Ваби саби философия: Что такое «ваби-саби», или Японская философия красоты

Содержание

Что такое «ваби-саби», или Японская философия красоты

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Если спросить японца, что такое ваби-саби, то он, скорее всего, покачает головой, замешкается, извинится и скажет, что это очень сложно объяснить. А мы попробуем: скоро у нас выйдет чудесная книга «Ваби-саби», которая посвящена японской философии. Рассказываем, почему тренд на ваби-саби захватывает и мир и что такое красота по-японски.

Тренд, который покорил мир

В 2017 году философия ваби-саби стала трендом. Удивительно, как понятие, которое продвигает простоту и аскетизм, дошло до Голливуда. Поклонниками ваби-саби стали актриса Джессика Альба и основатель Twitter Джек Дорси.

Олеся Ахмеджанова
«Ваби-саби»

Олеся Ахмеджанова


В Инстаграме по хештегу #wabisabi более 400 тысяч публикаций! Источник: @elea.ceramics

Истоки ваби-саби скрываются в философии дзен. Если сравнивать с западным миром, то ваби-саби занимает то же место, что и греческие идеалы красоты. В широком смысле это понятие обозначает образ жизни. В узком — определенный тип красоты.

Хотя свести японский идеал можно к трем основополагающим принципам: ничто не вечно, не совершенно и не закончено.

Значение «ваби» и смысл «саби»

Изначально значения слов «ваби» и «саби» были далеки друг от друга. Значение «саби» — холодный, худой, увядший. А «ваби» — уединенная жизнь в окружении природы, вдали от общества. Сегодня японцы говоря «ваби», часто подразумевают «саби» — и наоборот.

Олеся Ахмеджанова

«Ваби-саби не так просто постичь, поскольку логические построения тут бессильны, а зрение оказывается куда важнее разума, —

рассказывает о японском понятии Александр Раевский, историк-японист, заведующий кафедрой психологии языка МГУ. — Но умеющий увидеть ваби-саби в окружающем мире становится богаче и мудрее, а умеющий выразить его в творчестве получает мощный инструмент воздействия».

Стиль ваби-саби

Рассказать о ваби-саби не так просто. Лучше показать. Мы выбрали несколько полезных мыслей и иллюстраций, которые объясняют, какие вещи красивы по мнению японских философов.

Земные

Вещи в эстетике ваби-саби выглядят грубыми и неотшлифованными. Обычно они изготовлены из материалов, которые недалеко ушли от своего первозданного состояния — земли, из которой их извлекли или с которой их подняли.

Это необработанные текстуры и шероховатые поверхности.

Олеся Ахмеджанова


Источник

Простые

Простота — это важнейший элемент объектов ваби-саби. Обычно такой подход ограничивает выбор материалов и требует, чтобы отвлекающих внимание особенностей было как можно меньше.

Но это никак не уменьшает «интересность»: нам хочется взглянуть на объект еще, и еще, и еще раз.

Олеся Ахмеджанова
Источник

Покорные естественным процессам

В предметах ваби-саби будто застыло время. Они сделаны из материалов, которые сохраняют прикосновения человеческих рук и природы. Солнце, ветер, дождь, жара и холод оставляют свои знаки на них: выцветшую краску, ржавчину, налет, пятна, коробления, усадку, морщинки и трещинки.

Олеся Ахмеджанова
Источник

Чуть-чуть неправильные

Философия ваби-саби равнодушно относится к обычным представлениям о хорошем вкусе. Она предлагает «неправильные» творческие решения. Сначала объекты ваби-саби кажутся странными, бесформенными, неуклюжими. Но они хранят следы историй и случайных происшествий, как, например, чашка, склеенная из осколков.

Олеся Ахмеджанова

Неброские

Вещи в духе ваби-саби выглядят непринужденно и нетребовательно. Они не размахивают транспарантом, крича: «Я имею большое значение», и не желают быть в центре внимания. Они скромны и ненавязчивы, спокойно соседствуя с другими предметами обстановки.

Олеся Ахмеджанова

Потемневшие

Ваби-саби проявляет себя через бескрайний спектр серых оттенков: серо-голубой с коричневым, серебристо-красный с темно-серым, желто-зеленый, индиго. Коричневых: насыщенный коричневато-синий, приглушенный зеленый. И черных: красно-черный, сине-черный, черно-зеленый.

Олеся Ахмеджанова
Источник

Вселенная ваби-саби

Вещи в духе ваби-саби — компактные, тихие и обращенные внутрь. Они зовут: подойди ближе, потрогай, породнись. Они вдохновляют сократить психологическую дистанцию между человеком и вещью. Надо сказать, что тренд особенно укоренился в производстве посуды: у многих брендов появились простые, грубоватые, с потертостями и псевдотрещинками коллекции.

Олеся Ахмеджанова
Источник

Конечно, философия ваби-саби гораздо шире. Это величие, которое заключено в неприметных деталях.

И хрупкий баланс между удовольствием от обладания вещами и радостью свободы от вещей.

«С помощью ваби-саби, — пишет Леонард Корен, автор книги „Ваби-саби“ — я разрешил мучившую меня художественную дилемму: как создавать красивые вещи и не впадать в удручающий материализм, который обычно окружает творческий процесс».

Хотите узнать о японской философии больше и создавать красивые вещи? Открывайте книгу «Ваби-саби». «Уверен, книга поможет читателям овладеть этим инструментом или, по крайне мере, научит тому, что у красоты есть несколько измерений», — пишет историк-японист Александр Раевский.

Обложка отсюда

Как научиться ценить и наслаждаться тем,

Япония — удивительная страна. Ее жители умеют видеть красоту там, где представитель западного мира лишь недоуменно пожмет плечами. Ваби-саби можно назвать философией восприятия окружающего мира, где все мы — гости, которые имеют счастье любоваться мимолетной красотой жизни.

Японская философия Ваби-саби: Как научиться ценить и наслаждаться тем, что имеем

Есть в Японии, в префектуре Ямагути город под названием Хаги, где веками изготовляют керамику. Вот сидит человек и создает на гончарном круге какую-то тривиальную миску. Ее края неровны, симметрия нарушена, она, миска эта, очень далека от совершенства. Но мастер все равно отправит миску на обжиг. Он тихо скажет: «В ней есть ваби-саби».

Ваби-саби: эстетика «тихой простоты» и красота, скрытая в изъянах и несовершенствах

Ваби-саби — основополагающая концепция японской эстетики, средневековых идеалов, которые и сегодня определяют нормы вкуса и понятия красоты в Стране Восходящего Солнца. Это словосочетание крайне сложно перевести на другие языки — оно даже в родной  японской культуре не поддается точному определению.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Его используют в случае искренеого восхищения и добавляют слово muri (означает «невозможно»), когда непосвященный иноземец из западного мира просит растолковать смысл.  «Ваби-саби» описывает нестандартный, в какой-то мере оригинальный взгляд на окружающий мир.

Словосочетание уходит корнями в даосизм, в эпоху расцвета Китайской империи Сун (960–1279гг.), потом перешло в дзен-буддизм и первоначально воспринималось как привычная на Востоке, сдержанная форма восхищения чем-либо. В наши дни понятие отражает умиротворенное и меланхоличное принятие недолговечности жизни, природы, поощрение несовершенства и легкой незавершённости во всём, что сотворили руки человека — от архитектуры до керамики и искусства составления икебаны.

Ваби можно примерно перевести как «утонченная красота непритязательной простоты», а саби — «течение времени и неизбежно наступающий логичный распад». Связанные вместе они определяют чувство, занимающее главное место в культуре Японии. Но данное описание довольно поверхностно, оно не приближает нас к осознанию сути этого явления. Не даром буддистские монахи считают, что обычные слова — его враг.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Знакомиться с ваби-саби посторонним полезно с изучения искусства ваби-ча — одного из типов чайной церемонии, родившегося еще в XV–XVI вв. Мастера чайной церемонии предпочитали именно японскую керамику, а не широко используемую тогда безупречную китайскую. Это был своеобразный вызов канонам прекрасного. На японских чайных предметах отсутствовали привычные глазу атрибуты красоты (яркие цвета и искусная, мастерская роспись), и гостям приходилось любоваться неброскими, спокойными оттенками и фактурами.

Мастера предпочитали пользоваться несовершенными, даже грубоватыми предметами обихода, ведь «ваби-саби» означает что-то незавершенное, когда мы даем волю воображению и фантазии».

Контакт чем-то, что именуется ваби-саби, дарит нам:

•    принятие естественных сил, участвующих в «рождении» предмета;

•    принятие природной энергии;
•    отказ от дуализма — аксиомы, что люди отделены от природной среды.

В совокупности такие впечатления дают увидеть себя неотъемлемой частью природы и ощутить, что мы в полной власти естественного хода времени.

Трещинки и шероховатости принимаются не как погрешности и ошибки, а как реализация созидательной мощи природы –  как плющ, ползущий на древней, потрескавшейся каменной стене, или корявое из-за постоянных ветров дерево.

Постулаты ваби-саби открывают глаза на будничность и дарят нетрадиционный, эстетический, взгляд на восприятие обыденных явлений мира. Исторически сложилось, что японцы привыкли противостоять стихии, природным катаклизмам. Японские острова расположены в Тихоокеанском сейсмическом поясе, поэтому там часты землетрясения, ценами и прочие природные катастрофы. Как человеку выжить посреди суровой природы в таких трудных условиях? Вместо того чтобы видеть в окружающем мире исключительно разрушительные силы, ваби-саби дает ключ к представлению его как бесконечного источника своеобразной красоты. Природа —  место, где рождаются оттенки, формы, орнаменты и ощущения, это субстанция, с которой можно не только сражаться, но и мирно сосуществововать.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Ключевая трактовка ваби-саби — в неизбежности смерти, заключённой в самой природе. Все красивое преходяще. Осознание недолговечности, быстротечности красоты подчёркивает нашу собственную недолговечность и делает эту самую красоту еще привлекательнее и волнительнее.

Ваби-саби — это еще и философское принятие старения. Мы становимся свидетелями, как в природе всё зарождается и умирает, это дает понимание и спокойное принятие.

Ваби-саби — это концепция о взаимном и сознательном творчестве человека и природы. Пользуясь природными материалами, мастер вдыхает в изготовленные предметы жизнь и душу.

Сочетание неповторимых природных эффектов и семейной хронологии создают уникальную драгоценность предмета, который в других культурах, возможно, просто выбросили за ненужностью.

Стремление к безупречности и совершенству, свойственное Западу, предлагает труднодостижимые стандарты, «высокую планку», которые часто сбивают нас с толку. В даосизме идеал тождественен самой смерти, так как он не предусматривает последующего роста. Создавая идеальные, безупречные предметы, стремясь сберечь их в этом состоянии, мы таким образом отрицаем саму их целесообразность. И утрачиваем радость перемен и дальнейшего развития.

Непосвященному данная концепция покажется абстрактной, но восхищение преходящей красотой лежит в фундаменте самых элементарных и непритязательных японских удовольствий. Сюда можно отнести ханами — церемонию любования цветами. В сезон цветения сакуры проходят вечеринки, пикники, фестивали. Но лепестки дерева-символа Японии быстро опадают. Узоры, которые они создают на земле, — тоже предмет эстетического любования.

Это восприятие преходящей красоты окрашено в спокойные тона меланхолии, оно может показаться представителю западной культуры чем-то печальным. Но ваби-саби учит получать радость от каждого приходящего и проходящего момента.

Шероховатости и царапины есть у каждого из нас, они напоминают о нашем персональном опыте, и попытаться стереть их — все равно что отрицать и отвергать жизненные трудности. А всмотревшись в эти «неправильности» можно увидеть, что они прекрасны.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

В чём суть ваби-саби — японского мировоззрения, которое учит ценить несовершенства

Лайфхакер Лайфхакер
  • Новости
  • Свежее
  • Лучшее
  • Время есть
  • Подкасты
  • Тесты
  • Сервисы
  • Все рубрики
  • OPPO
  • 🕵🏻‍♂️Ответы
  • Жизнь
  • Интернет
  • Кино
  • Здоровье
  • Личные финансы
  • Android
  • AliExpress
  • 💳Промокоды

Найти

  • Новости
  • Свежее
  • Лучшее
  • Время есть
  • Подкасты
  • Тесты
  • Сервисы
  • Все рубрики

Рубрики

  • OPPO
  • 🕵🏻‍♂️Ответы
  • Жизнь
  • Интернет

Ваби Саби — осознанный выбор личности

Если миру необходимо быстрое движение, истоки его на западе, если миру нужна мудрость — глаза устремляются на восток.

Ритмы больших городов все больше и больше превращают нашу жизнь в гонку. И единственным укромным местом, где суета отступает, остается дом. Где восполняется энергия для новых побед, рождаются мечты и уходят тревоги. Просто необходимо создать атмосферу, которая будет способствовать расслаблению и зарождению силы.

Во всем мире трендом стал японский стиль Ваби Саби, он как и Хьюгге завязан на еле уловимых ощущениях. Но если Хьюгге это о умиротворяющей безопасности и тепле, то Ваби Саби это о свободе и зарождении внутренней энергии.

Изначально это понятие пришло в мир от монахов, который искали мудрость в аскетизме. Они искали красоту, мир и покой, при минимуме вещей, чтобы не отвлекаться от поиска главного смысла и учиться находить красоту и смысл в окружающем мире, не улучшая и не совершенствуя его искусственно или излишне. «Ничто не вечно, ничто не закончено, ничто не совершенно» — вот три столпа японской философии.

Чтобы понять основу, необходимо обратиться к истории. В Японии существует легенда, как молодой человек Сен-но-Рикю пришел на обучение к старцу. Тот прежде, чем принять юношу, решил испытать его, и дал задание убрать сад. Рикю убирал сорняки, старые листья, косил траву, раскладывал камни, приведя все в совершенство. Но прежде чем звать старца и показывать работу, тряхнул дерево вишни, чтобы несколько цветов упали на землю.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 1

Именно, так можно объяснить «красоту в несовершенстве», дословный перевод Ваби Саби. Хрупкость, недолговечность, изъян, минимализм, простота – вот какие слова станут хэштегом к этому понятию.

Мне в интерьерах, сделанных в этом стиле удивительно легко дышать, голова не подпускает ни одной негативной мысли, сосредотачиваясь на дне сегодняшнем или завтрашнем, в таком интерьере я спокойна, нет места суете или беспокойству. Начинаешь замечать мелкие детали, которые обычно теряются: рельеф дерева, переплетение волокон льна, причудливый узор на вазе, созданный природой. Это все дает понятие собственной цельности и внутреннего ликования, как в те моменты, когда случайно останавливаясь, замечаешь: «Какой закат!»

Интерьеры Ваби Саби не требуют большого пространства, наоборот. Именно в Японии самые маленькие в мире квартиры из-за нехватки территорий в стране. Площадь квартир измеряется татами(90*180см) – 1,62 кв.м.. Студенты в основном имеют в распоряжении квартиру около 3 татами, то есть меньше 6 кв.м.! Работающие люди перебираются в квартиры из расчета 6 татами на человека. То есть семья из 3 человек будет жить на площади 29 м2 . При таких данных оказывается, что несчастные хрущевки выигрывают 2 м2 ,а там еще и балкон!!!!!

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 2

Это традиционно для Японии, исторически из-за небольшой территории, колоссальной сейсмической активности жилища были маневренными и маленькими, чтобы их было легко восстановить. Именно по тем же причинам зародилась их склонность к минимализму.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 3

В основе дизайна японцев лежит цветовая гамма: выбираются спокойные тона белый, бежевый, серый, коричневый, зеленый. Светлые тона придают легкость и пространство, зеленый и коричневый символизируют единение с природой, которое транслируется во всех интерьерах.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 4

Отдается предпочтение неяркому, рассеянному освещению. Окна, выходящие на солнечную сторону, будут декорированы тканью, пропускающую приглушенный свет.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 5

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 6

Материалы всегда натуральные, причем будут выбраны те, которые легкодоступны в конкретном регионе. Если неподалеку сосновый лес и гранитные камни, то именно они будут будут использованы, несмотря на цвет венге и замысловатый рисунок мрамора. Именно эта черта и определяет стиль и суть. Искать красоту вокруг себя, создавать идиллию самым доступным способом.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 7

Отсутствие декоративных элементов и орнаментов, в привычном для нас понятии, компенсируется вниманием к фактуре.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 8

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 9

Интерьер подчеркивает течение времени, поэтому очень кстати окажется видавший виды табурет или старая статуэтка.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 10

Видимые дефекты на предметах: потертости, трещины, сколы — еще одно напоминание о том, что ничто не вечно. Из за этого вещи не выкидывают — их реставрируют и сохраняют.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 11

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 12

Для реставрации посуды используется уникальная техника: кинцуги. Дословно переводится, как «залить золотом». Восстанавливают с помощью специального клея, приготовленного на основе urushi — густого и вязкого сока лакового дерева, смешанного с порошковым серебром или золотом.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 13

Философия этого исскуства в том, что жизнь недолговечна, но достойна быть сохраненной и не заслуживает забвения.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 14

Для японцев чрезвычайно важно единение с природой. Каждый мечтает иметь небольшой участок земли, чтобы создать на нем свой сад.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 15

Именно поэтому в доме появляется искусство бонсаи и изображения цветущей сакуры, хвойных ветвей и стеблей бамбука. Также часто используют настоящие ветки деревьев, цветущие или высушенные.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 16

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 17

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 18

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 19

Текстиль выбирается с ярко выраженной фактурой, натуральный, колоритный. Для спальни подойдет ласковый сатин,натуральный хлопок или лен. В такой кровати очень приятно просыпаться.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 20

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 21

В холодное время года очень уютно впишется шерстяное полотно.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 22

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 23

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 24

Современный мир не терпит недостатков, ожидает от нас с Вами постоянного стремления вверх. Ваби саби признает жизнь такой, какая она есть, демонстрируя прекрасное в изъянах, уникальность в несовершенстве и истинную красоту в мимолетности. Напоминает о том, что окружающий нас мир прекрасен без фильтров, стоит только остановиться и увидеть это. Это дарит умиротворение и спокойствие, чувство единения с тем, что вокруг.

Ваби саби удалось выйти за пределы каталогов об интерьерах: вновь обретя силу если не учения, то стиля жизни. И для того, чтобы понять подходит ли мне это не обязательно переделать свой дом в мгновение ока! Есть несколько упражнений, которые помогут почувствовать настроение….

Выявлять скрытую красоту.

Обратите внимание на несовершенства, как пылинки танцуют в луче света, на узор морщин пожилого человека, на красоту сухих листьев или поникшего цветка. Все это обладает едва уловимой красотой, которая достойна внимания.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 25

Различать оттенки эмоций и наслаждаться ими.

Переберите дорогие сердцу вещи. Спросите, почему они дороги, какие эмоции вызывают? Поразмыслив, прислушавшись к себе обнаруживается, что спектр ощущений гораздо больше,чем мы привыкли определять. Поняв это, вы станете чувствовать себя увереннее и сможете различить в ваших эмоциях целый спектр разнообразных оттенков, которые помогут делать осознанный выбор.

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 26

Выбирать то, что делает нас счастливее.

Ваби саби это не принужденный минимализм, а осознанный выбор, основанный на индивидуальных потребностях. Убрать из дома все лишнее, не означает лишить себя, а означает сделать выбор в пользу вещей, которые радуют. А если сделать то же самое в жизни? Стоит всего лишь создать список дел и занятий, которые радуют, и разобраться, достаточно ли времени выделяется на это? А если нет, может что то убрать?

Ваби Саби — осознанный выбор личности, фото № 27

Быть идеальным — это недостижимый миф, быть реальным, признавать себя — это радость. Философия японцев предлагает не маскировать изъяны в погоне за несуществующим совершенством, а выделить красоту и глубину того, чем мы обладаем. Отказаться от лишнего в пользу лучшего. Не гнаться за объемом, а сосредоточиться на качестве, осознавая, что именно оно приносит удовлетворение.

Красота по-японски, ваби-саби и философия осознанной жизни

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Сегодня мы отправимся в страну восходящего солнца. Речь пойдет про ваби-саби — древнюю японскую философию про красоту вещей несовершенных, недолговечных и незаконченных.

А еще это способ смотреть на вещи особым образом. Оторваться от телефона, остановиться и осмотреться вокруг, принять все как есть.

Если спросить японца, что такое ваби-саби, то он, скорее всего, покачает головой,, извинится и скажет, что это очень сложно объяснить. Хотя почти каждый японец готов подтвердить, что ему знакомо ощущение ваби-саби. Ну что ж, мы все же попытаемся выразить это словами. Добро пожаловать во вселенную ваби-саби.

О книге

Книжка-малышка в крафтовой обложке предлагает новый взгляд на мир. В ней маленькие главы, много исторических фактов, черно-белые снимки, которые на первый взгляд кажутся неприметными и некрасивыми. Так задумано.

С каждой страницей вы будете замечать, что у красоты есть множество измерений.

Олеся Ахмеджанова

Вы сможете поближе познакомиться с японской культурой, понять, как японцы добиваются эстетики через простоту. Вас ждет глубокое погружение в философию ваби-саби. Вы узнаете, откуда произошло это понятие, в чем его отличие от модернизма и реализма. И что со всем этим знанием делать.

Олеся Ахмеджанова

«Умеющий увидеть ваби-саби становится богаче и мудрее, а умеющий выразить его в творчестве получает мощный инструмент воздействия».

Александр Раевский, историк-японист, заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков МГУ имени М.В. Ломоносова

Что такое ваби-саби

Изначально значения слов «ваби» и «саби» были далеки друг от друга. Исконное значение «ваби» означало тоскливую, уединенную жизнь в окружении природы, вдали от общества. «Саби» же означало что-то холодное, худое и увядшее. Поэты привнесли романтический оттенок в это понятие, воспевая маленькие радости простой жизни и красоту неприметных явлений природы.

Это стихотворение Фудзивары-но Теика (1162–1241) прекрасно передает настроение ваби-саби:

Взгляну кругом — и нет уже цветов,

Не видно даже алых листьев клена,

Лишь в бухтах —

Бедные рыбачьи шалаши…

О, сумерки осенние у моря!

Олеся Ахмеджанова

Вот лишь некоторые аспекты вселенной ваби-саби:

  • Ничто не вечно, не закончено и не совершенно
  • Истина приходит через созерцание природы
  • Величие заключено в неприметных деталях
  • Красоту можно извлечь из безобразия
  • Восхищение мимолетностью и несовершенством жизни

Быть здесь и сейчас

Философия ваби-саби опирается на интерпретацию древнего дзен-буддистского афоризма: «Первая встреча, последняя встреча». Эти слова призывают уделять максимум внимания всему, что происходит в настоящий момент, быть здесь и сейчас.

Пережить опыт ваби-саби можно, если замедлить темп и смотреть очень внимательно

Олеся Ахмеджанова

Олеся Ахмеджанова
«Ваби-саби»
Что еще можно сделать после обретения знаний о ваби-саби? Например, избавиться от лишнего. Ценить всё, что встречается на пути, каким бы незначительным оно ни казалось. Перестать гнаться за успехом — деньгами, статусом, властью и роскошью — и наслаждаться необремененностью жизни.

Ваби-саби — это хрупкий баланс между удовольствием от обладания вещами и радостью свободы от вещей

Неправильный дизайн

Для ваби-саби характерно равнодушное отношение к представлениям о хорошем вкусе. Мы знаем, каким должен быть «правильный» дизайн, но ваби-саби глубокомысленно предлагает «неправильные» творческие решения. Поэтому объекты ваби-саби часто кажутся странными, бесформенными, неуклюжими.

Чашка, склеенная из осколков, или такие модные сейчас дырявые джинсы — тоже примеры ваби-саби.

Олеся Ахмеджанова

Что еще

«Рикю дали задание убрать листья в саду мастера Йоо. Он собрал все листья до единого, оставив дорожки совершенно чистыми. Затем, чтобы добавить картине оттенок ваби-саби, он потряс ствол дерева, и несколько листьев упали на землю».

Эта история — иллюстрация ваби-саби. А книга — напоминание, что именно то, что вы пытаетесь создать, не будет полным, пока что-то в этом процессе или результате не будет несовершенным.

И что истинная красота заключается не только в этом несовершенстве, но и в его принятии.

Что еще в книге:

  • Расширение понимания японской эстетики и культуры
  • Создание и созидание вещей через дзен-буддизм
  • Очень много о мире чая и чайных церемоний
  • Ваби-саби как состояние души
  • Сама книга создана по принципу ваби-саби — минимализм и несовершенные фото

Включите расслабляющую музыку, заварите мятно-смородиновый чай и полистайте эту книгу — вы станете спокойнее, полюбите осень и постигнете внутреннюю красоту окружающих вас вещей.

Наблюдайте за этим миром чаще, он прекрасен. Как и вы. Сайонара. ❤

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать дополнительные скидки, крутые отрывки из книг и приглашения участвовать в творческих челенджах.

японская философия, позволяющая по-новому взглянуть на красоту

Знакомство с японской культурой – лучший способ расширить сознание и взглянуть на мир под совершенно другим углом. Ценность преходящей красоты лежит в основе некоторых самых простых удовольствий Японии, таких как ежегодное празднование цветения вишни. Чтобы понять, что такое ваби-саби, нужно полностью отказаться на какое-то мгновение от всех европейских ценностей, через призму которых мы смотрим на мир.

Ваби-саби — другой взгляд на мир

Ключевая часть японской эстетики — древние идеалы, которые до сих пор определяют нормы вкуса и красоты в Японии. Фраза ваби-саби не только не переводится, но и считается неопределяемой в японской культуре. Раньше она произносилась в моменты глубокой признательности. Сейчас же, если попросить японца объяснить, что она значит, он скажет, что это невозможно объяснить. Фраза предлагает необычный способ взглянуть на мир.

Прими несовершенство как часть жизни

Сегодня ваби-саби заключает в себе более спокойное принятие мимолетности, природы и меланхолии, отдавая дань несовершенности и незавершенности во всем, от архитектуры до гончарного дела и аранжировки цветов.

Ваби, что примерно означает «изящная красота скромной простоты», и саби, что означает «уход времени и последующее ухудшение», были объединены, чтобы сформировать чувство, уникальное для Японии и ключевое для японской культуры. Но так же, как буддийские монахи полагали, что слова были врагом понимания, это описание может только легко скользнуть по ответу на вопрос.

Попробуйте найти смысл через чайную церемонию

Профессор Танехиса Отабе из Токийского университета полагает, что древнее искусство ваби-ча, чайной церемонии, основанное мастерами чая Муратой Джуко и Сен-но-Рикю с конца XV до XVI вв., является хорошим ключом к пониманию фразы ваби-саби.

Выбрав для ритуала обычную японскую керамику среди популярных заимствованных китайских образцов, мужчины бросили вызов правилам красоты. Без ярких цветов и выраженного дизайна, на которые можно было бы положиться, ища признаки общепринятой эстетики, гостей побуждали изучать тонкие цвета и текстуры, которые ранее были незаметны.

Ваби-саби оставляет что-то незавершенное или неполное для игры воображения

Относительно того, почему создатели чайной церемонии искали несовершенные, рустикальные вещи, профессор Отабе сказал, что ваби-саби оставляет что-то незаконченное или неполное для игры воображения. Это возможность впустить в игру другие влияния, кроме силы своей воли и мысли.

Эта открытость взаимодействию с чем-то, что считается ваби-саби, дает три вещи:

  • осознание природных сил, вовлеченных в создание произведения;
  • принятие силы природы;
  • отказ от дуализма, веры в то, что мы отделены от нашего окружения.

Стань частью мира, усвоив правило ваби-саби

Ваби-саби позволяет зрителю увидеть себя частью естественного мира, уже не разделенным социальными конструкциями, а находящимся во власти естественных временных линий. Вместо того, чтобы рассматривать вмятины или неровные формы как ошибки, они рассматриваются как творение природы. Это можно сравнить со мхом, растущим на неровной стене, или деревом, изгибающимся на ветру.

Стремление к совершенству ведет в тупик

Термин «совершенный», который происходит от латинского perfectus, что означает «завершенный», был поставлен на незаслуженный постамент во многих культурах, особенно на Западе. Придавая приоритет безупречности и непогрешимости, идеал совершенства создает не только недостижимые стандарты, но и ошибочные.

В то время как мы стремимся создавать совершенные вещи, а затем изо всех сил стараемся их сохранить, мы отрицаем их само предназначение и впоследствии теряем радости перемен и роста.

Несмотря на кажущуюся абстрактность, понимание преходящей красоты можно найти в основе некоторых самых простых удовольствий Японии, таких как Ханами, ежегодное празднование цветения вишни.

Розовые бутоны, едва успев распуститься и порадовать своей свежестью, разлетаются при первом порыве ветра белоснежным вихрем, оставляя причудливые узоры на асфальте и бесследно исчезая навсегда. Японцы принимают этот праздник, для того чтобы успеть восхититься, встретить мимолетную радость, которая неизбежно, как и все, растворится во времени.

Мир хочет постичь философию ваби-саби

Узнав, что можно жить с философией ваби-саби, мир, уставший ежедневно бороться за совершенство, вздохнул с облегчением. Уникальность и простота вещей, отказ от массовой стандартизации привлекают все большее внимание ведущих дизайнеров. Ваби-саби трудно объяснить, но можно почувствовать.

Это уход от бесконечного стремления менять новые вещи на еще более новые, это умение выделить то, что хранит в себе простоту и изящество, несет дыхание времени, оставляющее трещины и неровности на предметах, имеющих свою уникальную историю.

Искусство любоваться мимолетными мгновеньями, встречая и провожая их такими, какие они есть, учит пониманию смысла жизни.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Ваби-саби — стиль жизни и новая философия

Вы уже слышали новомодное выражение ваби-саби? Это забавное слово обозначает отнюдь не героя какого-нибудь аниме, а очень даже серьезный подход к новой философии, эстетике и стилю жизни. И родилось оно из древнего японского искусства (по-другому его и не назовешь) существовать в гармонии с далеким от совершенства внешним миром.
«Ваби» с японского означает скромность или даже бедность, а «саби» — безмятежность, красоту безмолвия и старости (ох уж эти японцы — умеют красиво завернуть значение любого иероглифа в своем языке!). Так что перевести с японского языка название ваби-саби можно как скромную красоту. И этот перевод как нельзя точнее отражает суть явления.
Хотите узнать, где искать ваби-саби и с чем его едят, а также почему ваби-саби стиль не хуже раскрученного хюгге? Тогда читайте статью estet-portal.com.

На смену хюгге: ваби-саби — стиль жизни и новая философия

Только весь западный мир научился ловить кайф от размеренной жизни в стиле уютного скандинавского хюгге, как в моду вошла новая жизненная философия, которая тоже нацелена именно на концентрацию на ощущении счастья даже в нашем далеком от идеала мире. Правда, ваби-саби можно назвать новой философией только для западного мира, потому что Япония живет согласно ее основным канонам уже много веков. Поверьте, адептом ваби-саби хорошо бы стать каждому из нас, потому что в жестких реалиях нашей современной жизни это самый верный и короткий путь к счастью.

Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Повернутое на красивых «вылизанных» фото из Инстаграм общество, которое почти поголовно готово ради удачного кадра целый день провести за выстраиванием удачной композиции для кадра, лишая себя реальной жизни ради эфемерных «лайков». В итоге, выстраданные «лайки» (или, что еще хуже, их отсутствие) бьют по самооценке, нервам и (чего уж греха таить) кошельку, приводя к нервному тику и вечному недовольству собой.
Съемные квартиры и «бабушкины» хрущевки без ремонта куда реальнее для нас нарядного декора из соцсетей, как бы мы не боялись в этом откровенно признаться. А значит не имеет смысла от этого прятаться за красивыми тарелками, из которых мы едим только при гостях или для кадра в «Инсте».

Вы заметили, что постепенно мир увлекся простотой и естественностью? Боди-позитив, модели плюс-сайз, красиво стареющие модели с морщинами на обложках глянца, не глаженные рубашки, минимум мебели в квартирах, голые кирпичные стены и мебель из грубой, не отполированной древесины — все это в тренде!

И все это можно считать ваби-саби, главным признаком которого можно назвать поиск красоты в несовершенстве.

Основные факты философии японцев, благодаря которым легче понять глубинный смысл ваби-саби:
— Ничто не вечно, так что не имеет смысла держаться за вещи (даже красивые и любимые).
— Ничто не имеет по-настоящему завершенного вида и не имеет смысла стараться добиться завершения.
— Красота в несовершенстве: щербинка между зубами, к примеру, может очаровать сильнее длинных стройных ног.

По поводу красоты, которая заключается в неидеальности: теперь вы можете смело говорить всем, что стали приверженцем философии ваби-саби, и без зазрения совести пользоваться любимой чашкой с щербинками и царапинами, отказаться от скатертей, спать на мятых простынях, перестать прятать трещину на стене или переживать из-за легкого бардака в квартире (а тем более — из-за своего якобы слишком длинного носа или маленькой груди). То есть, мы уверены, конечно, что вы и так все это делали, однако теперь можно совершенно успокоиться.

На самом деле японское понятие ваби-саби, конечно, куда глубже кайфа от использования щербатых тарелок и грубых льняных простыней. Это философия, которая формировалась веками, и сегодня оформилась как противоречие мировой массовой культуре.

My default image

Никаких товаров массового производства или одноразового пользования! Только хардкор — аутентичные вещи, хендмейд, шарм старины и  добротной «поюзанности». Старые книги, а не электронные гаджеты, глиняные цветочные горшки вместо пластиковых вазонов, ручной пошив или вязание, а не фабричная китайская штамповка.

Все это, согласно философии ваби-саби, ведет к пониманию ценности и красоты скоротечной жизни, а также уважению к стремительно бегущему времени. Цените момент сейчас! Ведь идеала не существует, так зачем же гнаться за миражами и иллюзиями?

Так что прекращаем вечно сравнивать себя с «фитоняшами» из соцсетей или более грудастыми подругами. Учитесь любить свои «шероховатости» и «неровности» и преподносить их как свою личную изюминку. Вспомните Ванессу Паради, Мадонну и Аллу Пугачеву со щербинкой между зубами, Сару Джессику Паркер с длинным носом, Ники Минаж с огромной попой или Джулию Робертс с улыбкой, растянутой на все лицо. Все они превратили недостаток в визитную карточку и стали счастливыми и любимыми.

И прекратите искать идеальную половинку и пытаться построить идеальные отношения! Просто смиритесь, что так бывает только в кино и любовных романах — так вы убережете себя от многих разочарований.

В отличие от мегапопулярного хюгге, ваби-саби не приемлет нагромождения милых, но бесполезных безделушек. Лучше отсечь все лишнее, оставив только по-настоящему важные вещи, и наслаждаться блаженным минимализмом (бонус: времени на уборку, кстати, тоже меньше будет уходить). И именно так у Вас получится испытывать состояние влюбленности во все, что Вас окружает — ключевой момент японской философии.

Что может вдохновить поклонников философии ваби-саби:
— Спокойные старинные места.
— Природа.
— Не покрашенные стены и трещины.
— Асимметрия и неровности.
— Ручная работа.
— Простая, но красиво сервированная еда.

Почему аскетичность восточного образа жизни вдруг приглянулась избалованному сытому западному обществу? Современные мыслители объясняют это просто: современные жертвы общества потребления слишком устали от ежедневно меняющихся трендов и скоростной погони за призрачным успехом в мегаполисах. Ведь это редко заканчивается чем-то еще, кроме нервных срывов и хронического недовольства собой и своей жизнью. А ваби-саби — реальный шанс научиться замедляться и прислушиваться к себе в поисках комфорта в окружающих вещах и отношениях с людьми. Мы желаем этого всем читателям!

Японская эстетика как мировоззрение

«Западная красота — это сияние, величие, величие и широта. Для сравнения, восточная красота — это запустение. Смирение. Скрытая красота». Так говорит кендо-сенсей Сёдзо Като в видео The Avant / Garde Diaries. «Пустошь» используется в субтитрах, когда в японском Като на самом деле используется ваби-саби ).

Очевидно, что в этой концепции есть нечто большее.В своей книге Ваби-Саби для художников, дизайнеров, поэтов и философов Леонард Корен описывает его как «примерно такое же положение в японском пантеоне эстетических [то есть философии красоты] ценностей, что и греческие идеалы. красоты и совершенства на Западе «.

Были предприняты всевозможные попытки выразить это ощущение: «деревенское», «унылое» или «принятие быстротечности и несовершенства». К сожалению, как и многие философские концепции, ваби-саби нелегко объяснить или перевести.Но это не повод сдаваться. Это важное понятие в японской культуре, которое можно оценить повсюду.

Но прежде чем мы продолжим, следует отметить, что эта философия не подходит для попыток дистилляции или понимания. Так что помните, что сделанные заявления основаны на личных мыслях и мнениях, будь то мнение других или мое собственное.

Вместо конкретного «определения ваби-саби» я надеюсь дать общее, сознательно неполное введение. Обещание чего-либо другого не соответствовало бы философии, подчеркивающей неполноту и несовершенство.

Смех перед непереводимостью

Источник: Ясунари Накамура

Просто потому, что концепция трудна для понимания, нет никаких причин, по которым мы не можем смотреть на меняющиеся значения слов, чтобы закрепиться. Начнем с ваби び.

Первоначально главным чувством ваби было одиночество. Японцы умеют придумывать слова, описывающие определенные чувства, и это одно из них.Что отличает ваби от стандартного одиночества, так это то, что это чувство возникает из-за жизни на природе, вдали от общества. Представьте себе печального, одинокого отшельника, и вы на правильном пути. Раньше жизнь отшельника даже называлась wabizumai ま い.

Sabi び, с другой стороны, немного проще, он был описан как «холодный», «постный» или «увядший».«У него такое же произношение, как и び (ржаветь), и эта связь с деградацией не случайна. sabishii し い (одинокий).

В 14 веке эти коннотации начали меняться. Отшельник больше не был печальным изгоем, а был мудрым человеком, освобожденным от атрибутов все более украшенного и искусственного японского общества.Слова сближались, пока не стали взаимозаменяемыми или, что чаще всего, соединенными. Ваби-саби начал подразумевать простоту деревенского стиля в положительном свете или изящество, которое приходит с возрастом и использованием.

Нельзя сказать, что они всегда сочетаются. Многие считают, что эти два слова нельзя сочетать. Они чувствуют, что комбинация создает резкую фразу, размывающую отдельное значение каждой из них.

Стоит отметить, что в более ранних размышлениях об этой эстетике ваби упоминается гораздо чаще и, как правило, является основой для множества связанных слов, таких как вабичадō 侘 茶道 わ び ち ゃ ど (стиль чайной церемонии ваби-саби).

На мой взгляд, это подчеркивает аспект смирения. Это философия для людей, а не просто стиль предметов. Объединение этих двух вещей можно рассматривать как намек на то, что философию (ваби) можно лучше изучить, описать и понять, используя эстетику (саби).

Основные понятия ваби-саби

Источник: Адам Левин

Природа философского учения означает, что такие понятия, как ваби-саби, почти никогда не записывались. Вместо этого они передаются лично от мастера к ученику косвенно.Смысл загадок мастера состоит в том, чтобы направить учеников к их собственному пониманию, а не закрепить понятие, которое от природы является изменчивым. Однако это не остановило людей от попыток. И мы можем многому научиться, читая определения, сделанные другими людьми.

Ваби-саби — это интуитивное восприятие преходящей красоты в физическом мире, которое отражает необратимый поток жизни в духовном мире. Это заниженная красота, которая существует в скромной, деревенской, несовершенной или даже испорченной эстетической чувственности, которая находит меланхоличную красоту в непостоянстве всех вещей.

— Эндрю Джунипер

Активное эстетическое восприятие бедности … Чтобы быть довольным маленькой хижиной, комнатой с двумя или тремя циновками татами, как бревенчатый домик Торо, и блюдом с овощами, собранными на соседних полях, и, возможно, чтобы слушать шелест нежного весеннего дождя.

-Д. Т. Сузуки

В физических объектах можно ожидать использования натуральных материалов в деревенском стиле.Несовершенства возникают не из-за небрежности, а из-за характера материалов и процесса или использования самого объекта. Объекты будут личными, скромными и функциональными. В мировоззрении внимание уделяется быстротечности, гармонии с природой и вниманию к мельчайшим деталям.

Чтобы получить более глубокое понимание, я взял интервью у профессора Тимона Скрича из Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета. Он также подчеркнул, что идея ваби-саби противоречит тому, что считается мейнстримом.В качестве контрпримера он использовал Марию-Антуанетту:

«Она жила в Версале и время от времени притворялась пастухом. Но если в западном представлении это очень искусственный, ложный и даже безответственный поступок, то по японскому мнению, очень хорошо дистанцироваться от всех нарядных нарядов. суд и исчезнуть в застенчивом деревенском пространстве ».

Больше всего он подчеркивает, что эта философия — сознательный выбор. Самураи и богатые торговцы имели возможность покрывать все золотом (иногда буквально).Но вместо этого они предпочли использовать простые инструменты и архитектуру.

Жители Запада, пытающиеся понять ваби-саби, критикуют за то, что они слишком много внимания уделяют визуальному аспекту. Ранее мы видели, что сторона ваби используется больше. И я думаю, это подчеркивает философский характер концепции. Тим Вонг и Акико Хирано цитируют Какудзо Окакура в Книге чая:

Перевод… может быть в лучшем случае только оборотной стороной парчи, — здесь присутствуют все нити, но не тонкость цвета или рисунка.

Они утверждают, что попытка определить философию в физических терминах «все равно что объяснять вкус куска шоколада по его форме и цвету». И я склонен с ними согласиться.

Религиозные корни ваби-саби

Источник: Shu Wu

Хотя многие будут думать о ваби-саби как о эстетике (и это правильно), важно немного знать о его религиозных связях, особенно с буддизмом. Мы можем связать его с «тремя признаками существования», или санбоин 三法 印 さ ん ぼ う い ん , которые описаны в буддийском учении.

Грубо говоря, они описывают непостоянство всего сущего ( mujō む じ ょ う ), страдания ( ku или отсутствие себя ( ку く う ). Буддизм говорит нам, что мудрость приходит от примирения с этими знаками, поскольку они присущи нашей природе, и ваби-саби можно рассматривать как способ практиковать этот мир и принятие.

  • Непостоянство, вероятно, имеет самую четкую связь: каждый охватывает износ, а иногда и повреждения, которые приходят с возрастом. Принято считать, что объект будет меняться по мере его использования.
  • Страдания тоже могут быть связаны с повреждениями, опять же, если принять, что износ и повреждение возможны и вероятны как часть нормальной жизни.
  • Отсутствие «я» — это труднее всего, но я бы сказал, что мы можем найти это в оценке объектов как процесса или состояния, движущихся либо из ничто, либо в сторону небытия, как предполагает Корен.

Наше использование или контакт с вещью может определить саму вещь на данный момент. Хотя этот контакт может оставить след, он никогда не сможет полностью определить объект. Сегодняшняя суповая миска завтра может стать каплеуловителем, если в крыше образовалась дыра.

Профессор Скрич говорит, что, хотя формально ваби-саби не считается религиозным, полезно рассматривать его как параллель, по крайней мере, с буддизмом и особенно дзен-буддизмом.

Стандартный тип буддизма включает фантастические храмы и огромные библиотеки, но пришел Дзен и сказал: «Нет, ничто из этого не поможет.Единственный способ понять — заглянуть внутрь себя ».

Здесь мы делаем акцент на медитации, но от этого совсем немного, чтобы увидеть фантастические храмы как отвлекающие или даже сдерживающие.

Несмотря на то, что есть очень богатые дзен-буддийские храмы со знаменитыми настоятелями, идея не в том, чтобы придавать им особого значения. Все это очень хорошо сочетается с ваби-саби, но это не означает, что ваби-саби должен быть религиозным во всех контекстах. Это похоже на диаграмму Венна с перекрытиями, но они не полные.

Буддизм, конечно, не единственная связь с этой философией, учитывая богатую историю религиозных и философских обменов Японии с материком. Мы можем видеть намёки на признание простоты в китайском минимализме 9 века. Даосизм подчеркивает гармонию, естественность и простоту.

Если мы посмотрим на придуманный позже термин моно не знаю も の あ わ как описание осознания вещей «непостоянство» (буквально «пафос вещей»), мы можем видеть, насколько широко распространенным стало ваби-саби в японской философии, даже если этого названия нет.

История Ваби-Саби: вплоть до Т (еа)?

Если вы ищете источник ваби-саби, лучше всего искать чайную церемонию. И человек, который больше всего привнес философию и эстетику в чайную церемонию, — это дзен-монах Мурата Шуко (или Дзюко), который жил с 1423 по 1502 год.

Во времена Сюко, потребление чая в основном касалось правящего класса и китайской утвари (называлось karamono 唐 物 か ら も の ).В то время как правящие классы любили хвастаться своим богатством и пить чай, глядя на полную луну, Сюко сознательно использовал простые товары японского производства, такие как керамика Shigaraki и Bizen . Он хотел, чтобы ученики ценили полумесяц или полумесяц, покрытый облаками.

Но он не пользовался исключительно простой посудой. И его отношение было скорее сосуществованием, чем заменой экстравагантной керамики. Тем не менее, его иногда считают создателем ваби-ча ち ゃ , что является стилем чайной церемонии. с помощью этой простой посуды.

Перенесемся на столетие вперед, к Сэн-но Рикю (1522-91). Этот человек, возможно, оказал наибольшее влияние на чайную церемонию и философию. Как и Шуко, он обучался Дзен. Но в отличие от Шуко, он не брал пленных во время ваби-сабификации чайной церемонии.

Несмотря на то, что первым служил Ода Нобунага (который начал объединение Японии) и его преемник Тоётоми Хидэёси (завершивший его), он использовал крошечные, похожие на отшельник комнаты под названием sōan с входами, которые требовали от гостей снимать мечи и пролезать внутрь .В одном из них он сократил размер до двух татами (примерно 3,6 м2).

Даже движения, используемые для заваривания и подачи чая, были упрощены, чтобы быть максимально эффективными, что лишило хозяина возможности быть слишком экстравагантным или привередливым. Стремление к простому оборудованию и эффективному движению выдвинуло идеалы ваби-саби в центр внимания.

Но заставлять военачальников использовать комковатые чашки и тесное пространство для своих элегантных ритуальных выражений — рискованное дело.Хидэёси хотел чайную комнату, покрытую сусальным золотом и прочую экстравагантность. Будь проклят Рикю, если бы это случилось.

Не помогло и то, что Хидэёси происходил из крестьянского происхождения. Ему не понравилось то, что он использовал крестьянскую утварь. Итак, в возрасте семидесяти лет Рикю было приказано совершить сэппуку.

Чайная церемония может быть основным методом понимания ваби-саби, но профессор Скрич также отмечает, что эстетика бывает разных форм.

«Например, — говорит он, — в Японии всегда была возможность рисовать в яркие цвета, что считалось« японским способом рисования », или черно-белым, что считалось« китайским способом рисования ».В чайных комнатах часто висели картины в китайском стиле, что является частью этого представления о бегстве от стандартных мирских занятий. У китайцев в определенном смысле была эта концепция, поэтому японцы позаимствовали ее, и она стала частью ваби-саби ».

Профессор Скрич также отмечает сильное расслоение японского общества примерно в это время. Существовал класс торговцев с деньгами, но без власти, которым не разрешалось участвовать в элитной деятельности. «Поэтому они, как правило, выбирали эскапистские действия, такие как укиё-э и ваби-саби.«

Интересно то, что этим торговцам часто не позволяли участвовать в показных украшениях или ритуалах, которые демонстрировали правящие классы. Приняв эти идеи, они смогли имитировать благородное рождение, имитируя «побег из мира», хотя у них не было того же мира, из которого можно было бы сбежать.

«Класс торговцев был огромен, и в нем были самые разные люди, но когда так много людей исключено из придворной деятельности, иногда легче сказать:« К черту все это все равно бессмысленно »и немного посидеть. хижина для медитации », — говорит Визг.

Ваби-саби в действии

Ущерб нанесен. Начиная с периода Эдо, ваби-саби просочился в ряды общества и с тех пор стал заметен во всех формах японского выражения. Некоторые СМИ поддаются этому. Но в других случаях влияние гораздо более тонкое и менее интуитивное.

Вам рассказали кое-что из истории, теперь давайте рассмотрим несколько примеров.

Чашка для сакэ

Источник: Фото автора

Это первый типичный пример. Вы увидите сотни чашек для сакэ, изготовленных в стиле ваби-саби.Чашка на этой фотографии — одна из моих. Я выбрал его, потому что он иллюстрирует определенные аспекты эстетики.

Во-первых, обратите внимание на отделку. Глазурь неоднородная, снизу снаружи отсутствует. Цвета пестрые. Внутри вы можете увидеть и другие пятнышки не совсем белого цвета. Короче говоря, это несовершенно. Украшение простое. Он сильно зависит от текстуры и материала, а не от детальной росписи или цвета.

Нельзя сказать, что производитель был небрежным (ваби-саби не является оправданием плохого мастерства), но условия были созданы, чтобы сделать цвет и отделку «несовершенными».«Тот факт, что он был выполнен в деревенском стиле, не делает совершенство менее достижимым, но он привлекает внимание к недостаткам и естественному процессу его создания.

Но, пожалуй, важнее трещина на губе. Это случилось, несмотря на все мои усилия, во время полета домой в Англию. Это неизбежное повреждение и видимая часть «истории» чашки. Пыль, которая когда-то занимала трещину, рассыпалась по всему имуществу, которое также было в моем чемодане, а оттуда распространяется все дальше и дальше.

Они все еще являются частью чашки? Чаша без них такая же? Ваби-саби обращает внимание на эти вопросы как на часть красоты объекта. Однажды коллекционер антиквариата показал мне, что такие трещины традиционно заполняют золотом (метод, называемый кинцуги 金 継 き ん つ ぎ), что привлекает внимание к истории объект как нечто, что нужно отметить, а не прятать или ремонтировать.

В своей книге « Неизвестный мастер » Соэцу Янаги утверждает, что эти недостатки необходимы для полного понимания объекта и мира.

Мы в наших собственных человеческих несовершенствах отталкиваемся от совершенного, потому что все очевидно с самого начала и нет никаких намеков на бесконечное.

Еще раз возвращаемся к идее истории объекта. Несмотря на принятые меры, повреждение и износ имеют фундаментальное значение для самого объекта. Это требует, чтобы со временем вы его оценили, а не прямо в лоб.

Осенние листья

Источник: sunnywinds

Если чашки могут подчеркнуть несовершенство, сезонные показы могут еще лучше показать быстротечность.Японская культура, от еды до развлечений, остается очень сезонной. Такие впечатления, как hanami , вечеринки, чтобы полюбоваться цветением сакуры или походы, чтобы полюбоваться яркими красными осенними листьями, являются прекрасным примером ценить мимолетную красоту. В частности, в случае цветения сакуры, единственный порыв ветра может заставить все дерево упасть и попасть в грязь. Таким образом, любое признание такой красоты должно сопровождаться осознанием ее хрупкости. Тем не менее, мы знаем, что он вернется в следующем году, поэтому в данный момент мы можем скорее расслабиться, чем цепляться.

Но осенние листья, а не сакура, возможно, являются лучшим примером ваби-саби из-за истории, приписываемой Рикю, как учителю или ученику.

По сюжету ученику приказывают убрать усыпанный листвой сад своего учителя. Он это делает, но когда он показывает своему учителю нетронутую землю, мастер трясет дерево посреди сада, разбрасывая его листья по всем тем местам, которые ученик только что убрал.

Это горькое напоминание о сильном чувстве мира с природой.Вы можете увидеть смирение в действиях мастера, когда он ругает своего ученика за попытку избавиться от того, что сделала природа. Это также демонстрирует чувство «чистоты, но не стерильности», которое присутствует во многих объектах, которые ценятся в ваби-саби.

Haiku

Источник: Bryan

Наконец, давайте рассмотрим более сложный пример.

辛 崎 の 松 は 花 よ り 朧 に て

Сосна Карасаки Более тусклый и расплывчатый чем цветение вишни

Мацуо Башо, перевод Р. Х.Блит

Haiku во многом придерживается тех же идеалов, что и ваби-саби. Небольшой анализ вышеупомянутого стихотворения показывает, как чувство философии может выходить за рамки простых визуальных эффектов или ремесла. Здесь Башо сравнивает сосну Карасаки с сезонным зрелищем сакуры. Сосны Карасаки растут в роскошном частном саду Конроку-эн. Каждый год пять садовников тщательно подрезают эти деревья до совершенства. В свете этого мы можем интерпретировать вывод Башо двояко:

  1. Несмотря на все попытки садовников контролировать сосну, ее красота не может быть выражена так же эффективно и просто, как работа Природы с сакурой.Последний ярко, хотя и ненадолго, ярко сияет на фоне «тусклых» попыток человечества соответствовать величию Природы.
  2. Также возможно, что Башо переворачивает всю систему с ног на голову. Сакура, хотя и преходящая и естественная, громкая, напористая и всегда в центре внимания. Напротив, сосна с простой вечнозеленой листвой представляет собой более спокойную форму красоты. Садовники не пытаются использовать природу, а работают с ней, чтобы создать более тонкую, «туманную» красоту, которую, вероятно, не заметят все эти люди, напивающиеся в парке под цветами.

Сделав еще один шаг назад, эту двусмысленность можно сопоставить с ваби-саби. Пока мы думаем об интерпретации стихотворения, произведение остается незавершенным. Не только это, но это требует нашего взаимодействия, чтобы «стать». Добавьте сюда сезонную ссылку на цветение сакуры, требуемую стилем хайку, и вы получите поэтически совершенную трехстрочную концентрацию искусства ваби-саби.

Здесь и сейчас

Источник: ALF K

Ваби-саби может показаться устаревшей концепцией и даже пораженческой: «Если вы не можете проводить прямые линии, научитесь любить шаткости.«

В настоящее время, конечно, мы можем делать прямые линии и многие другие формы. Нынешняя мода в дизайне — это четко очерченные края, гладкие или точно текстурированные поверхности, поскольку допуски на инструмент становятся меньше, а компьютеры становятся лучше в достижении совершенства.

Подумайте о Токио: на ум приходят движение и шум, а не спокойное созерцание. Здания становятся все грандиознее и выше по мере того, как плавильный котел вливает в Японию все большее влияние Запада. Умерла ли философия в современную эпоху?

Конечно, нет.Ханами и чайная церемония продолжаются. Используются натуральные материалы. Наслаждаются сезонными продуктами. И несовершенство все еще существует. Нам просто нужно присмотреться, чтобы увидеть это в наших «идеальных» творениях.

Корен использует пример бритвенного лезвия: оно может казаться совершенно прямым и острым, но если под микроскопом вы увидите сотни ямок, царапин и дефектов. Ваби-саби не утерян, но он растворен во всем, поэтому вам понадобится микроскоп, физический или умственный, чтобы увидеть его.

Ирония в том, что предметы, которые, кажется, больше всего демонстрируют философские и эстетические идеалы, теперь являются одними из самых дорогих предметов, которые вы можете купить в Японии. Достигнув такой денежной ценности, они теряют смирение, которое изначально сделало их ваби-саби.

Итак, цикл продолжается. Акцент профессора Скрича на том, что ваби-саби — это выбор, означает, что его достижение, так сказать, не должно требовать больших затрат. Фактически, суть в том, чтобы отказаться от приобретения дорогих товаров и вместо этого отдать предпочтение более утилитарному подходу.Профессор Скрич описывает его как «очень близкий к сегодняшнему минимализму, но это минимализм с осознанным выбором».

В попытке Марселя Теру найти определение ваби-саби он получил много извинений и объяснений, что это просто необъяснимо. Но один человек называет это «японским сердцем». Как и отношение западного мира к греческим идеям красоты, ваби-саби просто непоколебимо по сравнению с Японией на всех уровнях. Он прославляет неизбежное несовершенство несовершенного мира. Ваби-саби везде, нужно только уметь смотреть.

.

Ваби-Саби: Искусство несовершенства

Согласно японской легенде, молодой человек по имени Сэн но Рикю стремился изучить сложный набор обычаев, известный как Путь чая. Он пошел к чайному мастеру Такеено Джу, который испытал молодого человека, попросив его ухаживать за садом. Рикю убрал мусор и разгреб землю, пока она не стала идеальной, а затем внимательно осмотрел безупречный сад. Перед тем, как представить свою работу мастеру, он встряхнул вишневое дерево, в результате чего несколько цветов беспорядочно рассыпались на землю.

По сей день японцы почитают Рикю как человека, который до глубины души понял глубокую культурную нить, известную как ваби-саби . Возникнув в 15 веке как реакция на преобладающую эстетику щедрости, орнамента и богатых материалов, ваби-саби — это искусство находить красоту в несовершенстве и глубину в приземленности, превыше всего превознося подлинность. В Японии эта концепция настолько глубоко укоренилась, что ее трудно объяснить западным людям; прямого перевода не существует.

В целом, ваби-саби — это все, чем не является сегодняшняя гладкая, массовая, насыщенная технологиями культура. Это блошиные рынки, а не торговые центры; состаренное дерево, не шикарные напольные покрытия; одна-единственная ипомея, а не дюжина красных роз. Ваби-саби понимает нежную, необузданную красоту серого декабрьского пейзажа и болезненную элегантность заброшенного здания или сарая. Он отмечает трещины, щели, гниль и все другие отметины, которые оставляют после себя время, погода и использование. Обнаружить ваби-саби — значит увидеть исключительную красоту в том, что сначала может показаться ветхим и уродливым.

Ваби-саби напоминает нам, что все мы преходящие существа на этой планете — что наши тела, а также материальный мир вокруг нас, находятся в процессе обращения в пыль. Природные циклы роста, разложения и эрозии воплощаются в потрепанных краях, ржавчине, пятнах печени. С помощью ваби-саби мы учимся принимать как славу, так и меланхолию, присущую этим следам уходящего времени.


Чтобы ввести ваби-саби в вашу жизнь, не нужны деньги, обучение или особые навыки.Требуется достаточно спокойный ум, чтобы ценить приглушенную красоту, смелость, чтобы не бояться обнаженности, готовность принимать вещи такими, какие они есть — без украшений. Это зависит от способности замедляться, сдвигать баланс с делания на бытие, ценить, а не совершенствоваться.

Вы можете зажечь свою любовь к ваби-саби с помощью одного предмета из задней части туалета: вазы со сколами, выцветшего куска ткани. Внимательно ищите мельчайшие детали, которые придают ему характер; исследуйте это своими руками.Вам не нужно понимать, почему вас это тянет, но вы должны принять это как есть.

Грубые текстуры, минимально обработанные изделия, натуральные материалы и нежные оттенки — все это ваби-саби. Взгляните на заплесневелую маслянистую сцену вокруг древней деревянной миски, на загадку потускневшего кубка. Эта патина привлекает нас силой, которой не обладает сияние нового. В этих вещах проявляется наше всеобщее стремление к мудрости, искренности и общей истории.

В создании дома ваби-саби нет ничего хорошего или плохого.Это может быть так же просто, как использовать старую миску в качестве приемника для дневной почты, нанести краску на старый стул или подстегнуть сад к посеву семян. Что бы это ни было, его нельзя купить. Ваби-саби — это состояние ума, способ существования. Это тонкое искусство быть в мире с собой и своим окружением.

Робин Григгс Лоуренс — главный редактор Natural Home , журнала о жизни, вдохновленной землей. Сейчас, на втором году публикации, с возрастом он становится все лучше. Natural Home — это практичное и элегантное руководство для людей, которые хотят сделать свои дома красивее, естественнее и экологичнее, охватывая самые разные темы: от выбора нетоксичных красок до строительства лабиринтов и проектирования теплицы из тюков соломы. Эта статья из номера за май / июнь 2001 г. Подписки: 24,95 $ / год. (6 выпусков) из Box 552, Mt. Моррис, Иллинойс, 61054-0552.

.

Необычная детская книга, основанная на японской философии поиска красоты в несовершенстве и непостоянстве — Сборы мозгов

Какое отношение имеет потерянная кошка к эволюции чайной церемонии как экзистенциальной философии.

Мария Попова

Ваби саби — красивая японская концепция, которая не имеет прямого перевода на английский язык. Как эстетика, так и мировоззрение, это означает образ жизни, который находит красоту в несовершенстве и принимает естественный цикл роста и упадка. Wabi Sabi — это также название фантастической книги с картинками 2008 года Марка Рейбштейна с оригинальными иллюстрациями известного китайского иллюстратора детских книг Эда Янга, исследующего эту удивительную чувствительность через историю о кошке, которая теряется в ней. родной город Киото только для того, чтобы оказаться в процессе. (Ибо, чтобы не забыть, мы находим себя, только заблудившись.)

Книга читается как свиток, сверху вниз, и на каждом развороте есть хайку и стихи на японском языке, украшенные красиво текстурированными рисунками Янга.

Reibstein рисует исторический фон:

Ваби-саби берет свое начало в древних китайских способах понимания и жизни, известных как даосизм и дзен-буддизм, но ваби-саби начали формировать японскую культуру, когда дзен-священник Мурата Шуко из Нары (1423–1502) изменил чайную церемонию. Он отказался от причудливого золота, нефрита и фарфора популярного китайского чайного сервиза, а также от простых грубых деревянных и глиняных инструментов. Примерно через сто лет знаменитый чайный мастер Сен-но Рикю из Киото (1522–1591) принес ваби-саби в дома сильных мира сего.Он построил чайный домик с такой низкой дверью, что даже императору пришлось бы поклониться, чтобы войти, напоминая всем о важности смирения перед традициями, тайнами и духом.

Настоящая история ваби-саби лежит в основе книги: когда Янг впервые получил задание, он создал серию красивых простых изображений. Когда он пошел сдать их своему редактору, он оставил их на мгновение на крыльце дома. Но когда он вернулся, чтобы забрать их, их уже не было.Вместо того чтобы мучиться из-за потери, Янг решил воссоздать образы с нуля и улучшить их, обнаружив рост потери.

Хотя технически это детская книга, Ваби Саби — это разновидность тонкой экзистенциальной медитации, в которой взрослые, с нашим неустанным стремлением к большему и нашим хроническим беспокойством по поводу несовершенства, могут найти утешение. Дополните его красивой взрослой книгой о философии древней японской эстетики.

.

sabi — Wikipedia, la enciclopedia libre

Wabi-sabi (侘 寂, « Wabi-sabi» ? ) es un término estético un estético japoné de visa que «Красавица де ла несовершенная». Dicho punto de vista está frecuentemente presente en la sociedad japonesa, en forma de elementos de aspecto natural или rústico que aparecen en los objetos cotidianos o en algunos elementos arquitectónicos.

El wabi-sabi combina la atención a la composición del minimalismo, con la calidez de los objetos provientes de la naturaleza.

Características [редактор]

Corriente japonesa estética y de comprensión del mundo basada en la fugacidad e impermanencia. Deriva de la afirmación budista de las Tres Características de la Existencia.

Сегун Леонард Корен, автор библиотеки Wabi-Sabi: for Artists, Designers, Poets and Philosophers , se refiere a aquella belleza imperfecta, impermanente e incompleta . Algunas características de la estética wabi-sabi son la asimetría, aspereza, sencillez o ingenuidad, Modetia e intimidad, y sugiere además un processso natural.

El wabi-sabi ocupa la misma posición en la estética japonesa que en Occidente ocupan los ideales griegos de belleza y perfección.

Andrew Juniper afirma que:

Si un objeto o expresión puede provocar en nosotros una sensación de serena melancolía y anhelo espiritual, entonces dicho objeto puede considerarse wabi-sabi.

Ричард Р. Пауэлл Вот возобновление дичи:

Элло (эль ваби-саби) сорт todo lo que es auténtico reconociendo tres sencillas realidades: nada dura, nada está completetado y nada es perfecto.

Las Palabras wabi y sabi no se traducen fácilmente. Wabi inicialmente refería la soledad de vivir en la naturaleza, lejos de la sociedad, mientras que sabi MongoDB «frío», «flaco» o «marchitado». Hacia el siglo XIV estos términos comenzaron a cambiar, adquiriendo connotaciones más positivas.

Ёсизава Сецуан — Лист из альбома с изображением птиц, цветов, пейзажей и цветочных горшков — Уолтерс 3517417B

Wabi ahora connota simplicidad rústica, frescura o quietud, o elegancia sutil y discreta, y es aplicable a objetos tanto naturales como hechos por el ser humano.También se puede referir a specificidades o anomalías que surgen durante el processso de construcción y dotan de elegancia y unicidad al objeto. Sabi es la belleza o serenidad que aparece con la edad, cuando la vida del objeto y su impermanencia se Evidencian en su pátina y desgaste, o en cualquier arreglo visible.

Desde un punto de vista del disño o ingeniería, wabi se convertaría como la cualidad imperfecta de cualquier objeto, debida a неизбежные ограничения en el disño y construcción.Así, sabi podría ser convertado como el aspecto de imperfecta fiabilidad o limitada mortalidad de cualquier objeto; de aquí la conexión etimológica con la palabra japonesa sabi , oxidarse.

Ambos Conceptos, wabi y sabi , sugieren sentimientos de desconsuelo y soledad. Según la perspectiva budista Mahāyāna, estas son características positivas, al репрезентативная la liberación del mundo material y la trascendencia hacia una vida más sencilla.La propia filosofía Mahayana, sin embargo, advierte de que la comprensión verdadera no puede alcanzarse mediante palabras o lenguajes, por lo que aceptar el wabi-sabi en términos no verbales sería el enfoque más adecuado.

Los Conceptos de wabi y sabi son originariamente Religiosos, pero su актуальные uso en japonés es bastante informal. [ cita Requerida ]

Wabi-sabi en el arte japonés [редактировать]

Numerosas artes japonesas durante los últimos milenios se han visto influidas por el Zen y la filosofía Mahāyāna, especialmente en cuanto a la aceptación y contemplación de la imperfección, el fluir constante y la impermanencia de cosy.Dichas artes ejemplificarían la estética wabi-sabi, como son:

Wabi-sabi en Occidente [редактор]

Informática [редактор]

Durante los años 90, концепция, принятая для создания программного обеспечения, которое используется для Agile-программ и Wiki-вики с последним описанием актуального уровня несовершенного дела на основе базовых данных. [1]

Véase también [редактор]

Список литературы [редактор]

  1. Ваби-Саби: Для художников, дизайнеров, поэтов и философов , Леонард Корен]
  1. Корен, Леонард (1994). Ваби-саби для художников, дизайнеров, поэтов и философов . Stone Bridge Press. ISBN 1-880656-12-4.
  2. Wabi Sabi. Проверено 19 ноября 2006.
  3. Можжевельник, Эндрю (2003). Ваби-саби: японское искусство непостоянства . Издательство Tuttle. ISBN 0-8048-3482-2.
  4. Пауэлл, Ричард Р. (2004). Ваби Саби Простой . Адамс Медиа. ISBN 1-59337-178-0.
  5. Кроули, Джеймс и Сандра (2001). Стиль Ваби Саби . Гиббс Смит, Издатель.ISBN 1-58685-753-3.
  6. «Общие замечания по японской художественной культуре» в Suzuki, Daisetz T. (1959). Дзэн и японская культура . ISBN 1-56731-124-5.

Enlaces externos [редактор]

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *