Мозаика примеры: 13 самых прекрасных и замысловатых мозаик в мире

Знаменитые мозаики мира — FaRo: клуб ценителей прекрасного — LiveJournal

Я уже делала подборку самых известных фресок мира. Сегодня пришла очередь мозаики. Приглашаю вас в увлекательное путешествие по мировым храмам и музеям для того, чтобы познакомиться с лучшими образцами мирового мозаичного искусства.

1. «Битва при Иссе«

«Александрова мозаика» – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков. Это чудо обнаружили при раскопках древнего города Помпеи на полу одного из помещений дома Фавна и затем перенесли в Национальный археологический музей Неаполя, где сегодня ее может увидеть любой желающий. Грандиозное мозаичное панно (313 × 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. К сожалению, мозаика сохранилась не полностью. Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями. Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. Он без шлема, в прекрасном льняном доспехе, украшенном на груди изображением головы Медузы-горгоны.

Вот мозаика целиком. Сначала она располагалась в музее на полу, но затем ее повесили на стену, чтобы было удобно созерцать это великолепие:

А вот крупнее фрагмент с Александром. Посмотрите, как детально изображена его одежда!

2. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне

Неполная сохранность «Битвы при Иссе» — скорее исключение из правил, ведь мозаичные изображения — одни из самых долговечных. Созданные умелыми руками мастеров несколько столетий назад, они до сих пор не утратили своего великолепия. Прекрасный пример такой сохранности можно увидеть в базилике Сан-Витале в Равенне. Внутренее убранство базилики поражает своим богатым великолепием. Стены храма украшены многочисленными мозаиками, но самые масштабные и известные из них находятся в нижнем уровне апсиды (полукруглом выступе здания). Это портреты византийского императора Юстиниана и его жены Феодоры, которые представляют особую ценность, так как были созданы при их жизни.

Юстиниан I в окружении вельмож и священнослужителей:

Императрица Феодора со своей пышной свитой:

Император и его супруга изображены здесь как заказчики строительства храма (донаторы) с драгоценными литургическими сосудами в руках. Мозаики представляют собой единую композицию и выполнены таким образом, что две процесии как будто движутся навстречу друг к другу, одновременно направляясь к алтарю.

3. «Полтавская баталия» Михаила Ломоносова

Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом, историком и философом. Обладатель живого пытливого ума и незаурядных способностей, он, конечно, не мог обойти стороной художественное творчество. Но так как Ломоносова прежде всего интересовала практическая сторона и конечная полезность любого вида деятельности, то выбор его пал на мозаику. Мозаики Ломоносова стали частью его деятельности как учёного, разрабатывающего способы производства стекла и смальт.

Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне. Ломоносов рисовать не умел, и для этих целей был нанят один из городских живописцев. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. Результатом стало грандионзное (481 × 644 см) панно, изображающее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы. Петр I предстает перед созерцателем в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. Он совершает последний выезд на поле сражения в момент, когда исход битвы уже предрешен, но обстановка опасна для жизни царя. Чтобы защитить самодержца пусть даже ценой собственной жизни, ему пресекает путь простой солдат. Поместив фигуру солдата в центр композиции, Ломоносов подчеркнул роль народа в битве с противником.

Увидеть эту грандиозную мозаику Ломоносова сегодня можно в Академии наук в Санкт-Петербурге.

4. Мозаика Павильонного зала Эрмитажа

Интерьер Павильонного зала Эрмитажа создавался в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером. Это один самых красивых и необычных залов дворца. О нем можно писать бесконечно, но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на изумительную мозаику на полу зала, которая предстваляет собой уменьшенную в два раза копию мозаичного пола одной из терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима. Созадавали копию русские мозаисты из Петербургской Академии художеств. Даже уменьшенная в два раза, эта копия огромна и поражает воображение!

5. Карта СССР из цветных камней «Индустрия социализма»

Создание великолепных мозаик из драгоценных и полудрагоценных камней не кажется нам чем-то необычным, ведь Россия богата храмами и дворцами, в которых сохранилось множество таких шедевров.Но «ювелирные» мозаики продолжали создавать и в XX веке!

Эта самая большая географическая карта в мире выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней в мозаичной технике. 27 квадратных метров с изображением подлинной физической карты Советского Союза в масштабе 1:1 500 000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями сегодня хранятся во Всероссийском Научно-исследовательском геологическом институте имени академика Карпинского. Созданием этого гигантского мозаичного панно, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября в 1937 году. Макет мозаики изготовили в Академии художеств, тщательно подобрав цветовую гамму в соответствии с особенностями каждой конкретной местности. Весь камень – отечественный. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит.

Вот как выглядит эта красота вблизи:

В настоящее время питерские умельцы реставрируют драгоценную (во всех смыслах слова) карту и обещают, что к концу 2012 года работа будет завершена.

Каких известных мозаик не хватает в этом списке, на ваш взгляд?


Архитектор и преподаватель ВлГУ Людмила Басманова рассказывает о мозаичных полотнах на стенах зданий Владимирской области

В детстве многие, глядя на огромное мозаичное полотно соседнего жилого дома, мечтали переехать в это красивое здание. Потом вырастали и удивлялись, каких сил стоила мастерам кропотливая работа по созданию картин на стене бетонного строения. Теперь же, когда домов-картин остается все меньше, пришло время узнать: как и зачем они создавались?

Застройщики всей страны давно не используют цветную плитку, ее актуальность отцвела. Некоторые мозаичные полотна специально удаляются со стен, возвращая им скучный серый цвет. Но в городах Владимирской области еще остались монументальные примеры, на которых можно изучить историю мозаичных домов. Проводником в нее станет архитектор и преподаватель Владимирского государственного университета Людмила Басманова, а визуальное подкрепление ее слова обретут благодаря instagram-аккаунту vladimir_mozaika.

— Когда во Владимире начали активно распространяться мозаики? Почему именно на домах?

— Тогда же, когда и на всей территории СССР, с 1960 по 1980 годы, в период «советского модернизма». На самом деле история мозаики уходит в эпоху модерна конца XIX — начала XX века. Именно в этот период плитку стали активно использовать на фасадах зданий и в интерьерах. Вспомните мозаики Свято-Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном. Затем был период 30-40-х годов XX века, когда подобным образом украшались общественные здания и станции метро Москвы, до Владимира этот расцвет не дошел.

И наконец, 1960-е. После объявленной Хрущевым «борьбы с излишествами в архитектуре» мозаика осталась чуть ли не единственным видом монументально-прикладного искусства, применяемым в типовых проектах. Это было и средство агитации, и попытка добавить красок в серо-бетонные джунгли. Тем более, что в основном использовались дешевые силикатные сплавы, это незначительно повышало стоимость строительства. Можно использовать лишь фрагмент мозаичной отделки — полосу на торцевом фасаде с нехитрым орнаментом. В те времена это был довольно важный фактор«.

— Можно как-то определить сюжетный срез мозаичных работ? Они все про выдающихся людей, или не только?

— Сюжетная тематика была разной: агитационная про Ленина и партию, военная про победу в Великой Отечественной войне. Светлое будущее, изображающее без иронии счастливых людей и богатую сильную страну. Труд, наука, искусство становились частью общих или посвященных выдающимся их представителям сюжетов.

Особенно интересно направление региональных и национальных мотивов. В условиях однообразной типовой застройки именно мозаика становилась указателем национальной идентификации. Для этой цели использовались как сюжетные мотивы, так и местные орнаменты, взятые из вышивки, керамики, декора архитектурных зданий.

Большая часть советской мозаики выполнялась в стиле советского реализма, но были и полуабстрактные, довольно авангардные для своего времени работы. Выбор сюжета зависел от множества факторов. Прежде всего — от типа здания. Вуз — значит, тема науки и открытий. Жилой район при заводе — значит, и сюжет производственный.

— Отметьте пару самых интересных, на ваш взгляд, работ. Чем они хороши?

— Мозаика на улице Жуковского. Интересна именно своими региональными, владимиро-суздальскими мотивами белокаменной резьбы на средневековых соборах. Неизвестный автор попытался учесть структуру членения панелей в композиции, что, на мой взгляд, важно при таких масштабах.

Мне нравится мозаика на Балакирева. Когда-то, лет 20 назад, когда она была еще не изгрызена временем, эта работа восхитила меня душевной теплотой образа. А еще хороши вот такие простые мозаики, как на перекрестке улиц Мира и Горького. Большая часть советских мозаик наполнена светом и позитивом. Верой в светлое будущее и рассвет. Ведь искренне верили, без иронии…

— Почему сейчас мозаика не в таком почете: ее застраивают, не реставрируют, не кладут?

— Потому что все изменилось. Политическая и экономическая ситуация, эстетические ориентиры архитектуры. Мозаика советской эпохи находится в аварийном состоянии, реставрировать ее должны профессионалы и за хорошие деньги. Производственная основа для создания мозаик была разрушена еще в 90-е — и заводы, и мастерские. Теперь этим занимаются частники и фанаты своего дела. Им вряд ли интересно и выгодно восстанавливать облупившуюся псевдовышивку на хрущевках.

Давайте откровенно. Далеко не каждая мозаика обладает хоть какой-то художественно-эстетической ценностью. Любовь к этой теме связана с ностальгией по ушедшим временам, а не по монументально-декоративному искусству в целом. Есть мозаичные казусы, как вот этот пример из города Ковров. Ковровские баобабочки. Пример такой мозаики, полузастроенной, есть и в районе Доброго у нас во Владимире. Для девятиэтажного дома неудачный выбор сюжета на грани наивного искусства.

— Что пришло мозаике на замену?

— Это можно увидеть на примере новой застройки в Юго-Западном районе Владимира, жилых комплексов на проспекте Строителей и улицы Мира, на Содышке и в Сновицы-Веризино. Другие масштабы, другие образы, другая архитектура. Возврата к прошлому не будет. Но вопрос о сохранении и реставрации отдельных мозаик советского периода достаточно актуален.

фото: instagram.com/vladimir_mozaika

Краткое знакомство с римскими мозаиками

Мозаики дают яркое представление о древнеримской жизни.

Мозаики, от драматических спортивных состязаний до нежных портретов местной дикой природы, дают представление о том, кем были римляне, что они ценили и где ходили.

На выставке «Римские мозаики империи» представлены образцы из Италии, Франции, Северной Африки и Сирии, некоторым из которых 2100 лет. На вилле Гетти обычно не выставляют большие собрания мозаик — неудивительно, учитывая, что самая большая группа в коллекции имеет площадь более 600 квадратных футов и весит 16 000 фунтов!

Куратор выставки Алексис Белис, автор сопровождающей цифровой публикации Римские мозаики в Музее Дж. Пола Гетти , рассказала мне некоторые из ее любимых фактов о мозаиках, а также несколько объектов, которые нельзя пропустить на выставке. .

1. Римские мозаики предназначались для того, чтобы по ним ходили.

Картины покрывали внутренние стены римских вилл, но не годились для украшения полов. Откройте для себя мозаику: прочный и роскошный способ украсить комнату и в то же время увеличить проходимость.

2. Они интерактивные.

Мозаики созданы для того, чтобы их можно было рассматривать под разными углами, и они могут меняться по мере изменения перспективы. Мозаика из коллекции LACMA, представленная на выставке, изображает сцену охоты на границе, побуждая вас прогуляться и посмотреть еще раз.

3. Римляне усовершенствовали мозаику как вид искусства.

Греки усовершенствовали искусство фигурной мозаики, добавляя камешки в раствор. Римляне подняли искусство на новый уровень, используя

tesserae (кубы из камня, керамики или стекла) для формирования замысловатых красочных узоров.

4. Мозаики полны драмы и насилия.

Боевые сцены, жестокая охота, экзотические существа и тревожные мифологические эпизоды — все это частые сюжеты мозаики. Драматическая сцена ниже, например, показывает, как лев вонзает свои клыки в бедро убегающего быка.

Мозаика льва, преследующего быка, 400–500 гг. Н.э., римская, сделана в Сирии. Каменная мозаика, 32 × 59в. Музей Дж. Пола Гетти, 75.AH.115

5. Мозаики были символами богатства и статуса.

Сочетая искусство и домашний декор, римские мозаики были заказаны, чтобы украсить и произвести впечатление на гостей в частных домах и виллах. Состоятельные римляне выбирали темы, отражающие их статус: мифологические истории демонстрировали книжную ученость человека, а сцены захвата диких животных для боев на арене могли подчеркивать его спонсорство публичных игр.

6. Для получения особых цветов мозаичисты использовали стекло и привозные камни.

Мастера-мозаики полагались на местные камни для основной части своей работы, но импортировали необычные цвета для особых акцентов. Когда камень не подходил, они превращались в стекло ярких цветов, таких как синий и зеленый.

Мозаика льва, нападающего на онагра (фрагмент), конец 100-х гг. н.э., римлянин, сделано в Тунисе. Мозаика из камня и стекла, 38 3/4 × 63 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, 73.AH.75

Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчас

7. Сейчас они такие же яркие, как и 2000 лет назад.

Мозаика изготовлена ​​из камня и стекла, практически не выгорающего.

8. В наиболее детализированных римских мозаиках используются мелкие камни для достижения эффекта мазка.

Особенно в восточных провинциях Римской империи художники «рисовали» камнем, используя маленькие, яркие tesserae , которые напоминают пуантилистские мазки пигмента. (См. изображение в верхней части этого поста.)

9. Мозаики рассказывают нам о древней истории.

Мозаика значима не только как искусство, но и как свидетельство того, где и как люди жили, работали и мыслили. Местонахождение и архитектурное оформление многих мозаик фиксировалось археологами на протяжении веков, что помогло пролить свет на их культурный контекст.

Мозаичный пол с животными, римский, изготовленный в Антиохии, Сирия (современная Антакья, Турция). Каменная мозаика, 101 1/4 × 268 5/8 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, 70.AH.96

10. Многие мозаики пролежали под землей тысячи лет.

Поскольку мозаики встроены в фундамент зданий, они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся форм римского искусства. Фрески были снесены, а бронзовые скульптуры переплавлены для повторного использования, но сельские руины часто веками оставались нетронутыми под слоями почвы и растительности.

11. Римляне иногда ремонтировали, добавляя новые мозаики поверх старых.

Римские богачи не так уж отличались от сегодняшних — они любили обновляться. Эта мозаика с изображением Медузы была найдена поверх другой мозаики, изображающей морскую сцену. Вместо того, чтобы демонтировать старый пол, подрядчики просто положили новый сверху.

Мозаичный пол с головой Медузы, ок. 115–150 гг. н. э., римлянин, производство Италия. Каменная мозаика, 106 1/2 × 106 1/2 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, 71.AH.110.

Эта мозаика находится за пределами выставочных галерей, в вестибюле аудитории Getty Villa.

12. Куда ушли римляне, туда и мозаики.

Распространение мозаик происходит параллельно обширному распространению римской власти от Франции до Сирии и Туниса. И, как и вся остальная римская культура, мозаики в разных местах демонстрируют сочетание местных традиций и римского влияния.

13. Так же, как современная музыка и мода, мозаичные стили имели свои причуды.

В Италии и Галлии (Франция) в первом веке нашей эры черно-белая мозаика вошла в моду — и никто точно не знает, почему. Экономия затрат? Маловероятно, так как стиль появляется на вилле римского императора Адриана, который мог позволить себе лучшее из лучшего.

14. Тысячи мозаик до сих пор усеивают ландшафт Средиземноморья и Северной Африки.

Партнеры международной инициативы MOSAIKON работают над улучшением сохранности, представления и управления этими мозаиками, многие из которых все еще находятся на месте (в своих первоначальных археологических раскопках).

15. У художников-мозаиков были разные стили, в чем можно убедиться, если внимательно присмотреться.

Большие мозаики были масштабным мероприятием, для которого требовалось участие нескольких специалистов. Если вы внимательно посмотрите на мозаику «Охота на медведя» в Римские мозаики по всей Империи вы можете увидеть пример: два лица в дальних правых углах имеют разные стили, цвета и качество, показывая, что они были созданы разными руками.

Мозаичное искусство как источник вдохновения — набор для создания мозаики

Семья крякв: деталь мозаики Йетти Френкеля из «А вот и солнце» Мозаичная фреска для Union Crossing, созданная Йетти Френкелем и Джошуа Винером, октябрь 2011 г. художники. Причины просты: есть конкурентное стремление создать что-то еще лучшее, но есть и открытие новых способов видения или передачи, скромное осознание того, что художник сделал что-то таким образом, что зрителю и в голову не пришло. до.

Самое удивительное в искусстве то, что это явление происходит постоянно, в том числе и тогда, когда опытные профессиональные художники смотрят на наивное искусство или искусство, созданное маленькими детьми.

Когда художники просматривают других художников, происходит перекрестное оплодотворение идей, где синтез больше, чем сумма частей. Есть мысль: «Мне не терпится сделать это самой и сделать это по-своему».

Мозаика особенно подходит для случайного изучения другими художниками, потому что, в отличие от живописи, здесь нет скрытых или полупрозрачных слоев, и все видно так, как оно было наложено. В то время как новичку могут быть полезны курсы или книги для изучения наилучшего способа резки плитки, переноса узоров или нанесения затирки, он или она может узнать более или менее все, что нужно знать о дизайне, просто взглянув на него, включая этот критический элемент. стиля андаменто, который лучше всего выражается в расположении плитки параллельными или концентрическими рабочими линиями, чтобы предложить движение.

Большая голубая цапля: деталь мозаики Йетти Френкеля из «А вот и солнце» Мозаичная фреска для Union Crossing, созданная Йетти Френкелем и Джошуа Винером, октябрь 2011 г. 35,75 дюймов х 39,75 дюймов, Мозаика из стекловидного стекла на дереве.

Мозаика с фруктами Дэвида Круза, 2012 г. Диаметр 24 дюйма, металлик, мозаичная плитка из стекловидного стекла на дереве

Обычно мне не нравятся мозаики, сделанные из треугольных тессер, потому что они, кажется, используются художниками, которые не так заинтересованы в использовании андаменто (расположение плиток) в ряды или концентрические кольца для создания ощущения потока или движения, что является отличным источником визуального интереса к мозаичным произведениям искусства, но работа Дэвида Круза действительно привлекла мое внимание.

Дэвид создает визуальный интерес в отдельных областях своей мозаики, используя контрастные цвета и сопоставляя светлые и темные области. Обратите внимание, как контраст между светом и тенью естественным образом привлекает внимание и делает различные элементы более отчетливыми. Мне также нравится, как андаменто треугольной мозаики создает текстуру плетеной корзины в вазе с фруктами, как бы непреднамеренно это ни было.

Также стоит отметить, что вы можете уложить плитку вплотную друг к другу с минимальным количеством затирки или без затирки (если ваша мозаика находится в помещении и не подвержена воздействию влаги). Если нет затирки, художник должен более внимательно относиться к разнообразию своих цветов, чтобы привлечь внимание к отдельным плиткам и разрушить визуальное монотонность. Этого можно добиться, смешав два или три похожих цвета или оттенка одного цвета вместо использования одного и того же цвета, как это сделала Йетти в фоновых областях своей волшебной мозаики. Дэвид использует этот подход, чтобы показать глубину и затенение своих яблок, апельсинов и других фруктов, а также туловища женской фигуры.

Смешанная мозаика

Нет необходимости ограничивать себя только одним типом материала при создании мозаики. Различные типы стеклянных, керамических и каменных банок использоваться вместе в одном произведении в так называемой смешанной мозаике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *