Симметрия и асимметрия в архитектуре: Средства гармонизации
» Симметрия и асимметрия в архитектуре Санкт-Петербурга» (6 класс)
Содержание.
1. Введение. ……………………………………………………………………2
2. Глава 1. Симметрия. История симметрии …………………………………3
1.1 Симметрия. …………………………………………………………………3
1.2 Асимметрия. ……………………………………………………………….4
1.3 История симметрии. ……………………………………………………….5
1.4 Учёные, которые изучали симметрию. ………………………………….6
3. Глава 2. Симметрия и асимметрия в архитектуре Санкт-Петербурга……7
4. Опрос. ………………………………………………………………………12
5. Заключение. ……………………………………………………………….13
6. Литература. ………………………………………………………………..15
Введение.
Актуальность.
«Легко отыскать примеры прекрасного , но так трудно объяснить, почему они прекрасны». Понятие симметрия идёт из истоков человеческого понятия.
Гуляя по Санкт-Петербургу нам захотелось понять, почему одни здания завораживают, а другие выглядят скучно и обыденно.
Гипотеза.
Если вид зданий зависит от математического закона, то этот закон связан с симметрией и асимметрией.
Цель исследования увидеть и понять тонкую нить, которая соединяет математику и архитектуру Санкт-Петербурга.
Задачи:
— изучить понятия симметрия и асимметрия;
— понять, влияет ли симметрия и асимметрия на восприятие архитектурных сооружений Санкт-Петербурга;
— проанализировать фотографии архитектурных сооружений Санкт-Петербурга на наличие симметрии и асимметрии.
Объект исследования: понятие симметрия и асимметрия.
Предмет исследования: архитектурные сооружения Санкт-Петербурга.
Методы исследования: сбор, анализ и сравнение сооружений.
Глава 1.
Симметрия.
Понятие симметрии встречается как во многих областях человеческой жизни, культуры и искусства, так и в сфере научных знаний. Но что такое симметрия? В переводе с древнегреческого языка это – соразмерность, неизменность, соответствие. Говоря о симметрии, мы часто имеем в виду пропорциональность, упорядоченность, гармоничную красоту в расположении элементов некоей группы или составляющих какого-то предмета.
В математике симметрию и ее свойства описывает теория групп. Симметрией в геометрии является способность фигур к отображению, при сохранении свойств и формы. В широком смысле фигура F обладает симметрией, если существует линейное преобразование, которое переводит эту фигуру в саму себя. В более узком смысле симметрией в математике называется зеркальное отражение относительно прямой с на плоскости или относительно плоскости с в пространстве.
Значение слова Симметрия по Ефремовой:
Симметрия — соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-л. по отношению к центру, середине.
Значение слова Симметрия по Ожегову:
Симметрия — соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости
Симметрия в Энциклопедическом словаре:
Симметрия — (от греч. symmetria — соразмерность) — в широком смысле -инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит в основе законов сохранения.
Значение слова Симметрия по словарю Ушакова:
СИММЕТРИЯ
Симметрии, мн. нет, ж. (греч. symmetria). Пропорциональность, соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие (по расположению, величине) одной половины целого другой половине. Симметрия в планировке зданий на площади. Соблюдать симметрию.
Значение слова Симметрия по словарю Даля:
Симметрия
ж. греч, соразмер, соразмерность, равно (или разно)подобие, равномерие, равнообразие, соответствие, сходность; одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин; сообразие, сообразность; противоравенство, противоподобие. Симметрическое расположенье дома, фасада, равнообразное на обе половины. Полная симметрия докучает, а изящное разнообразие красит и тешит вкус.
Выделяют следующие виды симметрии:
1)осевая симметрия
2) центральная симметрия
3) зеркальная симметрия
Определение симметричных точек относительно оси
Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему
Определение симметричных точек относительно центра
Точки A и A1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка AA1
Асимметрия.
Довольно часто слово «асимметрия» используют применительно к визуальным объектам, когда две его части не являются идентичными. Также этот термин используется в контексте описания и создания предметов изобразительного искусства. В данном случае симметрию используются в качестве средства формообразования или композиции. Термин «асимметрия» находит свое отражение и в мире живой природы. Это связано с процессом постоянного деления клеток в организмах. Для некоторых организмов асимметрия приносит ощутимую пользу, например, сердце человека располагается с левой стороны, и поэтому левое легкое — немного меньше правого (дабы освободить место для сердца). Но для некоторых видов асимметрия является индикатором непригодности. Слово «асимметрия» также может быть использовано применительно к архитектуре. Некоторые архитекторы сознательно используют ее в своем дизайне, чтобы отойти от классических традиций.
АСИММЕТРИЯ (от лат. asymmetria — несоразмерность) — характеристика системы, изменяющей свое исходное состояние (положение) в зависимости от пространственного переноса, поворота; а также систем, в которых проводится различение правого и левого. В асимметричной системе одна сторона может функционально доминировать по отношению к другой; такую систему называют еще киральной или хиральной (от греч. ) ( e i p — ручной, т. е. отличающий правое от левого и путающий их).
История симметрии.
Представители первой научной школы в истории человечества, последователи Пифагора Самосского, пытались связать симметрию с числом. Каждой вещи, учили пифагорейцы, соответствует определенное отношение чисел, которое они называли логосом. Пифагорейцы предпочитали вместо слова «симметрии» пользоваться словом «гармония». Широко используя идею гармонии и симметрии, ученые древности любили обращаться не только к сферическим формам, но и к правильным многогранникам. У правильных многогранников грани – правильные многоугольники одного вида, а углы между гранями равны. Древние греки установили, что существует всего пять правильных выпуклых многогранников, название которых связаны с числом граней, — тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, куб, додекаэдр. Все правильные многогранники обладают зеркальной симметрией.
Познавательную силу симметрии оценили философы Древней Греции, используя ее в своих натурфилософских теориях. Так, например, Анаксимандр из Милета, живший в первой половине VI в. до н. э., использовал симметрию в своей космологической теории, где в центре мира поместил Землю — главное, по его мнению, тело мира. Она должна была иметь совершенную, симметричную форму, форму цилиндра. Земля расположена точно в центре, и здесь симметрия имеет смысл равновесия.
Весы известны человеку с III в. до н. э. В состоянии равновесия массы грузов на разных концах коромысла одинаковы — положение коромысла симметрично относительно центра тяжести. Симметрия — это не только равновесие, но и покой: стоит добавить на одну из чашек весов дополнительный груз, как они придут в движение. Нарушено равновесие, исчезла симметрия — появилось движение.
Гармония (симметрия) состоит из противоположностей. В пространственной симметрии противоположности явно видны.
И Леонардо да Винчи не обошел своим вниманием симметрию. Он рассмотрел равновесие шара, имеющего опору в центре тяжести: две симметричные половины шара уравновешивают друг друга и шар не падает. Как художник он главное внимание уделял изучению законов перспективы и пропорций, с помощью которых выявляются художественные достоинства произведений искусства.
В науку симметрия вошла в 30-х гг. XIX в. в связи с открытием Гесселем 32 кристаллографических классов и появлением теории групп как области чистой математики. Кристаллы наделены наибольшей величиной симметрии из всех реальных объектов. Симметричной в кристаллографии считается фигура, которая делится без остатка на равные и одинаково расположенные части.
Законы природы являются симметричными, но при ближайшем их рассмотрении, в каждом из них можно найти хоть небольшой изъян. Оказывается, что природа не терпит точной симметрии. Природа почти, но не абсолютно симметрична. Примером этому являются догадки Пифагора, который считал, что орбиты, по которым движутся планеты, являются совершенными окружностями, на самом же деле это не так.
Или если мы посмотрим на человека – внешне он симметричен, но строение органов и их расположение абсолютно ассиметрично.Учёные, которые изучали симметрию.
Как говорил академик А.В. Шубников, посвятивший изучению симметрии всю свою долгую жизнь: «Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии и осуществляло её в рисунке и в предметах быта. Надо полагать, что применение симметрии в первобытном производстве определялось не только эстетическими мотивами, но в известной мере и уверенностью человека в большей пригодности для практики правильных форм».
С древних времен люди стремились найти (возможно, это было заблуждением?) те совершенные формы, идеальные движения и небесные гармонии, которые лежат в глубине беспорядочных и бесстрастных явлений окружающего мира. Пифагор, стремившийся упорядочить физические явления на основе гармоничных соотношений между целыми числами, пытался также объяснить движения планет, помещая последние на сферы, совершающие равномерные круговые движения; эту тему развивали потом Платон и многие астрономы вплоть до Кеплера.
Именно благодаря исследованиям Пифагора мы знаем, что такое симметрия.
Но были и другие учёные, которые делали научные открытия именно на основе симметрии. Например: теорема Эйлера показывает, что при наличии двух пересекающихся осей симметрии, через точку их пересечения проходит ось симметрии равнодействующая первым двум.
Глава 2.
Архитектурные стили Санкт-Петербурга.
В архитектуре Санкт-Петербурга мы встречаемся со следующими стилями:
Петровское барокко. Простота объемов, четкость и подчеркнутость вертикальных и горизонтальных элементов архитектурной формы, валюта как одна из немногих архитектурных деталей (крутой завиток с кружком в центре), фигурная кровля с переломом, мелкая расстекловка окон, двуцветная раскраска фасадов .
Елизаветинское барокко. Фасады насыщены элементами, которые разрушают плоскостность стен, и составляют единое целое: колонны на одну четвертую утоплены в стене. Неконструктивность некоторых архитектурных решений: мощные пучки колонн служат опорой легкого балкона, широкие и высокие окна, большие парадные интерьеры с анфиладами внутренних помещений, двухцветные здания с окнам и в два ряда, стены покрыты живописью, золоченой резьбой, зеркала украшают простенки, замысловатый узорный паркет, живописные плафоны.
Модерн. Свободная планировка, особые декоративные средства асимметрия основных и второстепенных объемов зданий, использование грубо-обработанного камня в облицовке фасадов орнамент, содержащий элементы флоры и фауны, использование символов в декоративном оформлении мозаика , майомика, витражи – металл.
Классицизм. Объемное решение зданий тяготеет к форме куба, фасад оформляют аркады и колоннады, главный вход здания оформлен в виде портика с фронтоном, сдержанное оформление окон и дверей, китайские, египетские, эллинистические, орнаменты декора зданий. Античные мотивы в оформлении интерьеров: скульптура, колонны, великолепие внутренних лестниц в музеях, театрах, связанное с придворными церемониями.
Архитектурные сооружения Санкт-Петербурга с использованием симметрии.
Симметрию можно встретить в следующих архитектурных постройках Санкт-Петербурга:
Адмиралтейство (классицизм). Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 1 6 ноября 1704 года. В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские. В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Здесь ярковыраженная зеркальная симметрия.
Кунсткамера (барокко). Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов. В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Присутствие зеркальной симметрии.
Петропавловская крепость. Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Это здание — один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». До сих пор многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга. План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Находится под властью осевой симметрии.
Дом Хренова ( модерн ). Здание возведено в 1909 году по проекту архитектора Александра Хренова. В 2003 году Эльдар Рязанов выбрал легендарную постройку для съемок своей комедии «Ключ от спальни». В фильме попытались воспроизвести быт в век индустриализации, задействовав и лифт, который, впрочем, в одном из эпизодов почему-то открывает дверцы самостоятельно. Хотя автоматизировать двери лифтов удалось только в 1926 году инженеру Хаугтону, намного позже действия в ленте. В этом доме жили многие знаменитые архитекторы, в том числе и Владимир Упатчев — автор здания №13 на 12-ой линии В.О. Здание не симметрично, хотя с первого взгляда кажется симметричным.
Дача Густава Лессенера ( модерн ). До наших дней, среди прочих, сохранилась дача Лесснера. Он был владельцем машиностроительного и чугунолитейного заводов. Особняк был построен в 1890 году архитектором фон Гуком, который в то время строил еще и промышленные здания заводов Лесснера. Это характерная асимметричная постройка в стиле модерн. После национализации здесь разместился Дворец творчества юных, который поддерживал деревянный дом в приемлемом состоянии. Сейчас дача находится не в самой лучшей форме, в ближайшее время ее решено отреставрировать, чтобы разместить здесь детский хоспис. Одна из башен дома сильно наклонена.
Опрос.
Вопрос 1. Что такое симметрия?
Вопрос 2. Что такое асимметрия?
Вопрос 3. Что вам больше нравится симметрия или асимметрия в архитектуре Санкт- Петербурга?
Заключение.
“Я – в листочке, я – в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я – в геометрии, я – в человеке,
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня случайной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты”.
Симметрия и асимметрия — это два важных компонента, которые объединяют красоту, совершенство, идеал. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни, добавляя в неё мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу.
Асимметрия наоборот вдыхает в мир необычные формы, замысловатые фигуры, но от этого мир становится только ярче и интересней.
Проводя исследования мы увидели тонкую нить, которая объединяет математику и архитектуру. Сейчас мы с уверенностью можем сказать если вид зданий зависит от математического закона, то этот закон связан с симметрией и асимметрией.
Литература.
* А.И. Азевич “Двадцать уроков гармонии”; библиотека журнала “Математика в школе”, выпуск 7. Москва “Школа-Пресс”, 1998 год.
* “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 год”.
* “Большая энциклопедия школьника”.
* А.В.Волошинов “Математика и искусство”, Москва, “Просвещение”, 1992 год.
* Тарасов Л. “Этот удивительно симметричный мир: пособие для учащихся”, Москва, “ Просвещение”, 1982 год.
* Фотографии из личного архива автора, выполнены автором.
Симметрия, Диссимметрия, Асимметрия Симметрия — одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии — зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна, так же как вертикальна плоскость симметрии тела человека. В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположение частей здания и его деталей, по вертикали развивается свободное и разнообразное чередование элементов и их частей. На ортогональных чертежах — фасаде, плане, разрезе— плоскость симметрии изображается линией — ее часто называют поэтому осью симметрии. Однако собственно центрально-осевая симметрия — это симметрия относительно вертикальной оси, линии пересечения двух (или большего числа) вертикальных плоскостей симметрии. Сооружение при этом состоит из равных частей, которые могут совмещаться при повороте вокруг оси симметрии. Наивысшей степенью симметрии обладает шар, в центре которого пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии,— впрочем, шар или полная сфера используются в архитектуре лишь в случаях исключительных. Наиболее распространена в архитектуре зеркальная симметрия. Ей подчинены постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры, термы, базилики и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и многочисленные сооружения современной архитектуры. Симметрия сооружения связывается с организацией его функций. Проекция плоскости симметрии — ось здания — определяет обычно размещение главного входа и начало основных потоков движения. Симметрия не может быть оправданной, если построению плана насильственно подчиняется несимметричная по своей природе система жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрия и одинаковое по отношению к оси расположение неравноценных функций. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов. Центрально-осевая симметрия реже использовалась в истории архитектуры. Ей подчинены античные круглые храмы и построенные в подражание им парковые павильоны классицизма (один из прекраснейших — так называемый «Храм дружбы», созданный в Павловске по проекту Ч. Камерона в 1782 г.). Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Риме (1502 год, архитектор — Донато Браманте) отвечает законам центрально-осевой симметрии. Центрально-осевая симметрия определяет также форму некоторых архитектурных деталей — например колонн и их капителей. Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы. Это показывают эксперименты К. Мельникова, одного из наиболее своеобразных и острых мастеров советской архитектуры. В проекте памятника Колумбу (1929) он подчинил основную форму осевой симметрии и вместе с тем сделал ее симметричной относительно горизонтальной плоскости. План построенного им павильона СССР на международной выставке 1925 года в Париже симметричен по отношению к плоскости, рассекающей здание по диагонали. Симметрия здесь не зеркальна — части плана могут поменяться местами, причем фигура его совместится с собой, т. е. получит форму, не отличающуюся от исходной. Особенно необычно Мельников использовал законы симметрии в конкурсном проекте Дворца Советов в Москве (1929). Форма его плана — круг. Равные части симметричного чашеобразного объема рассечены по диаметру вертикальной плоскостью и повернуты в этой плоскости на 180° по отношению одна к другой. Подобными экспериментами К. Мельников опроверг представление о симметрии как элементарной закономерности, возможности которой общеизвестны. К редко используемым зодчеством видам симметрии относится и винтообразная. Она издавна применялась для элементов здания — винтовых лестниц и пандусов, витых стволов колонн. Попытку использовать ее для организации крупной части здания сделал американский архитектор Ф. Л. Райт. Экспозиционный корпус построенного по его проекту музея Гуггенхейма сформирован несколькими витками железобетонной пологой спирали, Симметрия — многообразная закономерность организации формы здания, эффективное средство приведения ее к единству. Однако применение симметрии в архитектуре должно быть поставлено в зависимость от целесообразной организации жизненных процессов и логики конструкций. Симметричные формы могут производить впечатление волевой организованности, величественности. Но вместе с тем симметрия сковывает, жестко регламентирует не только здание, но и самого пользующегося им человека. Симметрия как средство организации формы не имеет смысла, если она не воспринимается хотя бы с одного направления.
Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем диссимметрией. Диссимметрия — явление, широко распространенное в живой природе. Она характерна и для человека. Человек диссимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют плоскость симметрии. Диссимметрия сказывается в лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и многих других органов, в строении этих органов. Диссимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симметрии в архитектуре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функций не укладывается в пределы жестких закономерностей симметрии. Иногда такие отклонения дают основу острого эмоционального эффекта. Уничтожение даже мелкой детали в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклонение становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздействие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство. Размещение восьмигранной часовни в одном из углов здания сломало строгую симметричность дворца Карла V в Гранаде, одного из первых сооружений архитектуры Возрождения в Испании (1526, арх. П. Мачука). Рассудочная холодность композиции преодолена этой «вольностью». Диссимметрию в композицию Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции внесла колокольня. Свободное расположение деталей в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям. Частично нарушенная симметрия, отвечающая сложности жизненных процессов и в то же время служащая художественным средством выражения этой сложности, часто встречается и в современной зарубежной архитектуре. Она стала излюбленным приемом таких известных американских архитекторов, как Л. Кан и П. Рудольф. В их работах увлечение «отклонениями» заходит, однако, столь далеко, что симметрия, лежащая в основе, подчас трудно уловима (здание художественных факультетов Йельского университета в Ныо-Хей-вене, США, построенное П. Рудольфом в 1963 г.). Равенство частей, лежащих по сторонам плоскости симметрии, заменяется подобием их общих очертаний. Асимметрия С точки зрения математических понятий асимметрия — лишь отсутствие симметрии. Однако обширная категория приемов композиции отнюдь не покрывается этим негативным определением. В архитектуре — симметрия и асимметрия — два противоположных метода закономерной организации пространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывается разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием. Асимметричные композиции в процессе развития архитектуры возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа. Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром. Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы — симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример — листья и дерево в целом). Эрехтейон на Акрополе в Афинах относятся к числу наиболее гармоничных зданий с асимметричной композицией. Особенности его объемно-пространственного построения были вызваны и сложностью назначения — храм посвящен сразу двум божествам — Афине и Посейдону, и необходимостью поставить сооружение на точно определенном месте со сложным рельефом. Основной объем здания вытянут с востока на запад и завершен с восточной стороны шестиколонным портиком. К этому объему по сторонам западного фасада примыкают обращенный на юг портик кариатид и глубокий четырехколонный портик, обращенный к северу, вместе формирующие ось, перпендикулярную оси симметрии главного объема. Соотношения сливающихся, взаимосвязанных пространств и объемов, формирующих эти пространства, определяют композицию системы площадей исторического центра Ленинграда. Асимметрия и здесь возникает из сочетания симметричных частей. Среднее звено этого гигантского ансамбля — Адмиралтейская площадь (пространство ее теперь поглотила разросшаяся зелень сада, устроенного в 1870-е гг.). Оси Дворцовой и Сенатской площадей, образующих крайние звенья системы, направлены к Неве, перпендикулярно оси связующей части. Главенство Дворцовой площади выявляется сложной формой ее пространства, часть которого обрамляет дугообразное в плане здание Главного штаба. Кульминационная точка ансамбля, пересечение главных его осей, закреплена вертикалью Александровской колонны. Осевые направления, которым подчинены пространства, закреплены ориентирами, намеченными в объемных формах. Ось, параллельную Неве, отмечают Александровская колонна и портик б. Конногвардейского манежа; ось Дворцовой площади закреплена аркой Главного штаба, колонной и центральным ризалитом Зимнего дворца; ось Сенатской площади, широко открытой к Неве, находит опору в мощном объеме Исаакиевского собора. Эти оси имеют значение главных линий ориентации, диктующих направление движения. Ось не является обязательным признаком симметрии или следствием симметричности построения. Оси — направления, соединяющие главные элементы композиции, — могут быть не только воображаемыми линиями, но и линиями движения. В плане исторического центра Ленинграда основными осями, имеющими значение линий ориентации, линий зрения и основных функциональных направлений, являются три магистрали, сходящиеся к башне Адмиралтейства (Невский проспект, ул. Дзержинского и проспект Майорова). Они служили основой формирования обширной городской структуры, однако не предопределили ее полной симметричности. Ось, подчиняющая себе пространственную структуру, может быть и непрямолинейной. Такова ось композиции Акрополя в Афинах, имевшая два перелома — при выходе из Пропилеи и в геометрическом центре ансамбля. Ось, диктующая направление движения, должна иметь достаточно сильное зрительное завершение— как это сделано в композиции центра Ленинграда. Заметим, что мощность завершений определяется здесь не физической протяженностью осей, а их смысловой значимостью. Особенно решительно подчеркнута ось Дворцовой площади. Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим! Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в архитектуре не составила исключения. «Красота неправильная», асимметрия, стала пробивать себе дорогу, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в архитектуре. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Итак, «сфера влияния» симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа — наука — искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал — симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства. Новые технологии на страже водосбережения » » » |
Баланс (Симметрия/Асимметрия) > Issaquah Schools Foundation
Художественная концепция: Баланс (Симметрия/Асимметрия)
Баланс: принцип дизайна; расположение элементов, при котором отдельные части композиции кажутся одинаково важными; расположение элементов для создания равномерного распределения визуального веса по всему формату или композиции. Если композиция кажется перегруженной сверху или снизу и/или прикреплена весом к одной стороне, она визуально не сбалансирована.
Типы баланса:
- Симметричный баланс (или Симметрия) означает, что произведение искусства одинаково с одной стороны и с другой, зеркальное отражение самого себя по обе стороны от центральной линии.
- Асимметричный баланс (или Асимметрия) означает, что две половины произведения искусства разные, однако постарайтесь создать баланс. Другими словами, хотя стороны могут быть не совсем одинаковыми, будут элементы, которые взаимодействуют таким образом, что каждая сторона одинаково важна.
- Радиальная симметрия означает, что вес изображения или формы исходит из центральной точки.
Покажите учащимся симметричный и несимметричный баланс и расскажите о том, как цвет, размер, положение, линия и т. д. могут создать асимметричный баланс в композиции. Покажите учащимся изображения ниже и расскажите о балансе в каждом произведении искусства. Он асимметричный или симметричный? Что составляет баланс в асимметричных работах?
Образцы проектов:
- Удлиненный и симметричный портрет (2 класс) урок рисования.
- Калейдоскоп Радиальная симметрия (2 класс) Урок рисования.
- Вырезанные из бумаги пришельцы (2-й класс), урок рисования.
- Сборка скульптур (5 класс) урок рисования.
- Урок рисования «Печать с натуры» (5 класс).
- Сложите лист бумаги пополам. С помощью клея с блестками разного цвета сделайте рисунок на одной половине листа. Сложите его вместе, а затем разверните, чтобы получился симметричный узор.
- Попросите детей написать по центральной линии сложенного листа бумаги свое имя курсивом, а затем обвести его краской. Закройте и откройте бумагу, чтобы сделать зеркальное отражение имени. Вы можете оставить его или сделать из него монстра или жука.
- Используя три инициала, сделайте зеркальное отображение сверху вниз, а затем слева направо.
- Сделайте «игральную карту», такую как пиковый валет.
- Нарисуйте пейзаж, отражающийся в воде.
- Сделайте симметричный рисунок на маске.
- Сделайте дизайн австралийских аборигенов, используя кровельную бумагу (для коры), трафареты и порошковую краску, прикрепленную аэрозольным клеем.
Примеры баланса (симметрия/асимметрия) в архитектуре и искусстве:
Всемирный торговый центр, 1970-е годы. симметричный
Коронация Богородицы, Энгерран Куартон (голландский), 1454 г. Симметричный
Семья Вестрайх, Элис Нил (американка), 19 лет.78. асимметричный, но сбалансированный
Сикстинская Мадонна, Рафаэль (итальянец), 1513 г. асимметричная, но сбалансированная
Святой Матфей, Караваджо (итал.). асимметричный, но сбалансированный
Шартский собор (1140 г.) и Римский собор (1254 г.). один симметричный, один асимметричный
Морское чудовище, Матисс (французский), 1950. симметричный
Crowded Globe, Zhen Xuen (Китай), 1991. симметричный
Изгнание Гелиодора, Делакруа (французский), 1856 г. асимметрично, но сбалансировано
«Эйклидовы прогулки», Магритт (франц.), 1955. присмотритесь, асимметрично
Каким будет наше будущее? Donatella Zenotti (Италия), 1991. диагонально-симметричный
Мозаичный пол в Кирбатале Мафьяре, Палестина, 8 век. симметричный
Две женщины у окна, Мурильо (испанский), 1670 г. асимметричный, но сбалансированный
К северу через северо-запад, Альфред Хичкок (американец), 1959 год. Асимметричный, но сбалансированный
Перуанское одеяло из перьев (Наска), 3-й или 4-й вв. симметричный
Посещение , Пьеро ди Козимо (итальянец), 1490 г. почти симметрично, но асимметрично и уравновешенно.
Мать художника, Уистлер, 1871 г. асимметричный, но сбалансированный
Загрузка Этот сайт использует javascript — пожалуйста, включите его для лучшего использования
Разница между симметрией и асимметрией в макетировании
Каждый макет начинается с пустой страницы. Затем идут элементы — логотип, меню, текстовые разделы, фотографии, иллюстрации и т. д. От расположения элементов зависит, насколько удачным будет дизайн. Вот почему дизайнеры, приступая к работе над новой страницей, первым делом решают, какое расположение элементов будет на этой странице. Существует два основных подхода к размещению элементов на странице: дизайнеры могут склоняться либо к более симметричному расположению элементов, либо к асимметричному.
В этом руководстве мы увидим, как симметрия и асимметрия работают в дизайне. Мы рассмотрим основные приемы, советы и лучшие практики для каждого подхода.
Пройдите наш курс «Дизайн для конверсии»
Готовы вывести свои дизайнерские навыки на новый уровень? Запишитесь на наш курс «Проектирование для конверсии» и улучшите навыки, необходимые для развития вашего бизнеса и помощи вашим клиентам.
Еще не партнер Shopify? Зарегистрироваться Сегодня!
Посмотреть курс
Симметрия против асимметрии
Симметрия лучше всего подходит, когда вы ищете более серьезную эстетику, хотите повысить узнаваемость и запоминаемость, а также хотите добиться большего порядка и структуры. Используйте асимметрию, готовые потратить дополнительное время на расстановку элементов, чтобы найти уникальные способы достижения баланса, или ищите более игривый макет, чтобы передать интерес пользователя.
Что такое симметричный дизайн?
Долгое время симметрия считалась золотым стандартом дизайна. Предпочтение выбора симметричной планировки особенно заметно в архитектуре. Взгляните на одно из самых красивых зданий в мире — Тадж-Махал. Тадж-Махал обладает множеством свойств, делающих его таким эстетически привлекательным, но его симметричный баланс является одним из основных.
Преимущества использования симметрии в дизайне не возникли из воздуха; Как и многие принципы дизайна, он появился из принципов гештальта, теории человеческого поведения, которая описывает, как человеческий разум структурирует и упорядочивает визуальные данные. Наш разум естественным образом создает порядок из того, что мы видим. Вот почему симметрия так сильна: симметричный дизайн — это дизайн, в котором есть порядок и стабильность, и поэтому он приятен для глаз.
Узнайте, как составить отличное техническое задание, чтобы ваши проекты не отставали от графика.
Типы симметрии
Существует три типа симметрии: отражательная, вращательная и трансляционная симметрия.
Симметрия отражения
Вероятно, это первое, что приходит на ум людям, когда они слышат слово «симметрия». Симметрия отражения, также известная как эффект зеркала, возникает, когда все зеркально отражается вокруг центральной оси. Ось может иметь любую ориентацию — она может быть горизонтальной, вертикальной, диагональной и любой промежуточной, при условии, что то, что находится на одной стороне оси, зеркально или отражено на другой.
Симметрия отражения: птица отражается вокруг центральной горизонтальной оси. Симметрия отражения в реальной жизни.Дизайнеры часто используют симметрию отражения, чтобы придать равный вес каждой стороне или создать интересный визуальный эффект.
Method.digital использует симметрию отражения для своих основных изображений.Вращательная симметрия
Этот тип симметрии, также известный как радиальная симметрия, возникает, когда все вращается вокруг общего центра. Вращательная симметрия может проявляться при любом угле/частоте, пока есть общий центр, вокруг которого все вращается, и элементы равномерно распределены вокруг центральной точки.
Вращение объекта вокруг общего центраВращательная симметрия довольно распространена в реальной жизни. Например, лучи морской звезды расходятся из центра.
Потолочные росписи многих церквей также используют вращательную симметрию.
Веб-дизайнеры используют симметрию вращения в своей работе, чтобы изобразить движение (например, сделать вывод о прогрессе или движении) или визуализировать данные интересным способом.
Global Values, интерактивная анкета, заказанная BBC Tomorrow’s World, использует вращательную симметрию для визуализации данных.Трансляционная симметрия
Этот тип симметрии возникает, когда элемент повторяется в разных точках пространства, сохраняя при этом свою общую или точную ориентацию. Трансляционная симметрия может иметь место в любом направлении, пока сохраняется ориентация элемента.
Один и тот же объект перемещается несколько раз через равные промежутки времени. Штакетник — хороший пример трансляционной симметрии.Правильное использование трансляционной симметрии может создать ритм в дизайне. Веб-дизайнеры часто используют трансляционную симметрию в качестве пассивного элемента для создания фоновых узоров. Но в некоторых случаях можно использовать трансляционную симметрию в качестве активного элемента, передающего сообщение. Веб-сайт NINX использует простую геометрию для передачи основного сообщения: когда начинает играть музыка, объекты перемещаются во времени.
Не пытайтесь добиться идеальной симметрии
Идеальная симметрия — это когда элементы зеркально отражены по оси и абсолютно одинаковы с обеих сторон. Посмотрите в зеркало, и вы увидите свое отражение — две зеркальные стороны совершенно одинаковы.
Но когда дело доходит до дизайна, симметрия — это не то же самое, что идентичное зеркальное отображение. Идеальная симметрия встречается редко как в веб-дизайне, так и в реальной жизни. Когда мы думаем об окружающей среде, большинство природных объектов и творений вокруг нас не абсолютно симметричны. Например, мы привыкли думать о своем лице и теле как о двух зеркальных частях. Однако левая сторона лица не абсолютно идентична правой стороне.
Дизайнеры могут создать симметрию, играя с восприятием макета пользователем, и совершенно нормально иметь небольшие вариации с каждой стороны, если зрители получают ощущение симметрии от готового продукта.
Вам также могут понравиться: Работа с сеткой: как разрушение сетки может создать незабываемые впечатления для клиентов.
Что такое асимметричный дизайн?
Асимметрия – это, естественно, отсутствие симметрии. В природе мы можем видеть асимметрию почти везде, например, в ветвях дерева или форме облаков, и это лишь некоторые из них.
Ветви дерева несимметричны.В дизайне асимметрия часто используется для создания визуального напряжения. В то же время, асимметрию может быть сложно освоить, поскольку отношения между элементами в асимметричном дизайне становятся более сложными, может быть трудно создать цельный, сплоченный дизайн. Вот почему многие дизайнеры выбирают предсказуемые симметричные макеты. Но у дизайнеров, освоивших асимметрию, больше свободы самовыражения.
Симметрия и баланс
Многие дизайнеры считают, что баланса можно достичь только в симметричных планировках. Это происходит потому, что термин «асимметрия» подразумевает отсутствие баланса. Хотя определением асимметрии является отсутствие симметрии, это , а не отсутствие баланса, как ошибочно полагают некоторые, — дизайны, в которых отсутствует симметрия, все же нуждаются в балансировке. Другими словами, независимо от того, какой макет вы создаете — симметричный или асимметричный — важно добиться баланса, потому что несбалансированная композиция вызывает дискомфорт у зрителя.
Надлежащий метод достижения баланса (как симметричного, так и асимметричного) состоит в том, чтобы думать о каждом элементе на странице как о имеющем визуальный вес. Визуальный вес зависит от размера элемента (более мелкие объекты могут весить меньше, чем более крупные объекты) и визуальных свойств, таких как контрастность (контрастные элементы могут весить больше, чем нейтральные элементы). Дизайнерам нужно играть с весом элементов, пока они не достигнут эффективного равновесия.
Конечно, добиться баланса в симметричной верстке довольно легко — все, что вам нужно сделать, это придать одинаковый вес правой и левой частям страницы.
Это часть Гентского алтаря, созданного Яном ван Эйком, — отличный пример симметричного баланса.Когда дело доходит до асимметричного дизайна, задача может быть сложнее — вам может понадобиться несколько небольших предметов с одной стороны, чтобы сбалансировать большой объект с другой стороны.
«Звездная ночь» Ван Гога — отличный пример асимметричного баланса. Ван Гог создает баланс, используя объекты разного размера и играя с цветом и контрастом.Те же принципы баланса, что и в картинах, применимы и к веб-дизайну. Ниже приведен скриншот с веб-сайта Института Алана Тьюринга, который является отличным примером асимметричного баланса. В левой части страницы больше контента, чем в правой части, но дизайнеры достигают баланса, добавляя контрастный элемент в правую часть страницы.
Формула идеального баланса
«Можно измерить баланс?» довольно распространенный вопрос среди дизайнеров. Пытаясь найти ответ на этот вопрос, многие дизайнеры ищут конкретную формулу, позволяющую вычислить, все ли в балансе. Плохая новость: нет формулы для расчета баланса. Хорошая новость: мы можем использовать мощный инструмент, чтобы определить, сбалансирована композиция или нет, — наши собственные глаза.
Опытные дизайнеры могут с первого взгляда заметить несбалансированность макетов. Но для достижения этой цели вам нужно тренировать свой глаз, работая над практическими проектами и вдохновляясь работами других дизайнеров. Чем больше вы будете это делать, тем больше вы будете доверять своему собственному суждению, когда дело доходит до любого дизайнерского решения, которое вы должны принять.
Вам также может понравиться: Чему разработчики тем могут научиться у бруталистского веб-дизайна.
Симметрия и асимметрия в дизайне
В конце концов, когда дело доходит до разработки макета, вам нужно решить, хотите ли вы создать симметричный или асимметричный дизайн. Универсального ответа на этот вопрос нет — выбор зависит от специфики проекта. Давайте посмотрим, как можно использовать симметрию и асимметрию в дизайне.
Когда лучше всего работает симметрия
Вот несколько общих случаев, когда лучше придерживаться симметричного подхода к дизайну макета:
- Вы стремитесь к более серьезной эстетике (вы хотите передать классицизм)
- Вы хотите улучшить узнавание и запоминание (симметричные формы облегчают запоминание информации)
- Вы хотите добиться большего порядка и структуры
- Вы не хотите много думать о расположении элементов, но все же хотите добиться баланса (симметричные макеты по своей природе стабильны и сбалансированы)
Теперь посмотрим, как эти кейсы выглядят в реальной жизни.
Выражение чувства доверия
Симметричные макеты хорошо подходят для дизайнов, которые хотят изобразить ауру доверия. Неудивительно, что многие компании, отдающие предпочтение доверию, используют симметрию в своем дизайне.
Многие производители автомобилей используют симметрию в своих конструкциях, чтобы создать ощущение стабильности. У Audi симметричный логотип.Симметричный дизайн предсказуем. Таким образом, если вы разрабатываете веб-сайт, который требует стабильности (например, сайт банка или страховой компании), симметричный дизайн может быть для вас правильным выбором.
Дизайн главной страницы PayPal симметрично сбалансирован. Все отражается вокруг вертикальной оси — панель навигации по центру, избранные изображения по центру и заголовок по центру.
Страница имеет один объект взаимодействия
Симметрия хорошо работает для страниц с одним объектом взаимодействия. Типичным примером является страница входа/регистрации. Поместив ключевой объект взаимодействия или критическое сообщение в центр, вы получите фокусную точку в центре страницы.
Страница поиска Google — хороший пример симметричного макета с одним объектом взаимодействия. Кроме того, Instapaper создает фокус в центре экрана, где находится ключевое сообщение.На странице есть два (или более) одинаково важных параметра
Симметричный дизайн позволяет одинаково привлечь внимание ко всем областям страницы. Типичным примером является интернет-магазин, который продает товары как для женщин, так и для мужчин. Симметрия помогает дизайнерам донести два одинаково важных сообщения в одном пространстве.
Paulwarmer использует симметричную компоновку, чтобы передать две одинаково важные категории. Два блока контента равномерно пропорциональны.Когда асимметрия работает лучше всего
Симметрия обычно рассматривается как стабильная и гармоничная; однако для некоторых людей стабильность может быть предсказуемой и скучной. Асимметричная планировка имеет тенденцию быть более интересной и динамичной.
Перейти к асимметрии, когда:
- Вы готовы потратить дополнительное время на расстановку элементов, чтобы найти уникальные способы достижения баланса
- Вы ищете более игривый макет, чтобы передать интерес пользователя
Чтобы макет выделялся
Сегодня, когда у пользователей есть из чего выбирать, сайт должен быть чем-то особенным, чтобы выделяться среди всех остальных и снижать показатель отказов. Когда дизайнеры осваивают асимметрию, они создают более запоминающиеся продукты.
Slice of Machine Learning, учебник, созданный Google, который учит вас, как создавать модели классификации машинного обучения, использует асимметричный дизайн, чтобы создать незабываемые впечатления для своих посетителей.
Чтобы передать динамизм
Когда веб-дизайнеры используют термин «динамический», они имеют в виду дизайн, в котором взгляд зрителя перемещается по дизайну и сквозь него. Асимметричный дизайн может вызвать ощущение движения. Вот почему так много спортивных брендов используют асимметричные макеты и асимметрию в отдельных элементах (например, в логотипе).
Асимметрия передает ощущение движения.Для привлечения внимания
Асимметрия привлекает внимание. Правильная асимметричная компоновка автоматически направляет взгляд зрителя на фокусные точки — взгляд естественным образом в первую очередь останавливается на критических элементах дизайна. Располагая и настраивая элементы на странице, вы можете направить взгляд на разные области.
При выборе точек фокуса помните, что основная цель любого дизайна — коммуникация. С каждой веб-страницей, которую вы разрабатываете, вы рассказываете историю своим посетителям, поэтому не забудьте выбрать основные моменты, которые помогут вам рассказать эту историю наиболее эффективным способом.
Вот несколько вещей, которые позволят вам привлечь внимание:
- Контраст. Контраст можно использовать как для выделения определенного элемента, так и для его скрытия. Увеличивая контраст определенного элемента, вы выделяете его. И наоборот, снизив контрастность, вы можете сделать так, чтобы элемент исчезал на фоне.
- Пробел. Используйте пустое пространство, чтобы изолировать один элемент от другого.
- Движение. Человеческий глаз запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на движущиеся объекты.
- Направленные сигналы. Глаз будет следовать указаниям направления (например, указание направления может быть стрелкой, указывающей в определенном направлении).
- Человеческие лица. Глаз будет следовать по пути глаз на фотографии, поэтому посетитель сайта будет смотреть в том же направлении, что и человек на дизайне.
Сочетание симметрии и асимметрии в дизайне
Симметрия — это не всегда решение типа «или/или». Комбинируя симметрию и асимметрию, можно создавать самые интересные и эстетически приятные дизайны.
Вы можете разбить макет на более мелкие разделы и попытаться добиться симметричного или асимметричного баланса в каждом разделе. Например, у вас может быть симметричный макет, в котором асимметрия используется для создания точек интереса и организации визуальной иерархии в группе похожих элементов.
Fondazione Carnevale Acireale использует в дизайне как симметрию, так и асимметрию.Освоение симметрии и асимметрии
Симметрия (или ее отсутствие) может быть мощным инструментом в наборе инструментов дизайнера. Симметрия естественным образом вызывает ощущение упорядоченности и стабильности, в то время как асимметрия, с другой стороны, может помочь дизайнерам добиться уникальности и индивидуальности в дизайне. Сочетание этих двух элементов помогает создавать дизайны, уникальные и запоминающиеся для зрителей.
Как вы используете симметрию и асимметрию в своих проектах? Расскажите нам в комментариях ниже!
Часто задаваемые вопросы по асимметрии
Является ли асимметрия лучше, чем симметрия в дизайне?
Это субъективный вопрос, который может зависеть от контекста и предпочтений человека, а также от цели дизайна. Некоторые люди могут найти асимметрию более эстетичной, в то время как другие могут предпочесть симметрию.