Стрит арт это: Street Art — Definition, History, Artists

Содержание

Стрит-арт: как он меняет городскую среду и почему становится современным искусством

Стрит-арт – неотделимая часть почти любого города. Несмотря на то, что мы знаем художника Бэнкси и ежегодно в России и в других странах посещаем стрит-арт фестивали, граффити для многих всё равно остаётся в области чего-то маргинального и не про искусство.

Мы поговорили с организаторами международного фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA. Узнали, как стрит-арт формирует идентичность города, меняет среду и отношение жителей к творческим работам на фасадах зданий. И порассуждали о том, какое будущее у российского комьюнити художников.

Текст: Мария Орехова

Партнерский материал творческого форума Таврида

STENOGRAFFIA – фестиваль уличного искусства, который появился в Екатеринбурге в 2010 году. Руководствуясь желанием изменить отношение людей к общественному пространству с помощью арт-объектов, создатели феста ежегодно собирают десятки стрит-арт художников со всего мира. За десять лет фестиваль вышел за пределы одного города, а среда, которую создавали в этих города застройщики, стала арт-объектами.

Когда тег на стене становится искусством?

В субкультуре стрит-арта нет консенсуса, что такое уличное искусство. STENOGRAFFIA называет стрит-арт тем искусством, которое появляется в общественном пространстве, независимо от цели создания, масштабов, легального или нелегального положения, протестных смыслов или возможности декорирования зданий и улиц. Это всё, что обладает потенцией искусства с направлением и силой коммуникации. Особняком стоят теги, они выпадают из рамок уличного искусства как объекты искусства. Они могут содержать негативный посыл. Люди, которые их создают, не претендуют на создание чего-то ценного. Их цель – захват территории какими-то визуальными метками.

Почему политика не пересекается с искусством?

Уличное искусство неотделимо от лозунгов и политических высказываний, потому что оно отражает нерв времени. Сейчас любое искусство так или иначе затрагивает политику. Миссия STENOGRAFFIA – улучшение городской среды. Она отражена в творчестве, которое STENOGRAFFIA транслирует зрителю. Фестиваль говорит про искусство, которое объединяет. Команда хочет настроить тёплую коммуникацию человека с городом, в котором он живёт. И в их миссии нет политических подтекстов.

Как стрит-арт формирует городскую среду и её идентичность?

Опыт STENOGRAFFIA говорит о том, что сейчас у кого-то из нас складываются враждебные отношения с городом. Некий подросток по имени Вася живёт в спальном районе регионального города и мечтает о красотах столицы, потому что серость одинаковых многоэтажных домов или вид заброшенной спортивной площадки во дворе, или деревянные заборы вокруг школы лишают его удовольствия проводить свободное время на улицах родного места. Город кажется ему чужеродной средой, где серо, грязно и одиноко. Когда с помощью арт-объектов его наполняют эмпатийными точками, для таких, как Вася, создаётся «третье место». Это то пространство города, где человеку комфортно, куда он может беспрепятственно попасть, где он может провести время один или в компании. При этом не обязательно чтобы оно было связано с «первым местом» – домом или «вторым» – работой. Благодаря объектам уличного искусства города попадают в позитивную федеральную, а иногда и мировую повестку. Это тоже очень меняет точку зрения людей по отношению к работам в стиле стрит-арт. Они начинают больше изучать этот город, начинают гордиться своим домом и проявлять по отношению к нему заботу.

Стрит-арт способен скрывать недостатки среды. Можно назвать это визуальной экологией. Или наоборот, привлекать внимание к каким-то важным болевым точкам города, чтобы добиться перемен. У STENOGRAFFIA есть проект «Вид из окна». Художники меняют облик стен напротив окон зданий, например, больниц. И люди, которые вынуждены каждый день смотреть на безликие унылые здания, видят дружелюбный, приятный арт. Это меняет не только настроение человека, но и помогает ему принять город как приветливое пространство. Другой способ подружить человека и среду – предложить ему самому поучаствовать в создании арт-объекта. Так, проект «Город рисует сам себя» привлекает людей к тому, чтобы те украсили свой дом или двор. Чувство причастности меняет отношение к пространству вокруг себя. Появляются осознанность и ответственность. Через такую практику получается донести до людей, что среда вокруг не враждебна, а «ваша» территория не заканчивается за порогом квартиры.

Как объяснить, что граффити – не вандализм?

В отдаленных городах, которые мало знакомы с уличным искусством, до сих пор граффити – это вандализм. Более десяти лет назад, когда STENOGRAFFIA только зарождалась, даже в крупных городах можно было встретить враждебность к работам художников на улицах. Сейчас, когда проект приходит в новый город, он меняет его отношение к искусству стрит-арта. С каждым городом своя коммуникация. Везде создается свой, понятный именно этому месту арт. В маленьком городе, который не знаком с уличным искусством, создается эмпатийная работа. А в городах, которые готовы к этому искусству, делают работу со сложным коммуникационным кодом. Всё связано с тем, что у города формируется потребность на определённое качество уличного искусства. И если в начале жители могут не понимать ценность стрит-арта, считать это актом вандализма, то, когда они видят готовый проект, который визуально понимают, становятся сторонниками и защитниками такого творчества. Здесь все объясняется временем и практикой. Но для этого нужно проделать работу — одними разговорами не переубедить.

Как защитить арт и уберечься от коммунальщиков?

Единственная защита от коммунальных служб – согласование. В каждом городе оно происходит по-разному. Но любые поверхности кому-то принадлежат, а значит, у этого кого-то надо получить разрешение: у собственника, жителей дома или комитета по культуре. Любой арт-объект рискует быть закрашено или испорчено. Бывают случаи, когда коммунальщик приходит закрашивать работу, а потом сам связывается с художником и не даёт работе исчезнуть. STENOGRAFFIA в этом повезло – у проекта иммунитет. Его работы берегут. STENOGRAFFIA занимается проектом по защите артов – «STENOGRAFFIA_REVISION». Этот проект появился, когда стало понятно, что многие работы, особенно с первых фестивалей, уже теряют первоначальный облик, но сохраняют свою ценность.

Вообще, реставрация уличного искусства – неизведанное поле. Нельзя просто взять и перенять техники восстановления картин. Непонятно, кто должен заниматься работой: сам художник или подрядчик. Главное, надо же сохранить работу и одновременно не навредить идеи автора.

Как вандалу стать художником?

Вандалы – это не всегда хулиганы. Они могут быть неравнодушными людьми, у которых нет возможности реализации. У STENOGRAFFIA был случай, когда парень украл со склада краску, которая была нужна для проекта. Потом он раскаялся и решил искупить свой поступок волонтерством на фестивале.

Фестиваль старается всем художникам дать ресурсы для генерирования качественного искусства. Вандализм – это энергия, которой не хватает вектора развития. В субкультуре райтеров есть иерархия отношений. Если у «главных» будет понимании ценности созидания и развития городской среды, есть шансы минимизировать проявление грубого вандализма. Но это не значит, что не будет тегов. Они как лианы в джунглях, с ними невозможно бороться до полного исчезновения. Но можно уменьшить их количество. Не надо запрещать рисовать теги – нужно настраивать коммуникацию. Понимать, почему люди это делают, и давать им возможности создавать искусство, достойное любви зрителей.

Какие есть тренды российского стрит-арта в эпоху цифровизации искусства?

Уличное искусство в России всегда склонялось к нарративу. Большинство наших художников известны именно своими фразами: знаменитый по всему миру Тимофей Радя создавший арт «Я бы обнял тебя, но я просто текст». Если говорить о глобальном, нарративная составляющая превалирует во всём российском искусстве. Один из новых трендов, который сказывается на визуале – выход дизайнеров на улицы. Они работают с графикой и изображением в цифровом поле. Перенести их дизайн на фасады зданий не составил труда – у ребят есть база проработанного креатива. При этом они активно используют технологии. Дроны и нейросети становятся инструментом наравне с банками и кистями. У STENOGRAFFIA и Яндекс есть совместный проект «Нейронный стрит-арт», в котором нейронная сеть воссоздала фреску IV века на стене дома.

Важная миссия художника – это интерпретация сложных, пугающих технологических вещей широкой аудитории. Художник – проводник, он объясняет своим творчеством, что порабощение всего человечества искусственным интеллектом – это фантастика. А реальность в том, что технологии генерируют искусство.

Каким будет будущее стрит-арта?

Сейчас во многих городах России стали проходить фестивали уличного искусства. Стратегия STENOGRAFFIA как трендсеттера в этом направлении – перейти к проектам на стыке искусства и технологии, искусства и науки. Люди уже начали принимать стрит-арт не как нечто враждебное, а как способ изменения среды. Но одно и из ключевых направлений, с которым должен работать стрит-арт, заключается в рассказе людям об уличном искусстве. Когда есть понимание, появляется поддержка, а значит и развитие идёт быстрее. Следующим этапом развития стрит-арта будет своего рода становление гражданского общества, когда люди в любом месте страны будут преображать территорию своего города и заботливо к ней относиться. Сейчас уже есть потенциал. Не просто так же появляются лебеди из шин. Просто пока непонятно, что и как делать. Когда у активных жителей города появятся инструменты, они присоединятся к уличным художникам.

Фото предоставлены пресс-службой форума «Таврида»

Стрит-арт как символ борьбы человека за городское пространство

Недавно Design Mate и «Британка» провели открытое интервью с директором по развитию Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге Татьяной Пинчук и техническим директором Музея, куратором ряда внешних проектов и арт-резиденции Александром Мущенко. Ребята рассказали, чем уличное искусство отличается от искусства на улице, как стрит-арт возвращает город жителям и почему нелегальный арт качественнее легального.

Александр Мущенко Причины зарождения уличного искусства связаны с противопоставлением галерейным и культурным институциям в виде музеев и с революционными событиями, в частности, с революцией 1917-го года. Когда мы говорим об уличном искусстве, важно понимать, что изначально это протест, выход художников в город.

Александр Мущенко Когда во всем мире накопилась усталость от гнета галерей, художники начали задумываться о необходимости обращения к городским пространствам, прежде всего, в контексте приближения своих проектов к зрителям. Стоит отметить российский феномен, связанный с К. Малевичем, с А. Родченко – с людьми, которые стояли у истоков российского авангарда. Многие слышали о «Декрете о демократизации искусств», написанного В. Маяковским и его товарищами. Он гласил, что объекты художников должны раскрасить борта троллейбусов, трамваев; стихами нужно покрыть фасады домов.

Стрит-арт, художник – Никита Номерз

Стрит-арт, художник – Никита Номерз

Стрит-арт, художник – Никита Номерз

Стрит-арт, художник – Никита Номерз

Татьяна Пинчук Искусство изначально было элитарным направлением. В том числе из-за социалистических взглядов и пропаганды художники созрели до того, что искусство было более доступным, свободным. Чтобы оно было понятно большему кругу зрителей. Поэтому, взяв краски и кисти, они вышли на улицы, чтобы разрисовать все вплоть до одежды горожан.

Александр Мущенко Каждому нужно для себя определиться, что такое стрит-арт. В широком понимании это любая творческая деятельность, помещенная в городскую среду. Но по мнению многих исследователей, нужно отличать искусство на улице от уличного искусства. Уличное искусство обретает актуальность, находясь на улице. Оно взаимодействует с городским пространством, со зрителями, с временем, в которое оно выполнено. Это самая важная часть.

Александр Мущенко Когда появляется большой объем производимого продукта, появляется необходимость в институциональных организациях – в музеях, галереях, которые регулируют общий поток. Нужно уметь из всего этого объема вычленять действительно важное и ценное, то, что помогает нам смотреть на город другими глазами.

Татьяна Пинчук В наших погодных условиях художники не всегда могут работать на улицах. Поэтому в холодное время года художники работают в мастерских и делают там холсты, графику. Уличные художники делают мерч. Это тоже путь коммерциализации, заработка.

Стрит-арт, художник – Тимофей Радя

Стрит-арт, художник – Тимофей Радя

Стрит-арт, художник – Тимофей Радя

Стрит-арт, художник – Тимофей Радя

Александр Мущенко Английский исследователь, антрополог Рафаэль Шактер, серьезно изучающий феномен уличного искусства, считает, что в 2008-м году уличное искусство как таковое исчезло. То, что мы сейчас видим, это «интермурализм». Он ввел такой термин. Это некий слой краски, который находится в вакууме между фасадом и городской средой. То есть это что-то не имеющее отношение ни к чему. Что-то подвешенное в воздухе. Как раз с этим он связывает то, что художники начали популяризировать себя в социальных сетях, случился феномен Бэнкси, тиражирование – художники начали уходить от контекста города.

Александр Мущенко Раньше были ребята-энтузиасты, которые выбрали полем своих интересов город и его среду. В определенный момент они начали понимать, что их проекты делают их суперзвездами. И это повлекло наплыв большого количества артистов. Сейчас происходит естественный процесс: популярность художников приходит в равновесие с оценкой стоимости их работ. Уличное искусство проблематично продавать, поэтому сейчас все уходят в галереи, участвуют в биеннале, пытаясь монетизироваться. Для нас как для жителей города это не очень хорошо, потому что в итоге мы лишаемся большого объема возможных интересных проектов, связанных с городом.

Александр Мущенко На мой взгляд, это подарок, когда ты идешь и видишь какие-то небольшие произведения. Речь не о гигантских муралах, которые дают тебе пощёчину. Это какие-то тонкие вещи, которые другой человек и не увидел бы. Они позволяют на секунду проснуться, выйти из состояния постоянного анабиоза, из ритма города. Такая романтическая миссия уличных художников.

Стрит-арт, художник – Паша Бумажный

Стрит-арт, художник – Паша Бумажный

Стрит-арт, художник – Паша Бумажный

Стрит-арт, художник – Паша Бумажный

Александр Мущенко Многие художники не называют своих имен, чтобы сохранить безопасность. Когда ты выступаешь инкогнито, у тебя больше внутренней свободы. Когда ты открыто заявляешь настоящее имя, лишаешь себя попытки сделать что-то грандиозное, вызов. Некоторые поэтому же скрывают свои лица.

Александр Мущенко В Европе опасно рисовать из-за гигантских штрафов. У нас опасность связана с тем, как отреагируют прохожие. В Европе ты знаешь, что прохожий вряд ли подойдет и начнет бить тебя дубиной. Когда ты что-то делаешь в России, нужно всегда быть в состоянии боевой готовности.

Александр Мущенко Легальность не является критерием для уличного искусства. Объект может быть очень хорош и качественно сделан легально. Нелегальность – классный фильтр, который отсекает тех, кому лучше ничего не делать в городе. Когда ты рисуешь нелегально, должны быть какие-то мотивы: проснуться ночью, взять баллончик, поехать что-то делать. Когда человек соглашается на нелегальность, это уже легитимизирует его поступки в городе. Те риски, которые он несет, зачастую гораздо выше ущерба, который он наносит. Нелегальность придает +1000500 очков качеству произведения.

Татьяна Пинчук Наиболее активные города с точки зрения стрит-арта: Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург.

Александр Мущенко Если мы хотим искусства на улицах, нам нужно быть готовым к разным его проявлениям. Нелегальным, экстремистским. Если нам это нравится, и мы хотим наращивать это в рамках города, то мы должны быть готовы к тому, что будет какой-то процент работ нехорошего качества.

Стрит-арт, художник – Миша Мост

Стрит-арт, художник – Миша Мост

Александр Мущенко Чем больше погружаешься в какую-либо из сфер, тем более придирчивым и избирательным становишься. Мне сейчас в уличном искусстве интересны проекты, которые ближе к Contemporary Art. Когда серьезные художники, которые разбираются в контексте, в современном искусстве, задумываются о развитии, делают эксперименты, за которыми есть смысл наблюдать. Мне интересны вещи, которые позволяют расти над собой. Раньше казалось, что стрит-арт – это искусство для масс, что он приводит людей в современное искусство, в более глубокий контекст. На самом деле, это часто не так. Стрит-арт остается стрит-артом в декоративном ключе и выполняет функцию поп-корна для зрителя. Он не мотивирует тебя получить новые знания, разобраться в чем-то, почитать. Он часто простой, непритязательный. Будет здорово, если стрит-арт начнет больше работать на просвещение, заставлять людей двигаться вперед, смотреть на город под другим углом, под другим ракурсом.

Александр Мущенко Хочется больше стрит-арт проектов, которые позволяют изменить отношение к городу. Когда в городах-муравейниках мы живем по бесконечным правилам: туда не ходи-там не поворачивай – все прописано, тогда стрит-арт становится символом борьбы человека за городское пространство. Не мы для города, а город для нас. Важно нам всем помнить о том, что город, он наш, а не мы его.

Книги, которые советуют почитать кураторы и создатели Музея стрит-арта:
Зин «Монолог с государством»
Игорь Поносов «Искусство и город: Уличное искусство, активизм, граффити»
Igor Ponosov «Russian Urban Art: History and Conflicts».

На обложке – проект арт-группы ZUKCLUB.

От каменного века до Бэнкси

Стрит-арт имеет захватывающую историю. Были времена, когда это было незаконным, и города усердно работали, чтобы очистить его, а были времена, когда его вводили в эксплуатацию, и города платили огромные суммы денег, чтобы на их улицах было больше работы. Так как же эта форма изобразительного искусства могла существовать на двух совершенно разных сторонах правового и социального спектра? Чтобы ответить на этот вопрос, мы углубимся в историю уличного искусства.

Давайте начнем с абсолютных основ, прежде чем погрузиться в красочное прошлое граффити и уличного искусства.


Что такое стрит-арт?

Проще говоря, уличное искусство — это форма искусства, которая размещается в общественных местах. Чаще всего стрит-арт можно найти на стенах, например, на стенах зданий, рекламных щитах и ​​других плоских поверхностях, которые легко просматривать. Помимо стен художники используют тротуары, окна и даже вагоны метро.

Уличное искусство также известно как партизанское искусство, граффити, городское искусство и независимое искусство. Его можно использовать для рекламы бизнеса, распространения социально-политических сообщений или просто для придания радости и красок различным пространствам. Теперь это не только общественные места. Известные уличные художники, такие как Кит Харинг, Шепард Фейри и Бэнкси, широко известны, их работы можно увидеть на футболках и даже на плакатах президентской кампании.

Различные виды уличного искусства

Традиционное уличное искусство, такое как граффити, которое вы узнаете по логотипу Fresh Prince of Bel-Air или по сторонам автобусных остановок, выполняется с помощью краски в аэрозольных баллончиках. Некоторые большие детали требуют дополнительных инструментов, таких как леса или сборщик вишен, но большинство из них просты и выполняются только одним парнем и его или ее краской.

В последние годы среда растет. Вы обнаружите, что некоторые художники используют новые техники, такие как наклейки размером с плакат, мозаику из различных материалов и даже видеопроекции. Не существует правил относительно того, что можно или нельзя использовать, и это часть того, что делает уличное искусство таким особенным. Он создан для того, чтобы публика могла наслаждаться на открытом воздухе, а не внутри стен галереи, требующих входных билетов.

История уличного искусства

Как мы упоминали выше, уличное искусство имеет сумасшедшую историю. От произведений искусства на стенах пещер до полиции Нью-Йорка, преследующей хулиганов в системе метро, ​​​​до спонсируемых городом фондов общественного искусства для оплаты новых фресок — здесь есть что рассказать. Здесь мы кратко рассмотрим некоторые из основных моментов в истории уличного искусства, чтобы дать вам более глубокое понимание того, как развивалось это искусство.

Для начала нам нужно пройти ПУТЬ назад.

Каменный век и Куэва-де-лас-Манос

Уличное искусство не является изобретением 20-го века. Одно из старейших произведений настенного искусства находится внутри пещеры в Санта-Крус, Аргентина, и называется оно Куэва-де-лас-Манос. Он восходит к 7000 г. до н.э. или, возможно, раньше. Ничего точно не известно о значении этих картин, но считается, что оно было религиозным или церемониальным.

Это лишь один из примеров художественной росписи стен внутри и снаружи пещер каменного века. Он был обнаружен на нескольких континентах и ​​помог историкам узнать больше об образе жизни.

Хотя сегодняшнее уличное искусство сильно отличается от наскальных рисунков тысячи лет назад, важно понимать, что желание использовать стены и общие пространства в качестве холста для создания произведений искусства не является новым изобретением 1900-х годов. Это происходит с тех пор, как люди существуют как способ документирования, общения и самовыражения.

Ранние римские и греческие города

Перенесемся на несколько тысяч лет вперед, к древним империям в Европе. В древнеримских и греческих городах есть несколько невероятных примеров уличного искусства, которые можно увидеть и сегодня.

Например, в древнегреческом городе Эфес (расположенном в Турции) есть настенная живопись, которая, по-видимому, рекламировала публичный дом в городе. Он включает в себя руку, ногу и число.

Помпеи — еще одно место с многочисленными изображениями на темы политики, секса и религии. Также в Италии есть фреска в Риме, созданная около 200 г. н.э. и считающаяся одним из первых изображений Иисуса Христа. Изображенный с телом мужчины и головой осла, он считается издевательством над религией. В городе Болонья также явно есть граффити римской эпохи на латыни, разбросанные по потолкам и полам некоторых из его многочисленных портиков. Использование уличного искусства как формы протеста и самовыражения существует уже тысячи лет!

Kilroy

Перенесемся во Вторую мировую войну, маленький персонаж начинает появляться во многих местах дислокации американских военнослужащих и на военных кораблях. Килрой — персонаж с лысой головой, всего несколько волосков свешивают его нос со стены, а под ним написано «Килрой был здесь». Оно простое и маленькое, но для многих стало чрезвычайно привычным. Иногда каракули были спрятаны в труднодоступных местах, а иногда их делали более заметными. Ходили даже слухи, что Гитлер заметил каракули и забеспокоился об этом возможном «супершпионе» и приказал немецким солдатам выследить его.

Происхождение загадочно; однако преобладающая теория состоит в том, что солдаты начали его копировать, что позволило ему легко распространиться по Европе. Были австралийские и британские персонажи, которые, по мнению некоторых, вдохновили Килроя. После Второй мировой войны вышла история о человеке из Массачусетса, который работал на военных кораблях и использовал каракули, чтобы отметить заклепки, над которыми он работал.

Килрой продолжал распространяться в виде граффити по всему миру во время Корейской и Вьетнамской войн и даже недавно в Ираке и Афганистане. Это одно из первых произведений современного уличного искусства, которое стало узнаваемым в больших масштабах.

Изобретение аэрозольного баллончика

Изобретение аэрозольного баллончика в начале 1900-х годов определенно стало важным событием в истории уличного искусства. Это началось как способ нанесения инсектицидов и дезодорантов, но краска не сильно отставала. В 1949 году Эдвард Сеймур начал наливать краску в аэрозольные баллончики и изменил правила игры. Самым первым цветом был алюминий, потому что он создал его для окрашивания деталей радиатора. Возможность распылять краску вместо использования кисти или инструмента меньшего размера упростила окрашивание текстурированных поверхностей и создание более крупных произведений искусства с меньшими затратами труда.

Cornbread and Taki 183

Есть некоторые споры о том, где именно зародилось современное граффити, но большинство согласны с тем, что оно было популяризировано либо в Филадельфии, либо в Нью-Йорке. Кажется, что это началось примерно в одно и то же время с одинаковыми намерениями в обоих городах и действительно начало расти в конце 1960-х и 1970-х годах.

В середине 1960-х годов в Филадельфии 12-летний Дэрил Маккрей начал отмечать свое прозвище «Кукурузный хлеб», которое он получил из-за своей любви к кукурузному хлебу своей бабушки. В то время он жил в Центре развития молодежи Филадельфии, и, чтобы избежать насилия и наркотиков, которыми занимались многие другие дети, он начал отмечать свое имя со своими друзьями по всему центру. После освобождения он продолжил и пометил стены по всей Северной Филадельфии. Одно из самых безумных мест, где ему удалось добавить свое сообщение, было на боку настоящего слона в зоопарке Филадельфии. Этот трюк привел его в тюрьму, но также помог сделать его иконой на долгие годы.

Тем временем в Нью-Йорке происходило похожее движение, когда теги расклеивались по всему району. Одно имя, которое многие люди считают одним из первых, которое появилось в кругах, было Таки 183. Имя произошло от версии имени молодого человека и номера улицы. Он сказал, что его вдохновил другой соседский ребенок, который сделал то же самое. Он был курьером на велосипеде и возил баллончик с краской и маркеры по всему острову Манхэттен, добавляя свою бирку во все возможные места. С тех пор он рассказывал об этом времени в интервью и говорил, что ему просто не хватало сил, и ему нравилось видеть свое имя на каждом фонарном столбе, мимо которого он проезжал. Он был одним из первых, кто тэгнул без перерыва, и действительно покрыл много земли одним и тем же сообщением.

Это всего лишь два имени из многих первых пионеров движения уличного искусства, которые помогли превратить его в то, чем оно является сегодня.

Активизм и настенные росписи чикано

В то время как торговцы распространяли свои имена по всему Восточному побережью, в юго-западной части Соединенных Штатов произошло еще одно красочное движение. В районах чикано в общественных местах росло все больше и больше фресок, которые помогали распространять информацию о гражданских правах. Используемые в качестве формы протеста фрески несли очевидный смысл, а благодаря ярким цветам их было трудно игнорировать.

Уличное искусство чикано черпает вдохновение из своего мексиканского наследия, культуры, религии и общих проблем, с которыми сталкиваются члены сообщества. Эти фрески были найдены во многих кварталах иммигрантов в 1970-х годах. Невозможно игнорировать влияние этих красочных фресок на движение уличного искусства по всей стране.

Одно из лучших мест, где сегодня можно найти красивое уличное искусство чикано, — это район Пльзень в Чикаго. Пльзень, где находится Национальный музей мексиканского искусства, покрыт великолепными фресками, которые несут позитивный смысл. Если у вас будет такая возможность, не пропустите невероятное уличное искусство, созданное в окрестностях Чикаго!

Вандализм, вагоны метро и теория разбитых окон

Когда наступили 1980-е, некоторые крупные города начали придумывать, как справиться с ростом преступности в городских центрах. Теория разбитого окна, впервые представленная в 1982 году, стала популярной темой для разговоров с мэрами и начальниками полиции в таких местах, как Нью-Йорк. Теория утверждает, что любые области с признаками преступности и беспорядка, такими как вандализм (например, разбитое окно), побуждают к дополнительным и более серьезным преступлениям.

Полицейские силы начали преследование некоторых мелких преступлений, пытаясь предотвратить более серьезные преступления. Именно в это время такие города, как Нью-Йорк, начали проводить противоречивую политику «остановить и обыскать». Общественные деятели, такие как мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, считали, что если они смогут принять жесткие меры в отношении мелких правонарушений, таких как граффити и пешеходная прогулка, это поможет снизить общий уровень преступности в их городах. Эти усилия полиции сочетались с программами, призванными «очистить город», такими как программа MTA «Чистый автомобиль» в 1919 году.84, легко понять, почему уличное искусство на протяжении стольких лет имело столь негативную репутацию.

Это давление со стороны правоохранительных органов не помешало художникам развиваться и публиковать свои работы. Это просто увеличило количество арестов за вандализм, а также вынудило все больше и больше художников работать посреди ночи, чтобы их не поймали.

В то же время все больше и больше городов по всему миру создавали свои собственные андеграундные сцены уличного искусства. Это была форма искусства, тесно связанная с движениями панка и хип-хопа и рассматриваемая как тип субкультуры. Стиль надписей и графики трансформировался по мере того, как художники учились друг у друга и развивали свои техники. Было использовано больше неона и ярких цветов, а буквы приобрели более трехмерный вид. Продолжалась тема сопротивления и протеста, но работы стали более абстрактными и включали больше изображений.

Кит Харинг, Бэнкси и движение современного уличного искусства

Большой сдвиг произошел в конце 1990-х и начале 2000-х, когда уличное искусство перестало считаться порчей имущества и вандализмом и начало приниматься публикой.

Для многих трафаретные мультяшные персонажи Кита Харинга узнаваемы сразу. Чего большинство не осознает, так это того, что Харинг сыграл важную роль в преодолении разрыва между уличным искусством и публикой, помогая изменить восприятие формы искусства и привлечь к ней общественное внимание. Его работа с государственными программами и сбором средств на борьбу с эпидемией СПИДа помогла большему количеству людей осознать потенциал уличного искусства для реальных перемен. Наряду с Харингом другие художники, такие как Жан-Мишель Баския, брали заказы на покрытие стен зданий и добавление цвета в городские пространства. Как только состоятельные владельцы собственности начали заказывать уличное искусство, вскоре работы известных уличных художников можно было найти в галереях по всему миру.

Перенесемся на десятилетие или два вперед, и такие артисты, как Бэнкси, очаровывают мир. Стиль британского художника, получившего мировую известность и украшавшего стены городов по всему миру, прост, но пронзителен, поэтому он так популярен.

Будучи подростком, Бэнкси покрывал поезда и стены возле своего дома, но быстро понял, что ему нужно ускорить процесс, потому что он постоянно убегал от полиции. Он создал свой первый трафарет и понял, насколько это полезно для его работы. Он переехал в Лондон около 1999 и ушел в тень, не дав людям узнать свою настоящую личность. Анонимность прославляет историю уличного искусства как загадочную, а также привлекает к ремеслу много положительного внимания.

Разноцветные стены повсюду

Теперь мы можем наслаждаться уличным искусством в каждом крупном городском районе мира, а также в маленьких городках, и даже появилось движение по украшению сторон зернохранилищ на сельскохозяйственных угодьях. Города, в которых раньше арестовывали тэггеров, теперь проводят огромные художественные фестивали, чтобы привлечь художников в районы города и рисовать вживую, чтобы люди могли наслаждаться.

Промышленные районы превращаются в горячие точки для пивоварен, новых квартир-лофтов и галерей, и эти переходы создают все больше и больше пространств, требующих некоторого искусства.

Тот факт, что уличное искусство стало основным видом искусства, не означает, что оно утратило свои истоки. Он по-прежнему используется для сообщений протеста и сопротивления и помогает привлечь внимание к социально-политическим причинам. Летом 2020 года были созданы сотни новых портретов Джорджа Флойда, написанных в течение нескольких месяцев после его смерти от рук полиции. Он по-прежнему будет источником самовыражения для очень многих людей, но вместо того, чтобы создавать произведения искусства в предрассветные часы под мостами и эстакадами, художников приглашают и отмечают за прекрасные произведения, которые они добавляют к городскому пейзажу.

Как выглядит будущее уличного искусства?

Многие города в Соединенных Штатах разработали программы общественного искусства для своих сообществ, поскольку исследования показали, что искусство в сообществе имеет решающее значение для развития и самобытности. Такие города, как Денвер и Сан-Франциско, требуют, чтобы процент от всех строительных проектов стоимостью более миллиона долларов направлялся на общественные арт-инсталляции, чтобы гарантировать бесконечный поток новых впечатлений. Большинство городов предлагают гранты художникам и организациям для поощрения участия в публичном арт-пространстве.

Интернет и социальные сети также сыграли огромную роль в изменении мира уличного искусства. Теперь вы можете следить за конкретными уличными художниками и видеть, над чем они работают, даже если они находятся на другом конце земного шара. Геотеги позволяют людям легко находить определенные произведения искусства одним щелчком мыши, что упрощает их поиск. Let’s Roam предлагает пешеходные экскурсии, которые дадут вам все необходимое, чтобы найти уличное искусство и узнать немного больше о городе, который вы исследуете. Варианты безграничны!

Где найти уличное искусство сегодня

В наши дни уличное искусство можно найти практически где угодно, но все еще есть несколько городских городов, которые занимают высокие места в списке лучших.

Париж

Район Монмартр известен своим собором на вершине холма и уличным искусством. Поскольку многие из самых известных художников Лувра называли этот район своим домом при жизни, вполне логично, что нынешние художники также будут вдохновлены творить там. Бэнкси написал там известную работу о международных беженцах, и он не единственный глобальный художник, дополнивший эту работу.

Лос-Анджелес

Находясь под влиянием художников со всего мира, а также стилей латиноамериканских банд прошлого, в Лос-Анджелесе нет недостатка в инсталляциях уличного искусства. Художники граффити до сих пор оглядываются через плечо, добавляя свои штрихи к красочным стенам в центре города и рядом с пляжами. Центр искусств Лос-Анджелеса — одно из лучших мест, где можно увидеть сцену.

Мельбурн

Исследуйте улочки Мельбурна в Южной Австралии, чтобы увидеть взрыв цвета за каждым углом. Называемые «переулками граффити», вы можете часами просто петлять по узким проходам, любуясь искусством, которое постоянно меняется. Хойзер-лейн — самый известный, но легко найти и другие, менее посещаемые, и здесь нет недостатка в причудливых дайв-барах и ресторанах, если вам нужен перерыв.

Берлин

Если вы приедете в Берлин, вероятно, Берлинская стена уже есть в вашем списке достопримечательностей. Некоторые произведения искусства датируются десятилетиями и рассказывают красочную историю о темных временах в истории Германии. Помимо знаменитой стены, в Берлине есть множество мест, где вы можете найти невероятное современное уличное искусство, в том числе трафаретное искусство (например, популярные произведения Бэнкси) и другое искусство граффити.

Майами

Майами — город с множеством различных культурных влияний, что делает его арт-сцену совершенно уникальной. С большим количеством латиноамериканских иммигрантов и культуры вы увидите некоторые из тех же предметов, что и фрески чикано. Уинвуд — это район, где многие городские стены забрызганы цветом, и он стал местом назначения для многих посетителей. Есть много общественных мест, украшенных красочными предметами, которые, кажется, идеально вписываются в фон пальм и океана.

Нью-Йорк

Многие утверждают, что это родина современного уличного искусства. Определенно нет недостатка в местах, где его можно найти. Прогуляйтесь по Хайлайн-парку и полюбуйтесь уникальным видом на улицы Нью-Йорка в сочетании с коллекцией невероятных уличных и паблик-арт-инсталляций, не похожих ни на что другое в мире. Прогуляйтесь по Маленькой Италии и Сохо, ища поп-арт на каждом углу. Районы в пяти Берроузах имеют разные стили и атмосферу, поэтому легко понять, почему Нью-Йорк сейчас является одним из лучших мест в мире для поиска уличного искусства. Вы даже можете совершить экскурсию по старым поездам метро в Музее транзита и посмотреть, сможете ли вы найти какой-либо из них с граффити, датируемыми 19-м годом.70-е годы.

В то время как художественные галереи и музеи всегда будут доступны и демонстрируют прекрасные шедевры, уличное искусство открыло более доступную смотровую площадку, которой может наслаждаться каждый в любое время суток, в любой день года. Как и все остальное, он будет продолжать трансформироваться и развиваться, но в ближайшее время он не замедлится. Выходите и наслаждайтесь!

Часто задаваемые вопросы

Как найти лучшее уличное искусство в городе?

Лучший способ узнать об уличном искусстве в новом городе — отправиться на пешеходную экскурсию. Если местный гид покажет вам окрестности, это поможет вам найти менее известные места и в то же время узнать о городе.

Законно ли теперь уличное искусство?

Во многих городах до сих пор действуют законы против граффити, но при наличии соответствующих разрешений художников приглашают рисовать и украшать общественные места чаще, чем когда-либо прежде.

Когда и где зародилось уличное искусство?

Наскальные рисунки датируются по крайней мере 7000 г. до н.э., так что концепция росписи общественных мест не нова. В современном мире стрит-арт стал чрезвычайно популярен в последние два десятилетия.


Что такое стрит-арт — определение, художники и история движения

Определение стрит-арта

Во-первых, давайте дадим определение уличному искусству. Но есть способ свести все к основам, если вы впервые погружаетесь в уличное искусство.

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое уличное искусство?

Улица   art  – общедоступная и часто несанкционированная установка дизайна и иллюстраций. Часто воспринимаемый просто как граффити, он может принимать множество форм. Возможно, наиболее важным аспектом, который отличает это движение, является место проведения. «Искусство», как мы его обычно понимаем, почитается, поддерживается или прославляется в галереях или музеях. Другими словами, контекст, в котором мы наблюдаем за работой, придает ей ценность. Искусство, которое мы видим на стороне строительства, обычно не получает такой же иерархической оценки.

Художники уличного искусства:

  • Бэнкси
  • Шепард Фейри
  • Шамсия Хассани

Часто повторяющееся то, что обычно называют «тегированием», представляет собой форму уличного искусства, в которой художник повторяет свой уникальный, индивидуальный символ на бесчисленные поверхности, стены, здания и т. д.

Они обычно нежелательны и не санкционированы, поскольку снижают стоимость собственности, иногда несут негативный оттенок и придают данному району ощущение неухоженности и неконтролируемости.

Другие формы уличного искусства (такие как детализированные фрески, резьба, скульптуры и другие инсталляции) добавляют нюансов этому стилю. Они стали широко приветствоваться и санкционироваться.

Однако независимо от того, санкционировано это или нет, уличное искусство обычно ставит вопрос или посылает сообщение обществу. Читайте дальше, чтобы узнать, как именно это произошло.

Объяснение происхождения

Краткая история хронологии уличного искусства

Большинство ученых сходятся во мнении, что не может быть определенного момента, ознаменовавшего зарождение уличного искусства. Тем не менее, за его импульсом стоит общая нить: желание создать антитезис социальным ограничениям и статус-кво.

В 1920-х и 30-х годах в Нью-Йорке было зафиксировано первое реальное появление граффити. Банды метили борта вагонов и различные стены по всему городу. В 1960-х, особенно в Бронксе, на сцене появилось больше граффити, достигшее зрелости как форма искусства в 70-х, а пик полномасштабных росписей в метро пришелся на 80-е.

Это было известно как бум граффити в Нью-Йорке. В ответ на гражданские беспорядки искусство стало неприятностью для города, но также и убежищем для борющихся за жизнь мирных жителей. Из-за экономических ограничений, наложенных на Нью-Йорк, программы по удалению граффити не могли нормально функционировать, и таким образом родилась «выброска». Вместо большего количества текстовых тегов люди будут размещать более крупные полномасштабные произведения искусства, которые теперь будут храниться дольше, чем хотелось бы правительству.

Классический стрит-арт

Примеры классического стрит-арта

Даже если вы не знакомы со сценой стрит-арта, вы, вероятно, видели несколько довольно известных работ. Это потому, что многие уличные художники на самом деле стали довольно популярными.

Шепард Фейри — основатель одежды OBEY, а также графический дизайнер и художник. Он, возможно, наиболее известен созданием рекламной кампании Барака Обамы «Надежда». Это в значительной степени считалось культовым как представление кампании Обамы, а также как отдельное произведение искусства.

Искусствовед из журнала New Yorker Питер Шельдаль назвал плакат «самой эффектной американской политической иллюстрацией со времен Дядя Сэм хочет тебя ».

«НАДЕЖДА» Шепард Фейри, 2008

Фейри также является автором плаката «Занимайтесь искусством, а не войной», который представляет собой интерпретацию в стиле ар-нуво знаменитого лозунга 1960-х годов «Занимайтесь любовью, а не войной», подтверждающего идею о том, что люди должны посвящать время и энергию созидательным действиям, а не разрушительным.

«Делай искусство, а не войну» Шепард Фейри, 2019

Сегодня Шепард Фейри является одним из основных представителей уличного искусства, и вы можете узнать больше о его взглядах на уличное искусство по ссылке ниже.

Шепард Фейри об уличном искусстве

Возможно, один из самых известных и популярных уличных художников на сегодняшний день носит имя Бэнкси. Художник под псевдонимом Бэнкси также является политическим активистом, что видно из его более известных работ. Примечательно, что его работы выходят за рамки живописи и отваживаются на скульптуру и перформанс.

Граффити против уличного искусства  • Девушка с воздушным шаром, Бэнкси, 2002

Смелый и дерзкий Бэнкси сделал себе имя во всем мире, используя экспериментальные изображения, чтобы комментировать текущую социальную структуру мира.

Примеры современного уличного искусства 

Движение уличного искусства сегодня

Стрит-арт можно найти на улице так же часто, как и в разрешенных арт-пространствах и галереях. При этом оставаясь значимой формой сопротивления и самовыражения по всему миру.

Wynwood Walls в Майами, Флорида, является фантастическим образцом санкционированного искусства в современной интерпретации. То, что было безвкусным складским районом Майами, на самом деле представляло собой изобилие чистых холстов. Они были превращены в великолепные работы художников со всего мира, что увеличило пешеходный потенциал.

Искусство с улиц  •  Айко для Wynwood Walls

Wynwood Walls принесла постоянно развивающийся жанр в Майами. Предлагая не только пешеходные экскурсии по основным произведениям искусства и вращающимся работам, но и галереи, рестораны и места для проведения мероприятий для местных предприятий. В видео ниже вы можете узнать больше о создании Wynwood Walls.

Wynwood Walls of Change

Как видите, в Wynwood Walls есть впечатляющее искусство высокого уровня, устанавливающее стандарты для художественной культуры в целом.

Стрит-арт появляется не только в мегаполисах. Ряд художников-самоучек по всему миру используют эту форму самовыражения, чтобы вносить изменения и создавать красоту там, где мы меньше всего этого ожидаем.

Одним из ярких примеров этого является Афганистан. Художница Шамсия Хассани рисует фрески вокруг Кабула, чтобы бросить вызов представлениям о том, чего могут достичь женщины. Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о Шамсии и о том, как она использует искусство для перемен.

Афганский уличный художник Шамсия Хассани

Из работ Шамсии видно, что уличное искусство — это больше, чем просто маркировка случайных стен, это возможность для трансформации, роста и самоанализа.

Использование уличного искусства

Влияет ли уличное искусство на другие средства массовой информации?

Уличное искусство повлияло на другие средства массовой информации, поскольку оно позволяет художникам всех мастей раздвигать границы условностей своего ремесла. В частности, современный графический дизайн и анимация эволюционировали, чтобы отражать более острые вкусы, даже черпая вдохновение из уличного искусства.

Стрит-арт возвышает традиционные элементы дизайна, поскольку оставляет место для энергичного и продуманного выбора. Такие вещи, как реклама, обычно требуют чистого, профессионального дизайна. Но современный графический дизайн может иметь более «андеграундную» и молодежную эстетику. По сути, графический дизайн может быть более экспериментальным, но при этом оставаться продуманным и полезным для бренда.

Спето для Coca-Cola и Чемпионата мира по футболу FIFA 2014

Вы также можете уловить влияние стрит-арта не только в сюжете, но и в стиле анимации одного из самых любимых современных анимационных фильмов, Человек-паук: Через вселенные .

Человек-паук включает уличное искусство и граффити в свой сюжет благодаря тайному общему хобби Майлза и дяди Аарона тайно рисовать фрески в паутине метро, ​​а также в стиле анимации.

Он явно предназначен для запрещенных визуальных эффектов, похожих на видеоигры, но многие из них также напоминают уличные фрески и раскрашенные иллюстрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *