Финн юль: модернист с душою скульптора • Интерьер+Дизайн

модернист с душою скульптора • Интерьер+Дизайн

Финн Юл (Finn Juhl, 30.01.1912 — 17.05. 1989) — один из самых влиятельных датских архитекторов и дизайнеров, популярных в 1940-60-х годах. Его дизайн характеризуют повышенное, почти фанатичное внимание к деталям и качеству, а также интуитивное использование материалов. 

Родился Финн Юл в семье торговца тканями. Рос он без матери: она умерла, когда ему было несколько дней от роду. Это печальное обстоятельство и суровый характер отца приучили его справляться с жизнью самому: уже в 15 лет подросток просиживал часы за изучением искусства в Королевском музее изящных искусств Копенгагена, и был полон надежд стать художником. Однако по настоянию отца все же стал изучать архитектуру как более практичное ремесло.

Фрагмент выставки Finn Juhl: Architectural Furniture Designerwill (14 марта – 22 сентября 2019 года) в Копенгагене: выставлены более 25 оригинальных предметов дизайнера, предоставленные его домом-музеем в Ордрупе.

Этот дом дизайнер спроектировал и обставил для себя в 1942 году. На первом плане — диван Poet, 1941.

Учился Юл с 1930 года в Королевской академии Копенгагена, и ему очень повезло с наставником: им был архитектор Вильгельм Лауритцен, следивший за всеми новыми архитектурными веяниями. Лауритцен подхватил движение функционализма, пришедшее из Швеции. Архитекторы открывали новые технологии, вся индустрия переживала небывалый подъем. Своему учителю (а позже и коллеге) Финн Юл ассистировал в создании первого датского здания в стиле функционализма: Дома радио в Копенгагене.

«Искусство всегда было моим главным источником вдохновения. Я очарован формами, которые бросают вызов гравитации и создают визуальную легкость».

Кресло Grasshopper («Кузнечик»), 1938 — одна из первых попыток дизайнера проявить художественную свободу в мебельном жанре. Переиздан в 2019 году House of Finn Juhl.

В 1933 году у Финна Юла появляется своя квартира, которую нужно было обставлять. Юл решает проектировать мебель сам (впоследствии он создаст «с нуля» и обстановку собственного дома в пригороде Копенгагена). Его знакомят с талантливым молодым мастером Нильсом Воддером (Niels Vodder). Если бы не встреча с этим краснодеревщиком, возможно мечты Финна Юла о воплощении собственных идей так и остались бы мечтами.

Финн Юл позирует на диване 46. House of Finn Juhl.

С Воддером дизайнер создаст все свои ключевые вещи для выставок копенгагенской Гильдии краснодеревщиков. И получит в ответ бурю критики — и доброжелательной, и не очень. Первый раз Юл выставлялся в 1937 году. Спустя двенадцать лет его участие в этом мебельном шоу ремесленников  было уже самым громким событием: на кресло Chieftain обратил внимание даже датский король. 

Кресла BO59 для компании Bovirke, 1940-е.

Как и другие пионеры-модернисты, Юл начинал с нуля, не опираясь на наследие. Он проектировал, измеряя свое собственное тело и анализируя, как отдельные компоненты мебели должны поддерживать человека. Но вопреки современникам-модернистам, Юл стремился к более органичной, естественной форме. Юл воплощал свои идеи в смелые изделия, в которых каждый элемент дизайна плавно переходил друг в друга, и предъявлял огромные требования к столярам.

Подвесной светильник FJ для датской компании LYFA, 1963. Сейчас перевыпускаются Onecollection.

Вместо того, чтобы рассуждать с точки зрения практической конструкции, у Финна Юл был образ мышления скульптора. Его целью было создать мебель «с движением и жизнью». В некоторых его креслах спинка и сиденье соединены виртуозно: почти незаметно. Юл гордился тем, что конструктивно поддерживающие элементы мебели и сидящий человек выглядят вместе так, как будто они парят в воздухе.

Chieftain, House of Finn Juhl.

В 1945 году дизайнер обзаводится собственной студией, где продолжает эксперименты со скульптурными формами предметов. Это оказывается совершенно не похоже на то, что делают остальные дизайнеры.

Деталь 45 Chair, c 2013 производится House of Finn Juhl . Это кресло так же известно, как и Chieftain — в нем использован тот же принцип разделения скульптурного сиденья, спинки и деревянного каркаса.

Вышедшее в 1940 году кресло Pelican называли «уставшим моржом», а культовое кресло 1949 года Chieftain сравнивали с четырьмя неудачными омлетами. Юл всегда добродушно реагировал на эту критику: он был одержимым мечтателем. И, как всякое сильное бескорыстное увлечение, оно делало его неуязвимым. Он создает множество версий похожих кресел, ищет свой идеал. Одно из таких вершин стала модель кресла 45, созданный в 1945 году. Впоследствии появится множество его вариаций.

     

Скамья N48 (своим моделям дизайнер иногда давал просто номера, без названий). Переиздана в 2018 году House of Finn Juhl

Деталь N48, переиздание House of Finn Juhl, 2018.

Формально у Юля не было никакого специального образования в мебельной сфере, не считая практики каменщика и плотника в студенческие годы. Он называл себя самоучкой. И при этом ему почти век назад удалось найти новые принципы, которые оказались созвучны следующим поколениям. Из технических новшеств, придуманных Юлом, выделяется главное: он отделил сиденье и спинку от несущей деревянной рамы.

Кресло Pelican, 1940. Переиздано в 2001 House of Finn Juhl.

Несмотря на любовь к уникальным предметам, Финн Юл оказался одним из первых датских дизайнеров, кто в силу обстоятельств стал работать и с большими тиражами, и c крупными международными фирмами. При этом в массовом производстве он изо всех сил старался сохранить тот же подход к детали, что и в ремесленной мастерской.

Кресло FJ 136, произведенное первоначально для France & Son и американского рынка в 1956 году. Позже его так и стали называть: France.

Первой компанией, обратившейся к Юлу в 1947 году, была Bovirke. С первыми же его серийными креслами (они стали выходить в 1952 году) связан занятный факт: одно из них приобрел Музей декоративного искусства Копенгагена за 41 доллар. Далее последовало сотрудничество с France & Son, Baker Furniture Inc., Niels Roth Andersen, Hansen & Sorensen. Постепенно сфера его влияния расширялась.  

Столик Butterfly, 1949. Производится с 2015 компанией House of Finn Juhl.

Комод Glove, 1961— часть коллекции для собственной спальни. Большую часть ярких предметов Финн Юл проектировал для жены.

В 50-е годы Финн Юл оказался для Америки одной из самых влиятельных фигур скандинавского дизайна. Его познакомил с американским рынком куратор отдела промышленного дизайна MoMA Эдгар Кауфманн (Edgar Kaufmann Jr). Настоящая известность пришла после того, как его вещи были выставлены в нью-йоркском шоу-руме Georg Jensen: месте, где в Америке рождались все тренды, связанные со скандинавским дизайном того времени. Его пригласили обставлять Датское посольство в Вашингтоне.

Комод Glove, 1961 — часть коллекции мебели для собственной спальни, спроектированного Финном Юлом для себя и жены.

Одна из культовых моделей, скульптурный диван Baker, 1951. Переиздан в 2009 House of Finn Juhl.

В 1950 году он проектировал один из залов здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Его чувство интерьера так импонировало американцам, что его часто приглашали оформлять выставочные экспозиции: в 1951 году выставку Good design, в 1953, «Дизайн в Скандинавии», 1953, в 1955 «Пятьдесят лет датского серебра» и в 1960 «Искусство Дании».

 

Диван Wall, 1952, создавался специально для заказанного Юлу интерьера виллs Aubertin. Также он экспонируется в музее Nordenfjeldske Kunstindustri в Тронхейме, Норвегия. Спинка прикручена к стене: диван опирается только на задние ножки — передние отсутствуют.

Позже, в 1956-1961 он много работал для авиакомпании Scandinavian Airlines: он разработал интерьеры терминалов и обстановку для самолетов, всего более трех десятков интерьеров. Также его приглашали в Милан работать над групповыми экспозициями скандинавских дизайнеров во время Триеннале. 

Система Panel System для Bovirke, 1950-е, была вдохновлена Чарльзом Имзом. С 2013 ее производит House of Finn Juhl.

В 1970-е новые материалы и мода снижают популярность вещей Финна Юла, однако прошедшая в 1982 году в копенгагенском Музее дизайна ретроспектива дизайнера возрождает интерес к его наследию.

Интерьер отеля Hakuba в Японии, недалеко от Нагано: диван Baker и кресла Pelican. Владельцы компании Onecollection (она переиздает вещи Финна Юла) обустроили небольшую горнолыжную базу целиком предметами любимого дизайнера.

Ковер Circle, 1963. С 2015 выпускается House of Finn Juhl.

Чайный сервиз FJ Essence, 1952 с момента появления никогда не был в производстве. Его стала выпускать только в наши дни компания Architectmade.

Первыми создали моду на его дизайн, как ни странно, не скандинавы, а японцы. Отношение Юла к форме и материалу (дереву) оказалось настолько им созвучно, что они стали создавать целые отели, оформленные его предметами. Мода не осталась незамеченной: вскоре многие компании взяли курс на переиздание его вещей, даже тех, которые никогда не выходили серийно, а существовали только как прототип. Сейчас переизданы все известные модели стульев и диванов, а также аксессуары – включая ковры, часы, подносы и пр.   

«Египетский стул» был представлен вместе с другим знаменитым стулом Chieftain на выставке гильдии краснодеревщиков в Копенгагене в 1949 году. Переиздан в 2014 году House of Finn Juhl.

Сейчас за оригинальным дизайном Финна Юла охотятся коллекционеры: их  осталось не так много, поскольку все они были выпущены небольшими тиражами или в нескольких экземплярах.  

Сэр Норман Фостер делает наброски на диване 46 по дизайну Финна Юла. Выставка Design Miami Basel, 2019

Его дом, который обставлен мебелью по его дизайну, сейчас является частью музея Ordrupgaard, который должен открыться после реконструкции в 2020 году.

Финн Юл: модернист с душою скульптора (1912 — 1989) | Часть 2

Великие мастера, Скандинавский дизайн

  • Сообщение от ModernMemphis & Co

14 Мар

Финн Юл — один из самых влиятельных датских архитекторов и дизайнеров, популярных в 1940-60-х годах. Его дизайн характеризуют повышенное, почти фанатичное внимание к деталям и качеству, а также интуитивное использование материалов.

Возможно, на самом деле Юлю просто хотелось вырваться на свободу, что удалось во всех смыслах: он стал проектировать мебель, скандально не вписывавшуюся в модернистский мэйнстрим, который в предвоенной Дании определяла школа Кааре Клинта. Там все было геометрично и строго, а у Финна – объемно и мягко. Правда, предметы с трудом вписывались в эталонные интерьеры того времени, где мебели вообще отводилась подчиненная роль.

ARRIVALS

FINN JUHL Exhibition

Знакомство с финном Юлом в компании Jackson Design в Берлине.

Первой его знаменитой работой в области предметного дизайна было кресло Pelican. В тот период дизайнер увлекался современной скульптурой, что отразилось на форме кресла.  Публика приняла столь экзотичное для того времени  творение критически, назвав его «Усталым моржом». Но именно эта работа повлияла на стиль домашней мебели за пределами Дании в 40х годах.

Диван Poet Sofa Юль создает в 1941 году для своего дома. Он почти сразу становится классикой датского дизайна. А такое название он получил благодаря появлению в обстановке в романтическом фильме «Поэт и его Жена».

Пусть вас не смущают небольшие размеры этого предмета мебели: диван специально задумывался тесным, чтобы два человека, сидящие на нем, не смогли не начать общаться. Органическая форма позволяет Poet повторять изгибы тела человека, делая его очень удобным, а смелые цвета — легко вписаться в современный интерьер. Идеально для дружеских встреч или романтических вечеров вдвоем.

В 1946 году Финн Юль создает модель дивана 46 Sofa, которая также говорит нам об «очеловечивании» мебели: плавные изгибы спинки, подлокотники, будто повторяющие сгиб руки человека. Этот диван Юль решил усовершенствовать небольшим кофейным столиком «Глаз» – Eye Coffee Table. Линии столика идеально перекликаются с линиями дивана.

Несмотря на любовь к уникальным предметам, Финн Юл оказался одним из первых датских дизайнеров, кто в силу обстоятельств стал работать и с большими тиражами, и c крупными международными фирмами. При этом в массовом производстве он изо всех сил старался сохранить тот же подход к детали, что и в ремесленной мастерской.

Диван Poet получил свое название благодаря появлению в обстановке в романтическом фильме «Поэт и его Жена».

Диван 46 Sofa и кофейный столик Eye Coffee Table созданные Финном Юлем в 1946 году.

Вдохновленный ”свободным искусством”, Финн Юл спроектировал диван Poet для своего собственного дома в 1941 году.

После войны Юль завоевал США, где подружился с Эдгаром Кауфманом, директором отдела индустриального дизайна в МОМА, четой Имз, а также другими влиятельными персонами. Настоящая известность пришла после того, как его вещи были выставлены в нью-йоркском шоу-руме Georg Jensen: месте, где в Америке рождались все тренды, связанные со скандинавским дизайном того времени. Его пригласили обставлять Датское посольство в Вашингтоне.

Упивающиеся победой, свободой и новой роскошью американцы приняли датский дизайн как модный бренд и стали писать это словосочетание с большой буквы, а процветающий датчанин наладил серийное производство наименее сложных в изготовлении предметов, и не только в Штатах.

В 1950 году он проектировал один из залов здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Его чувство интерьера так импонировало американцам, что его часто приглашали оформлять выставочные экспозиции: в 1951 году выставку Good design, в 1953, «Дизайн в Скандинавии», 1953, в 1955 «Пятьдесят лет датского серебра» и в 1960 «Искусство Дании».

Под влиянием абстрактного искусства дизайнер создает диван Baker Sofa, с разделенным на две части корпусом.  Диван Baker Sofa был создан в 1951 году по заказу американской компании Baker Furniture.

Одна из культовых моделей, скульптурный диван Baker, 1951. Переиздан в 2009 House of Finn Juhl.

Диван Wall, 1952, создавался специально для заказанного Юлу интерьера виллы Aubertin. Также он экспонируется в музее Nordenfjeldske Kunstindustri в Тронхейме, Норвегия. Спинка прикручена к стене: диван опирается только на задние ножки — передние отсутствуют.

В 1970-е новые материалы и мода снижают популярность вещей Финна Юла, однако прошедшая в 1982 году в копенгагенском Музее дизайна ретроспектива дизайнера возрождает интерес к его наследию.

Многие предметы мебели, придуманные Финном Юлем в 1940–60-е годы, не были запущены в массовое производство сразу, так как их сложная форма требовала более продвинутых технологий. К примеру, Pelican Chair или кресло-пеликан стали производить только в 1999 году, а уже в начале 2000-х годов были перевыпущены еще порядка 15 знаковых предметов по дизайну Юля, в частности, диваны Baker – компания One Сollection получила за него престижную премию Wallpaper Design Award.

Первыми создали моду на его дизайн, как ни странно, не скандинавы, а японцы. Отношение Юла к форме и материалу (дереву) оказалось настолько им созвучно, что они стали создавать целые отели, оформленные его предметами. Мода не осталась незамеченной: вскоре многие компании взяли курс на переиздание его вещей, даже тех, которые никогда не выходили серийно, а существовали только как прототип. Сейчас переизданы все известные модели стульев и диванов, а также аксессуары – включая ковры, часы, подносы и пр.

Интерьер отеля Hakuba в Японии, недалеко от Нагано: диван Baker и кресла Pelican. Владельцы компании Onecollection (она переиздает вещи Финна Юла) обустроили небольшую горнолыжную базу целиком предметами любимого дизайнера.

Финн Юль умер в 1989 году. В Копенгагене сохранили его дом с обстановкой и предметами, тщательно подобранными дизайнером, и в большинстве своем сделанными собственноручно. Дом сейчас является частью музея Ordrupgaard, который должен открыться после реконструкции в 2020 году.

Сегодня за оригинальным дизайном Финна Юла охотятся коллекционеры: их  осталось не так много, поскольку все они были выпущены небольшими тиражами или в нескольких экземплярах.  

“Нельзя создать счастье красивыми объектами, но можно испортить большое счастье плохими.”

– говорил Финн Юл.

На наш взгляд, «большое счастье» делал именно он.

Дом Финна Юла | Культовая мебель, созданная на века

ПРОЦЕСС КОЛЛЕКЦИИ

Производство и мастерство

Мы хотим продолжать проливать свет на огромный объем работы, который затрачивается на производство каждого предмета скульптурной мебели Финна Юля. Крайне важно, чтобы детали были такими же тонкими и чистыми, как если бы они были сделаны в старой мастерской краснодеревщика, но наше понимание качества включает в себя и долговечность. Мебель должна быть настолько прочной, чтобы ею могли наслаждаться люди сегодня и будущие поколения. С уважением к традициям и требованием долговечности мы отдаем только лучшие материалы в руки самых преданных и опытных мастеров.

Узнать

ВДОХНОВЕНИЕ И РУКОВОДСТВО

Наш выставочный зал в центре Копенгагена

Здание, в котором находится выставочный зал House of Finn Juhl, имеет историческое значение. С 1879 года он был домом для торговли и публикации музыки в Копенгагене. На протяжении пяти поколений семья Вильгельма Хансена управляла музыкальным издательством, типографским бизнесом и магазином нот. Музыкальное издательство Вильгельма Хансена было крупнейшим во всей Скандинавии и стало синонимом сокровищ датской музыки. Здесь под одной крышей собрались все величайшие художники.

Адрес: Gothersgade 9, 1123 Copenhagen K

Откройте для себя

Экстравагантное кресло для виски Финна Юля

Орех, латунь, выдувное стекло и датское виски. Недавно выпущенный стул для виски

Кресло для виски было разработано Финном Юлом в 1948 году и отличается художественным чувством формы, функциональности и деталей. Стул изготовлен из американского ореха и вручную обтянут кожей и/или текстилем. Кроме того, стул изготовлен с латунным подносом ручной работы и характерными латунными ножками. При покупке покупатели получат уникальное стекло ручной выдувки, изготовленное стеклодувом Миккелем Йерстом.

Узнать

Мебель

Просмотреть всю коллекцию

Финн Юл разработал мебель с учетом человеческого тела. Эта характеристика выделяла его среди сверстников середины века как в Дании, так и в Скандинавии. Вместо того, чтобы ограничивать себя мышлением с точки зрения практического конструирования, Финн Юл принял образ мышления скульптора при создании мебели.

Откройте для себя

Просмотрите наши каталоги

Нажмите и пролистайте страницы наших каталогов Finn Juhl. Наряду с набором вдохновляющих и захватывающих изображений каталоги рассказывают историю о дизайне Finn Juhl, повторно представленном в нашей коллекции мебели, включая информацию, например, о. доступные материалы и размеры. На нашей странице каталога вы также можете скачать каталог в формате pdf, чтобы сохранить и восстановить его на своем устройстве.

КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ

Откройте для себя

ОСНОВНОЙ КАТАЛОГ

Откройте для себя

КАТАЛОГ МАРОК

Откройте для себя

ВАШ ЛИЧНЫЙ ВЫБОР

Варианты материалов

Когда речь идет о Финне Юле, компромисс недопустим. Дом Finn Juhl производит мебель с теми же ценностями и того же качества, что и изначально задумано. Без такого подхода было бы невозможно добиться уникальной отделки и тонких деталей, которые являются визитной карточкой Финна Юля. Материалы высочайшего качества являются основой для создания элегантных, удобных и прочных предметов мебели, которые прослужат не одному поколению. Следовательно, точный выбор лучших материалов является основным направлением деятельности Дома Finn Juhl.

Узнать

ПРОЕКТЫ И РЕФЕРЕНЦИИ

Finn Juhl в настоящем

Помимо нашего главного выставочного зала на Gothersgade 9, в Копенгагене есть множество мест, где можно познакомиться с Finn Juhl. Познакомьтесь с Финном Юлом в одном из самых изысканных ресторанов, в самом стильном кафе-баре, в лучшем магазине матросских свитеров и в стильном 5-звездочном отеле.

Откройте для себя

Апрельский кофе, Копенгаген

Подпишитесь на нас в Instagram

@houseoffinnjuhl

О Финне Юле | Дом Финна Юля

О Финне Юле

Дизайн для живого тела

Как и другие пионеры модернизма, Финн Юл начал с нуля без образцов для подражания или унаследованных ограничений. Он спроектировал, измерив собственное тело и проанализировав, как отдельные компоненты стула должны нести человеческое тело. Но в отличие от своих модернистских современников с их обтекаемой структурой, похожей на строительные леса, Финн Юл стремился к более органичной и естественной форме. Потенциальная прочность материала была использована максимально, как и в собственных конструкциях природы. Когда Финн Юл воплотил свои идеи в смелых, гибких столярных изделиях, где каждый элемент дизайна плавно перетекал друг в друга, он также предъявлял огромные требования к столярам, ​​которые должны были создать дизайн.

Вместо того, чтобы думать с точки зрения практического строительства, Финн Юл обладал складом ума скульптора, когда формировал предмет мебели. В 1940-х и 1950-х годах такого способа работы еще не было. Его целью было создавать мебель с движением и жизнью. Финн Юл гордился тем, что и поддерживающие конструкцию элементы мебели, и сидящий человек выглядели так, как будто они парят в воздухе. В некоторых его стульях спинка и сиденье почти незримо соединены, как если бы они были облаками, плывущими по комнате.

Создавая свою мебель, Финн Юл работал с двумя элементами: несущим и несущим. Со временем он стал известен своей особой способностью отделять несущие части от несущих. Это один из многих примеров того, как он освободился от традиционных методов работы и нашел свое вдохновение в искусстве.

 

 

«Искусство всегда было моим главным источником вдохновения. Я очарован формами, которые бросают вызов гравитации и создают визуальную легкость». — Финн Юл

О Финне Юле

Обивка и обработка дерева

В первые годы работы на выставке Гильдии краснодеревщиков Финн Юл в основном работал с полностью мягкой мебелью. Если вы знаете о скульптурной деревянной мебели Финна Юла, может показаться странным, что он в первую очередь начал работать с полностью мягкой мебелью. Позже Финн Юл сказал, что это было связано с тем, что он мало разбирался в производстве мебели и столярных изделиях. Мягкая мебель позволила Финну Юлу полностью сосредоточиться на скульптурных, органических формах своей мебели, которые стали его торговой маркой. Он называл себя самоучкой в ​​области дизайна мебели, поскольку его формальное образование было в области архитектуры. С полностью мягкой мебелью ему нужно было «только» сосредоточиться на внешней форме и позволить мастеру-столяру Нильсу Воддеру поработать над деревянным каркасом.

В отличие от многих своих сверстников Финн Юл считал, что современная мебель должна относиться к современному искусству того времени. Таким образом, стул Pelican — прекрасный пример того, как Финн Юл объединил идеалы функционализма со свободным искусством.

Через несколько лет после дебюта Финна Юля на выставке Гильдии краснодеревщиков он все больше интересовался использованием дерева в качестве доминирующего формообразующего материала, а не «прятанием» его под обивкой. Когда он проектировал стул 45, его целью стало создание стула, конструкция которого была бы почти не требующей пояснений. Таким образом, он стал одним из первых, кто четко отделил обивку от деревянного каркаса. Результатом стало элегантное и дразнящее выражение лица, характерное для Финна Юля.

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Жизнь и творчество Финна Юла

Как и другие пионеры модернизма, Финн Юл начинал с нуля, без образцов для подражания и унаследованных ограничений. Он спроектировал, измерив собственное тело и проанализировав, как отдельные компоненты стула должны нести человеческое тело. Но в отличие от своих модернистских современников с их обтекаемой структурой, похожей на строительные леса, Финн Юл стремился к более органичной и естественной форме.

Узнать

ЗАЩИТА НАСЛЕДИЯ

Наш подход

В 2001 году нам, Ивану Хансену и Хансу Хенрику Соренсену, вдова Финна Юля Ханна Вильгельм Хансен официально доверила все эксклюзивные права на производство и перезапуск скульптурной и культовой мебели Финна Юля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *