Стиль мозаика: Мозаика | Arthive

Экскурс в историю мозаики. Античность. Византия. Европейская и российская мозаика

Мозаика – от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное мозаичное покрытие, расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного применения мозаики в городской среде.

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои примеры мозаичного искусства, дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

  • Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.


Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

  • Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность. Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении мозаики в античном интерьере. Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца.

Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

      Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.
В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами.

Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как римская мозаика.

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая,  трактовка   образов   по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши и
стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров.

Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки.
Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния.
В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.

Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые.

  • Что такое смальта?

Смальта – это глушеное непрозрачное стекло. Она практически не подвержена старению и естественному разрушению. Поэтому в Византии мозаики часто называли “вечной живопись”. Смальта – искусственный материал, полученный не из природы, а созданный человеком в результате технического поиска. Она варится в печах, как и всякое стекло, а потом, выливаясь из тигеля на горячую чугунную «сковородку» застывает, приобретая свободную форму или же формуется в плоский прямоугольник. В дальнейшем она колется на модуль из которого собственно и набирают мозаику.

Величина модуля определяется задачами, которые решают художники-мозаичисты. Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.


В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской, по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика, разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой

.

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,
выработав общий принцип традиционной классической мозаики.
На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.
Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки, который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.
Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди, его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки. В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской, чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора – Архангела Михаила, набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал мозаичное полотно «Полтава» и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики. Созданная для этого при Академии художеств мозаичная мастерская использовала, в том числе и рецептуру изготовления смальт, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.
Так храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови, является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

  • Советская мозаика

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.
Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

  • Мозаика в наши дни

Современная мозаика, как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

 

Другие статьи по истории мозаики:
  • 1. Экскурс в историю мозаики
  • 2. История мозаики Древнего Востока
  • 3. История Мозаики Античности
  • 4. Студия мозаики Ватикана
  • 5. Мозаики Ломоносова
  • 6. Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств
  • 7. Расцвет частных мастерских. Salviati
  • 8.  Giandomenico Faccina: «мозаичист Oперы»
  • 9. Смальта Orsoni
  • 10. «И целого мира мало»: Пуль и Вагнер
  • 11. Аtelier Guilbert-Martin – мастерская Жильбер-Мартена
  • 12. Фроловы – главный русский мозаичный бренд
  • 13. Прочие студии мозаики дореволюционной России
  • 14. Tiffany Studios: «поиск красоты»
  • 15. The Ravenna mosaic company – Равеннская мозаичная компания
  • 16. Возрождение мозаики: 1920–30–е гг.
  • 17. «Индустрия социализма». Мозаичная карта СССР
  • 18. Мозаики для Дворца Советов: «голые люди идут к коммунизму»
  • 19. Сталинский ампир: «сеанс черной магии с последующим ее разоблачением»
  • 20. Дейнека: послевоенные мозаики

Мозаика в архитектуре: советское наследие в городах Украины

Архитектура

Украинский фотограф Евгений Никифоров с 2013 года занимается документацией советского наследия – монументальных мозаик в городах Украины. Одним из главных результатов его фотопроекта стала книга «Decommunized: Ukranian soviet mosaics», опубликованная в 2017 году. С чего началось такое увлечение, и почему советское тематика стремительно поглощает визуальное медиапространство, рассказывает он сам.

Задумка

Примерно с конца 2013 года я начал фиксировать изменения в публичных пространствах городов Украины. Я пытался следить, как меняется отношение общественности к истории, запечатленной в монументальном искусстве. С одной стороны, это фиксация объектов, созданных в не слишком далеком прошлом – в 1960–1980-х годы, с другой – это свидетельство взаимодействия людей моего времени с этими объектами.

Днепр.

Евгений Никифоров

Кроме того, мозаики – это один из способов углубиться в историю населенного пункта, его визуального кода. Мозаичные панно чаще всего представляют собой сюжеты из разнообразных сфер жизни, рассказывают о профессиях и изображают “типичного гражданина”, которого интересно изучать. В каком-то смысле мозаики, безусловно, были инструментом визуальной пропаганды, но не всегда идеологической. В основном мозаики рассказывают о мире во всем мире, спорте, труде, космосе, стремлении к развитию цивилизации, об исторических фактах.

Лисичанск.

Евгений Никифоров

Монументальное искусство создавалось самыми интересными художниками своего времени, и в процессе моего исследования у меня была возможность познакомиться с искусством 1960–1970-х годов. В этот период многие художники, не признававшие канонов соцреализма, искали в монументальных мозаиках творческую отдушину.

Киев.

Евгений Никифоров

Идеологический и эстетический контроль в этой сфере был не так строг, можно было позволить себе эксперименты, воплотить невозможные в живописи формальные идеи или даже мировоззренческие концепции (как у Валерия Ламаха, например). Поэтому сегодня на советские мозаичные панно можно смотреть и как на публичное современное искусство, которое в СССР развивалось в основном в культурном подполье.

Процесс

В конце 2013 года я получил предложение сделать фотографии для книги “Искусство украинских шестидесятников” от киевского издательства “Основы”. Моей задачей была фиксация наиболее интересных монументальных панно 1960-х годов, которые сохранились в Киеве.

Днепр.

Евгений Никифоров

После окончания работы над книгой я продолжил делать подборку мозаичных панно Киева и других регионов Украины, которые удавалось найти в свободное время. Таким образом архив разрастался, а вскоре от киевского издательства “Основы” последовало предложение расширить архив изображений и создать книгу на основе собранных материалов (книгу Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics. – Прим. ред.).

Село Резервное.

Евгений Никифоров

В процессе подготовки к съемкам я пересматривал материалы о монументальном искусстве, созданные за последние годы, и оказалось, что существует всего несколько региональных исследований и достаточно небольшое количество фотографий монументального искусства в приличном качестве.

Харьков.

Евгений Никифоров

Все стоящие исследования проводились слишком давно и не отражали текущего состояния работ. Меня заинтересовали существенно измененные архитектурные ансамбли, утопающие в рекламе и “евроремонте”. Мне стало интересно сопоставлять фотографии, которые я находил в периодике по архитектуре 1960–1970-х годов, и современное состояние строений и монументального искусства.

Херсон.

Евгений Никифоров

Основной проблемой в поиске сохранившихся монументальных работ было отсутствие единого архива монументальных панно, реестра заказов, которые проходили через так называемые художественные фонды. Всю информацию мне приходилось искать практически с нуля. Часто попадались архивные изображения, которые точно были сделаны в Украине, но без подписей города, улицы, сооружения. Так, мне нужно было сопоставить изображение с городами. Я постоянно комбинировал ресурсы для поиска сохранившихся работ и единой формулы до сих пор не нашел.

Кременчуг.

Евгений Никифоров

Одной из проблем также является отдаленность объектов и городов, расстояния, которые приходилось покрывать для поиска мозаик. Некоторые впечатляющие работы создавались в богатых, но очень отдаленных колхозах. И довольно часто дороги к этим колхозам фактически не существует. Многие мозаики находятся на закрытых объектах: в частной собственности, на заводах, атомных станциях. Много времени уходило на получение разрешений на съемку. Но на сегодня не существует таких работ, которые снять не удалось. Часть работ находится на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, и это следующий этап проекта – хотелось бы в спокойной обстановке отснять мозаики Донбасса.

Житомир.

Евгений Никифоров

Популярность советской тематики

На мой взгляд, чем больше советская архитектура обрастает новыми (и нередко случайными) наслоениями, тем более очевидна ее ценность и красота. В Украине, увы, очень мало хороших примеров современной архитектуры, которая удачно вписывалась бы в существующий облик городов.

Киев.

Евгений Никифоров

Глядя на возведенные в последние годы аляповатые здания, больше понимаешь и ценишь минималистичность и продуманность лучших образцов советского модернизма. Такие знаковые здания Киева, как, например, гостиница “Салют” или Институт информации (известный как “тарелка”), действительно “делают” место и выглядят в разы современней всего того, что выстроили вокруг них в последующие годы.

Луцк.

Евгений Никифоров

И это очевидно не только знатокам архитектуры, но и простым горожанам, которые живут в этой среде: никто не любит киоски и рекламные баннеры, всем по душе чистота и простор. К тому же советские здания – это не ископаемые из прошлого, они все еще выглядят очень актуально, многие идеи современной мировой архитектуры и дизайна берут начало как раз в 1960–1970-х годах. В моде и поп-культуре сейчас бум на эстетику 90-х. В архитектуре это был очевидный период упадка, так что тут не на что опереться.

Кривой Рог.

Евгений Никифоров

Фактически 1960–1970-е годы – на сегодня последний период на постсоветском пространстве, который предложил цельный “большой стиль” в архитектуре. Мозаики – это уже музейные экспонаты в теле города, на которые интересно смотреть, потому что они уникальны. Несмотря на то что технически такие панно можно создавать и сегодня (технология известна, мастера есть, материалы тоже), повторить размах советских монументалистов сегодня невозможно.

Воловец.

Евгений Никифоров

Советская мозаика как форма искусства была поддержкой монументальной пропаганды, и эпичность художественного размаха монументалистов соответствовала масштабу идей, которые нужно было вложить в головы самого широкого зрителя. Политическая пропаганда в новой форме, наверное, никуда из нашей жизни не делась, но освоила новые инструменты и, к счастью, оставила искусство в покое.

Фото: Евгений Никифоров

ТегиАрхитектураСССРАрхитектурная фотографияМозаика

Что такое мозаика?

Туул / Робертхардинг / Getty Images

Мозаика — это произведение искусства, состоящее из множества крошечных кусочков стекла или плитки. Чтобы превратить декоративный объект в мозаику, вы можете выложить поверхность плиткой так же, как фартук. Издалека мозаичное искусство блестит впечатляющим набором цветов и узоров. Вблизи раскрываются все тонкости, и вы можете увидеть, сколько времени и усилий ушло на создание художественного произведения.

Чтобы быть плодовитым мозаичным художником, вы должны проявить терпение и особое внимание к деталям, что позволит вам увидеть целое, разбитое на мелкие формы и цвета. Однако не нужно быть искусным ремесленником, чтобы попробовать свои силы в этом древнем ремесле. Некоторые базовые знания помогут вам заложить основу для вашего мозаичного шедевра.

Определение мозаики

Мозаика — это художественная техника, в которой используются мельчайшие детали для создания цельного изображения или предмета. Мозаику обычно собирают из небольших плиток из стекла, камня или других материалов. Обычно плитки имеют квадратную форму, но они также могут быть круглыми или произвольной формы. Маленькие квадратные плитки известны как тессеры, а округлые плитки известны как галька.

Существует два основных метода создания мозаики. Первый известен как прямой метод 9.0014 . Используя эту технику, художники размещают плитку прямо на готовой поверхности, будь то стена, стол или другие объекты.

Второй метод известен как косвенный метод . Эта особая техника идеально подходит для крупномасштабных изделий с большим количеством сложных деталей. Здесь художники размещают плитки на бумаге-подложке, которая позже переносится на окончательную поверхность после завершения мозаики. Эта техника позволяет художнику работать на плоской горизонтальной поверхности, а затем размещать большие участки сразу на вертикальных поверхностях, таких как стены или колонны.

История мозаики

Термин «мозаика», вероятно, происходит от греческого слова «муса», что означает «муза». Мозаика как вид искусства существует уже тысячи лет. Впервые мозаики были обнаружены в древней Месопотамии, где в храме третьего тысячелетия до нашей эры были найдены небольшие кусочки плитки. Эти артефакты были случайными и прямолинейными. Только древние греки и римляне начали изображать мозаики из реальных сцен, узоров и символов.

Шли годы, мозаики становились все более замысловатыми и реалистичными. Мозаика стала культурно значимой во всем мире. Начиная с четвертого века, мозаики, изображающие христианские сцены, были увековечены в известных базиликах и церквях по всей Европе. Археологи также находили мозаики с красочными геометрическими узорами на Ближнем Востоке и в Азии.

В конце концов, эта техника вышла из моды в эпоху Возрождения и была заменена масляной живописью. В георгианскую и викторианскую эпохи стали популярны мозаичные украшения. Ювелиры создавали сцены микромозаики и вставляли их в броши, ожерелья и кольца. К сожалению, изготовление этого украшения было утомительным и отнимало много времени, и сегодня этот вид искусства редко встречается.

Мозаика, увиденная сегодня

В наше время мозаика возродилась среди уличных художников и ремесленников. Вы можете приобрести готовые наборы для изготовления мозаики для детей и взрослых в большинстве магазинов для рукоделия. Сегодня вы найдете мозаику в виде садового искусства, ступеней, столов для акцентов и настенного искусства. Редко можно увидеть современные мозаики, такие же сложные и реалистичные, как в прошлом, в основном из-за времени, затрачиваемого на их изготовление.

Более современное исполнение мозаики известно как фотомозаика . Художники работают с разными фотографиями и компонуют их, чтобы создать одно большое изображение. Существуют также CAD или компьютерные мозаики, которые могут создавать коммерчески доступные мозаики для использования в душевых кабинах и полах. Компьютер помогает преобразовывать изображение или узор в формы плитки и присваивает каждой плитке определенный цвет.

Как сделать мозаику

Если вы хотите сделать мозаику в первый раз, делайте это просто. Вы можете приобрести готовые плитки и покрыть небольшую плоскую поверхность, например, столешницу, прежде чем пробовать более сложные узоры и формы.

Основные материалы

  • Плитка
  • Клей
  • Затирка
  • Поверхность

Техника для начинающих

  1. Спланируйте простой рисунок или узор и нарисуйте его карандашом.
  2. Сухая укладка плитки на поверхность. Держите плитки близко друг к другу, чтобы линии затирки были минимальными.
  3. Прикрепите каждую плитку по одной с помощью плиточного клея.
  4. Дайте изделию высохнуть не менее 24 часов.
  5. Нанесите затирку между плитками руками или шпателем.
  6. Протрите плитку влажной губкой.

Мозаика может быть невероятно сложной или довольно простой. Как бы то ни было, результат обычно стоит затраченных усилий.

Множество различных видов мозаичного искусства

Можно утверждать, что существует столько же различных видов мозаичного искусства, сколько и художественных стилей, от классики и модерна до импрессионизма и кубизма. Однако большинство мозаик, охватывающих все стили искусства, подразделяются на более узкие категории. На самом деле существует всего пять основных видов мозаичного искусства: классическая, органическая, промышленная, ремесленная и сборные пользовательские вставки. Большинство других типов можно аккуратно отнести к любому из этих пяти основных типов мозаичного искусства.

#1 Классический

Этот основной тип назван в честь классического периода в истории, когда греки и римляне создавали поразительные произведения мозаичного искусства, сохранившиеся до наших дней. Они трудоемки, поскольку тессары обычно вырезаются вручную на рабочем месте по одному крошечному кусочку за раз. Мозаики на классические темы могут включать фантазии о русалках и кентаврах так же легко, как это может быть просто классическая ваза с фруктами.

Категория стилей широка и включает также византийскую эпоху и мозаику эпохи Возрождения. Он обычно имеет ощущение «Старого европейского мира». В древности проекты, выполненные в классической манере, использовались для общественных мест и частных вилл. Арт-проекты, выполненные сегодня в классическом стиле, могут быть кухнями, ванными комнатами или бассейнами с геометрическими границами или узорами, которыми мог бы гордиться любой платоник.

#2 Organic

Эта классификация также известна как «Галька». Галька использовалась греками в некоторых из самых ранних органических форм мозаики. Однако мозаика не ограничивается только видами камней, ее также можно делать из ракушек, семян и любых других форм органического материала. Камень органичен, и плитка с камнем и перламутром подпадает под эту категорию.

Эта категория стилей включает такие художественные направления, как азиатский дзен и зеленые движения. Этот новый лейбл также дает хорошее представление об экологичном мозаичном искусстве, которое очень популярно среди людей, которые хотят заботиться о природе. Вот органический дизайн в азиатском стиле из камня.

#3 Промышленный

Это может включать в себя принципы современного и современного искусства, где стекло и металл также могут использоваться в мозаичных рисунках. Стеклянные и зеркальные биты не являются новыми материалами для мозаики, их можно встретить даже в классических произведениях мозаичного искусства, но способы их использования различны. Есть плитки метро, ​​сделанные из чистого стекла, выложенного в стиле, который является чистым и минималистичным по своей природе. Другие типы промышленной мозаики изготавливаются с помощью промышленных инструментов, таких как гидроабразивная резка, создавая исключительно четкие и сложные узоры.

Категория стилей постоянно растет из-за высокого интереса к направлениям современного искусства. Пиксель-арт может быть выполнен с помощью промышленной мозаики и будет имитировать некоторые кубистические движения пикселей на экране компьютера. Современные инструменты могут создавать трехмерные эффекты, а также травление и гравировку, которые также являются последовательными и красивыми. Это скорее винтажный дизайн, но выполненный с использованием современных методов промышленного травления.

#4 Кустарная

По сути, почти все мозаики изготавливаются вручную, то есть кустарно, потому что их укладывает каменщик, даже если они не все вырезаны вручную. Однако плитка, вырезанная современной гидроабразивной струей, явно не изготавливается вручную и не традиционным способом. Интересная часть этого стиля заключается в том, что мозаичные произведения искусства ручной работы не ограничиваются полами и стенами. Их можно увидеть на лампах, столешницах и даже на раковинах. Этот дизайн в стиле ар-нуво отдает дань уважения изделиям ручной работы того периода.

Этот стиль больше связан с мастерством и поэтому связан с движением «Искусство и ремесла», которое вернуло популярность мозаичной плитке после долгого перерыва. Мастерство адаменто, плавность узора плитки в дизайне или вокруг объекта становится еще более ярко выраженной в некоторых из этих узоров ручной работы. Примеры мозаичного стиля ручной работы Arts & Crafts можно увидеть в светильниках Tiffany, которые представляют собой мозаику из стекла. Если вы хотите увидеть, какое мастерство требуется для создания мозаичной лампы Tiffany, посмотрите это видео.

№5 Сборная вставка по индивидуальному заказу

Их изготавливают на фабрике или в мастерской, помещают на решетчатую подложку, чтобы доставить на рабочую площадку и разложить там с уже готовым дизайном. Однако это не означает, что они не могут быть индивидуальными. Окончательный дизайн-макет может быть полностью вашим собственным творением! Вставки действительно хороши для бордюров, где вам нужен повторяющийся рисунок без особой суеты или усилий со стороны рабочего.

Индивидуальные стили вставок доступны в любом стиле художественного движения. Они отлично подходят для характерной стены или бордюра. Вот тот, который граничит с камином и, вероятно, был сделан со сборной вставкой, чтобы цветы каждый раз совпадали.

Камин с цветочной мозаикой — Посмотреть подробности / Рассчитать стоимость »

Разные стили, много проектов

Как я уже говорил, каждый основной вид мозаичного искусства имеет множество различных подтипов, которые включены в него. Классический тип — это все, что имеет старинный европейский привкус. В прошлом это была только ручная резка, но сегодня вы можете получить множество готовых классических мозаичных тем без необходимости самостоятельно вырезать каждую тессеру. К органическому типу относятся камни и ракушки, а также другие «зеленые» материалы. Промышленная мозаика будет использовать современные инструменты, такие как гидроабразивная резка, или включать дизайны, которые соответствуют современным и современным вкусам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *