Фарфор это: Виды фарфора, керамики и фаянса

Содержание

Виды фарфора, керамики и фаянса

Систематизируем фарфор по составу сырья. Весь фарфор можно разделить на три основные группы — восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).

Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием «б и с к в и т а»; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.

Массы для фарфоровых изделий

Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.
Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.
Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.
Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
Наиболее вредные примеси фарфора — Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.
Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.
Французский мягкий фарфор состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.
Основной составной частью фарфора восточного и европейского твердого является каолин (неплавящаяся фарфоровая глина и полевой шпат). В европейском фарфоре каолина больше, чем в восточном, и он требует более жаркого огня при обжиге. Это сообщает ему прозрачность, зато в таком огне выгорают все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор приходится расписывать поверх глазури, восточный же позволяет применять ряд красок для подглазурной росписи.
Европейский полуфарфор каолина не содержит и потому к фарфору подходит только внешним видом, а по составу своему ближе к стеклу. При обжиге он не требует высокой температуры, что позволяет употреблять большее количество красок, которые, сплавляясь с глазурью, придают росписи особую прозрачность и блеск.
Если попытаться классифицировать изделия из обожженной глины в порядке усложнения технологии их изготовления, то получится следующая схема: ручная примитивная лепка и костровой обжиг; гончарные изделия и горновый обжиг; майолика; полуфаянс; фаянс; фарфор. Эти технологии появлялись в разное время и в разных странах, имея в зависимости от этого значительные особенности. Сегодня почти все они существуют в современных вариантах, и в любой, даже самой примитивной технике, используя самую незамысловатую технологию, талантливый керамист может достичь больших успехов. В русский язык давно и прочно вошли термины, обозначающие изделия, сделанные из глины. Так вот, как говорится, разберемся сначала с терминами.
Самое общее понятие, включающее в себя все изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислами и другими неорганическими соединениями, -это керамика. Далее, если соблюдать хронологию в освоении людьми свойств и возможностей глины как материала, идут лепные и гончарные изделия. Я думаю, всем понятно, что гончарные изделия сделаны на гончарном круге, а лепные слеплены руками. Но тем не менее, тут есть один нюанс. Гончарные изделия — это термин, обозначающий изделия, сделанные на гончарном круге без дальнейшего применения глазури. И фаянс, и майолику, и даже фарфор тоже можно делать, используя гончарный круг, но мы при этом не называем их гончарными изделиями. Главным отличительным признаком является то, что фаянс и майолику покрывают глазурью. Причем очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать, чтобы оно превратилось в майолику.
Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где под влиянием морисков из города Малаги (Испания) в ХIV-ХV веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью крытых глухой оловянной глазурью и расписанных. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. Я думаю, вы догадались, что именно название города Фаэнца и дало имя следующей разновидности керамики — фаянсу. Но тут я должен оговориться: до сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше — майолика или фаянс — не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда «простым фаянсом», а значит, фаянс — это более общее понятие, включающее в себя и майолику.
Сегодня майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, красный черепок которых покрыт глухой глазурью, с водопоглощением 10-15 процентов. Фаянсом называют керамические, крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением от 9 до 12 процентов. Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс — из глины и молотого обожженного кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) — из глины, обожженных кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твердый, — из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии.
Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. Но в эпоху Средневековья фаянс снова появляется и снова на Востоке. В начале XIII века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом. И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика — своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине XVI века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.
В Древней Руси поливная керамика известна с X века. Так, в конце ХIХ столетия в богатых языческих курганах у деревни Гнездово (под Смоленском) были обнаружены обломки двух тарелок и кружки белой глины, покрытые поливой и украшенные разноцветной росписью.
Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с черепом белого или кремового цвета, крытого прозрачной свинцовой глазурью. Так возникли французские фаянсы, знаменитые голландские делфтские фаянсы, немецкие и английские фаянсы. Развитию фаянсового производства в Европе нередко способствовали даже курьезы. Так в конце XVII — начале XVIII века войны подорвали экономику Франции и, нуждаясь в средствах, Людовик XIV запретил употреблять золотую и серебряную посуду, что привело к бурному развитию производства керамики, и в частности фаянса.
В XVII веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка «полу» не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от «настоящих» фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Наивысших результатов в использовании прозрачных свинцовых глазурей достигли в Германии семья Гирш-Фогель и во Франции Бернар Палисси.
Так называемый турецкий полуфаянс (XVI—XVII века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.
В Европе производство фаянса своих вершин достигло в Англии в XVII веке, когда английский керамист Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы («кремовую», «базальтовую», «яшмовую»). Самое замечательное его произведение находится в России. Это столовый сервиз из 952 предметов, сделанный по заказу Екатерины II (в Англии он получил название «русского»). На каждом предмете этого сервиза есть личное клеймо автора — зеленая лягушка.
В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым. В 1752 году в Петербурге был открыт Казенный фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. Во второй половине XVIII века массовой становится продукция многочисленных заводов и мастерских подмосковной Гжели. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский (Кузнецовский) завод. А в сентябре 1810 года владельцем этого фаянсового завода становится А.Я. Ауэрбах, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению своего предприятия.
В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову — яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России. М.С. Кузнецов присоединил это предприятие к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии (основан в 1832 году) и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из предприятий обширной кузнецовской фирмы, в которую входили: керамическое предприятие в селе Буды Харьковской губернии, завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, завод в городе Славянске Черниговской губернии, завод в деревне Песочная Ярославской губернии, фаянсовая фабрика в селе Песочня Калужской губернии. В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР в числе других крупных промышленных предприятий Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована. Но только в 30-х годах фабрика налаживает производство и сюда приходят молодые талантливые художники И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная.
Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85 процентов, температура обжига была 950-960°С , такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10-35 процентов известняка или мела; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) — для получения качественного черепка, а вторично — при более низкой температуре (1050-1150°С) — только для оплавления глазури.
В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью. Впервые технология люстрованной керамики описана в трактате XII века Абу-ль-Фазлом Хубайшем Тифлиси. Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два — три года.
В конце этой краткой справки о фаянсе я приведу состав фаянсовых масс некоторых заводов. Завод Бармина, Москва, 1876 год: 3 пуда глуховской глины, 1 пуд 20 фунтов английской глины, 6 пудов песка, 6 пудов опоки; Конаковский завод, середина XIX века: глины 29 процентов, каолина 32,5 процента, кварцевых отходов 32,5 процента, боя б процентов, обжиг при 1250-1280°С. Продолжим знакомство с видами керамики. Самым сложным по составу, самым высокотемпературным по обжигу и доставшимся человеку труднее всего материалом является фарфор. Отличительные признаки фарфора — белый цвет, отсутствие пористости, просвечиваемость, прочность, термостойкость и химическая стойкость — определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.). Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве, названные по правящим династиям: Тан (618 — 907), Сун (960 — 1279), Мин (1367 — 1643), Канг-Хси (1662-1722), Чьенг-Лунг (1723 — 1795) и новый — с 1795 г. Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Канг-Хси.
Редко встречаемый благоприятный состав «фарфорового камня» (нан-кан), большие запасы которого находятся вблизи исконного места фарфорового производства (г. Дзиньдэчжень), весьма упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 процента окиси кремния, 0,05 процента окиси титана, 16,01 процента окиси алюминия, 0,41 процента окиси железа, 0,28 процента окиси кальция, 0,60 процента окиси магния, 1,97 процента окиси натрия, 3,3 процента окиси калия и прочих примесей — 2,2 процента. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле по 100 лет, что давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый «фарфор яичной скорлупы», то есть изделия с очень тонкими стенками. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол «фарфорового камня» в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.
Естественно, что высокая стоимость китайского фарфора, ввозимого в Европу в XV — XVII столетиях (за одну фарфоровую вазу могли отдать целую роту солдат), вызывала попытки подражаний. Таковы мягкий фарфор Медичи, французский фриттованный фарфор с добавкой к стеклу мергелистой глины и мела, реомюров фарфор и др. В 1708 г. мейсенскому алхимику И.Ф. Бетгеру удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела; но уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена. В XVIII веке получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим «саксонским» фарфором.
В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 г. Д.И. Виноградовым, который наладил фарфоровое производство на Императорском заводе под Петербургом (ныне Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Рецепт фарфора в записи Виноградова таков: «Возьми кварца прокаленного 768 ч., глины подготовленной 384 ч., песчанка, алебастра отсеянного 74 ч.». В этой массе кварц играет роль отощителя, алебастр — роль плавня, глина — роль связующей пластической добавки. Подготовка глины (разновидность гжельской беложгущейся песчанки) состояла в ее отмучивании.
Современные технологи различают две основные разновидности фарфора — твердый (с небольшим количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге при температуре 1380-1460°С, и мягкий (с повышенным количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге и при более низких температурах, но не ниже 1200°С. Первый, утельный, обжиг одинаков — при 900- 1000°С. Известно, что Броньяр (Севрский фарфоровый завод во Франции) опробовал в середине прошлого столетия массы, обжигая их даже при 1500-1550°С, применив в качестве глазури пегматит весьма тонкого помола (пегматит — светлая крупнозернистая магматическая горная порода, по физическим свойствам аналогичная граниту).
Помимо двух основных видов фарфора в настоящее время известно много специальных видов технических фарфоров и фарфороподобных материалов. Например, полуфарфор, или низкотемпературный фарфор «витриес-чайна», или английский костяной фарфор, который начал производить И. Спод (второй) в 1759 год) в районе г. Сток-он-Трент, где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов. Костяной фарфор отличается высокими декоративными качествами, и они зависят от правильного приготовления золы костей крупного рогатого скота, которая входит в состав фарфора. Подготовка костей состоит в обезжиривании, в обработке паром и обжиге.

Как определить фарфор: признаки оригинального изделия

Как определить фарфор

За настоящий фарфор сегодня пытаются выдать не только низкосортную керамику, но и полимерные материалы. Подделка – это не только потеря денег, но и возможный вред здоровью, если речь идёт о посуде, которой пользуются ежедневно. Рынок наводнён китайским фальсификатом, который без тени сомнений выдаётся за продукцию наиболее известных европейских брендов. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных производителей, лучше совершать покупки только в проверенных местах, а при выборе антиквариата советоваться со специалистами.

Отличие от фаянса и керамики

Фарфор можно смело назвать вершиной гончарного искусства. Недаром он получил неофициальный титул «белого золота». Фаянс занимает второе место по качеству, эксплуатационным характеристикам и эстетичности. Он тоже изготавливается из каолина с добавлением кварца и некоторых алюмосиликатов, в том числе полевого шпата. Однако сырьевая масса (шихта) у фаянса отличается от фарфоровой – в ней преобладают глины, а не плавни, что приводит к снижению температуры обжига и, как следствие, меньшей спекаемости черепка. Рыхлая структура с большим количеством пор сказывается на прочности, водо- и газопроницаемости, а также декоративных свойствах изделий.

У фарфора черепок, наоборот, плотный, при минимальной толщине устойчивый к механическим воздействиям, не впитывающий и не пропускающий жидкости. Поэтому материал ценится выше других и приобретать фаянс по такой стоимости нет никакого смысла. Тем более, что со временем он разрушается: появляются микротрещины на глазури, сколы, потемнения и так далее.

Чем фаянс отличается от фарфора

На что обратить внимание

Есть несколько признаков, позволяющих отличить фарфор от фаянса:

  1. Звук. У фарфоровых изделий он высокий, чистый, напоминающий колокольный звон, с долгим резонансом. У фаянсовых – глухой и невыразительный. Для проверки по краю изделия несильно ударяют деревянной палочкой и слушают «отклик».
  2. Неглазурованный кант на донышке. При высокотемпературном обжиге, который «показан» фарфоровым изделиям, покрывающая их глазурь не должна соприкасаться с опорной конструкцией, иначе она прикипит и отделится только с фрагментом черепка. Чтобы этого избежать, на донышке по периметру делают специальный зачищенный бортик. В готовых изделиях его легко определить по шероховатой текстуре. Но цветом неглазурованный фарфор не выделяется – это один из признаков высокого качества. У фаянсовых изделий либо вообще нет неглазурованного канта, либо он отличается по оттенку.Кант на донышке фарфоровых изделий
  3. Просвечиваемость. Этим свойством обладает только фарфор. Изделие подносят к любому источнику света и смотрят «сквозь» стенки. Должны быть хорошо видны контуры пальцев, а в особенно тонкой посуде и рисунок на внешней стороне.
  4. Цвет. У качественного фарфора он молочно-белый, у отдельных производителей со сливочным оттенком. Фаянс обычно имеет сероватый или жёлтый подтон, но эта характеристика не распространяется на высший сорт «опак». Визуально посуду или малую пластику из него трудно отличить от фарфоровой.
  5. Рисунок. Поскольку фаянс отличается более пористой структурой, при нанесении на него линий они слегка расплываются. Едва заметная особенность, но по ней тоже можно «вычислить» вид керамики. Ручная роспись фаянсовых изделий всегда немного «грубее», без очень мелкой деталировки.

Рисунок на фаянсовой чашке

Керамику – гончарные изделия из цветных, чаще всего красножгущихся глин, отличить от фарфоровых аналогов можно невооружённым глазом. Массивные предметы имеют простые, лаконичные формы, тяготея, преимущественно, к народной стилистике.

Что такое Fine Bone China

На посуде разных производителей встречается подобная маркировка. И цены на предметы сервировки с загадочной надписью на порядок выше среднестатистических. Слово «сhina» знакомо потребителям и, увы, далеко не с лучшей стороны. Но в данном случае оно обозначает не страну-производителя, а в целом изделия из фарфора. Это – давняя европейская традиция, берущая начало в XVI веке, когда была известна только китайская тонкостенная керамика.

Fine Bone China

«Bone China» называют костяной фарфор. Из него получаются уникально тонкие (как лист писчей бумаги), полупрозрачные, прочные и устойчивые к сколам изделия. Их легко определить по тёплому молочному оттенку. Bone China был открыт английскими фарфористами при попытке изготовить аналог китайского фарфора «яичная скорлупа». Джозия Спод из Стаффордшира в 1790-х годах впервые попробовал добавить к фарфоровой шихте пережжённые молотые кости животных. Результат превзошёл все ожидания. Зола в процессе обжига проникала в поры черепка, увеличивая его прочность и позволяя до максимума уменьшать толщину стенок посуды (для статуэток материал не используется из-за малой пластичности).

До середины XX века производство Bone China было исключительно британской привилегией. Однако сегодня среди мировых производителей можно найти три японские компании: Noritake, Nikko и Narumi, российский Императорский завод (ИФЗ), немецкий Dibbern, Lenox из США и других.

Bone China

Увидев надпись «Fine Bone China», следует убедиться, соответствует ли посуда заявленным характеристикам. У костяного фарфора звук особой чистоты, звонкости и продолжительности, с «металлическими» нотками, а на свет он кажется почти прозрачным. Если расположить керамику непосредственно под лампой, будет хорошо видна идеально ровная поверхность, без потёков, вмятин или шероховатостей. Черепок на донышке не уступит в белизне глазурному слою.

И ещё один важный момент: поверхность чашек, тарелок и других элементов сервировки Bone China никогда полностью не покрывают декором. Качественное «белое золото» производитель стремится показать без всяких украшений, довольствуясь лишь небольшим рисунком или окантовкой драгметаллами. Так называемое «крытьё» – полностью записанная поверхность фарфоровых изделий, за редким исключением, является попыткой скрыть дефекты материала.

Костяной фарфор

Как не купить китайский новодел по цене антиквариата

Цена старинных фарфоровых предметов исчисляется тысячами долларов. Продукция именитых брендов прошлого – не только гордость коллекционеров, но и выгодное вложение капитала, ведь со временем она только дорожает. Однако неопытным добытчикам «белого золота» легко стать жертвой китайских «умельцев», поднаторевших в изготовлении контрафакта. Как определить, антикварный ли предлагается фарфор или это ничего не стоящий новодел?

Опытные эксперты советуют начинать нелёгкий путь коллекционера не с первых статуэток или сервизов, а с научных изданий, где содержится информация по той или иной известной марке. Не стоит «набрасываться» сразу на всех флагманов фарфоровой индустрии – от Мейсена до Гжели или Дулёво. Лучше досконально изучить почерк одного производителя, чтобы даже на глаз отличать подлинник от подделки, а затем уже расширять круг своих интересов.

Китайские фарфоровые новоделы

Обязательно следует познакомиться с историей предприятия, особенностями технологии в разные периоды его работы и оригинальными клеймами. В дальнейшем эти знания помогут выявить подделку.

Предупреждён, значит, вооружён

  1. Покупка антиквариата через интернет – идеальный способ «нарваться» на мошенников. Не видя предмет «вживую», трудно определить его подлинность, даже по очень хорошим фотографиям. На проверенных сервисах вполне может случиться форс-мажор, ведь их владельцы не отвечают за действия продавцов. Единственное место, где обман покупателей исключён – аукционные дома, заинтересованные в своей безупречной репутации.
  2. Низкая цена – первый сигнал, что под видом антиквариата продаётся китайский новодел. Настоящий старинный фарфор не может стоить дёшево.
  3. Многие бренды прошлого, на сегодняшний день не существующие, но востребованные на антикварных рынках, пережили «второе рождение» в Китае. Это относится в частности, к легенде итальянской культуры – Capodimonte и не менее популярной немецкой марке Karl Ens.Китайские фарфоровые изделия
  4. Позолоченные предметы без потёртостей не могут быть старинными. Технология нанесения драгметаллов в XVIII – XIX веках отличается от современной и при активном пользовании отводки обязательно стираются.
  5. Подделки проявляются в деталях, которым обычно уделяют мало внимания. Но, чтобы увидеть обман, необходимо хорошо знать особенности того или иного производителя. Неправильно подобранная цветовая гамма, искажённые пропорции, изменённая форма подставки, странно расположенное клеймо говорят о том, что перед покупателем не оригинал, а китайский новодел.
  6. Некачественный глазурный слой с пятнами, «проплешинами», инородными вкраплениями и прочими дефектами не характерен для таких гигантов индустрии, как Севр, Мейсен, Лимож или Веджвуд. Зато современных китайских фальсификаторов подобные «мелочи» совсем не волнуют.
  7. Приобретая товар через интернет-сервисы, важно внимательно читать описание. Новоделы нередко представляются как «старинный фарфор из Германии (Франции), без указания конкретного производителя. Цена при этом вполне соответствует оригинальным брендам.Как купить оригинальный фарфор
  8. Контрафактный товар часто выдаёт деколь, заменяющая ручную роспись. Хотя многие производители прошлого тоже применяли штампованный рисунок, сначала шелкографию, а затем и переводные изображения. Но вид современной деколи отличается от аналогов прошлого – она более чёткая, красочная и гладкая, без отдельных точек, которые характерны для забытой сегодня офсетной печати. Увидеть, что кроется за тем или иным изображением: живописные мазки или механическая штамповка, поможет лупа.
  9. Почти весь антиквариат XVIII – XIX века прошёл реставрацию. Чтобы проверить, так ли это, достаточно на несколько секунд поднести зажигалку к одной из частей изделия. При наличии повреждений будут слышны потрескивания – это нагревается лак на отреставрированных местах. О проводившихся восстановительных работах могут свидетельствовать и слишком тонкие пальцы или другие мелкие детали.

Что такое фарфор и что такое фаянс. Это керамика или нет

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера? Она выглядит стильно, привлекательно и создаёт свою атмосферу. Особенно касается керамической посуды. Чаще всего мы слышим слова керамика, фарфор, фаянс. Но знали ли вы, что это совершенно разные понятия? В чем же отличия фаянса от фарфора? Как различить подделку? Как ухаживать за каждым видом посуды? И какую лучше выбрать? В общем, всё о фарфоровых и фаянсовых изделиях вы узнаете сегодня.

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера

Фарфор и керамика — в чём разница?

Если кратко, то фаянс и фарфор — это тонкая керамика, к ней так же относится майолика. Существует ещё грубая керамика — предметы гончарства.

Керамика — это изделие из неорганических материалов. Получают её благодаря спеканию глины с другими минеральными добавками и соединениями. Самыми распространёнными, совершенными типами керамики считаются фарфор и фаянс. Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством. Если смотреть на “керамический ряд эволюции”, то список выглядит следующим образом: майолика, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор.
Сегодня такие изделия создают и применяют в разных областях: медицина, наука, машиностроение, а также стекольная промышленность. В последнюю как раз входит создание стекла и разных видов керамики, из которых изготавливается посуда и предметы интерьера. Такое широкое применение обуславливает то, что керамические изделия термостойкие и способны долго удерживать температуру, а также очень практичны.

Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством

Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством

Что же такое фаянс и что такое фарфор?

Фаянс — название возникло в Италии, благодаря одному из центров керамического производства — Фаэнца. Предметы из него получаются чаще всего белого цвета. Они довольно плотные и мелкопористые. Для его создания используют 85% глины, а обжигают при температуре 1050-1280° С.
Что касается его свойств, то он имеет низкую механическую прочность, а поглощаемость влаги составляет до 12%.

Фарфор — необыкновенно прозрачен на свету. В отличие от фаянса, фарфоровые изделия не имеют пор, они более прочные и идеально белые. Существует два основных вида: твердый и мягкий.
Последний не очень подходит для кухонных предметов из-за своей хрупкости и разрушению глазури от механических воздействий. Из мягкого лучше изготавливать красивый декор. А твёрдый подходит для посуды.

В чём разница между фаянсом и фарфором?

  1. В своём составе фарфор имеет меньше глины и больше различных добавок (кварц, каолин и пр.).
  2. На свету фарфоровая посуда просвечивает, а фаянсовая нет.
  3. Переверните керамическое изделие. Если черепок имеет другой цвет, нежели глазурь, или же является оттенком бежевого, то это фаянс. У фарфоровых предметов ободок белый.
  4. У фарфоровых, объёмных изделий донышко не имеет глазури, чтобы оно не прилипало к подставке.
  5. Фаянсовая посуда издаёт глухой звук при лёгком постукивании, а фарфор звучит звонко и чисто.
  6. При длительном использовании фаянс начинает покрываться мелкими трещинами, а фарфоровые изделия нет.
  7. Фаянсовая посуда тяжелее фарфоровой из-за толщины стенок.
  8. А также разница состоит в том, что фарфор практически всегда белый, может быть с росписью. А фаянс бывает цветным.

Изготовление фаянса

Как говорилось ранее, его изготавливают на 85% из глины, а также других неорганических добавок. Сам технологический процесс имеет сложную систему, состоит из 80 операций. Но выделяют 5 основных стадий:

  1. Подготовительная стадия.
    Сначала компоненты смешивают, перемалывают, готовят пластическую массу.
  2. Формирование. 
    Здесь непосредственно создают необходимую конфигурацию изделия.
  3. Сушка.
    Сушка предварительная и окончательная нужна для закрепления фигуры.
  4. Обжигание.
    Оно обычно двукратное. Происходит при температуре 1050-1280° С.
  5. Глазурование и декорирование.
    Финальная стадия, где изделие приобретает привлекательность за счёт росписи под или над глазурью.

Изготовление фарфора

В зависимости от вида, он имеет немного разный состав и способ производства. Подробная информация представлена ниже.

Твёрдый фарфор

  1. Основой этой разновидности являются каолин и полевой шпат. для прочности в массу добавляют мелкий песок или кварц.
  2. Полученную смесь перемалывают, перемешивают в глубоких чанах, измельчают. После чего подсушивают до пастообразного состояния.
  3. Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму.
  4. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Сначала ставят в печь при 600-800° С, после покрытия эмали повышают температуру обжига до 1500° С. На этом этапе предмет может отправляться на проверку качества. Если же предусмотрена роспись, то художники разрисовывают чашу, тарелку либо вазу вручную. Только затем изделие осматривают, чтобы не было повреждений сколов и не прокрашенных элементов.

Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму

Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму

Мягкий фарфор

  1. Этот вид содержит в составе песок или кремень, морскую соль, соду, квасцы, алебастр, селитру. Основным ингредиентом является глина.
    Весь набор компонентов измельчают до мелкого порошка, после чего фильтруют. Получается однородная мягкая масса.
  2. Формирование изделия.
  3. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Первый раз при температуре 1100-1500° С. После чего покрывают эмалью. Второй обжиг при 1050-1100° С. В зависимости от дизайна, может присутствовать роспись.

Костяной фарфор

Его история происходит родом из Англии. Считается средним вариантов между первыми двумя.
Основным его признаком, отличающим его от других, является наличие в составе пережжённой кости животных. Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность, которые характеризуют этот вид.
Изготовляется он также как твёрдый фарфор, а особый компонент позволяет материалу хорошо плавится. Это облегчает технологический процесс.

Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность

Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность

Как отличить фарфор от подделки?

При покупке посуды, а также изделий из настоящего фарфора учитывают следующее, дабы не попасться на обман:

  1. В первую очередь посмотрите на цену. Фарфор — это дорогой материал. Как бы вас ни уверяли продавцы в его подлинности, следует попросить документацию на продукцию.
  2. Фарфоровые изделия безумно лёгкие, они должны просвечивать при направлении лучей солнца. Другая керамика не имеет таких свойств.
  3. Этот материал обладает гигиеническими свойствами, устойчив к механическим повреждениям, не растрескивается.
  4. При лёгком ударе палочной по чашке должен идти чистый, звонкий звук. Если его нет или же он глухой, то это имитация.
  5. Если посуда имеет голубой, красный, жёлтый или любой другой цвет, то это фаянс или другой вид керамики. Производится для того, чтобы улучшить физические свойства материала, например: влагопроницаемость, пористость и др.

Как ухаживать за посудой

Для того чтобы фарфоровые и фаянсовые изделия радовали вас как можно дольше, просто необходимо правильно за ними ухаживать.

Фаянс
Нужно помнить, что этот материал не обладает высокой прочностью, поэтому при мытье следует быть особо осторожным. В противном случае посуда может потрескаться или отколется кусочек.
Один раз в год можно проводить процедуру для повышения прочности. Для этого нужно поместить изделие в глубокую миску или другую кухонную утварь, залить холодной водой, потом медленно нагреть, довести до кипения. Затем остудить.
Мыть лучше в тёплой воде, с добавлением жидкого моющего средства. А ополаскивать прохладной. Помните, что материал не выдерживает высокие температуры, поэтому при горячем мытье его глазурь трескается. По этой же причине не оставляйте фаянсовые предметы вблизи плиты, духовки, нагревательных приборов.

Фарфор
Он имеет свойство темнеть со временем. Для того чтобы вернуть прежнюю белизну, необходимо сделать раствор из соли с уксусом, а затем протереть всю поверхность посуды. Такого же эффекта можно достичь с помощью винной кислоты или же питьевой соды.
Если вы обнаружили на изделиях пятна, то протрите их тёплой водой с небольшим количеством нашатырного спирта.

При уходе за посудой нужно отказаться от использования агрессивных порошков, грубых щёток и губок, дабы не поцарапать поверхность. В посудомоечной машине можно мыть при деликатном режиме, однако, лучше вручную. После мытья обязательно вытирайте насухо. Если вы не планируете пользоваться в ближайшее время этой посудой, то заверните её в белую бумагу, положите в коробку или ящик. Ни в коем случае не ставьте ничего сверху, чтобы избежать нежелательного потрескивания.

Фаянс или фарфор — какую посуду лучше купить?

Для ежедневного использования советуют приобретать фаянсовую посуду. Она доступна практически каждому, ввиду своей невысокой цены. Этот материал более практичный и разумный в быту. Если тарелка, чашка или чайник разобьются, то это не будет огромной трагедией. К тому же выбор дизайна у фаянсовых изделий намного шире. Палитра цветов большая, подойдёт под любой стиль кухни.

Фарфоровую посуду следует покупать и использовать на торжественных мероприятиях. Она выглядит изящно, эстетично и аристократично. Конечно она дороже, но купить один сервиз всё же можно. Главное, перед покупкой ознакомится с основными характеристиками, определяющими качество. Об этом было написано выше. При правильном уходе и бережном отношении она будет украшать праздничный стол не один десяток лет.

Особенности посуды из фарфора — характеристика и виды фарфоровой посуды

Пить вкусный чай из красивых чашек в былые времена могли только богатые люди, аристократы. Но сейчас фарфоровая посуда есть почти везде. Ее дарят на праздники, она достается в наследство от бабушек. Ценность таких сервизов очень высокая и объясняется огромным списком достоинств этого материала. Такие изделия добавляют нотку роскоши и неповторимости обычному приему пищи.

Преимущества и недостатки посуды из фарфора

  1. Изящный внешний вид, стандартные формы, которые можно назвать классикой.
  2. Высокое качество.
  3. Отсутствие опасности для экологии и здоровья.
  4. Идеальная поверхность.
  5. Сохранение тепла.
  6. Высокая устойчивость к чистящим средствам.
  7. Устойчивость к механическому воздействию во время обработки в посудомоечной машине.
  8. Отсутствие признаков старения.

Посуда из фарфора имеет высокое качество и разнообразное назначение, но ей требуется особый уход. Она не может выдержать сильные удары — это ее единственный недостаток, за исключением достаточно высокой цены.

Какой бывает фарфор

Виды фарфоровой посуды отличаются технологией изготовления, качественными характеристиками, назначением:

  • твердый фарфор, который еще называется высокотемпературным, натуральным, настоящим. Первые, кто начал его изготавливать, были китайцы. Они использовали китайский камень и каолин. Соотношение компонентов может различаться, но чем больше каолина, тем крепче будут изделия. Фарфор такого типа получается тяжелым, белым с сероватым оттенком, непрозрачным. Если посмотреть на поверхность через увеличительное стекло, то заметны небольшие ямки, как у яичной скорлупы. Методика его изготовления достаточно сложная, так как необходимы повышенные температуры для обжига (от 1400 0С до 1600 0С), причем такую процедуру проводят несколько раз. Зато изделия получаются крепкими, но легко бьются, их качество немного ниже, чем у костяного фарфора, поэтому цена ниже.
  • костяной фарфор. Это отдельный тип твердого аналога, но с добавкой пережженной кости. Он чрезвычайно прочный (это достигается за счет того, что плавятся вместе компоненты при обжигании), отличается прозрачностью (если просматривать на свет через стенки) и белизной. Кроме того, его отличает легкость и тонкие стенки. Отсутствует эффект скорлупы яиц. Это связано с тем, что как пепел заполняет собой пустоты между глиняной массой.
  • мягкий фарфор, который называется также искусственным. Мастера из Европы хотели воспроизвести китайский материал, рецепт которого так и не смогли найти. Они использовали глину мельчайшего помола со стеклообразными соединениями. Обжиг осуществляется при температуре ниже, чем в случае с другими видами материала. Из-за этого поверхность не спекается совсем, а остается слегка пористой. Оттенок получается песочным.

Фарфоровая посуда

Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой

Чтобы отличить посуду из фарфора и фаянса, необходимо обратить внимание на толщину изделия. Фаянс будет несколько толще, так как он считается менее прочным. Что касается просвета, то фарфоровые изделия могут пропускать свет в отличие от фаянса. Также оба материала отличаются по звучанию. У фарфора оно более тонкое и длинное, больше напоминает хрустальное, а вот у фаянса звук более глухой и недолгий.

Особенности фарфора New Bone China и Fine Bone China

В названиях вида фарфоровых изделий слово China значит фарфор, а не название страны, как привыкли многие считать. Bone переводится как «костяной». Но это совершенно не означает, что его изготавливают из костей. Изначально такое название было связано с ассоциациями, так как твердость, плотность и белый оттенок фарфора соответствовали костям. Отсюда и выбрано такое название. Первый рецепт так и не смогли заново создать, но в дальнейшем в определенном типе фарфора во время изготовления все же начали использовать пепел костей.

Отличия между Fine Bone China и New Bone China заключается в основном в составах материалов. Fine Bone China изготавливают из фарфоровых камней и глины. Также используется зола из костей крупного рогатого скота. Кости обрабатывают при высоких температурных показателях, они превращаются в золу, которую добавляют в составы для изготовления фарфора.

New Bone China является более простым типом посуды из костяного фарфора. В данном случае костяная зола заменяется синтетическим аналогом. Это вещество позволяет добиваться схожих параметров по цвету, прозрачности, твердости, но стоимость изделий меньше.

Fine Bone China

Fine Bone China и New Bone China фарфор

New Bone China

Fine Bone China и New Bone China фарфор

Хранение фарфоровой посуды

От условий хранения фарфоровой посуды зависит ее долговечность и внешний вид. Главное требование сводится к бережному отношению, но также важно правильно хранить такие сервизы. Лучше всего размещать их в шкафах и стеллажах, которые для этого предназначаются. Лишняя очистка не требуется. Если хранить в правильном месте посуду, то это уберегает ее от пыли, повреждений. Для хранения фарфоровых изделий допускаются еще полки с застеклением. Разрешается оставлять посуду в обычных шкафах на кухне.

Что такое твёрдый фарфор. Его свойства и история открытия

Updated:

Твердый фарфор отличается от мягкого химическим составом. Смесь для его изготовления включает больше каолина, обычно от 50 % и выше. Это глина настолько прочная, что разминать ее, как обычную, невозможно. Вместо этого ее измельчают в порошок и делают тестообразную массу. Именно каолин придает изделию прочность, термостойкость и сходство скорее с камнем, чем со стеклом. Температура плавления у него очень высокая: для обжига печь раскаляют до 1350-1460 °С. Также в состав смеси твердого фарфора входят кварц и полевой шпат примерно в равных долях, могут присутствовать и другие добавки.

Поверхность твердого фарфора без глазури похожа на яичную скорлупу: она пористая и шероховатая. Обожженную, но неглазурованную керамику называют бисквитом. Для посуды она не подходит из-за проникающих в поры запахов и влаги. Зато это отличный материал для скульптуры и предметов декора. Но чаще изделие покрывают глазурью и обжигают повторно. В состав глазури входят те же вещества, что и в основную смесь, во время обжига они сплавляются.

Вот главные характеристики классического твердого фарфора:

  • белизна разных оттенков от молочного до холодного голубоватого;
  • твердость и повышенная прочность;
  • устойчивость к перепадам температуры;
  • отсутствие следов от ножа на глазури;
  • мелкозернистая структура в разломе;
  • мелодичный звон при постукивании деревянной палочкой;
  • способность частично пропускать свет в тонкостенных изделиях.

История происхождения твёрдого фарфора

Первый твердый фарфор получили в Китае. Точное время открытия неизвестно, но к 620 году рецепт уже был найден. Прекрасная посуда китайских мастеров прославилась на весь мир, и секрет ее изготовления столетиями держался в тайне. Европейцы покупали восточный фарфор за огромные деньги и называли его «белым золотом». Алхимики из европейских стран пытались разгадать его формулу, но долгое время могли добиться лишь внешнего сходства.

Историческим для фарфоровой отрасли в Европе стал 1708 год, когда саксонские мастера Чирнгауз и Бёттгер получили твердую массу достойного качества. В 1710 году они представили королю образцы, даже превосходящие по прочности китайские изделия. С этого времени началась история знаменитой Мейсенской мануфактуры. Вскоре получил известность и Лиможский фарфор из Франции. Одна из самых известных марок этой местности — Haviland.

В России открыть свое фарфоровое производство попытались в 1740-х, но рецепты из Европы не подходили для нашего сырья. Вскоре Дмитрий Виноградов разработал формулу для местных гжельских глин, и высококачественный твердый фарфор стали выпускать на Императорском фарфоровом заводе.

Твердый фарфор в наши дни

Сейчас известно два вида этой керамики: китайская и европейская. В Европе добавляют больше каолина, что обеспечивает высокую прочность и прозрачность. Но температура обжига возрастает, а это накладывает ограничения на использование красителей. Для подглазурной росписи подходит только синий кобальтовый цвет. Другие краски наносят поверх глазури, и они не сплавляются с основанием. Китайские смеси содержат меньше каолина и обжигаются при более низкой температуре. Предметы получаются более хрупкими, но более подходят для подглазурной росписи.

Чаще всего твердый фарфор используют для дорогой и долговечной посуды. Из него делают:

Также это подходящий материал для декоративных ваз, расписных блюд и статуэток.

история происхождения, свойства и применение материала

Мягкий фарфор отличается от твердого меньшим количеством каолина и глины в составе. Вместо них увеличено содержание других веществ, в основном, стекловидных добавок. Это кварцевый песок, селитра, морская соль, алебастр или что-то другое — химический состав разнообразен.

Название этот вид керамики получил за то, что при обжиге образуется больше жидкой фазы, что повышает риск деформации заготовки. Уже в процессе плавки к стекловидной массе добавляется гипс и глина. Глазурь тоже состоит преимущественно из стекла. После ее нанесения изделия обжигают повторно, и глазурь сплавляется с черепком. Температура обжига ниже, чем у твердых масс. Обычно достаточно +1300-1350 °C.

Мягкий фарфор получается прозрачнее твердого. Он отличается красивым белым или сливочным оттенком. Звон от удара деревянной палочкой более мелодичный. Но ударопрочность и термостойкость снижены примерно вдвое. Вот несколько признаков, по которым отличают мягкий фарфор:

  • в местах скола заметна зернистая структура неглазурованной поверхности;
  • участки без глазури со временем могут загрязниться или изменить цвет;
  • если провести по глазури ножом, останется царапина;
  • старинные изделия из этого материала обычно более потрескавшиеся.

Мягкий фарфор: история происхождения

Мягкий фарфор появился в Европе на полтора столетия раньше твердого фарфора. Впервые он был открыт во Флоренции на мануфактуре семейства Медичи, это произошло в 1575-1587 годах. Но этот вид керамики был несовершенным, а его производство — экономически невыгодным.

Более удачные рецепты были найдены во Франции в попытке заменить дорогой китайский фарфор. В 1673 году маленькая Руанская мануфактура в Нормандии нашла формулу, которую впоследствии переняли другие фабрики. Владельцем и главным мастером производства был Луи Потер. Его изделия славились белизной и кобальтовой росписью. Помимо синей краски, использовались красная и зеленая. Посуду окрашивали поверх глазури и обжигали, клейма не ставили. Заслуга Луи Потера еще и в том, что он первым перестал подражать восточным мастерам придумывал роспись в оригинальном французском стиле.

Вскоре мягкий фарфор стали производить и в других местах Франции: в Пасси под Парижем, Шантийи и Сен-Клу. В основном, фабрики занимались имитацией китайских и японских образцов. Оригинальные французские мотивы появились в изделиях Венсенской фарфоровой мануфактуры (Vincennes) в поздний ее период.

После 1756 года Венсенский завод переехал в новые здания в Севре. Так началась история прекрасных и высоко ценимых изделий Севрской мануфактуры. Долгое время ей покровительствовала маркиза де Помпадур, в честь которой назвали применяемый в окрашивании редкий розовый цвет. Мягкий фарфор продолжали выпускать и после открытия твердого, потому что он обходился дешевле и отлично подходил для художественных изделий.

В Англии производство мягкого фарфора началось чуть позже. Технология изготовления мягкой фарфоровой массы попала на остров вместе с бежавшими из Франции гугенотами. В 1749 году Томас Бриан представил Лондонскому королевскому обществу первые образцы, похожие на продукцию мануфактуры Сен-Клу. Затем с такой керамикой работал завод Royal Worcester и другие представители фарфоровой промышленности в Англии.

Применение мягкого фарфора

Несмотря на невысокую прочность, мягкий фарфор востребован и в наши дни. Он обжигается при меньших температурах, что оставляет больше возможностей для окрашивания. При обжиге твердого фарфора для подглазурной росписи можно использовать красители на основе кобальта, хрома и железа, а другие составы обесцвечиваются. Мягкая масса с более низкой температурой плавления позволяет использовать нежные и разнообразные тона.

Также мягкой массе легче придать сложную форму. Из нее делают статуэтки, предметы интерьера с изящно изогнутыми формами и более тонкую посуду. Этот материал идеален для художественных изделий или посуды для особых случаев.

Фарфор: древний, великий, прекрасный!

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую.


Китайская фарфоровая ваза

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь»… А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» — все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь…

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать глиной каолиновой – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.


Старинная чаша из китайского фарфора 18 век

Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного пегматита. Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег».

По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора…

В Китай поехали шпионы.

Персы – хранители фарфорового секрета

Попытки фарфорового шпионажа, предпринятые в конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры, оказались безуспешными. Из чего заинтересованные европейцы поспешно вывели мнение о строгости старокитайского режима секретности, и сочинили сказки о показательных казнях пойманных разведчиков.

На самом деле китайцы весьма приветливо относились к иностранцам, а уж торговцев привечали как родных. Вот только фарфоровый экспорт Китая тех времен целиком и полностью принадлежал выходцам из Персии и (в меньшей степени) Индии. Покупая фарфоровые изделия задешево, восточные купцы продавали их с многократной наценкой. Не даром же Ли Шан-Инь, знаменитый поэт IX века, пишет: «Странно увидеть бедного перса…»

Так что нет ничего удивительного в том, что пешие и конные путешественники, направлявшиеся в Китай за фарфором, бесследно исчезали задолго до достижения цели. Их не пропускала арабо-персидская торговая мафия! Не напрасно и мореплаватели искали водного пути на Восток так упорно, что даже открыли Америку…

Семейство Поло – послы Европы в Китае

Визит венецианского купца Никколо Поло в Китай пришелся на сложный период монгольских завоеваний, но прошел на удивление успешно. Сын Никколо Поло, Марко, и вовсе прожил в Китае семнадцать лет, после которых, осыпанный ханскими подарками, вернулся в Венецию.

Западные специалисты по истории фарфора утверждают, что по-настоящему качественный китайский фарфор появился на свет одновременно с прибытием в Пекин Марко Поло. А все фарфоровые изделия предшествующего периода, то есть созданные до середины XIII века, малоценны в технологическим и художественном отношении.

Среди чужеземных даров, привезенных Марко Поло из Китая, особенно любопытными оказались фарфоровые чашки. Одна из них была снаружи покрыта тончайшей фарфоровой сеткой. Другая влекла красочным рисунком, проявлявшимся после наполнения сосуда горячей водой. Третья просвечивалась нежнейшим оттенком розового – за что языкатые итальянцы прозвали материал «поросеночным» — porcellana.


Фарфор перед глазурированием

Название прижилось. Напрасно знаменитый путешественник рассказывал легенду о добавлении в фарфоровое тесто крови китайских девственниц. Его земляки отговаривались сходством розоватого фарфора с ракушками моллюска, которого как раз таки и зовут «свинушкой».

И кстати, теребили венецианцы путешественника, что кроме девственной крови входит в состав китайской порцеляны?

Стойкий фарфоровый секрет

Мы не знаем, что отвечал Марко Полы на вопросы сограждан. Да и что он мог ответить? В Китае фарфор делают тысячи ремесленников: берут белую глину в Гаоляне, растирают фарфоровый камень, смешивают, выдерживают… после лепят и обжигают. Всё!

Но что за белая глина Гаоляна? Каков таков фарфоровый камень? И главное, почему ни одна из белых глин местного залегания не дает нужного эффекта?

Ответа не было.

Прошли столетия. В конце XVII века в Китай прибыл французский священник, патер Франсуа Ксавье д´Антреколь. Монах приехал хорошо подготовленным не только к миссионерской, но и к разведывательной деятельности. Он говорил по-китайски и владел разрешением на посещение Цзинь-дэ-чжэня, округа, производящего фарфор во множестве и для императорского двора, и на продажу.

фарфор | Определение, история, типы и факты

Фарфор , керамика из керамики с белым мелкозернистым телом, обычно полупрозрачная, в отличие от глиняной посуды, которая пористая, непрозрачная и более крупная. Различие между фарфором и керамикой, другим классом керамических керамических материалов, менее четкое. В Китае фарфор определяется как керамика, которая звучит резонирующе при ударе. На Западе это материал, который становится прозрачным, когда его держат на свету.Ни одно из этих определений не является полностью удовлетворительным: некоторые фарфоровые изделия в тяжелых горшках непрозрачны, а некоторые керамические изделия в тонких горшках несколько полупрозрачны. Слово фарфор происходит от porcellana, , используемого Марко Поло для описания керамики, которую он видел в Китае.

Мейсенский фарфор Мейсенские канделябры и часы из фарфора, XIX век. Дмитрий / Галерея слоновой кости и искусства, Тель-Авив

Британская викторина

Познакомьтесь с Азией

Что разделяет Малайзию на две половины?

Три основных типа фарфора: настоящий фарфор или фарфор с твердой пастой; искусственный фарфор или фарфор с мягкой пастой; и костяной фарфор.Фарфор впервые был изготовлен в Китае — в примитивной форме во время династии Тан (618–907) и в форме, наиболее известной на Западе во время династии Юань (1279–1368). Этот настоящий фарфор, или твердый фарфор, был сделан из петунце, или китайского камня (полевой шпат), измельченного в порошок и смешанного с каолином (белой фарфоровой глиной). Во время обжига при температуре около 1450 ° C (2650 ° F) петунце остекловывалось, а каолин обеспечивал сохранение формы объекта. Попытки средневековых европейских гончаров подражать этому полупрозрачному китайскому фарфору привели в конечном итоге к открытию искусственного или мягкого фарфора, смеси глины и шлифованного стекла, требующей «более мягкого» обжига (около 1200 ° C или 2200 ° F). чем твердый фарфор.Хотя есть внешнее сходство, искусственный фарфор в целом можно отличить от настоящего фарфора по более мягкому телу. Его можно, например, разрезать напильником, в то время как настоящий фарфор не может, а грязь, скопившаяся на неглазурованной основе, может быть удалена с трудом, если вообще удаляется, тогда как с настоящего фарфора она легко удаляется.

Первый европейский фарфор из мягкой пасты был изготовлен во Флоренции примерно в 1575 году в мастерских под патронажем Франческо I Медичи, но массовое производство его продолжалось только в конце 17-18 веков.Секрет настоящего фарфора, подобного китайскому фарфору, был открыт около 1707 года на фабрике в Мейсене в Саксонии Иоганном Фридрихом Беттгером и Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом. Стандартный английский корпус из костяного фарфора был произведен около 1800 года, когда Джозия Спод Второй добавил кальцинированные кости в формулу твердого фарфора. Несмотря на то, что фарфор с твердой пастой прочен, его стекловидная природа заставляет его довольно легко ломаться, в то время как костяной фарфор — нет. Фарфор с твердой пастой предпочитают на европейском континенте, тогда как костяной фарфор предпочитают в Великобритании и Соединенных Штатах.

Глазурь, стеклообразное вещество, первоначально использовавшееся для запечатывания пористого керамического тела, используется исключительно для украшения непористого фарфора с твердой пастой. Когда глазурь из полевого шпата и тело обжигаются вместе, одно тесно сливается с другим. Фарфор, обожженный без глазури, называемый бисквитным фарфором, был представлен в Европе в 18 веке. Обычно его использовали для фигур. В XIX веке бисквитный фарфор назывался парианской посудой. Некоторые фарфоры с мягкой пастой, которые остаются в некоторой степени пористыми, требуют глазури.После обжига тела добавляли глазурь, обычно содержащую свинец, и обжигали ее, чтобы остекловать. В отличие от глазури на основе полевого шпата, она остается относительно толстым слоем.

Цинские вазы Пара ваз, фарфор с кобальтовым подглазурным декором, Китай, династия Цин, 1736–95; в Бруклинском музее, Нью-Йорк. Фотография Кэти Чао. Бруклинский музей, Нью-Йорк, дар исполнителей поместья полковника Майкла Фридсама, 32.1032.1 и 32.1032.2
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Роспись по фарфору обычно выполняется поверх обожженной глазури. Поскольку рисование под глазурью — то есть на обожженном неглазурованном теле — должно быть обожжено при той же высокой температуре, что и тело и глазурь, многие цвета будут «вспыхивать». Таким образом, подглазурная роспись на фарфоре в значительной степени ограничивается исключительно стабильным и надежным синим кобальтом, который встречается на китайских сине-белых изделиях. Большинство фарфоровых красок, называемых надглазурными, эмалевыми или низкотемпературными красками, наносятся поверх обожженной глазури и обжигаются при гораздо более низкой температуре.

Династия Мин: шаровидный сосуд Шаровидный сосуд, фарфор, подглазурное украшение кобальтово-синего цвета, надглазурные полихромные эмали, Китай, династия Мин, 1522–1566 гг .; в Бруклинском музее, Нью-Йорк. Фотография Кэти Чао. Бруклинский музей, Нью-Йорк, Коллекция Уильяма Э. Хатчинса, 52.49.14 .Фарфор

— Перевод на испанский — примеры английский

Предложения:
керамогранит


Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Ничто не сравнится с холодной плитой из фарфора .

No hay nada como un frío pedazo de porcelana .

Керамический дизайн времен династии Тан, белый фарфор .

Diseño de cerámica de la dinastía Tang, porcelana blanca.

Внешние террасы перекрыты потолочными балками, пол керамогранит.

Внешний вид: techada terrazas techada con viga a la vista, piso de porcelanato .

Сине-белый фарфор цветочных экспертов.

Azul y blanco Expertos flor de porcelana , dijo.

Фарфор ручной работы лампы, огромные ресурсы по продаже.

Lámparas hechas a mano de porcelana , los enormes recursos en salection.

Итальянский трактирщик купил фарфоровой посуды у французского производителя.

Un italiano, propietario de una posada, compró vajilla de porcelana a un fabricante francés.

Чрезмерная зависимость от фарфора , промышленная структура должна быть оптимизирована.

Дополнительная информация о porcelana , промышленная конструкция для оптимизации.

Эмаль , фарфор и гобелен из Лимузена всемирно известны.

Los esmaltes, la porcelana y los tapices de Limousin gozan de fama internacional.

Трехмерная реконструкция с помощью компьютерной томографии, показывающая диффузную кальцификацию аорты , фарфор .

Реконструкция трехмерной компьютерной конфигурации que muestra la calcificación diffusa de la aorta de porcelana .

2008: Новые фарфоровые формы для мануфактуры Sèvres.

2008: Nuevas formas en porcelana para la Manufacture de Sèvres.

Глянцево-белый фарфор с серебряным блеском.

Acabado en porcelana blanca brillo con lustre plateado.

Наш выбор из фарфоровых чашек и вариантов обслуживания.

Nuestra selección de tazas de porcelana y opciones de servicio.

Раскрашенный вручную фарфор из бисквита с реалистичным мехом.

Bisqué de porcelana pintado a mano con pelo de apariencia realista.

Требуется особый стиль обжига фарфора .

Requerido por un disparo de porcelana de estilo en special.

Фарфоровый манекен с раздробленной кожей опасается нападения.

El maniquí de porcelana con la piel destrozada teme un ataque.

Прозрачность вызывает синее отражение фарфор .

Por Transparencia, lleva un Reflejo azul de porcelana .

Ming фарфор , слон такой же беспрецедентный.

Ming de porcelana , el elefante es como sin prevdentes.

Большой фарфор штук изготавливается дважды.

Grandes piezas de porcelana se hacen dos veces.

Раскрашенный вручную фарфор Ангел имеет красивые фактурные крылья и одежду.

El ángel de porcelana pintado a mano tiene hermosas alas y vestimentas texturizadas.

Широкая коллекция включает изделия из металла, фарфор , и декоративно-прикладное искусство.

En su colección secluye trabajos de metal, porcelana y artes decorativas entre otras.,Фарфор

— Перевод на итальянский — примеры английский


Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Романович Фарфор славится исключительным качеством.

La porcellana Romanovich известна своим качествам.

Ничто не сравнится с холодной плитой из фарфора .

Non c’è niente di meglio di una fredda lastra di porcellana .

Их коллекция из фарфора не имеет себе равных.

Большая коллекция porcellane является директором poco inguagliabile.

Большой фарфор штук изготавливается дважды.

Серебряные столовые приборы и тарелки из белого фарфора демонстрируют эксклюзивность.

Posateria d’argento e piatti in porcellana bianca palesano l’esclusività.

Описание: Ричард Джинори фарфор ангел, рождественская тема.

Описание: Angelo con flauto in porcellana decorata.Decoro natalizio Ричард Джинори.

Предоставляемые услуги Club House предлагает профессиональных фарфоровых чашек с индивидуальным логотипом.

Предлагаем услуги Club House в стиле porcellana для профессионального использования с персональным декором.

Андреа Бьяджини производит посуду из керамогранита и фарфора .

Андреа Бьяджини производит керамику для домашнего использования в цвете grès e porcellana .

Это явление бутылки, банки в основном старые фарфор .

Questo fenomeno di bottiglie, lattine in porcellana per lo più vecchi.

Оценка покупателей для Ваза из фарфора во французском стиле.

Punteggi dei clienti per Vaso di porcellana di stile francese.

Это прекрасный предмет, подлинный фарфор XVI века …

È un oggetto finissimo, porcellana autentica del XVlll secolo …

Матриарх, моя бабушка, имеет кожу фарфор и волосы, похожие на хлопок.

La capofamiglia, mia nonna, ha una pelle di porcellana e capelli без хлопка.

Такой белый, гладкий, как фарфор .

Бюст Виктории, кованый из фарфора .

Его консервный нож имеет магазин на фарфора и драгоценного стекла.

Il suo apriscatole ha un negozio di porcellane e vetri pregiati.

Просто кто-то в вагоне метро превратил фарфор и разбился вдребезги.

Un tizio sulla metro si является trasformato in porcellana e si è frantumato.

Твоя кожа из нежнейшего фарфора .

La sua pelle — это жирная еда porcellana più delicata.

Династия Сун фарфор производства имеет очень развитую для обжига фарфор роспись созданы благоприятные условия.

Produzione di porcellane della dinastia Song имеет много свитеров для питтуры делла коттура делла ceramica , созданного для избранных кондитерских изделий.

Юань основал в Цзиндэчжэне «Фарфоровую доску Fuliang », которая является первой официальной историей фарфора , ответственного за обжиг фарфора и государственного торгового представителя с необходимым фарфором .

Юань, находящийся в Цзиндэчжэне, «Fuliang porcellana Board», он является первой официальной историей корпорации porcellana , отвечает за коттеджи porcellana и является необходимым коммерческим функционалом в правительстве с

09 porcellana.

Этот небольшой фарфоровый завод был основан в Лесове в 1919 году и выпускал фарфор среднего качества.

Questa piccola fabbrica di porcellana fu fondata a Lesov nel 1919, производит porcellana di consumo di media qualità.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *