/андрогинизм
паранойя шизофрения
истоки/причины различие/следствие
Бог-Отец Святой дух
метафизика ирония
определенность неопределенность
трансцендентное имманентное
[править] Постмодернизм в философии
Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности. .., такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[1] Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
[править] Постмодернизм в кинематографе
Рубеж между постмодернистом и художником пролегает по границе между цитатой и реминисценцией. Незначительная часть зрелых постмодернистов владеет навыками игры при дозированном смешивании элементов чужого и собственного творчества. В кинематографе к числу последних следует отнести Вуди Аллена, сумевшего в стилистике урбанистического искусства создать калейдоскопический образ Нью-Йорка и коллективный портрет ньюйоркцев; с некоторой оговоркой можно отнести к постмодернистам режиссёра Дэвида Линча, в своих зрелых работах пользующегося кинематографическими клише и сталкивающего их в сюрреалистических пропорциях для выявления мистической абсурдности бытия. Также одним из самых известных приверженцев постмодернизма в кино является Квентин Тарантино.
[править] Постмодернизм в литературе
Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Умберто Эко, Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Милорад Павич, Том Стоппард и др. Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.
Несомненно, не все из перечисленных выше русских авторов считают себя постмодернистами, а, следовательно, несмотря на мнения постмодернистских литературоведов, заинтересованных в пополнении постмодернистской команды как можно большим числом известных литераторов, не являются ими.
[править] Постмодернизм в изобразительном искусстве
В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс [источник?], который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т. д. Другие известные имена: Миммо Паладино, Альберт Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
[править] Критика постмодернизма
Ален Сокал, Жан Брикмон ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УЛОВКИ КРИТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА Перевод А.Костиковой и Д.Кралечкина
Sokal A., Bricmont J. Impostures intellectuelles. P.: Odile Jacob, 1997 http://psylib.org.ua/books/sobri01/index.htm
Сергей Капица Из «Предисловие к русскому переводу»
Жан Брикмон является профессором теоретической физики в Лувенском Университете в Бельгии, а Алан Сокал – профессором физики в университете Нью-Йорка. Именно его статья «Переходя границу: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации», первоначально опубликованная в престижном журнале «Social Texts» в 1996 году, положила начало дискуссии, которую только из скромности можно назвать оживленной. Речь вовсе не шла о сложных вопросах квантовой теории гравитации, поскольку статья представляла собой искусно написанную пародию на современные философские междисциплинарные исследования и была лишена какого-либо физического смысла. Но ее появление поставило под сомнение состоятельность основных авторов, претендующих на создание современной постмодернистской философии. По существу, их несостоятельность была продемонстрирована на практике, – уже тем, как статья Сокала была воспринята рецензентами и редакцией ведущего журнала, заявляющего себя как арена для подобных фундаментальных исследований. Однако последующее обсуждение всего эпизода со статьей, а затем и представленной книги показывает, насколько глубокой и серьезной стала сложившаяся ситуация. О ней можно судить как по самой книге, так и по многим рецензиям, из которых мне хотелось бы отметить отзыв известного биолога и эволюциониста Ричарда Доукинса «Разоблачение Постмодернизма», опубликованный в журнале «Nature» в июле 1998 года.
Для нашего читателя появление этой книги особенно существенно, поскольку в последние годы при полной либерализации рынка идей были изданы многие из рассматриваемых сочинений, а сам постмодернизм стал привлекать все больше некритически мыслящих сторонников, превращаясь, как и на Западе, в моду философствования, метко названную эстетствующим иррационализмом. Более того, в некоторых кругах эта мода переросла в доминирующую тенденцию, уже претендующую на исключительное положение и потому подавляющую любые другие. Эта ситуация не многим отличается от идеологической диктатуры марксистско-ленинской философии, которая мало известна новому поколению, однако более чем знакома старшему. Я все же надеюсь, что силы разума и просвещения победят; но при этом мы должны не только помнить уроки недавнего прошлого, но, и это более существенно, с пониманием и ответственностью относиться к современному положению вещей.
С сожалением надо отметить, что в настоящее время мы видим непрерывный рост не только произвольных, в большинстве случаев отмеченных полным непониманием, но и просто безграмотных сочинений как в области естественных наук, так и современной общественной мысли и философии. В таком сопровождающем нормальный процесс развития и поиска шуме, если ему сопутствует должная нелицеприятная критика, нет серьезной опасности, – пока эта деятельность не принимает организованные формы. Такое объединение носителей «новых» теорий и «основополагающих» идей, часто группирующихся вокруг харизматических личностей, часто действуют по принципу: «молчи, когда с тобой разговаривают». Такие течения, особенно связанные с кругами власть предержащих, представляет особую опасность для свободы мысли в науке и философии, культуре и обществе в годы смены вех, кризиса и разброда.
Быть может, здесь уместна аналогия с преступностью. Пока она представляет маргинальное, пусть и неприятное явление, связанное с деятельностью отдельных лиц, поставивших себя вне общества, она этому обществу в принципе не угрожает: на то и мыши, чтобы коты не дремали. Однако когда преступность приобретает организованные формы она, как мы теперь знаем, уже составляет серьезную угрозу целостности общества и его основным институтам. Может быть отмеченная аналогия имеет больший смысл, чем простое сходство, и даже указывает на общие причины рассматриваемых явлений, принадлежащих, казалось бы к совершенно разным категориям. Действительно, отмеченный выше разрыв между миром вещей и миром идей, сопровождаемый распадом управления обществом и эрозии ценностей и идеалов, которые так долго вырабатывались человечеством и потому так дороги и нужны людям, указывает на общие причины кризиса. Кризиса постигшего не только Россию, но и по существу весь мир. Недаром многими авторами отмечалось, что в современном мире наибольшую опасность представляет моральный кризис, превосходящий по своему значению все остальные, – энергетический и экологический, финансовый и имущественного неравенства, в основе которых лежат ценностные представления.
[править] Примечания
1. ↑ Брайсон В. Политическая теория феминизма. М. : Идея-пресс, 2001. С. 12.
[править] Литература
* Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. — М.: ИНИОН, 1996. — 66 с — (Социология).
* Жан-Франсуа Лиотар Состояние постмодерна. — СПб.: 1998.
* Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск: 1999.
* Илья Ильин ПОСТМОДЕРНИЗМ от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва: Интрада. 1998.
* Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.
* Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. — Москва: Флинта, 1999.
* Ален Сокал, Жан Брикмон Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы — М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 248 с.
* Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. М.: ИФ РАН, 2006, с. 199-214
* Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. — Westport-London.: 1985.
[править] Цитаты
* В политит. культуре П. означает развитие разл. форм постутопической политической мысли. В философии — торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике — постгуманизм постпуританского мира, нравств. амбивалентность личности. Представители точных наук трактуют П. как стиль постнеклассич. научного мышления. (Маньковская Н. Б. Постмодернизм. — Культурология. ХХ век. Словарь. Университетская книга, 1997, с. 349)
* «Западное общество задыхается от собственных загрязнений». (Дениэл Адаме (Daniel J. Adams), Towards a Theological Understanding of Postmodernism)
* «„Постмодернизм“ — это общий и широкий термин, применяемый к литературе, искусству, философии и др. Постмодернизм является реакцией на исключительную претензию научных, объективных попыток объяснить реальность». (Роберт Рассел (Robert Russel), Postmodernism)
* «„Постмодернизм“ имеет дату смерти — 11 сентября 2001 года». (Михаил Эпштейн, «Русский Журнал» — «Речи на поминках постмодерна»)
* «— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Степа. — Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла» — В. Пелевин — ДПП(нн)
[править] См. также
* Википедия:Проект:Словники/Постмодернизм.
[править] Ссылки
* Воронцова Т. И. «Письма» Джона Барта как постмодернистский роман
* Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века
* архитектура постмодернизма на Здания.ру
* Жан Брикмон, Ален Сокал «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» (монография)
* Чарльз Дженкс. Взлёт
Постмодернизм — Википедия
Постмодернизм | это… Что такое Постмодернизм?
У этого термина существуют и другие значения, см. Постмодернизм (значения).
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи[3][4].
Содержание
|
История термина
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре[5].
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Основные трактовки понятия
Постмодернизм в философии
Жан Франсуа Лиотар
Жан Бодрийяр
Юлия Кристева
В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:
- Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
- В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).
- Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
- Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
- По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
- Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану; перевод приводится (выборочно) по: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. — М.: Академический проект, 2004. — С. 394-395. (англ.)русск. | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
Форма (конъюнктивная, закрытая) | Антиформа (дизъюнктивная, открытая) |
Цель, намерение | Игра |
План | Случай |
Иерархия | Анархия |
Мастерство/логос | Исчерпанность/молчание |
Произведение искусства/завершенная работа | Процесс/перфоманс/хэппенинг |
Дистанция | Участие |
Созидание/порождение целостности/синтез | Деструкция/деконструкция/антисинтез |
Присутствие | Отсутствие |
Центрирование | Дисперсия |
Жанр/границы | Текст/интертекст |
Семантика | Риторика |
Парадигма | синтагма |
Метафора | метонимия |
Отбор | Комбинация |
Корни/глубина | Ризома/поверхность |
Интерпретация/прочитывание | Контринтерпретация/неверное прочтение |
Обозначаемое | Обозначающий (субъект) |
Читаемое | Написуемое |
Нарратив/большая история | Антинарратив/малая история |
Код мастерства | Индивидуальные особенности |
Симптом | Желание |
Тип | Мутация |
Генитальность/фалличность | Полиморфизм/андрогенность |
Паранойя | Шизофрения |
Порождение/причина | Отличие-различие/след |
Бог-Отец | Святой дух |
Метафизика | Ирония |
Определённость | Неопределённость |
Трансцендентность | Имманентность |
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку[9] | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
Скандальность | Конформизм |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчётливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством |
Постмодернизм в философии
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.
Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм в искусстве
«Щенок» Джеффа Кунса
«The Painter Prince» (художник — Paul Salvator Goldengreen)
Умберто Эко — яркий представитель постмодернизма в литературе
Роберт Раушенберг, «Велосипеды», Берлин, Германия, 1998
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.
По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).
При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.
Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.
Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.
Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).
Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.
Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).
Примечания
- ↑ http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/ce/1010713.htm?text=&stpar1=1.1.1
- ↑ Дианова В. М. Постмодернизм как феномен культуры
- ↑ Новый философский словарь. Постмодернизм. — Мн.: Современный литератор, 2007. — С. 425.
- ↑ Постмодернизм. Энциклопедия
- ↑ 1 2 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — С.132
- ↑ Усовская Э. А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов. — Минск, 2003. — С. 4-5.
- ↑ Эко У. Заметки на полях «Имени розы».
- ↑ Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература; Флинта; 2002. — 608 с.; 5-89349-108-4
- ↑ В.Брайнин-Пассек. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике. // Новый мир искусства. — Санкт-Петербург, ноябрь 2002.
- ↑ Брайсон В. Политическая теория феминизма. — М.: Идея-пресс, 2001. — С. 12
См. также
- Постмодернизм в литературе
- Постмодернизм в музыке
- Пост-постмодернизм
Литература
- Работы классиков постмодернизма
- Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. — СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с. — (Gallicinium). — 2000 экз. — ISBN 5-89329-107-7
- Изучение постмодернизма
- На русском языке
- Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. — М.: ИФ РАН, 2006. — с. 199—214.
- Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб., 2007.
- Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). — Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с. — (Gallicinium). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-237-5
- Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск, 1999.
- Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.
- Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. — Москва: Флинта, 1999.
- Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы — М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 248 с.
- На иностранных языках
- Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. — Westport-London., 1985.
- Энциклопедии
- Постмодернизм: Энциклопедия / Грицанов А.А., Можейко М.А.. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом; Яндекс, 2001; 2006. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).
Ссылки
- Архитектура постмодернизма на Здания. ру
- Бизеев А. Ю. Переход и переходность в культуре постмодерна. Философствование постмодернизма и современная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология.
- Болдачев А. В. Дряхлый папик постмодерна — Философский памфлет
- Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца XX века
- Хазин М. Л. Постмодерн — реальность или фантазия? — Постмодерн в экономике
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Здание Портленда (Портленд, штат Орегон)
Постмодернизм — это способ осмысления культуры, философии, искусства и многих других вещей. Этот термин использовался по-разному в разное время, но есть некоторые общие черты.
Постмодернизм говорит, что настоящей правды не существует. Он говорит, что знание всегда создается или изобретается, а не открывается. Поскольку знание делают люди, человек не может знать что-то наверняка — во все идеи и факты «верят», а не «известно». Люди верят, что знают, что такое истина, но позже они будут думать, что истина — это что-то другое. Это противоположно «объективности», которая говорит, что истина всегда рядом, и люди должны ее открыть.
Поскольку постмодернизм говорит, что истина — это всего лишь то, что люди изобретают, люди могут верить в разные вещи и думать, что это правда, и все будет правильно. Постмодернизм говорит, что один человек не должен пытаться заставить другого поверить в то, во что он верит, потому что ничего не значит сказать, что одно убеждение правильное, а другое ошибочное. Постмодернизм говорит, что если кто-то имеет веру и пытается заставить кого-то еще поверить в нее, это означает, что он просто пытается получить над ним власть.
Начиная с эпохи Просвещения 18 века и до начала 20 века, многие люди верили, что наука и новые знания сделают мир лучше. Когда ученые или философы открывали что-то новое, это всегда делало общество чуточку лучше. Они думали, что общественный прогресс нельзя остановить. Модернизм особенно верил в это. Но постмодернизм говорит, что реального социального прогресса не существует. В нем говорится, что, хотя некоторые вещи в мире меняются, люди хотят только верить, что мир лучше, чем был. Он меняется, но не становится лучше, потому что «лучшего» не существует.
Постмодернизм говорит, что, поскольку мнения людей меняются и поскольку мнение одного человека не может быть более правильным, чем мнение другого, ничего не значит сказать, что (например) одно произведение искусства лучше любого другого. Постмодернизм говорит, что искусство, музыка и литература, например, могут быть всем, чем их создатель называет. Постмодернистское искусство и литература обычно говорят о себе и высмеивают себя. Они высмеивают «серьезное» искусство и даже идею искусства. Постмодернизм повлиял на многие области культуры, включая литературную критику, философию, социологию, лингвистику, архитектуру, изобразительное искусство и музыку.
Термин «постмодернизм» впервые был использован в 1949 году для обозначения современной архитектуры. Многим людям не нравилась современная архитектура, потому что в ней было слишком много коробчатых форм, и люди не считали ее красивой. Некоторые из них начали движение постмодернистской архитектуры. [1] Постмодернистская архитектура использует поверхностный орнамент, историческую отсылку и менее коробчатые формы.
Идеи постмодернизма можно увидеть в философии, изучении культуры и общества, литературе, архитектуре, дизайне, а также в истории и юриспруденции. Постмодернизм также заставил людей иначе думать о любви, браке, популярной культуре и переходе большей части западного мира от индустриальной к сервисной экономике.
Термин постмодерн обычно означает период времени, когда постмодернистские идеи стали общепринятыми (вторая половина 20 века). [2] Некоторые эксперты считают, что постмодернизм уже закончился, особенно в литературе. [3]
Термин «постмодернизм» часто используется для обозначения разных, иногда противоречащих друг другу (они не могут быть оба правильными) концепций. Общие определения:
- Компактный Оксфордский словарь английского языка: «стиль и концепция в искусстве, характеризующиеся недоверием к теориям и идеологиям и привлечением внимания к условностям». [4]
- Merriam-Webster: либо «относящийся к эпохе после современной, либо относящийся к ней», либо «относящийся к любой из различных движений в ответ на модернизм, которые обычно характеризуются возвратом к традиционным материалам и формах (как в архитектуре) или иронической самореференции и абсурдности (как в литературе)», или, наконец, «теории, относящейся к ней или являющейся теорией, которая включает радикальную переоценку современных предположений о культуре, идентичности, истории или языке». «. [5]
- Словарь американского наследия: «Об искусстве, архитектуре или литературе, которые противоречат более ранним модернистским принципам или относятся к ним, например, путем повторного введения традиционных или классических элементов стиля или доведения модернистских стилей или практик до крайности: интересно с архитектурной точки зрения. .. с его постмодернистскими деревянными будками и скульптурными часами». всего лишь модное слово, которое ничего не значит. Дик Хебдидж в своей книге «Прячась в свете» пишет:
«Когда у людей появляется возможность описать как «постмодернистский» декор комнаты, дизайн здания, диегезу фильма, создание пластинки или «скретч» видео, телевизионную рекламу или документальный фильм об искусстве или «интертекстуальные» отношения между ними, макет страницы в модном или критическом журнале, антителеологическая тенденция в эпистемологии, атака на «метафизику присутствия», общее ослабление чувства, коллективное огорчение и болезненные проекции послевоенного поколения бэби-бумеров, столкнувшихся с разочарованным средним возрастом, «затруднительное положение» рефлексивности, группа риторических тропов, распространение поверхностей, новая фаза товарного фетишизма, увлечение образами , коды и стили, процесс культурной, политической или экзистенциальной фрагментации и/или кризиса, «децентрация» субъекта, «недоверие к метанарративам», замена единых осей власти множественностью властно-дискурсивных образований , «взрыв смысла», крах культурных иерархий, страх, порожденный угрозой ядерного самоуничтожения, упадок университетов, функционирование и последствия новых миниатюрных технологий, широкие социальные и экономические сдвиги в « медиа», «потребительская» или «многонациональная» фаза, ощущение (в зависимости от того, кого вы читаете) «внеместности» или отказа от внеместности («критический регионализм») или (даже) обобщенная замена временных координат пространственными — когда становится возможным описать все эти вещи как «постмодерн» (или, проще говоря, используя нынешнюю аббревиатуру «пост» или «очень пост»), тогда становится ясно, что мы находимся в присутствии модного слова». [7]
Британский историк Перри Андерсон говорит, что постмодернизм является важной концепцией и важен для изучения современной (текущей) культуры. [8]
Мишеля Фуко и Жака Деррида иногда называют философами постмодернизма, хотя ни один из них не использовал слово «постмодерн» для описания себя. (Вместо этого Деррида использовал слово «деконструкция»).
- Модернизм
- Постмодернистское искусство
- ↑ Британская энциклопедия, 2004 г.
- ↑ Влияние на постмодернистскую мысль, Пауль Лютцелер (Сент-Луис)
- ↑ Кирби, Алан 2006. Смерть постмодернизма и не только. Философия сейчас #58.[1]
- ↑ «Архивная копия». Архивировано из оригинала 07 января 2010 г. Проверено 25 октября 2010 г. .
{{цитировать в Интернете}}
: CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (ссылка) - ↑ Определение постмодернизма Мерриам-Вебстер.
- ↑ Рут Райхл, Cook’s, 19 ноября. 89; Определение термина «постмодерн» в словаре американского наследия [2]. Архивировано 25 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ «Постмодернизм и «другая сторона»», в «Теории культуры и популярной культуре: читатель», под редакцией Джона Стори, Лондон, : Pearson Education .2006
- ↑ Перри Андерсон, «Истоки постмодернизма», Лондон: Verso, 1998.
- Баллок, Алан и Тромбли, Стивен. 1988. Новый словарь современной мысли Фонтана . ХарперКоллинз, Лондон. Статья о постмодернизме, стр. 673, написана сэром Малкольмом Брэдбери.
- Лиотар Ж-Ф. 1979. Состояние постмодерна .
- Джеймсон Ф. 1991. Постмодернизм: культурная логика позднего капитализма .
- Марсден Д.Л. 1995. Постмодернизм: библиография 1926-1994.
- Станфордская философская энциклопедия, статья о постмодернизме
Объяснитель: что такое постмодернизм?
Однажды я спросил группу своих студентов, знают ли они, что означает термин постмодернизм: один ответил, что это когда все берешь в кавычки. Это был не такой уж плохой ответ, ведь такие понятия, как «реальность», «истина» и «человечность» неизменно подвергаются тщательному анализу мыслителей и «текстов», связанных с постмодернизмом.
Постмодернизм часто рассматривается как культура цитат.
Возьмите «Симпсонов» Мэтта Гроунинга (1989–). Сама структура телешоу цитирует классическую эпоху семейного ситкома. В то время как злоключения его мультяшных персонажей высмеивают все формы институционализированной власти — патриархальной, политической, религиозной и так далее, — он делает это, бесконечно цитируя тексты других СМИ.
Эта форма гиперсознательной «интертекстуальности» порождает безжалостно ироническое или постмодернистское мировоззрение.
Отношение к модернизму
Сложность определения постмодернизма как понятия связана с его широким использованием в ряде культурных и критических движений с 1970-х годов. Постмодернизм описывает не только период, но и набор идей, и его можно понять только в связи с другим не менее сложным термином: модернизмом.
Модернизм был разнообразным художественным и культурным движением в конце 19-го и начале 20-го веков, общей нитью которого был разрыв с традицией, воплощенной в 19 поэте Эзре Паунде.34 предписание «сделай это новым!».
«Пост» в постмодерне предполагает «после». Постмодернизм лучше всего понимать как сомнение в идеях и ценностях, связанных с формой модернизма, которая верит в прогресс и инновации. Модернизм настаивает на четком разделении между искусством и массовой культурой.
Но, как и модернизм, постмодернизм не обозначает какой-то один стиль искусства или культуры. Наоборот, это часто связано с плюрализмом и отказом от общепринятых представлений об оригинальности и авторстве в пользу стилизации «мертвых» стилей.
Постмодернистская архитектура
Переход от модернизма к постмодернизму наиболее ярко проявляется в мире архитектуры, где этот термин впервые получил широкое распространение в 1970-х годах.
Эйфелева башня в стиле Вегаса. Бен АдамсонОдин из первых, кто использовал этот термин, архитектурный критик Чарльз Дженкс предположил, что конец модернизма можно отнести к событию в Сент-Луисе 15 июля 1972 года в 15:32. В тот момент заброшенный проект государственного жилья Прюитт-Айгоу был снесен.
Построенный в 1951 году и поначалу прославленный, он стал доказательством предполагаемого провала всего модернистского проекта.
Дженкс утверждал, что в то время как модернистские архитекторы интересовались едиными значениями, универсальными истинами, технологиями и структурой, постмодернисты предпочитали двойное кодирование (иронию), народные контексты и поверхности. Город Лас-Вегас стал высшим выражением постмодернистской архитектуры.
Известные теоретики
Теоретики, связанные с постмодернизмом, часто использовали этот термин для обозначения новой культурной эпохи на Западе. Для философа Жана-Франсуа Лиотара постмодернистское состояние определялось как «недоверие к метанарративам»; то есть потеря веры в науку и другие освободительные проекты современности, такие как марксизм.
Литературовед-марксист Фредрик Джеймсон, как известно, утверждал, что постмодернизм — это «культурная логика позднего капитализма» (под которым он имел в виду постиндустриальный, постфордистский, многонациональный потребительский капитализм).
В своем эссе 1982 года «Постмодернизм и общество потребления» Джеймсон изложил основные тропы постмодернистской культуры.
К ним относятся, перефразируя: замена сатирического импульса пародии пастишем; склонность к ностальгии; и фиксация на вечном настоящем.
В пессимистическом анализе Джеймисона потеря исторической темпоральности и глубины, связанная с постмодернизмом, была сродни миру шизофреника.
Постмодернистское визуальное искусство
В изобразительном искусстве постмодернизм ассоциируется с группой нью-йоркских художников, включая Шерри Левин, Ричарда Принса и Синди Шерман, которые занимались актами присвоения изображений и с тех пор стали известны как The Pictures. Поколение после шоу 1977 года, куратором которого был Дуглас Кримп.
Имантс Тиллерс, «Наматжира», акрил, гуашь, 64 холста, 203 x 284см. Муси ЧжанК 1980-м годам постмодернизм стал доминирующим дискурсом, связанным с плюрализмом, фрагментарностью, аллюзиями, аллегориями и цитатами. Это означало конец веры авангарда в оригинальность и прогресс искусства.
Но истоки этих стратегий лежат у художника дадаизма Марселя Дюшана и поп-исполнителей 19-го века.60-х годов, в работе которых культура стала сырьем. Ведь Энди Уорхол был прямым прародителем китчевого консюмеристского искусства Джеффа Кунса 1980-х годов.
Постмодернистская культурная идентичность
Постмодернизм также может быть критическим проектом, раскрывающим культурные конструкции, которые мы определяем как истину, и открывающим множество подавленных других историй современности. Такие, как у женщин, гомосексуалистов и колонизированных.
Сам модернистский канон раскрывается как патриархальный и расистский, в котором доминируют белые гетеросексуальные мужчины.