Стрит арт уличный: Street Art — Definition, History, Artists
Российские мастера стрит-арта: 5 перспективных уличных художников
Развлечения
Рассказываем, за кем андерграунд стоит.
Дмитрий Петросьянц
Sasha RTS
Далеко не в каждом виде искусства есть парадокс – где-то все довольно понятно, закономерно и не вызывает вопросов. Тем временем стрит-арт – парадоксален. Это публичное творчество, его видят тысячи людей, но авторам самих работ зачастую приходится скрывать свои лица в надежде остаться анонимными.
Когда стрит-арт еще не был искусством, в общественном сознании он считался обычным правонарушением. Художников называли вандалами, их могли задержать, оштрафовать или вовсе посадить. Оттуда у многих артистов остался рефлекс прикрывать лицо рукой при виде камеры.
Впоследствии нравы стали мягче, общественность углядела в этом искусство, и теперь стрит-арт наполовину легитимизировался, став уважаемой творческой деятельностью. Для согласованных работ даже имеется отдельный термин – паблик-арт. Так называют любое городское искусство, которое было одобрено властями или другими ответственными лицами.
Как бы то ни было, романтика бунтарского стрит-арта никуда не делась. Даже самые опытные художники, которых приглашают на фестивали и выставки, могут позволить себе выйти с баллоном краски на улицу и пойти самовольно украшать городские стены.
Мы пообщались с пятью перспективными российскими деятелями стрит-арта, которые годами оттачивали свой стиль и сделали многое для индустрии. Пусть их имена будут некоторым незнакомы, но, как уже было сказано, стрит-арт – это не всегда история про демонстрацию себя. На первый план здесь выходит творчество.
Рома Мураткин
Рома уже не первый год в игре, и он очень хорошо знает, каким должен быть зрелищный визуал. В свое время он получил художественное образование по специальности «декоративно-прикладное искусство», а рисовать на стенах начал еще до совершеннолетия. Его работы могут напомнить фундаментальные фрески, которые любили разворачивать советские градостроители на жилых домах. Однако сводить все к одной ассоциации в его случае неправильно – он умеет делать по-разному.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
В России много интересных и самобытных мест, где могли бы появляться работы уличных художников, но все так устроено, что несогласованная работа не может существовать долго на улице. Коммунальные службы быстро и без сожаления удаляют этот «нарыв» из городского пространства, лишая среду уникального творческого высказывания, не давая возможности изображениям стать культурным кодом города.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Целенаправленно такую задачу никогда не ставлю. Есть стиль, который соответствует моему внутреннему миру, позволяющий создавать композиции на разные темы. Он может нравиться людям или нет. Все субъективно и индивидуально.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Выделю несколько городов Италии: Флоренция, Рим и Венеция.
Nootk
Вова Nootk считается довольно опытным художником – он участник творческих объединений Москвы, которые стояли у истоков уличной культуры. На его счету множество фестивалей, международных биеннале и выставок.
Кроме того, у художника были коллаборации с Nike, adidas, Aizel и другими брендами. При этом, несмотря на коммерческие предложения и согласованные истории, он продолжает делать свой стиль на улице и вносить вклад в культуру и урбанистическую среду.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Если говорить про нелегальный стрит-арт и граффити, то, не считая Москвы, вся Россия вполне пригодна. Только вот людям в регионах совсем не до стрит-арта. Им надо как-то выживать. Хотя известны такие примеры, как Екатеринбург или Нижний Новгород, где уличное искусство очень даже прижилось. В Москве же свирепствует повсеместный бафф (удаление арта со стен и прочих поверхностей. – Прим. GQ), зачастую работы уничтожаются через несколько часов.
Говоря про согласованные проекты, муралы или городские скульптуры, Москва могла бы быть одним из центров мирового стрит-арта, если бы не бюрократическая карусель согласований в семи инстанциях и строгий регламент тематики изображений. А в регионах, где с согласованием дела обстоят проще, снова встает вопрос финансирования. По сути, в нашей стране деньги решили вкладывать не в культуру, а в перекраску заборов.
Kalinin Maksim
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Я не преследую цель вызвать чью-либо эмоцию, я просто рисую то, что мне самому хотелось бы видеть в городе или в галерее современного искусства. При этом я надеюсь, что мои работы вызывают позитивные эмоции у тех, кому близка эстетика, в которой я работаю.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Сложный вопрос. На мой взгляд, нашим городам не хватает самоорганизованных пространств со свободными зонами для уличных художников и эксплуатируемых крыш.
Sasha RTS
Sasha RTS, он же Саша Рисуй Тусуй, известен в арт-сообществе своим диким стилем и безумными персонажами. Он работает со многими поверхностями, выставляется в России и за рубежом, а также сотрудничает с известными брендами, в числе которых Nike, Puma, Vans и другие.
В то же время Саша не забывает об улице и вносит свой вклад в облик города. У него всегда с собой авторские стикеры, которые он расклеивает в самых неожиданных местах. Получаются такие пасхалки, которые заметит только внимательный прохожий.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Стрит-арт, как и стрит-культура в целом, давно имеют масштабное влияние на мировую визуальную среду, благодаря которому они могут не только существовать в условиях каких-то границ, но и создавать свою самостоятельную экосферу.
Культурное, региональное и этническое разнообразие, которыми наполнялась Россия в течение своей богатой на события историей, принесли с собой множество архитектурных форм и интересных элементов градостроения. Экспериментальные постройки эпохи советского модернизма также дают пищу для объемно-пространственных размышлений относительно практического и эстетического ощущения жилых пространств и инфраструктур. До неприличия большое количество плотно застроенных «спальных» районов мегаполисов, которое резко контрастирует с региональными просторами двухэтажной России, вдохновляет на поиск новых форм и образов. Кроме этого, по всей стране существует достаточно объемная масса заброшенных и не всегда реставрируемых объектов. Таким объектам «самовыражение» стрит-артистов часто дает новый функционал, это самовыражение привлекает внимание к забытым, но от этого не менее интересным местам.
Следует помнить, что настоящий стрит-арт – это обширное понятие, наполненное не только картинками на зданиях, но и перформансами, выступлениями уличных музыкантов, поэтов, танцоров и другими формами творческого выражения, происходящего под открытом небом или в переходах. Мне нравится наблюдать такие явления в сюрреалистических и разнообразных пейзажах России.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Любое изобразительное искусство – это способ общения с миром в глобальном смысле. Художник не всегда ждет ответа на свое высказывание, будь он выражен в виде эмоции или словесно. Иногда творческая работа предлагает пообщаться зрителю с самим собой, иногда рефлексия от просмотра работы срабатывает не сразу, а спустя какое-то время. Я не стремлюсь накопить ответных зрительских эмоций в том виде, в котором мы привыкли их выражать. Для меня более важно, чтобы у человека, который увидит мои картинки, теги или стикеры, зародились благостные нейронные связи, основанные как на его личном ассоциативном ряде, так и на совершенно свежих для него образах. И чтобы связи эти привели зрителя к добрым действиям с его друзьями и семьей, где мое творчество, очевидно, уже не будет принимать прямого участия.
Бывало такое, что после одного приклеенного стикера зритель вспоминал о своих увлечениях искусством, возвращался к книгам, изучению кинематографа, вспоминал о своих сильных качествах, то есть вдохновлялся. Конечно же, среди всех этих «социально значимых» выражений существует еще и множество штук, которые я делаю смеха ради, чтобы разок-другой вызвать у зрителя простую улыбку и как-то, хотя бы минимально, его подбодрить.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
В моем городском пространстве есть много раскидистых зеленых деревьев на главных улицах, чистые водоемы, хорошо спроектированные велодорожки. Хорошие велодорожки ну очень важны для здоровья и долголетия людей. В моем городе не пресекаются и не осуждаются здравые творческие и социальные инициативы. Красивые и сложные рисунки не закрашиваются в сотни оттенков серого. Люди чаще улыбаются. А безликая реклама ненужных продуктов и услуг уступила место образовательным плакатам об истории искусств, актуальных музыкальных событиях и выставках по-настоящему молодых художников. И конечно же, как сказал один из классиков современной поэзии: «Покажи мне город, где ни**я не решает валюта, где люди просыпаются от залпов салюта утром…»
Команда «ТОЙ»
В нижегородское объединение «ТОЙ» входят два стрит-арт-художника, которые работают в жанре постграффити. Их сюжетам присущи абсурд и ирония, которые так хорошо ложатся на российскую действительность. Арт парней сделан с намеренной небрежностью, которая и стала их фирменным стилем. На наши вопросы отвечал один из участников команды – Ерор.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
На мой взгляд, у нас все хорошо с рисованием на улицах. Работы достаточно долго остаются, если не учитывать ситуацию в Москве, когда ты порисовал, и через час работа уже закрашена. Органы власти достаточно лояльно относятся к рисункам, главное, чтобы они не носили политический характер. Сталкиваясь с полицией во время рисования, мы хорошо общаемся и приходим к нормальному решению, главное, не испортить чью-то частную собственность. Да и местные жители иной раз идут навстречу.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
В уличном рисовании для меня самым главным является удовольствие от процесса и результата. А вообще, приятно наблюдать отклики людей, которых при виде наших работ цепляет ностальгия и чувство смеха.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Сложно представить какое-то идеальное городское пространство. Я думаю, что все так, как должно быть. Человек подстраивается и всегда находит место для работы.
Андрей Adno
Художник и дизайнер Андрей Adno – еще один деятель искусства, на которого стоит обратить внимание. В настоящий момент он конвертирует арт в NFT-токены, курирует образовательные арт-программы, а также не забывает про улицу.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Стрит-арт, как и любое искусство, может и должно быть везде. Россия – идеальное место для уличного искусства, ведь, как правило, оно отражает весь спектр социальных проблем.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Всегда нравилось обманывать зрителя простыми графическими приемами и преломлением пространства.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Идеальный город – это место для коммуникации разных смыслов, слоев и сущностей.
ТегиСтрит-артГраффитиИскусствосовременное искусство
Стрит-арт: как он меняет городскую среду и почему становится современным искусством
Стрит-арт – неотделимая часть почти любого города. Несмотря на то, что мы знаем художника Бэнкси и ежегодно в России и в других странах посещаем стрит-арт фестивали, граффити для многих всё равно остаётся в области чего-то маргинального и не про искусство.
Мы поговорили с организаторами международного фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA. Узнали, как стрит-арт формирует идентичность города, меняет среду и отношение жителей к творческим работам на фасадах зданий. И порассуждали о том, какое будущее у российского комьюнити художников.
Текст: Мария Орехова
Партнерский материал творческого форума Таврида
STENOGRAFFIA – фестиваль уличного искусства, который появился в Екатеринбурге в 2010 году. Руководствуясь желанием изменить отношение людей к общественному пространству с помощью арт-объектов, создатели феста ежегодно собирают десятки стрит-арт художников со всего мира. За десять лет фестиваль вышел за пределы одного города, а среда, которую создавали в этих города застройщики, стала арт-объектами.
Когда тег на стене становится искусством?
В субкультуре стрит-арта нет консенсуса, что такое уличное искусство. STENOGRAFFIA называет стрит-арт тем искусством, которое появляется в общественном пространстве, независимо от цели создания, масштабов, легального или нелегального положения, протестных смыслов или возможности декорирования зданий и улиц. Это всё, что обладает потенцией искусства с направлением и силой коммуникации. Особняком стоят теги, они выпадают из рамок уличного искусства как объекты искусства. Они могут содержать негативный посыл. Люди, которые их создают, не претендуют на создание чего-то ценного. Их цель – захват территории какими-то визуальными метками.
Почему политика не пересекается с искусством?
Уличное искусство неотделимо от лозунгов и политических высказываний, потому что оно отражает нерв времени. Сейчас любое искусство так или иначе затрагивает политику. Миссия STENOGRAFFIA – улучшение городской среды. Она отражена в творчестве, которое STENOGRAFFIA транслирует зрителю. Фестиваль говорит про искусство, которое объединяет. Команда хочет настроить тёплую коммуникацию человека с городом, в котором он живёт. И в их миссии нет политических подтекстов.
Как стрит-арт формирует городскую среду и её идентичность?
Опыт STENOGRAFFIA говорит о том, что сейчас у кого-то из нас складываются враждебные отношения с городом. Некий подросток по имени Вася живёт в спальном районе регионального города и мечтает о красотах столицы, потому что серость одинаковых многоэтажных домов или вид заброшенной спортивной площадки во дворе, или деревянные заборы вокруг школы лишают его удовольствия проводить свободное время на улицах родного места. Город кажется ему чужеродной средой, где серо, грязно и одиноко. Когда с помощью арт-объектов его наполняют эмпатийными точками, для таких, как Вася, создаётся «третье место». Это то пространство города, где человеку комфортно, куда он может беспрепятственно попасть, где он может провести время один или в компании. При этом не обязательно чтобы оно было связано с «первым местом» – домом или «вторым» – работой. Благодаря объектам уличного искусства города попадают в позитивную федеральную, а иногда и мировую повестку. Это тоже очень меняет точку зрения людей по отношению к работам в стиле стрит-арт. Они начинают больше изучать этот город, начинают гордиться своим домом и проявлять по отношению к нему заботу.
Стрит-арт способен скрывать недостатки среды. Можно назвать это визуальной экологией. Или наоборот, привлекать внимание к каким-то важным болевым точкам города, чтобы добиться перемен. У STENOGRAFFIA есть проект «Вид из окна». Художники меняют облик стен напротив окон зданий, например, больниц. И люди, которые вынуждены каждый день смотреть на безликие унылые здания, видят дружелюбный, приятный арт. Это меняет не только настроение человека, но и помогает ему принять город как приветливое пространство. Другой способ подружить человека и среду – предложить ему самому поучаствовать в создании арт-объекта. Так, проект «Город рисует сам себя» привлекает людей к тому, чтобы те украсили свой дом или двор. Чувство причастности меняет отношение к пространству вокруг себя. Появляются осознанность и ответственность. Через такую практику получается донести до людей, что среда вокруг не враждебна, а «ваша» территория не заканчивается за порогом квартиры.
Как объяснить, что граффити – не вандализм?
В отдаленных городах, которые мало знакомы с уличным искусством, до сих пор граффити – это вандализм. Более десяти лет назад, когда STENOGRAFFIA только зарождалась, даже в крупных городах можно было встретить враждебность к работам художников на улицах. Сейчас, когда проект приходит в новый город, он меняет его отношение к искусству стрит-арта. С каждым городом своя коммуникация. Везде создается свой, понятный именно этому месту арт. В маленьком городе, который не знаком с уличным искусством, создается эмпатийная работа. А в городах, которые готовы к этому искусству, делают работу со сложным коммуникационным кодом. Всё связано с тем, что у города формируется потребность на определённое качество уличного искусства. И если в начале жители могут не понимать ценность стрит-арта, считать это актом вандализма, то, когда они видят готовый проект, который визуально понимают, становятся сторонниками и защитниками такого творчества. Здесь все объясняется временем и практикой. Но для этого нужно проделать работу — одними разговорами не переубедить.
Как защитить арт и уберечься от коммунальщиков?
Единственная защита от коммунальных служб – согласование. В каждом городе оно происходит по-разному. Но любые поверхности кому-то принадлежат, а значит, у этого кого-то надо получить разрешение: у собственника, жителей дома или комитета по культуре. Любой арт-объект рискует быть закрашено или испорчено. Бывают случаи, когда коммунальщик приходит закрашивать работу, а потом сам связывается с художником и не даёт работе исчезнуть. STENOGRAFFIA в этом повезло – у проекта иммунитет. Его работы берегут. STENOGRAFFIA занимается проектом по защите артов – «STENOGRAFFIA_REVISION». Этот проект появился, когда стало понятно, что многие работы, особенно с первых фестивалей, уже теряют первоначальный облик, но сохраняют свою ценность.
Вообще, реставрация уличного искусства – неизведанное поле. Нельзя просто взять и перенять техники восстановления картин. Непонятно, кто должен заниматься работой: сам художник или подрядчик. Главное, надо же сохранить работу и одновременно не навредить идеи автора.
Как вандалу стать художником?
Вандалы – это не всегда хулиганы. Они могут быть неравнодушными людьми, у которых нет возможности реализации. У STENOGRAFFIA был случай, когда парень украл со склада краску, которая была нужна для проекта. Потом он раскаялся и решил искупить свой поступок волонтерством на фестивале.
Фестиваль старается всем художникам дать ресурсы для генерирования качественного искусства. Вандализм – это энергия, которой не хватает вектора развития. В субкультуре райтеров есть иерархия отношений. Если у «главных» будет понимании ценности созидания и развития городской среды, есть шансы минимизировать проявление грубого вандализма. Но это не значит, что не будет тегов. Они как лианы в джунглях, с ними невозможно бороться до полного исчезновения. Но можно уменьшить их количество. Не надо запрещать рисовать теги – нужно настраивать коммуникацию. Понимать, почему люди это делают, и давать им возможности создавать искусство, достойное любви зрителей.
Какие есть тренды российского стрит-арта в эпоху цифровизации искусства?
Уличное искусство в России всегда склонялось к нарративу. Большинство наших художников известны именно своими фразами: знаменитый по всему миру Тимофей Радя создавший арт «Я бы обнял тебя, но я просто текст». Если говорить о глобальном, нарративная составляющая превалирует во всём российском искусстве. Один из новых трендов, который сказывается на визуале – выход дизайнеров на улицы. Они работают с графикой и изображением в цифровом поле. Перенести их дизайн на фасады зданий не составил труда – у ребят есть база проработанного креатива. При этом они активно используют технологии. Дроны и нейросети становятся инструментом наравне с банками и кистями. У STENOGRAFFIA и Яндекс есть совместный проект «Нейронный стрит-арт», в котором нейронная сеть воссоздала фреску IV века на стене дома.
Важная миссия художника – это интерпретация сложных, пугающих технологических вещей широкой аудитории. Художник – проводник, он объясняет своим творчеством, что порабощение всего человечества искусственным интеллектом – это фантастика. А реальность в том, что технологии генерируют искусство.
Каким будет будущее стрит-арта?
Сейчас во многих городах России стали проходить фестивали уличного искусства. Стратегия STENOGRAFFIA как трендсеттера в этом направлении – перейти к проектам на стыке искусства и технологии, искусства и науки. Люди уже начали принимать стрит-арт не как нечто враждебное, а как способ изменения среды. Но одно и из ключевых направлений, с которым должен работать стрит-арт, заключается в рассказе людям об уличном искусстве. Когда есть понимание, появляется поддержка, а значит и развитие идёт быстрее. Следующим этапом развития стрит-арта будет своего рода становление гражданского общества, когда люди в любом месте страны будут преображать территорию своего города и заботливо к ней относиться. Сейчас уже есть потенциал. Не просто так же появляются лебеди из шин. Просто пока непонятно, что и как делать. Когда у активных жителей города появятся инструменты, они присоединятся к уличным художникам.
Фото предоставлены пресс-службой форума «Таврида»
Суд постановил, что Бэнкси может сохранить свои товарные знаки — и анонимность — в битве с британской компанией, выпускающей поздравительные открытки серии.
Обезьяны, несущие доску для сэндвичей с лозунгом, прикрепленным к шее, десятилетиями появлялись в работах Бэнкси.
Хотя искусство Бэнкси автоматически защищено авторским правом, товарный знак был зарегистрирован в 2018 году Pest Control, органом, удостоверяющим личность Бэнкси, для работы 2002 года, созданной в Брайтоне, на которой знак обезьяны гласит: «Смейтесь сейчас, но однажды мы будем в обвинение. » В отличие от авторского права, товарные знаки требуют приложений и защищают бренды или элементы, которые отличают один конкретный бизнес от другого.
Бэнкси претендовал на товарные знаки для других произведений и ранее сталкивался с проблемами с ЕС. суда за сохранение анонимности.
Год спустя этот знак был оспорен Full Color Black, британской компанией по производству поздравительных открыток, которая использует изображения уличного художника. Он подал заявку на его аннулирование на том основании, что работа не была достаточно отличительной и что знак был зарегистрирован «недобросовестно».
Этот аргумент был поддержан в мае 2021 года Ведомством интеллектуальной собственности Европейского Союза. В постановлении также указывалось, что работа «может быть сфотографирована широкой публикой бесплатно и широко распространена». Он отметил, что Бэнкси ранее решительно выступал против авторского права и настаивал на том, что его работа может быть воспроизведена по закону.
Адвокат компании, Аарон Вуд из Brandsmiths, заявил тогда в World Trademark Review , что «настоящим гвоздем в гроб», который определил решение, были «публичные комментарии Бэнкси и его адвоката».
В последнем постановлении, опубликованном на прошлой неделе, говорится, что после дальнейшего рассмотрения аргументы и доказательства, предоставленные Full Color Black, не подтверждают никаких доказательств «нечестного поведения» со стороны Pest Control. Он пришел к выводу, что «следовательно, презумпция добросовестности остается в силе, и заявитель об отмене не смог доказать обратное».
Это означает, что данное произведение защищено как авторским правом, так и товарным знаком.
«Это значительная победа Бански, или, точнее, Pest Control Office Limited, которая позволяет Бэнкси скрыть свою личность», — сказал специалист по товарным знакам Ли Кертис из HGF Limited, согласно отчету в The Art Newspaper .
«Тот факт, что он, возможно, дважды сказал, что «авторское право для проигравших», не должен влиять на действительность регистрации его товарного знака», — добавил он.
Вуд, поверенный, представляющий Full Color Black, сказал: «Мы, естественно, разочарованы вчерашним решением, и, конечно же, оно не соответствует недавним успехам. Нашим ключевым аргументом было то, что Управление по борьбе с вредителями подало их без намерения их использовать. Апелляционный орган, похоже, упустил это из виду. Что касается дальнейших шагов, то обжаловать решение не планируется: мы примем обоснованное решение, основанное на дальнейших действиях Бэнкси».
Фирменный трафаретный стиль граффити Бэнкси теперь узнаваем для зрителей во всем мире. Новая партия из семи предметов, размещенных в раздираемых войной городах Украины, приписывалась британскому уличному художнику некоторое время до того, как он официально взял на себя ответственность за них.
Следите за новостями Artnet на Facebook:
Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.
Бэнкси просит магазинных воров украсть из магазина Guess, который украл его работы магазинных воришек посетить розничного продавца-нарушителя и взамен в полной мере воспользоваться своей скидкой в пять пальцев.
«Внимание всем магазинным воришкам», — гласит изображение, которое было опубликовано в проверенном аккаунте Бэнкси в Instagram в пятницу утром. «Пожалуйста, зайдите в GUESS на Риджент-стрит. Они угощались моими работами, даже не спрашивая, как это может быть неправильно, если вы делаете то же самое с их одеждой?»
Изображение, которое уже набрало сотни тысяч «лайков» за первый час в сети, было опубликовано без дополнительной подписи, но четко показывает рассматриваемый магазин.
На фоне знаменитой работы Бэнкси, изображающей палестинца в маске, собирающегося бросить букет цветов, как гранату, витрина магазина в Сохо, похоже, продвигает новую линию одежды под названием Guess x Brandalised. Произведение Бэнкси носит разные названия: «Метатель цветов», «Ярость» или «Любовь витает в воздухе», что соответствует номеру
. «Вдохновленная искусством» осенне-зимняя коллекция рубашек, курток и аксессуаров на самом деле включает в себя ряд Знаменитые фрески Бэнкси, которые можно использовать в соответствии с «лицензией Brandalised на городское граффити», — говорится в пресс-релизе Guess, объявляющем о сотрудничестве.
Линия одежды доступна в США и онлайн в Европе с конца октября, хотя неясно, повлияет ли и каким образом партнерство Brandalised с Guess на ее лицензионное соглашение с художником.
«Граффити Бански [так в оригинале] оказали феноменальное влияние, которое находит отклик во всей популярной культуре», — сказал в релизе Пол Марчиано, главный креативный директор Guess. «Эта новая капсульная коллекция с Brandalised — способ выразить свою благодарность моде».
«Авторское право для неудачников»
Многие наблюдатели, комментируя пост Бэнкси в Instagram и на других сайтах социальных сетей, таких как Twitter, высоко оценили директиву художника о магазинных кражах и предположили, что это было оправданным око за око.