Хай тек история: Стиль хай-тек
Стиль хай-тек
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — архитектурный и дизайнерский стиль конца XX начала XXI века, логическое развитие постмодернизма. Стиль хай-тек ориентирован на функциональность, научность, использование высоких технологий. Стиль хай-тек несет на себе отпечаток престижности хотя бы потому что все здания хай-тек очень дорогие.
Хай-тек на данный момент можно разделить на два этапа:
* Ранний хай-тек (1960-е — начало 1970-х)
* Современный хай-тек (середина 1970-х — по сегодняшний день)
Логичным продолжением хай-тек стали начавшие свое развитие в 1990-х гг. стили «био-тек» и «эко-тек», которые с одной стороны переняли от хай-тек тягу к высоким технологиям, с другой стороны в противоположность хай-теку, пытаются соединится с природой, не спорить с ней, но органично сосуществовать.
История возникновения хай-тек
Важную роль в появлении и становлении стиля хай-тек сыграла деятельность группы «Аркигрэм», которая перенесла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Согласно классификации Ч. Дженкинса хай-тек относится к позднему модернизму, называя его пиком модернизма.
Одним из первых важных осуществленных сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа.
Знаменитые архитектурные сооружения хай-тек:
Основные признаки хай-тек
Хай-тек характеризуют использование высоких технологий, прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность.
Преобладающие и модные цвета |
Белый, серый, черный, серебристо-металлический, а так же насыщенные чистые цвета — красный, зеленый, желтый |
Линии стиля Хай-тек |
Использование прямых линий и простых фигур |
Форма |
Четкость и геометризм форм, высокий прагматизм в планировании пространства |
Характерные элементы интерьера |
Использование высоких технологий, простота форм всех элементов интрерьера, максимальная функциональность. Широкое применение стекла, пластика, металла |
Конструкции |
Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания |
Окна |
Прямоугольные, максимально большие. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения |
Двери стиля Хай-тек |
Прямоугольные, простые, лаконичные. Часто из металла или стекла |
Архитекторы хай-тек
Норман Фостер (Norman Foster 1935 г.) — британский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Произведен королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны (Baron Foster of Thames Bank). Два года учился в Йельской школе архитектуры, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых». Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль хай-тек. Один из самых популярных архитекторов современности.
Ричард Роджерс (Richard Rogers 1933 г.) — британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль хай-тек. Лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside). Роджерс совместно с Рензо Пиано создали Центр Помпиду в Париже в 1971 году.
Ренцо Пиано (Renzo Piano 1937 г.) — итальянский архитектор, который вместе с Ричардом Роджерсом создал стиль хай-тек. Центральное произведение — Центр Помпиду в Париже (1971-77).
Кэндзо Тангэ (丹下 健三 1913 — 2005 гг.) — один из самых влиятельных японских архитекторов XX века. Отталкиваясь от традиционной японской эстетики и структурных принципов, проектировал в «интернациональном стиле» (муниципалитет Токио, 1952-57) и стиле хай-тек (штаб-квартира Fuji Television, 1996). Среди его общепризнанных шедевров — католический собор Святой Марии и Олимпийский центр (оба — в Токио, закончены в 1964 г.) Одним из первых использовал перекрытия-оболочки: Олимпийский центр и собор Святой Марии в Токио, конгресс-холл в префектуре Эхимэ.
Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava Valls 1951г.) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».
Владимир Григорьевич Шухов (1853 — 1939 гг.) — инженер, архитектор, изобретатель, ученый. В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования современных зданий.
Типы сооружений стиля хай-тек
Основные типы сооружений хай-тек — общественные, коммерческие, офисные здания. Часто здания хай-тек это огромные небоскребы, аэропорты, музеи, культурные центры, мосты, виадуки.
Интерьер хай-тек
В современном дизайне стиль хай-тек необычайно популярен. Основными принципами дизайна интерьера в стиле хай-тек можно назвать: функциональность, использование металла, стекла, пластиков, бетона; строгость и простота конструкций, прямые линии, чистые, светлые цвета, практически полное отсутствие декора. Основной доминантой служит форма, а не расцветка или цветовая гамма. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактуры»: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. Цвет и рисунок для стиля хай-тек не являются характерными деталями. Интерьер в стиле хай-тек строится на сочетании пространства и света. Основу стиля хай-тек, составляют черный, белый и серый цвета. К ним могут добавляться любыми другие чистые, несмешанные оттенки: красный, синий, зеленый, желтый цвета. Рисунков и декоративных элементов, в стиле хай-тек практически нет. Стиль Хай-Тек не терпит небрежности — все должно быть ровным и гладким: чистые, часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок.
Для стиля хай-тек освещение играет очень важную роль, так как позволяет выделить и выгодно подчеркнуть фактуру и форму материалов использованных в отделке интерьера. Более того, свет также берет на себя дополнительную роль организатора пространства интерьера. Светильники, конечно же, должны нести на себе отпечаток техногенности. Приветствуются сложные варианты освещения из-за панелей, встроенные светильники. Используя струнные светильники, можно визуально разделить помещение на функциональные зоны, создав границу между кухней и столовой или между гостиной и спальней, добившись при этом невероятной легкости и пластичности. Часто в интерьерах хай-тек можно увидеть софиты. А для придания уюта помещению можно использовать торшеры с россыпью галогеновых лампочек.
Обычным декором окон в стиле хай-тек являются различные жалюзи. К ним можно добавить шторы, однако, скорее всего, однотонные, без узоров.
Стены обычно однотонные светлые, хотя прекрасно смотрятся и варианты темно-серых или даже черных тонов. Главное чтобы эти цвета были умело обыграны в интерьере.
Мебель в интерьере хай-тек минимальна. Главное условие — мебель хай-тек должна быть удобна, практична и не иметь лишних декоративных деталей. Материалы мебели хай-тек — кожзаменитель, металл, стекло, пластик. Фурнитура часто серебристая, матовая либо блестящая.
Интерьер в стиле Хай-тек требует большого пространства, больших окон, достаточно высоких потолков.
Посмотреть интерьер квартиры в Москве студии «Стилус Дизайн» с элементами стиля хай-тек
История стиля хай-тек:
ХАЙ-ТЕК (англ. hi-tech — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в 1970-х в недрах постмодернизма и нашедший широкое применение в 1980-х. Являясь потомком модернизма, хай-тек сохранил в себе некоторые его качества: прагматизм, скульптурная форма, сложная простота, конструкция в орнаменте и технологичность. Часто считаются хай-тек завершением целой эпохи – времени перемен, модерна, пик «современности» в архитектуре и дизайне.
Важную роль в становлении хай-тека сыграла архитектурная группа «Аркигрэм», которая перенесла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х в архитектуру. Не меньшую роль внес Б. Фуллера и его геодезические купола, а также кинетические структуры Фрея.
Основными чертами стиля хай-тек стали: трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания, широкое использование серебристо-металлического цвета, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировке.
Одним из первых важных сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).
Другими не менее главными идеологами хай-тека считаются: Норман Фостер, Николас Гримшоу и Джеймс Стирлинг.
После изначального недоверия, а где-то и отвержению, как в Англии, относительно стиля начинают менять точку зрения. С 1980-х годов хай-тек становится дорогим и престижным стилем, формируя имидж крупнейших коммерческих фирм. Модой 70-80-х годов были «зеркальные» здания с ограждениями из поляризованного светоотражающего стекла, скрывающими конструкции. С 1990-х гг. хай-тек все чаще пытается соединиться с природой, подчеркивая её образы. Таким образом, постепенно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).
Данный стиль был сформирован в конце двадцатого века, а его основными чертами, отличающими от других стилей, являются полное отсутствие какого-либо декора и абсолютная функциональность. Примечательно, что скудный декор отлично компенсируется игрой света на всевозможных хромированных поверхностях.
Хай-тек при своем внешнем виде довольно сух, но при этом урбанистичен: он появился вследствие разработки дизайна строений промышленного назначения, а изначально и вовсе применялся исключительно в архитектуре. Хай-тек не скрывает значимых функциональных деталей интерьера, например, таких как воздуховоды, трубы или арматурные составляющие. Он демонстрирует все разнообразие и богатство новейших технологий и материалов. При этом он не имеет строгих границ. Важно отметить, что Хай-тек в чистом виде в качестве основы для дизайна интерьеров практические не используется по причине своей безжизненности, а в некоторой степени и холодности. Однако именно на основе этого стиля дизайнерам удается создавать уютные и оригинальные интерьеры.
Отличительные черты стиля хай-тек
Максимальная функциональность пространства. Все подчинено принципу эффективности и практичности. Не случайно стиль хай-тек начал свое победное шествие с освоения офисных помещений.
Пространство максимально открыто и просторно. Даже если это очень маленькое помещение, то за счет обилия стекла и блестящего металла, а также благодаря использованию различных шкафов и модулей для хранения, пространство максимально освобождается.
Практически полное отсутствие украшений, как избыточных элементов. Оборочки, керамические вазочки, полочки со статуэтками – смертный грех для хай–тека. Пространство оживляет игра света на металлических поверхностях, соединение разнообразных материалов и фактур, использование дополнительных светильников и подсветки.
Классический вариант стиля высоких технологий – открытость пространства, отсутствие перегородок. Акцентированное внимание привлечено к соединениям металлических конструкций: швов, стыков. Их даже специально выделяют с помощью сварки.
Прямые линии пересекаются под углом, а основной принцип интерьерных решений – простота и рационализм использования.
Еще одна стилистическая особенность – обилие современных технологических новинок в самом, что ни на есть, современном исполнении.
Провода, арматура, крепежи, балки не скрываются и не прячутся, а, наоборот, выгодно подчеркиваются. Они являются своеобразными маркерами стиля.
Дизайн интерьера в стиле хай-тек.
Благодаря стремлению человечества заглянуть в будущее и хотя бы частично перенести из него мечту в реальность в искусстве появилось новое направление — хай-тек. Возникло оно в Британии в 70-е годы XX века. В переводе с английского «hightech» — «высокие технологии», что очень точно выражает суть данного направления в дизайне.
Основная его идея стиля хай-тек — художественное осмысление высоких технологий. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений науки и техники.
Основные черты стиля хай-тек — максимально функциональное использование пространства, сдержанный декор.
Стилю хай-тек характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери.
Хай-тек можно отнести к ультрасовременным стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. К примеру, в архитектуре главным принципом стала социальная направленность жилища, его функциональное соответствие необходимым потребностям обитателей.
Появились новые конструкции и материалы: металлический каркас, монолитный бетон, сборные бетонные конструкции; простые и четкие формы, окна от пола до потолка — дома, похожие на космические корабли будущего.
Излюбленные материалы хай-тека — хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты, стекло и пластик.
В мебели и утвари стиля хай-тек используются нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней.
Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек тщательно продуманы — это может быть пластик, кожзаменитель, полированный металл.
Основной принцип хай-тека — все должно быть практично. Например, «саморегулирующиеся» зажимы-тиски, срабатывающие под весом большой стеклянной панели, которая может быть ширмой, палкой или столиком. Широко применяются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку.
Отличительной особенностью стиля хай-тек является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования.
Полное отсутствие декора компенсируется «работой» материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т. п.
Важна в данном стиле «функциональная» красота: держатели, крепления, подсветки и т. д.
Цвет: металик, серебро, белый, черный.
С появлением новых конструктивных и отделочных материалов или спроса на определенные технологии мода на этот стиль возобновляется.
Основные принципы стиля хай-тек:
• Минимализм во всем.
• Эстетика материала.
• «Техногенность».
• Деловитость, четкость.
• Строгость и простота конструкций.
• Прямизна, подчеркнутая графичность и лаконизм линий.
• Наличие ясных и четких геометрических форм.
• Минимум деталей.
• Никакого дерева, сложной отделки и обоев в горошек, узоры или цветочек.
• Обилие стекла, металла и пластика.
Искусственные материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и оттенков являются основой интерьера хай-тек.
Пластик всех видов — жесткий и гибкий, прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой — все находит применение в интерьерах в стиле хай-тек.
Холодный элегантный блеск стали, хрома и алюминия, нарочито «промышленный» облик присутствуют во всех элементах интерьера — на полу и на подвесном потолке, в конструкции оконных рам, лестниц, создавая техногенные джунгли из балок, ферм и трубопроводов, хромированных, никелированных или разноцветных.
• Яркие цветовые пятна.
• Идея диктует цвета четкие, без полутонов: черный, белый и серый в основе; красный, синий, зеленый и желтый — как дополнение.
• Стиль хай-тек подходит для больших помещений, разделенных на функциональные зоны с помощью перегородок и дверей из небьющегося стекла.
• Легкость и невесомость интерьеру придает широкое использование стекла и прозрачного пластика. Перегородки, мебель, пронизанная воздухом и светом, изящные детали смягчают изначальную жесткость стилевого направления.
• Прозрачные двери-купе в алюминиевой раме не только дань последней моде, но и одновременно с этим вещь удобная и функциональная, так как позволяет экономить пространство.
• Еще одна новинка — прозрачные двери со светодиодами. Или дверь с эффектом битого стекла, состоящая из трех слоев. Битый слой зажат между двумя небьющимися панелями.
• Еще одно решение — дверь с запахом. Между стеклянными слоями двери помещают флакон с эфирным маслом. При открывании дверь начинает источать приятный аромат. Кстати, насладившись одним благовонием, вы легко можете заменить его другим. Для этого нужно всего-навсего заполнить флакон новой жидкостью.
Мебель в стиле хай-тек.
Вместо мебели из ценных пород дерева появляются необычные конструкции из стекла и алюминия. Столы со строго прямоугольными или круглыми стеклянными столешницами, стулья с металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках, незамысловатые стеллажи со стеклянными полками.
Для интерьера в стиле хай-тек идеальной является мягкая мебель, отличающаяся простотой геометрических форм. Забудьте о пестрых расцветках: здесь уместна только однотонная обивка. Кстати, эффект «яркого пятна» проще всего создать с помощью дивана, например, радикально красного или синего цвета. Он значительно оживит картину.
Главное, помнить правило: в интерьере в стиле хай-тек яркое пятно может быть только одно.
Можно приобрести диван-трансформер, состоящий из модулей, позволяющих менять его форму. А наличие съемных чехлов поможет реализовать самые смелые фантазии.
В стиле хай-тек много авторских вещей. Это и кожаный стул от Reflex, меняющий окраску в момент прикосновения к нему. Или его «собрат» из цветного прозрачного пластика. Или такой же прозрачный шкаф, выставляющий свое содержимое на всеобщее обозрение.
При покупке и расстановке мебели возьмите за основу принцип сочетания простых геометрических фигур. Полукруглый диван, квадратный ковер, шарообразные бра, свисающие с потолка конусообразные светильники создадут своеобразный шарм стиля хай-тек.
Освещение в стиле хай-тек.
Для стиля хай-тек очень важно правильно подобранное освещение. Забудьте о классических люстрах, хрустальных подвесках, цветочных мотивах, разнообразных фонариках и бронзе «из дворца».
Многочисленные встроенные светильники в сочетании с каскадом небольших подвесных галогенных ламп — вот что вам нужно. Причем подвесить их можно как на одинаковом, так и на разном уровне. Важное условие — их простота и легкость.
Струнные светильники и различные натяжные системы — неплохая идея для тех, кто отводит свету существенную роль в интерьере. Натяжные системы позволяют моделировать пространство, привлекая внимание к одним предметам и скрывая в тени другие. Используя струнные светильники, можно визуально разделить помещение на функциональные зоны, создав границу между кухней и столовой или гостиной и спальней, добившись при этом невероятной легкости и пластичности.
Софиты всевозможных конфигураций также удобны и практичны. Они одинаково уместны как в гостиной над диваном, так и в кухне над столом. Главное, не перестараться, чтобы жилая комната не стала похожа на офис.
Хорошо смотрятся торшеры с россыпью галогенных лам почек. Правда их назначение, скорее, не практическое (читать при их свете не очень удобно), а эстетическое (создают уют, помогают расслабиться).
Окна и стены в стиле хай-тек.
Лучшая одежда для окон в стиле хай-тек — вертикальные или горизонтальные жалюзи. Но если вы не хотите, чтобы ваше жилье напоминало офис, прибавьте к ним шторы — непременно однотонные, неяркие, не очень тонкие и не слишком плотные. Конечно, можно ограничиться только ими, но при условии, если все вышеперечисленные требования соблюдены.
Сочетание «тюлевые занавески плюс непрозрачные гардины» неуместно. Это классика.
Стены в стиле хай-тек.
Гладкие светлые однотонные стены — обязательный признак интерьера хай-тек. Наиболее подходящие цвета: белый, светло-серый, бежевый и песочный.
Профессионалы советуют отказаться от обоев и отдать предпочтение краске. Идея минимализма диктует свои правила: украшать стены ни к чему. Если все-таки голые стены вам не по вкусу, развесьте авторские фотографии в легких металлических рамах (черно-белый вариант предпочтительнее) или картины с абстрактным изображением.
Пол и напольные покрытия в стиле хай-тек.
Скажите «нет» натуральному камню и паркету. Здесь уместны синтетический линолеум или плитка.
Ковер с традиционным классическим узором также не подходит. Лучше остановить выбор на однотонных коврах или ковровых покрытиях. Особенно популярны модели с большим ворсом.
Приобретите шкуру (ее можно положить на кресла и диван). Не обязательно натуральную, можно искусственную, имитирующую шкуру леопарда, тигра, зебры.
В качестве ковра или покрывала можно использовать плед яркой расцветки.
Аппаратура в стиле хай-тек.
Это новая бытовая техника, аудио-, видеоаппаратура, домашний кинотеатр, компьютер. А также монитор и системный блок из цветного пластика! Представьте только: монитор ярко- красного цвета, леопардовой расцветки или в горошек. Мужчинам понравятся роскошные черные или синие варианты.
Что касается украшения интерьера, то здесь незаменим большой аквариум с экзотическими обитателями в стиле хай-тек.
Кухня в стиле хай-тек
Плюсы хай-тек для кухонного пространства:
Эргономичное и рациональное использование пространства. Большое количество модулей и секций для хранения предметов, аксессуаров и кухонной утвари помогут разумно распределить все принадлежности так, чтобы их было просто доставать и удобно хранить.
Современные материалы, которые задействованы для создания такого интерьера, прочны, надежны и долговечны. После того, как обустройство кухни закончится, она прослужит долго.
Все технологические новинки кухонной техники найдут свое место на такой кухне – их не придется «вписывать « в интерьер» — металл, сталь и стекло выглядят на такой кухне, буквально, как родные.
Этот стиль уместен как в больших, просторных помещениях, так и совсем небольших типовых проектах. Хай-тек отлично разгружает пространство, избавляя его от ненужных элементов.
Настроение интерьера легко будет изменить, сменив цветовой акцент. Таким образом, вы получите возможность регулярно обновлять атмосферу помещения без особых затрат.
Подходящие отделочные материалы, мебель и аксессуары высокотехнологичного стиля:
Hi-tech во главу угла ставит рационализм пространства и эстетику материала. Поэтому обои, текстиль, гобелены практически отсутствуют. Вам нужны краски, имитирующие металл или бетон. Обнаженный кусок кирпичной кладки прекрасно вписывается в техногенную концепцию стиля, как и грубые сварные швы между поверхностями, акцентированные трубы и шины проводов.
Пол может быть из наливного бетона, камня или плитки, имитирующей камень. Паркет и яркие плитки не используются. Стены могут быть обшиты панелями из легких сплавов или пластика, допускается комбинация материалов.
Существует и несколько более облегченный вариант высокотехнологического стиля, так называемый, биодизайн. В нем плавные линии, округлые формы, гораздо меньше брутальности и агрессии. В нем допускается использование природных материалов – дерево, камень, а для оформления можно использовать даже живые растения, но немного. Хотя это является отступлением от строгого стиля, но вполне допустимо в оформлении кухонного пространства.
Для оформления дверных и оконных проемов используют дерево, кирпич, металл или имитацию этих материалов. Ширина оконных рам минимальна, не приветствуются различные варианты разбивки оконного стекла. Простая стеклянная панель, ничем не обремененная – вот идеал окна в стиле hi-tech.
Цвета:
Цвет металла. Полированная сталь и патированная бронза, алюминий, никель, хром. Оттенки серого цвета поддерживают металлический блеск. Но не стоит выбирать серый основным цветом, только дополнительным. Его обилие приведет к потере четкости линий и лаконичности форм.
Белый. В классическом хай-теке редко используется чистый белый цвет. Обычно это оттеночный цвет слоновой кости, молочный или ванильный оттенок. Однако, современные тенденции допускают применение снежно-белого. Особенно удачно, если он металлизирован. Его можно встретить в дизайне столешниц, мебели или кухонной посуды.
Черный. Глубокий и поглощающий цвета, он как нельзя лучше отвечает основной идее стиля – ничего лишнего. Именно этот цвет особенно любили использовать революционные дизайнеры-конструктивисты 20-ых годов прошлого века, положившие начало современному хай-теку.
Воздержитесь от цветов, узоров, фоновых рисунков. Им просто нет места в таком пространстве. Максимум, что допускает этот интерьер – двухцветное оформление с одним акцентов. При этом учтите, что кирпичная обнаженная кладка – это уже дополнительный цвет, если только вы не покрасите в цвет стены.
Мебель и аксессуары в стиле хай-тек
Практичная, удобная мебель четких геометрических форм
Современные материалы, глянцевые поверхности, ровные линии, четкие стыки – это внешний вид мебели для вашей кухни. Отдавайте предпочтение хромированному металлу, закрытым секциям, блестящим створкам.
Шкафы и модули хранения пусть будут выполнены из качественного пластика. Они должны быть спроектированы так, чтобы вмещать максимальное количество предметов, нужных вам – на столах в хай-тековской кухне не должно стоять ничего лишнего.
Столешницы можно сделать из закаленного стекла, а если захотите оформить фартук скиналями, выбирайте прозрачные или матово-белые.
В оформлении кухни стиля хай тек большую роль играет свет. Усиливается тенденция максимально скрывать его источники. Это можно использовать при оформлении подсветки в рабочей или столовой зоне. Мягкие потоки света, изливающиеся ниоткуда, отражаются в полированных поверхностях – такое оформление вполне в духе выбранного стиля.
Во всем, что касается дополнительных аксессуаров, техники, посуды, работает то же правило – монохромность цвета, функциональность, простота. В кухнях этого стиля не следует выставлять на всеобщее обозрение все технические средства, которые имеются в вашем распоряжении. Для них лучше предусмотреть специальные ниши или модули. Хай-тек – стиль людей рационально мыслящих, сдержанных, ценящих комфорт и удобство, а не показуху в духе современных нуворишей.
Хай-тек часто обвиняют в холодности, излишней рациональности. На самом деле, это функциональный, легкий и комфортный стиль. Он помогает разгрузить пространство и освободить его для жизни. Кухня, полная света и простора, в которой удобно работается и свободно дышится – вот что такое стиль хай-тек.
Спальня в стиле хай-тек
Хай-тек в интерьере > стиль Хай тек в дизайне интерьера
Рассказываем об истории и особенностях стиля
Хай-тек – пожалуй, один из самых современных стилей. Его особенности – обязательная практичность и отсутствие декоративных украшений в привычном нам понимании. Вместо них – предметы из стекла и хрома. Планировка такая же живая. Пространство поделено на зоны при помощи стеклянных и раздвижных дверей, перегородок.
История
Хай-тек (англ. hi-tech – высокие технологии) – высокотехнологичный стиль архитектурного дизайна, возникший в период позднего модернизма в 70-х годах прошлого века. был широко популярен в 1980-х. Первые несколько лет стиль развивался в Англии. На его становление повлияла группа «Аркигрэм», которая перенесла идеи поп-арта и научной фантастики в архитектуру, а также “Команда 4”, которая состояла из Ричарда Роджера, Нормана Фостера и их будущих жен.
Центр Помпиду, Париж, 1977 год. Архитекторы – Ричард Роджер, Ренцо Пиано. Этот центр демонстрируеткак правило спрятанные в стенах здания элементы
Всемирная штаб-квартира “Банковской корпорации Гонконга и Шанхая”. Особенность башни – отсутствие внутренней опорной конструкции. Здание подвешено на гигантские поперечные стержни с каждой стороны. Внутри здания главный источник освещения – естественный солнечный свет, так как в верхней части атриума находится огромное количество гигантских зеркал
По-настоящему интернациональным стиль стал в 1978/79 гг., благодаря публикации книги “Хай-тек”, где было показано слияние высокой архитектуры и технологий. Именно в это время американские дизайнеры стали включать в свои интерьеры промышленные элементы: кофейные столики из стекла и проводов, мебель и аксессуары из нержавеющей стали, открытые воздуховоды, морское оборудование, шкафчики для спортзалов и многое другое.
Особенности стиля
Высокая технологичность стиля позволяет встроить в комнату искусственный камин, один-в-один напоминающий настоящий
Функциональность, отсутствие декора и геометрия поддерживаются стеклянными и металлическими конструкциями, почти всегда монохромной палитрой и активным использованием технических новинок. В качестве отделки используются также пластик, натуральные и искусственные камни, дерево.
Цветовая схема проста и лаконична: белый, черный, серый, цвет хрома и серебра. В качестве цветовых акцентов могут быть использованы желтый, оранжевый, синий и красный. Для такой минималистической палитры важна текстура. К примеру, блестящий черный ламинат и матовая черная резина разительно отличаются друг от друга. Не менее нужна игра света и контрастов, ощущение легкости и прозрачности. Все материалы должны быть понятны, коммуникации открыты.
Внутренняя отделка
Главное правило для отделки стен – монохромность. Стены обычно окрашены в светлые цвета: белый, светло-серый, бежевый, кремовый или пастельный. Иногда голые стены украшаются черно-белыми фотографиями в пластиковых рамах. Зачастую стены оформляются натуральными материалами – камнем или деревом, что отлично сочетается с блестящей мебелью или становятся такой же высокотехнологичной частью помещения – например, меняют свой цвет при повышении или понижении температур.
Идеальный вариант для пола – глянцевое покрытие, которое отражает свет и делает комнату визуально более просторной. Также популярны полы с имитацией натурального камня, синтетического линолеума, одноцветной плитки. Диапазон цветов повторяет цвет стен. Украшением может стать монохромный ковер или имитация шкуры животного.
Освещение
Основное требование к лампам – простота дизайна, правильная геометрическая форма. Они часто делаются из металла и прозрачного или цветного стекла. Встречаются напольные светильники с минималистичным дизайном.
Вместо встроенной центральной люстры используются настенные светильники, прожекторы, подсвеченные панели. Популярны встроенные в потолок галогенные лампы. Если отказываться от центрального освещения не хочется, на помощь придет подвесная потолочная люстра с галогеновыми лампами, разбросанными по ее поверхности.
Мебель
Главные качества мебели – простота, функциональность и легкость конструкции. Ее должно быть как можно меньше. При этом в цене мебель, которую легко передвигать или изменять: например, журнальные столики на колесиках или диваны-трансформеры. Мебель – вообще самая интересная и творческая область в дизайне хай-тек. На рынке постоянно появляются новые технологические разработки, которые внедряются в процессы производства и проектирования.
В комнатах часто встречаются стеклянные или металлические стеллажи, внутри которых размещается все необходимое. Стулья напоминают офисные, но обиваются натуральной или искусственной кожей с металлическими вставками. Кофейные и обеденные столы могут быть из пластика или стекла.
Мягкая мебель простых геометрических форм обивается кожей или плотной тканью успокаивающих цветов: белой, бежевой, черной или серой. В комнате может быть яркий акцент – например, брошенные на диван подушки. Впрочем, это не абсолют — в стиле хай-так найдется место и безумной современной мебели.
Аксессуары
Основные декоративные элементы интерьера в стиле хай-тек – металлические детали и алюминиевые конструкции стеллажа, стола, книжного шкафа. Потолок и стены часто украшены трубами или составными элементами из металла и стекла. Естественно, хай-тек невозможен без современных технологий в интерьере: большой хромированный холодильник, огромный экран телевизора, проектор, звуковая система.
Текстиль
Текстильные изделия практически не используются в интерьере в стиле хай-тек. Шторы обычно заменяются металлическими жалюзи. Тем не менее, возможно сочетание жалюзи с длинными белыми занавесками, установленными на скрытых потолочных карнизах.
Интерьер гостиной в стиле хай-тек
Хай-тек отлично подходит для маленьких и для огромных гостиных. Из-за минимального количества мебели, монохромной цветовой гаммы и отсутствия декора небольшое помещение будет казаться более просторным.
Гостиную внушительного размера можно разделить на зоны. Например, с помощью стеклянных или пластиковых перегородок.
Если вы хотите немного разбавить этот мир гаджетов и современных технологий, поставьте в комнате пару крупных растений в минималистичных горшках. Хорошо подойдут гости из тропиков: пальмы, монстеры, большие фикусы. Они гармонично впишутся в такой интерьер и слегка оживят его.
Интерьер спальни в стиле хай-тек
Оформить спальню полностью в стиле хай-тек спорная идея. Достаточно нескольких характерных элементов: например, минималистичной кровати со встроенной подсветкой или пары светильников необычной формы.
Спальня предназначена для сна и релакса. Как бы вам ни нравилось выбранное направление, отдыхать в компании свисающих проводов, вытяжек и блеска металла – сомнительная затея. Сделайте исключение из правил и добавьте в интерьер немного текстиля – он поможет создать более уютную обстановку. Будет достаточно монохромного ковра или мягкого пледа с парой подушек.
Дизайн квартиры в стиле хай-тек выбирают любители прогресса и движения вперед. Здесь нет места теплому уюту этнических стилей. Это направление легко адаптируется к меняющимся потребностям своего владельца. Такую технологичность выбирают уверенные в себе современные люди, для которых стиль, лаконичность и комфорт имеют огромное значение.
Стиль хай-тек в интерьере: история и особенности
Hi-Tech, от high technology – высокотехнологичный стиль, тяготеющий к функциональности, научности, дорогой простоте (или простой дороговизне, как угодно). Своеобразный маркер достатка, хай-тек – одно из самых дорогих направлений. Неудивительно, что его выбирают те, кто стремится занимать престижные позиции в жизни и бизнесе.История стиля хай-тек началась в 70-х, когда был реализован экстравагантный проект – Центр Жоржа Помпиду, шокировавший вынесенными на фасад и ярко окрашенными коммуникациями: лифтами, эскалаторами, трубопроводом, вентиляцией, электропроводкой. Вначале Центр восприняли в штыки, но ближе к 90-м споры закончились, и архитектурный шедевр стал одной из парижских визиток
Архитектурное течение постепенно слилось с дизайнерским. Инновационный стиль хай-тек в интерьере отказался от ряда допустимых, но небезопасных решений (например, от оголенной проводки и странных лестниц), но сохранил прямые линии, строгость, прагматичность и функциональность. До сих пор Hi-Tech остается наиболее прогрессивным стилем.
Особенности стиля Hi-Tech
Хай-тек XXI в – альянс науки и передовых технологий. Законы стиля специфичны, поэтому, несмотря на колоссальное количество вариаций, такие интерьеры легко идентифицировать по характерным чертам.
Палитра | Цвета стиля хай-тек – серый, белый, черный; допустимо и рекомендовано использование ярких красок – красной, зеленой, желтой. |
Контуры | Прямые, четкие, с преобладанием чистых» линий |
Атрибутика | Хромированные и лакированные элементы |
Конструкции | Раздвижные, мобильные, трансформируемые |
Материалы | Стекло, бетон, пластик, металл, кирпич |
Окна | Панорамные, прямоугольные, с хорошим потоком естественного света, из фурнитуры – стальные ручки и замки. |
Двери | Простые, пластиковые, металлические, из тонированного или матированного стекла |
Мебель в интерьере хай-тек
Минимум мебели, а та, что есть – минималистичная, пластиковая или с металлическим хромированным каркасом. Для обивки мягкой мебели используют искусственные материалы. Идеально в хай-тек интерьере задействовать раздвижные столы, мобильные перегородки, стеллажи, диваны-трансформеры.
Декор стиля хай-тек
Этот стиль не любит аксессуары, антиквариат и безделушки, но его нельзя назвать унылым и скучным. Декор в стиле хай-тек специфичный – его роль играют блистающие зеркальные поверхности, огромные сенсорные панели, плазменные экраны и другие предметы подобной направленности. Иногда применяют то, чего не должно быть в жилом пространстве: кресла, похожие на зубоврачебные, запчасти автомобилей и самолетов.
Освещение
Важнейшие функции выполняют осветительные приборы. Светильников много, они встроены в потолок, расположены на карнизе, висят на одном или разных уровнях, прячутся в шкафах и каркасе кроватей, собираются каскадами. Но при этом все светильники и лампы – легкие, расположенные так, чтобы верхний, нижний и боковой свет был неизменно функционален.
Окна
Безопасные большие окна, которые меняют цвет при изменении интенсивности света, или пропускают тепло только в одном направлении, – то, что нужно стилю.
Двери
Лучшие двери для хай-тек – раздвижные, из тонированного стекла. Они удобны, экономят место, визуально расширяют пространство.
Отделка интерьера в стиле хай-тек
Гладкие поверхности, отсутствие декора, фоновый белый (реже – серый) – таковы типичные характеристики стиля хай-тек в интерьере (оцените фото интерьера в стиле Hi-Tech).
Чтобы оживить комнату, проще всего использовать эффект яркого пятна. Например, поставить в ней интенсивно красный или синий диван.
Пол в стиле хай-тек
Оптимальна спокойная гамма с использованием неброских цветов. Удачные напольные покрытия – виниловая плитка, флок, полимерный наливной пол, керамогранит, однотонный ковролин или ламинат под камень. Хотя ковры в хай-тек не приветствуются, единичный коврик в виде шкуры зебры избавит частный интерьер от сходства со школьным кабинетом.
Стены
Обои в стиле хай-тек встречаются крайне редко, стены обычно закрывают панелями, окрашивают в бледные нейтральные цвета либо покрывают такой же неяркой штукатуркой. Возможное украшение плоскости стен – графические рисунки, абстрактные картины без рам, лакированная кирпичная кладка.
Потолок
Потолок в стиле хай-тек может одно- или многоуровневым. В первом случае хороши навесные кассетные и натяжные потолки, во втором – гипсокартонные конструкции. Все три варианта отлично приспособлены для интеграции встроенных светильников и создания эффектного освещения.
Хай-тек (стиль) — это… Что такое Хай-тек (стиль)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
Истоки
Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.
Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.
Ранний хай-тек
Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).
В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].
Современный хай-тек
Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).
Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).
Основные черты
- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
- Использование прямых линий и форм.
- Широкое применение стекла, пластика, металла.
- Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
- Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
- Широкое использование серебристо-металлического цвета.
- Высокий прагматизм в планировании пространства.
- Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.
Примечания
- ↑ Jenks C. Current architecture. London, 1982.
- ↑ Architectural Design. № 1/2. London, 1988.
Литература
- Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
- Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
- Modern British architecture since 1945. London, 1984.
Ссылки
Архитектурный стиль Хай-тек | Деловой квартал
Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Широкое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эйфелева башня).
Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).
Особенности стиля Хай-тек
Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освещение. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.
Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.
Архитекторы хай-тека часто включали элементы инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жестких и тросовых элементов.
Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.
Берлинский международный конгресс-центр
Еще одной работой в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные несущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.
Пожалуй, наиболее ярким и значимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур Париже.
Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жоржа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.
Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.
При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонстрации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Витражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечеткости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой находился эскалатор. Изначально эскалатор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.
Из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.
Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых классицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.
Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими элементами и стремление к тектонической ясности сооружения.
Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Колонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а междуэтажные перекрытия устраивались по металлическим балкам.
Постепенно к зданию были пристроены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.
Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гонконге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструктивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объединялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двухконсольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого располагались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекрытий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.
Между четырьмя парами стволов были сделаны три пространственных слоя без опор. Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компании Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, занимающихся созданием мостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».
К концу 1990-х гг. второе направление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Основным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.
здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге
Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошенным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослеживалась лишенная ненужных усложнений архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цветом Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.
С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.
Направления стиля Хай-тек
В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклянных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуникации и перекрытия.
Другим направлением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто использовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.
Био-Тек
Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая живой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.
Однако заимствование природных форм не всегда было уместным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняшний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследовательская составляющая преобладает над практической.
Николас Гримшоу
Британский архитектор Николас Гримшоу родился 9 октября 1939 г. Учился в Эдинбургском колледже искусств, а потом в лондонской архитектурной академии. В течение 14лет работал вместе с Терри Фаррелом. Наиболее яркой работой архитектора был ботанический сад «Эдем» в графстве Корнуолл, расположившийся на рекультивированной территории карьера, где раньше добывался каолин. Идея проекта принадлежала Тиму Смиту, а его практическая реализации легла на плечи инжиниринговой компании «Энтони Хант и партнеры».
Проект «Эдем» в Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.
Купола выполнены из сотен шестиугольников и нескольких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в первой — тропический климат, во второй — средиземноморский. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.
Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.
Башня Мэри-экс
Башня Мэри-Экс была построена в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканской армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природные ресурсы, поэтому на обслуживание его 40-этажного здания уходило вдвое меньше электроэнергии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция представляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние — отданы ресторанам.
За зеленоватый оттенок стекла и характерную форму небоскреб был прозван «огурцом». Возведение здания обошлось в 400 млн долларов. В 2003 г. проект удостоился ежегодной премии Emporis Skyscraper Award, а в 2004 г. — премии Джеймса Стирлинга. В 2007 г. компания Swiss Reinsurance продала небоскреб за 1,18 млрд долларов немецкой IVG Immobilien и инвестиционной фирме Evans Randall, оставшись его главным арендатором. (Подробнее про башню Мэри-экс).
Смотрите также:
Стиль хай-тек в архитектуре
Стиль хай-тек в архитектуре берет свое начало в Великобритании приблизительно с 70-х годов. Он пришел на смену модернизма и начал активно проявляться начиная с 1980-х годов. От модернизма он сохранил в себе прагматизм, сложную простоту конструкции и технологичность.
Главные теоретики и практики hi — tech архитектуры — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
История стиля хай-тек
Основоположниками данного направления является Британский архитектор Ричард Роджерс, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано создали проект Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (1977 год). Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади. При этом, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зеленым, электро подводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным.
Центр искусства и культуры Жоржа ПомпидуДругими не менее важными идеологами hi-tech считаются: Норман Фостер, Николас Гримшоу и Джеймс Стирлинг. Норман Фостер два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и познакомился с Ричардом Роджерсом.
Течение, родившееся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методической проработке и развитию в последующих сооружениях Нормана Фостера, после изначального недоверия, стало общепризнанным мировым архитектурным стилем. И, зачастую, многие крупные коммерческие организации стали формировать свой имидж благодаря использованию концепции hi-tech в проектировании своих офисных и производственных помещений. Начали преобладать трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания. Популярными стали серебристо-металлические цвета, применение конструкций из стекла.
Небоскреб Hearst Tower (архитектор Норман Фостер)Основные черты направления
Основные особенности и черты стиля высоких технологий выражены:
- В использовании технологических решений в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
- Основой стиля становится упор на функциональность.
- В максимальном ограничении использования декоративных элементов.
- В предпочтении стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль хай-тек в архитектуре противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.
- В широком использовании серебристо-металлического цвета.
- В преобладании простых форм и прямых линии.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
- В экспериментах с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение создает эффект просторного, хорошо освещенного помещения.
- В высоком прагматизме в планировании пространства.
- В виде исключения жертвования функционалом в угоду дизайну.
Соответственно, требования к таким архитектурным сооружениям (к декоративно-художественному оформлению и объемно-планировочному решению) предъявлялись несколько другие, нежели к постмодернизму. Тут имеет место и минимализм в геометрии и преобладание прямых, правильных геометрических форм, минимальное количество или отсутствие напрочь декоративных (особенно монументальных) элементов-украшений.
Прямые формы в архитектуреНеприглядные технические детали больше не прячут. В век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.
Hi — tech материалы в архитектуре
Всю суть данного направления отображает его же название, так как в переводе с английского оно обозначает «высокие технологии». То есть архитектура хай-тек следует новым стандартам и правилам строительства, с применением новых строительных материалов и элементов каркасов конструкций.
Дело в том, что как правило используются швеллера, тавры и двутавры (их называют элементами открытого сечения) для набора каркаса зданий, но в данном случае они не применяются – применяются трубы с круглым и/или прямоугольным сечением. Кроме этого, имеется внедрение системы специальных жестких и тросовых элементов, помимо применяемых традиционных несущих конструкций рам и ферм.
Материалы, с помощью которых реализуются проекты данного направления, имеют сугубо искусственное происхождение. Так, в противовес направлениям, использующим натуральные материалы, здесь преобладает стекло, пластик, бетон, металлические прокатные и профилированные детали и конструктивные элементы. При этом проектирование зданий происходит с упором на функциональность, даже конструктивные элементы сооружений практически не скрываются.
hi-tech фасады домовЧто касается материалов для наружной отделки, то фасад в стиле хай тек выполняется исключительно сухим способом. Применяется система каркасов и обшивных панелей и специальных стекол, которые монтируются на крепежные зажимные или винтовые элементы. Сам же каркас, к которому монтируются эти панели, состоит из специальных металлических профилей. Эта конструкция гораздо быстрее в выполнении и проще, нежели штукатурные, так называемые «мокрые» фасады. Преимущественно облицованные стеклом сооружения данного стиля являются дочерним направлением «слик-тек».
Стиль хай-тек в архитектуре выделяется высотой, яркостью, зеркальным отражением света, строгостью форм. Среди таких сооружений чаще всего встречаются торговые, торгово-развлекательные центры, бизнес-центры, крупные административные центры и другие коммерческие зоны. Реже встречаются высотные жилые здания данного направления, так как изначально функциональность и другие показатели их направлены преимущественно на коммерческое строительство.
Апрель 2010 | Hitachi High-Tech Instruments Co., Ltd. Объединенная компания Renesas Eastern Japan Semiconductor, Inc., производящая оборудование для производства полупроводников. |
---|---|
март 2011 | Hitachi High-Technologies (China) Co., Ltd. поглощается Hitachi High-Technologies (Shanghai) Co., Ltd. |
Октябрь 2011 | PT. Основание Hitachi High-Technologies в Индонезии. |
Апрель 2012 | Hitachi High-TechTrading Corporation и Hitachi High-Tech Solutions Corporation объединяются в новую дочернюю компанию Hitachi High-Tech Solutions Corporation |
Январь 2013 | SII NanoTechnology Inc. стала дочерней компанией (ныне Hitachi High-Tech Science Corporation) |
Апрель 2013 | Hitachi High-Tech Engineering Service изменило название на Hitachi High-Tech Fine Systems Corporation после интеграции Fine Technology Systems Business Group |
Апрель 2013 | Создание корпорации Chorus Call Asia |
Апрель 2013 | Создание Hitachi High-Technologies India Private Limited |
Октябрь 2013 | Hitachi High-Tech Science Corporation объединила отдел проектирования и разработки, обеспечения качества и внутренних продаж подразделения аналитических приборов Hitachi High-Tech. |
Октябрь 2013 | Hitachi High-Tech Control Systems Corporation поглощена Hitachi High-Tech Science Corporation и Hitachi High-Tech Solutions Corporation, Hitachi High-Tech Fine Systems Corporation |
Январь 2014 | Создание общества с ограниченной ответственностью «Хитачи Хай-Текнолоджис РУС» |
Апрель 2014 | Hitachi High-Technologies Mexico S.A. de C.V.установлено |
июнь 2014 | Создание Hitachi High-Tech AW Cryo, Inc |
Март 2015 | В результате разделения по типу совместной инкорпорации с Hitachi High-Tech Instruments Co., Ltd. была создана Fasford Technology Co., Ltd., подразделения по производству полупроводниковой продукции обеих компаний были переданы, и все выпущенные акции компании были переданы. были переданы TY Holdings Co., Ltd. |
сентябрь 2015 | Hitachi High-Tech Instruments Co., ООО было поглощено в результате слияния |
Сентябрь 2016 | Создание Hitachi High-Tech Kyushu Corporation |
июль 2017 | Materials Analysis Ltd. стала дочерней компанией (ныне Hitachi High-Tech Analytical Science Ltd.) |
Май 2018 | Создание компании Smart Factory & Services Holdings (Thailand) Co., Ltd. |
июнь 2018 | Hitachi High-Tech Amata Smart Services Co., ООО учредило |
Январь 2019 | Applied Physics Technologies Inc. стала дочерней компанией |
Глобальный экспорт высоких технологий по странам
Джессика Диллинджер, 25 апреля 2017, Экономика
Скачки в технологическом прогрессе позволили странам с широким спектром развития принять участие в гонке экспорта высоких технологий.По мере того, как технологии продолжают расширять свой ассортимент, расширяется и международный рынок, откуда поступает продукт.Похоже, что ведущие мировые страны по экспорту высоких технологий находятся в бесконечной конкуренции за первое место. На мировом торговом рынке произошли значительные изменения в том, какая страна является лидером поставок высокотехнологичного экспорта за последние 10-15 лет. Например, перечисленные ведущие страны поменялись местами как ведущие мировые экспортные лидеры, при этом США и Китай, в частности, несколько раз менялись местами, но оставались в верхней части списка.
Мировые лидеры в торговле технологиями
Экспорт высоких технологий включает в себя всю продукцию, для разработки и производства которой требуются значительные ресурсы и исследования, в том числе в аэрокосмической, компьютерной, фармацевтической, научно-технической и электротехнической промышленности.Развивающиеся страны в некоторых частях Азии добиваются больших успехов в области развития высоких технологий и мирового экспорта высоких технологий, чему особенно способствовало то, что с 2000 года Китай начал обгонять США, став лидером в этом секторе мира. В 2013 году мир стал свидетелем США теряют лидирующее место в экспорте высокотехнологичных товаров в Китай, который обогнал США как номер один почти на 6,5%.
Новые гиганты
Другие страны, которые все еще развиваются и начинают конкурировать на экспортном рынке высоких технологий, включают Индонезию, Малайзию, Южную Корею и Вьетнам.Некоторые эксперты-экономисты считают, что их перспективы могут зависеть от изменений в государственной политике, политическом руководстве и деловой практике. Эти страны по-прежнему входят в топ-20 мировых лидеров по экспорту высокотехнологичных товаров, что является хорошей позицией, поскольку они продолжают развивать свою роль на мировом торговом рынке.
Инвестиции в НИОКР
Неудивительно, что ведущие страны по экспорту высокотехнологичных товаров также тратят огромные деньги на исследования и разработки (НИОКР) высокотехнологичных товаров.Фактически, в некоторых случаях они могут тратить в десять или более раз больше, чем их зарубежные конкуренты. Перспектива перенаправления возросшего объема финансирования на НИОКР оставляет много возможностей для других стран для разработки собственных технологий и борьбы за позиции в мировом экспорте высоких технологий. Однако новые события в мире высоких технологий означают, что небольшие страны должны стремиться не отставать. Не отставать от высокотехнологичных усовершенствований может быть непросто, поскольку новые разработки требуют денег, а некоторые из главных претендентов все еще работают над повышением своего статуса по сравнению с статусом бедной развивающейся страны.
Человеческий капитал движет высокими технологиями
В большинстве случаев стоимость рабочей силы в развивающихся странах дешевле, поэтому неудивительно, что страны-лидеры по экспорту высокотехнологичных гаджетов часто создают свою продукцию за пределами своих стран. Например, Китай передает на аутсорсинг свой высокотехнологичный экспорт в качестве совместных предприятий, что может показаться увеличением экспорта из этих развивающихся стран.В этих странах есть люди, которые думают о том, как улучшить технологии, которые они видят на заводе. Это создает возможности для технологического прогресса в этих странах, что может повысить шансы развивающейся страны конкурировать на мировом рынке за экспорт высокотехнологичных товаров.
Мировой экспорт высоких технологий по странам
Рейтинг | Страна | Экспорт высокотехнологичных товаров (в долларах США) | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Китай | 560 058 333 865 долларов.00 | |||
2 | Германия | 193 087 960 652,00 долл. США | |||
3 | США | 147 833 168 925,00 долл. | 6 | Франция | 112 999 509 750,00 долларов США |
7 | Япония | 105 075 614 374 долл. США.00 | |||
8 | Нидерланды | $ 69 039 551 874,00 | |||
9 | Малайзия | $ 60 371 906 718,00 | |||
10 | Швейцария | $ 53 350 361 422,00 | |||
11 | МексикаТаиланд | 33 901 233 425,00 долларов США | |||
13 | Италия | 29 752 353 792 долларов США.00 | |||
14 | Канада | 29 136 849 244,00 долл. США | |||
15 | Вьетнам | 27 819 466 251,00 долл. 18 | Чешская Республика | 20 921 357 479,00 долл. США | |
19 | Филиппины | 19 644 559 022 долл. США.00 | |||
20 | Австрия | 18 412 394 058,00 долл. США | |||
21 | Швеция | 17 024 529 823,00 долл. | Венгрия | 14 470 677 145,00 долл. США | |
25 | Польша | 12 052 190 656,00 долл. США |