Фото дача: Дача фото реальных дачников — 73 фото

Что такое дача: Чем отличается дача от дома, русский дачный стиль, зачем людям нужна дача

Дача — особый культурный и архитектурный российский феномен. Русской даче посвящены десятки научных монографий, статья в «Википедии» и даже отдельное слово в английском языке. Разбираемся, что это такое, чем отличается дача от дома для отпуска и обычных загородных коттеджей в пригороде, и зачем она вообще нужна, эта русская дача.

1. Дача — для тех, у кого уже есть дворец
Первые дачи в России появились во время правления Петра I. В XVIII веке дачами (от русского «давать») начали называть земли с небольшими по меркам тех лет усадьбами, где можно было отдохнуть от придворной жизни и протокола, наслаждаться простыми радостями: разбить сад, организовать мини-огород.

На фото: Приморская дача, Петергоф; перестроена в 1843 году архитектором А. Штакеншнейдером

Так называемая Собственная (она же Приморская) дача в Петергофе императрицы Елизаветы Петровны состояла из каменного жилого двухэтажного дома, деревянного флигеля и фермы неподалеку. Это было приватное место для уединения, где нельзя было появляться без доклада. Отсюда второе отличие дачи.

2. Дача — это отказ от социальных ролей
Чем же отличается дача от жилого дома? — Если россиянин живет в квартире, он стремится иметь дачный домик в пригороде. Те, кто владеет загородным домом, обязательно строят «дальнюю дачу»: место, куда уезжают заниматься несвойственными «в обычной жизни» вещами. Только здесь шахтер может сажать огурцы, а министр — собирать колорадского жука.

Pavel Zheleznov

3. Дача — это не тип архитектуры
С середины XIX века дачная мода все больше набирает обороты. Строить и сдавать на лето дома на территории не использовавшихся семьей имений и парков со временем начинают аристократы. Такие места называли «барскими дачами». Сдавать могли и старые парковые постройки, и даже части не использовавшихся дворцов. Петергоф, Павловск, Гатчина и другие знаменитые пригороды Петербурга — это старые, аристократические дачные направления вокруг тогдашней столицы. При этом даже вблизи от города были районы более и менее престижные. Последние отличались ценами пониже, правда, и минусы были — например, публика там была попроще.

Если климат Петербурга в основном ругали, то ту же Гатчину называли почти курортом. Для того, чтобы публике было проще сделать выбор, выпускались специальные путеводители: например, «Куда ехать на дачу» В. Симанского 1892 года. В число популярных дачных направлений Подмосковья входили Клязьма, Мамонтовка, Пушкино, Абрамцево и другие.

Где-то до сих пор можно увидеть сохранившиеся дачи столетней давности. Дачи могли быть не только съемными, но и казенными — их выделяли на лето служившим в том или ином ведомстве, например, в министерстве царского Двора. И по сей день русская дача — это не тип постройки, а особый образ жизни на природе.

Татьяна Иванова I Interior Designer & Decorator

На фото: Деревянный модерн дачи в Комарове под Санкт-Петербургом, начало XX века

Часто дачный бум нового образца в том или ином месте провоцировало строительство железной дороги, значительно упрощавшей решение транспортного вопроса. В конце XIX века, в том числе по этой причине, новые дачники Петербурга освоили выборгское направление и приграничные территории Финляндии.

Знаменитой станет финская Куокалла (ныне — Репино), где жили Корней Чуковский, Илья Репин и многие другие видные представители российской культуры. В Куокалле и соседней Оллиле дачники активно ходили в гости. В «Пенатах» Репина его вторая супруга завела моду на вегетарианство, и Маяковский изящно называл эти обеды «репинскими травками».

На фото: Дача Михаила Бенуа (брата Александра) под Санкт-Петербургом, 1892

4. В России два времени года: зима и дача
Обычно на дачу уезжали весной и оставались там жить до поздней осени. Например, художник Александр Бенуа (1870-1960) вспоминал, что его семья предпочитала «мерзнуть и мокнуть на даче, лишь бы поскорее выбраться из Петербурга». О масштабе летней миграции в то время можно судить по другому факту из биографии Бенуа: художник и его невеста, игравшие свадьбу летом, специально назначили венчание и торжества на дневное время, поскольку почти всем гостям нужно было успеть вернуться на свои дачи. За город семьи дачников перебирались в полном составе. Те, кто работал, по утрам отбывали на службу, а вечером возвращались на дачу. Но что можно делать на даче несколько месяцев?

Оказывается, в дачных поселках часто был центр — небольшой парк, куда ходили гулять все дачники. Среди популярных дачных развлечений того времени: походы в гости и выезды на пикник, концерты и летний театр, маскарады и наблюдение за войсковыми маневрами, занятие гимнастикой и езда на велосипедах, выходы на яхте, набирающий популярность любительский спорт.

Современные россияне, например, жарят на даче барбекю — в городе для этого часто нет места. Что касается дачного сезона, то вся страна с мая по октябрь непременно проводит на даче: кто-то переезжает в духе Бенуа — на полгода, кто-то уезжает каждую пятницу и возвращается в понедельник.

5. Дача — это романтика отдыха
Образ дачи, известный каждому российскому школьнику, сформулировал писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Новая дача» (1898): «Ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом».

Легкие платья и солнечные зонтики, чаепития на деревянной веранде, плетеная мебель, тонетовские стулья и кусты крыжовника, страсти, романы и прогулки — этот манящий эталон дачной жизни появился на рубеже XIX-XX веков и окончательно определил русский дачный стиль. Чем же дача отличается от дома?

На фото: Типичная для 1930-1950-х годов дача с холодной террасой

6. Дача — энергоэффективный дом
Исторически на дачах жили только в теплое время года, что нашло отражение в архитектурной типологии: русский стиль — это светлые террасы с витражами, балкончики с резными деталями и мезонины. Конечно, они не очень годились для суровых зим, зато навевали романтическое настроение и создавали ощущение постоянной близости к природе.

Остекленную веранду обычно строили на южной стороне, чтобы она успевала прогреться за день. И в распорядке дачной жизни она заменяла гостиную, столовую, кабинет, а порой и спальню.

На фото: Дача в неорусском стиле С. Левенсона, поселок Ново-Переделкино под Москвой, архитектор Ф. Шехтель

Ivan Skorikov

7. Партийные и писательские дачи как символ эпохи
После революции 1917 года практически все дачи перешли в собственность государства. Но несмотря на отрицание дореволюционного уклада жизни, дачная культура не исчезла. Она лишь приобрела иные формы, внешне строго регламентированные. Судя по воспоминаниям, и в советское время счастливцы воспроизводили вполне чеховскую идиллию: варили варенье, ставили самовар, растопив его шишками и щепками, часами сидели на веранде, играли в крикет и бадминтон.

Пётр Покровский

С 1930-х годов по 1950-е годы образцом жанра (и объектом вожделения) стали дачи чиновников, писателей, академиков и других привилегированных категорий населения. Они могли быть как государственными (особенно полезным членам общества партия, как известно, облегчала тяготы быта), так и частными. Но даже у крупного военного дача все равно была небольшим домиком без особых удобств на участке до 30 соток.

На фото: Дача Б. Пастернака в Переделкине под Москвой, 1930-е годы

Союзы писателей, сообщества архитекторов организовывали собственные дачные поселки (все соседи были одной профессии). В их числе знаменитые Городок писателей в Переделкине, НИЛ («На­ука. Ис­кус­ст­во. Ли­те­ра­ту­ра»), Загорянка и Валентиновка. Тот же принцип сохранился позднее, когда советское предприятие давало своим сотрудникам участки — соседями по даче оказывались работники одного завода или фабрики.

Один из самых известных подмосковных дачных поселков — Переделкино. Здесь практически в первозданном виде сохранилась дача нобелевского лауреата, поэта Бориса Пастернака. Первые дачи здесь строились по немецким проектам и напоминают европейские коттеджи.

Бюро Акимова и Топорова

8. Дача учит аскезе
Известная балерина Майя Плисецкая так вспоминает кооперативную дачу семьи в поселке Загорянка: двухкомнатный дощатый домик, казавшийся владельцам «царственной роскошью». Туалет здесь обычно представлял собой домик на улице. Однако бытовые неудобства не смущали дачников.

Поскольку дачи были небольшими, кухня часто размещалась в отдельной постройке во дворе. Сейчас размеры дачи позволяют сделать кухню и внутри основного дома, но традиции летней кухни пустили глубокие корни. Ведь дача нужна в том числе и для того, чтобы обедать на открытом воздухе.

9. Дача как «фермерство по выходным»
Со времен Никиты Хрущева (1960-х годов) вопрос «зачем людям дача» уже не стоит. россияне используют ее для выращивания собственного урожая в условиях города. Вместе с решением продовольственного вопроса дача стала ассоциироваться с поездками на выходные в забитой инвентарем машине, заботой об огороде и вечерами, проведенными за переработкой урожая в варенье. Советские люди массово превратились в «фермеров по выходным». А поскольку сельское хозяйство не всегда терпит до конца рабочей недели — на дачу, если позволяли расстояния, ездили и в будни после работы.

Размер типового дачного участка составлял шесть соток и стал именем нарицательным поздней советской дачи. Устав дачного товарищества регламентировал не только допустимое количество и расположение деревьев на каждом участке, но даже определял разрешенный размер домика: на семью из трех человек полагалась только одна комната.

10. Дача как место DIY
Трудности с материалами и деньгами стимулировали людей к творчеству. Для строительства дачных домиков часто использовали элементы дореволюционных зданий, шедших под снос: кованные украшения крыльца, резные карнизы или наличники, рамы с цветными стеклами.

Для дачи люди могли приспособить почти все: и старые пластиковые бутылки (закрывать рассаду и даже мастерить из них теплицы), и стаканчики из-под йогурта (сажать рассаду), делать садовый душ из старых автобусных дверей.

На фото: Корпус старой модели «Жигули» выполняет роль садового гнома

Юрьева Галина | Interior Design and Decorating |

11. Дача — склад временного хранения
Зачем нужна дача зимой? — Конечно, для хранения вещей! На зимний период многие дачи использовались для складирования предметов, вышедших из употребления. Сюда свозили ставшие признаками «бабушкиного стиля» кружевной текстиль, старые венские стулья, самовары, комоды и горки. Спасибо, что не выкинули, и нет нужды ходить по антикварным магазинам. Еще один повод увериться, что дача нужна в любое время года.

Ivan Skorikov

Дачная жизнь и XXI век
Владельцы современных дач могут следовать любому из сценариев: воссоздавать у себя на участке чеховскую идиллию отдыха, профессорскую дачу для подготовки научных монографий или заняться фермерством. Все это можно делать на даче и сегодня. Никто уже не ограничивает россиян в размерах участка и дома. Но продолжает действовать негласное правило: истинная дача не может быть большой и капитальной — иначе это импровизация на тему увеличенной городской квартиры.

Потому современные дачники продолжают любить небольшие деревянные дома и поселки, переделывать и реконструировать старые дачи, а иногда создавать и собственные вариации исторических прототипов.

Vladislav Yakovenko

Vladislav Yakovenko

Забота о наследии
Место:
Комарово, Ленинградская область
Размер: 161,3 кв.м (с верандой)
Кто здесь живет: Семья Яковенко (с 1954 года)
История: В этом доме была написана пьеса «Осенний марафон» Александра Володина, по которой был снят одноименный фильм

До 1913 года это была популярная у петербуржцев дачная местность Келломяки. Здесь находилось около 700 дач, на которых владельцы жили сами, либо сдавали их внаем. После Великой Отечественной войны поселок Келломяки, переименованный в Комарово, стал курортной зоной. В послевоенные годы уцелевшие дачи и особняки передали деятелям советской науки, культуры и военным; началось выделение дачных участков.

В 1954 году здесь дали дачу профессору и военному врачу Владимиру Яковенко. «Дача построена в конце 1950-х годов, — рассказывает нынешний владелец, Владислав Яковенко. — За последние 15 лет все инженерные системы были полностью заменены, но сам дом мы еще не реконструировали. Так как хозяин дома был известным санитарным врачом, в доме был теплый туалет и ванная. Горячая вода нагревалась в дровяной колонке, а холодная накачивалась из колодца насосом в специальный бак-резервуар, расположенный на чердаке дома».

Vladislav Yakovenko

«Особенность дачной архитектуры того периода состояла в том, что архитекторы старались реализовать как можно больше нежилых пространств, сохраняя установленную норму, — объем жилой части не более 65 кв.м. Хотя сам дом — вдвое больше. Поэтому получился дом с просторным светлым коридором, проходящим от центра веранды к прихожей».

Юлия Нестерова

Новая жизнь старой дачи
Место: Подмосковье
Размер: 180 кв. м
Aвтор проекта: Архитектор Юлия Нестерова

До революции этот деревянный дом в поселке, куда по весне приезжала творческая интеллигенция, принадлежал семье императорского фотографа. Современная владелица этого дома давно мечтала о старой даче чеховских времен, где на веранде часами пьют чай и гуляют по саду.

Юлия Нестерова

Найдя этот дом с мезонином, верандами, резным крыльцом и наличниками, она влюбилась с первого взгляда. И попросила архитектора Юлию Нестерову сохранить ностальгическую атмосферу и облик дома, сделав интерьеры более современными.

Во время реконструкции отреставрировали фасады дома, сохранив старое остекление веранд и балкона. Прежние внутренние перегородки Юлия решила удалить и возвела новые стены, увеличив размеры комнат, подвела новые коммуникации. Хотя большая часть мебели и декора современные, их подбирали с оглядкой на стародачную историю: разбеленные краски, антикварная и состаренная мебель, вышитые занавески и ажурные скатерти; в общем, детали, напоминающие о начале XX века.

Vitaly Zhuykov

Vitaly Zhuykov

Дача DIY
Место: Берег Камы под Ижевском
Размер: 36 кв.м (без террасы)
Aвтор проекта: Дизайнер Виталий Жуйков

Недалеко от Ижевска, на берегу реки Камы находится дом-мастерская дизайнера Виталия Жуйкова. Он приезжает сюда из Москвы на летний сезон, объезжает заброшенные деревни в поисках старых досок, мебели, дверей и наличников, из которых потом создает объекты для своего бренда AUGUST.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Дизайн-лаборатория AUGUST — второе рождение забытых вещей

Vitaly Zhuykov

Vitaly Zhuykov

Этот дом — воплощение идеологии DIY: «На моей даче все сделано из простых честных материалов, пусть они смотрятся несколько брутально, но эта грубость бытия, игра фактур, все эти неровности и несовершенства создают свой настрой.

KamaDatcha меняется каждый сезон, я приезжаю и все время что-то придумываю и переделываю. Нахожу старые доски или наличник, и дом получает какую-то новую деталь. Например, дровник на этом фото сделан из резного наличника, найденного в одном из заброшенных домов. Вокруг очень много пустых деревень. А в них много домов, которые идут под снос. Иногда только и успеваешь вытаскивать из-под трактора интересные вещи», — делится Виталий.

Asse Architects // Архитекторы асс

Asse Architects // Архитекторы асс

Новое как старое
Место: Kратово, Подмосковье
Размер: 180,6 кв.м
Aвтор проекта: Архитекторы Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева, ASSE Architects

Этот дом расположен в cтаром дачном поселке Кратово рядом с Москвой в живописном хвойном лесу. Двухэтажная дача с мансардой построена из деревянного клееного бруса: проектом предусмотрены выносные открытые террасы на двух этажах — они напоминают о старых московских и петербургских дачах, их ажурных белоснежных террасах.

Asse Architects // Архитекторы асс

С момента появления понятия «дача», смысл, архитектурная типология дачного дома и его функции менялись, но дачный образ жизни, любовь к выращиванию собственных помидоров или пионов, чаепитие на террасах или летних открытых кухнях, катание на велосипеде и лыжах, баня, традиционные шашлыки и августовские яблоки в ведрах, провожание гостей на последнюю электричку для большей части из нас — синонимы маленького домашнего счастья, радостных воспоминаний детства и возвращения к природе.

РАССКАЖИТЕ НАМ…
В чем для вас заключается феномен русской дачи? Какие плюсы и минусы иметь дачу в наше время? Поделитесь своим мнением и историями своих дач в разделе комментариев!

Дача Бориса Пастернака в Переделкине: история и фото интерьеров | Admagazine

“Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь”. Так Борис Пастернак говорил о своей даче в Переделкине, ставшей одной из самых знаменитых в истории русской литературы.

Уже обжившись в Переделкине, Пастернак признавался, что именно такие “отлогости с садами и деревянными домами с мезонинами в шведско-тирольском коттеджеподобном вкусе, замеченные на закате, в путешествии, откуда-нибудь из окна вагона, заставляли надолго высовываться до пояса, заглядываясь назад на это овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселенье”.

Дом на переделкинской улице Павленко сравнивали и с плывущим кораблем, и с шахматной турой.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Часто историю литераторского поселка представляют себе таким образом, что это советская власть заботливо подобрала для писателей подмосковный уголок и старательно овевала его “неземной и завидной прелестью”: дескать, Горький, правильно выбрав момент, предложил идею Сталину и с ходу получил полное одобрение.

Пастернак неоднократно говорил, что из окна своей дачи видит жизнь лучше и полнее, чем, скажем, из окна поезда.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

На самом деле поначалу писатели попробовали обустроить жизнь в Переделкине собственными силами, организовав дачный кооператив. Это было в 1930 году. Но практической сметки литераторам не хватило, и стало ясно, что без массированной казенной поддержки реализовать идею затруднительно.

Дом был построен по немецкому проекту, но выглядит стопроцентно русской дачей.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Момент для того, чтобы о такой поддержке заикнуться, в целом действительно был правильный. Власть как раз взялась заново выстраивать отношения с советскими писателями и держалась снисходительно, давая понять, что в обмен на лояльность со стороны творческих работников не будет скупиться на подачки и привилегии. Появился Дом советских писателей (будущий Центральный дом литератора), стала намечаться система домов отдыха и домов творчества. Горький на создании дачного поселка как раз не настаивал. Да и Сталин идею поселить “инженеров человеческих душ” в приватных домах поначалу вовсе не приветствовал. “Это дело надуманное, – писал он Горькому, – которое к тому же может отдалить писателей от живой среды и развить в них самомнение”.

По старой фотографии видно, что участок мало изменился, только зелень разрослась.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Правда, позднее вождь передумал, и в июле 1933 года Совнарком принял постановление “О строительстве Городка писателей”. Строительство поручили вскоре созданному Литфонду, причем проекты для скорости взяли готовые, немецкие. Но качество спешных строительных работ, завершенных к осени 1935-го, тоже оставляло желать лучшего, и на доработки новым жильцам все равно приходилось тратиться – а давались переделкинские дачи, вопреки распространенному мнению, вовсе не даром, и писатели были вынуждены влезать в долги и выпрашивать у Литфонда ссуды.

Расположенная в эркере веранда, наряду с гостиной, была излюбленной комнатой для приема гостей.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Пастернаку, оказавшемуся среди первых жителей поселка, тоже досталось забот: “Надо было решать, брать ли ее [дачу], ездить следить за ее достройкой, изворачиваться, доставать деньги”. Мучительный тон этих слов не от небожительской досады на низкий быт. Первая половина тридцатых годов никак не была для Пастернака безоблачно-спокойным временем. Роман с Зинаидой Нейгауз только поначалу выглядел идиллически – разрыв Зинаиды Николаевны с ее мужем, знаменитым пианистом Генрихом Нейгаузом, и разрыв самого поэта с его первой женой, Евгенией Лурье, были на редкость мучительны, тягостные выяснения отношений между членами двух семейств растянулись на долгие месяцы (в феврале 1932-го Пастернак пытался покончить с собой).

Все, вплоть до холодильника и кухонной утвари, стоит на тех же местах, что и при жизни Пастернака, когда в доме регулярно собиралась на шумные застолья литературная общественность (фото ниже).

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Официальная щедрость, признание, престижные поручения его смутно тревожили, предполагаемая роль главного пролетарского поэта пугала, равно как и то, что уже происходило в этот момент с коллегами по цеху. В мае 1934-го был арестован Мандельштам. Изрядную часть следующего года Пастернак жестоко страдал от бессонницы и депрессии и был всерьез уверен, что жить ему осталось недолго. И даже расхваливая переделкинские красоты в письме к отцу, он элегически замечает, мол, хоть на склоне жизни повезло. Письмо написано в 1939-м, то есть на самом деле до “склона лет” были годы, годы и годы.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom. ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Дача, которую ему с семьей выделили изначально, особым уютом, судя по всему, не отличалась – слишком большая (шесть комнат), плохо освещенная, на сыром участке, где ничего не росло. Через три года появилась возможность переехать в дом на улице Павленко, пустовавший после смерти писателя Малышкина. Светлый дом с огромным эркером, ставший жилищем Пастернаков, у многочисленных гостей вызывал самые поэтические ассоциации – многие сравнивали его с кораблем, а Андрей Вознесенский писал: “Дача его напоминала деревянное подобие шотландских башен. Как старая шахматная тура, стояла она в шеренге других дач”.

Гостиная. Как и в других комнатах, здесь на стене висят работы отца писателя — художника Леонида Пастернака.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Самое главное, вероятно, подметил Вениамин Каверин: Пастернак чувствовал себя в этом поселке “так, как будто сам создал его по своему образу и подобию”. Кто только из мемуаристов не вспоминал о том, с каким явным удовольствием он, например, копал огород: “Я за работой земляной / С себя рубашку скину, / И в спину мне ударит зной / И обожжет, как глину”.

Пастернака многие считали непрактичным небожителем, но в Переделкине он всегда с охотой брался за любую черную работу.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Выезжал с дачи он лишь по необходимости – самым долгим и тягостным перерывом были два года эвакуации, поведенные в Чистополе. В Переделкине прекрасно работалось – здесь написаны две последние книги стихов и здесь же создавался “Доктор Живаго”. На собственное творчество времени часто оставалось не так много. Львиную долю сил отнимали бесконечные переводы (на что современный читатель, располагающий пастернаковскими переводами шекспировских трагедий и “Фауста” Гете, вряд ли посетует). Зато удавалось содержать семью – точнее говоря, две семьи, потому что с 1946 года в его жизнь вошли отношения с его последней музой, Ольгой Ивинской. В 1953-м она с дочерью поселилась рядом с Переделкином, и с тех пор Борис Леонидович навещал ее ежедневно вплоть до своей смерти 30 мая 1960 года.

Гостями переделкинского дома бывали не только литераторы, но и музыканты. На рояле “Бехштейн”, который стоит в комнате Зинаиды Пастернак, в свое время играли Генрих Нейгауз, Мария Юдина и Святослав Рихтер.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Государство, устроившее Пастернаку травлю по поводу публикации “Доктора Живаго” и присуждения Нобелевской премии, после его смерти было мало расположено превращать дачу в музей и делать из нее место паломничества. Вещи поэта вполне могли бы оказаться на помойке, если бы их не сохранили друзья и члены семьи. Музей был создан только четырнадцать лет назад. А вот скучный музейный лоск, по счастью, в доме так и не появился. Дома-музеи великих литераторов – распространенный жанр, но редко когда они выглядят настолько живыми, оставленными хозяином будто вот только что, как эта переделкинская дача.


Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Помимо стихов и переводов в скромном переделкинском кабинете был закончен роман “Доктор Живаго”, публикация которого в Италии вызвала буквально всемирный резонанс.


Текст: Сергей Ходнев

Фото: Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

ТегиИнтерьерБорис ПастернакДачиПеределкиноПодмосковьеРоссияДомаИсторические интерьеры

Санкт-Петербург 1900, Фото 43 Дача на острове, Петербургский рассказ о путешествиях Боба Атчисона

Санкт-Петербург 1900, Фото 43 Дача на острове, Петербургский рассказ о путешествиях Боба Атчисона
Вождение в Петербурге было восхитительным опытом для путешественника в 1900 году. В отличие от сегодняшнего дня, когда пробки, шум и ядовитые выхлопы превращают любую автомобильную поездку в Петербурге в грязное страдание, конные извозчики обеспечивали неторопливый способ добраться из одного места в другое. Американцам нравились низкие и удобные кэбы с их огромными черными лошадьми и огромными бородатыми водителями. Некоторые такси казались потенциальным клиентам обманчиво нематериальными. Одно из них, называемое «Decollettée Droski», особенно нравилось романтическим парам, потому что его низкая спина требовала, чтобы мужчина обнимал рукой талию своей спутницы для защиты.

Вверху: Декольте Дроски.

Летом популярным местом для поездок были «острова» — группа из 40 островов, на которых богатые и аристократические петербуржцы построили дворцы, парки и дачи. Туда было легко добраться из центра города; через архипелаг можно было путешествовать на такси или на маленьких пароходах. Конечным пунктом для многих была самая оконечность Елагина острова и романтическая «Стрелка», выходящая на Финский залив. Во время белых ночей в конце июня экипажи останавливались, чтобы полюбоваться полуночным солнцем, медленно опускающимся за горизонт, и сверкающей гладью залива.

Вверху: садовый фасад Елагина дворца.

Елагин дворец был главным памятником на острове, давшим название зданию. В 1900 году это был дом вдовствующей императрицы Марии. У вдовствующей императрицы было много дворцов в Петербурге. Вместе с Елагиным она жила в Аничковом дворце на Невском проспекте в городе, в Александрии-Петергофе в Коттеджном дворце, а также в имении Гатчина к югу от города. Мари раньше была датской принцессой по имени Дагмар. Как и другие протестантские невесты русских царей, она сменила имя, когда приняла православие. Сначала Мария была помолвлена ​​со старшим сыном Александра II, Николаем. Когда он умер, она вышла замуж за его младшего брата Александра, который впоследствии стал царем. Мария также была сестрой английской королевы Александры, которая была замужем за Эдуардом VIII. Когда грянула революция, Мария жила с младшей дочерью в Мариинском дворце. Весть о трагических событиях, касающихся Николая II и его насильственного отречения от престола, быстро достигла Киева. Несмотря на нестабильные условия на железных дорогах и распространяющееся анархическое насилие, Мария поехала на своем частном поезде вместе со своим зятем Александром в Могилев и в штаб армии, куда вернулся царь после того, как его повернули в сторону Царского Села. Короткий визит Мари к своему злополучному сыну был последним разом, когда они видели друг друга. Что касается самой Марии, то она в конце концов оказалась в относительной безопасности в Крыму, запертая революционными матросами на обнесенной стеной вилле Романовых. После ряда ужасных событий и непродолжительной немецкой оккупации Крыма дочери убедили Марию сесть на британский крейсер в 1919 г.20, которые привели ее в Западную Европу и изгнание. Мари умерла в 1928 году на родине, в Дании.

Елагин дворец был построен Александром I для своей матери, Марии Федоровны. Его спроектировал архитектор Карло Росси, который несколько лет спустя спроектировал Михайловский дворец в Петербурге. Строительство дворца обошлось в 1,3 миллиона рублей, и работы велись четыре года в июне 1822 года. Дворец очень полюбился жителям города за его благородные пропорции, идиллические сады и живописное островное окружение.

Следующая фотография: The Garden of an Island Villa

Для просмотра небольшой карты района Санкт-Петербурга нажмите здесь.

Посмотреть большую карту центра Санкт-Петербурга иди сюда.

Комментарии на сайте должны быть отправлены Бобу Атчисон.

Малоизвестная охотничья дача Николая II в Крыму

ФОТО: Бешуйская дача, охотничий домик Николая II в Крыму

Начало Собственной Его Величества охоты в горах Крыма установлено императором Александром II (1818-1881) в 1860-е годы с Никитской дачи, расположенной в Южно-Бережанской пуще, близ Ливадии. Впоследствии «Царская охота» в Крыму расширилась, были созданы две дополнительные государственные лесные дачи в Бешуйском и Аянском лесничествах (Коронные земли).

С 14 по 18 октября 1880 года на цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) в Бешуйском лесу была устроена охота. Именно эта охота и послужила поводом для строительства Бешуйской дачи, расположенной в 60–70 метрах от Космо-Дамиановского монастыря. Охотничий домик был построен к сентябрю 1884 г. 

ФОТО: Николай II и граф Фредерикс перед Бешуйской дачей

Бешуйская дача представляла собой одноэтажное деревянное здание на каменном фундаменте и состояла из 8 комнат: гостиной с кабинетом, спальни , две комнаты для прислуги, кладовая и ванная комната. Следуя примеру деда и отца, Николай II неоднократно приезжал сюда на охоту и в монастырь.

Наиболее профессиональные и перспективные служащие из царских охотничьих угодий в Спале, а затем и в Беловеже были переведены в Крым. Осенью 1913 марта Эдмунд Владиславович Вагнер был назначен Начальником Собственной Его Величества Охоты в Крыму. Всего штат Его Величества Собственной Охоты в 1913-1917 годах, включая егерей, насчитывал тридцать человек.

ФОТО: Николай II отдыхает на балконе Бешуйской дачи

Николай II записывает одну из своих крымских охот 17 сентября 1913 года:

«… Я встал в 3 часа и пошел на охоту, и убил один олень. . . Погода была отличная, и день был очень теплым. Я вернулся в дом к 9час. Пили чай с дочерьми, которые были на ранней мессе. Мы просидели на крыльце до 12 часов, когда принесли моих оленей. Позавтракали и ровно в час выехали в Ливадию, куда прибыли в 3.20…»

Во время своего последнего визита на Южный берег Крыма весной 1914 года император совершил несколько поездок в Бешуйскую, но это были не для охоты, а для развлечения и походов с семьей, родственниками, офицерами и членами свиты.

Императрица  Александра Федоровна, надеясь на чудо, выбрала целебный источник в Космо-Дамиановском монастыре, для лечения цесаревича Алексея, страдавшего гемофилией. Однако путь из Ливадии в монастырь был довольно долгим и тягостным.

К 1910 году строительство Императорского гаража в Ливадии было завершено, дороги, которыми пользовался царь, должны были быть приспособлены для его автомобилей. В том же году началось строительство Романовского тракта — горной дороги, соединявшей Верхнюю Массандру с царским охотничьим домиком и близлежащим монастырем. Дорога была завершена осенью 1913 года, что сделало ее пригодной для автомобильного движения.

ФОТО: Граф Александр Граббе, Император Николай II, Князь Владимир Орлов,
неизвестный офицер и комендант дворца Владимир Воейков

Благодаря новой трассе расстояние между императорскими резиденциями сократилось более чем на двадцать километров. Благодаря этому время в пути сократилось: судя по дневниковым записям Николая II, он обычно добирался из Ливадии до Охотничьего домика примерно за три часа.

Дата 6 мая 1914 года оказалась последним разом, когда Император Николай II и его Семья проезжали по живописной Романовской дороге из Ливадии, чтобы посетить Бешуйскую дачу, свою охотничью дачу в Крыму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *