Планировки сталинских квартир: Сталинка планировка, год, серия, высота полоков, план, перекрытия

Содержание

Планировка сталинки — 110 фото лучших решений и варианты перепланировки типовых сталинок

Дома, построившиеся много лет назад, полны загадок и различных архитектурных сюрпризов. Кажущиеся типовыми, квартиры в таких зданиях могут удивить нестандартным подходом в обустройстве того или иного элемента.

Подобные нюансы возникают после многочисленных ремонтов, когда каждый новый хозяин, идя в ногу со своим временем, пытался что-то где-то модернизировать.

Сейчас можно увидеть множество фото планировки сталинки и выбрать вариант, который больше придется по душе.

Содержимое обзора:

  • До или после
  • Снос не несущих перегородок
  • Пространственные возможности в двухкомнатной квартире
  • Особенности трехкомнатной сталинки
  • Последовательность ремонтных работ
  • Фото планировки сталинки

До или после

Сталинки можно условно разделить по годам постройки, то есть, времени до войны и после.

В довоенный период эти здания становились архитектурным украшением городов и поселков.

Тогда еще бюджет строительства не был сильно ограничен и домики, преимущественно из красного кирпича, возводились красивыми, просторными, радующими глаз своим величием, а порой и великолепием.

Высокие потолки и окна, элегантные балконы, широкие лестницы – все делалось с размахом, свойственным русской душе.

В послевоенный период возникла необходимость экстренной застройки после разрухи. Здесь массово, по всей территории тогдашней страны пошли расти, как грибы, типовые планировки сталинки.

Отсюда взяли начало коммуналки, так называемые квартиры коридорного типа.

Фасады зданий уже не украшали, площадь помещений значительно уменьшилась. Иногда в постройках отсутствовали не только лифтовые, но и элементарные удобства.

Снос не несущих перегородок

Однокомнатная сталинка, в зависимости от года постройки, может иметь площадь от 30 до 50 квадратов. На этом пространстве есть, где разгуляться замыслам дизайнера.

Причем, планировка угловой сталинки от стандартной отличается мало.

Так как в основном старые дома строились с опорой на основание и несущие стены, то перегородки практически все можно двигать, укорачивать или сносить и ставить новые.

В однокомнатных квартирах чаще всего делают студийный вариант объединения кухни с комнатой. За счет этого визуально увеличивается пространство и появляется возможность иного варианта меблирования квартиры.

Пространственные возможности в двухкомнатной квартире

Планировка двухкомнатной сталинки и последующий ремонт – дело достаточно хлопотное. Здесь, в старом доме, без предварительного ремонта не обойтись. Необходима замена полов, переделка потолка и стен.

Единственное, что требует особой осторожности – не несущие стены с соседней квартирой. Часто в спальне или зале стена может быть просто из дерева, скрытого за слоем отделочных материалов.

По квартире не несущие стены можно убрать и выложить новые, тогда как соседние иногда лучше затрагивать по минимуму.

Особенности трехкомнатной сталинки

Как правило, в трехкомнатных сталинках кухню делали сосем маленькой, в среднем 7 кв. м. Именно поэтому планировка трехкомнатной сталинки начинается с того, что зачастую новые хозяева предпочтут пожертвовать одной из просторных комнат в угоду расширению пространства кухни.

Такое помещение будет свободно вмещать рабочее пространство и смело претендовать на роль столовой.

Последовательность ремонтных работ

Планировка сталинки 50 кв. м. или больше осуществляется по стандартному для этого типа построек алгоритму. Сначала производится полный демонтаж.

Для этого необходимо освободить все помещение квартиры от ненужного хлама и вещей, требующих сохранения. Далее проводятся работы по подготовке коммуникационных систем.

Электрика, наверняка требующая полной замены, так как не предназначена для мощности совокупности современного бытового оборудования, отключается, прокладывается временное освещение и источники питания.

Газ перекрывается для последующей замены газового оборудования. То же касается воды, ее перекрывают и делают временный водоотвод с водопроводной точкой.

После того, как коммуникации подготовлены к полному демонтажу и последующей замене, начинается чистка квартиры.

Чистке подвергается все – с пола необходимо убрать напольное покрытие и, возможно, подпольный мусор (при его наличии). Со стен и потолка демонтируются старые отделочные материалы.

Когда весь демонтажный мусор вынесен, можно приступать к ремонту. Его делают в таком же порядке – сначала коммуникации, потом пол и отделка.

Фото планировки сталинки

Источник: https://remontni4ek.ru

Помогите проекту, поделитесь с друзьями 😉

Планировка квартир в сталинских высотках. Дом на Котельнической набережной

Содержание

  1. Планировка квартир в сталинских высотках. Дом на Котельнической набережной
  2. Сталинка внутри. Что такое «сталинка»
  3. Планировка сталинка 1 комната. По количеству комнат
  4. Дом на Котельнической набережной планировка квартир. В чем была элитарность Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли. Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.
  5. Довоенные сталинки. Для партии – одни сталинки, для народа – другие

Планировка квартир в сталинских высотках. Дом на Котельнической набережной

Огромный жилой дом был построен не сразу. В 40-х годах возвели маленькое крыло, а в 1952 году закончили все остальное. Центральный корпус здания составляет 176 метров и включает в себя 4 технических этажа. В общей сложности здесь находятся 700 квартир, причем в самой высотке их большинство (500). Никаких пентхаусов вы здесь не найдете — внутри все достаточно скромно (в основном двух- и трехкомнатные квартиры). Тем не менее внутри все очень симпатично.

Вот так выглядит главный холл жилого здания.

Над лифтами можно заметить интересные советские барельефы.

Конечно, в советские годы это жилье считалось элитным. Его выдавали работникам НКВД, ученым-ядерщикам и творческой интеллигенции. Среди них были, например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова и Галина Уланова (в квартире которой в 2004 году открылся музей). А из современных знаменитых жильцов дома можно отметить Дмитрия Нагиева и Александра Ширвиндта.

Спрос на квартиры в этом доме есть и сейчас. Например, в 2014—2016 годах Сергей Котляренко купил 10 квартир на 14-м этаже (видимо, в надежде их объединить). Но вскоре борцы с коррупцией провели расследование, согласно которому за ничем не примечательным юристом стоит не кто-нибудь, а первый зампред правительства Игорь Шувалов.

Другие подъезды этого дома выглядят чуть менее торжественно.

На этажах главного корпуса всё смотрится довольно роскошно. Особенно по советским меркам.

Журналисты заглянули и в квартиры. Кое-где остались следы ушедшей эпохи. Например, кухонный кафель.

Старые советские плафоны.

Забавное приспособление для форточки.

Изначально пол был паркетным и тоже кое-где остался, как и оригинальные двери между комнатами.

Все вартиры оборудованы очень полезным атрибутом — задней дверью, ведущей на чёрную лестницу. Выглядит она так:

Есть у этой высотки и одна забавная деталь. На крыше перед последней башенкой здания установлена скульптура мужчины и женщины, разворачивающих свиток с советским гербом.

Если присмотреться к женской фигуре, то обнаружится, что авторы обошлись с патриотическим материалом крайне фривольно: обратите внимание на грудь комсомолки. Видимо, скульпторы рассчитывали, что на такой высоте этого никто не заметит.

Сталинка внутри. Что такое «сталинка»

Сталинками называют квартиры, расположенные в домах советской постройки. Точнее, в домах, построенных в 1930-1950 гг. Строились они по распоряжению Иосифа Сталина, отсюда и название.

Во времена его правления был существенно расширен жилой фонд – строителям коммунизма требовалось жилье. Но при всеобщем равенстве некоторые были «равнее», поэтому дома, построенные даже в один период, отличались друг от друга. Различают такие типы сталинских домов:

  1. Довоенные . В то время здания строили добротно, с размахом, без спешки, в стиле сталинского ампира. Поэтому здания богато украшались лепниной и декоративными элементами, квартиры в них были просторные, с продуманной удобной планировкой. Толстые кирпичные стены обеспечивали хорошую теплоизоляцию. Такие дома сейчас считаются исторической и архитектурной ценностью, они украшают городские улицы – те, что сохранились после войны и были отреставрированы.
  2. Номенклатурные . Дома строили для партийной верхушки, поэтому квартиры здесь тоже были просторными, в них предусматривались даже комнаты для прислуги. Строительство велось по индивидуальным проектам.
  3. Директорские . Эти здания выглядели скромнее, но так как жилье предназначалось для начальства, оно было просторным, комфортным. Дома строили по индивидуальным проектам.
  4. Типовые . Как правило, это были двухэтажные здания. Жилье предназначалось для обычных рабочих, поэтому здания выглядели скромно. Площадь квартир была намного меньше.

Отдельная категория «сталинок» – малоэтажные «сталинки», которые современные обозреватели называют «барачными домами». Это типовые здания в 2, реже в 3 и более этажей. Их начали строить сразу после окончания войны, и отказались от такого строительства в 60-е годы.

«Барачные дома» имеют еще одно название: «немецкие дома». Дело в том, что в их строительстве участвовали и военнопленные, немцы. Послевоенные условия и обусловили особенности «немецких домов»:

  • до 6 этажей;
  • не более 3 подъездов;
  • кирпичные стены с пустотной кладкой или стены из шлакоблока;
  • деревянные перекрытия и лестницы;
  • небольшая площадь квартир, комнаты-пеналы.

Проекты были типовые, но разделялись на проекты с предусмотренными ванными или с совместными санузлами. Это зависело от района расположения здания и условий (возможность подключения коммуникаций). Не самое роскошное жилье, но для послевоенного времени – хорошее решение. Сегодня такие дома массово сносят.

Планировка сталинка 1 комната. По количеству комнат

При покупке квартиры первое, на что обращают внимание, – это на количество комнат. Чем их больше – тем просторнее. Также сталинки имели разное количество комнат. Распространенными являются 1-комнатные квартиры.Такие квартиры были в 2-х и 3-х этажных домах. Всего на площадке располагалось 3 однокомнатки. Размер их составлял от 32 до 50 кв. м, что было рассчитано на одну семью в количестве 2-3 человек. Жить в них не комфортно, но зато однокомнатная квартира имеет низкую цену.

Планировка 2-комнатной сталинки подразумевала расположение семьи на 3-4 человек. Размер ее составлял от 44 до 66 кв. м. Они более просторны, по сравнению с однушками. В то же время, их цена выше. Часто планировка двухкомнатной сталинки включала в себя совместный санузел и ванную, что вызывала некоторые неудобства. Проблема решалась с помощью все той же перепланировки.

Более приторными в сталинках являются трешки. Раньше они были востребованными по причине низкой цены. Планировка 3-комнатной сталинки позволяла выделить на такие квартиры от 57 до 85 кв. м. Самый роскошный вариант – сталинка на 4 комнаты. В 4-комнатной квартире могло проживать 5-6 человек. Жилая площадь достигала от 80 до 110 кв. м. Это лучший вариант среди сталинских квартир. Здесь как правило всегда был отдельный санузел и ванная. На этаже таких квартир было всего 2. Также были варианты с 5-ю, 6-ю и 7-ю комнатами. Строились такие дома только в Москве, так как не все могли позволить приобретение этих «замков». Эти квартиры располагались в многоэтажных домах с 8-9 этажами, выполненных по специальному проекту.

Дом на Котельнической набережной планировка квартир. В чем была элитарность Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли.

Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.

В доме было жило невероятное число знаменитостей. /Фото:liveinternet.ru

В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.

Вестибюль дома на Котельнической. Кадр из знаменитого кинофильма.

Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.

Довоенные сталинки. Для партии – одни сталинки, для народа – другие

Не все дома сталинской эпохи – на одно лицо. Так, в довоенную эпоху они строились с расчетом на высокопоставленных жильцов. Сюда заселялись члены партии, представители научного сообщества и творческой интеллигенции. Такие дома обустраивались по последнему слову техники: лифты, мусоропроводы, горячая вода из крана в Москве 1930-х годов были в диковинку.

Еще одно отличие довоенных многоэтажек – изящные фасады, украшенные статуями и лепниной.

После завершения войны строительство домов для элиты сократилось . Престижные сталинки стали потихоньку трансформироваться в многоквартирные дома для обычных горожан. В них стали появляться коммунальные квартиры на несколько семей. О просторе, лифтах и архитектурных излишествах в таких постройках речи не было.

Жильцы сталинок высоко ценят просторные комнаты, высокие потолки, широкие подоконники, хорошую звукоизоляцию. Фото: yandex.ru

Жильцы сталинок высоко ценят просторные комнаты, высокие потолки, широкие подоконники, хорошую звукоизоляцию. Фото: yandex.ru

У послевоенных сталинок есть свое преимущество: они возводились уже по более современным технологиям. Поэтому срок службы таких домов составлял 150 лет. Это на целых 25 лет больше, чем у довоенных предшественников.

Для элиты после войны начали строить номенклатурные дома. Квартиры в них стали еще роскошнее: кроме спальни и кухни, появились личный кабинет, библиотека, детская и комната для прислуги. А срок эксплуатации номенклатурных домов достигал уже 210-230 лет.

Элитные сталинки возводились из кирпича, а дома для обычных граждан – из шлакоблоков. А в начале 1950-х годов стали появляться и первые крупнопанельные здания.

Сталинская архитектура – ​​Семь сестер Москвы

После Второй мировой войны многим странам пришлось восстанавливать свои разграбленные города с нуля, и у Советского Союза возникла идея создать нечто величественное и одновременно символическое – нацию, которая изобразить победу над нацистской Германией через грандиозную архитектуру.

Hith-secret-hitler-stalin-pact-75-years-ago2-2

В послевоенный период Сталин все еще был лидером страны и, как и многие диктаторы, играл важную роль во всех сферах жизни советского общества, включая гражданские планы по строительству новых архитектурных сооружений, в том числе статуй и зданий.

По сути, именно Сталин оказал влияние на новый архитектурный стиль, названный в его честь, и, конечно же, дань уважения его чрезмерному эго — сталинизм — и благословил большинство проектов, посвященных его делу, с точки зрения архитектуры, которая началась восстать перед смертью в 1953 году.

Умер Иосиф Сталин

Сталин придумал эту идею небоскребов, потому что, по его словам, они были во всех крупных европейских столицах, а в Москве не было, и ему было очень стыдно, что в такой большой и могущественной стране, как Советский Союз, не было таких величественных сооружений. и символы большого успеха. Но это скоро изменится…

Интересно, что представление о том, как должны выглядеть эти небоскребы, исходило от небоскребов Нью-Йорка и других западных стран, учитывая тот факт, что между этими двумя странами уже назревала так называемая «холодная война». При этом сталинские структуры были уникальны сами по себе.

Сталинская архитектура

Первые проекты сталинского движения зародились в конце 1950-х годов, когда появились первые постройки.

План состоял в том, чтобы создать чрезвычайно массивные и впечатляющие небоскребы, которые представляли бы совершенно новое лицо советской столицы, Москвы. Такие сооружения символизируют величие той империи того времени.

«Семь сестер» в Москве

Название «Семь сестер» было присвоено семи небоскребам в Москве, построенным в период между 1947 и 1957 годами.

«Семь сестер» Москва

Эти здания являются одним из самых известных образцов сталинской архитектуры и выделяются своими размерами и захватывающим дух видом в общем ландшафте Москвы. Для любителей архитектуры, и особенно русской архитектуры, эти здания были бы в списке обязательных к посещению.

Московский Государственный Университет

Самое высокое из Сестер — здание МГУ. Он был построен между 1949 и 1953 годами и имеет высоту 240 метров.

Семь Сестер Москва

Это здание, спроектированное русским архитектором Львом Рудневым, заслужившим доверие Коммунистической партии, украшено различными статуями, например, статуями студентов у главного входа.

Еще одна очень важная деталь этой конструкции – звезда на вершине 57-метрового шпиля. Это был широко распространенный коммунистический символ, который использовался в качестве украшения во многих типах советских зданий.

Шпиль МГУ

Этот небоскреб был самым высоким зданием в Европе до 1990 года и до сих пор остается самым высоким учебным зданием в мире. Советское правительство так гордилось своим достижением в создании этого здания, что использовало его в качестве логотипа Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Московская Олимпиада 1980

Гостиница «Украина»

Еще одна сталинская высотка в Москве — это гостиница «Украина», официально известная как «Radisson Royal Hotel». Построен между 1947 и 1957 года, эта гостиница высотой 206 метров расположена в центре Москвы.

Он украшен скульптурами из пшеницы, потому что Украина была местом происхождения большей части сельского хозяйства, особенно хлеба, который доставлялся по всему Советскому Союзу.

Город Москва, 1963 Год

Гостиница «Украина», как и многие другие сталинские здания в Москве, имеет на вершине огромный шпиль с советским символом — звездой. Интерьер отеля напоминает королевский дворец, с множеством золотых подделок и до краев наполненный экстравагантными хрустальными люстрами. В холле на потолке огромная фреска, посвященная русской истории.

Кроме того, около 1200 картин русских художников, созданных в первой половине 20 века, и диорама «Москва – столица СССР». Во время событий российского конституционного кризиса 1993 года номера отеля, выходящие на фасад, были эвакуированы из-за опасности случайных пуль.

Дом на Котельнической набережной

Следующий объект в нашем списке «Семи сестер» — Дом на Котельнической набережной. Это невероятное 176-метровое сооружение было спроектировано Дмитрием Чечулиным и построено в 1947 по 1952 год.

Семь сестер

Главная башня связана с жилыми домами, которые известны как место, где жили популярные советские артисты.

Интерьер залов оформлен натуральным гранитом, мрамором и ценными породами дерева. Стены и потолки украшены художественной росписью, изящной лепниной и барельефами.

Тогда здесь могла жить только элита Советского Союза, а сегодня купить или снять квартиру в этом доме может любой желающий, у кого есть деньги.

Министерство Иностранных Дел в Москве

Знаменитое Министерство Иностранных Дел России — еще один сталинский объект в Москве. Его строительство началось в 1948 году и закончилось в 1953 году.

Авторы проекта — российские архитекторы Владимир Гельфрейх и Адольф Минкус. Он имеет сходство с другими шестью зданиями из-за своих гигантских конструкций и 20-метрового шпиля на вершине.

Министерство иностранных дел

В интерьере вестибюля полированный пол из черного гранита контрастирует со светлыми мраморными стенами. Рядом с двумя главными входами стоят два внушительных обелиска из темно-серого камня.

Известно, что Сталин уделял этому проекту личное внимание. Например, это здание планировалось без шпиля, но Сталин начертил его на чертежах этого проекта.

Гостиница Хилтон Москва Ленинградская

Гостиница Хилтон Москва Ленинградская построена между 1949 и 1954. Эту 134-метровую гостиницу создал архитектор Леонид Поляков.

Гостиница Хилтон Москва Ленинградская

Знаменитый бренд Hilton известен своим роскошным стилем и идеально подходит этому зданию. Здесь все создано, чтобы сиять и кричать о богатстве. Интерьер украшают массивные люстры и орнаменты на стенах и потолках, а цвета синего, красного и золотого производят впечатление королевских цветов.

Плавники и розетка между шипами и шаром на вершине здания можно считать изюминкой, потому что эти части покрыты тонким слоем золота.

Дом на Кудринской площади

Еще один небоскреб группы «Семь сестер» в Москве носит название Дом на Кудринской площади. Этот 160-метровый объект был создан между 1950 и 1954 годами русскими архитекторами Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем.

Кудринская площадь Дом

Само здание создавалось как доходный дом для советской элиты того времени. Здесь жили различные летчики Советского Союза, такие как космонавты, летчики и авиаконструкторы, и сегодня он остается роскошным местом для жизни богатых россиян.

Главный вход украшен четырьмя большими скульптурами и барельефами советской звезды. В интерьере холла сочетаются стены из светлого мрамора и цветные витражи.

Здание «Красные ворота»

Последний небоскреб группы «Семь сестер» — здание «Красные ворота». Этот 133-метровый объект был создан архитектором Алексеем Душкиным в период с 1947 по 1953 год.

Дом Красных ворот

Его основное назначение — жилое, в нем более 300 квартир, но были и государственные учреждения, такие как Министерство строительства тяжелой промышленности и Министерство транспортного строительства.

Наружные стены здания облицованы натуральным известняком, первые этажи — красным гранитом. По сравнению с другими небоскребами, у этого довольно скромный интерьер, в котором нет дорогих материалов.

Группа небоскребов «Семь сестер» — великолепное воплощение сталинской архитектуры, созданное 70 лет назад, но до сих пор стоящее и активно используемое в частных и общественных целях.

Это показывает, что «Семь сестер» — успешный проект, учитывая, что его идея принадлежит одному из самых грозных диктаторов в истории планеты. Это отличный пример того, как вы можете узнать об истории страны через ее архитектуру.

Спасибо за прочтение и комментарий ниже!

хрущевка, планирование vs реальность | Социалистические и постсоциалистические города

по Nicholas Murray | 11 октября 2016 г. · 20:39

↓ Перейти к комментариям

Материалы этой недели освещали жилищный бум в Советском Союзе в 50-х и 60-х годах, а также опыт совместной жизни и общественные/частные пространства. Мне больше всего интересно обсудить два вывода из книги Харриса « Коммунизм на завтрашней улице 9».0154 – одновременное наличие и отсутствие порядка в размещении хрущевок, а также возможность советских граждан (а не партии) преобразовывать общественные пространства по своему усмотрению.

После смерти Сталина Хрущев в конце 1950-х начал перестройку жилья в ответ на послевоенный бум в Америке. Я думаю, что это интересный сдвиг в политике от коммунальных квартир к плану, при котором нуклеарные семьи могут иметь свое собственное пространство, а вместе с ним и предметы роскоши, такие как пылесосы! Жилищная программа чем-то напомнила мне Магнитогорск, это было очень большое мероприятие для Советского Союза, но жилищный план касался также отдельных людей и семей. Со сборными строительными материалами конструкции могут быть быстро собраны, но многие из них неадекватно интегрированы в существующие городские пространства. Схемы микрорайонов не всегда совпадали с конечным продуктом зданий.

 

В приведенном выше примере строительные блоки очень упорядоченно расположены, достаточные места выглядят зарезервированными для других структур, а также явно имеется очень большая организованная спортивная площадка. Эта диаграмма напомнила мне утопическую планировку социалистических городов с чистыми зелеными полосами и незагроможденными городскими пространствами, которые отличали бы Советский Союз от беспорядка и беспорядка капитализма 19 -го -го века.

Нет, спасибо, наслушался об этом от Энгельса…

            Действительно, риторика на высоком уровне и возобновление стремления к улучшению жилищных условий (и впоследствии формированию Нового Советского Человека) не совпадали с конечным продуктом. Результатом недостаточного планирования стали высотные здания в Ташкенте, а также отсутствие планирования привязки новых жилых домов к инфраструктуре. Я не хочу полностью дискредитировать строительство хрущевок, но хочу подчеркнуть, что некоторые микрорайоны оказались настолько далеко на окраинах, что горожане наконец-то получили место, которое можно назвать своим, но их дома не были интегрированы в общественные транспорта или ближайших магазинов. Мой личный вывод заключается в том, что это был просто толчок к созданию жизненного пространства и демонстрации того, как быстро Советский Союз может обогнать Запад и дать больше автономии советскому народу… просто очевидно, что другие детали нужно будет проработать позже.

Одна из таких подробностей относится к нераспределенным участкам земли рядом с новостройками. Советские граждане формировали эти пространства, а не делегировали пространство сверху вниз, например, памятники, военные мемориалы и другие общественные проекты. Что делать с этой землей? Сделать небольшой парк? Спортивная арена? Сад? Своего рода «казино»?

Жилой блок с футбольным полем

            Учитывая чистоту этих открытых пространств, можно легко представить споры между спортивными площадками, общественными площадями или любым другим использованием. Я рассматриваю эти пустыри как очень редкую возможность для мелких субъектов гражданского общества внести свой вклад в городское планирование. Всего несколько лет назад о таком комитете и преобразующем пространстве не было и речи. Эти «совместные занятия» не были предусмотрены государством, что, должно быть, было захватывающей возможностью для советских людей после жилищного бума.

Надо показать на снегу!

Ссылки на фотографии

Фото 1:

«Советское жилье в постсоветской Европе» https://khrushchevki.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *