Стиль индивидуальный примеры: Индивидуальный стиль автора — Зачем нужен и как его приобрести

Содержание

Индивидуальный стиль деятельности | Шпаргалка к написанию экзаменов

  • Главная
  • ->
  • Психология труда
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.). В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 1950-х гг., в частности в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека.

Основываясь на идеях Б.Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях и в рамках концепции интегральной индивидуальности выделил три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами. Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. 

Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких – левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слухового анализатора, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половиной носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойствпредставлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека. Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования.

Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме, т.е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает спецификуличностного и социального статуса

 человека, понимаемую как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности Мерлин обозначает также термином метаин-дивидуальность, ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. Мерлин полагает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности(относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека – сложно опосредованная, непрямая. Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности, под влиянием вышележащих иерархических уровней происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.).

Индивидуальный стиль деятельности выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (О. Г. Носкова) и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Учет и формирование ИСД является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Особое значение приобретает задача выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. Знания о строении и внутренней организации ИСД являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Е.А. Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение. В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

Хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах (М.Р. Щукин). Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, М.Р. Щукиным обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом. Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим некоторые подвижные субъекты деятельности проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле.

Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнении контрольных действий наблюдаются и у инертных лиц, они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль (М.Р. Щукин), так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот).

В индивидуальном стиле наряду с механизмами адаптации и компенсации Щукин выделяет механизмы коррекции. Благодаря этим механизмам в одних случаях особенности выполнения трудовых действий ограничиваются, а в других – «подтягиваются» до определенного уровня.

Индивидуальный стиль деятельности связан прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны. Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам.

У субъектов труда обнаруживается избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям условия деятельности. Так, лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных многократных действий.

Еще одна сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальные особенности существуют также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе и правил техники безопасности). Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования, в то время как у лиц с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе.

Трудовые приемы зависят не только от свойств нервной системы. Проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ. Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе. Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности, в связи с чем возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих это взаимодействие.

Одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. В индивидуальном стиле он выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Во-вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т.д.) по-разному влияют на деятельность. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой – ухудшается. В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях определяется устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т.д.). Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов. В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки. У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках: подвижные в целом оценивают себя выше, чем инертные. Особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня) (М.Р. Щукин).

Индивидуализированные рекомендации психологов в процессе профессионального консультирования должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важно также учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками.

Е.А. Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Индивидуальный стиль деятельности может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограничены. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

К.М. Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т. е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны, в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения), либо деятельность выполняется в экстремальных условиях, либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.

В профессиях второго типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач. При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.

Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «имеющая определенные качественно-количественные границы» (В.А. Толочек), в частности границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности. Удобные способы и приемы деятельности применяются субъектом и закрепляются, так как помогают достичь цели комфортно и в сопровождении положительных эмоций. Неудобные способы также входят в индивидуальный стиль деятельности, но только для того, чтобы быть отвергнутыми (В.А. Толочек).

В большинстве случаев индивидуальный стиль деятельности формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

6.4. Индивидуальный стиль деятельности и его формирование. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие

6.4. Индивидуальный стиль деятельности и его формирование

Путь к мастерству лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Каждый специалист проходит этот путь, опираясь на свои индивидуальные особенности. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности», – писал знаменитый психолог Б. М. Теплов. В данном случае речь идет об индивидуальном стиле работы. Что же это такое?

Обобщенной характеристикой индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его работе, является индивидуальный стиль деятельности. Если мы хотим выявить индивидуальный стиль (ИС) работы педагога или психолога, то прежде всего необходимо изучить индивидуальную структуру личности. Современная психология уделяет много внимания изучению отдельных подструктур личности, которые определяют индивидуальность человека. Чаще всего выделяют две категории черт: биологически обусловленные, т. е. те, с которыми человек рождается и которые прослеживаются на протяжении всей его жизни, и социально обусловленные, т. е. те, которые он приобретает в процессе своего социального развития (общения, деятельности).

К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:

1.  Подструктуру направленности, включающую в себя те идеалы и ценности, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям, отношения и моральные черты личности. Педагогу важно осознавать идеалы и ценности, которые лежат в основе его работы, и уметь опираться на них в общении с учащимися. О людях, осознанно использующих идеалы и ценности в жизни и работе, говорят: «целостная личность, сильный человек». В развитии и воспитании детей эти особенности выходят на первое место. Данная подструктура не включает в себя, по мнению автора, непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание.

2.  Подструктуру опыта, включающую знания, умения и привычки, приобретенные личностью. Действительно, знания, которые накапливает в течение жизни специалист, привычки, которые у него формируются, формы и методы, которые он использует в работе, являются непосредственным отражением особенностей его личности. Немалую роль при этом играют биологически обусловленные темперамент и черты характера.

3.  Подструктуру форм отражения, представляющую собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, особенностей мышления и способностей. Она формируется путем упражнения и связана с биологически обусловленными особенностями. Для формирования индивидуального стиля работы педагогам и психологам следует обратить особое внимание на изучение своих способностей. Успешность работы во многом зависит от наличия целого ряда способностей:

• коммуникативных – общительности, взаимодействия с детьми в классе, доброжелательности и расположенности в общении;

• организаторских – способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, способности к волевому действию и убеждению, владению собой;

• творческих – чувства новизны, критичности мышления, способности преобразовывать структуру объекта, направленности на творчество, интереса к педагогическому творчеству, стремления к лидерству и к получению высокой оценки со стороны как учащихся, так и коллег;

• гностических, дающих педагогам и психологам возможность приобретать знания и умения, в том числе и на основе анализа собственного опыта;

• конструктивных, позволяющих выработать стратегическую линию в работе с классом, решать повседневные задачи с учетом общих целей, устанавливать необходимые взаимосвязи с задачами воспитания и уровнем развития ребенка.

4.  Биологически обусловленную подструктуру, включающую в себя типологические свойства личности, важнейшим из которых является темперамент, половые и возрастные особенности, которые в основном обусловлены природными свойствами человека.

Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля, можно представить в виде иерархической пирамиды.

Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека больше, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действия педагога импульсивно будут отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней: вспомнит, как действовал в аналогичных случаях в прошлом, перепроверит свои действия, будет использовать накопленные знания и опыт, анализировать ситуацию, исходить из направленности и т.  д. Так обычно происходит у педагогов, не достигших высокого уровня профессионального развития. 6. Последнее правило – немедленная тренировка или апробирование на практике новых знаний и приемов. Прежде чем испытать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег. Побывав на такой «тренировке» в роли ученика, педагог-психолог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании образования.

Опытные и профессионально грамотные учителя и психологи, знающие и использующие особенности индивидуального стиля, не находятся в столь полной зависимости от особенностей своего темперамента. Например, они могут проанализировать возможный исход события задолго до его возникновения или спрогнозировать направления развития какой-либо ситуации. В результате их реакции становятся менее спонтанными и они больше опираются в работе на высшие подструктуры.

Понимание своих особенностей дает опытным педагогам возможность компенсировать нежелательные личностные особенности за счет использования других свойств личности. Например, учитель или психолог знает, что он – натура увлекающаяся и стремится все дела выполнять сам. Эти качества мешают ему формировать у детей самостоятельность и ответственность. Зная за собой такую особенность, он может скомпенсировать ее за счет развития конструктивных и организаторских способностей, развития коллективистской и воспитательной направленности.

Следует отметить, что природные и сформированные в течение жизни свойства личности образуют сложные динамические структуры. Именно благодаря им человек может регулировать свое поведение и не находиться в полной зависимости от биологически обусловленных особенностей. Также благодаря им каждый человек обладает глубоко индивидуальной личностной структурой, что проявляется в его поведении и работе.

Как определять индивидуальный стиль? Вопрос этот непростой, и ответов на него существует множество. При всем многообразии ответы можно свести к одному слову – «диагностика». Возникает следующий вопрос: «Как разобраться в огромном море диагностических методик?» Действительно, даже для специалистов выбрать методики, простые в применении и наиболее точно отвечающие на поставленные вопросы, – трудная задача. Еще более сложной может оказаться задача применения полученных результатов в жизни и работе. Поэтому диагностику лучше проводить постепенно, каждый раз увязывая полученный итог с реальной жизнью и находя ответ на вопрос: «Как это помогает или мешает мне в работе?»

1.  Диагностика биологически обусловленных особенностей. С этой целью можно использовать методику Г. Айзенка. Описание получившегося в результате диагностики типа темперамента можно найти в книге Р.М. Грановской «Элементы практической психологии»

2.  Диагностика опыта.

Для изучения особенностей своего опыта (знаний, навыков, форм и методов работы) учитель может применять и диагностические методики, и рефлексию. О рефлексии подробнее будет сказано далее.

Важным способом работы по диагностике и развитию подструктуры опыта является участие специалиста в работе методических объединений и различных формах повышения квалификации.

3.  Диагностика форм отражения.

Для диагностики особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления существует огромное количество методик. Применяя их, важно понимать, как вы будете использовать полученные результаты.

4.  Диагностика направленности.

Данная подструктура наиболее сложна для изучения, поскольку она затрагивает наиболее глубинные и важные для человека особенности личности. Кроме психодиагностических методик, хорошо использовать технику на самоописание и рефлексию. Например, можно использовать методику «Я через десять лет».

Инструкция: Выберите спокойное время и место, где вас никто и ничто не может потревожить. Представьте, что прошло десять лет. Как вы выглядите? Где вы живете (в городе или деревне, в какой части Земли, в каком жилище и т. д.)? Кто вас окружает (представьте конкретных людей или опишите характеры людей, которых вы еще не знаете в реальности)? Какие слова и образы лучше всего отражают вашу личность? Опишите свою работу. Какими словами можно описать ее? Для чего вы работаете? Цепь вопросов можно продолжить.

Не расстраивайтесь, если сначала у вас ничего не получится или возникающие образы абсолютно нереальны. Данную технику можно выполнять в несколько этапов, обсуждая полученные образы с людьми, которым вы доверяете. Для выяснения направленности важнее всего последние вопросы, поэтому постарайтесь конкретизировать возникающие образы.

Существенное влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности оказывают приемы стимулирования самоутверждения и приемы стимулирования самореализации. Приемы стимулирования самоутверждения направлены на преодоление психологических барьеров, которые связаны с неуверенностью в своих силах и сформированы еще в детстве. Чаще всего они возникают при организации творческой работы и, соответственно, легче всего преодолеваются также в ходе творческой деятельности. Приемы стимулирования самореализации должны быть направлены на то, чтобы вызвать у специалиста, уже включенного в рабочий процесс, стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Приемы предполагают прежде всего создание необходимых условий для свободного выбора способов решения задач, для внесения в процесс творчества чего-то своего, индивидуального.

Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность учителя. Творчество – свойственная человеку целенаправленная работа, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, который бы способствовал творческой работе педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:

– отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;

– совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;

– должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критической оценке своих возможностей;

– необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить:

• поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным;

• индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общих целей деятельности и представлений субъекта о ее успешности;

• наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.

Предпосылками выработки индивидуального стиля являются:

а) наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному;

б) желание человека сделать свою деятельность более успешной;

в) желание человека сделать свою деятельность более приятной, приносящей эмоциональное удовлетворение.

Индивидуальный стиль вырабатывается на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть разной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования индивидуального стиля. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.

Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.

Основные пути формирования индивидуального стиля могут заключаться:

а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;

б) в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

В заключение несколько советов по практической организации самостоятельной работы, способствующей выработке индивидуального стиля деятельности:

1. При анализе профессионального педагогического развития следует сделать акцент на глубоком осмыслении двух процессов – передачи знаний и усвоения их детьми (важно и то, что педагог-психолог говорит ученику, и то, что ученик запоминает) – и понимании детей, с которыми работает педагог-психолог.

2. В профессиональном развитии педагог-психолог всегда выступает в двух ролях: обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот, кто постоянно учится сам. Важно прочувствовать обе роли, только тогда формирование профессионала будет эффективным.

3. В основе развития лежит собственная активность специалистов, их самостоятельность в приобретении нового опыта, знаний и включения их в свою практику.

4. Эффективнее развивается педагог-психолог, имеющий не одну, а несколько возможностей для этого (например, совершенствование в нескольких методических приемах, различных дидактических и воспитательных технологиях и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег-единомышленников для развития в одном направлении, он может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.

5. Огромную помощь оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими педагогами-психологами возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «профессионального мировоззрения».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Индивидуальный холон

Индивидуальный холон Рассматривать индивида в качестве холона особенно трудно всякому, кто воспитан в рамках западной культуры. Возьмите определение холостого человека, которое дает Бюро переписей: «одинокий, не связанный с кем-либо взрослый». Вот поразительный пример

Стиль и анти-стиль

Стиль и анти-стиль Тут вмешалась дона Карлетта, сказав, что интегрировать и использовать и первичный, и вторичный стили – весьма трудная задача. Она привела пример одной женщины-терапевта, у которой был очень сочувственный первичный стиль. Ее вторичный стиль был очень

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Мотивы и цели

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

4.

 Индивидуальный стиль трудовой деятельности

4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности Трудовая деятельность может быть оценена по нескольким критериям – эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам

Труд и формирование сознательной деятельности

Труд и формирование сознательной деятельности Историческая наука выделяет два фактора, лежащие у истоков перехода от естественной истории животных к общественной истории человека. Одним из них является общественный труд и употребление орудий, другим — возникновение

Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности

Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и

13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников

13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его

Ваш индивидуальный переговорный стиль

Ваш индивидуальный переговорный стиль Какую роль на переговорах вы обычно играете и почему? Сценарий вашего влияния и власти. Надо ли что-то изменить и как это сделать?Конечно же, у вас должен быть свой, особенный стиль в общении. Но в нем должна быть поведенческая

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход Вы полагаете, все, что вам следует знать о своих подчиненных, – это то, хорошо или плохо они работают? Ошибаетесь! Рабочие навыки – важная часть информации, но это только часть. Узнайте о человеке все, что имеет значение: о его целях и амбициях, его

Как найти свой личный стиль

Каков твой личный стиль?

Одна из основных причин, по которой многие мои клиенты чувствуют себя потерянными, когда дело доходит до одевания, заключается в том, что они не имеют четкого представления о своем личном стиле.

В итоге:
• Просто носить свою старую одежду, пока она буквально не развалится по швам!
• Покупать одни и те же вещи снова и снова (иметь один и тот же «стиль» со времен колледжа или старшей школы!)
• Прибегать к штанам для йоги вместо того, чтобы культивировать какой-либо стиль
• Покупать то, что говорят им друзья (или назойливые продавцы), чтобы их шкафы были мешаниной из вкусов *других* людей

Как только они наконец устали от вышеупомянутых вариантов, они наняли меня. Первое, что я делаю с новыми клиентами, — это «Открытие стиля», чтобы помочь им отточить свой стиль. Дело в том, что может быть трудно перейти от незнания к способности описать свое уникальное сочетание стилей. Вот почему я собрал типы стилей. Это первая из серии, которую я выпущу в ближайшие недели. (Если вам не терпится, я также создал доски Pinterest для каждого типа стиля, чтобы помочь вам найти вдохновение и создать свою собственную доску стилей.)

Романтический стиль характеризуется нежными и женственными цветами, тканями и формами. Цвета, как правило, неброские и классические (например, красный, розовый, белый, светло-коричневый, темно-синий и т. д.). Ткани включают шелк, кашемир, полосатую ткань, лен, кружево, джинсовую ткань и хлопок. Аксессуары нежные и традиционные. Одежда не слишком тесная и не слишком свободная, но хорошо скроенная и скромная. Среди икон стиля: Лорен Конрад, Тейлор Свифт (начало 2010-х), Дженни Чиполетти (из блога Margo and Me) и Ева Мендес.

Вот несколько примеров того, как внедрить романтический стиль в свою жизнь:

Полную доску Pinterest в романтическом стиле можно найти здесь.

Стиль Sleek Chic характеризуется классическими линиями и силуэтами. Цвета, как правило, классические и в основном нейтральные (например, белый, цвет слоновой кости, черный, темно-синий и т. д.). Ткани включают шелк, кашемир, шерсть, кожу и хлопок. Аксессуары минимальны; однако, когда они используются, они, как правило, являются простым заявлением, но делают заявление (большая серебряная манжета, часы, вдохновленные мужской одеждой, и т. д.). Одежда не слишком обтягивающая и не слишком свободная, но хорошо скроенная, подчеркивающая фигуру. Среди икон стиля: Виктория Бекхэм, Анджелина Джоли, Меган Маркл, королева Испании Летиция и Миранда Керр.

Вот несколько примеров того, как внедрить стиль Sleek Chic в свою жизнь:

Полную доску Sleek Chic Style можно найти здесь

.

Повседневный стиль характеризуется более свободным кроем и удобными тканями. Наряды простые, с упором на комфорт и легкость. Цвета, как правило, классические и нейтральные, но не ограничиваются ими. Ткани включают джинсовую ткань, лен, лайкру, шерсть, мягкую кожу и хлопок. Аксессуары минимальны и просты. Одежда удобная, но не должна быть слишком свободной. Среди икон стиля: Дженнифер Энистон, Селена Гомес, Кендалл Дженнер, Мила Кунис и Анин Бинг.

Вот несколько примеров того, как внедрить повседневный стиль в свою жизнь:

Полную доску повседневного стиля можно найти здесь

.

Гламурный стиль характеризуется облегающими силуэтами, роскошными тканями и великолепными деталями. Цвета могут варьироваться от классических цветов до модных цветов и узоров. Ткани включают шелк, атлас, кашемир, лайкру, кружево, синель, замшу, кожу и многое другое — чем блестяще, тем лучше! Аксессуары шикарные: большие блестящие украшения, сумки и ремни с логотипами, блестящие металлики и большие солнцезащитные очки. Одежда может быть облегающей или играть с экстремальными пропорциями (например, обтягивающий топ с развевающимися брюками). Среди икон стиля: Крисси Тиган, Ким Кардашьян, Дженнифер Лопес, Бейонсе, Приянка Чопра, Лана Дель Рей и блогер Мика Джианнели.

Вот несколько примеров того, как внедрить гламурный стиль в свою жизнь:

Полную доску гламурного стиля можно найти здесь

.

Минималистский стиль характеризуется уникальными архитектурными линиями и силуэтами. Вопреки интуиции, минималистский стиль не обязательно означает минималистский гардероб, что означает меньше вещей в вашем шкафу, тогда как минималистский стиль обычно состоит из нарядов, в которых используется меньше вещей. Вместо того, чтобы добавлять цвета, узоры и аксессуары, наряды делаются более интересными за счет использования уникальных форм или неожиданных комбинаций. Цвета, как правило, классические и в основном нейтральные (например, белый, цвет слоновой кости, черный, темно-синий и т. д.). Ткани охватывают весь спектр, но часто включают шелк, кашемир, шерсть, джинсовую ткань и хлопок. Аксессуары минимальны. Одежда имеет тенденцию сидеть свободно, используя размер и масштаб в качестве точки интереса. Некоторые иконы стиля включают: Мэри Кейт и Эшли Олсен, Гвинет Пэлтроу, Оливию Палермо, Леандру Медину (Отпугиватель мужчин), Эммануэль Альт и Кейт Мосс.

Вот несколько примеров того, как включить стиль минимализма в свою жизнь:

Полную доску Pinterest по минималистскому стилю можно найти здесь

Стиль Vintage Femme классифицируется по силуэтам, узорам и цветам 40-х, 50-х и 60-х годов. Одежда не обязательно должна быть винтажной, она либо вдохновлена ​​винтажем, либо ее части собраны в стиле ретро. Например, юбка-карандаш не обязательно «ретро», равно как и кардиган на пуговицах; однако, когда их носят вместе, они создают силуэт в стиле 40-х годов. Цвета могут охватывать всю гамму, но часто они смелые и включают в себя цветовые комбинации, которые в настоящее время не модны. Ткани также имеют широкий спектр в зависимости от того, какая эпоха используется. Аксессуары бывают классическими или необычными. Опять же, подгонка одежды может зависеть от эпохи, но имеет тенденцию подчеркивать талию и отмечать более округлое телосложение. Среди икон стиля: Зои Дешанель, Лана Дель Рей, Тейлор Свифт, Кристина Хендрикс, Минди Калинг, Ева Мендес, Дита фон Тиз (и другие модели в стиле пин-ап), дамы из «Безумцев» и, конечно же, классические иконы моды. 40-х, 50-х и 60-х годов.

Вот несколько примеров того, как внедрить стиль Vintage Femme в свою жизнь:

Полную доску объявлений о стиле Vintage Femme можно найти здесь

.

Стиль бохо характеризуется плавными силуэтами, естественными и яркими цветами и текстурами и вдохновлен модой 60-х и 70-х годов, западным, юго-западным стилем и стилями прерий. Кто-то в стиле бохо не будет выглядеть неуместно на Coachella, прогуливаясь по блошиному рынку или потягивая зеленый сок. Цвета могут охватывать всю гамму, но часто это смелые версии натуральных цветов, таких как горчичный, красный и зеленый, а также множество нейтральных цветов, таких как белый, кремовый и коричневый. Ткани часто бывают текстурными и включают вязание крючком, мех (настоящий или искусственный), замшу, кружево и фетр. Ключевые детали чрезвычайно детализированы и могут иметь такие вещи, как вышивка, кружева или бахрома. Аксессуары нагромождены: многослойные ожерелья, кольца, шляпы, массивные или многослойные браслеты и т. д. Одежда имеет тенденцию быть более свободной и ниспадающей с тела. Среди икон стиля: Рэйчел Зои, Ванесса Хадженс, близнецы Олсон, Джессика Альба, Шер, Стиви Никс и Джейн Биркин.

Вот несколько примеров того, как включить стиль бохо в свою жизнь:

Полную доску Pinterest о стиле бохо можно найти здесь

Стиль Editorial классифицируется по смелым цветам, узорам, силуэтам или тканям (или комбинации всех 4-х!) Образы и детали взяты прямо с подиума и объединены с прицелом на драму и прихоть. Цвета могут быть буквально любыми, но, как правило, это те цвета, которые модны в данный момент. Ткани тоже разнообразны: от кожи до пайеток, шифона и яркого меха. Аксессуары могут быть нагромождены высоко или минимально. Редакционный стиль не для слабонервных: ключ к редакционному стилю — это не бояться экспериментировать, опираться на современные тенденции, сочетать невероятные вещи и, прежде всего, быть уверенным в себе, чтобы раскачивать нетрадиционные наряды. Среди икон стиля: Дженна Лайонс, Леандра Медина (Отпугиватель мужчин), Трейси Эллис Росс, Сара Джессика Паркер, Оливия Палермо, Анна Винтур, Соланж Ноулз, Джованна Батталья и почти все, кого фотографировали на улицах Недели моды.

Вот несколько примеров того, как внедрить редакционный стиль в свою жизнь:

Полную версию доски редакционного стиля в Pinterest можно найти здесь

Андрогинный стиль характеризуется использованием предметов, тканей и силуэтов, вдохновленных мужской одеждой, и часто имеет изысканный вид. Основные продукты включают блейзеры, костюмы, мокасины, рубашки на пуговицах и брюки. Цвета, как правило, классические, такие как черный, белый, серый, темно-синий и верблюжий. Ткани также классические, такие как шерсть, хлопок, твид, лен и джинсовая ткань, и включают в себя такие узоры, как тонкая полоска, тонкая клетка и узор «гусиная лапка». Аксессуары минимальны и часто вдохновлены мужской одеждой, например, золотые часы. Одежда обычно не облегает тело, а имеет более свободную посадку. Этот стиль может быть с головы до пят или сочетаться с отдельными вещами, такими как пиджак оверсайз или мужская белая рубашка, в сочетании с более традиционно женственными вещами, такими как туфли на шпильке или джинсы скинни. Среди икон стиля: Кейт Бланшетт, Дайан Китон, Эллен Дегенерес, Клеманс Поэзи, Алекса Чанг, Эллен Пейдж, Виктория Бекхэм, Эван Рэйчел Вуд и Эммануэль Альт.

Вот несколько примеров того, как внедрить андрогинный стиль в свою жизнь:

Полную доску объявлений об андрогинном стиле можно найти здесь

Острый стиль подразделяется на панк, металл и рокер. Основные продукты включают кожаные куртки и брюки, рваные джинсы и футболки. В цветах преобладает черный, но также могут быть холодные нейтральные оттенки (белый и серый), темно-синий, красный и армейский зеленый. Ткани и материалы включают кожу, пластик, джинсовую ткань, атлас, хлопок (футболки), мех, люверсы, молнии и заклепки. В то время как сплошные цвета наиболее распространены, могут быть включены и другие узоры, такие как камуфляж или животный принт. Аксессуары могут быть минимальными или максимальными и обычно металлическими. Одежда может облегать тело или иметь более свободную посадку. Некоторые иконы стиля включают: Кейт Мосс, Гвен Стефани, Дебби Гарри, юную Дрю Бэрримор, юную Вайнону Райдер, Кортни Лав, Джоан Джетт и Эми Уайнхаус.

Вот несколько примеров того, как внедрить стиль Edgy в свою жизнь:

Полную версию доски Edgy Style Pinterest можно найти здесь

Стиль Preppy классифицируется как классический американский, вдохновленный восточным побережьем и югом, и часто включает в себя полоски, клетку, жилеты, а также конную и морскую тематику. Цвета классические и яркие, включая красный, синий, желтый, зеленый, верблюжий, белый, кремовый и темно-синий. Ткани и материалы включают лен, хлопок, пух, шамбре, жгут, флис, шерсть и кожу (обычно коричневого цвета). Опрятный стиль включает в себя классические узоры, такие как полоска, клетка, мелкая ткань, шеврон, горошек, цепочка и яркие цветочные узоры. Ключевыми элементами коллекции являются рубашки на пуговицах, классические блейзеры, плащи, жилеты, рыбацкие куртки, свободные платья, эспадрильи, туфли-лодочки и сапоги для верховой езды. Часто можно увидеть вышитые символы, гербы и логотипы на куртках, поло и «папинах» шляпах. Аксессуары, как правило, классические, такие как жемчуг, но также могут включать в себя крупные украшения, украшенные драгоценными камнями. Одежда обычно имеет более свободный крой. Некоторые иконы стиля включают: Кейт Миддлтон, Гвинет Пэлтроу, раннюю Тейлор Свифт, Оливию Палермо, Джули Энгель (Gal Meets Glam), Лилли Пулитцер, Джеки Кеннеди, Блэр Уолдорф (Сплетница), Грейс Келли и Риз Уизерспун.

Вот несколько примеров того, как внедрить стиль преппи в свою жизнь:

Полную доску Pinterest о стиле преппи можно найти здесь

Вот и все. Это все типы стилей. Можете ли вы определить свой тип стиля? Каждый человек индивидуален, и у большинства людей есть смесь. Я бы назвала себя смесью Sleek Chic и Vintage Femme с небольшим оттенком Editorial и Boho. Что у тебя?

How-To, Personal StyleМисси Титус тип стиля, секрет стиля10 Комментарии

0 лайков

6 стилей работы, которые помогут вашей команде открыть свои собственные [2023] • Asana

Резюме

Стили работы относятся к уникальным способам, которыми люди выполняют свою работу. Определив стили работы членов вашей команды, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы мотивировать их и настраивать на успех. В этой статье мы рассмотрим некоторые распространенные стили работы и расскажем, как вы можете вписаться в команду.

Совместная работа на рабочем месте — это не всегда прогулка в парке. Тем не менее, объединение разных умов также может быть очень мощной вещью. Более совместные команды приводят к повышению производительности, творчества и возможностей для роста.

Лидеру важно задуматься о собственном стиле работы и дать возможность членам вашей команды понять их стиль. Только тогда члены вашей команды смогут эффективно сотрудничать и выполнять свою работу наилучшим образом. В этом руководстве объясняется, как это сделать.

Что такое стили работы?

Стили работы — это то, как ваша личность влияет на вашу работу. Речь идет о том, что вам нравится делать, как вы работаете естественно и в чем вы хороши. Понимание вашего стиля работы является ключом к продвижению к вашим карьерным целям и взаимодействию с другими.

К сожалению, чрезмерная индексация типов личности и других идентификаторов часто может привести к развитию ограничивающих убеждений или суждений о себе. Это может снизить вашу самооценку, вызвать синдром самозванца, внести негатив в позитивное пространство для совместной работы и подорвать моральный дух команды.

Вот почему важно, чтобы ваш личный стиль работы не определял вас. Скорее, это должно дать вам возможность извлечь выгоду из своих сильных сторон, улучшить свои слабости и понять, как лучше работать с другими.

Бесплатный шаблон собрания 1:1

6 стилей работы для понимания поведения членов команды

Хотя не всех можно точно определить одним стилем работы, понимание шести основных стилей работы может помочь вам лучше понять себя и членов своей команды. Только тогда вы сможете предоставить всем то, что им нужно для хорошего выполнения своей работы. Ниже мы рассмотрим шесть типов стилей работы.

Мы рекомендуем вам сначала понять свой собственный стиль работы, прежде чем определять стиль работы членов вашей команды. Это поможет вам замечать и избегать любых предубеждений, которые могут возникнуть у вас в работе, когда вы помогаете членам своей команды.

1. Независимый или логичный

  • Основные сильные стороны: Решительный, трудолюбивый, умелый в создании уникальной и дальновидной работы

Независимые или логичные члены команды, также известные как исполнители, нуждаются в собственном пространстве, чтобы делать большую работу. Надзор и микроуправление — не ваша тема, так как вы предпочитаете решать проблемы в одиночку.

Вы, как правило, отлично формулируете проблемы — вы можете посмотреть на препятствие и проанализировать его, чтобы найти логичное, хорошо сформулированное решение. Это часто приводит к уникальным и дальновидным идеям, которые приносят большую пользу.

Однако с таким стилем работы «одинокий волк» вам может быть сложно работать в коллективе. Вы можете почувствовать, что ваше внимание сбивается из-за инструкций и обмена идеями, что приводит к отсутствию планирования и общения.

Пример члена команды с независимым или логическим стилем работы: Представьте себе широко раскрытого предпринимателя. Вы создаете свой собственный компас, а не следуете чужому. Когда вам говорят, как мечтать или на чем сосредоточить свое внимание, вы часто с трудом пытаетесь представить свою лучшую работу.

2. Кооперативный

На противоположном конце спектра стиля работы у нас есть кооперативный рабочий. Вы любите командную работу на рабочем месте и преуспеваете, давая и получая обратную связь.

Вместо того, чтобы записывать идеи в блокнот, вы предпочитаете выражать свои идеи устно и развивать их с помощью группы. По этой причине члены совместной команды, как правило, преуспевают в общении.

Конечно, в отличие от независимого работника, люди с кооперативным стилем работы часто с трудом работают в одиночку. Идеи могут не приходить естественным образом без совместной работы, или вы можете чувствовать себя беспокойно без частого командного взаимодействия.

Пример членов команды с кооперативным стилем работы: Менеджеры по найму и специалисты по управлению проектами часто попадают в категорию кооперативных. Мало того, что ваша работа очень межличностная, вы также цените, чтобы ваши идеи были замечены другой группой глаз перед реализацией.

3. Близость

Работая в тесном контакте, вы тщательно балансируете: вы цените индивидуальную работу, не жертвуя сотрудничеством. Вы можете предпочесть взять задачу и решить ее самостоятельно, а затем вернуться к команде и получить обратную связь, чтобы улучшить свою работу.

Люди с таким стилем пожинают плоды автономии, не изолируя себя от членов своей команды. Вы также получаете пользу от общения и получения помощи, что делает близость одним из самых адаптируемых стилей работы.

Несмотря на то, что есть не так много вещей, которые не могут сделать члены команды, не каждая рабочая среда позволяет достичь такого идеального баланса между взаимодействием и работой наедине. Создание электронной таблицы обычно не имеет «этапа совместной работы», так же как собрание команды не всегда дает время подумать и поработать в одиночку.

Пример членов команды со стилем работы на расстоянии: Благодаря адаптируемости стилей работы на расстоянии вы можете добиться хороших результатов практически в любой сфере бизнеса, от управления до финансов и маркетинга.

4. Поддержка

  • Основные сильные стороны: Эмоциональный интеллект, самосознание, умение улаживать конфликты, отлично способствует сотрудничеству

Подумайте о самых чутких членах команды в вашей организации. Скорее всего, у них поддерживающий стиль работы. Поддерживающие члены команды стремятся сформировать прочные отношения и улучшить командный дух. Это часто делает вас отличным посредником и миротворцем, когда возникает конфликт.

Поддерживающие члены команды обладают суперсилой: острой эмоциональной чувствительностью. Если у кого-то в вашей команде плохой день или проблемы с выполнением задач, вы будете первым, кто это заметит. Вы можете опереться на них, чтобы определить невысказанную проблему, которая в данный момент может просто ощущаться как некоторое напряжение в воздухе.

Однако иногда эмоциональный интеллект может отвлекать. Когда нужно принять важное решение, но что-то кажется поддерживающему работнику не совсем правильным, вы не сможете двигаться вперед, пока оно не будет решено.

Точно так же поддерживающие члены команды могут чувствовать себя некомфортно, сталкиваясь с нарушающим порядок товарищем по команде, поскольку вы можете беспокоиться о реакции этого члена команды.

Пример членов команды с поддерживающим стилем работы: Руководители и сотрудники вашей операционной или отдела кадров могут иметь поддерживающий стиль работы, поскольку ваша работа требует внимания к потребностям вашей команды. Члены команды, занимающие волонтерские должности, такие как планирование мероприятий или программы наставничества, также могут относиться к поддерживающему стилю работы.

Читать: Слушать, чтобы понять: Как практиковать активное слушание (с примерами)

5. Ориентированность на детали

  • Ключевые сильные стороны: Стратегический, вдумчивый, опытный в минимизации рисков, эффективный в обеспечении порядка и стабильности

  • Области для улучшения: Работать медленно, слишком увлекаться деталями, видеть общую картину

Если вам нужен человек, который расставляет все точки над i и зачеркивает все t, обратите внимание на внимательного к деталям работника. Эти люди, также известные как ученики, первыми читают мелкий шрифт. Если вы соответствуете этому стилю, вы, как правило, чрезвычайно стратегичны и ориентированы на данные, продумывая мелкие детали, которые могут стать более серьезными проблемами в будущем.

Вы можете доверить члену команды, ориентированному на детали, минимизацию рисков, например, исправление ошибок до того, как документ попадет на стол начальника. Точность (особенно в формулировках и грамматике) имеет для вас большое значение, вплоть до того, что места для несовершенства очень мало.

Конечно, внимание к деталям иногда может показаться ошеломляющим. Нет ничего идеального, но внимательный к деталям работник не соглашается ни на что меньшее, чем совершенство. Это может привести к быстрому выгоранию и усталости. Это также может затормозить продвижение проекта.

Примеры членов команды со стилями работы, ориентированными на детали: Написание, редактирование и преподавание — это профессии, которые привлекают многих членов команды, ориентированных на детали.

6. Ориентация на идеи

  • Основные сильные стороны: Оптимистичный, вдохновляющий других, эффективный в содействии изменениям

  • Области для улучшения:

  • 5

Противоположностью стиля работы, ориентированного на детали, является стиль работы, ориентированный на идею. Эти масштабные мыслители помогают способствовать крупномасштабным изменениям. По сути, вы убираете увеличительное стекло и вытаскиваете телескоп.

В то время как члены команды, ориентированные на идеи, вдохновляют своих товарищей по команде на нестандартные мечты, вы не склонны хорошо организовывать детали. Это очень неструктурированный стиль работы, который часто возлагает основную тяжесть работы на людей, которые лучше планируют.

Примеры членов команды со стилями работы, ориентированными на идеи: Люди, ориентированные на идеи, обычно занимают более творческие или крупные должности в компании, такие как маркетинг, графический дизайн или даже высшее руководство.

Бесплатный шаблон встречи 1:1

Как найти свой стиль работы

Итак, какой у вас стиль работы?

Поскольку стили работы часто подсознательны, не всегда легко заметить, какой из них подходит вам лучше всего. Как мы упоминали ранее, не каждый может полностью вписаться в один из этих стилей работы. Некоторые люди могут быть помесью двух или более из них.

Чтобы помочь определить свой стиль работы, мы рассмотрим несколько советов, которые помогут вам лучше понять свой стиль работы и стиль работы членов вашей команды.

1. Подумайте, как вы общаетесь

Способы общения часто ассоциируются с нашей личностью. Определенные стили общения очень тесно связаны с определенными типами людей. Например, люди, которые общаются напрямую, как правило, более экстравертны и менее чувствительны.

То же самое касается стилей работы. Люди, ориентированные на идеи, как правило, харизматичны, громко говорят и используют жесты рук для передачи своих идей. С другой стороны, поддерживающие люди часто предпочитают общение один на один со своими сверстниками и являются активными слушателями. Скорее всего, вы увидите, как они устанавливают зрительный контакт, кивают головой и позволяют своим эмоциям отразиться на их лицах.

Прочтите: Советы по невербальной коммуникации: Как кодировать и расшифровывать невербальные сигналы

2. Подумайте, к какому типу товарищей вы относитесь

Представьте, что вы работаете над проектом в команде. Не задумываясь, к какой части проекта вы тяготеете?

  • Вы хотите изложить план проекта, а затем отступить? Если да, возможно, у вас стиль работы, ориентированный на идею.

  • Вы предпочитаете обсудить проект со всей командой, прежде чем приступить к работе? Если это так, у вас может быть совместный или поддерживающий стиль работы.

  • Хотите выполнить большую часть проекта самостоятельно? Если это так, у вас может быть независимый или логичный стиль работы.

  • Вы товарищ по команде, который не ложится спать допоздна накануне, чтобы все вычитать и внести правки? Если это так, у вас может быть стиль работы, ориентированный на детали.

Работая в команде, вы, скорее всего, берете на себя роль, которая приносит вам наибольшую пользу. Хотя эта склонность может быть подсознательной, внимание к ней может помочь вам определить свой стиль работы.

3. Обратите внимание на то, что вас увлекает

Когда вы на работе, что доставляет вам наибольшее удовольствие?

  • Испытываете ли вы чувство выполненного долга, когда организуете дела и вычеркиваете задачи из своего списка дел? Это указывает на ориентацию на детали.

  • Вам нравится создавать повестку дня встречи, но затем позволять разговору на встрече течь естественным образом? Это указывает на близость к стилю работы.

  • Чувствуете ли вы себя наиболее удовлетворенным, помогая своим коллегам по команде выполнять сложные задачи? Это указывает на совместный и поддерживающий стили работы.

Стиль работы — это не только то, в чем вы хороши. Они также о том, что вы любите делать — что заставляет вас чувствовать удовлетворение от работы.

4. Запишите, как вы проводите свое время

Часто возникает некоторый диссонанс между тем, что мы хотим делать, и тем, что мы проводим большую часть своего рабочего времени. Обратите особое внимание на то, как вы распределяете часы своего дня.

Если вы тратите на выполнение определенной задачи гораздо больше времени, чем нужно, возможно, эта задача не соответствует вашему стилю работы. Хотя вы, возможно, не сможете полностью отказаться от этой задачи, вы можете двигаться вперед с большей осознанностью и, возможно, найти способы сделать ее более выполнимой.

С другой стороны, если вы заметили, что с легкостью справились с заданием, на выполнение которого у членов вашей команды уходит несколько часов или дней, возможно, вы нашли свою сильную сторону.

Прочтите: Секрет, как перестать откладывать работу на потом

5.

Определите свой конфликтный стиль

Как вы подходите к конфликту? Вы избегаете, соревнуетесь, чтобы победить, или ищете возможности для компромисса?

Конфликтные стили могут быть связаны с одними стилями работы лучше, чем с другими. Например, люди с независимым стилем работы могут приветствовать конфликт, потому что вы не боитесь разногласий с группой, тогда как люди с поддерживающим стилем работы могут попытаться избежать конфликта или разрешить его как можно быстрее.

С другой стороны, трудно точно определить конфликтный стиль человека, ориентированного на идею, не зная больше о его личности. Вы можете полагаться на независимость и верить, что ваши идеи совершенны без вмешательства других, или вы можете склоняться к сотрудничеству и любить, когда другие высказывают свои спорные идеи.

6. Пройдите тест личности или стиля работы

Часто рабочий день может отвлечь вас от самоанализа, что затрудняет определение вашего стиля работы. Вот где на помощь приходят тесты личности и стиля работы.

Эти тесты имитируют сценарии и задают конкретные вопросы о том, как бы вы действовали в таких ситуациях. Вот некоторые распространенные тесты личности и стиля работы:

  • Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI): В последние годы MBTI приобрел большую популярность. Он определяет личность человека на основе четырех наборов факторов: интроверсия/экстраверсия, ощущение/интуиция, мышление/чувство и суждение/восприятие. Есть 16 личностных характеристик, и то, где вы находитесь, может многое рассказать о вашем стиле работы.

  • Пересмотренный опросник личности NEO: Этот личностный тест определяет ваше положение по отношению к пяти личностным чертам: открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Аббревиатура ОКЕАН может помочь вам запомнить эти черты. Ваше положение часто многое говорит о том, как вы работаете.

  • SHL Опросник профессионального характера: Этот опросник помогает преодолеть разрыв между типом личности и стилем работы. Он определяет, как черты личности и поведение человека влияют на производительность труда. Это отличный инструмент для определения того, подходит ли кто-то для работы, хотя он не должен существовать сам по себе.

Хотя эти тесты могут дать некоторую информацию, вам не следует назначать стиль работы исключительно на основе личностного теста. Вместо этого относитесь к результатам с недоверием. Это всего лишь часть головоломки, когда вы работаете над тем, чтобы понять себя как внутри, так и вне офиса.

Бесплатный шаблон собрания 1:1

Расширение возможностей для совместной работы в разных стилях

Работа в многофункциональной команде с разными стилями работы может быть непростой задачей. У людей разные приоритеты, навыки и способы работы.

Однако именно это делает разные команды столь эффективными. Они отлично решают проблемы и всегда предлагают творческие идеи. Если вам интересно, как заставить вашу команду с разными стилями работы хорошо сотрудничать, мы наметим стратегию ниже.

1. Определите стили работы каждого

Определение стилей работы членов команды требует тщательного наблюдения. Обратите внимание на такие признаки, как длина их электронных писем, сколько времени они тратят на проекты и их стиль общения, чтобы классифицировать их, используя стили работы, описанные выше.

Еще один отличный способ определить стили работы — поручить вашей команде проект и посмотреть, как каждый человек общается с членами своей команды. Должно быстро стать очевидным, что дает каждому человеку энергию и удовлетворение.

2. Используйте сильные стороны каждого члена команды

Никто не хочет выполнять работу, которая ему не нравится и для которой он не подготовлен. Теперь, когда вы знаете сильные стороны членов вашей команды, вы можете назначить им командные роли, которые лучше всего соответствуют их стилю работы.

Например, член команды, ориентированный на детали, может столкнуться с трудностями при мозговом штурме идеи нового продукта. Если да, попробуйте объединить их с независимым членом команды или членом команды, ориентированным на идеи, который может их поддержать.

Точно так же поддерживающий или сотрудничающий член команды, скорее всего, не преуспеет в разработке плана проекта за своим рабочим столом. Постарайтесь найти для них способ планирования, взаимодействуя с группой, поощряя обмен идеями и помогая преодолевать препятствия.

Это не означает, что членам команды следует назначать только те задачи, которые идеально соответствуют их стилю работы. Новые проекты за пределами зоны комфорта дают возможность учиться и расти. Наоборот, когда им бросают вызов что-то новое, члены команды всегда должны быть обеспечены поддержкой, необходимой им для достижения успеха.

3. Коучинг членов команды в соответствии с их стилем работы

Как мы уже установили, стиль работы и личность идут рука об руку. Неудивительно, что стиль работы человека многое говорит о том, как он предпочитает учиться. Тренируя свою команду, помните, что ваши усилия должны соответствовать их индивидуальному стилю.

Например, важно осторожно подходить к обучению независимых членов команды. Они сверхчувствительны к микроменеджменту, поэтому вам следует относиться к ним профессионально и дать им творческий контроль.

Члены кооперативной команды, напротив, очень хорошо реагируют на обратную связь. Фактически, обратная связь и обмен идеями лежат в основе их стиля работы. Кроме того, членам команды, ориентированным на детали, может потребоваться обширная и подробная обратная связь. В противном случае они могут вернуться к вам в офис с длинным списком уточняющих вопросов.

Прочтите: 8 советов по правильному макроуправлению

4. Представляйте разные стили работы в своей команде

Хотя, скорее всего, вам не удастся объединить все стили работы в одном месте (если только вы не работаете с очень большой командой), важно объединить как можно больше стилей. Это разнообразит имеющиеся у вас сильные стороны и сделает вашу команду непобедимой силой.

Представьте себе команду, полностью состоящую из аналитических, ориентированных на детали членов команды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *