История производства фарфора: История фарфора | RUPOR

Содержание

История фарфора | RUPOR


Китайский мудрец в далеком IX веке сказал: «Это чудо превосходит своей белизной снег и иней». Фарфор – благородный материал, с характерными для него чертами – белизной, прозрачностью. Благодаря тому, что со временем фарфор не теряет своих свойств и не изменяет своего внешнего вида, изделия из него очень ценятся и передаются из поколения в поколение. Каждая страна имеет свою историю производства фарфора.


Фарфор представляет собой материал, который изготовляется путем смешивания кварца, белой глины и полевого шпата. Такой состав делает изделия белоснежными и прозрачными. Преимуществом является то, что после обработки, фарфоровые изделия сверкают белизной и прозрачностью.


Среди преимуществ данного материала следует выделить:


  • влагостойкость;

  • стойкость к газу;

  • при постукивании о край изделия, появляются звонкие звуки, подобно хрусталю.


Начало производства фарфора


По энциклопедическим данным, производство начало фарфора приходится на 620 год. Начали производить его в Китае, в других странах его не производили, секрет производства хранился в строжайшей тайне. В XVIII веке мир узнал формулу изготовления фарфора. Его начали изготовлять на мануфактурах Германии и Англии. В состав фарфора добавлялась зола, которую получали после сжигания костей крупного рогатого скота. Популярные изделия имели название «Bone China», в наше время это название многие производители применяют в качестве клейма.


В России мануфактура по производству фарфора появилась в середине XVIII века в 1744 году   и получило название Императорский фарфоровый завод, который находится и работает по сей день в Санкт-Петербурге.


История китайского фарфора


Китайцы называют свой фарфор  «Белым золотом». Мастера Китая славились бисквитными изделиями, которые буквально светились от своей белизны и пользовались большой популярностью у зажиточных горожан. Бедный народ не мог позволить себе купить такую красоту.


Давние технологии, такие как обжиг заготовок, при высоких температурах достаточно востребованы и в наше время. Со временем у фарфоровых изделий менялись формы, использовались различные декоративные элементы, совершенствовались. В древности фарфоровые фигурки использовались для проведения обрядов.


Во время правления династии Суй фарфоровые изделия стали декорировать разноцветными узорами. Появилась глазурная роспись, которая не утратила своей актуальности и в наше время. Также многие фарфоровые изделия декорировались драгоценными камнями и металлами. Появился кобальтовый фарфор.


Кобальтовому фарфору соответствует сине-золотая раскраска, он появился во время правления императора Чжу Чжаньцзи. Фарфор с таким декором считается выполненным в королевском стиле.


История фарфора в России


Археологи находили керамические изделия, на территории России принадлежавшие к X столетию. Это была примитивная посуда – чашка и тарелка.


Через восемь веков стало интенсивно развиваться фарфоровые мануфактуры. Они подразделялись на те, которые получали финансирование от королевской семьи, а другие развивались за счет коммерческих предприятий.


Пионером в производстве благородных и изящных изделий из фарфора был Дмитрий Виноградов. Позднее, коммерсант Матвей Кузнецов в 1832 году организовал самое большое производство фарфора в России, которое находилось в селе Дулево. Кузнецов, увидев, насколько это выгодное производство один за другим открывает еще несколько заводов.


К сожалению, история этих мануфактур заканчивается после революционных событий в 1917 году. Однако в России сейчас работают другие мануфактуры, среди которых мануфактура «Рупор», которая создает уникальные изделия из фарфора.

Производство фарфора в России

История производства фарфора в России уходит корнями в 18-й век, в эпоху шумных балов и роскошных дворцов. В те времена в моде было увлечение европейской культурой, а Европа, в свою очередь, замерла в восхищении перед тысячелетними восточными традициями, почетное место среди которых занимало производство фарфоровой посуды, элементов убранства и безделушек.

Козел цветной с золотом.

Первые образцы немецкого фарфора, завезенные в Россию, были очень дорогими, и позволить себе их могла только царская семья да аристократическая верхушка. Петр Первый, знаменитый реформатор и поборник прогресса, повелел оказывать всяческую поддержку ремесленникам, которые взялись бы за освоение новой технологии. Сейчас сказали бы – выделил государственные субсидии. На освоение производства фарфора были брошены лучшие умы, и через несколько десятков лет соученику Ломоносова Дмитрию Виноградову наконец удалось получить достойные образцы оного из гжельской глины. Открытие не принесло мастеру прижизненной славы – такова судьба многих великих творцов, но на основе его трактата было пущено серийное производство фарфоровых изделий на Императорском фарфоровом заводе, старейшем российском мануфактурном предприятии. Славную историю имеет этот завод. Его мастерами для царского двора и других знатных семей были произведены чудесные образцы высокохудожественных сервизов. После чего инициативу подхватили частные мануфактурщики, по всей России стали открываться новые и новые фабрики, отцы передавали сыновьям секреты производства фарфора, из поколения в поколение переходила древняя традиция… Так, уже десятилетиями работают на славном поприще производства сувениров из фарфора, керамики компании, которые переняли все лучшее, что было создано предшественниками, и внесли в дело производство фарфора новые, свежие веяния.

Овечка цветная.

Фарфоровые изделия – традиционный сувенир, а также окраса праздничного стола

Каждый иностранец, побывавший в России, закономерно хочет увезти с собой на память частичку этой страны, что-то, в чем живет ее душа, в чем хранятся вековые традиции. Каждый россиянин, отправляясь в чужие страны, хочет взять с собой хоть небольшие российские подарки для друзей, которых он планирует там обрести. Маленький подарок помогает сделать великое дело – расположить человека к себе, показать ему свою открытость. Что может подойти для этого лучше, чем русские сувениры из фарфора и керамики?

Козлик цветной с золотом.

Новый Год в России не обходится без водки, ибо известно, что «без пития нет веселия». Оформить стол оригинально помогут фарфоровые штофы для алкоголя, выполненные в виде животного – символа года, Деда Мороза или роскошной кареты, подобной той, в которой Золушка ездила на новогодний бал. Дополнят картину с выдумкой расставленные по столу мини-штофы для водки в виде елочных игрушек. Такие забавные фигурки сослужат добрую службу в традиционных новогодних играх в фанты – конечно же, для взрослых. Штофы из фарфора и керамики – это не только красиво, но и функционально! Прекрасным дополнением к такому подарку станет премиальная водка.

Орел золотой в коробке.

Выбор подарков из фарфора поистине безграничен, а по желанию заказчика сегодня возможно изготовление корпоративных подарков на заказ с логотипом компании. Фарфор на заказ – прекрасная альтернатива привычным и уже надоевшим подаркам. Проявляйте выдумку, дарите оригинальные сувениры, делайте Новый Год запоминающимся и счастливым, как в детстве!

Реклама

Фарфоровые заводы — история гжельского и императорского фарфора


Фарфор на протяжении десятков веков оставался одним из самых запретных и желанных загадок Востока и для европейских стран, и для русского государства.


Открытие русского фарфора


Издавна Гжель славилась своими глинами, качество которых высоко оценил сам Ломоносов. Гжель как родоначальница русского фарфора занимает значимое место в истории искусства России. Расцвет гжельского фарфорово-фаянсового производства произошел в 1830-40 годах. Тогда в крупнейшем гончарном регионе страны успешно существовало не менее сотни мастерских и заводов, в том числе и основателей огромной фарфоровой индустрии Кузнецовых. На смену разноцветным оттенкам, преобладающим в росписи, пришли кобальтовые монохромные тона. Сине-белые флористические узоры, характерная плоскостная манера письма и глубокий, выполненный в смешанной технике рисунок становятся визитной карточкой Гжели.


В послереволюционное время промысел пришел в упадок и возродился только в середине ХХ в. благодаря выдающимся мастерам А. Б. Салтыкову и Н. И. Бессарабовой, которая по крупицам вела работы по возрождению гжельских мотивов. В дальнейшем она обучила целую плеяду молодых художников специфичности рисунка. Фарфоровые статуэтки Гжель, сохраняя свои уникальные традиции, зазвучали по-новому.


Императорский фарфоровый завод


В России о «белом золоте» мечтали еще со времен Петра I. По указу императрицы Елизаветы и благодаря фарфору Виноградова в середине XVIII в. начался выпуск продукции на первом отечественном предприятии. По качеству фарфоровая масса не уступала европейским и восточным аналогам.


Императорский двор стал ведущим заказчиком фабрики, поэтому выпускаемые изделия чутко олицетворяли вкусы царствующих особ. Расцвет произошел в период царствования Екатерины Великой, которая решила сделать фарфоровые предметы всеобщим достоянием. Вершиной славы стали заказанные ею шикарные сервизы с тысячами предметов и скульптурными украшениями.


С приходом советской власти переименованный Ломоносовский завод обрел второе дыхание и большие перспективы развития. Тогда задача перед скульпторами С. Чехониным, Н. Данько, В. Кузнецовым была поставлена ясно – выпускать мелкую пластику «революционную по содержанию и безупречную по качеству».


Началась новая эпоха советского фарфорового искусства, где ведущую роль сыграл агитационный фарфор, продвигающий идеи пролетариата и рабочего класса. В период НЭПа в художественной лаборатории новый стиль создавали Н. Суетин и К. Малевич. Они определили облик ЛФЗ, выражаемый в белизне материала, ясности и конкретности форм, сочности красок. Продукция завода получила мировую известность, завоёвывая награды на авторитетных выставках. Статуэтки ЛФЗ стали зеркалом советской культуры, быта, знаковых событий, при этом несли отголоски дореволюционных концепций.


В послевоенные годы разрабатываются новые формы, выпускаются чайные сервизы, предметы декора и особое внимание уделяется малым скульптурным формам. Жанровые сценки, демонстрирующие советские ценности, тематика народности и братских республик, персонажи литературных произведений и сказок, анималистка Е. Чарушина и Б. Воробьева в виде целых коллекций диких и домашних животных, таких как фарфоровые статуэтки собак, годами выпускались на предприятии.


В 1950-1960 годах наиболее популярной была детская тема. Руками талантливых скульпторов С. Велиховой и Г. Столбовой создавалась удивительная и оптимистичная коллекция Счастливое детство. Милые, забавные, искренние и непосредственные сюжетные композиции с участием детей ‒ это маленькие демонстрации радости жизни и олицетворение простого советского счастья.


На протяжении десятилетий приоритеты и стиль не раз менялись, но высокое качество, исполнительная культура и безупречный эстетический уровень были присущи даже для изделий массового выпуска. К юбилею основания Санкт-Петербурга завод удостоен товарного знака «Официальный поставщик Московского кремля».

История фарфора – Едана

Китайский поэт IX века написал о фарфоре: «Звонкий, как нефрит, и превосходящий блеском иней и снег». Да, действительно, настоящий фарфор бел и благороден, к тому же практически не стареет. Недаром в некоторых семьях фарфоровые изделия передаются из поколения в поколение, как фамильное серебро. В чем ценность этого материала? Конечно, в его свойствах и внешнем виде, да и сама история фарфора имеет много интересного и познавательного. Причем, в каждой стране она своя, особенная.

История китайского фарфора

Китай подарил миру много открытий. К более значимым его достижениям можно отнести появление шелковых тканей, компасов, пороха, бумаги и, конечно, фарфора. И если просмотреть всю историю, то этот белый, пластичный материал проделал очень длинный путь. Изначально были просто глиняные предметы для обихода, затем керамика, художественный фаянс и, наконец, фарфор.

Первое время изделия не расписывались и не декорировались, так как ценность их заключалась в другом. Они были небесно-белого цвета, звонкие, чрезвычайно тонкие с прозрачной глазурью.

Согласно многовековым китайским традициям керамика имеет два направления: изделия, обжигаемые при высоких температурах; изделия, обжигаемые при низких температурах. И если разложить по временным вехам, то путь китайского фарфора развивался и совершенствовался следующими этапами.

  1. Первая керамика была обнаружена на юге Китая в пещере Yuchanyan. Примерный срок её изготовления 18 тысяч лет назад. А в пещере Xianrendong, расположенной в провинции Цзянси (Jiangxi), были найдены керамические черепки, созданные почти 20 тысяч лет назад. Судя по формам, изделия применялись в быту и для ритуальных обрядов. Были примитивными в дизайне и лишенными каких-либо рисунков.
  2. В период правления династии Хань (Han) по мнению экспертов был произведен первый настоящий фарфор. Это подтверждает качество материала, из которого были созданы статуэтки и скульптуры. Чрезвычайно твердый и прочный. Что, в свою очередь, указывает на применение уже тогда высокотемпературного обжига.
  3. При династии Суй (Sui) мир увидел фарфор во всем его внешнем великолепии. Высокотемпературные обжиги позволяли создавать изделия уже с трехцветной гаммой декора. Шедевры цвета морской волны изготавливались только при низких температурах с применением специальной глазури.
  4. В период династии Сун (Song) технология производства фарфора также шагнула в гору. Повсеместно начали использоваться печи для обжига, что послужило расцветом художественной росписи под глазурь. То там, то тут появлялись изделия с рисунками из драгоценных камней и элементами из ценных металлов.
  5. Династия Мин (Ming) прославилась своими «синими» росписями. При правлении императора Чжу Чжаньцзи (Xuande) в декорировании начали применять кобальт, в сочетании с синей, глазурованной отделкой, который после обжига имел красивый, королевско-синий цвет. Многие считают, что лучший фарфор династии был изготовлен именно в период правления Чжу Чжаньцзи. Так же по заказу другого императора Чжу Ди (Yongle) изделия той эпохи приобретали исламский стиль, имели фрагменты драгоценных металлов и обилие золотого декора.
  6. Династия Цин (Qing) при правлении императора Цяньлун (Qianlong) наконец-то открыла миру тайну изготовления фарфора. Первый раз эта информация «утекла» благодаря активным действиям французского шпиона Pеre Franсois Xavier d’Entrecolles. Второй раз это случилось в 1743 году, когда сам император Цяньлун в своих мемуарах детально описал производство фарфора. Часть этих мемуаров имела даже название «20 иллюстраций изготовления фарфора». Таким образом, Китай, это не только родина фарфора, это целая «фарфоровая» эпоха, протяженностью на многие века.

Как гласит легенда, благодаря невероятной любви китайцев к чаю был создан и усовершенствован этот чудный материал. И, действительно, вкус чая и кофе существенно отличаются в керамической и фарфоровой чашках.

В фарфоровой посуде вкус и запах напитка остается неизменным, как бы «чистым».

История русского фарфора

В России керамика известна с X века. У деревни Гнездово, Смоленской губернии, были обнаружены обломки двух тарелок и кружки из белой глины. Как они там оказались, остается и по сей день тайной. А само производство русского фарфора и его расцвет пришелся на XVIII век. Правда, вначале сам материал больше походил на фаянс в силу своих технических характеристик.

Этапы развития фарфоровой индустрии в России прошли разный путь. И если говорить о том, на чьем энтузиазме они формировались, то это было два направления: поддержка и финансирование королевской семьи; мануфактуры и фабрики на коммерческой основе.

В 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым в Москве был открыт первый фаянсовый завод. Продукция его славилась массивными формами и росписью по глазури. Изделия были толстостенные, беловато-кремового цвета и без характерного «фарфорового» звона.

В 1752 году молодой ученый Дмитрий Виноградов, бывший сокурсник Михаила Ломоносова, изобрел свой «рецепт» фарфора, который ничем не уступал саксонскому. Первое фарфоровое изделие было в виде чашечки, украшенной виноградной лозой. Ценность этого изобретения заключалась в том, что фарфоровый материал производился полностью из русского сырья.

В 1765 году Екатерина II отдает приказ переименовать Порцелиновую мануфактуру (занимающуюся изготовлением фарфоровых пуговиц, чашек, табакерок и прочее) в Императорский фарфоровый завод. В это же время Дмитрий Виноградов создает специальное оборудование для печей этого завода, позволяющее производить высокотемпературный обжиг материала. Изделия обретают дополнительную твердость и прочность, начиная соперничать даже с Мейсеном и Севром. Бренд «Императорский фарфоровый завод» становится узнаваемым не только в России.

В августе 1809 года в Тверской области в селе Домкино появляется завод по производству керамики. Его владельцем становится предприниматель-аптекарь А.Я. Ауэрбах. В 1832 году во Владимирской области в селе Дулево коммерсант Матвей Кузнецов открывает фарфоровое производство. Навыки работы с материалом он получил от своего отца в подмосковной Гжели, что послужило удачным стартом в его производственных делах.

В 1843 году запускается завод в Риге, но на этом Кузнецов не останавливается. В 1870 году он покупает завод Ауэрбаха. К 1913 году кузнецовский холдинг насчитывает восемнадцать заводов по производству керамической, фаянсовой и фарфоровой продукции, чья продукция экспортируется во все страны мира.

Миссия предпринимателя сводится к одному – «выдавить» из России иностранных производителей.

С приходом советской власти многие фарфоровые фабрики национализируется. После этого события предприятие в Тверской области практически разваливается. Но в 30-е годы XX века на фабрику приходят талантливые художники, в их числе И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная. Это позволяет «дулевскому» фарфору снова начать свой расцвет.

Поповский фарфор, изготавливаемый на мануфактуре в подмосковной деревне Горбуново, носит название основателя Алексея Гавриловича Попова, чье дело потом продолжил сын Дмитрий Алексеевич. Специализация предприятия – фарфоровые статуэтки. Изящные фигурки поповских косарей, пастухов, прядильщиц, модников и модниц, серия кукол неаполитанского театра до сих пор встречаются на аукционах всего мира. Их качество и формы можно смело отнести к произведениям мирового искусства.

Периоды работы русских фарфоровых предприятий разные, от нескольких столетий, до нескольких десятилетий. Многие вынуждены были закрыться, некоторые соединились, что бы выжить и дальше продолжать развиваться. К таким относятся заводы Гарднера (Фарфор Вербилок), Кузнецова и семьи Поповых.

История европейского фарфора

Первые попытки создать свой фарфор делали итальянские мастера во второй половине XV века. Изготовить «рецепт» этого чудного материала хотели многие, так как китайские фарфоровые вазы и предметы посуды стоили баснословные деньги. В этом деле пробовали добиться успеха немцы, англичане, французы, но все их попытки оказывались тщетными – материал больше походил на стекло, нежели на белый фарфор.

Переломный момент наступил в Германии во времена правления саксонского императора Августа. После многочисленных проб и ошибок создать нужное сырье, молодой алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер в паре с математиком и физиком Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом находят недалеко от Дрездена целые залежи белой глины с её уникальными пластичными свойствами. Это был 1709 год.

В Мейссене в крепости Альбрехтсбург в 1710 году открывается мануфактура, которую возглавляет сам Беттгер. Цель одна – производство твердого фарфора, имеющего свой собственный стиль. Но ушли годы, пока наработалось настоящее мастерство. В итоге «мейсенский» фарфор стал узнаваем во всем мире, являясь синонимом качества и индивидуальной истории.

Если говорить о фаянсе, то его производство существенных успехов достигло в Англии тоже в XVII веке. Английский художник по керамике Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы: кремовую; базальтовую; яшмовую. У  мануфактуры появились свои технологии, художественный стиль и первые заказы. Столовый сервиз из 952 предметов, сделанный для Екатерины II, получил название «русский». Отличительный знак – зеленая лягушка (личное клеймо автора) на каждом предмете этого сервиза.

На сегодняшний день европейский фарфор своими формами и дизайном обогнал многие восточные бренды. Технологии декорирования далеко шагнули вперед, да и само качество фарфора шлифуется с каждым годом, становясь все лучше и тверже. Хотя родина фарфора — Китай, заслуга европейцев в этом деле очевидна. Именно они дали белому материалу длинную и творческую жизнь, которой он до сих пор качественно и красиво «живет».

История создания европейского фарфора Art-Salon

Вопрос о том, где, кем и когда был создан фарфор, обсуждается очень часто. Многие не воспринимают европейский фарфор за фарфор как таковой, считая китайский фарфор единственным и неповторимым чудом. Мы придерживаемся мнения, что китайский и европейский типы фарфора вообще некорректно сравнивать. У них разный состав массы и разные технические свойства готового фарфорового изделия. 

Фарфор – это наивысший сорт керамики.

В Китае фарфор был известен уже с 6-7 века, как результат долгого развития и усовершенствования керамики, с которой люди соприкоснулись ещё до нашей эры. В Европе о фарфоре узнали значительно позже. Но с керамикой Европа была знакома ещё 25 тысяч лет назад. Люди тогда поняли, что глина настолько пластична, что ей можно было придать различные формы, которые сохранялись при высыхании материала. Глинные изделия применялись во всех сферах жизни благодаря своей функциональности, достаточной прочности и практичности. 

Первая китайская фарфоровая ваза в Европе

Но вот однажды Марко Поло привез в Италию из своего очередного морского путешествия белоснежную, с розоватым переливом, блестящую китайскую керамическую вазу.

Она была не похожа ни на что известное европейским людям, звенела переливчатым звоном и заворожила европейцев своей тонкостью и изяществом. Именно в 1295 году в Западной Европе познакомились с фарфором и с его необыкновенными особенностями. Европейские бизнесмены обменивали европейский товар, вино, ткани, золото и драгоценности на фарфор и привозили заморские диковинки с Китая на усладу аристократии, которая могла себе их позволить. Ведь цена фарфора тогда была баснословной! Вскоре европейцы призадумались, а что если начать создавать фарфор самим, а не тратить состояния на его перевозку из Поднебесья?

Попытки создания европейского фарфора

Несмотря на огромное количество попыток создать собственный фарфор, Западной Европе долгое время это не удавалось. Хитрые китайцы наотрез отказались сообщить им «рецепт» состава фарфоровой массы. 

В 17-ом веке слава о китайском фарфоре пришла и на Восточную часть Европы. Именно здесь фарфор приобрёл свое имя. До этого времени фарфор называли «la porcellana», потому что он был похож на морскую раковину. 
Всё сдвинулось с мёртвой точки уже в начале 18-ого века благодаря алхимикам.

В конце 17 века физик, математик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) проводил обширные геологические исследования в Саксонии при поддержке курфюрста Августа Сильного в поисках какого-либо сырья, которое могло бы обогатить страну. Таким образом, было обнаружено месторождение каолиновых глин, которые в дальнейшем ученый начал использовать для различных нужд. Проводились опыты по использованию глины и в гончарном деле. Чирнхауз осуществлял в это время работы по созданию искусственного мрамора и фарфора. Под руководством Вальтер фон Чирнхауза в 1704 году Иоганн Фридрих Бёттгер (Johann Friedrich Böttger), посвятивший свою жизнь еще с ученических лет изучению алхимии и попавший под надзор графа, находит рецептуру производства коричнево-красной каменной керамики Rothes Porcelain — непрозрачной, но твёрдой, непористой, звенящей при постукивании и выдерживающей высокие температуры. После обжига, шлифовки и полировки изделия становились похожими на посуду, сделанную из драгоценного камня, прочную и выносливую, украшенную выпуклыми рисунками. На этот вид фарфора шла красная глина „болюс“ из Плауэна с высоким содержанием оксидов железа.

Несмотря на то, что Rothes Porcelain не был похож на вожделенный китайский, он очень понравился людям, однако, опыты были продолжены и после этого. Уже вскоре были выявлены три важнейших для производства фарфора минерала: каолин, полевой шпат и алебастр, а также установлен оптимальный состав исходных смесей и условия обжига.

Долгожданный день!

И вот настал день, который можно считать днем рождения европейского твёрдого фарфора. 15 января 1708 года в лабораторном журнале Бёттгера было отмечено, что после 12-часового обжига получены белые полупрозрачные неглазурованные пластины. Фарфор стал абсолютно новым продуктом в области керамики и превосходил по своим качествам более мягкие сорта китайского фарфора.  

Так что в попытках повторить китайский фарфор Европе удалось создать что-то неповторимое и уникальное, что имеет успех вплоть до сегодняшнего дня. 

 

Курс «Искусство фарфора» — Школа Masters (Мастерс) — Лекции по истории искусств в Санкт-Петербурге, Спб, лекции по искусству спб, курс лекции истории кино, кинематограф, лекции история дизайна, мифология, древнерусское искусство, русский авангард









Курс «Искусство фарфора» — Школа Masters (Мастерс) — Лекции по истории искусств в Санкт-Петербурге, Спб, лекции по искусству спб, курс лекции истории кино, кинематограф, лекции история дизайна, мифология, древнерусское искусство, русский авангардn
Перейти к содержимому



7 марта — 7 апреля 2017 года
Фарфор — один из старейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история началась в древнем Китае и только в XVIII веке секрет его изготовления попал в Европу, а затем в Россию.

В новом курсе «История фарфора» мы собрали основные этапы развития этого вида искусства. Вы познакомитесь с многообразием стилей и техник, национальными особенностями росписей и историей крупнейших производителей фарфоровых изделий.


Автор курса — 

Анастасия Сергеевна Ярмош

  • Кандидат искусствоведения
  • Спикер международных и всероссийских научных конференций
  • Автор научных публикаций, посвященных истории декоративно-прикладного искусства

Встречи с Анастасией Ярмош проходят по вторникам с 19.00 до 21.00

Темы лекций от Анастасии Ярмош:
  1. 7 марта — Зарождение искусства фарфора в Европе в XVIII столетии: от Китая к берегам Старого Света

    Традиции и история китайского фарфора, их влияние на развитие европейских школ в первой половине – середине XVIII века. Стилистика 

    шинуазри и имари.

  2. 14 марта — Европейский фарфор эпохи рококо

    Фарфоровая мануфактура Мейсена (Саксония), Севрская мануфактура – «мануфактура Короля», частные фарфоровые мануфактуры Европы в XVIII веке: Лотарингия, Тюрингия.

    Керамические традиции Лиможа. Мануфактура Вены, фарфоровое производство Англии в XVIII столетии.

  3. 21 марта — Русский фарфор эпохи классицизма

    Невская порцелиновая мануфактура и Виноградовский фарфор. Особенности ранних изделий Императорского завода 1750–1760 гг.. Частные мануфактуры в России XVIII–XIX вв.: мануфактура Франца Гарднера, «Товарищество М.С.Кузнецова», завод бр.Корниловых, завод купца Ф.С.Батенина. Столовый этикет и гастрономические традиции XVIII–XIX столетия
  4. 4 апреля — Фарфор XIX века: от Ампира к Неоклассике

    Европейский и русский фарфор первой четверти XIX столетия. Эпоха Историзма в искусстве фарфора. Художественные черты, декоративные и композиционные приемы стилистики неорококо, неоготики, неоклассицизма, «ренессансных» решений. «Стиль Трубадур» и «Русский стиль» в фарфоре середины–второй половины XIX века – поиски черт национальной идентичности в оформлении предметов роскоши. Всемирные выставки и популяризация столового и интерьерного фарфора.

  5. 7 апреля (пятница) — Фарфор в искусстве и традиции XX столетия

    Искусство фарфора эпохи Модерн. Искусство фарфора на службе молодого Советского государства. Творческие эксперименты мастерской Малевича (С.В.Чехонин, Суетин Н.М.). Агитфарфор. Скандинавский дизайн и американская традиция в 1950–1960 годы: новое прочтение возможностей каолина. Фарфор в современном мире.

Стоимость курса из 5 лекций — 7 500

Стоимость 1 лекции — 1500р.

Если у вас остались вопросы, оставьте свой номер и мы перезвоним вам:

Наш телефон 912 93 93











Запись и информация
912 93 93


История производства фарфора

Где-то около 500 г. н.э., настоящая белая фарфоровая глина вошла в употребление в северном Китае и это дало возможность появиться фарфору. К 1100, секрет изготовления фарфора распространился в Корею. К 1400, китайский фарфор с росписью достиг столицы Европы.

Из-за  его импорта на другой конец света, он был, прежде всего, очень дорогим и его покупали в основном знатные особы, чтобы украшать свои замки. Европейскиекерамисты в Испании и Италии пытались без особого успеха подражать Китайским ремесленникам. Мягкий фарфор, который иногда называют искусственным фарфор, был одним из результатов их попыток.

После того, как европейские керамисты перестали пытаться подражать китайцам и сосредоточились на сырье, доступном для них, много красивых вариации белого фарфора появилось на свет.

К 1600, итальянцы были известны за их опыт с overglazes или эмалями. В 1750-х англичане разработали производствоtransferware и это значительно увеличило рынок расписного фарфора.

Transferware был произведен в первую очередь в области Стаффордшир.

Другие названия  — Спод и Веджвуд.

Вы можете отличить transferware по тонким линиям, полученным в процессе гравировки.

В самых ранних работах transferware использовался цвет — кобальт синий и темы росписи были, как правило, восточных мотивов, отражая происхождение расписного фарфора. Красный и коричневый также стали популярными цветамиtransferware.

Мейсен фарфор Германии (иногда называемый дрезденский фарфор) появился около 1710 года. Интересно, что в производстве Мейсен фарфора, первоначально, использовались алебастр в качестве флюса, что облегчает слияние глазури к обожженной глине, вместо полевого шпата и кварца. 

Костяной фарфор, в котором использовали костную золу в качестве флюса, был создан в Англии около 1750 года, и Англия до сих пор производит почти весь фарфор такого вида.

Вскоре после этого, Лимож начал производить свой фарфор во Франции с помощью тонкой белой каолиновой глины, которая встречается только в одном регионе Франции. К концу 1800-х годов,  фарфор можно найти в Америке, после чего фарфоровая посуда и фарфоровые предметы искусства буквально охватили весь земной шар.

История фарфора от древнего Китая до Европы

Фарфор — это тонкая белая глина, состоящая из комбинации керамических элементов. Однако есть одно вещество, которое объединяет весь фарфор, — это глинистый минерал каолин. Каолин, помимо других материалов, содержит различные количества металлов, таких как щелочной металл и алюминий. Есть много вещей, которые отличает фарфор от всех других глин, в том числе тот факт, что он очень белый по цвету и почти полупрозрачный, к тому же он очень прочный.Известно, что фарфор «пастообразный». Работать с ним совершенно другое, текстура кажется почти эластичной. Его чистая белизна означает, что если вы работаете с ним, вы должны следить за тем, чтобы все ваши поверхности были очень чистыми. Фарфор обжигается при очень высокой температуре, около 2252 F / 1400 C. Фарфор также становится стекловидным при обжиге, что означает, что он приобретает почти стеклянный вид.

В чем разница между фарфором и Китаем?

Фарфор и тонкий фарфор обладают многими схожими свойствами — они пористые и стекловидные, но их отличает процесс обжига. Фарфор горит при более высокой температуре, тонкий фарфор имеет более мягкую текстуру и горит при более низкой температуре, около 2192 F / 1200 C. Фарфор также более долговечен. Костяной фарфор совершенно другой, и его часто делают из измельченной коровьей кости, затем смешивают либо с шаровой глиной (осадочная глина, содержащая каолин), либо с самим каолином.

Открытие фарфора

Считается, что производство фарфора насчитывает более 2000 лет, и некоторые из первых свидетельств существования фарфоровых изделий относятся к временам династии Восточная Хань в Китае.В то время большой популярностью пользовалась известная в Китае нефритовая зеленая глазурь, которую часто встречали на фарфоре, селадон. За династией Восточная Хань (206–220 гг. Н.э.) последовала династия Тан (618–907 гг.) И рост популярности искусства чаепития. Керамические изделия, в том числе чашки, рекламировались по всему северному Шелковому пути, который пролегал от Сиань до коридора Хэси. Одним из самых известных регионов Китая по производству фарфора была провинция Цзянси из-за богатых запасов каолина. Каолин получил свое название от этой местности, что примерно переводится как «высокий холм».

Как первоначально использовался фарфор?

Во времена династии Тан тарелки использовались не только для изготовления чайных чашек, но и для фарфора. Еще одно важное применение фарфора заключалось в создании красивых статуй. Materials World В статье было написано, как «Китай строго контролировал поставки фарфора в Европу, Азию и Африку», но все изменилось, когда голландцы «захватили португальское грузовое судно, на борту которого находились тысячи фарфоровых изделий».Они привезли изделия обратно в Европу, и они были проданы на аукционах. Именно благодаря этому открытию европейские гончары начали попытки создать собственный фарфор, поскольку глину не так легко найти за пределами Азии. Немецкий физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус окончательно расколол его в 1704 году. В течение многих лет фарфор все еще был редкостью и очень ценился. Только в 1771 году, когда была опубликована книга L’art de la Porcelaine , секрет был полностью раскрыт. Затем по всей Европе возникли фарфоровые фабрики, в том числе знаменитая фабрика Meissen в Германии, которая работает и по сей день.

Современное использование

Сегодня фарфор широко используется, хотя в нем есть что-то особенное, о чем свидетельствует его богатая история. Это мечта керамистов, так как их результаты могут быть такими тонкими, деликатными и разнообразными. Он также иначе удерживает глазурь и может выглядеть довольно эфирно. Его часто используют в посуде, украшениях и плитке.Учитывая, что это также самый твердый из керамических изделий, он также широко используется для лабораторного оборудования и для электрической изоляции. Фарфор также используется для изготовления фарфоровой эмали для предметов домашнего обихода, таких как ванна.

Европейская одержимость фарфором

Первым создателем европейского фарфора чаще всего считается немец по имени Иоганн Фридрих Беттгер. Он был алхимиком — он сказал, что знает, как превратить свинец в золото. Фарфор был белым золотом, ценимым как за его прочность, так и за его изысканность, а также за его экзотическое происхождение.Марко Поло впервые привез его в Европу из Китая в четырнадцатом веке: небольшую серо-зеленую баночку среди его щедрости шелковой парчи, специй и пузырьков с мускусными ароматами. Polo назвал его porcellana . Это прозвище по-итальянски ракушки каури, напоминающей блестящую белую поверхность фарфора. По форме они напоминают брюхо порчеллини или маленьких свиней. Оба слова — сестра porcellina, — немного другое и немного грязное слово, и то, что определенный тип мужчины может окликнуть женщину, когда она идет по улице.* Но ведь фарфор всегда был частью слегка грязной торговли, наполненной пиратством и воровством.

Чайник из мейсенского фарфора, когда-то принадлежавший матери короля Георга I, стоимостью более трехсот двадцати тысяч долларов. Фотография REUTERS / Suzanne Plunkett / Landov. их торговые пути на Дальний Восток, что там появился прочный рынок экспортной посуды: фарфора исключительно китайского производства для Европы. Сегодня все еще можно восхищаться странной игрой в декоративный телефон-востоковед, созданной этой разработкой. На фарфоровом кувшине мягкими синими мазками на выпуклом теле нарисована печать Португалии, за исключением того, что печать перевернута. На тарелке Цин изображен Христос, крестящийся от Иоанна, на фоне цветущих магнолий. (Ангелы танцуют по краю тарелки в стиле, более фовистском, чем библейском.) Джордж Вашингтон с неуверенными глазами, чья челюсть выглядит так, как будто она расплавилась в печи, смотрит на вас из кувшина с золотой оправой, построенного в восемнадцатом веке. двадцатые годы.Видимо, вы оформляли заказ и надеялись на лучшее.

Отечественное производство было бы дешевле, проще, с меньшим количеством поломок и ошибок. Но европейцы не могли понять, как сделать фарфор дома. Марко Поло сделал ленивое предположение, и почти пятьсот лет ни у кого не было идей лучше. «Посуда сделана из рассыпчатой ​​земли или глины, которую выкапывают, как в шахте, и складывают в огромные холмы, а затем оставляют на тридцать или сорок лет под ветром, дождем и солнцем», — писал Поло. «К этому времени земля настолько утончилась, что сделанная из нее посуда имеет лазурный оттенок с очень ярким блеском». В сообщении 1550 года говорится, что «фарфор также сделан из определенного сока, который сливается под землей и доставляется с Востока». В 1557 году кто-то выдвинул более творческую гипотезу о том, что «яичная скорлупа и раковины пуповинной рыбы растираются в пыль, которая затем смешивается с водой и превращается в вазы. Затем они прячутся под землей. Спустя сто лет их выкапывают, считают законченными, выставляют на продажу.

Все это не является полностью точным. Яичная и рыбная скорлупа обратятся в пепел. Фарфор традиционно изготавливается из двух основных ингредиентов: каолина , , также называемого фарфоровой глиной, силикатного минерала, придающего фарфору пластичность и структуру; и петунсе , или гончарный камень, который придает керамике прозрачность и твердость. Каолин является более важным ингредиентом — гончарная глина, как и его глазури, должна существовать в вариациях, — и он получил свое название от горы в Цзиндэчжэне, Китай, где более тысячи лет назад впервые был создан фарфор, названный Gaoling , что означает «высокий гребень. Это имя было неправильно записано иезуитским священником Пере д’Энтреколь в начале восемнадцатого века в его письмах домой с описанием китайской техники. Но в Европе за столетия до наблюдений Д’Энтреколля считалось, что аркан фарфора невозможно раскопать. Реальная история того, как был изобретен фарфор, а затем изобретен заново и заново изобретена, представлена ​​в новой книге Эдмунда де Ваала «Белая дорога: путешествие к одержимости», захватывающем дух паломничестве к трем очень известным белым холмам и их истории. .Первый находится в Цзиндэчжэне, все еще столице мира фарфора, где белые вазы будут стоять неокрашенными на деревянных досках, как они должны были стоять много веков назад, когда выполнялись приказы для императоров. Второй — в Мейсене, Германия, где Бёттгер заявил о своем успехе и был основан первый в Европе фарфоровый завод. (Королева Елизавета II получила мейсенский фарфоровый сервиз в качестве свадебного подарка.) И третий — в Плимуте, Англия, где вдумчивый квакер по имени Уильям Кукуорти нарушил производственные показатели и где была основана компания Wedgwood, производящая изысканный фарфор. У вашей бабушки могут быть тарелки Веджвуда — если у нее есть, то они, вероятно, сидят в столовой, лицом к накрытому столу, выкрашенному этим фирменным мягким барвинковым синим. Они немного похожи на ярко замороженное сахарное печенье.

Де Ваал — британский гончар, художник, писатель и одержимый. Его последняя книга, бестселлер «Заяц с янтарными глазами», рассказывала историю пяти поколений его семьи через коллекцию нэцкэ или японских резных предметов, которые де Ваал унаследовал от эксцентричного двоюродного дедушки.Де Ваал — мастер рассказывать истории через материальные предметы. Он может видеть вазу и не только представлять себе комнату, в которой она когда-то обитала, но и тип женщины, которая могла провести кончиками пальцев по ее губе. Когда он пишет о фарфоре, вы сразу понимаете, что это материал для перфекционистов:

Зажмите кусок размером с грецкий орех между большим и указательным пальцами, пока он не станет тонким, как бумага, пока не появятся завитки ваших пальцев. Продолжайте щипать. Это кажется бесконечным.Вы чувствуете, что он будет становиться все тоньше и тоньше, пока не станет тонким, как сусальное золото, и не поднимется в воздух. И он кажется чистым. Ваши руки становятся чище после использования. Он кажется белым.

Работа с фарфором требует не только умения, но и терпения. Малейшее количество воды может изменить ее текстуру. Если стенки чаши непостоянны по толщине, чаша может треснуть при охлаждении, потому что керамика должна остекловываться при очень высоких температурах (где-то между двумя двадцатью двумястами и шестьюстами градусами по Фаренгейту; другие глины можно обжигать. на сто градусов ниже).«Неровности можно избежать с другими видами глины, но с фарфором это не так. Выявляются ваши ошибки, ваши небрежные решения », — пишет де Ваал. Но этот риск неудачи стоит результата успеха: если все сделано правильно, нет ничего более тонкого, никакой другой глины, обладающей такой яркостью и невероятной силой. Постучите ложкой по готовой миске, и она станет полой, как металлическая чашка. Стеклянные осколки, крошится фаянс; фарфор по своей красоте и силе потусторонний.Поэма династии Тан описывает сервиз с чашками для императора как «яркие луны, искусно вырезанные и окрашенные родниковой водой».

Именно навязчивая идея де Ваала — человек считает горшки, когда он не может спать по ночам, — придает повествование истинное чувство охоты. «Мне нужны стихи, в которых белый фарфор сравнивается с дымом, клубящимся из трубы, — пишет он, — или с ладаном на алтаре, или с туманом из долины, или, по крайней мере, с цаплей на рисовом поле в равновесии». Он путешествует по истории фарфора, воплощая в жизнь различные сосуды и блюда, которые сейчас восседают на тронах в музеях, соборах и тихих уголках пустых дворцов.Де Ваал понимает, что заставляет человека полжизни пытаться изготавливать фарфор, почему императоры так жаждали этого и почему этого требовали короли. В конце концов, этот уровень материализма никогда не связан с необходимостью. «Есть удовольствие, когда тебе завидуют, и удовольствие, когда тебя боятся, и удовольствие смотреть сверху на море новых владений, но всех удовольствий, — пишет он. Больше — единственное, что работает».

Böttger был мошенником. Его биограф отмечал, что, помимо других качеств, он был «небрежным, забывчивым, небрежным в деньгах, имел слабое здоровье» и «вел себя по-детски».«Человеком, который, по всей вероятности, действительно взломал фарфоровый код для немцев (есть некоторые незначительные свидетельства того, что англичане первыми пришли к этому), был Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, одаренный математик, физик, врач и философ. Ему было поручено присматривать за Бёттгером, которого держал в плену их король Август Сильный. (Август счел разумным держать алхимика при себе, и лучший способ сделать это — под замком.) Беттгер изначально сопротивлялся фарфоровому проекту, но он оправился.Эти двое работали вместе добрых пять лет, используя два десятилетия собственных исследований Чирнхауса. В существующей записной книжке Беттгера чувствуется спешка, когда он записывает соотношение белой глины и алебастра. Но как только дуэт произвел свой первый твердый фарфор — кувшин описывается как «полупрозрачный и молочно-белый, как нарцисс», — Цхинхаус умер. Произошло ограбление, документы пропали, и Беттгер продолжил работу, в конечном итоге доведя формулу до уровня, который можно было воспроизвести и таким образом изготовить фарфор.Август был самопровозглашенным шопоголиком, у которого было то, что он называл die Porzellankrankheit , или «фарфоровая болезнь». «Разве вы не знаете, что то же самое верно и для апельсинов, и для фарфора, — писал он в письме, — что, если кто-то заболевает одним или другим, он никогда не сможет насытиться этими вещами и хочет иметь еще и более.» В 1733 году Август умер в почтенном возрасте шестидесяти двух лет, его королевство превратилось в финансовую разруху, с девятью детьми от шести разных женщин и коллекцией из тридцати пяти тысяч семисот девяноста восьми изделий из фарфора.

К тому времени мейсенский фарфоровый завод работал двадцать три года (Бёттгер умер в 1719 году). Вена производила фарфор более десяти лет. К середине восемнадцатого века в игру вступила и Англия. Так родилась промышленность, и фарфор стал буржуазным, символом статуса не только для аристократов. Де Ваал документирует все это, в том числе пугающую историю фарфоровой фабрики под названием Аллах, которую нацисты построили в Дахау для изготовления небольших фигурок и других объектов искусства , которыми они могли наслаждаться и раздавать в качестве подарков.Начинаешь понимать, что фарфор повсюду. В «Современном декоративном искусстве» Ле Корбюзье изображает Ленина, потягивающего эспрессо из белой фарфоровой чашки, «в котелке и гладком белом воротничке». «Это революция», — пишет де Ваал. «Он идеальный, гладкий и белый». Есть фарфоровая скульптура двух лебедей, сделанная в Трентоне, штат Нью-Джерси, которую президент Никсон принес Председателю Мао Цзэ-дуну в 1972 году. В руках де Ваал фарфор содержит все: силу, красоту, жадность, судьбу.Он также содержит любовь, страсть и желание. Людовик XIV построил для своей хозяйки фарфоровый павильон. В нем они занимались любовью «в китайской кровати под потолком, расписанным китайскими птицами». Фарфор — это бегство от реальности.

Но самая опасная символика фарфора — это его белизна. «Во многих природных объектах белизна изысканно усиливает красоту, как будто придает особые свойства, как в мраморе, японии и жемчуге», — писал Герман Мелвилл в сорок второй главе «Моби-Дика».Де Ваал цитирует «Осенние сияния» Уоллеса Стивенса:

быть видимым — быть белым,

быть полностью белым, достижением

экстремиста в учении ….

Они Можно говорить об эстетической ценности, но в какой степени эта фетишизация объекта и его чистота отражает представление, которое эти люди имели о себе? Фарфор предназначен для изысканных, для правящего класса со всей его властью и привилегиями. Это район, который де Ваал практически не исследовал.Он удивительно маниакален в своих исследованиях; к концу книги он посетил свои три белых холма и продвинулся намного дальше. В «Белой дороге» он позволяет себе заблудиться на несколько недель, путешествовать куда-нибудь только для того, чтобы вернуться с пустыми руками, что делает его настоящим приключением и удовольствием читать. Но де Ваал может быть и скользким писателем, не склонным к расширению аргументов. Как будто он предпочитает извлекать из своих слов глиняную посуду, предлагая одну замкнутую сцену за другой.

В Китае белизна представляет смерть, уход жизни.В душный день в Цзиндэчжэне, в Институте керамики, де Ваал натыкается на архив фарфоровых заказов последнего китайского императора Пу И. Документация небрежная, в основном это сообщения о краже и имена воров. В 1909 году кто-то писал от имени мальчика-императора, которому тогда было пять лет, и просит «одну белую фарфоровую вазу, четыре белых фарфоровых сосуда ju , одну белую фарфоровую чашу и двенадцать больших белых фарфоровых тарелок. Сосуды будут помещены перед портретом покойной императрицы Сяо Цинь Сянь для ритуальных целей.Ответ на другой запрос приходит два года спустя, и это последняя императорская переписка по фарфору — ошеломляющая деталь, если учесть, что такими письмами обменивались более тысячелетия. Здесь де Ваал перефразирует: «В нем говорится, что мы получили ваше письмо, но мы не можем удовлетворить спрос на сто семидюймовых блюд, глазированных жертвенным красным. У нас больше нет навыков. Итак, мы отправляем сотню белых блюд с красными драконами на них ». Де Ваал делает паузу, и вы слышите тишину.Он читает это на верхнем этаже Института керамики, где нет кондиционера, а окна открыты для густого влажного воздуха. Библиотекарь, читающий рядом с ним, тянется к дыму. «На этом заканчивается тысяча лет имперского фарфора», — пишет Де Ваал. «Впервые за десятилетия я чувствую себя сигаретой».

* Этот пост изменен для исправления итальянского.

История китайского фарфора в Америке и Европе

Обладая такими природными ресурсами, как каолиновая глина, марганец, уголь и известь, китайский город Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси стал центром производства фарфора в первые годы правления династии Хань.Европейцы называли знаменитый гончарный город Чинг-те-Чен, а аббат Грозье писал в 18 веке, что в нем «около пятисот печей для производства фарфора… Пламя и клубы дыма, поднимающиеся от них в разных местах, проявляются даже на расстояние до протяженности и размеров знаменитой деревни ».

До тех пор, пока европейские гончары не осознали, что каолиновая глина является секретным ингредиентом при производстве высококачественного фарфора с твердой пастой, они не могли изготавливать керамику по качеству, сопоставимому с качественными китайскими изделиями.

Описывая полупрозрачный блеск китайского фарфора, итальянский исследователь и торговец Марко Поло сказал, что он напоминал блеск «порселлана» (маленький поросенок), сленгового слова, обозначающего раковины каури, которые выглядят так же, как свернувшиеся клубком поросята.

Когда португальцы начали торговлю с Китаем в начале 16 века, они возили фарфор в Европу на своих кораблях. Голландцы последовали их примеру и расширили торговлю, привозя фарфор и другие восточные товары в доки Амстердама и Лондона.В первые 50 лет XVII века в Европу было импортировано более трех миллионов предметов китайского фарфора (включая тысячи чайников, чайных чаш и блюдцев), и покупателями этой изысканной посуды были король Франции Генрих IV и Яков I. Англия.

Европейские гончары стремились производить для себя подобную керамику, но им удавалось изготавливать только глиняную посуду, покрытую непрозрачной глазурью и ранний фарфор с мягкой пастой, сделанные из смеси глины, молотого стекла, талькового камня и извести, и обжигали много более низкие температуры, чем у китайского фарфора с твердой пастой.

Фарфор с твердой пастой изготавливается из смеси каолина (китайской глины) и петунце (китайского камня) и обжигается при температурах до 1350–1400 ° C, чтобы сплавить материалы и сделать конечный продукт более твердым и прочным.

Прорыв для европейских гончаров произошел, когда два немецких алхимика, Иоганн Фридрих Боттгер и Вальтер фон Чирнхаус, открыли для себя секрет каолина. Затем недалеко от немецкого города Мейсен был обнаружен местный источник каолиновой глины, и в 1710 году там был изготовлен первый европейский фарфор с твердой пастой, содержащий каолиновый кай и алебастр.Позже на смену алебастру пришли полевой шпат (обычный минерал, составляющий примерно 60% земной коры) и кварц. Они, а также каолинит по-прежнему являются важными ингредиентами для фарфора с твердой пастой. Немцы держали каолин в секрете, и гончары в других частях континента продолжали экспериментировать, в то время как торговля с Китаем продолжала расти.

В 1741 году корабли, принадлежащие Великобритании, Дании, Франции и Швеции, доставили в европейские порты в общей сложности 1 200 000 штук китайского фарфора.Значительная часть этих произведений оказалась в прекрасных домах Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии и Чарльстона.

Подробнее об истории чая в Социальной истории чая Джейн Петтигрю и Брюса Ричардсона (2014 Benjamin Press).

История китайского фарфора

Древнюю историю любой страны часто можно прочесть по черепкам античной глиняной посуды, обнаруженным нетерпеливыми археологами и расшифрованным антропологами. С первым изобретением прочного фарфора Китай имеет прочную историю, основанную на гончарном производстве, на протяжении веков своей динамичной истории.

Существуют некоторые разногласия относительно того, когда именно в Китае начали производить фарфор, но было обнаружено, что самый ранний кусок гладкой и непроницаемой керамики, изготовленный из каолиновой глины, иногда называемый «примитивным фарфором», произошел из Shang Династия (ок. 1600 — 1046 г. до н. Э.). Тем не менее, четкие доказательства показывают, что фарфоровая керамика производилась во время Восточной династии Хань (25-220 гг. Н. Э.).

На ранних этапах, когда было обнаружено влияние высоких температур на керамику, это было просто полезно для простых людей, так как из них производились изделия, непроницаемые для воды, в отличие от стандартной глиняной посуды.Вскоре были построены печи, и появилась промышленность. Во времена династии Хань обжиговая печь Юэ в Шанъюе в Чжэцзяне, к югу от реки Янцзы, производила так называемую «селадонную» посуду, фарфор зеленоватого цвета. Были найдены куски этого раннего фарфора, возраст которых составляет 2000 лет, но они все еще просвечивают яркими цветами. В Чжэцзяне прекрасный глянцевый черный фарфор создавали в печи Де.

Tang Sancai

Производство фарфора продолжалось быстрыми темпами в период 3 царств , и династии Jin и Sui (221 — 618 CE).В Шанъюй производилось больше фарфора из селадона, а в провинциях Хэнань и Хэбэй создавались более полупрозрачные сорта.

Ко времени династии Тан (618 — 907 гг. Н. Э.) Изучались новые методы. С ростом популярности чаепития, вызывающим повышенный спрос на более деликатные изделия, и постоянно растущей популярностью экспорта через «Шелковый путь» и «Чайный путь» (или Южный шелковый путь) производство фарфора продолжало улучшаться и увеличиваться.

В Линьчэне, Нэйцю и Синтай, на севере Хэбэя, твердый белый фарфор, называемый фарфором Син, приобрел известность и стал стандартным фарфором Тан. В Чжэцзяне все еще производили нефритовый селадон. В это время приобрел популярность трехцветный фарфор Tang Sancai . С преобладающими цветами коричневый, зеленый и кремовый, он возник в провинциях Хэнань и Хэбэй и использовался в основном для декоративных элементов и погребальной посуды. Во времена династии Тан фарфоровые сосуды стали высоко цениться среди мусульманских народов, увеличивая спрос на экспорт.

Во времена династии Сун (960–1279 гг. Н.э.), в 1004 г. н.э., император Чжэньцзун выбрал Цзиндэчжэнь для производства императорского фарфора. Так оставалось в течение следующих 900 лет, до конца эпохи Цин. Местность была холмистой и хорошо засаженной деревьями, дававшими много древесины для обогрева печей, а также богатыми залежами необходимой глины, известной как «каолин». Слово каолин на китайском языке означает «высокий холм», потому что глина была добыта на определенном высоком холме.

Синий и белый фарфор

Первоначально производился фарфор простого, элегантного стиля, весь белый, с красивым низким железным корпусом, доведенным до яркой поверхности с глянцевой белой глазурью.В это время производился также селадон, зеленоватый, фарфор. Примерно в это же время (900–1300 гг. Н. Э.) Черный фарфор также был разработан с использованием черного оксида железа под прозрачной глазурью. Эксперименты начались с добавления кобальта (полученного из Ирана) для производства теперь хорошо известного синего и белого фарфора .

Шелковый путь был закрыт, но мусульманам все еще удавалось ввозить по морю излюбленные синие и белые украшения. Затем монголы победили династию Сун и создали династию Юань (1279–1368 гг. Н. Э.).Они вновь открыли Шелковый путь и усовершенствовали все более популярный бело-голубой фарфор, который массово производился и экспортировался из Цзиндэчжэня. Самые ранние храмовые вазы, найденные в этой эпохе, с надписью 1351 год, указывают на то, что эта техника была хорошо развита в то время.

Производство сине-белого фарфора продолжалось во времена династии Мин (1368–1664 гг. Н.э.), наряду с техническим нововведением, заключающимся в добавлении марганца для предотвращения просачивания кобальта во время обжига изделий. Сине-белый фарфор династии Мин из печи Цзиндэчжэнь был вершиной красоты и приобретал все большее значение на рынке международной торговли. Однако правители династии Мин предпочли фарфор Дэхуа провинции Фуцзянь для религиозного использования и приняли закон, согласно которому идолы и религиозные предметы должны быть из белого фарфора. В районе Дехуа производился характерный теплый фарфор цвета слоновой кости из-за микроэлементов железа в глине, а поскольку Дехуа находился недалеко от порта Цюаньчжоу, белый фарфор вскоре стал популярным и в Европе.

Есть интересная история, произошедшая в 1603 году, когда португальское грузовое судно «Санта-Катарина», на борту которого находились тысячи кусков фарфора эпохи Мин, стояло на якоре недалеко от Сингапура. Атаковал голландский корабль, заставив команду бежать, а фарфор был конфискован и доставлен в Европу, где он так хорошо продавался на аукционах, что вызвал значительную «фарфороманию». Фарфор продавался по такой высокой цене, что некоторые стали называть его «белым золотом». Последовали обширные судебные разбирательства, чтобы определить, был ли захват груза актом незаконного пиратства, или Португалия и Голландия действительно находились в состоянии войны в то время.

Во время последней долгой династии Цин (1664-1912 гг. Н.э.) завоевание Маньчжурии временно приостановило производство фарфора. Император Канси реорганизовал Цзиндэчжэнь, и правители и другие богатые люди по всему миру присылали портреты, статуи, рисунки с просьбой воспроизвести их в фарфоре. Расписанный эмалью фарфор стал мейнстримом, наряду с тщательно расписанным фарфором для императорского двора Цин. Красивый и популярный фарфор «семейная роза» также был изюминкой фарфора, созданного во время правления императора Канси.

Начиная с 1600-х годов, в попытке воспроизвести китайский фарфор, в Европе создавались изделия, похожие на оригинал, но они были очень низкого качества и были известны как «фарфор с мягкой пастой». Затем, в 1700-х годах люди в западном мире, наконец, придумали, как самостоятельно производить фарфор. Однако китайский фарфор по-прежнему высоко ценится за его экзотические произведения искусства, яркие и красивые цвета, долговечность и полезность, а также за то, что он относительно дешев.

производство и экспорт — Smarthistory

Фарфор был впервые произведен в Китае около 600 C.E. Умелое превращение обычной глины в прекрасные предметы захватило воображение людей на протяжении всей истории и по всему миру. Китайская керамика, безусловно, самая передовая в мире, изготавливалась для императорского двора, внутреннего рынка или на экспорт.

Колба фарфоровая большая , г. 1426–1435, династия Мин, знак и период Сюаньдэ, роспись подглазурным синим орнаментом, Цзиндэчжэнь, 12 x 5,8 см, Китай © Попечители Британского музея

Что такое фарфор?

Китайцы используют слово ci для обозначения фарфора или керамики, не делая различия между ними.На Западе под фарфором обычно понимают обожженную (около 1300º) белую керамику, тела которой полупрозрачны и при ударе издают звонкий звук. Керамогранит — более прочный, непрозрачный материал, обжигаемый до более низкой температуры (1100-1250º).

В Китае было изготовлено несколько изделий из белой керамики, некоторые из которых можно назвать фарфором. Северный фарфор, например, изделия Дин, изготавливались преимущественно из глины, богатой каолином. На юге Китая основным материалом был фарфор. В императорских печах в Цзиндэчжэне, провинция Цзянси, в фарфор добавляли каолин; в провинции Фуцзянь, на побережье и к востоку от Цзянси, фарфор использовался отдельно.Результаты отличались тем, что северный фарфор был более плотным и компактным, в то время как южный фарфор был более стеклянным и «сладким».

Керамику можно обжигать в окислительных или восстановительных условиях (увеличивая или ограничивая количество кислорода во время процесса). Северный фарфор обычно обжигали в окислении, в результате чего получали теплые глазури цвета слоновой кости. Южные товары были обожжены, придавая холодный голубоватый оттенок. Исключением была посуда Blanc de Chine, или Dehua, из провинции Фуцзянь, теплый оттенок которой был получен в результате окислительного обжига.

Экспортный рынок

Китайская керамика впервые была экспортирована в больших количествах во времена династии Сун (960–1279). Правительство поддерживало это как важный источник дохода. В начале этого периода для облегчения коммерческой деятельности были открыты порты в Гуанчжоу (Кантон), Цюаньчжоу, Ханчжоу и Нинбо.

Торговля керамикой, установившаяся при династии Сун, поддерживалась на протяжении всей последующей династии Юань (1279-1368), а с небольшими перерывами также и при династиях Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911).Рынки были сконцентрированы в разных регионах в разное время, но глобальное влияние китайского фарфора сохранялось повсюду. В Азии вплоть до XIV века гончары Кореи со значительным успехом имитировали китайский фарфор, а японские гончары делали это еще дольше. На Ближнем Востоке попытки воспроизвести китайские товары в XII веке продолжались на протяжении всего периода Мин. Однако в Европе фарфор до XVII века был практически неизвестен.В восемнадцатом веке англичане и немцы производили массовые партии аналогичной твердой посуды.

Китайский фарфор оказал влияние на керамику стран-импортеров и, в свою очередь, испытал их влияние. Например, импортеры заказали определенные формы и конструкции, а многие другие были разработаны специально для зарубежных рынков; они часто попадали в репертуар предметов домашнего обихода Китая. Таким образом, китайская керамика стала средством всемирного обмена декоративными стилями.

© Попечители Британского музея


Дополнительные ресурсы

Узнайте больше о расширении инициативы возрождения

Торговля фарфором · Библиотеки Университета Миннесоты

Мэри Мерфи-Гнатц


Хуан де Мендоса из Испании описал китайский фарфор, найденный во многих магазинах Китая в 1586 году:

Есть также магазины, полные глиняных сосудов, изготавливаемых водолазами: красных, зеленых, желтых и позолоченных . .. они сделали их из очень прочной земли … они поместили их в печи и обожгли … и … [их] привозят в Португалию и доставляется в Перу и Нова Эспана, а также в другие части мира. 1

К тому времени, когда Мендоза наблюдал за этими изделиями, китайцы экспортировали глиняную посуду по крайней мере тринадцать столетий и производили ее по крайней мере 5500 лет. По оценкам, расписная керамика впервые была изготовлена ​​в Китае примерно в 4000 г. до н. Э. 2 Образцы китайской керамики были найдены на Малайском архипелаге, относящиеся к третьему веку нашей эры. Керамика династии Тан (621-907 гг.) раскопки в Самарре, (836-883 гг.Г) Месопотамия. 3 Есть предположения, что эта высокопробная посуда возникла в Китае около 500 г. до н. Э. 4

В Китае изделия с высоким обжигом известны как T’zu , в отличие от изделий с низким обжигом, известных как T’ao . 5 Тип глины, используемой в гончарном деле, определяет температуру, при которой ее можно обжигать. Тончайший T’zu или фарфор, как мы его знаем, представляет собой смесь каолиновой глины, которая горит белым светом, и полевого шпата под названием pe-tun-tse ; оба эти материала в изобилии встречаются по всему Китаю.При смешивании в определенных пропорциях и обжиге при температуре не менее 1300 ° C получается стекловидный полупрозрачный фарфор. Еще одним преимуществом этой посуды является то, что ей можно придать тонкую форму, очень замысловатый дизайн, и она хорошо «звонит» (подобно хрусталю). 6 Обожженная неглазурованная керамика известна как «бисквит» и не считается эстетически привлекательной, как глазурованный фарфор. Глазурь обычно изготавливается из некоторой комбинации известняка, кварца, полевого шпата, глины или древесной золы. 7

T’zu , по всей видимости, впервые был произведен во времена династии Тан в провинции Цзянси в Чинг-те-Чен, Цзяочжоу или Чи-чжоу на реке Кан. 8 Китай хранил секрет изготовления прекрасного фарфора по крайней мере тысячу лет. В то время китайские фарфоровые изделия доставлялись на кораблях вдоль восточного побережья Китая к Малайскому архипелагу и по суше по Шелковому пути. В средние века его отправляли в Японию, Индию, Аравию и Африку через Филиппины. 9 Однако самые лучшие изделия были зарезервированы для личного пользования императора, для его собственного дома или для передачи достойным подданным и важным гостям.

Португальцы были первыми, кто доставил китайский фарфор прямо в Европу в шестнадцатом веке, после того как они вошли в Азию морским путем вокруг мыса Доброй Надежды в 1498 году. Первое португальское судно прибыло в Кантон, Китай, в 1513 году. 10 Позже в XVII веке голландцы расширили экспорт фарфора. В результате захвата двух португальских кораблей, перевозивших большие партии грузов, европейский мужчина на улице впервые увидел китайский фарфор.Например, в 1604 году, когда была схвачена Катерина , она несла 100000 фарфора. Эти товары продавались покупателям со всей Западной Европы на публичных торгах в Голландии. Некоторые из покупателей представляли Генриха IV Франции и Якова I. Эта продажа, вероятно, положила начало повальному увлечению европейцев китайским фарфором. 11 Между 1604 и 1657 годами в Европу поступило более 3 миллионов изделий из китайского фарфора. 12 В 1700 г. корабли «Ост-Индии» выгрузили 146 748 штук в европейском порту только за один день, поскольку рынок фарфора стал ненасытным. 13

Растущий спрос на фарфор породил у европейцев желание производить свой собственный «фарфор». Французский миссионер-иезуит Пере Д’Энтреколль стал результатом небольшого промышленного шпионажа на китайских фарфоровых заводах по адресу Ching-te-chen , отправил отчет обратно в Европу. Его отчет о процессе и необходимых материалах был точным, но он случайно перепутал названия глин. 14 К счастью, до того, как письма Д’Энтреколеса стали распространяться в Европе, Иоганн Фридрих Боттгер и Вальтер фон Чирнхаус самостоятельно разработали формулу в Германии. Вскоре после этого недалеко от Мейсена в Саксонии был обнаружен большой источник каолина. К 1710 году в Европе под патронажем Августа Саксонского производили фарфор, который был настолько твердым, что его можно было «огранить и отполировать, как драгоценный камень». 15

Несмотря на успехи Европы в производстве собственного фарфора, торговля китайским фарфором продолжала процветать. Заказы на 305 000 единиц, которые будут перевезены двумя кораблями, Essex и Townsend , были размещены в 1717 году. Четыре британских корабля доставили более 800 000 единиц в 1721 году.В 1741 году французские, британские, шведские и датские корабли привезли в Европу около 1 200 000 штук китайского фарфора. 16

Китайский фарфор нашел европейского соперника во Франции Людовика XV. Благодаря ряду королевских указов и ограничений во Франции и привлечению мастеров-художников, включая ювелиров, в 1750 году началось производство фарфора Vincennes или Sevres . Качество цвета не могло сравниться ни с одним производителем фарфора, включая китайские и другие. Япония, и многие изделия были щедро украшены золотом.Ранний Sevres , сделанный из «мягкой пасты», стеклянного композитного материала, а не настоящего фарфора, обжигался при более низких температурах, лучше впитывал цвета, давал ослепительно белые и более блестящие глазури. Это был фарфор Sevres , который пользовался большим спросом у королей, императоров и принцев. Услуги Екатерины Великой стоили 375 000 фунтов стерлингов (стоимость в фунтах в 1971 году). 17 Чтобы произвести такую ​​изысканную красоту, требовалось много материалов (с мягкой пастой работать гораздо труднее, а король хотел совершенства).Даже после того, как фабрики Sevres превратились в производство «настоящего» фарфора, производственный процесс был тяжелым потребителем человеческой жизни. Многие рабочие умерли от силикоза и отравления свинцом на фарфоровых заводах Людовика XV. 18 Тогда или сейчас о таких «скрытых» расходах не задумывались.

Произведения искусства отделяются от своего возраста и безмятежно живут для других времен и других людей. 19

Древний и современный фарфор из Китая, Японии и Европы по-прежнему продается по всему миру, по-прежнему продается по непомерным ценам — надеюсь, не так непомерно, как Sevres при Людовике XV, — и до сих пор находится в качестве ценных экспонатов в музеях (в том числе в исторических дом Джорджа Вашингтона), прекрасные рестораны и дома «простолюдинов», а также членов королевской семьи.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Хуан Гонсалес де Мендоса, История Великого и Могущественного Королевства Китая и его ситуация: вместе с великим богатством, огромными городами, политическим правительством и редкими изобретениями, пер. Р. Парк (Лондон: Эдвард Уайт, 1588), 22, 23.
2. Пинг-Ти Хо, Колыбель Востока: исследование коренных истоков техник и идей неолита и раннего исторического Китая, 5000- 1000 г. C., (Чикаго: University of Chicago Press, 1975), 131.
3. Т. Волкер, Фарфор и Голландская Ост-Индская компания: данные, записанные в реестрах дагов Замка Батавии, Хирадо и Дешима и Other Contemporary Papers, 1602-1682, (Leiden: EJ Brill, 1971), 4, 5.
4. Daniel Rhodes, Stoneware and Porcelain: The Art of High-Fired Pottery, (Philadelphia: Chilton Book Co., 1959), 3.
5. Используются Уэйд Джайлс и система китайского перевода Пиньинь, в зависимости от системы, использованной в источнике.
6. Маргарет Медли, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики, (Oxford: Phaidon Press, 1976), 13, 101, 102.
7. Сюзанна Г. Валенштейн, Справочник по китайской керамике, (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1975), 12.
8. Medley, The Chinese Potter, 100, 101.
9. Volker, Porcelain and the Dutch East India Co., 5.
10. Парри, Дж. Х., Установление европейской гегемонии 1415-1715 гг .: Торговля и исследования в эпоху Возрождения, (Нью-Йорк: Harper & Row, 1961), 42.
11. Volker, Porcelain and the Dutch East India Co., 22.
12. Там же, 227.
13. JH Plumb, In the Light of History, (Нью-Йорк: Дельта, 1971), 59
14. Rhodes, Stoneware and Porcelain, 30.
15. Ibid., 60.
16. Walter A. Staehlein, ed., The Book of Porcelain: Производство, транспортировка и продажа экспортного фарфора в Китае. В течение восемнадцатого века, пер., Майкл Баллок, (Лондон: Лунд Хамфрис, 1965), 10.
17. Plumb, In Light of History, 64, 65.
18. Ibid., 63.
19. Ibid., 69.

Фарфор и его распространение на Запад

Точное происхождение
фарфора неизвестно, но считается, что
развит на юге в Кайнси, Китай. Развивая многие
различные виды глазури и встроенные печи, которые могут достигать
из-за высоких температур была создана новая керамика — фарфор.
Самый ранний вид фарфора производился во времена Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)
династия.При династии Сун (960 — 1279) чистый белый фарфор был усовершенствован.
и стал одним из самых восхитительных китайских изобретений, которым восхищался западный мир.

При рассмотрении производства
фарфора уместно различать его китайские
и западные определения. Для китайцев фарфор — это керамика;
то есть одновременно твердый и резонансный и покрытый твердым полевым шпатом
глазурь, сросшаяся с телом. На Западе фарфор — это
полупрозрачная посуда с белым телом, одновременно твердая и звонкая.В
первое упоминание китайского фарфора на Западе появилось в 851 г., когда
купец по имени Сулейман писал: «У китайцев есть прекрасная глина, из которой они делают
сосуды для питья тонкие, как стекло; можно увидеть жидкость, содержащуюся
в них »

Настоящий фарфор изготавливается путем обжига смеси белой фарфоровой глины.
(каолин) и фарфоровый камень (пертунце) до температуры более 1300
степень. Происходит сплавление частиц, благодаря чему тонкие стенки
производиться без потери прочности.Этой техникой, вероятно, владели танские гончары (618 — 906); сообщается, что
некоторые из фарфоровых чаш были сделаны как музыкальные инструменты в 850 году. В Лу Юй
записи в Cha Ching , Книге чая времен династии Тан, он описал
относительные достоинства белых фарфоровых чаш Синь-чжоу и
селадоны Юэ Чжоу: «Некоторые ставят чаши Син-чжоу выше этих
Юэ Чжоу …. Фарфор Хусин-чжоу напоминает серебро … Фарфор Юэ
напоминает нефрит…. Син-чжоу подобен снегу ».
Однако техника не досталась
полностью развился до Песни (960 — 1279) или Мин (1368 — 1644). Государственные печи
производил огромное количество фарфоровых изделий для торговли. Печь Longquan
в провинции Чжэцзян могло обстреливать от 20 000 до 25 000 горшков одновременно.

Фарфор был завезен в Среднюю Азию через Шелковый путь во время
9 век. Фарфор был найден в руинах города Аббасидов.
Самарра, которая была летней резиденцией халифов с 836 по 883 год.Прекрасный фарфор 9 века, импортированный в
Арабский мир из Китая поощрил развитие
там глиняная посуда, имитация фарфора
а также проведение исследований в области производства
фарфора. Во времена династии Юань (1279 — 1368) под властью Монголии фарфор
развитие продолжалось без каких-либо нарушений. Кроме того, снижение спроса на дома
позволили создать процветающую экспортную торговлю. Так наступил период напряженного
керамическая разработка.В 13 веке Кашан в Персии, в 125 милях к югу от
Тегеран, пожалуй, самый известный центр Персии и творчество
там продолжали производить высокие технические и художественные стандарты
хорошо в 14 веке. Полные генеалогии семейств гончаров,
некоторые датируются X веком и продолжаются 400 лет,
известны. Династия Мин особенно известна своей подглазурой.
сине-белый фарфор, разработанный в печах Чинг-дэ-чена,
который оставался керамическим центром китайского фарфора для
пятьсот лет.

Европейцы начали производить фарфор только в 15 веке.
Фарфор был представлен
Арабов в Испанию, где она легла в основу испано-мавританского стиля.
посуда. Оттуда он распространился в Италию и лег в основу
Итальянская майолика. В 14 веке мусульманские гончары бежали из католической Испании в
юг Франции, где изготавливали изделия из оловянной глазури, самые ранние
Французская майолика. В Германии одни из самых ранних фарфоровых изделий из майолики
был изготовлен в Нюрнберге в 16 веке.Производство фарфора
в Европе началась в 18 веке. 1709 г. Боттгер в Германии
открыл секрет китайского или твердого фарфора и на основе
Это открытие было основано в Мейсене, первом фарфоровом заводе.
Фарфоровый завод был
основан в Вустере в 1751 году и положил начало впечатляющим традициям
тонко сделанные и декорированные изделия.
Со временем он распространился по Европе во Францию, Делфт в Голландии и
Бристоль и Ламбет в Англии.Фарфор производился в Японии только после 1600 года.


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *