Представители постмодернизм: Postmodern Art — Definition, History, Artists, Artworks
Постмодернизм в литературе
Постмодернистское направление в литературе родилось во второй половине XX века. В переводе с латинского и французского языков «постмодерн» – означает «современный», «новый». Это литературное направление считают реакцией на ущемление прав человека, ужасы войны и послевоенные события. Оно родилось из отрицания идей эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Последний был популярен в начале ХХ века. Но если в модернизме основная цель автора – найти смысл в меняющемся мире, то писатели-постмодернисты говорят о бессмысленности происходящего. Они отрицают закономерности и ставят превыше всего случай. Ирония, черный юмор, фрагментарность повествования, смешение жанров – вот основные черты, характерные для литературы постмодернизма. Ниже интересные факты и лучшие произведения представителей этого литературного течения.
Самые значимые произведения
Расцветом направления считают 1960 – 1980 годы.
Современные зарубежные постмодернисты заслуживают отдельного внимания. Это Харуки Мураками и его «Хроники заводной птицы» (1997) – полный мистики, размышлений и воспоминаний роман самого известного в России японского писателя. «Американским психопатом» Брета Истона Эллиса (1991) поражает жестокостью и черным юмором даже ценителей жанра. Есть одноименная экранизация с Кристианом Бейлом в роли главного маньяка (реж. Мэри Херрон, 2000).
Образчики постмодернизма в русской литературе – книги «Бледное пламя» и «Ада» Владимира Набокова (1962, 1969), «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева (1970), «Школа для дураков» Саши Соколова (1976), «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина (1996).
В этом же ключе пишет многократный лауреат отечественных и международных литературных премий Владимир Сорокин. Его роман «Тринадцатая любовь Марины» (1984) саркастично иллюстрирует советское прошлое страны. До абсурда доведено здесь отсутствие индивидуальности у того поколения. Самая провокационная работа Сорокина – «Голубое сало» (1999) – перевернет все представления об истории с ног на голову. Именно этот роман возвел Сорокина в ранг классиков постмодернистской литературы.
Влияние классики
Работы писателей-постмодернистов поражают воображение, стирают границы жанров, меняют представления о прошлом. Однако интересно, что на постмодернизм оказали сильное влияние классические произведения испанского писателя Мигеля Де Сервантеса, итальянского поэта Джованни Боккаччо, французского философа Вольтера, английского романиста Лоренцо Стерна и арабские сказки из книги «Тысяча и одна ночь». В творениях этих авторов присутствуют пародия и необычные формы повествования – предшественники нового направления.
Какие из этих шедевров постмодернизма в русской и зарубежной литературе вы пропустили? Скорее добавляйте на свою электронную полку. Приятного чтения и погружения в мир сатиры, игры слов и потока сознания!
ПОСТМОДЕРНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ПОСТМОДЕРНИ́ЗМ (постмодерн), широкое течение в культуре 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. (в философии, гуманитарных науках, искусстве и литературе), преим. в странах Европы и Сев. Америки. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, П. обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронич. цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектич. комбинирования его форм.
Термин «П.», появившийся в 1870-х гг. у англ. художника Дж. У. Чапмана для обозначения живописи после импрессионизма, фигурирует затем в работе нем. писателя и философа Р. Панвица «Кризис европейской культуры» («Die Krisis der europäischen Kultur», 1917), позднее у исп. литературоведа Ф. де Ониса (1934) и обретает обобщённый социокультурный смысл в «Постижении истории» («A study of history», vol. 8, 1954) А. Тойнби («эпоха постмодерна», наступившая после франко-прусской войны 1870–71). Широкое распространение получил после публикации книги Ч. Дженкса об архитектуре П. («The language of post-modern architecture», 1977).
Первой основательной попыткой филос. осмысления П. стала книга Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» («La condition postmoderne», 1979, рус. пер. 1998). Лиотар констатировал конец эпохи «великих повествований» («метанарративов» – метафизич., социально-филос. и т. п. «текстов», претендующих на универсальное значение), которые служили глобальной репрезентацией и легитимацией человеческой истории (концепции прогресса, социальной эмансипации, коммунизма и т. п.) и сменились в эпоху информационного общества множеством отд. «дискурсов», «малых повествований», не сводимых друг к другу «языковых игр» (в духе Л. Витгенштейна).
В концепции деконструкции, разработанной Ж. Деррида, отвергаются классич. логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и чётко очерченными понятиями, вообще любое притязание на установление некоего конечного смысла созданного автором текста. Последний оказывается полем потенциально разноречивых и амбивалентных значений, и деконструкция – одновременно «деструкция» и «реконструкция» (разборка и сборка) – предполагает выявление этих неочевидных значений и внутр. противоречивости текста, а также следов его интерпретации в истории культуры. Понятие деконструкции получило широкое распространение в постмодернистской философии, легло в основу лит. -критич. методологии йельской школы (П. де Ман, Х. Блум и др.).
В описанном Ж. Бодрийяром феномене гиперреальности – создаваемой средствами массовой информации виртуальной реальности, в которой исчезает различие между реальным и воображаемым, – центр. место занимают понятия симуляции и симулякра. Симулякр – репрезентация несуществующего, знак без означаемого (референта), «копия без оригинала» – в эстетике П. играет роль, аналогичную понятию худож. образа в классич. эстетике.
Традиц. замкнутой «древовидной» структуре знания с его бинарными оппозициями и жёсткой иерархич. организацией Ж. Делёз и Ф. Гваттари противопоставили т. н. ризому – открытую полиморфную «клубневую» систему, не имеющую фиксированного центра и «ветвящуюся» во всех направлениях. Деструкции были подвергнуты такие основополагающие понятия европ. философии, как «бытие», «смысл» (критика «идеологии истины» с её разграничением истины и знания у Р. Рорти) и т. п. «Субъект» перестаёт быть центром (идея смерти «автора» у Р. Барта и М. Фуко), и его место занимают безличные структуры, принципу «тождества» («идентичности») противопоставляется категория «различия».
В работе амер. исследователя Ф. Джеймсона (р. 1934) «Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма» («Postmodernism, or The cultural logic of late capitalism», 1991) содержится масштабное описание социальных, антропологич. и эстетич. аспектов П. как глобального социокультурного феномена. С утратой традиц. типов идентичности (в т. ч. автономного субъекта эпохи классич. капитализма) в деклассированном обществе потребления исчезает различие между «высокой» и массовой культурой, постулированное экзистенциализмом различие между «подлинным» и «неподлинным» и т. п. Джеймсон отмечает в П. отсутствие «глубины», общую тенденцию к «поверхностности», угасание активного чувства истории (и как надежды, и как памяти) в переживании «перманентного настоящего», преобладание синхронного пространства над временем, перевес визуального над вербальным с распространением новых коммуникативных технологий (прежде всего телевидения с его «Ниагарой визуальной трескотни»).
В целом для П. характерно смешение разл. жанров и дискурсов, включение в науч. и филос. тексты таких приёмов иск-ва и лит-ры, как элементы повествования, монтаж и коллаж, аллюзии и метафоры, контекстуальные разрывы и т. п.
В новейшей социологич. лит-ре термин «постмодерн» нередко употребляется для обозначения эпохи, приходящей на смену модерну, индустриальному обществу и знаменующей собой конец начатого в Новое время «проекта современности», развёртывавшегося в процессе модернизации. Вместе с тем многие исследователи считают данный период новой фазой модерна – «текучей» современностью, «поздним», «незавершённым», «радикализированным» модерном и т. п. (З. Бауман, Ю. Хабермас, У. Бек, Э. Гидденс и др.). Наряду с этим для характеристики специфич. аспектов социального развития на рубеже 20–21 вв. используются понятия: постиндустриальное общество, информационное общество, общество потребления, общество риска, общество «сетевых структур» и т. п.
Постмодернизм в литературе
Постмодернизм в литературе оформился в 1960-е гг., в значит. степени развив поэтич. достижения авангардизма, в особенности сюрреализма и абсурда театра. На становление лит-ры П. заметное влияние оказал постструктурализм с присущими ему принципиальным антидогматизмом и критикой любых идеологий (именуемых структурами, мифологиями или концептами). Для лит-ры П., принципиально противопоставившей себя всем худож.-идеологич. языкам, претендовавшим на реалистич. отображение жизни, характерно представление о тексте как единственной модели реальности, а также рефлексия по поводу способов его создания, призванная продемонстрировать условность природы повествования и потенциальное множество равнозначных сюжетных решений (романы Дж. Фаулза, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерса, Дж. Барта и др.). Центр. приём лит-ры П. – ирония: произведение задумывается (в соответствии с принципом интертекстуальности) как игра с читателем, который должен распознать скрытые или явные аллюзии, цитаты и реминисценции, а также разработать собственную, часто нелинейную, стратегию чтения, иллюстрирующую принцип бесконечности интерпретаций и пародирующую поиски объективно отсутствующего смысла («Хазарский словарь» и «Внутренняя сторона ветра» М. Павича; «62. Модель для сборки» Х. Кортасара, и др.). Пристрастие к парадоксальным сюжетным ситуациям, алогизму и гротеску, стремление к фрагментарности и хаотичности повествования, к смешению стилей и жанров, реального и фантастического, серьёзного и комического, к размыванию границ между высоким искусством и массовой литературой, присущие писателям-постмодернистам, нередко сочетаются с обращением к мифу с целью обнажения глубинных основ культуры (Г. Гарсия Маркес и лат.-амер. магический реализм), а также критики примитивности человеческого мышления в постиндустриальном обществе (Ж. Перек, М. Уэльбек, Ф. Бегбедер и др.). Характерные особенности лит-ры П. нашли яркое воплощение в произведениях Т. Пинчона, У. Берроуза, Д. Бартелма, К. Воннегута, И. Кальвино, У. Эко, позднего В. В. Набокова (романы «Бледный огонь», 1962, «Ада», 1969), В. В. Ерофеева, Э. В. Лимонова, В. О. Пелевина, В. Г. Сорокина, Д. А. Пригова, Саши Соколова, В. А. Пьецуха и др.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернизм в архитектуре – направление, возникшее во 2-й пол. 1960-х гг. как реакция на господство модернизма, унифицированность его формального языка и равнодушие к градостроит., историч. и др. контекстам проекта. Нацеленности модернизма на «конструирование» будущего приверженцы П. противопоставили опору на традицию, а рациональности – внимание к эмоциональному воздействию архитектуры. Для П. характерны интерес к градостроит. ситуации, стилевой плюрализм (использование любых стилей прошлого, зачастую – соединение «несовместимых» материалов и историч. мотивов в одном проекте), учёт реальных потребностей заказчика и населения в целом (создание обществ. пространств, использование разных цветов и масштабов вместо «серой» и единообразной застройки). Работы архитекторов-постмодернистов отличают игровое начало и ирония, а также метафоры и символы (в первую очередь работы А. Росси), «театральность» языка (напр., постройки Р. Бофилла 1970–1980-х гг. в Париже и его окрестностях).
Теоретич. базу архит. П., включающую комплексную критику модернизма, заложили Р. Вентури [«Сложность и противоречия в архитектуре» («Complexity and contradiction in architecture», 1966) и «Уроки Лас-Вегаса» («Learning from Las Vegas», 1972, совм. с Д. Скотт-Браун и С. Айзенуром)] и Ч. Дженкс [«Язык архитектуры постмодернизма» («The language of Post-Modern architecture», 1977, рус. пер. 1985)].
М. А. Белов, С. М. Бархин. Японский дом сегодня, или жилище островитянина. Конкурсный проект. 1987–89.
Амер. архитекторы Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон, Р. Стерн, в меньшей степени Р. Вентури разрабатывали наиболее «ироничный» и игровой вариант П. («поп-архитектура», элементы китча) с ярко выраженной коммерч. составляющей: заметные, оригинальные постройки рассматривались их заказчиками как разновидность рекламы (напр., постройки Грейвса, А. Исодзаки во Флориде для компании «Disney»). В Европе сформировалось т. н. неорационалистич. направление П. (А. Росси, М. Ботта, О. М. Унгерс, Й. П. Кляйхус), а также «необарокко» (П. Портогези) и «неоклассицизм» (Л. Крие и мн. др. архитекторы из числа традиционалистов). Свободное формообразование в русле П. отличает творчество Х. Холляйна, Г. Пейхля, Дж. Стерлинга. В СССР П. были близки В. В. Лебедев, Л. Н. Павлов, мастера т. н. бумажной архитектуры кон. 1970-х – 1980-х гг. А. С. Бродский, И. В. Уткин, Ю. И. Аввакумов, М. А. Белов, С. М. Бархин и др.
Т. Фаррелл. Административное здание «Воксхолл-Кросс» в Лондоне. 1994.
Это направление, которое также можно воспринимать как условный «стиль», сошло со сцены к сер. 1990-х гг., хотя постройки в его русле продолжают появляться и в 2010-е гг., как правило, в регионах, далёких от центров актуального архит. творчества, или же в рамках типов, им мало затронутых (напр., торговые комплексы). Значительно более устойчивым оказался разработанный П. подход к градостроительству: квартальная застройка и сформированный фронт улицы (при этом первые этажи зданий отводятся под магазины и др. объекты инфраструктуры) взамен модернистской свободной постановки архит. объёмов; смешанная типология зданий и многофункциональность гор. среды вместо свойственного предшествующему периоду функционального зонирования. Эти принципы сохраняют значимость по сей день, так же как и идея об оптимальности среднеэтажной застройки. В сфере дизайна к П. относят работы итал. группы «Мемфис», Р. Вентури, М. Грейвса.
В широком смысле под архитектурой П. порой понимают всю совокупность направлений, возникших «после модернизма» (т. е. начиная с сер. 1960-х гг.), включая также деконструктивизм, хайтек, неомодернизм, нелинейную архитектуру и т. д.
Постмодернизм в изобразительном искусстве
Термин «П.» стал применяться с 1970-х гг. Его первым проявлением стал поп-арт, инкорпорировавший в собств. худож. систему «имиджи» популярной культуры и тем самым преодолевший разрыв между культурой массовой и элитарной. В нач. 1980-х гг. произошло «возвращение» к живописи; вновь стали высоко цениться такие её свойства, как миметич. образность, эмоциональность, чувственные качества красочной массы (богатая фактура и насыщенность цветовыми оттенками). Две междунар. выставки («Новый дух в живописи» в Лондоне, 1981, и «Дух времени» в Зап. Берлине, 1982) выявили направления, стремившиеся соединить разнородные пласты культуры, интегрировать в одном произведении актуальную реальность и миф, образы классич. шедевров и уличные граффити. К наиболее заметным течениям П. относятся неоэкспрессионизм («новые дикие») в Германии, итал. трансавангард, «свободная фигуративность» во Франции (Ж. М. Альберола, Ж. Ш. Бле, Ф. Буарон, Р. Комба), нео-поп, «новый образ» и «плохая живопись» в США [Дж. Кунс, Р. Лонго, Д. Салле (Салл), Э. Фишль, Дж. Шнабель (Шнабел)]; сюда же можно отнести гиперреализм, творчество амер. художников-граффитистов К. Харинга и Ж. М. Баския (Баскиа). Участники итал. группы «Pittura colta» («просвещённая живопись»; известна также под назв. «неоманьеризм» – К. М. Мариани, А. Абате и др.) стремились к точному воспроизведению техники, стилистики академич. живописи, выявляя театральность аллегорич. сюжетов, изложенных языком иллюзионизма. Произведения П. организуются как поле взаимодействия разл. стилевых приёмов и тематич. мотивов – вследствие их пересечения образуются многоуровневые сетки, в пространстве которых происходят их свободные перетекания, ассоциативные сцепления, слияния в разные смысловые блоки. Реминисценции, перефразирование известных картин, также прямое цитирование и заимствования (т. н. апроприации) стали характерными свойствами П. в живописи, а затем и в др. видах иск-ва (скульптура, инсталляция, видео-арт, фотоискусство).
В рос. иск-ве аналогией европ. и амер. П. в 1970–80-е гг. было творчество сформировавшихся в рамках андерграунда мастеров моск. апт-арта, концептуального искусства, соц-арта, «новых художников» в С.-Петербурге и др.
Постмодернизм в кино
Черты П. начали проявляться уже в фильмах представителей франц. «новой волны» – Ж. Деми («Лола», 1961), Ж. Л. Годара («Жить своей жизнью», 1962), А. Варда («Счастье», 1965) и др., для которых характерны рефлексии, связанные с вторжением в жизнь массовой культуры. Постепенный переход от модернизма, доминировавшего в кинематографе 1960-х гг., к П. особенно заметен в творчестве М. Антониони: тема исчезающей реальности в фильмах «Приключение» (1960) и «Затмение» (1961), освоение пластов поп-арта и молодёжной контркультуры, а также феномен подмены жизни её рекламно-медийной имитацией в картинах «Фотоувеличение» («Blow up», 1967) и «Забриски Пойнт» (1970). Заметный вклад в формирование П. на Западе внесли режиссёры, эмигрировавшие из стран социализма: Р. Полански, М. Форман, позднее – А. С. Кончаловский. Постмодернистский дискурс окончательно оформился в кинематографе 1970–80-х гг.: С. Кубрик и П. Гринауэй – в Великобритании; Ф. Ф. Коппола, Дж. Уотерс, М. Скорсезе, Б. Де Пальма – в США; С. Леоне – в Италии, А. Каурисмяки – в Финляндии, П. Альмодовар – в Испании, а также представители т. н. нового барокко во Франции – Л. Бессон, Ж. Ж. Бенекс, Л. Каракс. При широком диапазоне худож. установок, граничащих с пародией и китчем, их объединяют общие черты: деидеологизация, тотальная ирония, стирание границ между «высоким» и «низким», внедрение в структуру фильмов эстетики рекламы, обилие культурных и кинематографич. цитат. В противовес своим предшественникам эпохи модернизма большинство режиссёров П. отвергают культ авторства, а в качестве критериев ценности фильма выдвигают зрелищность, тревожное ожидание чего-то неизвестного («саспенс») и т. п. В. Вендерс в своих меланхолических «road movie» (фильмах-путешествиях) развивал начатую Антониони тему исчезновения реальности, дополняя её мыслью о смерти кино; его последователем стал канад. режиссёр арм. происхождения А. Эгоян («Экзотика», 1994).
В 1980–90-е гг. П. оставил глубокий отпечаток в амер. жанровом кино («Молчание ягнят» Дж. Демми, 1991; «Семь» Д. Финчера, 1995), ярко проявился в фильмах Д. Линча, пришедшего в зрелый период к эстетике «неоварварства»: поэтизация инфантильной поп-культуры амер. провинции в виде мистич. сказки. Др. представитель «поэтического» П. – Т. Гиллиам причудливо соединяет реальность, фантазию и китч («Бразилия», 1985; «Король-рыбак», 1991). Постмодернистскую интерпретацию классич. амер. мифологии дали Дж. Джармуш («Чужероднее рая», 1984; «Мертвец», 1995), братья Дж. Д. и И. Дж. Коэн («Бартон Финк», 1991; «Фарго», 1996).
В 1990-е гг. достижениями кинематографа П. стали «Подполье» Э. Кустурицы (1995), «Рассекая волны» Л. фон Триера (1996), «Всё о моей матери» Альмодовара (1999). Эстетику П. использовали Н. С. Михалков («Очи чёрные», 1987; «Утомлённые солнцем», 1994), кит. режиссёры Цай Минлян («Река», 1996) и Вонг Карвай («Любовное настроение», 2000), позднее – мекс. режиссёр Г. дель Торо («Лабиринт фавна», 2006). Сформулированная во 2-й пол. 1990-х гг. Триером концепция «Догмы», противостоявшая как модернизму, так и П., явилась попыткой вернуть целомудрие и аскетизм раннего кино. В целом кинематограф 2000–10-х гг., не отвергая накопленный П. опыт, всё чаще возвращается к классич. эстетике.
Постмодернизм в театре
Отправной точкой для постмодернистской рефлексии стали А. Арто и его концепция «Театра жестокости». С сер. 20 в. рождались теории о «конце репрезентации» и «кризисе миметизма» (Ж. Деррида), концепции «энергетического театра» (Ж. Ф. Лиотар), «театра без спектакля» (К. Бене), «постдраматического театра» (Х. Т. Леман), подмены актёрского мастерства теорией «перформативного поведения» (Э. Барба) и т. д. Для театра П. характерны интертекстуальность, коллажность, полистилистика и плюрализм, пастиш, двойной код, деконструкция и т. п. Черты постмодернистского театра нашли яркое выражение в деятельности «Ливинг-тиэтр», Е. Гротовского, Т. Кантора, Барбы, Р. Уилсона, А. Мнушкиной, П. Шеро, Р. Лепажа, Т. Судзуки и др. «Праздничность», родственная спортивным играм и развлечениям, свободная компиляция ставших классическими театральных «текстов» (от драматургии до пластического и звукового оформления), игра отнюдь не всегда читаемыми зрителем и осознанными автором цитатами, отсутствие строго выведенной сюжетной линии, постоянная трансформация характеров, вербатим, апелляция к образам массовой культуры параллельно «игре в классику» – всё это присутствует в театре постмодернизма.
Новейшая драматургия (С. Шепард, Т. Стоппард, М. Павич и др.) породила новый тип героя и новые амплуа (напр., «посторонний») и – при установке на уничтожение границ между традиционно понимаемыми видами и родовыми особенностями оперы, танца, драмы и музыки – способствовала образованию новых театральных жанров.
Характерными чертами постмодернистского спектакля можно считать ослабление режиссёрской воли в организации смысла представления, выдвижение на первый план сценографа и хореографа, стремление подменить катарсис трансом, «узнавание» и сопереживание персонажам – критич. позицией зрителя.
В СССР с 1960-х гг. П. существовал преим. как пародийное отражение в худож. творчестве жёсткой офиц. идеологич. схемы. Как эпохальные в манифестации новой театральности и постмодернистские по проблематике, поэтике, мощи звучания и силе резонанса выделяются спектакли таких разных режиссёров, как А. А. Васильев и Р. Г. Виктюк. На рубеже 20–21 вв. П. периодически возникает в качестве интерпретационного кода в деятельности рос. режиссёров Б. Ю. Юхананова, Клима (В. А. Клименко), В. В. Мирзоева, А. А. Могучего, И. Н. Ларина, А. В. Слюсарчука, в спектаклях «Инженерного театра АХЕ» и др.
Постмодернизм в музыке
Проявления П. в музыке кон. 20 – нач. 21 вв. чаще всего связывают с осмыслением и переоценкой ценностей авангардизма сер. 20 в. (иначе называемого авангардом-II, новейшей музыкой). Реакцией на сериализм, неконтролируемую алеаторику, эстетику «инструментального театра», хеппенинг, эксперименты в области конкретной музыки, электронной музыки явилось тяготение к «новой простоте» (В. Рим в Германии). Ряд композиторов 1970–80-х гг. ощутили потребность вернуться к более традиц. языку, эмоциональной непосредственности, естественности высказывания, не боясь обвинений в эпигонстве и эклектике (наиболее радикально этот поворот осуществили В. И. Мартынов, К. Пендерецкий, А. Пярт, В. В. Сильвестров и представители амер. минимализма). Историзация сознания композиторов (примерно с кон. 1960-х гг.), наоборот, выразилась в тенденции к «новой сложности» (Б. Фернихоу в Великобритании), в обильном цитировании заимствованного муз. материала, в частности в технике коллажа (поздний Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, Л. Берио и др.) и в полистилистике (А. Г. Шнитке). Вместе с тем П. как эстетич. программа (в том смысле, как этот термин вошёл в философию, лит-ру, изобразит. иск-во и кино) практически не коснулся музыки, где ценностная вертикаль и приверженность худож. канону (традиционному или искомому в историч. перспективе) сохраняют своё значение. На этом основании ряд рос. исследователей (Т. В. Чередниченко, В. Н. Холопова) считают термин «П.» неприменимым к музыке.
Постмодернизм – теория литературы и критика
Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( )
Постмодернизм в широком смысле относится к социокультурной и литературной теории, а также к изменению точки зрения, которое проявилось в различных дисциплинах, включая социальные науки, искусство, архитектуру, литературу, моду, коммуникации и технологии. Принято считать, что постмодернистский сдвиг в восприятии начался где-то еще в конце XIX века.50-х годов и, вероятно, продолжается до сих пор. Постмодернизм может быть связан со сменой власти и дегуманизацией эпохи после Второй мировой войны и натиском потребительского капитализма.
Сам термин «постмодернизм» подразумевает отношение к модернизму. Модернизм был более ранним эстетическим движением, которое было в моде в первые десятилетия двадцатого века. Часто говорят, что постмодернизм является одновременно продолжением модернистской позиции и отходом от нее.
Постмодернизм разделяет многие черты модернизма. Обе школы отвергают жесткие границы между высоким и низким искусством. Постмодернизм идет еще дальше и намеренно смешивает низкое искусство с высоким, прошлое с будущим или один жанр с другим.
Короче говоря, модернизм и постмодернизм выражают неуверенность, дезориентацию и фрагментацию западного мира 20-го века. Западный мир в 20-м веке начал испытывать это глубокое чувство безопасности, потому что он постепенно терял свои колонии в Третьем мире, раздираемый двумя крупными мировыми войнами, и обнаружил, что его интеллектуальные и социальные основы сотрясаются под воздействием новых социальных теорий. такие события, как марксизм и постколониальные глобальные миграции, новые технологии и переход власти от Европы к Соединенным Штатам. Хотя и модернизм, и постмодернизм используют фрагментарность, прерывистость и децентрированность в теме и технике, основное различие между двумя школами скрыто именно в этом аспекте.
Модернизм проецирует фрагментарность и децентрированность современного мира как трагедию. Он оплакивает потерю единства и центра жизни и предполагает, что произведения искусства могут обеспечить единство, согласованность, непрерывность и смысл, которые теряются в современной жизни. Так, Элиот сетует на то, что современный мир представляет собой бесплодную пустыню, а фрагментарность, бессвязность этого мира запечатлены в структуре стихотворения. Тем не менее, The Waste Land пытается вернуть утраченный смысл и органическое единство, обращаясь к восточным культурам и используя Тиресия в качестве главного героя
В постмодернизме фрагментация и дезориентация больше не трагичны. С другой стороны, постмодернизм прославляет фрагментацию. Он рассматривает раздробленность и децентрированность как единственно возможный способ существования и не пытается вырваться из этих условий.
Здесь постмодернизм встречается с постструктурализмом — и постмодернизм, и постструктурализм признают и принимают, что невозможно иметь связный центр. В терминах Деррида центр постоянно движется к периферии, а периферия постоянно движется к центру. Другими словами, центр, являющийся местопребыванием власти, никогда не бывает полностью могущественным. Оно постоянно становится бессильным, в то время как бессильная периферия постоянно пытается завладеть властью. В результате можно утверждать, что центра никогда не бывает или что центров всегда несколько. Эту отсрочку обретения центром власти или сохранения своего положения и есть то, что Деррида называл разница . Таким образом, в восхвалении постмодернизмом фрагментации заложена вера в различение , вера в то, что единство, смысл, связность постоянно откладываются на потом.
Постмодернистское неверие в согласованность и единство указывает на еще одно основное различие между модернизмом и постмодернизмом. Модернизм считает, что согласованность и единство возможны, тем самым подчеркивая важность рациональности и порядка. Основное предположение модернизма, по-видимому, состоит в том, что большая рациональность ведет к большему порядку, что приводит к лучшему функционированию общества. Чтобы установить первенство Порядка, модернизм постоянно создает концепцию Беспорядка в своем изображении Другого, включающего в себя небелое, немужское, негетеросексуальное, невзрослое, неразумное и так далее. Другими словами, чтобы установить превосходство Порядка, Модернизм создает впечатление, что все маргинальные, периферийные сообщества, такие как небелые, немужские и т. д., заражены Беспорядком. Однако постмодернизм впадает в другую крайность. Здесь не говорится, что одни части общества иллюстрируют Порядок, а другие — Беспорядок. Постмодернизм в своей критике бинарной оппозиции даже цинично предполагает, что все есть Беспорядок.
Жан Франсуа Лиотар
Модернистская вера в порядок, стабильность и единство — это то, что постмодернистский мыслитель Лиотар называет метанарративом. Модернизм работает через метанарративы или грандиозные нарративы, в то время как постмодернизм ставит под сомнение и деконструирует метанарративы. Метанарратив — это история, которую культура рассказывает сама себе о своих убеждениях и практиках.
Постмодернизм понимает, что грандиозные нарративы скрывают, замалчивают и отрицают противоречия, нестабильность и различия, присущие любой социальной системе. Постмодернизм отдает предпочтение «мини-нарративам», рассказам, объясняющим небольшие практики и локальные события, не претендующим на универсальность и завершенность.
Деконструировав возможность стабильной, постоянной реальности, постмодернизм произвел революцию в концепции языка. Модернизм считал язык рациональным, прозрачным инструментом для представления реальности и деятельности рационального разума. С модернистской точки зрения язык представляет мысли и вещи. Здесь означающие всегда указывают на означаемые. Однако в постмодернизме есть только поверхности, а не глубины. Означающее здесь не имеет означаемого, потому что нет реальности, которую можно было бы означать.
Жан Бодрийяр
Французский философ Бодрийяр концептуализировал поверхностную культуру постмодерна как симулякр. Симулякр — это виртуальная или фальшивая реальность, смоделированная или индуцированная средствами массовой информации или другими идеологическими аппаратами. Симулякр — это не просто имитация или дублирование, это замена оригинала смоделированным, фальшивым изображением. Современный мир — это симулякр, в котором реальность заменена фальшивыми образами. Это означало бы, например, что война в Персидском заливе, о которой мы знаем из газет и телерепортажей, не имеет никакого отношения к тому, что можно назвать «настоящей» войной в Ираке. Смоделированное изображение войны в Персидском заливе стало настолько популярным и реальным, чем реальная война, что Бодрийяр утверждает, что войны в Персидском заливе не было. Другими словами, в постмодернистском мире нет оригиналов, есть только копии; никаких территорий, только карты; никакой реальности, только симуляции. Здесь Бодрийяр не просто предполагает, что постмодернистский мир искусственный; он также подразумевает, что мы потеряли способность различать реальное и искусственное.
Фредрик Джеймсон
Точно так же, как мы потеряли связь с реальностью нашей жизни, мы также отдалились от реальности товаров, которые потребляем. Если средства массовой информации составляют одну движущую силу постмодернистского состояния, то многонациональный капитализм и глобализация — другую. Фредрик Джеймсон связал модернизм и постмодернизм со второй и третьей фазами капитализма. Первая фаза капитализма 18-19 веков, называемая рыночным капитализмом, была свидетелем раннего технологического развития, такого как паровой двигатель, и соответствовала реалистической фазе. Начало 20-го века, с развитием электрических двигателей и двигателей внутреннего сгорания, стало свидетелем наступления монополистического капитализма и модернизма. Эпоха постмодерна соответствует эпохе ядерных и электронных технологий и потребительского капитализма, где упор делается на маркетинг, продажу и потребление, а не на производство. Дегуманизированный, глобализированный мир стирает индивидуальную и национальную идентичность в пользу многонационального маркетинга.
Таким образом, из этого изложения становится ясно, что есть по крайней мере три различных направления, избираемых постмодерном, относящимся к теориям Лиотара, Бодрийяра и Джеймисона. Постмодернизм также имеет свои корни в теориях Хабермаса и Фуко. Кроме того, постмодернизм можно рассматривать с феминистской и постколониальной точек зрения. Следовательно, нельзя окончательно определить принципы постмодернизма, потому что в самой конституции этой теории заложена множественность.
Постмодернизм, отрицая объективную истину или реальность, решительно защищает теорию конструктивизма — антиэссенциалистский аргумент, согласно которому все конструируется идеологически. Постмодернизм считает, что средства массовой информации несут большую ответственность за «конструирование» нашей идентичности и повседневных реалий. Действительно, постмодернизм развился как ответ на современный бум в области электроники и коммуникационных технологий и его революцию в нашем старом мировом порядке.
Конструктивизм неизменно ведет к релятивизму. Наша идентичность конструируется и трансформируется каждое мгновение в зависимости от нашего социального окружения. Следовательно, есть место для множественных и разнообразных идентичностей, множественных истин, моральных кодексов и взглядов на реальность.
Понимание того, что объективной истины не существует, неизменно приводило к тому, что акцент постмодернизма падал на субъективность. Сама субъективность, конечно, множественна и условна. Акцент на субъективности естественным образом приведет к возрождению интереса к локальному и специфическому опыту, а не к универсальному и абстрактному; то есть на мини-нарративах, а не на больших нарративах.
Наконец, все версии постмодернизма опираются на метод деконструкции для анализа социокультурных ситуаций. Постмодернизм часто подвергался резкой критике. Фундаментальной характеристикой постмодернизма является неверие, которое отрицает социальные и личные реалии и переживания. Легко утверждать, что войны в Персидском заливе или войны в Ираке не существует; но как тогда объяснить смерть, потери и боль миллионов людей, ставших жертвами этих войн? Кроме того, постмодернизм способствует глубокому цинизму в отношении единственной поддерживающей силы социальной жизни — культуры. Полностью вымывая почву из-под наших ног, идеологические предпосылки, на которых строится человеческая цивилизация, постмодернизм порождает в современных обществах чувство нехватки и незащищенности, необходимое для поддержания капиталистического миропорядка. Наконец, когда Третий мир начал утверждать себя над европоцентричной гегемонистской властью, постмодернизм поспешил с предупреждением, что усиление периферии преходяще и временно; и что так же, как Европа не могла долго сохранять свою империалистическую мощь, новообретенная мощь бывших колоний также стирается.
В литературе постмодернизм (в значительной степени полагающийся на фрагментацию, деконструкцию, игривость, сомнительных повествователей и т. д.) выступил против идей Просвещения, скрытых в модернистской литературе, на основе концепции «метанарратива» Лиотара, концепции «игры» Деррида и концепции «игры» Будрильяра. симулякры». Отклоняясь от модернистского поиска смысла в хаотичном мире, постмодерн. писатели избегают, часто в шутку, возможности смысла, и постмодернистский роман часто является пародией на это. квест. Отмеченные недоверием к тотализирующим механизмам и самосознанию, постмодернистские писатели часто отдают предпочтение случайности, а не мастерству, и используют метапрозы, чтобы подорвать авторскую «уникальность». Различие между высокой и низкой культурой также подвергается нападкам с использованием стилизации, комбинации нескольких культурных элементов, включая темы и жанры, которые ранее не считались подходящими для литературы. Постмодернистскую литературу можно рассматривать как общий термин для послевоенных событий в литературе, таких как Театр абсурда, поколение битников и магический реализм.
Постмодернистская литература, выраженная в трудах Беккета, Роббе Грилле, Борхеса, Маркеса, Нагиба Махфуза и Анжелы Картер, основана на признании сложной природы реальности и опыта, роли времени и памяти в человеческом восприятии, самости. и мир как исторические конструкции, и проблематичность языка.
Постмодернистская литература достигла своего пика в 60-х и 70-х годах, когда были опубликованы «Уловка-22» Джозефа Хеллера, «Затерянные в доме смеха» и «Фактор сорняков» Джона Барта, «Радуга гравитации, В.» и «Плач лота 49».Томаса Пинчона, «фракции», такие как «Армии в ночи» и «Хладнокровно» Нормана Мейлера и Трумена Капоте, постмодернистские научно-фантастические романы, такие как «Неоромант» Уильяма Гибсона, «Бойня номер пять» Курта Воннегута и многие другие. Некоторые объявили смерть постмодернизма в 80-х с новым всплеском реализма, представленным и вдохновленным Рэймондом Карвером. Том Вулф в своей статье 1989 года «Преследование миллиардноногого зверя» призвал сделать новый акцент на реализме в художественной литературе, чтобы заменить постмодернизм. Имея в виду этот новый акцент на реализме, некоторые объявили Белый шум в (1985) или «Сатанинские стихи» (1988) как последние великие романы эпохи постмодерна.
Постмодернистский фильм описывает артикуляцию идей постмодернизма через кинематографическую среду, нарушая господствующие условности повествовательной структуры и характеристики и разрушая (или играя) с «подвешенным недоверием» аудитории, чтобы создать работу, которая выражается через менее узнаваемые внутренняя логика. Два таких примера: «Две подруги» Джейн Кэмпион, в которой история двух школьниц показана в виде эпизодов, расположенных в обратном порядке; и «Женщина французского лейтенанта» Карела Рейса, в которой история, разыгрываемая на экране, отражается в личной жизни актеров, играющих ее, которую также видят зрители. Однако Бодрийяр назвал эпопею Серджо Леоне «1968 спагетти-вестернов «Однажды на Диком Западе» как первый постмодернистский фильм. Другие примеры включают «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтома, «Сатирикон и Амаркорд» Федерико Феллини, «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.
Несмотря на довольно растянутые и циничные аргументы постмодернизма, эта теория оказала фундаментальное влияние на мысль конца 20 века. Он действительно произвел революцию во всех областях интеллектуальных исследований в той или иной степени.
Нравится:
Нравится Загрузка…
‹ Пустошь как модернистский текст
Постмодерн как «недоверие к метанарративам» ›
Категории: Литература
Теги: Амаркорд, Анжела Картер, Армии в ночи, Бодрийяр, Поколение битов, Уловка-22 , Плач Лота 49, Федерико Феллини, Фредрик Джеймсон, Габриэль Гарсиа Маркес, Радуга гравитации, Хабермас, Джейн Кэмпион, Хорхе Луис Борхес, Джозеф Хеллер, Карел Рейс, Курт Воннегут, Литературная критика, Теория литературы, Затерянные в доме смеха, Лиотар, Магический реализм, марксизм, метанарратив, Майкл Уинтерботтом, Мишель Фуко, модернизм, Нагиб Махфуз, неоромант, Норман Мейлер, однажды в Западном полушарии, постмодернистский фильм, постмодернизм, Рэймонд Карвер, Роббе Гриле, Салман Рушди, Серхио Леоне, симулякр, Фактор сорняков, Преследуя миллиардноногих пчел, Сатанинские стихи, Пустоши, Трумэн Капоте, Белый шум, Уильям Гибсон
Обратные ссылки
Статистика блога
- 19 656 446 Просмотров
Статей/электронных книг/лекций
Научные статьи
Научные статьиВыберите категориюАфриканская литература ( 2)Арабская антропология (38) (4) Архетипическая критика (2) Теория искусства (3)Искусственный интеллект (1)Теория тела (1)Британская литература (202)Канадская литература (3)Теория хаоса (1)Чилийская литература (1)Китайская литература (14)Комиксы (1)Теория сложности (2)Криминальная фантастика (4) Критическая расовая теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурные исследования (20) Киберкритицизм (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы (14)Критика диаспоры (3)Цифровая теория (3)Исследования инвалидности (2)Дискурс (2)Драматическая критика (128)Экокритика (4)Экофеминизм (3)Электронная литература (1)ЭЛИЗАБЕНОВСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (2) Эпистолярные романы (3) Шпионские романы (1) Этнические исследования (2) Европейская литература (7) Экзистенциализм (4) Экспериментальные романы (11) Романы-фэнтези (8) Феминизм (46) Теория кино (6) Французская литература (17) Гей и Лесбийские романы (6)Гендерные исследования (37)Немецкая литература (26)Исследования девичества (2)Исследования глобализации (1)Готическая литература (3)Историческая фантастика (1)История английской литературы (20)Литература о Холокосте (1)Романы ужасов ( 2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература (2) Ирландская литература (14) Израильская литература (1) Итальянская литература (7) Японская литература (10) Журнал (1)Университет Каннур (2)Университет Керала (1)Латиноамериканская литература (28)Юридический триллер (1)Критика лесбиянок и геев (1)Лингвистика (16)Литературная критика (62)Литературные термины и приемы (22)Теория литературы (63)Литература (1 115)Магический реализм (10)Марксизм (25)MCQ (2)Теория медиа (2)Мужские исследования (2)Миграционная литература (1)Модернизм (38)Дистективы (21)Мифокритика (5)Повествование Теория (2)Натурализм (2)Новая критика (15)Новый историзм (9)Новозеландская литература (1)Анализ романов (266)Исследования перформанса (1)Феноменология (3)Философия (77)Пикаресные романы (2)Поэзия (93)Популярная культура (4)Порнология (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм (3)Исследования (1)Романтизм (19)Русский формализм (5)Русская литература (12)Наука (6)Научная фантастика (6)Саморефлексивные романы (4)Семиотика (11)Рассказ (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования (2)Переводоведение (2)Теория травм (2)Турецкая литература (1)UGC CBSE NET (21)Без категорий (38)Университет Каликута (7)Утопическая литература (1)Рассказы о вампирах (4)Викторианская литература (3) Литература на идише (1)Художественная литература для молодежи (3)Архивы
Архивы Выберите Месяц Февраль 2023 (6) Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 ( 2) декабрь 2021 (1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 ( 82) январь 2021 (9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (24) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 ( 38) январь 2020 г. (1) декабрь 2019 г.(6) ноябрь 2019 г. (12) октябрь 2019 г. (2) сентябрь 2019 г. (3) август 2019 г. (5) июль 2019 г. (10) июнь 2019 г. (8) май 2019 г. (61) апрель 2019 г. (48) март 2019 г. (33) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (14) декабрь 2018 г. (16) ноябрь 2018 г. (6) октябрь 2018 г. (7) сентябрь 2018 г. (2) август 2018 г. (16) июль 2018 г. (32) июнь 2018 г. (33) май 2018 г. (30) апрель 2018 г. (8) март 2018 г. (16) февраль 2018 г. (14) январь 2018 г. (21) декабрь 2017 г. (25) ноябрь 2017 г. (31) октябрь 2017 г. (19) сентябрь 2017 г. (6) август 2017 г. (1) июль 2017 г. (11) июнь 2017 г. (18) май 2017 г. (20) апрель 2017 г. (15) март 2017 г. (3) февраль 2017 г. (4) декабрь 2016 г. (21) ноябрь 2016 г. (10) октябрь 2016 г. (11) сентябрь 2016 г. (2) июнь 2016 г. (1) май 2016 г. (6) апрель 2016 г. (37) март 2016 г. (59)Постмодернистские романы и романисты – теория литературы и критика
Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( )
Иконоборческий и непочтительный, постмодернистский роман по определению является радикальным экспериментом, который возникает, когда писатель чувствует, что привычные тропы художественной литературы исчерпаны. Для постмодерниста избитый жанр романа недостаточен и уже не способен передать фантазию писателя или масштабность исторических событий.
Некоторые критики согласны с тем, что постмодернистская художественная литература является продуктом периода после Второй мировой войны. В то время умерли многие крупные модернистские писатели, такие как Джозеф Конрад, Марсель Пруст, Франц Кафка, Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф. Другие писатели, в том числе Уильям Фолкнер и Эрнест Хемингуэй, перестали публиковать новаторские и экспериментальные работы. Критики также склонны соглашаться с тем, что постмодернизм является продолжением, а не решительным разрывом или отклонением от модернизма, определяющего литературного движения двадцатого века.
Многие разные авторы были названы постмодернистами. Среди этих писателей Томас Бергер, Ричард Бротиган, Дон Делилло, Уильям Гэддис, Владимир Набоков и Томас Пинчон, Питер Экройд, Анджела Картер, Салман Рушди и Умберто Эко. Однако наиболее критическая дискуссия сосредоточена на американских писателях, публикующихся с конца 1950-х годов.
Как и современный роман, постмодернистский роман подрывен; то есть он противоречит традиционным представлениям о сюжете, повествовании, хронологии и развитии персонажей. Постмодернистские романы часто описываются как саморефлексивные, то есть они сосредотачиваются на самой природе вымысла и пишутся так, как будто вымысел независим от общества, реальности и любой другой сферы вне себя. Истоки «автономного» постмодернистского романа можно найти в эссе ранних модернистских писателей, таких как Оскар Уайльд, который выступал против предположения Аристотеля о том, что искусство подражает жизни. Напротив, Уайльд утверждал, что жизнь подражает искусству.
Писатели потратили большую часть двадцатого века на разработку тезиса Уайльда об искусстве ради искусства — идеи о том, что для того, чтобы искусство было искусством, оно должно быть независимым от общества, политических или внелитературных соображений, — потому что роман был так основательно основан на реализме. . Реалистические романы возникли в восемнадцатом веке и включали в себя, среди других литературных приемов, повествования, имитирующие структуру и стиль биографий и историй, так что их персонажи казались реальными. Однако то, что этот реализм был всего лишь своего рода притворством или добровольной приостановкой неверия, как назвал его Сэмюэл Тейлор Кольридж, рано признали другие писатели восемнадцатого века, такие как Лоуренс Стерн. В своем романе Тристрам Шенди (1759-1767), Стерн прокомментировал свое собственное художественное произведение. Другими словами, он разрушил реалистический каркас своей собственной истории, чтобы привлечь внимание к себе как к рассказчику. Пример Стерна на короткое время принес ему немного последователей, и только после того, как Джеймс Джойс игриво представил художника как рассказчика и персонажа в образе Стивена Дедала, современные романисты и их постмодернистские преемники сосредоточились на художественной литературе как на самоподдерживающемся материале. собственная вселенная.
Постмодернистский роман как Pastiche
Поскольку сама литература часто является предметом постмодернистских романов, неудивительно, что такие жанры, как исторический роман, пародируются и высмеиваются и становятся предметом стилизации. Так, в романе Э. Л. Доктороу « Рэгтайм » (1975) представлены такие исторические личности, как анархистка Эмма Голдман и игрок из высшего общества Эвелин Несбит, и они взаимодействуют способами, которые кажутся невероятными в традиционной исторической фантастике, в которой писатель обычно очень тщательно изображает история точно. Ссылаясь на одну сцену в романе, интервьюер спросил Доктороу, действительно ли Голдман делал Несбит массаж в «реальной жизни». Интервьюер хотел знать, встречались ли эти двое вообще в реальной жизни. Доктороу ответил: «У них есть сейчас».
Э. Л. Доктороу
Доктороу считал, что вымысел создает свою собственную реальность, своего рода истину, которая исторически не задокументирована, но имеет неоценимую ценность. В этом случае Доктороу комментировал разрыв между романтической фигурой, такой как Несбит, и практичным радикалом, таким как Голдман, который также был феминисткой, которая сочла бы положение Несбит как сексуального объекта прискорбным. Несбит нуждалась в той заботе, которую предлагал Голдман. То, что две женщины никогда не встречались, было бы неважно для постмодернистского романиста, и то, что две женщины должны занимать такие разные места в обществе и восприниматься как не имеющие ничего общего, было именно тем, что Доктороу считал недостатком в мире за пределами своего романа, таким образом. его создание параллельной вселенной. Вместо того чтобы рабски повторять исторические записи, постмодернистский романист стремится изобрести историю, критикующую «реальный мир».
Некоторых критиков работа Доктороу вызывала беспокойство именно потому, что он не уважал их жесткие представления о фактах и вымыслах. Однако для постмодернистского романиста такие различия не имеют значения, потому что и письменная история, и романы — это нарративы, разновидность истории. Язык, общий для обоих жанров, означает, что вымышленный персонаж или сцена могут казаться такими же реальными, как и так называемое фактическое описание, потому что оба являются продуктом слов.
(Читать Постмодернистское использование пародии и стилизации)
Постмодернистский роман и историческая фантастика
Готовность Доктороу использовать исторические фигуры является частью ревизионизма постмодернистского романиста. Подобно модернисту, постмодернист стремится опрокинуть или разрушить общепринятые способы понимания истории, чтобы продемонстрировать, что прошлое в значительной степени является изобретением настоящего и проекцией истории, которую хочет рассказать писатель.
Пожалуй, ни один писатель-постмодернист не подорвал условности исторического романа больше, чем Сьюзан Зонтаг. В The Volcano Lover (1992) она превращает историю адмирала Нельсона, сэра Уильяма Гамильтона и его жены Эммы — материал романтической фантастики — в исследование природы героизма, коллекционирования произведений искусства и империализма, а также о рассказчике. который говорит голосом, близким к голосу Зонтаг. Этот метод повествования провоцирует исследование того, как само повествование включает в себя содержание (историю), над которым размышляет рассказчик. Точно так же « В Америке» (2000 г.), основанный на реальной истории известной польской актрисы, основавшей общину в Калифорнии, начинается с предисловия, в котором Зонтаг называет писателя, изображенного в романе. При этом Зонтаг делится большей частью своей биографии и предлагает читателю увидеть историю актрисы как пример карьеры амбициозных женщин, включая Зонтаг.
Сьюзан Зонтаг
Другие постмодернистские романы включают « Фактор сорняков » Джона Барта (1960) и « Общественное сожжение» Роберта Кувера ( 1977). В The Public Burning, , частично рассказанном Ричардом М. Никсоном, сама история переворачивается так, что Никсон жаждет осужденной шпионки Этель Розенберг. Политика Никсона становится мучительной психодрамой, обнажающей подавленное сексуальное напряжение и паранойю, которые вытесняются приписыванием беспокойства общества о себе внешней угрозе: в данном случае коммунистической угрозе.
В The Sot-Weed Factor Барт подделывает многие мифы об основании Америки, особенно сентиментальную историю о Покахонтас и Джоне Смите. Тайная история Джеймстауна (сфабрикованная Бартом) раскрывает порнографическое поведение Смита, в том числе его способность увеличивать свой пенис, что становится источником его власти над американскими индейцами.
Знаменитый роман Курта Воннегута « Бойня номер пять: или Детский крестовый поход, долг-танец со смертью » (1969), считающийся его постмодернистским шедевром, отчасти является откровенной автобиографией (что уже знаменует собой отход от романистических условностей). Воннегут начинает с описания своего опыта в Дрездене, когда немецкий город подвергся бомбардировке во время Второй мировой войны. Это ужасное событие, уничтожившее мирное население без всякой стратегической цели, запечатлелось в памяти Воннегута. Он объясняет, что более двадцати лет искал способ рассказать историю своего возмущения и позора. Пытаясь донести значение увиденного до жены своего армейского приятеля и отшатываясь от ее обвинений в том, что он будет рассказывать историю традиционным способом — еще одна из тех историй о том, как американцы пережили войну, — Воннегут придумал повествование и персонажа, которые представляют собой отказ от традиционного военного романа. В то время как большинство военных романов представляют собой хронологическую и панорамную структуру с поперечным сечением репрезентативных персонажей (хороший пример — роман Нормана Мейлера «9 лет»).0003 The Naked and the Dead , 1948), Воннегут фокусируется на единственном главном герое, Билли Пилигриме, который является не просто продуктом своего места и времени. Действительно, Пилигрим представлен как человек, «отвязавшийся во времени».
То, что следует в Бойня номер пять , является частью наблюдения за современным миром Воннегута и его прошлым Второй мировой войны и частью проекции в мир инопланетян с Билли в роли похищенного. Следовательно, Билли прыгает во времени, но никогда не является просто продуктом этого времени. Подобно Берроузу, который использует мир наркотиков, чтобы получить представление о монолитной и единообразной пресности своего времени, Воннегут использует инопланетян, тральфамадорцев, как способ остранить современный мир и заставить Билли по-новому взглянуть на окружающее. Бойня номер пять освобождает, освобождает от сковывающих представлений о лицемерии, весе истории и правилах ортодоксальности. Точно так же, как Воннегут освободился от устоявшегося жанра романа, он ожидает, что его читатель воздержится от костылей хронологии и сюжета. Смысл не последователен, а цикличен, так что события в «Бойня номер пять» повторяются, а время становится своего рода холстом, на котором отпечатывается человеческое сознание. Эта изменчивая связь персонажа и события не фиксирует форму истории или романа, а провозглашает постмодернистскую свободу как для писателя, так и для читателя.
Постмодернистский роман как метапроза
Полное пренебрежение Ишмаэлем Ридом к правдоподобию и непочтительное рвение, с которым он ниспровергает историческую запись в Бегство в Канаду (1976), побудили критиков назвать роман метафикшеном; то есть «. Бегство в Канаду. Таким образом, Рид придумал роман, основанный на условностях повествований о рабах, а также на анахроничном языке и обсуждении современных изобретений, таких как самолет. Роман преувеличивает то, как прошлое и настоящее смешиваются и смешиваются в современном сознании. История — это не линейный континуум от прошлого к настоящему, а скорее хаотическая смесь разных периодов и чувств, которые сосуществуют и противоречат друг другу в сознании читателя.Это возвышение романа как своего собственного оправдания, так что он не связан ни с какой реальностью за пределами своих страниц, связывает постмодернистский роман с le nouveau roman , или Новым романом, разработанным в 1950-х годах во Франции писателями, включая Алена Робба. -Грийе и Натали Саррот и драматурги Сэмюэл Беккет и Юджин Ионеско. Их саморефлексивная фантастика послужила образцом для современных постмодернистов.
Еще два примера постмодернистского романа как метапрозы — «9» Зонтаг.0003 The Benefactor
(1963) и Death Kit (1967) — отвергают американскую реалистическую школу художественной литературы. Зонтаг интересуют не столько манеры и нравы современного общества, сколько сама литература; то есть она преследует форму повествования, обращенную на себя, в которой рассказчик делает идею реальности проблематичной и вымышленной. Возможно, лучший пример ее техники можно найти в Death Kit , в котором она заставляет читателя задуматься, действительно ли ее главный герой, Дидди, убил железнодорожника или все действие романа происходит в его уме. . Это сомнение ставит под сомнение повседневное восприятие. Точно так же Благодетель сосредотачивается на сознании своего рассказчика, Ипполита. В значительной степени он создает свой мир, выдумывая его, превращая своих друзей и семью в проекции своей чувствительности.Пожалуй, квинтэссенцией постмодернистского романа является противоречивый роман Уильяма С. Берроуза « Голый обед » (1959). Как и « Улисс » Джеймса Джойса (1922), одно из определяющих произведений модернизма, « Голый обед » многие суды в Соединенных Штатах сочли непристойным. Сексуальные извращения и наркомания являются центральными темами романа, представляющего шокирующее опровержение традиционных моральных ценностей и литературных условностей. Действительно, «Голый завтрак » содержит гораздо больше экстремальных порнографических элементов, чем собственные романы Джойса, которые экспериментируют с языком запрещенной литературы.
«Голый завтрак » имел своих сторонников в литературном сообществе, когда он впервые появился, и оказал значительное влияние на таких разных писателей, как Мейлер и Зонтаг. Однако многие более старые, более традиционные писатели, такие как Ребекка Уэст, осуждали темы и стиль Берроуза, потому что он, казалось, нападал на целостность романа как жанра. 9В 0003 «Голый завтрак » нет ни сюжета, ни хронологии, ни реалистичного сеттинга, ни общепринятой грамматики, которая могла бы помочь сбитым с толку читателям. Постмодернистская ориентация романа очевидна: Берроуз драматизирует и критикует хриплую и нечестивую коммерциализацию современного мира, жестоко истребляющего индивидуальность.
Стиль и идеология Берроуза позже достигли своего политического апогея в романе Кувера « Публичное сожжение », в котором историческое событие — казнь на электрическом стуле Юлиуса и Этель Розенбергов за шпионаж в пользу Советского Союза в разгар холодной войны — превратилось в в сюрреалистическое событие, публичное сожжение, чтобы подчеркнуть истерию вокруг коммунизма в начале 1950-е годы. Напуганное, конформистское население согласилось сделать Розенбергов козлами отпущения — так гласит аргумент Кувера — вместо того, чтобы высказывать свое мнение. Собственное выздоровление Берроуза от наркозависимости привело его к написанию книги, в которой он использует свою болезнь как основной факт о современном мире, который замышляет лишить людей их достоинства. Наркотики для Берроуза — всего лишь еще один продукт в обществе потребления, который обещает облегчение страданий с помощью химических средств. Противоядием этому миру является энергия постмодернистского стиля романиста. Величайшие умы всегда нарушали правила, намекает Берроуз, и сопротивлялись техническим специалистам общества, пытающимся навязать мягкое и самодовольное поведение.
Голый ланч до сих пор шокирует читателей своей оригинальностью, жестокостью и ненормативной лексикой, поскольку Берроуз атакует читателей постмодернистским стилем, который невозможно полностью переварить. В самом деле, это его основная мысль: слишком многое переваривается в современном обществе. Люди привыкли к продуктам быстрого приготовления — от фаст-фуда до микроволновых печей. Рассказчик Берроуза, Уильям Ли, получает «лекарство от ненужного», обед без одежды, который, как сказал поэт Аллен Гинзберг Верховному суду Массачусетса, обеспечивает ясность. Обед, о котором идет речь, утверждал Гинзберг, будет голой и сырой едой реальности, которую общество так усердно пытается замаскировать.
Другие влияния
Сильный элемент фэнтези также отличает постмодернистские романы, также связанные с писателями-фантастами, такими как Филип К. Дик, Уильям Гибсон и Сэмюэл Р. Делани. Томас Пинчон, полагаясь на многие приемы научной фантастики, пишет масштабные романы, охватывающие не что иное, как весь ход мировой истории в девятнадцатом и двадцатом веках, исследуя, как наука и ее технологические последствия стали доминировать в обществе. Современные изобретения, такие как полеты на воздушном шаре в его Мэйсон и Диксон (1997) или бомбардировки Лондона в последние дни Второй мировой войны (в Гравитационная радуга , 1973) становятся метафорами фаустовской потребности человечества искать власти над миром, который разваливается, подчиняясь законы энтропии независимо от нескончаемой гонки обновлений и изобретений. Магические реалисты, такие как колумбийский Габриэль Гарсиа Маркес и бразилец Хорхе Амаду, объединяют историю и фантазию и соединяют в своих романах модернистскую и постмодернистскую эпохи.
Нет единого мнения о том, чем постмодернизм отличается от модернизма. Расхождение, возможно, состоит из нюансов и тонких различий. Один влиятельный аргумент был выдвинут критиком Брайаном Макхейлом. В то время как модернизм имеет эпистемологическую направленность (что можно знать о мире), постмодернизм ставит под сомнение сам статус реальности и мира. Другими словами, в постмодернистской фантастике персонажи могут буквально обитать более чем в одном мире — как это делает Билли Пилигрим, проживающий как на Земле, так и на планете Тральфамадор. Онтология (как человек существует) заменяет эпистемологию при переходе от модернистской к постмодернистской фантастике. В конкретных терминах Воннегута Бойня номер пять , люди ошибаются, полагая, что на то, что можно узнать, можно положиться, потому что это представляет собой только известный мир, а не другие, которые находятся за пределами человеческого восприятия или знания. В постмодернистском романе не так просто разделить реальное и реально происходящее.
Знаменитая формулировка Кольриджа о том, что читатель приостанавливает неверие, чтобы заняться литературным произведением, была заменена, как утверждает Макхейл, в постмодернистской литературе приостановкой веры. Другими словами, читатель уже не может считать само собой разумеющимся, что существует устоявшийся и твердый мир, которым можно измерить роман. Таким образом, трудно прийти к какому-либо решению в постмодернистском романе, в котором, кажется, вопросы о реальности гораздо важнее, чем любое знание, которое романист мог бы передать.
Более традиционные романисты, включая Гора Видала, осуждают постмодернизм, утверждая, что это просто модная академическая игра, которая всегда приводит к одним и тем же предсказуемым выводам о непознаваемости реальности. Для Видаля и других традиционалистов роман остается основным средством осмысления истории, независимо от точки зрения писателя. Постмодернизм, несмотря на все его впечатляющие достижения, не вытеснил обычную художественную литературу или стремление большинства романистов искать связность, а не хаос.
Роберт Кувер
Источник : Роллисон, Карл. Критический обзор художественной литературы . 4-е изд. Нью-Джерси: Salem Press, 2010
Библиография
Олдридж, Джон В. Таланты и техники: литературный шик и новая художественная литература. Нью-Йорк: Maxwell Macmillan International, 1992.
Дочерти, Томас, изд. Постмодернизм: Читатель. 1993. Новое изд. Нью-Йорк: Pearson Education, 2003.
Фокс, Роберт Эллиот. Сознательные колдуны: черная постмодернистская фантастика Лероя Джонса / Амири Бараки, Измаила Рида и Сэмюэля Р. Делани. Нью-Йорк: Greenwood Press, 19.87.
Гейх, Паула, Фред Либрон и Эндрю Левьедс. Постмодернистская американская художественная литература: Антология ANorton. Нью-Йорк: WW Norton, 1998.
McCaffery, Larry. Метафикционная муза: произведения Роберта Кувера, Дональда Бартельма и Уильяма Х. Гасса. Питтсбург, Пенсильвания: University of Pittsburgh Press, 1982.
Макхейл, Брайан. Постмодернистская фантастика. 1987. Новое изд. Нью-Йорк: Routledge, 2004.
Мальпас, Саймон. Постмодерн. Перепечатка. Нью-Йорк: Routledge, 2007.
Мальтби, Пол. Диссидент-постмодернист: Бартельм, Кувер, Пинчон. Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 19.91.
Парини, Джей, изд. Избранные очерки Гора Видала. Нью-Йорк: Doubleday, 2008.
Рид, Питер Дж. и Марк Лидс, ред. Хроники Воннегута: интервью и очерки. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
Скоулз, Роберт. Фабуляция и метафикция. Urbana: University of Illinois Press, 1979.
Скотт, Стивен Д. Игривость американского постмодернизма: Джон Барт и Луиза Эрдрич. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2000.
Сим, Стюарт, изд. Компаньон Рутледжа постмодернизму. Изд. ред. Нью-Йорк: Рутледж, 2006. 9.0007
Нравится:
Нравится Загрузка…
‹ Саморефлексивные романы и романисты
Современные романы и романисты ›
Категории: Литература, Анализ романов
Теги: Анализ постмодернистских романов, Анджела Картер, Дон Делилло, Э. Л. Доктороу, Э. Л. Доктороу о рэгтайме постмодерна, Эссе Романы, литературная критика, теория литературы, Мейсон и Диксон, «Голый завтрак», «Обнаженные и мертвые» Нормана Мейлера, Питер Экройд, Филип К. Дик, постмодернистский роман, постмодернистский роман и историческая фантастика, постмодернистские романисты, постмодернистские романы и романисты, постмодернистское использование пародии и стилизации, постмодернизма, Ричарда Бротигана, Роберта Кувера, Салмана Рушди, Сэмюэля Р. Делани, научной фантастики, бойни номер пять, благодетеля Зонтаг, Сьюзен Зонтаг, постмодернистского романа как метапрозы, постмодернистского романа как стилизации, публичного сжигания , The Sot Weed Factor, The Volcano Lover, Темы постмодернистских романов, Диссертация о постмодернистских романах, Томас Бергер, Томас Пинчон, Умберто Эко, Владимир Набоков, Уильям Гэддис, Уильям Гибсон
Обратные ссылки
Статистика блога
- 19 656 201 просмотров