Википедия фарфор: Фарфор — Википедия
Фарфор — Википедия


Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, портсилан) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Состав и разновидности
Фарфор получают путём обжига крупнодисперсной смеси каолина (Al
В зависимости от состава фарфоровой массы фарфор также делится на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не только химическим составом, но и более низкой температурой обжига, а также повышенной хрупкостью и чувствительностью к колебаниям температуры.
Твёрдый фарфор
Твёрдый фарфор
[en], в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью[1]. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Мягкий фарфор
Мягкий фарфор[en] более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом
Роспись фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурнoй рoсписи краски наносятся на неглазурованный фарфор после его обжига при температуре около 850 °C. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается высокотемпературному обжигу при температуре до 1350 °C. Для подглазурной росписи как правило используется синяя кобальтовая, значительно реже красная краска на медной основе, которая более чувствительна к обжигу.
Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервизПалитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге происходит сплавление краски с глазурью, что делает роспись более устойчивой к внешнему воздействию. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.
Особую группу красок для росписи фарфора представляют краски, в состав которых входят благородные металлы: золото, платина и серебро (так называемый аргентин). Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре 720—760 °C (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый «настоящий» фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).
Золотые, серебряные пигменты для росписи по обожжённой глазури (также «люстры»), полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовую поверхность и цируются агатовым карандашом, при этом растушёвка узора не подлежит исправлению, поэтому такой вид обработки требует очень высокой квалификации). Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Декорирование фарфора глянцем является наиболее дешёвым способом украшения фарфора.
Надглазурная роспись выполняется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски подвергаются предварительному замачиванию на палитре на сутки и более. Перед нанесением краски тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
История
Твёрдый фарфор был впервые создан в Китае в период правления монгольской династии Юань и стал результатом долгого развития и усовершенствования керамики. Уже в то время ведущим центром изготовления предметов китайского фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Несколько столетий (до изобретения европейского фарфора) Китай был монополистом в производстве фарфоровых изделий и эскпортировал их в Европу, Юго-Восточную Азию, Персию и на Ближний Восток. Фарфор периода династии Мин с подглазурной кобальтовой росписью вызывал восхищение у европейских правителей и знати, и нередко становился предметом страстного коллекционирования. С 16 века китайские мастера стали украшать фарфор и надглазурной эмалевой росписью. Своего наивысшего расцвета китайский фарфор достиг в период правления первых императоров династии Цин, однако к концу 18 века искусство китайского фарфора стало приходить в упадок и в 19 веке практически утратило своё значение.
Попытки открыть секрет китайского фарфора предпринимались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру в результате многочисленных, и поначалу безуспешных попыток всё же удалось получить европейский фарфор (Мейсен).[3]
В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. Одновременно с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известными широкой общественности только в 1735 году.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.
Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея[4].
Фарфор в России
- Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.
- Дулёвский фарфоровый завод, — российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в городе Ликино-Дулёво Московской области. Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым в Дулёво. В 1918 г. завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В советский период (1918—1991 гг.), на заводе работали более 6500 человек. В это время была проведена реконструкция, образованы красочный завод и художественная лаборатория, цеха механизированы, что привело к росту выпуска изделий в 3 раза и составил около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год. В настоящее время, на предприятии работают более 700 человек. «Дулёвский фарфор» продолжает развитие производства своей продукции. В конце ноября 2014 года, при заводе открылся Музей дулёвского фарфора.
- Фарфор Вербилок — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке и имеющая мировую известность, расположена в поселке городского типа Вербилки. Почётный член Гильдии поставщиков Кремля. Официальное открытие состоялось в марте 1766 года обрусевшим английским купцом Францем Гарднером, но само производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову. После революции 1917 года предприятие было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. В 2009 году предприятие получило благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.
- Кубаньфарфор — фарфоро-фаянсовый завод. История завода началась с решения правительства СССР о строительстве на юге России предприятия, которое обеспечило бы посудой густонаселённый регион с растущей курортной зоной. В Ленинградском отраслевом институте создали проект, по которому и возвели первый построенный в советское время фарфоровый завод. В 1960 году завод начал выпускать продукцию, а ещё через год впервые экспортировал фарфор. Для выполнения поставленной государством задачи максимального заполнения рынка доступными товарами массового потребления было построено и в минимальные сроки освоено фаянсовое производство. Получив наименование Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», завод до сих пор использует товарный знак в виде парящей чайки, который широко известен не только в России, но и во многих странах мира. Сегодня предприятие с успехом выдерживает конкуренцию благодаря мобильности, широкому ассортименту с современным дизайном и различными видами декора[5].
- Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова
См. также
Примечания
Литература
- Фарфор и фаянс // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — Т. 2 (О—Я). — С. 675—676. — 772 с.
- Фарфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Булавин И.А., Августиник А.И. и др. Технология фарфорового и фаянсового производства. — М.: Лёгкая индустрия, 1975. — 448 с.
фарфор — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | фарфо́р | фарфо́ры |
Р. | фарфо́ра | фарфо́ров |
Д. | фарфо́ру | фарфо́рам |
В. | фарфо́р | фарфо́ры |
Тв. | фарфо́ром | фарфо́рами |
Пр. | фарфо́ре | фарфо́рах |
фар-фо́р
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -фарфор- [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
Семантические свойства[править]

Значение[править]
- минеральная масса из особых сортов белой глины с особыми примесями, используемая для изготовления посуды и других подобных изделий ◆ В углах стояли большие, сделанные то ли из фарфора, то ли из картона, но раскрашенные под фарфор, фигуры тигров и драконов. Н. Леонов, А. Макеев, «Эхо дефолта», 2000-2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Из материалов предпочтительнее сантехнический фарфор, обладающий по сравнению с фаянсом большей прочностью. Татьяна Демидова, «В гости к Мойдодыру, или Как обустроить ванную комнату», 20 июня 2002 г. // «Homes & Gardens» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- собир. изделия из такого материала ◆ Но кто во вре́мя войны́ бу́дет покупа́ть фарфо́р, пиани́но? В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ На столах изумительный старинный фарфор, дорогой хрусталь; прелестные цветы — замечательная декорация. Ольга Чехова, «Мои часы идут иначе», 1973 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Русск. фарфор — уже в Уст. морск. (1724 г.).Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
![]() | Для улучшения этой статьи желательно:
|
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное, мужской род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное, неодушевлённое, мужской род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- порцеляна
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Фарфор — Википедия. Что такое Фарфор


Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, портсилан) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Состав и способы получения
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина (Al2O3*2SiO2*2H2O), кварца (SiO2), полевого шпата (ряд К[AlSi3O8] — Na[AlSi3O8] — Са[Al2Si2O8]) и пластичной глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров).
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор
Твёрдый фарфор (англ.)русск., в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью[1]. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Мягкий фарфор
Мягкий фарфор (англ.)русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.
Эстетика
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. В эпоху классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия[2].
Роспись фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и плавно обжигается при температуре до 1350 градусов.
Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервизПалитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или аргентин).
Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый «настоящий» фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).
Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
История
Твёрдый фарфор был впервые создан в Китае в период правления монгольской династии Юань и стал результатом долгого развития и усовершенствования керамики. Уже в то время ведущим центром изготовления предметов китайского фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Несколько столетий (до изобретения европейского фарфора) Китай был монополистом в производстве фарфоровых изделий и эскпортировал их в Европу, Юго-Восточную Азию, Персию и на Ближний Восток. Фарфор периода династии Мин с подглазурной кобальтовой росписью вызывал восхищение у европейских правителей и знати, и нередко становился предметом страстного коллекционирования. С 16 века китайские мастера стали украшать фарфор и надглазурной эмалевой росписью. Своего наивысшего расцвета китайский фарфор достиг в период правления первых императоров династии Цин, однако к концу 18 века искусство китайского фарфора стало приходить в упадок и в 19 веке практически утратило своё значение.
Попытки открыть секрет китайского фарфора предпринимались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру в результате многочисленных, и поначалу безуспешных попыток всё же удалось получить европейский фарфор (Мейсен).Ошибка в сносках?: Отсутствует закрывающий тег </ref>
.
Фарфор в России
- Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.
- Дулёвский фарфоровый завод, — российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в городе Ликино-Дулёво Московской области. Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым в Дулёво. В 1918 г. завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В советский период (1918—1991 гг.), на заводе работали более 6500 человек. В это время была проведена реконструкция, образованы красочный завод и художественная лаборатория, цеха механизированы, что привело к росту выпуска изделий в 3 раза и составил около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год. В настоящее время, на предприятии работают более 700 человек. «Дулёвский фарфор» продолжает развитие производства своей продукции. В конце ноября 2014 года, при заводе открылся Музей дулёвского фарфора.
- Фарфор Вербилок — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке и имеющая мировую известность, расположена в поселке городского типа Вербилки. Почётный член Гильдии поставщиков Кремля. Официальное открытие состоялось в марте 1766 года обрусевшим английским купцом Францем Гарднером, но само производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову. После революции 1917 года предприятие было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. В 2009 году предприятие получило благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.
- Кубаньфарфор — фарфоро-фаянсовый завод. История завода началась с решения правительства СССР о строительстве на юге России предприятия, которое обеспечило бы посудой густонаселённый регион с растущей курортной зоной. В Ленинградском отраслевом институте создали проект, по которому и возвели первый построенный в советское время фарфоровый завод. В 1960 году завод начал выпускать продукцию, а ещё через год впервые экспортировал фарфор. Для выполнения поставленной государством задачи максимального заполнения рынка доступными товарами массового потребления было построено и в минимальные сроки освоено фаянсовое производство. Получив наименование Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», завод до сих пор использует товарный знак в виде парящей чайки, который широко известен не только в России, но и во многих странах мира. Сегодня предприятие с успехом выдерживает конкуренцию благодаря мобильности, широкому ассортименту с современным дизайном и различными видами декора[3].
- Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова
См. также
Примечания
Литература
- Фарфор и фаянс // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — Т. 2 (О—Я). — С. 675—676. — 772 с.
- Фарфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Булавин И.А., Августиник А.И. и др. Технология фарфорового и фаянсового производства. — М.: Лёгкая индустрия, 1975. — 448 с.
история создания материала по эпохам

«Он превосходит блеском снег и иней», — так сказал китайский мудрец о фарфоре в IX веке. Он знал, о чем говорил: благородный материал пленяет прозрачностью, белизной, никогда не стареет. Его передают из поколения в поколение как дорогое наследство. Да и история фарфора увлекательна, интересна и особенна у каждой страны.
Отличия материала от керамики
Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.
Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.
Когда его изобрели?
В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.
Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.
В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.
История фарфора из Китая
«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.
Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.
Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.
Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.
Европейский фарфор
Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.
Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.
История фарфора в России
Первые керамические изделия, сделанные на Руси, датируются X столетием. Пару тарелок и чашку из белой глины – точнее, то, что от них осталось – археологи обнаружили недалеко от деревни Гнездово. Фарфоровое производство стало развиваться намного позднее – спустя восемь веков. Организовывавшиеся мануфактуры делились на 2 категории:
- в первую категорию входили производства, которые поддерживались и финансировались королевской семьей;
- вторую группу составляли коммерческие предприятия.
Поначалу фарфоровая посуда и фигурки получались грубыми, толстостенными, не издавали характерного фарфорового звона. В 1752 год свой рецепт сырья предложил Дмитрий Виноградов. Молодой талантливый ученый сделал из него чашку с виноградной лозой – по эстетике и качеству она не уступала саксонским изделиям, хотя для производства использовались материалы, добываемые в России.
Через 15 лет Виноградов участвовал в создании печей для высокотемпературного обжига заготовок на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря этому «ноу-хау» прочность и твердость предметов повысилась – теперь они могли достойно конкурировать с продукцией Мейсенской мануфактуры. Спрос рождает предложение – в начале 19-го века в России появляются новые мануфактуры. Весомый вклад в развитие фарфоровой индустрии внес коммерсант Матвей Кузнецов. В 1832 году он основал фабрику в селе Дулево, которая вскоре стала одним из крупнейших производств в России.
Через 3 года Кузнецов открывает еще один завод, затем – еще и еще. К 1913 году Товарищество Кузнецовых уже включало 18 основанных с нуля и купленных предприятий, продукция которых активно поставлялась на внутренний рынок и на экспорт. Владельцы Товарищества вытесняли зарубежных конкурентов из страны. Довести начатое до конца помешала революция и последовавшая за ней национализация. Для отрасли начался сложный период – застой. Он длился лет десять, после чего производство фарфоровой посуды, статуэток и других предметов быта возобновилось.
У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий. Одни обанкротились и закрылись, другие – создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.
Клейма ведущих фарфоровых заводов СССР по годам

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
ЛФЗ
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
- I – красная;
- II – синяя;
- III – зелёная.
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
- высший обозначался красным;
- I – синим;
- II – зелёным;
- III – коричневым.
Какой фарфор лучше: информация о производителях

Какой фарфор считается лучшим на современном рынке? Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у каждой мануфактуры с историей есть собственный почерк, традиции, секреты. Еще два-три столетия назад китайские сервизы были вне конкуренции, что неудивительно. Ведь именно мастера Китая сумели приготовить идеальный состав – было это в 620 году. С тех пор они не одно столетие хранили его в тайне.
Европейские аристократы готовы были платить за изысканную посуду огромные деньги. Фарфоровые изделия в то время считались королевской роскошью. В 18 столетии европейским мастерам удалось получить этот вид керамики экспериментальным путем. В 1740 году секрет производства открыли и в России.
Особенности европейских фабрик
Так началась эра европейских мануфактур. С тех пор они занимают верхние строчки в рейтинге лучшего фарфора в мире и не сдают позиций.
Состав сырья европейских производителей отличается от китайского – в первом количество каолина больше, а обжиг проводится при более высокой температуре. В результате готовые изделия получаются прозрачными.
Высокая температура выжигает и краску на заготовках – любой цвет, кроме синего. По этой причине европейские мастера расписывают их поверх глазури.
Ведущим европейским центром является Германия и ее знаменитый Мейсенский фарфор.
Германия
Восемь из десяти потребителей считают, что Meissen – самый лучший в мире фарфор. Его выпускают более 300 лет – коллекции относятся к Luxury сегменту. Они украшают дипломатические приемы, ими пользуются высокопоставленные политики и аристократы из разных стран.
История Мейсенской мануфактуры началась, когда алхимик Иоганн Беттгер изобрел красный фарфор – его назвали яшмовым. В составе находилось большое количество оксида железа – отсюда и необычный цвет. Предприятие выпускает яшмовую продукцию до сих пор.
Беттгер не останавливался на достигнутом – хотел получить рецепт тонкостенной керамики и путем экспериментов подбирал глину. Ему помог случай: Беттгера заинтересовал порошок, которым парикмахер припудривал парики. Выяснилось, что это перетертая белая глина из карьера, расположенного неподалеку. Недостающее звено было найдено.


Мейсенская мануфактура и сегодня использует рецептуру Беттгера для производства твердых, но тонкостенных столовых приборов и аксессуаров. Кобальтовая роспись – тоже открытие мастеров этой фабрики.
Сегодня в ассортименте производителя:
- столовые сервизы;
- скульптуры из керамики;
- художественные изделия;
- эксклюзивные заказы.
Konigliche Porzellan—Manufaktur (КРМ) – еще одно уникальное немецкое производство, история которого насчитывает почти два с половиной века. Ассортимент компании, как и ее история, впечатляют многообразием стилей. Каждый из них отражает определенный временной отрезок.
В коллекциях КРМ присутствуют классика, классицизм, рококо, абстракционизм. Дизайн лаконичный – акцент сделан на чистоту и белизну цвета, совершенные формы. Стенные тарелки с росписью, которыми так славится Королевская мануфактура, стоят 5-20 тысяч долларов.


Англия
Английское чаепитие ассоциируется с чайными сервизами из благородного материала. Они во все времена олицетворяли роскошь и аристократизм. Сегодня лучший фарфор выпускают торговые марки WWRD, Thomas Goode, Caverswall – все они имеют специальный сертификат от королевы и поставляют его для королевского стола.
Королевская привилегия свидетельствует о безупречном качестве и безопасности каолиновой посуды.
WWRD – группа компаний, объединившая бренды Royal Doulton и Minton. Оба являются производителями эксклюзивных фарфоровых изделий. В свое время Теодор Рузвельт приобрел сервиз компании для Белого дома и активно им пользовался.


Для дизайна WWRD характерны сдержанность форм, цветочные элементы в декоре, классическая золотая окантовка. Создают каолиновую классику молодые перспективные дизайнеры.
Thomas Goode – одна из старейших фабрик, основанная в 1827 году. С первого года основания она занимается производством столовой посуды и аксессуаров из костяного фарфора. На многих изделиях, выполненных по индивидуальному заказу, встречаются монограммы клиентов.


Современные тенденции, мода на минимализм и ассиметричные формы пока не коснулась моделей Thomas Goode. В модельном ряду главенствует по-королевски роскошная классика.
Caverswall – молодая торговая марка, основанная в 1973 году, но уже завоевавшая имя, репутацию, доверие клиентов и производителей. Клиенты могут выбрать из каталогов компании понравившиеся образцы и заказать их эксклюзивный дизайн.
Посуда и аксессуары от Caverswall – произведения искусства, которые украсят любой стол. У английских потребителей особенно ценятся супницы, стоимость которых доходит до 1,5 тысяч долларов.
Франция
Культовая французская фабрика Raynaud & Co работает с 1849 года и специализируется на выпуске лиможского фарфора. Ее продукция известна и ценится во всем мире за прозрачность, изящество и высокую прочность. Чтобы получить посуду такого качества, производитель использует каолин определенной марки.


В модельном ряду компании удачно сочетаются репродукции старинной китайской посуды и ноу-хау. Вдохновение мастера марки ищут в творчестве Сальвадора Дали, других знаменитых живописцев.
Дания
Royal Copenhagen – лучший производитель фарфора в Дании. Его работы узнаются по торговому знаку в виде трех волнистых линий. Самые востребованные – датские рождественские коллекции. Фарфоровые изделия из них узнаются по классическому сочетанию белого и синего цветов, элементам декора, напоминающим русскую гжель.
Прежде чем конечный потребитель получит рождественскую чашку, блюдце, сервиз или любой другой предмет, он пройдет десятки процессов: от бережного приготовления сырья и обработки глины до обжига заготовок, росписи, покрытия глазурью. На каждом этапе осуществляется всесторонний контроль качества.


Столовые предметы пользуются спросом у коллекционеров и представляют художественную ценность для их частных коллекций. Стоимость одного предмета стартует с 200 долларов.
Производитель отправляет свою продукцию в разные страны мира и гарантирует ее доставку в целости. Для этого изделия упаковывают в специальную бумагу.
Россия
Российское фарфоровое производство переживает не лучший период: десятки фабрик закрылись, не выдерживая конкуренции с дешевым китайским фарфором, испытывая дефицит сырья, кадров и оборудования.
Объемы российского производства не превышают 20% от общего объема мирового рынка. Крупнейшими производителями являются Императорский и Дулевский заводы.
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году. Первыми его изделиями были табакерки, трубки для курения, чашки, пуговицы из фарфора и другие аксессуары. В 1756 году на заводе построили горн для обжига заготовок и освоили выпуск других изделий.


После революции завод национализировали – с того времени предприятие наряду со столовыми приборами выпускало агитационные статуэтки. В послевоенный период было налажено производство фарфоровых изделий для быта.
Сегодня ИФЗ выпускает предметы интерьера, столовые приборы, тематический ассортимент, скульптуры и статуэтки, сохраняя традиции и собственный неповторимый стиль.
Дулевский завод в свое время считался крупнейшим производителем посуды, скульптур, сувениров из фаянса и фарфора. Мануфактуру основал купец Кузнецов в 1832 году. За два десятилетия она стала ведущим предприятием в России.
В 1887 году завод вошел в Товарищество Кузнецова, что ознаменовало новый этап развития. Продукция, выпускавшаяся в этот период, славилась безупречным качеством, чистотой цвета.
В период Товарищества цеха модернизировали, оборудовали новыми станками и горнами – их специально привезли из Франции. Мастера выпускали изысканную посуду для императорского двора и доступные изделия массового спроса.


К концу 19 века Товарищество Кузнецовых обеспечивало поступления в казну в размере 75% от общего оборота фарфоровой промышленности.
Сегодня коллектив Дулевского завода старается сохранить традиции, держать марку. Более 1400 наименований из его ассортимента прошли аттестацию экспертного совета Минпромторга России и признание художественного достоинства. Отечественным и европейским производителям продукция предприятия тоже нравится – они охотно ее приобретают для себя и в подарок.
Porcelain — Википедия, свободная энциклопедия
« Porcelain » (Porcelana) в одном номере с электронной песней кантанте Моби. Es el tercer track de su álbum Play . Se empezó a vendder en Reino Unido el 12 de junio de 2000 y alcanzó el número 5 en las listas del mismo país. El estreno en EE.UU. fue el 22 de agosto. Forma parte de la banda sonora de la película La playa y de la sintonía que Televisión Española utilizó para lacontinidad de La 1 в 2001 г. 2004 г., y también fue utilizada para varios capítulos de la telenovela colombiana Yo 9000 Betty 6 ,También se ha usado como música de calentamiento antes de los partidos del «Barclays ATP World Tour Finals» в Лондоне, используется в финальной части столицы политической серии Alerta Cobra , название «Quertenecio» a la temporada 14. Фарфор содержит ритмические звуки фортепиано и соло Моби, последние голоса Пилар Бассо и меренгеро доминикано Фернандо Вильялона.
Музыкальные видео [редактировать]
Existen 2 версии музыкального видео:
1: Dirigida por Nick Brandt.Aparece Moby sentado en el asiento trasero de un coche que avanza, pero nadie se encuentra en el asiento del проводник. El coche viaja a través de una ciudad, una carretera, campos y un bosque. Durante el trayecto el auto pareciera tratar de estrellarse en diferentes ocasiones, pero en todas no sucede ningún accidente. Al final, Moby sonríe mientras que el coche se dirige a una colina, donde al final cae por esta.
2: Jonas Akerlund dirigió la versión donde se muestra un ojo en primer plano y que dentro de él se ven differentes imágenes y personas haciendo referencia a una reflexión.Esta reflexión es sobre todo Moby cantando la canción, pero tambiéncluye una variedad de personas, adoles y niños sonrientes, un bebé, y un primer plano de una mano tocando algunas de las partes de piano de la canción.
Formatos y lista de canciones [editar]
- CD сингл (Reino Unido) [1]
- «Фарфор» (sencillo versión versión) — 3:32
- «Полет над линией дат» — 4:48
- «Лето» — 5:55
- CD-сингл (ремиксы — Reino Unido) [2]
- «Фарфор» (Clubbed to Death Variation Роба Дугана) — 6:36
- «Фарфор» (Futureshock Instrumental) — 8:36
- «Porcelain» (Torsten Stenzel’s Edited Remix) — 4:50
- 12-дюймовый сингл (ремиксы — Reino Unido) [3]
- «Porcelain» (Futureshock Instrumental) — 8: 36
- «Фарфор» (Futureshock Beats) — 3:54
- «Фарфор» (вариант Роба Дугана, измененный до смерти) — 6:36
|
- Casete sencillo (Reino Unido) [4]
- Фарфор (versión sencillo) — 3:32
- Фарфор (Vocaldubmix Торстена Стензеля) — 8:22
- Summer — 5:55
- 12-дюймовый сингл (Estados Unidos) [5]
- «Porcelain» (Clubbed to Death Variation Роба Дугана) — 6:36
- «Фарфор» (версия альбома) — 4:01
- «Фарфор» (Futureshock Remix) — 8:36
- «Фарфор» (Futureshock Beats) — 3:54
Posicionamiento en listas [редактор]
Véase también [редактор]
Список литературы [редактор]
Enlaces externos [редактор]
,Фарфор— Викисловарь
английский [править]

Этимология [править]
из среднефранцузского фарфор («каури, вампум; фарфор, фарфор»), из древнеитальянского porcellana («каури; фарфор, фарфор»), из porcella («панцирь мидий или моллюсков, используемый для удерживания пигментов при живопись ») из porco (« свинья ») с -ella (« -elle: , образующие уменьшительные »).
Произношение [править]
Существительное [править]
фарфор ( счетное и бесчисленное , множественное число фарфор )
- (обычно бесчисленное множество) Твердая белая полупрозрачная керамика, первоначально изготовленная путем обжига каолина, кварца и полевого шпата при высоких температурах, но теперь также включающая аналогичные искусственные материалы; также часто (образно) такой материал как символ хрупкости, элегантности и т. д.традиционно ассоциируется с изделиями из фарфора.
- 2012 , Эндрю Мартин, Метро Надземный: история пассажира трубы , Профильные книги, → ISBN, стр. 136:
- Любая шина электропередачи должна быть хорошо изолирована от земли, чтобы минимизировать утечку тока Итак, две шины питания в Подземке расположены на любопытно благородных и старинных на вид фарфоровых горшках .
- 2012 , Эндрю Мартин, Метро Надземный: история пассажира трубы , Профильные книги, → ISBN, стр. 136:
- (обычно бессчетное число) Синоним фарфор : фарфоровая посуда.
- (бесчисленное количество, устаревшее) Синоним каолин : вид глины, традиционно используемый в Китае для производства фарфора.
- 1599 , Ричард Хаклайт, переводящий Э. де Санде в книге Основные навигации, путешествия, передвижения и открытия английской нации , 2-е изд., Том. II, стр. 91:
- […] земля или податливая материя, обычно называемая porcellan , чисто-белая, … сосуды всех видов имеют очень необычные обрамления…
- 1599 , Ричард Хаклайт, переводящий Э. де Санде в книге Основные навигации, путешествия, передвижения и открытия английской нации , 2-е изд., Том. II, стр. 91:
- (исчисляемое, теперь обычно во множественном числе) Предмет, сделанный из фарфора, (в частности) предметы искусства или предметы посуды.
В музее представлена обширная коллекция редких китайских фарфора .
- (счетный, теперь редко) Синоним каури .
- 1601 , Роберт Джонсон переводит Джованни Ботеро как The Trauellers Breuiat, или, Историческое описание самых известных королевских владений в мире , стр.104:
- В королевствах Кайакан и Каразан, некоторые морские раковины — это смородина, которую некоторые называют Порселлин .
- 1601 , Роберт Джонсон переводит Джованни Ботеро как The Trauellers Breuiat, или, Историческое описание самых известных королевских владений в мире , стр.104:
- (исчисляемый, устаревший или исторический) Синоним вампум : нити из ракушек, бус и т. Д., Используемые в качестве украшения или валюты; композитные ракушки, бусинки и др.
- г. 1665 , Pierre Esprit de Radisson, Voyages (изд. 1885 г.), стр. 49:
- Мы встретили несколько банд мужчин, что было для нас самым невыгодным, потому что мы вынуждены петь, и те, кто приходили к нам, подарили фарфора тем, кто больше всего причинил нам вред.
- г. 1665 , Pierre Esprit de Radisson, Voyages (изд. 1885 г.), стр. 49:
- (счетный, часто с заглавной буквы) Разновидность голубя с темно-коричневыми и не совсем белыми перьями.
- 1855 , Хроника птицеводства , № 3, с. 9:
- Эти прелестные блестящие игрушки […], известные под разными названиями, как Фарфор, , Гиацинты, Горностай и т. Д.
- 1855 , Хроника птицеводства , № 3, с. 9:
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Переводы [править]
твердая белая полупрозрачная керамика
|
|
предметов (особеннопосуда или предметы искусства) из фарфора
Ссылки [править]
,Черный фарфор — Wikipedia, la enciclopedia libre
Черный фарфор | ||
---|---|---|
![]() | ||
Личная информация | ||
Nombre de nacimiento | Алайна Мари Кристаль Битон | |
Отросшие номера | Фарфор Черный | |
Nacimiento | 1 октября 1985 г. (34 года) Детройт, Мичиган, Estados Unidos Detroit, Michigan, Estados Unidos | |
Nacionalidad | Estadounidense | |
Información profesional | ||
Ocupación | Cantante, compositora, modelo productora music, Músico, bailarina, actriz | |
Años activa | назад 2006 | |
Seudónimo | Фарфор Черный | |
Géneros | Поп, рок, индастриал, дэнс-поп, электропоп, рэп | |
Instrumento | Voz | |
Tipo de voz | Сопрано ![]() | |
Discográfica | 2101 Записи | |
Artistas relacionados | Лил Уэйн, Рай Рай, RedOne, Джеффри Стар, Керли | |
Интернет | ||
Сайт | ||
Alaina Marie Beaton (Стерлинг Хайтс, Детройт, Мичиган; 1 октября 1985 г.), изготовлено из искусственного камня Porcelain Black , es una cantante con-influencia conocida por permanecer a una banda de la cual ella era la única интегрированная официальная ламада «Фарфор и бродяги».
Vida personal [editar]
Porcelain Black nació el 1 октября 1985 года в Детройте, Мичиган. Desde el día de su nacimiento hasta la edad de 9 años creció en las calles de «8 Miles», Уоррен; después se mudó Sterling Heights, штат Мичиган, и находится в Рочестере, штат Мичиган. Cuando tuvo 18 лет назад Alaina tenía talento para cantar, rapear y bailar. Divorciada del modelo Брэдли Суало.
Каррера мюзикл [редактор]
En 2006 tuvo una banda llamada «Фарфор и бродяги» [1] с влиянием рок-индастриала и нумерации композиций.Слушайте 2009, como solista, compuso canciones como «Gasoline», «I’m Your Favorite Drug» и «The Neighbor», сразу после.
También ha compuesto canciones para otros artistas, tales como Ashley Tisdale en el tema «How Do You Love Someone» в альбоме Guilty Pleasure, «Лолита» Белинды и «Save You Tonight» из One Direction entre otros. Finalmente en 2011, la discográfica 2101 Records la lanzó como solista en su primer sencillo Comercial «This Is What Rock n Rolls Like». Luego firmó con la disquera de RedOne.
El nuevo álbum se ha venido posponiendo desde 2011, presuntamente para afinar los últimos detalles del disco y se rumorea que el álbum será lanzado en noviembre de 2013, según anunció RedOne en su cuenta de Twitter.
Otras apariciones [editar]
- Скачать видеоклип Микки Авалона «F *** in em all».
- También en el video de All Leather «Я не ненавижу ***, это делает Бог».
- В 2010 году эпизодическая роль в видео «Уйти с убийством кантанте Джеффри Стар».
- Принял участие в видеоклипе Трэвиса МакКоя «Все будет хорошо».
- Тамбиен участвует в видео Midnight Red, «Hell Yeah».
Sencillo | |||
---|---|---|---|
Аньо | Название | Notas | |
2011 г. | «Вот как выглядит рок-н-ролл (с участием Лил Уэйна)» Производство на «RedOne» | ||
2011 | «Naughty Naughty» Producido por «RedOne» | ||
2014 | «One Woman Army» Producido por «RedOne» |
Альбомы студий [редактор]
год | Título | Lista de canciones |
---|---|---|
2014 |
|