Фарфоровые фабрики россии: Фарфоровые заводы России — полный список производителей
Фабрики фарфора — от начала истории до нашего времени
Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках
Наряду с Императорским заводом, фарфор, удовлетворяющий изысканные вкусы русской аристократии, выпускала первая частная фабрика в Вербилках.
Она была основана в середине XVIII ст. Францем Гарднером. Заезжий заморский купец ассимилировал в культуру России, а открытая мануфактура трансформировалась в семейное дело. В 1775 г. на фабрику прислали важный заказ от царского двора на изготовление орденских сервизов. В результате сервиз превзошел даже популярный мейсенский фарфор, а Гарднер получил личную благодарность государыни и право ставить на продукции изображение московского герба.
Фарфор Гарднера изначально перерабатывал западноевропейские образцы, но в дальнейшем мастера воссоздали собственный стиль. Экспериментируя, удалось воссоздать самобытные фарфоровые образы и невероятные сюжетные скульптурные композиции с немеркнущими красками.
Но погоня за прибылью привела к снижению качества ‒ использовались шаблонные приёмы и переводные рисунки. В 1891 г. фабрику приобретает успешный промышленник и владелец ряда отечественных фарфорово-фаянсовых производств М. С. Кузнецов, который оживил пластичность и декоративность, присущие лучшим гарднеровским традициям.
После 1917 г. национализированное и реконструированное предприятие названо Дмитровским заводом. С приходом в 1930-х скульптора С. М. Орлова выпуск статуэток возобновился, а характерной чертой изделий стала близость к народному творчеству. Здесь также трудились и поднимали промышленность после ВОВ замечательные мастера Д. Горлов, С. Вайнштейн-Машурина, О. Артамонова.
Фарфоровые статуэтки ДФЗ в духе русской народности обладают пластичностью и яркой росписью. Продукция фабрики выставлялась на всевозможных экспозициях в 40 странах мира, завоёвывая престижные премии, а в честь 200-летнего юбилея ДФЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Дулёвский фарфоровый завод
В 1810 г. родоначальник династии Кузнецовых начал большое дело, развив из кустарной мастерской фарфорово-фаянсовую империю. Кузнецовский фарфор ‒ это уникальные технические качества и богатейший ассортимент, рассчитанный на покупателей с разным достатком. «Фарфоровые короли» Кузнецовы за счёт масштабности производства завоевали российский рынок и вышли на мировой.
В начале ХХ в. кузнецовскому промышленному Товариществу принадлежали крупнейшие предприятия страны, среди которых и Дулёвский завод. Фабрика, основанная в 1832 г. в пустоши Дулёво, под управлением М. С. Кузнецова внедряла собственные технические находки, неустанно развивалась и совершенствовалась, занимая лидирующие позиции среди отечественных производителей.
После национализации фарфор Дулево обрел своеобразную манеру росписи. Пестрые цветочные рисунки, исполненных широким полнокровным мазком, назывались «агашки». В 1930-е П. В. Леонов, став главным художников, в своих работах обращается к русским традициям, чем повышает художественный уровень. В 1950-е русские мотивы и сочная живопись преобладают в самобытной дулевской росписи. Хотя в 1960-х изделия становятся более минималистскими, при этом не утратив приоритетной национальной стилистики.
Скульптура «Сокол», автором которой А. Сотников, завоевала «Гран-при» в Брюсселе и стала символом предприятия. На фабрике работали такие фарфористы как А. Бржезицкая, В. Яснецов, П. Кожин, Г. Чечулина, Н. Малышева. Пережив кризис, сегодня завод успешно развивает и увеличивает выпуск продукции.
Ленинградский завод фарфоровых изделий
Но не все российские фарфоровые предприятия выросли из старинных мануфактур. Ленинградский завод фарфоровых изделий, основанный в 1954 г., просуществовал совсем недолго. Поэтому статуэтки ЛЗФИ, обладающие исключительной стилистикой, имеют сегодня высокую ценность. На предприятии творили прекрасные скульптуры – А. Киселев, Л. Сморгон, В. Сычев, В. Детярёв.
В отличие от ЛФЗ на Ленинградском опытном заводе царила более демократичная и непринужденная атмосфера, позволяющая скульпторам-фарфористам раскрыть свой творческий потенциал, воплотить новаторские замыслы и фантазию.
Поделиться публикацией:
Хайтинский фарфоровый завод — farfor-antik
Продукция Хайтинского фарфорового завода (основан в 1869 году) в свое время завоевала сердца истинных ценителей фарфора не только в России, но и в Европе. За более чем полуторавековую историю своего существования завод пережил немало. И хоть сегодня предприятие пришло в упадок, жители Мишелевки надеются, что он возродится из пепла и снова выйдет на мировой рынок.
Предыдущие названия завода
- 20-е гг. ХХ в — Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор»
- 2000 — е гг.:
- ОАО «Хайтинский фарфор»
- «Сибирский фарфор»
- ЗАО «Фарфоровый завод «Хайта».
История завода
Основателями завода являются братья Филипп и Данила Переваловы — коммерсанты, уроженцы д. Узкий Луг Черемховского уезда. В Трошковском карьере, близ деревни Мишелевки Иркутской губернии находились месторождения ценной огнеупорной глины. Братья осуществляли ее добычу и отправляли на фабрику Сыропятова в Иркутск. Скоро предприниматели поняли, что высокое качество и большие запасы глины — это идеальные условия для создания здесь гончарного производства. Так в 1869 г. появился Хайтинский фарфоровый завод.
Для того чтобы обеспечить новому делу успех, Переваловы вызвали на свое новое предприятие гжельских специалистов.
Уже в 1898 г. изделия завода славились не только среди местных жителей, но и по всей России. Благодаря местной белой глине и чистому байкальскому кварцу хайтинский фарфор отличался белизной и просвечиваемостью, не имеющих аналогов. К тому же трошковская глина дарила изделиям особую прочность и долговечность: хайтинский фарфор не желтел и не деформировался — казалось, что время над ним не властно.
Спрос рождает предложение: довольно скоро у компании «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых» появились филиалы в Иркутске, Томске, Якутске, Енисейске, Красноярске. Продукция фабрики завоевывала многочисленные награды и премии. Так, в 1881 г. в Екатеринбурге фабрика получила серебряную медаль «За трудолюбие и искусство». В 1896 г. награда была вручена «За хорошее качество изделий» в рамках Нижегородской выставки.
А уже в начале 20 в качество хайтинского фарфора оценили и на европейском рынке. В 1906 г. в Антверпене продукция предприятия получила золото, несмотря на то, что на выставке были представлены изделия датских, китайских, голландских фарфоровых фабрик — мировых лидеров фарфорового дела.
Хайтинский фарфор получил распространение среди самых разных слоев населения — от купцов и коммерсантов до мелких чиновников и бедных крестьян. Благодаря хайтинским кружкам чаепитие превратилось в настоящий ритуал. Но собственники фабрики не почивали на лаврах, а продолжали повышать планку. Для этого на завод приглашались лучшие специалисты, а сами Переваловы активно перенимали опыт других предприятий.
Среди рабочих фабрики были и приговоренные к каторге после восстания 1863 г. Многие из них отличались выдающимися способностями. Благодаря им хайтинская посуда была украшена восхитительными зарисовками уникальной сибирской природы.
Впрочем, ассортимент фабрики не ограничивался посудой. Здесь также производили часы, сувенирные пасхальные яйца, чернильницы, самовары, скульптурки, игрушки, туалетные принадлежности и даже иконостасы. Так, заводом было изготовлено несколько иконостасов для церкви Св. Николая Чудотворца, основанной при предприятии в 1897 г, а также для церкви Сиропитательного дома Е.М. Медведниковой в Иркутске.
Все изделия обжигались в русских традиционных печах. В 1897 г. благодаря появлению на заводе паровой машины-локомобиля удалось частично автоматизировать ручной труд, благодаря чему темпы производства возросли.
Большой вклад в расширение фабрики и повышение качества продукции внес И.Д. Перевалов, которому право собственности на нее перешло по наследству в конце 19 в. Он даже основал здесь собственный музей фарфора (часть его экспонатов впоследствии была отдана Иркутскому областному художественному музею). В 1898 г. собственник учредил «Сибирское тов-во для производства фарфоровых, фаянсовых и гончарных изделий И.Д. Перевалова», акционировав Хайтинский фарфоровый завод.
В начале 20 в право собственности на фабрику принадлежало Товариществу «Перевалов, Щелкунов и Метелев».
В 1907 г. Перевалов скончался. Фабрика перешла к ТД «Метелев и Щелкунов».
После революции 1917 г. фабрика находилась в упадке и чуть было не прекратила свое существование. Но после национализации и реконструкции в 20-х гг. у нее начался новый период расцвета. Получила она и новое название — Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Появились новые производственные помещения. Фабрика была оснащена так называемыми печами Емельянова — первыми туннельными печами, изобретением инженера И.А. Емельянова.
Изменилась и художественная составляющая продукции: вместо зарисовок сибирской природы посуду начали украшать плакатной живописью.
От фаянсового производства в 20-е гг. решили отказаться. Во время Великой отечественной войны пришлось сосредоточиться на изоляционном фарфоре и химической посуде.
К концу 50-х гг. перед фабрикой был поставлен план по обеспечению изделиями фарфора хозяйственного назначения Сибири, Дальнего Востока и северных регионов СССР. В рамках этой программы начался второй период реконструкции предприятия, который продолжался вплоть до 1972 г. Также в начале 70-х при заводе появилась собственная художественная лаборатория, на которой талантливейшие специалисты пытались воссоздать традиции дореволюционного производства фарфора. На протяжении длительного времени должность главного художника принадлежала Р.Г. Алешиной. Основание школы крупномазковой живописи — собственной разработки завода, благодаря которой его продукция приобрела узнаваемость и самобытность — ее заслуга. Вдохновение для украшения своих изделий художница черпала из русской природы.
Период перестройки — не лучшее время для многих фарфоровых предприятий России, и Хайтинский завод не стал исключением. В результате роста цен на горючее и сырье, а также наводнения рынка дешевой китайской посудой предприятие столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В 1992 г. производство практически встало. Главной причиной был катастрофический рост цен на мазут.
На протяжении 2000-х годов завод дважды пытались реанимировать, но безрезультатно.
Сейчас изделия, которые раньше хранились в музее при предприятии, находятся в запасниках краеведческого музея.
И хотя сегодня никто не питает иллюзий о том, что Хайтинскому заводу удастся вернуть былые лавры, местные жители все равно верят: предприятие всего лишь переживает тяжелые времена, и новый период его расцвета — не за горами.
Ломоносовская фарфоровая посуда и статуэтки
Новые изделия
- Последний
- Бестселлер
- Особенный
Товаров больше не найдено!
Распродажа
Скидка 13%
Распродажа
Скидка 13%
Распродажа
Скидка 6%
РаспродажаСкидка 12%
Распродажа
Скидка 14%
Распродажа
Скидка 13%
Распродажа
Скидка 12%
Распродажа
Скидка 12%
Товаров больше не найдено!
Распродажа
Скидка 20%
Распродажа
Скидка 10%
Распродажа
Скидка 10%
Распродажа
Скидка 10%
Распродажа
Скидка 10%
Распродажа
Скидка 13%
Распродажа
Скидка 12%
Распродажа
Скидка 13%
Распродажа
Скидка 29%
Распродажа
Скидка 29%
Распродажа
Скидка 29%
Распродажа
Скидка 17%
Распродажа
Скидка 15%
Распродажа
Скидка 16%
Распродажа
Скидка 16%
Распродажа
Скидка 16%
Товаров больше не найдено!
Latest Blog
Байкальская коллекция
Вера Бакастова, художник Императорского фарфорового завода имени Ломоносова, вдохновилась на создание нового. ..
подробнее
Белое золото…
Ломоносов Императорский фарфоровый завод – ведущее предприятие России по производству pro…
подробнее
Дорогой друг! ❤️ Спасибо, что являетесь нашим клиентом!
♦️ Мы принимаем платежи PayPal и банковскими картами. Подробнее о платежах читайте здесь.
♦️ Все наши товары упакованы с любовью и заботой и отправлены в течение 2 дней. Мы всегда стараемся отправить как можно скорее, иногда в тот же день, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы доставка была максимально быстрой. Все посылки
застрахованы от повреждений и поломок. Каждую посылку можно отследить на всем пути до вашего дома. Мы отправляем по электронной почте номер для отслеживания сразу после отправки и внесите его в историю заказов. Посылки весом 3 кг и более могут быть отправлены DHL без дополнительных затрат с вашей стороны. Подробнее о доставке смотрите здесь.Императрица Елизавета, дочь Петра Великого, основала Невский фарфоровый завод. Императорский фарфоровый завод имени Ломоносова) в Петербурге в 1744 году. Это было первое фарфоровое предприятие в России и третье во всей Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий Виноградов (1720-1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он первым в истории керамики составил научное описание производства фарфора, близкое к новейшим представлениям керамической химии.
Мы продолжаем эту царскую фарфоровую традицию и представляем вам одни из лучших изделий из фарфора ручной работы прямо с Ломоносовского завода в Санкт-Петербурге. Являетесь ли вы серьезным коллекционером фарфора или ценителем красоты, мы уверены, что вы найдете здесь что-то, что удовлетворит ваше сердце. Начните с просмотра наших продуктов!
Коллекции онлайн | Британский музей
Императорский фарфоровый завод
- Также известен как
- Императорский фарфоровый завод
- Основное название: Императорский фарфоровый завод
- Другое название: Ленинградский фарфоровый завод.
- другое название: Ломоносовский фарфоровый завод
- другое название: Государственный фарфоровый завод
- Детали
- организация; производитель/фабрика; русский
- Другие даты
- 1744- (активный)
- Адрес
- Санкт-Петербург, Россия
- Биография
- Фарфоровый завод, основанный императрицей Елизаветой Петровной (см.), дочерью Петра Великого (см.