Сталинский ампир стиль: Архитектурные стили в мировой архитектуре. Сталинский ампир.

Содержание

Сталинский ампир в архитектуре

Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.

Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.

Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.

Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.

Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).

Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.

 

Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»

Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.

В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.

Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.

 

Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир

Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.

Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.

Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.

Министерство иностранных дел.

Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.

Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.

Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.

Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.

 

За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.

Автор: Марина Калабухова

Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому :: Впечатления :: РБК Стиль

Фото: Depositphotos;  итар-тасс

© Depositphotos; итар-тасс

Автор

Текст: Мария Комарова

21 июля 2015

Роскошно, богато, помпезно — не так жили граждане СССР в 30–50-х. Но так выглядели главные здания эпохи. Что обещало светлое завтра и как утопия воплотилась в архитектуре, разбирался «РБК Стиль».


 



 


 




 


Сталинский ампир был главным архитектурным

стилем с момента создания Союза архитекторов

в 1932 году и до 1954-го, когда Никита Хрущев

объявил всю сталинскую архитектуру

«преступным излишеством».


 



 


Цели искусства


 


Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.


 


 


Культурная миссия СССР


 


Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.


 



 


 




 


«Мы, большевики, не отказываемся от

культурного наследства. Наоборот,

мы критически осваиваем культурное

наследство всех народов, всех эпох,

для того чтобы отобрать из него все то,

что может вдохновлять трудящихся советского

общества на великие дела в труде,

науке и культуре».

Член Политбюро ЦК ВКП(б)

Андрей Жданов


 



 


 


Истоки форм


 


Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.


 


 


 


 


 


 


Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,

на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская» 

и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).

Последним крупным объектом, полностью совпадающим

с основными принципами стиля, стала первая очередь

Ленинградского метрополитена.


 


 



Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building.


 


 


 


Силуэт Manhattan municipal building

прослеживается в московских

сестрах-высотках.


 


 



Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы. 


 


 



 


▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █


 


Признаки

сталинской архитектуры

 


➊   синтез архитектуры, скульптуры и живописи


➋  использование элементов классических архитектурных стилей


➌   использование архитектурных ордеров


➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы,


       ценных пород дерева


➎  обильный декор зданий


➏ парадная фасадная композиция


 


 


 


 



Детали


 


Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.


 


 


Ансамбли


 


Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись  проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов. 


 


|Улица Тверская|


 


 



Утопия


 


Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в  мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел.


 


|Проект Дворца Советов|


  

дома, квартиры и мебель в стиле сталинский ампир

Стиль сталинский ампир был одним из ведущих направлений в архитектуре и искусстве в СССР первой половины 19 века. Примечательной особенностью этого популярного направления было то, что оно соединило в себе черты нескольких течений и стилей одновременно.

Этот стиль представляет собой сочетание элементов барокко, ампира Наполеоновской эпохи, позднего классицизма и арт-деко. Исходя из этого, архитектурный стиль сталинский ампир можно охарактеризовать, как помпезный, роскошный, величественный и монументальный.

Высотные дома в стиле сталинский ампир

Символом этой эпохи являются высотные дома в стиле сталинского ампира в Москве и других российских городах. Они отличались своей монументальностью и основательностью, что свидетельствовало о единстве и крепости народа.

С помощью этого направления в архитектуре старались отразить победы и достижения государства того времени.

Для домов, возведенных в эту эпоху, характерными являются следующие особенности:

  • лепнина в виде лавровых венков;
  • использование мрамора и бронзы;
  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи;
  • головы и лапы львов;
  • символы советской власти;
  • ансамблевая застройка улиц и площадей;
  • инкрустация дат важных событий.

В процессе сооружения зданий государственного значения часто применялся прием архитектурного ордера с идеологически правильными скульптурами. Это могли быть крестьяне, рабочие, спортсмены, другие представители советского народа.

По словам многих современных архитекторов, для архитектуры в стиле сталинского ампира характерной является так называемая гигантомания. Действительно, если обратить пристальное внимание на формы и размеры сооружений, видно, что все они достаточно массивные. Самым ярким примером больших архитектурных памятников, принадлежащих к эпохе сталинского ампира, являются высотки в Москве, известные в народе под названием «семь сестер».

В то время согласно правилам этого величественного архитектурного направления были построены станции метро. Даже там заметны отличительные черты стиля – высокие потолки, простор и многочисленные украшения в виде лепнины, обычно с советской символикой. Среди символов СССР использовались серп и молот, звезда и герб, именно эти элементы присутствовали практически на всех зданиях того времени.

Кроме сталинских высоток в Москве в стиле ампир были возведены и другие сооружения – здание МГУ, дом на Кудринской площади, здание министерства транспорта и гостиница «Ленинградская». Сталинский ампир также оказал огромное влияние на архитектуру социалистических стран. Известно, что здание варшавского Дворца науки и культуры было возведено согласно принципам этого направления.

Дизайн квартир в стиле сталинский ампир

В начале XIX века были выдержаны практически все квартиры в стиле сталинского ампира, иметь в своем доме такой интерьер желали все без исключения. Это были действительно хорошие квартиры с удачными планировками и просторными комнатами. В квартирах, расположенных в сталинских высотках, было по 4–5 больших комнат. Такие квартиры имели высокие окна, оформленные в виде эркера.

Интерьер в стиле сталинского ампира при отделке помещений отличался использованием таких декоративных элементов, как:

  • лепнина на потолке;
  • выкладка паркета в виде елочки;
  • наличие розеток для люстр.

В квартирах, оформленных согласно этому направлению, для отделки полов в каждой комнате мог использоваться свой вид паркета. На полы укладывались ковры, предпочтение отдавалось изделиям красного цвета, ведь они подчеркивали богатство и роскошь интерьера.

Межкомнатные двери в сталинских высотках были белого цвета, обязательно с остеклением. Нередко остекление было выполнено в виде мозаики.

Дизайн в стиле сталинского ампира предполагал использование дорогих хрустальных люстр и бра.

Мебель в стиле сталинский ампир: столы, стулья, книжные шкафы

Мебель, как правило, была из темных пород дерева – ореха или дуба. Роскошно смотрелись предметы мебели из красного дерева. Стол в стиле сталинского ампира часто был лакированным, обычно он украшался хрустальными вазами, которые одновременно выполняли и декоративную, и практичную функции.

В комнатах устанавливались высокие книжные шкафы, как правило, со стеклянными дверцами. Напольные часы из темного дерева – еще одна деталь, характерная для сталинского ампира. Журнальный столик мог быть в каждой комнате, но не из металла или стекла, как в наше время, а из дерева, при этом ножки его часто щедро были декорированы резьбой. Стены преимущественно оформлялись в светлых пастельных цветах.

В столовой устанавливался круглый стол, а вокруг него – массивные стулья.

Чтобы придать интерьеру атмосферы уюта, использовались белые скатерти, массивные шторы, статуэтки, подсвечники, хрустальные вазы. Серванты украшались качественной посудой, часто из светлого фарфора. Придать помещению ампирного стиля можно и с помощью столового серебра.

Сталинский ампир в интерьере: примеры дизайна на фото

Сталианс – популярнейшее архитектурное направление в 30-60-е годы двадцатого века. В отличие от других жилых построек времен Сталина (бараков, спаренных одноэтажек, кирпичных домов без каких-либо удобств) здесь имеется полноценный водопровод, канализация, отопление, несколько отдельных комнат. Сталинский ампир в интерьере современных домов, квартир – уютен, торжественен, актуален и по сей день.

История стиля

Данный стиль зародился в СССР середины 30-х годов XX века. Изначально ампир – помпезное, величественное архитектурное направление, возникшее во Франции времен Наполеона Первого. В 30-х годах двадцатого века такие роскошные, монументальные здания начали строиться и в Советском Союзе, когда страной стал управлять И. В. Сталин. В 50-х годах такую архитектуру резко начали критиковать, считая непозволительным для советского человека излишеством, а после смерти Сталина все начатые проекты резко упростили, по максимуму исключив декор, кое-где резко уменьшив общую площадь, высоту потолков. Многокомнатные квартиры в большинстве своем были отданы под «коммуналки», в которых проживало одновременно несколько семей, пользуясь общей кухней и санузлом.

Интерьер в стиле сталинский ампир

Характерные черты стиля

Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.

Интерьер в сталинском стиле

Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.

Кабин в гостиной

По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.

Кожаный диван в кабинете

Особенности цветовой палитры

Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.

Коралловый цвет в интерьере в сталинском стиле

Наиболее подходящие цветовые сочетания:

  • льняной с махагоневым;
  • агатово-серый с терракотовым;
  • болотный с древесно-оранжевым;
  • антично-лазурный с бежево-красным;
  • лавандовый с темно-латунным;
  • бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
  • голубовато-зеленый с бобровым;
  • защитно-голубой со светло-каштановым;
  • горчичный с железно-серым;
  • изумрудный с кирпичным;
  • буро-оранжевый с хаки;
  • коралловый со сливочным;
  • кремово-желтый с фиолетово-черным;
  • одуванчиковый с опалово-зеленым;
  • охристый с серебристо-розовым.

Зеленая лампа на рабочем столе

Даже монохромный интерьер допускает наличие ярких цветовых акцентов – занавесок, подушек, ковров, картин на стенах.

Картины над диваном

Какие материалы использовать при отделке комнат

Отделочные материалы применяются исключительно натуральные:

  • камень – преимущественно гранит, мрамор;
  • дерево – дуб, сосна, ель, вишня, граб, орех, карельская береза и др.;
  • металлы – бронза, латунь, сталь, серебро и др.;
  • хрусталь;
  • керамика;
  • гипс.

Дерево в интерьере в сталинском стиле

Полы обычно выкладываются паркетом, располагаемым «елочкой», но не общие на всю квартиру, а для каждой комнаты отдельно. Стены декорируются лепными панно, полуколоннами, гипсовыми кронштейнами, кессонами, угловыми деталями, фактурными нишами и др. На потолке в обязательном порядке имеется лепная розетка под люстру, такие же замысловатые потолочные карнизы, другие подобные украшения. Двери выполняются из дерева, фанеры, имеют филенки, ручки, выкрашенные золотой краской, наличники с объемной резьбой. По цвету они совпадают с напольным покрытием или окрашиваются белой масляной краской.

Паркет на полу

Полы в санузле, кухне выкладываются керамической плиткой, реже – натуральным камнем, преимущественно красно-коричневых расцветок, а стены – светлым кафелем, обильно украшенным растительными орнаментами, допускается узкий контрастный бордюр.

Столовая зона в эркере

Выбор мебели

Меблировка подбирается роскошная, добротная, массивная, преимущественно из натуральной древесины (дуба, ореха, палисандра) и металла. Она часто лакируется, украшается объемной резьбой, мозаикой. Это горки с резными «коронами», серванты выпуклой формы, круглые или овальные обеденные столы, кожаные кресла и диваны с высокими спинками, тяжелые деревянные стулья с точеными ножками, кровати с шариками или пиками по углам. Резьба по дереву здесь приветствуется как в виде сложных сюжетных барельефов, так и простой «геометрички». Допустимы накладные прорезные элементы из древесины ценных пород. Кроме натуральной или искусственной кожи, в качестве обивочного материала используются различные ткани – однотонные или с растительными орнаментами.

Кремовая мебель в интерьере в сталинском стиле

Освещение

Основной осветительный прибор данной эпохи – роскошная хрустальная люстра, располагаемая посредине потолка. Позднее подобные конструкции выполнялись из пластика, что значительно сказывалось на внешнем виде, долговечности прибора. Отдельные зоны освещались напольными торшерами, зачастую имеющими текстильные плафоны, украшенные цветочными орнаментами и бахромой. Настенные бра, обычно стилизуемые под факелы, крепились на бронзовых фигурных кронштейнах над кухонным столом, кроватью. Рабочее место подсвечивалось настольной лампой с зеленоватым абажуром, на гибком основании. В детской кроме основного света имелись небольшие ночники, включаемые в розетку, с оформлением из камня или пластика. В современном времени оформление дополняется светодиодной подсветкой, которая при грамотном подходе совсем не нарушит основную стилистику.

Освещение в интерьере в сталинском стиле

Выбор текстиля для оформления окон

Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.

Текстиль в интерьере в сталинском стиле

При наличии нескольких окон на одной стене, их декорируют одной общей шторой, перекрывающей практически всю стенку полностью.

Книжный шкаф у стены

Примеры дизайна комнат

Общая площадь сталинской двухкомнатной квартиры – около 30 метров, четырехкомнатной – примерно 60 метров, семикомнатной – до 160 «квадратов». Чем больше было комнат, тем более просторной делалась каждая из них.

Какие помещения имелись:

  • кухня;
  • одна или несколько спален;
  • кабинет;
  • гостиная;
  • ванная или душ;
  • уборная;
  • холл;
  • кладовка.

Дизайн комнаты в стиле сталинский ампир

Гардеробных комнат в те времена не было – одежда хранилась во встроенных шкафах, кладовках. Для детских спален специальной мебели, за исключением кроватки-колыбели, вообще не существовало – для этих целей выбирались самые маленькие помещения, где ставили кроватку, простенький шкафчик, столик со стулом, ящик с игрушками, вешали книжную полку.

Квартиры эпохи сталинизма изобилуют высокими встроенными шкафами, в которых размещается большая часть вещей, потому в комнатах много места остается для книг и декоративных элементов.

Картины в кабинете

Гостиная

Площадь сталинской гостиной от 16 до 30 квадратных метров. Потолки, частично стены обильно украшены лепниной, посредине – многоярусная люстра из хрусталя. Вдоль одной из стен – шкаф-стенка, в котором обязательно имеется много толстых книг с аккуратными «корешками», а в застекленных секциях – красивая керамическая посуда, чайный сервиз на шесть-двенадцать персон, множество фарфоровых статуэток.

Гостиная в стиле сталинский ампир

Основное украшение гостиной – телевизор, он размещается на подставке с четырьмя ножками-конусами или настенной консоли, украшенной лепниной. В центре одной из стен располагаются напольные или подвесные часы с боем, обильно украшенные резьбой, на нескольких других – картины в духе грубоватого «советского реализма», оформленные тяжелыми рамами. В обязательном порядке здесь располагается диван, покрытый роскошной драпировкой, дополненный парой кресел, резным туалетным столиком. Все элементы меблировки объединяются узорчатым ковром, занимающим большую часть комнаты. Допустимы также фотообои, изображающие городской пейзаж середины двадцатого века.

По возможности, следует соблюдать принципы симметрии относительно композиционного центра помещения – камина, телевизора, дивана, картины и др.

Колонны в интерьере

Кухня

Кухня времен сталинского ампира имеет площадь от 7 до 15 метров. Кухонный гарнитур как таковой обычно отсутствует, имеется лишь не особо вместительный шкаф-сервант с посудой, столовым бельем, невысокий округлый холодильник. Рабочая столешница выполняется из природного камня или дуба, под ней размещаются ящички, секции для столового серебра, различной кухонной утвари. Немногочисленная бытовая техника размещается на любых горизонтальных поверхностях. Столовая зона оформляется обеденным столом, застеленным скатертью с бахромой, стулья также драпируются съемными чехлами. На видных местах располагаются хрустальные вазочки для фруктов, горшечные лиственные растения, тяжелые металлические канделябры.

Кухня в стиле сталинский ампир

Спальня

Средняя площадь любой из спален – около девяти метров. Односпальная или двуспальная кровать располагается по центру одной из стен, изголовье оформляется лепными молдингами, рядом с ней – одна-две тумбочки или резной туалетный столик с подзором в цвет занавесок. Полочки над кроватью украшаются черно-белыми фотографиями в деревянных рамках, небольшими статуэтками из меди или бронзы. Здесь же размещается небольшой глянцевый двухдверный шкаф, в то время запираемый на ключ, реже – кованый сундук, для хранения белья, различного «скарба». Бежево-коричневые обои в полоску или с растительными орнаментами дополнят выбранную стилистику. Обязательно следует постелить на пол ковер, по желанию его дополняют настенным.

Спальня в стиле сталинский ампир

Если помещение кажется тесноватым, напротив окна располагают большое зеркало, которое, отражая свет из окна, значительно расширяет пространство.

Светильники в изголовье

Кабинет-библиотека

Считалось, что в СССР читали все, потому книг в каждой семье было много. Рабочий кабинет с письменным столом обычно совмещался с библиотекой, представлявшей собой стеллажи из массива древесины до самого потолка. Порой они скрывали поверхности всех стен, а чтобы достать нужную книгу с самой верхней полки, приходилось использовать стремянку или специальную деревянную подставку с двумя-тремя ступеньками, ведь высота потолка зачастую составляла около четырех метров.

Кабинет-библиотека в стиле сталинский ампир

В современном варианте книг может быть немного меньше, а письменный стол заменяется компьютерным. На открытых полках располагают гипсовые или бронзовые статуэтки, стилизованные под ту эпоху. На стену вешают карту Советского Союза, красный флаг или изображение герба.

Панели из дерева на стенах

Прихожая

Данное помещение оформляется не менее роскошно, чем все прочие. На полу – паркет-елочка или настоящий мрамор, на стенах – темные узорчатые обои, сочетаемые с деревянными панелями, на потолке – лепнина и светильник-шар. Из мебели здесь уместен резной трельяж, деревянная настенная или металлическая напольная вешалка, небольшая кушетка, совмещенная с полочкой для установки домашнего телефона. Ковровая дорожка также придется «в тему».

Прихожая в стиле сталинский ампир

Элементы сталинского декора, аксессуары

Декоративные элементы сталинского ампира весьма своеобразны – пятиконечные звезды, серп и молот, изображения колосьев пшеницы, перевязанных лентой, лавровых венков. Это объемные гипсовые или резные панно, изображающие простых рабочих людей, с упоением трудящихся на благо великой страны. На полках, столах, других видных местах располагаются бронзовые, деревянные, фарфоровые статуэтки или скульптурные группы идеологической направленности. Также встречаются барельефы со львами, а также инкрустации с картинами общественно значимых событий.

Декор в интерьере в стиле сталинский ампир

Заключение

Сталинский интерьерный стиль – уникальнейшее явление советской эпохи, отголоски которого органично смотрятся в современности, хотя монументальные античные колонны заменены пенопластовой имитацией, ламповые черно-белые телевизоры – цветными жидкокристаллическими, а добротные дубовые серванты – зеркальными шкафами-купе из МДФ. Качественная стилизация возможна в нынешних просторных новостройках с помощью настоящих «исторических» предметов мебели, декора, текстиля, сохранившихся у коллекционеров с тех времен или подходящей их имитации, изготовленной дизайнерами конца XX — начала XXI века.

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: «Сталинский ампир» московских высоток

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
    И, как правило, ответ на них такой: конечно же, «сталинский ампир»!

    Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие «сталинский ампир» является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

    С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой.
    Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

    К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX — начала ХХ века,построенных в стилях, называемых «неоготическим», «неоклассическим», «русско-византийским» и т. д. (часто вместо приставки «нео» употребляется «псевдо», что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие «эклектика» мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

    Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),

и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на «русское узорочье»),

хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

    Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки, чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

    Московские высотки, часто называемые «сталинскими», были построены в конце 1940-х — 1950-х годах. Всего их семь, хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е — 70-е гг. была сооружена гостиница «Россия», теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. «Об устранении излишеств в пректировании и строительстве»).

1. Высотка на площади Красных ворот (1947 — 1952 гг.):

2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 — 1953 гг.):

3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 — 1954 гг.):

4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 — 1953 гг.):

5. Гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади (1949 — 1954 гг.):

6. Гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953 — 1957 гг.):

7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 — 1957 гг.):

  При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый «Крайслер билдинг» в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.

    Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
    Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи — Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями в 1952 — 1955 гг. Дворец культуры и науки в Варшаве:

    С помощью архитектуры советский режим, имперский по своей сути (кстати, я не склонен обвинять имперскую идею во всевозможных грехах, поскольку считаю ее правильной; но об этом отдельный разговор) всячески пытался подчеркнуть свое величие.

    Насколько советская эклектика 40-х — 50-х годов ХХ века близка к ампиру?
    Ответ на этот вопрос может дать сравнение двух зданий, одно из которых было построено в первой половине XIX века, а второе, спустя более чем сто лет:

Здание Главного Адмиралтейства, построенное в Санкт-Петербурге
в 1806 — 1823 гг. архитектором А. Д. Захаровым —
одним из лучших представителей стиля ампир в России XIX века:

Главный павильон ВДНХ, построенный по проекту архитектора Г. В. Щуко в 1954 году:

    Я считаю, что советскую эклектику, нашедшую свое лучшее воплощение в москоских высотках, вполне можно называть «сталинским ампиром», хотя, конечно же, было бы правильнее называть ее «советским ар-деко».

    Вопрос остается открытым и спорным.
    А что думаете об этом вы, мои уважаемые друзья и читатели?

    Впрочем, эта тема будет продолжена.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Сталинский ампир — это… Что такое Сталинский ампир?

Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Характерные черты

Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность.

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.

Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.

См. также

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2012.

Стиль ампир в дизайне интерьера квартир

Говоря о шикарных, дорогих и роскошных решениях в плане ремонта квартир и домов, нельзя не вспомнить такой стиль дизайна интерьера, как ампир. Кто-то может сказать, что подобное решение давно изжило себя, и сегодня не есть актуальным. Что же, таким людям мы ответим, что это своеобразная классика из «мира роскоши», которая априори не может устареть.

Как известно, о вкусах не спорят, а это значит, что такая стилистика едва ли устареет через год-два или даже десять лет. Пока есть люди, желающие видеть настоящую классическую роскошь в интерьерах своих домов и квартир, стиль ампир будет пользоваться спросом.

И сегодня мы как раз постараемся это доказать, рассмотрев реальные примеры фото интерьеров квартир в стиле ампир. Вероятно, мы повлияем на ваше мнение о данном варианте ремонта, или даже всерьез удивим вас, заставив задуматься о его применении в собственном жилье.

Ну что же, пристегните ремни…

Описание и особенности стиля ампир в интерьере

Начнем мы, конечно же, с небольшого ликбеза, направленного на предоставление хотя бы поверхностной информации о происхождении стилистики, её природе и особенностях.

 

Родиной дизайна принято считать Францию. Именно здесь вначале 19-го века классицизм переродился в так называемый «Empire», или «имперский стиль», который сегодня мы называем никак иначе, кроме как «Ампир».

Среди основных особенностей стиля ампир отмечались:

  • Своеобразная парадность в большинстве элементов;
  • Мемориальная архитектура, схожая на интерьеры дворцов и театров;
  • Роскошная классическая мебель.

Стиль оформления интерьера ампир очень быстро добрался и до Российской империи. И, как мы знаем уже сегодня, закрепился он там надолго, «дожив» и до современной России.

Сегодня же под описание основных и характерных отличий такого дизайна попадают следующие моменты:

  • Театральность в оформлении ремонта;
  • Классические архитектурные черты внутреннего дизайна;
  • Наличие колонн;
  • Обустройство карнизов из лепнины;
  • Установка в помещениях скульптур;
  • Богатое декорирование;
  • Использование военных элементов и предметов интерьера.

Теперь-то вы наверняка можете сложить для себя примерную картину того, как выглядит дизайн интерьера в стиле ампир, тем более, взглянув на фото-описания. Поэтому можно переходить к следующему этапу – обзору наглядных примеров использования стиля ампир в интерьерах квартир.

Архитектура в стиле ампир в интерьере

Как мы уже сказали, в рассматриваемой стилистике очень большую роль играет влияние архитектуры и использование архитектурных форм. Поэтому обойти вопрос правильного и лаконичного использования таковых в интерьере стороной попросту незаконно нельзя.

Одним из самых примечательных и характерных атрибутов данной стилистики являются колонны. Разумеется, подобное решение оптимально подходит для частных домов или для квартир с высокими потолками и значительной площадью помещений. Колонны не обязательно должны играть роль опоры, и могут быть исключительно интерьерными решениями, выполненными из декоративных материалов. Их размещение может быть в углах и у стен комнат.

Уместными также окажутся такие решения, как лепнина в районе плинтусов, а также на потолке. Это лишний раз подчеркнет выбранный стиль ампир в интерьере вашей квартиры или дома, а также обозначит общую роскошь дизайна. Впрочем, взглянув на фото таких интерьеров, все становится предельно очевидно.

Безусловно, нельзя забывать и о том, что отлично в дизайн впишутся и всевозможные скульптуры, либо же мебель, стилизованная как цветом, так и формой, под архитектурные и скульптурные решения.

Интерьеры в стиле сталинский ампир

Одним из достаточно распространенных ответвлений «Empire» дизайна на территории постсоветских государств является так называемый сталинский ампир, фото которого, а также условные отличительные черты мы не можем не рассмотреть.

Свое зарождение стиль получил еще в 40-50 годы прошлого века, однако даже сегодня существует немало приверженцев стиля, заинтересованных в лаконичном внедрении его в своем жилье.

сталинский ампир в интерьере квартиры фото

Среди основных отличий, а также характерных черт данного варианта оформления жилья, можно точно отметить несколько неизменных традиционных предметов и решений.

сталинский ампир в интерьере квартиры фото

В первую очередь, пожалуй, это деревянная мебель. Только не стоит опрометчиво полагать, что речь идет о «древней» советской мебели, которая, так или иначе, «красовалась» в наших квартирах или жилье наших родственников в свое время. Верите или нет, но ассортимент мебели в современных магазинах таков, что можно выбрать отличные модели, вписывающиеся в концепцию интерьера квартиры в стиле сталинского ампира, и являющиеся при этом строгими, привлекательными и по-настоящему дорогими (как в плане внешнего вида, так, увы, и в плане прайса).

 

Еще один отличительный элемент – лепнина, размещаемая под потоками. Правда, стоит отметить, что данное решение наиболее лаконично смотрится в домах, а также квартирах, планировки которых предусматривают по-настоящему высокие потолки.

 

Возвращаясь к мебели, стоит отметить также еще одну примечательную деталь – сталинский ампир характерен резными шкафами. Конечно, подобный предмет интерьера оптимально подойдет для кабинета, обустраиваемого в таком стиле. Впрочем, если речь идет о гостиной, в ней подобный предмет декора также вполне способен занять свое законное место.

 

Наконец, последняя характерная черта – бронзовые изделия. Зачастую именно статуэтки или светильники бронзовых цветовых оттенков, либо же действительно изготовленные из бронзы, становятся итоговой изюминкой, дополняющей и завершающей интерьер в стиле сталинского ампира. Лишь взгляните на фото, и вы наверняка с нами согласитесь.

  • сталинский ампир в интерьере квартиры фото

Русский ампир в интерьере

Довольно часто сталинский ампир путают с русским, но только из-за названия, ведь визуальные отличия видны сразу. В первую очередь, русский «Empire» отличается подходом к выбору мебели. Зачастую это по-настоящему роскошные и пышные решения, схожие на мебель, которую можно увидеть во дворцах. Также это шикарные стулья с мягкой обивкой и резными гранями.

сталинский ампир в интерьере квартиры фото

Отличают русский ампир в интерьере еще и плотные, большие и тяжелые шторы, являющиеся одной из главных его изюминок.

  •  
  • сталинский ампир в интерьере квартиры фото

Впрочем, самое понятие данного ответвления стиля и его концепция таковы, что применение в современных интерьерах русского ампира не совсем рационально и встречается редко. Именно поэтому более заострять на нем внимание нет необходимости.

Современный дизайн интерьера квартир в стиле ампир

Очевидно, что рассматриваемый вариант дизайна является едва ли не самым сложным в плане гармонии с современными решениями в интерьере. Несмотря на это, при правильном подходе можно добиться отличного симбиоза и переплетения классических, ретро решений и современных тенденций.

Так, к примеру, весьма привлекательно и современно будет смотреться совмещение плитки под мрамор, тяжелых штор, а также лепнины у потолка в больших гостиных и других масштабных комнатах квартир и домов.

сталинский ампир в интерьере квартиры фото

В гостиных также отлично гармонировать будет мебель в стиле ампир, деревянные шкафы, а также современные ковры с оригинальными изображениями или геометрическими рисунками.

Взгляните на фото интерьера спальни в стиле современного ампира, и вы обратите внимание, что роскошная модель кровати, стилизованная мебель, отлично гармонируют с современными узорными обоями. А бронзовые светильники и прикроватные столики лишь дополняют концепцию идеального дизайна.

сталинский ампир в интерьере квартиры фото

Заключение

Как вы видите, даже такой, казалось бы, несовременный, неожиданный и устаревший ретро стиль, как ампир, сегодня пользуется спросом у людей, желающих добиться от интерьера чего-то неожиданного, восхитительного и по-настоящему дорогого. Надеемся, рассмотренные сегодня примеры, описания, замечания и фото, смогли донести до вас наше видение, а также философию о том, что нет неправильного или «плохого» стиля дизайна интерьера, есть лишь его непрофессиональная реализация.

И если вы всерьез заинтересованы в применении данной стилистике на практике и полны идей, вы всегда сможете воплотить их в жизнь. А если же в вопросе наличия идей у вас присутствуют затруднения – мы всегда готовы вам помочь!

Империя — Переиздание Википедии // WIKI 2

Движение искусства XIX века

The Arc de Triomphe of the Place de l

Стиль ампир ( французское произношение: [ɑ̃.piːʁ], стиль ампир ) — дизайнерское движение начала девятнадцатого века в архитектуре, мебели, других декоративных искусствах и изобразительном искусстве, представляющее второе фаза неоклассицизма. Он процветал между 1800 и 1815 годами в периоды консульства и Первой Французской империи, хотя его жизнь продолжалась до конца 1820-х годов.Из Франции он распространился на большую часть Европы и Соединенных Штатов.

Стиль возник и получил свое название в честь правления императора Наполеона I в Первой Французской империи, когда он был предназначен для идеализации руководства Наполеона и французского государства. Предыдущим модным стилем во Франции был стиль Директории, более строгая и минималистическая форма неоклассицизма, пришедшая на смену стилю Людовика XVI. Стиль ампир принес полное возвращение к показному богатству. Стиль в некоторой степени соответствует стилю бидермейер в немецкоязычных странах, федеральному стилю в Соединенных Штатах и ​​стилю регентства в Великобритании.

Энциклопедия YouTube

  • ✪ Французский ампир

  • ✪ НЕПРЕРЫВНАЯ ИСТОРИЯ МОДЫ: эпоха Регентства и Империи

Содержание

История

Стиль развивал и развивал стиль Директории непосредственно предшествующего периода, который был направлен на более простое, но все же элегантное воплощение достоинств Древней Римской республики:

Стоические добродетели республиканского Рима считались стандартами не только для искусства, но также для политического поведения и личной морали. Conventionels считали себя античными героями. Детей назвали в честь Брута, Солона и Ликурга. Революционные праздники устраивались Давидом как античные ритуалы. Даже стулья, на которых сидел комитет Salut Publique , были сделаны по старинным моделям, разработанным Дэвидом. … Фактически вошел в моду неоклассицизм. [1]

Стиль ампир «обратился к пышной пышности Имперского Рима. На смену воздержанной строгости дорического стиля пришла коринфская роскошь и великолепие». [2]

Два французских архитектора, Шарль Персье и Пьер Фонтен, вместе были создателями французского ампира. Эти двое учились в Риме и в 1790-х годах стали ведущими дизайнерами мебели в Париже, где получили много заказов от Наполеона и других государственных деятелей. [3]

Архитектура в стиле ампир была основана на элементах Римской империи и ее многочисленных археологических сокровищах, которые были заново открыты еще в восемнадцатом веке.Предыдущие стили Людовика XVI и Директории использовали более прямые и простые конструкции по сравнению со стилем рококо восемнадцатого века. Образцы в стиле ампир сильно повлияли на современный американский федеральный стиль (например, дизайн здания Капитолия США), и оба они были формами пропаганды через архитектуру. Это был стиль людей, не показных, но трезвых и уравновешенных. Считалось, что этот стиль «освободил» и «просвещал» архитектуру точно так же, как Наполеон «освободил» народы Европы своим Наполеоновским кодексом.

Эпоха Империи была популяризирована изобретательными проектами Персье и Фонтена, наполеоновских архитекторов Мальмезона. Дизайн был вдохновлен символами и орнаментами, заимствованными из славных древнегреческих и римских империй. Здания, как правило, имели простые деревянные каркасы и коробчатые конструкции, облицованные дорогим красным деревом, привезенным из колоний. Мебель в стиле бидермейер также использовала детали из черного дерева, первоначально из-за финансовых ограничений. Детали ормолу (позолоченные бронзовые опоры для мебели и украшения) демонстрируют высокий уровень мастерства.

Kazan Cathedral in Saint Petersburg.

Генерал Бернадот, впоследствии ставший королем Швеции и Норвегии Карлом Юханом, представил наполеоновский стиль в Швеции, где он стал известен под своим именем. Стиль Карла Юхана оставался популярным в Скандинавии даже после того, как стиль ампир исчез из других частей Европы. Франция выплатила часть своих долгов Швеции бронзой из ормолу вместо денег, что привело к моде на хрустальные люстры с бронзой из Франции и хрусталем из Швеции.

После того, как Наполеон потерял власть, стиль ампир продолжал пользоваться популярностью в течение многих десятилетий с небольшими изменениями.Возрождение этого стиля произошло во второй половине девятнадцатого века во Франции, снова в начале двадцатого века и снова в 1980-х годах.

Самыми известными сооружениями в стиле ампир во Франции являются величественная неоклассическая Триумфальная арка на площади Этуаль, Триумфальная арка Каруселя, Вандомская колонна и Ла Мадлен, которые были построены в Париже, чтобы подражать зданиям римского Империя. Этот стиль также широко использовался в Императорской России, где он использовался для празднования победы над Наполеоном в таких мемориальных сооружениях, как Главный штаб, Казанский собор, Александровская колонна и Нарвские триумфальные ворота.Сталинскую архитектуру иногда называют сталинским ампиром.

Этот стиль просуществовал в Италии дольше, чем в большинстве стран Европы, отчасти из-за его имперско-римских ассоциаций, отчасти потому, что он был возрожден как национальный архитектурный стиль после объединения Италии в 1870 году. Марио Праз писал об этом стиле как об итальянском. Империя. В Соединенном Королевстве, Германии и Соединенных Штатах стиль ампир был адаптирован к местным условиям и постепенно получил дальнейшее выражение как египетское возрождение, греческое возрождение, стиль бидермейер, стиль регентства и поздний федеральный стиль.

Украшение интерьеров

Исторические памятники, представляющие собой однородный ансамбль, образцы убранства интерьеров начала 19 века:

Галерея

См. Также

Банкноты

.

Ампир | искусство | Britannica

Стиль ампир , важный этап неоклассического искусства, процветавшего во Франции во времена Первой империи (1804–18014 гг.).

Vêndome Column Vêndome Column на площади Вендом, Париж. Benh LIEU SONG

Стиль ампир был вдохновлен стремлением Наполеона создать стиль, вдохновленный величием Древнего Египта и императорского Рима. В архитектуре это было представлено такими парижскими зданиями и памятниками, как Церковь Мадлен (первоначально Храм Славы) Пьера-Александра Виньона, Триумфальная арка Жана Шальгрена и Триумфальная арка Шарля Персье и Пьера Фонтена. Карусель и Вандомская колонна; в живописи, по произведению Жака-Луи Давида « Sacre de l’empereur Napoléon I er et couronnement de l’impératrice» Жозефина в соборе Нотр-Дам де Пари, 2 декабря 1804 г., г. и батальные сцены барона Антуана Гро; а в скульптуре — героические статуи Наполеона и его семьи Антонио Кановой.

Стиль ампир в одежде также нашел свое вдохновение в классические времена, одновременно сознательно подражая богатой элегантности дореволюционной Франции, одевая женщин, чтобы подчеркнуть женственность и изящество, в струящихся созданиях в пол из легких тканей, часто со шлейфами. которые всегда были с декольте и подпоясывались непосредственно под грудью. Парижские зимы требовали теплой верхней одежды, которой было много и разнообразно, в том числе шарфы, палантины, накидки, куртки и верхние платья.В мужской моде периода Империи были вырез во фраке с жилетом и рубашка с высоким воротником и галстуком, что очень напоминало лондонский крой.

Французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, разработавшие обстановку парадных залов Наполеона, внесли большой вклад в создание стиля ампир во внутренней отделке и дизайне мебели. Их идеи были воплощены и распространены в их Recueil de décorations intérieures (1801 и 1812; «Коллекция внутреннего убранства»).Сильный археологический уклон стиля ампир привел к прямому копированию классических видов мебели и аксессуаров; к этому был добавлен новый репертуар египетского орнамента, стимулированный кампаниями Наполеона в Египте. Мебель, облицованная шпоном из красного дерева, с креплениями из ормолу принимала формы римских, греческих и египетских стульев и столов с опорами в виде крылатых львов и пилястрами, увенчанными сфинксами, бюстами или пальмовыми листьями. Там, где не существовало классических прототипов, современные образцы были оживлены древними орнаментальными мотивами, часто с символическими значениями в отношении правления Наполеона, т.е.г. крылатая победа и лавровый венок, используемые как декоративные символы триумфа; пчелы, снопы зерна и рога изобилия для процветания; и фасции и сфинксы для завоеваний.

диван-ящик Диван-ящик в стиле ампир, красное дерево, шпон, мрамор и позолоченная бронза с современной обивкой, Нью-Йорк, c. 1830; в Бруклинском музее, Нью-Йорк. Фотография Триш Мэйо. Бруклинский музей, Нью-Йорк, Фонд Марии Л. Эммонс, 41.1181
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Хотя стиль ампир зародился во Франции (в частности, в Париже), он быстро распространился по Европе, и каждая страна адаптировала его к своему национальному вкусу. См. Также Стиль бидермейер; Греческое возрождение; и стиль Регентства.

.

Ампир

Ампир , который иногда считают второй фазой неоклассицизма, представляет собой направление дизайна начала 19 века в архитектуре, мебели, других декоративных искусствах и изобразительном искусстве. Стиль возник и получил свое название от периода, когда Наполеон I правил Францией, известной как Первая Французская империя, где он был предназначен для идеализации руководства Наполеона и французского государства. Более ранняя фаза этого стиля называлась стилем Адама в Великобритании и «Людовиком Сезе» или Людовиком XVI во Франции.

Стиль ампир был основан на аспектах Римской империи и ее многочисленных археологических сокровищ, которые были заново открыты, начиная с 18 века. Предыдущие стили Людовика XVI и Директории использовали более прямой и простой дизайн по сравнению со стилем рококо 1700-х годов. Образцы в стиле ампир сильно повлияли на американский федеральный стиль (например, здание Капитолия США), и оба они были формами пропаганды через архитектуру. Это был стиль людей, не показных, но трезвых и уравновешенных.Считалось, что этот стиль «освободил» и «просвещал» архитектуру точно так же, как Наполеон «освободил» народы Европы своим Наполеоновским кодексом.

Эпоха Империи была популяризирована изобретательскими проектами Персье и Фонтена, наполеоновских архитекторов Мальмезона. Вдохновением для дизайна послужили символы и орнаменты, заимствованные из славных древнегреческих и римских империй. Здания, как правило, имели простые деревянные каркасы и коробчатые конструкции, облицованные дорогим красным деревом, привезенным из колоний.Мебель в стиле бидермейер также использовала детали из черного дерева, первоначально из-за финансовых ограничений. Детали ормолу (позолоченные бронзовые опоры для мебели и украшения) демонстрируют высокий уровень мастерства.

Генерал Бернадот, позже ставший королем Швеции и Норвегии Карлом Юханом, представил наполеоновский стиль в Швеции, где он стал известен под своим именем. Стиль Карла Юхана оставался популярным в Скандинавии, даже когда стиль ампир исчез в других частях Европы. Франция выплатила часть своих долгов Швеции бронзой из ормолу вместо денег, что привело к моде на хрустальные люстры с бронзой из Франции и хрусталем из Швеции.

После того, как Наполеон потерял власть, стиль ампир продолжал пользоваться популярностью в течение многих десятилетий с небольшими изменениями. Возрождение стиля произошло во второй половине 19 века во Франции, снова в начале 20 века и снова в 80-х годах.

Самыми известными сооружениями в стиле ампир во Франции являются величественная неоклассическая Триумфальная арка Карусель, Вандомская колонна и Ла Мадлен, которые были построены в Париже, чтобы подражать зданиям Римской империи. Этот стиль особенно укоренился в Императорской России, где он использовался для празднования победы над Наполеоном в таких мемориальных сооружениях, как Русское Адмиралтейство, Казанский собор, Александровская колонна и Нарвские триумфальные ворота.Сталинскую архитектуру иногда называют сталинским ампиром.

Этот стиль просуществовал в Италии дольше, чем в большей части Европы, отчасти из-за его имперско-римских ассоциаций, отчасти потому, что он был возрожден как национальный архитектурный стиль после объединения Италии в 1870 году. Марио Праз писал об этом стиле как о . Итальянская империя . В Соединенном Королевстве, Германии и Соединенных Штатах стиль ампир был адаптирован к местным условиям и постепенно получил дальнейшее выражение как египетское возрождение, греческое возрождение, стиль бидермейер, стиль регентства и поздний федеральный стиль.

ee также

* 1795-1820 в моде
* Американский ампир
* Федеральная архитектура
* Лира
* Неогрек, стиль позднего греческого возрождения

Фонд Викимедиа.
2010.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *