Конструктивизм проекты домов: Проект двухэтажного дома в в стиле Конструктивизм
Что такое конструктивизм • Arzamas
Искусство
Пять принципов конструктивизма — на примере пяти зданий: завода, клуба, жилого дома, фабрики-кухни и театра
Подготовила Александра Селиванова
Архитектура авангарда на много десятилетий опередила свое время. В России осознание ценности этого наследия не пришло и через 80 лет. Конструктивизм приходится защищать от варварских реконструкций и сносов, в то время как во всем мире он давно признан важнейшим вкладом в мировую культуру ХХ века. Звезды мировой архитектуры: Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзенман — с 1970–80-х годов говорили о безусловном влиянии советского авангарда на их творчество. Сменилось по крайней мере три поколения архитекторов, для которых конструктивизм — азбука современной архитектуры, а проекты Леонидова, Гинзбурга, Мельникова, братьев Весниных, Чернихова — интернациональное наследие, вдохновляющее по сей день своей свободой и бесстрашием.
Для рассказа об основных принципах советской архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов мы выбрали по одному зданию из разных городов страны: помимо желания уйти от хорошо известных и многократно описанных столичных образцов, хотелось показать масштабы движения в архитектуре, охватившего одну шестую часть света.
1. Здание-машина: Кушелевский хлебозавод
1 / 2
Иллюстрация из книги «Архитектурная графика эпохи конструктивизма». СПб., 2008
2 / 2
Иллюстрация из статьи Т. В. Царевой «Хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова: форма и функция», сборник «Хан-Магомедовские чтения». М., СПб., 2015
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 11
Георгий Марсаков, 1932 год
На рубеже 1920–30-х инженер Георгий Марсаков изобрел жесткий кольцевой конвейер, благодаря которому появился совершенно новый тип механизированного хлебопекарного завода. Мука с четвертого этажа, спускаясь по кольцевой конвейерной цепочке, замешивалась в тесто, которое бродило, разделывалось и запекалось в кольцевых же печах, а готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище — все без использования ручного труда. По запатентованной схеме были построены семь хлебозаводов в Москве и Ленинграде. Гибрид вертикального (транспортер для подъема муки) и кольцевого конвейеров не имел аналогов в мире и за несколько лет полностью решил проблему поставок хлеба в Москве и Ленинграде.
Этот проект выражает главную идею конструктивизма о полном слиянии формы и функции. Здание завода — машина в прямом смысле слова, а инженерная красота производственной схемы отражается в выразительных цилиндрических объемах фасада. Несмотря на общую запатентованную систему, здания немного отличались, поэтому «футляры» у всех хлебозаводов разные. Кушелевский завод — один из самых выразительных: котельная, склад, административные помещения размещены в поднимающихся уступами полуциркульных и цилиндрических объемах, сгруппированных вокруг основного массива. Мощные вертикали лестничной клетки и трубы оттеняют это вращение, а сам хлебозавод выглядит как монументальная скульптура.
2. Композиционная свобода: клуб имени Русакова
Москва, ул. Стромынка, 6
Константин Мельников, 1929 год
Новая эпоха сформировала запрос на совершенно новую типологию зданий. На смену церквям приходят клубы — универсальные культурно-образовательные центры, в какой-то степени наследующие типологию дореволюционных народных домов Народный дом — общедоступные культурно-образовательные учреждения конца XIX — начала XX века, предназначенные для детей и взрослых. Обычно включали в себя библиотеки, театральные и концертные залы, комнаты для занятий, воскресную школу, чайную и т. д.. Константин Мельников, самый экспрессивный и яркий представитель советского архитектурного авангарда, в первую очередь известен благодаря проектам шести клубов, каждый из которых можно считать манифестом. Мельников доказывал, что в новой архитектуре нет места устоявшимся приемам и формам. Треугольники, острые углы, нависающие объемы — он снимал все табу предыдущих эпох.
Внутреннее устройство клуба профсоюза коммунальщиков (работников нахо-дившегося неподалеку трамвайного парка) напоминает рупор, где в его узкой части — сцена, в средней — партер, а широкая разделяется на три амфитеатра, нависающих консолями над главным фасадом. С помощью опускающихся стен эти висящие объемы могли отсекаться внутри для автономной работы кружков и собраний. К сожалению, придуманная Мельниковым для каждого из клубов машинерия так и не была воплощена: его технические требования опережали время, и здания-трансформеры работали лишь вполсилы.
3. Экономия: жилой дом Уралоблсовнархоза
1 / 3
Фотография предоставлена Никитой Сучковым
2 / 3
Фотография предоставлена Никитой Сучковым
3 / 3
Ячейка типа F. Разработка секции типизации Стройкома РСФСР. 1928 год
Иллюстрация из журнала «Современная архитектура», № 1, 1929Екатеринбург, ул. Малышева, 21/1
Моисей Гинзбург, Александр Пастернак, Сергей Прохоров; 1933 год
«Бытие определяет сознание» — именно поэтому с начала 1920-х годов в СССР и власть, и архитекторы уделяли особое внимание проектированию нового типа жилья. Образ дома, организованного по принципу универсального механизма, где быт максимально обобществлен и упрощен, конечно же, вдохновлялся идеями Ле Корбюзье. Но если последнему удалось масштабно реализовать свои концепции только в послевоенные годы, его последователи в СССР парадоксальным образом смогли сделать это намного раньше.
Экспериментальные дома-коммуны и дома переходного типа, строившиеся на рубеже 1920–30-х годов, включали в себя, помимо жилых помещений, всю инфраструктуру: прачечные, ясли и детсады, столовые. Это должно было избавить женщину от домашней работы. Кроме того, впервые в таких масштабах ставился вопрос о стандартизации, эргономике и экономии — материалов, пространств, энергии.Разработанная Моисеем Гинзбургом жилая ячейка типа F, использованная им в доме Наркомфина в Москве и затем повторенная в Свердловске, — это двухуровневая квартира, где за счет половинчатой высоты в спальной зоне, прихожей и ванной в доме получается один общий коридор (холл), обслуживающий два этажа. В доме Уралоблсовнархоза ячейки F устроены в корпусе-общежитии с конторскими помещениями на первом этаже и столовой с террасой на последнем, седьмом. Столовая соединена переходом с соседним корпусом, где на крыше расположен детский сад и солярий (место для принятия солнечных ванн). Ленточные окна
4. Символ: Фабрика-кухня завода имени Масленникова
3 / 3Иллюстрация из книги Л. Кассиля «Вкусная фабрика». М., 1930
Самара, ул. Ново-Садовая, 149
Екатерина Максимова, 1930–1932 годы
Фабрика-кухня — еще одна, наряду с купальней-баней, коммуной и клубом, новая типология 1920–30-х годов, которая задумывалась как важнейший инструмент раскрепощения женщины. В духе эпохи это не просто столовая, но пищевой комбинат, который мог предоставлять заводам готовые обеды, клуб и спортивный центр. В 1920-е годы архитектура становится новым видом пропаганды и воспитания: здания громко сообщают о своей функции, по сути рекламируя новый быт. Впервые в России появляется говорящая архитектура: здания-самолеты, тракторы, пароходы, демонстрирующие свою прогрессивность, динамичность, функциональность. Стоящая в том же ряду фабрика-кухня в Самаре известна своим планом, воспроизводящим форму серпа и молота. Знак можно было увидеть только сверху, с аэроплана — что характерно для эпохи «летающего пролетария». Однако автор (что тоже важно — женщина-архитектор) нашла функциональное обоснование неудобной форме. Из молота, где располагалась кухня, по трем конвейерам готовые блюда должны были доставляться в серп, где находились обеденные залы с панорамным видом. В ручке молота были все дополнительные клубные помещения — спортзал, кружковые комнаты, читальня. Здание известно и своим смелым конструктивным решением: консольными железобетонными перекрытиями, позволявшими использовать сплошное остекление лестничных полуцилиндров.
5. Экспрессия: Театр оперы и балета имени Горького
1 / 3
РИА Новости
Ростов-на-Дону, Театральная пл., 1
Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх; 1930–1935 годы
В основе архитектуры 1920-х, помимо рациональности конструктивных и функциональных схем, важную роль играла и пластическая выразительность. По мнению архитекторов авангарда, очищенная от декора и шелухи чистая геометрическая форма, ритм, контраст, масштаб, оптические эффекты, свет и цвет — те инструменты, которые в полной мере могут выразить любую идею, создать любой образ. Пропедевтика ВХУТЕМАСа ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебное заведение в Москве. Включало восемь факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Преподавателями ВХУТЕМАСа в разное время были Константин Мельников, Алексей Щусев, братья Веснины, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Александр Родченко, Владимир Фаворский и другие. (базовый курс, нацеленный на изучение основ композиции и проектирования) учила абстрагировать формы и искать пластическое выражение идеям движения, веса, легкости и т. п. Именно эта программа по сей день входит в учебные курсы основ архитектурного проектирования.
Спроектированный ленинградскими архитекторами старой школы театр в Ростове-на-Дону — наглядное пособие по пластике авангарда. Прием контрастирования глухих и остекленных поверхностей, тяжелого и легкого, прямого и скругленного, грубого и тонкого здесь обнажен до предела, а главное, театр лучше всего воспринимается в движении. Лапидарный, монументальный куб с двумя залами, театральным и концертным, положен на прозрачный объем вестибюля. По сторонам вынесены крупные остекленные вертикальные объемы лестничных клеток с длинными переходами-галереями, которые визуально поддерживают тяжелый глухой «лоб» театра. Две широкие полосы сплошного остекления галерей по сторонам от основного объема поддерживаются жестким вертикальным ритмом столбов. Полукруглые пандусы для автомобилей ныряют под галереи-переходы с боков главного фасада, подчеркивая лучшие ракурсы для осмотра. Здание привычно ассоциируют с гусеничным трактором, однако такая буквальная ассоциация незаслуженно упрощает идею архитекторов.
6 конструктивистских башен
Шуховская в Москве, Белая в Екатеринбурге и другие удивительные конструкции в разных уголках России
Советское ар-деко, или Что такое постконструктивизм
Объясняем на примере пяти зданий
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архивродом из СССР. Стиль в архитектуре.
Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.
Конструктивизм — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В. Маяковского:
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм».
Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?
Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru
Родоначальники конструктивизма
Советские художники и архитекторы использовали термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».
Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.
Проект Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru
Проект Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu
«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru
Конкурсы и идеи творческих объединений
Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».
Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru
Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru
Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru
Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.
Расцвет конструктивизма и его последователи
Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.
В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru
Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».
Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com
Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com
Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net
Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.
Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua
Противники нового течения
Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса – московский архитектор Иван Жолтовский.
Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с сайта: http://poznamka.ru
Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru
Смена приоритетов
С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.
Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре, создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.
Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.
Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.
Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru
Заглавное фото: рисунок Якова Чернихова из его книги «101 архитектурная фантазия». Фото с сайта: http://2.bp.blogspot.com
Архитектурный стиль: конструктивизм
Конструктивизм – это выдающееся достижение советской архитектуры, новое течение и уникальный взгляд на форму, функциональность зданий. Как архитектурное течение конструктивизм возник в 1920-х годах в Советском союзе и характеризовался строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и функциональностью зданий. Лидерами конструктивизма принято считать архитекторов Весниных, Гинзбурга, Голосовых, Мельникова, Леонидова.
Развитие архитектуры неразрывно связано как с развитием общества – историческим контекстом и переосмыслением функций зданий, так и с техническим прогрессом – изобретением новых материалов, механизмов. Оба этих фактора повлияли на возникновение нового стиля в архитектуре – конструктивизма. Во-первых, новая идеология не признавала атрибуты, олицетворявшие определенное социальное положение человека в классовом обществе, в предметах роскоши виделся только напрасно затраченный труд и стремление показать своё богатство. Показной роскоши был противопоставлен сознательно культивируемый аскетизм, который стал этической и эстетической нормой для правящего класса страны — пролетариата. Во-вторых, индустриальная революция и технический прогресс уже внесли свой вклад — изобретение новых строительных материалов, прежде всего железобетона, позволило воплощать в жизнь новые формы, которые были бы невозможны до этого.
Конструктивизм и Советский Союз
Конструктивизм – это направление исключительно советской архитектуры (на западе ближе всего к нему функционализм). После прихода к власти пролетариата, после разрушительной гражданской войны страна стала восстанавливаться и строиться, и делать это надлежало по-новому, отринув прежние каноны. Одним из первых проектов, олицетворяющих новый подход к зодчеству, был проект братьев Весниных. В 1923 году был объявлен конкурс на проект Дворца труда для Москвы, третье место в этом конкурсе занял проект А. А., В. А. и Л. А. Весниных, выделявшийся своим новаторским подходом к планировке помещений, использованию строительных материалов и эстетике всего здания. Щусев так говорил об этом событии и этом проекте позднее: «Пусть вспомнят 1923 год, когда совершился в архитектуре перелом, пусть вспомнят, как Жолтовский тогда утверждал, что нельзя дать Весниным премию за Дворец труда, потому что архитектура пойдет по ложному пути, тогда дали премию архитектору Троцкому — однако, несмотря ни на что, архитектура пошла по новому пути». Характерно, что до этого Веснины проектировали в основном производственные здания, то есть здания, в которых основное – функция, эстетика же их вытекает из функциональности, декорирование не является столь уж важным элементом.
Этот подход к проектированию зданий оказался внутренне очень созвучен лозунгам новой страны, отказу от «искусства ради искусства», а также близок «производственному искусству, призывавшему художников «сознательно творить полезные вещи». «Производственное искусство» было только концепцией, но сам термин «конструктивизм» был предложен идеологами именно этого направления: они часто упортребляли слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства». Две основных идеи теории производственного искусства разделялись и архитекторами-конструктивистами – отрицание специфики художественного труда (каждый труд – это искусство, не только труд по созданию картин, музыки) и сведение проблем формообразования к производству полезной вещи (создаваться должны только вещи, которые приносят реальную пользу, только для красоты создавать вещи не нужно). Также на становление конструктивизма оказали влияние новаторские течения искусства начала 20 века: футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм.
Ранний конструктивизм
Говоря о раннем периоде конструктивизма, исследователи подчеркивают две характерные для него черты. Во-первых, это оригинальность в художественных вопросах формообразования: в то время западная архитектура и её новейшие течения практически не оказывали никакого влияния на архитекторов-конструктивистов, они развивались в своём направлении, практически не контактируя с западными коллегами. Во-вторых, это стремление найти архитектурные средства выразительности: отказавшись от архитектурного декора, конструктивисты не заменили его живописью или скульптурой, не стремились украсить здание посредством них, а экспериментировали и искали новые возможности именно в архитектурных приемах. Хотя, конечно, синтез архитектуры и окружающего пространства – вывесок, витрин, городских часов и т.п. – был. К конструктивизму относят не только архитектурное направление, но и общее направление в советском искусстве тех лет, к конструктивистам относили себя Брик, Родченко, Маяковский, и они стремились к созданию общей эстетики как зданий, так и других элементов городской среды.
Основные принципы конструктивизма как архитектурного направления были сформулированы в выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, под руководством которых в 1926 году была создана общественная организация ОСА – Объединение современных архитекторов. Эта официальная творческая организация конструктивистов разрабатывала свой метод проектирования, основанного на анализе особенностей функционирования зданий: каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура, то есть форма соответствует функции. Объединением ОСА издавался журнал «Современная архитектура», проводились выставки, съезды, конференции. В 1930 году ОСА было преобразовано в САСС (Сектор архитекторов социалистического строительства) при Всесоюзном архитектурно-научном обществе и просуществовало до 1932 года, когда был создан Союза архитекторов СССР.
Художественные средства конструктивизма
От проекта к проекту постепенно формировался набор средств и приемов конструктивизма: все более свободное обращение с каркасной конструкцией – от подчинения ей к использованию всех ее конструктивных возможностей для решения различных задач; тенденция к созданию все более лаконичной композиции – укрупнения формы, устранения мелких членений, упрощение фасада. В середине 1920-х годов некоторое влияние на конструктивистов оказал приезжавший в Советский союз Ле Корбюзье, оригинальные средства и приемы которого были близки идеологии советского авангарда. Но к концу декады конструктивизм опять отошел от западных идей и продолжал развиваться в своём самобытном русле, способствовало этому и появление новых ярких архитекторов-конструктивистов – И. Леонидова, братьев Голосовых, М. Барща, В. Владимирова.
Новые идеи организации работы и быта советских людей находили прямое отражение в зданиях, которые возводились в то время. Конструктивисты проектируют дома культуры, клубы, промышеленные здания и жилые дома, соответствовавшие духу времени. Самым грандиозным проектом дома культуры был проект братьев Весниных, который был реализован не в полном объеме, но тем не менее стал одним из знаковых произведений конструктивизма: дом культуры Пролетарского района Москвы (Дворец культуры ЗиЛа). Построен он был в 1931—1937 годах, при создании проекта были использованы пять принципов Ле Корбюзье: опоры-столбов вместо стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Форма здания определялась функциями, заложенными в дворец культуры, и внутренней планировкой отдельных его ячеек.
Дома-коммуны
Отдельным интересным феноменом стали возводившееся в русле совесткой идеологии дома-коммуны. В 1930 – 1931 годах на улице Орджоникидзе в Москве было возведено общежитие-коммуна Текстильного института по проекту И. Николаева. Концепция проекта сводилась к упорядочиванию и типизации жизни студентов, каждому периоду распорядка дня должно было соответствовать отдельное помещение – спальная кабина, санитарный корпус, спортзал и т.д. Соответствено, архитектурное решение здания было подчинено этому режиму функционированию студентов: переходы от одного корпуса к другому, площадь различных помещений и обслуживающие их внутренние коммуникации, форма и площадь окон.
Неоклассицизм против конструктивизма
В начале 1930-х годов меняется политическая ситуация в стране, и в архитектуре усиливается влияние архитекторов, проповедующих полностью противоположные конструктивизму стили – Щусева, Жолтовского. В 1932 году Жолтовский строит свой знаменитый дом на Моховой, полностью решенный в духе неоклассицизма, который тут же назвали «гвоздём в гроб конструктивизма». Влиятельные почитатели богато декорированных зданий поддерживали именно такой стиль, аскетичная романтика конструктивизма стала менее востребованной. Авангардные течения архитектуры стали подвергаться резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. Конструктивизм оказался в опале, многие молодые архитекторы, начинавшие как конструктивисты, пересматривали свои взгляды в пользу неоклассики. Некоторые архитекоры-конструктивисты, например И. Голосов, братья Веснины, смогли вписаться в конъюнктуру 1930-х и продолжить свою деятельность, однако такого авторитета, как раньше, они уже не имели.
После конструктивизма
Конструктивизм сильно повлиял на всю советскую архитектуру, даже несмотря на то, что уступил место неоклассицизму и сталинскому ампиру. В 1932—1936 годах имел место переходный стиль – постконструктивизм – характеризовавшийся стремлением к умеренному декорированию зданий, преодолению аскетизма архитектуры авангарда, в этот период многие здания, построенные в стиле конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Повлияли идеи конструктивизма и на противников этого течения. Так, в некоторых проектах и идеях Жолтовского – здании котельной МОГЭС, предложении оставлять открытым стык между панелями при строительстве крупнопанельных зданий – исследователи видят конструктивистские тенденции. Современная архитектура очень много взяла от конструктивизма, за сравнительно небольшой отрезок времени это течение внесло много идей и приемов, получивших развитие как в русской, так и в мировой архитектуре.
Использованы материалы и фотографии: http://ru.wikipedia.org/, Arssenev, NVO.
Дата публикации: 28.02.2014
© Регент Декор
PPT — Constructivism PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
Конструктивизм Конструктивизм — особенно в его «социальных» формах — предполагает, что учащийся гораздо более активно участвует в совместном предприятии с учителем по созданию («конструированию») новых смыслов. . Это важность культуры и контекста в формировании понимания. Обучение — это не чисто внутренний процесс и не пассивное формирование поведения. Выготский придерживался концепции обучения как «социальной конструкции, опосредованной языком через социальный дискурс».(McMahon, 1997) Лауриллар подчеркивает, что обучение является итеративным процессом, включающим дискурсивные, адаптивные, интерактивные и рефлексивные качества, причем основное внимание уделяется отношениям между учителем и учеником, поскольку «академическое знание состоит из описаний мира и, следовательно, становится известно через дискурсивное взаимодействие между учителем и учеником «. Традиционные бихевиористские / инструктивистские подходы стремятся к независимости от контекста, в то время как парадигма социального конструктивизма рассматривает контекст, в котором происходит обучение, как центральный для самого обучения.Одно из понятий социального конструктивизма — это аутентичное или «ситуативное обучение», когда ученик принимает участие в деятельности, которая имеет прямое отношение к применению обучения и происходит в культуре, аналогичной прикладной среде.
Когнитивный и социальный конструктивизм Мы можем различать: • «когнитивный конструктивизм», который касается того, как отдельный учащийся понимает вещи с точки зрения этапов развития и стилей обучения, и • «социальный конструктивизм», который подчеркивает, как значения и понимание вырастает из социальных встреч (Выготский)
Выготский Наиболее важные основы социальной конструктивистской теории были заложены Выготским [1896-1934] (1962): • Способность думать и рассуждать самостоятельно и для себя (внутренняя речь / вербальное мышление) является результатом принципиально социального процесса.• При рождении мы — социальные существа, способные взаимодействовать с другими, но мало что можем сделать практически или интеллектуально для себя или для себя. • Однако постепенно мы движемся к самодостаточности и независимости, и благодаря участию в общественной деятельности наши способности трансформируются. • По Выготскому, когнитивное развитие включает в себя активную интернализацию процессов решения проблем, которые происходят в результате взаимодействия между детьми и теми, с кем мы регулярно общаемся (сначала родителями, а затем друзьями и одноклассниками).
Строительные леса • Строительные леса относятся к роли родителей, учителей и других лиц, благодаря которой дети приобретают свои знания и навыки (Wood et al, 1976). • По мере того, как задача становится более знакомой ребенку и больше входит в его компетенцию, те, кто предоставляет эшафот, оставляют ребенку все больше и больше, пока он не сможет успешно выполнить задачу. • Таким образом, развивающемуся мыслителю не нужно создавать познание «с нуля»: есть другие, которые уже «прошли» свое обучение.
Зона ближайшего развития Теория «зоны ближайшего развития» (ЗПР) — это термин, придуманный Выготским для обозначения: «уровня потенциального развития, определяемого путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве. с более способными сверстниками … То, что дети могут делать с помощью других, может быть в некотором смысле даже более показательным для их умственного развития, чем то, что они могут делать в одиночку »(Выготский, 1978). • «Проксимальный» просто означает «следующий».Он заметил, что когда детей проверяли на самостоятельные задания, они редко справлялись с ними так хорошо, как когда они работали в сотрудничестве со взрослыми. Далеко не всегда взрослый учил их выполнять задание, но процесс взаимодействия со взрослым позволял им усовершенствовать свое мышление или свои действия, чтобы сделать его более эффективным. Следовательно, для него развитие языка и формулировка идей были центральными в обучении и развитии. Идея здравого смысла, которая наиболее точно соответствует этой модели, — это «растягивать» учащихся.
ZPD Выготский утверждал, что все развивающиеся люди имеют как реальный уровень развития, так и ZPD. Существует разница между тем, что ребенок может делать самостоятельно, и тем, что ребенок может делать с помощью. Выготскиане называют это различие зоной ближайшего развития.
Как Выготский влияет на обучение: • Учебная программа. Поскольку дети многому учатся через взаимодействие, учебные программы должны быть разработаны таким образом, чтобы акцентировать внимание на взаимодействии между учениками и учебными задачами.• Обучение — при соответствующей помощи взрослых дети часто могут выполнять задачи, которые они не в состоянии выполнить самостоятельно. Имея это в виду, строительные леса, когда взрослый постоянно регулирует уровень своей помощи в соответствии с уровнем успеваемости ребенка, являются эффективной формой обучения. Строительные леса не только дают немедленные результаты, но и прививают навыки, необходимые для самостоятельного решения проблем в будущем. • Оценка — Методы оценки должны учитывать зону ближайшего развития.То, что дети могут делать сами, — это их уровень фактического развития, а то, что они могут делать с помощью, — это их уровень потенциального развития. Двое детей могут иметь одинаковый уровень развития, но при соответствующей помощи взрослого один может решить гораздо больше проблем, чем другой. Методы оценки должны быть ориентированы как на уровень фактического развития, так и на уровень потенциального развития. • Ключ к «растяжке» ученика — это знать, что находится в ZPD этого человека — что будет дальше, для него.При составлении контрольных списков навыков часто используются столбцы «пока не могу», «могу справиться с помощью» и «могу справиться в одиночку». ZPD говорит о том, что «можно сделать с помощью», но не как постоянное состояние, а как этап на пути к способности делать что-то самостоятельно.
Критика • Некоторые типы социальных взаимодействий могут фактически сдерживать развитие. • Могут быть и другие причины, по которым люди лучше учатся в присутствии других (например, социальная помощь) • Маленьким детям часто требуются месяцы / годы, чтобы овладеть определенными типами навыков даже при соответствующей социальной поддержке — e.г., мог ли маленький ребенок решать абстрактные задачи? Предполагает, что познание ограничено возрастом и стадией (идея Пиаже)
Ссылки Извлечено и изменено: • http://www.learningandteaching.info/learning/constructivism.htm • http: //www.funderstanding. com / vygotsky.cfm • Презентация Grantham College
Конструктивизм и конструктивизм
Пояснения > Социальные исследования> Философия социальных исследований> Конструктивизм и конструктивизм
Определение | Социальный конструктивизм | Образование, конструктивизм и Конструктивизм | Также
Определение
Конструкционизм рассматривает мир как внутренне созданный посредством конструкции, или внутренние модели.Таким образом, мы смотрим на мир через эти конструкции и которые значительное и часто нереализованное влияние на наше восприятие.
Конструкция состоит из двух частей: самих элементов и связи / отношения между ними. Таким образом, строительство может включать добавление новых элементы или создание новых связей. Удаление и изменение также являются вариантами, так как а также дополнение.
Идея конструкций восходит к Лао-цзы и Будде и была подхвачена в более поздняя философия Иммануила Канта, кто заметил закономерность в нашем мышлении и говорил о «категориях» (которые были предшественниками схемы).
Социальный конструктивизм
Социальный конструктивизм рассматривает создание конструкций и взаимопонимание между людьми и внутри общества. Таким образом мы строим наши внутренние модели псевдо-общим образом в ответ на наше восприятие воспринимаемых конструкции, которые мы получаем от других.
Строительство, таким образом, можно рассматривать как социальный процесс, посредством которого строит (и следовательно, «реальность») возникают из продолжающихся разговоров и взаимодействий.
Образование, конструктивизм и конструктивизм
В сфере образования Пиаже описал Конструктивизм как процесс посредством чего студенты построили свои собственные уникальные системы знаний, в результате из которых учитель должен сосредоточиться на этом индивидуальном процессе внутреннего строительство, а не стоять впереди и выпускать свои собственные модели.
Сеймур Паперт, ученик Пиаже, расширил это, чтобы описать Конструкционизм с точки зрения помощи студенту в создании конструкций, которые другие могут видеть и критиковать.
Таким образом, в этой образовательной среде конструктивизм более когнитивный и Конструкционизм более физический.
См. Также
философских школ в Критическая теория, теория личных построений, Герменевтика
Бергер, П. Л. и Т. Лукманн (1966). Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books
Сеймур Паперт и Идит Харел, И.(1991). Конструктивизм , Ablex Издательская корпорация
Определениеконструктивистской архитектуры и синонимы конструктивистской архитектуры (английский)
Из Википедии, бесплатная энциклопедия
Конструктивистская архитектура была формой современной архитектуры, которая процветала в Советском Союзе в 1920-х и начале 1930-х годов. Он сочетал в себе передовые технологии и инженерию с явно коммунистической социальной целью.Несмотря на то, что оно было разделено на несколько конкурирующих фракций, движение создало множество новаторских проектов и законченных зданий, прежде чем потерять популярность примерно в 1932 году. Его влияние было отмечено на более поздних разработках в архитектуре.
Определение конструктивизма
Конструктивистская архитектура возникла из более широкого конструктивистского художественного движения, выросшего из русского футуризма. Конструктивистское искусство пыталось применить трехмерное кубистическое видение к полностью абстрактным беспредметным «конструкциям» с кинетическим элементом.После русской революции 1917 года он обратил свое внимание на новые социальные требования и промышленные задачи, требуемые от нового режима. Возникли две отдельные нити: первая была заключена в реалистичном манифесте Антуана Певзнера и Наума Габо , который касался пространства и ритма, вторая представляла борьбу внутри Комиссариата просвещения между теми, кто выступал за чистого искусства , и производителями, такими как как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, более социально ориентированная группа, которая хотела, чтобы это искусство было поглощено промышленным производством. [1]
Раскол произошел в 1922 году, когда Певзнер и Габо эмигрировали. Затем движение развивалось по социально утилитарному принципу. Продуктивистское большинство получило поддержку Пролеткульта и журнала LEF, а позже стало доминирующим влиянием архитектурной группы O.S.A.
Революция в архитектуре
Первым и наиболее известным конструктивистским архитектурным проектом было предложение 1919 года футуриста Владимира Татлина о штаб-квартире Коминтерна в Санкт-Петербурге, часто называемое Башней Татлина.Хотя он оставался незавершенным, материалы — стекло и сталь — и его футуристический дух и политический уклон (движения его внутренних объемов должны были символизировать революцию и диалектику) задали тон проектам 1920-х годов. [2]
Еще одним известным ранним конструктивистским проектом была «Ленинская трибуна» Эль Лисицкого (1920 г.), движущаяся трибуна для выступающих. Во время Гражданской войны в России группа УНОВИС, сосредоточенная вокруг Казимира Малевича и Лисицкого, разрабатывала различные проекты, которые объединяли «беспредметную» абстракцию супрематизма с более утилитарными целями, создавая идеальные конструктивистские города — см. Также Эль Лисицкий Prounen-Raum или «Динамичный город» (1919) Густава Клуциса.В этой работе и в работе Татлина компоненты конструктивизма можно рассматривать как адаптацию различных высокотехнологичных западных форм, таких как инженерные подвиги Гюстава Эйфеля и небоскребы Нью-Йорка или Чикаго, для нового коллективного общества.
АСНОВА и рационализм
Сразу после Гражданской войны в России СССР был слишком беден, чтобы вводить в эксплуатацию какие-либо крупные новостройки. Тем не менее, школа советского авангарда Вхутемас в 1921 году открыла архитектурное крыло, которым руководил архитектор Николай Ладовский, которое называлось АСНОВА (объединение новых архитекторов).Методы обучения были функциональными и фантастическими, отражая интерес к гештальт-психологии, что привело к смелым экспериментам с формой, таким как стеклянный подвесной ресторан Симбирчева [3] . Среди архитекторов, входящих в ASNOVA (Ассоциация новых архитекторов), были Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и молодой Бертольд Любеткин. [4]
Проекты 1923–1935 годов, такие как горизонтальные небоскребы Wolkenbügel Лисицкого и Марта Стама и временные павильоны Константина Мельникова, показали оригинальность и амбиции этой новой группы.Мельников спроектировал советский павильон на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года, который популяризировал новый стиль с его залами, спроектированными Родченко, и его зубчатой механической формой. [2] Еще один проблеск среды обитания конструктивистов можно увидеть в научно-популярном фантастическом фильме «Аэлита», в котором интерьеры и экстерьеры были смоделированы в угловой геометрической манере Александрой Экстер. Государственный универмаг «Моссельпром» 1924 года также был ранним модернистским зданием для нового потребительства Новой экономической политики, как и магазин «Мосторг» братьев Весниных, построенный три года спустя.Популярны были и современные офисы массовой прессы, такие как «Известия» [5] . Он был построен в 1926–1977 гг. И разработан Григорием Бархиным. [6]
OSA
Этот контент имеет неопределенный статус авторских прав и ожидает удаления. Вы можете прокомментировать его удаление.
Более холодный и технологичный стиль конструктивизма был привнесен в проект стеклянного офиса 1923/4 г. братьев Весниных для Ленинградская правда . В 1925 году Александром Весниным и Моисеем Гинзбургом была основана группа OSA, также связанная с Вхутемасом — Организация современных архитекторов.У этой группы было много общего с функционализмом Веймарской Германии, например с жилищными проектами Эрнста Мэя. [2] Жилье, особенно коллективное жилье в специально спроектированном доме dom kommuny для замены коллективного жилья XIX века, которое было нормой, было основным приоритетом этой группы. Термин «социальный конденсатор» был придуман для описания их целей, которые вытекают из идей В. И. Ленина, который писал в 1919 г., что подлинное освобождение женщин и реальный коммунизм начинается с массовой борьбы против этих мелких домашних дел и подлинного реформирования общества. массы в обширный социалистический дом. [7]
Были построены проекты коллективного жилья, в том числе Коммунальный дом Текстильного института Ивана Николаева (ул. Орджоникидзе, Москва, 1929–1931), московские квартиры Госстраха Гинзбурга и, самое известное, его Дом Наркомфина. [6] Квартиры построены в стиле конструктивизма в Харькове, Москве, Ленинграде и в небольших городах. Гинзбург также спроектировал правительственное здание в Алма-Ате, а братья Веснины спроектировали Школу киноактеров в Москве.Гинзбург критиковал идею строительства в новом обществе того же самого, что и в старом: относится к жилью рабочих так же, как и к буржуазным квартирам … Конструктивисты, однако, подходят к той же проблеме с максимальным учетом этих сдвигов и изменений. в нашей повседневной жизни … наша цель — сотрудничество с пролетариатом в создании нового образа жизни . [8] OSA издала журнал SA или Contemporary Architecture с 1926 по 1930 год.Ведущий рационалист Ладовский спроектировал свой собственный, совсем другой тип массового жилья, завершив в 1929 году жилой дом в Москве. Особенно экстравагантным примером является «Деревня чекистов» в Свердловске (ныне Екатеринбург), спроектированная И. Антоновым, В. Соколовым и А. • Тумбасов, коллективный жилой комплекс в форме серпа и молота для сотрудников тайной полиции, который в настоящее время служит гостиницей.
Повседневное и утопическое
Новые формы конструктивистов стали символизировать проект новой повседневной жизни Советского Союза, затем смешанной экономики Новой экономической политики. [9] Государственные здания были построены как огромный комплекс Госпрома в Харькове [10] (спроектированный Серафимовым, Фолгером и Кравцом, 1926–198 гг.), Что было отмечено Рейнером Бэнхэмом в его книге «Теория и дизайн в первой машине» Возраст , наряду с Дессау Баухаус, крупнейшим модернистским произведением 1920-х годов. [11] Другие известные работы включали алюминиевую параболу и застекленную лестницу Московского планетария 1929 года Михаила Барша и Михаила Синявского.
Шуховская башня, Москва, 1922 год. В настоящее время под угрозой сноса, и идет международная кампания по ее спасению.Популярность новой эстетики привела к тому, что архитекторы-традиционалисты приняли конструктивизм, как, например, на электростанции MOGES Ивана Жолтовского 1926 года или в офисе Наркомзема Алексея Щусева, оба в Москве [12] . Точно так же Шуховская башня инженера Владимира Шухова часто рассматривалась как авангардная работа и, по словам Вальтера Беньямина в его Московском дневнике, «не похожа ни на одно подобное сооружение на Западе» [13] .Шухов также сотрудничал с Мельниковым над Бахметьевским автобусным гаражом и гаражом на Ново-Рязанской улице. [2] Многие из этих построек показаны в фильме Сергея Эйзенштейна «Генеральная линия», где также фигурирует специально построенный макет колхоза конструктивистов по проекту Андрея Бурова.
Главной целью конструктивистов было привить авангард в повседневной жизни. С 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, общественных центров досуга, которые обычно строились в заводских районах.Среди наиболее известных — клубы «Каучук», «Свобода» и «Русаков» Константина Мельникова, клуб творчества Ликачева братьев Весниных, клуб «Зуевские рабочие» Ильи Голосова.
Одновременно с этим вторжением в повседневную жизнь были разработаны диковинные проекты, такие как Институт Ленина Ивана Леонидова, высокотехнологичная работа, которую можно сравнить с Бакминстером Фуллером. Он состоял из библиотеки размером с небоскреб, планетария и купола, соединенных вместе монорельсовой дорогой; или не требующий пояснений «Летающий город» Георгия Крутикова, проект ASNOVA, задуманный как серьезное предложение по размещению в воздухе.Дом Мельникова и его Бахметьевский автобусный гараж — прекрасные примеры противоречий между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме. Были также проекты супрематических небоскребов, которые Казимир Малевич, Лазарь Хикеидель и Николай Суетин называли «планитс» или «архитектор». Фантастический элемент также нашел отражение в творчестве Якова Чернихова, выпустившего несколько книг с экспериментальными проектами — наиболее известной из них — Architectural Fantasies (1933) — за что ему прозвали «советским Пиранези».
Западный конструктивизм
В этом разделе не приводятся ссылки или источники . Помогите улучшить эту статью, добавив ссылки на надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. (июль 2008 г.) |
Контакты Эль Лисицкого в Германии и Швейцарии, а также влияние Парижского павильона Мельникова привели к тому, что многие архитекторы за пределами СССР к концу 1920-х сочли свою работу конструктивистской.Архитекторы Новой Объективности, такие как соратники Лисицкого Март Стам и ABC Group во главе с Ханнесом Мейером, приняли строгую геометрию конструктивизма и технологически продвинутую эстетику, несмотря на их удаленность от исходного контекста. Сдвиг Баухауза в 1922 году в сторону «искусства и технологии — новое единство» часто рассматривался как конструктивистский, в то время как чешский критик и дизайнер Карел Тейге в книге « Минимальное жилище » 1932 года использует функционализм и конструктивизм как взаимозаменяемые термины.Возможно, самым известным примером западного конструктивизма является фабрика Van Nelle в Роттердаме, созданная Леендертом ван дер Влугтом (и Мартом Стамом) из архитектурной фирмы Brinkman & Van der Vlugt.
Соцгород и градостроительство
Ратуша Ноя Троцкого, Ленинград, 1932–4
Несмотря на амбициозность многих конструктивистских предложений по реконструируемым городам, было довольно мало примеров последовательного конструктивистского градостроительства. Однако район Нарвской заставы Ленинграда стал средоточием конструктивизма.Начиная с 1925 года, в этом районе проектировали коммунальное жилье архитекторами А. Гегелло и Александром Никольским из OSA, а также общественные здания, такие как Кировская ратуша Ноя Троцкого (1932-194 гг.), Экспериментальная школа Г.А. Симонова и ряд общественных зданий. Коммунальные прачечные и кухни, спроектированные для территории местными членами ASNOVA. [14] Многие конструктивисты надеялись, что их амбиции будут реализованы во время «культурной революции», сопровождавшей первый пятилетний план. На этом этапе конструктивисты разделились на урбанистов и дезурбанистов, предпочитавших город-сад или модель линейного города.Линейный город пропагандировал начальник Наркомата финансов Николай Милютин в своей книге Созгород , он же Соцгород (1930). Это было доведено до более экстремального уровня теоретиком OSA Михаилом Охитовичем. Его дисурбанизм предлагал систему построек для одного человека или одной семьи, соединенных линейными транспортными сетями, на огромной территории, пересекающей границы между городом и сельским хозяйством, в которой он напоминал социалистический эквивалент Бродакр-Сити Фрэнка Ллойда Райта.Дисурбанисты и урбанисты, предложенные проектами для новых городов, таких как Магнитогорск, часто отклонялись в пользу более прагматичных немецких архитекторов, спасающихся от нацизма, таких как «Майская бригада» (Эрнст Май, Март Стам, Маргарет Шютте-Лихоцки), «Бригада Баухауса». во главе с Ханнесом Мейером и Бруно Таутом.
«Дисурбанистический» план Гинзбурга и Барша, 1930
Градостроительство Ле Корбюзье получило краткую пользу: архитектор написал «ответ Москве», который позже стал планом Вилле Радиеза, и спроектировал здание правительства Центросоюза. с конструктивистом Николаем Колли.Двухуровневые апартаменты и коллективные помещения группы OSA оказали большое влияние на его более позднюю работу. Другой известный модернист Эрих Мендельсон спроектировал Ленинградскую Краснознаменную текстильную фабрику и популяризировал конструктивизм в своей книге « Россия, Европа, Америка» . Проект пятилетнего плана с большим вкладом конструктивистов был ДнепроГЭС, разработанный Виктором Весниным и др. Эль Лисицкий также популяризировал стиль за рубежом в своей книге 1930 года Реконструкция архитектуры в России .
Конец конструктивизма
В конкурсе 1932 года для Дворца Советов, грандиозном проекте, способном конкурировать с Эмпайр-стейт-билдинг, были представлены работы всех основных конструктивистов, а также Вальтера Гропиуса, Эриха Мендельсона и Ле Корбюзье. Однако это совпало с широко распространенной критикой модернизма, которую всегда было трудно выдержать в по-прежнему преимущественно аграрной стране. Была также критика того, что стиль просто копировал формы технологий, используя довольно обычные методы строительства. [15] Победившая работа Бориса Иофана ознаменовала начало эклектического историзма сталинской архитектуры, стиля, который имеет сходство с постмодернизмом в том, что он реагировал на космополитизм, предполагаемое уродство и бесчеловечность модернистской архитектуры с подборкой и сочетанием исторические стили, иногда достигаемые с помощью новых технологий. Жилищные проекты, подобные Наркомфину, были разработаны для попыток реформирования повседневной жизни в 20-е годы, таких как коллективизация помещений, равенство полов и коллективное воспитание детей, и все это вышло из моды, поскольку сталинизм возродил семейные ценности.Возродились также стили старого мира, в частности, Московский метрополитен популяризировал идею «рабочих дворцов».
К концу 1920-х годов конструктивизм был доминирующей архитектурой страны, и на удивление многие здания этого периода сохранились. Первоначально реакцией был классицизм в стиле ар-деко, который изначально был склонен к конструктивистским приемам, например, в Доме Иофана на набережной 1929–32 годов. В течение нескольких лет некоторые конструкции проектировались в композитном стиле, который иногда называют постконструктивизмом.
После этого краткого синтеза неоклассическая реакция была полностью доминирующей до 1955 года. Рационалистические здания все еще были обычным явлением в промышленной архитектуре, но исчезли в городских проектах. Последние изолированные конструктивистские постройки были построены в 1933–1935 годах, например, здание Правды Пантелеймона Голосова (закончено в 1935 году) [16] , Московский текстильный институт (закончено в 1938 году) или рационалистические вестибюли Ладовского Московского метрополитена. Явно модернистские заявки на участие в конкурсе были сделаны братьями Весниными и Иваном Леонидовым для проекта Наркомтяжпрома на Красной площади в 1934 году, еще одного незастроенного сталинского здания.Следы конструктивизма также можно найти в некоторых произведениях социалистического реализма, например, в футуристических фасадах ультра-сталинского парижского павильона Иофана 1937 года, в котором были супрематические интерьеры Николая Суетина.
Наследие
Отчасти из-за его политической приверженности — и его замены сталинской архитектурой — механистические, динамические формы конструктивизма не были частью спокойного платонизма международного стиля, как его определяли Филип Джонсон и Генри-Рассел Хичкок. .В их книгу вошло только одно здание из СССР, электролаборатория государственной бригады под руководством Николаева [17] . В течение 1960-х годов конструктивизм был в определенной степени реабилитирован, и как более дикие экспериментальные здания той эпохи (такие как театр Глобус или здание дорожного министерства Тбилиси), так и безымянные квартиры в Хрущевке в некотором смысле являются продолжением прерванного эксперимента, хотя в очень разных условиях. За пределами СССР конструктивизм часто рассматривался как альтернатива, более радикальный модернизм, и его наследие можно увидеть у таких разнообразных дизайнеров, как Team 10, Archigram и Kenzo Tange, а также во многих работах бруталистов.Их интеграция авангарда и повседневной жизни имеет параллели с ситуационистами, особенно с проектом «Новый Вавилон» Гая Дебора и Константа Ньивенхейса.
Архитектура высоких технологий также обязана конструктивизму, наиболее очевидно в здании Ричарда Роджерса Ллойда. Ранние проекты Захи Хадид были адаптациями «Архитекторов» Малевича, и влияние Чернихова на ее рисунки очевидно. Деконструктивизм вызывает динамизм конструктивизма, хотя и без социального аспекта, как в работе Coop Himmelb (l) au.В конце 70-х Рем Колхас написал притчу о политической траектории конструктивизма под названием История бассейна , в которой конструктивисты убегают из СССР в автономном модернистском бассейне, но только для того, чтобы умереть, после того как подверглись большой критике. по тем же причинам, что и при сталинизме вскоре после прибытия в США. Между тем, многие из оригинальных конструктивистских зданий плохо сохранились или находятся под угрозой неминуемого сноса.
Галерея
Эль Лисицкий Трибуна Ленина.jpg Ленинская трибуна, Эль Лисицкий (1920/24) | Москва, Моссельпром Билдинг.jpg Дом Моссельпром (Давид Коган, 1923–4) | ||
Москва, Известия6 Дом. Дом Известий, Москва (Григорий и Михаил Бархины, 1926) | Леонидова Институт Ленина.jpg Институт Ленина (Иван Леонидов, 1927) | ||
Конструктивисторечье, Москва.jpg Квартиры, Замоскворечье, Москва (конец 1920-х гг.) | Москва, Наркомзем Алексея Щусева. jpg Дом Наркомзема (Алексей Щусев, 1928) | Вики Танковый корпус, Площадь Ивана Танков Fomin.jpg Машиностроительный завод (Иван Фомин, 1929) | |
Wiki Constructivist Здание МПС, ул. Новая Басманная, 5 Москва.jpg Здание МПС, Москва (Иван Фомин, 1930-е годы) | Веснинрусфото.jpg | ||
Гараж Мельникова intourist 800 pxt.jpg Интурист Гараж (Мельников, 1934) | 9 Московский текстильный институт. Текстильный институт, Москва (1930–8) |
Конструктивистские здания и другие модернистские проекты в бывшем СССР
В этом разделе не приводятся ссылки или источники . Иллюстрировано здесь: http://www2.polito.it/didattica/01CMD/catalog/017/1/html/015.htmБиблиографияДом Мельникова на Арбате в Москве. В настоящее время находится под угрозой сноса, дом находится на вершине списка ЮНЕСКО «Строения, находящиеся под угрозой исчезновения», и международная кампания по его спасению проводится.
|