Фото дача: Дача фото реальных дачников — 73 фото
Что такое дача: Чем отличается дача от дома, русский дачный стиль, зачем людям нужна дача
Дача — особый культурный и архитектурный российский феномен. Русской даче посвящены десятки научных монографий, статья в «Википедии» и даже отдельное слово в английском языке. Разбираемся, что это такое, чем отличается дача от дома для отпуска и обычных загородных коттеджей в пригороде, и зачем она вообще нужна, эта русская дача.
1. Дача — для тех, у кого уже есть дворец
Первые дачи в России появились во время правления Петра I. В XVIII веке дачами (от русского «давать») начали называть земли с небольшими по меркам тех лет усадьбами, где можно было отдохнуть от придворной жизни и протокола, наслаждаться простыми радостями: разбить сад, организовать мини-огород.
На фото: Приморская дача, Петергоф; перестроена в 1843 году архитектором А. Штакеншнейдером
Так называемая Собственная (она же Приморская) дача в Петергофе императрицы Елизаветы Петровны состояла из каменного жилого двухэтажного дома, деревянного флигеля и фермы неподалеку. Это было приватное место для уединения, где нельзя было появляться без доклада. Отсюда второе отличие дачи.
2. Дача — это отказ от социальных ролей
Чем же отличается дача от жилого дома? — Если россиянин живет в квартире, он стремится иметь дачный домик в пригороде. Те, кто владеет загородным домом, обязательно строят «дальнюю дачу»: место, куда уезжают заниматься несвойственными «в обычной жизни» вещами. Только здесь шахтер может сажать огурцы, а министр — собирать колорадского жука.
Pavel Zheleznov
3. Дача — это не тип архитектуры
С середины XIX века дачная мода все больше набирает обороты. Строить и сдавать на лето дома на территории не использовавшихся семьей имений и парков со временем начинают аристократы. Такие места называли «барскими дачами». Сдавать могли и старые парковые постройки, и даже части не использовавшихся дворцов. Петергоф, Павловск, Гатчина и другие знаменитые пригороды Петербурга — это старые, аристократические дачные направления вокруг тогдашней столицы. При этом даже вблизи от города были районы более и менее престижные. Последние отличались ценами пониже, правда, и минусы были — например, публика там была попроще.
Если климат Петербурга в основном ругали, то ту же Гатчину называли почти курортом. Для того, чтобы публике было проще сделать выбор, выпускались специальные путеводители: например, «Куда ехать на дачу» В. Симанского 1892 года. В число популярных дачных направлений Подмосковья входили Клязьма, Мамонтовка, Пушкино, Абрамцево и другие.
Где-то до сих пор можно увидеть сохранившиеся дачи столетней давности. Дачи могли быть не только съемными, но и казенными — их выделяли на лето служившим в том или ином ведомстве, например, в министерстве царского Двора. И по сей день русская дача — это не тип постройки, а особый образ жизни на природе.
Татьяна Иванова I Interior Designer & Decorator
На фото: Деревянный модерн дачи в Комарове под Санкт-Петербургом, начало XX века
Часто дачный бум нового образца в том или ином месте провоцировало строительство железной дороги, значительно упрощавшей решение транспортного вопроса. В конце XIX века, в том числе по этой причине, новые дачники Петербурга освоили выборгское направление и приграничные территории Финляндии.
Знаменитой станет финская Куокалла (ныне — Репино), где жили Корней Чуковский, Илья Репин и многие другие видные представители российской культуры. В Куокалле и соседней Оллиле дачники активно ходили в гости. В «Пенатах» Репина его вторая супруга завела моду на вегетарианство, и Маяковский изящно называл эти обеды «репинскими травками».
На фото: Дача Михаила Бенуа (брата Александра) под Санкт-Петербургом, 1892
4. В России два времени года: зима и дача
Обычно на дачу уезжали весной и оставались там жить до поздней осени. Например, художник Александр Бенуа (1870-1960) вспоминал, что его семья предпочитала «мерзнуть и мокнуть на даче, лишь бы поскорее выбраться из Петербурга». О масштабе летней миграции в то время можно судить по другому факту из биографии Бенуа: художник и его невеста, игравшие свадьбу летом, специально назначили венчание и торжества на дневное время, поскольку почти всем гостям нужно было успеть вернуться на свои дачи. За город семьи дачников перебирались в полном составе. Те, кто работал, по утрам отбывали на службу, а вечером возвращались на дачу. Но что можно делать на даче несколько месяцев?
Оказывается, в дачных поселках часто был центр — небольшой парк, куда ходили гулять все дачники. Среди популярных дачных развлечений того времени: походы в гости и выезды на пикник, концерты и летний театр, маскарады и наблюдение за войсковыми маневрами, занятие гимнастикой и езда на велосипедах, выходы на яхте, набирающий популярность любительский спорт.
Современные россияне, например, жарят на даче барбекю — в городе для этого часто нет места. Что касается дачного сезона, то вся страна с мая по октябрь непременно проводит на даче: кто-то переезжает в духе Бенуа — на полгода, кто-то уезжает каждую пятницу и возвращается в понедельник.
5. Дача — это романтика отдыха
Образ дачи, известный каждому российскому школьнику, сформулировал писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Новая дача» (1898): «Ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом».
Легкие платья и солнечные зонтики, чаепития на деревянной веранде, плетеная мебель, тонетовские стулья и кусты крыжовника, страсти, романы и прогулки — этот манящий эталон дачной жизни появился на рубеже XIX-XX веков и окончательно определил русский дачный стиль. Чем же дача отличается от дома?
На фото: Типичная для 1930-1950-х годов дача с холодной террасой
6. Дача — энергоэффективный дом
Исторически на дачах жили только в теплое время года, что нашло отражение в архитектурной типологии: русский стиль — это светлые террасы с витражами, балкончики с резными деталями и мезонины. Конечно, они не очень годились для суровых зим, зато навевали романтическое настроение и создавали ощущение постоянной близости к природе.
Остекленную веранду обычно строили на южной стороне, чтобы она успевала прогреться за день. И в распорядке дачной жизни она заменяла гостиную, столовую, кабинет, а порой и спальню.
На фото: Дача в неорусском стиле С. Левенсона, поселок Ново-Переделкино под Москвой, архитектор Ф. Шехтель
Ivan Skorikov
7. Партийные и писательские дачи как символ эпохи
После революции 1917 года практически все дачи перешли в собственность государства. Но несмотря на отрицание дореволюционного уклада жизни, дачная культура не исчезла. Она лишь приобрела иные формы, внешне строго регламентированные. Судя по воспоминаниям, и в советское время счастливцы воспроизводили вполне чеховскую идиллию: варили варенье, ставили самовар, растопив его шишками и щепками, часами сидели на веранде, играли в крикет и бадминтон.
Пётр Покровский
С 1930-х годов по 1950-е годы образцом жанра (и объектом вожделения) стали дачи чиновников, писателей, академиков и других привилегированных категорий населения. Они могли быть как государственными (особенно полезным членам общества партия, как известно, облегчала тяготы быта), так и частными. Но даже у крупного военного дача все равно была небольшим домиком без особых удобств на участке до 30 соток.
На фото: Дача Б. Пастернака в Переделкине под Москвой, 1930-е годы
Союзы писателей, сообщества архитекторов организовывали собственные дачные поселки (все соседи были одной профессии). В их числе знаменитые Городок писателей в Переделкине, НИЛ («Наука. Искусство. Литература»), Загорянка и Валентиновка. Тот же принцип сохранился позднее, когда советское предприятие давало своим сотрудникам участки — соседями по даче оказывались работники одного завода или фабрики.
Один из самых известных подмосковных дачных поселков — Переделкино. Здесь практически в первозданном виде сохранилась дача нобелевского лауреата, поэта Бориса Пастернака. Первые дачи здесь строились по немецким проектам и напоминают европейские коттеджи.
Бюро Акимова и Топорова
8. Дача учит аскезе
Известная балерина Майя Плисецкая так вспоминает кооперативную дачу семьи в поселке Загорянка: двухкомнатный дощатый домик, казавшийся владельцам «царственной роскошью». Туалет здесь обычно представлял собой домик на улице. Однако бытовые неудобства не смущали дачников.
Поскольку дачи были небольшими, кухня часто размещалась в отдельной постройке во дворе. Сейчас размеры дачи позволяют сделать кухню и внутри основного дома, но традиции летней кухни пустили глубокие корни. Ведь дача нужна в том числе и для того, чтобы обедать на открытом воздухе.
9. Дача как «фермерство по выходным»
Со времен Никиты Хрущева (1960-х годов) вопрос «зачем людям дача» уже не стоит. россияне используют ее для выращивания собственного урожая в условиях города. Вместе с решением продовольственного вопроса дача стала ассоциироваться с поездками на выходные в забитой инвентарем машине, заботой об огороде и вечерами, проведенными за переработкой урожая в варенье. Советские люди массово превратились в «фермеров по выходным». А поскольку сельское хозяйство не всегда терпит до конца рабочей недели — на дачу, если позволяли расстояния, ездили и в будни после работы.
Размер типового дачного участка составлял шесть соток и стал именем нарицательным поздней советской дачи. Устав дачного товарищества регламентировал не только допустимое количество и расположение деревьев на каждом участке, но даже определял разрешенный размер домика: на семью из трех человек полагалась только одна комната.
10. Дача как место DIY
Трудности с материалами и деньгами стимулировали людей к творчеству. Для строительства дачных домиков часто использовали элементы дореволюционных зданий, шедших под снос: кованные украшения крыльца, резные карнизы или наличники, рамы с цветными стеклами.
Для дачи люди могли приспособить почти все: и старые пластиковые бутылки (закрывать рассаду и даже мастерить из них теплицы), и стаканчики из-под йогурта (сажать рассаду), делать садовый душ из старых автобусных дверей.
На фото: Корпус старой модели «Жигули» выполняет роль садового гнома
Юрьева Галина | Interior Design and Decorating |
11. Дача — склад временного хранения
Зачем нужна дача зимой? — Конечно, для хранения вещей! На зимний период многие дачи использовались для складирования предметов, вышедших из употребления. Сюда свозили ставшие признаками «бабушкиного стиля» кружевной текстиль, старые венские стулья, самовары, комоды и горки. Спасибо, что не выкинули, и нет нужды ходить по антикварным магазинам. Еще один повод увериться, что дача нужна в любое время года.
Ivan Skorikov
Дачная жизнь и XXI век
Владельцы современных дач могут следовать любому из сценариев: воссоздавать у себя на участке чеховскую идиллию отдыха, профессорскую дачу для подготовки научных монографий или заняться фермерством. Все это можно делать на даче и сегодня. Никто уже не ограничивает россиян в размерах участка и дома. Но продолжает действовать негласное правило: истинная дача не может быть большой и капитальной — иначе это импровизация на тему увеличенной городской квартиры.
Потому современные дачники продолжают любить небольшие деревянные дома и поселки, переделывать и реконструировать старые дачи, а иногда создавать и собственные вариации исторических прототипов.
Vladislav Yakovenko
Vladislav Yakovenko
Забота о наследии
Место: Комарово, Ленинградская область
Размер: 161,3 кв.м (с верандой)
Кто здесь живет: Семья Яковенко (с 1954 года)
История: В этом доме была написана пьеса «Осенний марафон» Александра Володина, по которой был снят одноименный фильм
До 1913 года это была популярная у петербуржцев дачная местность Келломяки. Здесь находилось около 700 дач, на которых владельцы жили сами, либо сдавали их внаем. После Великой Отечественной войны поселок Келломяки, переименованный в Комарово, стал курортной зоной. В послевоенные годы уцелевшие дачи и особняки передали деятелям советской науки, культуры и военным; началось выделение дачных участков.
В 1954 году здесь дали дачу профессору и военному врачу Владимиру Яковенко. «Дача построена в конце 1950-х годов, — рассказывает нынешний владелец, Владислав Яковенко. — За последние 15 лет все инженерные системы были полностью заменены, но сам дом мы еще не реконструировали. Так как хозяин дома был известным санитарным врачом, в доме был теплый туалет и ванная. Горячая вода нагревалась в дровяной колонке, а холодная накачивалась из колодца насосом в специальный бак-резервуар, расположенный на чердаке дома».
Vladislav Yakovenko
«Особенность дачной архитектуры того периода состояла в том, что архитекторы старались реализовать как можно больше нежилых пространств, сохраняя установленную норму, — объем жилой части не более 65 кв.м. Хотя сам дом — вдвое больше. Поэтому получился дом с просторным светлым коридором, проходящим от центра веранды к прихожей».
Юлия Нестерова
Новая жизнь старой дачи
Место: Подмосковье
Размер: 180 кв. м
Aвтор проекта: Архитектор Юлия Нестерова
До революции этот деревянный дом в поселке, куда по весне приезжала творческая интеллигенция, принадлежал семье императорского фотографа. Современная владелица этого дома давно мечтала о старой даче чеховских времен, где на веранде часами пьют чай и гуляют по саду.
Юлия Нестерова
Найдя этот дом с мезонином, верандами, резным крыльцом и наличниками, она влюбилась с первого взгляда. И попросила архитектора Юлию Нестерову сохранить ностальгическую атмосферу и облик дома, сделав интерьеры более современными.
Во время реконструкции отреставрировали фасады дома, сохранив старое остекление веранд и балкона. Прежние внутренние перегородки Юлия решила удалить и возвела новые стены, увеличив размеры комнат, подвела новые коммуникации. Хотя большая часть мебели и декора современные, их подбирали с оглядкой на стародачную историю: разбеленные краски, антикварная и состаренная мебель, вышитые занавески и ажурные скатерти; в общем, детали, напоминающие о начале XX века.
Vitaly Zhuykov
Vitaly Zhuykov
Дача DIY
Место: Берег Камы под Ижевском
Размер: 36 кв.м (без террасы)
Aвтор проекта: Дизайнер Виталий Жуйков
Недалеко от Ижевска, на берегу реки Камы находится дом-мастерская дизайнера Виталия Жуйкова. Он приезжает сюда из Москвы на летний сезон, объезжает заброшенные деревни в поисках старых досок, мебели, дверей и наличников, из которых потом создает объекты для своего бренда AUGUST.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Дизайн-лаборатория AUGUST — второе рождение забытых вещей
Vitaly Zhuykov
Vitaly Zhuykov
Этот дом — воплощение идеологии DIY: «На моей даче все сделано из простых честных материалов, пусть они смотрятся несколько брутально, но эта грубость бытия, игра фактур, все эти неровности и несовершенства создают свой настрой.
KamaDatcha меняется каждый сезон, я приезжаю и все время что-то придумываю и переделываю. Нахожу старые доски или наличник, и дом получает какую-то новую деталь. Например, дровник на этом фото сделан из резного наличника, найденного в одном из заброшенных домов. Вокруг очень много пустых деревень. А в них много домов, которые идут под снос. Иногда только и успеваешь вытаскивать из-под трактора интересные вещи», — делится Виталий.
Asse Architects // Архитекторы асс
Asse Architects // Архитекторы асс
Новое как старое
Место: Kратово, Подмосковье
Размер: 180,6 кв.м
Aвтор проекта: Архитекторы Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева, ASSE Architects
Этот дом расположен в cтаром дачном поселке Кратово рядом с Москвой в живописном хвойном лесу. Двухэтажная дача с мансардой построена из деревянного клееного бруса: проектом предусмотрены выносные открытые террасы на двух этажах — они напоминают о старых московских и петербургских дачах, их ажурных белоснежных террасах.
Asse Architects // Архитекторы асс
С момента появления понятия «дача», смысл, архитектурная типология дачного дома и его функции менялись, но дачный образ жизни, любовь к выращиванию собственных помидоров или пионов, чаепитие на террасах или летних открытых кухнях, катание на велосипеде и лыжах, баня, традиционные шашлыки и августовские яблоки в ведрах, провожание гостей на последнюю электричку для большей части из нас — синонимы маленького домашнего счастья, радостных воспоминаний детства и возвращения к природе.
РАССКАЖИТЕ НАМ…
В чем для вас заключается феномен русской дачи? Какие плюсы и минусы иметь дачу в наше время? Поделитесь своим мнением и историями своих дач в разделе комментариев!
Дача Бориса Пастернака в Переделкине: история и фото интерьеров | Admagazine
“Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь”. Так Борис Пастернак говорил о своей даче в Переделкине, ставшей одной из самых знаменитых в истории русской литературы.
Уже обжившись в Переделкине, Пастернак признавался, что именно такие “отлогости с садами и деревянными домами с мезонинами в шведско-тирольском коттеджеподобном вкусе, замеченные на закате, в путешествии, откуда-нибудь из окна вагона, заставляли надолго высовываться до пояса, заглядываясь назад на это овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселенье”.
Дом на переделкинской улице Павленко сравнивали и с плывущим кораблем, и с шахматной турой.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Часто историю литераторского поселка представляют себе таким образом, что это советская власть заботливо подобрала для писателей подмосковный уголок и старательно овевала его “неземной и завидной прелестью”: дескать, Горький, правильно выбрав момент, предложил идею Сталину и с ходу получил полное одобрение.
Пастернак неоднократно говорил, что из окна своей дачи видит жизнь лучше и полнее, чем, скажем, из окна поезда.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
На самом деле поначалу писатели попробовали обустроить жизнь в Переделкине собственными силами, организовав дачный кооператив. Это было в 1930 году. Но практической сметки литераторам не хватило, и стало ясно, что без массированной казенной поддержки реализовать идею затруднительно.
Дом был построен по немецкому проекту, но выглядит стопроцентно русской дачей.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Момент для того, чтобы о такой поддержке заикнуться, в целом действительно был правильный. Власть как раз взялась заново выстраивать отношения с советскими писателями и держалась снисходительно, давая понять, что в обмен на лояльность со стороны творческих работников не будет скупиться на подачки и привилегии. Появился Дом советских писателей (будущий Центральный дом литератора), стала намечаться система домов отдыха и домов творчества. Горький на создании дачного поселка как раз не настаивал. Да и Сталин идею поселить “инженеров человеческих душ” в приватных домах поначалу вовсе не приветствовал. “Это дело надуманное, – писал он Горькому, – которое к тому же может отдалить писателей от живой среды и развить в них самомнение”.
По старой фотографии видно, что участок мало изменился, только зелень разрослась.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Правда, позднее вождь передумал, и в июле 1933 года Совнарком принял постановление “О строительстве Городка писателей”. Строительство поручили вскоре созданному Литфонду, причем проекты для скорости взяли готовые, немецкие. Но качество спешных строительных работ, завершенных к осени 1935-го, тоже оставляло желать лучшего, и на доработки новым жильцам все равно приходилось тратиться – а давались переделкинские дачи, вопреки распространенному мнению, вовсе не даром, и писатели были вынуждены влезать в долги и выпрашивать у Литфонда ссуды.
Расположенная в эркере веранда, наряду с гостиной, была излюбленной комнатой для приема гостей.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Пастернаку, оказавшемуся среди первых жителей поселка, тоже досталось забот: “Надо было решать, брать ли ее [дачу], ездить следить за ее достройкой, изворачиваться, доставать деньги”. Мучительный тон этих слов не от небожительской досады на низкий быт. Первая половина тридцатых годов никак не была для Пастернака безоблачно-спокойным временем. Роман с Зинаидой Нейгауз только поначалу выглядел идиллически – разрыв Зинаиды Николаевны с ее мужем, знаменитым пианистом Генрихом Нейгаузом, и разрыв самого поэта с его первой женой, Евгенией Лурье, были на редкость мучительны, тягостные выяснения отношений между членами двух семейств растянулись на долгие месяцы (в феврале 1932-го Пастернак пытался покончить с собой).
Все, вплоть до холодильника и кухонной утвари, стоит на тех же местах, что и при жизни Пастернака, когда в доме регулярно собиралась на шумные застолья литературная общественность (фото ниже).
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Официальная щедрость, признание, престижные поручения его смутно тревожили, предполагаемая роль главного пролетарского поэта пугала, равно как и то, что уже происходило в этот момент с коллегами по цеху. В мае 1934-го был арестован Мандельштам. Изрядную часть следующего года Пастернак жестоко страдал от бессонницы и депрессии и был всерьез уверен, что жить ему осталось недолго. И даже расхваливая переделкинские красоты в письме к отцу, он элегически замечает, мол, хоть на склоне жизни повезло. Письмо написано в 1939-м, то есть на самом деле до “склона лет” были годы, годы и годы.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom. ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Дача, которую ему с семьей выделили изначально, особым уютом, судя по всему, не отличалась – слишком большая (шесть комнат), плохо освещенная, на сыром участке, где ничего не росло. Через три года появилась возможность переехать в дом на улице Павленко, пустовавший после смерти писателя Малышкина. Светлый дом с огромным эркером, ставший жилищем Пастернаков, у многочисленных гостей вызывал самые поэтические ассоциации – многие сравнивали его с кораблем, а Андрей Вознесенский писал: “Дача его напоминала деревянное подобие шотландских башен. Как старая шахматная тура, стояла она в шеренге других дач”.
Гостиная. Как и в других комнатах, здесь на стене висят работы отца писателя — художника Леонида Пастернака.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Самое главное, вероятно, подметил Вениамин Каверин: Пастернак чувствовал себя в этом поселке “так, как будто сам создал его по своему образу и подобию”. Кто только из мемуаристов не вспоминал о том, с каким явным удовольствием он, например, копал огород: “Я за работой земляной / С себя рубашку скину, / И в спину мне ударит зной / И обожжет, как глину”.
Пастернака многие считали непрактичным небожителем, но в Переделкине он всегда с охотой брался за любую черную работу.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Выезжал с дачи он лишь по необходимости – самым долгим и тягостным перерывом были два года эвакуации, поведенные в Чистополе. В Переделкине прекрасно работалось – здесь написаны две последние книги стихов и здесь же создавался “Доктор Живаго”. На собственное творчество времени часто оставалось не так много. Львиную долю сил отнимали бесконечные переводы (на что современный читатель, располагающий пастернаковскими переводами шекспировских трагедий и “Фауста” Гете, вряд ли посетует). Зато удавалось содержать семью – точнее говоря, две семьи, потому что с 1946 года в его жизнь вошли отношения с его последней музой, Ольгой Ивинской. В 1953-м она с дочерью поселилась рядом с Переделкином, и с тех пор Борис Леонидович навещал ее ежедневно вплоть до своей смерти 30 мая 1960 года.
Гостями переделкинского дома бывали не только литераторы, но и музыканты. На рояле “Бехштейн”, который стоит в комнате Зинаиды Пастернак, в свое время играли Генрих Нейгауз, Мария Юдина и Святослав Рихтер.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Государство, устроившее Пастернаку травлю по поводу публикации “Доктора Живаго” и присуждения Нобелевской премии, после его смерти было мало расположено превращать дачу в музей и делать из нее место паломничества. Вещи поэта вполне могли бы оказаться на помойке, если бы их не сохранили друзья и члены семьи. Музей был создан только четырнадцать лет назад. А вот скучный музейный лоск, по счастью, в доме так и не появился. Дома-музеи великих литераторов – распространенный жанр, но редко когда они выглядят настолько живыми, оставленными хозяином будто вот только что, как эта переделкинская дача.
Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
Помимо стихов и переводов в скромном переделкинском кабинете был закончен роман “Доктор Живаго”, публикация которого в Италии вызвала буквально всемирный резонанс.
Текст: Сергей Ходнев
Фото: Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru
ТегиИнтерьерБорис ПастернакДачиПеределкиноПодмосковьеРоссияДомаИсторические интерьеры
Санкт-Петербург 1900, Фото 43 Дача на острове, Петербургский рассказ о путешествиях Боба Атчисона
Санкт-Петербург 1900, Фото 43 Дача на острове, Петербургский рассказ о путешествиях Боба Атчисона
|
Малоизвестная охотничья дача Николая II в Крыму
ФОТО: Бешуйская дача, охотничий домик Николая II в Крыму
Начало Собственной Его Величества охоты в горах Крыма установлено императором Александром II (1818-1881) в 1860-е годы с Никитской дачи, расположенной в Южно-Бережанской пуще, близ Ливадии. Впоследствии «Царская охота» в Крыму расширилась, были созданы две дополнительные государственные лесные дачи в Бешуйском и Аянском лесничествах (Коронные земли).
С 14 по 18 октября 1880 года на цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) в Бешуйском лесу была устроена охота. Именно эта охота и послужила поводом для строительства Бешуйской дачи, расположенной в 60–70 метрах от Космо-Дамиановского монастыря. Охотничий домик был построен к сентябрю 1884 г.
ФОТО: Николай II и граф Фредерикс перед Бешуйской дачей
Бешуйская дача представляла собой одноэтажное деревянное здание на каменном фундаменте и состояла из 8 комнат: гостиной с кабинетом, спальни , две комнаты для прислуги, кладовая и ванная комната. Следуя примеру деда и отца, Николай II неоднократно приезжал сюда на охоту и в монастырь.
Наиболее профессиональные и перспективные служащие из царских охотничьих угодий в Спале, а затем и в Беловеже были переведены в Крым. Осенью 1913 марта Эдмунд Владиславович Вагнер был назначен Начальником Собственной Его Величества Охоты в Крыму. Всего штат Его Величества Собственной Охоты в 1913-1917 годах, включая егерей, насчитывал тридцать человек.
ФОТО: Николай II отдыхает на балконе Бешуйской дачи
Николай II записывает одну из своих крымских охот 17 сентября 1913 года:
«… Я встал в 3 часа и пошел на охоту, и убил один олень. . . Погода была отличная, и день был очень теплым. Я вернулся в дом к 9час. Пили чай с дочерьми, которые были на ранней мессе. Мы просидели на крыльце до 12 часов, когда принесли моих оленей. Позавтракали и ровно в час выехали в Ливадию, куда прибыли в 3.20…»
Во время своего последнего визита на Южный берег Крыма весной 1914 года император совершил несколько поездок в Бешуйскую, но это были не для охоты, а для развлечения и походов с семьей, родственниками, офицерами и членами свиты.
Императрица Александра Федоровна, надеясь на чудо, выбрала целебный источник в Космо-Дамиановском монастыре, для лечения цесаревича Алексея, страдавшего гемофилией. Однако путь из Ливадии в монастырь был довольно долгим и тягостным.
К 1910 году строительство Императорского гаража в Ливадии было завершено, дороги, которыми пользовался царь, должны были быть приспособлены для его автомобилей. В том же году началось строительство Романовского тракта — горной дороги, соединявшей Верхнюю Массандру с царским охотничьим домиком и близлежащим монастырем. Дорога была завершена осенью 1913 года, что сделало ее пригодной для автомобильного движения.
ФОТО: Граф Александр Граббе, Император Николай II, Князь Владимир Орлов,
неизвестный офицер и комендант дворца Владимир Воейков
Благодаря новой трассе расстояние между императорскими резиденциями сократилось более чем на двадцать километров. Благодаря этому время в пути сократилось: судя по дневниковым записям Николая II, он обычно добирался из Ливадии до Охотничьего домика примерно за три часа.
Дата 6 мая 1914 года оказалась последним разом, когда Император Николай II и его Семья проезжали по живописной Романовской дороге из Ливадии, чтобы посетить Бешуйскую дачу, свою охотничью дачу в Крыму.