Стиль постмодернизм в архитектуре: Архитектура постмодернизма — все самое интересное на ПостНауке
15 фото и факты — Roomble.com
Архитектура 2022-02-28T09:07:24+00:00 2022-02-28T09:25:24+00:00 Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты 2022-02-28T09:07:24+00:00 Постмодернизм в современных городах. Характерные признаки этого стиля в архитектурных строениях Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и фактыПостмодернизм в современных городах. Характерные признаки этого стиля в архитектурных строениях
Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.
Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.
В 1960-е орнамент и скульптура вернулись на пьедестал. Увы, ещё более ненужные из-за полной несовместимости урезаний строительного бюджета и существования настоящего искусства. С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений.
Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма следует за функцией». Салливан — известный архитектор, наставник Фрэнка Ллойда Райта, но сам не был приверженцем типично модернистского дизайна.
Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом.
Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям: здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности.
Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом: а действительно ли мы хотим жить в машинах?Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме: об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».
Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.
Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.
Постмодернизм в Москве не так распространён, как модернизм или конструктивизм, тем более примечательны примеры зданий в этом стиле. Рассмотрим некоторые из них.
Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина
Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересно, что у здания нет дверей на парадных фасадах.
Президиум Академии наук в Москве
Здание Российской Академии наук построено в 1990 году, хотя продолжалось с перерывами 23 года. Оно отлично просматривается с Воробьёвых гор и даже из центра Москвы. Его иногда называют «зданием с короной» или «золотыми мозгами», так как здесь работают лучшие умы столицы — в Государственной академии наук РФ, крупнейшем в стране центре фундаментальных научных исследований.
Здание администрации города Чехова
Один из самых ярких примеров постмодернизма можно найти в Чехове Московской области. Необычное для административного здания остекление, кубическое крыло асимметричной формы и отсылки к конструктивизму в дизайне боковых фасадов выглядят примечательно.
Философия и своеобразная эстетика постмодернизма придаёт городской среде более аутентичный, тематический облик благодаря нестандартным решениям и необычному подходу.
Отсутствие конкретной тематики, сюжета или стилистики компенсируется насыщенностью образа. Важно, что создаваемый образ — ироничная версия городской среды.Например, в Нью-Йорке и Питтсбурге небоскрёбы в стиле постмодернизм после возведения выглядели как сюрреалистичное убежище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе здания в этом стиле копировали архитектуру со всего мира, отражая весьма примитивное восприятие «тематичности».
Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами. Архитекторы-постмодернисты брали тематику для зданий отовсюду, будь то городская легенда, религиозный образ, местная архитектура, поэтому их проекты оказываются иногда противоречащими самим себе.
Сегодня мы видим, что такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, а скорее заводит её в тупик — в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.
Постмодернизм существует ради самого себя и по сути деструктивен. Он искажал рисунки, символы и орнаменты, а затем перешёл к спонтанной экспрессии, огрублению фактур и рельефов, образам чистой агрессии и распада. Самое удивительное, что в зданиях в стиле постмодернизм, которые в отличие от модернизма провозглашали тематическими, напрочь исчезал смысл самого сюжета и нивелировалась его значимость. А вот манера оформления, элементы конструкции выходили на первый план.
В отличие от деконструктивизма, который вошёл в моду уже в 1980-е, постмодернизм был хаотичным, рассеивающим внимание, комбинированным и почти тотально анархическим, тогда как деконструктивизм стал более целенаправленным, центрированным и жанровым.
Деконструктивизм стал более утончённым, практичным, он использовал необычные детали и оригинальный подход к формам только для того, чтобы добиться оригинального образа здания, не эксплуатируя его при этом для создания тематичности.
Такие архитекторы, как Рем Колхас (Rem Koolhaas) и Заха Хадид (Zaha Hadid), Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry), Ма Янсунь (Ma Yansong из MAD architects) и многие другие легендарные последователи деконструктивизма, считают, что сегодня форма должна соответствовать функции, а не насаждать тематику или идеалы.
Поделитесь:
Оцените статью:
Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нетотправитьБлагодарим Вас за оставленный голос.
Подпишитесь на нас:
Подписаться в Facebook
Подписаться во Вконтакте
Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал
Постмодернизм – это движение сейчас обычно называют «постмодернистской (Post-Modern) архитектурой» в силу того, что термин этот достаточно широк, чтобы охватить множество направлений, и тем не менее указывает все же на происхождение от модернизма. Стилистическое направление «постмодернизм» зародилось в архитектуре в 1970-1980х годах как реакция на уже исчерпавших себя модернизм и интернациональный стиль. Это был возврат к орнаменту, образности и более утонченному дизайну. Постмодернизм отрицал холодность и формализм, присущие предыдущим стилям. Помимо функциональности архитекторы старались привнести в свои сооружения сложные ассоциативные образы и увязать их с историческим городским окружением. Но это было слепым копированием предыдущих эпох. Проскальзывал лишь общий намек на старину.
Подобно своему прародителю, движение занимается текущими вопросами, изменением настоящего, однако в отличие от авангарда отказалось от мысли о постоянных нововведениях или о непрерывной революции. Постмодернизм возник в том числе с целью противопоставления себя безликой современной архитектуре, недовольство которой охватило общество к концу 1960-х.
Чарлз Дженкс, отец англо-американской ветви постмодернизма, заявил, что «модернизм умер в Сент-Луисе, Миссури, 15 июля 1972 г., в 15.32». Именно тогда был снесен ненавистный бетонный жилой комплекс «Прюит-Игоу».
Пик постмодернизма в архитектуре пришелся на 1977— 1992 гг., когда представителей этого течения главным образом занимали вопросы вкуса и способность архитектуры взаимодействовать с широкой общественностью. Одним из основателей постмодернизма был архитектор Роберт Вентури. В 1966 г. он написал книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», в которой критиковал архитектуру функционализма. Архитектурное кредо Миса ван дер Роэ «меньше – значит больше Вентури перефразировал в «Меньше – значит скучнее». Он считал, что декоративные элементы столь же важны для здания, как и функциональность.
В книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г.) Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун подробно обсуждают данную тему, пытаясь доказать, что рекламные щиты на лас-вегасском Стрипе — это «почти нормально».
Из-за однотипности дешевой застройки городской пейзаж становился унылым и однообразным. С конца 1970-х гг. общественные центры строились с раскрашенными аркадами и колоннами. Ярким примером был построенный Чарльзом Муром в 1977 г. в Новом Орлеане комплекс «Пьяцца д Италия». В нем итальянская община проводила свои праздники и фестивали. Комплекс представлял собой смесь различных классических архитектурных элементов, которые располагались вокруг каменной карты Италии. В спланированных по сетевой системе городах-спутниках дома возводились с тяжелыми карнизами и фронтонами, декоративными колоннами на рустованных стилобатах; деревянные и каменные виллы имели скатные крыши, свисающие карнизы, слуховые окна и дымоходы (проекты Р. Вентури). Для декора интерьеров использовалась старомодная мебель.
В США появлялись величественные здания, размеры которых значительно превосходили небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. На их стеклянных поверхностях нельзя было различить поэтажного деления. Примером подобной архитектуры было построенное в Лос-Анджелесе в 1971-1976 гг. Сезаром Пелли здание Тихоокеанского центра дизайна.
Другим примером могло послужить возведенное в 1978 г. архитектором Филиппом Джонсоном здание Американской телеграфно-телефонной компании в Нью-Йорке.
В небоскребе можно было выделить базу, тело и венчание. Пропорции здания соотносились с принципами ордерной архитектуры. База была не столь массивной, что значительно облегчало ее восприятие. Тело здания представляло собой обрамленную серым гранитом стеклянную призму, а венчание являлось фронтоном с круглым разрывом посередине.
В стиле постмодернизма также творили такие знаменитые архитекторы, как Альдо Росси (проект кладбища в Модене, 1974 г. ), братья Крие (градостроительные проекты, Ханс Холляйн (Бюро путешествий в Вене), Марио Бота (швейцарские виллы). Виллы Марио Бота были рассчитаны на одну семью. Они давали возможность уединиться от окружающего суетного мира.
Для вилл были характерны большие круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, которая оберегала от любопытных взглядов. В своем проекте для бюро путешествий в Вене Ханс Холляйн пытался передать все те волнующие ощущения, которые испытывает человек, отправляясь в новые страны. Он использовал стальные пальмы, среди которых находились руины классической колонны. Над авиакассой парили орлы.
Другими способами коммуникации является использование исторических аллюзий, нередко пародийное, и возложение обязанности по взаимодействию с публикой на фасад, дизайн которого никак не связан с внутренним устройством здания.
Постмодернистское здание, если воспользоваться кратким определением, «говорит», обращая; одновременно, по крайней мере, к двум уровням к архитекторам и к заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические архитектурные значения, и к публике вообще или к местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями в строительстве и образом жизни.
Таким образом, архитектура постмодернизма выглядит гибридной, и, если воспользоваться образным сравнением, скорее всего подобна фасаду классического греческого храма. Архитекторы могут читать скрытые метафоры и тонкие значения барабанов колонн, в то время как публика откликается на явные метафоры и обращения скульптор.
Безусловно, каждый каким-то образом откликается на оба кода значений, так же как и в постмодернистском здании, но, конечно, с различной степенью интенсивности и понимания, и именно это разрыв во вкусовых культурах и создает как теоретическую базу, так и “двойное кодирование” постмодернизма. Дуалистичный образ классического храма — полезная визуальная формула, которую следует держать в уме в качестве объединяющего фактора при рассмотрении различных отклонений от модернизма, Здания, наиболее характерные для постмодернизма, обнаруживают признаки сознательной дуалистичности.
Определение «постмодернистский» было впервые введено в широкое употребление в сфере искусства и начиная примерно с 1976 г. стало применяться к новейшим тенденциям, которые противоречат ортодоксальному модернизму (см. приложение с источниками). Подхваченное «Ньюсуик» и родственными журналами, это определение стало затем прилагаться ко всем постройкам, которые не походили на прямоугольные коробки «международного стиля».
К крупнейшим постмодернистским сооружениям относятся здание муниципальных служб в Портленде (Майкл Грейвс, 1982 г.), здание AT&T в Нью-Йорке (Филип Джонсон, 1984 г.) и Государственная галерея в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, 1984 г.).
Под «постмодернистским» стали понимать, таким образом, любое здание с забавными странностями либо с чувственной образностью — определение, которое, как увидит читатель, я нахожу слишком общим. Этот смысл термина, впервые использованный Николаусом Певзнером в его нападении на «антипионеров» (1966), подразумевает некоторых скульпторов-декораторов и украшателей: их здания действительно не осуществляют последовательной коммуникации, так как закодированы исключительно на эстетическом уровне.
Таким образом, термин «постмодернистский» следует пояснить и использовать более точно с тем, чтобы вообще охватывать только тех проектировщиков, которые осознают архитектуру как язык. Архитектуру постмодернизма отличает также положительное отношение к метафоричности зданий, воспроизведению местных особенностей и особой двойственности решения пространства. Следовательно, лишь многозначное определение может охватить все многообразие аспектов. По той же причине нет ни одного архитектора, кто охватил бы все многообразие направлений, и ни одного здания, в котором они объединились бы.
«Новая архитектура» страдала от элитарности. Постмодернизм стремился преодолеть эту элитарность не путем опрощения, а расширяя язык архитектуры во многих различных направлениях — в сторону освоения местных особенностей, традиции, коммерческого слэнга улицы.
В адрес архитектуры посмодернизма часто слышалась критика в том, что она пыталась возродить прошедшие исторические эпохи, а не двигаться вперед в поисках новых мотивов и форм. Но, несмотря на все это, архитекторам удалось найти хрупкую гармонию между современными постройками и историческими сооружениями, вернув архитектуре ее красоту и утонченность.
Читайте также:
Архитектурные стили и течения
10 Отличительные характеристики постмодернизма
В ответ на ограничительные идеалы и упрощенные, минималистические формы модернизма постмодернизм был движением, возникшим в 1960-х годах, впервые описанным в книге под названием «Сложность и противоречие в архитектуре» Роберта Вентури и позже в другой книге, написанной им и его женой Дениз Скотт Браун, «Учимся у Лас-Вегаса».
©www.philosophytalk.org«Меньше значит больше». – Мис ван дер Роэ
«Меньше скучно». – Роберт Вентури
С тех пор движение видело множество зданий, которые были построены в прошлом веке и породили идеалы, которым следуют до сих пор. Деконструктивизм и критический регионализм — это движения, произошедшие от одного и того же.
1. Скульптурные и абстрактные формы | ПостмодернизмЗдания были построены, чтобы сломать однообразие архитектуры того времени. Формы, которые никогда раньше не наблюдались, затем были видны в построенных конструкциях, что придавало им художественное качество. Не обязательно органичное, но представление об эстетике фасада зданий менялось и становилось все более образным. Это подсказывает идею о том, что архитектура также является областью творчества, и архитекторы могут включать элемент оригинальности в свой стиль здания.
2. ФрагментацияВ отличие от зданий, которые представляли собой отдельные внушительные конструкции и доминировали над окружающим контекстом, возникли комплексы зданий, в которых одно здание было разбито на более мелкие блоки с разделенными функциями. Это означало, что это все еще было единое здание, но оно работало как связанные единицы и позволяло структуре исследовать различные методы и усиливало эффект общей построенной формы.
3. АсимметрияГеометрия и баланс предыдущих архитектурных стилей серьезно оспаривались как небольшими элементами здания, так и самим зданием. Встроенные формы стали выглядеть более уникальными и интересными, а не скучными или машинными, и привлекли внимание пользователей и прохожих.
4. Цвет и орнаментВ зданиях вновь появились декоративные элементы, что полностью контрастирует с минимализмом модернизма. Этот орнамент был использован в качестве стратегического инструмента для создания интересного фасада. В цветовой гамме использовались как приглушенные тона, так и очень яркие оттенки, что придавало зданию эффектный вид. Инструмент, чтобы вызвать интерес или заявить о себе, архитекторы эпохи постмодерна не уклонялись от цветов.
5. Существенность | ПостмодернизмС развитием технологий и строительства архитекторам стали доступны новые материалы, которые они могли использовать и применять в своих зданиях инновационными способами. В отличие от более старых архитектурных движений, в движении постмодернизма не было особого материала, который доминировал. Все, от кирпича и бетона до стекла и стали, использовалось и использовалось с максимальной отдачей. Материалы стали использоваться как инструмент для проектирования, а не просто как инструмент для строительства.
6. «Юмор» или «ирония»Элемент игривости можно рассматривать как характеристику постмодернизма, где здания не ограничиваются функциональной структурой, но могут быть чем-то большим. В качестве концепции дизайна или даже для понимания функции в качестве украшения использовались элементы юмора. Преувеличенные формы позволили зданиям ожить и вызвать у пользователей чувство радости и волнения.
7. СимволизмВоздействие здания было усилено символическими формами, элементами и пространствами. Это было сделано, чтобы понять назначение здания, и при проектировании здания были учтены многочисленные аспекты ситуационного контекста, чтобы сделать их более выразительными и чувствительными. Архитекторы казались более продуманными и тонкими в своих концепциях дизайна.
8. Trompe l’oeilЭта французская фраза переводится как «обман зрения». Это преимущественно художественная техника, в которой используются образы для создания иллюзий в пространстве. Техника, используемая художниками, элементы рисуются с такой реалистичной детализацией, что это вводит зрителя в заблуждение. Подобное также использовалось при планировании пространств для создания иллюзии глубины.
9. Классические и традиционные элементыВ отличие от неоклассицизма, классические элементы не использовались напрямую в зданиях, но, похоже, они были адаптированы и использованы. Традиционные и местные культурные стили использовались в качестве вдохновения, и реплики из них были взяты, чтобы позволить зданию более тесно вписаться в его контекст и его функцию.
10. Двойное кодирование (противоречие) | ПостмодернизмЗдания с очень контрастными стилями на двух частях фасада, так что нижний фасад кажется отделенным от верхнего фасада, называют двойным кодированием. Для создания такого эффекта используется сочетание различных инструментов и строительных элементов. Это позволяло по-разному интерпретировать здание в зависимости от вида здания и позволяло зданию передавать разные значения.
Постмодернистская архитектура — Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 13 мая 2021 г.
См. вся история
Постмодернистская архитектура , также известный как постмодернизм (или «помо»), представляет собой архитектурный стиль, возникший в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.
Модернистская архитектура подвергалась растущей критике за ее жесткие доктрины, единообразие и предполагаемое отсутствие местного и культурного контекста. Были и те, кто высмеивал модернизм Ле Корбюзье и Людвига Миса ван дер Роэ за то, что он слишком мрачный, формальный и строгий.
Отказ методов строительства и материалов, таких как обрушение мыса Ронан в 1968 и постепенный износ некогда «утопических» жилых комплексов также способствовали негативной реакции на модернизм.
В 1966 году архитектор и теоретик Роберт Вентури опубликовал книгу «Сложность и противоречие в архитектуре», ставшую катализатором постмодернистского движения. Вентури утверждал, что древние города Рима говорили историческими слоями и яркими сопоставлениями, а не одним однородным голосом. Он также утверждал, что здания, а также спроектированные объекты, представляют собой подвиги создания мест и должны стремиться приспосабливаться к местным условиям соседства и общественному поведению; столь же индивидуальны и богаты, как и сами обитатели здания.
На практике постмодернистская архитектура отошла от жестких формальностей модернизма и начала включать стилистические отсылки, которые часто были игривыми и символическими, с использованием таких приемов, как форма, цвет и обманка; применение элементов и конструктивных форм из классической архитектуры в современный дизайн.
Постмодернистская архитектура характеризуется высокой декоративностью, причудливостью и эстетикой китча; прежде всего отказ черпать вдохновение исключительно из одного источника и часто сосредотачивается на форме, а не на функции. Он также имеет метафорический характер. Это относится к структурным проектам, которые основаны на формах, которые не являются архитектурными. Хорошо известным примером является храм Лотоса в Нью-Дели, который основан на форме цветка лотоса; и Сиднейский оперный театр, вдохновленный парусами кораблей.
Архитекторы стремились объединить элементы дизайна из разных стилей, разрушая границы между ними. Соответственно, постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.
Однако он также столкнулся с немалой критикой, многие высмеивали его как уродливую, поверхностную, производную и, по словам Фредрика Джеймисона, «культурную логику позднего капитализма». Действительно, огромная городская экспансия Дубая привела к тому, что его называют «мировой столицей постмодернизма».