Русский фарфор производители: Фарфоровые заводы России — полный список производителей
Производство
Процесс производства
Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора, разработанная еще в середине ХVIII века Д. И. Виноградовым.
Основное сырье
Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.
Полые изделия изготавливаются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы, состоящие из двух и более частей. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.
Плоские изделия делают методом формовки из более обезвоженной массы на формовочных полуавтоматах. Прочность фарфора достигается за счет высокой температуры обжига вначале «утильного» — до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования — «политого», при температуре 1380–1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.
Анималистическая скульптура изготавливается из «мягкого» фарфора, обжигаемого при температуре до 1280°С. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.
50 лет назад впервые в России на заводе была разработана технология и осуществлен промышленный выпуск изделий из тонкостенного костного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. В состав массы ввели фосфаты кальция — золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным. За создание этой технологии и промышленный выпуск изделий группа специалистов ЛФЗ в 1980 году была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.
Каолин
Кварц
Глина
Гипс
Глинозём
Фосфат кальция
Выпускаемые заводом изделия декорируются надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, т.к. сверху защищены глазурью, но имеют ограниченную палитру. Наиболее популярен темно-синий кобальт. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах 720–860°С, имеют обширную цветовую палитру. При обжиге многие керамические краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные художественные возможности при росписи фарфора.
При декорировании изделий применяется деколь — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок. Подобная техника декорирования в сочетании с ручной дорисовкой позволяет значительно увеличить тираж изделия.
Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ.
Из уникальных технологий сохранилось также «крытье» кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедренная на ИФЗ в конце ХІХ века.

Продукция
В настоящее время завод выпускает около 4000 наименований изделий по форме и росписи. Это чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные блюда, тарелки и т. д.
Они изготовлены из твердого, мягкого и костяного фарфора. Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способами, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает реплики из музейной коллекции ХVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом изделия по образцам народных художников России А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, дипломанта Академии художеств и Международной квадриеннале в Эрфурте И. С. Олевской, художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк, С. А. Соколова, М. А. Сорокина, Ю. Я. Жгирова и др.
Завод выпускает продукцию в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира — до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов для крупнейших соревнований и фестивалей.
Так, в дни празднования 300–летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ».
Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др. За последние годы основным направлением экспортных продаж (доля в общем объеме продаж 15%) был и остается рынок США, вторым и третьим по значимости являются рынки Германии и Великобритании . Можно выделить положительную тенденцию в продвижении товара на рынки Японии, Канады, Франции, Италии.
По заключению внешнего аудита заводу выданы Сертификаты ИСО 9001:2015 (имеет полное международное признание), ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и Сертификат единого образца Международной сети органов по сертификации IQNet. |
Каталог клейма русского фарфора 18-19 веков по заводам и годам, справочник коллекционеру
Перейти к каталогу ФАРФОР >>>>
До XVIII века фарфор, чрезвычайно высоко ценившийся при дворах европейских монархов, поставлялся в Европу из Китая, Японии и Индии. 15 января 1708 года немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер первым в Европе получил фарфор, а ровно через два года начала работу первая европейская мануфактура по производству фарфора в Мейсене (Саксония).
Саксонская монархия ревниво хранила свою монополию на фарфор, и другим странам пришлось добывать секрет его изготовления самостоятельно. Так, во Францию рецепт производства фарфора попал благодаря усилиям жившего в Китае в 1712-1722 гг. иезуита д’Антреколя, сумевшего доставить на родину описание технологии и образцы используемых при изготовлении фарфора природных материалов. В Англию секрет попал в 1730-е годы через гугенотов, периодически бежавших из Франции на Британские острова, спасаясь от религиозных гонений. Наконец, в 40-е годы XVIII века производство фарфора началось в России, причём на основе собственных разработок.
Начало российского фарфора
Главный компонент фарфора, каолин (белая глина), применялся в России в качестве сырья для производства посуды и печных изразцов с XVI века. При Петре I начинаются попытки воспроизвести европейский фарфор на российской почве. В 1723 году первый российский император издал указ о всемерной поддержке предпринимателей, которые смогли бы наладить производство керамики в России с использованием местного сырья.
Первым российским предприятием, выпускавшим фарфор, стала Невская порцелиновая мануфактура, построенная недалеко от Санкт-Петербурга в 1744 году по указу императрицы Елизаветы. Белый фарфор в то время назывался в России порцелином (от итальянского «porcellino», поросёнок). Мануфактура стала третьим в Европе предприятием (после Мейсенской и Венсеннской мануфактур), освоившим производство фарфоровых изделий.
Фото 1. Елизавета Петровна Романова, императрица Всея Руси, крёстная матушка российского фарфора
Слово «фарфор» заимствовано из фарси. Иранские купцы, привозившие в Россию посуду из Китая, называли её «фахфур».
Руководить мануфактурой был приглашён саксонский мастер Христиан Конрад Гунгер, у которого был большой опыт работы в Мейсене. Как обычно поступали в России в таких случаях, в помощники ему дали молодого учёного Дмитрия Виноградова, соученика Ломоносова, чтобы он мог перенимать опыт у маститого немца. Однако наладить производство Гунгеру не удалось, его работы имели мало общего с европейским фарфором. Причиной этому, возможно, послужило слепое следование Гунгером европейским методикам при полном игнорировании специфики местного российского сырья. Или мастер, набивая себе цену, несколько преувеличил свою квалификацию.
Гунгер был отстранён от дел, Виноградов же продолжал опыты, и в 1746 году он воспроизвёл производство фарфоровых изделий. После долгого упорного труда виноградовский фарфор уже не уступал саксонскому по качеству. При этом российское тесто (первичная фарфоровая масса) куда ближе подошла по составу к китайскому эталону, чем германский аналог. В 1752 году Дмитрий Виноградов выпустил первую в Европе научную работу, посвящённую теоретическому обоснованию и описанию изготовления фарфора. Технология производства фарфора перестала быть тайной, и в России начинают появляться новые мануфактуры.
Фото 2. Первая российская фарфоровая чашка
Невская мануфактура на первых порах довольствовалась «малыми формами» — здесь делали пуговицы, чашки, табакерки и т. п. В 1756 году Д. Виноградов соорудил большой горн, и Невская мануфактура стала выпускать целые сервизы. Первый сервиз, получивший позже название «Собственный», был сделан специально для Елизаветы. По указу Екатерины II мануфактуру реорганизовали и расширили с целью налаживания массового производства, а в 1765 году её переименовали в Императорский фарфоровый завод.
Фото 3. Сервиз «Собственный Ея Императорского величества Елизаветы Петровны» (частично)
Не отстали от государства и частные предприниматели. Первое частное производство фарфора было организовано в 1754 году в принадлежавшей князьям Урусовым деревне Вербильцы под Москвой. В 1766 году производство выкупил Френсис (позднее Франц Яковлевич) Гарднер, английский коммерсант, связавший свою жизнь с Россией. Он реорганизовал кустарную мануфактуру в фабрику, ставшую позже знаменитой в качестве изготовителя широко известного гарднеровского фарфора.
Такие были первые шаги фарфора в России. Прошло не так много лет, и производители русского фарфора добились международного признания, неоднократно удостаивались золотых медалей всемирных выставок. Среди их работ есть произведения искусства, украшающие экспозиции музеев и коллекции ценителей старинного фарфора России.
Фото 4. Фарфоровая «Коломбина» фабрики Гарднера, 1780-е годы
Впоследствии в России возникло много фарфоровых фабрик, государственных и частных. Некоторые из них стали широко известными, некоторые просуществовали совсем недолго, но каждая из них внесла свой вклад в историю фарфора, который можно отследить по клеймам, наносившимся на изделия. Сегодня эти клейма являются главным, хотя и не всегда достаточно точным, средством атрибуции фарфоровых изделий.
Маркировка фарфора
В настоящее время все предприятия-изготовители во всех отраслях помечают свои предметы утверждёнными фирменными знаками, защищёнными патентом, за которыми скрывается целый комплекс качеств. Раньше клейма отличались от современных лаконичных товарных знаков и были более информативны.
Традиция ставить на работах клейма существует давно, отражая гордость мастера за дело своих рук. То же самое стало и с фарфором. Первое клеймо в истории русского фарфора было поставлено на пробную чашку Невской мануфактуры в 1745 году по приказу Христиана Гунгера. На донышке чашки было указано время и место её изготовления.
Фото 5. Личное клеймо «отца русского фарфора» Д. И. Виноградова
Клеймо изготовителя подтверждало соответствие высокому стандарту, поэтому оно не ставилось на изделия, по каким-то причинам не соответствующие этим требованиям, и, наоборот, права на зарекомендовавшие себя марки охотно покупались другими мастерами, стремившимися продавать свой товар под хоть и чужим, но широко известным именем. Поэтому при атрибутике антикварного фарфора учитывайте, что маркировка не всегда гарантирует принадлежность предмета тому или иному производителю.
Обычно клеймо несло в себе информацию о месте и времени изготовления, нередко об имени мастера, руководившего производством. Эти сведения постоянно изменялись, отсюда большое количество разных клейм, подчас серьёзно затруднявшее определение принадлежности изделия. Каталоги фарфоровых клейм содержат многие сотни рисунков, разницу между которыми иной раз трудно заметить, однако эти отличия могут решающим образом повлиять на атрибуцию фарфора.
Существует два вида клейм – подглазурные и надглазурные. Подглазурная марка рельефно оттискивалась на сыром материале, или же на изделие ставился штамп до нанесения глазури. Надглазурная марка ставилась уже на декорированный предмет, и клеймо проходило процедуру обжига вместе с изделием. Поэтому сведения, содержащиеся в маркировке, отличаются друг от друга. Подглазурные марки несут информацию о времени производства товара, надглазурные – о времени его «выхода в свет». Между этими моментами иногда проходили годы, поскольку на фарфоровых фабриках часто скапливалось много маркированных заготовок (их называют бельём), которые проходили окончательную обработку и поступали на рынок при необходимости.
Фото 6. Образцы ранних клейм Императорского фарфорового завода
С этим обстоятельством иногда бывали связаны любопытные казусы, когда, например, на первом фарфоре Ленинградского завода (название Императорского фарфорового завода после 1917 года) встречались подглазурные марки царских времён. С другой стороны, российские заводы в XIX веке часто закупали бельё за границей, поэтому наличие российской марки на изделии не всегда означает, что оно было сформовано в России. Иногда в таких случаях на предметах стоит два клейма. Встречается фарфор с маркой французской Лиможской мануфактуры, изготовившей бельё, и Императорского фарфорового завода, где изделие прошло окончательную обработку. Марки на изделиях известных производителей, закупленных для художественной отделки, в России обычно не удалялись, поскольку это повышало ценность фарфора.
Подглазурные марки часто содержали знаки мастеров, производивших работы на разных стадиях изготовления изделия. Эти пометки служили для контроля качества на каждом этапе, а также определения заработной платы. Надглазурные метки обычно сообщали сведения о мастере, расписавшем изделие, а на художественном фарфоре указывалось имя или личный знак художника, создавшего эскиз.
Информативные клейма обычно принадлежали крупным производителям, клейма мелких фабрик гораздо проще. Учитывая количество производивших фарфор российских предприятий (в начале XX века их было 36, при этом по стране ходил фарфор давно закрывшихся фабрик), можно себе представить великое разнообразие клейм русского фарфора. Поэтому определение принадлежности (атрибуция) фарфоровых изделий – очень сложное и увлекательное занятие, схожее с расшифровкой неизвестной письменности.
Фото 7. «Гурьевский сервиз» (частично), 1809-1817, Императорский фарфоровый завод
По цене известных предметов – самый дорогой сервиз мира
В настоящее время много справочников и каталогов антикварного фарфора России, в которых есть сведения об предметах и клеймах, однако ни один из них не претендует на полноту. Новая информация поступает постоянно благодаря труду учёных и коллекционеров, в поле зрения которых попадают не исследованные ранее экспонаты музейных и частных коллекций.
Перейти к каталогу ФАРФОР >>>>
Легендарный русский фарфор ИФЗ: клейма, выпускаемая продукция
Многовековая история
Изделия предприятия
Клейма ИФЗ
Многовековая история
Создание порцелиновой мануфактуры
В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.
Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.
Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.
Расцвет ИФЗ
Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию.
Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.
ГФЗ и ЛФЗ в советское время
В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.
ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.
Вид на главное здание ГФЗ.
Кризисный постсоветский период
С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности. Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.
В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.
Положение ИФЗ в настоящее время
За последние годы фарфоровый завод выпускает меньше продукции, чем ранее, что объясняется переходом к производству изделий класса «люкс». В основу современных технологий производства классического русского фарфора положена технология, открытая основателем «белого золота» в России Д.И. Виноградовым. При декорировании фарфора на ИФЗ применяют комбинированный, ручной или механизированный методы.
В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.
Производство ИФЗ
в настоящее время.
Изделия предприятия
При Екатерине II созданная Виноградовым порцелиновая мануфактура начала стремительно расцветать. Большое значение для предприятия имело появление на нем талантливого французского скульптора Ж.-Д. Рашетта. Именно он создал знаменитую серию «Народности России», которая прославила ИФЗ. К числу его лучших работ также относится и бюст Екатерины II, выполненный из особой фарфоровой массы.
Фарфоровая скульптура «Финка» («Народности России»). П.П. Каменский по модели Ж.Д. Рашетта. ИФЗ. 1780-1790-е.
Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.
Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.
Предметы Кабинетского сервиза.
ИФЗ. 1793-1796 гг.
Бутылочная передача.
Арабесковый сервиз.
ИФЗ. 1784 г.
В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.
Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.
Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью. Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения. В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.
Ваза «Сплетницы». ИФЗ. Модель П.-Ф. Томира. 1807-1808 гг.
Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.
В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм. Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов. В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.
Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.
Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.
Чашки с блюдцами.
Рисунок А.В. Воробьевского.
Чайная пара «Зимняя сказка».
Рисунок А.В. Воробьевского.
За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.
Клейма ИФЗ
Клейма Невской порцелиновой мануфактуры (1744-1765)
На Невской порцелиновой мануфактуре основатель российского фарфора Д.И. Виноградов клеймил первые работы с помощью первой буквы своей фамилии и года выпуска изделия. На некоторых изделиях указывали точную дату изготовления или отмечали номер рецептуры, по которой создали фарфор.
С 1750-х до середины 1760-х гг. клеймо изображали в виде разных вариаций двуглавого орла. В этот же период на изделиях мануфактуры встречаются различные обозначения в виде кружка с точкой, кружка со стрелкой. Клеймо могли поставить в любом месте изделия, поэтому порой его не так просто обнаружить.
Клейма ИФЗ (1765-1917)
В 1765 году императрица Екатерина II переименовала порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. С этого периода на заводе стали ставить клейма в виде монограмм находящихся у власти монархов. Так, при Екатерине II это было изображение большой буквы «е», внутри которой обозначали римскую двойку.
При императоре Павле I монограмму монарха стали располагать под изображением короны. Этот же прием характерен и для монограмм последующих российских монархов. Обычно такие клейма ставили синей краской под глазурью, а в редких случаях использовали золотое надглазурное клеймо.
На ряде изделий кроме традиционных для этого периода клейм можно встретить нанесенные фиолетовой или черной краской буквы «п» и «к», обозначающие, что фарфор создан по заказу придворной конторы. На фарфоре, выпускаемом ко Двору, также ставили пометку «придвор».
Во время правления Александра I клейма ставили вручную, в то время как при других монархах могли использовать специальные трафареты. Ручные клейма отличаются большим разнообразием как по изображению монограммы Александра I, так и царской короны.
Во времена правления Николая I клейма были достаточно живописными. Монограмма монарха состояла из витиеватой буквы «н» и написанной в нижней ее части римской единицы. На некоторых клеймах ставили год изготовления фарфора. Корону изображали живописно, тщательно вырисовывая ее детали. Начиная с 1836 года надглазурные клейма стали вытесняться подглазурными, которые ставили с помощью синей или зеленой красок.
В этот период встречаются и подписи мастеров, участвовавших в создании изделий. Так, на одном из клейм 1850-х годов указаны инициалы живописца и рядом с ними инициалы модельмейстера. Подобные надписи присутствуют и на фарфоре, созданном во времена Александра II.
Для клейм, наносимых при Александре II, характерно значительное сходство исполнения, что было связано с применением трафаретов. По этой же причине они сходны с клеймами при Александре III и отличаются от них в основном только римскими цифрами.
Во времена Александра II также начали указывать год изготовления (часто две последние цифры года), а при следующем монархе указание в клейме года стало обязательным.
При Александре II встречаются клейма в виде императорской монограммы, помещенной в округлый венок, круг из звездочек или волнистых линий. Таким способом помечали те фарфоровые изделия, которые создавали во Франции, а расписывали на ИФЗ. Аналогичные клейма встречаются и при Александре III.
Во время правления Николая II традиция ставить на клейме дату изготовления сохранилась, однако теперь год ставили полностью из четырех цифр.
Клейма ГФЗ (1917-1925)
После того, как последний российский царь отказался от престола в ходе революции 1917 года, завод больше не мог использовать прежние клейма, так как огромная Россия внезапно осталась без герба, флага и других государственных атрибутов. К тому же предприятие переименовали в Государственный фарфоровый завод. Этим объясняется тот факт, что на заводе несколько месяцев ставили клеймо только с датой изготовления изделия.
В марте 1917 года Временное правительство буквально засыпали запросами различные учреждения, так как им требовались печати на документы. Правительству пришлось привлечь к разработке нового российского герба опытных знатоков геральдики. Поскольку последние не решались принимать решение до созыва Учредительного собрания, а герб нужен был срочно, остановились на варианте изображения двуглавого орла, лишенного всяческих регалий. Этот герб в народе даже прозвали «ощипанной курицей», но он прекрасно подходил для завода ГФЗ, так как хорошо смотрелся в виде клейма и стал преемником прежних императорских клейм ИФЗ.
В это же время в клеймах появляется советская атрибутика: серп и молот, надпись РСФСР.
В 1921 году на заводе использовали специальные клейма с надписью: «В пользу голодающим». Связано это было с разразившимся в Поволжье в 1921-1922 годах массовым голодом, от которого пострадало более пяти миллионов человек.
Клейма ЛФЗ (1925-2005)
В 1925 году в связи с двухсотлетним юбилеем Российской академии наук ГФЗ присвоили новое имя. Теперь его полное название звучало как Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Сокращенно его обозначали ЛФЗ, что часто вызывало путаницу, так как под буквой «Л» можно было понимать как слово «Ломоносовский», так и «Ленинградский». Надо иметь в виду, что наименование Ломоносовский фарфоровый завод считалось кратким названием предприятия. В то же время аббревиатуру ЛФЗ на клеймах расшифровывают как Ленинградский фарфоровый завод.
Знаменитая аббревиатура ЛФЗ, применяемая и в современном клейме, появилось на предприятии в это время. Тогда буквы клейма были менее витиеваты, чем сегодня, и исполнялись по-разному. Буквы могли писать слитно или раздельно, придавая им разные очертания.
В период с 1970-х по 1989 гг. на клеймах стали также указывать группы сложности рисунка. Всего существовало несколько таких групп от 6 до 15, но бывали случаи, когда изделие выполнялось за рамками самой сложной 15-ой группы. Тогда на нем ставили пометку «ВНЕ ГР». Ниже аббревиатуры ЛФЗ указывали сорт изделия. Для фарфора первого сорта применяли красные клейма, второго — синие, третьего — зеленые.
В это время для экспортных изделий применяли надпись MADE IN USSR, которая с распадом Советского Союза превратилась в MADE IN RUSSIA.
В это же время возникает новое клеймо с надписью HAND RECORATED, обозначающей ручной декор. В клейме начали указывать дату основания завода и город Санкт-Петербург.
Клейма ИФЗ (2005 г. — настоящее время)
В 2005 году акционеры решили вернуть предприятию историческое название и переименовали его в ИФЗ. Возврат к истокам произошел и в клейме завода. Теперь в нем появилась надпись Imperial Porcelain, обозначающая императорский фарфор (можно перевести и как величественный), двуглавый орел с атрибутами власти, год строительства завода и город, в котором он находится.
Представленное клеймо используют на Императорском фарфоровом заводе по сей день.
Фарфор российского качества из Ломоносова и Гжели
Идет загрузка… Пожалуйста, подождите…
В нашем магазине
- Матрешки — Матрешка
- Лак Коробки
- Рождество
- Коллекция Фаберже
- Античный
- Ювелирные изделия
- Русские ножи
- Шахматы
- русские сувениры
- Яйца страсти
- Хохлома
- Жостово
- Береста сибирская
- Куклы
- Шапки, шали, шарфы
- Книги
- Хрусталь и стекло
- Картины дикой природы на коряге
- Тотемное искусство Северо-Западного побережья
- Родные корзины
- Китовый ус и моржовая кость
- Резьба по слоновой кости
- Ископаемая слоновая кость
- Скримшоу
- Артефакты
- Ножи
- Книги
- Ювелирные изделия
- Бронза и мыльный камень
- Резьба по кости и рогам
- Ножи
- Роберт Бисселл Изобразительное искусство
- Чаши и украшения Роберта Катлера
- Коробки Стивена Рэппа
- Фимо Творения
- Книги
- Аллен Дизайн Часы
- Резьба по драгоценным камням
- Сувениры
- Украшенные драгоценностями эмалированные коробки
- Деды Морозы Аниты
- Веселые рождественские аксессуары
- Шахматы
- Рождество
- Ремесла и подарки
- Матрешки
- Русские куклы
Наш информационный бюллетень
Ломоносовский фарфор Информация
Ломоносовский Фарфоровый завод расположен на берегу реки Невы в Санкт-Петербурге, Россия, где он был основан в 1744 году. Это был первый фарфоровый завод в России и один из первых в Европе. Богатая эпоха конца 18-го и начала 19-го веков обеспечила готовый рынок для производства фабричными фигурками и посудой из дацитового фарфора. Европейская знать заказывала роскошные предметы для подарков и для своих поместий, и фабрика росла вместе со спросом на ее продукцию.
В течение первых 100 лет существования фабрика принадлежала правящему дому Романовых, и многие Романовы принимали непосредственное участие в делах фабрики, работая над улучшением производства и созданием спроса на продукцию.
Именно Петр Великий вдохновил основать первый в России фарфоровый завод, однако сделать это было не так просто, и Петр умер, не успев осуществить свою мечту. Именно его дочь, императрица Елизавета, руководила основанием фабрики в Санкт-Петербурге в 1744 г.
С середины 19 века до революции 1917 года завод именовался Императорским фарфоровым заводом. После Октябрьской революции завод был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод. Наконец, в 1925 году он получил свое нынешнее название Ломоносов в честь Михаила Ломоносова, основателя Российской академии наук. До распада Советского Союза в 1991 году завод именовался Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова.
В 1993 году завод был в очередной раз реорганизован в частное акционерное общество и теперь официально называется «Ломоносовский фарфоровый завод».
В 1994 году фабрике исполнилось 250 лет. В 2004 году фабрика отремонтировала общественную часть здания, в том числе музей исторической продукции фабрики.
Сегодня ломоносовский фарфор остается востребованным. Самый популярный узор посуды Ломоносова называется «Кобальтовая сетка».
Этот образец является эксклюзивным для Ломоносовского фарфорового завода уже более 50 лет. Узор искусно расписан вручную с использованием синего кобальта (из минерального кобальта) и 22-каратного золота. Узор представляет собой сочетание пересекающихся линий кобальтово-синего цвета с перевернутыми слезоточивыми каплями кобальтово-синего цвета и золотыми акцентами. Из-за вставок из настоящего 22-каратного золота ломоносовский фарфор рекомендуется стирать вручную в теплой воде с мягким моющим средством.
Ломоносовский завод имеет единственный в России цех по производству костяного фарфора. Эта литейная машина была разработана специалистами завода. |
Фотографии взяты из книги Ломоносовский фарфоровый завод: Санкт-Петербург 1744-1994 Галины Агарковой и Наталии Петровой.
Российско-американская компания импортирует ломоносовский фарфор напрямую с завода в Санкт-Петербурге. Мы продаем только фарфор первого экспортного качества и предлагаем широкий ассортимент изделий самых популярных моделей.
МАГАЗИН Ломоносовского фарфора
Посмотрите это видео о производстве Ломоносовского Императорского Фарфора:
Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге
больше года назад Основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы Петровны, дочери основателя города Петра Великого, Императорский фарфоровый завод стал первым фарфоровым заводом в России и третьим в Европе.Именно здесь Д. Виноградов, талантливый русский ученый, открыл секрет так называемого «белого золота».

Первоначально называвшийся Невским фарфоровым заводом, завод изготавливал аксессуары для императрицы Елизаветы Петровны, которая использовала их в качестве подарков своим служителям и дипломатических подарков. Как только Виноградову удалось соорудить в 1756 году широкий очаг, стали доступны более крупные предметы и был изготовлен первый столовый сервиз для Ее Величества.
После восшествия на престол Екатерины II (1762–1796) завод был реорганизован и в 1765 году переименован в Императорский фарфоровый завод. Конец ХVIII века считается «золотым веком» русского фарфора. Императорский фарфоровый завод был одним из лучших в Европе. С такими грандиозными столовыми сервизами, как «Арабесковый», «Яхтинский» и «Кабинецкий», насчитывающими до тысячи предметов, Императорский фарфоровый завод достиг вершины славы.
В царствование Александра I (1801–1825) мануфактурой руководил доверенный советник императора граф Дмитрий Гурьев.

Русский фарфор не только прославлял деяния императора, но и отражал национальные идеи и настроения. Например, гурьевский столовый сервиз — это ода людям, победившим в Отечественной войне 1812 года. Это историческое событие породило и серию «боевых тарелок» с изображением солдат и офицеров всех родов российской военной службы. Кроме того, в те времена широко практиковалась портретная живопись. №
Особую роль в продукции мануфактуры с первых лет царствования Александра I и до 1860-х гг. играли вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов, а в живописи преобладали пейзажи и батальные сцены. Дворцовые сервизы также были важной продукцией фабрики.
При Николае I фарфор отличался искусной росписью. В вазах представлены шедевры старых мастеров (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Корреджо, Мурильо и др.

Императорский фарфоровый завод отметил свое 100-летие созданием в 1844 году собственного музея, в котором была представлена прекрасная экспозиция из коллекций Зимнего дворца.
После провала на Всемирной выставке 1900 года в Париже Императорский фарфоровый завод перешел под патронаж императрицы Александры Федоровны. Кроме того, для Николая II были изготовлены серия боевых тарелок с изображением войск Александра III и серия скульптур «Народы России» по проекту П. Каменского. Скульптуры отличаются этнографической точностью.
В середине 1900-х годов Императорский фарфоровый завод начал налаживать контакты с членами художественной группы «Мир искусства», в том числе с Константином Сомовым, Евгением Лансере и Сергеем Чехониным, которые пропагандировали неоклассицизм в русской фарфоровой традиции.

После большевистской революции Императорский фарфоровый завод был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод в 1918 году. керамика», где изготавливался бы пропагандистский фарфор в высшем смысле этого слова, «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по исполнению».
Фарфор 1920-х годов, пожалуй, одна из самых любопытных и удивительных страниц в истории прикладного искусства. Он сохранил атмосферу первых лет пролетарской революции в совершенной художественной форме. Искусные художники работали под руководством Сергея Чехонина, также известного как «мастер советского ампира». Фарфор 1920-х годов ассоциируется с такими художниками, как Кустодиев, Петров-Водкин, Добужинский, Малевич и Кандинский.
Ленинградский фарфоровый завод первым в СССР открыл художественную лабораторию в 1930-е годы, когда начала формироваться советская культура. Коллектив художников под руководством Н. Суэтина, ученика Малевича, изобрел новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».

Хрущевская «оттепель» 1960-х возродила художественные лозунги 1920-х, такие как «Внеси искусство в повседневную жизнь» и «Внеси искусство в производственную среду». После характерной для сталинского периода помпезности и излишней декоративности возродился интерес к белому фарфору, лаконичному рисунку и простой форме.
Уважение к наследию в сочетании с непрерывным развитием и регулярным обновлением художественных традиций по-прежнему является отличительной чертой петербургской фарфоровой школы. Такой подход можно наблюдать в работах Т. Афанасьевой и Г. Шуляк, Н. Петровой и О. Матвеевой, М. Сорокиной и С. Соколовой.
Каждый из них нашел свой стиль в фарфоровом искусстве, внося свой вклад в декоративное разнообразие и эмоциональную яркость изделий Императорского фарфорового завода.

Государственный Эрмитаж
Музей Императорского фарфорового завода
Пр. Обуховской Обороны 151
/st-petersburg-ru/музей-императорского-фарфорового-завода_147731v
С 2001 года Музей Императорского фарфорового завода находится в ведении дирекции Эрмитажа и сегодня может похвастаться звездной экспозицией из более чем 30 000 …
подробнее
Подарки и сувениры
Императорский Фарфоровый Завод
Невский пр. 60
/st-petersburg-ru/императорская-фарфоровая-мануфактура_9420v
Один из старейших европейских заводов, Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой, дочерью Петра I. Первоначально это был …
подробнее
Подарки и сувениры
Императорский фарфор
Ул. Маросейка 4/2 корп. 1
/st-petersburg-en/imperial-porcelain_157895v
Магазин известного бренда с широким выбором уникальной посуды, сувениров, подарков и многого другого. Знаменитая фабрика, названная в честь отца русского фарфора Михаила …
подробнее
Знаки советского фарфорового завода «
После революции 1917 года фарфор стал экспериментальным материалом для спортивной и другой пропаганды. Большевистское правительство взяло под свой контроль Императорский фарфоровый завод. Придя к власти, они обнаружили запас неокрашенных фарфоровых тарелок. В свою очередь, эти пластины затем использовались для изготовления пропагандистских лозунгов и революционных изображений.
Содержание
- Знаки
- Советские символы
- Значения
Неокрашенные пластины были отмечены тем, что было царской монограммой под основанием. Большевики в конечном итоге покрыли эти вензеля черной или зеленой краской.
Все эти тарелки потом стали полотном для новых советских образов.
В это время самая частая роспись на этих тарелках стала праздничной. На праздники такие как:
- Первомай
- Праздник трудящихся
- Годовщина Революции
- Съезд Советов.
На большинстве этих табличек был нанесен новый советский символ серпа и молота. Наряду с символом серпа и молота можно было бы увидеть пропагандистский лозунг. Желание собирать советский фарфор возникло в 1970-х и 1980-х годах.
По мере того, как музеи в России начали собирать свои коллекции из того периода, стали появляться подделки.
МаркировкаПри инвестировании в советский фарфор очень важно знать маркировку и цифры под основанием. Их общий дизайн очень показателен. Также важно проверить форму и форму фарфора.
Осмотреть картину и позолоту тоже неплохо. Оригинальную роспись и позолоту почти невозможно имитировать.
Императорский фарфоровый завод поддержали цари Романовы. В 1925 этому месту присвоено имя основателя Российской академии наук Ломоносова. Однако позже его сменили на Ленинградский Ломоносовский фарфоровый завод.
Есть несколько клейм, которые использовались или используются на советском фарфоре. Здесь перечислены Российские фарфоровые заводы с 1950-х годов и позже, но, вероятно, их намного больше.
Фабрики с известными марками:
- Фабрика керамики Aserl Эстония
- Керамическая фабрика в Парну Эстонии
- ESSR Tallinn Factory Foundation Эстония
- Фарфоровая фабрика Borislavski Ukraina
- Poltava фарфоровая фабрика
- 777777777700 гол. Фарфоровый завод Украина
- Барановский фарфоровый завод Украина
- Добрушский фарфоровый завод Беларусь
- Рижский фарфоровый завод Латвия
- Фарфоровая фабрика Konakova Russia
- Novgorod Фарфоровая фабрика Россия
- Фарфоровая фабрика Lomonosov, Санкт -Петербург Россия
- Фарфоровая фабрика
- 9000.
Советские символы
Многие из фарфоровых марок варьировались от серпа и молота до корон и печатных букв. На многих из них стояли инициалы основателя фабрики или царя того времени.
Императорский фарфоровый завод продолжает развиваться под руководством правящих лидеров. Благодаря этому маркировка всегда включала государственный символ, вензель императора или герб. Некоторые даже включали монархические символы.
Другие маркировки могли включать номер рецепта, использованного при изготовлении Фарфора. Позже брендинг принял форму двуглавого орла. Для нанесения клейма это делалось вдавливанием в массу, либо в виде подглазурной или надглазурной глазури.
Во время правления Екатерины знак превратился в монограмму E. Внутри этого курсива E также была римская цифра II. С каждой сменой элиты менялись отметки на Фарфоре для каждого из разных домов.
Сегодня ценность по-прежнему зависит не только от фарфора, но и от клейма и типа клейма, нанесенного на фарфор.
После революции 1917 года огромная страна осталась без флага, герба и даже государственных символов. В течение первых нескольких месяцев фарфор маркировался годом изготовления. В этот период название изменилось на Государственный фарфоровый завод. Именно тогда двуглавый орел стал гербом Российской республики.
Дальнейшие знаки и бренды связаны с политической жизнью страны. С 2005 года клеймо, размещаемое на фарфоре, представляет собой символ орла, держащего меч, а над головой орла помещается корона. Название «Фарфоровый завод» было возвращено «Императорскому фарфоровому заводу» с датой 1744 год прямо под гербом, В самом низу — название города — Санкт-Петербург. Это историческое название Фарфорового завода. Знак чаще всего делается в синем кобальте и был сведен к единому стандарту, не допускающему вариаций.
С самого начала производства фарфора в России целью всегда было использование фарфора для использования при царском дворе. До того, как Россия начала производить фарфор, этот продукт уже был известен благодаря торговле с зарубежными странами и частным поездкам.
Русский ученый Дмитрий Виноградов открыл секрет производства фарфора и начал производить его как промышленность в свое время. Когда Императорский фарфоровый завод не мог удовлетворить потребности внутреннего рынка, производство фарфора обрело большой успех, так как все больше заводов стали выпускать фарфор. В это время начали выпускать продукцию первые частные Фарфоровые заводы. Художники также оказались перегружены картиной, которую нужно было закончить.
За это время каждый предмет фарфора должен был быть расписан вручную. Это, в свою очередь, объясняет, почему в одних и тех же наборах есть небольшие и тонкие различия. Несмотря на то, что роспись заняла так много времени, никто не думал минимизировать какой-либо рисунок на фарфоре.
В 19 веке в России произошло бурное развитие капиталистических отношений. Это, в свою очередь, также привело к увеличению количества фарфоровых заводов и фабрик. Фабрики также разработали новые методы занятости в это время. Однажды в конце 19В начале 20 века один человек начал планомерное поглощение фарфоровых заводов.
Благодаря этому предприятию они смогли производить высококачественную посуду в больших количествах. Эти быстро производимые наборы не только хорошо продавались, но и способствовали еще большему росту бизнеса этого человека. Меньшие по размеру фарфоровые заводы больше не могли поддерживать достигнутое производство, и большинство из них было продано этому человеку или полностью закрыто.
Некоторые музеи теперь являются домом для многих изделий этого человека. Имя мужчины? Матвей Кузнецов. В Санкт-Петербурге хранится множество прекрасных фарфоровых изделий того времени. Эти изделия находятся в музее Императорского фарфорового завода. Существует также очень качественная коллекция, которая хранится в Британском музее в Лондоне.
ЗначенияСегодня клейма на фарфоровых изделиях все еще встречаются. Эти знаки позволяют уполномоченным лицам идентифицировать различные продукты на разных фарфоровых фабриках.
Чтобы определить старинный фарфор, нужно посмотреть на форму, декор и глазурь, которые помогут определить производителя, если на дне нет клейма.
Однако, если это не подделка, все производители, все фарфоровые заводы имели клеймо, которое помещалось на нижнюю сторону их изделий. Многие из этих фарфоровых заводов имели самые разные клейма, это зависело от политической жизни того времени.
При выборе знаков Ломонов использовал стилизованную букву того времени. Как знак достоинства, Imperial Porcelain Company всегда стремилась включить наследие наряду с дизайном. Творчество советских дизайнеров и живописцев того времени не имело себе равных, и многие считают, что они не имеют себе равных и по сей день.
Фарфор остается одним из самых востребованных изделий благодаря своей прочности и красоте. Важно знать, что первые 100 лет Фарфор производился для правящей семьи в Советском регионе. Он также использовался для Российского императорского двора. Как бы сегодня завод не называли, он есть и будет ведущим авторитетом в области фарфоровых изделий.
Императорский фарфоровый завод разработал многие современные антикварные фарфоровые сервизы.