Стиль ар деко в архитектуре: Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития

Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития

Интерьер

Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.

Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.

Когда я учился в Московском архитектурном институте, в курсах истории искусства и истории зодчества о стиле под названием “ар-деко” практически не упоминали, и возникала путаница. Получалось, что это самое ар-деко и модерн, стиль особняков Федора Шехтеля и гостиницы “Метрополь” (который во всем мире называют вслед за французами ар-нуво) – это почти одно и то же. Или казалось, что ар-деко – какая-то “опоздавшая” часть модерна, пережившая Первую мировую войну. На самом деле все было не так.

Cтро­и­те­ли Chrysler Building (1930) ус­т­ро­и­ли пе­ре­кур на сталь­ной го­ло­ве ор­ла на 59-м эта­же.

архивы пресс-службы

Произведения ар-деко – здания, мебель, ювелирные украшения – принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – там и появилось название “ар-деко”.

архивы пресс-службы

Ар-деко – стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для “среднего класса”, поэтому о нем в советское время избегали говорить. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего.

Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке – и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти “старую” Европу. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку – Великая депрессия, ар-деко стойко противостоял пессимизму. Его “добило” лишь вступление США во Вторую мировую войну.

Автомобиль Pontiac, модель 1938 года.

архивы пресс-службы

Самым известным архитектором ар-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры – Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб – создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое.

В Нью-Йорке все то же самое с успехом делал Эли Жак Кан – он оформил вестибюли двух десятков небоскребов. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке “Век прогресса” (1933) в Чикаго.

Настольная зажигалка Ronson, 1925.

архивы пресс-службы

В США ар-деко приобрел статус официального стиля – его символом в Новом Свете, да и во всем мире, стал Chrysler Building. В 1930-м Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы “Крайслера” – хромированные стальные головы орлов. Не избег влияния деко и Голливуд – звезды его и в жизни, и в кино селились в декошных интерьерах.

Салон красоты в отеле Jefferson в Сент-Луисе, конец 1920-х годов.

архивы пресс-службы

За два десятилетия существования ар-деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар-нуво. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные. Ар-нуво создавал новое искусство. Ар-деко соединял все, что нравилось его авторам – восточную экзотику, исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Увлечение экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, майя и древних египтян, возросло после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона.

Тумбочка Tournicol, дизайнер Жак-Эмиль Рульманн, 1920-е годы.

архивы пресс-службы

В ар-нуво, при всей рафинированности, формы рождались на основании функции, причем органическим путем. Для ар-деко главным было украшение. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Ар-деко принципиально искал внешнего эффекта. Ар-нуво претендовал на универсальность, ар-деко мог удовлетвориться фрагментарностью. В особняках модерна все – от плана до дверной ручки – нужно было выдержать в едином стиле. Мастеров ар-деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами.

Брон­зо­вый Пегас с ка­по­та автомобиля, Ита­лия, 1920-е го­ды.

архивы пресс-службы

У ар-нуво и ар-деко был очень разный “почерк”. Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко – ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы “припухшим” кривым. В модерне чаще использовались растительные мотивы – изображения цветов. Ар-деко больше любил животных. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Ар-нуво предпочитал сдержанные цвета – различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Ар-деко любил цвета интенсивные – белый с черным, золотой и золотисто-коричневый – и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни.

Проект Дворца Советов (1934), архитекторы Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко.

архивы пресс-службы

В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для ар-деко характерны блестящие сталь и латунь и темное дерево, причем с инкрустациями. В ар-нуво господствовала керамика – от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Ар-деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева.

Эс­киз кух­ни в сти­ле ар-де­ко ди­зай­нер Ре­не Га­б­ри­эль опуб­ли­ко­вал в жур­на­ле Interieurs en Couleurs в 1925 го­ду.

архивы пресс-службы

Фрэнсис Скотт Фицджеральд в одном из своих рассказов назвал время расцвета ар-деко “потерянным десятилетием”. Но, похоже, сами создатели и “потребители” ар-деко это время потерянным не считали. Они не строили планов на будущее – они испытывали эйфорию от краткой эпохи процветания, в которую им довелось жить. И тем самым сильно ее украсили.

“Ма­я­ков­ская” (1936) ар­хи­тек­тора Алек­сея Душ­кина — ше­девр ар-де­ко. И не толь­ко со­вет­ско­го: арки из хро­ми­ро­ван­ной ста­ли мог­ли бы ук­ра­сить холл са­мо­го рос­кош­но­го не­бо­скре­ба в Нью-Йор­ке.

архивы пресс-службы

Текст: Дмитрий Швидковский

Фото: архивы пресс-службы

ТегиИнтерьерАр-декоДизайн

Стиль ар-деко в архитектуре: историческая справка

Ар-деко — это направление в художестве 1920-х и 1930-х годов, переплетающееся со смесью современных стилей декоративного искусства, главные характерные черты которых происходят из самых разных стилей искусства авангарда начала двадцатого века. Работа в стиле ар-деко включает в себя различные ответвления кубизма, русского структурализма и итальянского футуризма.

В этом отношении он содержит довольно сложные комбинации и функции. Часто можно увидеть образцы и объекты в стиле арт-деко, поэтому они распознаются интуитивно. Во-первых, существуют различные национальные разновидности ар-деко, и этот стиль определяется как стилизация стилей (создание существующих произведений путем высмеивания), эклектичное сочетание движений, материалов и форм. Поэтому трудно отличить ар-деко от движений модерн, модерн, Баухаус или ремесленного искусства. Однако некоторые точные характеристики помогают нам понять отличия этого направления от других.

Ар-деко впервые появился на свет во Франции в 1920-х годах. После дебюта в Париже его принял весь мир. Этот стиль возник из разных источников и повлиял на различные дисциплины, от изобразительного и декоративного искусства до моды, архитектуры, кино и промышленного дизайна.

Сегодня искусствоведы спорят о том, был ли ар-деко самостоятельным стилем, хотя он и был самой популярной тенденцией в отрезок между двумя мировыми войнами. В ар-деко есть следы прошлых художественных течений, главной особенностью стиля ар-деко является ориентация на будущее и прославление современных представлений о прогрессе.

Помимо отражения современных технологий, для стиля ар-деко характерны прямые линии, геометрические формы, обтекаемые формы, яркие, а иногда и бархатистые цвета. Все началось с роскошного стиля. Для этого использовались серебро, хрусталь, слоновая кость, нефрит и лак. Кроме того, в ар-деко используются такие экзотические материалы, как кожа акулы, рога и шкуры зебры. После мирового экономического кризиса использовались более дешевые промышленные материалы, такие как медь и пластик. Благодаря использованию изящных искусств и ремесел, а также геометрических форм и симметричных композиций, ар-деко приближен к эстетике школы дизайна Баухаус.

Однако эти двое находятся на противоположных сторонах модернистского спектра. Преувеличенные орнаменты и роскошные изделия ар-деко контрастируют с простыми геометрическими формами Баухауса и его гармонией с практичностью современной жизни. Кроме того, ар-деко сравнивают с модерном. Хотя оба движения находятся под сильным влиянием традиций изобразительного искусства и экстравагантных орнаментов, есть также некоторые различия.

Наиболее очевидное отличие — это нанесение форм и линий. Ар-деко, как тенденция, вдохновленная индустриализацией и техническим прогрессом, включает геометрические узоры, яркие и контрастные цвета в симметричных композициях.

Этот стиль использует различные современные материалы, такие как алюминий, стекло, сталь, пластик. С другой стороны, модерн ориентирован в первую очередь на природную среду, и дизайнеры пытались адаптировать современные предметы к более естественным формам.

Ар-деко | Определение, характеристики, история, художники, архитектура и факты

Леон Бакст: эскиз костюма для Русского балета

Все медиа

Похожие исполнители:
Ева Зейзель Рене Лалик Элиэль Сааринен Эрте Роберт Маллет-Стивенс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое ар-деко?

Арт-деко — популярный стиль дизайна 1920-х и 30-х годов, характеризующийся гладкими геометрическими или стилизованными формами и использованием искусственных материалов.

Чикагская торговая палата

См. пример стиля ар-деко, принятого для здания Чикагской торговой палаты.

Когда была эпоха ар-деко?

Характеристика стиля ар-деко, зародившегося во Франции в середине-конце 1910-х годов, достигла зрелости во время Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 и превратился в основной стиль в Западной Европе и США в 1930-х годах.

Всемирная выставка: Соперничество модернизма и холодной войны

Узнайте больше о Международной выставке современного декоративного искусства и промышленности.

Каковы основные характеристики стиля ар-деко?

Характерные черты ар-деко отражают восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных объектов, например, относительной простотой, плоскостностью, симметрией и неизменным повторением элементов. Объекты в стиле ар-деко часто демонстрируют простые, чистые формы, обычно с «обтекаемым» видом; орнамент, который является геометрическим или стилизованным из репрезентативных форм, таких как цветы, животные и солнечные лучи; и использование искусственных материалов, включая пластмассы, вита-стекло и железобетон, часто в сочетании с такими природными материалами, как нефрит, серебро, слоновая кость и хром.

Крайслер-билдинг

Одним из популярных узоров в стиле ар-деко были стилизованные солнечные лучи. Посмотрите на стальной шпиль Крайслер-билдинг.

На что повлиял ар-деко?

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Практики ар-деко также черпали вдохновение в американских индейских, египетских и ранних классических источниках, а также в природе.

Баухаус

Узнайте о Баухаузе, школе дизайна, архитектуры и прикладного искусства в Германии, оказавшей влияние на искусство 20-го века, включая ар-деко.

Чем ар-деко отличается от ар-нуво?

Подобно ар-деко, ар-нуво — это орнаментальный стиль, применяемый в таких областях, как архитектура, дизайн интерьера, ювелирные изделия и иллюстрация. Оба стиля были популярны в Европе и США, но модерн процветал раньше, между 1890 и 1910 годами; Арт-деко достиг своего расцвета в конце 1920-х – начале 30-х годов. Стиль модерн подчеркивал природу, а предметы характеризовались особенно асимметричными извилистыми линиями, часто принимая форму цветочных стеблей и бутонов, усиков виноградной лозы, крыльев насекомых и других нежных природных объектов. Арт-деко, с другой стороны, прославлял современную машину и продвигал геометрические линии и гладкие формы.

Ар-нуво

Узнайте больше об ар-нуво, стиле, который отличался от ар-деко.

Узнайте о стиле ар-деко и его влиянии на архитектурный дизайн здания Чикагской торговой палаты

Просмотреть все видео к этой статье в 1920-х годах и превратился в основной стиль в Западной Европе и Соединенных Штатах в течение 19-го века.30 с. Его название произошло от Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году, где этот стиль был впервые представлен. Дизайн в стиле ар-деко представлял собой модернизм, превратившийся в моду. Его продукция включала как предметы роскоши индивидуального изготовления, так и товары массового производства, но в любом случае целью было создать гладкую и антитрадиционную элегантность, которая символизировала богатство и изысканность.

Отличительные черты стиля — простые, четкие формы, часто имеющие «обтекаемый» вид; орнамент геометрический или стилизованный под изобразительные формы; необычайно разнообразные, часто дорогие материалы, в состав которых помимо природных (жадеит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь) часто входят искусственные вещества (пластики, особенно бакелит, витастекло, железобетон). Хотя предметы в стиле ар-деко редко производились серийно, характерные черты стиля отражали восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных предметов (например, относительная простота, планарность, симметрия и неизменное повторение элементов). ).

Еще из Британники

Латиноамериканская архитектура: ар-деко

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Декоративные идеи пришли из американских индейцев, египтян и ранних классических источников, а также из природы. Характерные мотивы включали обнаженные женские фигуры, животных, листву и солнечные лучи, все в условных формах.

Большинство выдающихся художников в стиле ар-деко создавали предметы индивидуального изготовления или выпускали ограниченным тиражом. Среди них были дизайнеры мебели Жак Рульманн и Морис Дюфрен; архитектор Элиэль Сааринен; мастер по металлу Жан Пуифорка; дизайнер стекла и украшений Рене Лалик; модельер Эрте; художники-ювелиры Раймонд Темплиер, Х. Г. Мерфи и Вивен Нильссон; и фигуральный скульптор Чипарус. Модельер Поль Пуаре и художник-график Эдвард Макнайт Кауффер представляют тех, чьи работы непосредственно достигли более широкой аудитории. Рокфеллер-центр в Нью-Йорке (особенно его интерьеры, которыми руководил Дональд Дески; построен между 1929 и 1940), Крайслер-билдинг Уильяма Ван Алена и Эмпайр-стейт-билдинг Шрива, Лэмба и Хармона — самые монументальные воплощения ар-деко. В 1930-х годах этот стиль захватил Саут-Бич в Майами, Флорида, создав район, известный как исторический район в стиле ар-деко.

Хотя этот стиль вышел из моды в большинстве мест во время Второй мировой войны, с конца 1960-х годов интерес к дизайну в стиле ар-деко возродился. В 21 веке ар-деко продолжал оставаться источником вдохновения в таких областях, как декоративное искусство, мода и дизайн ювелирных изделий.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Что такое архитектура ар-деко?

Что такое архитектура ар-деко?

«Chrysler Building NYC NY» от dog97209 под лицензией CC BY-NC-ND 2.0
  • Автор: Camilla Ghisleni | Переведено Tarsila Duduch

Архитектура ар-деко происходит от одноименного стиля изобразительного искусства, возникшего в Европе в XIX в.20-х годов, которые также повлияли на киноиндустрию, моду, дизайн интерьера, графический дизайн, скульптуру, живопись и другие виды искусства, помимо архитектуры. Вехой этого стиля стала Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства, состоявшаяся в Париже в 1925 году, от которой он и получил свое название.

+ 6

Как и во многих областях, на которые повлиял этот стиль, архитектура ар-деко сочетает современный дизайн с традиционными элементами, такими как изысканное мастерство и роскошные материалы, включая нефрит, лак и слоновую кость. Будучи преемником движений «Искусство и ремесла» и «Ар-нуво», ар-деко также находился под влиянием абстрактных и геометрических форм кубизма, ярких цветов фовизма и экзотических ремесел и стилей таких стран, как Китай, Япония и Египет. Декоративный аспект и композиционная организация также происходят от архитектуры Beaux-Arts через симметрию, прямые линии, иерархию в распределении плана этажа и фасады, разделенные на основание, шахту и капитель (классическое трехчастное деление) — хотя на этот раз с более рациональным объемы и редкое использование украшений. Это была щедрая смесь стилей, которую восприняла богатая послевоенная буржуазия.

«Крайслер-билдинг» AdeRussell имеет лицензию CC BY-NC-ND 2.0

Однако с 1930-х годов стиль начал устанавливать более тесный диалог с промышленным производством и возможностью массового производства. В этот период ар-деко становится более умеренным и трезвым, включая такие материалы, как бетон и нержавеющая сталь. В это время появились самые знаковые произведения этого стиля, в том числе Крайслер-билдинг, Рокфеллер-центр и Эмпайр-стейт-билдинг, все в Нью-Йорке, представившие новый язык небоскребам, которые изменили горизонт города, отражая новый современный и технологическое общество. Эти здания раскрывают некоторые из самых ярких характеристик стиля, которые способствовали его закреплению в истории архитектуры. Среди них использование железобетона, прямых линий, четких прямоугольных форм, террасных построек, острых углов, шевронов и зигзагов. Последнее является поразительной особенностью лифтов Крайслер-билдинг и показывает, что узоры распространяются за пределы фасада во внутренние помещения.

«Рокфеллеровский центр» Франко Фолини имеет лицензию CC BY-SA 2.0

Помимо небоскребов Нью-Йорка начала 20-го века, в городе Рио-де-Жанейро также было несколько примечательных примеров этого стиля, таких как Театр Карлоса Гомеса. и Центральный вокзал Бразилии с его лестницами, витражами, вывесками и другими элементами. Скульптура Христа-Искупителя, одна из самых известных достопримечательностей Рио, представляет собой произведение ар-деко и считается самой большой скульптурой этого стиля на сегодняшний день.

Photo by Kelly Repreza, via Unsplash

Тонкая грань между стремлением к простоте, особенно по сравнению с предыдущими механизмами, и экстравагантностью его форм многие эксперты сочли парадоксом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *