Постмодернизма примеры: суть постмодернизма, стили, особенности, история, примеры в живописи. Картины художников-постмодернистов Варо, Раушенберга, Херста, Кунса

Содержание

Постмодерн для чайников — sokura — LiveJournal

И еще много всяких вопросов.

Поэтому я решил открыть рубрику «Постмодерн Ликбез», где мы на простых примерах попробуем разобраться в этой архиважной проблеме.

Так вот — ключевое понятие для Постмодерна  — это понятие «смешение несовместимого«.  Это может быть смешение художественных стилей, наложение времен, совмещение чужеродных организмов и тд. Вот первый пример

Меня все время спрашивают —  что такое постмодерн, он наступил или нет, следует ли его бояться? Можно ли женщине изучать постмодерн? И еще много всяких вопросов.

Поэтому я решил открыть рубрику «Постмодерн Ликбез», где мы на простых примерах, то есть просто  показывая картинки, попробуем разобраться в этой архиважной проблеме.

В прошлый раз, дорогие слушатели, мы говорили о  таком ключевом признаке Постмодерна, как «Совмещение несовместимого». Сегодня же поговорим о таком явлении как  «Фрагментация Дискурса«.  Фрагментация дискурса — это, по сути, разрушение  дискурса Модерна, когда глобальные идеи и мечты человечества начинают крошиться на мелочные желания и сиюминутные выгоды.  Человек уже не мыслит  себя в рамках какого-нибуть крупного проекта будущего, будь то либерализм, коммунизм, национальное государство, освоение космоса, устранение озоновой дыры или социального неравенства.

Все идеалы человека фрагментировались до очевидных желаний в непосредственном «настоящем» — здесь и сейчас.  Обычный индивид не может помыслить даже свою жизнь в перспективе, так как если нет общечеловеческого  глобального проекта, то нет и личной перспективы.  Пространственные границы желаний человека постмодерна сузились и ограничены, исключительно,  даже не телом, а  фрагментами тела — кожей, волосами, ногтями, зубами, жировой массой и так далее.

Наступление Посмодерна было зафиксировано учеными и людьми искусства на рубеже 60-70 годов XX века

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Постмодернизм – явление в искусстве, которое появилось на Западе в 70-е годы ХХ века, а в России распространилось в 90-е годы. Оно противопоставляется и классическому реализму, и модернизму, точнее сказать, поглощает эти направления и выдает насмешку над ними, нарушая их целостность. Получается вездесущая эклектика, к которой не могут привыкнуть многие люди. Слово «постмодернизм» для многих – что-то скандальное, непристойное, но так ли это на самом деле?

Развитие постмодернизма

Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.

Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.

Родина постмодернизма — США, именно там развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские течения. Исходное начало в статье Л. Фиднера «Пересекайте границы – засыпайте рвы», где автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.

Основные принципы

Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:

  • Эклектичность (сочетание несочетаемого). Постмодернисты ничего нового не создают, они причудливо скрещивают то, что уже было, но считалось, что эти вещи не могут составлять единое целое. Например, платье и военные сапоги на шнуровке – коктейль, привычный нашему взору, а еще 60 лет назад такой наряд мог вызвать шок у прохожих.
  • Плюрализм культурных языков. Постмодернизм ничего не отрицает, он все принимает и толкует по-своему. В нем мирно уживаются тенденции классической культуры с современными формами, взятыми из модернизма.
  • Интертекстуальность – глобальное использование цитат и отсылок к произведениям. Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам.
  • Декононизация искусства. Стерлись границы между красивым и уродливым, в связи с этим развилась эстетика безобразного. Фрики завоёвывают внимание тысяч людей, вокруг них формируются толпы фанатов и эпигонов.
  • Ирония. В рамках данного явления нет места серьезности. Например, вместо трагедии появляется трагикомедия. Люди устали переживать и расстраиваться, им хочется защититься от агрессивной среды мира в юморе.
  • Антропологический пессимизм. Нет веры в прогресс и гуманность.
  • Шоутизация культуры. Искусство позиционируется, как развлечение, в нем очень ценится зрелищность.

Понятие и идея

Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.

Философия

Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:

  • Экзистенциализм – одно из философских течений постмодернизма, провозглашающее бытие иррациональным, ставящее ощущения человека во главу угла. Личность постоянно находится в кризисном состоянии, ощущая тревогу и страх в результате взаимодействия с окружающим миром. Страх – это не только отрицательное переживание, но необходимое потрясение. Пример.
  • Постструктурализм – одно из философских течений постмодернизма, характерен негативный пафос относительно всяких позитивных знаний, рациональных обоснований явлений, особенно культурных. Главная эмоция в этом течении – сомнение, критика оторванной от жизни традиционной философии.

Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.

Основные черты

Полный список признаков данного явления вы найдете здесь.

Для постмодернизма характерны:

  • Паратеатральность – совокупность новых форматов визуального представления искусства: хеппенинг, перфоманс и флешмоб. Набирает оборотые интерактивность: книги, кино и картины становятся сюжетами компьютерных игр и частью 3-D представлений.
  • Трансгендерность – отсутствие различия между полами. Особенно заметно в моде.
  • Глобализация – утрата национальной идентичности авторов.
  • Быстрая смена стилей – скорость моды бьет все рекорды.
  • Перепроизводство объектов культуры и дилетантизм авторов. Теперь творчество стало доступно многим, сдерживающего канона нет, как и принципа элитарности культуры.

Стиль и эстетика

Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.

Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.

Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.

Течения и направления

Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.

  • Поп-арт – новое течение в визуальном искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Представители – Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и другие.
  • Магический реализм – литературное течение, в рамках которого смешиваются фантастические и реалистические элементы. Пример.
  • Новые жанры в литературе: корпоративный роман (пример), тревелог (пример), роман-словарь (пример) и др.
  • Битники – молодежное движение, породившее целую культуру. Пример и описание.
  • Фанфики – направление, в рамках которого фанаты продолжают книги или дополняют вселенные, созданные авторами. Пример: 50 оттенков серого
  • Театр абсурда – театральный постмодернизм. Пример.
  • Граффитизм – течение, которое смешивает граффити, графику и станковую живопись. Здесь фантазия, самобытность в сочетании с элементами субкультуры и искусством этнических групп. Представители – Крэш (Дж. Матос), Дейз (К. Элис), Футура 2000 (Л. Макгар) и другие.
  • Минимализм – течение, призывающее к антидекоративности, отказу от изобразительности и субъективности. Отличается простотой, однообразием и нейтральностью в формах, фигурах, цветах, материалах.

Темы и проблемы

Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

Постмодернисты ставят проблемы:

  • самоуничтожения человечества и человека;
  • усредненности и подражательности массовой культуры;
  • избытка информации.

Основные приемы

  1. Видео-арт – течение, выражающее художественные возможности. Видео-арт противостоит массовому телевидению и культуре.
  2. Инсталляция – формирование арт-объекта из бытовых предметов и промышленных материалов. Цель – наполнить предметы каким-то особым содержанием, которое каждый зритель понимает по-своему.
  3. Перфоманс – шоу, в основе которого представление о творчестве как о стиле жизни. Арт-объект здесь не произведения художника, а само по себе его поведения и поступки.
  4. Хеппенинг – представление с участием художника и зрителей, в результате которого стирается граница между создателем и публикой.

Постмодернизм как явление

В литературе

Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:

  • Т. Пинчони («Энтропия»),
  • Дж. Керуак («На дороге»),
  • Э. Олби («Три высокие женщины»),
  • У. Эко («Имя Розы»),
  • В. Пелевин («Generation P»),
  • Т. Толстая («Кысь»),
  • Л. Петрушевская («Гигиена»).

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д .Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм  вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

  • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
  • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
  • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

  • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
  • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

  1. Представители: Q-Bert, Mixmaster Mike, The Beat Junkies, The Prodigy, Mogwai, Tortoise, Explosions in the Sky, Дж. Зорн.
  2. Композиторы: Дж. Кейдж («4′33″»), Л. Берио («Симфония», «Опера»), М. Кагель («Инструментальный театр»), А. Шнитке («Первая симфония»), В. Мартынов («Opus posth»).

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Постмодернизм в искусстве

История появления Постмодернизма в искусстве:

Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для характеристики  комплекса стилей в художественном искусстве.

Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Особенности Постмодернизма в искусстве:

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов – их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.

Мастера Постмодернизма:

Сандро Киа, Франческо Клементе, Мимо Паладино, Карло Мария Мариани, Убальдо Бартолини, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Никола де Мария и другие.

Примеры картин и скульптур в стиле Постмодернизм:

Роберт Раушенберг.«Велосипеды».Берлин.Германия.1998.

Paul Salvator Goldengreen.The Painter Prince.

«Щенок» Джеффа Кунса.

Постмодернизм в литературе

Постмодернистское направление в литературе родилось во второй половине XX века. В переводе с латинского и французского языков «постмодерн» – означает «современный», «новый». Это литературное направление считают реакцией на ущемление прав человека, ужасы войны и послевоенные события. Оно родилось из отрицания идей эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Последний был популярен в начале ХХ века. Но если в модернизме основная цель автора – найти смысл в меняющемся мире, то писатели-постмодернисты говорят о бессмысленности происходящего. Они отрицают закономерности и ставят превыше всего случай. Ирония, черный юмор, фрагментарность повествования, смешение жанров – вот основные черты, характерные для литературы постмодернизма. Ниже интересные факты и лучшие произведения представителей этого литературного течения.

Самые значимые произведения

Расцветом направления считают 1960 – 1980 годы. В это время вышли в свет романы Уильяма Берроуза, Джозефа Хеллера, Филипа Дика и Курта Воннегута. Это яркие представители постмодернизма в зарубежной литературе. «Человек в высоком замке» Филипа Дика (1963) перенесет вас в альтернативную версию истории, где во Второй Мировой победила Германия. Работа удостоена престижной премии «Хьюго». Антивоенный роман Джозефа Хеллера «Поправка-22» (1961) занимает 11-ю строчку в списке 200 лучших книг по версии BBC. Автор мастерски высмеивает здесь бюрократию на фоне военных событий.

Современные зарубежные постмодернисты заслуживают отдельного внимания. Это Харуки Мураками и его «Хроники заводной птицы» (1997) –
полный мистики, размышлений и воспоминаний роман самого известного в России японского писателя. «Американским психопатом» Брета Истона Эллиса (1991) поражает жестокостью и черным юмором даже ценителей жанра. Есть одноименная экранизация с Кристианом Бейлом в  роли главного маньяка (реж. Мэри Херрон, 2000).

Образчики постмодернизма в русской литературе – книги «Бледное пламя» и «Ада» Владимира Набокова (1962, 1969), «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева (1970), «Школа для дураков» Саши Соколова (1976), «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина (1996).

В этом же ключе пишет многократный лауреат отечественных и международных литературных премий Владимир Сорокин. Его роман «Тринадцатая любовь Марины» (1984) саркастично иллюстрирует советское прошлое страны. До абсурда доведено здесь отсутствие индивидуальности у того поколения. Самая провокационная работа Сорокина –
«Голубое сало» (1999) – перевернет все представления об истории с ног на голову. Именно этот роман возвел Сорокина в ранг классиков постмодернистской литературы.

Влияние классики

Работы писателей-постмодернистов поражают воображение, стирают границы жанров, меняют представления о прошлом. Однако интересно, что на постмодернизм оказали сильное влияние классические произведения испанского писателя Мигеля Де Сервантеса, итальянского поэта Джованни Боккаччо, французского философа Вольтера, английского романиста Лоренцо Стерна и арабские сказки из книги «Тысяча и одна ночь». В творениях этих авторов присутствуют пародия и необычные формы повествования – предшественники нового направления.

Какие из этих шедевров постмодернизма в русской и зарубежной литературе вы пропустили? Скорее добавляйте на свою электронную полку. Приятного чтения и погружения в мир сатиры, игры слов и потока сознания!

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство

В общем, грубо говоря, в 60-70-е годы стало понятно, что
проект
«авангардизм»
накрылся тазом. Все его демиургические стремления переделать плохо сделанный
мир, исправить неправильное человечество и занять, в сущности, место Творца
остались нереализованными. Это и так-то не очень стройное и крепкое сооружение
стали разъедать сомнения и саморефлексия – вещи, крайне вредные для любой
пассионарности.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Андреас Гурски. Девяносто девять центов. Диптих II

Кроме того, авангардизм просто достал. Достал своим пафосом,
своей претензией на обладание последней истиной, своей элитарностью,
тоталитарностью, серьезностью, постоянным новаторством, какими-то бесконечными
замесами, переворотами, шумом, войной против всех и т.д. Авангардизм смотрел на
зрителя сверху, он над ним издевался, держал за идиота, поучал его и проводил
над ним жестокие эксперименты. С авангардизмом было неуютно. А уюта –
захотелось, особенно после нескольких десятилетий столь бурного сожительства.
Тем более, как выяснилось, оно ни к чему не привело.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Карло Мария Мариани. Падение

Значит ли, что все это было зря? Что все огромные и
разнообразные ресурсы, кинутые в пасть этому чудовищу – авангардизму – были
брошены впустую? Что художники и зрители все эти десятки лет мучили друг друга
напрасно, что их жизни были прожиты бездарно и им теперь мучительно больно?
Нет! — решительно отвечу я, и тени великих апостолов авангардизма сурово и
молчаливо станут за моей спиной, свидетельствуя. Приветствую вас, братья
мои…

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Группа АЕС. Action Half Life Episode 1#6

Как ни крути, авангардизм сильно поучаствовал в том, что
нынешний мир стал таким открытым, подвижным и раскованным** – я имею в виду,
естественно, не весь мир, а те страны, где авангардизм существовал без проблем.
Хотя, конечно, авангардизму не это нужно было, он-то желал реализовать утопию.
Но на пути к ней он научил людей легко воспринимать новое и необычное, отучил
от слепого поклонения авторитетам, приучил к игре и много еще чего полезного
сделал. Кроме того, он выработал кучу совершенно новых языков искусства и новых
механизмов взаимоотношений внутри вечного треугольника
художник-произведение-зритель, где отныне все позиции были взаимозаменяемы.
Короче, на могиле авангардизма должна быть выбита такая эпитафия: «Он хотел
всего, но достиг многого». А над этим –
черный
квадрат в виде
белого
писсуара. Хотя, непонятно, когда это можно будет сделать – в нынешней,
комфортной и очень постмодернистской, в целом, ситуации, то тут, то там
раздаются бешеные крики: «Что, гады, присластились! А вот я вам чучу
зафигачу!». Это все он, авангардизм.

Одним словом, из того сложноорганизованного и многомерного
пространства, которое для себя создал авангардизм и которое состояло из чего
угодно – искусства, религии, философии, политики и т.д., вплоть чуть ли не до
бухгалтерского учета – нужно было потихоньку возвращаться в более привычные для
творческих натур и их поклонников пределы. В искусство.

Чем постмодернизм и занялся. Тут нужно сказать сразу, что
постмодернизм – это не течение и не направление. Это – ситуация. Или –
состояние. Это некоторая усталость от бурно и неоднозначно прожитой молодости,
ностальгически-иронически-критические воспоминания о ней, мудрость,
оздоровительные курсы, аптека, счет в банке, «я – не пью, ну, разве что
немножко», неизвестность и полная непонятка – дальше-то что. И спокойное знание
о том, что ничего нового уже не будет.

Постмодернизм как язык – это ирония вместо пафоса, рефлексия
вместо действия, низкий порог вхождения вместо элитарности, игра вместо
утопичности, вторичность вместо новаторства, кокетство вместо радикальности,
синтагма вместо парадигмы, эклектика вместо … В общем, я почувствовал сильную
потребность в наглядном материале, а то текст становится сух.

Да, пару слов о термине. Ну, с «пост» — все понятно,
грамотные же все. С «модернизм» — тоже все понятно. Просто «авангардизм» и
«модернизм» — довольно взаимозаменяемые термины, я употребляю первый. И
«постмодернизм» можно, в принципе, заменить на «поставангардизм», но он не
прижился почему-то. И фиг с ним.

Начался постмодернизм в 60-е годы в архитектуре.
Приблизительно с таких сооружений, хотя это – постмодернизм совсем
недавний.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Яцек Карновски. Горбатый дом в Сопоте

Тогда, в 60-е, он, постмодернизм, возник как негативная
реакция на функциональную архитектуру. Если вы вспомните любую хрущобу, то
поймете, о чем идет речь. Конечно, хрущоба – это предельно убогий
функционализм, но идею выражает верно и очень чисто. И постмодернизм
противопоставил этому сухому и скучному функционализму веселую архитектуру,
вовсю играющую с традицией.

Это был совершенно иной подход к культурному наследию. Для
авангардизма, в целом говоря, не существовало никакого искусства, кроме него
самого. Его главным занятием было создание новых смыслов и новых форм. Пост же
модернизм – это такой конструктор, детальки которого – элементы всей мировой
культуры, начиная с самого ее начала и заканчивая самым концом, т.е.
непосредственно авангардизмом. Из этих деталек постмодернизм и складывает свои
конструкции, не отдавая предпочтения никакой эпохе, никакому стилю и никакой
культурной традиции. Этот увлекательный метод родился, в общем-то, из грустной
убежденности в том, что ничего нового придумать уже нельзя, а, может, и не
нужно. Возможно. Авангардизм, все-таки, взял слишком крутой темп в своем
новаторстве.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Мерсад Бербер. Без названия

Здесь, к примеру, микс из классического искусства (голова),
какой-то пастозной постимпрессионистической живописи (фигура и колонны по
бокам) и абстрактного экспрессионизма (все остальное).

Причем, в это безумное соединение несоединимого
постмодернизм не закладывает никаких высших и запредельных смыслов, чем,
скажем, занимался отечественный
сюрреализм
малогрузинского розлива. Для постмодернизма такая эклектика – просто игра,
необязательная и избыточная, как любая игра в бисер, каковой и должно быть, с
его точки зрения, искусство. И главные условия этой игры – изобретательность,
эрудиция (количество и разнообразие использованных культурных кодов) и ирония.
Постмодернизм ничего не пропагандирует, ни на чем не настаивает, он вне
идеологий, и внутри него никогда не появится художник, который жизнью заплатит
за свое искусство. В авангардизме такие были*.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Луиза Буржуа. Паук (Оттава)

Это пример постмодернистской иронии. Если рассматривать это
сооружение как памятник паукам, то пафос его смешон. Если же это просто
городская ландшафтная пластика, вроде садово-парковой скульптуры, то тоже
смешно получается – обычно для этой цели используют более приятное животное
вроде зайца. Или ведмидика клишоногого. И вы можете выбрать любой из этих
вариантов трактовки произведения или предложить свой/свои – это тоже один из
постулатов постмодернизма. Т.е. многозначность трактовок, накручивание смыслов
и зритель как соавтор. Постмодернизм в этом смысле очень демократичен.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Джефф Кунс. Из серии «Сделано на небесах»

Демократичен он еще и в том, что порог вхождения в
произведение очень низок. Вот в какой-нибудь «Черный квадрат» пойди, войди без
специальной подготовки. А тут – все ясно – красота и любовь. Это уже
тренированный любитель искусства увидит здесь еще и игру с китчем, порнографией
и гламуром, и абсурдную монументализацию мелкопластического мотива типа наших
фаянсовых изделий 30-… годов вроде «Девочки и гуся» или «Гусара и девицы». А
начитанный поклонник прекрасного будет еще знать, что в этой замечательной
работе автор изобразил себя и свою жену – итальянскую порнозвезду венгерского
происхождения Чиччолину, что, конечно же, привносит в произведение
дополнительные богатые смыслы.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Джефф Кунс. Буржуазный бюст

Вот еще работа с теми же персонажами. Вообще, мне кажется,
Кунс женился на Чиччолине исключительно для того, чтобы сделать все эти
произведения. Я-то показываю совсем невинные, а ведь есть среди них совершенно
бесстыжая порнография. Что, в общем, просто описывает современный тренд
саморазоблачения поп-звезд во всех смыслах, включая самые интимные.
А Чиччолину Кунс уже бросил, развелся с ней, развратницей. Так вот,
вернемся к бюсту. Что мы тут видим? Опять иронию – невинный эротический мотив
поднят до торжественности парадного бюста. И аллюзию на классическое
искусство.

Вообще, аллюзия – это одна из ключевых категорий
постмодернизма. Как автор собирает свое произведение из разнокультурных
кусочков, так и продвинутый потребитель потом должен проделать обратную работу,
т.е. расшифровать, что к чему относится и что на что указывает. Ну, если хочет
– демократизм же. Такая работа совсем необременительна, но приносит, в
результате, неожиданную радость – ага, я догадался! Всегда ж приятно
чувствовать себя таким же умным, как и автор.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Одд Нердрум. Сумерки

Это еще одно прекрасное произведение. Тут и аллюзия
присутствует – на классическое искусство, и ирония – девушка занимается
интимной пакостью, а все это изображено в классической же манере, да и акцент
сделан совсем на другом – на состоянии природы. Еще тут есть мотив отмены
иерархий, тоже характерный для постмодернизма. Т.е. для него нет высоких и
низких жанров, это мы видели уже у Кунса, нет для него и неприемлемых сюжетов.
Здесь ведь изображен сюжет, совершенно дикий для того классического искусства,
стилистику которого использовал автор. Он, таким образом, уравнял акт дефекации
с классикой. И правильно сделал – чего стесняться-то, практически все этой
дефекацией иногда занимаются. Мне, конечно, встречались в жизни несколько
человек, которые утверждали, что дефекацию не делают, но, как потом выяснилось,
они врали.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Роберт Раушенберг. Арт-кар BMW, 1986

Тут опять же об отсутствии иерархий. Классические картины –
«Большая Одалиска» Энгра и «Портрет молодого человека с книгой» Бронзино
(Бронзино – с другой стороны) — помещены в рекламных целях на коммерческий
объект, что, с точки зрения высокого искусства, является совершенно явным
снижением. Вообще, мастера
поп-арта
хорошо вписались в посмодернизм, т.к. в поп-арте уже многое его предвещало –
это и игра с разными культурными кодами, и ирония, и персонажность
высказывания.

Последнее, мне кажется, лучше рассматривать на отечественном
материале. Персонажность как категорию я уже замечательно описал в тексте о
Виноградове-Дубоссарском,
здесь же просто расширю понятие.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Авдей Тер-Оганян. Мерилин Монро Энди Уорхола

Здесь
Тер-Оганян
под видом дебильного любителя авангардизма, желающего создать собственный музей
этого самого авангардизма, делает типа копию с Уорхола. То, что персонаж
Тер-Оганяна – дебил, видно из качества копии. Между прочим, Тер-Оганян сделал
такие копии с нескольких десятков классических авангардистских работ, ездил с
ними по России и читал по ним лекции об авангардизме. Таким образом, и культуру
в массы нес, и свой офигенный постмодернистский проект реализовывал.

Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
Владислав Мамышев. Монро-Уорхолл-Монро

Опять Монро, опять Уорхол. Но тут – личное. Мамышев – это,
вообще, полиперсонажный художник, он все время в чьем-то образе – Орловой,
Гитлера, Петра I и т.д. Но любимый и выстраданный его персонаж – Монро. У него
это даже творческий псевдоним. Так тут получается целая спираль в накручивании
смыслов – Мамышев, который Монро, изображает изображение Монро, сделанное
Уорхолом. Игра совершенно в духе
концептуализма,
что, опять, в постмодернизме приемлемо.

В общем, вам теперь, наконец-то, стало понятно, что такое
постмодернизм. Что это совершенно вялое, вторичное, бесхребетное и
неамбициозное искусство, довольное уже тем, что удовлетворяет невысокого уровня
требования уставшего за рабочую неделю представителя среднего класса. Понятно,
что человека ищущего, страстного, человека, через душу которого прошла трещина,
расколовшая мир, человека, в сердце которого поселилась боль за все ужасы
бытия, человека, на своих плечах чувствующего ответственность за все, что
совершается в мире, такое искусство удовлетворить не может. Именно поэтому
несколько лет назад
Александр
Бренер объявил голодовку, одним из требований которой было – полная отмена
постмодернизма.

*Я таких знаю двоих. Это венский акционист Рудольф
Шварцкоглер, который настолько наиздевался над своим телом, чего-то там
постоянно от него отрезая, что умер, и неизвестный мне японец, выбросившийся с
какого-то этажа на расстеленный холст. То, что из него вытекло на холст, и было
произведением.

**Характерно, что французская студенческая революция,
сильно поспособствовавшая переменам в мире в том же направлении, проходила под
совершенно дадаистско-сюрреалистическими лозунгами вроде « Будьте реалистами –
требуйте невозможного!», «Всё хорошо. Дважды два — уже не четыре!» и
«Изобретайте новые сексуальные извращения, я — выдохся!».

 

Автор: Вадим Кругликов

Постмодернизм. Стиль в философии, архитектуре, искусстве, основные идеи постмодернизма

Постмодернизм

Постмодернизм — понятие, обозначающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века, он употребляется как для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:

Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

Постмодернизм

В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену модернизму. Цитата по Умберто Эко: «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».

Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность».

По Г. Хоффману, Р. Кунову, постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве, художественный стиль, означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма.

По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Постмодернизм

Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас).

Впоследствии постмодернизм стал осмысливаться как выражение «духа времени» как мировоззрение, концептуализированное в широком спектре философских, культурологических, литературо и искусствоведческих теорий и выражающее основные тенденции, идейные установки и ценностные ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. И. Ильин полагает, с чем вполне можно согласиться, что постмодернизм — одна из тенденций и возможностей эволюции социального и культурного мира.

Интерес к философии постмодернизма в российском обществе возникает в 90-е годы, поэтому его можно назвать запоздалым. Это обусловлено тем, что издательство и перевод литературы, связываемой с этим направлением, появляется только в последние годы. Когда на Западе заговорили о конце постмодернизма, в русской философии постмодернистские дискурсы не успели стать не только основными, но даже популярными.

Отношение к постмодернизму в современной российской философии противоречиво. Большинство философов признают постмодернизм в качестве своеобразного культурного направления и находят его основные принципы и положения характерными для современной эпохи. Другие мыслители высказывают полное неприятие постмодернизма, определяя его как вирус культуры, «декадентство», «историческую немощь», усматривая в постмодернизме очередной призыв к имморализму и разрушению любых этических систем. Гальцева Р. Борьба с Логосом. //Новый мир. 1994, № 9; стр. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода. // Вопросы философии. 2000, № 4. Отрицая законы и осуждая существующие общественные системы, постмодернизм угрожает всем политическим системам. Создаваемые постмодернизмом новые формы искусства, шокируя своим вещизмом, эпатируют общество. Постмодернизм часто воспринимается как антипод культуры гуманизма, как контркультура, отрицающая запреты и границы, культивирующая пошлость.

Постмодернизм

Отношение к постмодернизму у многих философов и искусствоведов достаточно жесткое и негативное. Его оценивают как «распад сознания», «вырождение социологии», «научный миф», «химеру», «повседневный апокалипсис», «гипермодернистскую агрессию», «фантасциентем», «прогресс к смерти»; постмодернисты — «настоящие «подпольщики» в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности…» и т.д. Гречко Л.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме. // Общественные науки и современность. 2000. №. 1. C. 167. «Постмодернизм — это философия, презирающая всякую философию; это безудержность интерпретаций в надежде исчерпать их до конца; это мистика без сверхъестественного; это религия в отсутствие Бога; это антибогословие, которое хочет довраться до правды; это опустошение шумом, чтобы освободить место для сакрального; это оглушенность тишиной, в ожидании, когда ангелы вострубят; это бегство от божества, чтобы вовремя оказаться в точке Встречи; это праздник Апокалипсиса, который всегда с тобой…».

Сторонники такого взгляда на постмодернизм не воспринимают его как серьезную попытку создать нечто новое по отношению к академической философии. Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности, с ее настроением «конца истории», когда все уже высказано до конца и исчезла почва для новых, оригинальных идей.

Другими философами постмодернизм воспринимается как определенное умонастроение периода кризиса. Постмодернизм рассматривают как современную историческую эпоху культуры, которая в широком смысле понимается как «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций» Русская постмодернистская литература. — М.: Наука, 2001. — С. 9. Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура. // Новый мир. 1992, № 2., как иная форма культурного сознания. В этом определении постмодернизма усматриваются попытки установить его связь с предшествующими философскими направлениями. Например, идея Н.С.Автономовой о преемственности постмодернизмом сначала романтизма конца XVIII начала XIX в., затем модернизма главенствовавшего в культуре в конце XIX — начале XX вв. Действительно, для этого есть основания, поскольку основные проблемы постмодернизма и его своеобразный нигилизм можно обнаружить в философских учениях, начиная с античности и вплоть до западноевропейского иррационализма ХIХ-ХХ вв.

Постмодернизм

Философ видит положительное значение постмодернизма в «сдерживании поспешного, иллюзорного синтезирования», в «оттачивании чувствительности к жизненному и культурному разнообразию», в «развитии в себе возможности существования без каких-либо предустановленных гарантий».

Философ И.И.Евлампиев определяет постмодернизм как ближайшего преемника и наследника позитивизма, с которым его объединяет культ поверхности, воинствующее неприятие трансцендентного в человеке, в культуре, в каждом элементе бытия. С точки зрения Евлампиева, постмодернизм имеет две основные характеристики, отличающие его от философии модернизма. Во-первых, постмодернизм категорически отрицает метафизику, оценивая ее как «возможную форму единообразия», поскольку все эмпирическое бытие зависит от Абсолюта, реализующего свою волю через социальные и политические структуры. Постмодернизм отрицает цельность бытия не только в сфере материальной жизни человека, но и в духовной, поскольку «высшая» духовность предполагает принципиальное неравенство людей по степени духовного развития и определенные отношения власти и подчинения. Поэтому постмодернизм поддерживает демократическую массовую культуру. Во-вторых, представители постмодернизма полагают, что время великих авторов ушло и современное творчество представляет собой модификацию уже созданного, игру с ними.

Существует определение постмодернизма как мифологемы общемировоззренческого порядка. Сутью мифологемы является крушение надежд человека на свою бесконечную мощь и власть. В основе лежит идейная традиция — генетической связь модернизма и постмодернизма, в русле которой вызревала теория постмодернистского миросозерцания у Ж. Батайя, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Деррида. Глубинное, типологическое родство, базирующееся на идее тотального и революционного разрыва со всем старым миром и его историей, объединяет модернизм и постмодернизм. По мнению Ю.В.Давыдова, постмодернизм основал свое миросозерцание на двух принципиальных идеях модернизма: «А именно — марксистской идеи скачка «из царства необходимости в царство свободы», с одной стороны, и идеи «до-», «вне-» и «сверх-современности» фрейдовского либидо, или принципа удовольствия, — с другой».

Постмодернизм совершает переворот в сфере сознания человека, для более глубокого понимания сущности реального и своего «я». Явление постмодернизма по своему генезису культурологическое, поскольку первоначально возникает в сфере архитектуры, позднее — в других видах искусства.

Постмодернизм

Если же говорить о философском понятии постмодернизма, то речь идет о деконструктивизме. Большинство определений характеризуют единый процесс отрицания исторически сложившейся культуры человечества: в искусстве — модернизма, в гуманитаристике — гуманизма, в философии — метафизики. Тем самым деконструктивизм позиционирует себя как антиискусство, антигуманизм, антифилософия.

Постмодерн — эпоха, исторический этап в развитии человечества, включающий в себя все многообразие, не только постмодернистских, явлений, подчиненных господствующей тенденции. Постмодернизм и является идеологией этой тенденции. Поэтому если говорить о постмодерне как эпохе, то нужно говорить о деконструкции как теории и механизме особого рода мыслительной деятельности. Если же рассуждать о постмодернизме в философском ключе, то речь пойдет о проблеме деконструктивизма как идеологии.

Разнообразные интерпретации постмодернизма обусловлены его принципиальной незавершенностью, поскольку он выражает мировоззрение современной нам эпохи, находящейся в стадии становления и не определившей направления развития. Кроме того, постмодернизм представляет широкий спектр различных по своей направленности и рассматриваемой проблематике, но равноправно сосуществующих идейных течений.

Философию постмодернизма нам представляется целесообразным понимать как комплекс различных постмодернистских теорий конца ХХ века, представляющих постмодернистское мировоззрение, в основе которого лежит критика принципов классического рационализма, осмысление процессов развития мира в целом, и теоретические предложения преодоления кризисных явлений.

Постмодернизм

Постмодернизм выражает самим фактом своего существования одну из универсальных тенденций развития культуры, поэтому позиция философов, признающих в целом, несмотря на деконструктивизм, позитивность постмодернизма, представляется нам наиболее перспективной.

Во-первых, безусловно, положительным в постмодернизме является его обращение к философскому осмыслению проблемы языка. Для философии XX в., по-прежнему занятой проблемой поиска «подлинного» человеческого бытия, было характерным пристальное внимание к языку, понимание его основополагающей роли в культуре, а не только как средства передачи “идей”. В связи с этим появляются лингвистически ориентированные варианты герменевтики, аналитическая философия.

Во-вторых, позитивность постмодернизма заключается в его обращении к гуманитарным корням философии: литературному дискурсу, диалогу и т.д. Виднейшие представители постмодернизма ставят своей целью помочь читателю понять текст, раскодировать знаки, раскрыть и по-своему осмыслить авторские идеи. Так постмодернизм подчеркивает тесную связь литературы и философии.

Постмодернизм — Posmotre.li

« Постмодернизм — это глупость ради глупости. »
— Мо Сизлак, «Симпсоны»

Postmodern.jpg

Постмодернизм — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.

В конце XIX-начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим вывихом мозга. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась Первая мировая война, шокировавшая человечество до глубины души и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась Вторая мировая война, то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился постмодернизм.

Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.

Характерные черты постмодернизма:

  • художественная свобода, не признающая ограничения выразительных средств;
  • отказ от авторитетов;
  • отрицание привычной иерархии ценностей;
  • нарочитая театральность;
  • ирония;
  • деконструкция стандартных представлений и шаблонов;
  • игра;
  • смешение стилей;
  • восприятие «мира как текста», интертекстуальность;
  • преобладание формы над содержанием.

Например, игры со штампами — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.

Особо яркие постмодернистские тропы:

Мы вообще живём в постмодернистском мире, поэтому в широком смысле любое художественное произведение, созданное в последние 50 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:

Основы
Базовые понятия

Амплуа • Анахронизм • Архетип • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первоисточник • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира

Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • Основано на реальных событиях • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда

Значимость ролей

Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист) • Тритагонист

Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор

Хорошо и плохо Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток
Направления Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм
Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • …
Приёмы

Аллюзия (Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Прямое упоминание) • Версия для бедных • Дешёвая драма • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Поминальник • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт)

Структура: Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу

Хронология Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет
Автор и ещё автор Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю)
Автор и произведение

Автор-творец=бог-творец: Воля Божия • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)

Авторский произвол: А я сказал — негодяй! • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор?

Прочее: Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов (Авторская фишка) • Концепция изменилась • Лавкрафт писал правду! • Нежданный любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (не хочу об этом вспоминать • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение/Третий том «Мёртвых душ»/Труднодоступное произведение/Фичекат • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так

Автор и публика Билингвальный бонус • Бонус для взрослых • Бонус для гениев • Бонус для местных • Бонус для пересматривающих • Бонус для современников • Бонус для фанатов (конфетка для фанатов) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф (Перепиарили) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Крючки для читателей • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Миллион самоотсылок • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (мисс Фансервис • мистер Фансервис)/Фан-диссервис • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Пипл хавает • Публика — сволочь • Целевая аудитория (Промах с аудиторией)
Роды творчества Фольклор • Театр • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка
Прочее Массовая культура • Раньше трава была зеленее

постмодернизма | Определение, доктрины и факты

Постмодернизм и современная философия

Постмодернизм в значительной степени является реакцией на интеллектуальные предположения и ценности современного периода в истории западной философии (примерно с 17 по 19 века). Действительно, многие доктрины, характерно связанные с постмодернизмом, могут быть справедливо описаны как прямое отрицание общих философских точек зрения, которые считались само собой разумеющимися в эпоху Просвещения 18 века, хотя они не были уникальными для того периода.Наиболее важные из этих точек зрения следующие.

1. Существует объективная естественная реальность, реальность, существование и свойства которой логически независимы от людей — от их разума, их обществ, их социальных практик или их исследовательских методов. Постмодернисты отвергают эту идею как своего рода наивный реализм. Существующая реальность, по мнению постмодернистов, является концептуальной конструкцией, артефактом научной практики и языка. Это также относится к исследованию прошлых событий историками и к описанию социальных институтов, структур или практик социологами.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

2. Описательные и пояснительные утверждения ученых и историков в принципе могут быть объективно верными или ложными. Постмодернистское отрицание этой точки зрения — вытекающее из отказа от объективной естественной реальности — иногда выражается утверждением, что истины не существует.

3. Посредством использования разума и логики, а также с помощью более специализированных инструментов, предоставляемых наукой и техникой, люди могут изменить себя и свое общество к лучшему.Разумно ожидать, что будущие общества будут более гуманными, более справедливыми, более просвещенными и более процветающими, чем сейчас. Постмодернисты отрицают эту веру эпохи Просвещения в науку и технологии как инструменты человеческого прогресса. Действительно, многие постмодернисты считают, что ошибочное (или неуправляемое) стремление к научным и технологическим знаниям привело к развитию технологий массового убийства во время Второй мировой войны. Некоторые заходят так далеко, что говорят, что наука и технология — и даже разум и логика — по своей сути деструктивны и угнетают, потому что они использовались злыми людьми, особенно в 20-м веке, для уничтожения и угнетения других.

4. Разум и логика универсально действительны, то есть их законы одинаковы или применимы в равной степени для любого мыслителя и любой области знания. Для постмодернистов разум и логика также являются просто концептуальными конструкциями и поэтому действительны только в рамках установленных интеллектуальных традиций, в которых они используются.

5. Есть такая вещь, как человеческая природа; он состоит из способностей, способностей или предрасположенностей, которые в некотором смысле присутствуют в человеческих существах при рождении, а не усвоены или привиты через социальные силы.Постмодернисты настаивают на том, что все или почти все аспекты человеческой психологии полностью социально детерминированы.

6. Язык относится к внешней реальности и представляет ее. По мнению постмодернистов, язык не является таким «зеркалом природы», как американский философ-прагматик Ричард Рорти охарактеризовал точку зрения Просвещения. Вдохновленные работами швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, постмодернисты утверждают, что язык семантически самодостаточен или самореферентен: значение слова — это не статичная вещь в мире или даже идея в уме, а скорее диапазон контрастов и различий со значениями других слов.Поскольку значения в этом смысле являются функциями других значений — которые сами являются функциями других значений и т. Д., — они никогда не полностью «присутствуют» для говорящего или слушающего, а бесконечно «откладываются». Самоотсылка характеризует не только естественные языки, но и более специализированные «дискурсы» определенных сообществ или традиций; такие дискурсы встроены в социальную практику и отражают концептуальные схемы, моральные и интеллектуальные ценности сообщества или традиции, в которых они используются.Постмодернистский взгляд на язык и дискурс во многом обусловлен французским философом и теоретиком литературы Жаком Деррида (1930–2004 гг.), Создателем и ведущим практиком деконструкции.

7. Люди могут получать знания о естественной реальности, и это знание может быть обосновано в конечном итоге на основе свидетельств или принципов, которые известны или могут быть известны немедленно, интуитивно или иным образом с достоверностью. Постмодернисты отвергают философский фундаментализм — попытку, возможно, лучше всего иллюстрируемую изречением французского философа 17-го века Рене Декарта, ergo sum («Я думаю, следовательно, я существую»), определить фундамент уверенности, на котором можно построить здание эмпирического (в том числе научные) знания.

8. Возможно, по крайней мере в принципе, построить общие теории, которые объясняют многие аспекты природного или социального мира в рамках данной области знания — например, общую теорию истории человечества, такую ​​как диалектический материализм. Кроме того, целью научных и исторических исследований должно быть построение таких теорий, даже если они никогда не могут быть полностью реализованы на практике. Постмодернисты отвергают это понятие как несбыточную мечту и даже как симптом нездоровой тенденции дискурсов Просвещения принимать «тотализирующие» системы мышления (как их назвал французский философ Эммануэль Левинас) или грандиозные «метанарративы» человеческого биологического, исторического и социального развитие (как утверждал французский философ Жан-Франсуа Лиотар).Эти теории пагубны не только потому, что они ложны, но и потому, что они эффективно навязывают согласованность другим точкам зрения или дискурсам, тем самым подавляя, маргинализируя или заставляя их замолчать. Сам Деррида отождествлял теоретическую тенденцию к тотальности с тоталитаризмом.

.

От современности к постмодерности — ReviseSociology

Чтобы понять, что такое постмодерн, нужно понять, что такое модерн или современное общество! В некоторой степени сбивающим с толку «современное общество» относится к европейскому обществу примерно в период с 1650 по 1950 год (иш), а постмодернистское общество относится к европейским и многим другим «развитым» «постиндустриальным» обществам примерно с 1950 года (и так).

Постмодернисты утверждают, что постмодернистское общество отличается от современного общества настолько, что требует новых методов исследования и новых теоретических основ.По сути, отличие постмодернистов состоит в том, что те стабильные институты, которые раньше связывали нас вместе, теперь имеют гораздо меньшее влияние, а с ростом глобализации и технологий новых медиа люди имеют гораздо больше свободы для создания своей культуры и идентичность, которой они когда-то были. Социологи расходятся во мнениях относительно того, когда именно начался постмодернизм. Для некоторых корни этого лежат в ранней современности, для других постмодернизм не начался должным образом до 1970-х годов, третьи утверждают (Гидденс), что мы вообще не живем в постмодернистском обществе!

Теперь вам важно понять, что такое постмодернистское общество, потому что теоретики постмодерна утверждают, что традиционные структуралистские теории марксизма и феминизма больше не актуальны, и предлагают новые способы «заниматься социологией».

Чтобы понять, что такое постмодернистское общество, нужно понять, каким было современное общество

Что было (есть?) Современностью?

Современность — это термин, который социологи используют для описания «современного» периода, начавшегося в Европе несколько сотен лет назад. Некоторые из ключевых особенностей современного общества:

  • Экономическое производство является индустриальным и капиталистическим, с социальным классом как основной формой общественного разделения. Социальные классы основаны на социальном и экономическом положении людей. Маркс, например, считал, что люди индустриального общества делятся на два основных класса: те, кто владеет бизнесом, и те, кто продает им свой труд.

    Фабрика фордистов — промышленник с четкими социальными классами

  • Рост городов или урбанизация. В течение 18, 19 и 20 веков тысячи людей переехали в города в поисках работы и обустройства жилья.

    Урбанизация — Рост городов был ключевым процессом современности

  • Сильное центральное правительство и администрация, известное как бюрократическое государство. Местные и центральные органы власти играют все возрастающую роль в нашей жизни, например, в развитии обязательного образования, государственного жилья и государства всеобщего благосостояния.

    Многие из этих стран регулировали жизнь людей и разработали своего рода системы социального обеспечения в современный период

  • Знания людей основываются на научном и рациональном мышлении, а не на религиозной вере, магии или суевериях. В этот период люди обращались к науке и логическому мышлению, чтобы объяснить мир. Стихийные бедствия, такие как землетрясения, например, обычно объясняются с научной точки зрения, а не как «стихийное бедствие».

    Посадка на Луну — вероятно, вершина модернистской идеи научного прогресса

Большинство «великих» социологов пытались найти способы понять «современность» и «великую трансформацию», которая ее породила. Такие писатели, как Маркс и Дюркгейм, пытались создать теории и концепции, которые могли бы помочь объяснить работу обществ и ответить на основные вопросы, такие как «что объединяет общества?» и «что заставляет общества меняться?»

Постмодернизм относится к точке зрения, согласно которой институты и образ жизни, характерные для Модерна, были заменены настолько глубоко, что наше общество фундаментально отличается от «современного» общества.В отличие от постмодернизм — это термин, который относится к новым способам мышления. Постмодернисты считают, что само знание нужно понимать иначе, чем социологи-модернисты, такие как функционалисты и марксисты. Отсюда следует, что не все теоретики постмодерна являются постмодернистами.

Пять ключевых черт постмодернистского общества

  1. Глобализация

  2. СМИ

  3. Мир во фрагментах (из-за динамизма: быстрые социальные изменения)

  4. Потребительское общество: свобода выбора образа жизни человека

  5. Культурное разнообразие и гибридность

  1. Глобализация

Простое определение глобализации — это растущая взаимосвязь между обществами по всему миру.Глобализация означает, что больше потоков информации и идей, денег и людей пересекают национальные границы.

  1. Растущее значение средств массовой информации

Постмодернистская эпоха стала свидетелем огромного развития медиа-технологий. Рост цифровых медиа, особенно Интернета, привел к массовому и беспрецедентному увеличению числа людей, пользующихся СМИ; огромное увеличение разнообразия медийных продуктов, как фактических, так и вымышленных; увеличение числа людей, создающих свою собственную музыку, видео, сайты профилей и загружающих их для публичного использования, большая интерактивность, большая гибкость.Все это приводит к гораздо более сложным схемам использования медиа, большему выбору и смешиванию

Одним из следствий этого является то, что наше общество все больше полагается на средства массовой информации, которые рассказывают нам о том, что происходит в мире. Некоторые социологи утверждают, что СМИ создают нечто, называемое «гиперреальностью» , где то, что мы видим в СМИ, отличается от реальности, но более реально. Бодрийяр утверждает, что освещение войны в СМИ, например, отличается от реальности, но это единственная реальность, известная большинству из нас.

Новые сети также возникают благодаря использованию средств массовой информации, наиболее очевидно через профильные сайты, такие как Facebook. Одним из следствий этого является распад местных сообществ, поскольку люди все чаще общаются в сети в уединении своих домов и не общаются со своими соседями.

Гиперреальность — виртуальный мир более реален, чем реальность?

  1. Мир во фрагментах

В постмодернистском обществе изменения происходят намного быстрее, чем в современном обществе.Таким образом, постмодернистское общество более динамично, если хотите, более подвижно. Постмодернистское общество не сидит на месте, оно похоже на суетливое дитя, и в результате в нем отсутствует какая-либо связная, стабильная социальная структура. Об этом можно судить по следующим направлениям:

Работа: Прошли времена «работы на всю жизнь», сегодня эра «портфельного работника» , который с гораздо большей вероятностью сменит работу и поменяет карьеру несколько раз на протяжении своей трудовой жизни. Трудовая жизнь также характеризуется гораздо большей неопределенностью, поскольку предприятия быстро переезжают в другие регионы или страны, если они могут найти более дешевую рабочую силу за границей.Хорошим наглядным примером этого является компания Dyson, которая недавно закрыла фабрику в Южном Уэльсе в поисках более дешевой рабочей силы в Китае. С точки зрения рабочих Южного Уэльса, Дайсон пришел и ушел в очень короткие сроки. Кроме того, в настоящее время компании все чаще нанимают работников через кадровые агентства, которые могут увольнять в короткие сроки, а большая часть работы является временной, неполный рабочий день и характеризуется гибким графиком работы. У всего этого, конечно, есть хорошие и плохие стороны, но в результате рабочая жизнь стала намного менее стабильной, чем раньше. См. Ричард Сеннет: Корроссирование характера, глава 1 и Полли Тойнб: Тяжелая работа, чтобы лучше понять постмодернистский мир труда.

Мода и музыка : Два наиболее заметных примера быстрых темпов изменений — это индустрия моды и музыки, которые постоянно развиваются, появляются новые стили и музыкальные формы, а многим артистам приходится постоянно изобретать себя заново. оставаться в центре внимания. В конце концов, жанр шоу «поп-идол» демонстрирует, как люди становятся звездами на месяц, а затем забываются.

Распад местных сообществ : Повышенная гибкость рабочей силы, связанная с миром труда, означает, что люди чаще перемещаются в течение своей жизни, а это означает, что у людей гораздо меньше возможностей пустить корни соболя в своих местных сообществах. По словам Роберта Патнэма, это привело к снижению «социального капитала» (во многом как доверия). Найдите его в Google, продолжайте, вы знаете, что хотите. Сделайте что-нибудь другое вместо того, чтобы тратить время на поиск информации о…

Постмодернистское общество — это сетевое общество со сложной «структурой», если вообще существует!

4.Потребительское общество

Согласно постмодернистам, одно фундаментальное различие между постмодернистским обществом и современным обществом состоит в том, что наше общество ориентировано на потребителя, а не на работу. Это означает, что потребление вещей и досуг сегодня важнее, чем работа. Таким образом, образ постмодернистского общества — это скорее торговый центр, чем фабрика.

Постмодернисты утверждают, что мы живем в обществе «выбирай и смешай». Сегодня люди могут свободно выбирать свой образ жизни и жизненный путь из более широкого диапазона возможностей, чем когда-либо прежде, как если бы они выбирали и выбирали продукты на супермаркете! Важно отметить, что постмодернисты утверждают, что сегодня люди в меньшей степени зависят от их класса, пола и этнического происхождения.От женщин, например, не ожидается, что они станут домохозяйками и матерями только потому, что они женщины, а работа гораздо менее гендерна, чем раньше. Общество больше не разделено по классовым, гендерным или даже этническим признакам. По мнению постмодернистов, рождение из рабочего класса, рождение женщиной или рождение черным не предопределяют будущее человека и не формируют его сознание (идентичность), как это было в современности (и в какой степени это было часто преувеличивалась классическими социологами).

Постмодернистское общество — общество потребителей

5. Культурное разнообразие и гибридность

Постоянно растущие темпы глобализации привели к увеличению культурного разнообразия и «гибридности» , которая относится к смешению различных культурных традиций. Если мы сравним сегодняшнее общество с тем, что было 100 или даже 50 лет назад, мы увидим ошеломляющее увеличение разнообразия социальных и культурных форм. Некоторые из наиболее очевидных примеров включают:

  • Мода и музыка: опять же, можно провести несколько часов в неделю, просто выбирая, что купить или носить, или сортируя MP3-файлы на своем MP3-плеере (как только вы выберете один из этих курсов!)

  • Практически все остальные сферы жизни более разнообразны, чем 50 лет назад: образование, работа, семейная жизнь….,

Результат всего вышеперечисленного = отсутствие четкого направления и отказ от возможности продвижения

Контрольные вопросы

В постмодернистском обществе у нас гораздо больше потребительского выбора, каковы последствия этого для людей?

Кратко объясните две ключевые особенности современного общества

Что такое «глобализация»?

Что подразумевается под термином «гиперреальность»?

Кратко объясните, что подразумевается под фрагментированным обществом

Что такое культурная гибридность, проиллюстрируем на примере

Похожие сообщения

Три примера мыслителей постмодерна

Критика постмодернизма

,

Постмодернизм — Художественный термин | Тейт

Термин впервые был использован примерно в 1970 году. Постмодернизм как художественное движение в некоторой степени не поддается определению — поскольку не существует единого постмодернистского стиля или теории, на которых он был бы основан. Он включает в себя множество различных подходов к созданию искусства, и можно сказать, что он начался с поп-арта 1960-х годов и охватил большую часть того, что последовало за ним, включая концептуальное искусство, неоэкспрессионизм, феминистское искусство и молодых британских художников 1990-х годов.

Постмодернизм и модернизм

Постмодернизм был реакцией на модернизм. Модернизм в целом основывался на идеализме и утопическом видении человеческой жизни и общества, а также на вере в прогресс. Он предполагал, что определенные окончательные универсальные принципы или истины, такие как сформулированные религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности. Художники-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, а не сосредотачивались на предметах, полагая, что они могут найти способ чисто отразить современный мир.

В то время как модернизм был основан на идеализме и разуме, постмодернизм родился из скептицизма и подозрительности к разуму. Он поставил под сомнение представление о существовании универсальной достоверности или истины. Постмодернистское искусство опиралось на философию середины-конца двадцатого века и отстаивало, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы. В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту; постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые слои.

Многоликая постмодернизм

Антиавторитарный по своей природе постмодернизм отказывался признать авторитет какого-либо единственного стиля или определения того, каким должно быть искусство. Он разрушил грань между высокой культурой и массовой или популярной культурой, между искусством и повседневной жизнью. Поскольку постмодернизм нарушил установленные правила стиля, он ввел новую эру свободы и чувство, что «все идет».Часто смешно, насмешливо или нелепо; он может быть конфронтационным и противоречивым, бросая вызов ограничениям вкуса; но самое главное, это отражает самосознание стиля. Постмодернистское искусство, часто смешивая различные художественные и популярные стили и средства массовой информации, также может сознательно и застенчиво заимствовать или иронично комментировать ряд стилей из прошлого.

Жак Лакан

Жак Лакан (1901–1981), выдающийся французский психоаналитик и теоретик.Его идеи оказали огромное влияние на критическую теорию в двадцатом веке и особенно повлияли на постструктуралистскую философию и развитие постмодернизма. Лакан пересмотрел психиатрию Зигмунда Фрейда, придав ей современное интеллектуальное значение. Он поставил под сомнение общепринятые границы между рациональным и иррациональным, предположив, что бессознательное, а не примитивное, столь же сложно и изощренно по своей структуре, как и сознание. Он предположил, что бессознательное структурировано как язык, который допускает дискурс между бессознательным и сознанием и гарантирует, что бессознательное играет роль в нашем восприятии мира.

,

политической философии | Определение, история, теории и факты

Политическая философия , отрасль философии, которая занимается на самом абстрактном уровне концепциями и аргументами, связанными с политическим мнением. Значение термина политический само по себе является одной из основных проблем политической философии. В целом, однако, можно охарактеризовать как политические все практики и институты, связанные с правительством.

Центральная проблема политической философии состоит в том, как развернуть или ограничить общественную власть, чтобы сохранить выживание и повысить качество человеческой жизни.Как и все аспекты человеческого опыта, политическая философия обусловлена ​​окружающей средой, объемом и ограничениями разума, и ответы, даваемые последовательными политическими философами на извечные проблемы, отражают знания и допущения своего времени. Политическая философия, в отличие от изучения политической и административной организации, носит скорее теоретический и нормативный характер, чем описательный. Это неизбежно связано с общей философией и само по себе является предметом культурной антропологии, социологии и социологии знания.Таким образом, как нормативная дисциплина она занимается тем, что должно, исходя из различных допущений, быть и как эта цель может быть достигнута, а не описанием фактов, хотя любая реалистичная политическая теория обязательно связана с этими фактами. Таким образом, политического философа волнует не столько, например, как работают группы давления или как с помощью различных систем голосования принимаются решения, сколько то, какими должны быть цели всего политического процесса в свете определенной философии. жизни.

Таким образом, существует различие между политической философией, которая отражает мировоззрение последовавших друг за другом теоретиков и которая требует оценки их исторических условий, и собственно современной политической наукой, которая, поскольку ее можно назвать наукой, является эмпирической и описательной. , Политическая философия, однако, не просто непрактичная спекуляция, хотя она может порождать крайне непрактичные мифы: это жизненно важный аспект жизни, который, добро или зло, оказал решающее влияние на политические действия, исходя из предположений. Очевидно, что политическая жизнь должна влиять на то, что происходит на самом деле.Таким образом, политическую философию можно рассматривать как одну из важнейших интеллектуальных дисциплин, поскольку она устанавливает стандарты суждения и определяет конструктивные цели использования государственной власти. Такое рассмотрение целей, для которых следует использовать силу, сегодня в некотором смысле более актуально, чем в предыдущие периоды, поскольку человечество имеет в своем распоряжении силу либо для создания мировой цивилизации, в которой современные технологии могут принести пользу человечеству, либо для уничтожить себя в погоне за политическими мифами.Таким образом, возможности политической философии огромны, и срочно необходимо прояснить ее цель и ограничения — это действительно аспект выживания цивилизации.

Несмотря на этот уникальный аспект современной ситуации, и хотя древние политические философии были сформулированы в совершенно разных условиях, их изучение по-прежнему освещает жизненно важные вопросы сегодня. Вопросы, касающиеся целей правительства, оснований политических обязательств, прав отдельных лиц против государства, основ суверенитета, отношения исполнительной и законодательной власти, а также природы политической свободы и социальной справедливости, задавались и получали ответы во многих пути на протяжении веков.Все они являются фундаментальными для политической философии и требуют ответов с точки зрения современных знаний и мнений.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

В этой статье описывается, как на эти вопросы задавались и отвечали на эти вопросы влиятельные политические философы Запада, начиная с греко-римской античности и заканчивая Средневековьем, ранним Новым временем, а также 19, 20 и началом 21 веков. За такой долгий промежуток времени исторический контекст этих формулировок глубоко изменился, и понимание избранных политических философов требует некоторого объяснения их происхождения.Из-за нехватки места только политические философы выдающейся важности были полностью описаны, хотя вкратце обсуждаются и многие второстепенные фигуры.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *