Современная деревянная архитектура: Современная деревянная архитектура
Современная деревянная архитектура
Строительство из дерева, в наше время, стало особенно популярным. Современная деревянная архитектура подтверждает это. Ведь именитые архитекторы и дизайнеры зачастую используют дерево в своих проектах.
Спрос на дерево не падает, а только растет. И связано это с тем, что натуральные материалы, коим и является дерево, все больше и больше пользуются спросом.
Помимо прочего, древесина, доступный, красивый, прочный, легкий и податливый материал. Недаром из дерева делают шедевральную мебель, предметы интерьера. В числе прочего, конечно.
Внешний вид дерева, пары эфирных масел древесины, способны сделать микроклимат помещения благотворным и полезным для здоровья человека.
Читайте также: В шкафу из какого дерева не заведется моль

Деревянные дома
Стоит ли говорить о том, как красиво выглядят дома из дерева или с его частичным присутствием. Именно такие дома мы подобрали в нашей статье. Дома из разных стран, разных архитекторов. Но, несмотря на обширную географию, дерево одинаково гармонично смотрится в любом строении.
Казалось бы, современный дизайн это какой-то неземной, необычный дизайн. Но, в моде вполне приземленные проекты деревянных домов. Прямые линии. Лаконичные черты. Никаких нагромождений в постройке. Просто, четко. Но несмотря на простоту, выглядят современные дома весьма красиво. Абсолютно никаких лишних линий.
Читайте также: Простая и красивая мебель
Чистота, легкость, практичность-вот три составляющих современного дизайна домов. И деревянных домов, в числе прочих. Вы согласитесь с тем, что простой дизайн может быть очень красивым и благородным. Стоит только лишь посмотреть нашу фото подборку.

Деревянные дома, место нахождение которых известны, подписаны под фотографией. К сожалению, не все фотографии домов известны своим происхождением. Несмотря на это, посмотреть и оценить современный архитектурный дизайн, с использованием древесины, можно в полной мере.
Читайте также: Простая, но удивительная мебель
Современная деревянная архитектура
















Вам будет интересно
Деревянная архитектура в современном исполнении
Одним из древнейших материалов для строительства является дерево. Могут ли постройки из дерева быть современными? В статье мы расскажем о шести разных проектах, которые выполнены из этого материала.
Сегодня многочисленные архитекторы и дизайнеры соревнуются в мастерстве использования дерева для постройки и отделки разнообразных строений. Много веков дерево используется в строительстве в разных погодных условиях и климатических поясах, и все равно ежегодно появляются новые способы обработки и использования этого материала. Есть множество творцов, которые используют дерево в качестве основы для самовыражения и творчества, но даже те, кто единожды прибегают к этому материалу, воспринимают это как вызов и возможность для творчества. Конечно же, в основном в Северной Европе создаются потрясающие шедевры из дерева, поскольку местные умельцы знают все тонкости и преимущества таких построек. На сегодняшний день дерево, в качестве основного материала, используется, чтобы подчеркнуть экологичность постройки, или же украсить и сделать более уникальным фасады и интерьеры.
Церковь в Норвегии
Прекрасная деревянная церковь построена в небольшом городке Кнарвике в Норвегии. Авторы проекта из бюро Reiulf Ramstad Arkitekter, создавая проект церкви, стремились добиться гармонии с окружающим горным ландшафтом. Фасады здания выполнены из сосновых досок, а для естественного освещения сделаны узкие окна от пола до потолка храма. А небольшая уютная городская площадь расположилась перед входом в здание.
Частная вилла в Австралии
На берегу озера в Западной Австралии вырос интересный дом с резным деревянным фасадом по проекту Александра Диема. Небольшое бюро, которое он возглавляет, на рынке всего три года, однако уже побывало в мировой прессе. Сам по себе дом не отличается чем-то примечательным – небольшой по площади и простой планировки. Однако необычной чертой, которая вызывает интерес, являются потрясающие резные панели, которые закрывают фасад здания. Между стенами дома и резными панелями сделаны деревянные галереи. Деревянные панели полностью скрывают жизнь хозяев дома, однако совершенно не препятствуют дневному свету.
Sunny Hills в Японии
Небольшой кондитерский магазин под названием Sunny Hills Japan работает в одном из районов Токио, Япония. Созданием проекта занималась команда архитекторов из Kengo Kuma and Associates во главе с Kengo Kuma, который питает особую любовь в природным материалам и этнической архитектуре. Фасад здания создали из тонких деревянных планок в виде ромбов. Архитекторы добились трехмерного эффекта благодаря использованию планок разной длины и различному углу их совмещения. Еще одной особенностью строения является древняя технология, которую использовали для строительства, джигоку-гуми позволяет скреплять планки без использования гвоздей или клея.
Aspen Art Museum в США
В Аспене, штат Колорадо, США, был создан потрясающий проект Музея современного искусства благодаря японскому архитектору Шигеру Бан. Крыша и фасады здания выполнены из дерева. Удивительные резные узоры являются основным декоративным элементом, которые отбрасывают причудливые тени в помещения музея. Прогуляться по крыше здания могут не только посетители музея, но и все горожане.
Сауна в Канаде
Отличным примером использования дерева в необычном стиле стала частная сауна, расположенная на берегу озера Гурон острова Сан-Суси, недалеко от Торонто, Канада. Над проектом работало канадское бюро Partisans. Внутри здание отделано деревянными панелями с плавными кривыми поверхностями, а снаружи сауна представляет собой обычный куб с круглыми окнами. На крыше здания прекрасная смотровая площадка с потрясающим видом на озеро, окрестности и закат.
Архитектурные стили деревянного зодчества

Если вы решили строить том, то рано или поздно придется определяться с проектом будущего дома. Задача это трудная и ответственная, так как от этого зависит комфорт проживания в доме. Проект отражает внутреннее содержание дома, но не менее важным является и внешний вид дома. Его архитектурный стиль, который может стать частью вашего имиджа. Существует огромное количество архитектурных стилей. Не будем их перечислять. В этой статье коснемся лишь тех стилей, в которых дерево применимо как основной строительный материал.
В первую очередь это районы произрастания лесов. На нашей планете принято выделять два лесных пояса: северный и южный (экваториальный). Так как на особенности домостроения, а особенно деревянного домостроения оказывает влияние природный фактор, то в данной статье коснемся только архитектурных стилей деревянного зодчества северного лесного пояса. Это территории России, Европы, США и Канады.
Сразу необходимо признать, что архитектурные стили Северной Америки вторичны по своему происхождению и являются следствием адаптации к существующим природным условиям.
В пределах территории Старого Света адаптация прошла уже очень давно, при этом человек сильно изменил природу, часть ресурсов существенно сократилась, например, леса в Европе, произошло переориентирование на другие строительные материалы.
В европейских странах истощение лесов, а также частые междоусобные войны привели к тому, что основным строительным материалом стал камень. Деревянное домостроение сохранилось в рамках элементов.
Шале, австрийский стиль
Для домов в стиле шале характерным является наличие каменного первого этажа и деревянного мансардного этажа. В тоже время четкого деления по этажам нет, так как на больших уклонах этажи строятся уступами, со смещением. Стиль зародился в горах, где в достатке камня, его нужно только обработать, а вот лесов мало, поэтому их нужно экономить.
В качестве строительного материала одновременно используется и камень и дерево. Камень идет для обустройства фундамента и первого этажа дома в стиле шале. В горах, где возможны землетрясения, дом должен быть либо максимально прочным, либо легким к восстановлению. Пастухи в Альпах выбрали первый вариант.
Для увеличения жилой площади дома используется пространство под крышей – получается жилая мансарда. Мансардный этаж делается из бревна или бруса – это и тепло, и достаточно прочно. Кроме этого стены из цельной древесины легче несут снеговую нагрузку.
Крыша двускатная. Угол крыши небольшой, составляет около 25 – 30 градусов. Благодаря этому нет большого перепада высот в мансарде, в тоже время высота стен мансарды имеет достаточную высоту для полноценного использования всего пространства. В тоже время снег не зимой с крыши не сходит, тем самым утепляя ее. Свесы крыши большие для защиты стен от осадков, а также увеличения площади крыши и задержания снега силами трения.
Внутренние пространства небольшие с учетом минимальных потребностей и экономии материалов. Зато снаружи под свесами кровли организуются террасы, делаются балконы. В целом дома лишены излишеств, декоративных элементов. Окна небольшие со ставнями.
Современные дома в стиле шале претерпели видоизменения с развитием технологий. В первую очередь это коснулось окон. Окна, особенно мансарды, большие витражные. Первый этаж, не зависимо от материала, часто отделывается «диким» камнем.
Стиль Фахтверк, немецкий стиль
Фахтверк – это праобраз каркасного домостроения. Связи с отсутствием большого количества строительного материала и необходимостью дешевого строительства появился стиль, где в основе лежала каркасная деревянная конструкция из бруса и досок. Пустоты каркаса заполнялись соломой, глиной, саманом, камнями. Сам каркас не закрывался.
Именно открытый каркас и является характерным отличием этого стиля.
Строительство таких домов было достаточно экономичным и доступным для нескольких человек, так как очень тяжелые строительные материалы не использовались. Сам каркас не декорировался, красился в темные тона, а заполненные пустоты штукатурились и красились в светлые тона. При необходимости конструкция могла достраиваться как вширь, так и ввысь.
Свесы крыши делались большими, крыша покрывалась глиняной черепицей. Мансарда исполнялась и как только подкровельное пространство, и как полэтажа.
В плане планировки помещения общего пользования и индивидуальные примерно равнозначны.
Для фахтверка характерны пристройки изменяющие контур здания и расширяющие внутреннее пространство, например, эркеры.
Стиль стал настолько популярен, что появилось много вариаций:
- франконский стиль: характерна многоэтажность, наличие мансарды, симметрия фасадов;
- — алеманский стиль (южно-германская готика): характерна высокая кровля, парные ригели и стойки;
- — нижнесаксонский фахтверк содержит большое количество фасадного декора;
- — коломбаж (фахтверк Франции): отличается вертикальными стойками.
В современной вариации при строительстве дома в стиле фахтверк в качестве наполнителя стали использоваться различные утеплители: эковата, каменная вата и другие, стеклопакеты с застеклением до 75% стен. В качестве каркасного основания появились вариации использования как клееного бруса, так и бетонной конструкции с наполнителем из пенобетона и других материалов. В качестве кровли стали использоваться металлочерепица и композитная черепица, но применяется и натуральная глиняная.
Внешний вид стиля фахтверк стал настолько популярен, что дома сделанные по другим технологиям также стали оформлять внешне под этот стиль.
Европейский стиль
Дома в европейском стиле основаны на трех началах. Это красота, польза и прочность. Рационализм и практичность. Основные характеристики этих домов. Построенные по каркасной технологии, но, в отличие от фахверка, с закрытым каркасом, они могут иметь два-три этажа, верхний этаж, как правило, мансардный.
Крыша – четырехскатная, реже двускатная с выходами слуховых окон, покрыта крыша черепицей. Окна узкие прямоугольные или арочные. Цоколь выложен камнем. Часто применяются эркеры и балконы.
Скандинавский стиль
О скандинавском стиле и его вариациях: норвежском, шведском и финском стилях деревянного домостроения. В настоящее время можно услышать много лестных слов: продуманный, усовершенствованный и т.д.
На самом деле выделять его в самостоятельный стиль не совсем оправдано, так как он имеет всего одну характерную особенность во внутренней планировке дома – это большое общинное пространство, которое сохранилось от древнего уклада жизни скандинавов.
В древности весь дом представлял собой одно единое пространство для всей семьи и скота. Это общее пространство делилось на зоны: зона очага, мужская и женская зоны, зона для скота. Индивидуальных помещений не было.
Еще одной характерной чертой скандинавский домов является «ломаная» крыша, скаты которой не соединяются на коньке, а один из скатов смещен. Но эта черта, также как и несимметричные скаты двускатной крыши, не являются обязательным условием.
Норвежский стиль
Особенно это было характерно для норвежцев, которые находились в условиях дефицита дерева, но дома из камня были слишком холодные.
Связи с этим сформировался особый норвежский стиль – это приземистые одноэтажные дома с большим общим пространством гостиная-столовая-кухня и небольшими комнатами, которые расположены по бокам. Несущие стены были занижены, но плоского потолка не было. В результате центральное общее пространство высокое до конька, а боковые комнаты с заниженным потолком используются для сна.
Изначально дома строились в условиях дефицита дерева, частично закапывались в землю, стены лишь незначительно выступали над землей, представляли собой не рубленные, а сложенные между столбов-кольев бревна-лафет. В эпоху викингов, когда мужчины уходили из дома, оставляя женщин, детей и стариков. Защищать дома было не кому. Кровля покрывалась дерном с травой, чтобы жилище стало незаметнее, а также утеплить дом сверху. То есть дом в норвежском стиле – это своеобразная землянка партизан.
Современные деревянные дома в норвежском стиле несут отпечатки того времени, сохранился общий принцип планировки, дома остались приземистыми, с целью экономии материала и защиты от ветров. Сохранилась пологая крыша с углом до 30 градусов для удержания скопившегося снега как естественного утеплителя.
Изменилась только техника изготовления сруба дома. Технику рубки дома скандинавы принесли из Руси, но видоизменили ее. В настоящее время преподносится, что норвежский способ рубки более совершенный, позволяет делать сруб теплее, без щелей. Для строительства используется не бревно, а лафет, что позволяет экономить полезное пространство дома. В этой статье мы рассматриваем стиль деревянного домостроения, а не технологии, поэтому спорить с подобным утверждением не станем.
Современный дом в норвежском стиле – это максимальный ориентир на натуральные природные материалы без имитации. Одноэтажный дом без потолка с дополнительными окнами во фронтонах для увеличения количества естественного света в гостиной, которая совмещена с кухней и столовой. Небольшие по площади жилые комнаты с невысоким потолком. Окна в доме норвежского типа небольшие для экономии тепла. Используются деревянные водосливы, а сам сток воды не через трубу, где вода падает, а по железной цепи – стекает. В идеале кровля норвежского дома представляет собой газон и имеет небольшой наклон.
Шведский стиль
Очень часто, когда говорят о скандинавском стиле, то имеют ввиду именно шведский стиль деревянных домов. Использование природных материалов и функциональность – определяющие моменты этого стиля.
Внутренняя планировка шведского дома типично скандинавская: просторная центральная гостевая комната, совмещенная с кухней и столовой, часто имеющая несколько зон в интерьере, вокруг центральной комнаты расположены небольшие помещения различной функциональности: кладовка, спальни, ванная и так далее.
В отличие от норвежского стиля, это уже не приземистый дом (недостатка в лесах в Швеции, в отличие от Норвегии, не было). Для дома в шведском стиле характерно наличие мансардного этажа с жилыми комнатами и вторым светом, благодаря которому увеличивается освещенность основного помещения дома, где часто собирается семья.
Бревна снаружи скрыты за обшивкой из доски, что дает дому дополнительную защиту от осадков и энергосбережение.
Финский стиль
Этот стиль деревянного домостроения очень похож со шведским стилем, но при этом есть некоторые отличия, которые больше относятся к современным постройкам. В первую очередь это технологичность строительства дома и, как следствие, внешняя простота дома. Для финских домов характерно отсутствие различных декоративных элементов, кровля простая, двускатная, часто не симметрияная, «переломы» крыши сведены к минимуму.
Цокольный этаж отсутствует, фундамент предпочтительнее в виде плиты. Естественное освещение мансарды реализуется наклонным мансардными окнами, а не слуховыми с выступом в кровле.
Единственными «украшениями» дома в финском стиле, которые хоть как то делают их внешний вид интереснее, являются характерные балконы, на которые затруднено попадание снега и террасы.
Внутренняя планировка финского дома очень похожа с домами шведского (скандинавского) стиля, с одним принципиальным отличием: внутри дома на первом этаже находится сауна.
Стиль прерий (ранчо), североамериканский стиль
Из названия видно, что этот тип распространен на территории Северной Америки, в первую очередь в США. Основными отличительными особенностями этого типа является распластанность на больной территории одноэтажного, реже двухэтажного дома. Кровля сложная, многоуровневая, с большим количеством различных слуховых окон. При этом само здание построено максимально экономично, по каркасной технологии.
Внутренняя планировка также очень специфична. Центральное место в доме занимает общественная зона. Это совмещенные холл, гостиная, столовая, кухня. При этом эти помещения часто имели два входа-выхода, а планировку помещений можно легко поменять. Другой особенностью внутренней планировки домов в стиле ранчо является обособление индивидуальных жилых зон: для каждой спальной комнаты есть свой гардероб и санузел. Это объясняется удобством и обустройством личного пространства.
Американский кантри
Это очень похожий на стиль прерий архитектурный стиль. В нем заложены те же принципы. Принципиальным отличием является используемый материал.
Если в стиле ранчо используется каркасная технология с возможностью легкой достройки или восстановления разрушенной конструкции дома (все это в условиях возможного недостатка дерева), то в кантри используется более массивный материал: бревно, брус, камень. Задача такого строительства не возможность легкой переделки или ремонта, а выстоять под напором природы (ураганов, торнадо и т.д.).
Распространен такой стиль в местах, где леса в достатке, как правило, лесистые склоны гор. Часто используются бревна больших диаметров в качестве опор. Отделка части дома камнем.
В современном строительстве домов стиля кантри часто используются большие объемы застекления. Вход может идти через просторную террасу большой протяженностью.
Русский стиль
Дома в русском стиле не так однообразны как может казаться на первый взгляд. Они намного сложнее и продуманнее. Обосновано это условиями проживания, особенностями климата, занятием хозяев.
В основе архитектуры находится древесина. В лесных районах это самый легкодоступный материал, которого и много, и легко обрабатывается, и теплый. Дома рубятся из бревна с применением разных способов рубки для помещений разного назначения, в разных районах.
Дома одно-, двух, трехэтажные. Крыша двускатная с выходами слуховых окон, реже башенками. Очень много декоративных элементов: балконом, резных наличников, ставен, столбов. При наличии многих повторяющихся элементов каждый дом по своему уникален.
В плане планировки основную часть занимает общинное помещение – горница, оно же является и столовой. А вот зона готовки обособлена, часто отгорожена печью. Жилые комнаты – могут быть холодные и теплые.
Изначально славяне строили дома, не выравнивая бревна. Комли торчали из переруба не равномерно. Это ускоряло процесс рубки, а красота не особенно волновала. Затем торцы бревен стали выравнивать, рубленый дом приобрел более правильные контуры. Сейчас старый способ рубки снова применяют как элемент дизайна. Такой вариант рубки домов стали называть дикий стиль или рустикальный стиль.
Фронтон дома всегда делался из бревна. Стропильная система не применялась в отличии от современной действительности. Использовалась самцовая система крыши когда на фронтоны закладываются горизонтальные бревна на нескольких уровнях. На эта бревна, толстые и прочные, часто из сухостоя (келы) закладывались тонкие бревна диаметром до 120-140 мм с кореньями (поваленный сухостой). Верхушки их связывались на коньке, а на коренья (курицы) закладывались водосборники.
Подкровельное пространство использовалось как складское хранилище или холодная, реже теплая, жилая часть – светелка. Для естественного освещения в крыше делались выходы слуховых окон.
Русская изба – это не просто дом, это комплекс построек. Необходимо отдельно рассматривать дома русского купечества или дворянские усадьбы и типичные дома русского деревянного зодчества. Территориально принято различать северорусские, среднерусские и южнорусские дома.
Современное деревянное зодчество — это… Что такое Современное деревянное зодчество?
![]() | Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
Современное деревянное зодчество
Деревянное зодчество в настоящее время переживает период подъёма. Главная причина тому восходит, как бы необычно это ни звучало, к переосмыслению свойств дерева как строительного материала.
История

Наивысший подъём деревянного зодчества на Руси приходится на 17 век. Тогда это был почти единственный строительный материал, а мастерство работы с ним находилось на таком высочайшем уровне, который кажется уже недостижимым сегодня. В частности, при реставрации деревянных храмов Каргаполья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на обработанных руками плотников тех времён брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх, мы можем по сей день любоваться этими 400-летними шедеврами их работы.
Начиная с XVIII века новые материалы стали всё более вытеснять дерево. Все эти материалы имели определённое техническое превосходство над традиционным деревом по различным легко оцениваемым признакам: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности.
Этих явных преимуществ оказалось вполне достаточно чтобы полностью исчезли профессиональные бригады владевшие искусством возведения деревянных строений способных переживать века. Древесина стала рассматриваться как материал к которому приходится прибегать только если нет возможности обратиться к чему-то лучшему, например, более дорогому. Работа с деревом велась только в рамках дешёвых строительных проектов и доверяли её тем, кто явно не годился в ряды строительной элиты работавшей с новыми современными материалами. Поэтому на деревянных строениях середины XX века лежит своеобразная печать упадничества, грубой и неаккуратной работы. Стиль работы 17 века был полностью утрачен. Не сохранилось ни одного человека владевшего им.
На рубеже тысячелетий ситуация стала существенно меняться. Значительное количество людей стало замечать, особенно после посещения памятников деревянного зодчества, как угнетают их холодные бетонные коробки домов, в которых они вынуждены жить в сравнении с живым теплом деревянных стен. Всех, кто произносил подобные слова так или иначе упрекают в субъективизме, но на рубеже тысячелетий уже сформировался значительный слой людей, которые при принятии решений предпочитают опираться на свои чувства, а не на технические аргументы. Именно благодаря им, а может быть ещё и тому что все возили своих детей лечить аллергию, приобретённую в «каменных стенах», в деревню, деревянное зодчество получило шанс второго расцвета.
Настоящее время
В настоящее время деревянный дом, если он правильно построен, не уступает по своим техническим характеристикам строениям из других строительных материалов, а по некоторым важным параметрам — превосходит. Современные нелетучие антипирены и антисептики не нарушая микроклимат жилья надёжно защищают дерево как от огня, так и от гниения. А вот сейсмостойкость сруба выполненного из цельных брёвен превышает сейсмостойкость практически всех иных конструкций зданий, что при растущей в настоящее время активности земной коры кажется немаловажным. Деревянный дом, как бы красиво он ни был выполнен, не является дорогим. Так как если даже были использованы толстые стволы, приглашён для строительства кран и щедро оплачена бригада профессионалов, всё-равно экономия была достигнута на фундаменте. Такова особенность деревянного зодчества: деревянные дома не требуют дорогостоящего фундамента. Раньше, зачастую, строили вообще без него. Сейчас специалисты рекомендуют все же возвести хотя бы простейший фундамент. Таким образом, на рынке современного жилья, деревянный дом заслуживает одно из самых почётных мест, если даже рассматривать ситуацию с чисто технических позиций.
Но, как известно, современное общество не склонно двигаться в разумном или целесообразном направлении. Масса новейших строительных материалов создаёт вокруг себя такую рекламную шумиху, что перебирая возможные сочетания этих материалов, до традиционных решений заказчики не доходят вообще, останавливаясь на чём то очередном и уступая своей усталости. Поэтому строительство деревянных домов в настоящее время ведётся преимущественно теми, кто осознал что дерево является лучшим материалом для строительства жилья независимо от экономических соображений.
Изучение мнения этих людей должно было бы быть приоритетной задачей так как именно они являются источником финансового наполнения отрасли, но подобные исследования сталкиваются с серьёзной трудностью. Так как мотивация выбора строительного материала не может быть выражена в чётких технических терминах, то в большинстве случаев, её просто избегают приводить ограничиваясь невнятным: «просто нравится». Эту мотивацию удалось выявить более подробно в результате обращения к ещё одной группе людей тесно связанной с новой волной расцвета деревянного зодчества. Но прежде необходимо перечислить и охарактеризовать других участников процесса возрождения деревянного зодчества.
Самым заметным участником являются строительные фирмы, которые никогда раньше деревянным зодчеством не интересовались, а теперь стали активно трудоустраивать тех, кто хоть как-то может держать в руках топор и обеспечивать этих наёмных рабочих заказами через свои наработанные каналы. Фирмам это очень выгодно: оригинальное, а значит дорогое строительство, экономия на фундаментах, случайные, а значит дешёвые рабочие. В таких условиях они даже не будут скупиться на рекламу, создавая себе надувной имидж знатоков деревянного зодчества, которыми они не являются и не могут являться потому что возрождение зодчества происходило не через их усилия, а через кропотливый труд другой группы людей, менее заметной на сцене современности.
Настолько велик был упадок деревянного зодчества, что даже в учебниках по плотницкому делу стало возможным обнаружить неверные рекомендации по использованию плотницкого разметочного инструмента. Поэтому самостоятельно построить качественный дом, научившись всему по книгам, однажды стало просто невозможно. У тех, кто сам пытался построить себе дом из дерева получалось плохо.
В конце второго тысячелетия одним из наиболее упорных энтузиастов деревянного зодчества был разработан аналогичный по функциональности, но более совершенный инструмент разметки. Он позволил не только повысить качество работы до древних стандартов, но и увеличить производительность работы плотника. Он поделился открытием с друзьями — такими же поэтами деревянного зодчества. Вскоре целые бригады по всей России были оснащены новым инструментом. Но это новшество не было отражено ни в книгах ни в периодической литературе. Поэтому оно распространилось только «в кругу друзей». И хотя этот круг оказался широким как земля России, он в то же самое время оказался и на удивление узким. И очертил отчётливой чертой ещё одну группу людей, которая связана с деревянным зодчеством.
Эта группа людей настолько необычна, что требует отдельного описания. Во-первых, выяснилось, что в бригадах, работающих с новым инструментом, никто не курит. Речь рабочих чиста от использования типичных для рабочего класса грубых слов. Использование алкоголя сведено к минимуму, который, наверно, можно охарактеризовать как оправданный с медицинских позиций. Возникает вопрос: Откуда же взялась такая рабочая элита?
В основе её формирования находятся люди пытавшиеся исследовать вопрос наилучшего для человека жилья. Все они в результате своих исследований так или иначе пришли к тому, что возможности дерева в решении этой задачи намного выше, чем у других строительных материалов. Кроме того, что древесина благородных пород дерева продолжает в течение десятков лет выделять целебные испарения своих смол в помещение, где живёт человек, есть и другие более тонкие грани взаимодействия хозяина со своим жилищем, которые стали известны мастерам из разных источников, в ряде случаев из древних книг.
Перед строительством храма бригада древних плотников всегда постилась в течение 40 дней, что вряд ли помогало им поднять физические силы для тяжёлой работы топором. Так и современные нам бригады делают упор не на скорость строительства (хотя в большинстве случаев она выше чем у строительных фирм, так как в бригадах работают настоящие мастера), а на то, чтобы построить уют будущего дома, чтобы этот уют был заложен внутри материала стен. Они понимают что оставляют глубокий отпечаток человеческих отношений сложившихся внутри бригады в стенах строящегося дома. Этот отпечаток будет влиять в течение всего существования дома на жизнь тех, кто в него войдёт. Поэтому он важней скорости строительства.
Это понимание пришло к ним не через обучение на каких-либо курсах. Подобных курсов не существовало, а через призму собственного восприятия мира. Обладая схожей призмой эти люди сдружились несмотря на то, что жили друг от друга часто на огромных расстояниях. Они активно делились между собой своими лучшими наработками и сформировали одно из самых удивительных обществ современности.
Они продолжают брать на обучение людей, но лишь из числа тех, чей внутренний мир сформирован не настолько грубо чтобы утратилась способность воспринимать тонкий смысл строительного ритуала. Поэтому наиболее близки им молодые люди из числа, например, эолов.
Это понимание особенностей древесины, сформировавшееся у строителей посвятивших деревянному зодчеству свою жизнь, приоткрывает нам и причины интереса к дереву у клиентов — у тех, кто просто хочет иметь деревянный дом. И позволяет сформулировать важную рекомендацию для тех, кто готов заказать себе строительство дома: Приоритетным по важности для клиента заказывающего деревянное жильё является выбор строительной бригады. Для того, чтобы жильё впоследствии оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо познакомиться с группой людей, которая берётся его возвести. Она должна быть, как минимум, свободна от пагубных человеческих привычек, информация о которых способна фиксироваться материалом стен и впоследствии оказывать влияние на живущих в доме в течение всего его существования.
Технические особенности
Новый виток деревянного зодчества, конечно, имеет свои особенности: топор и ручная пила всё меньше используются на стройплощадке, вместо них сейчас чаще можно заметить бензопилу и кран. Но это не значит, что качество возводимых строений сейчас хуже. Если оценивать новые строения по всему спектру параметров характеризующих жильё, то у лучших современных бригад он уже начинает превосходить то, что нам известно как высочайшие достижения 17 века.
А строительные фирмы активно учатся у них. В частности, за свои деньги проводят тихие (скрытые от прессы) соревнования плотников. В этих соревнованиях побеждают бригады, но фирмы наблюдают за техникой их работы, методикой применения инструмента, затем обучают своих рабочих, постепенно подтягивая их уровень. Из того, как это активно происходит, становится видно, что деревянное зодчество — действительно современно.
Современная деревянная архитектура масштабно участвует в фестивале Зодчество
«Зодчество» — это главное ежегодное отчетное мероприятие архитекторов федерального значения, которое собирает сотни участников и десятки тысяч посетителей. В этом году темой фестиваля кураторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин объявили «Прозрачность».Сегодня нет иного выхода, кроме как самим раскрывать свои творческие кредо, сокровенные мысли, тайные проекты, «мощные двери», «заполненные кладовые»..! Фестиваль Архитектуры «Зодчество» — универсальная площадка для профессионального высказывания в формате конкурсного проекта, выставочного стенда, практической демонстрации, лекции, дискуссии, тематической инсталляции или ясного экспозиционного жеста, объединённых общей темой «ПРОЗРАЧНОСТЬ».
манифест «Зодчество» этого года
Стендом Ассоциации станет огромный полупрозрачный знак фестиваля из деревянных конструкций и большим экраном внутри, где в течение всех трех дней будут демонстрироваться лучшие и уникальные объекты современного деревянного зодчества компаний Ассоциации. В 2015 году этот арт-объект компании «НЛК Домостроение» и изготовленный на «Сокольском ДОКе» стал своеобразными воротами фестиваля на площади перед ЦДХ, сейчас же, отреставрированный и смонтированный компанией «Альбау», он расположится в самом центре зала Гостиного двора.
Для бесплатного участия в интерактивном стенде со своими объектами приглашаются все компании Ассоциации деревянного домостроения. Ссылки ваше на видео направляйте на адрес эл. почты [email protected].
Одним из центральных событий деловой программы фестиваля в этом году станет дискуссия-батл «ПОЧЕМУ НЕ ДЕРЕВО?». В 21-м веке дерево идет на смену стали и бетону — новый тренд, набирающий силу в архитектурной среде. На дискуссии предполагается обсудить, что препятствует широкому применению древесины в промышленном строительстве России. Участники поделятся отечественным опытом проектирования и строительства с применением деревянных конструкций, услышат опыт европейских коллег. Модератором дискуссии выступит Владимир Кузьмин, архитектор-дизайнер, сооснователь проектной группы «Поле-Дизайн», профессор МААМ, член Союза архитекторов России. На стороне дерева выступят такие метры деревянной архитектуры как Тотан Кузембаев и Николай Белоусов, представитель архитектурного бюро Semrén & Mansson из Швеции расскажет об опыте многоэтажного деревянного строительства, к участию приглашаются архитекторы, инженеры, конструкторы и все уважаемые эксперты компаний Ассоциации деревянного домостроения. Ответим вместе широкой архитектурной общественности страны, почему же все-таки дерево!
Дискуссия состоится 18 октября, в пятницу в 15.15. Заявляйтесь и регистрируйтесь для участия — [email protected].
Безусловно, в дискуссии нас также поддержат корпорация «Русь» и компания «Талион», и не только словами, главным аргументом станет грандиозный проект кураторов фестиваля на главную тему форума «Прозрачность».
Доминантой всего пространства Гостиного двора на время Зодчества’2019 станут деревянные конструкции. В этом году зона кураторских проектов фестиваля создаётся при активной поддержке компаний-членов АДД. По проекту Куратора фестиваля Владимир Кузьмин, проектная группа «Поле-Дизайн», зону специальных проектов застраивает «Корпорация Русь», зону кураторских проектов — компания «Талион» и центральный павильон кураторской экспозиции возводит компания «Альпбау».
И даже этим «деревянная» тема на нынешнем главном архитектурном фестивале страны не заканчивается. Целый кураторский стенд Зодчества будет отдан практикуму по современной деревянной архитектуре «Древолюция». К слову сказать, руководитель и вдохновитель «Древолюции» архитектор Николай Белоусов получил за этот проект гран-при премии АРХИWOOD’2019.
Приглашаем к участию на стенде Ассоциации и в дискуссии 18 октября, а также в качестве посетителей. И не забудьте получить бесплатный электронный билет на фестиваль!
Деревянная архитектура — Википедия с видео // WIKI 2
Деревянная архитектура — разновидность архитектуры, связанная с использованием дерева (в отличие от архитектуры каменной, где используют каменные глыбы, кирпич, бетон и т. п.). В условиях окружения поселений могучими лесными массивами дерево являлось наиболее доступным и распространённым строительным материалом[1]. В искусстве и архитектуре некоторых стран на протяжении веков имела преобладающую роль.
Энциклопедичный YouTube
1/2
Просмотров:9 835
1 214
✪ Russian Wooden Folk Architecture — Русская деревянная народная архитектура
✪ Изба на Унже. Деревянное зодчество (1972)
Содержание
История

Типы традиционных строений в Европе (на англ.)
Россия

Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён[1]. О древне-русском деревянном зодчестве возможно говорить лишь в форме догадок и предположений, поскольку не сохранились памятники тех времён или точное их описание[2]. Недолговечность и горючесть строительного материала не позволили сохранить ни одной деревянной постройки, срубленной ранее XVI века[1]. Иван Егорович Забелин предпринял первую попытку реставрации типа древне-русских деревянных построек, считая, что с течением времени и изменением образа жизни они изменялись в частностях, а не в общих чертах. Оставался неизменным основной тип, ядро постройки, а излюбленные архитектурные формы воспроизводились столетиями, дополняясь новыми более искусными сочетаниями[2].
Дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм русское деревянное зодчество достигает в XV — XVIII веках[1]. При реставрации деревянных храмов Каргополья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы, при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх.
Начиная с XVIII века дерево постепенно вытесняют новые материалы, имеющие техническое превосходство: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности. Древесина стала рассматриваться как материал, к которому приходится прибегать, только если нет возможности обратиться к более дорогому.
Всплеск интереса к деревянному зодчеству вырос на волне увлечением историческим направлением псевдорусского стиля в XIX — начале XX веков. Частыми заказчиками деревянной застройки в русском стиле были купцы (особенно старообрядцы). Таким образом, крестьянская деревянная архитектура, придя в город, становится всенародной и всесословной. Эклектичность в деревянных жилых домах проявлялась в сочетании стилевой профессиональной архитектуры и народной традиции[3].
Музеи деревянной архитектуры
Россия:
Другие страны:
Технические особенности
Новый виток деревянного зодчества имеет свои особенности: топор и ручная пила всё меньше используются на стройплощадке, вместо них сейчас чаще можно заметить бензопилу и кран.
Образование
В России существует кафедра древесиноведения и деревообработки в Московском Государственном Университете Леса (Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана) — единственное высшее учебное заведение, где преподаётся деревянное зодчество[источник не указан 642 дня].
Галерея
См. также
Примечания
Литература

Стучим по дереву: древнейший материал в архитектуре

«ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН»
Дерево — древнейший материал строителей. Может ли деревянная архитектура быть современной? Наши коллеги из журнала «Интерьер + Дизайн» рассказывают о шести проектах в разных типологиях
Архитекторы соревнуются друг с другом в умении выложить доски «заподлицо» или «в шип», сложить конструкцию без гвоздей и клея, показать красоту фактуры. Несколько тысяч лет из дерева строили в разных климатических поясах, и тем не менее технологии высушивания и подготовки древесины совершенствуются ежегодно. Есть авторы, для которых материал — фирменная тема их творчества: японцы Кенго Кума и Шигеру Бан, отечественные профи Тотан Кузембаев, Евгений Асс или Николай Белоусов. Но даже те, кому разово удается что-то построить из дерева, воспринимают задачу как творческий вызов. Конечно, наиболее авангардные проекты предлагает Северная Европа — датчане, финны, голландцы знают все преимущества деревянного дома. Сегодня все чаще к деревянной архитектуре прибегают, если необходимо подчеркнуть экологичность бренда или институции. Не забывают архитекторы и о декоративности резных деревянных фасадов.
Церковь, Норвегия
В небольшом норвежском городке Кнарвике возведена деревянная церковь. Авторы проекта бюро Reiulf Ramstad Arkitekter придумали сложную форму, которая вошла в диалог с окружающим гористым ландшафтом. Фасады отделаны сосновыми досками, в стенах прорезаны узкие окна от пола до потолка, сквозь которые дневной свет попадает в интерьер храма. Перед зданием спроектирована уютная городская площадь.
reiulframstadarchitects.com
Частная вилла, Австрия
В Западной Австрии, на берегу озера, появился интересный дом — проект Александра Диема. Его бюро всего три года, а некоторые проекты уже обошли мировую прессу. Дом на берегу озера — простой по планировке и объемам, весь шик этого проекта — в деревянных резных панелях, которыми объем закрыт по всему периметру. Между ажурным слоем и стенами — деревянные проходные галереи. Жизнь владельцев полностью скрыта от посторонних глаз, но солнечный и дневной свет легко проникает во внутреннее пространство.
alexdiem.com
Sunny Hills, Япония
В токийском квартале Минами Аояма открыт небольшой кондитерский магазин Sunny Hills Japan. Проект команды архитектора Кенго Кумы (Kengo Kuma and Associates), который славится вкусом к этнике и природным материалам. Все фасады закрыты ромбовидной решеткой из тонких деревянных планок. Архитекторы использовали рейки разной длины, накладывая их под углами 30 и 60 градусов, — в результате получился оптический эффект трехмерности. В конструкции использована старинная технология джигоку-гуми, позволяющая монтировать рейки без клея и гвоздей.
kkaa.co.jp
Aspen Art Museum, США
Музей современного искусства всегда повод для артистичной архитектуры. Японец Шигеру Бан умеет экспериментировать. В даунтауне Аспена, штат Колорадо, по его проекту возведено здание с деревянной крышей и деревянными фасадами. Крыша — общедоступное место не только для гостей музея, но и для всех горожан. Резные деревянные фасады — главный декоративный элемент постройки, в интерьерах музея они отбрасывают эффектные тени.
shigerubanarchitects.com
Сауна, Канада
Частные заказчики также готовы к неожиданным решениям в деревянном строительстве. Сауна на скалистом берегу острова Сан-Суси на озере Гурон, севернее Торонто, — лучший пример. Проект канадского бюро Partisans. Внутри — криволинейные поверхности, снаружи — простой прямоугольник с окнами бионической формы. Крыша сауны — смотровая площадка, отсюда открываются головокружительные виды. Посетители сауны с удовольствием смотрят на закат.
partisanprojects.com
Деревянная Архитектура и Дизайн | Не экспонат

Построенный между 7-м и 8-м веками нашей эры, буддийский храмовый комплекс Хорю-дзи недалеко от Нары, Япония, обычно считается старейшими деревянными постройками в мире; фото: Джим Тоберн
Дерево , вероятно, первый строительный материал, использованный людьми.
Особенно в тех областях, где камень является редким ресурсом, деревянная архитектура веками развивалась в самых разнообразных и оригинальных формах и техниках.
Древесина — легкий, прочный, эластичный, дешевый и распространенный материал для строительства.
От древней Греции (возможно, не все знают, что формы классических греческих храмов на самом деле были своего рода «окаменевшей» версией предшествующей деревянной архитектуры) до традиционных китайских храмов, от венецианских монументальных деревянных сводов до американских воздушных шаров. предпочтительный строительный материал цивилизаций на всей планете с момента зарождения человечества.
Большой деревянный свод в форме корпуса Палаццо делла Раджионе в Падуе, спроектированный архитектором Джованни дельи Эремитани в 1306 году; Фото любезно предоставлено Expo Veneto
Сарай Ли-Корт с десятью отсеками на крестообразном каркасе в Ли, Англия, построен ок.1325; фото любезно предоставлено English Heritage
Построенная в 15 веке с использованием традиционных методов судостроения, церковь Святой Екатерины в Онфлёре, Франция, является одним из самых замечательных образцов деревянных религиозных построек. фото: Криштиану Оливейра
Строящийся каркасный дом из воздушных шаров, резервация Омаха, Небраска, 1877 г. Фото Уильяма Генри Джексона; Национальный антропологический архив, Смитсоновский институт
Тем не менее, в начале 20 века большинство современных архитекторов стремились использовать более «усовершенствованные» материалы, такие как железобетон и сталь, за некоторыми исключениями, например, в японской и финской архитектуре.
В последние годы поиск экологически безопасных строительных решений и растущий консенсус в отношении био-архитектуры помогли обновить деревянные здания и мебель, хотя и в современных формах, а также разработать инновационные и передовые методы заготовки древесины, производства и дизайнерские приемы.
Мы представляем здесь коллекцию наиболее интересных и вдохновляющих примеров деревянной архитектуры — любого размера, от крошечных до гигантских, а также продуктов и дизайна мебели, которые мы представляем на Inexhibit.
Изображение на обложке: Павильон Китая на ЭКСПО в Милане 2015; фото: Inexhibit
.
60 современных домиков со всего света раскрывают секреты своего дизайна
Домик по определению представляет собой небольшое деревянное убежище в удаленном месте, и большинство из нас, думая о нем, думает о маленьком деревенском уединении с очень уютный интерьер. Пришло время изменить это восприятие, потому что современные каюты выводят вещи на совершенно новый уровень. Они сохраняют уют и комфорт, но также включают в себя много интересных и новых функций. В наши дни даже процесс строительства изменился, и сборные домики являются лучшим примером.Сегодня мы рассмотрим 60 современных кают и их удивительный дизайн.
Посмотреть в галерее
Этот сборный домик, расположенный на Блок-Айленде на побережье Род-Айленда, был построен в 1967 году дизайнером Йенсом Рисомом для отдыха его семьи. Несколько лет назад дизайнер решил обновить его и подготовить к следующему поколению, и это означало, что некоторые ремонтные работы были в порядке. Важной задачей было заменить стеклянные листы на северном фасаде, открывающем из этой А-образной кабины прекрасные виды вокруг.
Посмотреть в галерее
Этот современный коттедж, спроектированный Heliotrope Architects для семейного отдыха, расположен на одном из островов Сан-Хуан в штате Вашингтон и находится в полной гармонии с природой и окружающим ландшафтом. Архитекторы наделили домик садом на крыше, чтобы компенсировать утраченную среду обитания, и выдвижными стеновыми панелями, чтобы жилые помещения могли быть полностью открыты для наружного применения.
Посмотреть в галерее
У владелицы этой современной хижины, построенной компанией FLOAT Architectural Research and Design в Орегоне, была очень своеобразная и интересная просьба: ей нужна была крыша, которая позволяла бы ей слышать, как на нее падает дождь.Также команде пришлось преодолеть две другие проблемы: построить эту хижину без доступа к дороге, без электричества и без серьезных земляных работ и убедиться, что хижина может быть снята и переработана в конце ее срока службы.
Посмотреть в галерее
The Rolling Huts от Олсона Кундига — это набор современных коттеджей, расположенных на территории бывшего кемпинга для автодомов в Мазаме, США. Владелец хотел спасти участок и позволить ландшафту вернуться в его естественное состояние, и, что удивительно, эти хижины делают именно это.По сути, это просто обшитые сталью ящики на стальной и деревянной платформе на колесах.
Посмотреть в галерее
Расположенный на участке земли недалеко от Эдирне, недалеко от границы между Турцией и Грецией, этот автономный домик служит прекрасным летним уединением и идеально подходит для удаленных мест, таких как этот. . Сборная кабина была разработана SO? Номер-студио с атмосферостойкими березовыми панелями снаружи, изоляцией из каменной ваты и компактным, но хорошо организованным интерьером, который включает кухню, кровать-чердак, ванную комнату и кушетку.
Посмотреть в галерее
Этот современный домик в Нордмарке в Норвегии в основном используется в зимние месяцы, когда близлежащие леса предлагают отличные возможности для катания на беговых лыжах. Домик был спроектирован Jarmund / Vigsnæs AS Architects MNAL, и он почти не касается земли под ним, казалось, что он парит над пологими склонами. Внутри пространство разделено на две зоны, одна из которых — двухэтажная зона в центре.
Посмотреть в галерее
Когда архитектор Джеймс Катлер из Cutler Anderson Architects спроектировал этот уютный домик на острове недалеко от Сиэтла, он хотел, чтобы он служил дизайнерской студией для него и местом встреч для его дочери и ее друзей, поэтому он сделал его максимально уютным и забавным, с чертами, напоминающими домики на деревьях.Внешний вид был облицован кортеновской сталью, что позволяло кабине гармонировать с окружающей средой.
Смотреть в галерее
Хижиной это назвать сложно, хотя характеристики у нее есть. Этот дом для отпуска из Вашингтона, окруженный горами и предгорьями, был спроектирован компанией Prentiss Balance Wickline и имеет план этажа, разделенный на разные объемы, которые образуют частный уютный двор. Объемы облицованы погодоустойчивой сталью, что придает им вневременной и поношенный вид.
Посмотреть в галерее
Помимо необычного и впечатляющего местоположения, эта каюта также имеет особый и необычный дизайн, будучи очень узкой и размером всего 2,4 на 4,9 метра. Он был разработан OFIS Arhitekti, который работал с инженерами-строителями CBD, и вы можете найти его консольно над краем горы на границе между Словенией и Италией. Он сделан из алюминиевых панелей в сочетании со стеклом и деревом, и из него открываются поистине захватывающие виды.
.