Стрит арт что такое: Street Art — Definition, History, Artists
Я тоже так могу: Мастер-классы для взрослых и детей
Занятие предполагает вводное знакомство с теоретической частью и много практики. Участникам выдаются все материалы и защитная одежда, а финальную работу каждый сможет забрать себе.
Длительность: 2 часа
Подробнее о каждом мастер-классе
1.Стикер-арт: на(клей) красиво
Стикеры — эффектный, веселый и лаконичный вид стрит-арта, который впечатляет своей вариативностью. На ноутбуках, трубах, стенах и любых поверхностях могут появиться авторские наклейки — не просто украшение, а маленькое произведение искусства. А иногда не маленькое, а очень даже крупное — стикеры бывают самых разных размеров. Производство стикеров не сложное, но увлекательное занятие, которое по душе многим уличным художникам. На мастер-классе мы познакомимся с этим артом, узнаем все основы и секреты и создадим собственные наклейки для любых целей.
2. Рисование баллонами: искусство vs вандализм
Граффити баллоном — техника, которую мы чаще всего замечаем в городе. Бывают «тэги» — написанные в авторском стиле имена и никнеймы художников, «баффы» — умышленно зарисованные работы других авторов, а также многие другие виды этой практики, с которыми мы познакомимся ближе на мастер-классе. Для этой техники нужен баллон с краской, воображение и желание оставить на поверхности собственное послание в форме текста или рисунка. На занятии участники объединят все эти компоненты и создадут общую работу на стене Музея.
3.Трафарет: один раз отрежь — десять наноси. Главная техника Бэнкси
Трафарет — удобная и популярная техника уличного искусства, в которой художники создают один шаблон с текстом или изображением и тиражируют его десятки раз на практически любых поверхностях — от стен до футболок. Все, что нужно для лаконичного и запоминающегося арта — это винил, бумага или пленка, на которых правильно вырезано изображение, и совсем немного краски. Самый известный художник этой техники — Бэнкси. На занятии участники познакомятся с видами трафарета в стрит-арте, научатся самостоятельно готовить шаблоны и наносить изображение с помощью баллона или краски.
4.Коллаж: из прошлого в будущее и обратно
Коллаж — это путешествие в мир новых открытий, посланий и композиций, собранных из старых изображений. Открытки, постеры и целые картины — все это можно придумать заново из набора книг, журналов и афиш любого времени. Участники включат воображение и создадут собственные работы на любую тему — от дня рождения до революционных открыток.
5.Пиксель-арт и ярнбомбинг: маленькие объекты для больших смыслов
Уличное искусство – креативный способ изменить окружающий мир в лучшую сторону. Кроме росписи фасадов и масштабных муралов есть и более простые и доступные пути преобразить город. Ярнбомбинг («уличное вязание») и пиксель-арт — это создание небольших, долговечных и впечатляющих работ, которые уж точно никто не назовёт вандализмом. На мастер-классе каждый сможет создать пиксельное граффити из подручных материалов и узнать, как украсить собственную улицу, дом или парадную маленькими деталями.
Как стрит-арт влияет на развитие городской среды и международного туризма?
Граффити и стрит-арт — неотъемлемая часть городского пространства. Мы встречаем их везде: и в центре, и на городских окраинах. Это направление искусства вызывает множество юридических и эстетических вопросов — власти пытаются взять эту сферу под контроль, а общество обсуждает их уместность в тех или иных местах. «Луне» стало интересно, как граффити и стрит-арт влияют на городскую среду и туристический поток, поэтому мы попросили Полину Штанько, сотрудницу Института исследования стрит-арта, написать об этом колонку и рассказать о граффити-туризме.
Зимой в Санкт-Петербурге проходила выставка-ретроспектива замечательного уличного художника Паши183, известного во всем мире как P183 или «Русский Бэнкси», которого, к большому несчастью, уже нет с нами. Паша183 по сей день остается моим любимым уличным художником, именно поэтому работать на этой выставке в качестве арт-медиатора было для меня честью. Рассказывая про творчество Паши, я также проводила интервью с посетителями, большинство которых были туристами. Был ключевой вопрос: какова основная цель визита в Санкт-Петербург?
Каково же было мое удивление, когда около 70% респондентов ответили, что приехали в Петербург, чтобы познакомиться с местным стрит-артом, а один молодой человек приехал из Москвы только ради выставки, посвященной Паше183, и его знаменитой «Аленки». Для меня это было большим откровением, поэтому сегодня я расскажу про граффити и стрит-арт и их влияние на развитие городской среды и международного туризма.
Работа Паши 183 «Алёнка»
Стрит-арт сегодня — это мощный инструмент по развитию и изменению городского облика. Применение инструмента разнообразно: можно бороться с серостью и однообразием жилой застройки или, например, указывать на городские проблемы — на ветхость историко-культурного объекта или проблемы экологии в городе. Удивительно, что именно в Санкт-Петербурге появились первые в мире Музей стрит-арта и Институт исследования стрит-арта, ведь основные точки притяжения туристов в Петербург — все еще Эрмитаж, Нева и разводные мосты. В отличие от некоторых других городов — Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, которые являются негласными столицами стрит-арта в России. Первый знаменит благодаря уличному художнику Никите Nomerz и его фестивалю МЕСТО, второй — благодаря художнику Тимофею Раде и его запоминающимся философским высказываниям на улице.
Ко всему прочему, граффити, стрит-арт и паблик-арт способствуют преобразованию малых промышленных городов в современные музеи под открытым небом и создают для них имидж туристически привлекательных городов. Яркие примеры — небольшой металлургический город Выкса с населением 53 тыс. человек, в котором уже на протяжении восьми лет проходит фестиваль Арт-Овраг, и нефтяной Альметьевск, где последние два года проходит паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках», которую курирует Институт исследования стрит-арта. Таким образом, сегодня мы наблюдаем зарождение нового направления во внутреннем и международном туризме — граффити- или стрит-арт-туризм.
Граффити- или стрит-арт-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними — street art hunting.
Вернемся к выставке-ретроспективе Паши183. Можно сказать, что один человек, который приехал в Санкт-Петербург ради выставки Паши183, — это скорее исключение, чем правило. В ответ на это можно вспомнить 2013 год и яркую поездку Бэнкси в Нью-Йорк, когда люди со всего мира ехали в американский мегаполис только ради того, чтобы сфотографировать работы художника. Люди в буквальном смысле охотились за ними, делились координатами нахождения работ, выкладывали фото в соцсети. Вот вам и культурно-познавательный граффити-туризм. А что касается событийного, то опять же можно упомянуть парк аттракционов Dismaland, созданный Бэнкси, посетить который хотело чуть ли не все население нашей планеты. Сайт продажи билетов рухнул в течение суток из-за большого наплыва желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.
Но лично для меня ярким примером влияния стрит-арта и паблик-арта на развитие городской среды и международного туризма является столица Республики Беларусь – Минск. Стоит сказать, что сегодня в большинстве своём муралы унифицируют города, ввиду того, что их создают одни и те же художники, путешествующие из страны в страну, посещая различные стрит-арт фестивали, которые, как часто бывает, похожи друг на друга. А это в свою очередь означает, что разрушается уникальный облик города, а впечатлить людей, путешествующих с целью увидеть те или иные работы, уже устало сложнее. Но в случае Минска, уникальный городской облик благодаря стрит-арту начал только создаваться, а интерес туристов к белорусской столице все больше подогреваться.
«Городская девушка в вышиванке» от британско-австралийского художника Гидо ван Хельтена, созданная в 2015 году в рамках фестиваля Urban Myths. За неделю до начала создания работы художник изучал культуру Беларуси, побывав в нескольких музеях Минска, а также посетив города-музеи Несвиж и Мир. В частности в Музее народной архитектуры и быта в Строчицах, Минском районе художник общался с сотрудниками музея и просмотрел много книг, чтобы понять, как совместить в будущей работе старинные традиции с современными.

Минск — прекрасный город с многовековой историей, изучая которую, всегда откроешь для себя что-то новое и неизведанное. Но иностранный турист вряд ли целенаправленно поедет в Минск. Не каждый иностранец ответит, где находится Беларусь, а если и ответит, то задумается, какие яркие достопримечательности там есть. И это несмотря на то, что в Минске есть новые памятники архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, реконструированный стадион Динамо, современный Музей Великой Отечественной войны. Большинство старых памятников были уничтожены во время Великой Отечественной войны и в процессе социалистического градостроительства: на месте исторических зданий возводились новые, в стиле сталинского ампира.
До недавнего времени у большинства людей, кто знает или слышал о Минске, город ассоциировался с советским прошлым, стерильной чистотой, отсутствием большого скопления туристов и бюджетным отдыхом. Но все изменилось в 2014 году, когда именно благодаря стрит-арту и муралам город начал преображаться, а способствовали этому два ярких фестиваля уличного искусства Vulica Brasil и Urban Myths.
Фестиваль Vulica Brasil запустили по инициативе посольства Бразилии в Минске, творческого объединения GataProduções и белорусского стрит-арт-сообщество Signal. Благодаря коллаборации известных бразильских художников, таких как OS GEMEOS, Tinho, SPETO, Рожерио Фернандес, с яркими белорусскими уличными художниками — Евгения Cowek, Евгения Mutus, Александра Kontra и другими на сегодняшний день создано более полусотни легальных объектов стрит-арта, включая инсталляции, муралы, малые архитектурные формы.
В свою очередь фестиваль Urban Myths, который запустило вышеупомянутое стрит-арт сообществом Signal, носит полулегальный характер: многие работы создаются без официального согласования с местными властями, поэтому рискуют быть закрашенными, а сбор средств на создание работ происходит с помощью краудфандинга. Отличительная черта фестиваля — тематика, связанная с мифологией и городскими легендами, которыми должными вдохновиться зарубежные художники. Только после знакомства с Минском, его историей и традициями, прошлым и настоящим уличные художники могут приступить к созданию эскиза — это важное условие участия в фестивале.
Работа греческого художника INO «Человек без идентичности» созданная в рамках фестиваля Urban Myths в 2015 году. Работа почти сразу попала в месячный топ-10 граффити мира по версии журнала StreetArtNews. INO Минск очень понравился, однако мнения минчан о работе разделились: одни восхищались, другие считали работу депрессивной, дав ей альтернативное название “Ангел смерти”. Ввиду негативных отзывов и петиций, как за, так и против, полученных исполнительным комитетом, в итоге работа была закрашена в 2018 году. Сам автор создавал мурал в течении 3х дней и посвятил работу всем невинно осужденным и наказанным.
У автора статьи есть другая интерпретация: работа отображает исключительную меру наказания — смертную казнь.

Вернемся к фестивалю Vulica Brasil. Все началось с индустриальной улицы Октябрьская, которая на сегодняшний день стала местом притяжения как жителей, так и гостей Минска. Но что же из себя представляла Октябрьская до появления фестиваля Vulica Brasil? Несмотря на то, что улица находится в относительном центре города, она всегда была промышленным и тихим местом, так как на протяжении всей улицы располагаются производства, одно из которых — станкостроительный завод «МЗОР».
Стоит также отметить, что, несмотря на свой индустриальный дух, это место находится недалеко от исторического центра Минска. Но именно благодаря появлению фестиваля Vulica Brasil тихая глухая производственная улица Октябрьская трансформировалась в яркое общественное пространство под открытым небом. Для жителей Минска появление ярких образов на городских стенах было в какой-то мере культурным шоком, но пережили они его без негативных последствий.
Необходимо упомянуть, что все работы, созданные в рамках фестиваля, располагаются не только на Октябрьской, но также и на улицах Фабричная, Калинина и Энгельса — в шаговой доступности друг от друга, что дает колоссальные возможности для проведения экскурсий жителям и гостям столицы, а также удобство для самостоятельного изучения произведений.
В 2019 году в рамках нового сезона фестиваля Vulica Brasil организаторы разработали экскурсию по арт-объектам, созданным за последние 5 лет.За годы проведения фестиваля была проведена колоссальная работа по изменению городской среды, а улица Октябрьская удивительным образом превратилась в художественную галерею. Создателям фестиваля удалось достигнуть главной цели — создать для Минска имидж интересного, прогрессивного, яркого города. Ведь именно благодаря фестивалю Vulica Brasil Минск по праву можно считать меккой белорусско-бразильского стрит-арта, а фестивальная улица Октябрьская стала популярным туристическим местом Минска.
Таким образом, на примере Минска мы увидели, что граффити- и стрит-арт-туризм — перспективное направление развития международного туризма, благодаря которому создаются новые достопримечательности и повышается культурный облик города, что вызывает интерес не только со стороны местных жителей, но и со стороны зарубежных туристов.
Полина Штанько
Что такое стрит-арт — определение, художники и история движения
Определение уличного искусства
Во-первых, давайте дадим определение уличному искусству
Уличное искусство сильно эволюционировало в 20-м и 21-м веках. Но есть способ свести все к основам, если вы впервые погружаетесь в уличное искусство.
УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что такое уличное искусство?
Улица art — публичная и часто несанкционированная установка дизайна и иллюстраций. Часто воспринимаемый просто как граффити, он может принимать множество форм. Возможно, наиболее важным аспектом, который отличает это движение, является место проведения. «Искусство», как мы его обычно понимаем, почитается, поддерживается или прославляется в галереях или музеях. Другими словами, контекст, в котором мы наблюдаем за работой, придает ей ценность. Искусство, которое мы видим на стороне строительства, обычно не получает такой же иерархической оценки.
Художники уличного искусства:
- Бэнкси
- Шепард Фейри
- Шамсия Хассани
Часто повторяющееся то, что обычно называют «тегированием», представляет собой форму уличного искусства, в которой художник повторяет свой уникальный, индивидуальный символ на бесчисленные поверхности, стены, здания и т. д.
Обычно они нежелательны и не санкционированы, так как снижают стоимость собственности, иногда несут негативный оттенок и придают данному району ощущение неухоженности и нерегулируемости.
Другие формы уличного искусства (такие как детализированные фрески, резьба, скульптуры и другие инсталляции) добавляют нюансов в среду. Они стали широко приветствоваться и санкционироваться.
Однако независимо от того, санкционировано это или нет, уличное искусство обычно ставит вопрос или посылает сообщение обществу. Читайте дальше, чтобы узнать, как именно это произошло.
Объяснение происхождения
Краткая история хронологии уличного искусства
Большинство ученых сходятся во мнении, что не может быть определенного момента, ознаменовавшего зарождение уличного искусства. Тем не менее, за его импульсом стоит общая нить: желание создать антитезис социальным ограничениям и статус-кво.
В 1920-х и 30-х годах в Нью-Йорке было зафиксировано первое реальное появление граффити. Банды метили борта вагонов и различные стены по всему городу. В 1960-х, особенно в Бронксе, на сцене появилось больше граффити, достигшее зрелости как форма искусства в 70-х, а пик полномасштабных росписей в метро пришелся на 80-е.
Это было известно как бум граффити в Нью-Йорке. В ответ на гражданские беспорядки искусство стало неприятностью для города, но также и убежищем для борющихся за жизнь мирных жителей. Из-за экономических ограничений, наложенных на Нью-Йорк, программы по удалению граффити не могли нормально функционировать, и таким образом родилась «выброска». Вместо большего количества текстовых тегов люди будут размещать более крупные полномасштабные произведения искусства, которые теперь будут храниться дольше, чем хотелось бы правительству.
Классический стрит-арт
Примеры классического стрит-арта
Даже если вы не чувствуете себя знакомым со сценой стрит-арта, вы, вероятно, видели несколько довольно известных работ. Это потому, что многие уличные художники на самом деле стали довольно популярными.
Шепард Фейри — основатель одежды OBEY, а также графический дизайнер и художник. Он, возможно, наиболее известен созданием рекламной кампании Барака Обамы «Надежда». Это в значительной степени считалось культовым как представление кампании Обамы, а также как отдельное произведение искусства.
Искусствовед из журнала New Yorker Питер Шельдаль назвал плакат «самой эффектной американской политической иллюстрацией со времен Uncle Sam Wants You ».
«НАДЕЖДА» Шепард Фейри, 2008
Фейри также является автором плаката «Занимайтесь искусством, а не войной», который представляет собой интерпретацию в стиле ар-нуво знаменитого лозунга 1960-х годов «Занимайтесь любовью, а не войной», подтверждающего идею о том, что люди должны посвящать время и энергию созидательным действиям, а не разрушительным.
«Делай искусство, а не войну» Шепард Фейри, 2019
Сегодня Шепард Фейри является одним из основных представителей уличного искусства, и вы можете узнать больше о его взглядах на уличное искусство по ссылке ниже.
Шепард Фейри об уличном искусстве
Возможно, один из самых известных и популярных уличных художников на сегодняшний день носит имя Бэнкси. Художник под псевдонимом Бэнкси также является политическим активистом, что видно из его более известных работ. Примечательно, что его работы выходят за рамки живописи и отваживаются на скульптуру и перформанс.
Граффити и стрит-арт • Девушка с воздушным шаром, Бэнкси, 2002 г.
Смелый и дерзкий Бэнкси сделал себе имя во всем мире, используя экспериментальные изображения, чтобы комментировать текущую социальную ткань мира.
Примеры современного уличного искусства
Движение уличного искусства сегодня
Стрит-арт можно найти на улице так же часто, как и в разрешенных арт-пространствах и галереях. При этом оставаясь значимой формой сопротивления и самовыражения по всему миру.
Wynwood Walls в Майами, штат Флорида, является фантастическим образцом санкционированного искусства в современной интерпретации. То, что было безвкусным складским районом Майами, на самом деле представляло собой изобилие чистых холстов. Они были превращены в великолепные работы художников со всего мира, что увеличило пешеходный потенциал.
Искусство с улиц • Айко для Wynwood Walls
Wynwood Walls принесла постоянно развивающийся жанр в Майами. Предлагая не только пешеходные экскурсии по основным произведениям искусства и вращающимся работам, но и галереи, рестораны и места для проведения мероприятий для местных предприятий. В видео ниже вы можете узнать больше о создании Wynwood Walls.
Wynwood Walls of Change
Как видите, в Wynwood Walls есть впечатляющее искусство высокого уровня, устанавливающее стандарт для художественной культуры в целом.
Стрит-арт появляется не только в мегаполисах. Ряд художников-самоучек по всему миру используют эту форму самовыражения, чтобы вносить изменения и создавать красоту там, где мы меньше всего этого ожидаем.
Одним из ярких примеров этого является Афганистан. Художница Шамсия Хассани рисует фрески вокруг Кабула, чтобы бросить вызов представлениям о том, чего могут достичь женщины. Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о Шамсии и о том, как она использует искусство для перемен.
Афганский уличный художник Шамсия Хассани
Из работ Шамсии видно, что уличное искусство — это больше, чем просто маркировка случайных стен, это возможность для трансформации, роста и самоанализа.
Использование уличного искусства
Влияет ли уличное искусство на другие средства массовой информации?
Уличное искусство повлияло на другие средства массовой информации, поскольку оно позволяет художникам всех мастей раздвигать границы условностей своего ремесла. В частности, современный графический дизайн и анимация эволюционировали, чтобы отражать более острые вкусы, даже черпая вдохновение из уличного искусства.
Стрит-арт возвышает традиционные элементы дизайна, поскольку оставляет место для энергичного и продуманного выбора. Такие вещи, как реклама, обычно требуют чистого, профессионального дизайна. Но современный графический дизайн может иметь более «андеграундную» и молодежную эстетику. По сути, графический дизайн может быть более экспериментальным, но при этом оставаться продуманным и полезным для бренда.
Спето для Coca-Cola и Чемпионата мира по футболу FIFA 2014
Вы также можете уловить влияние стрит-арта не только в сюжете, но и в стиле анимации одного из самых любимых современных анимационных фильмов, Человек-паук: Через вселенные .
Человек-паук включает уличное искусство и граффити в свой сюжет благодаря тайному общему хобби Майлза и дяди Аарона тайно рисовать фрески в паутине метро, а также в стиле анимации.
Он явно предназначен для запрещенных визуальных эффектов, похожих на видеоигры, но многие из них также напоминают уличные фрески и раскрашенные иллюстрации.
Человек-паук: Через вселенные, 2018
Фильмы похожие на Spider-Man: Into the Spider-Verse , как и в случае с самим уличным искусством, доказывает, что искусство и его потенциал безграничны, и всегда есть место для исследования.
Уличное искусство эволюционировало далеко за пределы бессмысленных каракулей, которыми когда-то считалось общество. Сегодня он дает художникам со всего мира платформу (будь то для рекламы, политических комментариев, фильмов или чистого самовыражения) для создания искусства и общественного прогресса.
Большая часть стрит-арта находится там, где его нельзя владеть: на стенах, старых зданиях, эстакадах. Таким образом, уличное искусство становится общедоступным, заставляя аудиторию искать другой способ донести искусство и его послание до себя.
ВВЕРХ СЛЕДУЮЩИЙЧто такое концептуальное искусство?
Как мы уже упоминали выше, уличное искусство всегда развивается и меняется с течением времени. Чтобы понять, как он меняется, и увидеть некоторые культовые образцы современного искусства, созданные в последнее время, ознакомьтесь с нашей следующей статьей.
Далее: Концептуальное искусство →
История Бэнкси | Искусство и культура
Бэнкси сочетает страсть уличных боев и пацифистский пыл в своем образе протестующего, чей коктейль Молотова превращается в букет. Пиксельбулли / Алами Когда журнал Time выбрал британского художника Бэнкси — мастера граффити, художника, активиста, режиссера и универсального провокатора — для своего списка 100 самых влиятельных людей мира в 2010 году, он оказался в компании Барака Обамы. , Стив Джобс и Леди Гага. Он предоставил фотографию себя с бумажным пакетом (естественно, пригодным для вторичной переработки) на голове. Большинство его поклонников на самом деле не хотят знать, кто он такой (и громко протестуют против попыток Флит-стрит разоблачить его). Но они действительно хотят проследить его восходящую траекторию от незаконного распыления — или, как говорится в жаргоне, «бомбардировки» — стен в Бристоле, Англия, во время 19-го века.90-х художнику, чьи работы стоят сотни тысяч долларов в аукционных домах Британии и Америки. Сегодня он бомбил города от Вены до Сан-Франциско, от Барселоны до Парижа и Детройта. И он перешел от граффити на песчаных городских стенах к рисованию на холсте, концептуальной скульптуре и даже кино, с коварным документальным фильмом «Выход через сувенирный магазин », который был номинирован на премию Оскар.
Pest Control, организация с ироничным названием, созданная художником для проверки подлинности настоящих произведений искусства Бэнкси, также защищает его от любопытных посторонних. Спрятавшись за бумажным пакетом или, чаще, электронной почтой, Бэнкси неуклонно контролирует собственное повествование. Его последнее личное интервью состоялось в 2003 году.0007
Хотя он может прикрываться скрытой личностью, он выступает за прямую связь между художником и его электоратом. «Существует совершенно новая аудитория, и продавать [свое искусство] никогда не было так просто», — утверждает Бэнкси. «Вам не нужно идти в колледж, таскать портфолио, рассылать диапозитивы высокомерным галереям или спать с кем-то влиятельным, все, что вам нужно сейчас, это несколько идей и широкополосное соединение. Впервые буржуазный по своей сути мир искусства принадлежит народу. Нам нужно, чтобы это считалось».
***
Бристольский район Бартон-Хилл в 1980-х годах был пугающей частью города. Очень белые — наверное, не более трех черных семей оказались там каким-то образом — рабочие, захудалые и неприветливые к чужакам. Поэтому, когда Бэнкси, приехавший из более зеленой части города, решил совершить там свой первый набег, он нервничал. «В детстве моего отца там сильно избили», — сказал он коллеге-граффити-художнику и писателю Феликсу Брауну. В то время он пробовал имена, иногда подписывая себя Робин Бэнкс, хотя вскоре это превратилось в Бэнкси. Сокращенное прозвище, возможно, в меньшей степени продемонстрировало гангстерский стиль «грабить банки», но оно было более запоминающимся — и его было легче написать на стене.
Примерно в это же время он также остановился на своем характерном трафаретном подходе к граффити. Однажды он написал, что когда ему было 18, он красил поезд с бандой товарищей, когда появилась британская транспортная полиция, и все побежали. «Остальные мои товарищи добрались до машины, — вспоминал Бэнкси, — и исчезли, так что я провел более часа, спрятавшись под самосвалом с вытекающим на меня моторным маслом. Когда я лежал и слушал полицейских на путях, я понял, что должен сократить время рисования вдвое или вообще отказаться от него. Я смотрел прямо на трафаретную табличку на дне топливного бака, когда понял, что могу просто скопировать этот стиль и сделать каждую букву высотой в три фута». Но он также сказал своему другу, писателю Тристану Манко: «Как только я вырезал свой первый трафарет, я почувствовал там силу. Мне также нравится политическая острота. Все граффити — это низкоуровневое инакомыслие, но у трафаретов есть дополнительная история. Их использовали, чтобы начинать революции и останавливать войны».



Люди, а также обезьяны и крысы, которых он рисовал в те ранние дни, кажутся им странными, примитивными. Моя любимая работа — это то, что приветствует вас, когда вы входите в тату-салон Pierced Up в Бристоле. На настенной росписи изображены гигантские осы (с телевизорами, пристегнутыми в качестве дополнительного оружия), ныряющие в заманчивый букет цветов в вазе. Менеджер салона Мэриэнн Кемп вспоминает марафонский сеанс рисования Бэнкси: «Это длилось всю ночь».
К 1999 году он направился в Лондон. Он также начал отступать в анонимность. Одним из объяснений было уклонение от властей — у Бэнкси «проблемы с копами». Но он также обнаружил, что анонимность создает бесценный ажиотаж. Когда его уличное искусство появилось в городах по всей Британии, начали циркулировать сравнения с Жаном-Мишелем Баския и Китом Харингом.
Первая лондонская выставка Бэнкси, так сказать, состоялась на Ривингтон-стрит в 2001 году, когда он и другие уличные художники собрались в туннеле возле паба. «Мы повесили несколько вывесок декораторов, украденных со стройплощадки, — писал он позже, — и покрасили стены в белый цвет, надев комбинезоны. Мы сделали обложку за 25 минут и устроили вечеринку в честь открытия позже на той же неделе с пивом и хип-хопом, которые качались из багажника фургона Transit. Около 500 человек пришли на открытие, которое практически ничего не стоило».
В июле 2003 года Бэнкси представил свою революционную выставку «Война за территорию». Шоу, организованное на бывшем складе в Хакни, ослепило лондонскую арт-сцену своей карнавальной атмосферой, на которой была представлена живая телка, на шкуре которой был украшен портрет Энди Уорхола, а также королева Елизавета II в образе шимпанзе. .
В конце того же года высокая бородатая фигура в темном пальто, шарфе и шляпе с широкими полями вошла в Тейт Британ с большим бумажным пакетом в руке. Он направился в комнату 7 на втором уровне. Затем он откопал свою собственную картину, неподписанную картину маслом, изображающую сельскую сцену, которую он нашел на лондонском уличном рынке. На холсте, который он назвал Краймвотч Великобритании разрушил сельскую местность для всех нас , он нарисовал трафаретную сине-белую полицейскую ленту с места преступления.
В течение следующих 17 месяцев, всегда в маскировке, Бэнкси представил свой собственный бренд перформанса шутника в крупные музеи, включая Лувр. Там ему удалось установить изображение Моны Лизы с наклейкой в виде смайлика. В Нью-Йорке он тайно прикрепил небольшой портрет женщины (который он нашел и модифицировал, чтобы изобразить человека в противогазе) к стене в Метрополитен-музее. Музей воспринял это спокойно: «Я думаю, будет справедливо сказать», — сказала пресс-секретарь Элиз Топалян. 0055 New York Times , «потребуется больше, чем кусок скотча, чтобы произведение искусства попало в Метрополитен».
Бэнкси стал международной звездой в 2005 году. В августе он прибыл в Израиль, где нарисовал серию изображений на бетонной стене Западного берега, части барьера, построенного в попытке остановить террористов-смертников. Изображения девушки, сжимающей воздушные шары, когда ее переносят на вершину стены; двое нарисованных детей с ведром и лопатой мечтают о пляже; и мальчик с лестницей, прислоненной к стене, были проницательными размышлениями на тему побега.
Спустя два месяца после возвращения из Израиля лондонская выставка Бэнкси «Сырые масла» подняла искусство подрывной мешанины на новую высоту: картина Клода Моне «Водяные лилии » была переработана, чтобы включить мусор и тележки для покупок, плавающие среди кувшинок; уличный хулиган, разбивающий окно, изображенный в переосмыслении фильма Эдварда Хоппера «Ночные ястребы ». Фирменным штрихом Бэнкси было 164 крысы — живые крысы — снующие по галерее и проверяющие характер критиков.
Вторжение Бэнкси в Лос-Анджелес с шоу «Еще законный» в сентябре 2006 года было неизбежным. «Голливуд, — сказал он однажды, — это город, где чтят своих героев, написав их имена на тротуаре, по которому нужно ходить. на толстых людей и мочиться на собаках. Это казалось прекрасным местом для того, чтобы прийти и проявить амбиции». Присутствовало около 30 000 человек, в том числе Брэд Питт. «[Бэнкси] делает все это, и он остается анонимным», — сказал Питт LA Times , почти задумчиво. «Я думаю, что это здорово».
Центральным экспонатом выставки был живой слон весом 8000 фунтов, покрытый красной краской и украшенный узором в виде геральдической лилии. Откровенные защитники прав животных Лос-Анджелеса были в ярости; власти приказали смыть краску. В листовках, раздаваемых сверкающей толпе, говорилось: «В комнате слон… 20 миллиардов человек живут за чертой бедности».
В феврале 2008 года, за семь месяцев до краха Lehman Brothers, богатые и знаменитые нью-йоркцы собрались на Sotheby’s, чтобы провести ночь с серьезными тратами. Мероприятие, организованное Боно, художником Дэмиеном Херстом, Sotheby’s и галереей Гагосяна, стало крупнейшим благотворительным художественным аукционом за всю историю, собрав 42,5 миллиона долларов для поддержки программ по борьбе со СПИДом в Африке.
Картина Бэнкси Разрушенный пейзаж , пасторальная сцена со слоганом «Это не возможность сфотографироваться», продана за 385 000 долларов. Разрушенная телефонная будка , настоящая британская телефонная будка, изогнутая почти на 90 градусов и истекающая красной краской в том месте, где ее проткнула кирка, стоила 605 000 долларов. Три года спустя выяснилось, что покупателем был Марк Гетти, внук Дж. Пола Гетти.
Бэнкси взялся за кино в «Выход через сувенирную лавку » — остроумном документальном фильме 2010 года о создании и маркетинге уличного искусства. New York Times описал его как аналог лучшей работы Бэнкси: « rompe l’oeil : фильм, который выглядит как документальный фильм, но ощущается как монументальная афера». Он был номинирован на премию «Оскар» в категории документальных фильмов 2010 года.
Когда в 2011 году Музей современного искусства в Лос-Анджелесе провел всесторонний обзор уличного искусства и граффити, Бэнкси был хорошо представлен среди 50 художников. Выставка стала громкой демонстрацией явления, которое стало известно как «эффект Бэнкси» — поразительный успех художника в превращении городского, аутсайдерского искусства в культурный и все более прибыльный мейнстрим.
Можно сказать, что подрывная деятельность Бэнкси ослабевает по мере роста цен на него. Возможно, он достиг переломного момента, когда его успех делает невозможным его укоренение в субкультуре, из которой он вышел.
Беспорядки в районе Стоукс-Крофт в Бристоле весной 2011 года являются поучительной историей. Эпизод начался после того, как полиция устроила облаву на протестующих, которые выступали против открытия супермаркета Tesco Metro и жили скваттерами в соседней квартире. Позже власти заявили, что они приняли меры после того, как получили информацию о том, что группа производила зажигательные бомбы. В ответ Бэнкси выпустил «памятный сувенирный плакат» стоимостью 5 фунтов стерлингов с изображением «бензиновой бомбы Tesco Value», у которого загорелся фитиль. Выручка, как он заявил на своем веб-сайте, должна была пойти в Народную Республику Стоукс Крофт, организацию возрождения района. Щедрость Бэнкси приветствовалась далеко не всеми. Критики осудили художника как «шампанского социалиста».
Он неоднократно возражал против такого рода обвинений, например, сообщая жителю Нью-Йорка по электронной почте: «Я раздаю тысячи картин бесплатно. Я не думаю, что возможно создать искусство о мировой бедности и забрать все деньги». (На своем веб-сайте он предоставляет изображения своих работ в высоком разрешении для бесплатного скачивания.)
По иронии судьбы, добавил он, его искусство, направленное против истеблишмента, требует огромных цен, не ускользнуло от него. «Мне нравится, как капитализм находит место даже для своих врагов. Это определенно время бума в индустрии недовольства.