Фарфор это что: Что такое фарфор: состав, история происхождения, отличие от керамики. Виды фарфора: бисквитный и глазурованный
Что такое фарфор: состав, история происхождения, отличие от керамики. Виды фарфора: бисквитный и глазурованный

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.
Разновидности фарфора
Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.
ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.
МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.
Бисквит
Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.
Два вида росписи фарфора
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.
НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.
История происхождения фарфора
Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.
Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.
Европа
Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.
В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.
Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.
В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.
Россия
Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.
Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
Применение фарфора
Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.
Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:
- вазы и подсвечники;
- статуэтки и скульптурные композиции;
- часы и настольные лампы;
- живописные произведения;
- пасхальные яйца и прочие сувениры;
- шкатулки и канцелярские принадлежности;
- бижутерию.
Фарфор как объект коллекционирования
Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.
Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.
из чего делают и каким он бывает

В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х гг XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.
Каким бывает фарфор?
По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым.
Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.
В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.
Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский — твердым.
Расписывают фарфор тоже двумя способами.
Подглазурная роспись — это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.
При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.
В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.
Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.
За что так ценят фарфоровую посуду?
Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.
Фарфоровые чашки с тонкими стенками по весу легче, чем обычная керамика. Поэтому их удобно держать
Как выглядит фарфоровая посуда сегодня
Сегодня фарфоровая посуда переживает новый пик популярности, причем разновидностей ее очень много.
Есть роскошные коллекции ручной работы, с барочным или восточным декором, авторскими росписями и позолотой. Их дарят по особым поводам, используют на торжественных мероприятиях, в дорогих ресторанах и на важных приемах. Есть простая и прочная посуда без декора, которая подходит для кафе или ресторана. На нее можно нанести логотип или использовать как есть, часто мыть в посудомоечной машине и легко заменять, если что-то побьется. Наконец, очень популярны «крафтовые» тарелки и чашки: с неровными краями; монохромной глазурью оливковых, мятных, лавандовых, голубых оттенков; «неряшливыми» росписями. Их используют для декора и сервировки в интерьерах в стиле лофт, кантри, прованс или скандинавских.
Фарфор по-прежнему используют как декор. Блюда и вазы оформляют сюжетными росписями, оригинальными орнаментами, репродукциями классических и авангардных картин. Поэтому фарфоровые изделия удобно подбирать под любой интерьер.
что это такое, разновидности, этапы производства

Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.
О материале
Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.



Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:
- кремнезём, шамот или дегидратированная глина в качестве отощающих присадок;
- пегматит;
- глинозём технический;
- легкоплавкая фритта;
- измельчённый фарфоровый бой;
- костяная зола;
- бентонит;
- калийная селитра;
- поташ;
- алебастр;
- известковый мергель;
- мел.
В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.
Этапы производства
Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.
Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.
Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.
Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.
Глазурование и роспись
«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.
Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.
Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.
По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.
Виды материала
После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).
Твёрдый фарфор
Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.
Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.
Мягкий фарфор
Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.
Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».
Костяной фарфор
В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.
До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.
«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.
Лучшие производители сегодня
Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.
Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.
Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.
Советы по выбору
Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.
Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:
- Посуда при ударе должна издавать мелодичный, постепенно угасающий звон. Постукивать по краю чашек или тарелок нужно специальной деревянной палочкой, не прикладывая усилий. Костяной фарфор издаёт более сильный звук с выраженными металлическими нотками.
- На свету почти все фарфоровые изделия становятся прозрачными. Исключение составляет продукция Гжели, стенки которой толще общепринятого стандарта в 2,5 мм.
- Если обратить внимание на донышко, нетрудно различить неглазурованный ободок. Он нужен, чтобы во время обжига изделия не «прикипали» к подставке. У фарфора такой ободок есть обязательно, у фаянса и других видов керамики – нет. Цвет «бисквита» должен быть таким же белым, как и глазурь, серые и жёлтоватые оттенки говорят о низком качестве продукции.
- Важно, чтобы глазурное покрытие не имело дефектов и микротрещин, так называемого цека. Его наличие свидетельствует о нарушении технологии обжига. Или под видом фарфора производитель пытается продать фаянс.
- Рисунок, нанесённый вручную, никогда не бывает полностью симметричным. Толщина линий варьируется – в центре они шире, затем постепенно сужаются, следуя за движением кисти. Как правило, не допускаются рельефные мазки, которые будут ощущаться на ощупь, поэтому гладкость фарфоровой поверхности не обязательно «скрывает» деколь. А вот полностью записанные поверхности скорее всего маскируют дефекты. Лучше, если рисунок будет занимать не более 15% от общей площади изделия.
что это такое? Из чего делают? Виды и особенности состава, история производства, сфера применения мягкого и твердого фарфора
Фарфор относится к очень древним материалам, однако и сегодня является популярным и востребованным во многих отраслях по всему миру.
Что такое фарфор?
Данный материал считают одной из разновидностей керамики. Делают изделия из такого сырья путем высокотемпературной обработки белой глины – каолина, включая в состав дополнительные ингредиенты, такие как, полевой шпат, кварц, пережженную кость. Обжиг массы позволяет наделить готовое изделие водоотталкивающими свойствами, привлекательным цветом – белым либо кремовым. Кроме того, фарфор становится непористым, а материалу для производства посуды и декоративных изделий становится присущ характерный звон.
Каолин – это чистая глина, которая образуется при разрушении полевого шпата. Китайский камень перед обработкой измельчают до порошкообразного состояния, после чего смесь поддается температурной обработке в диапазоне от +1200 до +1500 градусов. В результате обжига китайский камень изменяет свою консистенцию, сплавляется, образуя непористое стекло. Каолин выделяется стойкостью к нагреву, поэтому он сохраняет свою первоначальную форму. Процесс создания фарфора считается завершенным после объединения этих материалов в одну рабочую массу.
Немного истории
Большинство источников указывают на то, что родиной фарфора является Китай. Возникновение этого сырья относят к периоду VI-VIII веку н. э. На протяжении многих лет формула и состав этого материала хранились в секрете, там же зародились интересные техники украшения, в том числе «рисовый фарфор». В Средней Азии изделия из фарфора появились приблизительно в IX веке, спустя 7 веков технология изготовления уникального сырья стала известна японским мастерам, а позднее производство фарфора началось в Европе.
История создания русского фарфора относится к XVIII веку, однако первоначально такой материал был схож с фаянсом по своим техническим характеристикам. Становление производства изделий из фарфора в Царской России имело два направления – в те времена функционировали частные мануфактуры, а также был налажен выпуск изделий из данного сырья под началом царской династии.
Среди самых известных мощностей, которые функционируют до сих пор, стоит выделить Императорский Фарфоровый завод, где изначально изготавливали небольшие предметы, такие как чайные сервизы, табакерки и пуговицы для императрицы. С приходом советской власти частные мануфактуры были национализированы, многие технологии изготовления изделий были утеряны.
В 30-е годы XX века благодаря стараниям мастеров были восстановлены некоторые азы, касающиеся изобретения качественного сырья, также начал совершенствоваться художественный аспект, касающийся росписи фарфоровых изделий.
Что касается европейского направления в истории фарфора, первыми мастерами, пытающимися создать этот материал, были итальянцы. Также в этом деле пытались преуспеть англичане, французы и немцы. Однако добиться такого результата, как у китайцев, им удалось далеко не сразу.
Первые пробы европейского фарфора скорее напоминали стекло. Настоящий прорыв в этом направлении был осуществлен в Германии, где молодым алхимиком Беттгером и физиком Вальтером фон Чирнхаусом были открыты крупные залежи белой глины, которая коренным образом отличалась от остальных ископаемых своей пластичностью.
Цех по производству сырья был открыт в 1710 году, однако изобретен материал был гораздо позднее, после долгих и упорных трудов, которые в будущем увенчались мировым признанием мейсенского фарфора.
Плюсы и минусы
Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:
- сырье является полностью непроницаемым для влаги;
- материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
- посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
- несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
- сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
- продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
- поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
- большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.
Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:
- большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
- как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
- посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.
Виды и их свойства
Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.
Твердый
Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.
Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.
Как показывает практика, такая разновидность в значительной степени уступает по качеству костяному фарфору, однако продукция из твердого вида будет в разы доступнее по стоимости.
Мягкий
Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.
Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор. Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.
Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.
Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.
Варианты росписи
Современные производители изделий из фарфора на практике применяют несколько вариантов росписи:
- надглазурная;
- подглазурная;
- внутриглазурная.
Суть надглазурного оформления заключается в нанесении красящих составов на обожженную и покрытую специальной глазурью поверхность предмета. От других красящих составов используемые вещества разнятся присутствием жидкого составляющего, который способен снизить температуру.
Подглазурная роспись делается до нанесения глазурирующего состава. Поскольку в дальнейшем такое изделие будет подвергаться воздействию температур, цветовой ассортимент используемых веществ в данном случае выделяется минимальным ассортиментом. Чаще всего для узоров используют хром или оксид кобальта.
Материал с внутриглазурной росписью поддается температурной обработке, составляющей +1200С-1300 градусов. В ходе такого воздействия нанесенный красящий состав въедается в глазурованный слой, что положительно сказывается на сохранности и яркости красок даже при их последующем контакте с кислыми средами или спиртами.
В данном случае цветовые решения варьируются от приглушенных красок в золотых, розовых или серых тонах до насыщенных цветных орнаментов на изделиях.
Обзор производителей
Сегодня можно выделить основных производителей фарфоровой продукции:
- «Кузнецовский фарфор» – небольшое предприятие, специализирующееся на изготовлении посуды и сувениров;
- Центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник» – компания, занимающаяся изготовлением сувениров, художественного фарфора, а также строительной и архитектурной продукции из керамики;
- Гжельский фарфоровый завод – крупное предприятие, которое занимается выпуском и реализацией продукции с ручной росписью;
- ПК «Дулевский фарфор» – изготовитель продукции для декора помещений, а также продукции народных художественных промыслов;
- Sagradelos – испанская фабрика по производству изделий из керамики;
- Pickman – европейский производитель фарфоровой посуды;
- английские торговые марки Royal Doulton и Wedgwood.
Как отличить от подделки?
Чтобы не ошибиться с выбором изделий из фарфора, стоит придерживаться следующих правил.
- Качественная керамика должна быть тонкой, но прочной. От того, насколько сырье будет тонким, зависит его стоимость. Поэтому в цене изделия, сквозь которые можно увидеть, как просвечиваются руки. Это касается посуды, а также декоративных изделий.
- Помимо того, что настоящий фарфор будет прозрачным, он также должен «звучать» определенным образом. Обычно изделия на предмет фальсификации проверяют при помощи деревянной палочки. Звук при ее соприкосновении с фарфором должен быть звонким и мелодичным, глухой же укажет на то, что проверяемая продукция является подделкой.
- Важно также обратить внимание на то, какой цвет будет у материала. В идеале продукция из качественного сырья будет белой или цвета слоновой кости, серый цвет должен насторожить покупателя.
- Стоит обратить внимание, как сделано изделие. Качественная продукция везде окажется безупречно гладкой, вмятины и бугорки укажут на плохое качество предложенной продукции.
- Отдельного внимания заслуживает рисунок. Даже ручная роспись должна быть однородной и аккуратной, однако допускается, если на поверхности просматриваются мазки от кисточки.
- Также стоит обратить внимание на маркировку изделий и клейма. Обычно их производитель наносит на обратную сторону изделия. Отдавать предпочтение стоит известным торговым маркам.
Особенности применения
Назначением материала является не только производство посуды и изделий для декора помещений. Фарфор используется для производства технических деталей, поскольку обладает низким показателем водопоглощения и твердостью. Это касается твердой разновидности сырья. Мягкий фарфор по большей части применим для производства художественных изделий, посуды и т. д. Также сырье востребовано в стоматологических кабинетах, в частности, для производства зубных коронок.
Фарфор выступает материалом для выпуска умывальников, унитазов и раковин, сырье востребовано в микроэлектронике, кроме того, на основе фарфора производят некоторые варианты брони.
Правила ухода
Что касается бытовых изделий из данного материала, то они требуют особого подхода к уходу и хранению. Чтобы керамические изделия сохраняли свой первоначальный внешний вид как можно дольше, стоит придерживаться таких рекомендаций.
- Мытье фарфора, особенно старинных вещей, должно проводиться исключительно ручным способом. Изделия, расписанные вручную, могут серьезно пострадать от горячей воды, а также использования абразивных губок.
- Тарелки и другую посуду нельзя мыть на весу под струей воды. Обычно емкости или предметы укладываются на пластиковую поверхность в раковине. На нее необходимо застелить мягкое полотенце, набрать воды комнатной температуры, аккуратно вымыть фарфор.
- Посуду, имеющую ручки, необходимо придерживать за корпус, не давить на тонкие или кружевные элементы емкости.
- Уход за настоящим фарфором правильнее всего осуществлять без использования бытовой химии. Чтобы удалить сильные загрязнения, допускается использование детского мыла или нейтральной химии. В некоторых случаях в воду можно добавлять немного нашатырного спирта. Обработку допускается выполнять перекисью водорода.
- Нельзя тереть фарфоровую поверхность металлическими скребками или губками с жесткой поверхностью. Правильнее будет использовать мягкую щетку или ткань.
- Фарфор не должен долгое время быть полностью погруженным в воду.
- Вымытые фарфоровые изделия нужно обязательно вытереть насухо.
- Антикварный фарфор мыть водой не рекомендуется, для него будет достаточным регулярное удаление пыли щеткой или кистью с натуральным ворсом.
Интересные факты
Во времена Гражданской войны на посуду и декоративные изделия из фарфора вместо рисунков и орнаментов наносились агитационные лозунги и символика. Это поспособствовало увеличению спроса на керамическую продукцию среди всех слоев населения. Также особо ценились такие изделия среди коллекционеров.
Несмотря на выпуск большого количества фарфоровых изделий, которые будут устойчивы к механическому воздействию, а некоторую посуду можно даже использовать в СВЧ-печах и мыть в посудомоечных машинах, дороже всего оцениваются именно старинные предметы.
На аукционах встречаются лоты с нарушением симметрии и трещинами, которые оцениваются в миллионы долларов.
В следующем видео вас ждет экскурсия на фабрику по производству чайного фарфора.
Фарфор, фаянс, керамика — отличия и как отличить
Благородный фарфор и практичный фаянс – звенья одной цепи. Это виды керамики. Отличаются они составом, технологией производства и ценой. Чтобы не обмануться, надо знать признаки, которые помогут определить подлинность фарфоровых изделий и не спутать их с фаянсовыми.
Часто мы говорим «фарфор», «фаянс» и отдельно употребляем значение «керамика». Однако на самом деле и фарфор, и фаянс являются видами керамики.
Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями. С точки зрения технологического процесса основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.
История керамики насчитывает тысячи лет, и многие ученые даже полагают, что этот материал является едва ли не самым первым, который создал человек своими руками. В первое время, когда развитие человечества было на самой ранней стадии, керамика в основном использовалась для изготовления различной посуды. Сейчас же материал широко применяется в самых различных отраслях: машиностроении, строительстве, медицине и науке. Сейчас активно применяется и нанокерамика – специальный материал, служащий для производства сложных приборов.
Фарфор является одним из видов керамики, и если быть более точным – одним из видов тонкой керамики. Его получают путем высокотемпературного обжига различных смесей, что делает его непроницаемым для воды и даже газа. Главной внешней отличительной особенностью этого вида тонкой керамики является тот факт, что фарфор просвечивается. Многие производители сувениров активно пользуются этим свойством материала, создавая красивые просвечивающиеся статуэтки, пользующиеся огромной популярностью среди покупателей.
Кроме того, фарфор имеет ряд особенностей, которые отличают его от других материалов:
- Фарфор — плотный, звенящий, на изломе белый, твердый, как стекло.
- Если легонечко ударить по фарфоровому изделию деревянной палочкой, то можно услышать чистый и высокий звук, который характерен только для фарфора. У фаянса глухой и низкий звук.
- Если на ободке донышка изделия есть глазурь — значит перед нами фаянс, а если глазури нет — значит фарфор. Связано это с тем, что в производстве, фарфор в отличие от фаянса обжигается при более высокой температуре. Также фарфор обжигаюи 2 раза, причем второй раз — после нанесения глазури. Если глазурь не счистить с донышка, то она расплавится и изделие приклеется к подставке.
- В отличие от других видов керамики, фарфор со временем практически не меняет свой внешний вид. Практически весь фаянс с возрастом покрывается мелкой паутинкой трещин (цек, кракелюр). Это естественный процесс и не считается дефектом. Твердость фарфора препятствует образованию на нем каких-либо трещин. Трещины на фарфоре — это уже дефект.
В чем же разница между керамикой и фарфором? Можно сделать вывод, что фарфор и керамику не стоит сравнивать, как два каких-то схожих понятия. Фарфор – это, прежде всего, вид тонкой керамики, наряду с фаянсом и майоликой. Именно с этими материалами стоит проводить сравнение.
Фаянс («faience») пришел из итальянского языка от названия города Фаэнца, одного из центров керамического производства. Это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По составу фаянс мало чем отличается от фарфора, но меняется соотношение смесей и добавок: в нём больше глины (85% от веса). Также температур обжига ниже: от 1050 до 1280°С.
У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, что увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. То есть фактически любая цветная кружка или чашка на вашей кухне — это фаянс.
По составу и свойствам различают: глиноземный (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.
Фарфор — это… Что такое Фарфор?


Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Свойства
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор
Твёрдый фарфор (англ.)русск., в состав которого входит 47—66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).
Мягкий фарфор
Мягкий фарфор (англ.)русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор (англ.)русск., в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия[1].
Способы декорирования фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервизПалитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).
Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый — «настоящий» — фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.) Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
История
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.
Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора.[2]
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.
В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.
Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея[3].
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
что это такое, из чего делают, производство.
Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.
Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.
В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.

Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.
История происхождения
Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.

Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.
Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.
В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».
Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.
Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.
Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.
С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.
Классификация
Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.
Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.
Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.
Твердый фарфор
Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.
Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.
При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.
Данный вид фарфора имеет несколько назначений:
- хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
- художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
- промышленный – электроизоляционные материалы;
- химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Костяной фарфор
Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.
Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.
Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Мягкий фарфор
В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.
Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.
Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.
Используется в производстве художественных изделий.
Этот фарфор имеет несколько видов.
Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.
Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.
Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.
Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.
Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.
Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.
Широко используется в лепке скульптурных композиций.
Бисквитный фарфор
Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

Роспись изделий
На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.

Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.
Характерна в основном для китайского антикварного фарфора. Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури. Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.
В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.
Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.
Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.
Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.
Декор
Особый интерес в украшении фарфора вызывает декор.

Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.
Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.
Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.
Посуда становится более изящной и хрупкой.
Заключение
Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.
Неслучайно его называют «белым золотом».
Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.
В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.
Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Фарфор — это керамический материал, изготовленный путем нагревания материалов типа глины до высоких температур. В его состав входит глина в виде каолинита.
Существует различие между фарфором с твердой пастой , обожженным при 1400 градусах Цельсия, и фарфором с мягкой пастой , обожженным при 1200 градусах Цельсия. Костяной фарфор — это фарфор с мягкой пастой, изготовленный из костяной золы и каолинита.
Сырье для фарфора при смешивании с водой образует пластичную пасту. Перед обжигом в печи пасте доводится до требуемой формы.
Китай [изменить | изменить источник]

Фарфор возник в Китае, и «фарфор» — это общее название продукта. К периоду Восточной LV династии Хань (196–220 гг. Н.э.) глазурованные керамические изделия превратились в фарфор. [1] [2] [3] Фарфор, изготовленный во времена династии Тан (618–906 гг. Н.э.), экспортировался в исламский мир, где пользовался высокой ценой. [3] Ранний фарфор этого типа включает трехцветный глазурованный фарфор, или sancai изделий. Фарфоровые изделия в том смысле, в котором мы их знаем сегодня, могут быть найдены во времена династии Тан, [4] , а археологические находки отодвигают их датировку еще во времена династии LV Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). [2] Во времена династии Суй (581–618) и династии Тан (618–907) широко производился фарфор.
Европа [изменить | изменить источник]

В 1712 году многие секреты китайского фарфора были раскрыты в Европе французским отцом-иезуитом Франсуа Ксавье д’Энтреколь и опубликованы в « Lettres édifiantes et curieuses de Chine par des missionnaires jésuites ». [5]
Германия [изменить | изменить источник]
В начале XVI века португальские торговцы вернулись домой с образцами каолиновой глины, которая, как они обнаружили в Китае, необходима для производства фарфоровых изделий. Однако китайские методы и композиция, используемые для производства фарфора, еще не были полностью изучены.
В немецкой земле Саксония поиски завершились в 1708 году, когда Эренфрид фон Чирнхаус добыл твердый, белый, полупрозрачный фарфор из каолиновой глины и алебастра, добытый на саксонском руднике в Кольдице. [6] [7] Это была тщательно охраняемая коммерческая тайна саксонского предприятия. [7] [8]
Фон Чирнхаус и его помощник Иоганн Фридрих Бёттгер были наняты Августом Сильным и работали в Дрездене и Мейсене в Саксонии. В записке мастерской указано, что первый образец твердого, белого и застеклованного европейского фарфора был изготовлен в 1708 году. В то время исследования все еще контролировал Чирнхаус, но он умер в октябре того же года.Беттгер сообщил Августу в марте 1709 года, что он может делать фарфор. Обычно ему приписывают открытие европейского фарфора. [9]
Франция [изменить | изменить источник]

Первый важный французский фарфор из мягкой пасты был изготовлен на фабрике Сен-Клу до 1702 года. Фабрики мягкой пасты были открыты в Шантийи в 1730 году и в Меннеси в 1750 году. Фарфоровая фабрика в Венсенне была основана в 1740 году, а позже переехала в более крупный. помещения в Севре. [10] в 1756 году. Мягкая паста Vincennes была белее и совершеннее, чем любой из ее французских конкурентов, что вывело фарфор Vincennes / Sèvres на лидирующие позиции во Франции. [11]
Англия [изменить | изменить источник]
Первая мягкая паста в Англии была продемонстрирована Томасом Брианом Королевскому обществу в 1742 году и, как полагают, была основана на формуле Сен-Клу. В 1749 году Томас Фрай получил патент на фарфор, содержащий костную золу. Это был первый костяной фарфор , позже усовершенствованный Джозайей Сподом.

За двадцать пять лет после демонстрации Бриана в Англии было основано полдюжины фабрик по производству мягкой пасты для столовых приборов и фигурок. Некоторые известные фабрики были:
Уильям Кукуорти обнаружил месторождения каолиновой глины в Корнуолле. Это помогло развитию фарфора и другой белой керамики в Англии. На фабрике Кукуорти в Плимуте в 1768 году использовалась каолиновая глина и фарфоровый камень. [16] Изготовил фарфор, состав которого схож с китайским фарфором начала 18 века.
- ↑ Глазурь, глазури: стекловидная (стекловидная) эмаль или фарфоровая эмаль получают путем наплавления порошкового стекла на подложку путем обжига. Порошок плавится, растекается и затем затвердевает, образуя гладкое прочное стекловидное покрытие на керамике, металле или стекле.
- ↑ 2,0 2,1 Келун, Чен (2004). Китайский фарфор: искусство, элегантность и признание . Сан-Франциско: Long River Press. п. 3. ISBN 978-1-59265-012-5 .
- ↑ 3.0 3,1 « Фарфор «. 6-е изд., Колумбийская энциклопедия, 2008. Проверено 27 июня 2008 г.
- ↑ Adshead, S.A.M. (2004). Тан Китай: Возвышение Востока в мировой истории. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1-4039-3456-8 (в твердом переплете). Стр. 80 и 83.
- ↑ Baghdiantz McAbe, Ina 2008. Ориентализм в ранней современной Франции . Оксфорд: Берг, стр. 220. ISBN 978-1-84520-374-0.
- ↑ Бернс, Уильям Э. 2003. Наука в просвещении: энциклопедия .Санта-Барбара: ABC-Clio. С. 38–39. ISBN 978-1-57607-886-0
- ↑ 7,0 7,1 Ричардс, Сара (1999). Керамика восемнадцатого века: товары для цивилизованного общества . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 23-26. ISBN 978-0-7190-4465-6 .
- ↑ Wardropper, Ян (1992). Новости из светлого будущего: советский фарфор из коллекции Крейга Х. и Кей А. Тубер . Чикаго: Институт искусств Чикаго.ISBN 978-0-86559-106-6 .
- ↑ Глисон, Джанет. «Аркан », точный исторический роман о жадности, одержимости, убийствах и предательстве, которые привели к созданию мейсенского фарфора. Bantam Books, Лондон, 1998.
- ↑ Хейльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен.
- ↑ Метрополитен-музей
- ↑ Наука о раннем английском фарфоре. IC. Фристоун. Шестая конференция и выставка Европейского керамического общества .Том 1, Брайтон, 20–24 июня 1999 г., стр. 11–17.
- ↑ Сайты Фарфорового завода Челси. E.Adams. Керамика (1), 55, 1986.
- ↑ «История». Королевское королевское дерби. Проверено 1 ноября 2011.
- ↑ История Royal Crown Derby Co Ltd, из Британских гончаров и гончаров сегодня . 1956
- ↑ Китайский камень: среднезернистый, частично разложившийся гранит с высоким содержанием полевого шпата.
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Porcelain . |
Что такое фарфор? (с иллюстрациями)
Фарфор — это очень твердая, полупрозрачно-белая керамика, которая производилась в Китае с 600-х годов и в Европе с 1700-х годов. Поскольку он был связан с Китаем и часто использовался для изготовления изящных тарелок, чашек, ваз и других произведений изобразительного искусства, его иногда называют «тонким фарфором». Некоторые мастера проводят различие между фарфором с твердой пастой, изготовленным в традиционном китайском стиле, и фарфором с мягкой пастой, утверждая, что только мягкая паста является настоящим фарфором, но эти термины используются как взаимозаменяемые в большинстве остального мира.

Глина веками использовалась для изготовления посуды и изобразительного искусства, а истоки фарфора уходят корнями в династию Хань, когда китайские мастера впервые соединили белую каолиновую глину с молотым гранитом и обожгли ее при чрезвычайно высоких температурах.В результате получилось упругое, полупрозрачное, звучное и красивое изделие из керамики. Эта техника была усовершенствована во времена династии Тан, около 600 г. н.э., для создания прочных, тонких стен, которые были действительно прозрачными. Европейские авантюристы были очарованы уникальным и красивым материалом, который сильно отличался от керамической посуды, производившейся тогда, и попытались воспроизвести его.

Ранние европейские результаты дублирования керамики привели к созданию фарфора с мягкой пастой, изготовленного из глин и силикатов. В 1700-х годах немецкая гончарная компания успешно изготовила костяной фарфор, который очень похож на настоящий фарфор, путем смешивания кальцинированных костей, глины и полевого шпата. Костяной фарфор чрезвычайно прочен и относительно прост в изготовлении, и он стал популярным во многих англоязычных странах, хотя настоящий фарфор предпочитают в большинстве стран Европы и Азии.Великобритания и Германия производят большое количество как для использования в Европе, так и для экспорта в другие страны.

Фарфор начинается с бледной глины, такой как белый фарфор, с небольшими плотными зернами, которые измельчаются до однородности.Такие материалы, как стекло, полевой шпат и гранит, измельчают вместе с глиной перед добавлением воды в смесь, чтобы ее можно было обработать. Глине придают желаемую форму перед обжигом в печи для печенья при умеренных температурах. После бисквитного бисквита наносится глазурь, и изделие обжигается при высокой температуре, в результате чего получается сплавленная прочная керамика, деликатная, полупрозрачная и очень полезная. Фарфор используется не только для изготовления столовой посуды, но и для изготовления электрических изоляторов, плитки, сантехники и вставных зубов.



Что вам нужно знать?
Два типа столовой посуды, на которые чаще всего встречаются потребители, включают фарфор и керамику. Эти два очень исключительные, но выглядят потрясающе и могут использоваться десятилетиями. Выбирая особые виды посуды, очень важно понимать, что делает каждую из них уникальной, включая плюсы и минусы каждого предмета. Прежде чем принять решение о форме посуды, которую вы купите для своего частного дома, лучше узнать о вариациях, чтобы вы могли принять хорошо обоснованное решение.
Что нужно знать о керамике и фарфореКерамогранит или фарфор: разница между двумя
Основное различие между керамогранитом и керамогранитом состоит в том, что столовая посуда из керамогранита имеет один наиболее эффективный метод обжига при одинаковой температуре. Самобытная форма глины также используется в керамограните. Любое другое существенное различие между керамогранитом и керамогранитом состоит в том, что керамогранит может быть синего цвета, а не только белого. Вы также можете увидеть оттенки насыщенных, атласных или матовых, помимо других дизайнов.
Керамогранит изготавливается из обожженной глины, что делает его намного более стойким. Он обжигается при температуре около 2185 ° F и становится стекловидным. Это означает, что он имеет природу стекла. После обжига он становится прочным и устойчивым к сколам.
Фарфор изготавливается из некоторых материалов. Легкая глина, такая как China White, является первой очищенной тканью, известной как каолиновая глина. Различные вещества, состоящие из полевого шпата, гранита и стекла, измельчаются и смешиваются с глиной. Продукт зажигается в печи для бисквитного печенья при умеренной температуре после того, как будет добавлено достаточно воды для получения заполнителя.Следующий процесс — остекление и «сверхтемпературный» обжиг. Глина для фарфора также обжигается при температуре выше 2300 ° F. После обжига он покрывается прозрачной глазурью, которая делает белый цвет более заметным. В результате получится тонкий и полупрозрачный кусок глиняной посуды.
Керамогранит отличается от керамогранита множеством подходов, среди которых:
- Цвет
- Техника обжига
- Прочная и долговечная, но менее хрупкая и изысканная
- Пористая и непрозрачная
- Более тяжелая, чем другие
- Может иметь разные цвета и отделку
Варианты подогрева и выпекания
Подумайте, как будет использоваться посуда.Если он предназначен для повседневного использования во время еды или для разогрева остатков еды, керамическая посуда может быть наиболее подходящим предпочтением. Если посуда предназначена для особых встреч или особых случаев, обратите внимание на дизайн и деликатность фарфора. В то время как другая столовая посуда не предназначена для разогрева и использования для выпечки, керамическую посуду и фарфор можно использовать для приготовления или выпечки пищи. Однако для этого есть и ограничения. Для обеих посуды нет необходимости регулировать температуру.
В духовке должна быть небольшая температура около 225 ° F в течение 10 минут, прежде чем помещать посуду внутрь.После этого можно постепенно увеличивать температуру, при этом больше не нужно использовать влажные тряпки для удерживания горячих блюд. Однако перед мытьем или ополаскиванием рекомендуется дать горячему блюду остыть. Оба типа не следует держать под прямыми солнечными лучами или в нужных теплых местах. Их также можно использовать для разогрева в микроволновой печи, в зависимости от рекомендаций производителя. Единственная разница в том, что фарфоровую посуду с металлическим ободком нельзя нагревать в микроволновой печи. Благодаря тому, что керамогранит и керамика могут использоваться в печах и микроволновых печах, они считаются универсальными продуктами.
Если вы в конце концов решили купить правильно подобранный керамический сервиз, соответствующий вашему характеру, просто знайте свои желания. Ваш новый набор посуды должен быть надежным и долговечным. Поэтому важно выбрать, что вы собираетесь покупать, в соответствии с вашими предпочтениями. Чтобы помочь вам определиться, мы сузили первые вариации керамики между двумя наиболее популярными типами тканей: фарфором и керамикой.
Фарфор
Фарфоровая керамика родом из Китая как прекрасное дополнение к любому обеденному столу.Он построен из высококачественной глины и обжигается при чрезвычайно высоких температурах, в результате чего он напоминает кувшин. Из-за тонкой текстуры глины куски можно сделать очень тонкими, что в целом приведет к прозрачной поверхности; однако эта система дополнительно делает посуду особенно уязвимой для сколов и поломок. Хотя фарфор обычно изготавливают из тонкой каолиновой глины, было также признано, что он изготавливается из муки из костей животных, что дает термин «костяной фарфор».Он может быть намного менее долговечным, чем керамогранит, но его красота обычно перевешивает эту реальность.
Фарфор используется вместе со многими стилями керамики, в том числе с некоторыми керамическими изделиями, хотя они не всегда равнозначны. Самым большим отличием, помимо оригинальной текстуры глиняной ткани, используемой ежедневно, является способ изготовления каждого из этих продуктов. В то время как керамогранит лучше всего обжигается и остекловывается один раз, фарфор проходит этот процесс два раза, что делает его более твердым и менее пористым.Фарфор намного дороже, чем керамогранит. Однако эксклюзивный дизайн и отделка также могут иметь значение.
Фарфор обычно легче по весу, тоньше и имеет нежный вид. Этот тип столовой посуды обычно предназначается для необычных ужинов или мероприятий, однако может использоваться и для повседневного использования. Фарфор в настоящее время обычно неокрашен или в любом другом случае помечен другим цветом, так как первоначальная привлекательность — это белый цвет. Дополнительные преимущества керамогранита включают его ярко-белый цвет, в отличие от серого или коричневого цвета керамогранита, который дает более яркие цвета.Он способен противостоять тепловому сюрпризу или тенденции предметов ломаться или становиться хрупкими, в то время как проблемы с изменениями высоких температур.
Керамогранит
Керамогранит изготавливается из вспученной глины, камня и кремня, что делает внешний вид и текстуру каждого изделия уникальным. Иногда его делают с добавлением крупной соли в печи, что придает ему грубый вид, но он также может напоминать гладкую поверхность фарфора. В отличие от фарфора, который может быть трудно разводить из-за его уникального состава, керамогранит не требует других веществ, чтобы подчеркнуть его великолепие и увеличить его энергию.Керамогранит ценится за его прочность и простоту изготовления.
Керамогранит проходит метод однократного обжига, что обеспечивает получение более теплых и дополнительных натуральных оттенков. Это позволяет четко различать эти 2, несмотря на то, что готовый продукт выглядит сопоставимым. Обязательно переверните изделие, чтобы изучить цвет дна. Если он ярко-белый, это фарфор, а если он гораздо темнее и мутнее по тону, то это керамика. Дополнительные преимущества керамогранита заключаются в его первоклассной прочности, устойчивости к царапинам и пятнам, а также простоте очистки.
Подобно фарфору, он может подвергаться тепловому удару из-за того, что может мгновенно перемещаться из холодильника в духовку и снова без трещин. Выбор правильного набора посуды не должен быть трудным, но он должен включать в себя огромное количество исследований. Убедитесь, что вы выбрали для своей семьи первоклассный набор керамической посуды, взвесив все варианты, включая преимущества и недостатки керамической посуды и фарфора.
Масштабирование по вашему выбору
После того, как вы определились, какую посуду вы покупаете, будь то фарфор или керамика, пора запросить образец.Это может показаться ошеломляющим, поскольку существует буквально множество шаблонов, из которых можно выбирать. Для большинства людей выбор образца — это самый трудоемкий компонент покупки посуды. Но это то, что следует принимать во внимание с реальной точки зрения.
Всегда отлично принимать во внимание, как посуду можно использовать, прежде чем покупать. Таким образом, желательно просмотреть продукты перед покупкой, поскольку вы и ваша семья будете использовать каждый день в течение длительного времени.Намного важнее выбрать то, чем вы будете наслаждаться в течение многих лет, что также может быть передано последующим поколениям.
.Преимущества фарфора и почему он лучше других материалов.
Последние достижения в технологии производства позволяют нам производить керамогранит, неотличимый от натурального камня и других материалов. Мы предлагаем удивительный ассортимент плитки, имитирующей драгоценный мрамор и натуральное дерево, бетон и металл. Универсальность этих дизайнов делает керамогранит идеальным выбором как для современных, так и для традиционных помещений.
Керамогранит изготавливается из особо чистых глин и минералов, которые формуются путем сухого прессования, а затем обжигаются при очень высоких температурах (1250ºC).В результате получается полностью остеклованная плитка с чрезвычайно низким уровнем водопоглощения. Он тверже, прочнее и долговечнее любого натурального камня — даже гранита — и обладает превосходной стойкостью к сколам.
Он настолько прочен, что его часто используют в салонах автомобилей и лодок, а также на внешних подъездных путях.
Поскольку поверхность не подвергается истиранию, внешний вид плитки остается неизменным на протяжении всего срока ее службы. Вот почему фарфор рекомендуется для коммерческих и промышленных применений с интенсивным движением, таких как аэропорты, вокзалы, торговые центры, универмаги, рестораны, гостиницы, офисы и учебные заведения.
Фарфор также хорошо переносит отрицательные температуры. Это важное качество делает его идеальным решением для наружных работ, таких как облицовка, внутренние дворики, зимние сады, бассейны и ландшафтный дизайн в холодном климате.
Фарфор практически непроницаем для воды. В отличие от натурального камня, плитка не повреждается водой, поэтому герметики не нужны. В случае затопления плитку просто нужно просушить и очистить; другие материалы необходимо будет заменить.Кроме того, керамогранит — самый подходящий тип напольного покрытия для полов с подогревом, поскольку он эффективно сохраняет тепло.
Поскольку фарфор непроницаем и чрезвычайно гигиеничен, его часто рекомендуют для областей, требующих строгих гигиенических режимов, таких как клиники и больницы, медицинские кабинеты, лаборатории и салоны красоты. Он также невосприимчив к кислотам, щелочам, сильным моющим средствам и растворителям — ничто не может проникнуть через поверхность плитки и повредить ее. Это важный атрибут для лабораторий, магазинов и испытательных площадок.
Фарфор производится из натурального сырья, а минимальные отходы перерабатываются обратно в производственный процесс. Он не содержит химикатов, таких как гидроизоляционные агенты, лаки или смолы. В отличие от натурального камня, он не полируется свинцом и не выделяет газов при воздействии огня.