Ориентация сторон света: Как определить стороны света. 7 способов

Как определить стороны света. 7 способов

Новый выпуск “Клуба почемучек” тоже будет на выезде.
Видимо, я уже так привыкла по пятницам отвечать на вопросы и ставить опыты, что и в отпуске на отдыхе не могу от этой привычки избавиться:) Поэтому занятия мы проводим из Верхнезаморского – крымского поселка на Азовском море.

На этот раз нас с детьми заинтересовал вопрос: “Как определить стороны света?“.
Дело в том, что на днях мы делали флюгер. И нам понадобилось отметить на нем стороны света, чтобы можно было узнать, с какой стороны дует ветер.
Есть несколько способов это определить.

 

Способ 1. Определяем стороны света по восходу и закату солнца.

Этот способ самый простой. Его знает даже моя шестилетняя Катя. Солнце встает на востоке, а заходит на западе. Значит, если встать так как перед географической картой, т.е. чтобы правая рука была там, где всходит солнце (восток), а левая  – где (запад), то впереди будет север, а позади юг.


Этот способ годится только для примерного определения сторон света, так как зависит от времени года. Идеально он работает только два дня в году: в день весеннего и осеннего равноденствия.
Для ориентировки флюгера его можно использовать только как вспомогательный к остальным.
О них я расскажу ниже ниже.

Определение сторон света по закату



Способ 2. Определяем стороны света по длине тени.

Когда солнце находится в наивысшей точке небосклона (в зените), то оно показывает строго на юг. А  значит в противоположной стороне находится север, по бокам  – запад и восток. Но как определить, когда именно солнце в зените?
Очень просто – по длине тени. В тот момент, когда солнце находится в наивысшей точке, тени от предметов самые короткие.
Значит, нам нужно в течении дня измерять тень от какого-нибудь предмета (например, мы отмечали длину тени от палки-гномона в наших солнечных часах).

И определить самую маленькую тень.
Конец тени и будет указывать на север.
Обратите внимание, что надо замерить, когда будет самая короткая тень. А не тень в полдень. Потому что солнечное время и время на часах не совпадает.
Почему? Это отдельный интересный вопрос, надеюсь, мы до него когда-нибудь доберемся.

Самая короткая тень будет в астрономический полдень

 




Способ 3. Определяем стороны света по компасу.

Этот способ я поставила на третье место, хотя он чаще всего приходит на ум. Но дело в том, что не всегда под рукой есть компас. Поэтому этим элементарным способом не везде можно воспользоваться. (Например, у нас сейчас, когда мы делаем флюгер, компаса нет). Да и для малышей компас – сложный прибор. Принципы его работы им понять нелегко, поэтому то, что стрелка компаса “знает”, где север, они воспринимают как какое-то волшебство, а не научный факт.

И как обращаться с компасом их еще надо научить. Например,мы в свое время для этого играли в моряков.

Определение сторон света по компасу

Способ 4. Определяем стороны света с помощью иголки.

Но если вы уже знакомы с компасом, и проблема лишь в его отсутствии, то можно заменить компас намагниченной иголкой. Об этом способе я уже рассказывала в посте о свойствах магнита.

Для этого понадобится посудина с водой, растительное масло или небольшой кусочек плавучего материала (пробки или пенопласта), стальная иголка и что-то, чем ее можно намагнитить.
У нас магнита не оказалось, и мы использовали для  намагничивания иголки обычные стальные ножницы. Уточню – ножницы должны быть из металла, способного намагничиваться. Ими надо быстро-быстро пощелкать, и тогда в металле образуется магнитное поле. А потом потереть иголку о ножницы, чтобы передать ей магнитные свойства. После этого иголка становится стрелкой компаса: она стремиться развернуться по лини север-юг.
Если ее смазать растительным маслом (или воткнуть ее в кусочек пробки) и положить на поверхность воды, то иголке ничто не помешает встать в нужное положение.

У этого способа только один недостаток – так можно определить направление север-юг, но в какой именно стороне север, а в какой юг, надо определить дополнительными способами. Например, способом № 1.

Компас из намагниченной иголки

Способ 5. Определяем стороны света по Полярной звезде.

Полярная звезда  находится практически в точке Северного полюса мира (т.е. при вращении Земли она остается неподвижной на небосводе). Это очень удобно для ориентирования – она всегда видна точно на севере. А найти ее на ночном небе очень просто. При некоторой тренировке это смогут и дошкольники. Для начала надо научится находить на небе ковш Большой Медведицы. После этого надо мысленно провести линию через две звезды, образующие дальний от  “ручки” бок ковша. Если эту линию продолжить дальше, то она упрется в яркую звезду – это и будет альфа Малой Медведицы, Полярная звезда. Значит, в той стороне север.

Как найти Полярную звезду. (Рисунок из Википедии)

Способ 6.  Определяем стороны света с помощью компьютерных приложений.

Существует множество компьютерных программ, которые могут помочь сориентироваться по сторонам света.

Например, можно  воспользоваться обычной Google Maps. На этой карте  можно разглядеть весь мир в огромном разрешении. Поэтому, если вам надо определить, с какой стороны света от вас вон то дерево, то надо всего лишь найти на карте его и ваше местоположение. А сама карта уже сориентирована по сторонам света как обычно: верх-север, низ-юг,  лево-запад, право-восток.

Существуют и специальные приложения для мобильников. В современных моделях бывает встроенный компас. Но можно дополнительно поставить программу (у нас стоит java applet “Compass”), которая определяет стороны света по расположению солнца. Программе нужна информация о полушарии, в котором вы находитесь. Используя текущее время, она строит на экране перекрестие север-юг, запад-восток. После этого вам останется всего лишь повернуть мобильник на солнце – туда, где оно в этот момент находится. И тогда перекрестие на экране совпадет с реальными направлениями на стороны света.

Слева старая версия программы, которая установлена у нас,
а справа новая улучшенная версия

Способ 7.  Определяем стороны света по природным объектам.

Это самый ненадежный способ.

Все мы помним со школы, что на стволах одиноко стоящих деревьев и на камнях с северной стороны больше мха.

Или что с северной стороны бок у муравейника более крутой.
Но попробуйте как-нибудь на практике применить эти знания. Окажется, что не все так однозначно. На расположение мха влияет множество других факторов, например, затененность рельефа, наличие водных источников, ветра, дующие в этой местности, и еще куча других причин. А с муравейниками я совсем не могу ничего определить – их форма, на мой взгляд, зависит только от того места, на котором он расположен. Так же шатко выглядят и другие лесные приметы: покраснение бочков ягод брусники и земляники с южной стороны, поворот на солнце головок череды (где у нас ее найти?) и т.п. Они, видимо, верны статистически, да еще и “работают” не для каждой местности. Поэтому определение сторон света по природным объектам лучше использовать в комплексе с другими способами.

Хотя потом мы сделали целое исследование на эту тему и нашли несколько растений-компасов, котором, в целом, можно доверять. Прочитать об этом можно здесь: “Как определить стороны света по растениям: Растения-компасы”

Определяем стороны света по растениям

Мы с детьми проверили все эти способы определения сторон света (кроме последнего, так как ни мха, ни муравейников, ни цветов, ни ягод поблизости не было – вокруг голая степь).
И все они дали практически одинаковый результат.
Поэтому мы смело можем считать, что наш флюгер сориентирован по сторонам света правильно!

Остальные наши приборы, с помощью которых можно наблюдать за погодой и природными явлениями, можно найти по тегу “метеостанция“.

Ориентирование на местности

При выживании во многих ситуациях, человек в первую очередь должен уметь сориентироваться на местности, и знать, куда ему двигаться. Для этого необходимо правильно определить стороны света. Существует несколько способов определения сторон света. Самый известный и, пожалуй, самый простой из них – определение сторон света по компасу. Стрелка компаса указывает на Север (N), так же при помощи компаса можно определить и другие стороны света: E — Восток, W — Запад, S — Юг.

Однако, не всегда в ситуации когда необходимо сориентироваться на местности компас оказывается под рукой.  Поэтому необходимо знать способы определения сторон света без компаса по солнцу, часам, звездам, луне.

Определение севера по Полярной звезде.

Способ определения севера по Полярной звезде пригоден только в более менее ясную ночь

в северном полушарии, когда на небе видны звезды.

Для того чтобы сориентироваться по Полярной звезде необходимо:

  1. Найти на небе созвездие Большой Медведицы (большой ковш).
  2. Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.

Определение сторон света по созвездию Южного Креста.

Этот способ пригоден для определения направлений в южном полушарии.

Созвездие Южный Крест состоит из четырех ярких звезд, взаимно расположенных в виде креста. Для более точного определения Юга пользуются прямой, проложенной через две звезды, расположенные слева от Южного Креста. Пересечение этой прямой и прямой, отложенной от Южного Креста и будет направлением на Юг.

Определение сторон света по Солнцу и часам.

Этот способ годится для определения направления днем, а именно с 6 часов утра и до 6 часов вечера.

В солнечную погоду стороны света можно определить при наличии часов. Для этого необходимо расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Угол между часовой стрелкой и 12 часами разделить пополам, а линия разделяющая этот угол и будет указывать на Юг, причем Юг до 12 ч будет с правой стороны от Солнца, а после 12 ч с левой.

Определение сторон света по луне и часам.

Направление сторон света по Луне определяется так же, как и по Солнцу, но предварительно необходимо определить, в какое время Солнце будет находиться в том же направлении, где Луна в данный момент. Для определения сторон света необходимо:

  1. Условно разделить радиус диска Луны на 6 равных частей, и определить, сколько таких частей содержится в видимой части лунного диска.
  2. Далее необходимо к часу (пример 23:00 + …) наблюдения либо прибавлять количество долей, либо отнимать. Прибавлять, если Луна убывает (на небе виднеется левая часть диска), и отнимать, если виднеется правая часть диска, т.е. когда Луна прибывает.
  3. Полученное таким образом число необходимо отметить на циферблате и совместить с направлением на Луну. Линия, делящая угол между цифрой 1 (зимой) или на цифру 2 (летом) и направлением на Луну укажет направление на Юг.

Фазы Луны:

Определение направления по Луне:

 

НАПРАВЛЕНИЕ И СТОРОНЫ

НАПРАВЛЕНИЕ И СТОРОНЫ СТОРОНЫ
«Представьте, что вы находитесь на паруснике. Перед вами стоит задача пересечь три тысячи миль открытого океана, разделяющих Нью-Йорк и Лондон. ) вы хотите войти, чтобы добраться до Лондона, примерно северо-восток . Но у вас нет никаких инструментов, чтобы помочь вам! Как только вы оставляете видимые ориентиры возле берега, все от горизонта до горизонта просто вода, все, что выглядит почти то же самое! Как ты собираешься найти свой путь?!»
«Хороший вопрос! Но прежде всего, что означает северо-восток
«Ну, Лу, Земля вращается вокруг воображаемой линии, называемой ее ОСЬ. Две точки на поверхности земли, где выходит ось, называются «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС» и «ЮЖНЫЙ ПОЛЮС». Говорят, что любая линия, указывающая вдоль поверхности Земли к Северному полюсу, указывает на «север». Говорят, что любая линия, направленная вдоль поверхности Земли к Южному полюсу, указывает на «юг». «Восток» находится под прямым углом к ​​северу по часовой стрелке; «запад» находится под прямым углом к ​​северу в направлении против часовой стрелки. «Северо-восток» — это направление на полпути между севером и востоком!»
«Я поняла! Но будь практичной, Лулу. Ты посреди океана. Ничего не видно, кроме воды во всех направлениях. Откуда ты знаешь, где север? Или любое другое направление!?»
«Как вы думаете, что вы могли бы видеть, что всегда будет в одном направлении?»
«Как насчет солнца?»
«Ну, Лу, твои мысли витают в воздухе, и именно там они и должны быть! Но с солнцем все не так просто. Беда с солнцем в том, что его положение всегда меняется — оно меняется со временем день, и он меняется в течение года! Но когда он находится в ЗЕНИТЕ, наивысшей точке, которую он достигает каждый день, он находится прямо на юге, если вы находитесь к северу от экватора, и прямо на севере, если вы находитесь к югу от экватора!»
«Звучит неплохо!»
«Да! Но как легко узнать, когда он достиг своей высшей точки? Это можно сделать с помощью инструмента под названием СЕКСТАНТ, но это требует определенных навыков! Но помните! У вас нет любые приборы!
Но не все (и ты) пропало! Как ни странно, ночью ориентироваться как-то легче!»
«Вы имеете в виду звезды!»
«Не какая-то звезда, Лу, а конкретная звезда. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, кажется, что все звезды, кроме одной, ночью движутся по небу по кругу. Единственная звезда, которая не «кажется, не двигается» — это «альфа Малой Медведицы!» Тебе, «Полярная Звезда!»»
«Хорошо, чтобы идти на север, вы идете к точке на горизонте прямо под Полярной звездой (зеленая точка). Но что вы делаете, когда облачно или день?! »
«Хорошие вопросы! Теперь мы должны предоставить вам инструмент! Вы можете использовать… компас ! Перейдите в «Направление» и нажмите «Компас»!!» »

© 2000
Дэвид Дж. Левесон

Исследуйте стороны света | Национальное географическое общество

1. Предложите учащимся использовать стороны света для описания расположения предметов в комнате.
Используя бумагу, маркеры и компас, точно обозначьте каждую стену в классе северной, южной, восточной или западной. Затем попросите учащихся описать расположение предметов в классе с точки зрения их направления. Спросите:

  • У какой стены стоит учительский стол?
  • Что рядом с южной стеной?
  • На что я наткнусь, если пойду к западной стене?


2. Распространите концепцию за пределы классной комнаты, прогуливаясь по разным местам в школе.
Объясните учащимся, что указания выходят за пределы четырех стен классной комнаты. Ходите вместе с учениками в разные места школы, например, в столовую, на детскую площадку или в спортзал. В каждом месте попросите учащихся повернуться, чтобы показать, в каком направлении находится это место от класса — на север, юг, восток или запад.


3. Предложите учащимся использовать компас, чтобы попрактиковаться в определении сторон света.
Если возможно, предложите учащимся использовать компас, чтобы попрактиковаться в определении сторон света на север, юг, восток и запад. Они могут практиковаться внутри или снаружи.


4. Проверьте понимание учащимися с помощью карт и глобусов.
С помощью глобуса или одной из больших карт Америки из комплекта Americas MapMaker Kit укажите север, юг, восток и запад. Спросите:

  • Какие страны составляют континент Северной Америки?
  • Какая страна находится к востоку от северной части Соединенных Штатов?
  • Какая страна находится к югу от США?

 

5. Обсудите разницу температур на экваторе, а также на Северном и Южном полюсах.
Объясните учащимся, что Земля холодная с обоих концов — на Северном полюсе и Южном полюсе — и горячая посередине на экваторе. Скажите учащимся, что это происходит потому, что на экваторе круглый год больше солнечного света, чем на полюсах. Укажите экватор и Северный полюс на мегакарте Америки. Жест, указывающий, где на карте будет Южный полюс (не показан). Спросить:

  • Какой из двух больших континентов ближе к Северному полюсу?
  • Какой большой материк находится ближе к Южному полюсу?

 

6. Обсудите разницу температур в зависимости от местоположения.
Предложите учащимся подумать о разнице температур в зависимости от того, где живут люди. Например, в первый день зимы в Новой Шотландии ученики могут носить сапоги, пальто, шапки и рукавицы. В тот же день студенты в Пуэрто-Рико могут носить шорты и рубашки с короткими рукавами. Спросить: Почему одежда учеников в один и тот же день должна быть такой разной?

Расширение возможностей обучения

Покажите учащимся глобус, указав стороны света, полюса и экватор. Попросите их представить, что их тела представляют собой земной шар с Северным полюсом у головы и Южным полюсом у ног. Сыграйте в адаптацию игры «Саймон говорит».
Саймон говорит:

  • Положите руки на экватор. (талия)
  • Укажите на Северный полюс. (голова)
  • Растопчи свой Южный полюс. (футы)
  • Используйте свои руки как линии широты. (горизонтальный)
  • Коснитесь соседа прямо на западе.
  • Хлопните в ладоши на юг.
Предметы и дисциплины
  • География
    • География человека
    • Физическая география
Цели обучения

Учащиеся будут:

  • распознавать стороны света на север, юг, восток и запад и понимать, где они находятся в классе, школе, на карте или глобусе
  • найти экватор, полюса и континенты Северной и Южной Америки на карте или глобусе
  • описывают, почему температура выше на экваторе и ниже на полюсах
Подход к обучению
  • Обучение для использования
Методы обучения
  • Обсуждения
  • Практическое обучение
  • Симуляторы и игры
Обзор навыков

Это задание направлено на следующие навыки:

  • Темы 21 века
    • Глобальная осведомленность
  • Навыки критического мышления
    • Анализ
    • Понимание
  • Географические навыки
    • Получение географической информации

Связь с национальными стандартами, принципами и практикой

Национальные географические стандарты
  • Стандарт 1: Как использовать карты и другие географические представления, геопространственные технологии и пространственное мышление для понимания и передачи информации 90 140

Что вам понадобится

Предоставленные вами материалы
  • Циркули
  • Глобус
  • Маркеры
  • Бумага
Требуемая технология
  • Доступ в Интернет: дополнительно
  • Техническая установка: 1 компьютер на класс
Физическое пространство
  • Класс
Группировка
  • Обучение в больших группах
Прочие примечания

Прежде чем приступить к этому упражнению, соберите мегакарту Америки.

Исходная информация

Чтобы узнать, где находятся места по отношению друг к другу, люди используют систему определения направления. Стороны света — это один набор направлений, которые используют люди во всем мире. Четыре основных направления — север, юг, восток и запад. Эти направления используют восход и заход солнца в качестве ориентира. Поскольку Земля вращается с запада на восток, кажется, что солнце восходит на востоке и заходит на западе. Полюса, Север и Юг, также обеспечивают ориентиры направления.

Предыдущие знания

  • Нет

Рекомендуемая предыдущая деятельность

  • Нет

Словарь

сторона света

Существительное

одна из четырех основных точек компаса: север, восток, юг, запад.

Экватор

Существительное

воображаемая линия вокруг Земли, другой планеты или звезды, проходящая с востока на запад, 0 градусов широты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *