Постмодернизм представители: Postmodern Art — Definition, History, Artists, Artworks

Содержание

Постмодернизм: представители — Kratkoe.com

Постмодернизм основные представители кратко перечислены в этой статье.

Содержание

  1. Постмодернизм: представители
  2. Постмодернизм в литературе: представители
  3. Представители постмодернизма в философии и социологии
  4. Постмодернизм в живописи представители
  5. Представители постмодернизма в музыке

Постмодернизм: представители

Постмодернизм – это новое направление, которое является выражением человеческого мировосприятия и состояние души. Это способ самовыражения. Среди основных особенностей стиля выделяют: отрицание норм, противопоставление реализму, ирония, применение готовых форм, фрагментарность повествования, черный юмор, смешение жанров. Расцвет постмодернизма пришелся на вторую половину ХХ века.

Постмодернизм в литературе: представители

Литературный расцвет постмодернизма пришелся на период 1960 – 1980 годов. Самые яркие представители зарубежного направления: Филип Дик («Человек в высоком замке») перенесший читателя в альтернативную историческую реальность, Джозеф Хеллер («Поправка-22»), занявший по версии BBC 11 строчку в списке 200 лучших книг. Представители постмодернизма в современной литературе заслуживают отдельного внимания. К ним относятся Харуки Мураками (мистический роман «Хроники заводной птицы»), Брет Истон Эллис (поражающий черным юмором и  жестокостью «Американский психопат» 1991 год), Виктор Пелевин («Чапаев и Пустота» 1996).

Российский постмодернизм многогранен образами по сравнению с отечественным соцреализмом. В сочинениях отрицаются любые авторитеты, сочетается органичный хаос. Представители русского постмодернизма — Владимир Набоков «Бледное пламя» и «Ад», Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки», Саша Соколов «Школа для дураков», Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота», Владимир Сорокин «Тринадцатая любовь Марины» и  «Голубое сало». 

Представители постмодернизма в философии и социологии

Философия постмодернизма основана на критике гегелевской философии, которая отстаивает такие категории как единое, целое, бытие, универсальное, истина, абсолютное, разум. Предшественниками нового направления являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Они выступали с радикальной переоценкой ценностей и отказом от фундаментальных, классических понятий философии. Философы отрицали бытие, существование истин, сосредоточив внимание на критике разума. Наиболее известные  философы-постмодернисты — М. Фуко, Дж. Ваттимо,  Деррида, Ж. Ф. Лиотар. Постмодернистская философия выглядит неопределенной, парадоксальной и противоречивой. 

Среди представителей социологии выделяют следующих ученых: П. Сорокин (теория интегрализма), Т. Парсонс и Р. Маркузе (теория структурного функционализма), Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Т. Адорно (критическая теория Франкфуртской школы). Виднейшим представителем постмодернизма является английский социолог 3. Бауман.

Постмодернизм в живописи представители

В ХХ веке постмодернизм в живописи провозгласил основную идею, состоящую в следующем — между копией и оригиналом особенной разницы нет. Художники создавали картины, переосмысливали их, а также преображали то, что создали ранее.

Яркие представители постмодернизма живописи: М. Ткачев, А. Менус, А. Подобед, П. Вещев, С. Носов, Йозеф Бойс, В. Комар, Франческо Клементе, Убальдо Бартолини, А. Меламид, Никола де Мария, М. Мерц, Сандро Киа, Мимо Паладино, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Карло Мария Мариани. 

Представители постмодернизма в музыке

Пионерами в области постмодернистской музыки являются Пьер Шеффер, Эдгар Варез, Джон Кейдж и Карлхайнц Штокхаузен. Они создавали композиции, существовавшие только в виде аудиозаписей, при этом используя многоканальную запись и редактируя скорость записи звуков. Среди новаторов следует выделить Эдгара Вареза, который начал экспериментировать с новаторскими электронными технологиями, вместе с тонами синтезатора  и звуковыми петлями.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кто является представителем постмодернизма.

основные идеи и термины, представители, проблемы эпохи

Содержание:

  • Что такое постмодернизм
  • История происхождения термина
  • Причины появления
  • Идейные источники
    • Влияние Ницше
    • Влияние Хайдеггера
  • Основные идеи учения
    • Принцип плюрализма и релятивизма
    • Антионтология
    • Скептическое отношение к истине
  • Отличия от модернизма
    • Отношение к науке
    • Отрицание возможности достоверности, объективности
    • Характерная антирациональность

Содержание

  • Что такое постмодернизм
  • История происхождения термина
  • Причины появления
  • Идейные источники
    • Влияние Ницше
    • Влияние Хайдеггера
  • Основные идеи учения
    • Принцип плюрализма и релятивизма
    • Антионтология
    • Скептическое отношение к истине
  • Отличия от модернизма
    • Отношение к науке
    • Отрицание возможности достоверности, объективности
    • Характерная антирациональность

Что такое постмодернизм

Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.

Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.

Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления).

Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Пафос инновационности и радикальный антитрадиционализм постмодернизма объясняется тем, что еще в самом начале мирового постмодернистского движения неоднократно высказывалась мысль, что нынешний этап (XX в.) принципиально отличается от всего, что ранее знала история. Современная культура мыслилась не как новая фаза эволюции, а как нечто уникальное, ни с чем не сопоставимое. Постмодернизм еще более усилил, обострил этот радикализм, в результате чего получила распространение характеристика современной реальности как «посткультуры».

История происхождения термина

Понятие постмодернизм произошло от французского postmodernisme, что означает «после модернизма».

Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образуются с помощью приставки «пост». Такой способ образования философских и находящихся за пределами философии понятий получил распространение в конце ХХ в. Термины, образованные таким образом (постпозитивизм, постиндустриализм, посткоммунизм), не указывают напрямую на свою сущность и свой предмет, а фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия.

Это говорит о том, что постмодернизм подразумевает не отрицание модернизма, а переход на новый качественный уровень с сохранением достижений минувшего, причем последний уже теряет свое право на всеобъемлемость и исключительность.

Постмодернизм как философское течение отражает структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века и интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму». 

Философское течение стало распространяться по всему миру после выхода в свет в 1979 году книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании», где впервые были обозначены в обобщенном виде многие существенные черты постмодернизма.

Причины появления

Возникновение постмодернизма обычно связывается с усталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».

Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.

Идейные источники

Влияние Ницше

Ницше считал, что реальность представляет собой не упорядоченную, объективную и законосообразную сущность, а непрерывный поток бытия в процессе становления. Человек не способен познать ее, а те законы, которые помогают описывать причинно-следственные связи в мире — не более чем фикция, всегда имеющая целью сферу практических интересов.

Для постмодернистов важным трудом Ницше, где он вводит систематическое собрание философских понятий, является трактат «Об истине и лжи во вненравственном смысле». В этом тексте философ выдвигает гипотезу, что научные понятия — это цепочки метафор, застывшие в общепринятых истинах.

Философ считал, что люди постоянно видят мир в его динамичном изменении, что не подразумевает наличие каких-то постоянных законов его развития, как раньше считали другие мыслители. Ницше говорил, что мир динамичен сам по себе: «Все материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: все сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного».

Познание такого мира заключается в попытке упорядочить хаос для удовлетворения прагматических интересов человека. Стремление к истине и поиск объективности и определенности свидетельствует, по Ницше, о слабости духа. Если человек недостаточно устойчив, он страдает от бессмысленности жизни, что побуждает искать другой, метафизический мир. Повинуясь предустановленным идеалам как чему-то данному свыше, индивид признает их полную власть над cобой. Философ говорил о необходимости развенчивать высшие ценности и переносить их из сознания общества в свой внутренний мир, личный опыт. Таким образом, власть переходит к отдельному человеку, не обремененного общепризнанными нормами и мнением авторитета.

Эти взгляды стали особенно актуальны после Второй мировой войны, как реакция на очевидные недостатки модернизма, радикальные проекты которого стали ассоциироваться с тоталитаризмом.

Страх «диктатуры разума» заставил отказаться от стремления к истине, веры во власть и авторитет как источник развития науки и повышения уровня жизни людей.

Влияние Хайдеггера

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на изучение разума, который со временем вырождается в рассудок. Такое мышление философ считал «исчисляющим», высшей формой которого становится техника, развивающаяся против гуманизма. Гуманизм, как полагал Хайдеггер, неизменно становится варварством, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».

Хайдеггер, как и Ницше, исходил из отрицания идеального, потустороннего мира, то есть из понимания реальности как бытия. Он также признавал единство разума и тела, отмечая, что именно биологическое и животное, а не рациональное, является фундаментом этого единства. Хайдеггер считал, что хотя человек и свободен, но «заброшен» в мир, вынужден балансировать между свободной волей и внешними обстоятельствами. Человек в его понимании не является центром мира, он участник бытия, которое ему «открывается».

Важной составляющей влияния Хайдеггера на философию постмодернизма было изучение нигилизма. Осмыслению нигилизма Хайдеггер придает ключевое значение: он становится судьбой сущего, судьбой онтологии. В традиции Хайдеггера, точнее в ницшеанскохайдеггеровской традиции, нигилизм неизбежен. Главным его аспектом в онтологии является утрата построения познания: платонизм и аристотелизм исходят из анагогии, поэтапного познания. 

С точки зрения Хайдеггера, истину, о которой говорят платонизм и метафизика, вообще познать невозможно; можно лишь пребывать при ее историческом свершении, каждый этап которого открывает только одно исторически обусловленное явление истины бытия. Философ считал, что вне онто-исторического измерения истина, как таковая, просто не существует. Людям может быть доступна только некая историческая редакция истины в «послании» бытия.

В результате деятельности Хайдеггера и Ницше (относительно модерна и постмодерна) выделились два типа современности, разделяемых своим отношением к истории. В модерне очень сильна связь современности и истории. 

Постмодернизм считает, что история двигается динамично, не подчиняясь каким-либо законам развития и линейности. Философское течение смешивает разные исторические пласты, допускает обратимость исторической герменевтики, возможность начинать историю с любого места. Это помогает преодолеть позицию модернизма об абсолютности начала и необходимости возвращения к нему.

Основные идеи учения

Принцип плюрализма и релятивизма

Постмодернистское направление философии опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», не подлежащая иерархической систематизации. 

Плюрализм является главной отличительной особенностью философского течения. Он допускает одновременное сосуществование разнообразных точек зрения. Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма и его влияния на идентичность постмодерного человека.

Из идеи всеобщей плюралистичности вытекают такие производные характеристики постмодернистского мировоззрения, как:

  1. Фрагментарность — недоверие к «тотальному», ко всякого рода синтезу. Реальность представляется несистематизированной, лишенной структуры и связей между объектами и событиями.
  2. Децентрация — означает не только отказ от иерархии смыслов в рамках бинарных структур, но отрицание единого миропорядка, а также различного рода Абсолютов как вечных и неизменных первооснов этого порядка.
  3. Контекстуальность — зависимость смысла сказанного от более обширного целого, частью которого он является.
  4. Ирония — является средством, позволяющим в условиях плюрализма и отсутствия каких-либо парадигм находить истину. Характеристика подразумевает восприятие всей человеческой истории пародийным и одновременно ностальгическим образом, стремление не превращать что-то в стереотип сознания и порождать стандартную, ожидаемую реакцию.
  5. Симуляция — отношение к знанию, как к конструкции, которая может не отражать объективную действительность. Социолог и постмодернист Жан Бодрийяр говорил о процессе симуляции как создании особой реальности, не имеющей истоков и основания. Широкомасштабность этого процесса способствует совпадению реальности и созданными моделями симуляции; это явление получило название симулякр. Постмодернисты считают, что мир представляет собой эпоху «тотальной симуляции», в которой все современные социокультурные феномены имеют симуляционный характер и отражают «модели реального без оригинала и действительности», то есть имитацию мира, порождающую сам мир.

Релятивизм в постмодернизме (от лат. relativus — относительный) — это философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Постмодернизм придерживается того, что любое знание и любые ценности — относительны, обусловлены ситуацией. Отрицание абсолютной истины или абсолютных ценностей проявляется в философском течении отрицанием «больших нарративов» («великих проектов»), недоверием к любым идеологиям; постмодернизм все ставит под сомнение.

Антионтология

В противовес традиционной онтологии, подлинной основой мира постмодернисты признают множественность, радикальное разнообразие, причем в особенно свободной, ничем не скованной форме «хаоса». Мир для постмодернистов не есть целостность, но множество фрагментов, между которыми не всегда установимы связи. Для характеристики этого положения существует категория «ризома», которая трактует способ бытия целостности, как принципиально внеструктурный.

Множественность и хаотичность для представителей течения — синоним жизненности, верное свидетельство подлинности, неподтасованности. Единство у них ассоциируется с насильственным усреднением, нивелированием различий, рационалистическим сведением к «общему знаменателю».

Скептическое отношение к истине

С точки зрения постмодернизма, поиск реального и истинного не имеет смысла. Специфика течения заключается в отрицании возможности рационального объяснения и преобразования общества. Постмодернизм заявляет, что нет и не может быть трансцендентального (то есть выходящего за пределы чувственного опыта) разума; то, что люди называют разумом или рассудком, является лишь эффектом дискурса.

Постмодернисты считают, что не существует непосредственных или бесспорных характеристик жизни сознания. Ощущения, идеи, понятия и восприятия возникают в среде разнообразных дискурсивных практик и отображают их.

Представители учения считают, что человеческое сознание не обладает определенными универсальными категориями или концепциями, которые формируют восприятие одинаковым образом.

В модернизме постижение истины возможно посредством интерпретации смысла символов в конструируемой субъектом реальности; смысл обнаруживается в опыте. Постмодернистская деконструкция призвана обеспечить возможность «разрыва» границ опыта, стремится выйти за границы возможности и приблизиться к обнаружению способа сделать невозможное возможным. Понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст в своем активном функционировании должно обеспечить трансгрессию — одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы между возможным и невозможным, которая в свою очередь дает надежду на случайное обнаружение смысла и постижение истины бытия.

Отличия от модернизма

Отношение к науке

Модернизм видит исторический процесс, как динамично развивающиеся объективные отношения людей в пределах экономической системы. Развитие в данную эпоху представляет собой восхождение от одной общественной формации к другой.

Общественное устройство модерна основано на марксистской теории, поэтому наиболее эффективной экономической системой эпохи модернизма становится плановое регулирование. Экономика данного периода характеризуется стремительным ростом результативности труда благодаря вовлечению людей в научную сферу, развитию техники и прогрессу в отраслях производства. 

Мировоззрение модерна — это вера в то, что с помощью научного познания (т.е. через накопление упорядоченного набора научных знаний, которые определяют способ функционирования мира) можно построить общество, основанное на справедливости и взаимной поддержке, высоком уровне жизни граждан и равенстве в правах и возможностях для личной реализации.  

Многие ученые периода модерна встретили наступление постмодернизма негативно, испытав психологический шок переживания смены парадигм. Угроза социальному престижу науки обусловила остроту реакции тех, кто выступал за систематизированный общественный уклад, нацеленный на прогресс, и стремление к разумному преобразованию себя и действительности. То поколение ученых, которое завоевало ведущее положение в научном сообществе на рубеже 1960–70-х гг., тяжело переживало крушение привычного мира.

В эпоху модерна считалось, что накопление все большего знания (получение все большей истины) должно приводить одновременно к росту объективности и к прогрессу. Степень прогрессивности власти, таким образом, связывалась с ее опорой на расширяющееся знание: она прогрессивна по мере обретения ею все большей рациональности и расширения свободы и саморазвития всех тех, кто ей подвластен. Однако разочарование во власти, говорящей о стремлении к истине, стало началом возникновения постмодернизма.

Если рассматривать науку как особый тип знания, то постмодернистские представления об этом предмете в самом общем виде сводятся к следующему:

  1. Знание вообще понимается как вид особым образом оформленной и социально значимой информации. Соответственно, научное знание — это определенный информационный объем и результат постмодернистски понятой научной деятельности, анализируемый в дальнейшем в качестве совокупности упорядоченных групп высказываний, потенциально имеющих общественный резонанс.
  2. Невозможно четкое и однозначное разделение научного и вненаучного знания, поскольку в условиях современности ни один дискурс не может существовать и не существует в чистом виде. Скорее, следует говорить о знании, научным по-преимуществу, либо о знании, которое позиционируется в культуре как научное.
  3. Научное знание не должно подвергаться чрезмерной предметной фрагментации, поскольку это ведет к утрате целостного видения изучаемого объекта. Поэтому наиболее перспективными являются так называемые междисциплинарные исследования. Причем эта междисциплинарность затрагивает не только предметные области разных наук, но и возможность перекрестного применения их теоретико-методологических установок.
  4. Научное знание не есть ценность само по себе и в себе. Оно выступает как формирующая взгляд предпосылка дальнейшего процесса получения соответствующей информации и как его средство.
  5. Наука развивается парадоксально, поэтому существующее научное знание не может быть развернуто в причинно-следственную цепочку. Все важнейшие научные открытия совершались внезапно. Следовательно, свойственное большинству ученых представление о необходимости в ходе того или иного научного исследования постоянно соразмерять получаемое знание со всем тем, что уже было получено, методологически ограничено.
  6. Научное знание следует рассматривать, прежде всего, в качестве нарратива (определенного способа бытия текста, содержащего научное сообщение). Значение анализа научного знания в качестве специфического нарратива состоит в прояснении в том числе и механизмов формирования в культуре самой идеи научного знания.

При определении науки как социальной структуры постмодернизм рассматривает ее как объект современных общественных мифологий — в том смысле, что наука в качестве дискурса, направленного на формирование у людей тех или иных взглядов и представлений (поскольку любой дискурс обладает определенным горизонтом бытования и определенной сферой социального действия), склонна к идеологизации собственного языка и превращению в миф.

Также постмодернизм в современных условиях относится к науке как к процессу производства знания, так как оно все в большей степени выступает товаром, который продается и покупается, производится как вещь. Знание постепенно превращается в одну из основных общественных сил, что сводит на нет этическую размерность науки, превращая ее в экономический феномен.

Ученые выступают, с точки зрения постмодерна, с одной стороны, как торговцы, а с другой стороны, как механизмы в экономической системе. В результате происходит отчуждение познающего субъекта от самого себя через рычаги экономической науки и формирование механизмов воспроизводства нужных социуму способов самореализации. Таким образом, многие постмодернистские представления о науке основываются на идее критики контекстов ее существования.

Отрицание возможности достоверности, объективности

Постмодернисты критикуют веру в объективность, которая становится для них мифом. Однако без осмысленной цели и перспективы невозможно строить аргументацию, интерпретировать события и даже просто собирать данные, поэтому подобием объективности, ее заменой в постмодернизме оказывается интерсубъективность, то есть совокупность интерпретаций, точек зрения, дающих максимально объективную, насколько это возможно, картину.

В эпоху модернизма любое обучение основывалось на принципе объективности и стремления к истине. Субъективность мешала взглянуть на проблему беспристрастно и рассмотреть вопрос во всех его аспектах. Но постмодернисты считают, что быть объективным и достоверным невозможно; попытки приблизиться к истине в любом случае будут пронизаны предрассудками модернистского типа мышления.

Характерная антирациональность

У постмодернистов критика рационализма оборачивается антиисторичностью. Пытаясь выявить и обобщить специфические черты современной эпохи, постмодернизм противопоставляет их логике истории, историзму
культуры. 

С точки зрения постмодернизма, рационализм эпохи модерна — это доведение до крайности идеи преобразовательной активности субъекта, который вступил в непримиримый конфликт с природой, искусственно ограничил ее эволюцию, как и историю социума, пространство человеческой свободы.

Рациональность, с точки зрения постмодернистов, противопоставляется идее человечности, то есть приоритетности гуманизма, использования всех ресурсов для того, чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной и безопасной. Абсолютизация рационализма способствует дегуманизации личности и является источником глобальных опасностей, рисков, угроз человечеству.

Постмодернизм указывает на многообразие типов рационализма, игнорируя их закономерное существование. Данное многообразие действительно существует, но представляется качественно различными связями ввиду перехода человеческого сознания из одного состояние в другое. Постмодернисты игнорируют историческое развитие культуры, как преемственно сменяющие друг друга типы рациональности.

Принцип рациональности постмодернисты рассматривают как проявление «империализма рассудка». Это ярко проявляется в творчестве писателей-постмодернистов, которые не стремятся найти во всем порядок и смысл, а стараются следовать «свободной игре активной интерпретации».

Постмодернизм – теория литературы и критика

Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( )

Постмодернизм в широком смысле относится к социокультурной и литературной теории, а также к изменению точки зрения, которое проявилось в различных дисциплинах, включая социальные науки, искусство, архитектуру, литературу, моду, коммуникации и технологии. Принято считать, что постмодернистский сдвиг в восприятии начался где-то еще в конце XIX века.50-х годов и, вероятно, продолжается до сих пор. Постмодернизм может быть связан со сменой власти и дегуманизацией эпохи после Второй мировой войны и натиском потребительского капитализма.

Сам термин «постмодернизм» подразумевает отношение к модернизму. Модернизм был более ранним эстетическим движением, которое было в моде в первые десятилетия двадцатого века. Часто говорят, что постмодернизм является одновременно продолжением модернистской позиции и отходом от нее.

Постмодернизм разделяет многие черты модернизма. Обе школы отвергают жесткие границы между высоким и низким искусством. Постмодернизм идет еще дальше и намеренно смешивает низкое искусство с высоким, прошлое с будущим или один жанр с другим. Такое смешение разных, несочетаемых элементов иллюстрирует использование постмодернизмом беззаботной пародии, которую также использовал модернизм. Обе эти школы также использовали стилизацию, то есть подражание чужому стилю. Пародия и стилизация служат для того, чтобы подчеркнуть саморефлексивность модернистских и постмодернистских произведений, а это означает, что пародия и стилизация служат напоминанию читателю, что произведение не «настоящее», а вымышленное, сконструированное. Модернистские и постмодернистские произведения также фрагментарны и не могут легко, напрямую передать цельный смысл. То есть эти произведения заведомо неоднозначны и допускают множественность интерпретаций. Человек или субъект, изображенный в этих произведениях, часто децентрирован, лишен центрального смысла или цели в жизни, и дегуманизирован, часто теряя индивидуальные характеристики и становясь просто представителем эпохи или цивилизации, как Тиресий в Пустошь.

Короче говоря, модернизм и постмодернизм выражают неуверенность, дезориентацию и фрагментацию западного мира 20-го века. Западный мир в 20-м веке начал испытывать это глубокое чувство безопасности, потому что он постепенно терял свои колонии в Третьем мире, раздираемый двумя крупными мировыми войнами, и обнаружил, что его интеллектуальные и социальные основы сотрясаются под воздействием новых социальных теорий. такие события, как марксизм и постколониальные глобальные миграции, новые технологии и переход власти от Европы к Соединенным Штатам. Хотя и модернизм, и постмодернизм используют фрагментарность, прерывистость и децентрированность в теме и технике, основное различие между двумя школами скрыто именно в этом аспекте.

Модернизм проецирует фрагментарность и децентрированность современного мира как трагедию. Он оплакивает потерю единства и центра жизни и предполагает, что произведения искусства могут обеспечить единство, согласованность, непрерывность и смысл, которые теряются в современной жизни. Так, Элиот сетует на то, что современный мир представляет собой бесплодную пустыню, а фрагментарность, бессвязность этого мира запечатлены в структуре стихотворения. Тем не менее, The Waste Land  пытается вернуть утраченный смысл и органическое единство, обращаясь к восточным культурам и используя Тиресия в качестве главного героя

В постмодернизме фрагментация и дезориентация больше не трагичны. С другой стороны, постмодернизм прославляет фрагментацию. Он рассматривает раздробленность и децентрированность как единственно возможный способ существования и не пытается вырваться из этих условий.

Здесь постмодернизм встречается с постструктурализмом — и постмодернизм, и постструктурализм признают и принимают, что невозможно иметь связный центр. В терминах Деррида центр постоянно движется к периферии, а периферия постоянно движется к центру. Другими словами, центр, являющийся местопребыванием власти, никогда не бывает полностью могущественным. Оно постоянно становится бессильным, в то время как бессильная периферия постоянно пытается завладеть властью. В результате можно утверждать, что центра никогда не бывает или что центров всегда несколько. Эту отсрочку обретения центром власти или сохранения своего положения и есть то, что Деррида называл разница . Таким образом, в восхвалении постмодернизмом фрагментации заложена вера в различение , вера в то, что единство, смысл, связность постоянно откладываются на потом.

Постмодернистское неверие в согласованность и единство указывает на еще одно основное различие между модернизмом и постмодернизмом. Модернизм считает, что согласованность и единство возможны, тем самым подчеркивая важность рациональности и порядка. Основное предположение модернизма, по-видимому, состоит в том, что большая рациональность ведет к большему порядку, что приводит к лучшему функционированию общества. Чтобы установить первенство Порядка, модернизм постоянно создает концепцию Беспорядка в своем изображении Другого, включающего в себя небелое, немужское, негетеросексуальное, невзрослое, неразумное и так далее. Другими словами, чтобы установить превосходство Порядка, Модернизм создает впечатление, что все маргинальные, периферийные сообщества, такие как небелые, немужские и т. д., заражены Беспорядком. Однако постмодернизм впадает в другую крайность. Здесь не говорится, что одни части общества иллюстрируют Порядок, а другие — Беспорядок. Постмодернизм в своей критике бинарной оппозиции даже цинично предполагает, что все есть Беспорядок.

Жан Франсуа Лиотар

Модернистская вера в порядок, стабильность и единство — это то, что постмодернистский мыслитель Лиотар называет метанарративом. Модернизм работает через метанарративы или грандиозные нарративы, в то время как постмодернизм ставит под сомнение и деконструирует метанарративы. Метанарратив — это история, которую культура рассказывает сама себе о своих убеждениях и практиках.

Постмодернизм понимает, что грандиозные нарративы скрывают, замалчивают и отрицают противоречия, нестабильность и различия, присущие любой социальной системе. Постмодернизм отдает предпочтение «мини-нарративам», рассказам, объясняющим небольшие практики и локальные события, не претендующим на универсальность и завершенность. Постмодернизм осознает, что история, политика и культура — это великие нарративы власть имущих, содержащие ложь и неполную правду.

Деконструировав возможность стабильной, постоянной реальности, постмодернизм произвел революцию в концепции языка. Модернизм считал язык рациональным, прозрачным инструментом для представления реальности и деятельности рационального разума. С модернистской точки зрения язык представляет мысли и вещи. Здесь означающие всегда указывают на означаемые. Однако в постмодернизме есть только поверхности, а не глубины. Означающее здесь не имеет означаемого, потому что нет реальности, которую можно было бы означать.

Жан Бодрийяр

Французский философ Бодрийяр концептуализировал поверхностную культуру постмодерна как симулякр. Симулякр — это виртуальная или фальшивая реальность, смоделированная или индуцированная средствами массовой информации или другими идеологическими аппаратами. Симулякр — это не просто имитация или дублирование, это замена оригинала смоделированным, фальшивым изображением. Современный мир — это симулякр, в котором реальность заменена фальшивыми образами. Это означало бы, например, что война в Персидском заливе, о которой мы знаем из газет и телерепортажей, не имеет никакого отношения к тому, что можно назвать «настоящей» войной в Ираке. Смоделированное изображение войны в Персидском заливе стало настолько популярным и реальным, чем реальная война, что Бодрийяр утверждает, что войны в Персидском заливе не было. Другими словами, в постмодернистском мире нет оригиналов, есть только копии; никаких территорий, только карты; никакой реальности, только симуляции. Здесь Бодрийяр не просто предполагает, что постмодернистский мир искусственный; он также подразумевает, что мы потеряли способность различать реальное и искусственное.

Фредрик Джеймсон

Точно так же, как мы потеряли связь с реальностью нашей жизни, мы также отдалились от реальности товаров, которые потребляем. Если средства массовой информации составляют одну движущую силу постмодернистского состояния, то многонациональный капитализм и глобализация — другую. Фредрик Джеймсон связал модернизм и постмодернизм со второй и третьей фазами капитализма. Первая фаза капитализма 18-19 веков, называемая рыночным капитализмом, была свидетелем раннего технологического развития, такого как паровой двигатель, и соответствовала реалистической фазе. Начало 20-го века, с развитием электрических двигателей и двигателей внутреннего сгорания, стало свидетелем наступления монополистического капитализма и модернизма. Эпоха постмодерна соответствует эпохе ядерных и электронных технологий и потребительского капитализма, где упор делается на маркетинг, продажу и потребление, а не на производство. Дегуманизированный, глобализированный мир стирает индивидуальную и национальную идентичность в пользу многонационального маркетинга.

Таким образом, из этого изложения становится ясно, что есть по крайней мере три различных направления, избираемых постмодерном, относящимся к теориям Лиотара, Бодрийяра и Джеймисона. Постмодернизм также имеет свои корни в теориях Хабермаса и Фуко. Кроме того, постмодернизм можно рассматривать с феминистской и постколониальной точек зрения. Следовательно, нельзя окончательно определить принципы постмодернизма, потому что в самой конституции этой теории заложена множественность.

Постмодернизм, отрицая объективную истину или реальность, решительно защищает теорию конструктивизма — антиэссенциалистский аргумент, согласно которому все конструируется идеологически. Постмодернизм считает, что средства массовой информации несут большую ответственность за «конструирование» нашей идентичности и повседневных реалий. Действительно, постмодернизм развился как ответ на современный бум в области электроники и коммуникационных технологий и его революцию в нашем старом мировом порядке.

Конструктивизм неизменно ведет к релятивизму. Наша идентичность конструируется и трансформируется каждое мгновение в зависимости от нашего социального окружения. Следовательно, есть место для множественных и разнообразных идентичностей, множественных истин, моральных кодексов и взглядов на реальность.

Понимание того, что объективной истины не существует, неизменно приводило к тому, что акцент постмодернизма падал на субъективность. Сама субъективность, конечно, множественна и условна. Акцент на субъективности естественным образом приведет к возрождению интереса к локальному и специфическому опыту, а не к универсальному и абстрактному; то есть на мини-нарративах, а не на больших нарративах.

Наконец, все версии постмодернизма опираются на метод деконструкции для анализа социокультурных ситуаций. Постмодернизм часто подвергался резкой критике. Фундаментальной характеристикой постмодернизма является неверие, которое отрицает социальные и личные реалии и переживания. Легко утверждать, что войны в Персидском заливе или войны в Ираке не существует; но как тогда объяснить смерть, потери и боль миллионов людей, ставших жертвами этих войн? Кроме того, постмодернизм способствует глубокому цинизму в отношении единственной поддерживающей силы социальной жизни — культуры. Полностью вымывая почву из-под наших ног, идеологические предпосылки, на которых строится человеческая цивилизация, постмодернизм порождает в современных обществах чувство нехватки и незащищенности, необходимое для поддержания капиталистического миропорядка. Наконец, когда Третий мир начал утверждать себя над европоцентричной гегемонистской властью, постмодернизм поспешил с предупреждением, что усиление периферии преходяще и временно; и что так же, как Европа не могла долго сохранять свою империалистическую мощь, новообретенная мощь бывших колоний также стирается.

В литературе постмодернизм (в значительной степени полагающийся на фрагментацию, деконструкцию, игривость, сомнительных повествователей и т. д.) выступил против идей Просвещения, скрытых в модернистской литературе, на основе концепции «метанарратива» Лиотара, концепции «игры» Деррида и концепции «игры» Будрильяра. симулякры». Отклоняясь от модернистского поиска смысла в хаотичном мире, постмодерн. писатели избегают, часто в шутку, возможности смысла, и постмодернистский роман часто является пародией на это. квест. Отмеченные недоверием к тотализирующим механизмам и самосознанию, постмодернистские писатели часто отдают предпочтение случайности, а не мастерству, и используют метапрозы, чтобы подорвать авторскую «уникальность». Различие между высокой и низкой культурой также подвергается нападкам с использованием стилизации, комбинации нескольких культурных элементов, включая темы и жанры, которые ранее не считались подходящими для литературы. Постмодернистскую литературу можно рассматривать как общий термин для послевоенных событий в литературе, таких как Театр абсурда, поколение битников и магический реализм.

Постмодернистская литература, выраженная в трудах Беккета, Роббе Грилле, Борхеса, Маркеса, Нагиба Махфуза и Анжелы Картер, основана на признании сложной природы реальности и опыта, роли времени и памяти в человеческом восприятии, самости. и мир как исторические конструкции, и проблематичность языка.

Постмодернистская литература достигла своего пика в 60-х и 70-х годах, когда были опубликованы «Уловка-22» Джозефа Хеллера, «Затерянные в доме смеха» и «Фактор сорняков» Джона Барта, «Радуга гравитации, В.» и «Плач лота 49».Томаса Пинчона, «фракции», такие как «Армии в ночи» и «Хладнокровно» Нормана Мейлера и Трумена Капоте, постмодернистские научно-фантастические романы, такие как «Неоромант» Уильяма Гибсона, «Бойня номер пять» Курта Воннегута и многие другие. Некоторые объявили смерть постмодернизма в 80-х с новым всплеском реализма, представленным и вдохновленным Рэймондом Карвером. Том Вулф в своей статье 1989 года «Преследование миллиардноногого зверя» призвал сделать новый акцент на реализме в художественной литературе, чтобы заменить постмодернизм. Имея в виду этот новый акцент на реализме, некоторые объявили Белый шум в (1985) или «Сатанинские стихи» (1988) как последние великие романы эпохи постмодерна.

Постмодернистский фильм описывает артикуляцию идей постмодернизма через кинематографическую среду, нарушая господствующие условности повествовательной структуры и характеристики и разрушая (или играя) с «подвешенным недоверием» аудитории, чтобы создать работу, которая выражается через менее узнаваемые внутренняя логика. Два таких примера: «Две подруги» Джейн Кэмпион, в которой история двух школьниц показана в виде эпизодов, расположенных в обратном порядке; и «Женщина французского лейтенанта» Карела Рейса, в которой история, разыгрываемая на экране, отражается в личной жизни актеров, играющих ее, которую также видят зрители. Однако Бодрийяр назвал эпопею Серджо Леоне «1968 спагетти-вестернов «Однажды на Диком Западе» как первый постмодернистский фильм. Другие примеры включают «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтома, «Сатирикон и Амаркорд» Федерико Феллини, «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.

Несмотря на довольно растянутые и циничные аргументы постмодернизма, эта теория оказала фундаментальное влияние на мысль конца 20 века. Он действительно произвел революцию во всех областях интеллектуальных исследований в той или иной степени.

Нравится:

Нравится Загрузка…


‹ Пустошь как модернистский текст Ночь, Бодрийяр, Поколение битов, Уловка-22, Плач лота 49, Федерико Феллини, Фредрик Джеймсон, Габриэль Гарсиа Маркес, Радуга гравитации, Хабермас, Джейн Кэмпион, Хорхе Луис Борхес, Джозеф Хеллер, Карел Рейс, Курт Воннегут, Затерянные в Funhouse, Лиотар, Магический реализм, марксизм, метанарратив, Майкл Уинтерботтом, Мишель Фуко, Модернизм, Нагиб Махфуз, Неоромант, Норман Мейлер, Однажды в сказке, Постмодернистский фильм, Постмодернизм, Рэймонд Карвер, Робб Грилле, Салман Рушди, Серхио Леоне, симулякр, Фактор сорняков, Преследование миллиардноногих пчел, Сатанинские стихи, Пустошь, Трумэн Капоте, Белый шум, Уильям Гибсон

Обратные ссылки

    Статистика блога

    • 18,361,311 просмотров

    Статьи/Электронные книги/Лекции

    Ученые статьи

    Ученые категория Articlesselect Categoryafrican (3) Американская литература (38) АОТРОПОЛОГИЯ (2) Арабская литературная литература Arabicale Articaliprical (4) Артутория (4) Arabital (4) Arafical Articalypal (4) Архитеральная литература (4) Архис (4) Архитеральная литература (4) Арбитрическая литература (4) Архис (4) Архис (4) Артуальная литература (4) Арабская литература (4). (3) Искусственный интеллект (1) Теория тела (1) Британская литература (202) Канадская литература (3) Теория хаоса (1) Китайская литература (14) Комиксы (1) Теория сложности (2) Криминальная фантастика (4) Критическая раса Теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурология (20) Киберкритика (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы (14) Критика диаспоры  (3)Цифровая теория  (3)Исследования инвалидности  (2)Дискурс  (2)Драматическая критика  (129)Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕХСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА  (2)Эпистолярные романы  (3)Шпионские романы  (1)Этнические исследования  (2)Европейская литература  (7)Экзистенциализм  (4)Экспериментальные романы (11) )Романы-фэнтези  (8)Феминизм  (45)Теория кино (6)Французская литература  (17)Романы о геях и лесбиянках  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества   (2)Исследования глобализации  (1)Готическая литература ( 3) Историческая фантастика (1) История английской литературы (20) Литература о Холокосте (1) Романы ужасов (2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература ( 2)Ирландская литература  (14)Израильская литература  (1)Итальянская литература  (7)Японская литература (8)Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Кералы  (1)Латиноамериканская литература  (27)Юридический триллер (1)Лесбиянки и геи Критика  (1)Лингвистика  (15)Литературная критика  (61)Литературные термины и приемы  (22)Литературная теория  (62)Литература  (1 110)Магия Реализм (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа  (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы  (21)Мифокритицизм  (5)Теория нарратива  (2)Натурализм  (2) Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (260)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порноведение  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования  (2)Переводоведение  (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категории  (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Vampire Na ративы  (4)Викторианская литература  (3)Литература на идиш  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

    Архивы

    Архивы Выберите Месяц Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 (2) Декабрь 2021 ( 1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 (82) январь 2021 ( 9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (25) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 (38) январь 2020 ( 1) декабрь 2019 г. (6) ноябрь 2019 г. (12) октябрь 2019 г. (2) сентябрь 2019 г. (3) август 2019 г. (5) июль 2019 г. (10) июнь 2019 г. (8) май 2019 г. (61) апрель 2019 г. (48) март 2019 г. (33) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (14) декабрь 2018 г. (16) ноябрь 2018 г. (6) октябрь 2018 г. (7) сентябрь 2018 г. (2) август 2018 г. (16) июль 2018 г. (32) июнь 2018 г. (33) май 2018 г. (30) апрель 2018 г. (8) март 2018 г. (16) февраль 2018 г. (14) январь 2018 г. (21) декабрь 2017 г. (25) ноябрь 2017 г. (31) октябрь 2017 г. (19) сентябрь 2017 г. (6) август 2017 г. (1) июль 2017 г. (11) июнь 2017 г. (18) май 2017 г. (20) апрель 2017 г. (15) март 2017 г. (3) февраль 2017 г. (4) декабрь 2016 г. (21) ноябрь 2016 г. (10) октябрь 2016 г. (11) сентябрь 2016 г. (2) июнь 2016 г. (1) май 2016 г. (6) апрель 2016 г. (37) март 2016 г. (59)

    Постмодернистские романы и романисты – теория литературы и критика

    Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( )

    Иконоборческий и непочтительный, постмодернистский роман по определению является радикальным экспериментом, который возникает, когда писатель чувствует, что привычные художественные тропы исчерпаны. Для постмодерниста избитый жанр романа недостаточен и уже не способен передать фантазию писателя или масштабность исторических событий.

    Некоторые критики согласны с тем, что постмодернистская художественная литература является продуктом периода после Второй мировой войны. В то время умерли многие крупные модернистские писатели, такие как Джозеф Конрад, Марсель Пруст, Франц Кафка, Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф. Другие писатели, в том числе Уильям Фолкнер и Эрнест Хемингуэй, перестали публиковать новаторские и экспериментальные работы. Критики также склонны соглашаться с тем, что постмодернизм является продолжением, а не решительным разрывом или отклонением от модернизма, определяющего литературного движения двадцатого века.

    Многие разные авторы были названы постмодернистами. Среди этих писателей Томас Бергер, Ричард Бротиган, Дон Делилло, Уильям Гэддис, Владимир Набоков и Томас Пинчон, Питер Экройд, Анджела Картер, Салман Рушди и Умберто Эко. Однако наиболее критическая дискуссия сосредоточена на американских писателях, публикующихся с конца 1950-х годов.

    Как и современный роман, постмодернистский роман подрывен; то есть он противоречит традиционным представлениям о сюжете, повествовании, хронологии и развитии персонажей. Постмодернистские романы часто описываются как саморефлексивные, то есть они сосредотачиваются на самой природе вымысла и пишутся так, как будто вымысел независим от общества, реальности и любой другой сферы вне себя. Истоки «автономного» постмодернистского романа можно найти в эссе ранних модернистских писателей, таких как Оскар Уайльд, который выступал против предположения Аристотеля о том, что искусство подражает жизни. Напротив, Уайльд утверждал, что жизнь подражает искусству.

    Писатели потратили большую часть двадцатого века на разработку тезиса Уайльда об искусстве ради искусства — идеи о том, что для того, чтобы искусство было искусством, оно должно быть независимым от общества, политических или внелитературных соображений, — потому что роман был так основательно основан на реализме. . Реалистические романы возникли в восемнадцатом веке и включали в себя, среди других литературных приемов, повествования, имитирующие структуру и стиль биографий и историй, так что их персонажи казались реальными. Однако то, что этот реализм был всего лишь своего рода притворством или добровольной приостановкой неверия, как назвал его Сэмюэл Тейлор Кольридж, рано признали другие писатели восемнадцатого века, такие как Лоуренс Стерн. В своем романе Тристрам Шенди (1759-1767), Стерн прокомментировал свое собственное художественное произведение. Другими словами, он разрушил реалистический каркас своей собственной истории, чтобы привлечь внимание к себе как к рассказчику. Пример Стерна на короткое время принес ему немного последователей, и только после того, как Джеймс Джойс игриво представил художника как рассказчика и персонажа в образе Стивена Дедала, современные романисты и их постмодернистские преемники сосредоточились на художественной литературе как на самоподдерживающемся материале. собственная вселенная.

    Постмодернистский роман как Pastiche

    Поскольку сама литература часто является предметом постмодернистских романов, неудивительно, что такие жанры, как исторический роман, пародируются и высмеиваются и становятся предметом стилизации. Так, в романе Э. Л. Доктороу « Рэгтайм » (1975) представлены такие исторические личности, как анархистка Эмма Голдман и игрок из высшего общества Эвелин Несбит, и они взаимодействуют способами, которые кажутся невероятными в традиционной исторической фантастике, в которой писатель обычно очень тщательно изображает история точно. Ссылаясь на одну сцену в романе, интервьюер спросил Доктороу, действительно ли Голдман делал Несбит массаж в «реальной жизни». Интервьюер хотел знать, встречались ли эти двое вообще в реальной жизни. Доктороу ответил: «У них есть сейчас».

    Э. Л. Доктороу

    Доктороу считал, что вымысел создает свою собственную реальность, своего рода истину, которая исторически не задокументирована, но имеет неоценимую ценность. В этом случае Доктороу комментировал разрыв между романтической фигурой, такой как Несбит, и практичным радикалом, таким как Голдман, который также был феминисткой, которая сочла бы положение Несбит как сексуального объекта прискорбным. Несбит нуждалась в той заботе, которую предлагал Голдман. То, что две женщины никогда не встречались, было бы неважно для постмодернистского романиста, и то, что две женщины должны занимать такие разные места в обществе и восприниматься как не имеющие ничего общего, было именно тем, что Доктороу считал недостатком в мире за пределами своего романа, таким образом. его создание параллельной вселенной. Вместо того чтобы рабски повторять исторические записи, постмодернистский романист стремится изобрести историю, критикующую «реальный мир».

    Некоторых критиков работа Доктороу вызывала беспокойство именно потому, что он не уважал их жесткие представления о фактах и ​​вымыслах. Однако для постмодернистского романиста такие различия не имеют значения, потому что и письменная история, и романы — это нарративы, разновидность истории. Язык, общий для обоих жанров, означает, что вымышленный персонаж или сцена могут казаться такими же реальными, как и так называемое фактическое описание, потому что оба являются продуктом слов.

    (Читать Постмодернистское использование пародии и стилизации)

    Постмодернистский роман и историческая фантастика

    Готовность Доктороу использовать исторические фигуры является частью ревизионизма постмодернистского романиста. Подобно модернисту, постмодернист стремится опрокинуть или разрушить общепринятые способы понимания истории, чтобы продемонстрировать, что прошлое в значительной степени является изобретением настоящего и проекцией истории, которую хочет рассказать писатель.

    Пожалуй, ни один писатель-постмодернист не подорвал условности исторического романа больше, чем Сьюзан Зонтаг. В The Volcano Lover (1992) она превращает историю адмирала Нельсона, сэра Уильяма Гамильтона и его жены Эммы — материал романтической фантастики — в исследование природы героизма, коллекционирования произведений искусства и империализма, а также о рассказчике. который говорит голосом, близким к голосу Зонтаг. Этот метод повествования провоцирует исследование того, как само повествование включает в себя содержание (историю), над которым размышляет рассказчик. Точно так же « В Америке» (2000 г.), основанный на реальной истории известной польской актрисы, основавшей общину в Калифорнии, начинается с предисловия, в котором Зонтаг называет писателя, изображенного в романе. При этом Зонтаг делится большей частью своей биографии и предлагает читателю увидеть историю актрисы как пример карьеры амбициозных женщин, включая Зонтаг.

    Сьюзан Зонтаг

    Другие постмодернистские романы включают « Фактор сорняков » Джона Барта (1960) и « Общественное сожжение» Роберта Кувера ( 1977). В The Public Burning, , частично рассказанном Ричардом М. Никсоном, сама история переворачивается так, что Никсон жаждет осужденной шпионки Этель Розенберг. Политика Никсона становится мучительной психодрамой, обнажающей подавленное сексуальное напряжение и паранойю, которые вытесняются приписыванием беспокойства общества о себе внешней угрозе: в данном случае коммунистической угрозе.

    В The Sot-Weed Factor Барт подделывает многие мифы об основании Америки, особенно сентиментальную историю о Покахонтас и Джоне Смите. Тайная история Джеймстауна (сфабрикованная Бартом) раскрывает порнографическое поведение Смита, в том числе его способность увеличивать свой пенис, что становится источником его власти над американскими индейцами.

    Знаменитый роман Курта Воннегута « Бойня номер пять: или Детский крестовый поход, долг-танец со смертью » (1969), считающийся его постмодернистским шедевром, отчасти является откровенной автобиографией (что уже знаменует собой отход от романистических условностей). Воннегут начинает с описания своего опыта в Дрездене, когда немецкий город подвергся бомбардировке во время Второй мировой войны. Это ужасное событие, уничтожившее мирное население без всякой стратегической цели, запечатлелось в памяти Воннегута. Он объясняет, что более двадцати лет искал способ рассказать историю своего возмущения и позора. Пытаясь донести значение увиденного до жены своего армейского приятеля и отшатываясь от ее обвинений в том, что он будет рассказывать историю традиционным способом — еще одна из тех историй о том, как американцы пережили войну, — Воннегут придумал повествование и персонажа, которые представляют собой отказ от традиционного военного романа. В то время как большинство военных романов представляют собой хронологическую и панорамную структуру с поперечным сечением репрезентативных персонажей (хороший пример — роман Нормана Мейлера «9 лет»).0003 The Naked and the Dead , 1948), Воннегут фокусируется на единственном главном герое, Билли Пилигриме, который является не просто продуктом своего места и времени. Действительно, Пилигрим представлен как человек, «отвязавшийся во времени».

    То, что следует в Бойня номер пять , является частью наблюдения за современным миром Воннегута и его прошлым Второй мировой войны и частью проекции в мир инопланетян с Билли в роли похищенного. Следовательно, Билли прыгает во времени, но никогда не является просто продуктом этого времени. Подобно Берроузу, который использует мир наркотиков, чтобы получить представление о монолитной и единообразной пресности своего века, Воннегут использует инопланетян, тральфамадорцев, как способ остранить современный мир и заставить Билли по-новому взглянуть на окружающее. Бойня номер пять освобождает, освобождает от сковывающих представлений о лицемерии, весе истории и правилах ортодоксальности. Точно так же, как Воннегут освободился от устоявшегося жанра романа, он ожидает, что его читатель воздержится от костылей хронологии и сюжета. Смысл не последователен, а цикличен, так что события в «Бойня номер пять» повторяются, а время становится своего рода холстом, на котором отпечатывается человеческое сознание. Эта изменчивая связь персонажа и события не фиксирует форму истории или романа, а провозглашает постмодернистскую свободу как для писателя, так и для читателя.

    Постмодернистский роман как метапроза
    Полное пренебрежение Ишмаэлем Ридом к правдоподобию и непочтительное рвение, с которым он ниспровергает историческую запись в Бегство в Канаду (1976), побудили критиков назвать роман метафикшеном; то есть «. Бегство в Канаду. Таким образом, Рид придумал роман, основанный на условностях повествований о рабах, а также на анахроничном языке и обсуждении современных изобретений, таких как самолет. Роман преувеличивает то, как прошлое и настоящее смешиваются и смешиваются в современном сознании. История — это не линейный континуум от прошлого к настоящему, а скорее хаотическая смесь разных периодов и чувств, которые сосуществуют и противоречат друг другу в сознании читателя.

    Это возвышение романа как своего собственного оправдания, так что он не связан ни с какой реальностью за пределами своих страниц, связывает постмодернистский роман с le nouveau roman , или Новым романом, разработанным в 1950-х годах во Франции писателями, включая Алена Робба. -Грийе и Натали Саррот и драматурги Сэмюэл Беккет и Юджин Ионеско. Их саморефлексивная фантастика послужила образцом для современных постмодернистов.

    Еще два примера постмодернистского романа как метапрозы — «9» Зонтаг.0003 The Benefactor (1963) и Death Kit (1967) — отвергают американскую реалистическую школу художественной литературы. Зонтаг интересуют не столько манеры и нравы современного общества, сколько сама литература; то есть она преследует форму повествования, обращенную на себя, в которой рассказчик делает идею реальности проблематичной и вымышленной. Возможно, лучший пример ее техники можно найти в Death Kit , в котором она заставляет читателя задуматься, действительно ли ее главный герой, Дидди, убил железнодорожника или все действие романа происходит в его уме. . Это сомнение ставит под сомнение повседневное восприятие. Точно так же Благодетель сосредотачивается на сознании своего рассказчика, Ипполита. В значительной степени он создает свой мир, выдумывая его, превращая своих друзей и семью в проекции своей чувствительности.

    Пожалуй, квинтэссенцией постмодернистского романа является противоречивый роман Уильяма С. Берроуза « Голый обед » (1959). Как и « Улисс » Джеймса Джойса (1922), одно из определяющих произведений модернизма, « Голый обед » многие суды в Соединенных Штатах сочли непристойным. Сексуальные извращения и наркомания являются центральными темами романа, представляющего шокирующее опровержение традиционных моральных ценностей и литературных условностей. Действительно, «Голый завтрак » содержит гораздо больше экстремальных порнографических элементов, чем собственные романы Джойса, которые экспериментируют с языком запрещенной литературы.

    «Голый завтрак » имел своих сторонников в литературном сообществе, когда он впервые появился, и оказал значительное влияние на таких разных писателей, как Мейлер и Зонтаг. Однако многие более старые, более традиционные писатели, такие как Ребекка Уэст, осуждали темы и стиль Берроуза, потому что он, казалось, нападал на целостность романа как жанра. 9В 0003 «Голый завтрак » нет ни сюжета, ни хронологии, ни реалистичного сеттинга, ни общепринятой грамматики, которая могла бы помочь сбитым с толку читателям. Постмодернистская ориентация романа очевидна: Берроуз драматизирует и критикует хриплую и нечестивую коммерциализацию современного мира, жестоко истребляющего индивидуальность.

    Стиль и идеология Берроуза позже достигли своего политического апогея в романе Кувера « Публичное сожжение », в котором историческое событие — казнь на электрическом стуле Юлиуса и Этель Розенбергов за шпионаж в пользу Советского Союза в разгар холодной войны — превратилось в в сюрреалистическое событие, публичное сожжение, чтобы подчеркнуть истерию вокруг коммунизма в начале 1950-е годы. Напуганное, конформистское население согласилось сделать Розенбергов козлами отпущения — так гласит аргумент Кувера — вместо того, чтобы высказывать свое мнение. Собственное выздоровление Берроуза от наркозависимости привело его к написанию книги, в которой он использует свою болезнь как основной факт о современном мире, который замышляет лишить людей их достоинства. Наркотики для Берроуза — всего лишь еще один продукт в обществе потребления, который обещает облегчение страданий с помощью химических средств. Противоядием этому миру является энергия постмодернистского стиля романиста. Величайшие умы всегда нарушали правила, намекает Берроуз, и сопротивлялись техническим специалистам общества, пытающимся навязать мягкое и самодовольное поведение.

    Голый ланч до сих пор шокирует читателей своей оригинальностью, жестокостью и ненормативной лексикой, поскольку Берроуз атакует читателей постмодернистским стилем, который невозможно полностью переварить. В самом деле, это его основная мысль: слишком многое переваривается в современном обществе. Люди привыкли к продуктам быстрого приготовления — от фаст-фуда до микроволновых печей. Рассказчик Берроуза, Уильям Ли, получает «лекарство от ненужного», обед без одежды, который, как сказал поэт Аллен Гинзберг Верховному суду Массачусетса, обеспечивает ясность. Обед, о котором идет речь, утверждал Гинзберг, будет голой и сырой едой реальности, которую общество так усердно пытается замаскировать.

    Другие влияния

    Сильный элемент фэнтези также отличает постмодернистские романы, также связанные с писателями-фантастами, такими как Филип К. Дик, Уильям Гибсон и Сэмюэл Р. Делани. Томас Пинчон, полагаясь на многие приемы научной фантастики, пишет масштабные романы, охватывающие не что иное, как весь ход мировой истории в девятнадцатом и двадцатом веках, исследуя, как наука и ее технологические последствия стали доминировать в обществе. Современные изобретения, такие как полеты на воздушном шаре в его Мэйсон и Диксон (1997) или бомбардировки Лондона в последние дни Второй мировой войны (в Гравитационная радуга , 1973) становятся метафорами фаустовской потребности человечества искать власти над миром, который разваливается, подчиняясь законы энтропии независимо от нескончаемой гонки обновлений и изобретений. Магические реалисты, такие как колумбийский Габриэль Гарсиа Маркес и бразилец Хорхе Амаду, объединяют историю и фантазию и соединяют в своих романах модернистскую и постмодернистскую эпохи.

    Нет единого мнения о том, чем постмодернизм отличается от модернизма. Расхождение, возможно, состоит из нюансов и тонких различий. Один влиятельный аргумент был выдвинут критиком Брайаном Макхейлом. В то время как модернизм имеет эпистемологическую направленность (что можно знать о мире), постмодернизм ставит под сомнение сам статус реальности и мира. Другими словами, в постмодернистской фантастике персонажи могут буквально обитать более чем в одном мире — как это делает Билли Пилигрим, живя и на Земле, и на планете Тральфамадор. Онтология (как человек существует) заменяет эпистемологию при переходе от модернистской к постмодернистской фантастике. В конкретных терминах Воннегута Бойня номер пять , люди ошибаются, полагая, что на то, что можно узнать, можно положиться, потому что это представляет собой только известный мир, а не другие, которые находятся за пределами человеческого восприятия или знания. В постмодернистском романе не так просто разделить реальное и реально происходящее.

    Знаменитая формулировка Кольриджа о том, что читатель приостанавливает неверие, чтобы заняться литературным произведением, была заменена, как утверждает Макхейл, в постмодернистской литературе приостановкой веры. Другими словами, читатель уже не может считать само собой разумеющимся, что существует устоявшийся и твердый мир, которым можно измерить роман. Таким образом, трудно прийти к какому-либо решению в постмодернистском романе, в котором, кажется, вопросы о реальности гораздо важнее, чем любое знание, которое романист мог бы передать.

    Более традиционные романисты, включая Гора Видала, осуждают постмодернизм, утверждая, что это просто модная академическая игра, которая всегда приводит к одним и тем же предсказуемым выводам о непознаваемости реальности. Для Видаля и других традиционалистов роман остается основным средством осмысления истории, независимо от точки зрения писателя. Постмодернизм, несмотря на все его впечатляющие достижения, не вытеснил обычную художественную литературу или стремление большинства романистов искать связность, а не хаос.

    Роберт Кувер

    Источник : Роллисон, Карл. Критический обзор художественной литературы . 4-е изд. Нью-Джерси: Salem Press, 2010
    Библиография
    Олдридж, Джон В. Таланты и техники: литературный шик и новая художественная литература. Нью-Йорк: Maxwell Macmillan International, 1992.
    Дочерти, Томас, изд. Постмодернизм: Читатель. 1993. Новое изд. Нью-Йорк: Pearson Education, 2003.
    Фокс, Роберт Эллиот. Сознательные колдуны: черная постмодернистская фантастика Лероя Джонса / Амири Бараки, Измаила Рида и Сэмюэля Р. Делани. Нью-Йорк: Greenwood Press, 19.87.
    Гейх, Паула, Фред Либрон и Эндрю Левьедс. Постмодернистская американская художественная литература: Антология ANorton. Нью-Йорк: WW Norton, 1998.
    McCaffery, Larry. Метафикционная муза: произведения Роберта Кувера, Дональда Бартельма и Уильяма Х. Гасса. Питтсбург, Пенсильвания: University of Pittsburgh Press, 1982.
    Макхейл, Брайан. Постмодернистская фантастика. 1987. Новое изд. Нью-Йорк: Routledge, 2004.
    Мальпас, Саймон. Постмодерн. Перепечатка. Нью-Йорк: Routledge, 2007.
    Мальтби, Пол. Диссидент-постмодернист: Бартельм, Кувер, Пинчон. Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 19.91.
    Парини, Джей, изд. Избранные очерки Гора Видала. Нью-Йорк: Doubleday, 2008.
    Рид, Питер Дж. и Марк Лидс, ред. Хроники Воннегута: интервью и очерки. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
    Скоулз, Роберт. Фабуляция и метафикция. Urbana: University of Illinois Press, 1979.
    Скотт, Стивен Д. Игривость американского постмодернизма: Джон Барт и Луиза Эрдрич. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2000.
    Сим, Стюарт, изд. Компаньон Рутледжа постмодернизму. Изд. ред. Нью-Йорк: Рутледж, 2006. 9.0007

    Нравится:

    Нравится Загрузка…


    ‹ Саморефлексивные романы и романисты

    Современные романы и романисты ›


    Категории: Литература, Анализ романов

    Теги: Анализ постмодернистских романов, Анджела Картер, Дон Делилло, Э. Л. Доктороу, Э. Л. Доктороу о рэгтайме постмодерна, Эссе Романы, литературная критика, теория литературы, Мейсон и Диксон, «Голый завтрак», «Обнаженные и мертвые» Нормана Мейлера, Питер Экройд, Филип К. Дик, постмодернистский роман, постмодернистский роман и историческая фантастика, постмодернистские романисты, постмодернистские романы и романисты, постмодернистское использование пародии и стилизации, постмодернизма, Ричарда Бротигана, Роберта Кувера, Салмана Рушди, Сэмюэля Р. Делани, научной фантастики, бойни номер пять, благодетеля Зонтаг, Сьюзен Зонтаг, постмодернистского романа как метапрозы, постмодернистского романа как стилизации, публичного сжигания , The Sot Weed Factor, The Volcano Lover, Темы постмодернистских романов, Диссертация о постмодернистских романах, Томас Бергер, Томас Пинчон, Умберто Эко, Владимир Набок ов, Уильям Гэддис, Уильям Гибсон

    Обратные ссылки

      Статистика блога

      • 18,361,311 просмотров

      Статьи/Электронные книги/Лекции

      Ученые статьи

      Ученые категория Articlesselect Categoryafrican (3) Американская литература (38) АОТРОПОЛОГИЯ (2) Арабская литературная литература Arabicale Articaliprical (4) Артутория (4) Arabital (4) Arafical Articalypal (4) Архитеральная литература (4) Архис (4) Архитеральная литература (4) Арбитрическая литература (4) Архис (4) Архис (4) Артуальная литература (4) Арабская литература (4). (3) Искусственный интеллект (1) Теория тела (1) Британская литература (202) Канадская литература (3) Теория хаоса (1) Китайская литература (14) Комиксы (1) Теория сложности (2) Криминальная фантастика (4) Критическая раса Теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурология (20) Киберкритика (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы (14) Критика диаспоры  (3)Цифровая теория  (3)Исследования инвалидности  (2)Дискурс  (2)Драматическая критика  (129)Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕХСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА  (2)Эпистолярные романы  (3)Шпионские романы  (1)Этнические исследования  (2)Европейская литература  (7)Экзистенциализм  (4)Экспериментальные романы (11) )Романы-фэнтези  (8)Феминизм  (45)Теория кино (6)Французская литература  (17)Романы о геях и лесбиянках  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества   (2)Исследования глобализации  (1)Готическая литература ( 3) Историческая фантастика (1) История английской литературы (20) Литература о Холокосте (1) Романы ужасов (2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература ( 2)Ирландская литература  (14)Израильская литература  (1)Итальянская литература  (7)Японская литература (8)Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Кералы  (1)Латиноамериканская литература  (27)Юридический триллер (1)Лесбиянки и геи Критика  (1)Лингвистика  (15)Литературная критика  (61)Литературные термины и приемы  (22)Литературная теория  (62)Литература  (1 110)Магия Реализм (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа  (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы  (21)Мифокритицизм  (5)Теория нарратива  (2)Натурализм  (2) Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (260)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порноведение  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования  (2)Переводоведение  (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категории  (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Vampire Na ративы  (4)Викторианская литература  (3)Литература на идиш  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

      Архивы

      Архивы Выберите Месяц Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 (2) Декабрь 2021 ( 1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 (82) январь 2021 ( 9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (25) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 (38) январь 2020 ( 1) декабрь 2019 г.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *