Художественный образ в дизайне: Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды
СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ
В рамках проводимого исследования о влиянии художественных методов ХХ в. на развитие предметного формообразования необходимо определить сущность художественного метода в искусстве1 и дизайне. Для этого предлагаем использовать два взаимодополняющих подхода: деятельностный и семиотический. Надо отметить, что эти подходы разрабатывались усилиями отечественных эстетиков М.С. Кагана, В.П. Бранского в трудах по проблеме художественного метода.
В данной статье деятельностный подход, применяемый к изучению проблемы художественного метода в искусстве и дизайне, не является предметом рассмотрения. Однако для общего представления об этом подходе кратко обозначим его суть.
Деятельностный подход дает возможность определить категорию “художественный метод” как универсальный инструмент всех видов эстетической формообразующей деятельности, в том числе искусства и дизайна. В тоже время анализ художественного образа через призму деятельностного подхода позволяет говорить о художественном образе как процессе, выступающем в роли художественного метода в искусстве и дизайне.
Обращение к семиотическому подходу для установления сущности художественного метода в искусстве и дизайне обосновано следующими причинами.
Во-первых, если искусство и дизайн рассматривать в семиотическом смысле, то эти виды эстетической формообразующей деятельности являются формами коммуникативной деятельности, вырабатывающими особые знаковые системы – художественные и предметные образы. Во-вторых, художественный образ в семиотическом аспекте считается средством смысловой коммуникации — эстетическим знаком, существующим в двух ипостасях: как произведение и как восприятие 2.
Для того, чтобы выявить сущность художественного метода в искусстве и дизайне с семиотической точки зрения, в начале определим, что означают художественный и дизайнерский образы в состоянии произведения.
Образ в состоянии художественного произведения предстает как некая целостность формы и содержания, как единство внутренней и внешней формы, а также внутреннего и внешнего содержания. В.П. Бранский подчеркивает, что художественное произведение есть “выразительная материальная модель, имеющая символический характер” [1, c.
Подробнее остановимся на том, почему художественный образ-произведение имеет знаковую форму. Чувства, эмоции, ощущения не обладают зримыми формами. Поэтому их нельзя изобразить, но можно обозначить через человека, животных, птиц, природу, предметы или геометрические формы, цветовые, фактурные, световые отношения. Следовательно, всякое изображение, будь то природная, предметная или геометрическая формы, является визуальным знаком (кодом) эмоциональных отношений, который играет роль посредника в процессе общения автора со зрителем, потребителем. Но “предметом общения между автором и потребителем произведения является не само изображение, а смысл и содержание, которые переживаются в процессе этого общения” [4, c.15]. Поэтому связь между тем, что изображено, и тем, что хотел выразить художник, далеко не однозначна.
Теперь, после того, как выяснено, что “художественные произведения являются формой накопления энергии и информации, которые передаются в виде образов и при участии художника, способного внести личностное начало в этот процесс”, можно определить сущность художественного метода с семиотической точки зрения [5, c.249].
В этом смысле термин “художественный метод” обозначает инструмент, вырабатывающий художественные образы – эстетические знаки, репрезентирующие эстетическую информацию, которая закодирована определенным способом в художественной и предметной формах. Заметим, что это определение, полученное на основе использования семиотического подхода, совпадает с позицией отечественного эстетика В.П. Бранского относительно данного термина. Он обозначает “художественный метод” как “способ кодирования человеческих переживаний, определяемый эстетическим идеалом” [1, c.461].
В отличие от первого, деятельностного подхода, семиотический позволяет выделить типы художественного метода, соответствующие способам создания знаковой формы художественных и дизайнерских образов, и конкретизировать художественный метод на уровне методов формообразования в искусстве и дизайне.
Чтобы обозначить типы художественного метода, надо определить виды знаковой формы художественных и дизайнерских образов.
Изобразительные знаки делятся на следующие виды: иконический, индекс и символ. Иконический знак — это знак «изображение». Знак индекс — это знак «признак». Символический знак — это знак «договор, условие». Художественные образы-произведения имеют формы, соответствующие этим значениям знаков. Поэтому различают изобразительные, ассоциативные и абстрактные (символические) знаковые формы художественных и предметных образов.
В данном исследовании под изобразительными формами художественных и дизайнерских образов понимаются такие, которые подобны природным или предметным формам. Ассоциативные (схематичные, абстрагированные) формы художественных и предметных образов – это условные, искаженные изобразительные формы, отдаленно напоминающие природные и предметные формы. К абстрактным формам художественных и дизайнерских образов относятся отвлеченные формы, не имеющие никого сходства с формами, созданными природой или человеком. Среди знаковых форм дизайнерских образов символические и ассоциативные являются самыми привычными и наиболее распространенными. А вот иконические формы предметных образов относятся к разряду специфических, кичевых, эпатажных форм, использование которых требует от дизайнеров обоснованности и продуманности проектного решения.
Анализ произведений искусства и дизайна XIX-XX вв. показывает, что историческое развитие знаковой формы художественных и предметных образов происходит в следующей последовательности: предметно изобразимая, иконическая форма (“телесная форма”) 3 образа — индексная форма образа, имеющая признаки, отдельные черты сходства с изобразительными формами — символическая форма, представляющая собой отвлеченные геометрические, неизобразительные формы. Но со второй половины ХХ в. наблюдается возврат художественных и дизайнерских образов к иконической форме.
Художественными методами являются способы создания художественных и дизайнерских образов в знаковой форме. Поэтому в соответствии с видами эстетических знаков, художественный метод в искусстве и дизайне делится на типы: предметный, предметно-геометрический и беспредметный (абстрактный или геометрический).
В искусстве и дизайне художественный метод предметного типа создает ионические знаки.
Предметный тип художественного метода в искусстве означает способ кодирования чувств, эмоций, переживаний в формах живой и неживой природы (люди, животные, растения, предметы). Поэтому в эстетике этот способ создания знаковой формы художественного образа называется изобразительным. На нем построено все классическое искусство, а также некоторые художественные направления неклассического искусства ХХ в. – сюрреализм, поп-арт, гиперреализм. Соответствующие им художественные методы являются конкретными способами создания иконической или индексной формы эстетических знаков. Например, поп-арт представляет разновидность предметного типа художественного метода.
Произведения натуралистического сюрреализма – это реалистические, правдоподобные изображения таких природных форм, которых на самом деле нет в действительности, но они увидены художниками во сне или галлюцинациях, как наяву. Поэтому здесь применяемый сюрреалистический метод — это один из видов предметного способа изображения иконической формы художественных образов.
Но самое интересное, что данный способ создания знаковой формы образа существует не только в искусстве, но также и в дизайне второй половины ХХ столетия. «Эмоциональный дефицит рационализма» подтолкнул дизайнеров обратиться к художественным идеям поп-арта [6, c.218]. Начиная с середины 1960-х гг., представления дизайнеров о форме начинают меняться. С этого времени предметная форма в дизайне становится изобразительной, теряя при этом свои привычные качества: геометричность, функциональность, утилитарность.

Предметно-геометрический способ создания знаковой формы художественного и проектного образов является переходным, смешанным типом художественного метода. В искусстве для него характерно условное изображение природных, человеческих и предметных форм, выраженное их разной степенью искажения, деформирования, упрощения. В начале форма, существующая в реальной действительности, разлагается на отдельные составляющие, а затем из нее конструируется новое образование, как эстетический знак закодированного человеческого чувства и объекта, породившего его. Иногда художественная форма почти совсем утрачивает сходство с природными формами и только по отдельным характерным признакам можно догадываться об ее происхождении. Например, такое впечатление производят изображения мужчин и женщин в произведениях Х. Миро. Этот способ кодирования эмоционального отношения и объекта, вызывающего это чувство, используется в ряде художественных направлений искусства ХХ в.: кубизме, футуризме, лучизме, дадаизме, фовизме. В органическом сюрреализме, где знаковая форма художественных образов напоминает фантастический, загадочный, космический мир, существующий по другую сторону от нашей реальности, художниками используется абстрактно-сюрреалистический метод, относящийся к видам художественного метода предметно-геометрического типа.
В дизайне предметно-геометрический способ создания знаковых форм проектных образов тоже связан с условностями и обобщениями. Причем, здесь необходимо внести ясность по поводу вида изображений, используемых в предметных формах. Это обстоятельство вызвано, прежде всего, тем, что предтечей дизайна, как самостоятельного вида проектной деятельности, считается ремесленное производство и тесно связанное с ним декоративно-прикладное искусство, где предметная форма не отделена от орнаментальных изображений. Орнамент всегда украшал предметы домашнего обихода (мебель, посуду), оружие, одежду, а также и пространственную среду (можно вспомнить решение интерьеров дворцов). Поэтому основателями дизайна, возникшего в период быстрого развития массового индустриального производства в начале ХХ в., обращение к орнаментальным изображениям считалось дурновкусием , пережитком прошедшего века. В это время звучал призыв обратиться за опытом к беспредметному искусству, очистив предметную форму от изобразительных форм, сделать ее стерильной. Как в искусстве, так и в дизайне, работы П. Сезанна стали ключом к новому пониманию художественной и предметной формы4. Однако к середине ХХ в. теоретики и практики дизайна начали осознавать разрушительное влияние рационалистического мышления, приведшее к дегуманизации предметно-пространственной среды, ставшей агрессивной человеку. Комфортное психофизиологическое состояние человека требует от дизайнеров создания эмоционально-выразительных предметных форм, а не только утилитарно-полезных. Поэтому дизайнеры, используя ассоциации предметных форм с природными формами, “оживляют” строгие прямоугольные геометрические формы, придавая им свободную, динамичную, эксцентричную, криволинейную пластику.
Благодаря этому предметная форма становится бионической, более “одушевленной”, очеловеченной. Она напоминает человеческие или естественные природные формы: воду, волны, листья, деревья, насекомых, животных. Так по-другому (в отличие от орнамента) действует предметно-геометрический способ создания проектных образов в дизайне.
У истоков беспредметного типа художественного метода в искусстве стоял В. Кандинский. Этот способ создания знаковой формы художественного образа считается революционным открытием художников-абстракционистов. В эстетике данный способ изображения символических художественных знаков называется архитектоническим. Он характеризует начало нового искусства, заложившего основы неклассической эстетики ХХ в.
Беспредметный тип художественного метода означает изображение эмоционального отношения и объекта, его вызывающего, в абстрактных, отвлеченных знаковых формах. Абстрактные изображения – это «стерильные», очищенные от орнамента, простые геометрические формы, не имеющие ничего общего с существующими природными, антропоморфными, предметными формами. К абстрактным знаковым формам относятся художественные средства, освобожденные от изобразительных натуралистических форм. Здесь изображение цвета, геометрических фигур, плоскостей мыслится как выражение определенного эмоционального состояния, чувств, переживаний. Такой способ изображения художественных образов развивался в авангардных направлениях искусства ХХ в.
Художественные методы – конструктивизм, супрематизм, неопластицизм, абстракционизм, оп-арт, минимализм, абстрактный экспрессионизм, кинетизм относятся к беспредметному типу художественного метода. Каждый из этих методов вырабатывает абстрактные формы художественных образов, отдавая предпочтение тем или иным художественным и композиционным средствам. Например, минимализм отличается жестким ограничением средств выразительности, фактурного ряда и одновременно особой значимостью каждой детали.
С.В. Норенков отмечает, что «качество абстрактности одного из крайних направлений современного искусства (искусства ХХ в. ) делает его своеобразной точкой отсчета для всех художественных поисков», включая архитектурное и дизайнерское творчество5 [7, c.73].
Абстрактные знаковые формы объективируются в предметных формах, создаваемых дизайнерами. Так, у студентов учебное проектирование предметно-пространственной среды начинается с отвлеченных формальных композиций, где используются понятия: метр-ритм, ньюанс-контраст, симметрия-асимметрия, отношения-пропорции, статика-динамика.
Традиционное классическое дизайнерское проектирование основано на беспредметном способе создания знаковых форм дизайнерских образов, включающем принципы художественно-композиционного формообразования: комбинаторику, трансформацию, тектонику. Но теоретики дизайна предупреждают: «Это не значит, что он [дизайнер] накладывает на объекты формы, не имеющие прямого отношения к их смыслу»[4, c.26]. Для пояснения приведем пример – венский стул М. Тонета. Пластичные, упругие линии-формы стула выражают технологические возможности гнутья дерева.
В реалистическом дизайне предметная форма понимается не как изображение, а как выражение человеческой сущности6, функциональности и технологичности средствами гармонизации художественной формы: масштабностью, пропорциональностью, ритмичностью, метричностью, тектоничностью, статичностью, динамичностью.
Необходимо подчеркнуть, что в данном исследовании под изображением понимается способ создания художественных образов как знаковых изобразительных форм, подобных формам живой природы, человека и предметного мира, так и знаковых неизобразительных (абстрактных) форм в виде точек, пятен, линий, цвета, фактуры. Эти отвлеченные формы не имеют себе подобных форм в природе. И поэтому они ни с чем не ассоциируются, но вызывают определенные ощущения: холод, жару, радость, печаль, покой, движение и др.
В заключении еще раз следует отметить, что семиотический подход позволяет представить художественные методы как способы создания эстетических знаков, соответствующих художественным и дизайнерским образам. В предметных дизайнерских формах художественно-проектный образ может быть представлен в виде абстрактных (геометрических) знаков; ассоциативных (условных, схематических) изображений природных, человеческих, предметных форм и их натуралистическими изображениями. Именно поэтому методика преподавания дизайн-проектирования должна включать все типы художественного метода: предметный, предметно-геометрический, беспредметный.
1В проводимом исследовании искусство, как художественно-творческая деятельность, рассматривается на материале изобразительных видов: живописи, графики, скульптуры в период ХХ в. Другие виды искусства не входят в круг изучаемой проблемы.
2Эти состояния художественного метода выделены К. Гарановым. Подробнее см. об этом: К. Генезис и бытие художественного образа // Марксистско-ленинская эстетика.- учеб. пособие под редакцией М.Ф. Овсянникова. – М.: Изд-во Москов. унив-та. – 1973.– С.134.
3Так называет эти изобразительные формы В.Кандинский.
4 В. Кандинский называет П. Сезанна “искателем нового закона формы”.
Литература
-
Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – 704 с.: ил.
-
Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. – М., 2003.
-
Кандинский В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001. 560с., ил.+ вклейка (32 с.).
-
Методика художественного конструирования.– 2-е изд., перераб. – М.: ВНИИТЭ, 1983. – 166с.: ил.
-
Иовлев В.
И. Перспективы изучения архитектурно-средовой композиции //Архитектурно-композиционное формообразование: учеб. пособие / под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2000. – 366 с.
-
Михайлов С.М. История дизайна: учеб. для вузов в 2 т.: Т.2. – М.: “Союз Дизайнеров России”, 2003.– 270 с.:ил.
-
Норенков С.В. Введение в архитектонику: архитектурная и техническая эстетика проектной деятельности: учеб.пособие. – Нижний Новгород, 1991.– 99 с.
Шутёмова Елена Анатольевна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
доктор философских наук,
профессор Быстрова Т. Ю.
[PDF] ФОРМА – КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИя ХУДОжЕСТВЕННОгО
№ 8/ 2008
15
Форма – как средство создания художественного образа в дизайне специализированных магазинов Бондаренко И. В., канд. архитектуры, доцент кафедры „Интерьер и оборудование ХГАДИ”, Соловьева Т., студентка магистратуры ХГАДИ Аннотация. В статье проанализирована взаимосвязь между образной составляющей дизайна интерьеров специализированных магазинов и выбором знаковых форм, определяющих раскрытие этого образа. Систематизированы подходы в использовании формообразующих поверхностей в решении дизайна торгового пространства. Ключевые слова: образ, форма, поверхность, дизайн, магазин. Анотація. Бондаренко І. В., Соловйова Т. Форма – як засіб створення художнього образу в дизайні спеціалізованих магазинів. У статті проаналізовано взаємозв’язок між образною складовою дизайну інтер’єрів спеціалізованих магазинів та обранням знакових форм, що визначають розкриття цього образу. Систематизовані підходи у використанні формоутворюючих поверхонь у рішенні дизайну торгового простору. Ключові слова: образ, форма, поверхня, дизайн, магазин. Annotation. Bondarenko I. V., Solovyeva T. Forma – as a mean of creation of image in the design of the specialized shops.
Intercommunication between the vivid constituent of design of interiors of shops and choice of sign forms which determine opening of this appearance is exposed in the article. Approaches in the use of formation of form of surfaces in the decision of design of auction space are systematized. Keywords: appearance, form, surface, design, shop.
Актуальность темы. На сегодняшний день мы видим активное развитие и востребованность магазинов специализированного характера, которые имеют свою внутреннюю политику и систему продаж, и, как следствие, свой неповторимый корпоративный стиль, который определяется в зависимости от желания покупателя и его предпочтений. Уже сегодня видно, во-первых: разделение между видами товара, вовторых: невероятный рост и потенциальное развитие в создании эксклюзивных и брендовых магазинов. Магазины, ориентированные на одну марку, имеют свое собственное продуманное художественное решение. Именно такие магазины обладают своим неповторимым образом, который узнаваем во всех уголках мира, независимо от того, находится магазин конкретной марки в Америке или Европе. Однако в процессе проектирования магазинов очень важно донести до зрителя понятный и читаемый художественный образ. Изучение в этом аспекте влияния выбора формообразующих составляющих интерьера является задачей важной и до настоящего времени не изученной. Цель исследования. Опираясь на публикации в специальных изданиях и научной литературе, фотоматериалы, натурные исследования и наблюдения, определить взаимосвязь между образной составляющей дизайна интерьеров магазинов и использованием определенного набора формообразующих. При работе с материалами по исследованию проблемы установлено, что сведения, способные помочь в этом вопросе, узконаправлены: информация не
16
Вісник ХДАДМ
охватывает вопрос в целом, а лишь освещает отдельные аспекты. Кроме того, информация на эту тему освещается не с позиции научного исследования, а в качестве отзывов либо предложений различных фирм о своей продукции. Степень изученности проблемы. Существующая литература не отвечает полностью на вопрос о современных тенденциях дизайна в формировании художественного образа специализированных магазинов. Большая часть литературы издана до 90-х годов и, соответственно, не может отобразить тенденции современного дизайна. А значительное количество современных аналитических изданий посвящены проблемам решения магазина, но с точки зрения маркетинга и мерчандайзинга. В современной специальной зарубежной литературе достаточно ритмично выходят иллюстрированные сборники, посвященные интерьерам магазинов, однако, информация, содержащаяся в них, не имеет систематизированного аналитического характера. Основные положения о проектировании изложены в работах Лошакова И. И. [9], Орлова М. А., Вержбицкого В. В., Матвеевой Т. М. [10]. Эти авторы рассматривают вопросы планировки магазинов, их оформление и все фундаментальные аспекты, которые необходимо учитывать при создании магазина. С точки зрения мерчандайзинга вопрос проектирования магазинов исследован такими авторами как Р. Колборн [7], К. Канаян [6], Д. Скотт [13] и др. Информация, содержащаяся в этих изданиях также существенна для процесса проектирования магазинов, но следует помнить, что мерчандайзинг рассматривает проектирование только с точки зрения успешных продаж.
Вопросам формирования художественного образа объектов дизайна и их средообразуюшей роли в области искусства, архитектуры и дизайна посвящен ряд работ А. Иконникова [5], С. Хан-Магомедова [14], Г. Демосфеновой [3], В. Сидоренко[12], Е. Лазарева [8], Р. Арнхейма [1]. И, хотя художественный образ рассматривался в дизайне в основном в контексте развития единичного объекта, в целом эти работы позволяют достаточно четко представить место и роль образа как одного из важных средств формирования среды обитания человека. Вместе с тем, изучение роли образа в процессе формообразования объектов дизайна до сих пор останется не менее важным, поскольку образное начало – одна из ведущих предпосылок в создании выразительного облика предметов и среды, организуемой ими. Изложение основного материала. Своеобразие категории художественного образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не существует самостоятельно, вне человеческого мозга, мысли. Образ может быть объективным, когда он, верно, отображает объект.
Но как он может верно, правильно отображать объект? Ведь образ объекта человек воспринимает через призму свою ощущений и чувств. Художественный образ по определению субъективен. Художественный образ формируется от объективного к субъективному, что дает неограниченное количество вариаций решений пространства.
№ 8/ 2008
17
Именно благодаря этому человек осознает основные понятия, общий смысл, но не лишает себя удовольствия видеть новые и обладающие только своими качествами интерьеры. Художественный образ в интерьере состоит из многих составляющих. Это и ассоциации, метафоры, аналогии, ощущение на уровне чувств и опыта. Средствами же создания художественного образа в архитектуре является форма, цвет, фактура, освещение и др. Человек, благодаря своему субъективному восприятию, может сам создать характер, ассоциацию, свой личный «символический язык», в той или иной форме. Конечно же, многие формы уже наделены определенной смысловой нагрузкой исторически, на основе объективного опыта. Так, к примеру, текучие, плавные линии традиционно ассоциируются с женским началом; в то время как вертикаль – символ мужской силы, вознесения и прогресса, активности и действия. Плавные линии могут найти свое отображение, как в текучей линии реки, так и в плавной форме ткани или драпировки. И на основе этих знаковых и символических вещей возможно создание огромного количества вариаций художественно-ассоциативных образов, выполненных с помощью разнообразных средств. Ассоциативные, символические, знаковые понятия являются определенным «языком», с помощью которого создается образ интерьера, и каждый человек имеет свой «багаж» всех этих понятий (ассоциации, символы, знаки), из которого и создается в его сознании тот или иной образ, в зависимости от его сочетания. Проблема создания образа в интерьере непосредственно связана с вопросами синтеза отдельных составляющих – пространства и конструкции, оборудования, его формы, материала, света, цвета, элементов природы в интерьере и средств изобразительного искусства.
Образ в интерьере рождается из сочетания конкретной предметной основы и отвлеченной абстрактной идеи. Следует отметить, что в основе многогранного зрительного образа интерьера всегда находится тема, очень четко и ярко выражающая его идейную основу. Она выражается самыми впечатляющими средствами, самыми яркими характеристиками, объединяя элементы, которые выделяются сильной пластикой, фактурой, масштабом, новизной трактовки формы. Тема в интерьере может развиваться во времени и пространстве, через ритмические чередования, цветовые отношения, сочетания материалов и т. д. Для создания более конкретного, понятного, а главное узнаваемого образа магазина, сейчас активно развивается тенденция создания брендов. С английского языка brand переводится как клеймо. Бренд – это дизайн, разработанный для определенного товара в стиле, отличающем и выделяющем его на рынке сбыта посредством упаковки, графических знаков, логотипов и мультимедиа технологий. Бренд понимается человеком – как понятный образ и привычные ощущения, стереотипы поведения и стандарты качества.
18
Вісник ХДАДМ
Таким образом, смысловая структура внутреннего пространства помещения с учетом брендинга, дает понять человеку «его» ли это магазин, подходит ли товар, который представлен в этом магазине лично ему, его образу жизни. Форма – это границы, отделяющие структуру от внешней среды. Форма является одним из важнейших средств создания художественного образа. Форма является неким чистым листом бумаги, на котором рисуется сюжет. Именно на поверхности формы человеческий глаз может увидеть цвет, фактуру, освещенность, без формы нет тени. Также форма сама по себе несет определенную художественную нагрузку, создавая образ, и в тоже время, форма пространства влияет на восприятие образа человеком, даже если он этого не замечает или не осознает. На примере решения интерьеров ряда магазинов, можно проследить какую роль играет форма в создании их художественного образа. Форма определяет не только само пространство магазина (как оболочка внутреннего пространства), но и активно формирует образ интерьера посредством объемно-конструктивного решения оборудования и декоративных элементов, размещаемых в торговом зале. Именно форма является основой для введения иных композиционных средств, таких как цвет, свет, фактура. Даже только воспринимая форму, мы можем предположить, какая тема станет ведущей в раскрытии образа в том или ином магазине. На основе собранного материала можно проследить тенденцию использования формообразующих поверхностей в том или ином магазине. Плавные, округлые формы часто используются для решения магазинов женской одежды и аксессуаров, так как женский образ ассоциируется с плавностью форм женской фигуры, мягкости, игривости характера – все эти черты присущи женской натуре. В магазинах мужской одежды, напротив, преобладают ясные лаконичные формы, поскольку мужчинам свойственна большая сдержанность, строгость, умение быстро принимать решения, прямота в общении. Однако в дизайне интерьеров магазинов женской деловой одежды прослеживается стремление к определенной жесткости и лаконичности форм в решении торговых пространств, что близко с восприятием мужского образа. Такая тенденция обусловлена тем, что общение в деловых кругах основано на равноправии полов, поэтому ориентация на романтический образ в данном случае не может быть уместна.
В магазинах молодежной одежды (для подростков) используются бионические формы, или же активные динамичные формы, переходящие из одной в другую. В таких магазинах зачастую не используют правильные геометрические формы, как-то прямоугольник, круг и т. д. Для них больше характерна динамика, состояние изменчивости и «непопадание» в стандартные каноны. Подобные средства также используются и в магазинах обуви,
№ 8/ 2008
19
аксессуаров, а также женской одежды, если торговая марка пропагандирует креативный, подвижный, свободный образ жизни. Таким образом, при акцентном применении выразительных форм в решении дизайна торгового пространства, следует выделить ряд подходов: 1. Решение интерьера основывается на применении активных выразительных форм во всех составляющих интерьера: стенах, потолке, несущих опорах, а также торговом оборудовании; 2. Нестандартное формообразование применено в решении торгового оборудования, тогда как плоскости ограждения и строительные конструкции остаются нейтральными; 3. Торговое оборудование нейтрально, но активно выявлены с помощью формы стены, потолок, опоры и т. д. Важно отметить то, что форма уже сама по себе является выразительным композиционным средством, однако, ее прочтение можно усилить за счет введения фактуры, света, цвета. К примеру, решение интерьера магазина Marni в Лондоне (Рис. 1) является наглядным примером того, когда форма активно подчеркнута цветом. Плавные формы присутствуют и в решении стен, опор и торгового оборудования. Интерьер решен в двух цветах: красном и белом. Дизайн строится на перетекании плавных форм, подчеркнутых цветом. Красный цвет помогает лучше выявить саму форму, усиливая ее глубину. Перетекание форм торгового оборудования повторяется движением линий на стенах и потолке, что создает эффект взаимосвязи форм стен и потолка с торговым оборудованием, столиками, сидениями. Использование формообразующих, как ведущего средства в решении дизайна торгового пространства, применимо и в магазинах спортивных товаров, как, например, в магазине Fila в США.
Все членения и формообразующие этого интерьера имеют в своей основе плавно изгибающуюся линию. Этой же идее подчинены и формы двух несущих опор, ассоциирующихся с носом корабля, рассекающего водную гладь, что задает решению интерьера динамику, однако, не агрессивно-активную, а размеренно неторопливую. Такая атмосфера благоприятно сказывается на покупателе, т. к. этот магазин «не торопит». Часто в интерьерах магазинов женской одежды, одежды «унисекс» и аксессуаров используются формообразующие в виде ленты, которая изгибается и струится (Рис.2), ассоциируясь с легкой, развевающейся на ветру тканью. В интерьере магазина Stuart Weitzman форма ленты является самостоятельным элементом, которая проходит по стенам, обвивает конструкции и в некоторых местах перетекает в выставочные формы, торговое и вспомогательное оборудование. Использование округлых форм только в дизайне торгового оборудования, можно увидеть на примере магазина женской одежды и аксессуаров Mandarina Duck в Париже. Обтекаемая форма в виде капсулы является торговым
Вісник ХДАДМ
20
Рис. 1 Магазин Marni в Лондоне
Рис. 2 Магазин Stuart Weitzman
21
№ 8/ 2008
Рис. 3 Магазин Carlos Miele в Нью-Йорке
Рис.4 Магазин Issey Miyake Tribeca в США
22
Вісник ХДАДМ
оборудованием, внутри которой вывешивается одежда, больше ассоциируется с женским образом. Решение данного пространства примечательно тем, что конструктивные поверхности не декорируются формой, и при этом нарочито выделяются нестандартные формы торгового оборудования. Другим подходом в создании художественного образа в торговом пространстве может быть решение, когда выразительные формы могут располагаться на стенах, потолке и несущих конструкциях, в то время как торговое оборудование нейтрально, что создает некий эффект невесомости товара (магазин Carlos Miele в Нью-Йорке) (Рис. 3). Магазин торгует женской одеждой, и введение в интерьер струящихся и перетекающих форм легко ассоциируется с нежным женским образом. Важно отметить, что данный интерьер монохромный – все элементы белые, и именно формообразующие плоскости являются ведущим средством в дизайне торгового пространства. Отсутствие цвета позволяет выгодно подчеркнуть товар, и это имеет свои преимущества – цвет товара меняется с изменением ассортимента, и зачастую подобрать гармоничное цветовое решение помещения достаточно трудно. А поскольку важнейшим элементом в магазине является товар, то объединить его с помощью формы при отсутствии цвета может быть наиболее рациональным решением. В магазине Issey Miyake по продаже женской и мужской одежды (Рис. 4), акценты в виде выразительных форм расставлены только на потолке и на несущих конструкциях. Их формообразование ассоциируется с тканью, что соответствует женскому образу. Однако жесткость металла, из которого они изготовлены, позволило создать «драпировки» с резкими ломаными линиями, благодаря чему рождается ассоциация и с мужским образом. Выводы. 1. Художественный образ является одним из важнейших составляющих в решении магазина. В зависимости от выбранного образа, магазин может стать популярным и узнаваемым в любом городе и стране, что повышает уровень его продаж.
Художественный образ интерьера состоит из многих составляющих. Ассоциативные, символические, знаковые понятия являются определенным «языком», с помощью которого создается образ. Принимая эту концепцию, важно понимать, что образ необходимо создавать с помощью тех ассоциаций, которые будут понятны тому кругу покупателей, на который рассчитан магазин. Ярким примером такого подхода, является создание брендов, где каждая брендовая компания выделяет категорию людей, которые могут купить их товар и, опираясь на эти знания, выдвигает требования к построению художественного образа. 2. В работе выявлены и систематизированы подходы в использовании формообразующих поверхностей в решении дизайна торгового пространства: — решение интерьера основывается на применении активных форм во всех составляющих интерьера: стенах, потолке, несущих опорах, а также торговом оборудовании;
23
№ 8/ 2008
— торговое оборудование нейтрально, но активно выявлены с помощью формы стены, потолок, опоры и т. д. — с применением выразительных форм решается торговое оборудование, тогда как плоскости ограждения и строительные конструкции остаются нейтральными. 3. Проведенный анализ показал, что применение выразительных форм, как акцентного средства в дизайне торговых помещений, наиболее широко применимо в магазинах женской одежды. Менее употребим такой подход для магазинов спортивной, мужской одежды и аксессуаров. Использование такого подхода обусловлено тем, что традиционно женский образ ассоциируется с легкостью, мягкостью, изменчивостью. Поэтому именно формообразование поверхностей может быть ведущим средством дизайна в интерьерах магазинов женской одежды. Дизайнерские решения прослеживаются в скруглении углов, использовании декоративных элементов ассоциативно напоминающих ленту и ткань. Такие формы могут использоваться в решении стен, проемов, очертаниях торгового оборудования, расчетного узла и т. д. Следует отметить, что в магазинах мужской одежды привнесение плавных форм используется достаточно редко.
Дизайну таких магазинов больше свойственны четкие геометрические формы, но они редко являются доминирующим акцентом в магазине, практически всегда дополняются другими акцентными средствами – цветом, светом и др. Использование правильных геометрических форм можно увидеть в магазинах аксессуаров. Такой подход обусловлен тем, что товар, достаточно дробный, и четкие геометрические формы организуют пространство и экспозицию товара. Литература:
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ.- М.: Прометей, 1994. – 352 с.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: издательство Академия педагогических наук РСФСР,1956. – 519 с. 3. Демосфенова Г. Л.Проблемы взаимосвязи образности и функции в дизайне // Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне. – М.: ВНИИТЭ. Вып. №33. – 1982 4. Дорогова Л. М. Специфика художественной образности в промышленном искусстве: Автореферат дис… кандидатских философских наук / Институт философии Академии наук СССР. – М., 1967 5. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1986. – 288 с., ил. 6. Канаян К., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. М., 2005 7. Колборн Р. Идеальный магазин. Санкт-Петербург, изд. «Нева», 2003 8. Лазарев Е. Н. Бионика и художественное конструирование. – Л.: Знание, Ленинградское отделение, 1971 9. Лошаков И. И. Интерьеры предприятий торговли. К., «Будівельник», 1979, 104 стр.
24
Вісник ХДАДМ
10. Орлов М. А., Вержбицкий В. В., Матвеева Т. М. и др., Магазины, – М.: Стройиздат, 1979. – 189 с. 11. Проектирование предприятий розничной торговли (дополнение к проектированию общественных зданий и сооружений, СНиП 2.08.02−85, СНиПе 2.08.02-89) 12. Сидоренко В. Ф. Проблема художественного образа в дизайне // Проблемы образного мышления в дизайне. – М.: ВНИИТЭ. – Вып. №17 13. Скотт Дэвис, Данн Майкл. «Бренд-билдинг: создание бизнеса, раскручивающего бренд» / Пер. с англ. под ред. В. Домнина. – СПб.: Питер, 2005 – 320 с. 14. Хан-Магомедов С. О. Л. Лисицкий: роль в стилеобразующих процессах и в становлении дизайна // Страницы истории отечественного дизайна. М.: ВНИИТЭ. – 1989. – №59 15. 1000 идей для продажи – сборник, РИП-холдинг, 2007, 320 стр., 318 ил. Надійшла до редакції 04.06.2008
Маленькая Россия в сердце Прусского королевства Жердев В. В., старший преподаватель кафедры рисунка Харьковская государственная академия дизайна и искусств Аннотация. В статье рассматривается история русской слободы Александровка, а также история создания и стилистические особенности церкви св. Александра Невского в Потсдаме. Анализируются предпосылки возникновения нео-русского стиля в отечественной архитектуре XIX в. Ключевые слова: слобода, гренадеры, церковь св. Александра Невского в Потсдаме, русско-византийский стиль, экстерьер, интерьер, иконостас, живопись. Аннотація. Жердев В. В. Маленька Росія в серці Прусського королівства. У статті простежується історія російської слободи Олександрівка, а також історія створення та стилістичні особливості церкви св. Олександра Невського в Потсдамі. Аналізуються передумови виникнення нео-російського стилю у вітчизняній архітектурі XIX ст. Ключові слова: слобода, гренадери, церков св. Олександра Невського в Потсдамі, російсько-візантийський стиль, екстер’єр, інтер’єр, іконостас, живопис. Annotation. V. Zherdyev. Little Russia in the heart of Prussia kingdom. The Russian settlement’s history and also construction’s history and stylistic features of St. Alexander Nevskiy church in Potsdam have been reviewed in the article. Precondition of neo-Russian style’s origin in Russian architecture of 19th century has been analyzed. Key words: settlement, grenadiers, St. Alexander Nevskiy church, architecture, Russian-Byzantine style, exterior, interior, iconostasis, painting.
Постановка проблемы. Александровская слобода в Потсдаме остается уникальным в своем роде явлением в Западной Европе. Много позже, в начале ХХ в., с началом трудовой эмиграции появятся локальные украинские поселения в Канаде, но «идеальная» русская деревня в Потсдаме остается единственным памятником искусственного «дарственного» переселения людей по воле монарха. Идеи создания идеальных поселений в России возникали не раз, примером тому могут служить потемкинские деревни. Также по проекту К. И. Росси в 1822 – 1825 гг. в предместье Павловска была построена идеальная деревня Глазово, которая первоначально задумывалась Александром I как памятник Отечественной войне 1812 г. Затем эта идея
Художественное выражение полезно для пожилых людей несколькими способами
Будь то просмотр произведений искусства в музее или простое удовольствие от нанесения кисти на холст, искусство способно удовлетворить нашу потребность в самовыражении, коммуницируя способами, которые не всегда можно описать словами.
Как подтверждают специалисты по здоровому старению, самовыражение через искусство полезно не только для души, но и для нашего разума и тела.
Творческие художественные занятия дают пожилым людям множество преимуществ, не последним из которых является улучшение когнитивных функций.
«Одна из замечательных особенностей искусства заключается в том, что вам не нужно быть художником, чтобы наслаждаться им и ценить его многочисленные преимущества», — говорит Скотт Ричардсон, старший директор Resident Services по адресу Williamsburg Landing , a ведущее пенсионное сообщество в Вильямсбурге, штат Вирджиния.
«Наслаждение различными формами искусства заключается в творчестве и возможности самовыражения, а не в «художественных достоинствах» конечного продукта. Как говорится, радость в пути, а не в конечном пункте назначения. Или как Уильям Шекспир так красноречиво сказал: «Душа радости заключается в действии».
«Искусство позволяет нам выразить то, что мы переживаем в жизни, и разделить ее особые моменты уникальным образом».
Художественное выражение озвучивает то, что мы видим и чувствуем Как отмечает Фонд Joyful Heart Foundation , творческое выражение позволяет нам сообщать о своем внутреннем я миру вокруг нас. Это имеет внутреннюю ценность и связывает нас с другими, рассказывая историю. Это озвучивает внутреннее знание о том, что нам нужно, чтобы найти свою радость.
Художественное самовыражение можно реализовать в различных формах, таких как:
- Живопись и рисунок
- Скульптура
- Работа иглой
- Драма
- Музыка
- Танец
- Творческое письмо
- Фотография
По словам сэра Кена Робинсона , международно признанного лидера в области развития творчества, инноваций и человеческих ресурсов, одна из самых привлекательных особенностей творческого процесса заключается в том, что он облегчает моменты жизненной силы и связи для тех, кто решил участвовать в этом.
Он говорит: «Искусство обращается к идее эстетического опыта. Эстетический опыт — это тот, когда чувства работают на пике, когда вы присутствуете в текущем моменте, когда вы резонируете с волнением того, что вы испытываете, когда вы полностью живы».
Джин Коэн, доктор медицинских наук , директор Центра старения, здоровья и гуманитарных наук в Университете Джорджа Вашингтона , обнаружили, что искусство оказывает положительное влияние на здоровье и болезни с возрастом.
Размышляя об обширных исследованиях доктора Коэна о преимуществах выразительных форм искусства, Барбара Баган, доктор философии, ATR-BC , пишет в своей статье « Старение: какое отношение к этому имеет искусство? , » «Я могу засвидетельствовать важность, эффективность и результативность выразительной художественной деятельности. Такая деятельность предлагает широкий спектр преимуществ, в том числе следующие:
- Помощь людям в расслаблении
- Обеспечение чувства контроля
- Уменьшение депрессии и тревоги
- Помощь в социализации и поощрение игривости и чувства юмора
- Улучшение познавательной способности мозга
- Сенсорная стимуляция и избавление от скуки
- Развитие более сильного чувства идентичности и повышение самооценки
- Воспитание духовности
Adds, Scott , «В Williamsburg Landing мы полностью осознаем обогащающую жизнь ценность искусства. Здесь вы найдете яркое сообщество, которое становится еще более оживленным благодаря искусству, музыке, опере, театру и многому другому. Любовь наших жителей к различным формам искусства, включая танцы и литературу, проявляется в нашем прекрасном сообществе несколькими способами. Здесь жителям доступны:
- Художественные выставки жителей и персонала
- Уроки искусства и гончарного дела Центра современного искусства Вильямсбурга
- Экскурсии в музеи
- Презентации авторов – писатели, поэты и писатели из Вильямсбурга
«Искусство также играет очень важную роль в жизни близких, живущих с болезнью Альцгеймера и другими формами слабоумия в нашем районе памяти Woodhaven . В наших терапевтических программах по восстановлению памяти признается, что выразительная художественная деятельность способствует активному участию в жизни. Эти действия позволяют близким участвовать в жизни здоровым, целеустремленным и полноценным образом, уменьшая их симптомы беспокойства, возбуждения и апатии и улучшая их чувство благополучия.
«Точно так же, как говорят, что музыка «успокаивает дикую грудь», в Вильямсбург-Лэндинг используются различные формы искусства, чтобы расслабиться, восстановить силы и оживить тело, разум и дух».
Добро пожаловать в Williamsburg LandingИщете яркий, увлекательный и полноценный образ жизни? Если да, то вы найдете его в Williamsburg Landing.
Расположенный на 137 акрах леса вдоль безмятежных берегов Колледж-Крик в Вильямсбурге, штат Вирджиния, Вильямсбург-Лэндинг является ведущим некоммерческим сообществом пенсионеров с постоянным уходом (CCRC), обслуживающим Вильямсбург и его окрестности с 19 лет.85. За одно посещение вы поймете, что делает Williamsburg Landing таким особенным.
Williamsburg Landing — идеальное сочетание красивого ландшафта и элегантной колониальной архитектуры. Он приглашает жителей стать частью его яркого, активного образа жизни и быть уверенным в превосходном медицинском обслуживании. Не требующие обслуживания дома и апартаменты с курортными удобствами и услугами избавляют от забот. Сообщество процветает благодаря энергичным, вовлеченным и дружелюбным людям, которым нравится жить здесь, и теплоте преданных своему делу профессионалов, которым нравится здесь работать.
Обладая богатым традициями прошлым и многообещающим будущим, Williamsburg Landing — идеальное место, которое можно назвать домом — сегодня и завтра.
Чтобы узнать больше или запланировать тур, пожалуйста, свяжитесь с нами сегодня!Теги:
Арт-терапия
Художественное выражение
Искусство
Терапия
Жизнь пожилых людей
Старение
2 Воспоминания30
Дизайн — это не искусство
В недавнем выпуске подкаста «UX and Growth Podcast» мы обсудили «Машины дизайна» и «Смерть творчества в веб-дизайне». На отметке 22:27 в эпизоде я не согласился с идеей о том, что дизайн — это личная форма творческого самовыражения, заявив, что «дизайн — это не искусство», и что большинство утверждений об обратном являются результатом незрелого и фундаментального непонимания дизайн. После того, как эпизод был выпущен, один из наших слушателей отправил очень вдумчивое электронное письмо с просьбой рассказать больше о теме дизайна и искусства, и это вызвало приятный разговор между всеми нами. Вот выдержка из письма:
Одна вещь, которая меня поразила, это точка зрения, что «дизайн — это не творчество». Это противоречит тому, как я всегда видел дизайн. Я согласен с тем, что Искусство стоит особняком как творческое выражение, независимое от цели. Тем не менее, хотя у дизайна может быть цель, может ли он также не быть творческим? Я не привержен этой точке зрения и думаю, что вы знаете о дизайне больше, чем я, поэтому мне интересно, как вы пришли к такому выводу.
Это поднимает несколько замечательных моментов, которые стоит обсудить. Но прежде чем я это сделаю, я хочу отметить, что я специально сказал, что дизайн — это не творческое самовыражение, ключевое слово — 9.0163 выражение . То есть дизайн — это не искусство. Однако это не означает, что искусство имеет монополию на творчество. Скорее, различие заключается в той роли, которую творчество играет в дизайне и искусстве . В то же время, однако, многие дизайнеры не видят этого различия. Удобно, что само это поведение прямо указывает на суть проблемы дизайна и искусства: непонимание различий в происхождении, процессах и целях, которым служат дизайн и искусство.
Основные отличия
Несмотря на распространенное заблуждение, что дизайн и искусство — это одно и то же, на самом деле между этими двумя дисциплинами существует колоссальная пропасть, и все их очень легко определить путем быстрого критического сравнения обеих практик. Мы можем разбить основные различия следующим образом:
Различные цели
Искусство — это личное самовыражение. Таким образом, он имеет внутреннюю и независимую ценность. Цель и ценность искусства полностью заключены в самом искусстве. Это не относится к дизайну. Дизайн — это использование. Его ценность зависит от внешних факторов, а именно от цели, которой он служит, и пользователя, которому он служит для этой цели. В этом смысле дизайн контекстуален, и его ценность зависит от контекста его использования.
Искусство — это провокация. Это заставляет вас думать. Он бросает вызов нормам ради того, чтобы бросать вызов нормам. Он вызывает эмоции, вызывает споры и выражает идентичность. Это создает трения, к лучшему или к худшему. Дизайн — это облегчение. Это дает вам возможность меньше думать. Он полностью двусмыслен в том смысле, что никогда не вызывает разногласий; он просто выполняет свою беспристрастную функцию. Он решает существующие проблемы, повышает эффективность и служит полезности. Это уменьшает трение, к лучшему или к худшему.
Искусство связано с исследованиями. Он прыгает в бездну, слепо и смело исследуя новые темы, художественные стили и высказывания. Это причудливо. Дизайн — это наблюдение и итерация. Он наблюдает за решениями, которые хорошо работали в прошлом, и постепенно улучшает их. Он повторно применяет и перепрофилирует проверенные временем изобретения. Он опирается на себя с выборочными инновациями. Он рассчитан.
Искусство — это оценка. Это дает зрителю то, чем можно восхищаться, обдумывать или презирать. Лучшее искусство — это то, что исходит из глубины души художника; это отражение своего создателя. Дизайн — это функция. Это помогает пользователю в выполнении задачи или навигации по системе. Лучший дизайн — это тот, который исходит из глубокого понимания пользователя; это отражение своей аудитории.
Различные источники данных
Поскольку искусство — это форма личного самовыражения, оно может исходить исключительно от художника. Как художник, единственным источником информации и вдохновения может быть вы сами. Ваше личное выражение. Однако, поскольку дизайн связан с использованием, он должен основываться на цели, которой он служит, и на пользователе, которому он служит. Как дизайнер, ваша работа должна основываться на нескольких источниках данных, которые почти всегда находятся вне вас.
По мере того, как процессы и источники данных, которые мы используем для информирования наших проектов, продолжают совершенствоваться, практика проектирования становится все более объективной, несмотря на то, что классически она считалась субъективной. Когда дизайн представляется пользователям, мы можем измерить его производительность и объективно сделать вывод, хороший ли это дизайн. Это не относится к искусству, поскольку один наблюдатель может любить произведение искусства, а другой может его презирать. Искусство всегда было и всегда будет субъективным.
Различные роли творчества
Креативность играет совершенно разные роли в дизайне и искусстве. Хороший дизайн — это не творчество просто ради творчества. Это творчество ради достижения цели или решения проблемы. Искусство, с другой стороны, может быть творческим просто ради того, чтобы быть творческим, потому что это именно та ценность, которую оно обеспечивает. Дизайнеры не должны гордиться дизайном только потому, что он креативный или необычный. Они должны гордиться этим, потому что благодаря творчеству им удалось создать дизайн, который лучше решает проблему или служит определенной цели. Художники, однако, имеют полное право гордиться произведением искусства просто потому, что оно творческое или необычное. Это потому, что это именно та ценность, которую дает искусство. Он существует внутри себя.
Вернемся к аналогии с суперкаром, которую я использовал в эпизоде подкаста. Никто никогда не стал бы хвалить автомобиль без дверей просто потому, что он креативен и нарушает условности. У автомобилей есть предназначение, а без дверей водители не могут в них сесть, и, следовательно, автомобили не могут служить своей цели. В то же время искусство регулярно хвалят просто за то, что оно творческое и нарушает условности. Потому что это его цель.
Иногда размытие линий
Конечно, есть исключения из правил, которые я только что изложил. Художники во многом зависят от своей аудитории, будь то одобрение, похвала критиков или даже продажи. Это особенно верно, когда художникам заказывают заранее определенную работу. В некоторых случаях художники могут создавать произведения искусства, которые должны дать зрителю впечатления; опыт, который можно почти сказать, был разработан для зрителя. Это может даже иметь предполагаемый результат или реакцию. В этом смысле искусство действительно больше связано с аудиторией (или пользователями), чем с художником.
В то же время дизайн может быть личным и художественным. Дизайнеры привносят в свои проекты свой собственный опыт и творческий подход, как это делают художники. Многие дизайнеры имеют возможность применять визуальные стили таким образом, чтобы не только повысить функциональность дизайна, но и обеспечить привлекательный и эстетически приятный опыт. Нам не нужно далеко ходить, чтобы найти красивые дизайны, содержащие элементы художественного вдохновения. Так что эстетика, несомненно, играет роль в дизайне.
Важная роль эстетики
Когда мы начинаем думать о вещах таким образом, может показаться, что дизайн и искусство содержат элементы друг друга. И я бы, не задумываясь, сказал, что они есть. Но чтобы определить, является ли что-то продуктом дизайна или произведением искусства, нам нужно сначала взглянуть на процесс, посредством которого это было создано. Именно процесс (а именно 3 фундаментальных различия, о которых я упоминал ранее) отличает дизайн от искусства. Поскольку эстетика чаще всего используется, чтобы показать, где дизайн и искусство могут пересекаться, давайте рассмотрим роли, которые эстетика играет конкретно в дизайне. Мы можем разбить это как математическое уравнение:
- Если продукт функционален и эстетичен , он, скорее всего, выиграет . (Пример: Spotify)
- Если продукт функционален , но не эстетичен , он все равно может выиграть . (Пример: Reddit)
- Если продукт эстетичен , но нефункционален , он потеряет . (Пример: Ello)
Вы заметите, что в дизайне эстетика полностью зависит от функциональности. И хотя эстетика может улучшить дизайн, она не так важна для его успеха, как функциональность. Точно так же эстетика должна быть получена из функции дизайна, иначе дизайн может оказаться привлекательным, но не функциональным (и, таким образом, не иметь реальной ценности). Эта парадигма не совсем существует в искусстве.
Смерть эго
Хотя различия между дизайном и искусством интересны, здесь они не являются ключевыми. Скорее, с моей точки зрения, самым важным уроком является то, что в дизайне нет места эго. Учитывая то, что вы только что прочитали, это может показаться неочевидным. Но если вы подумаете обо всех принципах дизайна, которые я обсуждал, и о том, насколько глубоко они противоречат концепции эго, то эта идея должна иметь больше смысла. Я бы сказал, что эго представляет собой один из самых распространенных и в то же время пагубных недостатков, которые может приобрести дизайнер, и обычно это происходит на поразительно раннем этапе его карьеры.
Во всяком случае, дизайн должен быть скромным. При правильном применении он почти всегда покажет нам, что наши предположения, хотя в целом и хорошо обоснованные, обычно ошибочны. Независимо от того, насколько вы считаете себя экспертом, вы просто не можете представить коллективную массу пользователей. В своей личной философии дизайна я упоминаю, что скромность — это самое важное качество, которым может обладать UX-дизайнер. Это эссе (и понимание того, что дизайн — это не искусство) должно укрепить это чувство. Как скромный дизайнер, вы должны признать следующее:
- Дизайнеры создают продукты, которые служат целям, существующим вне их самих. Дизайн касается пользователя, а не дизайнера.
- Чтобы создать продукт, который должным образом служит своей цели, дизайн должен быть адекватно информирован внешними данными. Дизайнеры не создают шедевры по волшебству; они собирают и интерпретируют информацию, которая позволяет им создавать шедевры. Дизайн — это не талант; это умение.
- Дизайнеры должны вдумчиво использовать творческий потенциал, чтобы дизайн лучше соответствовал своей цели. Дизайн должен быть построен с намерением; Принятые решения должны иметь причину и обоснование.
Во многих отношениях это можно использовать в качестве лакмусовой бумажки при оценке дизайнеров. Если кажется, что дизайнер принимает дизайнерские решения, основываясь на мнении или интуиции, он не занимается дизайном; они занимаются искусством. Однако, если дизайнер может регулярно подтверждать свои дизайнерские решения надежными данными или исследованиями, он действительно практикует очень здоровую форму дизайна. Хотя дизайн и искусство одинаково важны для общества, если дизайнера нанимают в качестве дизайнера, он должен заниматься дизайном (а не искусством). Если вы руководитель бизнеса и читаете это эссе, я бы сказал, что это ваш вывод.
Итак, отвечая на исходный вопрос, дизайн абсолютно может и должен быть творческим. В конце концов, дизайнеры и художники работают в творческих средах по своей сути. Но то, как они используют творчество, отличает их друг от друга. А в случае с дизайном важнее всего то, почему дизайн креативен. Это творчество просто ради творчества? Является ли он творческим, чтобы реализовать стремление дизайнера к личному самовыражению? Или он креативен в том, что выполняет свою функцию очень хорошо? Это, по сути, и отличает ужасный дизайн от революционного.