Планетарий рисунок: Изображения Планетарий | Бесплатные векторы, стоковые фото и PSD

Содержание

План-конспект по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Конспект образовательной ситуации «Тайны планетария» для старшего дошкольного возраста

Сценарий образовательной ситуации

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Тема: «Тайны планетария»

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (знакомство нетрадиционной технике рисования – граттаж и формированию целостного представления о мире)

Образовательные задачи:

— Учить новому способу получения изображения – граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.)

— Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, умение обобщать, анализировать, делать выводы.

— Дать представление о планетарии.

— Актуализировать знания детей по теме «Космос».

Развивающие задачи:

— Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать чёткий контур изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на изобразительный инструмент (заострённая деревянная палочка.)

Воспитательные задачи:

 — Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и дидактические материалы: проектор, экран, ноутбук, учебная доска, дидактическая  игра «Подбери созвездие», картинка с изображением космоса , альбомные листы с подготовленной заранее основой под граттаж, заострённые палочки (по количеству детей)

                                           Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

— Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие, но для того, чтобы узнать,  куда мы отправимся,  посмотрите на картинку (Дети рассматривают картинку с изображением звездного неба.)

-Вы догадались, что это за место? (ответы детей)

-Мы с вами не можем пока отправиться в путешествие в космос, но мы можем пойти на экскурсию в планетарий. Хотите?

— Как вы думаете, что такое планетарий и что там можно увидеть? (ответы детей)

— Сейчас я позвоню в планетарий и спрошу,  когда можно прийти на экскурсию (Воспитатель беседует по телефону)                                                                                             — Мне сказали, что в планетарии происходят странные вещи, сотрудники приготовили выставку картин о космосе, но изображения с этих картин   таинственным образом исчезли. Я предлагаю вам отправиться туда и все выяснить. Согласны? Мне бы очень хотелось, чтобы выставка состоялась. А вы могли бы помочь сотрудникам, и нарисовать картины.  Хотите? Сможете сделать?                                                                                                      — А как можно добраться до планетария? (ответы детей) А как одним словом это назвать?

  1. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знаний детей по теме «Космос». Сформировать у детей представление о планетарии.

1 слайд. Здание планетария.

-Вот и планетарий. Планетарии — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами. Обычно демонстрация сопровождается лекциями по астрономии, космонавтике и наукам о Земле. 

Давайте  совершим по экскурсию по нему.

 2 слайд  Звездное небо                                                                                                                    — На купол, с помощью аппарата проецируют звездное небо.                                                                                                                              Это позволяет нам с вами рассмотреть планеты и звезды, изучить их.

-Ребята,  что находится в космическом пространстве? (ответы детей)

-А вы знаете, сколько планет в солнечной системе? Можете их назвать? (ответы детей)

3 слайд. Планеты солнечной системы.

 Как вы думаете, какими они кажутся  с земли? Почему мы видим их маленькими? (ответы детей)

4 слайд. Созвездия.

Под созвездиями понимаются случайные группы звезд. Во времена древних цивилизаций они представлялись людям как некие рисунки на ночном небосводе. Созвездиям присвоили названия или людей, или животных, имевших какое-либо хотя приблизительное сходство с ними.

Давайте попробуем угадать  созвездие и соединить его линиями с нужной картинкой

Дидактическая игра «Подбери созвездие» (каждый ребенок делает самостоятельно, потом проверяет по образцу)

5 слайд. Космонавты.

-Как называются люди, которые летают в космос? На чем летают? Кто был первым космонавтом? (ответы детей) А какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей)

— А чтобы быть  сильными, выносливыми надо заниматься спортом. Согласны? Тогда я  предлагаю нашим ребятам  сделать разминку.

                                             

Физкультминутка.

 Не зевай по сторонам                                                                                                                        Ты сегодня космонавт.                                                                                                                 Начинаем тренировку,                                                                                                                         Чтобы сильным стать и ловким.                                                                                                           Быстро встали, улыбнулись,                                                                                                            Выше-выше потянулись,                                                                                                                            Ну-ка плечи распрямите,                                                                                                                     Поднимите, опустите.                                                                                                                       Влево,  вправо повернитесь,                                                                                                                        Ног ладонями коснитесь.                                                                                                                Сели-встали, сели-встали.                                                                                                                 Вы, надеюсь не устали.

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины, создать ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования — граттаж.

-Ощутить себя космонавтом, вышедшим в открытый космос – это классно.

(Дети и воспитатель подходят к столам, на которых лежит тонированная бумага в рамках)

-Ребята, а вот и картины для выставки.  Как вы думаете, что на них было   изображено (ответы детей),  а куда пропали рисунки (ответы детей). А что можно сделать, чтобы на них снова было изображение звездного неба. Как это сделать (ответы детей) Что для этого необходимо? Чем мы можем рисовать на бумаге?  Но  на столах нет никаких изобразительных материалов. Как мы можем нарисовать звездное небо? (ответы детей)                                                                                        

-Смогли  нарисовать картинки? Почему не смогли?                                                                    У детей возникает затруднение  

4. Открытие нового знания и способа действия.

Дидактические задачи: познакомить детей с новым способом получения изображения – граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.).

— А если вы чего-то не знаете, что нужно сделать? Можно спросить у того кто знает, или узнать из книги, или интернета. Я знаю способ, как нарисовать звездное небо, но мне понадобятся вот такие деревянные палочки.  Как вы думаете зачем? (ответы детей) Если дети догадаются сами как рисовать с помощью палочек, то предложить им попробовать как это сделать.

— Рисовать вы сегодня будете необычным способом. Называется этот способ – граттаж, что в переводе с французского языка означает – скрести, царапать. Вот и вы сегодня, используя только деревянные палочки, будем процарапывать свой рисунок.                  Воспитатель показывает, как это нужно делать (с комментированием своих действий.)   

 Сначала надо продумать содержание рисунка, расположение на листе изображаемых объектов. Выделить главные и второстепенные элементы рисунка. После этого острым концом деревянной палочкой  на листе наносится контур рисунка, иногда требуется с усилием нажимать на палочку, чтобы было видно изображение.

Когда рисунок нанесён, с помощью палочки процарапываем линии до белого картона. Техник процарапывания много: штрихи, вычищенные куски.

Я использовала самый простой вариант – процарапывание линий.
Когда будете рисовать,  у вас появятся черные крошки, их надо аккуратно стряхнуть салфеткой с вашей работы на стол. Чтобы изображаемые объекты казались объёмными, необходимо полностью процарапывать поверхность внутри контура.

(После воспитатель ещё раз просит детей проговорить алгоритм работы по технике граттаж.)

5. Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: совершенствовать навыки детей в применении основных приёмов рисования в технике граттаж,  развивать фантазию, воображение, творческие способности; способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.

Хотите создать свою собственную картину звездного неба в технике граттаж? Давайте попробуем, но сначала обдумайте сюжет вашего рисунка.

Пока вы обдумываете свою работу, я напомню о технике безопасности. Работать надо аккуратно, чтобы не уколоться самому и не задеть сидящих рядом.

(Дети самостоятельно выбирают композицию,   рисуют в технике — граттаж.  Во время рисования звучит музыка.).

-Мы смогли помочь сотрудникам, вернуть изображения на картины, а догадались куда пропали рисунки, где они прятались (под черной краской). Сотрудники планетария благодарят вас за помощь,  предлагает взять работы с собой в группу и организовать  выставку там. А нам пора возвращаться в детский сад.

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

— Где мы сегодня были? Что было интересного, о чем вы могли рассказать родителям и друзьям? Как получились у вас такие красивые рисунки? Какие знания помогли выполнить рисунки? (мы познакомились с новым способом изображения – процарапыванием по листу острым предметом.)

— А как называется этот способ? (граттаж)

10 интересных экспонатов Московского планетария – Москва 24, 07.11.2014


О науке — простыми словами. 7 ноября Московскому планетарию исполняется 85 лет. Прокатиться на велосипеде по галактике, попрыгать по Луне и зарядиться энергией метеорита. Сетевое издание M24.ru подготовило путеводитель по самым интересным экспонатам коллекции.

Интерактивный музей «Лунариум»

Прямая речь

Фаина Рублева, научный директор Московского планетария:

Фаина Рублева

«В центре экспозиции висит полусфера Луны, поэтому и такое красивое название интерактивного музея. Чем отличается музей? Тем, что там наши посетители взаимодействуют с экспонатами непосредственно своими руками, могут провести опыты, эксперименты.

Здесь дети крутят, вертят все, что можно, запускают ракеты, катаются на велосипедах. Это позволяет детишкам и взрослым поменять вид деятельности и не утомляет их».


Доказательство того, что Земля вертится

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Маятник, изобретенный французским ученым Жаном Фуко, наглядно показывает, что Земля крутится вокруг своей оси. Маятник раскачивают, и через несколько минут можно увидеть, что он сменил траекторию – следовательно, планета повернулась вместе с ним. За 15 часов эксперимента можно увидеть, что маятник развернется в пол-оборота, но так долго эксперимент в планетарии еще не проводили.

Маятник Фуко в “Лунариуме” не только красивый, но и один из самых длинных в России. Длина нити составляет шестнадцать метров, а вес шара – пятьдесят килограммов.

На велосипеде по Вселенной

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Велосипед-тандем создан специально для поездок по Солнечной системе. Напротив него – большой экран с изображением планет и звезд. Если крутить педали, можно “подъехать” к интересующей планете. По виртуальной вселенной велосипед едет со скоростью света.

Вес человека на других планетах

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Узнать свой вес на Марсе, Луне, Юпитере и Плутоне можно с помощью специальных весов. Единственная планета, на которой вес человека почти не отличается от земного – Венера. В остальных случаях вы будете приятно удивлены или шокированы. Например, на Юпитере вес увеличивается почти в два раза.

Прыжок на поверхности Луны

Фото: m24.ru/Александр Авилов

На Луне сила гравитации меньше в шесть раз, следовательно, человек может прыгнуть намного выше. Экспонат планетария помогает воссоздать это ощущение в земных условиях. Наклоненный под особым углом лежак делает прыжки намного более высокими и буквально заставляет порхать.

Плазменный шар

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Внутри стеклянного шара напряжение в несколько тысяч вольт, которое абсолютно безопасно для человека. Более того, если прикоснуться к шару одной рукой, а во вторую взять энергосберегающую лампочку и проложить ее, например, к другому человеку или предметы, лампочка загорится. Дети и некоторые взрослые приходят от опыта в полнейший восторг.

Безопасное статическое электричество

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Зеркальная, немного напоминающая диско-шар, сфера показывает, как работет статическое электричество. То, из-за которого волосы на нашей голове встают дыбом после пластмассовой расчески. Сначала шар нужно зарядить с помощью специальной ленты, а потом смотреть, как ленточки наверху шарика будут подниматься засчет электричества. Разряжают шар с помощью палки, через которую заряд уходит в Землю.

Самое интересное, что если притронуться к сфере зарядом в несколько десятков тысяч вольт, удара током не произойдет. Для человека опасно не высокое напряжение, а ток, которого в этом интерактивном экспонате практически нет.

Солнечные лучи, которые мы не видим

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Со стороны камера Вильсона выглядит, как обычный стеклянный квадрат, внутри которого движутся какие-то линии. На самом деле, в камере показывают следы космических частиц, лучи, которые прилетают от Солнца. Увидеть частицы невооруженным глазом невозможно: в камере Вильсона лучи видно из-за того, что они контактируют с паром и превращаются в видимую жидкость.

Вид на звездное небо с Луны

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Этот экспонат похож на компьютерную игру, где человек играет от первого лица. Место действия – поверхность Луны, с которой открывается шикарный вид на звездное небо. Действие происходит на Луне потому, что на Земле из-за атмосферы звезд практически не увидеть, а со спутника нашей планеты звезды и другие космические тела видны круглогодично и круглосуточно.

Музей Урании

Прямая речь

Фаина Рублева, научный директор Московского планетария:

Фаина Рублева

«Классический «Музей Урании» носит имя музы астрономии – Урании, богини неба. Могу сказать, что это единственная естественная наука, у которой есть своя муза.

Мы решили назвать музей именем Урании, потому что, во-первых, это красиво, связано с мифологией. Во-вторых, называть экспозицию «Музей планетария» скучно, «Музей астрономии» не совсем правильно. А Урания – это ведь и планетарий, и астрономия, и космос. Все это в музее представлено».


Коллекция метеоритов

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Московский планетарий хранит большую коллекцию метеоритов: от огромных камней весом больше тонны до знаменитого челябинского метеорита, упавшего в прошлом году. Метеориты, которые не находятся под стеклом, можно трогать и гладить. Многие считают, что космические камни заряжают энергией тех, кто контактируют с ними энергией. Некоторые, впрочем, уверены, что метеориты радиоактивны и очень опасны. Ни одну, ни вторую версию астрономы не подтверждают.

Большой макет Солнечной системы

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Большой макет Солнечной системы дает, возможно, самое полное представление о планетах нашей галактики. Здесь можно не только посмотреть, в каком порядке расположены небесные тела, но и прочитать нескучные факты о космосе на большом экране. Кстати, само Солнце представлено не полностью: если бы его делали согласно масштабам макета, его размер был бы примерно как полукруглая крыша планетария.

Екатерина Кадушкина

Специфика проектирования планетариев

УДК 624.074.2

Молева Наталия Юрьевна ‒ студент Самарского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые аспекты проектирования планетариев, приведена их классификация, рассмотрена схема зонирования сооружения, а также особенности купольного покрытия-экрана.

Ключевые слова: Планетарий, внутренний и наружный купол, каркас, зонирование.

Планетарий – это научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируются образовательные и развлекательные программы об астрономии, а проекционным экраном является купол [1]. На внутреннюю поверхность купола проецируются изображения небесных тел и показывается их движение с максимальной реалистичностью с использованием специальных оптических и проекционных приборов. Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925 (рис.1), в СССР первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929 (рис.2) [1].

Рисунок 1. Планетарий в Мюнхене ‒ старейший планетарий в мире.

В зависимости от диаметра проектируемого купола-экрана планетарии можно классифицировать на три группы: малый купол диаметром 6-12 метров, средний 12-18 метров и большой диаметром 18-35 метров. Для российского региона оптимальным будет выбор среднего варианта купола, который вмещает при диаметре 12 метров около 100 зрительских мест.

Рисунок 2. Планетарий в Москве.

По функциональному назначению здания планетариев подразделяются на специализированные, учебные, развлекательные или универсальные. Выбор главной функциональной задачи определяет схему планировки зала, основные помещения, оборудование и техническое оснащение, расположение зрительских мест и т. д. В современном мире наибольшее распространение получили универсальные планетарии, в которых проходят и обучающие лекции, и показ научно-познавательных программ, в холле размещены тематические выставки, а также кафе и магазины.

Согласно [2] выбор площадки под строительство планетария рекомендуется осуществить в городском центре, а также связывать с имеющимися парками, скверами в единый ансамбль для формирования архитектурного облика города.

Если в состав комплекса планетария входят наблюдательные башни для научной работы, то следует удалять их от транспортных магистралей не менее, чем на 80-100 метров.

Зонирование планетария: основные помещения (зона А на рисунке) с размещением собственно купола-экрана, астрономические (Б), в которых находятся обсерватории, а также макеты летательных аппаратов и т. д., хозяйственные для обслуживания здания, резервные помещения и метеорологическая станция (при наличии).

Рисунок 3. Зоны планетария: А ‒ основная , Б ‒ астрономическая, В ‒ резервная, Г ‒ метеорологическая, Д ‒ хозяйственная.

По конструктивной схеме планетарии могут быть выполнены по каркасной схеме или по стеновой. Купол планетария состоит из двух элементов ‒ наружного и внутреннего. Наружный купол выполняет защитную функцию от внешних воздействий, внутренний ‒ каркас для экрана или являющийся самим экраном (рис. 4).

Рисунок 4. Наружный и внутренний купола планетария.

Материалами для купольных покрытий могут являться метал, железобетон, пластмассы, пропитанная полимерными составами древесина, а также новейшие модификационные составы.

Купола состоят из обшивки и каркаса, либо из обшивки с ребрами жесткости. Согласно нормам проектирования следует собирать каркас из стальных труб, профилей, а обшивку ‒ из листового алюминия, стеклоткани или других современных вариантов.

В 2007 году в Нижнем Новгороде было построено новое здание планетария, внутренний купол Звездного зала которого не имеет аналогов в мире: диаметр купола 16,6 метров, собран вручную из прямолинейных стальных оцинкованных профилей, сферическую форму внутренняя оболочка имеет благодаря стыкованию отдельных элементов ферм под определенным углом (рис. 5). Таким образом внутренний купол, который должен быть идеально круглым, создали из прямолинейных элементов без затрат на грузоподъемную технику.

Рисунок 5. Внутренняя поверхность купола Нижегородского планетария.

Таким образом, варианты проектирования наружного и внутреннего куполов планетария вариативны, в современном мире приветствуется поиск наиболее экономически выгодных и легких конструкций, применение новейших материалов для выполнения защитной оболочки (полимерные материалы, воздушные подушки и т. д.).

Список литературы

  1. Круглова Н. С., Кикоть А.А. Строительство планетария в г. Барнауле// материалы 8-ой Всероссийской научно-технической конференции «Наука и молодежь-2011», архив научно-образовательного журнала АлтГТУ «Горизонты образования», выпуск 13 (2011 год).
  2. Рекомендации по проектированию планетариев и массовых астрономических обсерваторий /НИЛЭП ОИСИ. — М.: Стройиздат, 1988. — 104 с.
  3. Тур В. И. Купольные конструкции: формообразование, расчет, конструирование, повышение эффективности// М.: Издательство АСВ, 2004. 96 с.
  4. Металлические конструкции: справочник проектировщика : в 3-х т. / под общ. ред. В.В. Кузнецова. Т. 2. Стальные конструкции зданий и сооружений. М.: Изд-во АСВ, 1998. 512 с.
  5. Закончено строительство внутреннего купола (купольного экрана) нижегородского планетария // ООО «Волгоспецстрой» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vsstroi.ru/news.php?id=7.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Простейший самодельный планетарий. 1965 г. DjVu

      ВСЕЛЕННАЯ… В КОМНАТЕ
      Представьте себе такой случай. Вы входите в затемненную комнату. За вамп плотно закрывается дверь, и вы оказываетесь во мраке. И вдруг… Над вашей головой засветились звезды. Их много. Одни из них яркие, а другие еле заметны. Вот группка звездочек, образующих совсем правильный квадрат, а там виден ромбик. Среди самых причудливых фигур звездного неба вы замечаете знакомый «ковш» Большой Медведицы…
      Незнакомый голос начинает рассказ о небе, а лучик света, словно волшебная указка, показывает созвездия Лебедя и Геркулеса, Кассиопеи и Треугольника. Световая указка останавливается около звезды Веги, показывает звезды Альтаир, Капеллу, Полярную. Вы мысленно определяете стороны горизонта.
      Но вот все заметнее и заметнее становится движение всего звездного неба с востока на запад. Одни звезды и созвездия только поднимаются из-под восточного горизонта, другие в это время движутся высоко в небе, а третьи вот-вот зайдут под западный горизонт. Голос объясняет, что наблюдаемое движение небесных светил есть кажущееся. В самом деле вращается земной шар, и вместе с ним движемся мы.
      Среди звезд мелькают огненные струйки метеоров, а вот величественно проплывает в небесной вышине искусственный спутник.
      Разговор идет о природе Луны и Марса, о Солнце и звездах. И каждое слово ведущего сопровождается демонстрацией световых многоцветных картин. Вы невольно представляете себя в космическом корабле, который стремительно движется мимо Луны. В иллюминаторы хорошо просматриваются лунные горы и равнины, останавливается взгляд на грандиозных кратерах. А корабль уносит вас дальше, п вот уже различимы детали марсианской поверхности, хочется увидеть растения, а быть может, посчастливится увидеть животных…
      Но не сои ли все это? Нет, вы просто попали на сеанс-беседу в самодельный планетарий. Такие планетарии сделаны руками ребят в некоторых школах, домах пионеров, станциях юных техников, клубах и других учреждениях.
     
      С ЧЕГО НАЧАТЬ
      Если вы решили сделать в своей школе или в своем Доме пионеров планетарии, то начните с подбора друзей, которые бы умели столярничать и слесарничать, раскраивать и сшивать ткань, разрезать и склеивать бумагу, выпиливать и паять, которые могли бы терпеливо вычислять и вычерчивать. В бригаде могут быть н девочки и мальчики, ученики четвертого, пятого и старше классов. Сколько их будет — это не так уж важно, только все должны быть дружными, активными и аккуратными.
      .Затем надо поговорить с руководителями учреждения о помещении для планетария. Достаточна комната размером пола 5X5 м и высотой стен около 3 м. Например, ребята из Клуба юных астрономов Дворца культуры Московского автозавода им. И. А. Лихачева сделали планетарий в выделенной для этого небольшой комнате, а воспитанники московской школы-интерната № 95 смонтировали планетарий в обыкновенном классе. Ученики Токушинской средней школы Северо-Казахстанской области построили па пришкольном участке специальное здание, в котором и смонтировали самодельный планетарий.
      При некоторой изобретательности планетарий можно сделать в географическом или физическом кабинетах. Но чтобы в этом же помещении можно было проводить обычные уроки, купол надо устроить поднимающимся (подробнее об этом будет сказано ниже).
      ков), проекторов зорь и полярных сияний. Па штативе аппарата монтируются проекционный фонарь (лучше в сочетании с эпидиоскопом) и фильмоскоп. Изготовление и монтаж всего этого оборудовании производите особенно тщательно
      Сферу-проектор звездного неба склейте из чертежной бумаги. Лучше сделать два полушария и затем скрепить их. Образцом в этом деле может служить географический глобус диаметром 400 мм (большой школьный глобус).
     
      ЧТО ЖЕ НУЖНО
      Планетарий состоит из двух основных частей: аппарата «планетарий», по названию которого именуется все сооружение, и полусферического купола. Аппарат служит проектором звездного неба, а купол — экраном. Для демонстрации диапозитивов, фотоснимков или рисунков, а также диафильмов нужны эпидиоскоп и фильмоскоп. Эти приборы делать самим нет смысла, так как их можно купить недорого в магазине учебного оборудования.
      Для изготовления аппарата «планетарии» надо заготовить 10 — 12 м железных труб диаметром 20 — 30 мм или столько же полосового или углового железа. Если железа не окажется, то надо заготовить 12 — 15 м древесных брусков поперечным сечением 40 X 40 мм. Нужны будут 20 — 25 м двойного электрического провода, изоляторы, розетки, вилки, патроны, лампочки, выключатели. Своевременно надо заготовить столярный клей, плотную чертежную бумагу, жесть, автомобильные лампочки.
      Чтобы сделать купол, надо купить 75 — 80 м белой (простынной) ткани, 2 катушки ниток, около 150 м бичевки или проволоки, один кубометр досок, несколько листов фанеры и картона. и
      При устройстве планетария не обойтись без большого географического глобуса и подробной звездной карты, или звездного атласа. Звездные карты и атласы продаются в книжных магазинах, карты прилагаются ко многим книгам по астрономии (см. список литературы).
     
      КАК СДЕЛАТЬ АППАРАТ «ПЛАНЕТАРИЙ»
      Аппарат «планетарий» состоит из сферы-проектора звездного неба, оптической указки, проекторов перемещающихся светил (Солнца, Луны, планет, комет, искусственных снутников (…)
      Листки, подобранные для первого слоя, смочите водой и расположите их «впритык» на глиняном полушарии. Второй слой листков наклейте на первый но так, чтобы листки второго слоя перекрывали линии стыков листков первого слоя. Пользуйтесь столярным клеем. Полярные круги do втором слое должны быть больше чем в первом, их края должны перекрывать линию стыка круга первого слоя с длинными полосками. Третий слой листков наклеивайте на линии стыков второго слоя. Полярные круги этого слоя делайте немного меньше, так, чтобы концы длинных полосок наклеились на круп второго слоя. Затем все аккуратно обтяните простыней и сушите при комнатной температуре. Когда полусфера высохнет, снимите её с глиняного полушария и приступайте ко в юрой полусфере.
      На внутренние поверхности готовых бумаж ных полусфер нанесите карандашом координатную сетку. Обрс» полусфер принимается за линию небесного экватора. Круги склонений и прямых восх падений наносите также, как и географическиe параллели и меридианы (см. учебник по географии для 5 класса и учебник по астроно ии для 10 класса). Затем возьмите достаточ ю подробную звездную карту и в соответствии с принятыми на ней обозначениями обозначьте круги склонений и прямые восхождения на внутренней стороне сфер, одна из которых соответствует северному полушарию звездного неба (севернее небесного экватора), а другая — южному. Затем па внутреннюю поверхность сфер нанесите звезды с учетом их яркости, которую принято обозначать в звездкых величинах (см. учебник астрономии). Нельзя забывать, что разложение звезд относительно координатной сетки на звездной «арте и па внутренней поверхности полусферы должно быть совершенно одинаковым (…)
      К верхним концам диагонально противоположных ножек прикрепите две взаимно перпендикулярные металлические дуги-полукруги радиусом около 400 мм. К полукругу прикрепите дугу 2 из полосового железа, г-которой сделайте небольшие пропилы через каждые 5 градусов, считая от середины полукруга. Б верхних концах полукруга 3 просверлите отверстия, вставьте в отверстия подвижно стерженьки 4. Концы этих стержепькоф скрепите дугой 5 радиусом 300 мм, Которая должна двигаться в направлении полукруга.
      К ее середине прикрепите металлическую труя-ку 6 диаметром около 15 мм. Трубка ориентируется в радиальном направлении. Один ее конец не должен достигать центра дуги 5 ф 80 мм, а другой должен почти скользить по дуге 2. При применении деревянного штатива (см. рис. 2) придайте дуге 5 U — образную форму, а вертикальные стойки штатива, к которым она подвижно прикрепляется стерженьками 4, соедините (для большей устойчивости, диагональной планкой.
      Монтаж сферы-проектора начинайте с подборки втулки 7 (см. рис. 3) длиной 150 мд. Втулка должна плотно надеваться на трубку 6. На втулке (до половины) нарежьте резьбу и подберите две гайки. На другой коней втулки на 1/3 ее длины наденьте и неподвижи. закрепите штурвальчик 8. Затем навинтите гайку 9 с таким расчетом, чтобы ее верхи» плоскость оказалась бы на расстоянии 200 мр от геометрического центра дуги 5. На эту плоскость гайки положите шайбу диаметром около 80 мм (ее легко сделать из дна жестяной консервной банки). Теперь возьмите южную полусферу, проделайте в ее полюсе отверстий такого же диаметра, как втулка 7, и наденьте полусферу 10 на втулку. С верхнего конца втулки (с внутренней стороны полусферы) наложите на полусферу еще одну шайбу таких же размеров, как и первая, и все закрепите гайкой 11.
      Теперь можно перейти к установке точечной лампочки (такие лампочки продаются радиомагазинах, а с некоторыми допусками их можно заменить автомобильными). Сделайте Ц — образный кронштейн 12, в середине которого просверлите отверстие такого же диаметра, как и трубка 6. На конце трубки нарежьте резьбу и подберите две гайки. Одну из них 13 навинтите па трубку 6, затем наденьте приготовленный кронштейн и закрепите второй гайкой 14. Получившаяся poraTFCa ориентируется своей плоскостью в плоскости дуги 5. В концах рогатки проделайте отверстие, в которое вставьте стерженьки 15, поддерживающие свободно качающийся утяжеленный цилиндрик 16 с лампочкой 17. Звонковым проводом соедините эту лампочку через трубку 6 с источником электропитания. Теперь северное полушарие скрепите с южным экваториальным кольцом.
      Фиксатор географических широт 18 делается в нижнем конце трубки 6, которая почтя скользит своим концом по дуге 2 (см. рис. 4)
      В эту трубку вставьте пружинку 19 и сердечник 20 с заостренным концом. На трубке 6 проделайте продолговатое отверстие 21, через которое в тело сердечника 20 ввинтите болтик 22. Придайте дуге 5 вместе со сферой-проектором нужный наклон и закрепите ее в желаемом положении цилиндриком, который своим острым концом должен входить в прорези дуги 2.
     
      УСТРОЙСТВО ДРУГИХ ПРОЕКТОРОВ
      Для демонстрации наблюдаемого движения Солнца по небосводу, движения и фаз Луны, солнечных и лунных затмений, движения планет, комет и искусственных спутников Земли на фоне звездного неба, а также для показа вспышек метеоров используются примерно однотипные проекторы. Возьмите две, плотно вставляющиеся одна в другую, металлические трубки (рис. 5). В большую из них
      23 (длиной около 200 мм), вставьте деревянную или пластмассовую пробку 24, в которой укрепите автомобильную лампочку 25. В один конец меньшей трубки 26 вставьте двояковыпуклую линзу 27 с фокусным расстоянием около 100 — 150 мм (длина этой трубки примерно равна фокусному расстоянию линзы). Линзу закрепите в небольшой трубке 28 с двумя металлическими кольцами так, чтобы выдвигая или вдвигая эту трубку, можно было фокусировать проецируемое изображение. Противоположный конец меньшей трубки 26 должен заканчиваться листком жести (или фольги), в котором проделайте отверстие.
      Для демонстрации точечных объектов (планеты, искусственные спутники Земли) отверстие сделайте круглым, диаметром около 1 мм, а для протяженных объектов (кометы, стрелка, световая указка) отверстие должно иметь соответствующую этим объектам форму. Для показа Солнца, Луны и ее фаз, а также солнечных и лунных затмений сделайте отверстие диаметром 4 — 5 мм, на которое наложите металлическую ленточку, с такими отверстиями, которые изображены на рис. 6. Концы ленточки должны выходить из трубки через специально пропиленные отверстия. При движении ленточки получается нужная фаза Солнечного затмения или Луны.
      Окрашенная прозрачная пленка позволит вам придать изображению светил нужную окраску (желтое Солнце, красный Марс и т. п.).
      Проекторы установите на концах дуги 5. При этом сделайте устройство, с помощью которого можно держать проекторы в определенном положении или двигать их в определенной плоскости. Солнце, например, надо демонстрировать только на фоне зодиакальных созвездий (на линии эклиптики). Луну — на линии круга, плоскость которого наклонена к эклиптике на 5°, планеты — вблизи эклиптики, а кометы — в любой точке небосвода.
      Для демонстрации зорь и полярных сияний можно использовать четыре велосипедные фары. Две фары покрасьте в-голубой и оранжевый цвета и установите их на концах дуги 1. Фары направьте вверх. А другие две фары раскрасьте в цвета вечерних и утренних зорь и установите их на концах дуги 3. Эти фары направьте горизонтально. Перед первыми двумя фарами-проекторами полярного сияния установите картонный пропеллер — это для создания игры света. А поочередное включение двух фар дает довольно красивую игру цвета. Яркость полярных сияний и зорь следует регулировать так, чтобы она соответствовала масштабам купола. При полярном сиянии, например, должны быть хорошо видны яркие звезды.
      Проекционный фонарь и фильмоскоп, служащие для демонстрации диапозитивов и диафильмов, установите в нижней части штатива под сферой-проектором звездного неба. Экраном для них служит купол. Зеркала, установленные перед объективами этих проекторов, дают возможность проекцировать изображение в любую область купола.
     
      ПУЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
      Все проекторы предлагаемой конструкции простейшего самодельного планетария управляются вручную, поэтому и пульт управления электроосвещением надо расположить непосредственно на штативе или около него. Общее электропитание берется из осветительной сети и подается к аппарату через несколько розеток. Через одну из них подключается общее освещение, включаемое и выключаемое
      посредством реостата, jjepea другую — проекторы диапозитивов и Диафильмов, а через третью выключается трансформатор, питающий сферу-проектор и рее прочие проекторы. Включатели всех проекторов расположите на щитке пульта управления. Общий вид готового аппарата «планетарий» изображен на рис. 7.
     
      КАК СДЕЛАТЬ КУПОЛ
      Купол сшейте из белой хлопчатобумажной ткани. При диаметре 5 Гм на него уйдет около 80 м ткани (с учетом швов и неизбежных обрезов). Расчет выкройци элемента купола — сферического треугольника — удобно производить путем соответствующего увеличения сектора (тоже сферического треугольника) большого школьного гЖобуса. Возьмите одну из длинных полосок г.Юбуса и, начиная от экватора, аккуратно промерьте ее длину (до стыка с полярным кружком) и ширину через каждые десять градус в. Полученные увеличьте во столько, i о сколько раз больше глобуса, скаже 1, по окружности. Такому же увеличению пс кружок. (…)
      Каркас должен быть жестким. Если вы хотите, чтобы каркас опирался на пол и стены помещения, то делайте его из металла и дерева. Дуги в Д окружности (диаметром на 20 — 40 см больше диаметра купола) установите одним концом на горизонтальный круг, а другие концы скрепите в вершине каркаса. Укрепите дуги промежуточными брусьями (см. рис. 8).
      Подвесной каркас делайте из реек и бечевки или из металлических колец соответствующего диаметра и проволоки. К потолку каркас подтягивайте с помощью блока и троса (см. рис. 9). Сборку такого каркаса лучше вести сверху. Каждое кольцо или каждый многоугольник из реек привязывайте на полу, а потом поднимайте до уровня следующего кольца или многоугольника. Когда будет поднят весь :аркас, то полученные перекосы можно ликвидировать дополнительными растяжками на стены помещения.
      Подвязку купола к каркасу начинайте с герхней точки. Натягивая купол к каркасу, добивайтесь равномерного его натяжения, чтобы получилась правильная полусфера.
      Когда купол будет готов, то остается только затемнить помещение, установить под куполом аппарат «планетарий» так, чтобы сфера-гроектор оказалась в центре купола, расставить вокруг аппарата скамейки или стулья, приготовить диапозитивы и диафильмы, и можно приглашать первых экскурсантов на I ервую лекцию-сеанс.
      Если купол монтируете в географическом 1ли физическом кабинете, то подтягивайте его I потолку. Подвяжите купол к кольцам, которые скрепите бечевкой по схеме, изображенной на рис. 9. К потолку каркас прикрепляется только в одной центральной точке без дополнительных растяжек. Во время лекции-сеанса купол можно опустить до уровня столов или парт. При обычных же занятиях купол подтягивается к потолку.
     
      КАК РАБОТАЕТ ПЛАНЕТАРИЙ
      Перед тем, как пригласить первую группу экскурсантов под купол планетария, поставьте всю проекционную аппаратуру в исходное положение. Наклоняя дугу 5 аппарата «планетарий» (см. рис. 7), придайте сфере-проектору звездного неба 10 такое положение, которое соответствует географической широте вашего пункта. Для этого на дуге 2 должны быть обозначены географические широты от 0° до 90°. При этом 0° соответствует середине дуги, то есть ее нижней точке, а 90° соответствует концу дуги. У делений имеются прорези, вводя в которые стерженек 20 фиксатора широт, можно удержать сферу-проектор в заданном положении. Поворотом штурваль-чика 8 сфера устанавливается так, чтобы на куполе получилась картина звездного неба, соответствующая вечеру текущего дня. Устанавливать эту картину можно либо с помощью подвижной карты звездного неба (СМ. учебник аСтрбНоМНи), либо по астрономическому календарю. Проектор Солнца 29 направляется в точку захода, куда ориентируется и проектор вечерней зари 30.
      Чтобы звезды не проекцировались на зрителей, на линии горизонта вокруг сферы-проектора подвесьте шторку. Для демонстрации основных точек и линий небесной сферы (полюс мира, зенит, небесный меридиан, экватор и т. д.) используйте консервные банки, внутрь которых вставьте небольшие лампочки, а в стенках банок проделайте отверстия нужной формы.
      Экскурсанты входят в планетарий при сумрачном общем свете 31 и включенном проекторе вечерней зари. Они садятся на скамейки в два ряда вокруг аппарата «планетарий» липом к нему.
      Ведущий реостатом постепенно гасит общий свет, включает проектор Солнца, сферу-проектор и все, что необходимо по ходу лекций.
      Если ведущему надо показать блуждающие светила, то он включает проектор планеты 33.
      При показе Луны ведущий включает проектор Луны 34. При фазе близкой к первой четверти Луна проекцируется на юго-западную часть вечернего неба.
      Движение спутника ведущий демонстрирует специальным проектором 35. Ведущий перекрывает двумя пальцами луч света, выходящий из объектива, и спутник мигает.
      Ведущий взмахнул проектором, которым показывался искусственный Спутник Земли, и затем быстро перекрыл луч света пальцами левой руки, и метеор угасла лету.
      Если ведущий переместит оси сферы-проектора (для этого достаточно передвинуть фиксатор широт по дуге 2), то начинается «путешествие» к экватору илик полюсу с изменением вида звездного неба, связанным с изменением географической широты наблюдателя. При показе вида звездфго неба в районе Северного полюса ведущий включает проекторы полярных сияний 36.
      Демонстрация звездного неба может быть дополнена показом диапозитивов и диафильмов, а также использованием глобуса, теллурия, армиллярпой сферы и других пособий. В общем тема каждой лекйии обычно подсказывается самой жизнью. Например, каждый новый успех советской науки и техники в освоении Космоса вызывает интерес ребят к определенным вопросам астрономии, космонавтики и других наук.
      Для учащихся начальных классов можно провести беседы-сеансы на темы: «Звездная азбука» (о названиях созвездий и звезд, их расположении в небе), «Звезды служат людям» (о простейших приемах ориентировки и определении времени по небесным светилам), «Земля и небо» (элементарные объяснения видимой картины земной поверхности и небосвода, а также истинной формы и размеров Земли и ее положения в мировом пространстве).
      Для учащихся 5 — 8 классов можно провести такие беседы-сеансы «Земля в мировом пространстве» (о положении и движении Земли в солнечной системе), «Земля и Солнце» (о роли солнечного излучения для жизни на Земле), «Воздушные призраки» (об оптических и электрических явлениях в атмосфере), «Космические гости» (о научном объяснении наблюдаемых в небе комет, метеоров, и падении метеоритов), «Луна — спутник Земли», «Жизнь иных миров» (о возможности жизни на Венере и Марсе), «Солнце и звезды», «Солнечные и лунные затмения», «Человек выходит в Космос», «Успехи и перспективы космических полетов».
      Для учащихся 9 — 11 классов: «Экскурсия по звездному небу» (ознакомление с наблюдаемой картиной звездного неба и ее изменениями), «Астрономия на службе человека» (практические применения астрономических знаний в ориентировке и определении времени), «Движение Земли и небесных тел» (элементы небесной механики), «Земля и Космос» (о взаимосвязях физической природы Земли и Солнца), «Как изучается небо», «Источники энергии Солнца и звезд», «Физическая природа планет», «Строение Вселенной», «Происхождение и развитие Земли и небесных тел», «Успехи и перспективы освоения Космоса», «Нерешенные проблемы астрономии».
      Лекции можно проводить и для родителей.
      Работы впереди много, и работа интересная, Желаем вам успехов!


     
      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
      Зигель Ф. Ю. «Сокровища звездного неба». Путеводитель по созвездиям. М., «Наука», 1964.
      Могил ко А. Д. «Учебный звездный атлас». М., Учпедгиз, 1958.
      Михайлов А. А. «Звездный атлас». Издание ill. М., издательство Академии Наук СССР, 1958.
      Семакин Н. К. «Юному астроному». Простейшие астрономические приборы. Приложение к журналу «Юный техник». М., 1957, № 9, издательство «Детский мир».

 

Московский планетарий: история, описание, фото

Московский планетарий: история, описание, фото

Адрес: Москва, Садовая-Кудринская улица
Начало строительства: 1927 год
Окончание строительства: 1929 год
Авторы проекта: М. О. Барщ, М. И. Синявский, Г. А. Зундблат
Координаты: 55°45’41.2″N 37°35’01.4″E

Содержание:  

История планетария

Большой Звездный зал

Малый зал

Астрономическая площадка

Музеи

Станция «Марс»

Что еще есть в планетарии

Программы для малышей и учащихся школ

Как работает планетарий

Как добраться

Московский планетарий на карте

 

Среди аттракционов, которые предлагает Москва для детей, многие выбирают Московский планетарий. В России всего 16 городов, где есть планетарии. Возможность увидеть звезды и планеты во всех подробностях настолько привлекательна, что в выходные дни и праздники в кассы столичного планетария выстраивается большая очередь.

Общий вид на Московский планетарий

История планетария

Планетарий в Москве был построен на деньги, выделенные Моссоветом. Он принял посетителей в ноябре 1929 года и стал самым первым в стране. Открытые нового просветительного учреждения встретили с большим энтузиазмом. Планетарий приветствовали многие ученые, а Владимир Маяковский посвятил ему стихи.

Здание в форме яйца перекрывал огромный купол, а внутри него располагался зал, рассчитанный на 1400 зрителей. Для проекции ночного неба был использован лучший немецкий аппарат, который создали специалисты известной компании «Carl Zeiss».

В 1930-е годы в планетарии ежедневно давали демонстрационные сеансы, и работал астрономический кружок для школьников. Кроме того, здесь проходили подготовку летчики, которым предстояло работать в сложных условиях Заполярья.

Музей «Лунарии» в Московском планетарии

Когда в СССР развернулась космическая программа, планетарий стали использовать для обучения отряда космонавтов. Будущих покорителей космического пространства знакомили с основами астронавигации, и к 1987 году практически все советские космонавты побывали на подобных занятиях. Многие из них, совершив полет в космос, выступали в планетарии с лекциями.

С 1994 по 2011 год здание было закрыто на длительную реконструкцию. Сегодня обновленный планетарий стал популярной туристической достопримечательностью и просветительным центром, в котором стараются побывать как жители города, так и приезжающие в столицу туристы.

В зале музея «Лунарии»

Большой Звездный зал

По своим размерам планетарий в Москве — самый крупный в Европе. Большой Звездный зал накрывает купол диаметром 25 м, и его площадь доходит до 1000 кв. м. Как и в момент открытия для демонстрационных сеансов используют аппараты немецкого производства. Это оправдано, ведь качество оптико-волоконных приборов фирмы «Carl Zeiss» высоко ценится во всем мире.

Благодаря «Универсариуму М9», посетители получают удивительно четкое изображение. Оно позволяет почувствовать удивительную красоту звездного неба и огромные масштабы космоса. Впечатление от визуального ряда дополняют яркие звуковые эффекты, поэтому визит в планетарий превращается в настоящее путешествие сквозь пространство и время.

Сеанс демонстрации звезд и планет длится в течение 20 минут. Столько же времени уходит на просмотр научно-популярного фильма, посвященного черным дырам и столкновению галактик.

Проектор-планетарий «Универсариум М9» в Большом Звездном зале Московского планетария

Малый зал

Малый зал занимает нижний уровень здания и используется для показа научно-популярных фильмов об устройстве Солнечной системы, работе астрономов, истории наблюдений за небесными светилами, кратерах Луны и космических экспедициях на Марс. Кроме того в Малом зале проводят программы-лекции, и во время них на куполе показывают эффектные трехмерные изображения.

Астрономическая площадка

С мая по сентябрь на крыше музейного комплекса открывают уникальную астрономическую площадку или Парк неба. Здесь находится несколько оригинальных астрономических приборов, с помощью которых люди разных эпох могли наблюдать за небесным сводом и планетами.

Вид на Парк неба

В Парке неба установлены солнечные часы и две башни-обсерватории, макет каменного Стоунхенджа и дуги небесных сфер. В безоблачную погоду с крыши планетария можно отследить местоположение Солнца, Луны и звезд. Демонстрационная площадка открыта для посетителей с 11:00 до 21:00.

Музеи

В планетарии работают два больших музея. Через все музейное здание проходит маятник Фуко — научный прибор, благодаря которому любой желающий может убедиться, что Земля действительно вращается вокруг своей оси. Это самый крупный в стране маятник Фуко. Его длина достигает 16 м, а шар весит 50 кг.

Маятник Фуко в музее «Лунариуме» Московского планетария

В музее Урании представлена история столичного планетария. В его залах экспонируются старые проекционные аппараты, геодезические теодолиты, телескопы и макеты космических кораблей. Большое количество посетителей привлекают необычные глобусы разных планет, огромный макет Солнечной системы и внушительная коллекция метеоритов.

Музей «Лунариум» напоминает современную научную лабораторию. По нему не проводят обычных экскурсий. Здесь юные посетители делают модели инопланетянин, пробуют управлять марсоходом, создают маленькое торнадо и искусственное облако. В «Лунариуме» дети запускают настоящие ракеты, знакомятся со свойствами невесомости и вакуума, моделируют взрыв на Солнце и измеряют собственный вес на других планетах Солнечной системы.

Интерактивный музей создан для того, чтобы играя и исследуя различные свойства предметов, ребенок мог лучше понять астрономические явления и физические законы Вселенной. Дети бывают в восторге, что практически все музейные экспонаты разрешено трогать руками, и поэтому родителям бывает трудно увести их домой.

Первый зал музея Урании в Московском планетарии (1 этаж)

Станция «Марс»

Часть планетария площадью 1000 кв. м отведена под современную реалистичную модель космической станции, которая оснащена 11 рабочими отсеками. Дети могут побывать в научной лаборатории и увидеть симуляторы сложнейших образцов техники. На «Марсе» дети с 7 до 16 лет участвуют в игровых миссиях и определяют будущее человечества. Они общаются с андроидами и узнают, как работает искусственный интеллект.

Что еще есть в планетарии

Одно из самых популярных мест планетария — ультрасовременный 4D-кинотеатр. Сидя в динамических креслах, с помощью ярких спецэффектов и мощной акустической системы, посетители легко ощущают реалистичность того, что происходит на экране.

Макет Солнечной системы в Московском планетарии (2 этаж)

Для тех, кто устал и хочет перекусить, работает кафе «Телескоп». Перед выходом на улицу многие родители с детьми заглядывают в сувенирный магазин. Здесь торгуют глобусами, детскими наборами для проведения опытов, «космическими» игрушками и сувенирами, а также книгами, плакатами и журналами о космосе и астрономии.

На третьем этаже здания круглый год проводятся тематические выставки. В выставочном центре свои работы экспонируют известные фотографы и 3D-художники.

Программы для малышей и учащихся школ

Около 90% гостей планетарий — дошкольники и школьники, и для детей здесь проводят много специальных программ. Малышей 5-8 лет приглашают в театр «В гостях у Звездочета». Играя, они знакомятся с планетами Солнечной системы, узнают интересные факты о Луне, созвездии Большой Медведицы и круговороте воды в природе.

Глобусы небесных светил на втором уровне музея Урании

Учащиеся школ посещают лекции «Звездные уроки» и участвуют в обзорных и тематических экскурсиях по планетарию. Эти занятия ориентированы на детей, увлеченных красотой ночного неба, историей освоения космоса и телескопами.

Более 80 лет в планетарии открыт детский астрономический кружок, на лекциях которого выступают российские космонавты и известные астрономы. Кроме теоретических занятий, члены кружка ездят в ведущие российские космические музеи и проводят экспедиции на астрономические станции и обсерватории, расположенные в разных уголках нашей страны.

Как работает планетарий

Посетители могут попасть в планетарий в любой день, кроме вторника, с 10:00 до 21:00. В стоимость билета для посещения Большого Звездного зала входит бесплатный вход в Парк Неба и визит в музей Урании. В Малый зал, 4D кинотеатр, на станцию «Марс» и в музей «Лунариум» нужно приобретать отдельные билеты.

Звездочет

В зале, где идут демонстрационные сеансы, не разрешено пользоваться телефонами, планшетами, а также снимать фото и видео. Не рекомендуется посещать планетарий с детьми младше шести лет и людям, которые страдают расстройствами вестибулярного аппарата.

Как добраться

Планетарий расположен в центре города, поэтому до него удобно доезжать из любого района столицы. Здание стоит на Садово-Кудринской улице, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Баррикадная».

Рейтинг достопримечательности

Московский планетарий

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Планетарий

Определение 1

Планетарий – так называют специальные учреждения, в которых всем желающим предоставляют возможность наблюдать своего рода реконструкцию небесного свода и астрономических объектов, таких как планеты, звезды, метеоры и т. д.

Планетарий является научно-просветительским заведением с помощью которого происходит передача астрономических естественно-научных знаний населению, в том числе детям.

С помощью планетария можно увлечь подрастающее поколение новыми интересными знаниями, фактами, представить нашу Вселенную как огромный и требующих своих исследователей мир.

Какова же история планетария?

История создания планетариев

Идея о создании планетария родилась после окончания Первой мировой войны (1914 – 1918) в Германии.

Так, в 1919 году основатель Немецкого музея в Мюнхене, О. Миллер, первым в мире предложил создать такое заведение. И уже в мае 1925 года в Немецком музее Мюнхена расположенном в Баварии открылся планетарий.

В 1930 году был открыт первый планетарий в США в Чикаго.

Готовые работы на аналогичную тему

В нашей стране, в Советском Союзе, планетарий открылся в 1929 году.

Рассмотрим историю создания и развития одного из самых больших в мире и самого старого в России Московского планетария.

Московский планетарий

Строительство нового общества и государства требовало усилий по продвижению грамотности, пропаганде не только коммунистических идей, но и научных знаний, с помощью которых должно было создаваться социалистическое народное хозяйство.

Мысль о постройке в СССР планетария (на тот момент нового изобретения) принадлежала Давиду Рязанову. Он был главой института К. Маркса и Ф Энгельса при ЦИК СССР и Главнауке Наркомпроса РСФСР.

В результате его инициатива было признана общественно важной и Моссовет принял постановление о постройке в столице Советского Союза планетария как научно-просветительского учреждения новой формации.

По завершению всех строительных работ, 5 ноября 1929 года состоялось торжественное открытие Московского Планетария.

Этому событию известный поэт Владимир Константинович Маяковский посвятил стихотворение под названием «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий».

В нём поэт описывал встречу москвичей с картой звездного неба, по которой

Завнебом,

пальчиком ведя,

покажет

звездомедведя.

Замечание 1

Таким образом, московский планетарий на момент своего открытия стал первым в стране и тринадцатым в мире, причем большинство его предшественников были построены в Германии.

Благодаря техническим усовершенствованиям в планетарии по небесному своду мерцали звезды, плыли кометы, и летела советская ракета Циолковского.

Советский планетарий стал своего рода ещё и купольным театром, что придавало ему ещё большую популярность. Такие «спецэффекты» появились в зарубежных учреждениях лишь в 1950 – годы.

В стенах Московского Планетария развивались и научные проекты, и разработки, связанные с ракетостроением и исследованием верхних слоев атмосферы Земли. Так, в 1934 -1938 году на его базе вел работу Стратосферный комитет. Его участники как раз и занимались проблемами реактивного движения и изучением верхних слоев атмосферы. Среди участников были такие выдающиеся личности как С. П. Королев, В. П. Глушко и другие.

Во время Великой Отечественной войны в стенах планетария велись специальные лекции для разведчиков и летчиков. Также были организованы выездные лекции для бойцов Советской Армии в подшефных частях в госпиталях и т. д.

Замечание 2

Московский Планетарий продолжал свою работу всю войну и лишь однажды был закрыт на два месяца.

С 1960 по 1975 год в Московском Планетарии шли занятия по космической астронавигации для советских космонавтов.

В это время в связи с успехами советской космонавтики Планетарий становится центром притяжения тысяч людей. Согласно данным в год Планетарий посещало от 800 тысяч до одного миллиона людей.

В 1977 году Планетарий был реконструирован. Аппарат «Планетарий», установленный ещё в 1929 году, был заменён на новый, также германского производства, сделанный в ГДР.

Результатом научно-просветительской деятельности учреждения стали ученые-астрономы, воспитанники астрономического кружка при Планетарии. Это такие известные астрономы как:

  • Н. Кардашев,
  • Ю. Ефремов,
  • В. Курт,
  • А. Гурштейн,
  • И. Новиков,
  • А. Шаров,
  • П. Щеглов

Перестройка, распад Советского Союза, вызванный политическим и социально-экономическим кризисом отразился на всех слоях общества. Наука перестала быть популярной и отошла на второй план общественных интересов.

Эти негативные процессы отразились и на Московском Планетарии. Место научно популярных передач и публикации в СМИ заняли шоу и интервью мошенников, называющих себя экстрасенсами, астрологами и т. д.

В 1994 году Московский Планетарий был закрыт на реконструкцию.

После долгих лет споров хозяйствующих субъектов и затянувшейся реконструкции он был таки открыт, случилось это в 2011 году, 12 июня. Открытие было приурочено к Дню России.

Рисунок 1. Московский Планетарий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Значение планетария

Планетарий является отличным средством продвижения естественнонаучных знаний в современном мире. К сожалению, многие современные средства информации публикуют не только полезную и подтвержденную фактами информацию, но и откровенный бред.

Так, в век космических технологий и разнообразных открытий в массовом сознании закрепляются новые мифы и стереотипы, среди которых есть и совсем уж средневековые. Так, например, в последние годы получила распространение идея о том, что Земля плоская.

С этими и подобными заблуждениями можно и нужно бороться, проводя пропаганду объективных знаний об окружающем мире.

Для этого нужно объективно и на примерах рассказывать, о том, как Вселенная развивалась, каково её строение и будущее. Люди, а особенно дети, должны узнавать достоверную информацию от таких научно-образовательных учреждений как планетарий.

Распространение астрономических знаний, их популяризация ведется и через сеть Интернет, однако, влияние шарлатанами и лжеученых на умы обывателей остается ещё большим.

И это означает, что для сохранения возможностей развития астрономии, космонавтики, ракетостроения и других дисциплин необходимо продолжать и усиливать популяризацию объективных знаний об окружающем мире.

Схема планетария

Схема планетария
  • Планетарий работает с 10:00 до 21:00, вторник – выходной.
    МУЗЕЙ ЛУНАРИУМ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ.
    Oзнакомьтесь с правилами посещения
    КАФЕ «ТЕЛЕСКОП» ДО 30 ноября БУДЕТ ЗАКРЫТО
    ПРОСИМ УЧИТЫВАТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОСЕЩЕНИЯ.
Скрыть Адрес и время работы

Время работы:

Планетарий открыт с 1 августа
Выходной день: вторник
Залы планетария: 10:00 — 21:00

Астроплощадка: 11:00 — 21:00
*После сеанса 20.00 выход на Астроплощадку закрыт. Адрес и время работы

Время работы:

Планетарий открыт с 1 августа
Выходной день: вторник
Залы планетария: 10:00 — 21:00

Астроплощадка: 11:00 — 21:00
*После сеанса 20.00 выход на Астроплощадку закрыт.

Схема планетария

> Схема планетария

Наш сайт использует cookies. Продолжая, вы соглашаетесь на хранение файлов cookies.OK

фондовых иллюстраций планетария — 14 673 фондовых иллюстраций, векторных изображений и клипарт планетариев

Космические векторные планеты и космический корабль в планетной системе с ртутью, Венерой, землей или Марсом в планетарии и астрономии. Набор иллюстраций спутника и кометы

Отец рассказывает сыну о звездах в планетарии. Горизонтальные векторные иллюстрации

Планетарий.Векторная иллюстрация плоский планетарий. Интерьер Звездного зала. Звезды в космосе

Дети на экскурсии в планетарий. Векторная иллюстрация счастливых детей на экскурсии в планетарий

Люди в планетарии набор, музей инновационного образования горизонтальные векторные иллюстрации. Набор людей в планетарии, музей инновационного образования, дети на

Шаблон целевой страницы презентации планетария.Шаблон адаптивной целевой страницы презентации планетария. Руководство мужского персонажа, рассказывающего о Солнечной системе с помощью

Гид Провести познавательную экскурсию по планетарию. Гид, проводящий групповую экскурсию по планетарию. Взрослые люди, дети, изучающие космос, Солнечная система

Набор иконок

Планетарий, мультяшном стиле. Набор иконок планетария. Мультфильм набор векторных иконок планетария для веб-дизайна

Здание планетария с телескопом в куполе.Внешний вид фасада обсерватории или внешний вид. Наука и астрономия, небо и космос, панорама вселенной

Значок планетария на белом фоне. Простая иллюстрация элемента из концепции астрономии. Планетарий знак значок символ дизайн

Набор изометрических иконок планетария. Изометрические планетарий с изолированными человеческими персонажами детей и взрослых планет и зданий с телескопами вектор

Планета вектор планетарной системы в космосе с ртутью, Венерой, землей или Марсом в планетарии и астрономической иллюстрации.Набор юпитера, сатурна или урана в

Путеводитель со школьниками в планетарии. Гид, Учитель с детьми, школьники в планетарии. Концепция познавательной экскурсии для людей в космосе. Вектор

Планетарий. Coreldraw wor Planetarium Sciences в цвете

Крошечные человечки посещают планетарий, рассматривают небесные тела или космические объекты, планеты Солнечной системы.Развлекательная программа. Для детей и взрослых. Красочный вектор

Инновационное образование, начальная школа, африканская коричневая кожа, черные волосы, группа детей, планетарий, наука, космический корабль, голограмма в космосе. Музейный центр будущего

Дети на экскурсии в планетарий. Векторная иллюстрация счастливых детей на экскурсии в планетарий

Дети на экскурсии в планетарий.Векторная иллюстрация счастливых детей на экскурсии в планетарий

Дети играют в планетарии. Иллюстрация

Планетарий. Люди смотрят на звездное небо, Планетарий

Голубой планетарий. Синий иллюстрированный планетарий

Дети узнают о звездах, планетах и ​​солнечной системе в планетарии векторные иллюстрации в плоском стиле.Веб-дизайн

Планетарий аннотация. Фон из красочных волновых линий и объектов. Иллюстрация сделана на компьютере

Рекламный шаблон планетария. Вектор солнце со словом планетарий на фоне белого пространства. Рекламный шаблон планетария. Вектор солнце с словом

планетарий

Люди изучают звезды, планеты и солнечную систему в планетарии.Горизонтальные векторные иллюстрации

Крошечные человечки посещают планетарий, рассматривают небесные тела или космические объекты, планеты Солнечной системы. Развлекательная программа. Для детей и взрослых. Красочный вектор

Иконка планетарий. Креативный дизайн иконки планетария

.

изображений, фотографий и векторных изображений планетария

В настоящее время вы используете более старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial ГлавнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлог Главная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterpriseЦена ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыОчистить всеВсе изображения
  • Все изображения
  • Фото
  • Векторы
  • Иллюстрации
  • Редакция
  • Музыка

  • Поиск по изображению
.

фондовых иллюстраций Word с планетариями — 59 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт со словом Planetarium

Рекламный шаблон планетария. Вектор солнце со словом планетарий на фоне белого пространства. Рекламный шаблон планетария. Вектор солнце с словом

планетарий

Рекламный шаблон планетария. Вектор солнце со словом планетарий на фоне синего космоса. Рекламный шаблон планетария.Вектор солнце с словом

планетарий

Земля в слове Мир. Иллюстрация планеты Земля, являющейся частью слова, мир, черный фон

Слово Астрономия. Написано большими жирными белыми буквами и размещено на синем фоне поверх отражающей поверхности. 3д иллюстрация

Луна и космические слова. Векторная иллюстрация луны и планет с космическим словом.Векторная иллюстрация Луны и планет с космическим словом

Созвездия Векторный узор со словом астрономия. Научный вектор школьной доске фон

Огромная галактическая вселенная 2019 слово модная композиция концепции баннера. Изучение космических плоскостей обводки. Плоская линия. Иконы надписи типография

Сделано в США. Марка США на глобусе

Черно-белый рисунок астрономии науки образования каракули.Черно-белый эскиз астрономии науки образования предмет каракули значок для названия презентации или

Иконки глобус мира. Набор из трех различных мировых иконок

Буква Z — знак зодиака. Векторное изображение на белом фоне

Алфавит. Изображение на белом фоне

2014 год с земным шаром как ноль.2014 год в 3D-буквах с синим глобусом в виде нуля

Химический знак CO2 для двуокиси углерода с глобусом. Мировая сфера

Теория астрономии и рисование каракули почерк значок. Звездная планета и космический транспорт на белом фоне, используемый для школьного образования и документа

Глобус мировых новостей 2. Глобус мировых новостей и освещение — произведение цифрового искусства

Земля.Наша голубая планета, одна в темном космосе

Типографская Европа и планета. Европа пишется шрифтом буквой o, представленной как планета земля

.

Буква U — Вселенная, серия милый алфавит в стиле каракули. Векторная иллюстрация

Глобальный Интернет. Иллюстрация интернета слова с глобусом мира в предпосылке показывая Южную Америку; изолированные на белом

3D Сфера.Создано в PS

2012 год с земным шаром. 2012 год с синим земным шаром в виде нуля

Значок каракули предмета образования астрономии. Для названия презентации или концепции школьного образования создайте вектором

Глобус мировых новостей. И луна — цифровое изображение

Планета Земля с проданным знаком.Красочный знак продано вокруг планеты Земля, изолированные на черном фоне

Набор рисованной созвездий

знаков зодиака. Набор рисованной созвездия знаки зодиака. Векторная графика астрология иллюстрации. Западный гороскоп мистические символы

Созвездие Вьерге простой черный значок. С тенью

Козерог знак зодиака символ картинки.Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный каракули иллюстрации гороскопа. Плоский цвет. Изолированный вектор духовности

Водолей знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный каракули иллюстрации гороскопа в. Плоский цвет. Изолированный вектор духовности

Лев знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире.Цвет. Изолированный вектор духовности

Астрономия Наука Астрология Падающая звезда Солнечной системы. Астрономия Наука Солнечная система Астрология Падающая звезда

Астрономия Наука Солнечная система Астрология Концепция падающей звезды

Дева знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире.Цвет. Изолированный вектор духовности

Знак зодиака знак зодиака Рак картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире. Цвет. Изолированный вектор духовности

Мировая торговля. Карта мира с текстовым рисунком

Овен знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире.Цвет. Изолированный вектор духовности

Стрелец знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный каракули иллюстрации гороскопа в. Плоский цвет. Изолированная духовность

Знак зодиака знак зодиака Водолей картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный каракули иллюстрации гороскопа в. Плоский цвет. Изолированный вектор духовности

Знак зодиака знак зодиака Лев картинки.Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире. Цвет. Изолированные духовность вектор EPS

Весы знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире. Цвет. Изолированный вектор духовности

Знак зодиака знак зодиака Овен картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире.Цвет. Изолированные духовность вектор EPS

Знак зодиака знак зодиака Весы картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире. Цвет. Изолированные духовность вектор EPS

Знак зодиака знак зодиака Козерог картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный каракули иллюстрации гороскопа в. Плоский цвет. Изолированный вектор духовности

Знак зодиака знак зодиака Телец картинки.Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире. Цвет. Изолированный вектор духовности

Телец знак зодиака символ картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в квартире. Цвет. Изолированный вектор духовности

Знак зодиака знак зодиака Стрелец картинки. Мистический эзотерический астрологический знак. Волшебный гороскоп иллюстрации каракули в.Плоский цвет. Изолированная духовность

.

Программное обеспечение Stellarium Astronomy

особенности

небо

  • каталог по умолчанию, содержащий более 600000 звезд
  • дополнительных каталогов с более чем 177 миллионами звезд
  • каталог по умолчанию, содержащий более 80000 объектов дальнего космоса
  • дополнительный каталог с более чем 1 миллионом объектов глубокого космоса
  • астеризмов и иллюстраций созвездий
  • созвездий для 20+ разных культур
  • изображений туманностей (полный каталог Мессье)
  • реалистичный Млечный Путь
  • очень реалистичная атмосфера, восход и закат
  • планет и их спутников

интерфейс

  • мощный зум
  • контроль времени
  • многоязычный интерфейс
  • Проекция рыбий глаз для куполов планетариев
  • Проекция сферического зеркала для собственного недорогого купола
  • полностью новый графический интерфейс и расширенное управление с клавиатуры
  • управление телескопом

визуализация

  • экваториальная и азимутальная сетки
  • мерцание звезд
  • падающих звезд
  • хвосты комет
  • Моделирование иридиевых факелов
  • моделирование затмения
  • моделирование сверхновых и новых
  • 3D-сценарии
  • пейзажей с возможностью скинов, теперь со сферической панорамой

возможность настройки

    Система плагинов
  • , добавляющая искусственные спутники, имитацию глаза, конфигурацию телескопа и многое другое
  • возможность добавлять новые объекты солнечной системы из онлайн-ресурсов…
  • добавить свои собственные объекты глубокого космоса, пейзажи, изображения созвездий, сценарии …

новости

системные требования

минимум

  • Linux / Unix; Windows 7 и выше; Mac OS X 10.12.0 и выше
  • Трехмерная видеокарта с поддержкой OpenGL 3.0 и GLSL 1.3
  • 512 МБ RAM
  • 250 МиБ на диске
  • клавиатура

рекомендуется

  • Linux / Unix; Windows 7 и выше; Mac OS X 10.12.0 и выше
  • Графическая карта
  • 3D, поддерживающая OpenGL 3.3 и выше
  • 1 ГиБ RAM или больше
  • 1,5 ГиБ на диске
  • клавиатура

разработчиков

Координатор проекта: Фабьен Шеро
Графический дизайнер: Йохан Меурис, Мартин Бернарди
Разработчик: Александр Вольф, Гийом Шеро, Георг Зотти, Маркос Кардино
Непрерывная интеграция: Ханс Ламбермонт
Тестировщик: Халид Аладжи
и все остальные в сообществе.

социальные сети

сотрудничать

Вы можете узнать больше о Stellarium, получить поддержку и помочь проекту по этим ссылкам:

гит

Последний снимок разработки Stellarium хранится на github. Если вы хотите скомпилировать разрабатываемые версии Stellarium, это место для получения исходного кода.

irc

Чат о Stellarium в реальном времени можно вести на IRC-канале #stellarium в IRC-сети freenode.Используйте свой любимый IRC-клиент для подключения к chat.freenode.net или попробуйте веб-интерфейс.

сторонников и друзей

Stellarium создается усилиями команды разработчиков при помощи и поддержке следующих людей и организаций: .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *