Классический стиль в архитектуре: Классический стиль в частной архитектуре, фото – Rehouz
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ
Как и в экстерьере, главной особенностью оформления помещения в стиле классицизм является принцип симметрии. Пристрастие к симметрии проявляется во всем, от выбора парных предметов интерьера до симметричной расстановки мебели. Классический интерьер обязательно имеет центральную главную ось, на которую как бы нанизана вся основная интерьерная композиция. Она может располагаться у стены, если помещение не очень большое. В просторном зале такой центр размещается посередине.
Классическая палитра не пестрит яркими цветами и кричащими оттенками, это спокойная, выверенная палитра, приятная для глаза. В античном классическом стиле активно использовались более богатые и яркие оттенки, такие как золотистый, темно-синий и темно-красный, пурпурный, бордовый. Однако современная классика предпочитает именно приглушенные, созерцательные, спокойные тона, которые служат великолепным фоном для изысканной мебели и позволяют расслабиться и отдохнуть в домашней, уютной обстановке. Основными цветами классики служат оттенки светлых тонов : белый, молочный, цвет слоновой кости, бежевый, песочный, светло-зеленый и голубой. Классический интерьер часто включает позолоту и хрусталь, бронзу и фарфор. Этим достигается эффект роскоши и величественности.
Для отделки стен использовали полотна из шелка, деревянные панели, обои, натуральный камень, декоративную штукатурку . Отличием русской классики 19 века является применение довольно активных в цветовом отношении обоев для стен с повторяющимся орнаментальным рисунком. Обилие лепного декора задаёт стиль всему помещению. В современных условиях можно использовать пенополиуретановый декор.
В классическом интерьере окна всегда драпировали шторами из дорогих материалов. Часто можно встретить шторы, украшенные ламбрекенами . Шторы могли так же быть закреплены подвесами с кистями. В дворцовых интерьерах и театрах часто можно увидеть волнообразные французские шторы.
Пол выстилали натуральным паркетом. Сейчас можно так же использовать паркетную доску. В современных интерьерах можно увидеть застеленную на пол глянцевую плитку.
Мебель из ценных пород древесины отличалась изысканной формой резьбы и наличием качественной дорогой обивки, будь то кожа или текстиль. Мягкая мебель имела плавные и скругленные формы, она должна была быть удобной, иметь высокие спинки, мягкие подушки и комфортные подлокотники, декорированные изысканной бахромой. Стиль у классической мебели характеризовался неповторимым и тонким аристократичным видом у изделий. Это могло быть достигнуто только строгими формами у предметов мебели, которые при сравнении с рококо и барокко, делали их несколько компактными и легкими. Отделывали мебельные фасады с помощью лакирования, тонировки, полировки натуральным воском. Для декора применяли инкрустацию перламутром, камнями, бронзой, хрусталем, редкими породами древесины, ручной резьбой. Стиль классической мебели предполагал для использования в качестве сырья ценные породы дерева: красное и эбеновое дерево, дуб, ясень, бук, палисандр, вишню, орех. Мебель должна была гармонировать в тон с обоями помещения. Достичь этого можно было за счет обивки мебели велюром, жаккардом, кожей, бархатом, гобеленом, замшей. Красиво выглядели аксессуары в виде вышивки, кружева, рюш, плетеных нитчатых кистей. Они хорошо смотрелись на фоне однотонных светлых обоев.
Как нигде больше, в стиле классицизм так любимы люстры в качестве центрального светильника на потолке. Хрустальные позолоченные люстры равномерно разливают свет внутри помещения. Когда-то люстры из папье-маше, отделанные золотой фольгой, освещали светом свечей танцевальные залы дворцов. Сегодня всевозможные бра, настольные и напольные светильники , решенные в одном дизайне, создадут в современном помещении уютную домашнюю атмосферу своим мягким приглушенным светом.
Классика требует обязательного наличия в интерьере дорогих предметов декора. Прекрасное впечатление создают фарфоровые, позолоченные, бронзовые, мраморные изделия, предметы антиквариата, скульптуры, зеркала, портреты и пейзажи с замысловатыми рамками.
Классический стиль подходит для оформления не только дворцовых интерьеров, но и загородных домов, квартир с высокими потолками ( не менее 4-х метров), словом, практически любых помещений. Классический стиль не зависит от времени, не выходит из моды и всегда находится вне конкуренции. Все, кто любит респектабельность,величественность, изящность и кому это по карману, выбирают классический стиль в оформлении интерьеров.
Классицизм в архитектуре: примеры России, Европы, США
Классицизм в архитектуре разных стран имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете, что соответствует этому стилю в Германии, Англии, США и других странах. Какие особенности присущи тому или иному виду, в какой последовательности они развивались — всё, что нужно знать о классицизме.
Особенности классицизма в архитектуре здания
Классицизм в архитектуре — это возвышенная красота и спокойное величие зданий. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве. Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Эстетика классического стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.
В своей основе имеет исследовательские работы итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Его идеи быстро нашли себе последователей и распространились по Европе в 17 веке. Новые археологические раскопки в 18-м веке и политические события этого периода усилили интерес к архитектуре Древнего Рима и к древней Греции. Благодаря этому классицизм оказался на пике своей популярности с 18 по 19 века. Архитектуру этого (позднего) периода на Западе называют neoclassicism, а иногда ампир.
Шедевры классицизма в архитектуре

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:
- Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
- Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
- Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
- Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.
Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек направления.

Палладианский стиль или палладианство в архитектуре
Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.
В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.
Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:
Классицизм в архитектуре Англии
Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.
Ранний период палладианства в Англии
Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.
Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.

Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:
- симметрично спланированные здания,
- плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
- оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
- черная входная дверь (за редким исключением).
Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.
Регентство (Regency)
Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

Минутное видео-обозрение:
Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.
)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.
Ампир и Французкий классицизм
Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Ещё его зовут
- Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
- Высоким классицизмом или
- Наполеоновским стилем (по периоду правления).
Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Соответствия:
- В Британии — Регентский стиль,
- в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
- в США — федеральный стиль.
Смотрите видео по теме:
Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермейер
Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «биредмайер». Рапространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.
Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» — дало описание этому образцу позднего классического стиля.
Благодаря единству простоты, мобильности и функциональности неоклассическая архитектура Бидермайера создала тенденции решающего влияния на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.

Федеральный стиль
Развивающаяся архитектура США на раннем этапе (1785 — 1815 гг), в которой прослеживается сочетание наследия Георгианского стиля с колоннами и куполами.
Использует прямоугольные формы с низкоскатными крышами и низкими мезонинами на поднятом фундаменте. Симметричные ряды окон, разделённых на небольшие квадраты и дополненные круглыми арками вместе с аналогичной декоративной «короной» над главной дверью — характерные черты направления.

На этом этапе классицизм в архитектуре завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.
Классицизм в архитектуре России
Русский классицизм появился во времена Екатерины II во второй половине 18 и первой половине 19 веков как часть европейского неоклассицизма. Это период позднего классицизма в Европе, но раннего в России.
Русский классицизм в архитектуре сменил «елизаветинского барокко» и «петровского рококо», приняв в себя элементы этих стилей. Это стало отличительной чертой и особенностью классического архитектурного направления в России.
Ранний русский классицизм в архитектуре 18 века
К раннему русскому классицизму относят архитекторов
- Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
- А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
- Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
- К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
- А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).
Здания, посторенные в период 1760—1770 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо.
Зрелый классицизм в архитектуре России
После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.
Архитекторы зрелой поры классицизма:
- Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
- Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
- И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
- В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
- М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Морферраном (1858 г).
Период сталинского ампира относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.
Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.
Забирайте статью к себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять, или положите в закладки.
Оцените статью, выбрав нужное число звёзд ниже.
Пишите комментарии или задавайте вопросы.
Классический стиль в архитектуре: краткий гид
Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, Чизвик-хаус в Лондоне, здание заседаний Конгресса в США и Триумфальная арка в Париже… Что их объединяет? А объединяет их приверженность классике. Классический стиль — одно из самых популярных направлений в архитектуре, и у него есть несколько видов. Сегодня мы поговорим о том, как в разных странах мира развивался классицизм.
Автор статьи: Алена Астешева
Английский классицизм: красота и величие
Чизвик-хаус (Chiswick House). Лондон. Классицизм. Архитектор — Ричард Бойл (Richard Boyle).
Классицизм или палладианство зародился в XVI веке в Италии. Он унаследовал отличительные особенности архитектуры Древнего Рима и Древней Греции, сохранил симметрию, но элементы декора стали более сдержанными. Здания, возводимые в классическом стиле, — величественные, но одновременно простые и строгие. Как этот Чизвик-хаус в Лондоне.
Банкетный зал (Banqueting House). Лондон. Ранний классицизм. Автор проекта – Иниго Джонс (Inigo Jones).
В XVII веке классицизм стал развиваться в Великобритании. Здесь основные черты классического стиля постепенно менялись, «приспосабливаясь» под запросы местных жителей. В эпоху раннего классицизма еще хорошо прослеживается влияние архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.
Кенвуд-Хаус (Kenwood House). Лондон. Георгианский классический стиль. Архитектор – Роберт Адам (Robert Adam).
В XVIII веке в Англии классический стиль в архитектуре становится строже. По-прежнему остаются симметрия, но декор для украшения фасадов практически не используется. Это направление в архитектуре получило название «Георгианский классический стиль».
Камберленд-террас. Риджентс-парк. Лондон. Стиль Регентства. Архитектор – Джон Нэш (John Nash).
На смену георгианскому направлению в классицизме приходит стиль Регентства (Английский Ампир). Для него характерны хорошо заметные черты классицизма, но архитекторы допускают использование эклектики, смешения разностилевых элементов. В стиле Регентства в Лондоне по проекту Джона Нэша (John Nash) было возведено здание Камберленд-террас в Риджентс-парке (Cumberland Terrace, Regent’s Park).
Пантеон. Париж. Классицизм. Архитектор — Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot)
Во Франции классицизм появился в конце XVIII века, когда в Англии он уже изживал себя. На раннем этапе французский классицизм еще наследует черты рококо. Этот стиль выбрал архитектор Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для своего Пантеона (церковь святой Женевьевы).
Триумфальная арка. Париж. Французский Ампир. Архитектор – Жан Шальгрен (Jean Chalgrin).
Поздний классицизм во Франции (Французский Ампир) — это помпезность, пышность, праздничность. Яркий пример — Триумфальная арка в Париже. Одновременно в Европе и за ее пределами зарождаются стили, лишенные «украшательств», — более простые, понятные, близкие по духу местным жителям: Бидермейер — в Германии и Австрии, Федеральный — в США.
Grand Hotel Sauerhof. Австрия. Бидермейер.
Жилое строение в США. Федеральный стиль в архитектуре.
Русский классический стиль: отказ от жестких канонов
Большой гостиный двор. Санкт-Петербург. Ранний классицизм. Автор проекта – Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (Jean-Baptiste Vallin de la Mothe).
В России классицизм появляется в эпоху правления Екатерины II. Широкое распространение он получил на рубеже XVIII-XIX веков, когда в Европе уже господствовал неоклассицизм. Для русского классицизма характерно изначальное смешение элементов разных стилей. Яркий пример раннего классицизма — Большой гостиный двор в Северной столице России. Это здание включено в фонд всемирного наследия Юнеско.
Дом Пашкова. Москва. Поздний классицизм. Архитектор – Василий Баженов.
Эклектика сохраняется и в позднем классицизме. Например, у Дома Пашкова в Москве (ныне — музей) есть два фасада. Один — торжественный — смотрит на улицу. Другой — более скромный, усадебный — обращен во внутренний двор.
Неоклассицизм: антитеза модерну, эклектика и долгая жизнь
Дом Антоновой. Санкт-Петербург. Неоклассицизм. Архитектор – Василий Шауб.
В начале XX века стал развиваться новый стиль в мировой архитектуре. В разных странах его называли неодинаково. В России он получил название модерн. Для него характерно использование стекла, бетона, металла при возведении жилых и административных зданий. В нашей стране от него быстро устали и решили вернуться к истокам.
Так появился неоклассицизм, который имел схожие черты с новыми стилями, развивающимися в других странах, но оставался особенным, петербургским. Русские архитекторы в то время ставили своей целью не просто вернуть классическое направление в архитектуре, а развивать его, используя современные достижения.
Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге. Неоклассицизм. Архитектор — Петер Беренс (Peter Behrens).
Неоклассицизм развивался и после Октябрьской революции. Его идеи использовались при возведении зданий в Советскую эпоху. Более того, этот стиль вновь стал актуальным в наши дни. Его часто выбирают при проектировании загородных домов.
Архитектура дома в современном классическом стиле — это вечная классика, которая сохранила величие, элегантность, но стала строгой и сдержанной.
Это может Вам понравиться:
Поделитесь этим:
архитектурный классицизм, архитектурный стиль классицизм, классицизм в архитектуре, стиль классицизм в архитектуре
Образец архитектурного классицизма. Ла-Ротонда (La Rotonda), вилла Капра (Villa Capra) — вилла на вершине холма под Виченцой. Архитектор Андреа Палладио (Andrea Palladio; 1508 —1580 гг. настоящее имя Андреа ди Пьетро.
Классицизм в архитектуре – это стиль, в основе которого лежат нормы и традиции античности. Для этого стиля характерны строгие линии и формы, симметрия фасадов, ордерная система, архитектурные элементы: колонны, полуколонны, треугольные фронтоны, барельефы в круглых медальонах, статуи, в том числе кариатиды и атланты, ротонды на крыше. Архитектурный стиль классицизм стал отражением общественной мысли прогрессивных европейцев 18-го века. Иоганн Иоахим Винкельманн (Johann Joachim Winckelmann, немецкий искусствовед. 1717 -1768 гг.) писал в 1755 г, что подражание древним – единственный путь стать великими, и этот призыв нашел активную поддержку среди деятелей искусства. Подражательство древним грекам нашло свое отражение в работах К.Ф. Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel немецкий архитектор. 1781- 1841гг.), Лео фон Кленце (Leo von Klenze. немецкий архитектор, основатель стиля «неогрек». 1784 – 1864 гг.). Их сооружения украсились колоннами и треугольными фасадами и стали объектом подражания их современников — зодчих.
Изображение «Глиптотека в Мюнхене». работа Лео фон Кленце.
Черты античности придавали постройкам благородную простоту и величие. Если в Древней Греции ордерная система использовалась только для строительства храмовых сооружений, то в Европе 18-19 вв. в стиле классицизм возводились дворцы, резиденции: Марктплац (Marktplatz — торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт (Maksimilianshtadt), Людвигштрассе (Ludwigstrasse) в Мюнхене, сооружения в Дармштадте. Стиль классицизм в архитектуре отразился в строениях Берлина и Потсдама.
Марктплац (Marktplatz -торговая площадь) в Карлсруэ в наши дни. Архитектор и инспектор работ Фридрих Вайнбреннер (Friedrich Weinbrenner. родился в 1766 г.)
В этом стиле стали возводить не только дворцы знати, черты классицизма появились в загородных домах, театрах, университетах, больницах, музеях, общественных библиотеках. Элементы классики использовались при строительстве городских зданий общественного назначения: ратуши, школы, воспитательные дома, пансионы. Даже тюрьмы и казармы приобрели классический вид. Архитектурный стиль классицизм оказался спорным при возведении храмовых сооружений, так как священнослужители не могли определиться, подходят ли идеи античности христианским догмам. Однако, в Карлсруэ, Потсдаме, Дармштадте, тем не менее, были возведены церкви с элементами античности.
Церковь Святого Николая (Николаикирхе, St. Nikolaikirche) в Потсдаме в стиле классицизм по проекту архитекторов Карда Фридриха Шинкеля в 1830—1837 гг. Купол возведён в 1843—1850 гг. В конце Второй мировой войны церковь была разрушена, восстановлена в 1981 г.
Андреа Палладио – итальянский архитектор позднего Возрождения, основоположник палладианства и классицизма.
В 19 веке развитие архитектуры начинает ускоряться. Циклическое развитие архитектуры предполагало длительный по времени переход от простых форм к сложным – так барокко, появившееся после простых форм Ренессанса, формировалось не один десяток лет, и властвовало в архитектурной моде несколько веков. При этом возврат к простым формам и структурам требовал гораздо меньше времени. Классицизм в архитектуре сформировался в Европе и покорил Америку менее чем за сто лет. Примером может служить дом в Монтичелло, Шарлотсвилль. Строительство дома было начато хозяином, поклонником Андреа Палладио — Томасом Джефферсоном в 1769 г. Спустя 11 лет Джефферсон стал последователем другого направления — французского классицизма, и перестроил большую часть здания.
Дом в Монтичелло, Шарлотсвилль, США, штат Виргиния. Томас Джефферсон. 1769 г.
Архитектурный классицизм достиг своей вершины во Франции, Германии, России, Англии. Классицизм в архитектуре пришел на смену придворному барокко и рококо вместе с буржуазными революциями – английская произошла в 1688 г, а французская, спустя век. Он завоевал свои позиции благодаря идейному наполнению, которое отвечало требованиям времени. Античные структуры, пропорции и формы наполнились новым содержанием, их ясная и четкая эстетика ставилась в противовес неопределенности и давящей масштабности барокко, излишней слащавости рококо, характерных для бездельничающей европейской аристократии в противовес новому классу – буржуазии, не имеющей аристократических корней и стремящейся создать собственный слой культуры. Идеи просвещения, которые захватили европейское передовое общество, отразились в архитектуре, привлекающей своей простотой, строгостью и основанной на античности.
Автор текста: Марина Калабухова
Классические архитектурные формы классицизма
Классические архитектурные формы основаны на ордерной системе, созданной в эпоху античности и поддержанной зодчеством Ренессанса.
Вёрлицкий дворец — памятник классической архитектуры в Германии. Архитектор Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 — 1800 гг.)
Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют «памятниками», так как они сохраняют для будущих поколений архитектурные формы и стили, характерные для определенного исторического периода. Многие специалисты сходятся во мнении, что форма архитектуры отражает исторические, общественные и моральные ценности. Архитектурные формы сооружений можно разделить по группам: по отношению к определенному этносу, стране, материалу, конструкциям, стилю. Рассмотрим классические архитектурные формы. Классическая архитектура берет свое начало в эпоху Древней Греции. Для классических архитектурных форм греческих сооружений характерны ордера. Ордер — это определенная система распределения конструктивных частей здания, несущих и несомых элементов. Наиболее значимыми архитектурными элементами ордерной системы являются колонны и архитравы – они выполняют как конструктивную функцию, так и эстетическую, формируя общее впечатление от здания. Классический стиль в архитектуре, созданный на основе сооружений Древней Греции, предполагает три ордера: дорический, ионический, коринфский, о которых мы писали в статье об архитектуре Древней Греции. Для зданий в классическом стиле, имитирующем дорический ордер, характерна строгость, тесно поставленные мощные колонны и крупный антаблемент. Примером может служить афинский Парфенон (5 в. до н. э.) В ионическом ордере колонны становятся более тонкими и декорированными, расстояние между ними увеличивается. Капители колонн украшены волютами. Примером ионического ордера является афинский храм Эрехтейон. Коринфский ордер характерен тем, что у капителей колонн сложные украшения, составленные из стилизованных листьев южного расте¬ния аканта, волют. Примером греческой коринфской капители может служить капитель из Эпидавра. Ордерная система классического стиля в архитектуре в антич¬ной Греции стала крупным вкладом в развитие архитектуры, выполняя различные функции: утилитарную, техническую и эстетическую. Классические архитектурные формы ордера в каждой культуре и эпохе получили свою трактовку. В период Ренессанса наиболее известными зодчими, творившими в классическом стиле, были Джакомо Бароцци Виньола (Il Vignola, настоящее имя — Якопо де Бароцци, 1507—1573 гг.), Андреа Палладио (1503—1580 гг.), которые использовали в своих работах дорический, ионический, коринфский, тосканский ордера, а также композитный (сложносоставной).
Вилла Имо (Emo). Окрестности Венеции, деревня Фанцоло. Архитектор Палладио. 1559г.
Классический стиль в архитектуре и конструкциях Виньолы и Палла¬дио основывался на модуле – единице меры для расчетов основных параметров конструкций. У Виньолы и Палладио модуль соответствовал ниж¬нему радиусу колонны, в простых ордерах (дорическом, тосканском) он делился на 12 частей (парт), в сложных орде¬рах (ионическом, коринфском) — на 18 частей. Эти архитекторы, творчество которых легло в основу сооружений зодчих последующих эпох, создавали строения с разными ордерами. В своих теоретических трудах они рекомендовали следующее расположение ордеров на фасаде: более массивный ордер должен быть внизу, так как он будет нести основную нагрузку. Дорический ордер располагается под ионическим, над ионическим – коринфский и композитный. Верхние ордера имели меньшую высоту относительно нижних.
Вилла Корнаро. Первый этаж – ионический ордер, второй этаж — ордер коринфский. 1553-1554 гг., вилла доработана в 1590-х. Архитектор Палладио. 30 км от Венеции. Италия.
Классический стиль в архитектуре, несмотря на многовековую практику в античном зодчестве, теоретическую основу, созданную архитекторами и канонические схемы сооружений оставался во многом абстрактными, не привязанным к конкретному месту и к условиям строительства. В теоретических трудах не рассматривалась связь ордера, его размеров с масштабами здания и материалом фасада. Излагая теоретические схемы классических архитектурных форм и систем авторы не предлагали их в виде свода жестких правил и норм. В своих трудах они указывали на то, что в каждом конкретном случае решение по пропорциям и масштабности ордеров нужно принимать в зависимости от композиционной идеи, назначения сооружения и его окружения. В 18-19 вв. классический стиль в архитектуре использовался для создания торжественных и монументальных городских ансамблей, улиц и площадей. Он подчеркивал значимость здания, его культурное и общественное назначение. Классические архитектурные формы усадебных, жилых и парковых построек нередко отражали романтический характер строений, что дости¬галось упрощением и изменением пропорций ордерных элементов. С появлением новых материалов изменились возможности стоечно-балочных конструкций, на основе которых создавалась классическая архитектура. Железобетонные колонны и балки при меньших сечениях выдерживают большие нагрузки, чем деревянные или каменные бал¬ки, поэтому применение железобетона изменило пропорции соору¬жений: колонны становятся более тонкими и широко рас¬ставленными, архи¬травные балки приобретают большую легкость (примером могут служить портики нового здания Ленинской библиотеки в Москве).
Колонны нового здания Ленинской библиотеки в Москве. Один из авторов проекта В.Г.Гельфрейх. (Владимир Георгиевич Гельфрейх. 1885—1967 гг.) 1928—1958 гг.
Классические архитектурные формы стен создавались на основе композиционных приемов ордерной системы. Стены делились по горизонтали на три части: в нижней части – цоколь, в центре – основная поверхность, в верхней – антаблемент. В основном поле стен нередко располагались карнизы над каждым этажом. Существовали самые разные варианты членений фасадов, в том числе и с использованием разных материалов отделки. Классический стиль в архитектуре зданий подчеркивался оконными и дверными проемами. В одном случае проемы декорировались наличниками, использовались также фризы с карнизами. Наличники создавались с помощью панелей, блоков, кирпича. В другом варианте – обрамление получали системой кладки – в современном строительстве чаще используют этот прием.
Базилика Сан-Джорджо Маджоре (Giorgio Maggiore). Вокруг некоторых окон выступающие каменные наличники. У других окон наличники формируются системой кладки. Архитектор Палладио. Венеция. Остров Сан-Джорджо Маджоре. 1566 – 1610 гг.
На основе арок, сводов, куполов создаются классические архитектурные формы, которые были распространены еще в Древнем Риме. Такого рода архитектурные элементы нередко встречались в фасадах построек, как в Европе, так и в русском зодчестве. В современном строительстве используется железобетон, что расширяет возможности сводчатых и арочных конструкций. В украшение фасада включались арочные перекрытия проемов в стенах на манер римской триумфальной арки, силу распора принимает стена. Также широко используются арки, опирающиеся на столбы или колонны, такие арки могут составлять аркаду.
Вилла Триссино (Villa Trissino) — здание окружено галереей в виде двухъярусной аркады. Архитектор Палладио. 1560 г. Меледо близ Виченцы (Италия)
Технологии современного строительства позволяют создавать новые архитектурные формы, учитывающие многообразные факторы: экологические, ландшафтные, климатические. Задача современных архитекторов и дизайнеров состоит в изучении этих факторов и при создании современных классических архитектурных форм. В современной интерпретации формы классического стиля архитектуры несут в себе определенную символичность, означающую не только обращение к античности, но торжественность, парадность, определенный социальный статус владельцев.
Автор текста: Марина Калабухова
Классицизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Классицизм — это художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII—XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля.
Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность.
Классицизм в архитектуре
Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре. Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.
Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.
Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма.
Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.
С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.
В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и барокко (боз-ар).
Развитие классицизма в мире
Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.
Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:
- Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
- Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
- Ампир.
Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.
Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.
Особенности классицизма
Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм.
Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.
Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.
Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.
Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные. Основные украшения – барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.
Представители классицизма
Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.
Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци.
В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.
В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.
В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.
Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию.
В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.
В России особое мастерство проявили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.
Классицизм в интерьере
Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.
Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.
Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.
Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.
В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.
Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.
В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.
Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.
Примеры архитектуры
Рассмотрим наиболее значимые работы архитекторов XVIII века – на этот период приходится пик расцвета классицизма как архитектурного течения.
Во Франции эпохи Классицизма строились различные общественные заведения, среди которых были деловые постройки, театры, торговые здания. Крупнейшее строение тех времён — Пантеон в Париже, созданный Жаком-Жерменом Суфло. Изначально проект был задуман как церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, однако в 1791 г. она была превращена в Пантеон — место погребения великих людей Франции. Он стал примером архитектуры в духе классицизма. Пантеон представляет собой крестообразное здание с грандиозным куполом и барабаном, окруженным колоннами. Главный фасад украшен портиком с фронтоном. Части здания чётко разграничены, можно заметить переход от более тяжёлых форм к более лёгким. В интерьере преобладают четкие горизонтальные и вертикальные линии; колонны поддерживают систему арок и сводов и в то же время создают перспективу интерьера.
Пантеон стал памятником просвещению, разуму и гражданственности. Таким образом, Пантеон стал не только архитектурным, но и идейным воплощением эпохи классицизма.
18 век стал периодом расцвета архитектуры Англии. Одним из наиболее влиятельных английских архитекторов того времени был Кристофер Рен. В его работах сочетались функциональность и эстетика. Он предложил собственный план перестройки деловой части Лондона, когда случился пожар 1666 года; собор Святого Павла также стал одним из наиболее грандиозных его проектов, работа над которым продолжалась около 50 лет.
Собор св.Павла расположен в Сити – деловой части Лондона – в одном из самых старых районов, и представляет собой крупнейший протестантский храм. Он имеет удлиненную форму, как у латинского креста, однако главная ось расположена аналогично осям в православных храмах. Английское духовенство настояло на том, чтобы в основе здания лежала конструкция, типичная для средневековых церквей Англии. Сам Рен хотел создать строение, более близкое к формам итальянского Возрождения.
Главная достопримечательность собора – это деревянный купол, покрытый свинцом. Нижняя его часть окружена 32 коринфскими колоннами (высота – 6 метров). Наверху купола располагается фонарь, увенчанный шаром и крестом.
Портик, расположенный на западном фасаде, имеет высоту 30 метров и делится на два яруса с колоннами: шесть пар колонн в нижнем и четыре пары – в верхнем. На барельефе можно видеть статуи апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По бокам портика расположены две башни-колокольни: в левой башне – 12, а в правой находится «Большой Пол» — главный колокол Англии (его вес составляет 16 тонн) и часы (диаметр циферблата — 15 метров). У главного входа в собор стоит памятник Анне, английской королеве предыдущей эпохи. У её ног можно видеть аллегорические фигуры Англии, Ирландии, Франции и Америки. Боковые двери находятся в окружении пяти колонн (которые изначально не являлись частью плана архитектора).
Масштабность собора является ещё одной отличительной чертой: его длина — почти 180 метров, высота от пола до купола внутри здания — 68 метров, а высота собора с крестом — 120 метров.
До сих пор сохранились ажурные решетки работы Жана Тижу, выполненные из кованого железа (конец XVII века) и резные деревянные скамьи в хоре, которые считаются самым ценным украшением собора.
Что касается мастеров Италии, то одним из них стал скульптор Антонио Канова. Свои первые работы он выполнял в стиле рококо. Затем он стал изучать античное творчество и постепенно стал сторонником классицизма. Дебютная работа получила название Тезей и Минотавр. Следующей работой стало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизм в скульптуре. В более поздних работах мастера можно наблюдать не только ориентацию на античность, но и поиск красоты и гармонии с природой, идеальных форм. Канова активно заимствовал мифологические сюжеты, создавая портреты и надгробия. В числе наиболее известных его произведений можно отметить статую Персей, несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона, надгробия пап Климента XIII и Климента XIV. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии святого Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо.
В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них итальянцы Джакомо Кваренги и Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот и шотландец Чарльз Камерон. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. По проектам Чарльза Камерона были построены «Агатовые комнаты», «Холодные бани» и «Камеронова галерея» в Царском селе. Он предложил ряд решений интерьеров, в которых использовал искусственный мрамор, стекло с фольгой, фаянс, подудрагоценные камни. Одна из наиболее знаменитых его работ – дворец и парк в Павловске – стал попыткой соединения гармонии природы с гармонией творчества. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. При этом английский парк начинается с организованной придворцовой части с аллеями, дорожками и скульптурами и постепенно переходит в лес.
Если в начале нового архитектурного периода пока ещё не знакомый стиль представляли преимущественно иностранные мастера, то уже к середине века появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие. В работах прослеживается баланс классических западных форм и слияния с природой. В России классицизм прошел несколько этапов развития; его расцвет пришёлся на период правления Екатерины II, которая поддерживала идеи французского Просвещения.
Академия художеств возрождает традицию обучения своих лучших учеников за границей. Благодаря этому появилась возможность не только освоить традиции архитектурной классики, но и представить русских архитекторов зарубежным коллегам как равных партнеров.
Это стало большим шагом вперед в области организации систематического архитектурного образования. Баженов получил возможность создать сооружения Царицына, а также Пашков дом, который до сих пор считается одним из красивейших зданий Москвы. Рациональное композиционное решение сочетается с изысканными деталями. Здание стоит на вершине холма, его фасад обращён к Кремлю и набережной.
Санкт-Петербург являлся более благодатной почвой для зарождения новых архитектурных идей, задач и принципов. В начале 19 века Захаров, Воронихин и Тома де Томон воплотили в жизнь ряд значимых проектов. Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, который некоторые называют копией собора Святого Петра в Риме, однако по своему плану и композиции он является оригинальным произведением.
Другим организующим центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова. К нему стремятся главные проспекты города, а шпиль становится одним из важнейших вертикальных ориентиров. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов. Здание Биржи, которое Тома де Томон построил на стрелке Васильевского острова, может считаться решением сложной задачи – сохранения оформления стрелки Васильевского острова, и при этом сочетается с ансамблями предшествующих эпох.
Классицизм — архитектурный стиль
Появление Классицизма:
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци, появился и активно использовался — середина 18 — 19 век.
Особенности Классицизма:
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.
Архитекторы работавшие в стиле Классицизм:
Андреа Палладио (итальянский архитектор), Иниго Джонс, Жак-Жермен Суффло, Лео фон Кленце, Карл Фридрих Шинкель,К.И.Росси, Д.Кварнеги, И.К.Коробов, А.Д.Захаров, В.И.Баженов и другие.
Примеры:
Смольный институт, арх. Д.Кваренги, Санкт-Петербург, Россия, 1806-1808.
Пантеон, арх. Ж.Ж.Суффло, Париж, Франция, 1755.
Павловский дворец, арх. Ч.Камерон, В.Ф.Бренна, Д.Кваренги, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, 1782-1824.
Дом Пашкова, арх. В.И.Баженов, Москва , Россия, 1784-1786.
Вилла Фоскари, арх. А.Палладио, 1558-1560.
Вилла Ротонда, арх. А.Палладио.
Собор св. Павла, арх. К.Рен,Лондон, Англия, 1675-1717
Собор Дома инвалидов, арх. Ж.Ардуэнн-Мансар,Франция, Париж, 1693-1706.
Адмиралтейство, Петр I, И.К.Коробов, А.Д.Захаров 1704-1823, Санкт-Петербург, Россия.
Классическая архитектура | Britannica
Классическая архитектура , архитектура Древней Греции и Рима, особенно с V века до нашей эры в Греции до III века нашей эры в Риме, подчеркивающая колонну и фронтон. Греческая архитектура была основана главным образом на системе столбов и балок с колоннами, несущими нагрузку. Деревянное строительство уступило место строительству из мрамора и камня. Колонна, размером с человеческий организм, использовалась как модуль для всех пропорций храма.Дорический орден, вероятно, самый ранний, оставался фаворитом материковой Греции и западных колоний. Ионический орден развился в восточной Греции; на материке он использовался в основном для небольших храмов и интерьеров. И дорический, и ионический ордены присутствуют в Афинском Акрополе, величайшем греческом архитектурном достижении. К концу V в. До н. Э. Заказы были применены к таким сооружениям, как стоас и театры. Эллинистическая эпоха породила более сложную и богато украшенную архитектуру, часто с колоссальными зданиями.Многие из великих зданий были скорее светскими, чем религиозными, и широко использовались ионические и особенно новые коринфские ордена. Римляне использовали греческие ордена и добавили два новых, тосканский и композитный, но коринфский был безусловно самым популярным. Римские архитекторы использовали колонны не только как функциональные несущие элементы, но и как прикладное украшение. Строго придерживаясь симметрии, римляне использовали самые разные пространственные формы. В то время как греческие храмы были изолированы и почти всегда были обращены с востока на запад, римские храмы были ориентированы относительно других построек.Римские колонны несли арки, а также антаблементы, что позволяло большую пространственную свободу. Открытие бетона значительно облегчило строительство с использованием арки, свода и купола, как в Пантеоне. Другие общественные здания включали базилики, бани ( см. терм), амфитеатры и триумфальные арки. Классическая архитектура может также относиться к архитектуре более поздних периодов, в которой используются греческие или римские формы. См. Также Западная архитектура: Классический период.
Храм Аполлона, Коринф, Греция Руины храма Аполлона в Коринфе, Греция. ММБританская викторина
Это или То? Художник против архитектора
Хуан Гуас
.Классика / Классическое возрождение / Неоклассика: руководство по архитектурному стилю
01 января 2017
Это архитектура, уходящая корнями в классическое прошлое. Корни классицизма уходят в древнегреческую и римскую архитектуру — в храмовую архитектуру древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль включает в себя ряд традиционных форм, в частности, колонны (известные как ордена), каждая с фиксированными пропорциями и орнаментом (особенно дорический, ионический и коринфский).Пропорциональность, симметрия и отношение отдельных частей к целому также характеризуют классицизм. Тем не менее, можно описать здание как классическое только по его пропорциям, без каких-либо атрибутов, связанных с классической архитектурой.
Дизайн для трехпроцентного офиса Консолей, Банк Англии, 1799 (сэр Джон Соан) Коллекции RIBAНеоклассический
Этот термин связан с академическим возрождением классицизма, которое началось во Франции в середине 18 века, когда архитекторы начали заново изучать классические здания, а не более поздние производные или образцы эпохи Возрождения.В XVIII веке возрос интерес к археологии и антикварианству, частично вызванный раскопками в Помпеях и Геркулануме и повторным открытием архитектуры Древней Греции. Стиль отличается строгостью внешнего вида и солидностью, заказы используются скорее структурно, чем декоративно.
Возрождение классики
Классическое возрождение свободно описывает архитектуру с использованием классических элементов, но это менее сурово по внешнему виду, чем неоклассическая архитектура.Примеры этого можно увидеть на протяжении 19 и начала 20 века.
На что обратить внимание в классическом здании
- Использование заказов
- Пропорция
- Симметрия
- Повторение таких элементов, как окна
- Ссылки на классическую архитектуру
Статья Сюзанны Уотерс
Британская архитектурная библиотека, RIBA
Узнать больше
Изучите другие изображения архитектуры Classical , Classical Revival и Neo-Classical из коллекций RIBA.
Посмотреть, загрузить, купить и лицензировать эти изображения на RIBApix
1. Дизайн для трехпроцентного офиса консолей, Банк Англии, Треднидл-стрит, лондонский Сити, 1799 (сэр Джон Соан), RIBA Collections RIBA3931
2. Four Courts, Inns Quay, Дублин, вид с противоположного берега реки Лиффи, 1802 год (Джеймс Гандон), Эдвин Смит / RIBA Collections RIBA5666
3.Кедлстон-холл, Дербишир: Большой зал, 1765 (Роберт Адам и Сэмюэл Вятт), Эдвин Смит / Коллекции RIBA RIBA14805
4. Ратуша Лидса: вид в перспективе, 1858 г. (Катберт Бродрик), RIBA Collections RIBA31335
Все эти изображения являются частью библиотеки и коллекций RIBA. Вход свободный, и мы приглашаем всех желающих.
Найдите и приобретите больше изображений на сайте RIBApix или свяжитесь с нами, если у вас есть какие-либо вопросы об архитектуре.
.Заказать | архитектура | Britannica
Порядок , также называемый порядком архитектуры , любой из нескольких стилей классической или неоклассической архитектуры, которые определяются конкретным типом колонны и антаблемента, которые они используют в качестве базовой единицы. Колонна состоит из вала с основанием и капителью. Колонна поддерживает часть антаблемента, которая составляет верхнюю горизонтальную часть классического здания и сама состоит из (снизу вверх) архитрава, фриза и карниза.Форма капители — самая отличительная черта того или иного ордена. Существует пять основных орденов: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный.
Капитальные стили для пяти основных орденов классической архитектуры. © Merriam-Webster Inc.Есть много отдельных элементов, которые составляют полную колонну и антаблемент. Внизу колонки — стилобат; это сплошная плоская мостовая, на которую опирается ряд колонн. Из стилобата поднимается цоколь, квадратный или круглый блок, который является самой нижней частью основания.Поверх цоколя, образующие остальную часть основания, находятся один или несколько круглых молдингов с различными профилями; они могут включать в себя тор (выпуклый профиль с полукруглым профилем), скотию (с вогнутым профилем) и одно или несколько галтелей или узких полос.
Пять заказов Encyclopædia Britannica, Inc.Вал, опирающийся на основание, представляет собой длинный узкий вертикальный цилиндр, который в некоторых случаях шарнирно соединен с канавками (вертикальными канавками). Вал может также немного сужаться внутрь, так что он шире внизу, чем вверху.
Поверх вала находится капитель, который служит для концентрации веса антаблемента на валу, а также служит эстетическим переходом между этими двумя элементами. В простейшей форме (дорической) капитель состоит (в порядке возрастания) из трех частей; горловина, которая является продолжением стержня, но визуально отделена от него одной или несколькими узкими канавками; эхинус, круглый блок, который выступает наружу в своей самой верхней части, чтобы лучше поддерживать счеты; и сами счеты, квадратный блок, который непосредственно поддерживает антаблемент наверху и передает свой вес остальной части колонны внизу.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчасАнтаблемент состоит из трех горизонтальных секций, которые визуально отделены друг от друга молдингами и лентами. Три части антаблемента (в порядке возрастания) называются архитравом, фризом и карнизом.
Единица измерения колонн — это диаметр вала у основания; таким образом, колонна может быть описана как имеющая восемь (меньших) диаметров в высоту.
В древнегреческой архитектуре были развиты два разных ордена, дорический и ионический, а также третья (коринфская) капитель, которые с изменениями были приняты римлянами в I веке до нашей эры и с тех пор используются в западной архитектуре.
Дорический орден характеризуется слегка сужающейся колонной, которая является самой приземистой из всех орденов, имеющей высоту (включая капитель) только на четыре-восемь меньших диаметров. Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующим формам дорического ордера часто давали обычное основание из плинтуса и тора.Дорический стержень имеет 20 мелких канавок. Капитель, как указывалось ранее, состоит из простой перемычки; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты. Фризная часть дорического антаблемента является своеобразной. Он состоит из выступающих триглифов (элементов, каждая из которых состоит из трех вертикальных полос, разделенных канавками), которые чередуются с отступающими квадратными панелями, называемыми метопами, которые могут быть либо простыми, либо вырезанными со скульптурными рельефами. Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.
Дорический орден Гравированная пластина с изображением дорического ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71). Encyclopædia Britannica, Inc.Ионический орден отличается от дорического наличием большего количества канавок на древке и свитками, или спиралями, которые свисают над передней и задней частями эхинуса в столице. Сам эхинус вырезан в виде яиц и дротиков. Высота всего ионического ордера — колонны, основания, капителя и антаблемента — составляет девять меньших диаметров.В основании колонны расположены два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией. Вал высотой на восемь меньших диаметров имеет 24 канавки. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (лент). На фризе отсутствуют дорический триглиф и метоп, и, следовательно, эта область может содержать непрерывную полосу резного орнамента, например фигурные группы.
Ионический орден Гравированная пластина с изображением Ионического ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71). Encyclopædia Britannica, Inc.Коринфский орден — самый элегантный из пяти орденов. Его отличительной чертой является поразительная капитель, на которой вырезаны два ступенчатых ряда стилизованных листьев аканта и четыре свитка. Вал имеет 24 канавки с острыми краями, высота колонны — 10 диаметров.
Коринфский орден Гравировка с изображением коринфского ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71). Британская энциклопедия, Inc.Тосканский орден — это римская переработка дорического ордена. У Тосканы есть древко без канавок и простая капитель из эхинуса и абака. Он похож по пропорциям и профилю на римский дорический, но гораздо проще. Высота колонны семь диаметров. Этот заказ — самый солидный на вид из всех заказов.
Тосканский орден Гравированный принт с изображением тосканского ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71). Британская энциклопедия, Inc.Составной орден, который не считался отдельным орденом до эпохи Возрождения, является поздним римским развитием коринфского ордена. Он называется композитным, потому что его капитель состоит из ионных волют и коринфского орнамента из листьев аканта. Высота колонны 10 диаметров.
Составной заказ Гравированный оттиск, изображающий Составной заказ, из первого издания Британской энциклопедии (1768–71). Encyclopædia Britannica, Inc.Дорический и ионический ордена возникли почти одновременно на противоположных берегах Эгейского моря; дорический на материковой части Греции и ионический в греческих городах Малой Азии.(Завитки ионической капители были адаптированы из рисунков финикийской и египетской капителей.) Дорический орден можно считать более ранним из двух орденов только в его развитой форме. Оба ордена возникли в храмах, построенных из дерева. Самым ранним хорошо сохранившимся образцом дорической архитектуры является храм Геры в Олимпии, построенный вскоре после 600 г. до н. Э. С этих пор эволюцию каменной дорической колонны можно проследить в архитектурных остатках в Греции, Сицилии и южной Италии, где дорическая колонна должна была оставаться главным орденом монументальных построек в течение следующих восьми веков.
Греки, так же как и римляне, рассматривали коринфский как только вариант капитала, который должен быть заменен ионическим. Первое известное использование коринфской капители на внешней стороне здания — это хорагический памятник Лисикрата (Афины, 335/334 г. до н. Э.). Коринфский монастырь был возведен в ранг ордена римским писателем и архитектором Витрувием I века до н.э.
Римляне приняли дорический, ионический и коринфский ордены и изменили их, чтобы создать тосканский орден, который является упрощенной формой дорического ордена, и составной орден, который представляет собой комбинацию ионического и коринфского орденов.Другим римским нововведением был наложенный порядок; когда колонны украшали несколько последовательных этажей здания, они обычно были разного порядка в возрастающей последовательности от самых тяжелых до самых тонких. Таким образом, колонны дорического ордера были закреплены на первом этаже здания, ионические колонны — на среднем этаже, а коринфские или композитные — на верхнем этаже. Чтобы избежать сложностей, связанных с отдельными заказами для каждого этажа, архитекторы эпохи Возрождения изобрели колоссальный ордер, который состоит из колонн, увеличивающих высоту двух или более этажей здания.
Витрувий был единственным древнегреческим или римским писателем по архитектуре, чьи произведения пережили Средневековье. Когда в начале 15 века его справочник для римских архитекторов De architecture, был заново открыт, Витрувий сразу же был признан авторитетом в области классической архитектуры. Основываясь на его трудах, итальянские архитекторы эпохи Возрождения и барокко разработали эстетический канон, который установил правила наложения классических орденов. Архитекторы также установили правила пропорций орденов и их частей до мельчайших деталей.Были указаны точные пропорциональные размеры каждого элемента заказа, так что, учитывая диаметр колонны или любое другое измерение, весь заказ и все его отдельные элементы могли быть восстановлены с помощью обычных вычислений. Таким образом, правила были доведены до экстравагантных размеров, о которых греки даже не мечтали и которые редко соблюдались римлянами.
Последующие художественные периоды стали свидетелями возрождения археологически «правильного» использования орденов, хотя многие архитекторы продолжали использовать различные ордера с максимальной свободой.В модернистской архитектуре 20-го века заказы перестали использоваться в качестве излишнего украшения, а их структурные функции были переданы колоннам и опорам из стали или железобетона.
.Палладианство | архитектурный стиль | Britannica
Палладианство , стиль архитектуры, основанный на трудах и построениях гуманиста и теоретика из Виченцы Андреа Палладио (1508–180 гг.), Возможно, величайшего архитектора конца 16 века и, безусловно, самого влиятельного. Палладио считал, что архитектура должна управляться разумом и принципами классической древности, как это было известно в сохранившихся зданиях и в трудах архитектора и теоретика I века до нашей эры Витрувия.Палладианство выражает рациональность в ее ясности, порядке и симметрии, а также отдает дань уважения древности в использовании классических форм и декоративных мотивов. Немногие архитекторы, помимо непосредственного ученика Палладио Винченцо Скамоцци (1552–1616), были заинтересованы в изучении самого эрудированного аспекта работы Палладио — его исследования гармоничных пропорций — и в руках слишком многих последователей следующих двух столетий палладианство, как правило, становилось бесплодная академическая формула, лишенная силы и поэзии Палладио.
Холкхэм-холл, Уильям Кент, палладианский стиль, начало 1734, Норфолк, англ. A.F. KerstingИменно Иниго Джонс представил архитектуру Палладио в Англии. По возвращении из поездки в Италию (1613–1614 гг.) Джонс создал в Лондоне палладианский стиль; этот стиль основывался на знаниях, которые он приобрел в результате изучения произведений Палладио и из непосредственного изучения древней архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения. Среди сохранившихся примеров выделяются Дом королевы в Гринвиче (завершен в 1635 г.), Банкетный зал в Уайтхолле (1619–1622 гг.) И часовня королевы в Св.Джеймс Палас (1623 г.).
В начале грузинского периода (1714–1830) возник второй, более всепоглощающий интерес к Палладио. Отчасти как реакция на грандиозную архитектуру более поздних Стюартов, недавно могущественные виги выразили желание вернуться к более рациональному и менее сложному стилю. Их желание совпало с публикацией английского перевода трактата Палладио I quattro libri dell’architettura (1570; Четыре книги архитектуры ) и первого тома Колена Кэмпбелла Vitruvius Britannicus (1715), фолио из 100 гравюры современных «классических» зданий в Великобритании (еще два тома вышли в 1717 и 1725 годах), проекты которых оказали огромное влияние на Англию.Уильям Бенсон, член парламента от вигов, уже построил первый английский палладианский дом XVIII века в Уилбери-Хаус, Уилтшир, в 1710 году. Кэмпбелл, первый важный приверженец нового и более буквального английского палладианизма, построил Хаутон-холл в Норфолке. (начат в 1722 г.) и Замок Меруорт в Кенте ( ок. 1722). Богатый архитектор-любитель Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон, и его протеже Уильям Кент завершают триумвират, ответственный за вторую фазу стиля.Дом Берлингтона, Chiswick House (начало 1725 г.), был спроектирован им как переосмысление виллы Ротонда Палладио. Холкхэм-холл, Норфолк (начало 1734 г.), был построен Кентом, которому также приписывают изобретение английского ландшафтного сада. Другими известными английскими архитекторами Палладио были Генри Флиткрофт, Исаак Уэр, Джеймс Пейн, Роджер Моррис и Джон Вуд Старший.
Королевский полумесяц (1767–75; исполнен младшим Джоном Вудом по эскизу отца). © Крис Харви / Shutterstock.comВ 18 веке возрождение палладианизма в Англии распространилось на Италию, а оттуда на большую часть Европы и американских колоний. Среди известных архитекторов этого движения были Франческо Мария Прети в Италии, Томас Джефферсон в Америке и Георг Кнобельсдорф в Германии. Стиль распространился в России благодаря работам шотландца Чарльза Камерона и итальянца Джакомо Кваренги, а также достиг Швеции и Польши. Вскоре после 1800 года этот стиль повсеместно уступил место восходящему движению неоклассицизма, в котором классические формы и детали были заимствованы непосредственно из античности, а не глазами Палладио эпохи Возрождения.
Особняк Belle Mont Mansion в Тоскумбии, Алабама, олицетворяет джефферсоновскую палладианскую архитектуру. Dan Brothers / Бюро туризма и путешествий Алабамы Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас .