Стиль в архитектуре арт деко: Арт-деко в архитектуре и интерьере: что это, особенности, фото

Содержание

Арт-деко в архитектуре и интерьере: что это, особенности, фото

Блеск и роскошь, отчаянное желание наслаждаться жизнью, «пир во время чумы» — так обычно характеризуют ар-деко. Этот стиль расцвел между двумя мировыми войнами, но пользуется популярностью до сих пор

Фото: shutterstock

Интерьеры в духе фильма «Великий Гэтсби»: изысканность, строгая геометрия и общее ощущение праздника — все это ар-деко. Каков этот стиль в архитектуре и чем отличается от других — рассказываем в нашей статье.

  • Что такое ар-деко
  • Особенности стиля
  • Ар-деко в интерьере

Эксперт в этой статье: Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии dvekati

www.adv.rbc.ru

Что такое ар-деко

Ар-деко — стиль, который появился во Франции в начале XX века, затем распространился в Западной Европе и США и проявил себя в архитектуре, дизайне, изобразительном искусстве. Он стал популярным после Международной выставки декоративно-прикладного искусства и современной промышленности, которая прошла в Париже в 1925 году.

Ар-деко появился на стыке модернизма и неоклассицизма. Ар-деко быстро стал синонимом богатства, шика, богемы, а его приверженцы активно использовали в своих работах достижения технического прогресса и новые качественные материалы. Это означает в том числе, что в богатых интерьерах и в архитектурном облике домов для элиты впервые начали массово использоваться штампованные заводские элементы.

С появлением ар-деко декораторы, которые до этого не считались представителями творческой интеллигенции, получили новый статус: у них появилось профессиональное сообщество и такие же авторские права, как у художников и скульпторов.

Салон Павильона коллекционера. Всемирная выставка (1925) (Фото: SiefkinDR/wikipedia)

После Второй мировой войны ар-деко стал менее востребован, в архитектуре начали брать верх более функциональные и строгие стили.

Екатерина Сванидзе:

— Об ар-деко обычно говорят, что это или последний большой стиль, или вообще не стиль, а стилевое течение. Как бы то ни было, ар-деко до сих пор остается одним из главных источников вдохновения для архитекторов по всему миру. Среди стилей, повлиявших на ар-деко, называют модерн, неоклассицизм, конструктивизм, футуризм, кубизм, древнеегипетскую, доколумбову и мавританскую архитектуру, африканский примитивизм, древнегреческую архаику.

Стиль, получивший известность как ар-деко, во Франции сначала называли «шикарным» — в интерьерах было изобилие ценных пород камня и дерева, металлов, слоновой кости и прочей «крокодиловой кожи». Его подхватили парижские мебельщики, легендарные стекольщики Лалик и Марино, часовщики и ювелиры Картье, а также авторы «малых бронзовых форм».

Бронзовая скульптура становится одним из символов ар-деко для истории искусств и воплощением той самой «дорогой и солидной красивости». Стиль действительно стал последней в истории искусств громкой попыткой совместить высокое и низкое, больших художников и ремесленников, сочетать небоскребы и гранд-отели с холодильниками и светильниками.

Особенности стиля ар-деко

Основными характеристиками архитектуры ар-деко стали прямоугольные геометрические формы, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Серия отступов, создающих ступенчатый контур, создает монолитный внешний вид, типичный для фасадов в этом стиле.

При строительстве зданий в стиле ар-деко использовались штукатурка, бетонный блок, глазурованный кирпич, гладкий камень и терракота, сталь и алюминий. Широко задействовалось декоративное непрозрачное остекление.

Некоторые здания этого стиля отличаются элементами исключительно ручной работы, другие декорировались украшениями массового производства, которые были дешевле.

Плоские крыши украшались парапетами, шпилями или башнеобразными сооружениями, чтобы подчеркнуть угол или вход. Декоративное стекло или стеклянные блоки использовались для максимально естественного освещения. Сложные пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.

Элементы Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Проекты в стиле ар-деко мультиформатны — они часто создавались в сотрудничестве архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами. Рокфеллер-центр, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и другие небоскребы Нью-Йорка, которые были построены в 20–30-х годах XX века, — наиболее известные примеры ар-деко.

Основные черты ар-деко

Строгая геометрия

Ар-деко стремится к строгой геометрии. Архитекторы, дизайнеры, художники-декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают овал, прямоугольник, ромб, треугольник, зигзаг и другие четкие формы.

Дворец Стокле в Брюсселе (Фото: PtrQs/wikipedia.org)

Симметричные узоры

Используются в основном симметричные, повторяющиеся узоры природного или геометрического характера. Они присутствуют как в интерьерах, так и на фасадах зданий.

Этнические и природные мотивы

Художников вдохновляют идеи творчества американских индейцев, египтян, а также природный орнамент. Характерные мотивы включают обнаженные женские фигуры, животных, листву, цветы, птиц и солнечные лучи.

Мост Hope Memorial, Кливленд (Фото: Erik Drost/wikipedia.org)

Дорогие материалы

В декоре и отделке предпочтение отдается дорогостоящим натуральным и искусственным материалам — нефриту, серебру, перламутру, слоновой кости, обсидиану, хрому, горному хрусталю, бакелиту, железобетону.

Блеск

Множество различных металлических акцентов, вплоть до золотых поручней на дверях, обилие зеркал, витражных стекол смелых расцветок и блестящих поверхностей. Все эти детали создают ощущение праздника и торжественности.

Зиккурат

Заимствованный из вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную роль в архитектуре ар-деко. Современная интерпретация в основном выглядит как отступающие уровни или многоярусные элементы, которые придают строению или декоративному элементу форму пирамиды.

Яркие цвета

Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, которые броско контрастируют друг с другом. Полутона, оттенки и пастельная гамма отходят на второй план. Основными становятся бирюзовый, рубиновый, желтый, зеленый, баклажановый, бордовый и другие яркие цвета.

Лобби Guardian Building в Детройте (Фото: Michael Barera/wikipedia.org)

Гладкие поверхности

Помимо блеска, в ар-деко часто используются гладкие, ровные поверхности — нержавеющая сталь, алюминий, мрамор, стекло.

Небоскребы

Во многих зданиях в стиле ар-деко есть башня или шпиль. Это также связано с восхищением техническим прогрессом, которое было характерно для того времени. Стальной каркас и металлические акценты здания Крайслер-билдинг в Нью-Йорке придают ему блестящий, гламурный вид.

Дженерал-электрик-билдинг (Фото: Chris06/wikipedia.org)

Екатерина Сванидзе:

— На мировом уровне в некоторых частях света ар-деко быстро выбирает в крестные отцы функционализм, а за океаном, в США, и вовсе превращается в так называемый streamline modern — по мнению одних историков архитектуры, американизированную версию стиля, по мнению других — совершенно отдельное стилевое течение или даже стиль, нашептанный, собственно, индустриализацией, новыми технологиями и особенно воздухоплаванием.

Здание в стиле streamline modern в Вашингтоне (Фото: Superbass/wikipedia. org)

Во Франции схожая история происходит с paquebot («морской лайнер»), который выделяется и оформляется после спуска «Нормандии» с колоннами из лаликовских кристаллов на воду в 1935 году.

Здание paquebot в Париже (Фото: VPeheu/wikipedia.org)

Впрочем, это было характерно для всего стиля, который недаром называли «лоскутной эклектикой» — в каждой стране он был отдельным и особенным, а мастера, к нему принадлежавшие, даже не всегда об этой принадлежности догадывались. Нервный и рваный — с одной стороны, надежный — с другой; его любили все — от владельцев первых массовых кинотеатров до автомобильных заводов и производителей холодильников. Бакелит, нержавейка, стекло, различные эмали — все это вместе с красным деревом, хрусталем, акульей и крокодиловой кожей (или их имитациями) приходило тогда чуть ли не в каждый дом и с самыми привычными в быту вещами.

Считается, что именно «ширпотреб» стал причиной затухания ар-деко и его ответвлений в большинстве стран. И дело не только в начавшейся Второй мировой войне, но и в том, что из иконы стиля ар-деко стал для общества аляповатой картинкой из глянца и синонимом подделки и пошлости. Правда, так было не везде и не сразу — в некоторых британских и французских колониях ар-деко главенствовал до конца 1960-х.

Ар-деко в интерьере

Большинство выдающихся представителей ар-деко создавали индивидуальные предметы или ограниченные серии. Среди них дизайнеры мебели Жак Рульман и Морис Дюфрен, архитектор Элиэль Сааринен, кузнец по металлу Жан Пуифоркат, дизайнер стекла и ювелирных изделий Рене Лалик, художники-ювелиры Раймонд Темплиер и Вивен Нильссон.

Готтлиб Элиэль Сааринен. Вокзал в Хельсинки (Фото: shutterstock)

Дизайнеры выбирали экзотические материалы для интерьеров, такие как акулья кожа, перламутр, слоновая кость, лакированное и окрашенное дерево, а также декоративные вставки, подчеркивающие геометрию. Самым выдающимся дизайнером мебели на выставке декоративного искусства 1925 года был Эмиль-Жак Рульманн.

Эмиль-Жак Рульманн. Кресло (Фото: Sailko/wikipedia.org)

Он считал, что кресла должны быть спроектированы в соответствии с функциями комнат, в которых они появились: для гостиной — уютными, в офисе — удобными, а в салоне — роскошными. Мебель Рульманна изготавливалась в небольших количествах, и средняя цена одной из его кроватей или шкафов довольно часто была выше, чем стоимость небольшого дома.

Меблировка особняка Жозефа Бернара, 1930-е годы. Эмиль-Жак Рульманн (Фото: Jean-Pierre Dalbéra/wikipedia.org)

Текстиль стал важной частью стиля ар-деко: использовались красочные обои, обивка для мебели, ковры. На них изображались стилизованные промышленные сцены, городские пейзажи, локомотивы и другие современные темы, а также женские фигуры и геометрические узоры. В 1920-х годах дизайнеры вдохновлялись декорациями русских балетов, дизайнами тканей и костюмами Льва Бакста.

Екатерина Сванидзе:

— Пусть в экспертном сообществе термин «советское ар-деко» официально не принят до сих пор, но в СССР история стиля началось в 1920-х годах со строительства Фрунзенского универмага в Ленинграде. По словам историка архитектуры Александры Селивановой, в СССР ар-деко пришел резко — сказалась усталость от бескомпромиссности и жесткости авангарда, совпавшая с надрывной индустриализацией, партийные интриги в искусстве и один из самых мощных расколов внутри профессионального сообщества.

Телефонная станция Фрунзенского района (Фото: Shakko/wikipedia.org)

Щусев, Иофан, Гефрейх, Руднев, Васильковский, Катонин, Душкин, Голосов, Лангман, станции первых очередей Московского метрополитена, дом СТО, библиотека им. Ленина, военная академия Фрунзе, Мавзолей, наркомат в Колымажном, АТС на Зубовской площади, многочисленные жилые дома по всей стране, включая легендарный дом на Яузском бульваре в Москве, Даниловский универмаг, вокзалы, ВДНХ, московские высотки — все это имена и объекты советского ар-деко.

Даниловский универмаг (Фото: Ludvig14/wikipedia.org)

Ар-деко повлиял в СССР на всю массовую городскую застройку — именно из него во многом вырос сталинский ампир. Владимир Гельфрейх, который стал автором как первого образца советского ар-деко — библиотеки им. В. И. Ленина, так и последнего — здания МИД, был наиболее близким к чистой стилевой версии.

Парадная лестница главного здания Российской государственной библиотеки в Москве (Фото: A. Savin/wikipedia)

К ар-деко возвращаются и сегодняшние российские девелоперы — аллюзии на эту тему появляются в архитектуре и интерьерах.

Стиль Арт-Деко в архитектуре и дизайне

История культуры Стиль Арт-Деко в архитектуре и дизайне

Грибулина А.

Стиль Арт-Деко родился в Париже в 1908 г. Его детство продолжалось до 1912 г., а пора наибольшего расцвета пришлась на десятилетие между 1925 и 1935 гг. Источниками новорожденного стиля стали Арт-Нуво, кубизм, Баухауз, искусство Древнего Египта, Африки и Мезоамерики.

 

Арт-Деко − это стиль декоративного искусства, сложившийся между двумя мировыми войнами. В статье будут рассмотрены его проявления в дизайне и архитектуре.

 

Несмотря на свое французское происхождение Арт-Деко не является исключительно европейским стилем. Почти сразу же после возникновения он перепрыгнул на американский континент, где стал очень популярен в среде голливудских актеров.

 

Считается, что Арт-Деко явился продолжением модерна в искусстве. Его даже иногда называли «обтекаемый модерн», поскольку он сочетает в себе авангардистскую простоту и экзотическую оригинальность. Этот неповторимый синтез относит стиль Арт-Деко к эклектике.

 

Сам термин Арт-Деко появился после парижской международной выставки, прошедшей в 1925. Ее название по-французски «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» и стало источником названия «ар декоратиф» − французская транскрипция, Арт-Деко – новый стиль визуальных искусств.

 

 

 


Вид парижской международной выстваки. Фото: 1925 г.

 

 

Концом существования стиля стала Вторая Мировая война, лишения которой сделали невозможным наслаждение чистой роскошью Арт-Деко. Кроме того в мировой экономике в 1950-1960-е гг. начался подъем массового производства, ставившего функциональность во главу угла в противовес эстетике межвоенного десятилетия.

 

 

Арт-Деко в архитектуре

 

 

Изучать научные основы формирования Арт-Деко в искусстве начали с 1960-х гг.

 

Арт-Деко считают первым среди стилей XX в. и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире. В нем гармонично переплетаются обтекаемость модерна и неоклассицизм, легкость и грация, элегантность и монументальность. Архитекторы, работавшие в стиле Арт-Деко умело сочетали в своем творчестве прямые линии, классику и симметричность, а также волнистость, которая возникает неожиданно при переплетении экзотики и некоторых мифических персонажей. Стиль этот показал миру новые образы, сочетая при этом абсолютно не сочетаемые вещи: эстетическую утонченность природы и буйную урбанистическую роскошь буржуазии.

 

Одним из известнейших архитекторов Арт-Деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. В США популярным архитектором рассматриваемого направления был Джозеф Урбан, который выстроил в стиле Арт-Деко павильоны на выставке «Век прогресса», проходившей в 1933 г. в Чикаго. Символом американского признания стиля стало здание Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. В 1930-м г. Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы «Крайслера» – хромированные стальные головы орлов.

 

 

 


Улица Малле-Стивенс в Париже. Фото: 1927 г.

 

 

В России стиль Арт-Деко нашел отражение в архитектуре так называемого сталинского ампира, ярким примером которого являются московские высотки, построенные по образу и подобию американских небоскребов 1930-х гг. Конечно, советские мастера Арт-Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования − «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт-Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова (Филичева Н.В. Арт Деко — стиль времени // Серия “Symposium”, Российская массовая культура конца XX века, Выпуск 15 / Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.177).

 

 

 


Здание Министерства иностранных дел в Москве – одна из сталинских высоток

 

 

Необходимо отметить, что истоки стиля следует искать все же на европейском континенте. Именно здесь − в Австрии, Германии и Нидерландах в 1900-1910-х гг. были предприняты первые попытки синтезирования нового архитектурного стиля из художественного материала Арт-Нуво. В «суровом» культурном климате этих стран живописное фантазийное изобилие модерна в указанный период начинает подвергаться структурированию по законам классической прямолинейной симметрии. Эта тенденция ярко проявляется в работах архитекторов Чарльза Ренни Макинтоша, Йозефа Хоффмана, Коломана Мозера, Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха и венского ателье Wiener Werkstätte. Во многих произведениях той эпохи поэтика Арт-Нуво в интерьере соседствует с торжественностью архитектуры Арт-Деко.

 

 

 


Церковь Святого Леопольда в Вене. Архитектор Отто Вагнер. 1904-1907 гг.

 

 

В 1905-1911 годах в Брюсселе, в столице европейского Арт-Нуво, австрийский архитектор Й. Хоффман возводит особняк для бельгийского финансиста Адольфа Стокле, который впервые выводит на архитектурную авансцену «зарифмованную» геометрическую форму. Архитектор в сотрудничестве с мастерами ателье Wiener Werkstätte проектирует также все декоративные элементы и предметы обстановки интерьера: от мебели, разнообразных люстр и до столового серебра. Дворец Стокле известен также и своими уникальными мозаиками из мрамора, стекла и полудрагоценных камней, выполненными Леопольдом Форстнером по эскизам Густава Климта.

 

 

 


Дворец Стокле. Брюссель

 

 

После Первой Мировой архитектурный Арт-Деко мигрирует во Францию и там обретает свое законченное воплощение. Разрушенные во время Великой войны города восстанавливаются в эстетике Арт-Деко. Так в Реймсе на протяжении 1920-х гг. возводится множество частных и муниципальных строений: знаменитая своим роскошным убранством библиотека американского филантропа Эндрю Карнеги, церковь Св. Никасия, здание Промышленной палаты, вилла Андре Дуса и т.д. В Париже по проекту Альберта Лапраде строится музей колониальной истории и иммиграции – «Дворец золотых ворот», кинотеатр Le Grand Rex.

 

 

 


Парижский Le Grand Rex

 

 

После знаменитой парижской Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 г., на которой, как говорилось выше, утвердилось официальное название этого стиля, он стал стремительно распространяться по всему миру: сначала по Европе – Бельгии, Португалии, Испании и Великобритании, затем проник в Северную Африку и все англо-саксонские страны (США, Канаду, Новую Зеландию, Индию, Филиппины и т.д.), и, наконец, подчинил себе вкусы центральных городов Мексики, Вьетнама, Китая и Японии. В США стиль Арт-Деко лег в основу течения Streamline Moderne, определившего архитектурную и интерьерную моду 1930-х гг.

 

Как указывалось ранее, в мире, в своем чистом виде, стиль Арт-Деко существовал недолго, всего 15 лет, до начала Второй Мировой войны. Но он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры – именно на его базе возник и развился как конструктивизм, так и современный постмодернизм.

 

Важно подчеркнуть, что в США Арт-Деко продержался дольше, чем в других странах и, развиваясь по своему особому уникальному пути, достиг значительных высот как в прямом, так и в переносном смысле – практически все знаменитые небоскребы первой половины прошлого столетия построены в стиле Арт-Деко. Американские архитекторы творчески развили основные принципы стиля, внеся в него присущую Новому свету монументальность и рациональную роскошь.

 

Особенностью Арт-Деко в США являются характерные элементы стиля, поднятые высоко над землей – часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. Фасад многоэтажного дома может выглядеть простым и ровным вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.

 

Американские архитекторы периода Арт-Деко часто бывали преднамеренно скупы и прагматичны в оформлении фасадов, но расточительны и креативны в оформлении интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, творческую фантазию и художественное мастерство.

 

Многие американские здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды. По всей видимости, влияние на архитекторов оказывало то, что в 1922 г. весь мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Архитекторы, строившие в стиле Арт-Деко тот час же увлеклись архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамидами) и Месопотамии (зиккуратами).

 

Примечательно в этом отношении здание Мэдисон Белмонт, архитектура которого – классический Арт-Деко. В нем находится старый выставочный зал и офисы компании Cheney Silk Company в Нью-Йорке. Архитектор Уитни Уоррен из Warren & Wetmore, изучавший Арт-Деко непосредственно во Франции, снабдил свое детище великолепным входом, выполненным в соответствии с канонами стиля. Компания Cheney тоже имела тесные связи с Францией, откуда импортировала шелк, с которым впоследствии работала. Фасад проектировала французская металлургическая компания Ferrobrandt. Так здание Madison Belmont с 1925 г. стало первым знакомством жителей Нью-Йорка с Арт-Деко.

 

 

 


Здание Мэдисон Белмонт

 

 

Технические средства для строительства высотных зданий − стальные конструкции и железобетон − к моменту появления небоскребов в стиле Арт-Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт-Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Для стиля характерно также использование дорогих материалов и различных фактур, что объясняется стремлением обогатить фасады здания, в том числе и за счет применения природных материалов, не прибегая к использованию орнамента или специальных декоративных элементов.

 

В отличие от авангарда архитектурный стиль Арт-Деко не имел своей разработанной теории и методологии, у него не было какого-либо явного социального или политического обоснования, он, в первую очередь, был выражением духа эпохи через призму художественного восприятия. В то же время, отсутствие собственной теории или какой-либо явной социальной обусловленности Арт Деко породило проблему идентификации стиля, столь разнообразного формально и неоднозначного в своих прочтениях. Несмотря на указанные проблемы, основные элементы архитектуры Арт-Деко хорошо изучены и легко определимы, если знать его особенности, а еще лучше год возведения здания.

 

 

Арт-Деко в дизайне

 

 

Как указывалось выше, Арт-Деко начался с упоения архитекторов роскошью и орнаментом, но впоследствии изменил направление в сторону большей функциональности, когда чисто эстетические элементы начали соседствовать с исключительно практическими, утилитарными предметами. Функциональный дизайн Арт-Деко бы разработан и применен Баухаузом, во время, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и внесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко. В 1930-40 гг. США охватила мода на «модерн» в стиле Арт-Деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, в точности такой как в голливудских фильмах (ведь Голливуд первым ассимилировал новый стиль), пользовались огромной популярностью. Дизайнерские изделия в стиле Арт-Деко не делались вручную, зато был хорошо налажен выпуск огромного потока недорогих товаров (предметов интерьера), доступных почти каждому. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака.

 

 

 


Буфет в стиле Арт-деко

 

 

В эпоху, когда развивался Арт-Деко в обществе назрела необходимость в многофункциональной компактной мебели. Именно такой компактный силуэт характеризует многие предметы, выполненные известным дизайнером Арт-Деко П. Т. Франклом. Прямоугольные очертания соотносятся в его творчестве с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревщиков.

 

 

 


П. Т. Франкл. Письменный стол и книжный шкаф. 1928 г.

 

 


В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 г. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшаяся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт-Деко и приход «интернационального» стиля (Стерноу С. А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. М., 1997. С. 64).

 

 

 


Марсель Бройер, сидящий на созданном им стуле из стальных трубок

 

 

Главной чертой Арт-Деко в интерьере и дизайне – акцент на строгой геометрии. Четкие линии, ступенчатые формы, энергичные широкие линии, зигзаг в сочетании с обтекаемыми изгибами – здесь нет места природным мотивам и романтичным орнаментам. Еще один характерный элемент – имитация солнечных лучей, особенно часто воплощаемая в сияющих оправах круглых зеркал. Лак и глянцевая краска, полированное дерево и металл – в Арт-Деко все сияет и блестит. Обилие стекла и зеркал создает изысканную игру отражений. Причем дизайнеры, работавшие в этом стиле, использовали как большие зеркала в богатых рамах, так и зеркальную плитку и даже зеркальную мебель. Чем больше отражающих поверхностей, тем ближе был рассматриваемый образец к классическому Арт-Деко.

 

Развитие технического прогресса на пике популярности Арт-Деко привело к внедрению искусственных покрытий в отделке. Так стали появляться довольно дорогостоящие предметы интерьера из пластика, искусственного камня, синтетической ткани. Поэтому некоторое время стиль называли кричаще поддельным. Сегодня же такие материалы более доступны, чем натуральные, но внешне они довольно схожи. Конечно, ламинат легко отличить от паркета, но каменную поверхность можно и перепутать, поэтому современные дизайнерские решения в рассматриваемом стиле довольно популярны.

 

Вообще, Арт-Деко в дизайне отрицает какое-либо проявление аскетизма и минимализм, он часто ориентирован на идеалы прошлого с их роскошью и гармоничным сочетанием классических традиций художественного оформления с экзотическими и примитивистскими мотивами.

 

В текстильных решениях приоритет отдается гладким дорогим тканям с графическими принтами. Шелк, сатин, тафта, бархат, парча, натуральный мех в сочетании с золотом и зеркалами создают непередаваемую атмосферу роскоши и вечного праздника, столь характерную для Арт-Деко. Шкуры зебры и пони, слоновая кость, кожа рептилий, перламутр и другие экзотические материалы; восточные орнаменты, египетские мотивы – также являются характерными признаками стиля.

 

Черный и белый – основная цветовая палитра Арт-Деко, всегда актуальная, как знаменитый жакет от Шанель. Помимо монохромной гаммы Арт-Деко характеризуют яркие насыщенные «драгоценные» тона: золото, рубин, сапфир и изумруд.

 

Стены в исторических интерьерах, выполненных в стиле Арт-Деко, представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не использовались. Чаще всего присутствовали покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур – окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 1930-х г. – так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в Арт-Деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный присутствуют по большей части в орнаментах.

 

Еще одна интересная особенность стиля – строгая симметрия. Интерьер всегда тщательно продуман, гармоничен и самодостаточен.

 

Интерьеры в стиле Арт-Деко представляют собой сложную многоуровневую систему освещения, задающую загадочную и волнующую атмосферу. Блестящие полированные светильники геометрических форм выполнялись из хромированной стали, меди, стекла.

 

Арт-Деко нередко называют авангардным и кубическим, экзотическим и кричаще безвкусным, шикарным и благородным. Кто-то считает, что это продолжение модерна, но, возможно, несколько штрихов этого стиля и не означает тесную связь между направлениями. Тем более что модерн имел в себе философию жизни с ее динамичностью, кроме того, это направление в искусстве продвигало социальную утопию. Сегодня Арт-Деко остается лишь стилем оформления интерьеров.

 

 

Автор: Грибулина А.

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Ар-деко и стилевой параллелизм в архитектуре 1930-х

0 Советская архитектура 1930-х гг была стилистически крайне разнообразна и терминологический аппарат в ее описании еще находится в стадии становления. Однако ряд отечественных исследователей готов обозначить в качестве одного из направлений эпохи 1930-х – советскую версию ар-деко, подчеркивая близость художественных проявлений в СССР и за рубежом. Таков подход, высказанный в монографиях и статьях – И.А. Азизян, А.В. Бокова, А.Ю. Броновицкой, Н.О. Душкиной, А.В. Иконникова, И.А. Казуся, Т.Г. Малининой, Е.Б. Овсянниковой, В.Л. Хайта и др. И именно использование термина «ар-деко» позволяет рассматривать советский стиль 1930-х в контексте зарубежной архитектуры. И первые примеры этого стиля, как представляется, возникают еще до Первой мировой войны. Однако каково было проявление стиля ар-деко в советской архитектуре 1930-х? Цель данной статьи попытаться кратко ответить на данный вопрос.

Межвоенное время стало подлинным расцветом искусства и архитектуры по всему миру – это была «эпоха джаза», «эпоха небоскребов» и «эпоха выставки 1925 г в Париже».[1] Так по наименованию «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности», проведенной в 1925 в Париже, а точнее в связи с 40-летним юбилеем ее открытия, термин «ар-деко» с 1960-х вошел в искусствоведческую науку и принял на себя, в первую очередь, хронологическое обобщение памятников межвоенного времени.

Кульминацией развития стиля ар-деко стали высотные здания, выстроенные в городах Америки на рубеже 1920-30-х. Однако стилистически они были крайне разнообразны. Таковы были даже постройки одного архитектора, Р.Худа, Ф.Крета и др. Декоративность небоскребов могла принимать самые различные формы – от геометризации историзма и пластической фантазии, до аутентичной неоархаики или предельной, абстрактной аскезы. И тем не менее, небоскребы 1920-30-х предстают цельной, узнаваемой стилистикой. Общим для них было характерное сочетание неоготического «ребристого стиля» и неоархаических уступов.[2] И впервые эту ребристо-уступчатую стилистику продемонстрировал проект Сааринена на конкурсе Чикаго Трибюн 1922 г. Здание это было в итоге построено по проекту Р.Худа в аутентичной неоготике, восходящей к башням Руана. Однако после конкурса Худ следует за Саариненом, в 1924 г в Нью-Йорке он создает шедевр ар-деко – Радиатор билдинг. Оно стало первым, доступным нью-йоркским архитекторам, воплощением трансформации архитектурной формы. Это был отказ от аутентичного воспроизведения мотивов (в данном случае, готики), и одновременно новое понимание традиции. Эстетика геометризованного историзма (ар-деко) была предъявлена.

Варьируя ребристость и уступчатость, архитекторы ар-деко стремились воспроизвести один, поразивший всех образ – проект Сааринена на конкурсе Чикаго Трибюн 1922 г. Причем эта новая эстетика возникает в работах Сааринена еще в работах 1910-х, начиная со знаменитой башни вокзала в Хельсинки. В 1922 г Сааринен сенсационно соединяет неоготическую ребристость с неоархаическими уступами, таким будет архетип небоскреба ар-деко. Так были решены высотные здания в городах Америки и проекты Б.М.Иофана – Дворца Советов, Наркомата тяжелой промышленности в Москве, павильонов СССР на международных выставках 1937 и 1939 гг. Это был ответ мастера зданию Рокфеллер-центра, только что выстроенному Р.Худом в Нью-Йорке. И именно в ребристом стиле (ар-деко) была задумана целая серия работ отечественных мастеров 1930-х, таковы проекты и постройки 1930-х – А. Н.Душкина, И.Г.Лангбарда А.Я.Лангмана, Л.В.Руднева, К.И.Соломонова Д.Ф.Фридмана, Д.Н.Чечулина и др.

Московским шедевром ребристого стиля (ар-деко) должен был стать Дворец Советов по проекту Б.М.Иофана (1934). Так был решен и проект американского архитектора Г.Гамильтона (получивший одну из первых премий на конкурсе 1932 г), и итоговый образ, спроектированный в 1934 г группой Б.М.Иофана, В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейха. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире (415 м), и превзойти только что построенное здание Эмпаер-стейт-билдинг (380 м). Конкуренция в высоте требовала конкуренции в стиле. И именно ребристый стиль позволял эффектно и в короткие сроки решить фасад грандиозной высоты.[3] Проектирование Дворца Советов в виде ребристого небоскреба стало ярчайшим доказательством развития в СССР собственной версии ар-деко, и Дворец Советов стал вершиной этого стиля.

1. Проект Дворца Советов, арх. Б.М. Иофан, 1934

Предоставлено журналом Проект Байкал

2. Проект здания Чикаго Трибюн, арх. Э.Сааринен, 1922

Предоставлено журналом Проект Байкал


Архитектурные приемы ар-деко не просто проникали сквозь «железный занавес», но они намеренно импортировались (и так было и с автомобильной модой).[4] И потому термин «ар-деко», как синоним ребристого стиля небоскребов и Дворца Советов, позволяет обобщать и сопоставлять стилевые проявления 1920-30-х в США, Европе и СССР. Так в ар-деко, как отмечают исследователи, были созданы наиболее яркие и одаренные образы советского искусства середины 1930-х – павильон СССР на выставке в Париже, увенчанный скульптурой «Рабочий и колхозница» В.И.Мухиной и станции метро А.Н.Душкина, «Маяковская» и «Дворец Советов».[5]

Ребристый стиль высотных зданий 1930-х можно было бы анализировать и помимо вопросов этимологии и семантики термина «ар-деко». Уже конкурс на здание Чикаго Трибюн 1922 г, прервав монополию историзма, впервые показал все возможные варианты небоскреба – и ретроспективные, и решенные в ар-деко (фантазийно-геометризованные). И тем не менее использование стиля парижской выставки в декоративном оформлении американских небоскребов связало оба явления, и во множестве исследований дало башням 1920-30-х стилевое определение. Однако архитектура межвоенного времени предстает не единым стилем, но параллельным развитием нескольких течений, групп. Такова была стилевая картина в межвоенные годы и в США, и в СССР и Европе (Италии), ее можно представить, как своего рода «многожильный провод» различных тенденций и идей. И в этом период расцвета ар-деко напоминает рубеж XIX-XX веков, разнообразие течений эпохи модерна.

И впервые ключевые приемы стиля ар-деко – геометризация форм историзма и увлечение архаикой – заметны еще в целой череде памятников, созданных до выставки 1925 в Париже. Таковы постройки Л.Салливена и Ф.Л.Райта, ступообразные башни Э.Сааринена 1910-х и первые нью-йоркские небоскребы в стиле ар-деко – здания Барлай-Везье билдинг (Р.Уалкер, с 1923) и Радиатор билдинг (Р.Худ, 1924), а также известные работы Й. Хоффмана (дворец Стокле, 1905) и О.Перре (театр Елисейских полей, 1911) и др. Таков был круг памятников раннего ар-деко.

3. Юнити темпл в Чикаго, арх. Ф.Л.Райт, 1906

Предоставлено журналом Проект Байкал

4. Дворец Стокле в Брюсселе, арх. Й.Хоффман, 1905

Предоставлено журналом Проект Байкал


Высотные здания эпохи ар-деко воплотили в себе уникальный сплав неархаических и средневековых приемов, композиционных и пластических. И если в США их уступчатость была определена законом о зонировании 1916 г, то использование уплощенных барельефов было уже ответом искусству Мезоамерики и пионерам национальной архитектуры – Л.Салливену и Ф.Л.Райту, открывшему для ар-деко неоархаическую, неоацтекскую эстетику в уникальной по художественной силе церкви Юнити темпл в Оак парке (1906) и стиле особняков в Лос-Анжелесе начала 1920-х. И именно через призму собственного наследия – древнего и актуального, работ Салливена и Райта – был воспринят в США стиль парижской выставки 1925 г.

Ар-деко предстает не только ребристым стилем, но развитием нескольких течений.[6] И общим в этом разнообразии американских небоскребов был мощный неоархаизм, композиционный и пластический. И хотя в Европе и СССР подобных башен в 1930-е не возводили, тем не менее и здесь ключевые приемы ар-деко – геометризация форм историзма и увлечение архаикой – нашли свое архитектурное воплощение. Таково было, например, использование неоегипетского карниза-выкружки в работах И.А.Голосова, Д.Ф.Фридмана и Л.В.Руднева.[7] Подобный карниз в Москве можно было увидеть еще в доме А.М.Михайлова (арх. А.Э.Эрихсон, 1903), и его источником были древние храмы Египта и Древнего Рима (гробница Захарии). В Лондоне подобным неоегипетским карнизом было завершено здание Адалаида хаус (арх. Т.Тайт, 1924). Так так были решены и жилые дома И.А. Голосова на Яузском бульваре и Садовом кольце, здание Наркомата обороны Руднева на Арбатской. [8] Такие стилевые параллели способен зафиксировать термин «ар-деко».

5. Аделаида хаус в Лондоне, арх. Т.Тайт, 1925

Предоставлено журналом Проект Байкал

6. Здание Высшей школы профсоюзов, арх. И.А. Голосов, 1938

Предоставлено журналом Проект Байкал


Конкурс на Дворец Советов развернул поиски нового советского стиля в архитектуре, однако уводя их от авангарда, он не ограничил их аутентичной классикой. В мае 1933 года победа на конкурсе Дворца Советов была присуждена проекту Б.М.Иофана, выдержанному в ребристом ар-деко. И.А.Голосов выбирает для своего проекта Дворца Советов образ римского мавзолея Цецилии Метеллы, однако после конкурса он избегает неоклассических прообразов и создает некий новый стиль, он был декоративен и монументален. И потому близок эстетике ар-деко, знаковые памятники авангарда подобных мотивов не имели.

Поиск альтернативы классическому ордеру начался еще в 1910-е, и общеевропейский характер этого явления был обусловлен общим для мастеров классическим наследием и отказом от его канонов. Так в покрытых кессонами, монументальных творениях Л.В.Руднева можно было бы увидеть пример т.н. тоталитарной архитектуры. Однако подобные образцы можно обнаружить и в Европе, таково, например, здание Зоологического института в Нанси (арх. Ж.Андре, 1932). И пластические приемы этого стиля – геометризованный ордер и окна-кессоны возникают впервые в практике европейских мастеров 1910-20-х. Таковы были работы О.Перре (театр Елисейских полей, 1911) и предложения Дж.Ваго на конкурсах Чикаго Трибюн (1922) и Лиги наций (1928). Ставший характерным приемом И.А.Голосова 1930-х, мотив прямоугольного портала, рамы можно обнаружить в застройке и Лондона (здание Дейли телеграф, арх. Т.Тайт, 1927), и Милана (здание Центрального вокзала, У.Стаккини, 1915-31). Подобные геометризованные детали и фасадные приемы казалось были в СССР реализацией некой «пролетарской эстетики», однако их можно встретить и в европейской практике 1920-30-х. Так стиль Дома культуры издательства «Правда» в Москве (1937) вторил итальянским постройкам эпохи Муссолини, например, почте в Палермо (1928) или дворцу Юстиции в Латине (1936). Таков был феномен стилевого параллелизма между отечественной и зарубежной практикой 1910-30-х, и его можно проследить на целой череде примеров.

7. Здание Академии РККА им М.В. Фрунзе, арх. Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1932-37

Предоставлено журналом Проект Байкал

8. Здание Зоологического института в Нанси, арх. Ж.Андре, 1932

Предоставлено журналом Проект Байкал

9. Конкурсный проект здания Чикаго Трибюн, арх. Дж.Ваго, 1922

Предоставлено журналом Проект Байкал

10. Проект Наркомата обороны на Арбатской, арх. Л.В.Руднев, 1933

Предоставлено журналом Проект Байкал


Различные геометризованные детали, окна–кессоны и ордер без баз и капителей – все эти приемы стиля 1930-х возникают впервые еще до Первой мировой войны.[9] Но это были новации европейской архитектуры и мотивы их появления были абстрактны, визуальны. Это было воздействие общемировой стилевой тенденции – геометризации архитектурной формы. И потому стилевой параллелизм в 1930-е не удивителен, но логичен. Такова была общемировая мода на наследие архаики, новации 1910-х и мотивы раннего ар-деко.

Символом эпохи 1920-30-х стали небоскребы США, однако вовлечена была в орбиту ар-деко и ордерная архитектура. Так павильоны выставки 1925 в Париже были крайне разнообразны, и если первые из них повлияли на стиль американских небоскребов, то вторые воплотили в себе новую трактовку ордера. Лестница Гранд Пале на выставке в Париже 1925 г (арх. Ш.Летросне) была решена вытянутым антовым ордером и, восходя к новациям Хоффмана и Перре, безусловно сформировала стиль библиотеки им. В.И.Ленина. Барельефный фриз портика Щуко вторил и другому павильону выставки – Дому Коллекционера П.Пату.

Так, международный интерес межвоенного времени к ордеру 1910-х, воплощенный в павильонах выставки 1925 в Париже, позволяет рассматривать работы И.А.Фомина и В.А.Щуко, И.Г.Лангбарда и Е.А.Левинсона (и архитекторов Муссолини), не только как национальное явление, но как проявление большой волны стилевых изменений – геометризации архитектурной формы. И она начала свое действие до и помимо революции 1917 г, таков ордер в работах Й.Хоффмана, Г.Тессенова, П.Беренса и О.Перре. Геометризованный ордер 1910-30-х был аскетичен, то есть близок уже не к классической традиции, но к суровой архаике и абстракции модернизма. И именно эта двойственность подчеркивает его схожесть с методами ар-деко.

11. Театр Елисейских полей, О.Перре 1911

Предоставлено журналом Проект Байкал

12. Полиграфический комбинат имени В.М. Молотова., архитектор М.Л. Зильберглейт. 1939

Предоставлено журналом Проект Байкал


Основные признаки ар-деко в архитектуре – геометризация форм историзма, пластический и композиционный неоархаизм, двойственность (т.е. работа на стыке традиции и авангарда, декорации и аскезы), обращение к новациям 1910-х – были характерны и для стиля американских небоскребов, и для геометризованного ордера 1910-30-х.[10] Это позволяет рассматривать значительную часть ордерной архитектуры 1910-30-х не как упрощенную, изуродованную классику, но увидеть в ней некое новое содержание, понимая под ар-деко не только ребристый стиль высотных зданий, но широкий диапазон компромисса между полюсами аутентичной классики и абстракции авангарда. И примеры этой группы памятников – этой неоклассической ветви ар-деко – можно встретить в Риме и Париже, Ленинграде и Москве.

Эта трансформация в духе ар-деко была разнообразна – от роскошной (библиотека им. В.И.Ленина), до аскетичной (дом «Динамо»). Однако было у этой группы памятников и важнейшее объединяющее начало – отказ от классического ордерного канона и часто даже от самой монументальности, введение фантазийно–геометризованных деталей. Так были решены многочисленные здания в Италии эпохи Муссолини, павильоны, выстроенные в Париже к выставке 1937 г.[11] Вершиной ленинградского ар-деко стало творчество Е.А.Левинсона. Межстилевой геометризованный ордер позволил мастерам 1920-30-х выразить свое время и дать ответ новациям раннего ар-деко.

Стиль межвоенного времени широко применял новации 1900-10-х – восходящий к архаике ордер без баз и капителей, а также канеллированные пилястры Хоффмана 1910-х. В 1930-е подобная архитектура, созданная на стыке ар-деко и неоклассики, стала активно развиваться и в США, и в СССР. Достаточно сравнить корпус Лефковица в Нью-Йорке (арх. В.Хогард, 1928) с московским домом СТО (арх. А.Я.Лангман, 1934). Стиль же библиотеки им. В.И.Ленина в Москве (1928) вторил двум вашингтонским постройкам Ф. Крета, созданной в те же годы Шекспировской библиотеке (1929) и зданию Федерального резерва (1935).

Возведение небоскреба Дворца Советов было прервано началом Великой отечественной войны, и иных ребристых башен в 1930-е осуществлено в Москве не было. Однако и отрицать существование ребристого стиля (а значит и ар-деко) в СССР невозможно. Незадолго до и сразу после победы на конкурсе Дворца Советов стиль Гамильтона и Иофана был осуществлен в целой череде зданий, расположенных в самом центре Москвы.[12] Это напоминающие Центральное здание почты в Чикаго (1932) работы А.Я. Лангмана – дом СТО (с 1934) и жилой дом работников НКВД с канелированными лопатками, а также здание Госархива (1936) и Дома Метростроя (1934), причем Д.Ф. Фридман в 1930-е был автором целой серии проектов и построек в ребристом стиле.[13] Такими были остроконечные ребра корпуса НКВД (А.Я. Лангман, 1934) и АТС Фрунзенского района (К.И. Соломонов, 1934), уплощенные лопатки Наркомата Сухопутных войск (Л.В. Руднев, с 1939), и именно такие московские здания помогают реконструировать вероятное впечатление от Дворца Советов Иофана.

13. АТС Фрунзенского района К.И. Соломонов, 1934

Предоставлено журналом Проект Байкал

14. Гос архив РФ, Вохонский А.Ф. 1936-38

Предоставлено журналом Проект Байкал


Эпоха 1930-х гг предстает периодом острого архитектурного соперничества различных стилевых течений, так было и в СССР, и в США. Это требовало от мастеров искать и использовать самые яркие мотивы и впечатляющие художественные средства. И конкурировать Москве с архитектурными столицами Европы и США позволяли оба премированных на конкурсе Дворца Советов направления – и ар-деко, и неоклассика (историзм). В городах Америки это соревнование двух стилей продолжалось все 1920-30-е гг., такова, например, застройка Центр-стрит в Нью-Йорке. Монументы двух стилей вырастали рядом, и так же как в Чикаго высотное здание Биржи в ар-деко соседствовало с неоклассическим Муниципалитетом, так и в Москве для очного сопоставления заказчиком неопалладианское творение Жолтовского, дом на Моховой было возведено в 1934 году одновременно и рядом с ребристым домом СТО А. Я.Лангмана.

Советская архитектура 1930-50-х не была стилистически монолитна, так довоенная эпоха содержала значительный компонент ар-деко. Впрочем получала поддержку власти и неоклассика, неоренессанс. Стиль И.В.Жолтовского был академичен, и можно сказать старомоден, но современен, аналогичен неоклассическому стилю США, призванному достичь высот европейской культуры. Подобные мотивы были и в СССР, только Иофан должен был превзойти башни Нью-Йорка, Жолтовский – ансамбли Вашингтона.

Дом Жолтовского на Моховой был одним из самых заметных памятников московской неоренессансной школы. Однако в постройках мастера ощутима не только опора на мощную итальянскую культуру, но и знакомство с опытом США (например, грандиозным зданием Муниципалитета в Чикаго). И потому в контексте победы на конкурсе Дворца Советов варианта Иофана, как образца мировой архитектурной моды, Жолтовскому было необходимо подчеркивать не только палладианские корни своего стиля, но и заокеанские. Примером для московской неоренессансной школы становится американская архитектура 1900-10-х, застройка Парк авенью в Нью-Йорке, работы фирмы «Мак Ким Мид Уайт». Архитектура США провоцировала, убеждала заказчика в художественной эффективности его неоклассического выбора.

Архитектурное соперничество с небоскребами США оказало значительное влияние и на стиль Дворца Советов Б.М.Иофана, и на московские высотные здания рубежа 1940-50-х. И поэтому их фасадные приемы были призваны конкурировать не только с национальным наследием, но с мировым. Так высотное здание МИД стало наиболее выразительным и близким к стилю ар-деко. И проектируемое первоначально без шпиля оно в точности совпадало по высоте со своими заокеанскими визави – неоготическими небоскребами Галф билдинг в Хьюстене и Фишер билдинг в Детройте. О принадлежности здания МИД к ар-деко говорит характерное сочетание неоготической ребристости и неоацтекского тектонизма, гипертрофия фантазийно-геометризованных деталей. Так симбиоз разных традиций – мотивов допетровской Руси и неоготической ребристости, неоархаической уступчатости и неоклассических элементов, частично уже воплощенный в небоскребах США, сформировал стиль послевоенных высотных зданий.

15. Здание МИД на Смоленской площади, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус, 1948-53

Предоставлено журналом Проект Байкал


Московские высотные здания стали кульминацией инициированного властью возврата к историзму, позволявшего конкурировать с дореволюционной архитектурой и зарубежной. И именно своеобразная, отличная от ордерной архитектуры эстетика ар-деко стала для советских мастеров 1930-50-х основным художественным соперником и формальным источником вдохновения. Ар-деко убеждало советских архитекторов и заказчиков в допустимости и успешности казалось бы рискованного, эклектического сочетания традиционных, классических и трансформированных, сочиненных приемов. Стиль Дворца Советов и московских высотных зданий напоминал заокеанские образцы, и потому ар-деко, можно сказать, оказалось стилистической основой т.н. сталинского ампира.[14]

Таким образом, именно термин «ар-деко» позволяет зафиксировать примеры стилевого параллелизма, наблюдаемого в советской и зарубежной архитектуре как до начала Великой отечественной войны, так и после ее окончания. И только в такой системе координат, не изолированно, а в широком мировом контексте ощутимы достоинства и преимущества предвоенной отечественной архитектуры. Выявленные стилевые параллели в архитектуре 1930-х не удивительны, но аналогичны тому, как в России получили свое воплощение мировые архитектурные стили иных эпох – барокко, классицизм, эклектика и модерн. Так отечественную версию обрела и стилистика ар-деко.

Два стиля – неоклассика и ар-деко – сформировали художественный диапазон 1920-30-х по всему миру, они главенствовали в международной архитектурной практике. Такова была стилистика выставок в Париже 1925-1937 годов, застройка 1930-х в Нью-Йорке и Вашингтоне, Риме, Ленинграде и Москве. И именно она позволяла советским архитекторам достичь и превзойти свершения дореволюционной и зарубежной архитектуры их же средствами – стилевыми приемами неоклассики и ар-деко.

 


[1] Триумфом ар-деко стали небоскребы Нью-Йорка и Чикаго, однако в годы своего расцвета их стиль получал иные, не прижившиеся наименования. Современники называли архитектуру ар-деко «зигзаг-модерном» и даже «джаз-модерном», [11:7]

[2] Термин «ребристый стиль» в данной статье понимается, конечно, не как «большой стиль», но как общность определенных архитектурных приемов группы проектов и построек. На смену классическому ордеру в 1920-30-х приходят каннелированные пилястры и плоские лопатки без баз и капителей, вытянутые, узкие ребра и другие остроконечные неоготические формы. Так наряду с уплощенными рельефами, ребристость стала основным архитектурным приемом ар-деко Америки.

[3] И потому Иофан, работавший над проектом Дворца Советов, как самого высокого здания в мире, взял за основу стиль уже построенных американских высоток. Однако импорт архитектурных образов требовал и импорта технологий строительства. С этим была связана, осуществленная в 1934 г, поездка в США советских архитекторов, победителей конкурса ДС. Зарубежный опыт изучался и при проектировании московского метро. Как указывает Ю.Д.Старостенко, в начале 1930-х для ознакомления с опытом строительства метро за границу был командирован главный архитектор Метропроекта С. М.Кравец.[8:126]

[4] Напомним, что зарубежная архитектура 1920-30-х гг. была известна отечественным мастерам и по иностранным журналам, и по издавшемуся в СССР журналу «Архитектура за рубежом», отдельным статьям в «Архитектуре СССР». Уже в 1935 году из США возвращается В.К.Олтаржевский, в период с 1924 года он учился и работал в Нью-Йорке.

[5] По мнению А.В.Бокова, к советскому ар-деко можно отнести станции московского метро, в том числе «Сокол», «Динамо», «Аэропорт», «Маяковская», «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). Схожую позицию высказывают И.А.Азизян, Т.Г.Малинина, Ю.Д.Старостенко [3:89, 6:254-255, 8: 138]

[6] В рамках архитектуры ар-деко можно насчитать несколько самостоятельных течений. В этом, как указывают Ш. и Т. Бентон и Г. Вуд, и состоит отличие ар-деко от традиционных исторических стилей. Как пишут Б. Хилльер и С. Эскритт, стиль ар-деко стремился быть «роскошным и аскетичным, архаичным и современным, буржуазным и массовым, реакционным и радикальным». (10: 112) (12: 16)

[7] Советская версия ар-деко была также разнообразна. Так по мнению В.Л. Хайта «наиболее ярко московский вариант ар-деко проявился в работах В.А.Щуко, И.А.Фомина, Л.В.Руднева, Б.М.Иофана, Д.Ф.Фридмана, Д.Д.Булгакова, И.А.Голосова.» [9:219]

[8] Так авторы архитектурного путеводителя «Архитектура Москвы 1920-1960» отнесли к советской версии ар-деко следующие памятники – здание Библиотеки им. В.И.Ленина, Даниловский универмаг, кинотеатр «Родина», здания Академии РККА им. М.В.Фрунзе и Наркомата обороны на Арбатской пл., жилой дом Д.Д.Булгакова на Садовом кольце. См. [3]

[9] Отметим, что и ребра, каннелированные пилястры и плоские лопатки, и окна-кессоны, как приемы стиля ар-деко 1910-30-х, были популярны и после Второй мировой войны. И стали характерными фасадными мотивами монументов 1970-х и в США, и в СССР.

[10] В этой двойственности и состоит сложность стиля 1920-30-х. Ар-деко, как отмечают Ш. и Т. Бентон и Г. Вуд, было эпохой широкого художественного спектра, включавшего в себя и примеры «модернизированного историзма», и «декорированного модернизма». [12:245]

[11] Эти стилевые параллели между отечественной архитектурой 1930-х и стилем выставки в Париже 1937 года отмечает и В.Л. Хайт. [9:221]

[12] Как пишет А.В. Боков, «Иофан и Гамильтон выглядят на конкурсе Дворца Советов как представители одной компании» [2: 89]

[13] Напомним, что новации 1910-х, опыт немецкого экспрессионизма и американского ар-деко А.Я. Лангман видел вживую, учась в 1904-11 гг в Вене и побывав в 1930-31 гг в Германии и США.

[14] Отметим, что исследователи советской архитектуры 1930-х стараются уже не использовать такие обобщения, как «сталинский ампир» или «тоталитарная архитектура». Ведь, как пишет И.А. Азизян, термин «сталинский ампир» несет в себе заведомо негативную ценностную оценку архитектуры 1930-50-х гг. [1:60] В то время как, духовная и творческая атмосфера 1930-х была чрезвычайно сложна, драматична и, тем не менее, способна к созданию настоящего искусства. Предвоенная эпоха была полна стремления к самореализации и утопической мечты, возникавшей вопреки цензуре и репрессиям. Вот как это формулирует А.И. Морозов – «Революционная утопия дала стимул и искусству циничной пропагандист­ской агрессии, и искусству чистой веры, и искусству, по-своему как бы «заговаривающему боль».». [7: 83]
 



Литература:

1. Азизян И.А. Инобытие ар-деко в отечественной архитектуре // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления М.: КомКнига, 2010.
2. Боков А.В. Про ар-деко. // Проект Россия. – 2001. — №19
3. Броновицкая А.Ю., Броновицкая Н.Н. Архитектура Москвы 1920-1960 «Жираф», М., – 2006.
4. Зуева П.П. Небоскребы Нью-Йорка 1900-1920 годов. // Архитектура и строительство РААСН. – № 4. -2006.
5. Искусство эпохи модернизма. Стиль ар-деко. 1910-1940 / Сборник статей по материалам научной конференции НИИ РАХ. Отв. ред. Т.Г.Малинина. М.:Пинакотека. 2009.
6. Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. – М.: Пинакотека, 2005.
7. Морозов А.И., Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. – М.: Галарт, 1995.
8. Старостенко Ю.Д. Ар-Деко московского метро 1930-1940-х годов // Проблемы дизайна – 3. // Сборник статей НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. 2005 г.
9. Хайт В.Л. «Ар-деко: генезис и традиция» // Об архитектуре, её истории и проблемах. Сборник научных статей/Предисл. А.П. Кудрявцева. – М.: Едиториал УРСС, 2003
10. Хилльер Б., Эскритт С. Стиль Ар Деко – М.: Искусство – XXI век, 2005.
11. Bayer P. Art Deco Architecture. – London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
12. Benton C. Art Deco 1910-1939 / Benton C. Benton T., Wood G. – Bulfinch, 2003.
13. Borsi F. The Monumental Era: European Architecture and Design 1929-1939 Rizzoli, 1987
14. Weber E. American Art Deco. – JG Press, 2004
 



Аннотация

Архитектура 1930-х годов была стилистически крайне многоообразна, и таковы были ключевые свершения стиля ар-деко – павильоны выставки 1925 года в Париже, высотные здания, выстроенные на рубеже 1920-30-х в городах Америки. Разнообразны были и исторические источники этого стиля. И тем не менее ар-деко предстает цельной, узнаваемой эстетикой. И ее примеры можно обнаружить и советском архитектурном наследии 1930-х, именно этому посвящены отдельные работы отечественных исследователей. Ар-деко предстает мировой архитектурной модой межвоенного времени. Данная статья призвана кратко описать феномен стилевого параллелизма, наблюдаемый в отечественной и зарубежной архитектуре 1930-х гг.

Стиль ар-деко 1925-1940 гг.

  • Дом
  • Ресурсы
  • Архитектурные стили
  • Типы зданий
  • Функции
  • Пейзажи

История

Стиль ар-деко является одним из самых легко узнаваемых, поскольку его острые края и стилизованные геометрические декоративные детали очень характерны. Развитие этого архитектурного стиля было преднамеренным разрывом с прошлыми прецедентами в стремлении воплотить идеи современности. Это был первый американский архитектурный стиль, который смотрел вперед, а не назад, как в случае с предыдущими стилями возрождения. Некоторые историки архитектуры называют стиль ар-деко «модернистским», что приводит к некоторой путанице между зданиями в стиле ар-деко и зданиями в стиле модерн, оба из которых могут быть описаны как модернистские. Поскольку стили ар-деко и модерн явно различаются по внешнему виду, каждый стиль описывается отдельно в этом полевом справочнике. Оба стиля были частью современного движения в архитектуре начала 20 века, что явилось сознательным разрывом с прошлыми прецедентами возрождения в архитектуре. Стиль ар-деко впервые привлек внимание публики в 1922 в конкурсе дизайна штаб-квартиры Chicago Tribune. Финский архитектор Элиэль Сааринен представил проект в стиле ар-деко, который не был выбран, но получил широкую огласку и был воспринят как захватывающий новый архитектурный стиль. В 1925 году выставка Exposition des Arts Decoratifs в Париже еще больше способствовала популярности архитектуры в стиле ар-деко, а также украшений, одежды, мебели и изделий ручной работы, вдохновленных ар-деко.

Здания в стиле ар-деко имеют гладкий линейный вид со стилизованным, часто геометрическим орнаментом. Главный фасад зданий в стиле ар-деко часто имеет ряд уступов, которые создают ступенчатый контур. Декоративные панели с низким рельефом можно встретить на входах, вокруг окон, по краям крыш или в виде тетив. Здания в стиле ар-деко отличаются характерными гладкими строительными материалами, такими как штукатурка, бетонные блоки, глазурованный кирпич или мозаичная плитка. Декоративные детали могут включать в себя различные художественные или экзотические мотивы в соответствии с функцией здания или прихотью архитектора. Шевроны, зигзаги и другие геометрические мотивы являются распространенными формами орнамента на зданиях в стиле ар-деко. Поскольку стиль ар-деко рассматривался как отказ от исторических прецедентов в использовании новых строительных технологий, он особенно подходил для дизайна новой формы здания 20-го века — небоскреба.

В Пенсильвании здания в стиле ар-деко можно найти в самых разных формах, от высоких городских небоскребов до зданий меньшего масштаба, таких как почтовые отделения, театры, школы, склады оружия и многоквартирные дома. Кинотеатры 1920-х и 30-х годов часто использовали дизайн ар-деко во всех зданиях, от изогнутых линий экстерьера до стилизованного декора внутренних штор, фресок и осветительных приборов. Некоторые здания этой эпохи, спроектированные WPA (Администрацией прогресса работ), также выполнены в стиле ар-деко. Театр Уорнер в Эри имеет драматический шатер в стиле ар-деко и детали интерьера. Средняя школа Prospect в Питтсбурге — одно из нескольких школьных зданий в Питтсбурге, вдохновленных стилем ар-деко, спроектированных архитектурной фирмой Steen & Sons. Оружейная палата Гамбурга в районе Гамбург, графство Беркс, имеет строго геометрический передний фасад в стиле ар-деко. Многочисленные примеры высококлассных многоквартирных домов в стиле ар-деко можно найти в городских условиях. Другими часто встречающимися зданиями в стиле ар-деко являются почтовые отделения и правительственные учреждения, которые часто украшены стилизованными орлами или другими национальными символами. Одним из таких примеров является здание Государственного совета по контролю за алкоголем в Гаррисберге с огромными орлами по бокам главного входа.

Общие типы зданий

  • театры
  • коммерческие здания
  • офиса
  • штаб-квартира правительства
  • квартиры
  • промышленные комплексы

Отличительные признаки

  1. Гладкая поверхность стены
  2. Острые края, линейный внешний вид
  3. Стилизованные декоративные элементы с использованием геометрических форм, зигзагов, шевронов
  4. Декоративные панели с низким рельефом
  5. Ступенчатый или уступчатый задний фасад
  6. Оконные планки с декоративными перемычками
  7. Рифление и канавка вокруг дверей и окон

Фотографии

Нажмите на миниатюру, чтобы увеличить изображение.

Что такое архитектура ар-деко?

По

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн — эксперт по ювелирным изделиям, увлеченный ремеслом и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Она занимается антикварным ювелирным бизнесом более 13 лет. Она прошла формальное обучение на курсах по бриллиантам и драгоценным камням в Геммологическом институте Америки и делает свои украшения из переработанных материалов и антиквариата. При ремонте ее 1916 бунгало в одиночестве, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 04.03.22

Факт проверен

Александра Кей

Факт проверен Александра Кей

Александра Кей — писатель, специалист по проверке фактов, исследователь и редактор, которая проверяет точность статей The Spruce и добавляет ссылки на источники. Алекс часто пишет для b2b и b2c изданий. Когда она не пишет и не проверяет факты для печатных или онлайн-статей, Алекс работает адъюнкт-профессором английского языка в местном колледже.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Ель / Сара Кроули

Термин «ар-деко» относится к периоду дизайна, который был популярен в США и Европе в 1920-х и 30-х годах. Это недолговечное движение повлияло на моду, искусство, товары для дома и стили строительства на протяжении бурных двадцатых и Великой депрессии. Таким образом, эстетика тщательно балансировала между богатством и практичностью.

Архитектура ар-деко представляет собой гладкий, но не минималистичный стиль здания. Архитекторы того времени были изобретательны в своем подходе к дизайну. Они стремились создать структуры, которые были бы свежими, современными и непохожими на предыдущие стили возрождения. Здания в стиле ар-деко безошибочно узнаваемы и представляют эпоху, которая была в центре века машин.

История 

Стиль ар-деко был замечен по всему Парижу в начале 1920-х годов, но впервые официально появился в 1925 году на Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes . Это дизайнерское шоу проходило в Париже, и на нем были представлены работы нескольких перспективных молодых дизайнеров. В конечном итоге движение было названо в честь этого события.

После этого события эстетика дизайна взлетела. Париж является домом для многих ранних образцов архитектуры ар-деко. В Соединенных Штатах Американское здание радиатора является самым ранним зданием в стиле ар-деко 19 века.24.

Только в начале 1930-х годов известные архитекторы построили несколько других ныне известных зданий в стиле ар-деко в американских городах. В частности, американские небоскребы представляли собой самые роскошные и впечатляющие образцы стиля.

Эмпайр-стейт-билдинг, Рокфеллер-центр и Крайслер-билдинг — все это примеры архитектуры в стиле ар-деко в Нью-Йорке.

Характеристики

Идентифицировать здание в стиле ар-деко несложно, но полезно ознакомиться с некоторыми из этих общих элементов.

  • Современные и традиционные строительные материалы. В здании в стиле ар-деко использовались такие материалы, как лепнина, терракота, декоративное стекло, хром, сталь и алюминий.
  • Богато украшенные геометрические детали. На здание наносились различные мотивы и орнаментальные детали. Некоторые распространенные мотивы ар-деко включают шевроны, пирамиды, стилизованные солнечные лучи или цветы, зигзаги и другие геометрические фигуры.
  • Последовательная детализация. Дизайнер или архитектор должен включать одинаковые элементы ар-деко как в экстерьер, так и в интерьер, чтобы каждое здание соответствовало единой теме.
  • Смелое использование контрастных цветов. Яркие, роскошные цвета являются синонимом эпохи ар-деко. Здания выполнены в ярких цветах, таких как черный и белый или золотой и серебряный, для создания контраста.
  • Фрагментарные фигуры. Многие фасады были созданы с использованием вертикальных линий, которые были угловатыми и направлены вверх и наружу. Эти треугольные формы были завершены рядом шагов, которые в конечном итоге привели к точке.
  • Декоративные геометрические окна. Окна и двери украшены геометрическим орнаментом. Окна могли быть стеклянными блоками или серией вставок из непрозрачного стекла и часто располагались в длинном горизонтальном ряду.
  • Парапеты и шпили. Углы зданий часто украшались башнеобразными конструкциями, благодаря которым простое квадратное здание казалось более роскошным.

Ель / Сара Кроули

Ель / Сара Кроули

Интересные факты

Эта эпоха охватывает два разных периода.

Возможно, самая интригующая часть эпохи ар-деко — это период, в который она воплотилась. С одной стороны, у вас есть период дизайна, олицетворяющий роскошь, богатство и подъем промышленности. Последняя часть эпохи охватывает Великую депрессию, которая резко контрастирует с предыдущим периодом. Когда разразилась Великая депрессия, дизайнеры захотели воплотить в жизнь роскошные стили ар-деко, но им нужно было сделать это умным, практичным и экономичным способом.

Строители адаптировали стиль к более экономичным многоквартирным домам и тому подобному. Более умеренные дизайнеры смогли относительно недорого построить базовые конструкции и использовать механические украшения. Декоративные стили были зарезервированы для самых видных и заметных частей здания, что также позволило сэкономить деньги.

Качество и степень украшения сильно различаются в архитектуре ар-деко. Большая часть этой детализации зависит от бюджета, известности строителя и качества сборки.

Архитектура ар-деко не является стилем возрождения.

Ранние дизайнеры в стиле ар-деко четко осознавали свои намерения. Они хотели создать стиль, которого никто раньше не видел. В отличие от возрождения Тюдоров или классического возрождения, движение ар-деко было эстетикой, которую раньше не видели в зданиях.

Однако многие элементы дизайна были вдохновлены предшествующими движениями или культурами. Мотивы ар-деко берут творческую лицензию от форм искусства коренных народов, Египта и классического искусства.

Немногие дома были построены в стиле ар-деко.

Стиль ар-деко преимущественно использовался в зданиях и коммерческих помещениях. Таким образом, не так уж много домов построено в стиле ар-деко. Тем не менее, некоторые люди будут включать элементы ар-деко в свои уже существующие дома.

Например, в 1930-х годах традиционные входы с деревянной отделкой были заменены простыми арками. Светильники и декор были заменены на более элегантные варианты в стиле ар-деко. Люди выбрали цвета краски, вдохновленные ар-деко, и выбор плитки был выбран в соответствии с этой более современной тенденцией.

В дизайне в стиле ар-деко особое внимание уделяется симметрии и острым углам.

В отличие от архитектуры ар-нуво, движение ар-деко было гораздо менее прихотливым и более практичным. Эстетика дизайна сосредоточена на новых способах представления традиционных форм. Вы увидите много необычных подходов к симметрии и геометрическим формам в архитектуре ар-деко.

Здания в стиле ар-деко появились раньше современной архитектуры.

Движение ар-деко просуществовало примерно до 1940 года, когда многие известные современные дизайнеры начали продвигаться вперед в современной архитектуре. Таким образом, архитектуру ар-деко можно рассматривать как переходный период между традиционными стилями, такими как викторианский, и более современными стилями дизайна.

Таким образом, архитектура ар-деко представляет собой переходный период между традиционными и современными подходами к строительству. Период охватывает 1925 — 1940 и является легко узнаваемым стилем в выдающихся американских городских зданиях.

Ар-деко | Определение, характеристики, история, художники, архитектура и факты

Леон Бакст: эскиз костюма для Русского балета

Просмотреть все медиа

Ева Зейзель Рене Лалик Элиэль Сааринен Эрте Роберт Маллет-Стивенс

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Что такое ар-деко?

Арт-деко — популярный стиль дизайна 1920-х и 30-х годов, характеризующийся гладкими геометрическими или стилизованными формами и использованием искусственных материалов.

Чикагская торговая палата

См. пример стиля ар-деко, принятого для здания Чикагской торговой палаты.

Когда была эпоха ар-деко?

Характеристики стиля ар-деко, зародившегося во Франции в середине-конце 19 века.10-х годов, достиг зрелости во время выставки Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, проходившей в Париже в 1925 году, и превратился в основной стиль в Западной Европе и Соединенных Штатах в 1930-х годах.

Всемирная выставка: соперничество модернизма и холодной войны

Узнайте больше о Международной выставке современного декоративного искусства и промышленности.

Каковы основные характеристики стиля ар-деко?

Характерные черты ар-деко отражают восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных объектов, например, относительной простотой, плоскостностью, симметрией и неизменным повторением элементов. Объекты в стиле ар-деко часто демонстрируют простые, чистые формы, обычно с «обтекаемым» видом; орнамент, который является геометрическим или стилизованным из репрезентативных форм, таких как цветы, животные и солнечные лучи; и использование искусственных материалов, включая пластмассы, вита-стекло и железобетон, часто в сочетании с такими природными материалами, как нефрит, серебро, слоновая кость и хром.

Крайслер-билдинг

Одним из популярных узоров в стиле ар-деко были стилизованные солнечные лучи. Посмотрите на стальной шпиль Крайслер-билдинг.

На что повлиял ар-деко?

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Практики ар-деко также черпали вдохновение в американских индейских, египетских и ранних классических источниках, а также в природе.

Баухаус

Узнайте о Баухаузе, школе дизайна, архитектуры и прикладного искусства в Германии, оказавшей влияние на искусство 20 века, в том числе на ар-деко.

Чем ар-деко отличается от ар-нуво?

Подобно ар-деко, ар-нуво — это орнаментальный стиль, применяемый в таких областях, как архитектура, дизайн интерьера, ювелирные изделия и иллюстрация. Оба стиля были популярны в Европе и США, но модерн процветал раньше, между 1890 и 1910 годами; Арт-деко достиг своего расцвета в конце 1920-х – начале 30-х годов. Стиль модерн подчеркивал природу, а предметы характеризовались особенно асимметричными извилистыми линиями, часто принимая форму цветочных стеблей и бутонов, усиков виноградной лозы, крыльев насекомых и других нежных природных объектов. Арт-деко, с другой стороны, прославлял современную машину и продвигал геометрические линии и гладкие формы.

Ар-нуво

Узнайте больше об ар-нуво, стиле, который отличался от ар-деко.

Знайте о стиле ар-деко и его влиянии на архитектурный дизайн здания Чикагской торговой палаты

Просмотреть все видео к этой статье в 1920-х годах и превратился в основной стиль в Западной Европе и Соединенных Штатах в течение 19-го века.30 с. Его название произошло от Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году, где этот стиль был впервые представлен. Дизайн в стиле ар-деко представлял собой модернизм, превратившийся в моду. Его продукция включала как предметы роскоши индивидуального изготовления, так и товары массового производства, но в любом случае целью было создать гладкую и антитрадиционную элегантность, которая символизировала богатство и изысканность.

Отличительными чертами стиля являются простые, четкие формы, часто имеющие «обтекаемый» вид; орнамент геометрический или стилизованный под изобразительные формы; необычайно разнообразные, часто дорогие материалы, в состав которых помимо природных (жадеит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь) часто входят искусственные вещества (пластики, особенно бакелит, витастекло, железобетон). Хотя предметы в стиле ар-деко редко производились серийно, характерные черты стиля отражали восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных предметов (например, относительная простота, планарность, симметрия и неизменное повторение элементов). ).

Подробнее по этой теме

Латиноамериканская архитектура: ар-деко

За короткое время этот академизм неоколониального движения уступил место успеху геометрической декоративной архитектуры Art…

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Декоративные идеи пришли из американских индейцев, египтян и ранних классических источников, а также из природы. Характерные мотивы включали обнаженные женские фигуры, животных, листву и солнечные лучи, все в условных формах.

Большинство выдающихся мастеров ар-деко создавали предметы индивидуального изготовления или выпускали ограниченным тиражом. Среди них были дизайнеры мебели Жак Рульманн и Морис Дюфрен; архитектор Элиэль Сааринен; мастер по металлу Жан Пуифорка; дизайнер стекла и украшений Рене Лалик; модельер Эрте; художники-ювелиры Раймонд Темплиер, Х. Г. Мерфи и Вивен Нильссон; и фигуральный скульптор Чипарус. Модельер Поль Пуаре и художник-график Эдвард Макнайт Кауффер представляют тех, чьи работы непосредственно достигли более широкой аудитории. Рокфеллер-центр в Нью-Йорке (особенно его интерьеры, которыми руководил Дональд Дески; построен между 1929 и 1940), Крайслер-билдинг Уильяма Ван Алена и Эмпайр-стейт-билдинг Шрива, Лэмба и Хармона — самые монументальные воплощения ар-деко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *