Сталинский стиль ампир: «Стáлинский ампи́р» — происхождение и значение понятия
Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому
Впечатления
© Depositphotos; итар-тасс
Автор Текст: Мария Комарова
21 июля 2015
Роскошно, богато, помпезно — не так жили граждане СССР в 30–50-х. Но так выглядели главные здания эпохи. Что обещало светлое завтра и как утопия воплотилась в архитектуре, разбирался «РБК Стиль».
Сталинский ампир был главным архитектурным
|
Цели искусства
Реклама на РБК www. adv.rbc.ru
Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.
Культурная миссия СССР
Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности.
«Мы, большевики, не отказываемся от для того чтобы отобрать из него все то, что может вдохновлять трудящихся советского общества на великие дела в труде, науке и культуре». Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов
|
Истоки форм
Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.
Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,
на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская»
и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).
Последним крупным объектом, полностью совпадающим
с основными принципами стиля, стала первая очередь
Ленинградского метрополитена.
Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. |
Силуэт Manhattan municipal building
прослеживается в московских
сестрах-высотках.
Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы. |
▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █
Признаки ➊ синтез архитектуры, скульптуры и живописи ➋ использование элементов классических архитектурных стилей ➌ использование архитектурных ордеров ➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы, ценных пород дерева ➎ обильный декор зданий ➏ парадная фасадная композиция
|
Детали
Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали.
Ансамбли
Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. |
|Улица Тверская|
Утопия
Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. |
|Проект Дворца Советов|
что это такое, сталинский стиль в архитектуре, русский в интерьере, имперский классицизм, императорский барокко, чем отличается
“Ампир” в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришел стиль эклектика. Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.
Содержание
- 1 Особенности
- 2 История возникновения
- 2.1 В мире
- 2.
2 В России
- 3 Сталинский ампир
- 4 Интерьер
- 4.1 Мебель
- 5 Ампирная мода
- 5.1 Особенности стиля в одежде
- 5.2 Особенности стиля в прическах
- 6 Особенности королевского стиля
- 7 Выводы
Особенности
Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов периода античности – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.
В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.
История возникновения
В мире
Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом эпохи классицизма, который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.
Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.
Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:
- Пьер Фонтен.
- Шарль Персье.
В России
Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.
Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана.
Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора.
Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:
- Московское.
- Петербургское.
Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:
- Андрей Воронихин.
- Доменико Жилярди.
- Андреян Захаров.
- Василий Стасов.
- Остап Бове.
Среди скульпторов имели высокую популярность:
- Феодосий Щедрин.
- Иван Матрос.
Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».
На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.
Читайте также про стиль Рококо в России.
Михайловский дворец, Карл Иванович Росси
Сталинский ампир
Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.
Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.
Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко, образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко.
Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.
Центральный Московский ипподром
При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.
Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.
Интерьер
Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:
- Строгие линии.
- Торжественность форм.
- Парадность композиций.
Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.
К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:
- Знаки легионеров, на которых изображены орлы.
- Стрелы, собранные в пучках.
- Связки копий, щиты с рельефами.
- Топоры.
Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.
Мебель
Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в готике.
Ампирная мода
Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новый викторианский стиль.
Особенности стиля в одежде
Законодательницами женской моды в Париже были:
- Жозефина Богарне.
- Тереза Тальен.
- Мадмуазель Ланж.
Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».
Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.
После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.
В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.
Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.
Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.
Под наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.
Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).
Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.
Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).
Обувь шили на плоской подошве, в форме “лодочки” с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.
Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.
Особенности стиля в прическах
В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
Белорусская плитка Домино: все о производителе, предлагаемой продукции и стоимости.
Дизайн прихожей в хрущевке: какие нужно знать нюансы при проектировании и ремонте вы узнаете в этой статье.
Стиль кантри в интерьере: https://trendsdesign.ru/home/liv/gostinaya-v-stile-kantri.html
Особенности королевского стиля
Выводы
Ампир стал переходным этапом от ренессансной эпохи Возрождения к новым течениям эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.
Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.
Веб-сайт Робина
Сталинская архитектура
Во время моих различных визитов в Восточную Европу, в конкретной России многие из множества архитектурных стилей не ускользнуть от моего внимания. Особенно бросалась в глаза сталинская архитектура, в отчасти из-за чрезмерного характера и подавляющего визуального воздействия.
Сталинская архитектура также известна как
Сталинский ампир, или социалистический классицизм. Этот особый стиль
связан со школой соцреализма в искусстве и архитектуре.
Это относится к годам с 1933 (когда проект Бориса Иофана для
Дворец Советов был официально утвержден под руководством
Иосифа Сталина) до 1955 года (когда Никита Хрущев осудил «эксцессы»
прошлых десятилетий и расформировали Советскую архитектурную академию). Возможно, самые известные здания в этом стиле, два из которых
на этой странице — это «Семь сестер» Москвы. Построен
официально с 1947 по 1953 год небоскребы строились, чтобы конкурировать с
впечатляющие здания, выросшие в таких американских городах, как Нью-Йорк
Йорк Сити. А также с использованием тех же современных технологий строительства, что и
в Америке они были построены с учетом русского барокко и готики.
стилей, в результате чего их вид мы видим ниже.
Сталинская архитектура обычно ограничивается
городские общественные и жилые здания, иногда установленные на площади или
вдоль проспектов, а также встречается на некоторых станциях московского метро и канале
проекты. Исключает такие здания, как большие жилые дома.
типично для бывшего Советского Союза. Он простирается за пределы
границы бывшего Советского Союза, а также яркими примерами могут быть
можно найти во многих других бывших коммунистических европейских городах, таких как Варшава,
Прага, София, Рига, Берлин (восток) и Бухарест. Есть также некоторые
примеры этого в других неевропейских коммунистических государствах, таких как Китай
и Северной Корее.
С приходом Никиты Хрущева в качестве руководителя бывшего Советского Союза в 1950-х годах и последующий отказ от излишеств, порожденных сталинской эпохой, модернизм вернулся к стране как основной движущей силе новых строительных проектов. Однако сталинский архитектурный стиль продолжал существовать и после 1950-е годы при более авторитарных режимах, таких как режим Николае. Чаушеску в Румынии. Его продолжение этого здания до избытка воплотился в строительстве Дворца Парламента в Бухаресте. Это было начато еще в 1984 и почти (но не совсем) завершен в 1990 г., вскоре после падения его режима в 1989 г. В более поздние годы некоторые элементы сталинской архитектуры вновь проявляются в некоторых Новостройки в Москве.
Выше (верхнее фото): Московская область
Университет, Воробьевы горы. При высоте 787,4 фута (240 метров) это был
самое высокое здание в Европе с момента его завершения в 1953 году до 1990 года. Выше (нижнее фото): Котельническая набережная Дом сдан
в 1952 году. Это две московские «Семь сестер». Остальные пять:
Гостиница Украина, Дом на Кудринской площади, Гостиница
Ленинградская, Министерство иностранных дел и Красные ворота
Административное здание. Восьмое предлагаемое здание, Зарядье
Административное здание так и не было построено.
Вверху: Casa Presei Libere (Дом Свободная пресса), Северный Бухарест, Румыния. Завершено в 1953, включая антенну, его высота составляет 341 фут (104 метра). здание всегда использовалось для выпуска газет, и когда впервые построен, получил название Combinatul Poligrafic Casa Scînteii «I.V.Stalin».
Вверху: Дворец культуры и науки,
Варшава. является самым высоким зданием в Польше и восьмым по высоте
здание в Евросоюзе. Завершенный в 1955 году, он был задуман как
«подарок советского народа польскому народу». В том числе
антенна, ее высота составляет 778 футов (237 метров). Хотя спроектировано и построено
выходцами из Советского Союза, архитектор вобрал в себя множество
исторические польские стили в окончательный дизайн. Первоначально
название здания было в честь Иосифа Сталина. Больше текста и
фотографии, нажмите ЗДЕСЬ.
Вверху: Дворец Парламента, Бухарест (построен в 1984-1987 гг.). Переход от сталинской эпохи, лет позже традиция его архитектуры просматривается в Румынии под Режим Чаушеску. Предназначен для размещения правительства и парламента после разрушительного землетрясения 1977 года дворец стал вторым в мире крупнейшее административное здание после Пентагона. Иногда упоминается как гигантский сталинский свадебный торт, мраморные комнаты, ковры, шторы, деревянные резные двери и хрустальные люстры выходят за рамки мирового нормальность в смысле размера и богатства. Больше текста и фотографий на Дворец Парламента, кликните сюда.
Конечно, эта страница о сталинских
архитектуре, но читать о самом тиране есть внешнее
веб-страница ЗДЕСЬ.
Вернуться к началу
Сталинский ампир в Минске Картина маслом Игоря Свентицкого
ИскатьВаша корзина пуста
ПоискСтрелка налевоПредыдущаяСтрелка вправоСледующая 058Это произведение нарисовано из высококачественного тонкого льняного холста и продается без рамы, уже натянутой и готовой повесить на крючок сзади. Подпись на обратной стороне работы.
Два слоя защитного глянцевого лака наносятся для защиты картины от УФ-лучей и пыли.
Для получения дополнительных фотографий и информации, не стесняйтесь обращаться ко мне
#город
#архитектурный
#исторический
#старый город
09
#right1 #belarus 90 0071 #минск#сталинист архитектура
- Оригинал
- Репродукции
Картина маслом
Игоря Свентицкого
Star fullStar fullStar fullStar fullStar full 6 Отзывы художников
2 705,99 £ Предупреждение
- Картина маслом на холсте
- Уникальное произведение искусства
- Размер: 130 x 70 x 2 см (без рамы до 9090 г.
)
0090 Подписано на обороте - Стиль: Импрессионизм
- Тематика: Архитектура и городские пейзажи
Оригинал описания работы
МинусЭта работа написана на высококачественном тонком льняном холсте и продается без рамы, уже натянута и готова для подвешивания на крючок. назад. Подпись на обратной стороне работы.
Два слоя защитного глянцевого лака наносятся для защиты картины от УФ-лучей и пыли.
Для получения дополнительных фотографий и информации, не стесняйтесь обращаться ко мне
#город
#архитектурный
#исторический
#старый город
09
#right1 #belarus 90 0071 #минск#сталинист архитектура
Возврат и возмещение
Plus Мы хотим, чтобы вы любили свое искусство! Если вы не полностью удовлетворены своей покупкой, вы можете вернуть ее бесплатно в течение 14 дней без вопросов. Узнать больше
Отзывы исполнителей Star fullStar fullStar fullStar fullStar full (6)
Plus5.0
На основании 6 отзывов 002 1 звезда
Читать все отзывы клиентов
Это произведение продано Igor Sventitski из Польши. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне, если у вас есть какие-либо вопросы. Я профессиональный художник с классическим академическим образованием. Мое искусство сосредоточено… Читать далее
Просмотреть все
Тема *
Ваше сообщение *
Вложения
Адрес электронной почты
Пароль
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы? Создайте учетную запись
Искусство для всех, напрямую от художников.
Адрес электронной почты
Уже есть учетная запись? Войти
Нажимая «Присоединиться», вы подтверждаете, что прочитали и принимаете наши Условия и положения
- Чек Получите скидку 10% на первую покупку
- Проверить Получайте красивые вдохновляющие информационные бюллетени, созданные нашими редакторами
- Проверить Узнавайте первыми о новых работах или предложениях вашего любимого художника
- Проверить Получайте рекомендации и специальные предложения специально для вас
Никаких рисков.