Примеры стиля эпохи: Какие бывают стили музыки? | Музыкальный класс

Содержание

Какие бывают стили музыки? | Музыкальный класс

Какие бывают стили музыки? Музыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное. Его можно определить как образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.

Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.

Стиль эпохи

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.).

Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).

Жанровый стиль

Стиль жанра отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям.

Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы.

Если же брать произведения крупных форм (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль.

А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.

Стиль музыкального направления

Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке.

Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.

Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.

Национальный стиль

Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).

Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.

Стиль объединения композиторов

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе.

Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков.

В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.

Стиль отдельного композитора

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини.

Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.

Исполнительский стиль

Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора.

Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку.

Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно.

Автор – Светлана Субботина




7 самых вдохновляющих памятников итальянского Возрождения

Архитектура

Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура – из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.

Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура — из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.

1. Вилла Медичи во Фьезоле

Виллы семейства Медичи, построенные в окрестностях Флоренции в период с XIV по XVII век, в 2013 году были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО скопом. Всего их двадцать семь, и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая… Вилла во Фьезоле (1471) – самая “садовая”. Что же такого особенного в местном саду? В отличие от более парадных вилл Медичи, сад во Фьезоле, хотя и сделан регулярным, не слишком строг – то, что он расположен на сложном рельефе, разбивает композицию. Прогулка по саду – наполненное разнообразными визуальными впечатлениями приключение, сцены сменяют друг друга, а вид на тосканские холмы оттеняет всё это, как грандиозный театральный задник. Именно по такому принципу – разнообразие сцен на фоне более широкого фона – потом делались английские пейзажные сады, которые все родом из Фьезоле, где эффект возник почти случайно.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.

com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

2. Вилла Ланте

Вилла Ланте в местечке Баньяйя под Витербо построена в 1560-х годах для папского наместника в регионе, кардинала Джанфранческо Гамбары. Как это часто бывает с виллами той эпохи, главная ее прелесть – сад. В данном случае очень необычный: он почти лишен зелени, но украшен множеством фонтанов, в том числе шутих, созданных инженером Томмазо Гинуччи. Эти шутихи плюс статуи знаменитого скульптора Джамболоньи заставили современников говорить о вилле Ланте как о месте, где природа стала рабой человеческих капризов, а историков архитектуры – отнести ее к стилистике маньеризма. Нынешнее название вилла получила в XVII веке, когда ее купил герцог Бомарцо Ланте делла Ровере – его потомки владели домом до XIX века.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.

com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

3. Вилла Ротонда

Вилла Ротонда, построенная величайшим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио под Виченцей, – одно из самых знаменитых зданий в истории. Во-первых, она воплощает все принципы палладианского стиля: важнейшая роль ордера, симметричная композиция с куполом, разбивка фасада по высоте на три пропорциональные части, – и ее многократно копировали по всему миру, от Англии до России. Во-вторых, это последняя постройка Палладио: он умер в 1580 году, когда отделка здания была еще не совсем завершена. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. Ну и в‑третьих, вилла Ротонда просто головокружительно красива: она стоит на вершине холма, как миниатюрная шкатулка, вроде бы скромная, но выполненная с несравненным изяществом.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

4. Вилла д’Эсте

Еще одна вилла, оставившая глубокий след в мировом искусстве. Количество ее изображений бессчетно, подражаний ей – десятки, в том числе наш родной Петергоф: Петр I пытался в своем парке превзойти здешние фонтаны. Сделанные в 1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле, известной также под названием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит), и без них есть чем заинтересовать публику. Например, первым ее владельцем был Ипполито д’Эсте – сын Лукреции Борджиа, а последним – эрцгерцог Франц Фердинанд, с убийства которого началась Первая мировая война.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

5. Вилла Медичи в Пратолино

Еще одно здание из комплекса медицейских вилл под Флоренцией было построено в 1581 году Бернардо Буонталенти – знаменитым архитектором и театральным декоратором. Сад в Пратолино может служить сценой для грандиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Самый знаменитый фрагмент сада – пруд с огромной статуей “Аллегория Апеннин” работы Джамболоньи. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в 1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых, имение и находилось до 1955 года.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

6. Сад Бомарцо

Возможно, самый эксцентричный и загадочный памятник итальянского Возрождения расположен у подножия замка Орсини в городе Бомарцо и известен в мировой культуре под двумя именами: Священный лес и Сад чудовищ.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Известно, кто разбил сад – Пирро Лигорио (автор виллы д’Эсте), когда – с 1548 по 1580 год, и для кого – для кондотьера Вичино Орсини. Неясно только, зачем и почему он захотел уставить всю территорию жутковатыми аллегорическими скульптурами, среди которых Пегас, две сирены, Протей, слон Ганнибала, дракон, черепаха, гигант, пес Цербер, две Цереры, Афродита и врата преисподней.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Сюжет скульптур, как предполагается, восходит к сну из мистического романа “Гипнэротомахия Полифила” (1499): там упомянуты слон с обелиском на спине и прочие странности.

Но версия эта спорная и на вопрос, зачем в парке такое иметь, не отвечает.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Зато сад эффектен неимоверно и повлиял на творчество многих людей – от Сальвадора Дали до Филиппа Старка (версия “Врат преисподней” служит камином в его интерьере московского ресторана Baccarat Cristal Room).

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

7. Вилла Альдобрандини

Вилла Альдобрандини во Фраскати под Римом строилась с 1598 по 1603 год для племянника папы Климента VIII сначала по проекту Джакомо делла Порта, а после смерти архитектора – Карло Мадерно, который занимался отделкой здания.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Кроме того, он спроектировал в саду фантастический “Водяной театр” – каменную экседру со статуями, точь‑в‑точь такую, как театральные декорации той эпохи.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Чтобы обеспечить водой садовый театр и каскад фонтанов, Мадерно построил акведук длиной 8 км от источника на горе Альджидо под Моденой до виллы Альдобрандини – она, к слову, до сих пор находится во владении потомков папского племянника.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Текст: Евгения Микулина

Фото: Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

30 лучших художественных направлений в западной истории: характеристики и стили

История западного искусства претерпела множество изменений, что привело к чрезвычайно разнообразному набору техник, стилей и средств. Искусство долгое время отражало социальные контексты и изменения, став важным индикатором культурного и социально-политического климата того времени. Ниже представлен исчерпывающий список 30 самых выдающихся художественных движений в истории западного искусства, объяснения их контекста и их наиболее важных художников.

 

Движения древнего искусства

 

Классическое греческое искусство (510-323 гг. до н.э.)
Дискобол Мирона, 5 век до н.э., римская копия 2 века н.э.

 

Классическое греческое искусство процветало в период повышенного интеллектуализма, литературы, философии и архитектуры. Он сосредоточился на натурализме и идеализме человеческого тела в живописи, мраморной скульптуре и архитектурном орнаменте. Он был признан одним из самых влиятельных периодов в западной истории, заложившим основу для многих аспектов современного искусства.

 

Известные художники: Фидий, Мирон, Пракситель, Поликлет

 

Раннее современное искусство

 

Средневековое искусство (500-1400)
Икона «Торжество Православия» , ок. 1400, Британский музей 

Вам понравилась эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Искусство средневековой эпохи охватило различные периоды и стили, включая византийский, викингский, англосаксонский, романский и готический. В широком смысле западное средневековое искусство было сосредоточено на внедрении христианства в основную европейскую культуру. Его самые известные образцы можно увидеть в церковной архитектуре и убранстве по всей Европе и Ближнему Востоку.

 

Известные художники: Дуччо, Чимабуэ, Амброджо Лоренцетти, Джотто, Ян Ван Эйк

 

Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)
Рождение Венеры Сандро Боттичелли, 1485, Галереи Уффици, Флоренция

 

Период европейского Возрождения был художественным и культурным возрождением, которое началось в Италии и распространилось на остальную Европу. Это было отклонение от прежних готических и средневековых стилей в пользу гуманизма древнего греко-римского искусства и культуры. В этот период произошло возрождение интеллектуализма, философии и классического стиля, в результате чего были созданы одни из самых известных шедевров искусства и архитектуры на сегодняшний день.

 

Известные художники: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Мазаччо, Джованни Беллини

 

Маньеризм (1520-1620)
Мадонна с младенцем и ангелами работы Пармиджанино, также известная как Мадонна с длинной шеей, 1534-40, Галереи Уффици, Флоренция

 

Маньеризм был периодом, последовавшим за вершиной Высокого Возрождения. Это было очень креативно, с упором на выражение идей через экстремальные, иногда фантастические образы. Эти радикальные элементы проявлялись в виде драматических сценариев, асимметрии, отхода от художественного идеала.

 

Известные художники: Пармиджанино, Бронзино, Эль Греко, Паоло Веронезе

 

Барокко (1600-1750) 
«Ночной дозор» Рембрандта, 1642, Рейксмузеум, Амстердам

Искусство барокко зародилось в Риме в 17 веке с упором на католическое возрождение, которое со временем распространилось по всей Европе. В отличие от искусства маньеризма, искусство барокко было сосредоточено вокруг замысловатого реализма с сильным эмоциональным обращением к религии. Однако не все искусство барокко было религиозным; его гиперреализм также присутствовал в натюрмортах того времени.

 

Известные художники: Питер Пауль Рубенс, Энтони Ван Дайк, Рембрандт, Джан Лоренцо Бернини

 

Рококо (~1700-80)
Качели , Жан-Оноре Фрагонар, 1767, Коллекция Уоллеса, Лондон

 

Период рококо, иногда также называемый поздним барокко, был сосредоточен на декоративном орнаменте в отличие от (раннего) барокко. Он отдавал предпочтение темам и иконографии фантазии и пышной чувственности. Движение характеризовалось кульминацией небольших изогнутых мазков, от которых произошло название «рококо» в переводе с французского 9.0004 рокайль или коралловый.

 

Известные художники: Жан-Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар, Франсуа Буше, Джованни Баттиста Тьеполо

 

Неоклассицизм (1750-1850) 
Клятва Горация Жака-Луи Давида, 1784, Художественный музей Толедо

 

Неоклассицизм был вторым возрождением классицизма в искусстве в 18 веке после открытия древнего города Помпеи в Италии. В этот период произошло резкое увеличение греко-римской мифологической тематики в живописи, скульптуре в классическом стиле и древней храмовой архитектуре. Он также навязывал античную греко-римскую идеализированную эстетику в искусстве.

 

Известные художники: Жак-Луи Давид, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Жан-Батист Дебре, Вильям-Адольф Бугро

 

Романтизм (1780-1830)
Свобода, ведущая народ Эжен Делакруа, 1830, Лувр, Париж

 

Романтизм отошел от трезвого идеализма неоклассицизма к выражению эмоций в искусстве. Он прославлял интуицию художника, отдавая предпочтение творческим, а иногда и драматизированным представлениям. В этот период также наблюдалось увеличение пейзажных изображений.

 

Известные художники: Эжен Делакруа, Дж. М. У. Тернер, Уильям Блейк, Франсиско Гойя

 

Художественные направления модернизма

Реализм (1848-1900)

Сборщики урожая Жан-Франсуа Милле, 1857, Музей Орсе, Париж

 

Реализм был движением, зародившимся в середине 19 века, которое отдавало предпочтение художественному изображению с почти фотографической точностью. В ответ на предшествовавшие ему драматизированные периоды искусства реализм сосредоточился на более приземленных, повседневных предметах. Затем эти сюжеты были изображены с подчеркнутой достоверностью как несогласие с прежней художественной идеализацией.

 

Известные художники: Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Эдвард Хоппер, Эдуард Мане

 

Импрессионизм (1865-85)
Бульвар Монмартр ночью Камиль Писсарро, 1897, Национальная галерея, Лондон

 

Импрессионизм — направление в искусстве, возникшее во Франции в середине 19 века. Он был сосредоточен вокруг спонтанного изображения пейзажей и изображений на открытом воздухе вместо создания произведений на основе заранее сделанных эскизов и исследований. Он также отошел от реалистичных изображений, сосредоточившись вместо этого на «впечатлении» или общем влиянии солнечного света на предметы на открытом воздухе.

 

Известные художники: Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Мэри Кассат

 

Неоимпрессионизм (1884-1935)
Воскресный полдень на Гранд-Жатт Жоржа Сёра, 1884–1886 гг. , Художественный институт Чикаго

 

Неоимпрессионизм, также иногда неправильно называемый пуантилизмом, был движением, следующим за импрессионизмом, состоящим из нанесения маленьких цветных точек. В отличие от своего предшественника, неоимпрессионизм не делал акцент на спонтанности пейзажной живописи. Вместо этого он использовал систематическую научную технику и яркую окраску.

 

Известные художники: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Анри Эдмон Кросс

 

Модерн (1890-1910) 
Поцелуй Густав Климт, 1907-08, Музей Бельведер, Вена

 

Стиль модерн, иногда называемый югендстилем, сецессионстилем или стилем Глазго, был разработан в 1890 году. Он был сосредоточен на модернизации декоративного орнамента в различных средах, включая живопись, скульптуру, архитектуру и графику. Это также проявляется в абстракции органических форм и асимметричных геометрических форм.

 

Известные художники: Густав Климт, Антони Гауди, Анри де Тулуз-Лотрек, Обри Бердслей

 

Постимпрессионизм (1885-1910)
Звездная ночь Винсента Ван Гога, 1889, MoMA

 

Постимпрессионизм был реакционным движением против натуралистических изображений импрессионизма. Вместо того, чтобы изображать пейзажи, основанные на свете или реализме, постимпрессионисты сосредоточились на эмоциональном воспроизведении и выражении в искусстве. Хотя их работы были стилистически широкими, для них характерны смелые цвета, пространственная абстракция и несмешанные мазки.

 

Известные художники: Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Поль Гоген, Эдвард Мунк

 

Фовизм (1900-08)
Портрет мадам Матисс (Зеленая линия) Анри Матисса, 1905 г., Государственный музей искусств, Копенгаген

 

Фовизм был движением в современном искусстве начала 20-го века, характеризующимся яркими цветами и толстыми несмешанными мазками, вдохновленными теориями цвета 19-го века. Группа художников получила свое название от искусствоведа, назвавшего их «девяткой».0004 Фовисты, или дикие звери, после их первой выставки на Осеннем салоне в Париже в 1905 году. 

 

Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Жорж Руо, Рауль Дюфи

 

Экспрессионизм (1905-20)
Автопортрет с китайским фонариком Эгона Шиле, 1912, Музей Леопольда, Вена 

 

Экспрессионизм — международное художественное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале 20 века. Несмотря на эклектичность и интернациональность, в широком смысле экспрессионистское искусство было сосредоточено на эмоциональном выражении, а не на традиционной эстетике. Он включает в себя элементы фантазии, искажения и динамизма.

 

Известные художники: Эдвард Мунк, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эгон Шиле, Люсьен Фрейд, Амадео Модильяни

 

Кубизм (1907-14)
Авиньонские девицы Пабло Пикассо, 1907, MoMA

 

Кубизм был революционным авангардным художественным движением, которое считается одним из самых влиятельных периодов в искусстве 20-го века. Кубизм, характеризующийся фрагментацией традиционной перспективы и использованием геометрических форм, бросил вызов прежним художественным приемам и представил новый тип изображения.

 

Известные художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Жан Метцингер

 

Футуризм (1909-40-е гг. )
Уникальные формы непрерывности в пространстве Умберто Боччони, 1913; отливка 1972 г., Тейт

 

Футуризм — общественное и художественное движение, зародившееся в Италии в начале 20 века. Как видно из названия, он был ориентирован на дальновидность и освобождение от коррумпированного и угнетающего прошлого Италии. Он был эстетически связан с кубизмом и сосредоточен на абстракции, фрагментарных перспективах и непрерывном движении.

 

Известные художники: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Карло Карра, Джакомо Балла, Джино Северини

 

Супрематизм (1913-20-е гг.) 
Динамический супрематизм Казимир Малевич, 1915-16, Тейт

 

Супрематизм — направление современного искусства, зародившееся в России и испытавшее сильное влияние авангарда ХХ века. Он был основан на абстракции, упрощенных формах и ограниченной цветовой палитре. Его основатель Казимир Малевич заявил, что супрематизм будет «превосходить» все прошлые художественные формы и направления из-за его «чистой» абстракции.

 

Известные художники: Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Лазарь Хидекель, Илья Чашник

 

Конструктивизм (1915-30-е гг.)
Proun (Этюд для Proun S.K.) Эль Лисицкий, 1922-23, Музей Гуггенхайма

 

Конструктивизм был самым влиятельным направлением современного искусства в России в ХХ веке. Хотя он развился из предшествующих движений, таких как футуризм, кубизм и супрематизм, конструктивизм был революционным движением, сосредоточенным на «строительстве» западного индустриализма. Это совпало с 19Революция 17 Октября, означающая социальное и политическое движение вперед.

 

Известные художники: Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Любовь Попова

 

Дадаизм (1916-24)
Фонтан Марселя Дюшана, 1917 г. , копия 1964 г., Тейт

 

Дадаизм был авангардным интеллектуальным и художественным движением, развившимся в Европе после Первой мировой войны. Он использовал различные средства, включая живопись, коллаж, поэзию и скульптуру. Название «дада» охватило внимание движения к бессмысленному материалу как к форме художественного бунта. Он характеризовался сатирой и политическими комментариями, чтобы революционизировать взаимодействие искусства с обществом.

 

Известные художники: Андре Бретон, Марсель Дюшан, Хьюго Болл, Ганс Арп, Фрэнсис Пикабиа, Ханна Хёх

 

Сюрреализм (1924-60-е)
Постоянство памяти Сальвадора Дали, 1931, MoMA

 

Сюрреализм — это направление в современном искусстве, возникшее из авангардного мышления дадаизма. Находясь под сильным влиянием психоанализа, движение сосредоточилось на исследовании бессознательного и самоанализе. Для него были характерны сказочные образы, мифологические мотивы и абстрактный символизм.

 

Известные художники: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Фрида Кало, Жоан Миро, Мерет Оппенгейм

 

Абстрактный экспрессионизм (1943-65)
«Женщина I», Виллем де Кунинг, 1950-52, MoMA

 

Абстрактный экспрессионизм — направление в искусстве, зародившееся в Нью-Йорке в середине 20 века. В нем участвовала обширная группа художников, чьи работы включали грубые мазки, абстрактные, часто хаотичные сюжеты и яркие цветовые акценты. Он подчеркивал экспрессию жестовыми, нерепрезентативными художественными методами.

 

Известные художники: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн, Ли Краснер

 

Направления в искусстве постмодернизма

 

ПОП-арт (1950–60-е годы) 
Мэрилин Монро Энди Уорхола, 1967, MoMA

 

Поп-арт — направление в искусстве, зародившееся в США в середине 20 века. Он известен использованием элементов популярной культуры, включая средства массовой информации, рекламу и комиксы. Это было революционно, потому что в нем использовались «низкопробные» элементы и стили, и в первые годы своего существования он подвергся серьезной критике. Сегодня это один из самых узнаваемых художественных стилей.

 

Известные художники: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Кит Харинг, Дэвид Хокни

 

Минимализм (1960-70)
Без названия Дональд Джадд, 1980, Тейт

 

Минимализм был продолжением художественной абстракции, которая пронизывала ХХ век. Его искусство намеренно отклонялось от представлений о реальности, чтобы позволить зрителю прийти к своему выводу без постороннего влияния. Минималистская скульптура обычно ориентирована на простые, автономные геометрические формы из различных материалов. Его живопись также была сосредоточена вокруг геометрических фигур, составленных из простых цветовых последовательностей блоков.

 

Известные художники: Дональд Джадд, Фрэнк Стелла, Яёи Кусама, Сол Левитт, Дэн Флавин

 

Фотореализм (1960-е – настоящее время)
Столешница в цветочек Ральфа Гоингса, 1928 г., частная коллекция

 

Фотореализм — стиль, зародившийся в США в 1960-х годах. Он был сосредоточен вокруг тщательного внимания к деталям и визуализации объектов с почти фотографической точностью. Движение обычно состояло из воспроизведения фотографий в других формах изобразительного искусства.

 

Известные художники: Чак Клоуз, Ральф Гоингс, Ричард Эстес, Одри Флэк

 

Концептуальное искусство (1960-е – настоящее время) 
Стена, разделенная по вертикали на пятнадцать равных частей, каждая из которых имеет разное направление линий и цвет, и все комбинации Автор Сол Левитт, 1970, Тейт

 

Концептуальное искусство было движением, в котором идея произведения искусства ставилась выше его эстетической ценности или композиции. Как и другие движения в рамках модернизма, концептуальное искусство сосредоточилось на идее выражения и отвергло предшествующие художественные идеалы. Охватывая широкий спектр средств, стилей и техник, концептуальное искусство можно в широком смысле классифицировать как выражение художественных идей с использованием нетрадиционных методов.

 

Известные художники: Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг, Вальтер де Мария, Джон Балдессари, Сол Левитт

 

Арте повера (1962-72)
Без названия Яннис Кунеллис, 1968, Тейт

 

Arte Povera — движение, зародившееся в Италии в 1960-х годах. Это был радикальный современный период, в котором основное внимание уделялось скульптуре, сделанной из «бедных» предметов, включая старые тряпки, металлолом и найденные предметы. Использование этих предметов отвергало традиционные представления о высоком искусстве и открывало новые творческие возможности. Это было особенно заметно в Турине, но также присутствовало в Риме, Милане и Генуе.

 

Известные художники: Джованни Ансельмо, Джермано Целант, Яннис Кунеллис, Марио Мерц

 

Лэнд-арт/земное искусство (1960–80-е годы)
Sahara Circle Ричард Лонг, 1988, Тейт

Land Art, также часто называемый Earth Art, был движением концептуального искусства, которое использовало пейзажи как формы искусства в стиле инсталляций. Эти работы, часто привязанные к конкретному месту, в основном были сделаны из природного ландшафта и часто документировались фотографиями. Это движение совпало с культурным несогласием с городской жизнью, что позволило повысить экологическую осведомленность.

 

Известные художники: Роберт Смитсон, Ричард Лонг, Уолтер Де Мария, Нэнси Холт

 

Неоэкспрессионизм (1970-90-е годы)
Без названия (боксер) Жан-Мишель Баския, 1982, частная коллекция

 

Неоэкспрессионизм был ранним постмодернистским движением, зародившимся в 1970-х годах, и его представителей иногда называли «новыми фовистами». Он зародился как реакционное движение против минималистского концептуального искусства 1970-х годов и считается возрождением экспрессионистского стиля живописи. Его можно охарактеризовать яркими цветами и густым несмешанным нанесением краски.

 

Известные художники: Жан-Мишель Баския, Георг Базелиц, Джулиан Шнабель, Филип Гастон

 

Инсталляционное искусство (1970-е – настоящее время) 
Aftermath of Obliteration of Eternity Яёи Кусама, 2009 г., Музей Хиршхорна, Вашингтон, округ Колумбия 

 

Инсталляция Арт относится к художественному стилю, который занимает все трехмерное пространство, создавая захватывающий визуальный, а иногда и сенсорный опыт просмотра. Элементы установки имеют преднамеренную связь со своими сайтами, будь то постоянная или временная. Они призваны вызывать определенные чувства, мысли или настроения, устанавливая близкие отношения между зрителем и произведением искусства.

 

Известные художники: Яёи Кусама, Ай Вэйвэй, Дэмиен Херст, Аллан Капроу, Олафур Элиассон

Периоды и движения в искусстве — ранчо Ridge Light Ranch

«Что такое период в искусстве и направление в искусстве?» Каковы основные периоды и движения в искусстве? Как я могу распознать произведения искусства в каждом из них? Кто известные художники каждого периода и направления?»

Я так рада, что вы спросили! Я отвечаю на все эти вопросы для вас здесь!


Здесь вы можете найти список моих планов уроков рисования, исторически отсортированных по художественным периодам или движениям.

Если вы преподаете искусство, вас также может заинтересовать моя книга Любой может научить Ar t, которая поможет вам разложить все, что вы захотите узнать и рассказать о мире искусства!


Период искусства : более длительный период времени, охватывающий множество различных художников и их произведения изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Период искусства обычно включает в себя несколько художественных движений с общей направленностью или целью. Художники и их произведения искусства обычно группируются историками искусства в период искусства после того, как период пришел и ушел.

Художественное движение: собрание художников и их произведений искусства с общей философией или целью, техникой, стилем или периодом времени. Многие движения сформировали клуб с манифестом, представителем и эксклюзивным арт-шоу.


Древнее искусство, как правило, классифицируется по географическому признаку, потому что различные культуры оставались относительно изолированными, в результате чего искусство каждой культуры обычно имело особый вид и цель. Этот период обычно включает в себя все, что предшествовало подъему Греции около 800 г. до н.э. Однако в некоторых более уединенных регионах оно включает и более позднее искусство. Месопотамское, кельтское, египетское, африканское, азиатское и доколумбовое (из Америки) искусство включены в этот период искусства.


Классическое искусство греческой и римской империй было сосредоточено на красоте, добродетели и гармонии. Большая часть искусства была сосредоточена вокруг религиозных тем или человеческих форм и включала идеальные пропорции золотого сечения. Греческое и римское искусство включает в себя картины, мозаики, вазы, скульптуры и архитектуру.


Средневековое искусство включает картины, мозаику, архитектуру, гобелены и иллюстрированные рукописи. Религиозное и мифологическое искусство создавалось в основном для церквей, поскольку католическая церковь была центром большей части власти и финансирования. Средневековое искусство обычно разбивается на несколько этапов:

Раннее христианство (100-500)

Художники использовали римские средства и стиль, придавая новое христианское значение языческим символам.

Миграция (300-900)

Германские племена оседают в рухнувшей Римской империи и приносят свой стиль декоративного оружия, инструментов и украшений

Византия (313-1453)

видно в их искусстве.

Insular (600-900)

Кельтское средневековое искусство с Британских островов называется Insular Art и известно своими стилизованными фигурами и абстрактными геометрическими узорами.

Романский (963-1120)

Благополучное время привело к появлению оптимистичного, стилизованного, религиозного искусства, рассказывающего людям библейские истории.

Готика (1120-1400)

Византийские, романские и исламские корни привели к сложному искусству с более прямыми линиями, но естественными, классическими пропорциями, пытаясь перенести небо на землю.


Художники эпохи Возрождения использовали реалистичную линейную перспективу и классические идеалы для реалистичного изображения природы и красоты. Эпоха Возрождения разбита на несколько движений:

Раннее Возрождение (1401-1490)

В отличие от Средневековья, Искусство Раннего Возрождения было гораздо более реалистичным и более индивидуалистичным. Художники знали широкий круг предметов и рисовали самые разные предметы, а не только религиозные сцены с недавно объясненной линейной перспективой.

  • Известные художники: Джотто, Мазаччо, Донателло, Фра Анджелико, Боттичелли

Высокое Возрождение (1490–1527)

Постоянное знание широкого круга предметов, включая науку, помогло художникам точно изображать людей в ракурсе с эмоциями и выражением. Художники, ориентированные на идеалы красоты и достижение идеальной композиции

  • Известные художники: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль

Северное Возрождение (1430-1580)

Это искусство, испытавшее влияние протестантских идей, было более скромным, чем другое искусство Возрождения, но все же очень реалистичным. Популярными стали жанровые картины, изображающие быт, гравюры.

  • Известные художники: Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший

Венецианская школа (1470-1580)

Это искусство было похоже на искусство Высокого Возрождения, но более красочное и радостное.

  • Известные художники: Тициан

Маньеризм / Поздний Ренессанс: (1530-е – начало 1600-х)

Это было направление конца эпохи Возрождения, когда художники выражали свои эмоции и воображение визуальным диссонансом и нестабильностью. Это искусство обычно включало искаженные и скрученные фигуры, а также использовались неестественные цвета и источники света.

  • Известные художники: Эль Греко, Понтромо, Россо

Период искусства с богато украшенными изображениями важных событий, включая королевские или религиозные истории. Художники сосредоточились на использовании глубоких цветов, большого количества деталей, асимметрии, движения, драматизма, символов и высокой контрастности света и тьмы. Этот период часто ассоциируется с католической Контрреформацией, поскольку она противостояла простоте протестантского искусства.

  • Известные художники: Караваджо, Бернини, Ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Гейнсборо, Веласкес

Рококо/позднее барокко (1702-1780)

Это направление в искусстве периода барокко было еще более экстравагантным, чем обычное барокко. Художники использовали театральный уровень драматизма с проработанными деталями и сосредоточились на образе жизни аристократов.

  • Известные художники: Ватто, Буше, Фрагонар

Возврат к греческим и римским идеям логики и разума

  • Известные художники: Дэвид, Энгр, Копли, Стурат

Романтизм: период искусства, когда художники чтили природу, индивидуализм, интуицию и эмоции. Это движение было идиллической и драматической реакцией на неприязнь художников к неоклассическому движению, промышленной революции и эпохе Просвещения.

  • Известные художники: Черч, Коул

Реализм: период искусства, когда художники пытались правдиво и точно изображать свои предметы. Движение было реакцией на романтизм и промышленную революцию и сосредоточилось на повседневной жизни, даже на неприятных сторонах жизни.

Движение искусств и ремесел (1860-1920)

Это антииндустриальное движение, заимствовавшее элементы средневекового и романтического периодов, выступало за социальные реформы, полагая, что искусство может влиять на общество. Он был сосредоточен на полезности и качестве дизайна и в основном использовался в мебели и архитектуре.

  • Известные художники:

Народное искусство (без конкретных дат)

Стиль искусства, который является культурным, утилитарным (что означает, что помимо красоты он имеет и полезное значение), обычно созданный художником без формального художественного образования. Народное искусство не связано с движениями изобразительного искусства.

  • Известные художники: Бабушка Мозес

Американский регионализм (1930–1940-е годы)

Художественное движение в рамках реалистического периода (или его продолжения), когда художники изображали сельский Средний Запад и Глубокий Юг Америки с консервативными, скромными, знакомыми (и несколько идиллическими) сценами из жизни. Созданный во время Великой депрессии, он изображал большие городские районы как источник проблем Америки эпохи депрессии. Это также было реакцией на нынешний подъем современного искусства и понравилось большинству американцев, которые ничего не понимали в современном искусстве 9. 0011

  • Известные художники: Грант Вуд, Томас Харт Бентон, Норман Роквелл

Модернизм – период искусства, основанный на вере в прогресс и идеализме. Он предполагал, что принципы могут быть использованы для объяснения реальности. Художники-модернисты сосредотачиваются на методах и процессах, а не на ограниченной группе предметов. В отличие от предыдущих периодов искусства, которые имели в основном объединяющие характеристики, этот период искусства включает в себя множество различных художественных направлений.

Импрессионизм: (1872-1892)

Импрессионизм — направление в искусстве и стиль живописи, направленный на запечатление чувств или переживаний обычного предмета на месте (не позже в художественной студии). Искусство включало смелые цвета, чтобы изобразить легкие, видимые мазки кисти и, если смотреть вблизи, внешний вид не в фокусе.

  • Известные художники: Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Берта Моризо, Эдгар Дега, Мэри Кассат, Джон Сингер Сарджент

Постимпрессионизм (1886-1905)

Постимпрессионизм — это художественное движение, противодействующее импрессионизму и стремлению импрессионистов изображать свет и цвет естественно. Художники-постимпрессионисты исследовали абстракционизм и сосредоточились на создании искусства, которое было окном в разум и душу художника (где традиционно искусство было окном в мир). Они использовали множество узоров и делали акцент на символизме. В рамках постимпрессионизма было большое разнообразие искусства. Геометрический конец спектра привел к кубизму, а экспрессивный конец привел к абстрактному экспрессионизму.

  • Известные художники: Поль Сезанн, Жорж Сёра, Винсент Ван Гог, Анри Руссо

Символизм (1886-1910)

Символизм был художественным движением, в котором художники сосредоточились на субъективном и индивидуалистическом представлении идей и эмоций (а не мира природы) в своем искусстве. Произведения искусства сильно различались по тому, как они выглядели, но содержание, как правило, было мистическим, страстным, эротическим, основанным на страхе или болезненным.

  • Известные художники: Эдвард Мунк, Поль Гоген

Стиль модерн (1890-1910)

Стиль модерн был направлением в искусстве, на которое оказали влияние японское искусство и декоративно-прикладное искусство. Он был очень богато украшен и часто украшен экзотическими растениями. В США это называлось стилем Тиффани.

  • Известные художники: Густав Климт ( Поцелуй ), Tiffany Studios (лампы)

Экспрессионизм: (1905-1933)

Экспрессионизм был художественным движением с центром в Германии, где художник искажает реальность, чтобы выразить эмоции. Они были вдохновлены постимпрессионистами и художниками-символистами.

  • Известные художники: Василий Кандинский

Фовизм (1904-1910)

Фовизм был художественным направлением под названием Les Fauves, что в переводе с французского означает «дикие звери» из-за их чрезвычайно искаженных фигур и неестественно ярких цветов. Фовисты очень интересовались научной теорией цвета и контекстом цвета. Их искусство иногда было абстрактным

  • Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен

Кубизм: (1907-1922)

Кубизм был художественным движением, которое рассматривало предмет с разных сторон и изображало его с помощью геометрических фигур, что привело к абстрактному искусству.

  • Известные художники: Пальбо Пикассо ( Авиньонские девицы )

Дадаизм (1916-1924)

Дадаизм был художественным движением, в котором художники сосредоточились на создании сатирических или неприятных произведений искусства, чтобы шокировать самодовольный средний класс и заставить его задавать себе трудные вопросы о материализме, войне и обществе. Во многом это было реакцией на ужасы Первой мировой войны и ассоциировалось с антикапитализмом и крайне левыми.

  • Известные художники: Рауль Хаусманн ( Искусствовед ) Марсель Дюшан ( LHOOQ )

Сюрреализм (1924-1966)

Сюрреализм был художественным движением, которое выросло из движения Дада, когда художники под влиянием Зигмунда Фрейда и Карла Маркса стремились направить свое бессознательное, чтобы раскрыть чистое воображение без ограничений разума, морали , или эстетика. Искусство этого движения часто бывает странным и нелогичным, но включает в себя точно нарисованные предметы быта.

  • Известные художники: Сальвадор Дали

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Абстрактный экспрессионизм — это направление в искусстве, в котором художники восприняли сюрреалистическую идею о том, что искусство должно исходить из бессознательного. Начиная с Нью-Йорка, на него повлияла левая политика, и он соответствовал американскому настроению тревоги и бедствия.

Искусство и художники этого движения делятся на две категории. Художники действия использовали большие жесты для спонтанного создания очень больших абстрактных картин. Группа Color Field Painting использовала жирные области одного цвета для исследования религии и мифов.

С появлением абстрактного экспрессионизма Нью-Йорк стал мировым центром искусства, где раньше был Париж во Франции.

  • Известные художники: Джексон Поллок, Моррис Луи

Современный период все еще раскрывает себя. Пока у нас не будет перспективы истории, мы не сможем полностью узнать, какие атрибуты и идеалы лучше всего характеризуют искусство нашего времени. Кроме того, историки искусства продолжают определять такие термины, как «современный» и «постмодернистский», в мире искусства существуют некоторые разногласия по поводу того, что именно входит в каждый из них. Искусство и художники этих периодов времени также продолжают классифицироваться. Несмотря на все это, есть еще несколько названий художественных направлений, которые попадают в эти временные рамки, которые мы можем изучить.

Постмодернизм (1960-е – настоящее время)

Постмодернизм – это художественный период или движение, являющееся реакцией на утопические идеалы прогресса, ясности и простоты Нового времени. Ему свойственны цинизм и неприятие идеи всеобщей истины и объективной реальности. Охватывая противоречивые смысловые слои, художники верят, что индивидуальный опыт более верен, чем абстрактная идея. Искусство того периода обычно имеет антиавторитарные, мятежные темы и полно иронии, поскольку оно направлено на то, чтобы сломать классы или подорвать подлинность. Это движение включает в себя несколько других направлений, включая поп-арт и концептуальное искусство.

Поп-арт: (1955–1979)

Поп-арт — это направление в искусстве, в котором знаковые или повседневные предметы прославлялись, делая их центром внимания.

  • Известные художники: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн

Оп-арт (1960-е)

Оп-арт был движением, в котором использовались линии, пространство, повторение и иногда цвет для создания иллюзии глубины и движения.

  • Известные художники: Виктор Вазарели, Бриджит Райли

Концептуальное искусство (1960-е)

Концептуальное искусство — это направление в искусстве, которое считает, что идея произведения искусства важнее, чем создание произведения искусства, поэтому искусство не обязательно должно быть физически создано, чтобы быть ценным. Теория также утверждает, что эстетика, выразительность, мастерство и товарность произведения искусства не имеют значения.

  • Известные художники: Марсель Дюшан

Минимализм