Попова фарфоровый завод: Фарфор фабрики Попова: клейма, выпускаемая продукция
Фарфор фабрики Попова: клейма, выпускаемая продукция
История предприятия
Фарфор мастеров завода
Клейма завода Попова
История предприятия
Первые шаги
История одного из ведущих частных фарфоровых заводов России первой половины 19-го века началась в селе Горубново Московской губернии. В 1804 году Карл Мелли, который ранее был комиссионером известной фарфоровой фабрики Гарднера, построил свой собственный завод. Однако в 1811 году он принял решение продать свое детище московскому купцу А.Г. Попову, передав вместе с заводом и его гарднеровское наследие.
Алексей Гаврилович Попов был купцом первой гильдии, советником по коммерческим вопросам, а также с 1822 по 1825 гг. московским городским головой. Его отличали энтузиазм и большое усердие в работе, в том числе и на фарфоровой фабрике. Так, в 1815 году в журнале «Северная почта» была опубликована заметка о его тогда еще молодом заводе. В ней было написано о том, что начинающее предприятие достигло большого совершенства в фарфоровых изделиях, а все элементы фарфора и его живопись «делают честь вкусу фабриканта». Такого мастерства уже в первые годы работы удалось достичь за счет большого энтузиазма Попова, стремления перейти от копирования чужих фарфоровых изделий к самобытным работам.
Расширение производства
Одной из проблем купца Попова было то, что по действующим тогда законам он не имел права привлекать к своей фабрике крепостных крестьян. В течение первых лет работы завода Попову приходилось нанимать рабочих. Лишь в 1825 году Московское дворянское собрание позволило ему величать себя дворянином. С этого момента Алексей Гаврилович начал активно переселять в свое имение в селе Горбуново крепостных из остальных своих имений.
Однако через двадцать лет после пожалования дворянского титула Попову пришлось защищать его, т.к. после проведенной в Московской губернии ревизии Московскому дворянскому собранию дали предписание отменить данный ранее Попову титул.
Алексею Гавриловичу пришлось приложить огромные усилия для пересмотра дела, ведь от этого зависела не только честь и будущее его семьи, но и судьба фабрики, на которой к тому времени трудилось большое количество крепостных. Численность работников составляла более 250 человек, что было близко к численности Императорского фарфорового завода.До самой кончины Попова предприятие процветало. Выпускаемая продукция была очень разнообразна. На заводе производили как дорогие сервизы под заказ, так и простую посуду для людей среднего и низкого достатка. Помимо разнообразной посуды это были скульптуры, вазы и различные фарфоровые изделия для дома.
Чашка с блюдцем с синим крытьем и изображением пейзажей. Завод Попова. 1830-1840-е гг.
После смерти Попова
После ухода Алексея Гавриловича из жизни в конце 1850-ых гг. фарфоровая фабрика перешла к незамужней дочери купца Татьяне, ее брату Дмитрию, а также частично к их матери Александре Васильевне.
Фарфор мастеров завода Попова
Широкий ассортимент
Купец Попов изначально взял курс на удовлетворение вкусов разных слоев населения, поэтому на фабрике выпускали как самые простые изделия, так и дорогостоящие сервизы тончайшей работы для богатых клиентов.
Первыми работами мастеров завода была предметы простой посуды, которую украшали выполненными в виде штриховки пейзажами Италии и золоченой каймой. Завод Попова стал одним из первых, кто предлагал потребителям так называемую «трактирную» посуду. Это были относительно грубые фарфоровые чашки, кружки, тарелки, пользующиеся большим спросом у людей невысокого достатка. Такую посуду отличала низкая цена, высокая прочность, удобство применения в быту и достаточная привлекательность. Благодаря всем этим качествам трактирную посуду стали повсеместно использовать в русских семьях среднего достатка. Спустя многие десятилетия после закрытия завода изготовленная на нем посуда встречалась во многих семьях села Горбуново.
Тарелка с изображением пейзажа. Завод Попова. 1810-1820-е гг.
Помимо простой посуды на заводе Попова делали изделия на заказ. Обычно это были дорогие сервизы, выполненные в духе того времени. Для придания изделиям вида драгоценностей их обильно покрывали позолотой и тщательно расписывали, кропотливо нанося каждый штрих. Особое изящество чашкам придавали высокие ручки, украшенные рельефными деталями цветов, листьев, крыльев и другими элементами. С этой же целью сужали горлышко и делали основание на ножке. Благодаря этому чашки напоминали миниатюрные вазы и в сочетании с расписными узорами и живописными миниатюрами смотрелись очень эффектно.
Чашка с блюдцем с изображением пейзажа. Фабрика Попова. 1820-1830-е гг.
Одной из часто прослеживаемых форм ручек поповского фарфора являются крылья или изображения птиц. В чайниках ручку могли делать в единой композиции с носиком, что создавало некий завершенный образ изделия.
Чайник с жанровой сценой.
Фарфор завода Попова.
Начало 19-го века.
На дорогих изделиях частенько не было «живого места», поскольку все пустое пространство мастера стремились заполнить орнаментом, узорами, цветным крытьем или популярными сюжетами. Хотя такие изделия были перенасыщены декором, московской знати предложенные цветовые решения пришлись по нраву. Продукция пользовалась заметным спросом у людей знатного сословия и вскоре стала узнаваемой за границей.
Тарелка с цветочным
орнаментом.
Завод Попова.
ХIX век.
Скульптуры
Большой популярностью у поклонников поповского фарфора пользовались статуэтки. Интерес к ним со стороны коллекционеров и любителей музейных ценностей не пропадает и сегодня. Пожалуй, один из секретов такой востребованности объясняется высокой реалистичностью созданных персонажей. Так, изображая пастуха, стригущего овцу, мастер тщательно проработал каждую деталь: в мелочах прорисовал одежду пастуха, его позу, очень точно изобразил животное. Возможно, одежду простых работников изображали слишком праздничной, но зато авторам удавалось передавать живость сцен, наполнять зрителей определенными эмоциями.
Фигурка пастуха,
стригущего овечку.
Завод Попова.
Первая половина 19-го века.
При создании фарфоровых статуэток поповские мастера зачастую не делали фигурки с нуля, а копировали те, что были созданы на других заводах. Они ваяли на распространенные в то время темы мифологии, создавали анималистические композиции, изображали персонажей популярных итальянских сюжетов, лепили простых работников или создавали точеные фигурки дам и их спутников.
Фигурка лесоруба. Завод Попова.
1820-е.
Как и многие другие фарфоровые заводы царской России, мастера завода Попова следовали мотивам, заданным Императорским фарфоровым заводом. Они изображали романтические или другие сцены, используя свои собственные оттенки. Большая часть скульптур расписывалась подглазурно и надглазурно. Некоторые работы представляли собой бисквитные скульптуры, то есть такие, которые подвергались только первичному обжигу.
Фигурка девочки с голубями.
Фарфор завода Попова.
Пастушок с овцой на плече.
Завод Попова.
Середина 19-го века.
Скульпторы любили создавать не только фигурки людей, но и предметы мебели, причем последние могли отражать быт персонажа или даже быть отдельным объектом скульптуры. Это могли быть также целые здания, выполненные в виде миниатюрных статуэток. Такие скульптуры создавали не менее тщательно, чем фигурки персонажей.
Кавалер, пишущий письмо. По модели И.И. Кендлера. Завод Попова. 1830-1840-е гг.
Уникальность изделий
Когда предприятие только начинало работать, мастера по большей части копировали известные образцы фарфора из Франции и Германии. Подражание относилось практически ко всем этапам работы над фарфоровым изделием. Однако в течение десяти лет работы завода мастера придумали собственную технику не только росписи, но и изготовления самих изделий.
Работники завода стали использовать свой состав фарфора, разработали свои формы, придумали собственную цветовую гамму и нашли уникальные стили росписи. Все это сделало поповский фарфор уникальным и узнаваемым по определенным только ему характерным чертам.
Подсвечник. Завод Попова.
Середина 19-го века.
Фабриканты не побоялись экспериментов и создали первую в стране лабораторию по изготовлению красок. Именно здесь появились оттенки, характерные для поповского фарфора: зеленые, ярко-синие, каштановые тона. Собственная лаборатория дала заводу определенное преимущество, потому что его фарфор отличался редкими по цветовой гамме фонами изображений, очень тонким чувством колорита. Если добавить к этому фарфор высокого качества и отличное исполнение художников по росписи, получались весьма впечатляющие работы, которые могли потягаться с продукцией Императорского фарфорового завода. После закрытия фабрики Попова формулы красок были проданы на завод Корниловых, где их с успехом применяли до конца существования мануфактуры, а затем предали Государственному фарфоровому заводу в Петрограде.
Тяга к новому быстро прославила сам завод и его мастеров. Некоторых из них приглашали на другие фарфоровые фабрики, чтобы они делали формы или занимались точением изделий. То же касалось и изготовленных форм. В частности, князь Юсупов закупал на заводе Попова формы под роспись для своей мастерской.
За свой энтузиазм и многолетние старания Попов получил ряд наград. В 1831 году он принял участие в московской выставке работ российской промышленности и вернулся с нее с малой золотой медалью. В фарфоре Попова отметили правильность форм, изящество, блеск и наличие вкуса в живописи. Два года спустя Алексею Гавриловичу вручили орден святого Станислава IV степени, а в последующие годы награды с выставок привез уже его сын Дмитрий. Его наградили орденами святого Владимира четвертой степени и святой Анны третьей степени.
На сегодняшний день произведения поповских мастеров не только не утратили своей актуальности, но и являются желанными объектами ценителей антиквариата. Даже в XIX веке фарфор фабрики Попова стоил дорого и по своей цене приближался к изделиям Императорского фарфорового завода, а сейчас их стоимость определяется весьма крупными суммами.
Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Попова.
Первая половина 19-го века.
Клейма завода Попова
В России еще с 1744 года стали выходить царские указы о клеймении продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Таким способом власти рассчитывали защитить отечественную продукцию от подделок. Многие производители фарфора находили способы увильнуть от принятых требований или наносили клейма с нарушениями принятых норм, однако к заводу Попова это не относилось. Маркировать изделия на предприятии стали с первых лет существования завода.
На протяжении всех лет работы завода мастера использовали монограмму, составленную из инициалов купца Алексея Попова. Сплетение букв «А» и «П» изображали в самых разных вариациях.
В самые первые годы работы завода в 1810-ых годах монограмма «АП» была надглазурной и ставилась с помощью красной или золотой краски. Одновременно с ней использовали и синюю подглазурную марку. В последующие годы мастера перешли на синие и черные надглазурные и подглазурные варианты, а также использовали такой способ маркировки, как вдавливание в массу.
У клейм не было строго заданного размера, поэтому на изделиях можно встретить пометки разных размеров.
На некоторых изделиях завода Попова вместе с монограммой из букв «АП» встречаются специальные знаки и буквы.
Такие обозначения обычно использовали до 1840-ых годов. Так, в период 1820-1840-ых гг. на фарфоровых изделиях завода Попова можно встретить буквы «Н» и «Б».
Поскольку часть продукции завода экспортировалась в Азию, на такой продукции изображали арабеску — сложный восточный орнамент. Обычно им дополняли традиционную монограмму «АП».
В редких случаях фарфоровые изделия помечали словом «Поповы». Предполагается, что такое клеймо относится к периоду 1850-1860 гг., когда заводом управляли наследники купца Попова. Эту надпись делали синей или черной краской до покрытия фарфора глазурью, а также вдавливали штампом в массу необожженной глины.
Разнообразие исполнения одних и тех же монограмм объясняется тем, что они делались вручную и зависели от характера самого мастера. От художников не требовалось точно копировать марку, поэтому каждый мог добавлять свои собственные элементы или изображать марку в зависимости от настроения, наличия времени.
Сохранность марки завода во многом зависела от того, насколько хорошо ее отпечатывали в массе или прописывали на изделии.
Завод Попова: фарфоровые статуэтки и посуда
Фарфор Попова: история энтузиазма
Любое великое дело начинается с увлечённости и энтузиазма. Умение видеть больше и дальше, чем все, желание воплотить свою мечту, пусть понятную только мечтателю, – всё это движет каждым основателем. Не имеет значения, в какой сфере пытается себя проявить такой энтузиаст: в искусстве или промышленности, в отвлечённых и возвышенных или абсолютно прозаичных делах, – элемент творчества будет неотъемлемой частью такого дела. Именно таким мечтателем, не лишённым, тем не менее, деловой хватки, был купец Алексей Гаврилович Попов. Фарфор XIX века, самое хрупкое и самое красивое наследие, пережившее века, создававшееся в качестве банальной альтернативы привозному, предмет коллекционирования и восхищения – вот что стало делом его жизни.
Фарфор Попова получал признание на различных промышленных выставках, сам Попов был удостоен ордена св. Станислава IV степени, а его сын, такой же приверженец развития фарфорового искусства – орденами св. Анны III степени и св. Владимира IV степени. Эти награды о многом говорили современникам купеческой династии Поповых, но вряд ли впечатлят нынешнее поколение. Зато удивительные статуэтки, изящная посуда, жанровое своеобразие росписи и неповторимое очарование цветовых решений – главные аргументы, которые движут коллекционерами и просто ценителями прекрасного. Ведь удивительное и чудесное – самый очевидный показатель того, что какому-то делу кто-то посвятил жизнь.
Именно об этом способна рассказать умеющим слушать каждая статуэтка. Попов не был лидером и основателем, ведь даже само предприятие досталось ему от Карла Мелли – бывшего комиссионера фабриканта Гарднера. Однако он был тем, чьё стремление к совершенству проявилось в ежедневном, целенаправленном, созидательном труде, который способен расширить рамки обыденности. И если в 1810 году завод ориентировался на французские и немецкие образцы, то уже к 1820-м выработались собственные неповторимые черты заводского фарфора с подглазурным клеймом «АП». Собственные формы, тщательно продуманная палитра красок, уникальный состав фарфоровой массы – всё это сделало продукцию завода необычайно востребованной. И хотя фабрика Попова не могла сравниться с масштабностью и известностью производства Гарднера, основанная в 1804 году, она просуществовала более полувека и оставила потомкам прекрасное, самобытное и удивительное наследие. Искусствоведы считают завод Попова вторым в России по качеству продукции и ассортименту после известного гарднеровского. Жанровые сценки из фарфора, фольклорные мотивы, светское изящество, простота повседневных предметов, хрупкое очарование посуды – художественное наследие целеустремлённого купца-энтузиаста.
Скромное величие фарфоровой посуды
Как и любое искусство, изготовление фарфора имело свои тенденции, следовало моде, отдавало дань традициям и разрабатывало новаторские техники. Ассортиментный ряд фарфоровых фабрик был ориентирован на потребителей, поэтому качественная, добротная, избавленная разного рода вычурности посуда – основное направление деятельности. Однако ни один художник не способен остаться в рамках стандартов и банальности, поэтому даже при самых скромных ресурсах находятся энтузиасты, которые привносят элемент творчества в любое дело. И тогда на стандартных подносных блюдах появляется удивительная по сочности красок и богатству узора роспись, а бытовые сценки, выполненные в фарфоре, кажутся фрагментом замершей на секунду жизни.
Значительный объём производства на фабрике Попова приходился на изготовление грубой, так называемой «трактирной» посуды. Она была добротной и качественной, прочной и дешёвой, поэтому пользовалась спросом у крестьян и мещан. Поповская посуда прочно вошла в быт простого народа того времени, тем более, что мастера всё равно вкладывали душу даже в самые прозаичные формы. И наряду с практичностью и простотой, эта посуда всё же была красивой благодаря скромным узорам и гармоничной цветовой палитре.
Фарфоровые статуэтки фабрики Попова сегодня украшают многие музеи и частные коллекции. Героями этих статичных сценок, как правило, были простые люди, но благодаря искусству создателей даже обыденность приобретает особое звучание. В танце, в работе, на отдыхе – фарфоровые герои отличаются невероятной реалистичностью и точностью воспроизведения деталей. Они вбирают в себя удивительные грани художественного восприятия, передают настроение и создают его – у тех, кто открыт для всего нового, талантливого, совершенного. Создатели интернет-магазина «Лавка Старины», представляющие ценителям уникальную коллекцию старинного фарфора, предлагают разделить восхищение яркой самобытностью фарфора Попова.
РУССКАЯ ФАРФОРОВАЯ ВАЗА И ПОДНОС ДЛЯ ЦВЕТОВ, ПОПОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
Ваш поиск произведений искусства, дизайна, антиквариата и предметов коллекционирования начинается здесь
Закрытый аукцион
Вы будете получать уведомления по электронной почте о появлении новых предметов в этой категории!
Вам также может понравиться
ВАЗА КОРОЛЕВСКОГО СИЛУЭТА ОТ KAISER PORCELAIN
Показать ставкиОценка
311 USD
Осталось недолго!
Севрский фарфоровый гарнитур из трех частей
Показать ставкиРасчет
550 USD
Ломоносовский Русский фарфоровый чайно-десертный сервиз (16 шт.
) Показать ставкиРасчет
200 USD
Показать ставкиРасчет
500 USD
Осталось совсем немного времени!
Группа из 24 фарфоровых фигурок Sitzendorf
Показать ставкиРасчет
450 USD
Осталось совсем немного времени!
Фарфор Каподимонте Статуэтка «Пьета Микеланджело»
Показать ставкиРасчет
100 USD
Новинка!
ГРУППА ИЗ ШЕСТИ ЯПОНСКИХ СИНИХ И БЕЛЫХ ФАРФОРОВЫХ ЧАСТЕЙ
Показать ставкиОценка
248 долларов США
ШЕСТЬ СИНИХ И БЕЛЫХ ГЕРМЯННЫХ СУДОВ В КИТАЙСКОМ СТИЛЕ Qajar Иран, поздно
Показать ставкиОценка
248 USD
Новинка!
КИТАЙСКАЯ ФАРФОРОВАЯ ФИГУРКА 清十八世紀 仕女童子像
Показать ставкиОценка
124 USD
Осталось совсем немного времени!
Группа фарфоровых статуэток
Показать ставкиОценка
50 долларов США
ФОРМОВАННАЯ ПЛИТКА В СТИЛЕ КАДЖАР ИЗНИК Тегеран, Каджар Иран, ок.
1880 — 1920 Показать ставкиОценка
500 USD
ПАНЕЛЬ ИЗ ЧЕТЫРЕХ КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК QAJAR CUERDA SECA Возможно Тегеран, Каджар
Показать ставкиОценка 9001 7 371 долл. США
Продано
Продано
СЕРВИСДЕЛАР, 8 делар, «Seafare», Johnson B…
Цена реализации
39 USD
Продано
9001 4 ТЕСЕРВИС, 22 делар, порслин, Япония. Цена реализации
34 USD
Продано
TALLRIKAR, 20 st, «Foglia», porslin, Ville…
Цена реализации
290 USD 9 0019
Продано
КАФФЕСЕРВИС, 6 делар делар, порслин, » Коба…
Цена реализации
97 USD
Продано
Thorkild Olsen
Цена реализации
74 USD
Продано
ФИГУРГРУПП, porslin, Royal Dux, 1900-talet…
Цена реализации
109 USD
Продано
VAS, keramik, Nittsjö, 1900-talets första …
Цена реализации
25 USD
Продано
ФИГУРКА, japansk munk, keramik, Lladro, Sp… 900 03
Цена реализации
29USD
Продано
TEKOPPAR och KAFFEKOPPAR, 4 st, «Puck», Rö…
Цена реализации
324 USD
Продано
НИЛЬС ТОРССОН.
ВАС, ФАЯНС, АЛЮМИНИЙ, ДАНМ… Цена реализации
73 USD
Продано
ФИГУРКА, 2 шт., керамика, бл.а. Lladr…
Цена реализации
29 USD
Продано
VAS, porslin med hänkel, Tyskland 1960/70-…
Цена реализации
29 USD
РУССКАЯ ФАРФОРОВАЯ ВАЗА И ПОДНОС ДЛЯ ЦВЕТОВ, ПОПОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, ГОРБУНОВО, 1811-1860-е годы для продажи на аукционе 25 апреля
— Все предметы должны быть оплачены, прежде чем они могут быть выпущены.
— Для поставок в страны и за границу, хотя мы не отправляем напрямую, мы можем порекомендовать некоторых местных грузоотправителей, которые могут забрать ваши товары из нашего офиса с вашего разрешения. См. список рекомендуемых грузоотправителей ниже. Клиенты вольны сами выбирать грузоотправителей, и эти рекомендации даны только для удобства. Мы не несем ответственности за любые рекомендации грузоотправителей.
— Клиенты вольны выбирать своих грузоотправителей, и эти рекомендации даны только для удобства. Мы не несем ответственности за любые рекомендации грузоотправителей.
— Покупатель несет ответственность за страхование своих товаров в пути. После того, как товары были получены или переданы грузоотправителю, они больше не покрываются нашей страховкой.
— Оплата за отгрузку и подготовка к отгрузке должны производиться напрямую с грузоотправителем.
— После того, как вы договорились с грузоотправителем, отправьте нам электронное письмо или факс, чтобы мы разрешили передать вашу собственность этому лицу или компании.
— Пожалуйста, не стесняйтесь запрашивать конкурентоспособные расценки на отгрузку до или после аукциона, ссылаясь на дату аукциона и номер лота, при обращении к рекомендованным грузоотправителям.
Рекомендуемые грузоотправители
Для регулярных поставок
ASAP ETC INC (Джон или Деннис): +1 (914) 381-6421, электронная почта: [email protected]
Магазин UPS в Нью-Йорке (Waldo or Daniel), тел. +1 (212) 920-6521, электронная почта: UPSNYCAuctions@gmail. com
Lex Pack and Ship (Боб или Ирма), тел. +1 (212) 288-4425, электронная почта: [email protected]
Global Transit Group (Ростислав), тел. +1 (718) 449-1971, электронная почта: [email protected] (также можем помочь с доставкой в Россию/СНГ, включая ящики).
Для более крупных предметов, художественных челноков и всего, что требует деревянных ящиков или специализированного художественного транспорта
Ателье 4: +1 (718) 433-3500, электронная почта: [email protected]
Cadogan Tate Fine Art: +1 (718) 706-7999, электронная почта: [email protected]
James Bourlet, Inc.: +1 (718) 392-9770, электронная почта: [email protected]
Thomas Sullivan Transportation Management Inc.: +1 (718) 822-4169, электронная почта: [email protected]
Arrow Express: +1 (888) 829-2122, веб-контакт: https://www.arrowexpress.com/contact-us/ (скидка 10% для всех клиентов Shapiro Auctions)
ООО Макс Арт Интернэшнл, (Дариус) Тел. +1 (917) 502-8731, электронная почта: maxartintl@gmail.