Образ дома в произведениях русских писателей: «Образ Дома в русской литературе».

«Образ Дома в русской литературе».

           МОУ «Аксарайская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

      «Образ Дома в русской литературе».                                         

   

Выполнили : ученики 11 класса Агарзаев Эльтун, Аюбова Патимат

Руководитель: учитель русского языка и литературы Руш Вероника Львовна

                                                                                               

2010 год

                 

         

  Пояснительная записка.

                                   

                                                 Главный-то дом человек

                                     в душе у себя строит,

                                     и тот дом ни в огне не горит,

                                     ни в воде не тонет.

                                            Ф. Абрамов «Дом»

Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут.

Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле).

Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной традиции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами.

Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать».

Эти вопросы мы попытаемся осветить в проекте «Образ Дома в русской литературе».

                                                                                       

   

  Типологические признаки проекта:

  1. По доминирующей деятельности – смешанный тип.
  1. По количеству участников проекта – групповой.
  1. По характеру координации – проект открытый.
  1. По характеру контакта – внутри школьный.
  1. По продолжительности – долгосрочный.
  1. По предметно-содержательной области – монопроект. 
  1.  Цель проекта:

Проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние души людей, в нём живущих.

 Задачи:

  1.  Определить традиции русской классической литературы   в раскрытии темы родного дома.
  2. Исследовать судьбу Дома в литературе 20 века.
  3. Раскрыть, что вкладывают в понятие Дом Н. В. Гоголь, Л.Н. Толстой, И.С. Шмелёв, М. Булгаков, Ф, Абрамов.

  Этапы работы над проектом

Первый этап «Разработка проектного задания»         (1 четверть).

Задачи:

  1. Познакомить с методом проекта;
  2. Определить тему, цель проекта и время его выполнения;
  3. Организовать творческие группы и распределить их обязанности и роли;
  4. Определить источники информации и выбрать формы работы по реализации проекта.

Результат работы первого этапа:

  1.   Вводная лекция учителя о проектировании.
  2.  Проект на тему «Образ Дома в русской литературе». Цель проекта: проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние души людей, в нём живущих.

Время работы над проектом 1 год, промежуточные результаты – окончание четверти.

  1. Создание творческой группы, члены которой работают индивидуально и парами.

1 группа – учащиеся 10 класса.

В группах есть исследователь, литературовед,  биограф и историк.

  1.   Источники информации: школьная и сельская библиотеки.

Постоянно действующая книжная выставка «Русский дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний», на которой представлены произведения следующих авторов:

А.П. Чехов, И.А. Бунин, И.С. Шмелёва, М.А. Волошина, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова, М.М. Пришвина, А.И. Солженицына, Ф.А. Абрамова, К.Д. Бальмонта, Н.В. Гоголя,  И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого.

Формы работы по реализации проекта:

Творческие работы учащихся по теме проекта (сочинение, отзывы, доклады, викторины, тезисы и т.д.).

 Второй этап «Разработка проекта»      (2 четверть).

Задачи:

  1. Создать гипотезу счастливого дома, опираясь на художественные тексты;
  2.  Подобрать произведения русской литературы по теме проекта;
  3. Определить круг тем и вопросов, в них рассматриваемых;
  4. Дать индивидуальные и групповые задания.

Результат работы второго  этапа

  1. Гипотеза: «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив». (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).
  2. Произведения, выбранные для работы по теме проекта: Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Л.Н. Толстой «Детство», «Война и мир», И.С.Шмелёв «Лето Господне», М.А. Булгаков «Белая гвардия», Ф.А. Абрамов «Дом».

Темы и вопросы в них

рассматриваемые:

        «Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома».   (1 группа – 9 класс, 2 группа – 10 класс).

1. В каких произведениях русской литературы 19 века мотив дома является одним из важнейших. Какова роль описания в них?

2. Какие традиции в раскрытии темы Дома сформированы в русской классической литературе?

«Образ дома в литературе 20 века»  

Образ Дома в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» (2 группа – 10 класс).

1. Смысл названия и особенности композиции романа. Как вписан в него образ Дома? Быт и бытие в романе. Как через описание дома раскрывается духовный мир ребёнка, его становление, приобщение к православным ценностям? Мастерство описаний, яркость, красочность языка.

2. Ограничено ли пространство романа рамками одного дома? Как происходит расширение границ повествования?  Как входят в мотивную структуру романа темы русской истории, семейной, национальной и человеческой памяти? Какова роль эпиграфа? В чём смысл образа дома в романе?

3. Стиль, порядок, уклад дома. Какие традиции, принципы жизни семьи и окружающих становятся основой духовного мира растущего человека? Как происходит формирование русского национального характера? Какие черты он включает?

Исследование образа Дома в романе М.А. Булгакова «Белая   гвардия» (3 группа – 11 класс).

1. Какие жизненные впечатления М.А.Булгакова нашли отражение в романе? Почему роман не был полностью опубликован при жизни писателя, а публикация отрывков в 20-е года вызвала шквал резко негативных откликов? Какова позиция автора в оценке Гражданской войны и её движущих сил? Время и место действия. Что интересного, необычного в их обозначении? Какова роль эпиграфа романа? Какие контрастные образы – символы использованы писателем? Как включается в них образ Дома?

2. Идеал Дома в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Почему после публикации романа в 1966 году писателя нередко упрекали едва ли не в мещанстве, обывательщине? Чему противостоит Дом в романе? Как он описан? Какова роль великих творений искусства? Какие философско-насыщенные образы-символы использованы в описании Дома?

3. Дом как сохранение культуры человеческих отношений. Во что верят,  что отстаивают, что не приемлют герои романа? Что свойственно всем обитателям Дома? Каково отношение автора к ним и как оно выражается? Идеализирует ли их писатель? Поэзия и юмор в раскрытии характеров. Вера и любовь в жизни героев.

4. Что вкладывает Булгаков в понятие «Дом»? В хаосе трагических событий эпохи дом Трубиных – это…(сформулируйте и раскройте каждое положение).   Смысл названия романа. Роль образа Дома в глобальном конфликте Добра и Зла, в раскрытии идеи произведения.

Дом в романе Ф.А.Абрамова «Дом» ( 3 группа – 11 класс).

1. Почему роман, завершающий трагедию о судьбе русской деревни, называется «Дом»? Дайте все толкования заглавия, подтверждая их цитатами  из текста. Какой из пекашинских домов ближе всего идеалу автора? Мастерство бытописания. Использование образов-символов.

2. Трагедия русской деревни как большого крестьянского дома. Чем держалась деревня на «путях-перепутьях» истории?  Каково ёе состояние в начале 70-х годов? Раскройте на материале романа его причины: социально-политические; экономические; исторические; духовно-нравственные. Какие из них кажутся вам самыми важными?

3. Разрушение дома народной души. Чем вы объясните  состояние семьи Пряслиных, которая в предшествующих романах  была нравственным эталоном деревни? Дайте духовный потрет Михаила, Петра, Егория. Счастливы ли герои? Какие христианские заповеди нарушает каждый из них? Кто из персонажей романа живёт или стремится жить по этим заповедям? Могут ли они повлиять на состояние Дома? Согласны ли вы с этим критическим высказыванием  о романе: «Ф. Абрамов написал произведение, отмеченное печатью уныния, тоски, безысходности?» С каким чувством вы закрыли роман?

4. Можно ли возродить  порушенный Дом? Какие пути к этому намечаются и проверяются в романе? Какой из них кажется вам наиболее убедительным? В чём причина перелома, происшедшего в душевном  состоянии героев? В одном из интервью писатель сказал: «Россия прощается и прощается навсегда со своей тысячелетней избяной историей». Такова ли ваша главная мысль после прочтения романа?

Задание «биографам», «исследователям», «литературоведам», «историка»:

1.) Изучать литературу по проблеме её исследования

2.)Подготовить доклады по теме

3.)Подготовить тезисы к докладам

4.) Подобрать к докладу эпиграф, найти иллюстрации, фотографии, отображающие ту эпоху

5.) Подготовить тезисы к докладам

     Третий этап «Оценка подготовительной      работы»

(3 четверть).

Задачи:

1. Разработать требования к работам и критерии их оценки.

2. Проанализировать выполнение проектных заданий.

3. Обсудить достигнутые результаты.

Результат работы третьего этапа:

1. Требования к работам, допускаемым к защите на симпозиуме.

2. Критерии оценки работ и начисляемые баллы.

3. Готовность каждой творческой группы к защите проекта.

 Четвёртый этап «Защита проекта и    рефлексия»

                  (4 четверть).

 Задачи:

1. Определить итоговую форму и план работы по защите проекта.

2. Продумать оценку работы каждой творческой группы на самой защите.

Результат работы четвёртого этапа:

Оценка работы творческих групп на защите проекта.

1) Значимость и актуальность выдвинутых проблем.

2) Использование методов исследования и обработки полученных результатов.

3) Активность каждого участника в создании проекта.

4)  Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний других предметных областей.

5) Характер общения в группе.

6) Уровень владения материалом по проблеме исследования —  умение донести его до слушателей.

7) Умение отвечать на вопросы оппонентов (лаконичность, аргументированность и т. д.).

 8) Эстетика оформления проекта.

 

Подготовка к защите проекта.

  1. Защиту проекта провести в форме симпозиума.
  2. На уроках информатики распечатать программу симпозиума.

           Программа симпозиума.

               «Образ Дома в русской литературе»

                                       Дверь отперта. Переступи порог.

                                       Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

М.Волошин «Дом поэта»

1) Вступительное слово учителя «Свет родного дома».

2) Викторина.

3) Доклады:

а) «Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома»

б) «Судьба Дома в литературе 20 века»

в) «Образ Дома в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» »

г) «Исследование образа Дома в романе М.А.Булгаков «Белая гвардия»

д) «Дом в романе Ф.А. Абрамова «Дом».

4)Обсуждение докладов (тезисы, выводы).

              Примерные тезисы и выводы симпозиума.

Тезисы к докладу «Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома».

1.Мотив дома является одним из ведущих в русской литературе  19 века.

2. Роль описания дома в произведениях русских классиков:

  1. Изображение места действия происходящих событий;
  2. Отражение сущности человека, приём характеристики героя;
  3. Средство раскрытия внутреннего, духовного мира  персонажа.

3. В творчестве русских писателей 19 века происходит неуклонное расширение смысла, вкладываемого в понятие «Дом».

— жилище, несущее отпечаток личности;

— атмосфера дома как раскрытие духовного облика семьи: изображение быта, а через него  бытия, особого  уклада, традиций, норм и ценностей, стиля жизни.

— внутренний, духовный мир человека (дом души).

— место, выполняющее определённые функции (дом творчества, дом знаний, дом торговли).

4. Типичность, характерность уклада дома для определённой среды; времени (дворянский дом, летний дом).

5. Широчайшее обобщение: Дом – Россия.

                              Тезисы к докладу.

                 «Образ Дома в литературе 20 века».

Образ Дома в литературе 20 века многозначен:

Дом – центр мира

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – мечта

Дом – жилище, местообитание

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных  событий.

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела

Дом – состояние деревни 70-80 годов

Дом – разлад с собой и миром

Дом – совесть

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение

Дом — Россия

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

Публикации раздела Литература

Загородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, — это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Усадьба Ясная Поляна. Фотография: Игорь Низов / фотобанк «Лори»

Одним из известных дачников был Лев Толстой. Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна, где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина — одного из героев романа
«Анна Каренина».

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей»

Для Лёвина усадьба — это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных — они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее».

Иван Тургенев

Усадьба Спасское-Лутовиново. Фотография: Марина Славина / фотобанк «Лори»

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». — Прим. ред.) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу — словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий — так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал»

Читайте также:

  • Дом-музей. Как при жизни…
  • Магия русской усадьбы
  • Поэтические места на карте России

Антон Чехов

Усадьба в Мелихово. Фотография: Владимир Литвинов / фотобанк «Лори»

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова. Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

«Так уж лучше это не в Харькове и не где-нибудь в Курске, а здесь, на лоне природы… Поэтично, по крайней мере, даже очень красиво… Здесь есть лесничество, полуразрушенные усадьбы во вкусе Тургенева…»

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово. Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где»

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек — купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.»

Иван Бунин

С.Ю. Пузатых. Усадьба Чубаровых-Буниных в Озерках (фрагмент). 2013. Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина, Елец, Липецкая область

Иван Бунин — представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы — не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина — это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени»

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда — он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, — жизнь для Мити началась тихая»

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты — отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.


Автор: Дарья Лёгкая

Теги:

список книгЦитаты и афоризмыжизнь писателейПубликации раздела Литература

ДОМА И МУЗЕИ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МОСКВЕ

ДОМА И МУЗЕИ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МОСКВЕ

Государственный литературный музей (ГЛМ) (Арбатский район, м. Арбатская и Баррикадная) — крупнейший музей истории русской литературы в России . Основанный в 1931 году, открытый в 1933 году как Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики и объединенный в 1934 году с Литературным музеем Ленина при Всесоюзной библиотеке СССР, музей насчитывает более 700 000 единиц хранения, включая рукописные рукописи, книги первого издания, книги с автографами авторов, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры, архивы издательств, творческих объединений, фотографии, прикладное искусство, памятники культуры и предметы быта, связанные с писателями, сборники афиш, записи фольклора, фонограммы голоса писателей и записанные на видео речи.

Комнаты памяти Гоголя (внутренний Юго-Запад, м. Арбатская) — место, где Гоголь провел последние месяцы своей жизни. Во дворе статуя Гоголя и барельеф с персонажами некоторых его книг.

Дом Горького (Внутренний Северо-Запад, Малая Никитская ул., 6, стр. 2, м. Баррикадная) — место, где пролетарский писатель прожил последние пять лет своей жизни после возвращения из итальянской ссылки. Спроектированный в 1902 году для бизнесмена-миллионера, это роскошный дом с цветочными заборами, мозаикой из пальм и мебелью в стиле модерн. Как сюрреалистическая картина, дом странный и асимметричный. Там есть лестница, которая должна вызвать у вас морскую болезнь. Переднее фойе украшено мраморными волнами цвета морской волны и светильником, напоминающим голову Медузы. Смущенный роскошью, Горький спал в суровой комнате, похожей на монашескую келью. Сообщается, что Сталин покрасил стены ядовитой краской, чтобы вызвать раннюю смерть.

Дом-музей К. С. Станиславского (к северу от м. Арбатская) — место, где великий режиссер, актер и реформатор русского театра провел последние 17 лет своей жизни. Станиславский основал Московский Художественный театр в 1898 году и считается отцом «метода актерского мастерства». Он помог сделать Горького и Чехова популярными и разработал «метод как технику», форму театрального выражения, популярную в нью-йоркской актерской студии в 1950-х и 60-х годах и использовавшуюся такими актерами, как Марлон Брандо, Джеймс Дин, Аль Пачино и Роберт Де Ниро. .

В этом доме с 1921 по 1938 годы жил и работал Станиславский. В 1948 году в здании был открыт мемориальный музей. В нем расположены гостиные Станиславского и его жены Лили, актрисы МХТ, «Онегин-холл», «голубое фойе» и другие помещения. В музее также хранятся исторические и театральные коллекции и антиквариат Станиславского, мебель, книги, костюмы, театральные реликвии и фотографии.

Дом Толстого

Дом Толстого (Внутренний Юго-Запад, ул. Льва Толстова, 21, м. Парк Культуры) — скромный деревянный дом, в котором писатель с семьей останавливался в поездках в Москву с 1882 по 1819 год.01. Расположенный среди сталинских зданий и одного из трех музеев Толстого в Москве, это старый деревянный дом, построенный в 1830 году между церковью и пивоваренным заводом. Он построен из тех же деревянных досок, что и забор, и окрашен в коричневый цвет с зеленой отделкой. В голом грязном дворе несколько берез.

Толстой жил здесь с женой, сыновьями, невестками, внуками и 10 слугами, и кажется, что он может вернуться в любой момент. Обеденный стол накрыт для ужина с двумя супницами (меньшая используется для вегетарианских блюд, которые едят Толстой и его дочь).

Среди экспонатов: оригинальная мебель, тарелка вегетарианского супа, кладовая, где Толстой готовил кофе из желудя, китайский автомат для игры в пинбол, лошадка-качалка, комната здоровья, где Толстой тренировался с усачами, и гостиная, где играли шахматы с Рахманиновым. В главной спальне есть письменный стол, за которым жена Толстого корректировала и редактировала его рукописи. В детских комнатах есть кроватки и раскраски.

Зал, парадная приемная, где Толстой развлекался и читал вслух Чехова, Горького и других писателей. Рояль стоит на медвежьем коврике. На лестнице чучело медведя. На столе в его кабинете лежат корректурные листы «Воскресения», романа, который он закончил незадолго до смерти. Ближе к концу своей жизни Толстой был настолько близорук, что подрезал ножки своего рабочего стула, чтобы видеть бумаги на своем столе.

Толстой всегда считал, что человек не может быть счастлив вдали от природы. Поэтому он хотел место в Москве, которое все еще было в основном сельским. В своем дневнике Толстой записал: «Месяц я провел в самом мучительном в своей жизни», наконец «Нашел в Хамовниках дом, который сохранил сады, огороды, а остатки некогда были загородными усадьбами. Участок с домом, принадлежавший скромному коллежскому секретарю Арнаутову, — малая часть некогда обширного и великолепного усадебного парка знаменитого Голицына».

Переехав с семьей из Ясной Поляны в Москву в 1881 году, Толстой через год купил имение в Хамовниках, районе, известном своими ткачами с XVII века. Главный дом, построенный между 1800 и 1805 годами, окружен флигелем, конторами, большим садом с беседкой, колодцем и насыпной горкой. В августе-сентябре 1882 года по указанию Толстого дом был отремонтирован и значительно расширен. Он также выбрал большую часть мебели. Семья жила в Хамовниках до 19 лет.01, но проводили лето в Ясной Поляне. В последний раз Толстой посетил усадьбу в сентябре 1909 года, за год до своей смерти.

В доме жили десять из 13 детей Софьи Андреевны и Льва Николаевичей: дочери Татьяна, Мария и Александрия и сыновья Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил, Алексей и Иван. В 1920 году коммунистическое правительство издало декрет о национализации дома Льва Толстого. В 1921 году здесь был открыт музей. В нем собрано более 6000 подлинных предметов, принадлежавших семье.

Музеи Толстого

Музей Толстого (Внутренний Юго-Запад, ул. Льва Толстова, 11, м. Кропоткинская) находится рядом с Домом Толстого и провозглашен «материальным воплощением той жизни, которую Толстой знал и описывал в своих произведениях». Толстой здесь никогда не жил. Это показной желтый особняк, который во многом олицетворяет все то, что Толстой ненавидел в конце своей жизни. Есть фотографии автора и его друзей, а также некоторые рукописи, старинная мебель и другие предметы, связанные с писателем. В музее Толстого есть рассказ автора о сове и царском орле под названием «Естествознание».

Государственный музей Л. Н. Толстого (ул. Пречистенка, 11/8, м. Смоленская) был открыт в 1911 году, через год после смерти Толстого, поклонниками, желавшими сохранить память о нем. После революции 1917 года были угрозы закрыть музей, но этого не произошло, потому что сам Ленин уважал творчество Толстого. В 1918 году Наркомпрос подписал охранную грамоту, обеспечившую выживание музея.

Музею удалось получить право пользования особняком на Пречистенке, чего хотели многие. По указу Ленина этот дом был национализирован в 1919 г.20. Литературный музей на Пречистенке был объединен с особняком «Хамовники», а с 1939 г. в этом комплексе находится Государственный музей Льва Толстого, официально открытый в 1920 г. Сергеем Толстым, сыном писателя. (сын гения) возглавил церемонию открытия. В музее можно увидеть портреты писателя, написанные в разные периоды его жизни разными художниками. Здесь есть черновики произведений Толстого, относящиеся к его детству, дагерротипы и грампластинки, личные вещи и огромная коллекция иллюстраций.

Музей-квартира Достоевского

Музей-квартира Достоевского (Внутренний Северо-Запад, м. Менделеельская) — место, где родился Достоевский. Именно на территории больницы работал отец Достоевского, и Достоевский играл в детстве. В конце 1990-х годов музей был закрыт и находился на реконструкции.

Музей-квартира Ф. М. Достоевского является филиалом Государственного литературного музея им. Он занимает бывший флигель Мариинской больницы для бедных. У семейного врача М. А. Достоевского, отца писателя, была небольшая двухкомнатная квартира на первом этаже. . Писатель Ф.М. Достоевский родился в противоположном флигеле и жил в двухкомнатной квартире с 1823 по 1837 год, когда в 15-летнем возрасте уехал в Петербург9.0007

Музей-квартира Достоевского открыт в 1928 году. Обстановка отреставрированной квартиры основана на воспоминаниях брата писателя А.М. Достоевского. В экспозициях дома-музея использованы мебель, редкости, портреты родителей, родственников и Ф.М. Достоевского, бронзовый канделябр, семейная Библия и черновик первой книги Достоевского «Сто четыре Избранных Ветхого Истории и Нового Завета».

Пушкинский дом

Пушкинский дом (Внутренний Юго-Запад, ул. Арбат, 53, м. Бауманская) — здесь в барочном здании три месяца жил Пушкин. Вход через сувенирный магазин и подземный туннель. Посетители надевают войлочные тапочки и любуются паркетными полами и залами с высокими потолками. В доме нет ни кроватей, ни предметов быта, зато много письменных столов. по общему мнению, все имеют отношение к писателю.

Также известный как Мемориальная квартира Пушкина и Дом-музей В. Л. Пушкина, этот
музей расположен в желтом старом арбатском доме, куда поэт впервые привел свою жену Н. Н. Гончарову. Постоянная экспозиция посвящена взаимоотношениям Пушкина и Москвы. Есть мемориальные комнаты для семьи Пушкиных. Среди экспонатов – прижизненные портреты Пушкина, пушкинская иконопись, коллекция иллюстраций, связанных с его произведениями, портреты современников поэта и виды Москвы и Петербурга.

Экспонаты первого этажа посвящены теме «Пушкин и Москва»: здесь представлены экспонаты пушкинской эпохи в Москве. Вы сможете увидеть портреты и скульптуры великого поэта и его друзей и современников, гравюры и литографии Москвы и Петербурга. На втором этаже находится квартира Пушкина, где сотрудники музея постарались максимально точно воссоздать обстановку, в которой жили Пушкин и его невеста после свадьбы.

Музей Пушкина и место его свадьбы

Государственный музей А. С. Пушкина (Внутренний Юго-Запад, Улица Причистенка, м. Кропоткинская) находится рядом с Музеем Толстого и содержит некоторые рукописи и мебель автора. Пушкин не имел никакого отношения к зданию, которое было открыто в середине 1990-х годов со стеклянным атриумом после трехлетней реставрации.

На выставке представлены портрет Пушкина в возрасте трех лет, его посмертная маска, письма и рукописи. Есть также экспонаты об известных людях, знавших Пушкина и 19костюмы ХХ века на фигурах в натуральную величину. Особняк 19-го века с 15 комнатами, в котором находится музей, также представляет собой зрелище. Есть новые люстры и шторы, а также театр на 250 мест, специальный детский центр, кафе и ресторан. Регулярно проводятся лекции и презентации произведений поэта.

Церковь Вознесения Господня (Внутренний Северо-Запад, м. Баррикадная) — здесь в 1831 году обвенчались Пушкин и его возлюбленная Наталья Гончарова. Пушкину было 27 лет, когда он решил осесть. Его невеста — 16-летняя Наталья Гончарова — считалась самой красивой женщиной России пушкинского времени. «Я не верю, что был хоть один мужчина, который не влюбился бы в нее», — писал один летописец. Однажды к ней подошел тринадцатилетний мальчик и сказал: «Сейчас я должен сказать тебе, что люблю тебя, потому что скоро мне нужно ложиться спать».

Дом Чехова

Дом Чехова (Внутренний Северо-Запад, Садовое кольцо, 6, м. Баррикадная) — музей красной лепнины, где Чехов некоторое время жил со своими сестрами. Оригинальная дверная табличка с надписью «Доктор А. П. Чехов» сохранилась. Официально известный как Дом-музей А. П. Чехова, он открыт только по предварительной записи.

Мемориальный зал музея выглядит так же, как и при жизни Чехова. Кабинет и спальня писателя, комната его брата и сестры и гостиная восстановлены по рисункам и описаниям самого Чехова. В кабинете Чехова находится чернильница с бронзовой фигуркой коня, подарок больного, которого Чехов лечил бесплатно. На его столе фотография с автографом Чайковского. Чехов был большим поклонником композитора; Он посвятил композитору сборник рассказов «Хмурые люди» и был потрясен, когда Чайковский в Кудрино навестил его.

В трех залах дома и флигеля размещена историко-литературная экспозиция, посвященная жизни Чехова и его писательскому творчеству с 1879 по 1904 год. Здесь представлены портреты, автографы, черновики, первые издания произведений, редкая коллекция фотографий писателя и его сподвижников, афиши. В гостиной несколько картин художника Николая Чехова.

Квартира Солженицына

Бывшая квартира Александра Солженицына (ул. Тверская, дом 12, строение 8, подъезд 14, квартира № 173, 100 метров к юго-западу от станции метро «Охотный ряд») была открыта как музей в 2018 году. Эмили Коуч писала в Moscow Times : «Когда вы войдете во двор рядом с Тверской улицей, вы, вероятно, будете недоуменно смотреть в свой телефон, думая, что Google Maps ввел вас в заблуждение. Но, несмотря на скромный характер, в этом тихом жилом анклаве находится квартира-музей самого культового писателя-диссидента советской эпохи: Александра Солженицына. В самом конце 2018 года вдова Солженицына Наталья и их сыновья открыли для публики свою бывшую московскую резиденцию как Музей-квартиру А. И. Солженицына. Это первый в столице музей, посвященный жизни нобелевского лауреата. [Источник: Эмили Коуч, Moscow Times, 26 февраля 2019 г.

«Когда вы приедете в здание, вы должны ввести код, написанный на двери. В динамике будет трещать голос охранника и спрашивать, чего вы хотите (ответ, конечно же, что вы пришли посмотреть квартиру-музей). В конце концов он откроет дверь. Как только вы окажетесь внутри, указатель направит вас к квартире 173, куда ведет винтовая лестница.

«Посетители могут посещать музей только в сопровождении гида, поэтому вам нужно либо позвонить заранее, чтобы забронировать экскурсию, либо прийти в часы работы и узнать время следующей экскурсии со свободными местами. Туры длятся около 90 минут. Билеты стоят 200 рублей. Когда приезжала The Moscow Times, экскурсию вела восторженный гид по имени Даша, которая знала историю Солженицына до мельчайших подробностей.

«Музей — настоящая святыня великого русского писателя, в нем представлено все: от куртки, которую он носил в казахстанском лагере, до копий домашних заданий его детей, которые он сам исправил. Он состоит из семи комнат, каждая из которых представляет собой отдельный период жизни Солженицына. Помимо необходимых дополнений информационных табличек и стеклянных витрин, квартира осталась почти такой же, какой она была при его жизни. Заключительный зал, представляющий возвращение автора в Россию в XIX в.90-х, есть фотография, на которой автор сидит за столом и сейчас выглядит точно так же, как и тогда. В подъезде, из которого был арестован автор, по словам Даши, сохранился оригинальный паркет.

В то время как музей изобилует предметами и фотографиями, для оценки которых не требуется свободное владение русским языком, предостережение нерусскоязычным посетителям: экскурсии и информационные стенды ведутся исключительно на русском языке. Открытие Квартиры-музея последовало за открытием памятника писателю в Таганском районе Москвы 11 декабря, а в 2017 году — Дома русской эмиграции имени Александра Солженицына. Но это не первый музей, посвященный жизни нобелевского лауреата. Эта награда принадлежит Музейно-культурному центру А. И. Солженицына в Кисловодске, расположенному в доме его детства.

Люк Марч, профессор советской и постсоветской политики Эдинбургского университета, заявил The Moscow Times, что на Западе Солженицын «несомненно утратил влияние. Отчасти это связано с тем, что он сосредоточился на СССР, который теперь гораздо меньше является объектом расследования или беспокойства». В России, добавил он, он остается предметом гордости. Посетители музея подтвердили это мнение. Анна Зубковская, учительница английского языка из Ярославля, посетившая музей со своим сыном, рассказала The Moscow Times: «В прошлом году мой сын спросил меня об Александре Солженицыне, его книгах и моем отношении к ним. Я предложила ему сначала прочитать их, а потом мы поговорим об этом… А квартиру-музей надо было посетить, тем более, что она новая». Анна подарила сыну на Рождество «Архипелаг ГУЛАГ» и сказала, что он был «впечатлен» тем, что узнал о его авторе в музее. по правде говоря, несмотря на давление и ужасы, которые ему пришлось пережить. Одинокий и воинственный, он требовал этой правды в литературе и в жизни — за это мы его и уважаем».

Дом-музей Бориса Пастернака

Дом-музей Бориса Пастернака (в подмосковном Переделкино) — место, где жил писатель Борис Пастернак, живший здесь с 1936 года до своей смерти в 1960 году. Самый известный писатель России 20 века. , Пастернак, был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1958 году прежде всего за «Доктора. Живаго», исторический роман, изображающий большевистскую революцию в несколько негативном ключе. Коммунистическое правительство заставило Пастернака отказаться от награды. из 70. Сохранилась скромная коричневая дача, где жил Пастернек. У него белая отделка и эркеры, и он остался почти таким же, каким он был в день его смерти в 19 году.60. Вы можете видеть его смертное ложе, а также его пальто, шарф, кепку и сапоги. Дом окружен густым лесом из сосен и елей.

«Доктор Живаго» был опубликован за границей в 1957 году, но был запрещен в Советском Союзе до 1988 года.

Это великий роман-эпопея в традициях Толстого, фоном которого стала большевистская революция. По нему был снят получивший признание фильм, получивший премию «Оскар», с Омаром Шарифом и Джули Кристи в главных ролях. Хотя Пастернак известен в основном благодаря доктору Живаго, он также был опытным поэтом-романтиком, переведшим на русский язык многих иностранных авторов. Борис Пастернак жил и писал «Доктора Живаго» в голубом доме на улице Ленина, недалеко от угла Голгова в сибирском городе Пермь. Город Юрьятион в романе действительно Пермь.

В Переделкино Пастернак жил на два дома. Сначала у него был большой загородный дом с большим участком земли, но он не понравился писателю, поэтому в 1939 году он переехал в дом поменьше на небольшом участке земли с соснами. Друзья писали, что поэт очень любил это место и любил там заниматься садоводством. На этой даче Пастернак закончил «Доктора Живаго» в 1941 году, создал цикл стихов «Переделкино» и перевел английскую и немецкую классику Шекспира и Гёте.

Здесь узнал, что он получил Нобелевскую премию по литературе в 1958.

Жена Пастернака Зинаида жила с ним в доме. Среди литераторов, приезжавших к нему в гости, были Ахматова, Чуковский, Вознесенский и Евтушенко. Пастернак умер здесь, в своем доме в Переделкино, и был похоронен на кладбище в Переделкино. После его смерти в доме жили его жена, сын и дочь Наталья Леонид. Посетители появляются в доме, и иногда члены семьи и поэты города проводят экскурсии. В 1984 году дом отобрали у семьи Пастернаков, потому что он не был их собственностью, а принадлежал Союзу писателей, а Пастернака в то время еще не любило коммунистическое правительство.

Благодаря усилиям ученого Лихачева и поэтов Евтушенко и Вознесенского дача Пастернака в Переделкино была открыта как официальный дом-музей в феврале 1990 года, к столетию со дня рождения писателя. Родственники и друзья поэта помогли воссоздать первоначальную атмосферу места. Стены украшали картины отца поэта, искусствоведа Леонида Пастернака, известного своими иллюстрациями к произведениям Льва Толстого.

Картина висела в доме, говорят, та самая, что висела при жизни Пастернака.

Во время экскурсии по дому-музею посетители знакомятся не только с бытом, но и с любимой музыкой и его стихами. Долгое время директором музея была Наталья Пастернак, жена младшего сына Пастернака. Она руководила музеем более двадцати лет. В настоящее время хранителем дома-музея является ее дочь, внучка поэтессы Елена Пастернак. Постоянные посетители допускаются в дом не более чем на 15 минут. Если вы заказываете экскурсию, вы можете остаться около часа. Загляните на сайт дома-музея. В доме регулярно проходят музыкальные и поэтические чтения.

Источники изображений: Wikimedia Commons

Источники текстов: Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (официальный туристический сайт России russiatourism.ru), сайты правительства России, ЮНЕСКО, Википедия, путеводители Lonely Planet, New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, National Geographic, The New Yorker, Bloomberg, Reuters, Associated Press, AFP, Yomiuri Shimbun и различные книги и другие публикации.

Обновлено в сентябре 2020 г.


Дом у Двины: русское детство Евгении Фрейзер

Дем

1 184 отзыва1 094 подписчика

29 ноября 2019

Дом у Двины — прекрасно написанные мемуары о двух семьях, разделенных культурой, но связанных русско-шотландским браком, и если бы я мог порекомендовать одну книгу читать в декабре, то это было бы так.
Юджини Фрейзер выросла в России, и эта история рассказывает о ее раннем детстве в России. История начинается со встречи ее родителей в Шотландии, где ее мать Нелли встречает на улице своего отца Германа Шольца, молодого немецкого бизнесмена, и они влюбляются друг в друга, женятся и возвращаются в Архангельск, портовый город недалеко от Полярного круга, где они начнут свой брак вместе.

Мне очень понравились эти мемуары, они настолько изобретательны, а сцены Русской зимы захватывают дух. Одно из описаний «Путешествия на поезде» в первых главах, которое привлекло меня, было ;

» Вечные телеграфные столбы, мелькающие станции, аккуратные квадратные штабеля бревен, высоко сложенные на разъезде, и всегда, всегда мороз. Бесконечные ряды берез, их кудрявые головы, посеребренные морозом, заснеженные сосны, стоящие близко друг к другу в глубоком зимнем сне……………

Меня поразил рассказ о путешествии бабушки Евгении в Санкт-Петербург молодой замужней женщиной, чтобы спасти своего мужа, которого вот-вот отправят в Сибирь. Это мучительное путешествие так хорошо описано в книге, что вы проходите через каждую милю этого путешествия, и к концу вы шевелите пальцами ног, чтобы убедиться, что нет обморожения.

В этой книге так много всего, она наполнена историями из русской жизни, чудесными рождественскими сценами, религиозными праздниками и многим другим.

Если вы любите русские сказки начала 20 века и хотите, чтобы вас привлекла хорошая книга, в которой герои оживают, то эта книга для вас.

Замечательный аромат, который поможет настроиться на месяц вперед.

    5-звездочное избранное рекомендуется

Крисси

2 719 отзывов1 473 подписчика

2 августа 2009 г.

Страница 225: Мне действительно нравится эта книга. Это из-за того, что я ценю то, что Оскар уничтожил? Я так не думаю! Обещаю — это моя последняя цитата:

«Мы провели в монастыре несколько дней….. В трапезной стояли длинные столы с расставленными вокруг них табуретками. В центре комнаты, стоя за молельным столом, монахиня во время трапезы читала отрывки из Библии Помнится, первым блюдом был наваристый рыбный суп, известный как «уха», с плавающими в нем кусочками фукха и картошкой. Я вполне мог бы насладиться им, если бы не то, что каждую тарелку нужно было делить на троих. и еще людей. Я был не так уж прочь разделить суп с моей ближайшей соседкой, свеженькой молодой монахиней, но против меня сидела старая и не особенно опрятная богомолка, которая капала и громко причмокивала…»

Вот и все. больше цитировать не буду. Я не хочу иметь проблемы с плагиатом! Я НЕ добавил новых фотографий маленького негодяя Оскара на свои фотографии профиля.

Страница 222: Вы знаете, я действительно люблю эту книгу. Дорогой маленький Оскар, мой трехмесячный щенок стащил его со стола и с большим удовольствием рвал его, пока я чистила зубы! На самом деле я могу продолжить на странице 328 из 335. Он уничтожил начало и конец книги. Я нашел слово ЭПИЛОГ. Из последних 7 страниц ничего не читается. Эй, я говорю себе, что все еще могу читать со страницы 222 до 328, и ЭТО ТОЛЬКО КНИГА! Сначала я думал, что куплю еще один, но, черт возьми, он у меня в голове! Может быть, кто-нибудь может заполнить меня на последних 7 страницах…..

Стр. 166: Цитата, раскрывающая характер всего одного из этой большой, причудливо замечательной семьи:

«Жил-был огромный тигроподобный кот, янтарные глаза которого пристально смотрели на многочисленных белок, которых держал дядя Саня. Эти животные пушистыми хвостиками прыгали по мебели, щелкали орехи, разложенные на столе, тихонько щелкали и развлекались тем, что бегали взад и вперед по стенам, отрывая полоски бумаги».

Я на странице 154: Мне очень нравится эта книга. Письмо великолепное. Он рисует картину русского пейзажа — сверкает снег, звенят колокольчики, тепло дышит конями. Я бы никогда не хотел видеть это как фильм; картины, которые автор нарисовал для меня, будут уничтожены. Живо, пронзительно и с любовью изображен русский характер. Люди со всеми их прелестями и недостатками становятся реальными. Я продолжаю думать, что должен процитировать несколько строк, но какие выбрать? Те, которые интересно описывают тройку, или катание на санях по замерзшей реке и вокруг острова, закутанных в меха, или добрую женщину, которая «куда бы она ни пошла и кого бы ни встретила, излучала тепло и ласку». Что бы я ни цитировал, вы не поймете, если не прочитаете книгу! И я думаю, Боже мой, эта книга, о которой никто не говорит, просто была там, и я случайно нашел ее. Что еще мне не хватает! Какая удача, что я нашел его. Если вас интересует Россия, прочтите эту книгу. И НИКОГДА не тянет.

Только что нашел это в букинистическом магазине; Я искал Земиндар Фитцджеральда, но не нашел! Во всяком случае, это выглядит на самом деле так же хорошо! Я редко нахожу то, что ищу.

    био избранное Великобритания

6 января 2011 г.

Я не могу сказать достаточно об этих мемуарах. В ней есть все — острое ощущение места и времени, экзотическая местность, катастрофические события, а также подробные изображения русской культуры (крестины, именины, Рождество, Пасха, еда на этих мероприятиях, быт и т. д.). .), также приезды и отъезды большой расширенной семьи (со всеми их причудами и историями — и в России, и в Шотландии), не говоря уже о домашней прислуге и друзьях семьи.

Как будто этого было недостаточно, Фрейзер с мельчайшими подробностями описывает русский пейзаж, смену времен года и реку, которая играет такую ​​важную роль в их жизни. Я был совершенно потрясен ее картиной зимних вечеров, проведенных в полете по замерзшей реке в санях, запряженных лошадьми. Рассказ о ее бабушке, молодой жене, беременной на большом сроке, совершающей мучительный и долгий путь на санях, едва останавливающейся, а иногда чуть не обмороженной, чтобы ходатайствовать перед царем за приговоренного в Сибирь мужа, — тоже звездная, и только один из многих, многих рассказов в этой книге.

Мне понравилось, очень рекомендую, перечитал бы еще раз. Моя благодарность Бетти, которая подсказала мне это.

    избранное мемуары-биография

Бриджит

932 отзыва86 подписчиков

13 сентября 2012 г.

Домик в прерии, революционный русский стиль. Множество членов семьи, семейных традиций и знаменательных событий, увиденных глазами ребенка, завораживают умелым повествованием и экзотической, далекой (как по времени, так и по расстоянию) обстановкой.

Когда я читал эту книгу, меня поразила мысль, что когда-то Европа, выражаясь метафорически, была намного меньше. Все главы государств были родственниками друг друга, и русские дети ходили в школу-интернат в Латвии, а Хельсинки был практически пригородом Санкт-Петербурга. Очаровательный. Я понимаю, что эта книга полностью односторонняя, но я надеюсь, что никогда не узнаю, что ее мемуары были искажены или манипулированы, кроме того факта, что они были написаны через призму 1980-х годов. Я был так очарован историей этой женщины — когда вы в последний раз слышали, как носитель английского языка рассказывал вам о том времени, когда они голодали, пока большевики захватили их арктическую деревню? Я так и думал.

    2012

6 сентября 2009 г.

Это увлекательные мемуары, начинающиеся с лет, предшествовавших русской революции, до 1920 года. Действие происходит в основном в российском арктическом городе Архангельске. Поскольку автор наполовину русский, наполовину шотландец, интересно посмотреть, как взаимодействуют две культуры. Много интересных подробностей о семье и традициях, о войне и революции. У автора очень простой, прозаический стиль, который делает чтение легким, но интригующим.


    24 апреля 2016 г.

    «Дом на Двине» — восхитительные мемуары, написанные русско-шотландкой Эжени Фрейзер. Женя родилась в родном городе ее отца Архангельске на реке Двине. По русскому обычаю, отец Жени, Герман Шольц, привез свою новую шотландскую жену Нелли из ее дома в Броти-Ферри, Шотландия, чтобы жить в своем доме в Архангельске, на северо-западе России. Эта книга охватывает период с 1904 по 1920 год, включая русскую революцию (с 1914 по 1917 год). Большая семья владельцев мельниц живет в поместье, принадлежащем очень знатной семье. Женя живет со своим братом Германом и двоюродными братьями и сестрами в детской, где в разное время работали Молочная мать, Няня, Гувернантка и Учительница. Помимо большого главного дома с несколькими флигелями, есть летний домик, сторожка, сады и т. д.

    Женя вырос в сказочном мире среди представителей высшего сословия — членов королевской семьи, дворян-землевладельцев и духовенства, составляющих 12,5% царской России. Хотя у нее было несколько встреч со средним классом 1,5%, который состоял из торговцев, бюрократов, профессионалов, и несколько встреч с 4% рабочим классом: фабричные рабочие, ремесленники, солдаты, моряки, насколько я помню, у нее было мало , если какие встречи с крестьянами: 82% — помещики и безземельные крестьяне. Учитывая это, она очень мало осознавала или понимала социальные потрясения, которые вызовут русскую революцию, которую ей пришлось пережить в детстве.

    Мы с Женей бежим из Архангельска вместе с братом, тетей и двоюродными братьями в связи с потерей семейного очага и отъездом любимой бабушки (бабушки). Мы следуем за ней через грызущий ногти и опасный путь в Норвегию.

    Захватывающие изображения русской зимы в Архангельске в исполнении Евгении не поддаются описанию. Катание на тройках, катание на санках по заснеженному берегу и по замерзшей Двине зимой, а летом, русские бани (бани), благоухающие ухоженные сады и дети, загорающие на огромных валунах, выстроившихся вдоль берега реки. Читатели не просто читают о них, но нюхают и чувствуют их. Ее способность пробуждать чувства почти непревзойденна.


      Lilisa

      408 отзывов59 подписчиков

      17 августа 2014 г.

      Замечательная и увлекательно написанная книга с прекрасным развитием персонажей. В нем рассказывается история автора, выросшего в Архангельске, Россия, в любящей, теплой и богатой традициями семье. Это дает читателю удивительное представление о том, какой была тогдашняя Россия – веселье, смех и веселье, связанные с богатым и комфортным образом жизни – по крайней мере, для семьи автора, как русской, так и шотландской. Удивительно красиво написанная автобиография с ярко окрашенными описаниями жизни, прожитой во времена года у реки Двины – времена года действительно чувствуются – когда пробуждается весна, уступая место теплу лета и белым ночам, за которым следует осенняя фаза, ведущая вплоть до темных и экстремально ветреных холодных зим. Очень понравились картины, написанные о зимних путешествиях и праздничных торжествах. Последовавшие за этим тяготы и трагедии еще более остро ощущались на фоне прежнего образа жизни. Автор, ее семья и друзья переживают неимоверные лишения, разрушения и гибель людей, и мы испытываем каждое чувство отчаяния и надежды — вместе со всеми персонажами. Прекрасная книга, которую хочется перечитывать снова и снова.

        2013 фавориты всех времен-2013

      Лаура

      6 860 отзывов555 подписчиков

      2 февраля 2012 г.

      Только что прибыл из Греции через BM.

      Великолепная книга Эжени Фрейзер, которая рассказывает свою автобиографию в России в 1905 и 1920 годах.

      Ее мать была шотландкой, а его отец русским, и они живут в Архангельске, Россия.

      В качестве исторической справки автор описывает войну с Германией, революцию, убийство царя, отступление союзной интервенции и то, как русский народ пытался выжить в период голода.

      Продолжение этой книги Остатки Двины

        bookmooch family-saga history

      Тони

      536 отзывов47 подписчиков

      10 июня 2009

      Я прочитал это чудесная книга много лет назад, но не мог вспомнить название — это было в предыдущем издании (в твердом переплете). История детства автора в первые годы ХХ века. Евгения Фрейзер выросла в Архангельской области России, вдоль реки Двина, и некоторое время проводила в доме детства своей матери в Шотландии. Отличный текст и историческая перспектива.

        биография-мемуары история россия

      Пилар

      301 отзыв12 подписчиков

      12 января 2017

      Мемуары, похожие на художественное произведение, на роман.

      Мне понравилась его структура, которая сочетает в себе кольцевую структуру (первая часть) с линейной (остальная часть книги), а также с большим количеством ретроспективных и некоторых ретроспективных устройств. Мне также понравились описания природы в связи с погодой в разные времена года, особенно на Двине. Течение времени отражается и в фиксированных празднованиях в течение года: Рождество, Карнавал, Великий пост… Места, природа и городские пространства как в России, так и в Шотландии тоже очень важны. И очень интересно мне изображение обычаев (одежда, средства передвижения, еда, обряды, поговорки…).

        мемуары, повествования женщин-писателей

      Али

      1242 отзыва334 подписчика

      2 апреля 2008 г.

      Это увлекательные и чрезвычайно читаемые мемуары. Эжени Фрейзер — урожденная Евгения Шольц в Архангельской России в 1906 году, старший ребенок русского отца и матери-шотландки, раскрывает мир, занесенный в учебники истории. Самовары, волки, набитые мехами и тюками нарты, мчащиеся сквозь арктическую зиму, женщины, купающиеся обнаженными в реке незамеченными и нетронутыми, — вот лишь некоторые образы, с которыми эта книга оставляет читателя. Реалии войны и революции описываются с какой-то детской правдивостью, которая ужасно пронзительна. «Дом у Двины» — это прекрасно рассказанная история необычной семьи.


        18 апреля 2018 г.

        Эта книга описывается как «захватывающая». Ну, я думаю, что нет. Редкость диалогов — практически полное отсутствие разговоров — усложняло начало игры. Эта книга была написана примерно через шесть десятилетий после событий, описанных в ней с такими подробностями, и как автор запомнил все эти имена, я не могу себе представить. Во всем этом есть что-то неубедительное.

        Единственная часть, которая хоть как-то привлекла внимание, была в самом конце, когда она убегала из адской дыры, в которую погружалась Россия


          20 июня 2011 г.

          Прекрасные воспоминания, полные маленьких радостей, больших событий и двух семей среди революции, войны и изгнания. Письмо превосходно, и истории застанут вас врасплох. Очень рекомендуется.

          Более подробный обзор можно найти здесь:
          http://www.epinions.com/review/Eugeni…

            Документальная литература 19-го века 20-го века

          11 ноября 2012 г.

          Я прочитал это с интервалом, вероятно, из-за перебора русской литературы. Сомневаюсь, что эту книгу можно было бы считать литературой, поскольку автор частично русский, частично британец. Но это интересно еще и потому, что полностью автобиографично. До недавнего времени я не знал, что союзные войска высадились под Мурманском и Архангельском во время Первой мировой войны.0007


            11 августа 2016 г.

            Это история одной русской девочки, лишенной невинности в раннем возрасте, история выживания во время смуты, из которой даже воспоминания должны быть смыты судьбой, как и большинство погружаются на шесть футов в безмолвное присутствие их безвременной смерти.

            Эти мемуары отражают образ жизни Эжени Фрейзер , рассказывающий историю. ☾☯

              2013-полочная историчность в облаке-ридер

            Элиза

            165 отзывов27 подписчиков

            15 марта 2016 г.

            Красивое описание северной России, ее людей и быта и костюмов. Мне не хватало эмоциональной напряженности, которой заслуживают многие ситуации. Например, я не огорчился, когда мать и двое детей уехали из России… Читать было нудно и хотелось дочитать до конца. На позитиве я многому научился и это пригодится в других книгах о России.

              2016

            21 июля 2011 г.

            Я действительно читал ее вторую книгу «Дом у Хугли», но не смог найти ее в базе данных. Интересный взгляд на прошедшие дни — самым интересным элементом был ее комментарий о торговле в Индии (ее муж работал с джутом) и о том, что их опыт не был частью мифа об Империи.


              30.08.2014

              Детство автора в России в начале 1900-х. Ее история продолжается через революцию и бегство в Шотландию. Очень интересно, что изменилось в России в то время — очень понравилось. Также понравились два продолжения.

                best-reads

              30 января 2019 г.

              Прекрасные воспоминания о довольно привилегированном детстве в России накануне и во время революции. Мне очень понравилась эта книга.
              Я прочитал эту книгу дважды.


                23 апреля 2018 г.

                Жемчужина: отпрыск богатой русской семьи в Архангельске женится на прекрасной молодой дочери богатого шотландского «собственника и домовладельца» — 1905. (В Шотландии домовой фактор — это агент или стюард, ответственный за сбор арендной платы за дом в поместье.) Эта пара продюсирует нашу героиню Эжени Фрейзер https://www.scotsman.com/news/obituar… — она ​​для меня герой. https://www.amazon.com/House-Dvina-Ru…

                Состоятельные люди живут интересной жизнью и оставляют записи. Нищий? не так много. Это не означает, что в социальной несправедливости виноваты молодые люди, которые в ней родились. Евгения оставила нам прочувствованную книгу, позволяющую заглянуть в революционные времена России изнутри. Взгляд на радостный образ жизни, пока все не рухнуло.

                Первая половина книги напоминает сказку. Великая война 1914 года, за которой последовало восстание большевиков против царя Николая I, положила этому конец. Сон превращается в кошмар, включающий отчаянные бегства и ужасные побеги. Эжени — особенно талантливый писатель; она вдыхает жизнь во все опасности выживания в субарктическом климате. Все это было достаточно мучительно, но жестокость гражданской войны не делала его еще более ненадежным.

                Страница 31: юмористический пример ее проницательности; «Дедушка решил, что у его дочери должна быть свадьба, достойная его самого…»

                Страница 191: «Во время большого наступления генерала Брусилова, ( https://en.wikipedia.org/wiki/Aleksei… ) Германия была вынуждена вывести несколько дивизий с запада и таким образом отказаться от своего ответного удара по Сомме Наступление Брусилова, хотя и действенное, было продолжительным. Пожертвовав собой ради своих союзников, Россия потеряла миллион человек, потеря, подорвавшая ее материально и, главное, морально. Пламя патриотизма, горящее в груди каждого солдата, начало колебаться и в конце концов вышел. За ним последовали революция и анархия». Мне всегда было любопытно, как Россия перешла от участия вместе со своими союзниками против немцев к кровавой войне против самой себя. Это был долгий и сложный процесс с катастрофическими последствиями для любого шанса на демократическое будущее. Книга Евгении достойна во многих отношениях.

                1917: Войска прекратили боевые действия; солдаты дезертировали; поместья были разграблены; дома были сожжены; владельцы убиты; армейские офицеры были убиты на месте. Архангельск был избавлен от худшего до самого конца, хотя нехватка продовольствия была острой, и каждая семья потеряла близких из-за боевых действий и вызванных ими болезней.


                  16 февраля 2023

                  Я уроженец Архангельска, поэтому для меня эта книга была сногсшибательной. К сожалению, сейчас в Архангельске об этой книге толком никто не знает, так говорит статистика на таком же российском сайте. Это никто просто так не читает, мои друзья вообще не читают книг…

                  Для тех, кому интересно, вот раскрашенные видео старого Архангельска, каким его видела Евгения:

                  Рынок
                  https://youtu.be/UGOD_WM_nVo

                  Вход в Архангельск после пересечения реки
                  https://youtu .be/KKWSPIgVyDE

                  Главный собор и союзные войска
                  https://youtu.be/wuBMjhK5SiE
                  https://youtu.be/Eagr7wpkhB0


                    3 января 2021 г.

                    Очень интересная социальная история русской жизни в 1910-е годы с , во время революции, войны, голода и разрухи.


                      Кэтлин

                      1 731 отзыв16 подписчиков

                      26 июля 2017

                      Евгения Фрейзер родилась в России в 1905 году. Николай II, гражданская война и большевистская власть с Владимиром Лениным. Фрейзер провела большую часть своих юных лет в Архангельске, городе далеко к северу от Санкт-Петербурга, на реке Двине и недалеко от Белого моря. Она жила комфортной жизнью с бабушкой и дедушкой по отцовской линии. Иногда она жила с родителями матери в Шотландии.

                      Фрейзер подробно рассказывает о радостях и невзгодах своей семьи. Ей повезло, что у нее было более чем достаточно еды, одежды, крова и любви. Ее жизнь сильно изменилась после свержения царя и начала гражданской войны. В начале войны мать увезла ее и брата в Шотландию. Ее отец подумал, что проблемы могут быть позади, поэтому они вернулись в Россию. Это было плохое решение, так как гражданская война начала поглощать их уголки России. Деда и других родственников мужского пола увезли в тюрьму. Ощущалась крайняя нехватка еды. Тогда военные начали конфисковывать их имущество и заставлять делить дом с другими. Время от времени Фрейзер и ее друзья могли объединиться и находить удовольствие в жизни.

                      Помимо того, что я узнал о Фрейзер и ее семье, я узнал о жизни в далекой северной части мира. У них было короткое лето, и река часто была подо льдом, но люди приспособились к своей местности и наслаждались жизнью.

                      Я решил прочитать эту книгу, чтобы узнать, как изменения в правительстве повлияли на простых людей в России. Моя жизнь у Двины удовлетворила мою потребность. Фрейзер уже перевалила за средний возраст, когда она опубликовала свои мемуары, поэтому мне было интересно, как она могла запомнить столько подробностей в молодости. Но, она рассказывает и интересную и очень читабельную историю.


                        Алисия

                        1 077 отзывов26 подписчиков

                        2 апреля 2014 г.

                        Ух ты! Я прочитал и полюбил эти мемуары во время наших весенних каникул. Имея дочь в России и сына в Украине, я хотел узнать больше о повседневной жизни в старой России. Так что эта книга подошла мне идеально.

                        Вот краткое содержание книги: «Захватывающая история двух семей, разделенных культурно и географически, но связанных русско-шотландским браком, включает в себя покупку прадедом автора крестьянской девушки, в которую он влюбился, отчаянное путешествие на санях в разгар зимы, предпринятое ее бабушкой, чтобы ходатайствовать перед царем Александром II за своего мужа, необычайное ухаживание ее родителей и ее шотландская бабушка, оказавшаяся втянутой в неудавшуюся революцию 1905. Выросшая в России, но побывавшая в Шотландии, Эжени Фрейзер удивительным образом передает реакции ребенка на две совершенно разные среды, наборы обычаев и семейное происхождение. С событиями 1914–1920 годов — войной с Германией, революцией, убийством царя и отступлением интервенции союзников на севере — произошел распад России и семейной жизни. Суровые реалии голода, лишений и страха резко контрастируют с приключениями детства. Читатель разделяет напряжение и беспокойство семьи о судьбах ее членов и вместе с Евгенией переживает ее последний побег в Шотландию».0007

                        Настоятельно рекомендуется всем, кто интересуется жизнью за Полярным кругом России с 1905 по 1920 годы.


                          Джен

                          20 отзывов

                          21 июля 2013 г.

                          Я обожаю описательные мемуары, действие которых происходит в дальних странах, поэтому мне очень понравилась эта книга. Автор рассказывает о своей юности с начала 1900-х до большевистской революции; в то время она жила как в России (ее отец был русским), так и в Шотландии (ее мать шотландка), но в книге основное внимание уделяется ее российскому опыту.

                          Она родилась в привилегированной семье и наслаждалась всеми прелестями, и я был поражен тем, насколько щедрой была ее семья в обществе. Досоветская Россия, казалось, прекрасно уживалась. Состоятельные члены сообщества регулярно помогали нуждающимся, и было много еды, припасов, образования и т. Д. Было довольно поучительно видеть, как сообщество размещало войска союзников во время Первой мировой войны. Завязалось много важных дружеских отношений, и помощь была взаимной. Я уверен, что в те жестокие дни солдатам нравилось жить вдали от дома.

                          Мисс Фрейзер определенно обладает даром описания. Я затаила дыхание, когда она описала, как впервые увидела огромную, красиво украшенную, светящуюся рождественскую елку в своем русском доме. Если вам нравятся «путешествия» в другие страны и времена, эта книга для вас.

                          Эта книга представляет собой приятное сочетание мемуаров, культурных исследований и истории. Это то, что я рекомендую и определенно буду читать снова.


                            7 февраля 2017 г.

                            Великолепно запоминающиеся воспоминания о жизни в России до и во время революции и последовавшей за ней гражданской войне глазами ребенка. Эжени Фрейзер была наполовину русской, наполовину шотландкой, но большую часть своей молодости провела в доме своей бабушки в Архангельске на крайнем севере России. Она живо и красиво вспоминает свою жизнь в привилегированном среднем классе большой русской семьи ее отца до того, как их мир был разрушен. Это необычная семейная сага, поскольку ее прабабушка была крепостной, которую прадед должен был купить, прежде чем он смог на ней жениться; ее бабушке пришлось путешествовать глубокой зимой, будучи беременной, чтобы умолять царя о жизни ее мужа; и обе ее бабушки чуть не попали в неудавшуюся революцию 1905. Моя единственная проблема с книгой заключалась в невероятном количестве людей, которые то появлялись, то исчезали из текста, часто с именами и прозвищами, а это означало, что список персонажей был бы очень полезен. В остальном захватывающая и увлекательная книга.

                              семейно-исторические мемуары документальная литература

                            Ким

                            41 отзыв

                            17 января 2017 г. найти деталь, которую я либо не учел в предыдущих чтениях, либо просто забыл!
                            Мне всегда нравится читать о разных культурах и разных временах, и это настоящая жемчужина для ежедневных подробностей семейной жизни, особенно в дореволюционной России, где автор провела большую часть своего детства.
                            Стиль Юджини Фрейзер невероятно теплый, возможно, потому, что она пишет о людях, местах и ​​временах, которые она вспоминает с любовью.
                            Эта история заставила меня по-разному смеяться, плакать и сидеть на краешке стула, чтобы узнать, что случилось с членами семьи, которых, как мне казалось, я так хорошо узнал — именно этого я хочу от книги. Что-то, чем я могу полностью увлечься.
                            Излишне говорить, что это одна из моих самых любимых книг, и я определенно хотел бы иметь ее с собой, если бы когда-нибудь застрял на необитаемом острове.

                            Добавить комментарий

                            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *