Общая характеристика стилей: Общая характеристика стилей в русском языке.
Общая характеристика стилей в русском языке.
Русский литературный язык может использоваться в любой ситуации общения:
в сфере науки, в официальной и неофициальной обстановке, в средствах
массовой информации, делопроизводства, в повседневной жизни, в
художественной литературе.
Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не
приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется
несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в
определённой сфере деятельности человека.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
официально-деловой, он же деловой,
научный,
художественный,
газетно-публицистический, он же публицистический,
разговорный.
Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик,
которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит
общение и какие функции выполняет при этом язык.
Научный стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Наука
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный
Деловой стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Право
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и контактный
Публицистический стиль.
Основная функция: Информативная и функция воздействия
Сфера общения: Идеология, политика
Основная форма речи: Письменная и устная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Художественный стиль.
Основная функция: Эстетическая и функция воздействия
Сфера общения: Словесное искусство
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог, диалог, полилог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Разговорный стиль.
Основная функция: Обмен мыслями и чувствами (собственно общение)
Сфера общения: Бытовая
Основная форма речи: Устная
Типичный вид речи: Диалог, полилог
Основной способ общения: Личный, контактный.
Дата публикации:
Теги: стили русского языка :: правила русского языка
Следующие учебники и книги:
- Газетно-публицистический стиль в русском языке.
- Понятие точности речи в русском языке.
- Официально-деловой стиль в русском языке.
- Научный стиль в русском языке.
Предыдущие статьи:
- Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи в русском языке.
- Предложения с деепричастными оборотами в русском языке.
- Предложения с причастными оборотами в русском языке.
- Предложения с однородными членами в русском языке.
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>
Конспект урока по теме «Общая характеристика стилей речи»
Урок русского языка «Общая характеристика стилей речи»
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы обучения: репродуктивный, словесно-репродуктивный, побуждающее – поисковый.
Ход урока
Занятие проводится по технологии: «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок имеет три стадии: вызов, осмысление – размышление, рефлексия.
1 стадия – вызов. На стадии вызова по предложенным заданиям необходимо предположить, о чём пойдёт речь на занятии и сформулировать цели урока.
1-е задание: вставьте в стихотворение пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Стили речи
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто… (разговорный),
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу-
Знай, в них….(художественный) стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль (публицистический) –
Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой-….
(Официально – деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль …(научный). В. А. Синицын.
2-е задание: блеф – игра «Верите ли вы?».
Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка.
Да, действительно, стилистика изучает стили речи, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения.
Понятие «стиль» относится к глубокой древности и было известно ещё древними римлянами.
Да, слово «стиль» происходит от латинского слова, в переводе означает «палочка», которой древние римляне писали на вощаных дощечках.
Использование того или иного стиля речи не зависит ни от каких условий.
Нет, использование разных стилей речи зависит: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, личность адресата и адресанта (пишущего или говорящего), назначение речи.
Функциональные стили языка делятся на две группы: разговорный и книжные.
Да, в зависимости от задач речи (общения, сообщения, воздействия) функциональные стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные.
Все слова и предложения должны употребляться в каком – то одном стиле речи.
Нет, многие слова и предложения могут свободно употребляться в любом стиле (вода, земля, добрый, он, который) – это стилистически нейтральная и межстилевая лексика.
3-е задание: Письменный опрос. Возьмите карточки – задания, соедините стрелками «разорванные» понятия и определения. Выполнение этого задания будет инструкционной карточкой в дальнейшей работе.
Стили речи | Сфера применения |
Разговорный | Наука, техника, учебный процесс |
Научный | Быт, семейные, дружеские отношения |
Официально – деловой | Официальные отношения |
Публицистический | Искусство слова |
Художественный | Общественная жизнь, политика |
4-е задание: На стадии вызова по зачитанной заметке необходимо предположить, о чём пойдёт речь на занятии.
В середине 20 века языковед В.В. Виноградов он выделил стилистику языка, которая изучает так называемые функциональные стили. Правильно построить речевое произведение, подобрать необходимые слова – возможно лишь при наличии средств языка. Развитие языка происходит в рамках функциональных стилей. Об одном и том же предмете можно рассказать по – разному, используя языковые средства разных стилей.
Выбор стиля зависит и от предмета речи, и от общей обстановки, в которой происходит общение. Функциональные стили представляют собой разновидность литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого общения. В зависимости от задач речи стили речи делятся на две группы – разговорный и книжные (научный, официально – деловой, публицистический, художественный). Каждый функциональный стиль имеет определённую сферу использования, функции, специальные языковые средства, основные стилевые черты, жанр речи.
2 стадия – осмысление – усвоение материала.
— Какова же тема сегодняшнего урока?
-Записываем число в тетради и тему урока «Общая характеристика стилей речи».
-Что же вы хотите узнать на сегодняшнем уроке, какие цели вы ставите перед собой, связанные с темой урока?
Производится запись в тетрадях:
Стиль – это: 1). разновидность литературного языка;
2). которая функционирует в определённой сфере общественной деятельности;
3). для чего использует определённые для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения его содержания.
Работа с информационной схемой «Стили речи», заполнение таблицы по карточкам.
Стили речи | Внеязыковые факторы | ||||
Сфера применения | Основные стилевые черты | Языковые средства | Жанр речи | Цели общения | |
Разговорный | |||||
Научный | |||||
Публицистический | |||||
Официально – деловой | |||||
Художественный |
-Работа над текстом. Записать текст, объяснить знаки препинания, произвести стилистический анализ.
1. Зима на исходе. 2. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. 3. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блестят лужи. 4. Пахнет снегом и берёзовыми почками.
— Объясните знаки препинания, определите стиль речи, кому адресован текст определённому лицу или всем? это разговорная или книжная речь? в чём задача данного описания? к какому стилю относится текст? какова сфера применения? каковые основные стилевые черты? каковы цели общения? каков жанр высказывания? каковы языковые средства?
Работа по группам. Определение стилевой принадлежности текстов.
Прочитайте отрывки из разных текстов. О чём в них говориться? Сравните содержание высказываний. Каковы задачи речи в каждом высказывании? Где может быть использовано каждое высказывание?
В центральной России ожидаются ливневые дожди с грозами. (Из газет).
Ночью была такая страшная гроза! Из – за молнии было светло, как днём. Грохотало, будто из пушек палили, а дождь лил как из ведра. (Из разговора).
Гроза – атмосферное явление, при котором в кучево – дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. (Энциклопедический словарь).
Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели сплошные чёрные лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный вид тучи придавал ей какое –то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. (А.Чехов).
Распределите словосочетания по стилевой принадлежности.
Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке.
3 стадия – рефлексия. Создайте кластер по теме урока. Составляется у доски и в тетрадях.
Самостоятельная работа. Попытайтесь передать содержание отрывка средствами пяти стилей.
Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертёж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – всё правильно.
Официально – деловой стиль (объяснительная записка директору).
Научный стиль (задание в учебнике).
Разговорный стиль (разговор с другом).
Публицистический стиль (репортаж).
Художественный стиль речи (рассказ с художественными средствами).
Домашнее задание: подготовиться к тестам по теме «Официальные стили речи».
Преимущество стилей в Word
Microsoft Word 2010 Больше…Меньше
Что такое стили?
Встроенные стили представляют собой комбинации характеристик форматирования, которые можно применять к тексту для быстрого изменения его внешнего вида. Например, применение стиля «Заголовок 1» может сделать текст полужирным шрифтом, шрифтом Arial и размером 16 пунктов, а применение стиля «Заголовок 2» — полужирным шрифтом, курсивом, шрифтом Arial и шрифтом 14 пунктов. (Это примеры; точные характеристики форматирования зависят от настроек Word по умолчанию и от тех, которые вы могли выбрать сами. )
Вот 5 главных причин использовать стили Word:
1. Применение стилей упрощает создание оглавления
Самый простой способ создать оглавление — использовать встроенные стили заголовков. Вы также можете создать оглавление на основе примененных вами пользовательских стилей. Или вы можете назначить уровни оглавления отдельным текстовым записям.
Отмечайте записи с помощью встроенных стилей заголовков
Выберите текст, который должен отображаться в оглавлении.
На вкладке Главная в группе Стили выберите нужный стиль.
Например, если вы выбрали текст, который хотите использовать в качестве основного заголовка, щелкните стиль под названием «Заголовок 1» в галерее экспресс-стилей.
Если вы не видите нужный стиль, щелкните стрелку, чтобы развернуть галерею экспресс-стилей.
Если нужный стиль не отображается в галерее экспресс-стилей, нажмите CTRL+SHIFT+S, чтобы открыть панель задач «Применить стили». В разделе «Имя стиля» выберите нужный стиль.
2. Стили каскадируются, поэтому, когда вы вносите одно изменение в документ, вы вносите их все
Вместо прямого форматирования используйте стили для форматирования документа, чтобы можно было быстро и легко применить набор параметров форматирования последовательно ко всему документу.
Дополнительные сведения см. в разделе Основные сведения о стилях в Word
.3. Стили позволяют использовать Outline View
Когда вы вводите свою первую запись структуры верхнего уровня, Word автоматически форматирует ее с помощью встроенного стиля, Заголовок 1. По мере того, как вы продолжаете строить свою структуру, добавляя подчиненный и основной уровни, Word, в свою очередь, продолжает применять соответствующие встроенные элементы. по стилю для каждой записи заголовка и основного текста. Таким образом, уровни структуры (уровень 1, уровень 2, основной текст и т. д.) напрямую связаны со встроенными стилями заголовков (заголовок 1, заголовок 2, обычный и т. д.).
Хотя вы можете вручную изменить форматирование текста в своей структуре, отклонение от встроенных стилей, предлагаемых Word, может привести к неправильному отображению некоторых элементов структуры. Поэтому, если вы хотите изменить форматирование документа, вы можете сделать это в другом представлении, например в представлении макета печати, после того, как ваша схема будет завершена.
С другой стороны, если дополнительное форматирование вас отвлекает, вы можете отобразить весь план в виде простого текста, щелкнув «Показать форматирование» на панели инструментов «Структура».
4. Ограничить изменения форматирования
Вы можете заблокировать стили в документе, чтобы гарантировать, что другие не применят прямое форматирование и не изменят ваш документ, создав огромный беспорядок.
Ограничить или разрешить изменения форматирования
5. Шаблоны намного эффективнее и приятнее для других, если они основаны на стилях
Шаблон — это документ Microsoft Office, разработанный с использованием ранее существовавших тем, стилей и макетов, который содержит информацию-заполнитель вместо реального содержимого.
Шаблоны — отличный способ сэкономить время и создать согласованные документы Office 2010. Они особенно полезны для типов документов, которые вы часто используете, таких как еженедельные презентации, формы приложений и отчеты о расходах. Если возможно, вы хотите использовать файл, который уже имеет нужный вам внешний вид, с заполнителями, которые вы можете изменить, чтобы адаптировать его к вашим текущим потребностям. Вот что такое шаблон — файл, в котором за вас была проделана тяжелая работа, избавляющая вас от необходимости начинать с пустой страницы.
Помимо шаблонов, поставляемых с программой, у вас есть бесплатный доступ ко всем шаблонам на Office.com
Основы стиля в Word
Вы также можете получить помощь от интернет-сообщества сообщества Microsoft, найти дополнительную информацию в службе поддержки Microsoft или справке и инструкциях Windows или узнать больше о вариантах помощи в поддержке.
Характеристики стилей обучения
Характеристики аудиальных учащихся
Они говорят о том, что делать, о плюсах и минусах ситуации. Они выражают эмоции через тон, высоту и громкость своего голоса. Им нравится слушать, но они не могут дождаться возможности поговорить. Они склонны к длинным и повторяющимся описаниям. Им нравится слушать себя и других.
Они склонны запоминать имена, но забывают лица и легко отвлекаются на звуки. Они любят читать диалоги и пьесы и не любят длинных рассказов и описаний. Слуховые учащиеся получают пользу от устных инструкций либо от учителя, либо от самих себя. Они предпочитают слушать или повторять информацию и извлекают пользу из слухового повторения.
- Люблю поговорить
- Поговори с собой
- Легко потерять концентрацию
- Предпочитать голосовые указания письменным
- Наслаждайтесь музыкой
- Чтение шепчущими губами
- Запомнить имена
- петь
- Не могу сосредоточиться, когда шумно
- Экстраверт
- Нравится слушать
- Предпочитаю лекцию и дискуссию
- Предпочитает словесную похвалу от учителей
Инструменты для аудиалов
- Запись лекций для повторного прослушивания
- Используйте рифмы для запоминания
- Произнесите учебный материал (запишите и прослушайте несколько раз для повторения)
- Слушайте записи учебных материалов по дороге на работу или в школу
- Читать вслух
- Обсудить материал
- Слушай внимательно
- Произнести слова
- Произносить слова по слогам
- Обсуждайте проблемы; перефразировать идеи о новых понятиях
- Перефразировать указания
- Расскажите об иллюстрациях и схемах в текстах
- С новыми процессами поговорите о том, что делать, как это делать и почему это делается именно так
Слуховые учителя предпочитают .
..- Использование голоса для объяснения
- Записи, разговоры и телефонные звонки
- Обсуждение в классе
- Студенты могут обсуждать вопросы между собой, работать вместе и делиться своими идеями
- Умное использование речи; хорошо ставить точку
- Споры, дебаты и обсуждения
- Семинары, групповые презентации, взаимодействие студентов, ролевые игры и диалоги
- Использовать слова «объяснить, описать, обсудить и заявить» в вопросах письменного экзамена
Методы привлечения аудиалов
- Лекция
- Использовать звук во время лекций
- Используйте биты, рифмы или песни для закрепления информации
- Использовать мнемонические устройства
- Задавайте вопросы во время урока и позволяйте учащимся давать устные ответы
- Разрешить учащимся участвовать в беседах в небольших группах во время урока
- Используйте звуковые сигналы, чтобы предупредить учащихся о важной информации
- Предоставьте устное резюме в конце каждого занятия
- Подумай, создай пару, поделись
Характеристики кинестетиков
Они пробуют предметы, касаются, осязают и манипулируют объектами. Напряжение тела является хорошим показателем их эмоций. Они жестикулируют во время разговора, плохо слушают, стоят очень близко, когда говорят или слушают, и быстро теряют интерес к долгой беседе.
Лучше всего они помнят то, что было сделано, а не то, что они видели или о чем говорили. Они предпочитают прямое участие в том, что они изучают. Они отвлекаются и им трудно обращать внимание на слуховые или визуальные представления. Редко заядлые читатели, они могут часто ерзать, держа в руках книгу. Часто они плохо пишут, им нужно записывать слова, чтобы определить, правильно ли они «чувствуют».
- Много передвигаться
- Предпочитаю не сидеть на месте
- Много двигаться во время учебы
- Нравится участвовать в обучении
- Предпочитает делать вещи, а не читать о них
- Не читать
- Не правильно пишется
- Наслаждайтесь решением проблем, выполняя
- Люблю пробовать новое
- Говорить руками или жестами
- Подберите одежду по комфорту
- Нравится прикасаться к объектам
Инструменты для кинестетиков
- Прогулка во время учебы
- Перемещайте стены и читайте лекции
- Делай то, что говоришь
- Тренируйтесь, повторяя движения
- Танцуй во время учебы
- Написать слова; используйте маркеры, ручки, карандаши, чтобы увидеть, насколько они «правильно»
- При запоминании писать пальцем на столе или в воздухе
- Связать чувство с информацией
- Растяжка
- Напишите на доске, чтобы использовать общее движение мышц
- Использовать компьютер
- Используйте практические действия с объектами, к которым можно прикоснуться
- Обучение в короткие сроки; встать и пройтись между
- Сделать инструменты для изучения
- Используйте флэш-карты; разделить на стопки «знаю» и «не знаю»
- Используйте пластиковые буквы и магнитные доски для нового словаря
- Запись и перезапись для фиксации в памяти
Кинестетические учителя предпочитают …
- Использование примеров из реальной жизни для объяснения вещей
- Приглашенные лекторы, кейсы, практические работы, лаборатории
- Экспонаты, образцы, рабочие модели, продукты и люди, которые воплощают реальность в классе
- Учащиеся должны использовать все сенсорные способы для представления своих идей
- Умное использование цитат, метафор, примеров и аналогий в письменной работе
- Демонстрации и открытые экзамены
- Использовать слова «приводить примеры, применять и демонстрировать» в вопросах письменного экзамена
Методы привлечения кинестетических учащихся
- Делайте перерывы, когда это возможно, и заставляйте учеников двигаться во время этих перерывов
- Предоставляйте инструменты для практического обучения, когда это возможно (модели, пластилин, блоки и т. д.)
- По возможности используйте возможности для обучения на свежем воздухе
- Обучайте понятиям с помощью игр и проектов
- Предложите учащимся отвечать на вопросы во время урока на доске
- Используйте танец, игру или ролевую игру для закрепления информации
- Подумай, создай пару, поделись
Характеристики визуалов
Они осматриваются и изучают ситуацию. Они могут смотреть, когда злятся, и сиять, когда счастливы. Выражение лица является хорошим индикатором эмоций визуального ученика. Они мыслят образами и деталями и обладают ярким воображением. Когда требуется продолжительное слушание, они могут быть тихими и проявлять нетерпение. Опрятные внешне, они могут все время одеваться одинаково.
Они быстрее запоминают слова, представленные визуально. Визуалы любят делать заметки. Относительно не воспринимая звуки, они могут отвлекаться на нарушения зрения или движения. Они решают проблемы обдуманно, планируя заранее и организуя свои мысли, записывая их. Они любят читать описания и рассказы.
- Мысли блуждают во время лекций
- Наблюдателен, но может пропустить кое-что из того, что сказано
- Хорошо организовано
- Любите читать и проявляйте сильную концентрацию при чтении
- Хорошее правописание
- Лучше запоминайте, просматривая графики, диаграммы и т. д.
- Ячейка для концентрата
- Нужно посмотреть направление; не слышу их
- Хороший почерк
- Хорошо запоминает лица, но забывает имена
- Планируйте заранее
- Не очень разговорчивый
- Внимание к деталям
Инструменты для визуалов
- Использование ментальных картинок или ментальных карт
- Делать заметки
- Используйте слова-подсказки для припоминания
- Используйте цветные маркеры для выделения текста кода и заметок
- Использование карт, схем, диаграмм и списков
- Смотреть аудиовизуальные материалы
- Сделать фотографии
- Используйте учебные карточки или карточки для запоминания
- Используйте ноутбуки
- Наблюдайте за ртом и лицом инструктора
- Используйте визуальные цепочки или мнемоники
- Смотреть телевизор
- См. части слов
- Запишите направление
Визуальное
Слово Учителя предпочитают …- Использование письменного текста для объяснения вещей
- Электронная почта
- Раздавать раздаточные материалы и ожидать, что класс много и хорошо читает
- Умное использование слов, а также использование интересных слов
- Прения и обсуждение в письменной форме
- Для размещения важных слов на доске или накладных
- Упорядочивание слов, например, с использованием приоритетов или категорий
- Списки точек и предметов в вертикальном и левом расположении
- Тексты, насыщенные текстом, резюме и рефераты
- Не использовать вопросы с несколькими вариантами ответов, если только правильный ответ не зависит от различения значений слов
- Использовать слова «определить, развить доводы, обосновать и проанализировать» в вопросах письменного экзамена
Наглядное изображение
рисунок учителя предпочитают …- Использование наглядного изображения для объяснения вещей
- Веб-страницы с яркой графикой, горячими ящиками и т.