Классический стиль в архитектуре: КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

Содержание

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

  • СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ И АРХИТЕКТУРЕ
  • ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

января 19, 2018 11:25


Вилла в г. Виченца, Италия. Арх. Палладио.

  Слово классический сразу рождает в голове понятие чего-то фундаментального,  рафинированного, чего-то , что всегда актуально и стильно. Классический стиль в архитектуре явление довольно редкое,  чистый стиль можно встретить не так часто, классической часто  называют  архитектуру в эклектичном стиле, основанием для которого послужила классика. Когда и кем она была придумана, какие законы в себе несет? Давайте узнаем больше.

  • Усадьба Строгановых в Братцево, Московская область. Арх-р Андрей Воронихин.

АРХИТЕКТУРА

  Истоками классики была античность. Греки придумали и разработали систему ордеров , римляне ее дополнили и довели до совершенства. Ордер- это стоечно-балочная конструкция, дополненная определенными выразительными элементами. Архитектурный ордер, общие сведения о котором были изложены в трактате Витрувия еще в I веке до н.э, применялся в Древней Греции при постройке храмов и сформировал узнаваемый на сегодня облик строений этой страны. Всего существует пять ордеров, считающихся классическими. Три из них сформировались на греческой территории. Это дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер. В Древнем Риме появились еще два: тосканский и композитный. Каждый из них имеет свои отличительные особенности в строении и декоративных элементах. 

 

  В период с XVI по XVII века  в Италии интерес к античной классической архитектуре вспыхнул с новой силой.   Недаром этот период назван эпохой возрождения или ренессанса. Итальянский архитектор Андреа Палладио изучил и довел до совершенства пропорции и принципы классической архитектуры, применив свои знания античного зодчества в строительстве загородных вилл и городских палаццо. Архитекторы всего мира, проектировавшие в более позднее время, брали за основу его изученные принципы классической архитектуры для создания своих шедевров.

 

  Классический стиль в Европе развивался неравномерно, поскольку был неразрывно связан с укреплением и расцветом монархического строя. Таким образом, получалось, что в ряде стран Западной Европы он сформировался в XVII веке, тогда как в России только в XVIII. Особенностью русского классицизма являлось эклектичное сочетание в одном произведении разностилевых элементов, уход от жестко регламентированных приёмов и форм классицизма. 

 

  Характерными особенностями стиля классицизм являются монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства. Применение какого-либо ордера обязательно для фасада, часто целые колоннады создают воздушный объем галерей и портиков. Излюбленными формами классического стиля являются  прямоугольник , квадрат, сфера. Купол в центре композиционного объема здания — частое явление в классической архитектуре. Вообще вся композиция разновысотных объемов устремлена вверх к центру здания.   В архитектуре классического стиля зодчие придерживались продуманной симметрии форм, используя в конструкции фасада неизменный греческий портик с ордерной колоннадой и фронтоном, украшенным барельефом. Также классический стиль предполагал использование статуй, медальонов, орнаментальных композиций, лепнины, мраморных лестниц, балллюстрад (фигурных столбиков, поддерживающих перила, что вместе составляло ограждение лоджий и балконов).  Так, разнообразные арки, портики, купола, колонны и полуколонны с легкой руки греческих архитекторов прочно вошли в понятие классического стиля.

 

   Классический стиль в архитектуре стал олицетворением высшей степени красоты и величия сильного государства, а потому его эстетика широко использовалась в масштабных градостроительных проектах. Таким образом, в классическом стиле стали возводить не только дворцовые и храмовые комплексы, но и городские площади, крупные архитектурные ансамбли и даже целые города.

Следование античным традициям в устройстве городских площадей быстро подхватили зодчие Варшавы, Дублина, Эдинбурга и Санкт-Петербурга, превратив города в настоящие музеи архитектуры классического стиля под открытым небом.

 

  Для русских архитекторов стиль классической архитектуры со временем стал базовым, который то смешивали с пышным убранством барокко, то сочетали с военной атрибутикой императорского ампира, то и вовсе видоизменяли в неоклассических стилях, а затем возрождали его античные формы в советское время (сталинский ампир). 

 

  Знайте, если вы видите колонный портик с треугольным фронтоном над ним , то, скорее всего,  здание исполнено в классическом стиле.  

В центре композиции часто можно увидеть круглую ротонду, или вытянутый овал в плане, накрытый куполом,  как во дворце на Елагином острове в Санкт-Петербурге. 

 

  Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занималось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства. Тем самым подчеркивался признак высокого социального статуса владельца особняка. Усадьба Голицыных в селе Зубриловка Пензенской области, усадьба Строгановых в селе Братцево Московской области, усадьба Юсуповых в Архангельском. и многие другие исполнены лучшими архитекторами в образцовом классическом стиле.

Усадьба Юсуповых в Архангельском. Арх-р Жак -Жако Гёрн.

Дворец в Версале, Франция. (фр. Parc et château de Versailles). Арх-ры Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар.

ИНТЕРЬЕР

  Как и в экстерьере, главной особенностью оформления помещения в стиле классицизм является принцип симметрии.

Пристрастие к симметрии проявляется во всем, от выбора парных предметов интерьера до симметричной расстановки мебели. Классический интерьер обязательно имеет центральную главную ось, на которую как бы нанизана вся основная интерьерная композиция. Она может располагаться у стены, если помещение не очень большое. В просторном зале такой центр размещается посередине.

 

  Классическая палитра не пестрит яркими цветами и кричащими оттенками, это спокойная, выверенная палитра,  приятная для глаза. В античном классическом стиле активно использовались более богатые и яркие оттенки, такие как золотистый, темно-синий и темно-красный, пурпурный, бордовый. Однако современная классика предпочитает именно приглушенные, созерцательные, спокойные тона, которые служат великолепным фоном для изысканной мебели и позволяют расслабиться и отдохнуть в домашней, уютной обстановке. Основными цветами классики служат оттенки светлых тонов : белый, молочный, цвет слоновой кости, бежевый, песочный, светло-зеленый и голубой.

Классический интерьер часто включает позолоту и хрусталь, бронзу и фарфор. Этим достигается эффект роскоши и величественности.

 

  Для отделки стен использовали полотна из шелка, деревянные панели, обои, натуральный камень, декоративную штукатурку . Отличием русской классики 19 века является применение довольно активных в цветовом отношении обоев для стен с повторяющимся орнаментальным рисунком. Обилие лепного декора задаёт стиль всему помещению. В современных условиях можно использовать пенополиуретановый декор.

 

В классическом интерьере окна всегда драпировали шторами из дорогих материалов. Часто можно встретить шторы, украшенные ламбрекенами . Шторы могли так же быть закреплены подвесами с кистями. В дворцовых интерьерах и театрах часто можно увидеть волнообразные французские  шторы.

 

  Пол выстилали натуральным паркетом. Сейчас можно так же использовать паркетную доску. В современных интерьерах можно увидеть застеленную на пол глянцевую плитку.

 

  Мебель из ценных пород древесины отличалась изысканной формой резьбы и наличием качественной дорогой обивки, будь то кожа или текстиль. Мягкая мебель имела плавные и скругленные формы, она должна была быть удобной, иметь высокие спинки, мягкие подушки и комфортные подлокотники,  декорированные изысканной бахромой. Стиль у классической мебели характеризовался неповторимым и тонким аристократичным видом у изделий. Это могло быть достигнуто только строгими формами у предметов мебели, которые при сравнении с рококо и барокко, делали их несколько компактными и легкими. Отделывали мебельные фасады с помощью лакирования, тонировки, полировки натуральным воском. Для декора  применяли инкрустацию перламутром, камнями, бронзой, хрусталем, редкими породами древесины, ручной резьбой. Стиль классической мебели предполагал для использования в качестве сырья ценные породы дерева: красное и эбеновое дерево, дуб, ясень, бук, палисандр, вишню, орех. Мебель должна была гармонировать в тон с обоями помещения.

Достичь этого можно было за счет обивки мебели велюром, жаккардом, кожей, бархатом, гобеленом, замшей. Красиво выглядели  аксессуары в виде вышивки, кружева, рюш, плетеных нитчатых кистей. Они хорошо смотрелись на фоне однотонных светлых обоев.

 

  Как нигде больше,  в стиле классицизм так любимы люстры в качестве центрального светильника на потолке. Хрустальные позолоченные люстры  равномерно разливают свет внутри помещения. Когда-то люстры из папье-маше, отделанные золотой фольгой, освещали светом свечей танцевальные залы дворцов. Сегодня всевозможные бра, настольные и напольные светильники , решенные в одном дизайне,  создадут в современном помещении уютную домашнюю атмосферу своим мягким приглушенным светом. 

 

  Классика требует обязательного наличия в интерьере дорогих предметов декора. Прекрасное впечатление создают фарфоровые, позолоченные, бронзовые, мраморные изделия, предметы антиквариата, скульптуры, зеркала, портреты и пейзажи с замысловатыми рамками.  

 

  Классический стиль подходит для оформления не только дворцовых интерьеров, но и загородных домов,  квартир с высокими потолками ( не менее 4-х метров), словом, практически любых помещений. Классический стиль не зависит от времени, не выходит из моды и всегда находится вне конкуренции. Все, кто любит респектабельность, величественность, изящность и кому это по карману,  выбирают классический стиль в оформлении интерьеров. 

Отель Ритц, Париж

Зал в Александровском дворце, Царское село.


Классицизм в архитектуре: что это, особенности, примеры

Масштаб, колонны, мрамор — кажется, узнать классическое здание среди других не составит труда. На самом деле стиль многолик и разнообразен. Какие еще признаки указывают на него и как выглядят яркие представители — рассказываем в статье

Фото: shutterstock

Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.

Эксперт в этой статье: архитектор Сергей Никешкин, бюро «Крупный план»

Что такое классицизм в архитектуре

www.adv.rbc.ru

Классицизм — это архитектурный стиль, который был популярен в период 1750–1830 годов. Его часто называют неоклассицизмом, чтобы отличить от архитектуры античности или эпохи Возрождения. Открытия, исследования и археологические раскопки классических памятников в Италии, Греции и Малой Азии сыграли большую роль в его развитии. Античность считалась главным источником вдохновения архитекторов того времени.

Рококо со своей сложностью и обилием декора стало отходить на второй план. На смену в качестве полной противоположности пришел классицизм. В его эстетике главное место занимали лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Поэтому в классическом стиле можно было планировать целые города.

Во время итальянского Ренессанса и с упадком готики архитекторы Л. Б. Альберти, С. Серлио и Дж. Бароцци да Виньола многое сделали для того, чтобы возродить классицизм.

Особенности классицизма в архитектуре

Классическая архитектура стремилась к понятным формам и геометрии. В ней много прямых линий, композиции кажутся законченными. Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.

Также важную роль в классицизме играла природа: архитекторы вдохновлялись красотой окружающего мира. Главными цветами считались насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служили скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремился к минимализму.

Симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно.

Архитектура классицизма стремилась к симметрии и пропорциям (Фото: pxhere)

Колонны в определенном стиле. Ордер — это архитектурная композиция, в которой есть вертикальные элементы (колонны/пилястры) и горизонтальные (антаблемент). Он бывает дорическим, ионическим или коринфским в греческой архитектуре или тосканским и композитным — в римской.

По внешнему виду колонн можно понять, к какому архитектурному ордеру они относятся (Фото: pixabay)

Фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.

Парадное крыльцо с фронтоном (Фото: pixabay)

Прочные строительные материалы. В классической архитектуре чаще всего используются мрамор, бетон и кирпич.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (Фото: shutterstock)

Большие окна. От пола до потолка, с мелкой расстекловкой.

Для классицизма характерны большие окна (Фото: pxhere)

Монументальность. Большие площади, масштабные постройки, крупные формы.

Фото: shutterstock

Отсутствие декора. Стены лишены каких-либо украшений, элегантные и строгие интерьеры.

Фото: shutterstock

Сергей Никешкин:

— Классицистическая архитектура легко узнаваема. Здания обычно симметричны и имеют равномерно расположенные элементы: колонны, окна, крылья, часто — купола. Характерны для стиля колонны с классическими ордерами. Практически во всех зданиях в стиле классицизм есть портал с фронтоном, дверь расположена строго по центру. Преимущественно здания возводились из камня и мрамора, бетона и кирпича. Также в них есть определенные архитектурные элементы: дентикула, среднескатные крыши, коробчатые карнизы, декоративные дверные проемы и фронтон над входной группой, прямоугольные окна.

Примеры классицизма в архитектуре

Сергей Никешкин:

— Яркий представитель классицизма — Берлинский драматический театр, построенный по проекту Карла Шинкеля. Фасад здания монументален: ионический портик, стоящий на вершине крутого лестничного пролета, с фронтоном. Над ним — еще один фронтон, увенчанный бронзовой квадригой, симметрично расположенные крылья с рустованным цоколем, пропорциональные окна.

Фото: Ansgar Koreng/wikipedia.org

Одно из архитектурных сооружений, вдохновленное римским Пантеоном, — базилика Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 1816–1824 годах архитектором Пьетро Бьянки в Неаполе. Характерные черты этого классицистического здания: полукруглый дорический портик с 38 колоннами, пронаос, образованный шестью колоннами и двумя пилястрами ионического ордера, которые поддерживают архитрав, фронтон, три купола — центральный большой и два, симметрично расположенные, поменьше.

Базилика Сан-Франческо-ди-Паола (Фото: Pedro Mondejar/wikipedia. org)

Классицизм в России

В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России.

Ранний классицизм (1760–1770). Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.

Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.

Многие здания в Санкт-Петербурге представляют классицизм. Известным примером стал Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.

Казанский собор в Санкт-Петербурге (Фото: A.Savin/wikipedia.org)

Еще одним организационным центром города стало Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова. Благодаря талантам архитекторов в ритмической организации здания удалось избежать повторений и однообразия.

Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова (Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov/wikipedia.org)

Сергей Никешкин:

— Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.

В Санкт-Петербурге сосредоточено множество архитектурных памятников. При Александре I и Николае I увеличилось число монументальных сооружений, а период их правления пришелся на расцвет классицизма. Один из ярчайших примеров — кафедральный собор Казанской Божьей Матери, возведенный архитектором Андреем Воронихиным. Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.

Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784–1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.

Дом Пашкова (Фото: Diego Delso/wikipedia.org)

Представитель русского классицизма — Матвей Казаков, построивший здание Сената в Кремле. Протяженный фасад отличается равномерным членением окон и колонн. Портал включает портик со сдвоенными колоннами и треугольный фронтон. Из других типичных черт: рустованный цоколь, дентикула, двухцветная архитектура.

Здание Сената в Кремле (Фото: Vladimir Varfolomeev/flickr.com)

Классицизм в Европе

Классицизм стал одним из самых распространенных стилей во всем мире.

Его основные черты в Европе сформировались благодаря архитектуре А. Палладио. Но в каждой стране он проявлялся по-разному.

Во Франции ярким примером классицизма стал Пантеон в Париже, начатый в 1757 году архитектором Ж.-Ж. Суффро. Первоначально он должен был построить церковь Св. Женевьевы — покровительницы французской столицы. Но после того как Людовик XV, по приказу которого шла стройка, был свергнут, цель изменилась — и на месте церкви появился Пантеон, в котором хоронили знаменитых французов.

Это здание в форме креста увенчано большим куполом, фасад образован коринфским портиком и треугольным фронтоном, крылья здания пропорциональны и симметричны.

В интерьере много четких форм, горизонтальных и вертикальных линий, а также арок и сводов.

Парижский Пантеон  (Фото: Camille Gévaudan/wikipedia.org)

Сергей Никешкин:

— В разных странах стиль подпитывался из разных источников: где-то идеалом считалась архитектура Древней Греции, где-то — Древнего Рима, отличавшиеся формальным языком и строительными технологиями. В Италии были сильны традиции древнеримской классической архитектуры.

Например, структура Кановианскиого храма в Поссаньо вдохновлена римским Пантеоном: размеры портика строго соответствуют классическим пропорциям, а ротонда с куполом выполнена в римском формате.

Кановианский храм в Поссаньо (Фото: shutterstock)

Развитию классицизма в Европе способствовало появление церкви Богоматери в Копенгагене по плану архитектора Кристиана Хансена, глубоко впечатленного древними постройками Рима. В архитектуре церкви есть портик с фронтоном, дентикула, равномерное членение фасада, пропорции. Датский классицизм более строгий в отличие от итальянского или русского.

Церковь Богоматери в Копенгагене (Фото: shutterstock)

Интересный пример, показывающий, насколько разным может быть европейский классицизм, — аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии. Собор отличают высокий купол большого диаметра, угловые ризалиты, усиливающие симметрично-квадратную планировку двух дворов, дорический портик, симметричное расположение архитектурных элементов.

Аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии (Фото: shutterstock)

Классические архитектурные формы классицизма

Классические архитектурные формы основаны на ордерной системе, созданной в эпоху античности и поддержанной зодчеством Ренессанса.

Вёрлицкий дворец — памятник классической архитектуры в Германии. Архитектор Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 — 1800 гг.)

Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют «памятниками», так как они сохраняют для будущих поколений архитектурные формы и стили, характерные для определенного исторического периода. Многие специалисты сходятся во мнении, что форма архитектуры отражает исторические, общественные и моральные ценности. Архитектурные формы сооружений можно разделить по группам: по отношению к определенному этносу, стране, материалу, конструкциям, стилю. Рассмотрим классические архитектурные формы. Классическая архитектура берет свое начало в эпоху Древней Греции. Для классических архитектурных форм греческих сооружений характерны ордера. Ордер — это определенная система распределения конструктивных частей здания, несущих и несомых элементов. Наиболее значимыми архитектурными элементами ордерной системы являются колонны и архитравы – они выполняют как конструктивную функцию, так и эстетическую, формируя общее впечатление от здания. Классический стиль в архитектуре, созданный на основе сооружений Древней Греции, предполагает три ордера: дорический, ионический, коринфский, о которых мы писали в статье об архитектуре Древней Греции. Для зданий в классическом стиле, имитирующем дорический ордер, характерна строгость, тесно поставленные мощные колонны и крупный антаблемент. Примером может служить афинский Парфенон (5 в. до н. э.) В ионическом ордере колонны становятся более тонкими и декорированными, расстояние между ними увеличивается. Капители колонн украшены волютами. Примером ионического ордера является афинский храм Эрехтейон. Коринфский ордер характерен тем, что у капителей колонн сложные украшения, составленные из стилизованных листьев южного расте¬ния аканта, волют. Примером греческой коринфской капители может служить капитель из Эпидавра. Ордерная система классического стиля в архитектуре в антич¬ной Греции стала крупным вкладом в развитие архитектуры, выполняя различные функции: утилитарную, техническую и эстетическую. Классические архитектурные формы ордера в каждой культуре и эпохе получили свою трактовку. В период Ренессанса наиболее известными зодчими, творившими в классическом стиле, были Джакомо Бароцци Виньола (Il Vignola, настоящее имя — Якопо де Бароцци, 1507—1573 гг.), Андреа Палладио (1503—1580 гг.), которые использовали в своих работах дорический, ионический, коринфский, тосканский ордера, а также композитный (сложносоставной).

Вилла Имо (Emo). Окрестности Венеции, деревня Фанцоло. Архитектор Палладио. 1559г.

Классический стиль в архитектуре и конструкциях Виньолы и Палла¬дио основывался на модуле – единице меры для расчетов основных параметров конструкций. У Виньолы и Палладио модуль соответствовал ниж¬нему радиусу колонны, в простых ордерах (дорическом, тосканском) он делился на 12 частей (парт), в сложных орде¬рах (ионическом, коринфском) — на 18 частей. Эти архитекторы, творчество которых легло в основу сооружений зодчих последующих эпох, создавали строения с разными ордерами. В своих теоретических трудах они рекомендовали следующее расположение ордеров на фасаде: более массивный ордер должен быть внизу, так как он будет нести основную нагрузку. Дорический ордер располагается под ионическим, над ионическим – коринфский и композитный. Верхние ордера имели меньшую высоту относительно нижних.

Вилла Корнаро. Первый этаж – ионический ордер, второй этаж — ордер коринфский. 1553-1554 гг., вилла доработана в 1590-х. Архитектор Палладио. 30 км от Венеции. Италия.

Классический стиль в архитектуре, несмотря на многовековую практику в античном зодчестве, теоретическую основу, созданную архитекторами и канонические схемы сооружений оставался во многом абстрактными, не привязанным к конкретному месту и к условиям строительства. В теоретических трудах не рассматривалась связь ордера, его размеров с масштабами здания и материалом фасада. Излагая теоретические схемы классических архитектурных форм и систем авторы не предлагали их в виде свода жестких правил и норм. В своих трудах они указывали на то, что в каждом конкретном случае решение по пропорциям и масштабности ордеров нужно принимать в зависимости от композиционной идеи, назначения сооружения и его окружения. В 18-19 вв. классический стиль в архитектуре использовался для создания торжественных и монументальных городских ансамблей, улиц и площадей. Он подчеркивал значимость здания, его культурное и общественное назначение. Классические архитектурные формы усадебных, жилых и парковых построек нередко отражали романтический характер строений, что дости¬галось упрощением и изменением пропорций ордерных элементов. С появлением новых материалов изменились возможности стоечно-балочных конструкций, на основе которых создавалась классическая архитектура. Железобетонные колонны и балки при меньших сечениях выдерживают большие нагрузки, чем деревянные или каменные бал¬ки, поэтому применение железобетона изменило пропорции соору¬жений: колонны становятся более тонкими и широко рас¬ставленными, архи¬травные балки приобретают большую легкость (примером могут служить портики нового здания Ленинской библиотеки в Москве).

Колонны нового здания Ленинской библиотеки в Москве. Один из авторов проекта В.Г.Гельфрейх. (Владимир Георгиевич Гельфрейх. 1885—1967 гг.) 1928—1958 гг.

Классические архитектурные формы стен создавались на основе композиционных приемов ордерной системы. Стены делились по горизонтали на три части: в нижней части – цоколь, в центре – основная поверхность, в верхней – антаблемент. В основном поле стен нередко располагались карнизы над каждым этажом. Существовали самые разные варианты членений фасадов, в том числе и с использованием разных материалов отделки. Классический стиль в архитектуре зданий подчеркивался оконными и дверными проемами. В одном случае проемы декорировались наличниками, использовались также фризы с карнизами. Наличники создавались с помощью панелей, блоков, кирпича. В другом варианте – обрамление получали системой кладки – в современном строительстве чаще используют этот прием.

Базилика Сан-Джорджо Маджоре (Giorgio Maggiore). Вокруг некоторых окон выступающие каменные наличники. У других окон наличники формируются системой кладки. Архитектор Палладио. Венеция. Остров Сан-Джорджо Маджоре. 1566 – 1610 гг.

На основе арок, сводов, куполов создаются классические архитектурные формы, которые были распространены еще в Древнем Риме. Такого рода архитектурные элементы нередко встречались в фасадах построек, как в Европе, так и в русском зодчестве. В современном строительстве используется железобетон, что расширяет возможности сводчатых и арочных конструкций. В украшение фасада включались арочные перекрытия проемов в стенах на манер римской триумфальной арки, силу распора принимает стена. Также широко используются арки, опирающиеся на столбы или колонны, такие арки могут составлять аркаду.

Вилла Триссино (Villa Trissino) — здание окружено галереей в виде двухъярусной аркады. Архитектор Палладио. 1560 г. Меледо близ Виченцы (Италия)

Технологии современного строительства позволяют создавать новые архитектурные формы, учитывающие многообразные факторы: экологические, ландшафтные, климатические. Задача современных архитекторов и дизайнеров состоит в изучении этих факторов и при создании современных классических архитектурных форм. В современной интерпретации формы классического стиля архитектуры несут в себе определенную символичность, означающую не только обращение к античности, но торжественность, парадность, определенный социальный статус владельцев.

Автор текста: Марина Калабухова

Что такое классическая архитектура?

По

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн — эксперт по ювелирным изделиям, увлеченный ремеслом и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Она занимается антикварным ювелирным бизнесом более 13 лет. Она прошла формальное обучение на курсах по бриллиантам и драгоценным камням в Геммологическом институте Америки и делает свои украшения из переработанных материалов и антиквариата. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 04.02.22

Факт проверен

Сара Скотт

Факт проверен Сара Скотт

Сара Скотт занимается проверкой фактов и исследователем, работала в сфере индивидуального строительства в сфере продаж, маркетинга и дизайна.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Самыми знаковыми классическими постройками являются большие каменные храмы, построенные на основе симметрии и порядка. Таким образом, существует давняя традиция архитекторов оглядываться на эту архитектурную историю и возрождать ценности и идеалы древнего мира.

Что такое классическая архитектура?

Классическая архитектура возникла в Древней Греции и Риме и характеризуется симметрией, колоннами, прямоугольными окнами и мрамором, и это лишь некоторые из них. На протяжении веков архитекторы черпали влияние у этих цивилизаций и включали традиционные идеалы в последующие архитектурные стили.

В широком смысле классическая архитектура может охватывать всю архитектуру, полученную от древних греков и римлян. Для наших целей движение «Классическое возрождение» является наиболее верным стилем классической архитектуры, существующим сегодня.

История

Классическая архитектура была построена в 5 веке до нашей эры в Греции и примерно в 3 веке нашей эры в Риме. Стиль неоднократно возрождался на протяжении многих лет. Во времена итальянского Возрождения архитекторы работали над восстановлением классической римской архитектуры.

Спустя столетия в Европе раскопки в Помпеях возродили архитектуру Древней Греции. Соответствующий архитектурный стиль стал известен как греческое возрождение. Эта архитектура в значительной степени была ориентирована на греческий идеал пропорций и структурной целостности.

Один из наиболее распространенных типов классической архитектуры в Соединенных Штатах известен как неоклассический. Этот тип архитектуры появился в ответ на архитектуру барокко и в значительной степени опирался на идеалы дизайна древнего Рима. Этот стиль зародился в Европе в 18 веке и стал культовым для многих правительственных зданий в Вашингтоне.

Классическое возрождение — это стиль, вошедший в моду в конце 19 века и имеющий более свободную интерпретацию классических идеалов. Стиль взорвался после Всемирной Колумбийской выставки в Чикаго в 189 году.3. Здания для ярмарки подчеркнули классические формы и вдохновили строителей по всей стране. Многие дома, здания судов, банки, школы и церкви были построены в этом стиле в конце 19 и начале 20 веков.

Характеристики

Классическая архитектура ценила такие понятия, как смелость, смирение и интеллект. Эти значения помогают определить отдельные компоненты, которые можно найти в нескольких классических архитектурных стилях. Некоторые из этих ключевых элементов включают следующее.

  • Симметрия и пропорции. Классические здания обычно симметричны и имеют такие элементы, как колонны и окна, которые расположены на равном расстоянии друг от друга.
  • Столбцы в определенном стиле (или порядке). Эти классические ордера могут быть дорическими, ионическими или коринфскими для греческой архитектуры. У римлян также были тосканские и композитные ордена.
  • Парадное крыльцо с фронтоном. Во многих домах и зданиях есть крыльцо во всю высоту, которое увенчано классическим фронтоном наверху. Дверь обычно располагается в центре дома.
  • Прочные строительные материалы. Классическая архитектура включает в себя такие материалы, как мрамор, бетон и кирпич.
  • Классические мотивы дизайна. Дома часто имеют зубчатую лепнину, крыши со средним уклоном, коробчатые карнизы, декоративную окантовку дверей и сломанные фронтоны над входной дверью.
  • Прямоугольные окна. Окна часто были двустворчатыми и включали в себя множество симметричных конфигураций окон.

Интересные факты

Классическое возрождение конкурировало с архитектурой колониального возрождения.

Архитектура классического возрождения и колониального возрождения была популярна в тот же период. Однако дома классического возрождения были более формальными и грандиозными. Стиль колониального возрождения был более распространен в американских городах и пригородах и подходил для жилой жизни. Классическое возрождение было значительно более популярным для коммерческих и государственных зданий.

Архитектура классического возрождения похожа на стиль изящных искусств.

Архитектурный стиль Beaux-Arts был популярен в тот же период и также включал в себя многие элементы классического дизайна. Один из способов различить эти два стиля — изучить уровень детализации. Стиль классического возрождения значительно менее богато украшен.

Современная архитектура положила конец стилю классического возрождения.

Классическое возрождение 19 века было попыткой воссоединить архитектуру с классическими политическими идеалами, которые также были американскими политическими идеалами. В ответ на выставку в Чикаго в 1893, многие молодые архитекторы были разочарованы выставкой и категорически откликнулись новыми идеями. Этот ответ, возможно, стал началом современной архитектуры, которая заменила классические формы зданий более современными конструкциями.

Вы можете приобрести дом в стиле классического возрождения.

Несмотря на то, что этот стиль не был так популярен, как другие стили, до сих пор сохранилось немало жилых домов в стиле классического возрождения. Передние колонны и крыльцо во всю высоту — главные признаки того, что дом, скорее всего, выполнен в этом стиле.

Таким образом, классическая архитектура — это метод строительства, зародившийся в Древней Греции и Риме. Стиль возрождался много раз, и многие архитектурные стили включают в себя классические формы. Классические архитекторы сосредотачиваются на колоннах, симметрии и пропорциях, среди других правил проектирования, при создании таких зданий, как Капитолий США и здание Верховного суда США.

Классическая архитектура. Изучение зданий классического периода

На протяжении всей истории архитектура находилась под сильным влиянием стилей древних римлян и греков, которые мы все вместе называем классической архитектурой. Этот стиль впервые возник в Греции в пятом веке до нашей эры, а классический период — в Риме в третьем веке нашей эры. На протяжении веков всякий раз, когда архитекторы заходили в творческий тупик, они обращались к классической архитектуре за вдохновением, переосмысливая и включая элементы классической архитектуры в свои проекты.

Содержание

  • 1 Что такое классическая архитектура?
    • 1. 1 Краткая история классического периода
    • 1,2 Характеристики классических элементов архитектуры
  • 2 Известные примеры классической архитектуры
    • 2.1 Храм Хефеста (449 г. до н.э.)
    • 2.2. Партенон (447 BCE)
    • 7777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777 года
    • 2.2. Эрехтейон (421 г. до н.э.)
    • 2,4 Храм Аполлона (120 г. до н.э.)
    • 2,5 Дом Карре (16–20 г. до н.э.)
    • 2,6 Colosseum (70 — 80 г. н.э.)
    • 2,7 Библиотека Цельса (114 г. н.э.)
    • 2,8 Пантеон (118 г. н.э.)
    • 2,9 Арка септимиуса Северус (203 г. н.э.)
  • 3 Часто задаваемые вопросы
    • 3.1 3,1 3,1 3.1
  • 3 Часто задаваемые вопросы
    • 3.1 3.1 3,1 3.1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1
  • Каковы различные характеристики классической архитектуры?
  • 3. 2 Каковы эпохи классицизма в архитектуре?
  • 3.3 Как называются различные столбцы?

 

 

Что такое классическая архитектура?

Наиболее известными классическими зданиями являются знаменитые храмы, построенные на основе порядка и симметрии. Эти принципы были постоянным источником вдохновения для архитекторов, стремящихся использовать более традиционные идеалы и методы архитектуры классицизма. Классическая архитектура в значительной степени характеризуется использованием таких материалов, как мрамор, вниманием к симметрии, наличием прямоугольных окон и использованием колонн.

Чертеж различных классических архитектурных деталей, c. 1840 г. В левом нижнем углу изображена вертикальная правая сторона ростральной колонны с табличкой с надписью между ними. Над ним два стержня, на левом из которых флюгер в виде русалки с булавой. Ниже мраморный трон с лентой и ваза с одной короткой стороны. На правом стержне изображена левая сторона треножника с пламенем, стоящим на пьедестале в форме капители в окружении дельфинов, а на правой стороне изображен алтарь с пламенем. В центре находится классический храм в руинах с рельефами и двумя статуями. Крайний справа изображен стоящий мужчина с трофеем на голове; Cooper Hewitt, Смитсоновский музей дизайна, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

Краткая история классического периода

Классическая архитектура относится к любой архитектуре на протяжении всей истории, на которую изначально повлияли стили зданий, построенных в Древней Греции. и Рим. Когда части Римской империи начали рушиться, большая часть Западной Европы начала создавать свои собственные стили и методы, как это видно в Византийской империи, где начали развиваться новые, отличительные стили, такие как византийский стиль. Именно в конце восьмого и девятого веков архитекторы начали сознательно восстанавливать забытый архитектурный язык древности.

 

Таблица эпох классицизма
Эпоха классической архитектуры Год Описание
Древняя Греция 700 – 480 гг. до н.э. Ранние архитекторы Древней Греции начали строить храмы с колоннами. Эти храмы не имели украшений и не строились на фундаменте. В течение этого классического периода г. греки ввели понятие фриза, горизонтальной полосы над колоннами для украшений и скульптур классических зданий.
Эллинистический период 323 — 31 г. до н.э. Дома, общественные места и храмы в эту эпоху были построены в традиционном классическом стиле, но колонны были более тонкими и имели больше украшений и рисунков, чем раньше.
Римская империя 27 г. до н.э. – 476 г. н.э. Как и большинство римского искусства и культуры, они во многом черпали вдохновение в элементах греческой классической архитектуры, но в то же время включали больше орнаментов, чем греческие узоры. Благодаря изобретению бетона они смогли построить сводчатые потолки и арки.
Византийский период 330 – 467 г. до н.э. В этот период столица Римской империи была перенесена в Византию, где появились мозаики и купола, а также такие материалы, как кирпич и камень.
Романский период 1000 – 1150 CE По мере того, как Римская империя распространялась по Европе, классическая архитектура распространялась вместе с ней. Вскоре в классические строительные конструкции стали добавляться другие европейские влияния, такие как шпили, высокие шпили, более толстые стены и закругленные арки.
Готический период 1100 – 1450 CE Благодаря прогрессу в строительных материалах и методах архитекторы в этот период смогли построить конструкции, которые были выше, чем раньше, и включали новые элементы, такие как витражи, контрфорсы, ребристые своды, скульптуры, такие как горгульи, и стрельчатые арки.
Итальянское Возрождение 1400 – 1600 CE В этот классический период возрождения итальянские архитекторы заново открыли фундаментальные принципы классической архитектуры и применили их к своим домам и общественным зданиям.
Периоды барокко и рококо 1600 – 1830 CE В этот период элементы классической архитектуры сочетались с драматическими и неправильными формами и экстравагантным стилем. Позже к стилю рококо добавились декоративные элементы, такие как ракушки, лозы, завитки, а также простые геометрические формы и палитры приглушенных цветов .
Неоклассический период 1730 – 1925 В этот период в архитектуре произошел возврат к более сдержанным формам классической античности, а также внедрение математических принципов. Экстравагантные стили стали менее популярными, чем в предыдущие периоды, поскольку неоклассическая архитектура стремилась к более интеллектуальному стилю.
Современная эпоха 1900s – Сейчас Основное внимание в модернизме уделялось математическим конструкциям и полезности. Странные и неожиданные формы были представлены архитектурой постмодернизма , но, как бы ни были радикальны изменения архитектуры в современную эпоху, основы и принципы по-прежнему глубоко укоренились в классической архитектуре.

 

Характеристики элементов классической архитектуры

Такие понятия, как интеллект, скромность и смелость, пользовались большим спросом у архитекторов классических зданий. Эти концепции помогут определить определенные ключевые компоненты, которые можно обнаружить в нескольких стилях архитектуры классицизма. Вот несколько ключевых элементов классической архитектуры:

  • Пропорция и симметрия: Классические строительные конструкции обычно включают использование симметрии в расположении окон и колонн.
  • Парадное крыльцо с фронтоном: Многие общественные здания и дома в этом стиле имеют крыльцо с фронтоном. Входная дверь обычно находится прямо в середине здания.
  • Долговечные строительные материалы: Строительные материалы, такие как кирпич, бетон и мрамор, использовались в архитектуре классических зданий.
  • Мотивы дизайна: Мотивы классического дизайна можно найти в домах и зданиях, например, украшения вокруг дверей, крыши со средним уклоном и коробчатые карнизы.
  • Окна прямоугольной формы: Эти окна могут иметь множество симметричных конфигураций и часто бывают двустворчатыми.
  • Колонны: Различные мотивы дизайна колонн классических зданий определяют классификацию зданий. Есть дорический ордер, ионический ордер, составной ордер, коринфский ордер и тосканский ордер.

Гравюра XVIII века с изображением классических орденов из Энциклопедии vol. 18 с изображением (слева направо) колонн тосканского, дорического, ионического, современного ионического, коринфского и композитного ордеров; Преобразовано в PNG и оптимизировано w:User:stw., общественное достояние, через Викисклад , теперь мы можем перейти к некоторым хорошо известным примерам классических зданий. Все эти здания были построены в разные периоды, но в их дизайне присутствуют элементы классической архитектуры. Независимо от того, относятся ли они к классическому периоду или к последующим периодам, все они считаются образцами архитектуры классицизма.

 

Храм Гефеста (449 г. до н.э.)

Тип здания Храм
Местоположение Афины, Греция
Дата постройки 449 – 415 г. до н.э.
Архитектор Мастер Гефестион

Храм Гефеста — дорический периферийный храм, расположенный на северо-западной стороне Агоры. Храм был назван в честь бога-покровителя огня, ремесел и металлообработки Гефеста, возможно, из-за расположения храма рядом с металлообрабатывающими и гончарными мастерскими. В отличие от других упомянутых храмов, этот не заменял более старый храм, а ранее был местом небольшого святилища, которое было разрушено в 480 г. до н.э. во время персидского вторжения.

Сначала современные ученые считали, что это дом для останков Тесея, афинского героя, но более поздние переводы надписей, найденных в храме, ясно показывают, что на самом деле это был храм, посвященный Гефесту.

Рисунок храма Гефеста XIX века; Махаффи, Джон Пентланд, сэр, 1839-1919, без ограничений, через Wikimedia Commons

Греки часто восстанавливали храмы и святилища, которые были оставлены в руинах вторгшимися персидскими армиями, но после битвы при Платеях они решили лучше оставить их как напоминания о войне и сосредоточить свое внимание и финансы на укреплении своего политического влияния и восстановлении экономики. Перикл пришел к власти и начал менять афинский ландшафт, чтобы он соответствовал его видению греческого культурного и политического центра влияния и власти.

Частью этого видения было строительство таких сооружений, как Храм Гефеста.

Тесейон в Афинах открытка, изданная Аспиотисом, репродукция картины Ангелоса Джаллинаса; Фонд Actia Nicopolis, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Храм был построен из мрамора, добытого с горы Пентели, и личность архитектора остается неизвестной, что привело к тому, что ученые называют анонимную фигуру просто «Учителем Гефестейона». . В храме есть притвор или пронаос и внутренняя камера или целла, в которой находятся различные культовые изображения, расположенная в центре здания. Некоторые декоративные элементы демонстрируют смешение двух стилей в скульптурах и фризах, отображая элементы как ионического, так и дорического стилей.

 

Парфенон (447 г. до н.э.)

Тип здания Храм
Местоположение Афины, Греция
Дата постройки 447 – 432 г. до н.э.
Архитектор Иктин и Калликрат (ок. 5 г. до н.э.)

Парфенон — древнее храмовое сооружение, расположенное на Афинском Акрополе в Греции. Он был создан в честь покровительницы афинского народа, богини Афины. Строительство знаменитого храма началось в 447 г. до н.э. на пике могущества Афинской империи и было завершено в 438 г. до н.э., хотя дальнейшая отделка продолжалась до 342 г. до н.э.

Он считается вершиной дорического ордера и самым важным зданием классического периода в Греции, которое существует до сих пор. Замысловато украшенные скульптуры, украшающие стены, считаются одними из ярких моментов греческого искусства.

Парфенон считается одним из самых почитаемых памятников культуры в мире и символом западной цивилизации, демократии и Древней Греции.

Середина 19чертеж и архитектурный план Парфенона X века; Жан-Жак Бартелеми, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Греческие архитекторы Иктинос и Калликрат построили Парфенон в честь богов, которые привели их к победе во время персидского вторжения на эллинские территории. Старый Парфенон был разрушен во время вторжения персидских войск в 480 г. до н.э. Парфенон был построен как замена древнему афинскому храму. Как и многие другие греческие храмы, Парфенон также служил более практической цели в качестве сокровищницы для города.

В последнее десятилетие 6-го века он был преобразован христианами в церковь Девы Марии.

Фотография Парфенона, ок. 1895 г.; Rijksmuseum, CC0, через Wikimedia Commons

Это греческое классическое здание представляет собой дорический храм с ионическими архитектурными элементами. Как и многие другие храмы в Греции, он окружен колоннами с лепниной и лентами, известными как антаблемент. Семнадцать колонн по бокам и еще восемь на каждом конце конструкции. Он считается легендарным сооружением с момента его завершения и считается лучшим из когда-либо созданных дорических храмов, а также памятником, символизирующим древнегреческая архитектура и культура.

 

Эрехтейон (421 г. до н.э.)

Тип здания Храм
Местоположение Афины, Греция
Дата постройки 421 – 406 г. до н.э.
Архитектор Возможно, Мнесикл (ок. 5 г. до н.э.)

Эрехтейон был построен на северной стороне Акрополя в Греции в 421 г. до н.э. Также известный как Эрехтейон, он был создан в честь Посейдона и богини Афины. Название храма происходит от святыни, построенной в честь Эрихтония, легендарного греческого героя, и считается, что она была спроектирована Мнесиклом, а Фидий был каменщиком и скульптором храма. Некоторые ученые также выдвинули теорию о том, что он был построен в честь Эрехтея, царя, который был похоронен поблизости. Он правил Афинами в архаический период и упоминается в 9-й главе Гомера.0151 Илиада .

Также возможно, что это относится к ним обоим, поскольку они часто считались одним и тем же человеком из-за синкретизации.

Чертежи Эрехтейона в разных ракурсах, из История архитектуры , стр. 134; Сэр Бэнистер Флайт Флетчер (15 февраля 1866 г., Лондон — 17 августа 1953 г., Лондон), общественное достояние, через Wikimedia Commons храм Писистратидов Афины Полиас, который был разрушен в 480 г. до н.э. напавшими персидскими захватчиками. Южная и восточная стороны храма примерно на 3 м выше, чем северная и западная стороны, из-за того, что они построены на склоне. Он был построен из мрамора, вырезанного из горы Пентеликон. Черный известняк был доставлен из Элевсина для фризов, на которых были скульптуры из белого мрамора. Окна и дверные проемы храма были искусно вырезаны.

Фотография Эрехтейона, ок. 1895 г.; Rijksmuseum, CC0, через Wikimedia Commons

Несмотря на то, что сегодня мало что можно увидеть, колонны изначально были богато украшены и были раскрашены, подсвечены и позолочены позолоченной бронзой и стеклянными бусинами.

На северной стороне есть большое крыльцо с шестью ионическими колоннами, а на южной стороне храма находятся шесть женских фигур, которые поддерживают колонны, известные как «Пирец девиц». После начала Пелопоннесской войны бюджет и размеры здания резко сократились. Огромная пятнадцатифутовая балка была сооружена для поддержки северо-западного угла, а «крыльцо девиц» было построено, чтобы скрыть балку.

 

Храм Аполлона (120 г. до н. э.)

г.
Тип здания Храм
Местоположение Помпеи, Италия
Дата постройки 120 г. до н.э.
Архитектор Неизвестно

Храм Аполлона расположен в римском городе Помпеи на юге Италии. Он был построен в 120 г. до н.э. и посвящен римскому и греческому богу Аполлону. Это древнее здание было самым важным в городе для религиозных целей и располагалось на форуме, обращенном к северной части города.

Первоначально заимствованный из греческой мифологии и традиций, культ Аполлона был широко распространен в этом районе и присутствовал в Помпеях примерно с 6 века до нашей эры.

Художественная реконструкция того, как мог выглядеть храм Аполлона в Помпеях до извержения вулкана Везувий. Храм датируется вторым веком до нашей эры. Когда Помпеи стали римской колонией в 80 г. до н.э., храм был преобразован в Капитолий, посвященный Капитолийской триаде Аполлона, Юноны и Минервы. Расположенный на высоком подиуме высотой примерно десять футов, его ось образовывала формальную ось и фокус Форума; у него было два ряда двойных колонн, разделяющих его в продольном направлении, что олицетворяло римский храм с греческим влиянием, а его задняя стена была облицована мрамором; CyArk, http://archive.cyark.org, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Попытки реконструкции храма после землетрясения 62 г. н.э. предпринимались во 2 веке, но были навсегда прерваны извержением Гора Везувий. Храм был окружен рядом колонн из вулканического камня из Ночеры и располагался в центре священного ограждения. Когда-то они были украшены ионическими капителями, но во время попыток реконструкции их заменили коринфскими капителями и лепными колоннами, окрашенными в темно-синий, красный и желтый цвета.

Фотография храма Аполлона, ранее известного как храм Венеры, ок. 1888 г.; Hallwyl Museum, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Во время работ по реконструкции дорический архитрав из триглифов и метоп был преобразован во фриз из фестонов, грифонов и листвы. С тех пор вся штукатурка, покрывавшая фасад храма, со временем исчезла, и теперь фасад храма выглядит так, как он был изначально. Остатки нескольких статуй, изображающих Аполлона и Диану, были обнаружены и заменены копиями, а оригинальные части теперь хранятся в Национальном археологическом музее Неаполя.

Храм располагался на высоком подиуме, и к нему можно было подняться по крутой лестнице, храм поддерживался 48 ионическими колоннами.

 

Maison Carrée (16–20 гг. до н. э.)

Тип здания Римский храм
Местоположение Ним, Франция
Дата постройки с. 2 9 г. н.э.0170
Архитектор Неизвестно

Maison Carrée считается одним из наиболее хорошо сохранившихся храмов, построенных в период Римской империи. Он расположен в Ниме во Франции, бывшей территории Римской империи. Он был источником вдохновения для нескольких зданий по всему миру, таких как церковь Святого Марцеллина в Рогалине, здание Капитолия штата Вирджиния в Соединенных Штатах и ​​церковь Мадлен в Париже.

Это яркий пример витрувианской архитектуры, поскольку он является почти точной копией римского храма, описанного в трудах Витрувия.

Фотография Дома Каре, 1853 г.; Херфорд, Вильгельм фон, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В то время храм возвышался над горизонтом Нима, его высота составляла 17 метров. Фасад имеет глубокий пронаос, который занимает около трети длины здания и украшен декоративными колоннами. Фасад храма подчеркивается глубоким портиком, что также отличает его от более древних греческих храмов. Шестиколонная конструкция включала шесть колонн на каждом конце под фронтоном. Листья и розетки аканта украшают три стороны фриза.

Руины Нима, Оранжа и Сен-Реми-де-Прованс (1789 г.) Юбера Робера, слева изображен Maison Carrée; Хьюберт Роберт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на детализацию и красоту декоративной резьбы, они не так совершенны и математически точны, как Парфенон или другие храмы в Греции. Дверь на входе большая, диаметром 6,8 м в высоту и 3,27 м в ширину, но, несмотря на огромный вход, внутри сравнительно мало, и отсутствие окон делает помещение еще более клаустрофобным.

Внутри не осталось старинных украшений, а там, где когда-то располагалась святыня, теперь проецируется фильм, показывающий историю Нима в римскую эпоху.

 

Колизей (70–80 гг.

н.э.)
Тип здания Амфитеатр
Местоположение Рим, Италия
Дата постройки 70 – 80 г. н.э.
Архитектор Неизвестно

Колизей расположен в городе Риме в Италии и считается самым большим стоячим амфитеатром в мире. Император Веспасиан начал строительство около 70 г. н.э., и оно было завершено только через десять лет при правлении его преемника Тита. Римский император Домициан следил за дальнейшими модификациями, а три императора, которые были покровителями амфитеатра, принадлежали к одной семье (Флавиев), а Колизей был также известен как амфитеатр Флавиев.

Литография XIX века Колизея в Риме; Armstrong & Co. (Бостон, Массачусетс), общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это колоссальное сооружение сделано из облицованного кирпичом бетона, вулканической породы (туфа) и травертинового известняка и может вместить от 50 000 до 80 000 человек. зрителей во время мероприятий, проводившихся в разные периоды его истории. Классическое здание использовалось для гладиаторских боев, а также для реконструкции сражений и мифологических драм, казней, охоты на животных и различных других публичных зрелищ. В начале средневековый период , он перестал использоваться в развлекательных целях и вместо этого использовался для мастерских, в которых размещалось духовенство религиозных орденов, христианская святыня и крепость.

Колизей считается иконой Имперского Рима, и, несмотря на то, что он был разрушен всем, от каменных грабителей до землетрясений, он все еще стоит сегодня и считается одним из новых семи чудес света.

Поперечный разрез Колизея в Риме, 1701 г.;  Изображения из Интернет-архива, без ограничений, через Wikimedia Commons

Этот потрясающий пример классической архитектуры отличается от своих греческих аналогов тем, что он стоит отдельно, а не встроен в склон холма. Архитектура Колизея была получена путем размещения двух обычных полукруглых римских амфитеатров рядом друг с другом, чтобы создать полный круг. Внешние стены имеют высоту 48 метров, амфитеатр имеет длину 189 метров и ширину 156 метров.

 

Библиотека Цельса (114 г. н.э.)

Тип здания Библиотека
Местоположение Эфес, Турция
Дата постройки 114 г. н.э.
Архитектор Витруоя

Библиотека Цельса — древняя библиотека эпохи Римской империи, расположенная в современном Эфесе, Турция. Это одна из последних сохранившихся библиотек Римской империи. Он был заказан Гаем Юлием Акилой в 110-х годах как памятник его отцу Цельсу, бывшему проконсулу Азии.

Он был завершен после смерти Аквилы во время правления Адриана. В ней хранилось более 12 000 свитков, и после библиотек Пергама и Александрии она была третьей по величине библиотекой в ​​Римской империи.

Фотография фасада Библиотеки Цельса в Эфесе, Турция; Кэрол Раддато из ФРАНКФУРТА, Германия, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Под библиотекой находится склеп с останками Цельса в украшенном мраморном саркофаге. Землетрясение вызвало пожар, который выпотрошил внутреннюю часть библиотеки примерно в 262 году нашей эры, а фасад был также сильно поврежден другим землетрясением, которое последовало в 10 или 11 веке. Классическое здание находилось в состоянии полной руины, пока археологи не восстановили фасад здания с 19 века.70 до 1978 г.

Фотография, показывающая детали убранства Библиотеки Цельса в Эфесе; © José Luiz Bernardes Ribeiro

Фасад украшен замысловатыми узорами, такими как свитки, листья и другие символы престижа магистра. Подойти к библиотеке можно, поднявшись по девяти ступеням, которые проходят по всей длине входа в здание к любому из трех входов. Каждый вход окружен четырьмя парами колонн, возвышающихся на пьедесталах. Вдоль фасада расположены четыре статуи, олицетворяющие различные добродетели.

Эти добродетели были олицетворены в форме женских фигур, таких как превосходство (Арета), интеллект (Энойя), знание (Эпистема) и мудрость (София).

 

Пантеон (118 г. н.э.)

Тип здания Храм
Местоположение Рим, Италия
Дата постройки 118 – 125 гг. н.э.
Архитектор Неизвестно

Пантеон — бывший римский храм в Риме и Италии, построенный на месте более старого храма, существовавшего во времена правления Августа с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. С 609 г. н.э. он использовался как католическая церковь. Император Адриан приказал перестроить его, и он был завершен и освящен около 126 г. н.э.

Причина, по которой ученые не уверены в том, когда именно он был построен, связана с надписью, принадлежащей старому храму, поскольку Адриан не решил добавить надпись к новому храму.

Фотография оригинального храма римского Пантеона в Риме, ок. 1910 г.; Неизвестный автор Неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пантеон имеет цилиндрическую форму с передним расширенным портиком-портиком, состоящим из 16 коринфских колонн под фронтоном. Крыльцо соединено с ротондой вестибюлем прямоугольной формы. Ротонда расположена под кессонным бетонным куполом. Он до сих пор считается самым большим неармированным куполом в мире, несмотря на то, что спустя две тысячи лет после его постройки. Благодаря постоянному использованию и регулярному обслуживанию Пантеон остается одним из наиболее хорошо сохранившихся древних зданий Рима.

Поперечный разрез Пантеона в Риме начала ХХ века; Интернет-архив Книжные изображения, без ограничений, через Wikimedia Commons

Он был известен как «Санта-Мария-Ротонда» с тех пор, как в 7 веке был превращен в церковь, посвященную Святой Марии. Пантеон находится в ведении Министерства культурного наследия Италии и является государственной собственностью, которую ежегодно посещают около 6 миллионов человек. Круглое куполообразное внутреннее помещение Пантеона также содержало довольно обычный фасад храма, смесь элементов классической архитектуры, которые были уникальными на момент его строительства.

Однако с тех пор он стал классическим эталоном для возрождения архитектуры классицизма и с тех пор использовался в качестве источника вдохновения для многих архитекторов.

 

Арка Септимия Севера (203 г. н.э.)

Тип здания Монументальная арка
Местоположение Рим, Италия
Дата постройки 203 г. н.э.
Архитектор Неизвестно

Арка Септимия Севера — триумфальная арка из белого мрамора, расположенная в северо-западной части римского форума. Он был посвящен в 203 г. н.э. в память о победах императора Септимуса Севера с его сыновьями против парфян в 195 и 199 гг. н.э. После его смерти два сына взяли на себя совместную роль императора, пока один, Каракалла, не убил другого, Гету.

Все мемориалы Геты были уничтожены, а любое упоминание его имени удалено из зданий и населения. Следовательно, его надписи и изображение были удалены с арки.

Скан фотографии Арки Септимия Севера, 1905 г.; Интернет-архив Книжные изображения, без ограничений, через Wikimedia Commons

Первоначально к арке подходили по ступенькам со стороны древнего уровня форума, и она была поднята на основание из травертина. Особенностью арки, которая с тех пор многократно копировалась, является центральная арка, имеющая боковые отверстия в боковых арках. Арка имеет ширину около 25 метров и высоту 23 метра. На арке можно найти два набора рельефов. Первый набор состоит из четырех панелей по обе стороны от чердака, а другой набор состоит из восьми панелей, которые были установлены на внутренних сторонах четырех арок.

Реконструкция (чертеж) Арки Септимия Севера до 1704 г.; Метрополитен-музей, CC0, через Wikimedia Commons

Арка Септимия Севера расположена у подножия Капитолийского холма, недалеко от того места, где можно найти остатки храма Юпитера Тонана — три одинокие коринфские колонны. . Раньше ко входу вел крутой лестничный пролет, но годы эрозии окружающих холмов подняли уровень форума до такой степени, что в конце концов в 4 веке через арку была построена дорога, проходящая через арку.

 

Сегодня мы узнали об архитектуре Классического периода. Классическая архитектура впервые возникла в Древней Греции, а затем снова во времена Римской империи. Затем элементы классической архитектуры были заново открыты и повторно включены архитекторами на протяжении всей истории, которые стремились оглянуться назад на классические здания и выявить симметрию и математическое совершенство архитектуры классицизма.

 

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Каковы различные характеристики классической архитектуры?

Характерными чертами классической архитектуры являются смелость, смирение и интеллект. Эти характеристики помогли бы определить стиль и методы архитекторов классического периода. Некоторыми из наиболее примечательных характеристик классического периода являются использование долговечных материалов, таких как мрамор и камень, внимание к пропорциям и симметрии, передние крыльца, увенчанные фронтонами, использование колонн и окон прямоугольной формы.

 

Каковы эпохи архитектуры классицизма?

После первоначального влияния греческой и римской архитектуры были и другие эпохи, на которые оказал влияние стиль классических зданий, а именно: византийская, романская, готическая, итальянское ренессанс, барокко, рококо, неоклассицизм и модерн. Каждый период встречался со временем, когда архитекторы оглядывались на классическую архитектуру, чтобы восстановить понимание и вдохновение в методах классических архитекторов. Это влияние ощущается даже сегодня в таких стилях, как неоклассицизм.

 

Как называются различные столбцы?

Колонны — один из самых легко узнаваемых элементов классической архитектуры. Основываясь на мотиве дизайна колонны, они подразделяются на различные порядки. Есть дорический ордер, у которого нет ни основы, ни украшения. Колонны ионического ордера выше и уже. Колонны коринфского ордера имеют капители, богато украшенные узорами, вдохновленными природой, такими как листья и виноградные лозы. Композитный ордер представляет собой сочетание коринфских и ионических элементов на колоннах, а тосканский ордер простой и простой с очень небольшим орнаментом, если он вообще есть.

 

10 Знаковые сооружения классической архитектуры

Классическая архитектура/Классическая архитектура развилась из простой конструкции и возникла как выразительный, поэтический язык построенной формы. Римский классицизм считается основой архитектуры западной цивилизации. Повторное изучение древнеримской культуры произошло в эпоху Возрождения, оно началось с изучения римской литературы, философии, истории и скульптуры.

Архитекторы эпохи Возрождения не знали, как проектировать новые здания с использованием классического языка, пока не было сделано важное открытие в древнем трактате по архитектуре архитектором по имени Маркус Витрувий Поллион. Эта подробная документация по конструкции, материалам и технологиям оказалась полезной для возрождения классических принципов проектирования.

Классическая архитектура  относится к стилю зданий, первоначально построенных древними греками и римлянами, особенно между пятым веком до нашей эры в Греции и третьим веком нашей эры в Риме. Стиль классическая архитектура воспроизводилась на протяжении архитектурной истории всякий раз , когда архитекторы обращались к древнему прошлому за просветлением и вдохновением и в поисках того, что они могли считать утраченными идеалами.

Классические здания в древнегреческие и римские времена обычно строились из мрамора или другого красивого прочного камня, но с тех пор их также строили из кирпича, бетона и камня. Архитектура была в основном трабетованной (стойка и балка) и возникла из дерева.

Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием. Эта система была разработана в соответствии с тремя основными стилями или «ордерами» — дорическим, ионическим и коринфским, — которые сформировали сердце классической греческой архитектуры. Римляне также широко использовали их, но добавили два собственных ордера: тосканский и композитный.

1. Парфенон | Классическая архитектура

Парфенон – прекрасный пример классической архитектурыКарниз Детали классической архитектуры Парфенона

Парфенон был построен между 447-432 гг. до н.э. и стал центром комплекса зданий Акрополя. Парфенон — храм дорического ордера с восемью колоннами на фасаде и семнадцатью колоннами по бокам. Положение Парфенона на Акрополе возвышается над горизонтом Афин.

Основной функцией храма было укрытие монументальной статуи Афины. Все храмы в Греции были спроектированы так, чтобы их можно было увидеть только снаружи. Зрители не входили в храм и могли только смотреть на внутренние статуи через открытые двери.

Парфенон был самым примечательным храмом на Акрополе. Эрехтейон был еще одним зданием, созданным для проведения религиозных ритуалов, которые проводились в старом храме. Строительство Эрехтейона началось и завершилось около 406 г. до н.э. Храм обращен на восток, а его вход украшен шестью длинными ионическими колоннами. К северу и западу стена храма резко опускается, почти вдвое превышая высоту передней и южной сторон. Храм включает два притвора; один в северо-западном углу, который поддерживается высокими ионическими колоннами, и один в юго-западном углу, который поддерживается шестью массивными женскими статуями, знаменитыми кариатидами.

3. Гефестейон | Классическая архитектура

Гефестион, также известный как Храм Гефеста, расположен на вершине холма Агоры. Он был посвящен Гефесту, богу печи, и Афине, богине искусств и ремесел. Строительство началось около 460-450 гг. до н.э. В древние времена в окрестностях жило много ремесленников. Кроме того, храм почти полностью сделан из пентелийского мрамора. Однако основание выполнено из известняка. Кроме того, он имеет 34 столбца; По 6 спереди и сзади и по 13 с каждой стороны. В седьмом веке храм был преобразован в церковь Святого Георгия.

Колизей изначально был известен как Амфитеатр Флавиев. Он был построен в 70–80 годах нашей эры и вмещал 60 000 сидячих и 10 000 стоящих человек. Колизей имеет 80 входов. Это самый большой амфитеатр из когда-либо построенных и считается одним из величайших произведений архитектуры и инженерии.

5. Дом Carree | Классическая архитектура

Maison Carrée — один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Римской империи, расположенный в Ниме, на юге Франции. Он был построен по заказу Марка Агриппы и открыт около 16-20 г. до н.э. Он был настолько влиятельным во время классического возрождения, что вдохновил многих монументальных зданий, таких как Капитолий штата Вирджиния Томаса Джефферсона в 1788 году и Ла-Мадлен, расположенную в Париже в 1806 году. Он был построен с использованием местного известняка архитекторами из Рима. Он возвышается на высоком подиуме высотой почти 10 футов, и к нему ведет монументальный лестничный пролет с западной стороны. Несмотря на французское название храма, что означает «Квадратный дом», здание имеет прямоугольную форму и имеет единственный портик с западной стороны, состоящий из шести коринфских колонн высотой 33 фута.

6. Храм Аполлона, Помпеи

Храм Аполлона в Коринфе, Греция, был построен около 540 г. до н.э. Он был построен вместо более раннего храма. Храм построен в дорическом стиле. У него было по 6 колонн на каждом конце и по 15 вдоль каждой стороны. Кроме того, он был 53 м (174 фута) в длину и 21 м (70 футов) в ширину.

Дорические колонны сделаны из цельных кусков камня. Используемый камень был известняком, и на него была нанесена белая мраморная штукатурка. Документально подтверждено, что греческий путешественник и географ Павсаний, который, возможно, написал свои описания между 155 и 180 годами нашей эры, записал, что в Храме была бронзовая статуя Аполлона.

7. Пантеон

Пантеон — здание в Риме, Италия. Пантеон посвящен поклонению каждому богу. «Пан» означает «каждый», а «Теон» — божество. Пантеон был построен императором Адрианом между 118 и 125 годами нашей эры. Государственный деятель и генерал Маркус Агриппа отвечали за строительство первоначальной церкви, и над портиком можно увидеть надпись.
В 609 году папой Бонифаций IV он был преобразован в христианскую церковь и посвящен Святой Марии Мучеников. Около 1870 года она была превращена в мемориальную часовню королей Италии. В пантеоне хранятся гробницы Витторио Эмануэле II, Умберто I и Маргариты Савойской, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэлло Санцио да Урбино, которого чаще называют просто Рафаэлем.

8. Ратуша Бирмингема

Ратуша Бирмингема — это концертный зал, внесенный в список памятников архитектуры I степени, и место проведения народных собраний, открытое в 1834 году и расположенное на площади Виктория в Бирмингеме, Англия. Бирмингемская ратуша, первая из монументальных ратушей, характерных для городов викторианской Англии, была также первым значительным произведением возрождения римской архитектуры XIX века, стиля, выбранного здесь в контексте крайне заряженного радикализма 1830-е годы Бирмингем для его республиканских ассоциаций. Дизайн был основан на пропорциях храма Кастора и Поллукса на Римском форуме. «Совершенный и отчужденный» на высоком деревянном подиуме, он ознаменовал собой совершенно новую концепцию английского языка 9.0003

9. Гражданский центр, Сан-Франциско

Гражданский центр в Сан-Франциско, Калифорния, представляет собой район в нескольких кварталах к северу от пересечения Маркет-стрит и Ван-Несс-авеню, в котором расположены многие из крупнейших городских правительственных и учреждения культуры. Он состоит из двух больших площадей (Civic Center Plaza и United Nations Plaza) и ряда зданий в классическом архитектурном стиле. Устав Организации Объединенных Наций был подписан в Театре Хербста в здании Мемориала ветеранов войны в 19 году.45, что привело к созданию Организации Объединенных Наций.

10. Отель Ритц, Париж | Классическая архитектура

Hotel Ritz — роскошный роскошный отель в самом сердце Парижа, в 1-м округе Парижа. Он выходит на восьмиугольную границу Вандомской площади под номером 15. Отель входит в число самых престижных и роскошных отелей мира и входит в список «Ведущие отели мира».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *