Италия дизайн: История итальянского дизайна: почему он покорил весь мир в XX веке
История итальянского дизайна: почему он покорил весь мир в XX веке
Когда президента миланского Salone del Mobile Клаудио Лути спросили, как он переживает глобальное наступление Китая и растущую популярность дизайна из самых разных частей света, он с усмешкой ответил: “Хороших дизайнеров много в Великобритании, Франции, Голландии, Японии, Скандинавских странах. Даже в Китае они есть. Но дизайн как индустрия существует только у нас, в Италии. Только мы, итальянские промышленники, умеем работать с дизайнерами и досконально знаем, как реализовывать их замыслы, превращать идеи в продукт и доводить этот продукт до покупателя”. И в этом с ним спорить трудно. Почти все дизайнерские разработки для дома — будь то мебель, светильники, напольная плитка или кухни — придумываются, проектируются, производятся и становятся достоянием общественности именно в Италии.
Участники группы Memphis, основанной Этторе Соттсассом, внутри объекта (нечто среднее между боксерским рингом и диваном) Tawaraya по дизайну Масанори Умеды, 1981 год.
Studio Azzurro Courtesy Memphis srl.
Разумеется, это касается не всех товаров на свете, а именно дизайнерских, в которых соединяются функция и форма, технологичность и красота, стиль, образность. В этом итальянцам нет равных. И речь тут не только и не столько об итальянских дизайнерах, а о связке “дизайнер — производственник — бренд”, где последние два звена обязательно откуда-нибудь из Брианцы. Как и когда итальянцы перехватили пальму первенства у немцев с их Баухаусом, у французов с их революционером стандартизации Ле Корбюзье и у скандинавов с их новатором Алваром Аалто?
Реклама дивана Le Bambole по дизайну Марио Беллини для B&B Italia, фотограф Оливьеро Тоскани, 1972 год.
Oliviero Toscani Courtesy B&B Italia.
Все началось после окончания Второй мировой войны и падения режима Муссолини, больше двадцати лет сдерживавшего интеграцию Италии в мировое сообщество. Начали возрождаться промышленность, предпринимательская активность, строительство.
В стране начался экономический бум, к 1970-м годам превративший ее в одну из самых больших экономик мира. Всего за десять лет, с 1953-го по 1962-й, объем промышленного производства вырос втрое. Между 1955-м и 1971-м около девяти миллионов итальянцев сменили место жительства и поселились вокруг больших городов — промышленных Милана, Турина и портовой Генуи. Пошла в рост и рождаемость.Афиша фильма “Римские каникулы”, 1953 год.
Legion-media.
Всем этим людям надо было где-то жить, а поскольку жили они все лучше, то и требовалось им все больше. С велосипедов бывшие деревенские жители, а теперь пролетарии пересели на мотороллеры — в 1946 году им было предложено чудо дизайна под названием Vespa (“Оса”). Именно на ней катал свою принцессу герой фильма “Римские каникулы”. Средний класс обзаводился малолитражками, главной из которых стал крошка Fiat Topolino — в переводе “Мышка”, как в Италии ласково называли Микки-Мауса. Потом, уже в 1957 году, ему на смену придет чуть менее компактный, но не менее популярный Fiat 500.
Fiat 1100, нагруженный стульями Superleggera марки Cassina.
Cassina Archive.
Быт тоже налаживался. Кто-то из знаменитых итальянских дизайнеров второй половины ХХ века в зените славы не стесняясь рассказывал, что свой путь начал с рисования унитазов. Стране, где почти два миллиона граждан резко снялись с насиженных мест и поселились в квартирках “со всеми удобствами”, нужно было эти удобства им обеспечить. Посмотрите цифры: если в 1955 году только 3 % всех итальянских домохозяйств имели холодильники и 1 % — стиральные машины, то в 1975-м 94 % живут с холодильниками и 76 % — со стиралками. Уровень жизни рос, а вместе с ним в быт рядового итальянца входили работы хороших дизайнеров, обеспечивавших этот потребительский бум.
Контейнеры Componibili по дизайну Анны Кастелли Ферриери для Kartell, 1969 год. Модель выпускается до сих пор.
Архив пресс-службы.
Уровень потребления был таким высоким, что, когда в 1969-м появилась красная пишущая машинка с женским именем Valentine, некоторые покупали ее просто так, для статуса. Проще говоря — для выпендрежа. На печатных машинках тогда работали серые мышки-машинистки в машбюро, но, по статистике компании Olivetti, лидера на тогдашнем рынке печатных устройств, покупали “Валентину” преимущественно мужчины. Чтобы, домыслю, изобразить себя эдаким Хемингуэем, бунтарем и талантищем.
Дизайнер Алессандро Мендини.
Carlo Lavatori/архив пресс-службы Cappellini.
Переносная машинка стала символом начинавшейся сексуализации дизайна. В конце 1960-х имя Валентина прочно ассоциировалось с героиней популярных комиксов Гвидо Крепакса, оторвой и стервой, курившей, носившей короткую стрижку, мини-юбку, бикини, клавшей в офисе ноги на стол и ходившей на выставку Кандинского. Частенько в этих комиксах она изображалась голой — то есть была мечтой любого итальянского парнишки старше восьми лет. Неудивительно, что эту машинку хотели иметь и имели. В остроумии гениям маркетинга из Olivetti и создателю машинки дизайнеру Этторе Соттсассу не откажешь.
Дизайнер Этторе Соттсасс с вазой Shiva, которую он придумал в 1973 году.
архив пресс-службы
Помимо постоянно растущего спроса в Италии сложились и другие прекрасные условия для развития дизайна. В стране всегда было много мебельщиков: работа с деревом — это традиционное ремесло в Брианце, где и по сей день сосредоточено большинство мебельных фабрик. И хотя они были ремесленниками, кустарями, их дети уже ставили изготовление мебели на промышленные рельсы. В 1950-е и 1960-е годы родились все те знаменитые компании, которые составляют славу и гордость современного итальянского дизайна. И за каждой из которых стоит человек или семья. Например, мотороллер Vespa появился благодаря прозорливости и сметке Энрико Пьяджо, сына основателя авиационной компании Piaggio, выпускавшей во время войны бомбардировщики.
Эскиз кресла Proust по дизайну Алессандро Мендини. Он придумал его в 1978 году для инсталляции в Palazzo dei Diamanti, а впоследствии модель попала в коллекцию Cappellini.
архив пресс-службы
Кресло Proust по дизайну Алессандро Мендини.
В 1945-м, после запрета на основную деятельность, Пьяджо переключился на более актуальные задачи: Италии и итальянцам нужно было современное и доступное массовое средство передвижения. Благодаря Умберто и Чезаре Кассина их маленькая семейная фабрика превратилась в индустриального гиганта. Карло и Этторе Алесси из компании Alessi, с 1921 года выпускающей металлическую посуду, стали сотрудничать с дизайнерами, сразу опередив потенциальных конкурентов. Джузеппе Брион и Леоне Паетта в 1945-м основали Brionvega — производителя самых авангардных для своего времени радиоприемников и телевизоров, в том числе переносных и компактных.
Дизайнер Гаэ Ауленти. Знаменита благодаря превращению вокзала в музей Орсе и лампе Pipistrello. Фотография 1992 года.
Gettyimages.com.
В 1947 году братья Дино, Пьер Уго и Паоло Боффи тоже перезапустили маленький бизнес своего отца-краснодеревщика: из этой мастерской выросла компания Boffi — один из современных лидеров в производстве кухонь и ванных.
В 1948-м предприниматель Джулио Кастелли начал выпуск изделий из полипропилена: пластиковых контейнеров, тазиков, другой хозяйственной утвари — и теперь, через семьдесят лет, Kartell занимает одно из первых мест в дизайн-индустрии. В 1949-м основал свою ремесленную мастерскую Энрико Каппеллини, отец Джулио Каппеллини, известного как первооткрыватель многих талантов и создатель бренда Cappellini. В общем, Италия — страна, где семейственность всегда играла огромную роль, и мебельный бизнес не стал исключением. Золовки, зятья, кузены, отцы и дети — история этой индустрии дублирует историю семейств и родов, объединений и союзов, разводов и расставаний.Братья-дизайнеры Акилле и Пьер Джакомо Кастильони за работой.
Luciano Ferri/Fondazione Achille Castiglioni.
И последнее по списку, но не по важности условие, которое позволило сложиться картинке, — это то, что в Италии традиционно много архитекторов, соответствующий факультет есть почти в каждом университете. В 1940-е и 1950-е годы даже такие успешные архитекторы, как “дедушка итальянского дизайна” Джо Понти, были не прочь перейти от строительства вилл и декорирования океанских лайнеров к проектированию кофемашин и стульев для всех и каждого. Что уж говорить про остальных. Целое поколение молодых архитекторов, не имевших возможности построить что-либо при фашизме или только что закончивших свое прерванное войной образование, были в начале профессионального пути.
Архитектор Франко Альбини, 1956 год.
Gettyimages.com.
Они радостно сотрудничали с мебельщиками, были готовы разрабатывать и стенды на выставках, и интерьеры торговых площадок и первых шоурумов, и мебель для серийного производства. В послевоенные годы начали свою карьеру Марко Дзанузо, Франко Альбини, Луиджи Качча Доминиони, Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, Вико Маджистретти, Этторе Соттсасс. В 1950-е годы к ним присоединились Джо Коломбо, а еще десятью годами позже — Алессандро Мендини, Гаэтано Пеше и Марио Беллини.
Вот, собственно, и готов пантеон: эти люди своими руками создали то, что мы знаем как великий итальянский дизайн ХХ века.Дизайнер Филипп Старк в 1988 году.
Gettyimages.com
Марко Дзанузо с конца 1940-х годов арт-директорствовал в компании Arflex, отпочковавшейся от шинного гиганта Pirelli, и был первым, кто проектировал, еще робко, мягкую мебель с подушками из новейшего материала — пенополиуретана. Братья Кастильони оставили миру несколько десятков новаторских светильников, сидений и стеллажей, а также совершенно новый подход к дизайну — с юмором. Маджистретти искал новые формы и функции для модернизированной Cassina и только что созданных Artemide и Oluce. Джо Коломбо проектировал футуристические фантазии с телевизорами в потолке, кроватями-кабриолетами и микрокухнями, раскладывавшимися в макро. Соттсасс, в конце 1960-х годов потрясший всех своей “Валентиной”, спустя десять лет снова устроил революцию, когда стал придумывать вещи совсем другого толка, ни на что не похожие, дикие и необъяснимые, с сексуальным подтекстом и иронией над зрителем-потребителем.
Реклама кресла Up по дизайну Гаэтано Пеше для B&B Italia, 1969 год.
Klaus Zaugg/архив пресс-службы B&B Italia.
Гаэтано Пеше в 1969-м подложил бомбу замедленного действия, которая взрывается вот уже пятьдесят лет — каждый раз, когда какой-нибудь новообращенный впервые видит его кресло Up, символическую “женщину”, округлую и намекающую, но необъятную. Про нее принято думать, что она символ сексуальности, с налитой грудью и раздвинутыми коленями, хотя на самом деле это первый политический манифест, созданный силами дизайна. Символ приниженного статуса женщины, жертвы мужских предубеждений, страхов и жестокости. Замордованная жизнью тетка, La Mamma или La Donna, как кресло еще называли, прикованная к земле своим земным предназначением и ребенком, повисшим на ее ногах, как пушечное ядро.
Инсталляция в центре Милана к 50-летию кресла Up.
Matteo Piazza/архив пресс-службы.
Автору снова пришлось растолковывать свой замысел спустя полвека, когда к юбилею кресло нюдового оттенка с вонзенными в него стрелами увеличили в десять раз и поставили на главной площади Дуомо в Милане. С чем только его не сравнивали: и с волосатой мошонкой, и с небритой задницей. Хотя это, конечно, “у кого что болит”. На самом деле бледно-розовый — такая же дань моде, как ярко-красный в конце 1960-х годов. Стрелы — отсылка к cвятому Себастьяну, страдавшему за свою веру, хотя современная “донна” страдает не за веру, а просто за то, что она женщина, — и по‑прежнему подвергается насилию, нападкам, насмешкам, уколам общественного мнения и мужского шовинизма. Так что 82-летний Гаэтано Пеше умеет создать скандал не хуже, чем в молодости.
Кресла Costes, первый совместный проект дизайнера Филиппа Старка и марки Driade. 1984 год.
архив пресс-службы
Кресла Costes, первый совместный проект дизайнера Филиппа Старка и марки Driade. 1984 год.
архив пресс-службы
Подход и идеи, выработанные итальянской дизайн-индустрией за семьдесят с небольшим лет, не устаревают: у дизайна по-прежнему должна быть не только функция, но и запоминающаяся форма, по-прежнему в почете шутки, эмоциональность, человечность и радость жизни, провокация работает, sex sells, а привычка относиться к дизайну слишком серьезно, в чем упрекал своих коллег Акилле Кастильони, активно искоренялась поколением дизайнеров 1960-х и продолжает искореняться сейчас.
Рекламная фотография кресла Sanluca, разработанного братьями Кастильони для марки Gavina в 1961 году. Сейчас эту модель выпускает Poltrona Frau.
В заключение всех этих чудесных историй — снова немного цифр. Миланская мебельная выставка Salone del Mobile.Milano в 2018 году побила рекорды посещаемости: 434 509 человек из 188 стран за шесть дней. Так что, если вы от кого-то услышите, что итальянский дизайн умер, не верьте: просто они не знают, о чем говорят. Дизайн делается в Италии, и он до сих пор живее всех живых.
Вход на Миланский мебельный салон, 1970-е годы.
Studio P 91P-89P-103P-104P/Cosmit/архив пресс-службы Salone del Mobile.
1946
С конвейера компании Piaggio сходит символ послевоенной Италии, а также признанный шедевр дизайна — мотороллер Vespa.
shutterstock/fotodom.ru
1948
Предприниматель Джулио Кастелли основал Kartell и начал выпуск изделий из полипропилена.
1954
Универмаг La Rinascente учредил приз за дизайн Compasso d’Oro, “Золотой циркуль”, и в наши дни он один из самых авторитетных в мире. Первым лауреатом новой награды стала Cassina, бывшая мастерская, в 1950-е годы наладившая серийное производство мебели.
Legion-media.
1957
Джо Понти создает для Cassina модель 699, известную также как Superleggera. Этот стул, ставший культовым объектом дизайна, выпускается до сих пор.
архив пресс-службы
1960
Архитектором Джо Понти построена башня Pirelli — первый и долгое время единственный миланский небоскреб и символ Милана современного и индустриального.
Legion-media.
1961
Проходит первый Миланский международный мебельный салон. Масштаб выставки: 328 экспонентов, 2 павильона, 12 100 посетителей. В 1974-м салон расширится за счет выставки кухонной мебели Eurocucina, а еще через два года появится выставка света Euroluce.
Архив пресс-службы Salone del mobile
1963
Кресло Elda по дизайну Джо Коломбо для Comfort — первый пример использования пластичного материала для каркаса, а не наполнителя.
архив пресс-службы
1965
Джо Коломбо показывает свою мини-кухню для Boffi и начинает новую эру компактной и трансформируемой мебели.
архив пресс-службы
1967
Триумф пластика на Salone del Mobile. Milano, на стендах Kartell, Arflex, B&B Italia, Poltronova.
1968
Появляется пишущая машинка Этторе Соттсасса Valentine — эталонный кейс соединения дизайна, нейминга, рекламы и маркетинга.
Legion-media.
1969
Модель Up Гаэтано Пеше для B&B Italia, первое целиком бескаркасное кресло из пенополиуретана, производит фурор на Salone del Mobile. Milano — и своей конструкцией, и своим обликом, и самой подачей.
архив пресс-службы
1980
Италия выходит на первое место в списке самых больших в мире экспортеров мебели, опередив наконец Германию.
1984
Филипп Старк начинает работать с Driade, потом с Alessi, Flos, Kartell — постепенно рождается феномен дизайнера-звезды. До этого главными на мебельном рынке были производители, а не дизайнеры.
Gettyimages.com.
2007
Открывается первый музей итальянского дизайна — Triennale Design Museum с ежегодными крупномасштабными тематическими выставками.
Legion-media.
2018
Новый виток успеха: Salone del Mobile бьет все рекорды по числу посетителей — 434 509 человек за шесть дней.
Фото: архивы пресс-служб
〚 Италия 〛 ◾ Фото ◾ Идеи ◾ Дизайн
Яркие современные интерьеры старинной каменной виллы в Умбрии
ДомAnna Pufik 0 3045
Снаружи эту виллу в итальянском регионе Умбрия не отличишь от традиционных местных построек: многовековой фасад из камня, уютной крыльцо, черепичная крыша, оливковые деревья вокруг. А вот интерьеры были обновлены несколько лет назад и здесь дизайнеры представили красочный современный вариант оформления исторического жилья. Ярко-желтый диван, синяя корпусная мебель, зелёная кухня и целая коллекция красочный и часто…
Уютный минимализм в дизайне курортной виллы в Италии
ДомAnna Pufik 0 5604
Мы уже не раз писали о замечательном дизайнере Andrew Trotter и его вдохновляющих проектах по реновации старинных вилл в Италии. Его фирменный почерк узнаётся сразу: простая и понятная средиземноморская архитектура, стильный минимализм в декоре, тёплые тона и натуральные материалы. Casa Maiora — один из свежих проект Эндрю, в котором он вернул к жизни традиционную курортную…
Тёплая элегантность в дизайне квартиры в Итальянских Альпах
ДомAnna Pufik 0 5091
Любите атмосферу горного шале, но грубые элементы стиля рустик вам не по душе? Тогда эта квартира на горнолыжном курорте Кортина в Италии вам понравится. Здесь также много натурального дерева в оформлении, всё те же альпийские виды за окном, но интерьеры выглядят элегантно благодаря гладким ровным поверхностям, чёрным акцентами и сдержанной современной мебели и декору. Даже…
Сочные оттенки и ретро нотки: яркая квартира в Милане
ДомAnna Pufik 0 2740
В этой весёлой миланской квартире по проекту Chroma Studio настоящее царство ярких красок. Кухня стала квинтэссенцией всей концепции дизайна — cочный синий остров и шкафчики, мелкая вертикальная плитка терракотового оттенка на фартуке, голубой холодильник Smeg. Арочные дверной проём, ведущий в такой же синий коридор также добавляет стиля и настроения. Кстати, ретро-нотки чувствуются по всему дому…
Каменные своды и стильный дизайн: традиционный апулийский домик в Италии
ДомAnna Pufik 0 4084
Традиционные домики региона Апулия, что в Италии, известны на весь мир своим уникальным внешним видом: это одноэтажные каменные строения с конической крышей и мазанными белыми стенами. У них есть даже своё названием — трулли (в переводе с греческого «Купол»). Это важная историческая достопримечательность региона, существуют даже целые туристические городки с подобными домиками (Альберобелло самый известный…
Красочный интерьер творческой пары в Турине
ДомAnna Pufik 0 5094
Он — архитектор, она — стилист и сценограф. Для такой творческой пару покупка квартира, которая нуждалась в срочном ремонте, не стала большой проблемой. Главное это то, что дом был выгодно расположен в центре, а окна смотрят на прекрасный парк. Хозяева сразу решили, что наполнят интерьеры яркими красками, в то время как декор в ретро-стиле отдаст…
Простые линии и аскетичный уют в дизайне курортного дома в Италии
ДомAnna Pufik 1 5166
Джузеппе родился и вырос в регионе Апулия в Италии, но, как и большинство местной молодёжи, в 18 лет решил уехать в большой город получать образование. И сегодня, когда он стал успешным предпринимателем, Джузеппе почувствовал непреодолимое желание вернуться к истокам — он приобрёл участок со старыми традиционными постройками у моря, чтобы сделать из них аутентичное курортное…
Марокканские и тосканские мотивы в дизайне великолепной исторической виллы в Сиднее
ДомAnna Pufik 0 2664
Австралия славится в первую очередь потрясающими современными домами на берегу океана, но здесь также иногда можно найти и исторические жемчужины. Как например эта великолепная вилла в итальянском стиле, построенная в 1934 году в Сиднее известным архитектором Leslie Wilkinson — её фасад сразу относит нас к типичным классическим постройкам старой Европы. В то же время интерьеры…
Великолепие сквозь века: старинная каменная вилла в Тоскане
ДомAnna Pufik 1 1491
И хоть эта историческая вилла недалеко от города Сиена в Италии была недавно отреставрирована, кажется что внутри ничего не менялось с момента её постройки в 18 веке. Всё те же уникальные потолочные своды, старинный камин, винтажная деревянная мебель, каменная кладка на стенах и плитка на полу — типичный набор для традиционных тосканских построек того времени….
Модный лофт в бывшем складском помещении в Италии
ДомAnna Pufik 0 1517
Этот просторный лофт возник на месте старого складского ангара в Италии — по сути дизайнеры украсили и зонировали огромное открытое пространство с высокими потолками и характерной крышей с окнами. Стильный тёмно-синий оттенок стен добавил ещё больше драмы помещениям, а натуральный деревянный пол наполнил дом тёплыми нотками. В современном интерьере детали играют важную роль, и в…
Современная итальянская мебель — лучшие итальянские бренды класса люкс
Современная итальянская мебель — лучшие итальянские бренды класса люкс | ИталиядизайнТщательно подобранная коллекция с роскошным стилем и комфортом, созданная в Италии с тщательным мастерством, персонализированными консультациями по дизайну и консьерж-службой поддержки клиентов по ценам, напрямую связанным с Италией.
Используйте этот раздел, чтобы рассказать покупателям о вашем магазине или добавить контент с одной из ваших страниц, что упрощает добавление изображений, видео или любого другого контента
Знаменитые бренды
Откройте для себя быструю доставку и заказ мебели для дома, офиса и на заказ от Italydesign.
Широкий выбор дизайнов, материалов и размеров, тщательно изготовленных в Италии.
Наша команда опытных профессионалов в области дизайна готова помочь вам найти идеальный продукт для ваших уникальных требований.
Делайте покупки с удобством и уверенностью
Италия-напрямую лучшая цена
гарантия
Italydesign заказывает напрямую у лучших итальянских производителей, чтобы предоставить вам лучшие цены.
Если вы найдете такой же товар у другого продавца дешевле в течение 30 дней, мы вернем вам разницу плюс обеспечим бесплатную доставку. Ознакомьтесь с нашей ценовой гарантией для получения полной информации.
Экспертное проектирование
и поддержка
Нужно что-то индивидуальное? Не уверены, какой ковер подходит к вашему секционному? Нужно что-то как можно скорее? Мы здесь для вас.
Наши опытные консультанты по дизайну и команда поддержки готовы помочь вам на каждом этапе.
Лучшие современные бренды
из Италии в одном месте
Мы сотрудничаем с более чем 30 производителями мебели, чтобы предложить вам нашу уникальную коллекцию лучших итальянских брендов.
Найдите идеальную мебель из нашего широкого выбора стилей и индивидуальных опций в одном месте.
Поговорите с консультантом по дизайну
Прочитайте, что говорят наши клиенты.
..Они знают свою продукцию и делают то, что говорят, когда говорят, что сделают. Когда в праздничные выходные (!) транспортная компания допустила (незначительную) путаницу, они позаботились о том, чтобы я получил свои стулья, как и обещал. Я занимаюсь контрактной мебелью. Я знаю, что мебель и Италиядизайн — отличная компания!
Лори С., Лос-Анджелес, Калифорния,
Мы любим нашу мебель от Italy Designs. Все очень хорошо вписывается в наш небольшой дом в Сан-Франциско, а умный дизайн помогает нам максимально использовать пространство и то, как мы используем наши комнаты.
Коллин К., Сан-Франциско, Калифорния
Витрина доставлена в идеальном состоянии и отлично работает. Это именно то, что мы хотели для этого пространства.
Стив С., Сан-Диего, Калифорния,
Мы только что получили нашу кровать сегодня, и мы ЛЮБИМ ее! Качество выдающееся! Ребята из службы доставки молодцы.